Тест по обществознанию на тему "избирательный процесс, политическое участие, политическое лидерство". II

  • 09.09.2019

1. смешанной

2. пропорциональной

3. мажоритарной

4. миноритарной

В государстве Х во время голосования граждане получают список политических партий, борющихся за места в парламенте. Победителями по закону окажутся партии, получившие не менее 7% голосов среди кандидатов в депутаты по данному избирательному округу. Только один в случае победы сможет занять место в парламенте. Какая избирательная система действует в государстве?

1. смешанная

2. мажоритарная

3. пропорциональная

4. многомандатная

В многопартийном государстве 7-% порог, необходимый для прохождения в 450-местный парламент, преодолели 4 партии со следующими результатами: партия А – 7%; партия В – 10%; партия С – 20%; партия Х – 50%. Какая избирательная система действует в государстве?

1. пропорциональная

2. мажоритарная

3. смешанная

4. недостаточно сведений для определения типа избирательной системы

Смешанная избирательная система – это

1. избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом относительное большинство голосов

2. избирательная система, при которой одна половина кандидатов избирается по мажоритарному, а другая по пропорциональному принципу

4. избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом абсолютное большинство голосов

В избирательном округе выставлены два списка кандидатов – от партии С и партии Н. Участие в голосовании приняли 180 тыс. человека. Мандаты между партиями распределились в соответствии с количеством отданных за нее голосов. По какой избирательной системе проходили выборы в данном избирательном округе?

1. мажоритарной

2. пропорциональной

3. смешанной

4. одномандатной

Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы:

1. мажоритарной

2. пропорциональной

3. прямого делегирования

4. многопартийной

Какой признак отличает пропорциональную избира­тельную систему?

1. создание общенационального избирательного округа



3. предоставление кандидатам времени в телевизионном эфире

Парламент страны Х избирается всенародно по пропор­циональной системе. Политическая партия или блок партий, победивший на выборах, формируют правительство. Парламент избирает президента, выполняющего только представительские функции: Какова форма правления в стране Х?

1. парламентская республика 3. федерация

2. президентская республика 4. демократия

В стране Х по инициативе большинства граждан произо­шел переход от про порциональной избирательной системы к ма­жоритарной. Социологии опросили граждан страны по вопросу: «В чем вы видите преимущества мажоритарной системы?»

Полученные результаты (в процентах от общего числа участ­ников опроса) представлены в графической форме

Какой вывод может быть сделан на основе данных опроса?

1. Около половины опрошенных отметили, что при мажоритарной системе граждане будут понимать, за кого голосуют на выборах.

2. Каждый четвертый опрошенный считает ответственность депутатов перед избирателями преимуществом мажоритарной системы.

3. Считают, что мажоритарная система исключит дискрими­нацию малых партий, больше опрошенных, чем тех, кто отмечает рост разнообразия политических идей в парламенте.



4. Отметили, что при мажоритарной системе большее число
граждан включится в политическую жизнь, столько же опрошенных, сколько тех, кто считает, что данная система больше учитывает интересы общества

Ниже приведены данные опроса, проведенного ВЦИОМ. Респондентам был задан вопрос: «Является ли для Вас важным или не очень важным во время избирательных кампаний каждый из следующих источников информации?» Результаты представлены в гистограмме (в %).

Какой вывод можно сделать на основании полученных данных?

1. Основная масса респондентов получает информацию из телевизионных передач

2. Более половины респондентов не читает прессу и не получают информации из нее

3. Только десятая часть опрошенных по тем или иным причинам не смогла участвовать во встречах кандидатов с избирателями

4. В качестве источника информации радио пользуется такой же популярностью у опрошенных, как и телевидение

В государстве Х депутаты парламента избираются по одномандатным окру гам. Каждый кандидат встречается с изби­рателями и пытается убедить их в перспективности своей поли­тической программы. Какая избирательная система установлена в государстве Х?

1. демократическая 3. пропорциональная

2. мажоритарная 4. смешанная

Какое требование для избирателей противоречит демократической избирательной системе?

1. вписывать свои паспортные данные в бюллетень для голосования

3. заранее брать открепительный талон для голосования на другом избирательном участке

4. предъявлять общегражданский паспорт для получения избирательного бюллетеня

Признаки

Типы политических режимов

          Власть осуществляется узкой группой людей

          Гарантировано равенство всех перед законом

          Гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

          Власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы

          Особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

          Осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

          Милитаризация, массовые репрессии, силовые структуры играют большую роль

          Режим нацелен на обеспечение собственной безопасности и стабильности

    В государстве Р. Действует конституция. Согласно ей законодательная и судебная власти подчинены исполнительной, во главе которой стоит президент. Опорой власти являются вооруженные силы страны, а так же церковь. Какой политический режим присущ данному государству. Почему?

    К какому типу относятся режимы:

    В дореволюционной России;

    В период сталинизма;

    В современной России.

    Изложите свою точку зрения по поводу следующих высказываний. Свою позицию аргументируйте:

    1. «Демократия – всегда распутье, система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог. Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой обеспечивающей прочное и благополучное существование; теперь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма, возбуждает дух исканий» (Русский юрист П.И. Новгородцев )

Какие достоинства и недостатки демократии как политического режима отметил Новгородцев? Почему демократия считается лучшей по сравнению с другими режимами?

      «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители». (Ш.-Л. Монтескье)

      «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье)

      «Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их на лицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» (И.Ильин)

      Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество (И.Ильин)

      « Мы первыми заявили, чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности…» (Бенито Муссолини)

      «Чем больше расстояние между повелевающими и повелевающимися, тем меньше значение для первого имеет кровь второго…» (Дени Дидро французский писатель, философ-просветитель)

      «Демократия… - это правление народа, избранное народом и для народа» (Авраам Линкольн)

      «Демократия – это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством» (Василий Рознов, русский философ начала ХХ века )

    Сравните политические режимы по следующим критериям:

Критерии

Тоталитаризм

Демократия

1. Степень политической свободы (наличие прав и свобод личности)

2. Степень принуждения и насилия

3. Принципы организации власти (разделение властей или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования, ответственность властей перед законом)

4. Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии

    Какое из следующих утверждений справедливо?

    тоталитарные политические системы преимущественно не зависят от господства той или иной элиты;

    во многих современных государствах реальная возможность принятия ключевых политических решений сконцентрирована в руках небольшой группы политических деятелей

    демократические политические системы относительно сво­бодны от элитарного фактора.

    В государстве Г. во время голосования граждане получают списки политических партий, борющихся за места в парламенте. Победителями по закону окажутся партии, получившие не менее 5% голосов; среди кандидатов в депутаты по данному избирательному округу только один в случае победы сможет занять место в парламенте. Какая избирательная система существует в данном государстве?

    В избирательном округе выставлены два списка кандидатов от партии Xи от партииY. Участие в голосовании приняли 180 тысяч избирателей. Мандаты между партиями распределились в соответствии с количеством выданных за нее голосов. По какой избирательной системе проходили данные выборы. Почему?

    На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два аргумента.

    Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48 % избирателей данного округа, а его конкуренты получили соответственно 31 % и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Свой ответ аргументируйте.

    Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками.

Признаки

Типы избирательных систем

    Победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников

    Распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу поданных за каждую из них голосов

    Обеспечивается тесная связь кандидата с избирателем

    Способствует более полному представительству различных политических сил в парламенте, так как шансы попасть в парламент имеют все партии, которые преодолевают невысокий порог

    Способствует становлению двух партийной или трех партийной системы

    Система способствует неустойчивости правительства. Ни одна партия не добивается абсолютного большинства, поэтому создаются коалиционные правительства

А) Мажоритарная

Б) Пропорциональная

    Ознакомьтесь с политическими взглядами Руссо и Джефферсона и попытайтесь выделить общие черты и определить различия в их мнениях.

    Французский просветитель XVIIIв. Ж.-Ж, Руссо, один из авторов теории общественного договора и сторонник идеи народного суверенитета, полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренный народом, не имеют обязательной силы.

    Современник Руссо, американский мыслитель и политический деятель Т. Джефферсон считал народ источником высшей власти и заявлял о его праве учреждать правительство и принимать политические решения через избранных в него народных представителей.

    Почему в парламентской республике вся система организации власти приводит в итоге к усилению не законодательной власти, а исполнительной?

    Политологи считают, что принцип народовластия реализуется через демократию представительную (т.е. через избранных в органы власти представителей) и демократию непосредственную (т.е. путем прямого, непосредственного влияния на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц). Укажите, какие из нижеприведенных положений относятся к формам представительной демократии, а какие – к демократии непосредственной:

    Деятельность депутатов в парламенте

    Избрание кандидатов от политических партий, общественно-политического движения или независимого кандидата в законодательные органы государственной власти

    Участие в митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях, а акциях общественного неповиновения.

    Принятие Конституции РФ на референдуме

    Избрание президента

Свой выбор обоснуйте.

    Как вы понимаете положение «выборы в парламент проводятся по избирательным округам»? Объясните, почему избирательные округа должны насчитывать равное число жителей.

    Подберите примеры, свидетельствующие о том, что выборы в парламент являются не только всеобщими и прямыми, но и равными.

    Каким образом избиратель реализует право политического выбора, право делегировать представительство своих интересов тому или иному кандидату

    Заполните пробелы недостающими понятиями:

            1. В переводе с греческого «демократия» – ___________.

              Избирательная система, при которой в каждом округе большинством голосов избирается один депутат, называется ____________________.

              возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в государственных органах, в парламенте реализуется при ______________ форме демократии

              порядок выборов народных представителей в органы власти – __________

    Что такое парламентская фракция? Приведите примеры фракций в российском парламенте. В чем проявляется защита прав меньшинства в парламенте? Почему принцип защиты прав меньшинства относится к важнейшим демократическим принципам?

    Подтвердите тремя конкретными примерами наличие в современной России политического плюрализма.

    Возможен ли тоталитаризм без внутренней и внешней агрессии? Почему?

    Каковы проявления политического экстремизма? Объясните, в чем заключается опасность экстремизма? Подумайте, почему экстремизм не совместим с конституционным порядком?

    Объясните, на основании чего демократию признают способом организации политической системы, всей жизни общества.

    Какие демократические принципы вам известны? Как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства?

    Согласны ли вы с тем, что парламентарии - «слуги народа»? Свой ответ аргументируйте.

    Писатель Б. Васильев, рассматривая проблему демократизации, пишет: «...ощущается она нами как своего рода дозволение. А следует-то ее ощущать как нельзя. Нельзя нарушать законы, Конституцию, увольнять работников по желанию начальства...»

    От некоторых руководителей сегодня можно услышать выразительную фразу: «Кто вам позволил?» Какой принцип правового регулирования отражается в ней?Правильно ли предположить, что стиль руководителя - обладателя этой фразы - недемократичен? Свой ответ аргументируйте.

    «Демократия - метод, который удерживает заинтересованных лю­дей от претворения в жизнь их интересов в ущерб обществу. Диктатура - система, предоставляющая одним людям абсолютную власть над другими людьми» (Р. Нибур).

Проанализируйте точку зрения Р. Нибура на де­мократию и диктатуру. Согласны ли вы с его оценкой демо­кратии? Какие отличительные черты демократии называют поли­тологи сейчас?

    Проанализируйте любое политическое событие, используя указанный алгоритм анализа политических явлений

    Каковы причины события или явления?

    Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

    Какую цель преследовали люди в ходе данного события (в период существования данного явления)?

    Какими способами люди добивались поставленной цели?

    Каковы положительные и отрицательные последствия данного со­бытия или явления?

    Как можно в целом оценить данное событие (явление)?

    Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?

    Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (яв­ления)?

    Почему социальное неравен­ство не способствует развитию демократии?

    Что такое парламентаризм? Почему Англия считается классической страной парламентаризма?

    Энгельс писал: «Демократия , как и всякая другая форма правления , должна в конечном итоге распасться : лицемерие не может быть долговечным , скрытое в нем противоречие неизменно выступит наружу ; либо настоящее рабство , т . е . неприкрытый деспотизм , либо действительная свобода и действительное равенство , т . е . коммунизм» . Как вы думаете, какое противоречие демократии имел в виду Ф. Энгельс?На ваш взгляд, действительно ли демократия может привести как к рабству и деспотизму, так и к свободе?

    Определите слабые и сильные стороны прямой и представительной демократии, заполнив таблицу.

Формы демокра-тии

Слабые стороны

Сильные стороны

1) Прямая демократия

        сложность принятия согласованных решений;

        недостаточная компетентность и эмоциональная неуравновешенность народа

        высокая степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных дебатов со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;

        большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

        проведение референдумов сложно и дорого стоит.

2) Представи-тельная демократия

    Некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы с решениями, могут использовать экспертов для оценок этих решений.

    При прямой демократии решения принимаются простым большинством, то при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

    В ряду проблем, разработанных французскими политологами, важное место занимает проблема способа голосования как одного из ключевых элементов политического режима. Специфика избирательной системы может определять контуры самой политической системы. М. Дюверже еще в 1951 г. вывел закономерности влияния способа голосования на партийную инфраструктур

    выборы по мажоритарной системе в 1 тур помогают утверждению двухпартийной системы, состоящей из партий с сильной структурой;

    мажоритарные выборы в 2 тура помогают рождению много партийной системы из партий со слабой структурой, зависящих друг от друга.

    пропорциональные выборы благоприятствуют многопартийной системе из партий взаимно независимых и с сильной структурой.

Как Вы объясните эти выводы? Что можно сказать о специфике избирательной системы в разных странах? В нашей стране? Какой ее вариант, по Вашему мнению, был бы для нас наиболее предпочтителен?

    Какие основные условия и причины, на Ваш взгляд, привели к возникновению и закреплению тоталитаризма в бывшем СССР:

    однопартийность

    бюрократизация государственного аппарата

    низкий образовательный и культурный уровень народных масс

    смерть В. И. Ленина

    доверчиво-бессознательное отношение народа к властным струк­турам;

    качества характера И. В. Сталина.

    Чем характеризуются тоталитарные режимы? Что им присуще? Подумайте и попытайтесь объяснить, почему многие тоталитар­ные политические системы (например, такие их разновидности, как фашистские) смогли просуществовать сравнительно долго и пользо­вались массовой поддержкой?

    По каким признакам можно определить демократичность (или недемократичность) политического режима? Согласны ли Вы со следующими из них:

    честные, соревновательные, регулярно проводимые выборы

    правительство рождается из выборов

    защита прав отдельных личностей и меньшинства? Если "да", то дайте им краткую характеристику.

    Может ли быть вполне гарантирована стабильность в рамках демократической политической системы? Аргументируйте свой ответ.

    Какие типы политических систем - демократический или тоталитарный - являются более устойчивыми, или, по крайней мере, сравнительно жизнеспособными? Почему?

    Специфика двухпартийных систем заключается в устойчивом преобладании на политической арене двух крупных партий, которые периодически сменяются в правительстве. Означает ли это, что в стране с такой политической системой могут существовать только две политические партии? Приведите примеры и дайте анализ известных Вам двухпартийных систем.

    Приведите примеры однопартийных систем. Можно ли считать, что такие системы означают свертывание демократии? Объясните, почему подобные системы, как правило, оказываются недол­говечными.

    Априори принято считать, что республиканская политическая система более демократична, чем монархическая. Англия является конституционной монархией, гитлеровская Германия была республикой. Чем же определяется уровень демократичности этих стран: политической системой или режимом?

    Какие политические режимы существуют в настоящее время в странах СНГ, странах Восточной и Западной Европы, других регионах мира? Какой тип политической системы доминирует в разных регионах мира? Составьте таблицу:

    Составьте конспект основных ценностей той или иной политичес­кой системы. Продумайте аргументы в защиту ее преимуществ. Оцените степень прогрессивности и перспективности различных ти­пов политических систем.

А13. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что: 1. выборы являются всеобщими и равными 2. голосование на участках

А14.Самоорганзующаяся система естественно складывающихся социальны отношений между индивидами, где каждый выступает не как подданный государства, а как частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели, называется: 1. гражданское общество 2. правовое государство 3. политическая система 4. политические институты

А15. Главой государства Н. является монарх, получивший власть по наследству, ему подчиняются вооруженные силы страны и церковь. Какие сведения необходимы, чтобы сделать вывод о том, что Н. по форме правления является абсолютной монархией? 1. Большая территория государства 2. Наличие действующего парламента 3. Неограниченность власти монарха 4. Монарх – очень образованный человек

А16. Какое суждение является верным? А. Объединение нескольких суверенных государств, созданных для решения общих проблем, называется конфедерация. Б. Для конфедерации характерна договорная основа образования 1. верно только А 2. верно только Б 3. оба суждения верны 4. оба суждения неверны

А17. Главная цель, преследуемая разделением властей в демократическом государстве, это: 1. создание рабочих мест для государственных чиновников 2. контроль жизни гражданского общества 3. недопущение чрезмерной концентрации власти одним человеком ил одним органом 4. суверенитет, независимость в осуществлении внутренней и внешней политики

А18. Авторитарный политический режим характеризуется: 1. наличием развитой системы судопроизводства 2. правами и свободами граждан как высшей ценностью, которые соблюдаются, защищаются и гарантируются государством 3. разрешением определенного идейного и политического многообразия, границы которого строго определены 4. четко выраженной системой разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

А19. В соответствии с Конституцией РФ Россия – правовое государство. Какой из ниже приведенных факторов не соответствует этому определению: 1. решение Конституционного суда РФ о признании неконституционными постановления главы администрации субъекта федерации и его отмене 2. возбуждение уголовного дела за неуплату налогов в отношении министра экономики 3. регистрации для участия в парламентских выборах 22-х политических партий 4. арест общественного деятеля, выступившего с критикой экономической политики государства

А20. Верны ли суждения? А. Парламентаризм – это система власти, при которой парламент является не только высшим законодательным, но и представительным (выборным) органом власти Б. Парламентаризм предполагает, что законы, принимаемые парламентом, не может отменить ни один орган государственной власти 1. верно только А 2. верно только Б 3. оба суждения верны 4. оба суждения неверны

А21. Форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках одного лица, никем и ничем не ограничена и передается по наследству, называется: 1. абсолютная монархия 2. конституционная монархия 3. парламентарная монархия 4. республика

А22. Основное назначение законодательной власти состоит в: 1. реализации законов 2. контроле за исполнением законов 3. принятии законов 4. борьбе с идеологическими противниками

Парламент страны D. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семи избирательный порог. Подберите из

приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы данной страны.

1) Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.
2) Кол-во мест в парламенте для каждой партии определяется числом поданных на выборах голосов за партию.
3) В парламент попадают все кандидаты, набравшие большинство голосов в своих избирательных округах, независимо от их партийной принадлежности.
4) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных

вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

1.____________________ являются результатом сотрудничества парламентских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц 2. __________________. Они призваны привлекать во время выборов как можно большее число 3_________________ из различных слоев независимо от их идеологической ориентации. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное 4 __________________. Они действуют преимущественно в период 5________________________________. 6____________________ в большинстве своем сформировались вне парламента. Главная особенность партий такого типа – наличие строго-организованной структуры, массовое членство 7 ______________ . Образцом массовой партии стала _______________ партия.

1. Правящие

2. Кадровые партии

3. Нотабли

4. Массовые

5. Избиратели

6. Членство

7. Общественно-политические движения

8. Политическая

Социализация

9. Выборы
10. немецкая социал-демократичечкая

А1 Выделите законодательные органы РФ:

1) Правительство РФ; 2) Совет Федерации;

3) Президент РФ; 4) Государственная Дума.

А2 Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов осуществляется:

1) Президентом РФ; 2) Советом Федерации;

3) Правительством РФ; 4) Государственной Думой.

А3 Соедините понятия с их содержанием.

1) государство

а) независимость от внешних обстоятельств, самостоятельность, определяемость лишь внутренними законами

2) автономия

б) общество экономически независимых граждан, обладающих личной свободой, охраняемых государством и правом, активно участвующих в жизни общества и воздействующих на государство с помощью созданных ими общественных структур

3) гражданское

общество.

в) особая форма организации общества, построенная по принципу управления

А4 Выделите признаки правового государства.

1) верховенство закона;

2) экономическая самостоятельность граждан, основанная на частной собственности;

3) принцип разделения властей;

4) невмешательство государства в частную жизнь граждан.

А5 Выделите органы исполнительной власти РФ:

1) Верховный суд; 2) Президент РФ;

3) Государственная Дума; 4) Правительство РФ.

А6 Определите полномочия Государственной Думы:

1) утверждение Указа о введении чрезвычайного положения; 2) объявление амнистии;

3) назначение на должность председателя Центрального банка; 4) решение вопроса о доверии правительству.

А7 Электорат – это:

а) все, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие в выборах;

в) небольшая группа людей, занимающих в обществе ведущее место и влияющих на государственную власть.

А8 Выделите признаки неправового государства:

1) господство одной партии;

2) выборные государственные органы;

3) регламентация жизни граждан;

4) защита прав и свобод граждан.

А 9.Политические отношения есть отношения людей по поводу:

1) обмена и распределения продуктов производства; 2) власти в обществе;

3) потребления материальных благ; 4) производства духовных ценностей.

А 10. Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые получили в своих округах большинство голосов избирателей, характерно для:

1) мажоритарной избирательной системы; 2) пропорциональной избирательной системы;

3) прямого делегирования депутатов; 4) смешанной избирательной системы.

А11.Верны ли следующие суждения об избирательных системах:

А. Пропорциональная система обеспечивает представительство всего спектра политических сил.

Б. Мажоритарная система создает преимущества малочисленным партиям.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Какой признак отличает семью от других малых групп?

1) совместная деятельность
3) общий быт
2) общие цели
4) общие интересы

А. работает учителем. Помимо уроков она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. В действиях А. проявляется
1) социальная роль
3) социальная структура
2) социальный конфликт
4) отклоняющееся поведение

Верны ли следующие суждения об этнических группах?
А. Этническим группам присуще культурное своеобразие.
Б. Любая этническая группа стремится к созданию собственной государственности.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны

Признаком суверенитета государства является
1) доминирование на международной арене
2) право на вмешательство во внутренние дела других государств
3) верховенство государственной власти внутри страны
4) право на отчуждение земель соседей

В газетах часто встречается информация о политической жизни общества. Прочитайте выдержки из статей журналистов, рассказывающих о политике. В какой из них содержится информация о демократических выборах?
1) «Прошедшие в стране выборы зафиксировали безоговорочную поддержку гражданами единственного кандидата в президенты».
2) «Выборы проходили в обстановке закрытости, кандидаты от оппозиции не получили возможности выступить в средствах массовой информации».
3) «Международные наблюдатели не были допущены на проводимые в стране выборы». 4) «Граждане имели возможность познакомиться с разными программами, сделать реальный выбор в условиях альтернативы».

Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии представляют перед государством интересы различных социальных групп.
Б. Только политические партии могут выдвигать политических лидеров и создавать программы развития государства и общества.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны

5. Фамилия, № группы ____________________________________

№1. Роль посредника между гражданским обществом и государством выполняет

1) политическая партия2) армия3) образование4) государственный аппарат

№2. Коммуникативный компонент политической системы включает

1) идеологические принципы2) формы взаимодействия партий

3) политические нормы4) политические организации
№3. Признаком государства, отличающим его от всех других форм объединения людей, является

1) наличие системы права2) наличие общего хозяйства
3) наличие органов управления4) наличие общих ценностей

№4. Важнейшей функцией политической власти в предвыборный период является

1) разработка единой идеологии2) формирование политической элиты
3) укрепление организации4) увеличение собственного электората

№5. По форме правления Российская Федерация является

1) демократическим государством2) федеративным государством
3) монархическим государством4) республиканским государством

№6. В стране Р часть мест в парламенте выделяется кандидатам, набравшим абсолютное количество голосов на выборах; часть - кандидатам, выдвинутым от политических партий. Такой порядок характеризует избирательную систему страны Р как

1) пропорциональную2) альтернативную3) мажоритарную4) смешанную

В избирательном округе выставлены два списка кандидатов - от партии С. и от партии Н. Участие в голосовании приняли 180 тысяч избирателей. Мандаты между партиями распределились в соответствии с количеством отданных за нее голосов. По какой избирательной системе проходили выборы в данном избирательном округе? …………………………………………..

№7. Установите соответствие

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ
РЕЖИМОВ

А) власть осуществляется группой лиц
Б) гарантировано равенство всех перед законом
В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений
Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека
Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь
Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

№8. Запишите слово, пропущенное в таблице.

№9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым.
Декларируется реальное _______(А), частная ______ (Б) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности. Закреплен принцип разделения ________(В). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского _______(Г).

В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является _______ (Д) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ______ (Е) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в ________ (Ж)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только 1 раз. В списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) народовластие 2) собственность 3) инициатива 4) власть 5) государства 6) парламент 7) человек 8) народ 9) референдум
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

№10. Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

политическая 2) правоохранительная 3) социальная 4) демократическая 5) этническая

Проиллюстрируйте каждую из выбранных вами функций примером.

№11. Составьте сложный план развернутого ответа на тему «Типы политических режимов».

План должен содержать не менее 3-х пунктов, два из которых раскрыты в подпунктах.

№12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Выборы в демократическом обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции - защиты и охраны прав и свобод граждан - должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей - эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства - защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

Е. В. Лукашева

С1. Назовите принципы правового государства, приведенные автором.

C3. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

C4. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

1. Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

2. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований зарегистрированные в соответствии с законом общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, их структурные подразделения вправе предлагать кандидатуры для включения их в списки кандидатов, выдвигаемые избирательными объединениями. Включение таких кандидатур в списки кандидатов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О политических партиях".

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещают его на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы. На выборах в федеральные органы государственной власти в указанный список включаются политические партии, имеющие право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения, имеющие право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах. На выборах в органы местного самоуправления в указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения и иные структурные подразделения, имеющие право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах, а также иные общественные объединения, которые отвечают требованиям, предусмотренным подпунктом 25 статьи 2 настоящего Федерального закона, и их соответствующие структурные подразделения.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Наименованием избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, является наименование, указанное в решении о его создании. В избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов используется полное наименование политической партии, общественного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование не более чем из семи слов, в избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов используется сокращенное наименование политической партии, общественного объединения. Если как полное, так и сокращенное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, кандидат или орган политической партии, иного общественного объединения, выдвинувших кандидата, список кандидатов, в предусмотренном законом порядке согласует краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, которое используется в избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов. При этом краткое наименование политической партии, общественного объединения образуется с соблюдением требований, предусмотренных соответственно статьей 6 Федерального закона "О политических партиях", положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", и только из слов, составляющих наименование политической партии, общественного объединения, указанное в ее (его) уставе.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В случаях и порядке, предусмотренных законом , избирательное объединение вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в его уставе.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Изменение наименований и эмблем избирательных объединений после представления таких наименований и эмблем в соответствующую избирательную комиссию не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 , 2.2 и (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что указанные лица составляют не менее 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов. Если в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона "О политических партиях", и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти - также пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1. В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;

ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

14.2. Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а" , "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.3. Решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.4. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

(см. текст в предыдущей редакции)

14.5. При проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 , 2.2 и (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

14.6. В случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а"

16. Не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

(см. текст в предыдущей редакции)