Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения»

  • 28.01.2024

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Знакомство с предложением

Цели:

    Закреплять понятия слово.

    Учить подбирать слова по ситуативным цепочкам.

    Познакомить детей с предложением: показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово.

    Формировать связность и четкость высказывания.

    Учить составлять схемы предложения.

    Анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.

Оборудование: предметные картинки; наборы полосок для составления схем предложений.

Словарная работа: журналист, интервью.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Прежде чем вы пройдете к своим рабочим местам назовите слова-действия, слова признаки, слова-предметы живые и неживые.

Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить.

Игра «Подбери нужные слова»

Логопед: Какими словами можно поприветствовать друг друга? (Здравствуйте, привет, доброе утро...)

Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен, благодарю вас...)

Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший…)

Успокоить? (Не волнуйся, не переживай, все буде хорошо…)

Ребята, вы знаете кто такие журналисты? (Ответы детей.) Журналисты – это люди, работающие на телевидении, радио. Они пишут статьи, берут интервью у людей. Интервью – это когда задают вопрос и на него получают ответ.

Вы бы хотели стать журналистами?(Ответы детей.) тогда этому нужно учиться. Журналисты говорят грамотно, полным предложением, умеют правильно составлять предложения. Вы хотите этому научиться? Я вас приглашаю в школу журналистов.

А сейчас мне нужны мои помощники. (Логопед заранее договорился с детьми.)

Скажите, что делает Полина? (Полина читает книгу.)

Что делает Сережа? (Сережа открывает дверь.)

Диана, Саша, Игорь, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Диана станет словом Полина, Саша – словом читает , а Игорь – словом книгу . Диана скажет свое слово и даст руку Саше. Саша даст руку Игорю и произнесет слово, читает. Какое слово должен сказать Игорь?(Книгу.) Что мы узнали о Полине? (Полина читает книгу.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: читать, книга, Полина. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Полина читает книгу.)

Максим, Маша, Руслан подойдите ко мне. Подружите между собой слова волк, догоняет, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Волк догоняет зайца.)

Проверяем игра « Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.

Логопед: Какое слово первое? (Волк.)

Назовите второе слово.(Догоняет.)

Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.)

Сколько слов в предложении?

Сейчас слово волк уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.)

- «Живые слова» , разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили…(предложение). В предложении все слова…(дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Посмотрите на картинку. Где растет дерево? (Дерево растет в лесу.)

Молодцы, ребята. Вы сказали предложение. А сейчас и мы станем деревьями.

Физминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон, два – наклон.

Зашумел листвою клен.

На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.

Логопед: Ребята, обратите внимание на эти полоски. Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголком – начало предложения(заглавную букву.) Короткими полосками мы будем обозначать слова в предложении, их количество. Первая короткая полоска тоже с уголком – она обозначает заглавную букву.

Придумайте предложение со словом малина , а я выложу столько полосок, сколько слов в предложении.

Какое это слово? (Указываю на первую полоску.)

Назовите второе слово, третье слово.

Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова, что обозначает уголок? (Заглавную букву.)

А сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный». Когда я буду называть слова – поднимите короткую полоску, а когда назову предложение – поднимите длинную полоску.

Я думаю, ребята, настало время показать, какими мы стали журналистами.

Ребята – журналисты, задайте вопрос своему товарищу. Следите за тем, чтоб ответы были полными.

Затем дети меняются ролями.

Молодцы, ребята! Вы настоящие журналисты.

Программное содержание: учить произносить вопросительное предложение; продолжать формировать представление о грамматическом понятии «предложение»; упражнять детей в согласовании слов в предложении; с помощью моделирования упражнять детей в составлении предложения из заданного количества слов; развивать мелкую моторику, интонационную выразительность речи, мышление, внимание, память, усидчивость.

Материал: сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск.

Давайте, ребята мы с вами присядем на коврик и поиграем в игру «Соберем слова в ладошку». Я назову слово, а вы мне в ладошку «подарите» свое любое слово.

Замечательно! А как вы думаете, из чего состоит наша речь? (из предложений) Слова должны подружиться, чтобы получилось понятное предложение.

Давайте встанем и продолжим играть в игру «Живые слова». Вы будете «живыми словами». Алена будет «словом» падает , а Валера «словом» снег. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)

Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)

Давайте прочитаем – «Падает снег». Сколько слов в предложении? (2)

У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (пушистый, белый)

Читаем «живое» предложение. Падает пушистый, белый.

Сколько слов в предложении? (4) «Живые слова» - разойдитесь. Слова «разбежались» и нет предложения. Дети - «слова», встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили с вами … (предложение).

- Прекрасно! Какое сейчас время года? (Зима)

- Давайте подойдем к мольберту. Какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель увидел и написал рассказ. Послушайте:

НАСТУПИТЬ ЗИМА.

СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО.

КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ.

ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ.

Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)

А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ? (надо слова подружить)

Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступить, зима.

Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело.

Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)

В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов? (Петя скатал огромный ком.)

Сколько слов в этом предложении? (4)

В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пете очень нравиться лепить

снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)

Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями:

НАСТУПИЛА ЗИМА.

НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.

ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.

ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.

А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? (наступила)

Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? (с уголком)

Какое второе слово? (зима)

В конце предложения, что ставим? (точку )

Точка указывает на то, что предложение закончено.

(показ схемы первого предложения)

Дети у мольбертов составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений:

1. Схема, какого предложения?

2. Сколько слов в предложении?

3. Какая полоска нужна для начала предложения?

4. Что ставили в конце предложения?

5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?

Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)

Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)

Послушайте первое вопросительное предложение.

Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.

Катя спроси, у меня наступила, ли зима. И Дима спроси.

А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.

Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое)

Какое предложение стало? (вопросительное)

Какой знак был? (точка)

Поменяли, на какой знак? (вопросительный)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

(включить музыку)

Проведем мы сейчас разминку

Возьмите листочки, сделайте комочки.

И поиграем в снежки

И с гостями тоже.

Замечательно, соберите снежки и уложите под елку.

Посмотрите, у вас на столах лежат модели и схемы предложений. Проходите и удобно садитесь. Придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны, помогайте пальчиком, чтоб не сбиться.

(самостоятельная работа)

Вы составили простые предложения, в конце предложения у вас стоит? (точка)

- А теперь переверните карточку. Какой знак стоит в конце предложения? (вопросительный знак)

Прочитайте свои предложения вопросительно. Замечательно! Было какое предложение? (простое)

А стало, какое предложение? (вопросительное)

Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложения с восклицательным знаком.

Какие замечательные дети!

Вы сегодня хорошо отвечали!

Какие прекрасные придумывали предложения!

С восклицательным знаком мы познакомимся в следующий раз. Кто желает, может поменяться моделями и схемами и придумать новые предложения или поиграть в снежки.

Логопедическое занятие в 1 классе

Тема логопедического занятия :

«Составление предложений из отдельных слов, данных в беспорядке»

Посмотрели мы налево, посмотрели мы направо.

Опустили глазки вниз. А теперь подняли вверх.

Посмотрели друг на друга…..за работу принялись!

1.- Я тебе читаю четверостишие, а ты по описанию догадайся, о какой букве идёт речь и найди эту букву на столе:

Буква очень важная, воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут. Как будто нет важнее тут. / В

Буква эта как книжная полка…..кричит всем вдогонку:

Друзья, не спешите, вы книги на полку ко мне положите…»/ Е

В небе таял лунный серп, серп склонялся на ущерб.

И поэтому с небес нам светила буква …/ С

У меня про эту букву вдруг сложилась песенка:

ННННННН-получилась песенка / Н

Всем известна буква…, буква очень славная.

Да к тому же эта буква в алфавите главная/ А

- Какое слово можно составить из этих букв? / ВЕСНА

Сегодня мы поговорим о весне, выполним интересные задания с буквами и словами.

2. Характеристика звуков. Положи цветные камушки-фишки на соответствующие буквы и объясни, почему ты так положил.

Сколько букв, звуков в этом слове? Сколько слогов? На какой вопрос отвечает это слово, кто или что, почему?

3. Игра на слуховое внимание «Погреми…»

А сейчас мы поиграем, я тебе буду называть слова, если слово подходит к описанию весны, ты погремишь погремушкой, если нет - отдыхаешь: ласковая, тёплая, хмурая, солнечная, морозная, тёмная, шумная, говорливая, журчащая, голосистая, скучливая, пасмурная, снежная.

Одна из примет весны, это возвращение птиц в родные дома. И я предлагаю тебе построить скворечник. А кто будет в нём жить? (скворец)

4. Задание на развитие мелкой моторики: «Строим скворечник»

Строить скворечник будем из цветных крышек: большим пальцем и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Физ.мин. «Птички»

5. Словесная игра «Я, ты, мы, вы, они» - изменение предложения с добавлением местоимения:

Я строю скворечник. Ты строишь скворечник…….

А сейчас скажи наоборот, с передачей мяча:

Зимой снег чистый, а весной он - ….. грязный.

Зимой дни холодные, а весной - …….. тёплые.

Зимой солнце тусклое, а весной – ……. яркое.

Зимой погода часто пасмурная, а весной - …….. солнечная.

6. Динамическая пауза. Коррекция зрения «Птички» /на компьютере.

7. Работа над предложением: «Составь из предложенных слов предложение».

Во мне есть много разных слов. Ты разобраться в них готов?

Рассказ читаешь или стих, я обязательно есть в них!

Но перепутав все слова, понять не сможешь ты меня.

Подул сильный, порывистый, весенний ветер и перепутал все слова.

(Наступила, ранняя, тёплая, весна, долгожданная.

Гнёзда , вьют, птенцов, и, птицы, высиживать)

Б) Составить схему предложения (магнитные полоски).

В) Найти главные члены, определить, на какие вопросы они отвечают, поставить соответствующие символы (м.р, ж.р, слово-действие + подчеркнуть 2 палочками, слово-признак)

8. -А сейчас минутка чистописания: дописать буквы в словах составленного тобой предложения. Прочитать предложение (напечатанного на карточке)

Какие задания на уроке были тебе интересны, а какие затруднительны?

Это тебе сюрприз от скворца в благодарность за построенный скворечник. Спасибо за занятие.

На__туп__ла до__гож__анная ве__на.

Пт__цы вьют гнёз__а и высиж__вают __тенцов.

П__иле__аю__ перелётны__ п__ицы.

С гор побе__али гово__ливы__ руч__йк__.

Цель: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.

Тема: Профессии. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы.

Задачи.

Коррекционные:

· Уточнить и закрепить пространственные представления.

· Формировать межполушарное взаимодействие.

· Формирование языкового анализа и синтеза.

· Развивать абстрактное, словесно-логическое, творческое мышление, произвольное внимание.

· Расширять активный словарь.

· Формировать адекватную самооценку.

Образовательные:

· Продолжать формировать понятие о профессиях.

· Развивать умения составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы.

· Упражнять в грамматическом оформлении предложений.

· Формировать навыки словообразования.

Воспитательные:

· Воспитывать нравственно-этические модели поведения.

· Учить взаимодействовать друг с другом.

· Работа над осведомлённостью.

· Развивать рефлексию.

Оборудование: мультимедийная презентация, альбомные листы, цветные карандаши, карточка с кодом Морзе, карточка с сообщением радиста, индивидуальные карточки «Женские профессии», карточки «Установи закономерность», тетрадь, ручка, карандаш, ластик, линейка.

Ход занятия.

Организационный момент (кинезиология).

Ребята давайте выполним упражнения, которые настроят нас на работу, активизируют речь, внимание, память.

1. Упражнение «Буратино»

Ладонь левой руки вертикально у лица, большой палец приставить к носу. К мизинцу левой руки прижать большой палец правой. Двигаются все пальцы, кроме больших и мизинцев. Затем руки поменять.

2. Дыхательная гимнастика:

Встаньте прямо, плечи опустите вниз, живот вперёд. Вдох на три счёта носом - выдох на пять счётов носом.

3. «Морганье».

А теперь, ребята на вдохе - моргаем правым глазом, а на выдохе - моргаем левым глазом. Дети делают глубокий вдох. Медленно выдыхают.

Формулирование темы и цели занятия.

Игра «Добавь волшебный слог».

Ребята, добавьте недостающий слог -тель, -чик, -ник или -щик.

Дрессиров___

Автомат___

Что обозначают эти слова? Какая тема сегодняшнего занятия? (Профессии). Произнесите это слово по слогам. (Запись темы в тетрадь).

С какой целью мы будем сегодня говорить о профессиях?

Закрепление знаний по теме «Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных предложений».

Игра «Скажи в нужной интонации».

Сегодня на занятии будет игра-викторина, название которой зашифровано:

ВСЕПРОФЕССИИНУЖНЫВСЕПРОФЕССИИВАЖНЫ!

Сколько здесь слов? Назовите 1, 4, 6, 3. Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с нужной интонацией.

ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ?

Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с вопросительной интонацией на 1, 3, 5, 6 слове.

Деление на команды.

Распределение детей на команды: в каждой команде представлены дети с различными ведущими модальностями и доминирующими полушариями.

Каждая команда получает по 10 жетонов, на которые можно получить подсказки в ходе викторины.

Конкурс 1. «Будь внимательным!»

Инструкция: внимательно послушайте стихотворение Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?» и назовите все 10 профессий, о которых шла речь в произведении. Выигравшая команда получает 1 балл.

Логопед читает стихотворение, сопровождаемое презентацией. Дети запоминают. После прочтения слайды выключаются, команды называют по 1 профессии по очереди. При затруднении за жетон можно получить подсказку в виде демонстрации слайда с фотографиями профессий.

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской—

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пропахла бензином.

Блузка рабочего—маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате—лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак!

Конкурс 2. «Нарисуй свою профессию».

Инструкция: пока звучит музыка (1 мин), вы должны успеть нарисовать, кем вы хотите стать в будущем. Рисунок должен быть понятен ребятам из другой команды. Если ваши соперники отгадают профессию, то ваша команда получает 1 балл.

На втором этапе конкурса нужно составить предложение по рисунку и схеме, записать его в тетрадь:

Кто? _____ _____ кем? .

За каждое правильно записанное предложение команда получает 1 балл.

Физ. мин. «Узнай ритм» (ориентировка в схеме тела, стоящего напротив).

У каждого ребёнка карточка с нарисованным ритмом: прямоугольник—хлопок в ладоши, квадрат—топнуть правой ногой, квадрат в рамке—топнуть левой ногой. Логопед, стоя лицом к детям, показывает определённый ритм. Ребёнок, чей ритм был показан, должен его повторить.

Конкурс 3. «Узнай профессию по описанию».

Инструкция: послушайте сообщение о профессии, отгадайте её, используйте право на подсказки.

Этот человек—глаза и уши корабля и капитана. Он передаёт в порт сообщения о местонахождении корабля в океане, ведёт переговоры с другими судами и чутко слушает, не зовёт ли на помощь какое-нибудь судно, терпящее бедствие. Сигнал бедствия знают все моряки в мире. На всех языках оно звучит одинаково, SOS, и обозначает «спасите наше судно». Переговоры ведутся с помощью специального языка, азбуки Морзе (морзянки), где каждой букве, цифре, знаку препинания соответствует определённый набор звуков (звучит аудиофайл со звуками морзянки).

Специальную азбуку придумал американский изобретатель и художник Сэмюэль Морзе (1791-1872). Сообщения передаются с помощью простейшего радиотелеграфического аппарата.

Конкурс 4. «Расшифруйте сообщение радиста».

Инструкция: расшифруйте сообщение радиста, записанное азбукой Морзе. Используйте для расшифровки код, записанный на карточках. Из получившихся слов составьте предложение по схеме (окончания слов можно менять):

Кто? ______ что? .

Запишите предложение в тетрадь, подчеркните главные члены. Правильно выполненное задание—1 балл.

Конкурс 5. «Женские профессии».

Инструкция: образуй название женской профессии по образцу: учитель—учительница. Победа в конкурсе—1 балл.

(Индивидуальная работа на карточке—по одному участнику из команды).

Пианист—

Портной—

Писатель—

Продавец—

Гитарист—

Барабанщик—

Велосипедист—

Художник—

Скрипач—

Гитарист—

Космонавт—

Конкурс 6. «Назови профессии на букву П».

Инструкция: называйте по очереди профессии, начинающиеся на звуки П или Пь. Используйте право на подсказки. Победа в конкурсе—1 балл.

Профессии: плотник, пекарь, пожарный, парикмахер, программист, продавец, певец, пианист, портной, поэт, почтальон и т.д.

Конкурс 7. «Установи закономерность».

Инструкция: установи, как связаны первые два слова, и в такой же связи подбери понятие к третьему слову.

За каждый правильный ответ—1 балл.

Конкурс 8. «Что это, и кому необходимо?»

Инструкция: отгадайте загадки и скажите, людям какой профессии нужен отгаданный предмет. За каждую отгаданную загадку и профессию человека команда получает 1 балл.

Кинешь в речку—не тонет,

Бьёшь о стенку—не стонет,

Будешь об пол кидать—

Станет кверху летать.

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через луг бегут к берёзке,

Тянут две полоски.

Зубастая пила

В лес густой пошла.

Весь лес обходила,

Ничего не спилила.

(Расчёска)

Никак не согласится

Она лежать без толку.

Кто знает мастерицу,

Усердную …(иголку)

В поле чёрном заяц белый,

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?

Льётся речка—мы лежим.

Лёд на речке—мы бежим.

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять.

(Градусник)

Подведение итогов, рефлексия.

Подсчёт баллов, объявление победителей.

Поднимите руки те, кто хорошо работал на занятии.

Поднимите руки те, кто встречался с трудностями.

Поднимите руки, кто успешно преодолел все трудности.

Поднимите руки, кому было интересно.

Поднимите руки, кто узнал что-то новое.

Спасибо, ребята, до новых встреч!

Урок по русскому языку УМК ОС «Школа 2100»

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Ардона

Калаева Светлана Сосланбековна

Урок проведен в технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ

Открытие новых знаний

Тема: Составление предложений по схемам.

Цель: развитие умений читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам; развитие умения составлять из слов предложения.

Оборудование:

    Компьютер.

    Региональный компонент. Фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева

    Учебник русского языка (Р .Н. Бунеев, Е.В. Бунеева ) 2 класс

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

«Где есть желание, найдётся путь!»

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность ).

Почему сегодня у нас такой девиз? (Мы будем открывать новое знание.)

Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

Пожелайте друг - другу удачи!

(Звучит фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева)

I . Актуализация знаний.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3 ) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

1. Списывание с доски. Творческое задание: добавить подходящие по смыслу слова.

После дождя засветило … (солнце ).

На небе появилась … (радуга ).

Какая хорошая … (погода )!

Вопросы и задания:

Что у вас получилось при записи? (Предложения, текст.)

Какие признаки предложений вы можете назвать? (Слова связаны по смыслу, первое слово написано с большой буквы, в конце поставлена точка или восклицательный знак.)

2. Словарная работа.

Подчеркните словарное слово в последнем предложении.

Работа со словом погода в «Орфографической тетради» на с. 29.

3. Проверка домашнего задания .

Сколько предложений из упр. 14 вы выписали? (3.)

Как называются такие предложения? (Это пословицы.)

Что их объединяет? (Это пословицы о труде.)

П. – Выписал ли кто-то самостоятельно пословицу с таким же или похожим значением?

Дети читают найденные самостоятельно дома пословицы.

П. – Какие ещё пословицы вы нашли?

Среди невыписанных слов найдите словарное слово. (Работа .)

Запишите его и подчеркните опасное место.

II .Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

На доске изображены схемы:

Что изображено на доске? (Схема слова и схема предложения.)

Как вы их различили? (В схеме слова нет большой буквы, нет знака в конце предложения; в схеме предложения несколько слов, первое – с большой буквы, в конце предложения – точка.)

К какому из записанных на доске и в тетрадях предложений подходит эта схема? (1 и 2.) Почему? (В них четыре слова.)

Попробуйте самостоятельно составить предложение по такой же схеме. (Из дома выскочила собака. На улице идёт дождь. )

Чем же отличается схема от конкретного предложения? (Схема одна, а предложений к ней можно составить много.)

Сформулируйте тему урока. («Схема слова и предложения. Составление предложений по схемам» .)

Какие действия будем выполнять, какие умения развивать? (Составлять схемы слов, предложений; составлять предложения по схемам.)

Составим план урока.

План (примерный ).

    Повторить схемы слов, предложений.

    Учиться составлять предложения по схемам.

    Учиться правильно записывать предложение.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙ I . Развитие умений – применение нового знания.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

    Работа по учебнику.

Упр. 16 (развиваются умения отличать схемы слов и схемы предложений)

Составьте на основе схем предложения с опорой на рисунки.

Упр. 17(развиваются умения читать схемы предложений и определять количество слов в них)

Самостоятельно составьте по схемам предложения.

Вопросы после выполнения задания.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Сослан, что нужно было сделать?

Удалось ли тебе составить предложение?

Ты составил интересные предложения?

Составил всё сам или с помощью товарища?

Молодец! Ты не только правильно составил предложение, но и объективно оценил свою работу.

Упр. 18 (развиваются речевые и коммуникативные умения)

Соотнесите рисунки, изобразительную информацию со словами и предложениями, аргументируйте свою позицию, составьте предложения из слов.

Текст на доске:

Зайчик прыгал по полянке. Он увидел пенёк и принял его за волка. Трусливый зайка испугался и бросился наутёк .

2. Слуховой диктант.

Учитель читает слова и предложения, а ученики на слух составляют к ним схемы.

Весна... Скоро начнутся каникулы. Мы поедем на родину Коста Хетагурова? Экскурсия была замечательная!

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему учились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогало справиться?

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Ι V . Итог урока. Рефлексия.

Прочитайте пункты плана урока.

Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Чему научились? - Довольны ли вы своей работой? - Опираясь на таблицу, закончи предложения . Сегодня я узнал, … как читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам. Теперь я умею … составлять предложение из слов. V . Домашнее задание.Подготовиться к словарному диктанту по упр. 19.

Упр. 18 – записать 1–2 предложения из выбранных к рисунку слов (можно использовать те предложения, которые составили в классе) и составить к ним схемы.