Духовный отец как его найти. Зачем необходимо духовное руководство? Нужен ли человеку духовный наставник

  • 30.08.2019

Кто такой духовник? Как не ошибиться в выборе духовного наставника? На эти сложные вопросы Вам ответит епископ Пантелеимон (Шатов) в данной статье.

Кто такой духовник, духовный отец? Лучше искать духовника из монахов или из женатого духовенства?

Духовником обычно называют священника, к которому регулярно ходят на исповедь (у кого исповедуются по преимуществу), с кем советуются в сложных жизненных вопросах. Слова духовника принимают как совет. Тот духовник, который требует абсолютного подчинения себе, настаивает на буквальном, строгом, неукоснительном исполнении своих советов, претендует на роль старца – может сильно навредить; духовника нужно выбирать, как мне кажется, кроткого и смиренного.

Духовный отец – это духовник, который давно знает человека, приходящего к нему на исповедь, хорошо с ним знаком, засвидетельствовал своим внимательным отношением к человеку свою любовь к нему. Я обычно не делаю различия между духовником и духовным отцом, мне кажется, это понятия в принципе одинаковые, но духовный отец –– это, возможно, тот духовник, который в большей степени заботится о своих духовных чадах, уделяет им больше времени, кого сами духовные чада называют духовным отцом.

Как выбрать духовника?

Отношение к духовнику должно быть все-таки осторожным. В наше время есть случаи, когда священники уклоняются от того, чтобы быть духовниками, или по ложному смирению, или по нежеланию заниматься пастырским трудом, а бывает другая крайность, когда человек возомнил о себе, что он хороший духовник, и ему нравится управлять духовной жизнью своих чад, – таких духовников, конечно, нужно избегать. Духовник должен быть и добрым и смиренным, но и взыскательным и строгим.

Духовник может быть и из монахов, и из белого духовенства, всё зависит от человека, а не от того, к какому сословию он принадлежит. И в миру есть как очень хорошие священники, так и нерадивые, и в монастыре есть люди, которые дают совершенно неправильные советы, невыполнимые епитимьи и поклоны за уже исповеданные грехи, а есть замечательные старцы. Также бывает, что монашествующие, которые ушли в монастырь в молодом возрасте, плохо знают семейную жизнь и иногда могут ошибиться в своих рекомендациях, не понимая все тонкости семейных проблем.

Исповедаться лучше только у своего духовника, правда бывает такая крайность, когда человек отказывается, даже в случае нужды(болезнь, долгое отсутствие духовника) исповедоваться у другого священника.

Есть опасность, особенно для девушек, женщин – душевной привязанности к духовнику. Иногда это приводит к очень тяжелым последствиям. Здесь нужно отличать душевную привязанность от духовной связи с духовником. Как отличать душевную привязанность? Ее признаками являются: ревность, зависть к другим(«им батюшка больше уделяет времени, а мне меньше»), желание одной ласковости со стороны духовника, обиды на его строгость.

Нельзя допускать душевной привязанности к духовнику, нужно этого очень бояться. Если появляются какие-то проблемы в отношениях с духовником, можно подойти к духовнику вашего духовника и попытаться с ним эти вопросы решить.

Можно ли подвизаться без духовного руководства? Вопрос праздный, ибо ответ на него очевиден: нельзя. Без наставника в такой сложной области, как духовная, никак не обойтись. Но как найти духовного руководителя? Надо ли активно и целенаправленно искать, ездить по обителям, ходить от одного батюшки к другому?.. Как понять, что вот этот батюшка - твой духовник? И каким должно быть его руководство? Разъяснения дают пастыри Русской Церкви.

Тайна Божиего попечения

Игумен Лука (Степанов) :

Как найти духовника? Не искал, не знаю. Мне, 22-летнему, духовник был дарован Богом в момент моего крещения. Потому его роль в своей жизни я осознаю как промыслительную данность, необходимую для моего спасения. Если даже земные браки «свершаются на Небесах», то обретение духовника тем более обнаруживается из тайны Божиего попечения о верующей во Христа душе.

У нас есть пример Христа, есть Евангелие, есть Предание Церкви

Тут нет одного ответа, это глубоко индивидуально. Как найти духовника? Не знаю, его может Бог послать неожиданно, а бывает, что его можно всю жизнь искать и не найти или найти. У всех по-разному, но что важно для всех христиан: никто не отменял Евангелия, выраженное в ее непростой истории, традиции, духовной литературе, богослужении. Разве это второстепенные вещи? Духовник - это не панацея и не решение всех проблем. Наверное, 95% христиан не имеют духовников (не просто исповедующих батюшек, а именно духовников). И им закрыто Царство Небесное? А Христос? Не Он ли его дарует? Поэтому если духовник ищется, чтобы стать живым Христом на земле, заслонить Его, - в нем нет никакого смысла, а только вред.

Бог пошлет тебе духовного руководителя - только не пропусти

Духовного руководителя найти трудно. Но замечено многими людьми: и учеными, и богословами, и подвижниками: если ты просишь у Бога духовного руководителя, Он пошлет его тебе. Он пошлет тебе, только не пропусти. Но если ты будешь просить какого-то совершенно невероятного, великого, святого, ты можешь просто не дождаться такого. Владыка Онуфрий в одном из интервью сказал: «Мне не нужно прозорливого руководителя, потому что я сам знаю все свои грехи. Что там больше обозревать? И так все ясно. Мне не нужно святого руководителя, зачем? что мне это даст для спасения? Мне нужен человек, который поймет меня, который не осудит, который подставит плечо. И который знает, что нельзя требовать от человека невероятных и удивительных высот, которых мы никак не достигаем. Он просто может понять, почувствовать и помочь в самых трудных моментах». Если просить такого руководителя, о котором говорил владыка Онуфрий, то Бог пошлет его.

А без духовного руководства вообще спасаться нельзя. Без духовного руководства это гибельно и смертельно. Нельзя ни в чем никогда на себя полагаться. Я всегда для современных людей привожу такое сравнение: космические корабли и космические станции летают непременно при помощи и под внимательным контролем станции наземного управления, потому что в космосе, как известно всем, космонавты даже юмор воспринимают не так, как на Земле. И они могут не понять и не увидеть того, что с их космическим кораблем делается. Им осторожно-осторожно так с Земли говорят: «Мы должны включить такие-то двигатели, чтобы выровнять вашу орбиту, приподнять ее чуть-чуть, чтобы она больше не снижалась». Это значит, что через 10 минут на полторы, 25 или 30 секунд включатся двигатели, и вы не дергайтесь, не пугайтесь этого. Чтобы они осознали это и действительно не испугались.

Нечто похожее требуется любому человеку. У нас сознание, не твердо отражающее действительность. Оно постоянно меняется. У меня есть даже такой термин: «плавающее сознание». Нет постоянного и твердого соответствия нашего сознания действительности. И вот тут необходим . Он должен сказать: «Стоп-стоп-стоп! Почему? А это куда? А это что такое?» Он должен помогать - и помогать доброжелательно, с любовью.

Никто не застрахован от ошибок и промахов. И даже самые великие подвижники обязательно идут к духовнику и исповедуются.

Духовник необходим, чтобы в нужный момент сказать нам: «Стоп! Ты куда?»

На меня очень сильное впечатление произвело, как Святейший Патриарх Пимен, у которого я был иподиаконом, однажды во время службы, прямо перед Причастием, вдруг подозвал отца Алексия Демина, 90-летнего клирика Патриаршего Богоявленского собора, и сказал: «Я должен исповедоваться». Он отошел к жертвеннику и исповедовался. И простой батюшка сельский, обычный, взял крест напрестольный, прочитал разрешительную молитву и благословил голову Святейшего Патриарха. Потому что патриарх, как хороший опытный монах, знает, как страшно небольшое отклонение в сторону, и если сейчас не затормозить - даже в исповеди простому священнику, последствия могут быть ужасающими и страшными.

Вот почему необходимо всегда исповедоваться, во всех случаях, даже вот как Святейший Патриарх Пимен на ходу исповедовался, чтобы быть твердым умом и твердо стоящим на земле без всяких отвлечений и всяких уходов в сторону в созидании своего спасения.

Послушание - это принцип богоподобия

Протоиерей Максим Козлов :

Важность духовного руководства исходит из простого, но совершенно базового христианского принципа - принципа . Сын был послушлив Отцу даже до смерти, и смерти крестной. Принцип послушания - это не дисциплина в церкви, для того чтобы епископам и священникам проще было управлять паствой, а это принцип богоподобия, который может и должен быть нами реализован в нашей жизни. Безусловно, это возможно в семье у детей по отношению к родителям, у младших по отношению к старшим, у супругов по отношению друг к другу в той или иной мере. Но естественнее всего это может быть реализовано через духовное руководство в Церкви: на приходе, в монастыре.

Меры и пределы здесь могут быть очень различными, но самое главное, на мой взгляд, чтобы тот, кого вы ищете в качестве духовного руководителя, был хорошим человеком. Все остальное может быть очень по-разному, это все остальное - трудно измеряемые вещи: молитвенность, многолетний опыт и еще что. Просто по-настоящему хорошим человеком. Не значит - без ошибок, без греховных отступлений, без каких-то несовершенств, но в главном, в основном, в том, что душа чувствует, - хорошим человеком. Хорошего человека можно слушаться.

Если нет традиции преемства духовничества, мы имеем дело с новоделом

Чтобы не обмануться в духовнике, надо четко знать, что у него тоже есть духовник

Говорил: в последнее время духовных наставников не будет - спасайтесь по книгам. Это субъективная реальность наших дней, но, по милости Божией, еще сохраняются люди, которые имеют навык духовного руководства.

Но для того, чтобы не обмануться в духовнике, надо четко убедиться, что у него тоже есть духовник, а у того духовника - тоже духовник. Потому что если нет этой традиции преемства духовничества, то мы имеем дело с новоделом. А новодел - всегда плохо, это всегда имитация чего-то. Поэтому очень важно, чтобы сохранялось преемство духовного руководства от одного духовника к другому. Этим, кстати, была сильна Оптина пустынь, которая через Паисия Величковского возродила афонскую традицию преемства от одного старца к другому. К сожалению, сейчас очень многим этого недостает и старцами становятся какие-то младостарцы, которые сами не находились под духовным управлением, и, общаясь с такими людьми, мы рискуем выдать за что-то действительно ценное и значимое то, что на самом деле является дешевым новоделом и не более того.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности

Священник Валерий Духанин :

Тот, кто вовремя нашел духовника, - счастливый человек. Мне в этом отношении очень не повезло. Прежде чем обрести здравое духовное руководство, я прошел через ложное наставничество и понес огромное душевное повреждение. Поэтому мне есть с чем сравнивать.

Руководство у духовника - бесценный дар, который, может быть, даже не сразу осознается. Разве мы сразу ценим то, что у нас есть родители? Понимаешь ценность этого только потом. Так и в отношении духовника.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности. Можно ли самому научиться водить автомобиль, выучить иностранный язык без учителя или пройти без проводника через незнакомую местность? Если и бывает такое, то лишь в исключительных случаях. Для всех же общим правилом является необходимость руководства. В самых тяжелых ситуациях моей жизни не раз спасала от бед именно откровенность перед духовником и его молитва и внимание. Поэтому сейчас я знаю точно: хочешь спасти свою душу, имей духовника.

Для человека вообще важно, чтобы кто-то услышал его в бедах и горестях, смог дать нужный ему совет. И, собственно, кто мог бы стать здесь еще более надежной опорой, как не священнослужитель, которому Бог вверил Свою благодать для укрепления верующих? Духовничество очень нужно. Иначе христиане вместо священника будут спешить к психологу и говорить, что у него они получили пользы больше, нежели у батюшки.

Конечно, для прощения греха неважно, кто тебя исповедует. Само Таинство исповеди с чистым раскаянием испепеляет грехи, потому что перед Святым Духом наши грехи словно солома перед огнем. Раскаянный, исповеданный грех исчезает. Но если посредством греховной жизни и погружения в заблуждения с душой произошли внутренние сломы, то раны остаются еще долго, они напоминают о себе. Вот почему так бывает нужен духовник, тот, кто знает все твои душевные особенности, все жизненные преткновения, ошибки, слабости и повреждения, полученные и совершенные твоей душой. Духовник - это тот, кто находит ключик к проблемам твоей души и помогает тебе выйти из них, обратившись к Богу. Духовник помогает обрести тот твой личный путь, на котором душа раскроется перед Господом и примет Его благодать.

Как же найти духовника? Во-первых, надо очень просить об этом Господа. Во-вторых, постарайтесь заметить, перед кем из батюшек ваша душа в особенности раскрывается, чьи наставления особенно разрешают возникшие у вас проблемы.

Духовник, прежде всего, обнаруживает внутреннее неустройство духовного чада

Зачастую мы идем к духовникам с каким-то вопросом, надеясь найти ответ. При этом наивно думаем, что, получив разрешение вопроса, тут же облегчим себе жизнь. Однако опытные духовники видят, что каждый из нас страдает не от нерешенного вопроса, а от целого комплекса духовных проблем, о которых мы, может быть, даже и не задумываемся. Поэтому подлинное духовничество заключается не только в разрешении сиюминутных вопросов, а прежде всего во вскрытии в духовном чаде его основных внутренних неустройств, в решении проблем, мешающих чаду, по сути, быть с Богом.

Зачастую нам нравятся те духовники, которые позволяют нам делать то, чего мы сами хотим. Услышать горькую правду о своем образе жизни больно, менять себя страшно, и потому мы часто ищем, чтобы духовник подстраивался под нас, смягчал требования духовной жизни и помогал, так сказать, заключать компромисс нашей совести с нашей расхлябанностью. Вот это очень неправильно. Важно найти духовника, который бы помогал потихоньку менять себя, освобождаться от ветхости, который подбирал бы то духовное лечение, которое окажется наиболее эффективным против наших главных страстей.

Духовник видит нас со стороны

Священник Александр Сатомский :

Духовное руководство крайне необходимо для христианина. В любом деле, начинаемом с нуля, человеку нужен помощник, наставник. Нельзя добиться результатов в иностранном, занимаясь по самоучителю. Невозможно получить результата в спортзале, не обращаясь к тренеру. Так же и в духовной жизни: нужен кто-то, кто видит вас со стороны, а также (дай Бог) обладает определенными навыками в духовной жизни, которым может не от книжек, а от опыта научить.

Духовник - это тот человек, у которого прихожанин регулярно исповедуется и с которым советуется по разного рода вопросам внутренней жизни. Для того чтобы такого человека встретить, нужно молиться о такой встрече, побывать на богослужениях в нескольких храмах. Посмотреть на общины - каковы люди, на то, как служит и как проповедует священник. Если к кому-то расположилось сердце, подойти и договориться о встрече, на которой можно задать вопросы, и/или об исповеди. Так может завязаться тот контакт, который перерастет потом в серьезные отношения духовного роста как прихожанина, так и священника.

Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад

Диакон Владимир Василик :

Для начала надо самому пройти хорошую школу духовного руководства. Это как в , так и в Церкви. Править и повелевать может только тот, кто прошел школу повиновения, смирения, управляемости. Тот, кто знает, каково быть подчиненным.

Не быть духовным руководителем, а самого себя подготовить к окормлению духовником.

Кто знает, каково быть подчиненным, тот относится милосердно и с состраданием к подчиняемым, к пасомым. Когда в архиереи выскакивает человек, не прошедший подлинной духовной школы - ни серьезной приходской, ни монашеской, а потершийся некоторое время вокруг архиерея в иподиаконах и по сути дела не знающий жизни паствы, то ничего доброго из этого выйти не может. Разве что по великой милости и благодати Божией. Это что касается пастырства вообще и церковного управления.

Что же касается духовного руководства, именно спасения душ, то это наука, и сам человек на себя это брать не должен.

Нам деваться некуда, поскольку исповедь перед Причастием у нас обязательна. Поэтому ставят исповедовать и молодых неопытных священников. В Греции отношение к исповеди совершенно другое: неопытных на исповедь не ставят. Другое дело, что там далеко не все, увы, исповедаются. Молодым священникам в Греции запрещается исповедовать. Отправляют на исповедь к опытным серьезным духовникам. У нас это нереально, неосуществимо. И молодые священники, на мой взгляд, должны быть очень осторожны. В ряде случаев, если они сталкиваются с той проблемой, которая для них явно не разрешима, явно выше их духовного опыта, они должны знать, к кому отправить исповедующегося, если он проявляет к этому достаточную волю. Здесь нужно четкое понимание своей компетенции. Это, во-первых.

Во-вторых, не следует искать духовного руководства, испытывать стремление стать духовным руководителем.

Как же найти себе духовного руководителя? В Писании сказано: «С преподобным преподобен будеши… и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17: 26-27). Надо искать таких людей, которые и преподобны, и избранны, и молитвенны. Не обязательно, чтобы это были люди славные, известные и информационно освещенные. Главное, чтобы это были люди благодатные, вокруг которых царит любовь и мир и жизнь чад которых устрояется ко спасению.

Каковы черты подлинных пастырей? - Отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть

Каковы черты таких пастырей? Я отмечу так: отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть, потому что от непродуманного властолюбия духовников очень много нехорошего происходит в жизни пасомых. Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад. Они, как опытные садовники, напротив, аккуратненько выпрямляют кривое; как опытные врачи, перевязывают хромающее; пробуждают к жизни все живое, что есть в их чаде. Часто говорят, как мой покойный духовник отец Василий Ермаков: «Думай сам». Не становятся костылями, не становятся заменителями, но, напротив, стараются, чтобы их чада скорее пошли сами, большую часть своей жизни думали, делали, решали сами. Они не попирают богоданной свободы своих чад, а удивительно деликатно советуют, как это делал отец Иоанн (Крестьянкин). Я вспоминаю общение с ним: он деликатно советовал. Я получал «по полной программе», если его не слушался, и уже после это понимал, но он и тогда принимал меня со всей любовью, несмотря на мое упрямство, ослушание, глупость, неразумие, гордыню. Это тоже удивительная черта настоящего духовника - такое терпение и любовь.

Страшные беды возникают от властолюбия и от взыскания духовной власти, от духовной тирании. Я знал один случай просто трагический, связанный с весьма известным духовником - не буду называть его имени. Его чадо, будущий священник, пришел к нему на прием со своей невестой, которую он любил. На приеме у этого духовника сидела на диване одна девица. Этот будущий батюшка спрашивает старца: «Батюшка, благословите меня на брак с такой-то». - «Нет, она не твоя, а вот твоя, тебя ждет, - и указывает на совершенно незнакомую девицу, на диване сидящую. - Вот на ней ты и повенчаешься. Ясно?» Тот по послушанию духовнику, разорвав общение с невестой, с которой все было договорено, женился на той, которую посоветовал старец. Что произошло? Его жена полюбила его всей душой, а он ее видеть не мог. Когда она приезжала к нему на место служения, он буквально через несколько часов отправлялся с ней на вокзал, покупал ей обратный билет и провожал до следующей станции, чтобы она по дороге не вздумала выпрыгнуть и вернуться к нему.

Столько трагедий возникало от властолюбивого и неразумного руководства духовников!.. Настоящий духовник не должен властолюбиво попирать свое чадо. Где надо, он, конечно, должен и вмешиваться, и свидетельствовать о неправде его жизни, и наставлять его крепко. Но там, где нет вещей зазорных и греховных, там, где чадо должно и может действовать само, там настоящий духовник должен давать этому «зеленый свет».

Надо четко разделять проблемы духовной жизни и те, что связаны с нашими социальными и семейными обязанностями

Как найти настоящего духовника? Об этом надо молиться. Надо вести регулярную церковную жизнь и просить Господа. Тут даже не обязательно, чтобы духовник был славным, великим, духовным. Достаточно, чтобы он был просто добрый батюшка, добросовестно относящийся к своим духовным обязанностям, внимательный и молитвенный. Если человек ему доверяет и молится Богу, чтобы Бог через него открыл Свою волю, то он все получит по своему прошению, получит все, что надо ему для спасения.

Другое дело, что надо четко разделять вещи, относящиеся к нашей духовной жизни, к нашему спасению - а с другой стороны, к нашим социальным и семейным обязанностям. У моей покойной бабушки был такой случай. На исповеди священник ее спросил: «Вы где работаете?» А она работала на Балтийском оборонном заводе, о месте своей работы говорить не имела права. И она нашла в себе мужество и разум духовный сказать: «Батюшка, простите, это к исповеди не относится». Нужно рассуждение и трезвение и для самого духовника, и для его чада.

Недавно один из старейших московских священников протоиерей Николай Ведерников Правмиру о своей жизни. В очередном интервью сайту он размышляет о духовничестве и смысле духовной жизни.

Кто относится к своей духовной жизни всерьез - ищет духовного наставника

- Отец Николай, обязательно ли, на ваш взгляд, христианину иметь духовника?

Желательно исповедоваться у одного священника. Разумеется, принимает Господь, священник только свидетель, и если человек искренне раскаивается в своих грехах, таинство действительно независимо от того, у знакомого ли священника он исповедовался, насколько благочестив священник. Но лучше, когда священник знает прихожанина, когда между ними по-настоящему доверительные отношения.

Если человек серьезно относится к своей духовной жизни, он обычно находит священника, с которым такие отношения складываются. Пусть не сразу, но находит. Для духовного роста это очень важно. Когда ко мне приходит на исповедь незнакомый человек, я обязательно спрашиваю, есть ли у него духовный наставник. И большей частью оказывается, что нет, даже если он исповедуется не впервые и ходит в храм не один год. Меня это всегда огорчает. Печально, что люди за несколько лет церковной жизни так и не позаботились о том, чтобы кто-то наставлял их в духовных вопросах.

Нам с женой всю жизнь везло с духовниками. Отец Николай Голубцов благословил ее на рождение детей, хотя у нее с юности была гипертония, и врачи в один голос говорили, что рожать ей нельзя, опасно для жизни. Но три дочки родились у нас, можно сказать, по благословению отца Николая.

Отношения чада с духовником обычно длятся до смерти одного из них. Отец Николай скончался в 1963 году, после него нашим духовником был отец Владимир Смирнов из храма Илии Обыденного, а после его кончины - отец Василий Серебренников, ученик старцев, прозорливый батюшка. Он советовал ежедневно записывать свои грехи в блокнотик. Без подробностей, просто «осудил, позавидовал…». Мы старались следовать его совету. Он болел, поэтому на исповедь обычно приходили к нему домой и не очень часто, но посмотришь свои записи, и уже ничего вспоминать не надо.

Отец Василий прожил почти 90 лет и скончался в 1996 году. Потом мы с недавно ушедшим из жизни исповедовались друг у друга. Замечательный был человек, талантливый художник, добрый пастырь, на десять лет меня старше, но при всем к нему уважении я не считал его своим духовным отцом. Последние месяцы перед кончиной он тяжело болел, не служил.

В храме Иоанна Воина на Якиманке, где я служу теперь уже внештатно, священников много, всегда есть у кого исповедаться. Доверяю им, чувствую, что они относятся к своему служению ответственно, но пока духовного отца у меня нет. Надеюсь, что если по воле Божьей жизнь моя продлится (а мне уже 84), Господь и духовника пошлет. И у Патриарха есть духовный отец, и у других епископов - каждый, кто относится к своей духовной жизни всерьез, ищет духовного наставника.

- Священнику, наверное, это действительно необходимо - ему же других приходится напутствовать.

Это всем необходимо, потому что все мы грешны: «Ибо нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар., 6, 36). Ты можешь не делать ничего плохого, достойно вести себя в обществе, пользоваться уважением, но есть помыслы, на которые не обращаешь внимания, а ведь недаром в монастырях каются в помыслах.

Борьба с помыслами

В течение дня каждому человеку приходит в голову много разных помыслов, явно греховных. Приходит помимо воли - от дьявола, стремящегося внушить нам жадность, зависть, осуждение, раздражение и другие нехорошие чувства. Я стараюсь прогонять помыслы . Отец Василий вообще рекомендовал читать ее постоянно.

В эту короткую молитву - «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» - включено все наше православное исповедание, на ней строится вся догматика. Если ее внимательно читать, Господь постепенно очищает твой внутренний мир. А если помыслы овладевают мной, они этот мир загрязняют, и, пусть даже я не делаю никому ничего плохого, мой загрязненный внутренний мир воздействует на близких, на тех, с кем общаюсь, да и на всех окружающих. Это очень важно понимать - мы спасаемся вместе. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», - говорил .

Чистоты помыслов, исправления своего внутреннего мира можно достичь, если следовать совету апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес., 5, 16–18). Нет повода унывать, впадать в отчаяние, если с нами Христос. Поэтому я всем рекомендую читать ежедневно хотя бы по одной главе Евангелия. Это даже важнее, чем соблюдать молитвенное правило, потому что Евангелие - письмо Самого Христа, именно через Евангелие мы входим с Ним в контакт.

Некоторые думают, что главное - свечки поставить перед иконами и сделать земные поклоны. А главное в христианстве - любовь человека ко Христу, встреча со Христом. Господь ценит личное обращение - каждый может найти свободную минуту (например, перед сном) и рассказать Ему, что сегодня произошло в его жизни, с какими трудностями столкнулся, попросить прощения и помощи, и Господь обязательно отзовется. Может быть, не сразу, но отзовется. Именно поэтому я советую всем каждый день прочитывать главу из Евангелия.

Духовная жизнь требует руководства. Духовный отец - священник, который руководит твоей духовной жизнью. Он может быть самый простой, самый неказистый, не иметь особого образования, но если я ему доверяю, значит, Господь через него может мне сказать что-то очень важное.

Без послушания отношения бессмысленны.

А как новоначальному прихожанину понять, что этому священнику можно довериться, что он именно пытается понять Божию волю о человеке, а не навязать ему свою?

Действительно, некоторые навязывают свою волю в полной уверенности, что им открыта воля Божия. Священник, только приняв сан, не имея ни опыта, ни знаний, воображает себя духовным руководителем. Это называется младостарчество - болезненное, но очень широко распространившееся в девяностые годы явление. Оно изживается, но постепенно.

Можно ли довериться священнику настолько, чтобы попросить его быть руководителем твоей духовной жизни, подскажет только внутренний опыт. Это трудно, особенно человеку, только начинающему церковную жизнь, но другого пути нет. Формально подходить к таким серьезным вопросам нельзя и дать какой-то общий совет я не могу.

Самим священникам, наверное, не следует спешить становиться духовниками. Я, например, не считаю, что достоин быть духовным отцом. Есть прихожане, которые постоянно исповедуются у меня - человек 10–15, привыкли они ко мне, - но когда меня просят стать духовным отцом, я, как правило, отказываюсь. Я всегда готов исповедовать человека, утешить, что-то посоветовать, но отношения чада с духовным отцом предполагают послушание.

Если священник соглашается быть моим духовным отцом, я верю, что он мне не просто по-человечески что-то советует, но через него мне советует Господь, и я должен проявить послушание. Проявлю ли, зависит от моего свободного выбора, но в случае послушания духовнику Господь подаст Свою благодатную помощь, а если не прислушаюсь к его совету, духовник не отвечает. Но без послушания такие отношения бессмысленны.

Некоторые прихожане прислушиваются к моим советам, стараются им следовать, и это всегда меня радует, но формально я никогда не называл себя чьим-либо духовным отцом. Не чувствую я в себе готовности к такой ответственности.

Послушание касается только духовных вопросов? Должен ли духовник давать житейские советы: переходить ли на другую работу, куда ехать отдыхать?

Опытный духовник, хорошо знающий свое чадо, может с пониманием отнестись и к его житейским проблемам. Например, на работе возникают конфликты, часто люди хотят тут же хлопнуть дверью, уйти. И не всегда после этого перемены бывают к лучшему. Когда человек поступает по своей воле, нередко потом жалеет. И, наоборот, если не стал сразу поддаваться эмоциям, прислушался к совету другого, все в итоге нормализуется.

Я обычно советую в таких случаях не торопиться, подождать - время многое лечит, в том числе и многие конфликты со временем разрешаются. Не только на работе, но и в семье. Бывает, что муж гуляет на стороне - как быть жене? Церковь допускает развод в таких случаях, но если она готова потерпеть и простить, потом семейная жизнь может восстановиться, нормализоваться. Необязательно восстановится, но я знаю случаи, когда восстанавливалась. А развод - всегда трагедия.

Послушание - от слова «слух»

В семейной жизни, кстати, тоже необходимо послушание - друг другу. Причем надо не от другого требовать послушания, а самому его проявлять. Допустим, жена что-то тебе говорит, а ты не согласен. Возражать, лишь бы сделать по-своему, идти на конфликт неправильно. Всегда надо уметь прислушаться.

Послушание - от слова «слух», оно начинается с умения вслушаться в то, что говорит другой. Мы не любим молчать. Наш друг учил нас: «Мы все умеем хорошо говорить, но не умеем слушать друг друга. Поэтому очень важно вслушиваться». И в семейной жизни это очень важно. Муж должен уметь слушать жену, жена - мужа, и все вопросы надо решать с рассуждением. Не убедила тебя жена - ничего страшного, иногда ради мира все равно лучше согласиться с ней. Мир в семье важнее любых наших амбиций.

С духовником отношения другие - здесь я проявляю послушание, но дать правильный совет, не от себя, а от Бога, священник может, только если он понял человека, а чтобы понять, надо внимательно слушать, вслушиваться. Ну, а я в свою очередь должен вслушиваться в слова духовника, чтобы понять его совет.

Были в вашей жизни случаи, когда после совета духовника вам казалось, что вы не в силах проявить послушание, что оно неподъемное для вас?

Нет, такого не помню, но бывало, что я впадал в грех, от которого с трудом освобождался. Для этого мне требовались и время, и молитвенная помощь духовного отца. Священники, которым я исповедовался в своих грехах, всегда за меня молились, я чувствовал их духовную поддержку, благодаря которой мне удавалось выйти из того состояния, освободиться от греха. Это большое дело - свобода от греха!

Трудно бывает справиться с собой. Самый лютый враг духовной жизни - моя самость, гордыня, неумение делать над собой усилие. Разными путями идет человек. Один грех удается победить, он уходит, но что-то опять возникает в душе. Это требует большого внимания, и как раз духовный отец может подсказать, иногда даже со слезами.

Помню, когда я в детстве и юности исповедовался в своих юношеских грехах, священник плакал. Кажется, отец Вениамин его звали. Я подходил к нему действительно со страхом и трепетом, а он, слушая мою исповедь, плакал. Плакал о моих грехах. У каждого свой путь, иногда очень трудный, иногда полегче, но в любом случае надо уметь делать над собой усилие. А мы не любим, когда требуется проходить через тесные врата. «Ищите же прежде Царства Божия» (Мф., 6, 33). Оно внутри нас.

Благодарить за каждый прожитый день

Если совет духовника непонятен, надо ему честно это сказать и попросить разъяснить или лучше принять на веру?

Я думаю, что лучше попросить разъяснить. Иногда разъяснения достаточно, а иногда требуется время, чтобы человек понял совет, который пока не готов принять.

У священника не должно быть горделивого превозношения над прихожанами. Да, у него, допустим, больший опыт, как у профессора больше знаний, чем у студента, но именно когда этот опыт подается скромно, волей-неволей прислушаешься и поймешь, что это ты еще не дорос до понимания совета, не готов его исполнить, так как еще неопытен в духовной жизни, незрел. А когда понимаешь, проще смириться и все-таки попробовать исполнить совет.

Не стоит до конца доверять своему сердцу. Прислушиваться к нему, безусловно, нужно, но сохраняя трезвенность. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», - говорит апостол (1 Пет., 8, 9). Темные силы тоже действуют через сердце человеческое, поэтому и необходим духовный контроль.

Насколько изменились прихожане за 50 лет вашего священнического служения? Понятно, что по сравнению с советским временем их стало гораздо больше, но некоторые священники говорят, что сегодня большинство приходит в церковь не с духовными запросами, а с психологическими проблемами.

Приходят с разными проблемами, но в любом случае стараешься помочь человеку задуматься о главном. Говоришь с ним о смысле жизни, о том, что смерть всегда у нас за плечами, и надо помнить о смертном часе. Если бы мы действительно всегда помнили о смерти и об ответе перед Богом, перестали бы грешить. А мы не помним. Настолько поглощают нас заботы о собственном благополучии в земной жизни, что главное, ради чего живет человек, уходит из нашего сознания.

«В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь», - читаем мы перед сном. «В руце Твои, Господи», потому что я не знаю, встану ли утром. Память об этом не отменяет радость жизни. Можно радоваться, общаться с людьми, но помнить при этом, что неизвестно, сколько ты проживешь, и благодарить Господа за каждый прожитый день.

Я всегда советую людям утром просить Господа, чтобы день прошел без греха, а в конце дня - благодарить Его за все, за хорошее и за трудное. Обычно люди это выполняют.

- Были ли в вашей пастырской практике примеры такого глубокого покаяния, что оно укрепляло вас в вере?

О таком покаянии мне рассказывал митрополит Антоний Сурожский. Один священник, у которого он однажды исповедовался, много пил, страдал пристрастием к алкоголю. «Но на исповеди он плакал не пьяными слезами, а слезами о моих грехах», - говорил митрополит Антоний. Имени этого священника он, разумеется, не называл, но та исповедь потрясла его как никогда, а ведь он был опытный духовник, сам исповедовавший тысячи людей. Я такую исповедь никогда не принимал.

- Вам же приходилось исповедовать приговоренных к смертной казни.

Да, но с тех пор прошло почти 20 лет, подробности уже выветрились из головы. Помню только, что каялись эти люди искренне. Они ждали расстрела, но вскоре был введен мораторий на смертную казнь, и расстрел им заменили на пожизненное заключение. Некоторые до сих пор пишут письма из Мордовии моей дочери и ко мне обращаются с вопросами.

Сначала все они стремились на свободу, но я против. Не выдержат они здесь, могут сползти, совершить еще худшее, чем раньше. А там у них налажена духовная жизнь, приходит священник. Я не считаю их своими духовными чадами, но каждый день молюсь за них, и это очень важно. Ну, а раз они продолжают писать и задавать вопросы, значит, и у них есть какое-то душевное движение ко мне.

- Как я понял, вы считаете, что священнику не нужно стремиться в духовники?

Да, не нужно. Молодым священникам я советую прежде всего найти духовников себе. Это не поучение, а совет старшего товарища. Без опыта послушания, мне кажется, трудно будет наставлять других в духовной жизни.

Беседовал Леонид Виноградов

КАК НАЙТИ ДУХОВНОГО ОТЦА? zemskova777 - 07.10.2014

Дорогие читатели, продолжая полюбившуюся вам рубрику, в которой мы даем краткие рекомендации по вопросам духовной жизни, сегодня коснемся очень важной темы. Как найти духовного отца? Как правильно выстроить взаимоотношения с духовником? Что делать, если духовника нет? Эти вопросы наверняка задавал себе каждый воцерковленный человек. Безусловно, нужно благодарить Господа, если у вас есть духовно опытный наставник, который молится о вас и особо радеет о спасении вашей души.

В профессиональном спорте вряд ли удастся достичь серьезных побед и выиграть Олимпийские игры, если у спортсмена нет сильного тренера. Так и в духовной жизни – важно духовное руководство. Традиция духовного духовничества существует с первых веков христианства. Духовники либо выбирались священноначалием специально, либо сама христианская жизнь выдвигала их на особое служение в силу…

Желание иметь духовного наставника велико у каждого христианина. Оно и понятно: так намного проще и безопаснее идти по жизни, так легче сохранить в душе мир, так удобнее смиряться и, следовательно, спасаться. Но всегда ли?

Реалии нашей жизни требуют внимательного и ответственного отношения к этому вопросу. Слишком опасна поспешность при выборе духовника, и далеко от подлинного смирения легкомысленное расставание со свободой воли.

Прежде чем назвать кого-либо своим духовником, следует хорошенько подумать, потому что даже облачённый в священный сан человек остаётся человеком. И далеко не каждый священнослужитель может справиться с бременем духовничества.

Игумен Петр (Мещеринов):

Каким должен быть духовник? На мой взгляд, вот два критерия:

1. Священник должен воспринимать пришедшего к нему человека как равного ему перед Богом. Это не значит фамильярности или панибратства, а значит, что не может быть отношений у священника к человеку «сверху…

Инструкция

Искать себе наставника следует начинать только в том случае, если вы уже твердо уверены, что он вам необходим. Для того, чтобы не ошибиться в выборе, нужно сначала помолиться. Тогда сам Бог будет помогать вам в поисках и обязательно приведет к тому человеку, который больше всего подходит на эту роль.

Чтобы не ошибиться с выбором, не стремитесь взять себе в духовники первого же священника, у которого исповедались. Походите в храм, присмотритесь к батюшкам, послушайте, что говорят про каждого из них. И, конечно же, обращайте внимание на то, к кому лежит ваше сердце.

Священников в Церкви можно условно разделить на две категории: тех, которые достаточно строг в вопросах церковной дисциплины (соблюдения всех обрядов, служб, постов, молитв и т.д.), и тех, которые чуть мягче и гибче относятся к своим «детям». Учитывать эти параметры тоже необходимо при выборе духовного отца. Если вы собираетесь жестко следовать всем традициям и обычаям, то нужно искать…

Человек, который ходил по воде

Один ограниченный дервиш из религиозно-аскетической школы прогуливался по берегу реки, размышляя над моральными и схоластическими проблемами, ибо в школе, к которой он принадлежал, суфийские учения применялись именно в таком духе. Сентиментальную религию дервиш принимал за поиски конечной истины.
Вдруг чей-то громкий голос, донесшийся с реки, прервал его размышления. Он прислушался и услыхал дервишский призыв. «Этот человек занимается бесполезным занятием, — сказал он себе, — потому что неправильно произносит формулу. Вместо того, чтобы произносить «йа ха», он произносит «а йа ха».
Подумав немного, дервиш решил, что как более внимательный и прилежный ученик, он обязан научить этого несчастного, который, хотя и лишен возможности получать правильное указание (от постоянного учителя) , все же изо всех сил, по-видимому, старается привести себя в созвучие с силой в этих звуках.
Итак, он нанял лодку и поплыл к острову, с которого доносился…

Как найти духовника

В этом разделе — материалы о том, как найти, как выбрать себе духовника.

Как найти духовника?

Какие бывают духовные отцы

Протоиерей Вячеслав Тулупов
Нас окружают разные духовники. Они отличаются между собой характером, опытом и степенью духовного совершенства. Кого же из них тебе выбрать в наставники? При поиске наставника соблюдай главное правило…

Кто есть духовник? Это человек, облаченный в священный сан, принадлежащий к белому духовенству (служит в обычном храме) или монашествующий (служит в монастыре, но может по послушанию, то есть воле архиерея, служить и в обычном храме), ведущий нас по пути спасения души.
Тот священник в приходском (до которого можно дойти пешком) храме, у которого часто или даже постоянно исповедуемся, духовником не является. Он – исповедающий.
Священник, принимающий исповедь, есть свидетель покаяния данного человека перед Христом. Как слуга Божий, он произносит разрешительную молитву, а уж Господь Сам решает, видя сердце человека, разрешается ли человек от этого греха или нет.
Человек, возрастая духовно в какой-то момент, начинает испытывать потребность в опытном духовном руководителе – духовнике.
Как его найти?
Одни говорят, что надо ходить в разные храмы, расспрашивать людей, разговаривать с батюшками – какой понравится, к такому и идти.
Но более…

Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику… Не беспокойтесь – свой своего всегда найдет.
Преподобный Лев Оптинский (1768-1841).

Ко Господу надо прильнуть, Ему верить и довериться, не формально вычитывая Евангелие и молитвы, но обращаться надо к живому Богу. Отца духовного Господь пошлет и дарует, когда ко Господу обратишься.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).

Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, но на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностию, дабы вместо пользы не получить вреда к усилению страстей твоих.
Преподобный Исаия († 370).

С великою заботливостью и обдуманностью постарайся найти мужа, который непогрешительно предшествовал тебе в образе жизни, хорошо умел руководить шествующих к Богу, украшен был добродетелями, в собственных делах своих имел свидетельство любви своей к Богу, был сведущ в Божественных Писаниях, не …

Знаменитые духовники.

Хочу предупредить тебя, что найти хорошего духовника непросто. Тем не менее искать его необходимо. Это можно делать несколькими путями. Самый верный и быстрый…

Поиск духовника начинаем с исповеди и молитвы

Очень часто люди, сталкиваясь с жизненными проблемами, пытаются их разрешить, полагаясь только на свой собственный разум, жизненный опыт или на совет друзей. Человек церковный пойдет на исповедь к батюшке, покается, пройдет обряд причастия и станет перед Господом на колени в молитве. Но еще лучше, если рядом с человеком будет духовный наставник. Однако чтобы встретить его, нужно пройти определенный путь роста.

Для начала вспомним слова самого Христа о том, кто должен быть учителем нашим: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; также любят первое место на званых обедах и первые сиденья в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не…

– Батюшка, скажите, для чего необходимо духовное руководство человеком, приходящим в Церковь, и в чем оно должно заключаться?

– Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учеба в нашем мире, без которой все наше общество обречено. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени «показать последнего попа». И сейчас терроризм, сатанинская ненависть, деградация нашей деревни – все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь.

Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. О важности этого служения говорит…

На вопрос отвечает священник Алексий Уминский

– Когда новоначальный приходит в храм, для него рано или поздно встает вопрос о выборе духовника. Конечно, в любом храме можно найти хорошего священника, но как узнать, что именно этот священник подходит на роль лично твоего духовного отца? Как возникают отношения духовника и духовного чада?

– Мне кажется, что не надо бояться выбрать «не того» духовника, потому что выбор происходит постепенно, в течение жизни. Особенно, на первых порах люди могут менять приход в зависимости от того, насколько им удобно, и, в каком-то смысле приятно молиться в храме. И это дает им возможность духовного продвижения.

Духовник определяется не просто человеческими симпатиями, хотя это тоже влияет, прежде всего, на выбор человека. Мы ведь привыкли делать выбор, исходя из наших представлений о красоте, в том числе, о красоте духовной, образования, стиля поведения. Это нормально, когда человек подходит к священнику, с которым ему легче…

Игумен Петр (Мещеринов): Какой должен быть духовник? На мой взгляд, вот два критерия:

1. Священник должен воспринимать пришедшего к нему человека как равного ему перед Богом. Это не значит фамильярности или панибратства, а значит, что не может быть отношений у священника к человеку «сверху вниз».

2. Священник должен «видеть» именно этого вот конкретного человека, и давать ему советы, исходя из, во-первых, опыта своей христианской жизни (что предполагает, что эта жизнь по-настоящему правильная, а не та, что сам батюшка считает правильностью); а во-вторых, из внешней и внутренней ситуации человека, а не из каких-то своих абстрактных представлений о христианстве и о людях, — чтобы не загонять человека в некую общую «схему».

Иными словами: любовь, уважение к человеку, и — не думать о себе, что я (священник) «выше», «значимее», «имею право» безапелляционно поучать, или что-то в таком же роде.

Если такое счастье вы нашли — закройте глаза на прочие…

Зачем нужен духовник, в чем его роль?
— Быть христианином, жить по заповедям Божьим сегодня очень сложно без приобщения к опыту других людей. А религиозный опыт, прежде всего, содержится в церковной традиции. И носителями этой традиции выступает духовенство, важнейшей функцией которого является пастырство. Причем хочу подчеркнуть, что священники могут быть людьми разными: умными, глупыми, образованными, необразованными, — но все они должны осознавать себя теми, кто помогает людям приобщиться к сущности церковной традиции. Задача священника как духовника – помочь человеку научиться осмыслять свою жизнь по-христиански. Ведь большинство людей, как правило, не обладает серьезным опытом постижения самого себя, а тем более оценивания себя с точки зрения канонических принципов нравственности. Духовник призван помочь человеку научиться выражать свои мысли, чувства, в том числе на исповеди, помочь человеку научиться оценивать себя с точки зрения церковной традиции. Обобщая, скажем, что…

Здравствуйте, батюшка! Я в прошлом вел очень порочную жизнь, много пил, был зависим от тяжелых наркотиков, блудил, прелюбодействовал, работал мошенником (лохотронщиком), содействовал в убийстве своего ребенка - это лишь малая часть моих подвигов. Господь вразумил меня, я очень близко, нос к носу столкнулся с врагом рода человеческого, чуть не погиб и через это пришел к вере. Вот уже три года воцерковляюсь, периодически (1-2 раза в год) срываюсь, начинаю пить, пью месяц, бывает два, потом поднимаюсь, раскаиваюсь, снова начинаю молиться, ходить на службы, участвовать в Таинствах. В период неофитства думал всё, жизнь изменилась навсегда, только вперёд к Господу, и ни шагу назад. Теперь я совсем не верю в свои силы, растерян. Понимаю, что нужен духовный наставник, но где его найти, и как попросить батюшку стать своим духовником? Живу в Королеве, второй год хожу в Свято-Троицкую церковь, очень нравятся Ваши проповеди, и я прекрасно понимаю, как Вы загружены, но может Вы подскажете мне…

Как найти духовника? Эта тема возникла совершенно случайно - после двух разговоров, услышанных в храме с разницей в неделю. В одном случае мужчина средних лет, вероятно недавно воцерковившийся, спрашивал свою знакомую, пожилую даму: «Нет, ты мне объясни, зачем мне нужен духовник? Я ведь и так каждое воскресенье в церковь хожу». Пожилая дама, растерянно разводя руками, только и нашлась, что сказать в ответ: «Ну а как же иначе?! Так принято». Второй разговор происходил неделю спустя между двумя пожилыми женщинами, одна из которых печально говорила своей подруге: «Мой духовник, отец Андрей, уехал куда-то в Рязанскую область. Прямо не знаю, что теперь делать? Как найти себе нового духовника? Такого же, как отец Андрей».

Эти случайно услышанные беседы, а также некоторые вопросы о духовном общении, которые приходят в редакцию «Прихожанина», побудили корреспондента интернет -журнала обратиться к наместнику Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандриту отцу Алексию (Поликарпову) с просьбой дать небольшое интервью на эту тему.

Отец Алексий, порой у людей, недавно пришедших к вере, возникают два наивных вопроса: «Зачем нужен духовник?» и «Как его выбрать?» Я понимаю, что для многих людей ответы на эти вопросы очевидны, но что можно сказать тем, кто лишь недавно вступил на свою дорогу к храму?

Конечно, если люди задают такие вопросы, значит надо разобраться. Прежде всего необходимо понять следующее: человек приходит в церковь получить благодать, духовную силу, чтобы созидать свое спасение. В храме он участвует в различных церковных таинствах: Крещении, Исповеди, Причащении, Венчании… Через эти таинства человек сподобляется соединения со Христом.

В данном случае мы говорим о таинстве Исповеди. Принимая в нем участие, верующий открывает духовное состояние своей души. Но исповедуется он не священнику - он приходит ко Христу и исповедуется прежде всего Самому Господу. Недаром в молитвах к исповеди сказано: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедование твое». Священник же является свидетелем откровенного разговора человека с Богом. Через него, священника, мы открываем Господу свои грехи и получаем прощение. Через исповедь Господь принимает наше покаяние, видит намерение исправиться, очистить свою душу. Это намерение мы должны подтвердить собственными словами.

Каждый верующий, приходя в храм Божий и приступая к таинству Причащения, может подойти к любому священнику, который в данный момент исповедует, и исповедаться в своих грехах. Если у меня нет духовника, которому я исповедуюсь, я могу подойти к любому священнику и через исповедание получить прощение грехов.

В то же время я могу избрать одного священника и исповедоваться только ему одному и лишь у него одного получать духовное наставление. При этом на исповеди я не только каюсь в своих грехах, но, если батюшке позволяет время, я могу рассказать ему о своих душевных проблемах, невзгодах и выслушать его совет, духовное наставление. Такой священник становится мне духовным отцом, я избираю его своим пастырем, чтобы руководствоваться в жизни его наставлениями.

- Отец Алексий, а как бы Вы ответили на второй вопрос - «Как выбрать себе духовника?»

Знаете, когда у батюшки отца Кирилла спрашивали, как выбрать духовника, он всегда говорил так: «Надо походить, посмотреть, к кому располагается моя душа, поисповедоваться разным священникам, чтобы увидеть, к кому я могу прилепиться, кого я могу считать своим близким духовным отцом».

Выбор во многом зависит от нас самих, людей кающихся и стремящихся стать другими. В воспоминаниях владыки Питирима есть такая шутливая история. Он приводит разговор двух женщин, которые пришли в исповедальню Данилова монастыря и прикидывают, к кому бы пойти исповедаться. Одна говорит другой: «Я пойду вон к тому». «Почему? - спрашивает ее подруга. - Ты его знаешь?». «Нет, - отвечает первая женщина. - Но он такой красивый». Вот вам и решение. Может, так ей легче будет покаяться в своих грехах (при этих словах отец Алексий улыбается). Может, она думает, что если батюшка красивый, то у нее в жизни все будет красиво. Конечно, человеческий характер имеет значение. Как говорят святые отцы, духовники бывают разные: умные, строгие, добрые, ласковые, внимательные… Но нельзя забывать, что душа человека отрывается не священнику, а Христу, и человек получает именно то, что ему необходимо. Кому-то нужна ласка и внимание, и такого человека духовник должен обласкать, успокоить его страждущую душу, которая ищет сострадания не просто человеческого, а сострадания через Христа. А кому-то, напротив, нужна строгость, потому что иной человек просто не в силах сам себя собрать, и для этого ему нужна помощь духовника.

Когда человек получит некоторый опыт в исповеди, тогда уже можно говорить, что он стремится к тому, чтобы обрести себе пастыря. Хочется надеяться, что верующий приобретет себе духовного отца на продолжительное время или даже на всю жизнь, и, возможно, этот духовный отец не только будет наставлять его, но и, когда придет время, проводит свое духовное чадо в жизнь вечную.

Хотя бывает по-разному, и отношения верующего со своим духовником тоже складываются не всегда одинаково. Но, повторюсь, важно помнить: мы приходим не к священнику, а ко Христу, и Христос всякий раз невидимо принимает наше исповедание.

Когда верующий, раз за разом приходящий к одному и тому же священнику, видит, что тот по-настоящему удовлетворяет его внутренним духовным запросам, дает реальную духовную силу, вот тогда верующий и говорит этому священнику: «Батюшка, хочу быть вашим духовным чадом». Чем чаще человек приходит и открывается на исповеди, тем лучше для его души. Как говорил преподобный Андроник Глинский, «кто меня слушается, тот мое и чадо».

- Правильно ли я понял Вашу мысль, отец Алексий, что человек может далеко не сразу выбрать себе духовника?

На поиск может потребоваться время и необходимость общения с разными священниками. Но неверным можно считать подход, когда человек говорит: «Я чувствую, что сегодня, в понедельник, надо идти к отцу Иоанну, а завтра, во вторник, я пойду к отцу Петру, а послезавтра - к отцу Сергию». Я сам слышал такое от одной женщины. Думаю, это совершенно неправильно. Та женщина полагала, что так ей подсказывает интуиция, хотя на самом деле она просто ходила от одного духовника к другому, поддаваясь своим эмоциям. Если я ищу пользу для души, то я обрету ее, независимо оттого, пойду ли я к отцу Иоанну, отцу Петру или отцу Сергию. Неправильно перебирать разных священников, хотя каждый священник и исполняет свое дело, послушание от Бога - спасти человеческую душу.

Значит разница между духовником и духовным отцом в том, что одному из них верующий не просто исповедуется в своих грехах, но и рассказывает о своей жизни?

Нет, дело совсем не в этом. Можно и тому и другому и в грехах покаяться, и о своей жизни рассказать, и совета спросить. Дело не в разговорах, а в самой жизни. Если человек имеет намерение относиться к конкретному священнику как к духовному отцу, духовному пастырю, то он выбирает его своим постоянным духовным наставником. И он не только к нему ходит на исповедь, но и руководствуется его духовными наставлениями. В общении со своим духовным отцом, прислушиваясь к его советам, я стремлюсь стать лучше. Я прихожу к нему и рассказываю о том, что мне удалось сделать, чтобы духовно вырасти, и получаю от него новые рекомендации, чтобы сделать следующий шаг на пути к духовному росту.

Батюшка, иной раз от какой-нибудь прихожанки в церкви приходится слышать: «Я к этому священнику не пойду, он очень строгий, а вот тот ласковый. Тот строгий священник в прошлый раз во время исповеди меня сильно отчитал, я так испугалась». Получается, что люди боятся строгих священников?

По-человечески это вполне понятно и объяснимо. Возможно, эта женщина, эта христианская душа выберет в качестве духовника ласкового священника, и, возможно, в духовном плане с ним она будет двигаться вперед. Но очень может быть, что получится совсем наоборот. Добрый батюшка будет ей все прощать и разрешать, и в ее душе не возникнет желание исправляться. И тогда, возможно, она пожалеет, что не выбрала духовника построже. Если мне ставят пятерки, то это не всегда означает, что я знаю предмет на «отлично». Может, стоит иной раз построже к себе относиться, не боятся поработать над собой.

Отец Алексий, вот еще какой момент. Бывают случаи, когда прихожанки влюбляются в своего ласкового духовника и начинают требовать его внимания...

Да, такое явление известно. Порой одинокие женщины действительно впадают в искушение, влюбляются в духовного наставника, переносят на него те чувства, которые должны испытывать к мужу. Это происходит из-за того, что женщины просто забывают, что священник - это прежде всего наш руководитель в деле спасения души. Нехорошо, когда верующего захлестывают эмоции, когда он растворяется в умилении к своему духовному отцу или в ненужном духовном сокрушении. Поэтому в эмоциональном отношении к священнику должна быть мера. Следует помнить главное: когда я прихожу к священнику, я прихожу ко Христу. Через священника мне дается духовное исцеление, а оно может быть ласковым словом, которое врачует нашу душу, а может - строгим указанием к действию.

На свои отношения с духовником верующий должен смотреть очень пристально, а насколько в этих отношениях он прав или не прав, пусть судьей ему будет его совесть.

Но бывает и так, что женщины привыкают общаться со своим духовником по всем, даже самым мелким или бытовым, вопросам: кошка убежала, в магазине со сдачей обманули, с соседкой поскандалила… Стоит ли такими, не очень духовными проблемами «засорять» духовное общение?

Кошку или сдачу в магазине, наверное, надо отложить в сторону. Это явно лишнее. А вот ссора с соседкой - об этом в беседе с духовным отцом сказать надо. Ведь если я поссорилась с соседкой и затаила на нее в душе обиду, то это вредит моему духовному продвижению. Об этом обязательно следует поговорить с духовником… А с соседкой - примириться. Духовник поможет верующему разобраться в вопросе обид, ссор и понимания, кто прав, а кто - нет.

Я знаю, что многие привыкают все, даже самые мелкие, вопросы решать со своим духовником. Что здесь скажешь! Если священник готов все это выслушивать, - ему решать. Но если у него нет времени обсуждать на исповеди мелкие бытовые неурядицы, прихожанка должна быть готова к тому, что священник может ее остановить. Ведь, как я уже говорил, надо понимать, какие вопросы важны для духовного роста человека, его пути к Богу, а какие - просто житейские неурядицы.

Особое дело - благословение священника, когда верующий просит духовного отца благословить свое намерение. Но бывает и так, что прихожанка, попросив и получив благословение у духовника, потом делает по-своему. Вот это в корне неверно. Если человек берет благословение, а поступает иначе, то за это он может и потерпеть.

- А на что следует просить благословения?

На то намерение, которое человек считает для себя важным. Скажем, если планируешь начать новое дело или совершить поездку. Благословение духовного отца входит в мою жизнь, направляет меня, собирает... Выслушав меня, духовник скажет, полезно ли мне это дело, намерение, путешествие или не полезно; стоит ли тратить на него свое время и силы или это пойдет во вред моей душе…

- Отец Алексий, а может ли быть у верующего одновременно не один духовник, а два? Или это недопустимо?

Смотря из чего вы исходите. Если вы просто берете количеством, а не качеством, то это, конечно, неправильно. А если, допустим, вы часто исповедуетесь в одном месте, потому что этот храм близко расположен к вашему дому, но при этом у вас есть еще и другой духовник, скажем, в Лавре или в Оптиной пустыни, то это вполне нормально. Но желательно, конечно, взять благословение у старшего, или главного (я просто не знаю, как в этом случае его назвать) духовника на общение со священником в церкви, которая удобно для вас расположена.

Помню, мы как-то паломничали по Кипру, и одна женщина-киприотка, которая была с нами в этой поездке, когда мы ехали мимо одного монастыря, сказала: «Вот сюда, в этот монастырь, я езжу зимой, потому что в другой монастырь, где у меня тоже есть духовник, зимой не доберешься. Он находится высоко в горах». Такой подход, на мой взгляд, оправдан, но я думаю, свое решение киприотка приняла не сама, а получила на него благословение у духовника.

Я знаю случай, когда верующая обращалась за советом по поводу важных вещей в своей жизни к одному священнику, а потом, когда тот дал ей наставление, которое ей не понравилось, она обратилась к другому духовнику. Тот более благосклонно отнесся к ее намерению…

А что в итоге?

- В итоге она потерпела неудачу.

Значит, кто был прав? Вывод: она поступила, мягко говоря, не совсем разумно, не послушавшись своего духовного отца. Ей хотелось получить не духовное наставление, а одобрение уже принятому решению. Но тогда зачем обращаться к священнику, если уже все решила? Зачем спрашивать его совета и благословения?

Батюшка, нередко случается, что прихожанин сдруживается, сближается со своим духовным отцом. А когда наступает время исповеди, верующему порой не хочется выставлять себя в не очень хорошем свете. Он начинает стесняться, думает: «Ну, этот грех незначительный, я, пожалуй, не стану о нем говорить»…

Я понял вашу мысль. То, о чем Вы говорите, к сожалению, случается. Верующий оправдывает себя тем, что ему не хочется огорчать своего духовника, которого он уважает и почитает, но это ложное, крайне неправильное ощущение. Человек должен рассуждать иначе: если я стремлюсь к чистоте, я должен постараться максимально открыться перед своим духовником, ведь только таким способом я открываюсь перед Богом. Еще святой Петр Дамаскин говорил: «Когда увидишь свои грехи, как песок морской, это и есть здравие души». Каждый верующий должен понять и принять: духовник - это наш путь ко спасению, и мы не можем спастись, если не откроем свое сердце перед Господом.

- Отец Алексий, в завершение беседы можете ли Вы рассказать о Вашем первом духовном отце?

Первым моим духовником был насельник Псково-Печерского монастыря схиархимандрит Сергий. Но мне с ним мало довелось общаться, и наше общение имело письменный характер: он присылал мне письма с наставлениями. Потом батюшка скончался. После была Троице-Сергиева лавра, где моим духовным наставником стал духовник обители, архимандрит отец Кирилл (Павлов).

- А каким он был духовником? Строгим?

Батюшка был очень любвеобильным духовником. Но если надо было, он мог проявить уместную строгость, но никогда он не был беспричинно строг. Батюшка сам жил по Евангелию и нам (а у него исповедовалась вся братия Лавры) возвещал Евангелие. Это мы видели и в самой его жизни, и в его словах, и в его делах. Батюшка Кирилл руководил нами ко спасению, и пока мы жили в Лавре, и пока он мог с нами общаться, мы постоянно руководствовались его духовными наставлениями.

- Простите, батюшка, за нескромный вопрос. А Вы сами строгий духовник?

Не знаю. Мне трудно об этом судить. Думаю, что нестрогий. Основная причина в том, что я ленивый и нерадивый монах (отец Алексий при этих словах рассмеялся). Мне кажется, что строгость должна быть уместной, хотя бы потому, что я сам человек немощной. Но, возможно, кому-нибудь я кажусь строгим.

И последний вопрос. Если вернуться к началу нашей беседы, то какой совет Вы дали бы человеку, который решил найти себе духовника? Чем он должен руководствоваться?

Чем руководствоваться? Своим желанием ко спасению! Это главное. Кто-то живет в такой местности, где на сотню верст лишь один храм, а там служит один священник. Значит, у такого верующего выбор небогатый. Но, может, и не стоит в этом случае ехать куда-то за тысячу верст, чтобы искать другого священника. Прими того, кого Господь посылает тебе здесь и сейчас. А если выбор большой... Много храмов, много священников, то стоит обратиться с молитвой к Богу: «Господи, пошли мне духовного наставника, который будет мне ко спасению». И, уверяю вас, Бог услышит эту молитву.

Беседовал Петр Селинов