Стратегии и карты. Психотравмы

  • 22.07.2019

Судьба, свобода, воля, рок

Судьба и тайны подсознания

Ольга Ильинична Горшенкова

© Ольга Ильинична Горшенкова, 2015

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступление

«Наша доля – Божья воля», – писал Даль. Понятие судьбы часто отождествляется с понятием рока, Божьей или мировой волей, необходимостью, причинностью, предопределением. Часто говорят, человек и есть сама его судьба. Согласно определению, вера в судьбу есть вера в предопределенность, в фатализм, в то, что события жизни предопределены Божественной волей или некоторой сверхчеловеческой силой. Это вера в то, что каждое событие должно произойти именно так, а не иначе, поскольку оно уже было заранее предопределено.

Судьба представляется в виде узкой тропинки, по которой должен шагать человек. У человека отсутствует свобода воли, возможность выбора. Однако данное представление не соответствует библейскому определению. У каждого свое понимание судьбы, этого неведомого и во многом загадочного жизненного пути человека.

От судьбы не уйти, не спрятаться, не увернуться, – часто говорим мы, подразумевая под судьбой некую жесткую предопределенность, злой рок, фатум. Так ли это? От каких факторов зависит наша судьба? Ведь человечество открыло уже много тайн и секретов вселенной. Неужели в вопросах судьбы есть тайны, неподвластные человеческому разуму?

Глава 1. Судьба. свобода, воля, рок

Судьба любого человека зависит от следующих изначально заданных, заранее предопределенных факторов:

– время и место (страна) рождения,

внешняя среда обитания (столица, город, деревня),

– род, семья, изначальные возможности семьи и материальные условия существования,

– пол (мужчина, женщина), здоровье человека.

Судьба человека зависит и определяется в масштабах конкретных страны, семьи и рода и напрямую зависит от исторического времени (исторический век, время – военное, мирное) и страны проживания. Этот фактор особенно сильно влияет на судьбу правителей, лидеров, исторических персонажей.

Огромное значение на судьбу человека оказывает род и семья. Душа низкого типа будет притягиваться в порочную семью с подобными грубыми телами.

Помимо изначально заданных условий при рождении многое зависит от самой личности, ее характера, силы воли, стремления получить образование и добиться успеха, от потенциала личности , ее способностей и талантов. «Мудрец спрашивает с себя за свои ошибки, глупец – с других» (арабская пословица). Судьба зависит от качеств человека и его действий. В этом плане человек – сам кузнец своего счастья, под лежачий камень вода не потечет. «Когда закрывается одна дверь, открывается другая» (Сервантес).

Александр Исаевич Солженицын утверждает, что судьба человека – это его характер. Часто под судьбой понимается некий суд над человеком, взвешивание его истинной подлинной сути, то, что не позволяет личности жить в соответствии с принципом свободы воли. Судьба не означает полный отказ от свободы воли человека. Человек сам выбирает ту или иную альтернативу в своей судьбе, а выбрав, вступает с ней в игру, порой намеренно уступая ей инициативу, ожидая раскрытия ее планов. Возможны разные альтернативы судьбы, ее многовариантность и неединственность ставит под сомнение тезис абсолютности судьбы.

Философы и астрологи Древней Греции считали, что судьбой заведуют три богини, вращающие мировое веретено . Первая богиня, Лахесис, дает такую важную составляющую судьбы, которую они называли жребий, вторая богиня, Клото, прядет жребий, а третья, Атропос, приближает нить будущего. Таким образом, если первая богиня, дающая жребий, определяет жребий человека в прошлом, вторая прядет нить судьбы в настоящей жизни, третья, «неотвратимая», обрывает нить настоящего и работает на будущее.

Само мировое веретено представляет собой ось мира с нанизанными на эту ось сферами планет солнечной системы, которые замыкает сфера неподвижных звезд . Именно момент рождения или воплощения определяет судьбу человека. И именно градус зодиака, совпавший с моментом рождения, определяет судьбу человека.

На буддийском Востоке под «судьбой» понимается «воля неба», китайское Тянь мин переводится не как слепая сила, рок, а высшее предначертание и предназначение (судьба), которое предстоит выполнить человеку на пути освобождения личности от любой зависимости и негатива. В этом случае нельзя отступать от Пути даже под угрозой смерти. От самого человека зависит его судьба: если он нарушает предначертание, то идет против воли неба и совершает грех, так как убивает свое предназначение.

Не следует ходить туда, где беспорядок и жить там, где смута. «Если страна следует Пути, стыдно быть бедным и не в чести. Если страна не следует Пути, стыдно быть богатым и знатным» («Луньюй», ХХ,3).

Успех любого деяния зависит от умения уравновешивать темные и светлые состояния души. Всякий, кто удачно выберет время, преуспеет. Всякий, кто его упустит, пропадет. На пути восхождения к добру и гармонии необходима золотая середина. «Не только свобода воли и рок, но Бог и дьявол, красота и безобразие, смелость и трусость, разум и вера – отношение этого должны уравновешиваться, как чаши весов. Древние называли это золотой серединой», – так объясняет современный японский писатель Акутагава Рюноскэ закон подвижного равновесия, главного в японской культуре и поведении. Ведь разумный человек соизмеряет свои слова и поступки с обстоятельствами, а успех любого деяния зависит от умения уравновешивать светлые и темные состояния души.

В буддизме большое значение придается идее кармы и личной ответственности за свои поступки. В судьбе – карме отсутствует элемент случайности. Это абсолютная справедливость. Поступки прошлой жизни слагают элементы новой жизни. Каждый поступок человека имеет положительную или отрицательную оценку, соответственно которой человек будет награжден или наказан в этой или в следующей жизни.

Древние часто сравнивали судьбу с игрой богов: «Боги нами играют, как люди мячом» (Плавт), «Людскими делами играет власть богов» (Гораций). Согласно латинскому изречению, «Звезды управляют человеком, а звездами управляет бог». «Человек несет свою судьбу, привязанной к шее» (Коран). Судьбу часто сравнивают с камнем на шее.

Судьба – у греков, карма – буддистов, тао – у китайцев, разум – у стоиков: какое современное понимание механизма действия судьбы присуще нам в 21 веке? В отличие от древнего представления о судьбе, как необходимости железного божественного закона, любое событие во внешнем мире в современной математической теории катастроф может быть описано как «элементарная катастрофа», то есть как результат некоторого конфликта режимов в пространстве-времени.

Сама катастрофа – скачкообразное, взрывоподобное изменение – возникает в виде внезапного ответа системы на постепенное изменение внешних условий. Математическое описание мира, основанного на «тонкой игре непрерывного и дискретного», пытается исследовать функции на минимум и максимум. Теория катастроф, как и теория бифуркации, трактующая всевозможные метаморфозы объектов при изменении параметров, способствуют уточнению формулировок при исследовании системы «человек-судьба». Впрочем, создатель теории катастроф Том признается: «В философском и метафизическом плане теория катастроф не может принести ответа на великие проблемы, волнующие человека. Но она поощряет диалектическое, гераклитовское видение Вселенной, видение мира как театра непрерывной борьбы между „логосами“, между архетипами. Теория катастроф приводит нас к глубоко политеистическому взгляду: во всем надо различать руку Богов. … Те самые причины, которые нам позволяют располагать нашими возможностями в одних случаях, обрекают нас на бессилие в других». Мистика теории катастроф сродни мистике отношений человека и судьбы.

Сколько существует человечество, столько возникают вопросы о том, кто мы; откуда взялись; фатум - что это; можно ли повлиять на свою судьбу.

Существует несколько взглядов на бытие. Одни считают, что что мы ничего не можем изменить. Тогда как другие воспринимают данное утверждение оскорбительным и уверены, что судьба человека находится в его собственных руках. Существует и еще одно мнение. Оно заключается в деле случая или своего рода фортуне. Люди убеждены, что в жизни есть удача. Кому-то она улыбается, а от кого-то отворачивается, и судьба напрямую зависит от случая, которым человек может воспользоваться или упустить.

Фатум

Значение слова своими корнями уходит в древние времена и в дословном переводе с латинского языка означает "рок", "судьба".

Существует множество книг и трактатов, пытающихся философствовать на данную тему, но однозначного ответа так и не найдено. Что же это на самом деле - каждый человек определяет сам. Единственное, в чем солидарны ученые и философы, - это то, что жизнь намного загадочней и более непредсказуема, чем мы можем себе представить. Несмотря на наше желание подчинить все себе и получить ответы на интересующие вопросы, жизнь не может быть запрограммированной и дать конкретные решения. Все очень сложно и неоднозначно.

Судьба начинается с рождения

Человек, приходя в этот мир, не выбирает время и место своего рождения. Равно как родителей и свой собственный пол, что, без всяких сомнений, откладывает определенный отпечаток на его дальнейшую судьбу.

Все наши способности (таланты) даются при рождении. Неудивительно, что одни люди, например, имея могут достигнуть больших успехов в музыке, тогда как другие, как бы ни старались, просто обречены на провал. Им, как говорит народная мудрость,

Наш фатум, судьба, рок во многом зависит и от внешних обстоятельств: в каких условиях мы проживаем, с кем общаемся и чем интересуемся. Это не только влияет на наше будущее, но, в первую очередь, формирует наше «я» (определенные ценности, взгляды на жизнь и моральные парадигмы). Конечно, жизнь туземцев или афроамериканцев в корне отличается от жизни европейцев, или, например, бытие священнослужителя в монастыре - от существования олигарха, и это не может не отразиться на становлении человека как личности и его дальнейшей судьбы.

Но все же человек - это не только живое, но еще думающее и мыслящее создание, поэтому наша судьба целиком и полностью в наших руках и рамках, которые мы сами себе создаем в голове.

Можно ли изменить судьбу?

Многие на протяжении всей своей жизни пытаются найти ответ на вопрос «Фатум - что это?». Некоторые находят для себя ответ, тогда как для других это остается загадкой.

Человеку необходимо это понять для того, чтобы быть в силах изменить свою судьбу. Каждый прожитый день оставляет отпечаток на нашей судьбе. Все наши мысли, поступки, суждения и желания так или иначе имеют отражение не только на нашей собственной судьбе, но и жизни наших близких и родных.

Чтобы изменить судьбу, нужна очень большая огромное желание и усердие. Нельзя ни на секунду останавливаться на пути к намеченной цели и бороться до самого конца. Только когда человек сможет переломить свой привычный образ жизни, в корне изменить свое мышление, он сможет изменить свою карму и найдет ответ на вопрос «Фатум - что это?» именно для него.

Заключение

Искренне надеемся, что каждый человек сможет достичь тех высот, которых он действительно заслуживает. Только будучи до конца честным с самим собой, можно обрести счастье и понять истинный смысл жизни. Изменить судьбу вполне реально, нужно только захотеть и вы поймете, что такое фатум, - что это не миф, а реальность!

в раздел Оглавление

«Методы структурной психосоматики»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Методология и техника работы.
Анализ терапевтических случаев

ГЛАВА I

Стратегии и карты. Психотравмы

Словарный состав языка - такой же показательный феномен познания, как и любой другой продукт культурной деятельности. Когда же речь идет о наиболее общих категориях, анализ передающих эти категории слов, нюансов, смысла и бытования этих слов в качестве технических терминов той или иной традиции особенно интересен.

Рассмотрим следующую словарную цепь:

«Рок» - «фатум» - «судьба» - «доля» - «воля » - «свобода».

Первые два слова заимствованы, но могут быть так или иначе соотнесены с русским словом «судьба». Мы уже говорили, что санскритский термин «карма» также близок к нему, а вот «дхарма» ближе к русскому слову «доля», оно же может быть соотнесено с китайским термином «мин». Если мы теперь расположим все эти слова вдоль обозначенной нами цепочки «энтропийный пресс» - «инструментарий отражения-отреагирования» - «ядро личности», то можем констатировать следующую картину (рис. 36).

Разумеется, такое расположение в достаточной степени условно, поскольку язык не ограничивает точно пределы использования того или иного слова, мы же не предполагаем придавать им характер технических терминов доктрины. Все же определим, что термины «рок», «фатум», а также «динамике» означают судьбу - неизбежность, жесткое предопределение будущего хода событий. Термин «карма», обозначающий судьбу, неизбежность, воздаяние, на первый взгляд схож с предыдущими, но имеет существенные смысловые различия. «Рок» как бы независим от человека, определяется внешними, по отношению к нему, причинами. Тогда как «карма» - результат собственных, благих или неблагих, поступков (совершённых, в соответствии с ведической или буддистской, традицией, может быть, и в прежних рождениях).

Китайский термин «мин» тем и схож с русским «доля», что обозначает возможность будущего хода событий, которая, тем не менее, может быть либо упущена (если такой ход благоприятен, а необходимые действия не совершены), либо предотвращена (если существует опасность, которую удалось предотвратить).

«Дхарма» - это судьба - долг, казалось бы, обусловленность, но обусловленность морально-мировоззренческого характера. В древнеиндийской традиции «дхарма» непосредственно связана с «кармой»: поступки, совершаемые против дхармы, оборачиваются неблагоприятными кармическими последствиями; карма выступает своеобразным «эхом» деятельности, преломляющейся по дхармическим закономерностям. В «Бхагавадгите» завязка сюжета построена на глубочайшем разборе «должного» и «недолжного» поступка, причем напрочь отвергается возможность классификации по этому признаку для любого человека «вообще» и для любой ситуации «вообще». Лишь конкретный человек с его конкретной дхармой, существующий «здесь и теперь», может быть точкой отсчета морально-этической шкалы. Человек может поступать «должно» или «недолжно», но не относительно других, а относительно самого себя, собственной дхармы.

На поле Курукшетра, где должно состояться сражение между армиями пандавов (центральных героев всей «Махабхараты», частью которой и является «Бхагавадгита») и их двоюродных братьев, кауравов, битва, занимающая центральное место в эпосе, по своим масштабам, значению и последствиям, в глазах индусов, сравнимая, может быть, только с христианским Армагеддоном, царевич Арджуна вдруг отказывается сражаться на том основании, что, во-первых, он будет вынужден убивать своих близких родственников, друзей и учителей, а, во-вторых, убийство живого существа само по себе запретно, противно одному из базовых принципов поведения индуса - ахимсы («ненасилию», «неубийству»); нарушение ахимсы отягощает карму и совершенно неприемлемо для последователя йоги, каковым Арджуна является. В спор с ним вступает его друг и колесничий Кришна (инкарнация бога Вишну), и вся «Бхагавадгита», справедливо почитаемая одним из авторитетнейших религиозно-философских текстов индуизма и главным «философским», «парадигмальным» текстом йоги, представляет собой, во-первых, обоснование, почему Арджуна должен сражаться, и, во-вторых, изложение философских и поведенческих основ йоги, базирующихся на тонком разборе таких категорий, как «истинное Я» (Атман), «деяние» и «не-деяние»: «дхарма», «карма» и т.д.

Вот первый аргумент Кришны, самый простой, бытовой по своему содержанию, но интересующий нас в данном случае больше других (он Дается до обращения к аргументам из философии йоги): «Ты, Арджуна, - кшатрий (т.е. принадлежишь к варне воинов), а значит, твоя дхарма - сражаться, не приписывай себе дхарму другой варны, брахманов (жрецов); если воин отказывается сражаться за правое дело или правитель отказывается покарать преступника, ссылаясь на ахимсу, он тем самым нарушает собственную дхарму, отягощает свою карму и, более того, практически нарушает принцип ахимсы (зло, которое не остановлено, и дальше будет порождать зло).


Рис.37 Фатум и свобода в Глобальном взаимодействии и уровнях Древа Сефирот

Сказанное не значит, что у человека, чей шестой логический уровень не проработан, воление, покидающее ядро личности, всегда искажено, но оно неустойчиво и по-разному проявляется в разных «тема¬тических» группах контекстов.

Все это, в совокупности, воспринимается нами как «паралич воли», «дефекты воли», «безволие».

В зоне второй барьерной мембраны, перехода от ядра личности к собственно личности, воля приобретает окраску дхармы - судьбы-долга, осознанного волевого импульса, согласующегося с парадигмой, в которой существует личность (пятый логический уровень, уровень космограммы). На уровне карт и контекстов она приобретает окраску судьбы-возможности, доли или мин (четвертый логический уровень, уровень убеждений).

В терминах «карма» и собственно «судьба» мы можем определить характер волевого импульса в зоне стратегий и перехода личности к проявлениям личности (третий логический уровень, уровень навыков - первая барьерная мембрана - второй логический уровень, уровень поведения). Здесь пресс энтропийных тенденций уже заметно преобладает и даже собственно действия и поступки воспринимаются обусловленными, вынужденными, принадлежностью скорее внешнего мира, чем внутренних побуждений. Есть большой соблазн при этом посчитать, будто бы такие действия и поступки вообще лишены какой-либо свободы выбора, не зависят от собственного выбора, но уже погружение центра осознания на шаг, а тем более, на два шага вглубь - на четвертый логический уровень (доля или судьба-возможность), где основная задача деятельности приобретает характер выбора, и на пятый логический уровень, где выбор следует из общей картины мироздания и определения своего места в нем, - открывает картину с иной точки зрения: участие собственной воли в происходящем становится очевидным.

Наконец, на самом краю обозримого «внутреннего» пространства антропосферы мы встречаем такие категории, как «фатум», «ананке», «рок», судьба - неизбежность. Трудно осознать в них собственную волю, результат собственной деятельности, тем более что и на самом деле в этой зоне пресс энтропийных тенденций оказывается определяющим; но если с глубокого логического уровня проследить всю цепочку превращений, модификаций волевого импульса - через зону самоидентификации, космограммы, карт, стратегий, процессов - вплоть до единичного точечного факта («знака» или «удара» судьбы, «веления» рока и т.д.) - как становится очевидным присутствие изначальной, образующей всю ветвь отреагирования воли и здесь.

Описанные нами модификации воли от уровня к уровню нормальны и закономерны, но если уже на уровне самоидентификации (шестой логический уровень) возможны те или иные искажения, то тем более они возможны там, где изначальное воление «Я хочу» как бы размазано, ослаблено и скрывается за масками долга, судьбы и предопределения. Это воление чаще всего приобретает ложную формулировку «Надо» или уже вовсе лишенную всякого активного начала «Так вышло», «Так происходит», «Так случилось» - воля уходит в песок и оборачивается самым настоящим безволием.

Таким образом, мы можем сказать, что формулировка первичного воления творящего Бога: «Да будет!» - соответствует человеческому: «Я хочу быть!». Их примиряет лишь любовь, объединяющая начальное слово и слово человеческого устремления к жизни и совершенству.

Говоря здесь о патологии, мы имеем в виду не только болезнь в медицинском смысле слова, но и всевозможные социальные и социально-психологические отклонения, которые, во-первых, не позволяют человеку быть успешным в культурной, социальной и природной среде, а во-вторых, не позволяют совершиться «личной эволюции» индивида. Давая подобное, достаточно нечеткое определение, мы должны иметь в виду два обстоятельства: понятия «успешность» и «неуспешность» весьма относительны, и человек может представляться вполне успешным по меркам окружающих и того социального слоя, к которому принадлежит, но при этом являться «патологической» личностью. Успешность должна здесь пониматься с точки зрения реализации задач ядра личности (дхармы) и, в какой-то степени, может ассоциироваться с категориями «гармонии», «смысла жизни» и «счастья». Второе: мы должны констатировать, что часто «неполноценные» по меркам бытовой морали люди, например, инвалиды, вполне «успешны» в том смысле слова, который мы очертили. Они часто успешны и по житейским меркам. Примером может служить выдающийся психолог и психотерапевт Эриксон, инвалид с детства. Другой пример - Лаплас, у которого, вследствие перенесенного в Детстве менингита, нормально функционировало только одно полушарие.

Справочник по ересям, сектам и расколам Булгаков Сергей Васильевич

Фатализм (от fatum - судьба, рок, предопределение)

Из книги К вопросу о влиянии протестанской этики на экономическое развитие Европы и России автора Вечканов Евгений

Предопределение Не вдаваясь в теологические особенности доктрины о предопределении, которую связывают с именем Ж. Кальвина, заметим, что по сути, своей она явилась мощным толчком для продвижения и укоренения особого рода трудовой этики в умах и сердцах верующих

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

97.Предопределение Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!1. Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения.2. Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения?3. Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев.4. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух (т. е. Джибрил) с

Из книги Человек Иисус Христос и некоторые вопросы Божьего домостроительства автора Павленко С Б

5.7.1. Предопределение Это может отличаться от того, что вы слышали раньше или во что вы привыкли верить. Это самая суть Нового Завета. То, что мы здесь расскажем, есть ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ. Остальное - вопрос вашей веры и вашего избрания.Традиционное разъяснение крещения

Из книги Военная Россия автора Кротов Яков Гаврилович

ФАТАЛИЗМ Свободного человека более всего поражает фатализм, с которым несвободный человек принимает смерть. Американец разговаривает с русским и вдруг понимает, что русский не лжёт, а вполне искренен, когда готов умереть лишь потому, что в больнице нет положенных

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ - в религиозных системах мышления исходящая от воли божества детерминированность этического поведения человека и отсюда - его «спасения» или «осуждения» в вечности (греч. npoopiaibc, лат. praedestinatio или praedeterminatio). Поскольку с точки зрения

Из книги Исламоведение автора Кулиев Эльмир Р

ФАТАЛИЗМ ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis - предопределенный судьбой, ро­ковой), мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

§ 6. Вера в предопределение Предопределение в Коране. Вера в предопределение и судьбу является последней, шестой основой веры в исламе. Во многих аятах Корана указывается на то, что всё происходящее во Вселенной было заранее предопределено Аллахом и соответствует Его

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

Б. Предопределение Всеведение и предведение относятся к разряду когнитивной деятельности Бога в отношении мира в целом и свободных человеческих поступков в частности. В рамках этого общего контекста предопределение относится к Божьему волеизъявлению (Еф. 1:5, 9, 11) в

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

1. Предопределение «Чудесные возможности даются каждому, кто имеет веру во Христа. Ни одна живая душа не будет ограждена от спасения высокими стенами. Предопределение или избрание, о которых говорит Бог, распространяется на всех, кто примет Христа как своего личного

Из книги Остров Бога автора Нер Бенджамин

4.3.3.4. Предопределение Божие В «Пространном Катехизисе» сказано, что «изволение Божие о назначении человека к вечному блаженству… именуется предопределениемБожиим». Далее говорится, что «предопределение Божие о блаженстве человека… пребывает неизменным. Потому что

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Фатум, Судьба, Фатализм (Fate, Fatalism). Греки персонифицировали судьбу в образе богини Мойры, определяющей человеческую участь. В классической мысли судьба считалась выше богов, поскольку даже они были бессильны перед ее всеобъемлющей властью. Судьба - не случай, к-рый можно

Из книги От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти автора Данилова Анна Александровна

Из книги Православие и ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

Антиномия русского характера: фатализм и «вольница» Часто бывает, что иностранцы или безмерно восхищаются терпением русских, или упрекают их в фатализме. Лев Толстой не оспаривает этой характеристики, но объясняет ее даром природной мудрости, основанной на понимании

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

Фатализм Пасхи Это всем хорошо известный факт: пасхальный возглас «Христос воскресе» содержит в себе все Евангелие, как некий конспект апостольского благовестия. Как в математике или физике есть краткие формулы, в которых в «сгущенном» виде представлены целые тома

Из книги автора

Предопределение Поскольку учение по данному пункту самым непосредственным образом касается учения о Боге, мы сочли разумным поместить его рассмотрение именно здесь, и уже после дать общий вывод о сопоставлении христианского и мусульманского учений о

Из книги автора

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ Предопределением Божиим самовластие человека не нарушаетсяО предопределении церковные учители ясно указывают, что предопределение бывает по предведению Божию, а не просто предопределяется человеку; Бог видит наши дела, и не содеянные еще, и по

РОК, ФАТУМ, СУДЬБА…

" - Особено стыдно вам, товарищ Штепсель.
Вы инженер. Должны были понимать, что делаете.
- Я понял это, - глухо ответил Штепсель.
- Но, к сожалению, слишком поздно."

(Зеликович Э., Опасное изобретение )

Как-то так сложилось в конце лета 1985 года, что несколько наших сотрудников - и я в том числе - оказались в Москве в одно время. Я мотался в Кишинёв и в Киев, а потом завис в столице, Шурик Раимбеков согласовывал комплектующие с заводами-изготовителями и теперь бодался с Госкомсельхозтехникой , Михаил Беленко упорно таранил ХОЗУ нашего Министерства - мы в те времена строили административный корпус и экспериментальный цех нашего КБ. Словом, у каждого из нас были свои дела, но проживали мы в одном и том же месте: в ведомственной гостинице, расположенной в живописных окрестностях платформы Лесной Городок, что в 30 минутах езды на электричке от Киевского вокзала. И с нами же обитал инженер-экономист, назовём его Василий Л., работавший на нашем родном заводе. Василий обладал типичной азиатской внешностью: круглое лицо с узкими глазками-щёлочками. А кроме внешности, он ничем не отличался от нас – такой же, как и мы все. Как говориться, вокруг были свои и чужие здесь не ходят… С амо собой, 18 августа, в день Военно-Воздушного флота мы всей группой поехали в Тушино, поучаствовать в праздничных гуляниях, посвященных этому событию.

Праздник удался. Ревели в небе самолёты, летчики демонстрировали чудеса пилотажа, парашютисты выделывали в воздухе умопомрачительные фортели, срывая восторженные аплодисменты зрителей … Погода была отличная: тепло, даже жарко и мы решили после завершения официальных торжеств перенести и продолжить празднование Аэродня в пивбаре .

Коллективные вылазки мы обычно совершали в двухэтажный пивбар , расположенный неподалеку от Киевского вокзала и называвшийся почему-то (неофициально, конечно) «Сайгон». Почему «Сайгон», зачем «Сайгон» - непонятно, но мы особо и не задавались этим вопросом, поскольку пивбар был неплох: всегда свежее, вкусное пиво, и креветки -ну, очень большие, словно лошади. Это на первом этаже. А на втором этаже пивной зал был оборудован сидячими местами, где можно было, кроме пива, тех же креветок и всевозможных рыбных ассорти, перекусить куриной ножкой с картофельным пюре. Словом, сервис вполне приемлемый. И публика, кстати, здесь всегда собиралась нешумная, доброжелательная. В общем, уютно было в Сайгоне. Туда мы и направились.

Пиво, как всегда, было вкусным, креветки – выше всяких похвал. Время летело незаметно. Праздник продолжался и нам было очень даже хорошо, но неожиданно Василий внёс диссонанс в нашу слаженную компанию.

Всё, ребята, шабаш! – сказал он, поставив очередную пустую кружку на стол. –Больше не буду. Ухожу по делам.

Мы в недоумении уставились на него.

А что так? Хорошо ведь беседуем…

Так ведь завтра домой, а надо кое-что купить бы... Гостинцы, то, сё…

Одним словом, Вася решил, как говорят охотники, встать на крыло и покинуть нашу тёплую компанию, прикрываясь придуманной на скорую руку невнятной причиной, ибо все нормальные люди покупки делают загодя. А может, у него и вправду причины появились? Кто знает…

И тут Шурик Раимбеков , заводила и балагур, озвучил эту причину:

Вася, ты кончай народу лапшу вешать на уши!Жалеешь трояк пропить с товарищами? Тогда так прямо и скажи, а нечего здесь финтить. Эх, друг называется!

Мы заулыбались, раскусив, что Шурик начал подначивать Василия. В ответ Василий бурно запротестовал:

Да ты что, Саня? Разве же я жлоб ? Понимаешь, времени нет сегодня, надо мне очень сегодня… Ребята, да вы же меня знаете.. – сказал Василий, тем не менее, малость смутившись.

Ладно, Вася, к чему весь этот «жалкий лепет оправданья»? – добил его Шурик цитатой. – Если надо – значит, надо… В зялся – ходи!

Василия мы знали хорошо, парень он был нормальный и вовсе никакой не жлоб . Но, по-видимому, у него действительно назрело неотложное дело, потому как на подначки Шурика он не повёлся и всё-таки покинул пивной зал, на прощанье махнув нам рукой, проходя по тротуару мимо большого окна, у которого стояла за столиком наша компания.

А что же мы? А мы – как в песне: «Отряд не заметил потери бойца…». Мы продолжили свой неспешный и, по-видимому, очень важный разговор, потому что с момента ухода Василия толковали в пивбаре еще часа полтора-два. Но, наконец-то и нас начала одолевать усталость, да и количество выпитого стало сказываться, к тому же многие проблемы были достаточно освещены и всесторонне рассмотрены. Надо было уходить, и мы удалились самым приличным образом, без потерь и каких-либо эксцессов.

Добравшись в электричке в Лесной Городок, пришли в гостиницу и – какая приятная неожиданность! – увидели из коридора сквозь раскрытую дверь комнаты нашего дезертира Василия, валявшегося на кровати в самом мрачном настроении.

О, Василий! – завопили мы, расхристанной и весёлой толпой ввалившись к нему. – А ты что, уже закупил подарки-мадарки ? Экий ты шустрый парнишка! Быстро управился!

Василий мрачно и молча глядел в одну точку, не отвечая на наши дурашливые возгласы, на его скулах ходили желваки. И без того узкие его глаза-щелочки совсем не просматривались. Было очевидно, что он чем-то очень взволнован.

Вася, ты что? Медитируешь? Дзэн-буддизм? Что случилось? Да что с тобой? – тормошили мы товарища, однако тот явно пребывал в каком-то непонятном ступоре.

Кое-как объединенными усилиями нам удалось вернуть Василия в реальность. И вот что он нам поведал.

В большой спешке покидая нас в пивбаре , Василий впопыхах, по запарке позабыл посетить туалет. Само собой, когда Василий зашагал к метро «Киевский вокзал», выпитое пиво самым коварным образом дало о себе знать. Василий в тревоге заметался: к туалетам Киевского вокзала он явно не успевал, а по дороге (путь его пролегал по небольшому и светлому скверику) ничего подходящего не было. А Василий, как человек культурный, естественно, не мог вот просто так, посреди дорожки… Н е того он замеса был человек. Да и день светлый, сами понимаете... Словом, дилемма та ещё… Н о на его счастье, он заметил впереди в кустах клена трансформаторную будку. Это было спасение, и Василий на рысях помчался к небольшому строению, забежал за угол и получил долгожданное облегчение. К слову сказать, было заметно, что место это неоднократно использовалось и другими такими же страдальцами. Увиденное немного успокоило Василия: ну, не один же он такой.

Однако, когда Василий довольный жизнью, вышел из-за трансформаторной будки, настроение его вновь понизилось до нулевой отметки. Прямо на дорожке сквера стоял, словно материализовавшись из параллельного мира – минуту назад ведь никого не было! - парный милицейский патруль и старший наряда, высокий молодцеватый сержант, дружелюбно манил его к себе рукой. Настолько дружелюбно, что Василий по наивности своей подумал, что милиционер, вероятно, обращается и не к нему вовсе, а, скорее всего, к какому-нибудь своему знакомому и даже было обернулся в поисках такового. Но – увы, возле будки стоял только он, Василий Л., и своё дружелюбие сержант расточал именно ему, Василию.

Нарушаем, гражданин? – спросил добродушно сержант подошедшего Василия.

Так вот это… поджало... – вымученно улыбаясь, промямлил Василий, обреченно почесав затылок.

Как же так, а? Вот свиду вы солидно выглядите, гражданин. – о тбросив дружелюбность и враз посуровев, гнул свою линию сержант. Усугубляя до предела драматизм ситуации и подчеркнуто придавая официальность происходящему, милиционер попросил предъявить документы. Василий подал паспорт с вл оженным в него командировочным удостоверением.

Так… – многозначительно произнес сержант, перелистывая паспорт и мельком, профессионально, сверив фото с физиономией Василия. Азиатская внешность Василия, по-видимому, внушила сержанту некие неясные подозрения. – В командировке значит, гражданин?

Ага! – с готовностью подтвердил Вася, стараясь дышать в сторону.

Однако сержант был тёртым калачом, а посему неумелая попытка Василия замаскироваться была заведомо обречена на провал.

Смотрю, вы и выпили… К ак же так, гражданин? Инженер-экономист, говорите? Как-то не вяжется это с происходящим… - вновь засомневавшись, словно рассуждая сам с собой, произнёс сержант.

Дык , это... мы... ну, пиво, немного, кружка всего... Вот… – потеряно забормотал Василий, обливаясь потом и с ужасом представляя себе возможные перспективы дальнейшего развития событий. Воображение-то у Василия в этот роковой момент работало на полную катушку и услужливо подсовывало ему картинки одну краше другой.

Ай-ай-ай! Не вяжется, не вяжется …Что будем делать, гражданин?- сокрушенно покачал головой сержант.

Василий подавленно молчал, сознавая глубину своего падения, всю низость и мерзость им содеянного. О чём тут было говорить – влип основательно, по самые ноздри.

- Н-да , гражданин! Нехорошо. Прямо скажем – некрасиво. Вы же в столице! Налицо нарушение, гражданин! – отчеканил сержант и, дожимая влипшего Василия, спросил, как бы сомневаясь и ищущи у него поддержки: – Вы согласны со мной?

Василий, вздохнув (а куда деваться?!), кивнул головой, выдав тем самым сержанту карт-бланш на принятие самых крутых мер. А планы в отношении Василия в голове у сержанта зрели не шуточные.

А коль и вы согласны – затягивая петлю на шее у Василия, глумился садист–сержант, не сводя своих немигающих глаз (гипнотизировал, что ли?) со своей жертвы и, похлопывая Васиными документами по левой ладони: - коль и вы согласны со мной, гражданин, что налицо имеет место быть нарушение, тогда придётся вам, гражданин, уплатить штраф. Закон нарушать нельзя. Всякое нарушение законности есть лазейка для врага. Или желаете пройти в отделение?

Сколько? – с затаенным страхом спросил Василий, явно не желая отождествлять себя с врагами государственных устоев, а уж тем более – пройти в отделение.

Пять рублей – отрезал сержант.

Это был сильный удар со стороны сержанта, поскольку штраф в те поры, как правило, составлял 2-3 рубля, не более. Но, учитывая то, что Василий имел нерусскую внешность, не являлся жителем столицы и был отягощён выпивкой, удар был хотя и чувствительный, но не смертельный… Торг в такой ситуации был явно неуместен. Хорошо было уже то, что замаячил слабенький свет в конце туннеля.

Да я что? Я конечно…завсегда. Мы это… Я уплачу… – немного повеселевший Василий суетливо полез во внутренний карман пиджака за деньгами. И - обмер. Его снова прошиб пот, а в горле пересохло, ибо именно в этот момент он отчётливо вспомнил, что денег-то у него мелких нет, а вся его наличность представлена одной бумажкой в 25 рублей, сиреневым четвертаком, который он и намеревался потратить на подарки домочадцам. Вытащив банкноту, Василий нерешительно держал её в руке, лелея слабую надежду на чудо:

Вот у меня тут… П яти рублей нет. Есть двадцать пять…

Сержант орлиным оком окинул поникшего Василия и, повелительно протянув руку, произнес:

Ну, что же… Э того вполне хватит.

Его молчавший всё это время напарник, выйдя из роли статиста, в которой он пребывал, тотчас же кивнул головой и, разлепив губы, твердо, как бы заранее пресекая возможную попытку со стороны Василия навязать дискуссию о сдаче с двадцати пяти рублей, с нажимом произнёс:

Да, ЭТОГО хватит.

Освободив из безвольной руки ошеломлённого происходящим Василия четвертак, сержант положил деньги во внутренний карман кителя и, помедлив доли секунды, как бы с трудом, преодолевая большие внутренние сомнения, с видом оказания неслыханной услуги, протянул Василию документы.:

Ну, что же… Свободны пока, гражданин. Ступайте. Но больше чтобы – ни-ни…

И, откозыряв на прощанье, милицейский наряд удалился восвояси: бдить , пресекать правонарушения и стоять на страже закона, а облегченный, в том числе и финансово, Василий поехал в гостиницу, благо проездной на электричку у него имелся в наличии.

Конечно, смеяться над чужим горем – оно как бы и грешно, но ведь и не плакать же нам, в самом деле? Рассказ Василия нас, само собой, позабавил. Справедливости ради стоит отметить, что на его месте вполне мог бы оказаться любой из нас: все под богом ходим и все пиво любим...

Устало повалившись на свои кровати, мы некоторое время живо обсуждали возможные варианты развития события, -приключившегося с нашим незадачливым товарищем, а затем Шурик, как бы подводя итог прениям, вынес вердикт:

Эх, Вася, Вася! Ты пожалел, зажал три рубля, которые ты, как добрый товарищ, должен быть пропить со своими друзьями в пивбаре . Но, Василий, запомни: от судьбы не уйдешь! Её тяжёлая длань всегда настигнет виновного, как бы он не исхитрялся в своих уловках. И - горе малодушным ! – назидательно подняв палец кверху, закончил Шурик.

Василий, взглядом больной собаки окинув нашу размякшую от пива компанию, как бы размышляя, промолвил:

Да уж лучше бы я даже не три, а пять рублей потратил на пиво: даже тогда у меня целых двадцать рублей оставалось... А так… Э х! – он сокрушённо махнул рукой.

Ладно!- ободряюще похлопал Василия по плечу Шурик. - Не судьба, видать, была тебе сегодня по магазинам прошвырнуться и не надо было форсировать события. Но не кручинься, товарищ. Это – Рок, Фатум. А мы всего лишь простые смертные. Куда нам тягаться…. Понимаю, это больно, но – надо пережить. Оно потом полегчает …

Мы тихо ржали, уткнувшись в подушки. Молодость брала своё …