Полярный архипелаг шпицберген. Шпицберген: архипелаг, на котором никто не умирает

  • 10.10.2019
Архипелаг Шпицберген располагается в западной части , к северу от Скандинавского полуострова и полярного круга, и является самой северной частью Королевства Норвегии. Острова лежат к западу от государственной границы между Россией и Норвегией, окончательно утвержденной только в 2010 г.
Архипелаг состоит из трех крупных, семи мелких и еще нескольких групп островков. Самый большой и обжитой остров - Западный Шпицберген.
Берега островов изрезаны глубокими фьордами на западе и севере, а длина самого большого из них - Вийдефьорда - достигает 108 км. Преобладает гористый рельеф с высотами свыше полутора километров, где высокие плоскогорья перемежаются широкими долинами.
На северо-западе острова - пара потухших вулканов и термальные источники. Половину общей площади островов занимают ледниковые щиты, выводные и горные ледники. На всех островах, где имеются почва и земляной покров, распространена многолетняя мерзлота.
Это пояс арктического морского климата, но он менее суров, чем на той же широте в других местах Северного Ледовитого океана: сказывается смягчающее влияние теплого Шпицбергенского течения. Осадки на архипелаге выпадают почти исключительно в виде снега. Прибрежные воды на западе свободны от льда, но на востоке они почти круглый год скрыты ледяным панцирем.
На островах растут мхи и лишайники, более 150 видов цветковых растений, самые распространенные - незабудка, полярный мак, горечавка, карликовые береза и ива. Животный мир типичен для арктической природной зоны: белый медведь, северный олень, песец, морж, нерпа, гренландский тюлень, белуха. Исключение представляет лишь переселенный в 1929 г. из Гренландии овцебык. Множество гнездовий птиц: толстоклювой кайры, атлантического тупика, бургомистра (большой полярной чайки), глупыша, обыкновенной моевки и тундровой куропатки.
Для охраны природы на островах создано шесть национальных парков и несколько природных резерватов.
Имеются точные сведения, что в древние времена начиная с XI в. к Шпицбергену ходили русские поморы, давшие этой земле название Грумант.
Сами норвежцы именуют архипелаг Свальбард, или «студеный край». Так еще в XII в. скандинавские мореходы называли некую открытую ими северную землю, хотя нет доказательств, что это был именно Шпицберген, а не остров Ян Майен. Остается только верить авторитету прославленного норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861-1930 гг.), настоявшего на том, что Свальбард и есть Шпицберген.
Такое имя дал островам в 1596 г. голландский мореплаватель Виллєм Баренц (1550-1597 гг.), достигший одного из островов в составе архипелага, когда совершал экспедицию по поиску северного пути в Азию. Баренц нанес остров на карту, а всей этой земле дал название Шпицберген, что в переводе с голландского языка означает «острые горы»: так впечатлили путешественника увиденные им характерные шпицбергенские пики.
Доказано, что в середине XVI в. на Шпицбергене существовали поселения поморов, на сегодняшний день известно о существовании более восьмидесяти мест их пребывания на островах.
В XVII-XVIII вв. на Западном Шпицбергене была устроена база китобоев, впоследствии заброшенная.
Суверенитет Норвегии над архипелагом был признан в 1920 г. так называемым Шпицбергенским трактатом. В это время в России еще не закончилась Гражданская война, и она не участвовала в нем. СССР стал участником договора в 1924 г., а с 1935 г. начал разработку угольных месторождений.
По условиям трактата архипелаг объявлен демилитаризованной зоной.
Местонахождение Шпицбергена определило растущий интерес к этим островам со стороны стран, намеревающихся в перспективе заниматься разработкой месторождений нефти и природного газа, хотя на самом Шпицбергене такие работы запрещены в целях охраны природы.
Жить на Шпицбергене не то, чтобы трудно, а очень нелегко: большинство населения - крепкие мужчины, а все необходимое доставляется с материка.
Архипелаг Шпицберген является территорией Норвегии и управляется норвежским губернатором.
На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза. Добраться до Шпицбергена морским путем можно только с июня по ноябрь через норвежский порт Тромсё и российский .
Коренного населения на Шпицбергене нет. На архипелаге живут граждане Норвегии (в основном - с севера страны) и России, занятые добычей угля и обслуживанием туристов. Отсюда и особенность возрастного и полового состава населения: 60% составляют мужчины в возрасте 25-44 года, единицы - старше 66 лет.
На островах открыты крупные залежи высококалорийного каменного угля - около 10 млрд т. Сегодня единственной крупной шахтой на архипелаге является норвежская Свеагрува, остающаяся главным доходным предприятием Шпицбергена.
Кроме Норвегии, только Россия занимается добычей угля на архипелаге, таким образом, поддерживая свое экономическое присутствие на Шпицбергене. С российской стороны уголь добывает компания «Арктикуголь», эта добыча экономически нерентабельна и обеспечивается государственными дотациями.
Узкий пролив Бельсунн, связывающий главный порт Лонгйир с , почти весь год забит льдом, уголь вывозить на материк очень трудно, а чаще всего - вообще невозможно.
Из-за вечной мерзлоты и недостатка плодородной почвы заниматься сельским хозяйством невозможно, продовольствие сюда завозится с материка.
Острова постоянно посещаются туристами и исследователями природы .
«Столица» и самый большой населенный пункт Шпицбергена - поселок Лонгйир. Он был основан в 1906 г. американским инженером Джоном Лонгйиром, начавшим здесь добычу каменного угля.
Впоследствии поселок перешел в ведение норвежцев.
В 1943 г. поселок и шахты были уничтожены снарядами немецких линкоров «Тирпиц» и «Шарнхорст», после войны он был отстроен заново. Добыча угля прибыли не приносила, но обеспечивала существование самого поселка - северного форпоста Норвегии в Ледовитом океане, где начинается разведка нефти и газа и грядет раздел территорий и акваторий между странами Арктического бассейна.
Шахта № 7 обеспечивает топливом электростанцию, а сам Лонгйир зарабатывает на туризме и обслуживании научно-исследовательских организаций. Большое культурное событие в городе - музыкальный фестиваль «Блюз полярной ночи»: каждый год он открывается в конце октября, когда начинается четырехмесячная полярная ночь.
Кроме Лонгйира на Шпицбергене расположены российские поселки - жилой Баренцбург и законсервированные Пирамида и Гру мант, все - на острове Западный Шпицберген.
Поселок Баренцбург был основан в 1920 г., он стал первым постоянным поселком СССР на Шпицбергене. В поселке находятся два десятка жилых домов и консульство Российской Федерации, работает морской порт с двумя причалами - угольным и грузопассажирским.
Из-за снижения добычи угля, вызванного проблемами с обслуживанием шахт, поселок Грумант в 1961 г., а за ним Пирамида в 1998 г. были законсервированы.


Общая информация

Местонахождение : запад Северного Ледовитого океана.
Принадлежность : заморское владение Королевства Норвегия.
Состав : крупные острова Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля, Эдж, мелкие острова Баренца, Белый, Земля Принца Карла, Конгсёйа (Королевский остров), Медвежий, Свенскёйа (Шведский остров), Вильгельма и группы островков.
Административный центр : г. Лонгйир - 2075 чел. (2007 г.).
Поселки : Баренцбург (Россия) - 435 чел. (2011 г.), Ню-Олесунн (Норвегия) - 30 чел. (2007 г.), Пирамида (Россия) - 11 чел. (2010 г.).
Языки : норвежский и русский (официальные).
Этнический состав : норвежцы - 72%, русские - 16%, украинцы - 10%, прочие (поляки, немцы, шведы) - 2% (2012 г.).
Религии : евангелическое лютеранство, православие.
Денежная единица : норвежская крона.
Аэропорт : международный аэропорт Свальбард (Лонгйир).

Цифры

Площадь : 61 022 км 2 (Западный Шпицберген - 3919 км 2).
Население : 2642 чел. (2012 г.).
Плотность населения : 0,04 чел/км 2 .
Самая высокая точка : гора Ньютон (Западный Шпицберген, 1717 м).
Ледники и ледниковые плато : 36 600 км 2 .
Общий объем льда : 7,5 тыс. км 3 .
Удаленность : 567 км к северу от Норвегии.

Климат и погода

Арктический, морской.
Средняя температура января : -17°С.
Средняя температура июля : +5°С.
Средняя температура морской воды : январь - 0,5°С, июль - +5°С.
Среднегодовое количество осадков : на у.м. 200-400 мм, на ледниках 800-1200 мм.
Относит, влажность воздуха : 70-80%.

Экономика

Полезные ископаемые : каменный уголь.
Промышленность : угледобывающая.
Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Природные

Норвежские национальные парки Северо-Западный Свальбард, Индре Вийдефьорд, Земля Норденшельда, Нордре Исфьорд, Сассен-Бюнсов Ланд, Сёр-Шпицберген и Форландет, ледники Норденшельда и Бросвельбрин, Адвент-фьорд, река и долина Лонгйир, полуостров Земля Норденшельда (птичьи базары, Западный Шпицберген), термальные источники Трол и Йотун, водопады долины Эскер, Орнитологический заповедник Исоййан.

Исторические

Развалины стоянки китобоев и кладбище XVII в., заброшенные шахтерские поселки Адвент Сити и Иорхамн (Западный Шпицберген, начало XX в.), самая северная в мире железная дорога (Баренцбург).

Культурные

Музей Свальбарда, Свальбардский международный университет (1993 г.), памятник погибшей экспедиции С. Андре (Белый, 1997 г.), Авиационный музей Шпицбергена (2008 г.), Музей поморской культуры, флоры и фауны Арктики (Баренцбург).

Культовые

Свальбардская лютеранская церковь (1958 г.), часовня Русской православной церкви (Баренцбург).

Любопытные факты

■ Именем Виллема Баренца на открытом им архипелаге Шпицберген назван необитаемый остров Баренца и город Баренцбург.
■ Историки утверждают, что поморское название архипелага Шпицберген - Грумант - является искаженной передачей названия Гренландия. В Средние века считалось, что Шпицберген на севере соединяется с Гренландией, которую в те времена также называли Груланд или Грутланд.
■ Самая высокая гора архипелага - Ньютон, на острове Западный Шпицберген - названа в честь великого английского ученого Исаака Ньютона, но почему - никто не знает, а документы утеряны.
■ В 2006-2008 гг. в поселке Лонгйир построено Всемирное семенохранилище на случай глобальной катастрофы. Строительство велось под руководством ООН, но на средства Норвегии. Хранилище представляет собой тоннель на глубине 120 м, в котором собраны семена всех сельскохозяйственных растений мира. Все страны имеют здесь собственный блок для семян. Создано хранилище на случай; падения астероида, ядерной войны или глобального потепления. Рассчитано на 4,5 млн образцов семян. Низкую температуру поддерживают искусственные криогенные установки и природная вечная мерзлота, из-за которой (а также из-за малой тектонической активности) выбор пал именно на Шпицберген.
■ В поселке Лонгйир раз в две недели издается газета на норвежском языке «Свальбардпостен» - самое северное в мире регулярное печатное издание. Основанная в 1948 г., газета поначалу была настенной и расклеивалась в шахтерских общежитиях поселка. Публиковались в основном анекдоты и карикатуры, чтобы скрасить нелегкий труд углекопов. Сегодня это вполне серьезное новостное издание. Менее известен тот факт, что с 1948-го по 1990-е гг. на островах выходила газета «Полярная кочегарка» - официальное издание профсоюза угольщиков и треста «Арктикуголь». Но так как выход газеты на территории, находящейся под юрисдикцией Норвегии, противоречил международным законам, считалось, что она издается в Москве.
■ Свальбардский международный университет - самое северное учебное заведение в мире, в нем читают лекции по арктической биологии, арктической геологии и геофизике. Первый семинар первого курса посвящен обучению стрельбы из карабина: белых медведей на Шпицбергене очень много.
■ Своим названием поселок Пирамида обязан своеобразной форме горы, у подножия которой он основан на берегу бухт Петунья и Мимер.
■ Северная часть острова Западный Шпицберген названа Земля Андре - в честь шведского инженера Саломона Андре.
В 1897 г. он с двумя спутниками пытался достичь Северного полюса на воздушном шаре и исчез. Следы погибшей экспедиции были найдены лишь в 1930 г.
■ Одними из последних солдат германского Третьего рейха, сдавшимися после окончания Второй мировой войны, была команда, обслуживавшая метеостанцию на острове Медвежий. В мае 1945 г. радиосвязь с ними была потеряна, и лишь в сентябре 1945 г., когда к острову подошло норвежское китобойное судно, они смогли сдаться в плен.
■ В архипелаге Тысячи Островов (Тусенёйане) к югу от острова Эдж на самом деле их всего сорок.
■ Единственная птица, обитающая на Шпицбергене круглый год, - полярная (белая) куропатка, все прочие мигрируют на зиму на юг.
■ На Шпицбергене значительное количество пород с окаменелыми останками растений и животных. В 2007 г. норвежские палеонтологи обнаружили на архипелаге останки доисторического животного - плиозавра длиной 13 м.
■ В 1890-х гг. Германия предприняла попытку утвердиться на острове Медвежий. В 1899 г. российский посол в Берлине заявил протест германскому правительству. К острову был направлен русский крейсер. Тогда от дальнейших попыток завладения Медвежьим Германия отказалась.
■ Отсутствие древесины на Шпицбергене вынуждало поморов приводить с собой старые суда, которые шли на разборку. Не случайно практически во всех жилых сооружениях полы были выстланы из судовых досок.

Четыреста лет назад там бурлила жизнь. Две самые «хваткие» нации Европы — англичане и голландцы делили сферы влияния на архипелаге. Но если быть более точным, там был целый интернационал. В водах Шпицбергена курсировали корабли из Франции, Испании, Дании, Швеции, немецких государств, не говоря уже о норвежцах и поморах.

Порой в акватории архипелага одновременно находилось четыре сотни судов. Спрашивается, что им было нужно в этом Богом забытом регионе? Ворвань — китовый жир, который с начала XVII века стал одним из самых востребованных товаров в Европе. Ворвань была, по сути, тогдашней нефтью. Она была главным осветительным материалом для ламп почти до конца XIX века, пока ее не заменил керосин.

Зажиточные европейцы отказывались от пожароопасных восковых свечей и переходили на более «продвинутые» в технологическом смысле лампы. Удивительно, но этот факт определенно повлиял на их образ жизни.

Благодаря добытой в далекой Арктике ворвани, европейцы стали позднее ложиться спать, больше читать, а главное больше работать, поскольку освещение в артелях с помощью китового жира было дешевле «воскового» освещения. Интересно, что Московскому государству было крайне невыгодно распространение ворвани в Европе, которая была одним из главных экспортеров воска.


Завод по плавке китового жира на Шпицбергене / Корнелис де Ман

Однако на Руси тогда было мало чиновников, которые бы могли мыслить категориями глобальной экономической стратегии. А началось все с Виллема Баренца, обнаружившим летом 1596 года в арктических водах скалистый берег и назвавшим его Шпицберген («острые горы»).

Тогда голландские моряки посчитали, что земля является частью Гренландии, поэтому не претендовали на «великое географическое открытие». Вероятно, название «Шпицберген» так и «уснуло» бы в судовом журнале Баренца, если бы в прибрежной акватории голландцы не обнаружили огромную стаю гренландских китов. Это было открытие на миллиард, и вот почему.

Китобойный промысел в Европе к тому времени процветал в Бискайском заливе. Главными китобоями Европы считались баски, которые научились орудовать гарпуном еще в раннем средневековье. Когда китовый жир во второй половине XVI века получил массовый спрос в Европе, промысел бискайских китов превратился в массовое истребление.

В результате за несколько десятилетий популяция этих морских млекопитающих оказалась на грани вымирания. И вот Баренц открывает новое богатое «месторождение». Возвратившись на родину, без трагически погибшего Виллема Баренца, участники экспедиции нашли инвесторов, и через некоторое время в арктические воды направилась первая голландская китобойная экспедиция.

Пока голландцы собирали экспедицию, свое открытие Шпицбергена совершили англичане. В 1607 году архипелаг созерцал Генри Гудзон, коьорый работал тогда на британскую Muscovy Company (Московская компания), получившую от русских монархов монополию на торговлю с Россией. Гудзон также отметил большую популяцию китов в прибрежных водах, о чем доложил по возвращении в Британию.

А через 3 года «невероятное китовое изобилие» в водах Шпицбергена отметил еще один сотрудник Muscovy Company — капитан Джон Пуль. Почувствовав золотую жилу, британская корпорация с русским названием в 1611 году отправила первую китобойную экспедицию, усиленную басками-гарпунерами. Однако два корабля потерпели катастрофу.

Но английские «москвичи» не сдались, и уже в следующем году была организована новая экспедиция к Шпицбергену. И там британских моряков ждал сюрприз: в акватории архипелага они встретили голландское и французское китобойные судна.

В 1613 году Muscovy Company решила покончить с конкуренцией раз и навсегда, отправив к берегам Шпицбергена 7 боевых судов, которые разогнали несколько десятков голландских, испанских и французских кораблей. Это привело к международному политическому конфликту.

Голландцы, испанцы, французы настаивали на том, что акватория Шпицбергена (все участники называли его Гренландией) является нейтральными водами, и англичане не имеют никакого права на монополию. Кроме того, представители Нидерландов заявляли даже о своем преимуществе, поскольку именно Баренц открыл Шпицберген.

Представители Muscovy Company в свою очередь утверждали, что исключительные права они получили от «московского государя». Дескать, еще с конца XV века эта земля принадлежит русским, которые даже там организовали поселения.

Действительно, есть письмо немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II, написанное в конце XV веке, в котором говорится о недавно открытом острове Грумланд (так русские поморы называли Шпицберген), который входит в состав владений великого князя Московского.

О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах. Но в спор включился король Дании и Норвегии Кристиан IV, который считал, что эти арктические территории испокон веков принадлежали норвежцам и назывались Свальбард.

В качестве аргумента приводилась выжимка из старой норвежской хроники о том, что в 1194 году недалеко от Исландии скандинавские мореплаватели открыли землю, которую назвали «Свальбард» («холодные берега»). В XX веке исследователи поставили под сомнение этот факт.

Возможно, кто-то и плыл из Исландии в конце XII века и наткнулся на какие-то «холодные берега», однако, вероятней всего, Свальбардом отважные моряки тогда назвали местность на востоке Гренландии или остров Ян-Майен, которые не имеют никакого отношения к Шпицбергену.

Неизвестно, поверили ли англичане в норвежскую легенду, но в 1614 году они предложили монарху датско-норвежского государство выкупить монопольное право на остров. Кристиан IV отверг предложение, и в 1615 году на Шпицбергене высадились 3 скандинавских воина с целью собрать дань с обосновавшихся там интернациональных китобоев. Правда, труженики гарпуна отправили норвежцев восвояси.

К тому моменту голландская китобойная Северная Гренландская компания договорилась с британскими «москвичами» о делении архипелага на две сферы влияния. Незначительные «куски» достались также французам и датчанам. Голландцы взялись за освоение Шпицбергена с максимальной интенсивностью. Вскоре на острове Амстердам выросло поселение китобоев Смееренбург, где трудилось в сезон до 200 человек.

Англичане осваивались более вяло, а потом Muscovy company попало в тяжелое финансовое положение, что позволило голландцам фактически установить монополию на промысел. После того, как царь Алексей Михайлович лишил «москвичей» всех привилегий в России, англичан на архипелаге остались единицы. Ну, а потом киты закончились, а вместе с ними испарились и англичане с голландцами.

Архипелаг пришел в запустение. А что поморы? Где же были все это время первооткрыватели Груманта? Мореходы Русского Севера были всегда рядом. Например, почти во всех арктических экспедициях Muscovy Company всегда находился русский проводник, лоцман, или, как называли сами поморы, «корабельный вож». После англичан поморов стали нанимать и голландцы, и французы, и датчане.

Кроме того, каждый год поморские промысловики отправлялись на архипелаг бить моржей и котиков, так как китобойный промысел поморов не интересовал. А еще русские мореходы ставили на архипелаге свои знаменитые навигационные деревянные кресты, на которые ориентировались все.

В те времена именно поморский крест был своего рода маркером того, что «Грумант — русская земля, и вы, китобои и умелые торговцы ворванью, всего лишь гости». Интерес к архипелагу получил новое направление, когда в 1800 году шкипер промыслового судна Сëрен Цахариассен, вернувшись из плавания, привез из района Исфьорда уголь самого высокого качества.

Стало понятно, что на Шпицбергене могут быть огромные запасы высококалорийного каменного угля. Тогда бороться за архипелаг начали шведы, норвежцы, американцы и русские. Активная добыча «черного золота» выдвигалась как законное право на владение территорией.


Китобойное судно, Шпицберген, 1905

Россия, чтобы закрепить свое присутствие в Арктике, наметила такой механизм: сначала развернуть хозяйственную деятельность, подкрепить ее научным изучением интересующего района, и лишь затем предпринимать политические меры. И когда в 1871 году Шведско-Норвежское правительство захотело монополии на архипелаг, Россия ответила однозначно против.

Этого принципиального положения в вопросе о принадлежности Шпицбергена МИД России придерживался постоянно: «Архипелаг не может быть объектом исключительного владения какого-либо государства, а подданные и компании всех государств имеют здесь равные права в социально-экономической и научной деятельности, которая должна носить исключительно мирный характер».

Активно отстаивать свои права на Шпицберген Россия начала лишь в 1905 году. Тогда МИД России принял решение «организовать на архипелаге какое-нибудь русское предприятие, формально не принадлежащее государству, которое продемонстрировало бы нашу деятельность на Шпицбергене и помогло бы русскому правительству отстаивать наше старинное право на эту территорию».

С этой целью была организована экспедиция во главе с исследователем Арктики Владимиром Русановым. В 1912 году он обнаружил ряд угольных месторождений, которые впоследствии помогли защитить интересы России на архипелаге. В результате, на международных собраниях всегда признавали преимущественные права на Шпицберген трех стран — России, Норвегии и Швеции.

Первая мировая война и Октябрьская революция 1917 года исключили Россию из борьбы за обладание островами. Норвегия воспользовалась «занятостью» своего главного конкурента, чтобы добиться суверенитета над Шпицбергеном.

9 февраля 1920 года в Париже Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, США, Франция, Швеция и Япония подписали Договор о Шпицбергене, или Свалбардский трактат, передававший Норвегии управление архипелагом.

Несмотря на то, что во время подписания Парижского договора Россия находилась в состоянии гражданской войны, статьей 10 специально оговаривалась возможность присоединения России к соглашению: «В ожидании того, что признание Высокими Договаривающимися Сторонами русского правительства позволит России присоединиться к настоящему Договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане Высоких Договаривающихся Сторон».

В 1935 году этой возможностью воспользовался уже СССР, официально присоединившийся к Парижскому договору. В настоящий момент участниками договора являются более 50 государства, в том числе не имеющие выхода к морю Афганистан, Словакия, Чехия и Швейцария.

Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только Россия, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт - посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

Население архипелага - приблизительно 2600 человек, большая часть из которых — норвежцы и 500 человек — русские. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года.

В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма. В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны.

Использованы материалы сайта

Перейти к навигации Перейти к поиску

Шпицберген
норв. Svalbard
Характеристики
Крупнейший остров Западный Шпицберген
Общая площадь 61 022 км²
Наивысшая точка 1712 м
Население 2642 чел. (2009)
Плотность населения 0,04 чел./км²
Расположение
78° с. ш. 16° в. д.
Акватория
Страна

Шпицберген

Шпицберген на Викискладе

Шпицбе́рген (нем. Spitzbergen ), также Сва́льбард (норв. Svalbard ), Спитсбе́рген (нидерл. Spitsbergen ), Гру́мант - обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26" и 80°50" северной широты и 10° и 32° восточной долготы. Самая северная часть . Административный центр - город . Архипелаг и прибрежные воды - демилитаризованная зона.

Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только , имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт - посёлок , а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

Этимология

Русское название «Шпицберген» заимствовано из голландского нидерл. Spitzbergen - это название дал архипелагу в 1596 году голландский мореплаватель В.Баренц, буквально оно означает «острые горы» (нидерл. spitz - «острый», нидерл. bergen - «горы»). У русских поморов употреблялось название «Грумант», которое считается искажённой передачей топонима «Гренландия», - по средневековым представлениям Шпицберген на севере соединялся с Гренландией, а её название известно в формах «Груланд, Грутланд». В самой Норвегии принято название «Свальбард» (норв. Svalbard ) - «холодный край», которое скандинавские мореплаватели XII века дали какой-то открытой ими северной земле, позже отождествленной Ф.Нансеном со Шпицбергеном.

География

Карта архипелага Шпицберген

Площадь архипелага - 61022 км².

Состоит из трех крупных островов - Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля и остров Эдж; семи более мелких островов - остров Баренца, Белый, Земля Принца Карла, Конгсёйа (Королевский остров), Медвежий, Свенскёйа, остров Вильгельма; а также групп островов, маленьких островков и шхер, общей площадью 621 км².

Наиболее крупные острова:

Природные условия

Горный рельеф. Самая высокая точка островов - гора Ньютон (1712 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² - больше половины площади архипелага. Берега изрезаны фьордами. Многолетнемёрзлые породы - мощность слоя до 200 м. Естественное оттаивание грунтов в летний период колеблется от 0,5 до 2,6 м.

Растительность тундровая - берёза карликовая (лат. Bétula nána ), полярная ива (лат. Salix polaris ), мхи, грибы, лишайники и более 170 видов сосудистых растений.

Из млекопитающих на островах только белый медведь, шпицбергенский северный олень (самый маленький из видов северных оленей), а также песец. Попытки интродукции на архипелаг других сухопутных млекопитающих, в частности полярных зайцев и овцебыков из Гренландии, успехом не увенчались. Также около берегов Шпицбергена изредка можно встретить нарвалов. На архипелаге в изобилии присутствуют морские животные - нерпа, гренландский тюлень, морской заяц, моржи, белухи, киты. Все перечисленные животные (кроме белых медведей) достаточно часто встречаются в непосредственной близости к населённым пунктам.

На Шпицбергене отмечается около 90 видов птиц, из которых 36 постоянно гнездятся на архипелаге. Единственным видом, проживающим на Шпицбергене круглый год, является полярная (белая) куропатка (лат. Lagopus mutus hyperboreus ). Остальные птицы на зиму улетают в южные страны, и возвращаются на архипелаг лишь весной для гнездования и выведения потомства.

Около половины территории занимают природоохранные зоны: 3 заповедника и 3 заказника.

Крупные залежи высококалорийного каменного угля - оцениваются в 10 млрд тонн. Уникальной особенностью Шпицбергена также является значительное количество пород с окаменелыми останками растений и животных. В 2007 году норвежской группе палеонтологов удалось обнаружить на архипелаге останки крупнейшего плиозавра Pliosaurus funkei . Высокое разнообразие геологических пород архипелага объясняется его длительной миграцией по мантии Земли, во время которой Шпицберген побывал в разных климатических зонах.

Климат арктический, на западе значительно смягчён тёплым Шпицбергенским течением (часть Гольфстрима). Средняя температура воздуха на побережье от +4…+6 °C (июль) до −10…−14 °C (январь). Из-за влияния Гольфстрима зимние температуры на Шпицбергене в среднем на 20 градусов выше, чем в прочих местах сравнимой широты. Максимальная зафиксированная температура +24,5 °C (июль 1978), минимальная −46,3 °C (март 1986).

Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4-5 баллов по шкале Рихтера, предполагается возможность землетрясений до 6-7 баллов.

Природа

Национальные парки Шпицбергена

Климат суровый, растительность не богата, растения низкие и холодоустойчивые. В начале лета тундра сильно заболочена ввиду таяния снегов, а в реках высокий уровень воды. В основном, южная часть Шпицбергена (нулевая зона) летом свободна от снега, хотя ледники встречаются поблизости от всех населённых пунктов. На ледниках часто встречаются красные водоросли, придающие снегу и льду розоватый оттенок. Несмотря на круглосуточный полярный день, разница температур между днём и ночью летом заметна и может достигать 5-10 градусов Цельсия. Первые снегопады проходят в сентябре, хотя снег не редкость и в конце августа. Ввиду относительно мягкого климата, Шпицберген также популярен у туристов в течение полярной ночи, когда стабильное снежное и ледовое покрытие делает возможным движение снегоходов.

В строении архипелага участвуют, как правило, каледониды. Но они больше похожи на каледониды Гренландии, чем Скандинавии. Однако те и другие являются порождением раннепалеозойского океана Япетус, который раскрылся примерно в начале кембрия около 550 млн лет назад. Этот древний океан располагался в приэкваториальных широтах в субмеридиональном направлении от 30° ю. ш. (древние координаты) на север, между древними континентами Балтика и Канадо-Гренландия. В состав Шпицбергена входят также и более древние породы (байкальской складчатости). По-видимому, это часть баренцевоморской плиты, которая и имеет протерозойско-раннекембрийский возраст. Большая часть фундамента Шпицбергена формировалась где-то на активной окраине древнего океана Япетус около 500 млн лет назад в раннем ордовике и представляет собой островодужные магматические формации, сильно смятые во время столкновения континентов в силуре. К началу силура океан Япетус стал сокращаться, неся Балтику навстречу Канадо-Гренландии,(450-440 млн лет назад) Британские острова, остров Ньюфаундленд и Шпицберген, который испытывал сильное поднятие и вулканические извержения к середине-концу силура. Затем произошло окончательное столкновение Балтики (Скандинавии), Британских островов, Гренландии, Ньюфаундленда и Северной Америки (Лаврентии). Остатки древних островных дуг, известняков, обломочных океанских пород океана Япетус были смяты и подняты ввысь на 9-11 тыс. метров. На месте столкновения этих частей света поднялся горный хребет выше, чем сегодняшние Гималаи. 400 миллионов лет назад Скандинавия была уже соединена с Гренландией и где-то между ними находился и Шпицберген. Британские острова, Ньюфаундленд и Северная Америка также были соединены вместе. В позднем палеозое местами происходило внедрение гранитоидов. Нынешние месторождения меди, хрома, никеля, титана, железа, цинка, урана и других металлов, которые сейчас находятся на Кольском полуострове, в Скандинавии, Гренландии, Шпицбергене, на Британских островах и на восточном побережье Северной Америки, образовались именно в ту эпоху.

Правовой статус Шпицбергена

В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был заключён Договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом все государства-участники Договора имели право осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на основе полного равенства и демилитаризированного статуса архипелага (статья 3). Согласно статье 2 Договора Норвегия получила право на охрану и восстановление флоры и фауны, хотя забота об экологической ситуации не была характерна для того времени. В статье 8 Норвегия обязывалась создать Горный устав, регламентирующий хозяйственную деятельность на Шпицбергене, при этом устав не должен был давать привилегии, монополии и льготы какой-либо стране, включая Норвегию. В 1925 Горный устав для Шпицбергена был принят вместе с Национальным законом о Шпицбергене.

Военное значение

Географическое расположение Шпицбергена является чрезвычайно выгодным с военной точки зрения, позволяет контролировать судоходство и авиационное сообщение в Северном Ледовитом океане при условии расположения на острове необходимой военной инфраструктуры (пунктов базирования флота, аэродромов, радиолокационных и гидроакустических станций).

Советский Союз в своих переговорах с Норвегией неоднократно поднимал вопрос о совместном использовании территории Шпицбергена для обеспечения обороны острова, в частности для размещения советских военных баз на острове как в период Второй мировой войны, под предлогом необходимости защиты с суши северных конвоев, так и на заре Холодной войны, на фоне нарождающегося противостояния с США. Норвежский Стортинг неоднократно рассматривал вопрос о предоставлении территории СССР под военные нужды, но всегда отклонял эти проекты большинством голосов. Одно из последних голосований по этому вопросу относится к лету 1947 года, когда большинство парламентариев в очередной раз отказали СССР в создании военной базы на острове (из 112 голосовавших 11 проголосовали «за», 101 «против» строительства советской военной базы).

История

Предположительно, русские поморы и викинги обнаружили архипелаг в XII веке.Свальбард впервые упоминается в «Исландских анналах» в записи под 1194 годом, сообщающей, что «найден Свальбард» (Svalbardi funnin ). Название «Свальбард» переводится как «холодные берега».

Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова считает, что в середине XVI века на Шпицбергене существовали поселения поморов. Всего известно более восьмидесяти поморских памятников.

В 1596 году острова были открыты и документированы голландцем Виллемом Баренцем, который дал главному острову название «Спитсберген», что в переводе означает «острые горы». Баренц обнаружил на острове и в его сопредельных водах большое число моржей и китов, что дало старт многочисленным промысловым экспедициям. Примерно в это же время архипелаг появился на картах под названием «Santi Rustene». Через несколько лет свои претензии на эти земли заявили и .

Китобойный промысел

В XVII и XVIII веках использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в этом регионе. Центром голландского китобойного промысла с 1614 года было селение Смеренбург. , наряду с и , и сегодня продолжает этот промысел, несмотря на мораторий Международной комиссии по регулированию китобойного промысла и запрет на экспорт китового мяса.

В 1743 году на острове Эдж (Малый Брун) в юго-восточной части архипелага высадились четверо русских зверобоев из Мезени во главе с кормщиком Алексеем Химковым, судно которых затерло льдами недалеко от его берегов. Не имея практически никаких припасов, они сумели провести на острове более 6 лет, занимаясь охотой на медведей, моржей и тюленей, ловлей песцов и заготовкой шкур. В августе 1749 года трое выживших зимовщиков были обнаружены русским торговым судном и доставлены в .

В 1760 году заинтересовавшийся их историей французский ученый Пьер Людовик Леруа опубликовал на немецком языке в и сочинение, переизданное в 1766 году на французском в , а в русском переводе 1772 года получившее название «Приключения четырёх российских матросов, к острову Ост-Шпицбергену бурею принесенных, где они шесть лет и три месяца прожили».

В 1765-1766 Михаил Ломоносов организовал две морские научные экспедиции к Шпицбергену под началом В. Я. Чичагова, однако суровый климат не позволял организацию на архипелаге постоянных поселений и вплоть до начала XX века Шпицберген официального российского присутствия не имел. Тем не менее, поморы поддерживали сезонное охотничье присутствие на архипелаге, а наиболее отчаянные из них регулярно оставались на зимовку.

После прихода в упадок китобойного и пушного промысла в конце XVIII века, на протяжении следующих ста лет Шпицберген был фактически заброшен и считался terra nullius - ничейной территорией, то есть, несмотря на номинальные претензии на него разных стран, фактически никем не управлялся. Новая волна интереса началась лишь в конце XIX века, когда круглогодичный доступ к портам и относительно мягкий климат сделали Шпицберген основной базой для полярных экспедиций и арктического туризма.

На архипелаге побывало множество знаменитых исследователей, включая Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена и Эрнста Шеклтона. Северная часть острова Западный Шпицберген названа Земля Андре, в честь Соломона Андре, совершившего в 1897 году попытку достичь Северного полюса на воздушном шаре. В 1912 году Западный Шпицберген был также подробно описан и картографирован в рамках последней экспедиции знаменитого российского арктического исследователя и пионера Северного морского пути В. А. Русанова. Посещали Шпицберген и первые арктические туристы - состоятельные европейцы, включая представителя королевской семьи Монако принца Альберта.

С начала XX века на островах стало постепенно меняться и экономическое положение. Добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями привела к организации постоянных поселений. Суверенитет Норвегии над архипелагом был признан в 1920 году, когда , Италия, и подписали в Париже Шпицбергенский трактат. Норвежцы спешили закрепить за собой спорные земли в отсутствие главного соперника - Российской империи, что определило беспрецедентные условия договора. По соглашению, все страны-участницы трактата сохраняли право на добычу и разработку полезных ископаемых на архипелаге. 7 мая 1935 года к нему присоединился и СССР, уже имевший к тому времени на Шпицбергене несколько рабочих посёлков. СССР интересовал не только местный уголь, но и рыба. Уже в 1934 году к Шпицбергену была отправлена экспедиция на зверобойном боте «Николай Книпович», которая обнаружила сельдь. За ней совершил рейс к островам корабль «Авангард», который вернулся в Мурманск с 25 тоннами улова после 18-дневного плавания.

С середины 1920-х годов Шпицберген становится всемирно известен как база полярной авиации - например, полётов Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта. 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на через Северный полюс, но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена-Эллсворта-Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин».

Во время Второй мировой войны, Шпицберген не мог выступать в качестве полноценной военной базы, поэтому его население было эвакуировано, а присутствие немецких войск на архипелаге было ограничено забрасываемыми с самолётов и подводных лодок метеостанциями, корректирующими работу немецкой авиации в Заполярье. Для их ликвидации в 1942 году в район Лонгйира из был заброшен небольшой норвежский отряд на двух судах Isbjørn и Selis. Несмотря на то, что оба судна были уничтожены, норвежцы сумели закрепиться на берегу. В 1943 году для уничтожения этого отряда немцы выслали к Шпицбергену отряд кораблей из линкоров «Тирпиц», «Шарнхорст» и девяти эсминцев, которые разрушили большую часть Лонгйира и Баренцбурга артиллерийским огнём (одну из подожжённых тогда угольных шахт удалось погасить лишь в 1960 году). Высадка немцев на берег была менее удачной. Норвежцы в районе Баренцбурга оказали сопротивление огнём береговой артиллерии и отошли в горы к поселку Грумант.

В послевоенные годы добыча угля на архипелаге возобновилась силами норвежских компаний и Арктикугля, который выступал также как основной представитель Советского Союза в Заполярье. Постепенное истощение разведанных запасов в шахтах архипелага привело к сокращению добычи везде кроме норвежской Свеагрувы. Как результат, норвежское правительство начало ориентировать Шпицберген на развитие туризма и экспедиционно-научной базы. Арктикуголь с задачей диверсификации экономической деятельности справиться не смог и в пост-советский период дотируется из госбюджета. Расходы на поддержание деятельности бывших советских концессий на Шпицбергене только за 2006 год составили 395,6 млн рублей.

Также с 1949 года возобновились советские промысловые плавания к Шпицбергену за рыбой. Первая крупная экспедиция 1949 года выловила 462 тонны сельди.

Современное состояние

Канатная дорога для транспортировки угля

Хотя архипелаг Шпицберген контролируется Королевством и с 1925 года официально является его частью, существуют отличия, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона).

На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза.

Добыча угля в шахтах осуществляется норвежской компанией Store Norske, а также по концессии российским государственным трестом Арктикуголь (ранее советский трест). Здесь (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй. Ранее железных дорог было несколько и они проходили по поверхности. Весь добытый уголь уходит на обогрев самого Баренцбурга, то есть российское предприятие является планово-убыточным и отчасти имиджевым проектом.

Действует аэропорт Свальбард с регулярными рейсами в Норвегию ( , ) и нерегулярными (чартерными) рейсами Арктикугля в Москву. Один из таких рейсов стал причиной крупнейшей трагедии в истории Шпицбергена - 29 августа 1996 года при заходе на посадку прямо напротив потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 129 пассажиров и 12 членов экипажа.

В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма, в порту Лонгйир регулярно останавливаются как крупные круизные суда из северной Европы, так и специализированные туристические суда ледового класса для экскурсий по Арктике. В городе имеется несколько гостиниц (в том числе SAS Radisson), баров и ресторанов с арктической кухней (например, ресторан Kroa «На краю земли»). Функционирует полярный музей и Свальбардский международный университет, ведётся значительная научная работа по изучению климата, геологии и гляциологии. В летнее и зимнее время из города ежедневно отправляются пешие, водные (каяки и суда), снегоходные экскурсии и экспедиции.

В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны. Кроме того, на плато Бергет находятся антенны спутниковой станции SvalSAT, радар некогерентного рассеяния EISCAT , а также обсерватория по изучению северного сияния KHO. Шпицберген связан с материком подводным оптоволоконным кабелем, в пределах Баренцбурга, Колесбухты и Лонгйира работает сотовая связь как российских (МегаФон), так и норвежских операторов.

Население

Население архипелага - около 2600 человек (на 1 января 2009 года). Из них 69,9 % - норвежцы, 18,3 % - русские и украинцы, 0,4 % - поляки. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года. С практической точки зрения, несмотря на отсутствие иммиграционного и таможенного контроля, суровый климат и высокая стоимость жизни в Лонгйире эффективно ограничивают трудовую миграцию работников сферы обслуживания и туризма. После распада СССР некоторое количество бывших сотрудников «Арктикугля» переехало на постоянное жительство в Лонгйир, в то время как численность населения российских шахтерских посёлков продолжала сокращаться пропорционально падению добычи угля.

Самое большое поселение - , около 2000 человек, большинство - норвежцы. Оно же является административным центром архипелага. Остальные поселения:

  • российские шахтёрские посёлки: (470 человек), Пирамида (3-4 человека зимой, около 15 - летом, большей частью законсервирован) и Грумант (законсервирован);
  • норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100);
  • норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгйира более 300);
  • польская исследовательская станция Хорнсунн (10 человек).

Также существует законсервированный поселок-порт Колесбухта, ранее сообщавшийся с Грумантом железной дорогой по берегу. В настоящее время дорога пришла в негодность, а туннель вблизи поселка Грумант засыпан в результате подвижек грунта.

Религия

В Лонгйире находится единственная действующая лютеранская церковь со своим священнослужителем. В Баренцбурге - православная часовня. По согласованию с Русской православной церковью и Католической церковью в Норвегии лютеранский пастор окормляет верующих этих церквей.

Экономика

С начала XX века основой экономики на Шпицбергене стала добыча угля. При этом местные угольные пласты, как правило, имеют доступ непосредственно со склона гор и многие места залегания угля просматриваются невооруженным глазом. Такая геологическая формация привела к возникновению многочисленных небольших шахт и угольных разрезов вдоль береговой линии, которые открывались и закрывались по мере исчерпания и разведки пластов. Размер поселений на Шпицбергене обычно соответствовал мощности близлежащих угольных разрезов.

По мере истощения угольных запасов власти Норвегии старались диверсифицировать экономику острова путём развития туризма, с целью уменьшения дотационности региона, и расширения научно-исследовательского сектора. В связи с распадом СССР аналогичная диверсификация российского сегмента экономики из-за финансовых трудностей началась с опозданием.

См. также

  • Рубль Шпицбергена
  • Земля Франца-Иосифа

Примечания

  1. Поспелов, 2002, с. 475.
  2. Kovacs K.M., Lydersen Ch. Birds and mammals of Svalbard. Polarhandbok № 13. - Oslo, 2006, 203 p.
  3. В.В. Славинский. Тепловой режим литосферы пассивных континентальных окраин на примерах Северо-Западного Шпицбергена и Юго-Восточной Австралии // Материалы XLII Тектонического совещания. - Москва: Геологический институт (ГИН) РАН, 2009. - Т. 2 . - С. 191-195 .
  4. А.И. Конюхов. Сколько было Атлантических океанов?. Проверено 11 февраля 2012. Архивировано 3 июня 2012 года.
  5. О Шпицбергене. История. Сайт посольства России в Осло, Норвегия.
  6. Norway: Spitsbergen Decision. // Military Review . - July 1947. - Vol. 27 - No. 4 - P. 68.
  7. Очерки истории освоения Арктики. Том I. Шпицберген. Добаренцевый период в истории Шпицбергена
  8. Поморы с острова Грумант // Журнал «Вокруг света». Сентябрь, 1983
  9. Abraham Ortelius: Septentrionalium Regionum Descrip. (англ.) . Barry Lawrence Ruderman Antique Maps Inc.. Проверено 5 января 2015.
  10. Цетлин М. Заполярные Робинзоны // Наука и жизнь. - 1973. - № 2.
  11. Петр-Людовик Ле Руа. Приключения четырёх российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесенных.
  12. Порцель А. К. Первые советские рыбопромысловые экспедиции к Шпицбергену и Исландии (1946-1952 гг.) // Арктика и Север. - 2015. - № 18. - С. 97
  13. Svalbard"s history - the cruise book from Svalbard. Norsk PolarInstitute. Проверено 2 ноября 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  14. С. Патянин // Операция “Цитронелла”. цусима.org.ru. Проверено 10 ноября 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  15. Присутствие Российской Федерации на архипелаге Шпицберген: политико-правовые, экономические и гуманитарные аспекты // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации: научно-информационный бюллетень / Совет Федерации, Ком-т по делам Севера и малочисл. народов / отв. за вып. В. Я. Стрельцов. - М. : Изд. Совета Федерации, 2007. - Вып. 6 . - С. 127 . Архивировано 17 февраля 2012 года.
  16. Порцель А. К. Первые советские рыбопромысловые экспедиции к Шпицбергену и Исландии (1946-1952 гг.) // Арктика и Север. - 2015. - № 18. - С. 102
  17. РФ продолжит своё присутствие на норвежском Шпицбергене. Взгляд (24 марта 2009). Проверено 5 января 2015.
  18. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 4 апреля 2011 г. N 142 г. Москва «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию Государственный трест Арктикуголь» Российская Газета
  19. Николай Непомнящий, Михаил Курушин. [Кн. 4: Катастрофы в воздухе, Ч. 2: Хроника последних десятилетий] // Великая книга катастроф. - М. : Олма медиа групп, 2007. - 255 с. - ISBN 978-5-373-01023-8.
  20. Population in the settlements. Svalbard

Литература

  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. - Л. : Гидрометеоиздат, 1977. - 144 с.: ил. с.
  • Шокальский Ю. М. -. Шпицберген // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Наталья Козлова. Остров арестованных кораблей // Российская газета: газета. - 2005. - № 3904 .
  • Надежда Сорокина. Москва не ослабит позиций на Шпицбергене // Российская газета: газета. - 2006. - № 4024 .
  • Ле Руа П. Л. Приключения четырёх российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесенных / Пред. М. И. Белова. Прим. В. Ю. Визе. - 4-е изд. - М.: Мысль, 1975. - 56 с.: ил.
  • Зингер Е. М. Страна гор и ледников // Природа: журнал. - 1997. - № 8 .
  • Саватюгин Л. М., Дорожкина М. В. Архипелаг Шпицберген: Российские имена и названия. - Санкт-Петербург: Наука, 2009. - 272 с.
  • Гнилорыбов Н. А. Угольные шахты на Шпицбергене. - Москва: Недра, 1988. - 191 с.
  • Зингер Е. М. Шпицберген - ледовый архипелаг. - М. : Пента, 2006. - 302 с.
  • Наука на Шпицбергене: история российских исследований. - СПб. : ГАМАС, 2009. - 408 с.
  • Чернышев Ф. Н. Русская экспедиция на Шпицбергене. - Мир Божий. - 1901. - 261 с.
  • Н. Е. Королёва, Н. А. Константинова, О. А. Белкина, Д. А. Давыдов, А. Ю. Лихачёв, А. Н. Савченко, И. Н. Урбанавичене. Флора и растительность побережья залива Грен-фьорд (архипелаг Шпицберген). - Апатиты: Изд. К & М, 2008. - 132 с.
  • Михайлов И. А. Архипелаг Шпицберген: перекрёсток событий и судеб. - М. : Научный мир, 2004. - С. 226. - 1000 экз. - ISBN 5-89176-256-0.
  • Кокин О. В. Рельеф и отложения краевых зон ледников Западного Шпицбергена.
  • С. В. Радзиевская. Остров мужества.
  • Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь / отв. ред. Р. А. Агеева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Русские словари, Астрель, АСТ, 2002. - 512 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-17-001389-2.
  • David Roberts. Four Against the Arctic: Shipwrecked for Six Years at the Top of the World. (2003). Simon & Schuster. ISBN 0-7432-2431-0.
История картографирования и археологическое изучение
  • Старков В. Ф. Очерки истории освоения Арктики. Том 1: Шпицберген / Ред. д-р ист. наук А. К. Станюкович; Рецензенты: д-р ист. наук В. П. Даркевич, канд. ист. наук В. И. Завьялов. Институт археологии РАН. - Изд. 2-е. - М. : Научный мир, 2009. - 96 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-91522-101-6.

Ссылки

  • Шпицберген // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Шпицберген в «Современной энциклопедии»
  • Шпицберген в БЭС
  • Шпицберген // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  • Sysselmannen.no - веб-сайт губернатора Шпицбергена
  • Svalbard Tourism - веб-сайт официального туристического совета
  • TopoSvalbard - интерактивная карта, Норвежский Полярный Институт
  • История одного города: Лонгийербюен (Шпицберген) на «Эхе Москвы»
  • Русскоязычный сайт - Шпицберген. Ру
  • В. Н. Анчишкин. Арктический роман

Шпицберген, он же Сва́льбард - полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане на расстоянии 1 050 км от Северного полюса, самая северная часть королевства Норвегии. Здесь находится самое северное круглогодичное поселение на Земле (2 200 человек).

Прогуляемся по полярному архипелагу Шпицберген.

1. Закат на леднике Конгсфьорд, Шпицберген, Норвегия, 9 апреля 2015. А вообще, самая высокая точка островов - гора Ньютон (1712 м) на Западном Шпицбергене. (Фото Jens Büttner | dpa | Corbis):

3. Шпицбергенский северный олень - самый маленький из видов северных оленей. (Фото Paul Souders | Corbis):

4. Красочные домики в Лонгйире - самом северном в мире поселении с населением свыше тысячи человек. (Фото Chris Jackson):

5. Солнечное затмение на Лонгйире, Свальбард, 20 марта 2015. (Фото Jon Olav Nesvold | NTB scanpix | Reuters):

6. Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только Россия, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт - посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

А вот и российский караульный возле законсервированного шахтерского посёлка Пирамида. Своё название посёлок получил из-за пирамидальной формы горы, у подножия которой он основан на берегу бухт Петунья и Мимер. Посёлок находится на расстоянии около 120 км от Баренцбурга. Местность в районе Пирамиды - горы, долины, ледники. Напротив Пирамиды находится крупный ледник Норденшельда, громадные глыбы которого, зависнув над водой, время от времени откалываются с грохотом, чтобы начать свое путешествие в виде айсбергов. (Фото Dominique Faget):

С начала XX века основой экономики на Шпицбергене стала добыча угля. При этом местные угольные пласты, как правило, имеют доступ непосредственно со склона гор и многие места залегания угля просматриваются невооруженным глазом. (Фото Michael Narten | dpa | Corbis):

8. Дедушка Ленин в заброшенном российском поселке Пирамида на Шпицбергене, 19 июля 2015. (Фото Dominique Faget):

9. Красивый ледник Кронебрин, расположенный в западной части острова Западный Шпицберген (архипелаг Шпицберген). (Фото Dominique Faget):

10. Есть на полярном архипелаге Шпицберген и песцы двух видов (обыкновенный и голубой). Попытки переселения на архипелаг других сухопутных млекопитающих, в частности полярных зайцев и овцебыков из Гренландии, успехом не увенчались. (Фото Paul Souders):

11. На Шпицбергене отмечается около 90 видов птиц, из которых 36 постоянно гнездятся на архипелаге.

Это остров Медвежий в западной части Баренцева моря, к югу от острова Западный Шпицберген. Принадлежит Норвегии, но, как и весь архипелаг Шпицберген, чьей южной частью является остров Медвежий, имеет особый статус внутри королевства.(Фото Michael Nolan | Robert Harding | Corbis):

12. Сложенные останки кита на западном побережье Шпицбергена, 3 августа 2013. (Фото Juan-Carlos Muñoz | Biosphoto | Corbis):


13. Угольный поезд. На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза. (Фото David Lomax | Robert Harding):

14. Местный житель - морж. (Фото Steven Kazlowski | Nature Picture Library | Corbis):

15. Ледник Норденшельда. И бухта, и ледник названы в честь Адольфа Эрика Норденшельда, шведского ученого геолога, исследователя и мореплавателя. Он известен тем, что первым прошёл по Северному морскому пути из Атлантики в Тихий океан ещё в 1878—1879 годах. (Фото Dominique Faget):

16. Любопытный белый мишка. (Фото Michael S. Nolan | Robert Harding | Corbis):

Шпицберген - место встречи холодного полярного воздуха с мягким и влажным морским воздухом с юга. Это создает области низкого давления и способствует резкому изменению погоды и резким порывам ветра, в особенности зимой. Зимой 17 % всего времени на архипелаге дует сильный ветер. (Фото Chris Jackson):

18. Знакомьтесь, Всемирное семенохранилище на Шпицбергене, так называемое «хранилище Судного дня». Это туннель-хранилище на острове Шпицберген, в который помещаются для безопасного хранения образцы семян основных сельскохозяйственных культур.

Всемирный банк-семенохранилище посадочного материала создан в 2006году под эгидой ООН для сохранения посадочного материала всех сельскохозяйственных растений, существующих в мире. Проект осуществлялся на средства Норвегии и стоил ей 9 млн долларов. Собственный отсек в этом банке растений получила каждая страна. Задача такого хранилища семян - не допустить их уничтожения в результате возможных глобальных катастроф, таких как падение астероида, ядерная война или глобальное потепление. Места внутри достаточно для 4,5 млн образцов семян. (Фото John McConnico):

19. Радар Европейской системы исследования некогерентного рассеяния. (Фото Anna Filipova | Reuters):

20. Исфьорден - второй по длине фьорд в норвежском архипелаге Шпицберген. Это находится на западной стороне Шпицбергена, острова в Северном Ледовитом океане на полпути между Норвегией и Северным полюсом и самым большим в архипелаге. (Фото Juan-Carlos Muñoz | Biosphoto | Corbis):

21. Третий млекопитающий на островах, кроме шпицбергенского северного оленя и песца - белый медведь.

22. Российский населённый пункт Баренцбург - второй по величине населённый пункт на архипелаге Шпицберген - 435 жителей. Своё название Баренцбург получил в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца, посетившего Шпицберген в 1596-1597 гг. В настоящее время Россия - единственная страна, кроме самой Норвегии, поддерживающая своё экономическое присутствие на Шпицбергене. В Баренцбурге находится консульство Российской Федерации. (Фото Svalbardposten):

23. Старое деревянное судно. (Фото Ho New | Reuters):

24. Знак, предупреждающий об опасности встречи с белыми медведями. (Фото John McConnico):

25. И опасность эта реальна. Правда, белые медведи предпочитают на ужин гренландских тюленей. (Фото Peer von Wahl | NIS | Minden Pictures | Corbis):