Причины абсентеизма в политике. Теория о социальном капитале

  • 26.08.2019

Абсентеизм - это безразличное отношение людей к своим общественно-политических прав характерный проявление абсентеизма - сознательное уклонение избирателей (электората) от участия в голосовании

Первые сведения о абсентеизм появляются еще в III в до н э В настоящее время значительная часть римских граждан, которые, в отличие от афинян, не получали никакого вознаграждения за участие в политическом процессе, н не могли позволить себе частой и частного участия в собраниенях.

Сегодня во многих странах мира считается нормальным, когда на избирательные участки приходят от трети до половины избирателей, а кое-где голосует чуть 1/10 электората В большинстве либеральных государств счи ажаеться, не идти на выборы - это такое же право свободного человека, как и остальные, которые гарантирует лицу цивилизованное общество В Украине участие в голосовании добровольное, а в мире есть примеры, когда законод авчо установлена??его обязательность Так, неучастие в выборах в Италии приводит к моральных санкций, в Мексике - до штрафа или лишения свободы, в Греции и Австрии - к тюремному заключению на срок в ид месяца до одного рококу.

Есть два важнейших типа причин абсентеизма:

1) связанные с особенностями конкретной избирательной кампании, когда в силу определенных причин выборы не интересны: выдвинутые неяркие кандидаты, отсутствует подлинная состязательность на выборах и т.д.;

2) связанные с общей политической, социальной и экономической ситуацией в стране

ОВЛазаренко и ОО Лазоренко считают, что абсентеизм как тип политического поведения личности являются:

1) чертой ее характера, жизненной позицией, проявляющаяся в отсутствии потребности, привычки, желания политического действия;

2) мировоззрением, ориентированным, например, на внутреннее совершенствование

Среди причин абсентеизма отметим низкий уровень политической культуры, инфантильность или осознание собственного политического бессилия, неспособности влиять на принятие политических решений, отчуждение я собственных политических ценностей и потребностей от возможностей их удовлетворения, высокий уровень недоверия избирателей политическим институтам и и.

Абсентеизм является отражением стремления людей отстраниться от политики, в которой часть из них видит тщеславное и амбициозная соревнования групповых и эгоистических интересов По мнению МРокара, в современном суспильс стви, в котором влияние религии весьма ослабел, все трагическое и священное связывают с политикой Когда же она не оправдывает их ожиданий, в ней разочаровываются, и как одно из следствий - абсентеизма.

41. Избирательная система рб

Белоруссия, Беларусь, Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь) - президентская республика, унитарное государство.

Конституция Республики Беларусь принята парламентом 15 марта 1994 года. В ноябре 1996 года 70,5 процентов избирателей высказались за президентский вариант новой Конституции, предусматривающей существенное расширение полномочий главы государства. В 2004 году в Конституцию Республики Беларусь также были внесены изменения и дополнения.

Президент Республики Беларусь является главой государства и избирается путем прямых выборов сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может занимать должность Президента Республики Беларусь более двух сроков подряд.

В соответствии с Конституцией парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - высший законодательный орган Белоруссии. Состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики, срок полномочий парламента - 4 года.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь (белор. Палата Прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь) - нижняя палата парламента Белоруссии. Состав Палаты представителей - 110 депутатов.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь - верхняя палата парламента Республики Беларусь. Состав Совета Республики - 64 сенатора.

Выборы Президента Белоруссии проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства - для избрания в первом туре кандидату необходимо получить более 50 процентов голосов избирателей. Выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. Если ни один из кандидатов не получил в первом туре необходимое число голосов избирателей, не позднее чем в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам.

Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам.

Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных советов от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Порог явки на выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь - более 50 процентов избирателей для первого тура и более 25 процентов - для второго тура. Если указанные пороги явки избирателей не достигнуты, то проводятся повторные выборы.

В соответствии с законодательством возможно досрочное прекращение полномочий палат парламента. При прекращении полномочий одной из палат могут быть прекращены полномочия другой палаты.

Очередные выборы Президента Республики Беларусь пройдут 19 декабря 2010 года. Постановление о дате их проведения было принято 14 сентября 2010 года белорусским парламентом. ЦИК Республики Беларусь зарегистрировала 10 кандидатов, в том числе и действующего Президента Александра Григорьевича Лукашенко.

В наблюдении за выборами Президента Республики Беларусь с российской стороны планируется участие наблюдателей в международных миссиях по линии СНГ и ОБСЕ, а также на двусторонней основе.

«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют»

Джордж Джин Нейтан.

Как гласит Конституция, Российская Федерация - демократическое государство. Единственным источником власти является народ, который осуществляет ее непосредственно (референдум, свободные выборы) и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Выборы это - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Избирательное право является высшей ценностью демократического государства. Граждане обладают активным (могут избирать) и пассивным (могут быть избраны) избирательным правом. Реализуя свое право, народ выбирает своего правителя, свой путь дальнейшего развития государства и общества. Однако, одной из актуальных проблем современности стало категорическое нежелание населения участвовать в политической жизни. Предполагая о том, что воздержавшись от голосования, ничего не измениться, люди глубоко заблуждаются. Они неосознанно создают перевес в пользу оппонентов. Вдобавок, дают шанс сжульничать при подсчитывании результатов. В итоге к власти приходят люди, которые не заинтересованы в проведении прогрессивных реформ. В сложившейся ситуации целесообразно высказывание О. Бисмарка « неучастие в политике не освобождает от еѐ результатов». Несмотря на все сказанное, возникают вопросы: быть может, в семье и школе отсутствует воспитание политической культуры населения? Или быть может, пассивное отношение к политической жизни общества, есть результат когда-то существовавшего тоталитарного режима? Представляется, что для каждого существует свой ответ.

Итак, низкая посещаемость на выборах или вообще ее отсутствие, а также лень и простое нежелание участвовать в политической жизни общества в научной среде именуется абсентеизмом. Однако, прежде чем рассматривать проблему абсентеизма, необходимо разобраться в понятие явления «абсентеизм».

В политических системах всего мира абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса, или при голосовании хотя бы трех избирателей выборы считаются состоявшимися. В России это явление также распространено.

Абсентеизм (от лат. absens, absentis - отсутствующий, англ. absenteeism) - отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций. Данная трактовка дефиниции является более общей по отношению к различным ее проявлениям в иных сферах жизни. Например, можно выделить трудовой, земледельческий, политический абсентеизмы. В данной статье речь идет о политическом абсентеизме как об одной из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. Иными словами изучаемое явление понимается как равнодушное отношение населения к политической жизни, аполитичное представление групп людей о том, что «один голос ничего не изменит», политика «не мое дело».

Свобода, которая выражается в том, что население не участвует в выборах, перевоплощается в отсутствующее сознание, индифферентизм к различным сферам общества и государства. Именно поэтому, как говорилось ранее, необходимо воспитывать политическую культуру в каждом человеке, чтобы он смог в дальнейшем претворить в жизнь свои избирательные права. То обстоятельство, что электорат активно игнорирует свое право, может привести к тому, что демократические основы страны будут подорваны. В результате происходит деформация: человек пассивен, население становится объектом манипулирования.

Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления. Существующая разница объясняется рядом факторов.

Общенациональные выборы представляются более организованными, наблюдается более организованная работа избирательных комиссий. Предвыборная агитация проходит на высшем уровне. Незадолго до начала выборов проводят ряд телевизионных передач, посвященных кандидатам и их партиям для того, что бы донеси до населения политическую программу. Также на улицах страны размещаются баннеры с фотографиями, именами кандидатов и кричащими лозунгами, побуждающие население голосовать. Несомненно, для осуществления контрольной функции за проведением выборов предоставляются лучшие специалисты своего дела, для предотвращения фальсификации, мошенничества и иных преступлений и правонарушений. Резюмируя все сказанное, автор приходит к мнению о том, что население накануне голосования достаточно информировано, что даже ребенок сможет назвать кандидатов. Неявку на голосование при данных обстоятельствах можно объяснить только нежеланием населения участвовать в выборах, незаинтересованностью дальнейшего политического развития страны.

Обратной стороной является участие в региональных выборах и выборах в органы местного самоуправления. Всегда ли население знает список всех кандидатов? Или всегда ли политическая программа донесена до избирателя? Из личного опыта автора, можно сделать вывод о том, что население крайне мало информировано. Вдобавок ко всему наблюдается некачественная организация работы избирательных комиссий. Бюллетени доставляются с опозданием, когда голосование уже началось. Технические ошибки в бюллетенях могут доставлять сложности при голосовании. Например, был случай, когда в графе фамилии кандидата могло быть указано две фамилии, а голосовать, как известно, можно только за одного. Или, например, закон допускает осуществлять процедуру голосования на дому избирателям, которые не в состоянии по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещения для голосования. При указанном случае встречались ситуации, когда член избирательной комиссии мог посоветовать кандидата или выездная бригада с урной брала с собой большое количество бюллетеней, а также члены комиссии разрешали голосовать родственникам по нескольким паспортам за отсутствующих граждан и тому подобное .

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что неявка на региональные выборы или выборы в органы местного самоуправления объясняется тем, что население неуверенно в своем кандидате и не желает отдавать решение судьбы государства, города, села неизвестному человеку. Однако, цитата Нейтона, указанная в качестве эпиграфа к статье, не дает оправдания и этому аргументу, определяя, что таким образом народ выбирает плохую власть.

Чем же объясняется такое отношение к выборам? Что служит причиной уклонения граждан от участия в выборах?

О многие граждане, в частности молодые или люди, которые не обладают достаточными знаниями, не понимают значения выборов, не осознают, что участие в выборах это право, которое им предоставлено Конституцией Российской Федерации. По их мнению, так как это не обязанность, то можно и воздержаться от реализации данного права. Однако хочется донести до читателя, что хоть это и право, а не обязанность, но иногда от одного бюллетеня может зависеть исход выборов;

О многие граждане не верят в способность воздействовать на власть посредством выборов и считают, что результат выборов предопределен;

О избиратели могут не видеть среди кандидатов человека, который им импонировал бы, вызывал у них доверие или могут быть информированность населения о списке кандидатов;

О население считает, что отсутствует интриги и победитель известен заранее;

О также среди ученых существует мнение о том, что нежелание участвовать в выборах может быть вызвано боязнью взять на себя ответственность за принятое решение;

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны непременно бороться с данным явлением, которое подрывает основу демократии. Однако каждый человек должен помнить о том, что, игнорируя возможность реализации своего избирательного права, он позволяет усидеть на месте не квалифицированному и коррумпированному бюрократу, прокладывающему путь к авторитаризму.

Как же заставить население участвовать в выборах? Наверно, данный вопрос становится одним из самых актуальных после подведения их итогов. На сегодняшний день из средств массовой информации все чаще можно услышать о том, что выборам необходимо придать статус праздника. Несмотря на то, что это серьезный день в жизни страны, города, района, предполагается, что его нужно сопровождать развлекательными мероприятиями, парадами, концертами. Положительным также считается появление самих кандидатов в избирательных участках, общение с населением. Актуальным остается поощрение подарком человека, который пришел на избирательный участок первым. К примеру сказать, избирателям- «дебютантам» дарят Конституцию Российской Федерации, ручки, блокноты, альбомы для фотографий, книги. Необычный подарок преподнесла комиссия Калтасинского район Республики Башкортостан. Они презентовали первой избирательнице гуся в корзине.

Однако, «метод пряника» не всегда реализуется в полном объеме, считает ряд ученых, и, когда абсентеизм нарастает с каждым годом все больше, встает вопрос о принятии радикальных мер. Речь идет о введении определенных санкций за уклонение от участии в выборах. Изучив зарубежную практику, можно привести в пример Италию, Германию, Австрию, Кипр, Люксембург, где за неучастие в выборах, граждане облагаются штрафов в размере от 25 евро до 70 евро. Гражданин Бельгии, за систематическое нарушение своего права, помимо штрафа, может быть лишен избирательного права на 10 лет. Примерами еще более радикальной системы являются Пакистан, Турция, Египет, где наряду со штрафом могут быть назначены каторжные работы, нарушитель может подвергаться уголовному преследованию или вообще ему может грозить тюремное заключение. Разумеется, процент зарегистрированных избирателей в указанных странах всегда очень высокий. Вдобавок, среди ученых, существует мнение о том, что, возможно стоит ввести имущественный или социальный ценз для участия в голосовании. Жестоко и неправомерно покажется читателю? «Честно и без принуждения»,- ответят они. Однако, не нужно забывать, что для них избирательное право является обязанностью, а не правом, как у нас в Российской Федерации. Поэтому для нашего правового государства применение таких радикальных мер недопустимо во избежание подрыва основ института демократии.

Избирательное право должно оставаться правом, согласно Конституции Российской Федерации. Необходимо воспитывать политическую культуру населения, политическую заинтересованность, а также заинтересованность в судьбе своего государства, города, района и желание внести вклад в их развитие. Ко всему сказанному, также учить молодежь уметь свободно мыслить, быть ответственными за свой выбор. Разумеется, не нужно забывать о совершенствовании средств агитирования и информирования.

Таким образом, эффективная борьба с абсентеизмом, совершенствование института демократии, воспитание политической культуры каждого, в конце концов, приведут к удовлетворению интересов как государственных органов и органов местного самоуправления, так и всего населения.

Список литературы

1. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. - М.: Юрид. лит., 2002. - 432 с.

2. Мартынов С.А. Муниципальные выборы как фактор демократизации политического процесса. Автореф. дис…кондид. политич. наук. М., 2000

3. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005.

4. Социологический словарь // [Электронный ресурс] URL: http://bizdel.ru/dict.html/

5. Федеральный Закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» от 12 июня 2002 года.

6. Шоладеми С. Как заставить народ ходить на выборы? За неявку- беспощадно штрафовать // [Электронный ресурс] URL:

Голосование на выборах - наиболее важная и массовая форма политического участия. Посредством выборов происходит формирование правительства и обеспечивается тот механизм, с помощью которого общественные установки отражаются на государственной политике. Кроме того, выборы выполняют определенные латентные функции. Они легитимируют власть, сдерживают политические и социальные конфликты. Пока политическое поле остается “прозрачным”, нет необходимости в применении силы, ибо социальные группы могут выражать свои нужды через институт выборов. Акт голосования позволяет индивиду ощутить свою принадлежность к обществу, почувствовать себя способным повлиять на правительственную политику - пусть даже на практике его роль крайне мала. Тем самым голосование содействует интеграции политической системы, воспроизводству ее базовых принципов и поддержанию демократического режима в целом.

Голосованию, как виду политического участия, противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и доля апатичных людей, свидетельствует о серьёзном кризисе легитимности политической системы, глубоком кризисе её норм и ценностей.

Тенденция снижения активности избирателей сейчас отмечается во всём мире. Невозможно говорить о "всенародном избрании", если за кандидата голосует лишь несколько процентов избирателей, то есть уменьшается степень легитимности власти, победившей по итогам выборов. Выборы перестают быть средством достижения консенсуса в обществе Гельман В.Я. 2000. Политическая культура, массовое участие и электоральное поведение. - Голосов Г.В., Мелешкина Е.Ю. (ред.) Политическая социология и современная российская политика. СПб. 275с. .

В связи с вышесказанным, очевидно, что отказ избирателей от участия в голосовании создает серьезные проблемы для демократии. Между тем в современном мире отмечается неуклонное снижение явки на выборы всех уровней. Россия здесь не исключение: если на президентских выборах 1991 г. средний уровень явки составлял 76,15%, то в первом туре выборов 1996 г. - 69,85% Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов. - Полис,. 1997. № 4. - С. 57. . При этом важно отметить, что решение не голосовать, как правило, очень устойчиво. Вероятность того, что во время избирательной кампании абсентеисты изменят свою установку, весьма невелика. Это еще один аргумент в пользу подробного изучения данного феномена Гудина Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика. - Полис. - 2003. №1. .

Далее кратко рассмотрим факторы, влияющие на политическую активность и являющиеся причинами абсентеизма. К таким факторам исследователи чаще всего относят возраст и уровень доходов. Так, Е. Сергеева, опираясь на данные отечественных социологических центров, утверждает, что наиболее аполитичны люди с наименьшими доходами. Основными факторами, определяющими характер политического участия и политические ориентации, она считает личностно-психологическую типологию избирателей и политических лидеров, принадлежность избирателей к определенным социально-профессиональным и демографическим группам, уровень доходов, национальность и место проживания, соответствующую деятельность государственных, политических институтов и СМИ, а также характер системы в стране на момент выборов.

Гончаров объясняет политическое участие действием трех основных факторов - индивидуализированных условий социализации, мобилизацией индивидов со стороны организованных политических сил, социально-экономическим развитием наций. Он прослеживает отчетливую зависимость между степенью вовлеченности и показателями статусных и иных социально-демографических характеристик индивида. Как утверждает автор, связь между социально-экономическим развитием и уровнем участия отражает модель “стандартной социоэкономической мобилизации”. Повышение уровня социально-экономического развития приводит к усложнению гражданских установок индивидов и затем к расширению масштабов участия. Положительное влияние оказывают рост доходов, повышение образовательного уровня, становление современной системы профессиональных ролей и структуры занятости Холмская М.Р. Политическое участие как объект исследования //Полис. - 1999. - №5.С. 18-25. .

Таким образом, абсентеизм - это уклонение граждан от участия в политической жизни страны, в том числе и в голосовании. Учащение отказа в голосовании является индикатором напряженной обстановки в государстве, недоверия населения властным структурам. Основной причиной абсентеизма, по мнению многих исследователей, является социально-экономическое положение граждан, а также общая политическая культура в стране.

Электоральный абсентеизм - это сложное и многомерное явление, его проявления, причины и последствия нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, рост абсентеизма свидетельствует о нестабильности политической системы, снижении легитимности политической власти, недоверии людей к властным институтам, имитационном представительстве интересов в органах в власти. Значительное число абсентеистов может являться признаком неэффективности политических институтов, отсутствии "прозрачности" в деятельности государства, низком уровне политической конкуренции.

Выборы являются самой массовой формой участия населения в политике и управлении. Вместе с тем, население рассматривает участие в выборах не столько как канал вовлечения в выработку и принятие управленческих решений или как инструмент диалога с властью по согласованию интересов и курсов политики, а скорее как способ выразить свою поддержку или протест властям и политикам. Отсюда и высокий потенциал абсентеистского типа поведения, а также протестного голосования на выборах.

С другой стороны, абсолютное участие граждан в выборах - это отнюдь не свидетельство гармоничного развития демократической политии. Так, почти стопроцентное участие граждан в выборах в СССР не явилось гарантией стабильности и эффективности режима власти. Добровольное участие всех граждан, обладающих активным избирательным правом, в демократических выборах представляется неким абсолютом, достижение которого невозможно и не нужно по ряду причин. В любое время и в любом государстве будут граждане, не участвующие в выборах по объективным причинам (физическая немощь, внезапная болезнь, другие жизненные обстоятельства, делающие невозможным посещение избирательного участка). Кроме того, явка на выборы во многом зависит от уровня политической культуры и гражданской позиции избирателей, которые в настоящее время в российских условиях нуждаются в совершенствовании.

В любом случае речь идет о множественности причин, порождающих электоральный абсентеизм. Такое сложное явление имеет под собой различные основания, которые коренятся в социально-политических процессах, в народном менталитете и рациональном выборе.

Рассмотрев основные характеристики абсентеизма, можно сделать вывод, что большой процент отказа от участия в выборах влечет за собой негативные последствия. В связи с этим очевидно, что необходимо изучать данный феномен и искать меры его предотвращения.

абсентеизм российский политическое поведение

Теоретическую базу изучения абсентеизма представляет ряд исследователей, которые, в первую очередь, изучали общую концепцию политического участия.

Прежде всего, рассмотрим рациональные модели электорального поведения. Одной из ранних моделей указанного типа является модель “расчета голосования" Э. Даунса, согласно которой в своем электоральном поведении индивид исходит из рациональных оценок собственных перспектив в случае прихода к власти того или иного кандидата либо партии. В рамках такой модели голосование - это “вклад”, сделанный ради получения желаемого результата. Принимая решение относительно участия или неучастия в выборах, индивид учитывает два фактора: полезность для него ожидаемого исхода выборов и собственные затраты на голосование (время и силы, которых потребует получение и анализ информации о кандидатах, а также само посещение избирательного участка). Если последние оказываются слишком высокими, индивид воздерживается от голосования.

Дополняя модель Даунса, некоторые авторы указывают на то, что величина затрат, связанных с принятием избирателями решения, зависит от социально-демографических характеристик. У образованных людей эта величина ниже, так как им проще получить и освоить информацию. Уровень образования коррелирует также с наличием так наз. “гражданских навыков" которые дают коммуникационные и организационные возможности, необходимые для политической активности. Отсюда следует вывод: по мере роста образования явка на выборы должна повышаться, так как сокращаются затраты на принятие электорального решения.

В соответствии с концепцией М. Фиорины, пересмотревшего ряд постулатов Даунса, основным фактором, определяющим предпочтения избирателей, выступает состояние экономики. В зависимости от способа оценки такого состояния возможны два типа голосования: эгоцентрическое и социотропное. При эгоцентрическом голосовании избиратель оценивает собственное экономическое положение, при социотропном - результаты работы народного хозяйства в целом Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов. // Полис, 1997. № 4.С. 56-71. .

О влиянии макроэкономических условий на итоги выборов пишут многие авторы. Тем не менее, пока не удалось выяснить, насколько значимо это влияние и какими именно экономическими переменными оно определяется. Кроме того, как показывают компаративные исследования, в “экономическом” голосовании есть кросснациональные различия.

По заключению С.М. Липсета, при ухудшении состояния экономики или международной ситуации, а также в случае политического и/или социального кризиса активность электората возрастает, т.е. избирателям присуще социотропное голосование. Вместе с тем ряд исследований указывает на наличие прямой зависимости между социально-экономическим статусом избирателей и их электоральной активностью: с повышением этого статуса явка на выборы увеличивается Гудина Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика. - Полис. - 2003. №1. .

Далее рассмотрим экспрессивные модели электорального поведения. В рамках демографического подхода, ставшего исходным для разработки экспрессивных моделeй, участие избирателей в голосовании объясняется с помощью таких переменных, как образование, социальный статус, пол, возраст, место жительства, этническая принадлежность и др. Популярность названного подхода при анализе абсентеизма объясняется тем, что соответствующие данные доступны при изучении явки на выборы любого уровня, а также тем, что их рассмотрение позволяет понять, кто именно воздерживается от голосования.

Наиболее важным среди социально-демографических показателей считается фактор образования, который не только прямо сказывается на участии в голосовании, но и определяет ряд других факторов, влияющих на явку (доход, род занятий, социально-экономический статус). Основной вывод: люди старшего поколения, независимо от уровня образования, более склонны принимать участие в голосовании Гудина Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика. - Полис. - 2003. №1. .

Основы современной экспрессивной теории электорального поведения были заложены в результате исследования, проведенного группой американских ученых под руководством П. Лазарсфельда по материалам президентских выборов 1948 г Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов. // Полис, 1997. № 4.С. 58. . В соответствии с этой теорией, акт голосования есть не столько свободное волеизъявление человека, сколько проявление его солидарности с группой: “Люди голосуют не просто вместе со своей социальной группой, но и за нее”. Отмечается также, что групповая солидарность способствует увеличению явки на выборы.

Но если электоральное поведение индивида выстраивается под влиянием большой социальной группы, к которой он принадлежит, при анализе такого поведения целесообразно использовать понятие социальной сети. Социальная сеть - это множественность членов общественной системы и совокупность связей между ними. Поведение индивидов, включенных в сеть, определяется скорее структурным давлением, нежели личными установками Градосельская Г.В. Анализ социальных сетей. Москва, 2001.С. 17. .

Социальные сети задают объемы информации, необходимые и доступные индивидам при принятии решений. При этом сети различной плотности по-разному воздействуют на политическое поведение. Чем “гуще" горизонтальная сеть, тем более политически однороден ее состав. Разреженные горизонтальные сети обычно более гетерогенны в социальном и политическом отношениях. В них легче находят прибежище неконвенциональные политические взгляды и нормы поведения. Наличие плотных вертикальных сетей, которые можно охарактеризовать как сети патронажа и клиентелы, способствует конформизму и управляемости электората. При разреженных вертикальных сетях поведение избирателей менее контролируемо.

В группах, объединенных плотными социальными сетями, важную роль играют персональные контакты. Персональное влияние проникает глубже безличностного, и даже если информация, полученная в ходе такого контакта, вызывает сопротивление, сломить это сопротивление при непосредственном общении гораздо проще, чем через СМИ.

Включенность в социальные сети заставляет людей прислушиваться к чужому мнению и подчиняться существующим нормам, в чем, собственно, и проявляется солидарность с группой. В процессе социализации групповые нормы настолько глубоко усваиваются индивидом, что уже не кажутся ему чем-то навязанным извне. В результате формируется относительно гомогенное социальное пространство, где для влияния на электорат требуется значительно меньше усилий, чем в иных ситуациях. Соответственно, среди людей, живущих в социальном пространстве с плотными вертикальными или горизонтальными сетями, явка на выборы, как правило, бывает выше.

Согласно другой, социально-психологической, версии экспрессивной теории, определяющее воздействие на электоральное поведение индивида, в т. ч. на его решение участвовать или не участвовать в голосовании, оказывают установки, формирующиеся в процессе ранней социализации и являющиеся отражением установок его родителей. Весьма существенной в этом плане считается также роль установок, вырабатывающихся в ходе социализации в группе сверстников, коллег и пр. Поскольку у людей, живущих или работающих вместе, в одинаковых условиях, складываются сходные нужды и интересы, для них характерно и сходное электоральное поведение. К важным агентам социализации и, тем самым, к источникам выработки и изменения политических установок относят также политическую систему в целом Алмонд ГА., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // Политические исследования. 1992. № 4.С. 113-129. .

Итак, можно выделить два основных подхода к изучению политического участия и абсентеизма: рациональный и экспрессивный. Рациональная модель поведения основными мотивами политического участия или отказа от него считает экономическое положение индивида или всей системы в целом. Экспрессивная модель берет за основу социально-демографические показатели и с помощью их объясняет причину отказа от участия в политической жизни.

Абсентеизм как тип политического поведения

контрольная работа

1.1 Понятие и виды политического абсентеизма

Абсентеизм - (лат. absentis -- отсутствующий) -- одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и т.п. Подобное представление противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Если «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», то их проявление в политической жизни предполагает отказ от абсентеизма, аполитичности. Статья 32 Конституции гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Но это право в единстве со свободой человека дает ему возможность неучастия в политической жизни, избирательной кампании. Тем самым абсентеизм выступает как признак свободы человека в обществе. Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно-политическим делам общества и государства. Поэтому особо подчеркнем, что, обладая общей и политической культурой, человек обязан свободно реализовывать свои права в политической жизни. Массовый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать население объектом манипулирования, абсолютно подвластным «верхам», сформировать пассивную личность. Абсентеизм наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т. п. .

Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Можно выделить два основных вида абсентеизма: пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него, и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам.

Во всем мире наблюдается пагубная тенденция снижения активности избирателей, и это не может не тревожить специалистов. Возрастающая пассивность избирателей, нежелание идти на выборы, полнейшее безразличие - одна из наиболее сложных проблем, стоящих перед мировым сообществом и перед Российской Федерацией в частности. По данным ВЦИОМ на выборах 1979г. Приняло участие 63% избирателей, в 1984г. - 61%, 1989г. - 58,5%, 1994г. - 56, 8%, значительное снижение числа избирателей отмечено в 1999г. - 49,85%, в 2004г. их число составило 45, 7%. Таким образом, на данный момент, по официальным данным в Российской Федерации насчитывается примерно 52 млн. граждан, являющихся абсентеистами.

Современные исследования позволяют выявить категории абсентеистов:

И так абсентеизм - это добровольное, осознанное уклонение от выборов. В этой связи, прежде чем говорить о способах устранения такого положения дел, разберемся в причинах нежелания избирателей идти в день выборов на избирательные участки.

Политический режим -- это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический...

В научной литературе избирательную систему принято рассматривать в узком и широком смысле слова. В широком смысле под избирательной системой понимают упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами, составляющие порядок выборов...

Выборы как основной институт политической системы

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица через волеизъявление граждан. Яшин А.А. Выборы и партии в регионах России: Сб...

Глобальное политическое прогнозирование

Прогнозирование обычно используется в широком и узком значении. В широком - это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком - это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления...

Идеологическое многообразие в РФ

Часть 1 статьи 30 Конституции РФ закрепляет следующее: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется...

Избирательные системы в зарубежных странах

В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потенциальному избирателю). общие требования - регламентируют активное избирательное право - право голосовать...

Особенности применения прагматических стратегий в публичных выступлениях британских политических деятелей

Политический дискурс, как определенный вид коммуникации, которая осуществляется в некой политической ситуации, имеющий прагмалингвистические особенности, свой метаязык, вербальные и психологические механизмы воздействия, имеет и единые цели...

Политическая мифология России

В обыденном представлении миф -- это сказка, вымысел. Современный человек считает себя рациональным существом и ни за что не признает, что его поступки и образ мыслей могут определяться мифами. Однако, при ближайшем рассмотрении...

политический манипулирование кризис конфликт Слово "процесс" (от лат. prossesus - продолжение) означает: 1. динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта (сразу заметим, что в данном случае понятие "объект" по своему содержанию бесконечно...

Теоретические подходы к определению монархии в современном мире

Монархия (от греч. monarchia - единовластие, единодержавие) - форма государственного правления, при которой главой государства является монарх - суверенное, политически и юридически безответственное лицо...

Теоретический анализ подходов к проблемам самоопределения субъектов РФ

Трансформация недемократических режимов в демократию

Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целонность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это из свойство и отражает понятие политической системы...

Можно выделить два основных вида абсентеизма: пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Абсентеизм является видом электорального поведения, которое весьма многообразно. Последнее проявляется не только в участии или неучастии в выборах, но и в уклонении от голосования, а также в "безучастном" (конформном) голосовании, в протестном голосовании и т.д. Каждая из вышеперечисленных форм поведения избирателя свидетельствует о принятии или опровержении целого комплекса социальных и политических норм и ценностей. Электоральное поведение реализуется в политических процессах, которые раскрывают динамику развития и изменения институтов политической системы, масштабы участия различных групп населения в политической деятельности.

Электоральное поведение - это лишь одна из форм политического поведения. Электоральное поведение является не "участием во власти", а ценностно-ориентационной деятельностью по выбору определенной политической силы, существующей в виде или политического института или персонифицированного облика. Эта деятельность разворачивается на протяжении всей сознательной жизни человека и не сводится к поведению в период избирательной кампании или в момент голосования.

Концепция "ограниченного электорального участия" не может быть принята для объяснения явления абсентеизма, так как явно противоречит базовым принципам демократии, основывающимся на активном и максимально широком участии граждан в управлении государством посредством выборов (референдумов). Отстаивая точку зрения о "нежелательности участия в выборах представителей некоторых социальных групп", мы неизбежно в итоге придем к замене демократии олигархией или "меритократией", которые как раз и основаны на участии в политической жизни только "достойных представителей высших социальных страт". При подобном подходе ставится под вопрос правомерность идеи о всеобщем и равном участии всех в делах государства, т.е. идеи базовой для демократии. Функция выборов как механизма формирования воли большинства становится сомнительной.

Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам. Данное понятие по своему содержанию существенно отличается он понятия "неучастие в голосовании", которое широко применяется социологами и политологами для описания процессов, протекающих в политической сфере жизни общества.

Абсентеизм является показателем отчуждения граждан от власти и собственности, формой политического протеста против сложившейся политической системы, политического режима, формы власти, утвердившегося общественного строя в целом.

Абсентеизм в своих крайних проявлениях приобретает черты политического экстремизма. Плодотворной почвой для расширения экстремистских настроений являются социальные кризисы и конфликты, процент нарушения демократических прав и свобод, крушение нравственных ориентиров, ценностей и состояние аномии.

Политический экстремизм и абсентеизм проявляются в среде наиболее активной части населения. Изменение сложившейся политической ситуации - главное направление их деятельности. При пересечении или совпадении политических устремлений экстремистов и абсентеистов возможны крайние формы политических преобразований. Может казаться, что "молчащие" и "пассивные" составляют в обществе меньшинство, но в определенный момент, например на выборах, оно может проявить себя как "молчаливое большинство".

Представление об абсентеизме как о политической индифферентности обманчиво. Массовое разочарование в возможности что-либо изменить не равнозначно истощению деятельного потенциала. Скорее всего, мы имеем дело со своеобразной сублимацией политической активности, с ее переходом в латентную форму. Абсентеизм избирателей отражает не неприятие политики как таковой, а отвержение утвердившихся способов политического действия. Подобная оценка позволяет предположить, что при очередном обострении политической ситуации или сколько-нибудь серьезном повороте к иным способам реализации политики потенциальная энергия масс может трансформироваться в политическое действие.

На активность избирателей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе тип выборов, особенности региона, особенности избирательной кампании, уровень образования, тип поселения, тип политической культуры, который доминирует в обществе, и тип избирательной системы. Уровень участия избирателей в голосовании ниже в странах, где применяется мажоритарная или мажоритарно-пропорциональная система способов подсчёта голосов, и выше в странах с пропорциональной избирательной системой.

Практика развития политического процесса в России говорит о непредсказуемом, а иногда и противоположном ожиданиям характере поведения российского избирателя. Проявившаяся в последние десятилетия XX века тенденция к ослаблению зависимости между социальным статусом, принадлежностью к определенной группе и электоральным выбором говорит о том, что нет корреляции между политическим выбором, социально-профессиональной принадлежностью и социальным статусом личности, который осуществляет этот выбор. В этом отличительная особенность развития политического процесса в России. Проблема абсентеизма является одной из ключевых проблем российской демократии. Стремительное расширение масштабов абсентеизма в последние годы говорит о нестабильности сложившейся в России политической системы. Снижение избирательной активности является, прежде всего, выражением разочарования населения в российской избирательной системе, утратой доверия к власти, свидетельством нарастания протестного потенциала в различных социальных группах, нигилистического отношения к демократическим институтам, политическим партиям и их лидерам.