Центральная избирательная комиссия ссср. Центральный исполнительный комитет ссср

  • 10.08.2019

ЦИК СССР) – высший орган государственной власти Союза ССР в период между съездами Советов Союза ССР (со времени образования СССР и до принятия Конституции СССР 1936 г.). Структура, полномочия и формы деятельности ЦИК СССР отражали особенности Советского социалистического государства в первой главной фазе его развития.

ЦИК СССР состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом Советов Союза ССР из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в количестве, определяемом съездом. Совет Национальностей избирался из представителей союзных и автономных республик – по 5 представителей от каждой – и из представителей автономных областей – по одному представителю от каждой. Состав Совета Национальностей в целом утверждался съездом Советов Союза ССР. Обе палаты ЦИК СССР были равноправны. ЦИК СССР издавал кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединял работу по законодательству и управлению и определял круг деятельности Президиума ЦИК и СНК СССР. ЦИК СССР осуществлял в период между съездами Советов СССР все права, присвоенные СССР, согласно ст. 1 Конституции СССР 1924 г. Все декреты и постановления, определявшие общие нормы политической и экономической жизни СССР, а также вносившие коренные изменения в практику государственных органов СССР, обязательно поступали на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР.

Все декреты, постановления и распоряжения ЦИК СССР были обязательны к непосредственному исполнению на всей территории СССР. ЦИК СССР имел право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК СССР, а также съездов Советов и ЦИК союзных республик и других органов власти на территории СССР.

ЦИК СССР осуществлял свою деятельность в сессионном порядке.

Очередные сессии ЦИК СССР созывались Президиумом ЦИК СССР не менее трех раз в период между очередными съездами Советов СССР. Чрезвычайные сессии ЦИК СССР созывались Президиумом ЦИК СССР по его постановлению, по требованию Президиума Союзного Совета и Президиума Совета Национальностей, а также по требованию ЦИК одной из союзных республик.

Работа сессии ЦИК происходила: а) в заседаниях Союзного Совета, б) в заседаниях Совета Национальностей, в) в совместных заседаниях Союзного Совета и Совета Национальностей. Голосование на совместных заседаниях производилось раздельно по палатам. Вопросы на обсуждение ЦИК СССР вносились Союзным Советом и его Президиумом, Советом Национальностей и его Президиумом, Президиумом ЦИК СССР, Правительством СССР, отдельными народными комиссариатами, ЦИК союзных республик, а также членами ЦИК СССР. Законопроекты, представленные на рассмотрение-ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей и публиковались от имени ЦИК СССР на языках, общеупотребительных в. союзных республиках. В случае разногласий между палатами ЦИК СССР вопрос передавался в согласительную комиссию. При недостижении соглашения в согласительной комиссии вопрос переносился на рассмотрение совместного заседания палат ЦИК СССР, причем в случае отсутствия большинства голосов Союзного Совета или Совета Национальностей вопрос мог быть передан по требованию одной из этих палат на разрешение очередного или чрезвычайного съезда Советов СССР.

ЦИК СССР был ответственен перед съездом Советов СССР.

Союзный Совет и Совет Национальностей для подготовки сессий и руководства работой последних избирали свои Президиумы в составе 7 человек каждый.

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР - (ЦИК СССР) – высший орган государственной власти Союза ССР в период между съездами Советов Союза ССР (со времени образования СССР и до принятия Конституции СССР 1936 г.). Структура, полномочия и формы деятельности ЦИК СССР отражали особенности… … Советский юридический словарь

    Центральный Исполнительный Комитет СССР, (ЦИК CCCР) высший орган государственной власти СССР в 1922 1938 между Всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета… … Википедия

    - (аббревиатура ЦИК): Центральный Исполнительный Комитет СССР Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Малый Хурал Тувинской Народной Республики аналогиный орган в Тувинской Народной Республике Государственный Малый Хурал Монгольской… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Цик. Центральный исполнительный комитет 1) высший орган государственной власти СССР (в 1922 1936 гг.), а также союзных и автономных республик в составе СССР (1917 1938 гг.) между съездами Советов … Википедия

    - (ЦИК), 1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 36 между Всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 2 палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Избирал Президиум, председателей по… … Энциклопедический словарь

    - (ЦИК), 1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 36 между Всесоюзными съездами советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 состоял из 2 палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Избирал Президиум,… … Русская история

    - (ЦИК) 1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 1936 гг. между всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938 г. По Конституции СССР 1924 г. две палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Избирал Президиум,… … Юридический словарь

    - (ЦИК) ..1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 36 между Всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 2 палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Избирал Президиум, председателей по… … Большой Энциклопедический словарь

    ЦИК 1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 36 между Всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 2 палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Избирал Президиум, председателей по числу… … Политология. Словарь.

    Центральный исполнительный комитет - (ЦИК), 1) ЦИК СССР высший орган государственной власти в 1922 36. Состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. 2) В СССР высший орган государственной власти союзных и автономных республик в 1917 38. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЦЕНТРАЛЬНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ КОМИТЕТЕ СОЮЗА ССР

(с изм. и доп., внесенными Постановлениями ЦИК СССР

от 21.05.1925 - СЗ СССР, 1925, N 35, ст. 257;

от 21.08.1925 (Прот . N 15, п. 7))

Глава первая. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Состав и предметы ведения Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР определяются Конституцией Союза ССР.

2. Полномочия каждого состава Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР начинаются с момента избрания Съездом Советов Союза ССР Союзного Совета (ст. 14 Конституции Союза ССР) и утверждения Съездом состава Совета Национальностей (ст. 15 Конституции Союза ССР) и оканчиваются в момент образования нового состава Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

3. Заседания Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР происходят по сессиям - очередным и чрезвычайным.

4. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР созываются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР три раза в год (ст. 21 Конституции Союза ССР).

5. Чрезвычайные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР созываются согласно ст. 21 Конституции Союза ССР Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по его постановлению, по требованию Президиума Союзного Совета или Президиума Совета Национальностей, а также по требованию центрального исполнительного комитета одной из Союзных Республик.

6. Порядок заседаний очередных сессий Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР опубликовывается Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в "Известиях Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР" не позднее чем за месяц до открытия сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

7. В случае назначения чрезвычайных сессий Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР публикация об этом может быть произведена и без соблюдения указанного в ст. 6 настоящего Положения срока.

8. Работа сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР происходит:

а) в заседаниях Союзного Совета;

б) в заседаниях Совета Национальностей;

в) в совместных заседаниях Союзного Совета и Совета Национальностей.

9. Внутренний порядок работ сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР определяется регламентом, вырабатываемым Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и утверждаемым сессией Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

10. На первом заседании Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР образуется его Президиум согласно ст. ст. 25, 26 и 27 Конституции Союза ССР.

11. Кандидаты в члены Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР избираются в количестве, устанавливаемом на первом совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей. Кандидаты в члены Президиума Центрального пользуются, в установленной очередности, правом решающего голоса при замещении отсутствующих членов Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Глава вторая. О СОЮЗНОМ СОВЕТЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

12. Состав и предметы ведения Союзного Совета определяются Конституцией Союза ССР.

13. Союзный Совет заседает лишь во время сессий Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

14. Для кворума заседаний Союзного Совета необходимо наличие не менее одной трети членов Союзного Совета.

15. На первом заседании Союзный Совет избирает свой Президиум (ст. 25 Конституции Союза ССР), который ведет подготовку к сессиям Союзного Совета и руководит работой последних.

16. Заседания Союзного Совета созываются постановлениями его Президиума, а также Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

17. Вопросы на обсуждение Союзного Совета вносятся как самим Союзным Советом и его Президиумом, так и Советом Национальностей и его Президиумом, а равно Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и Советом Народных Комиссаров Союза ССР, отдельными народными комиссариатами Союза ССР, центральными исполнительными комитетами Союзных Республик, а также членами Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

18. Вопросы, поступившие на обсуждение Союзного Совета, помимо Совета Национальностей, по рассмотрении таковых вопросов передаются в Совет Национальностей.

19. Вопросы, возникающие в порядке инициативы Союзного Совета, вносятся им в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР на его заключение и направление в оба Совета Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР для придания законопроекту законодательной силы (ст. 22 Конституции Союза ССР).

20. Вопросы, прошедшие через Совет Национальностей, считаются принятыми Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР окончательно, если постановления Союзного Совета совпадают с постановлениями Совета Национальностей. В этом случае постановления Союзного Совета направляются для исполнения в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР как постановления Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. При разногласии Советов постановления направляются в согласительную комиссию.

21. Союзный Совет может образовывать для рассмотрения отдельных вопросов временные комиссии.

22. Все сношения Союзного Совета с советскими органами и учреждениями производятся через аппарат Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

23. Все вопросы Союзным Советом разрешаются открытым голосованием и простым большинством голосов.

Глава третья. О СОВЕТЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

24. Состав и предметы ведения Совета Национальностей определяются Конституцией Союза ССР.

25. Совет Национальностей заседает лишь во время сессий Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

26. Для кворума заседаний Совета Национальностей необходимо наличие не менее одной трети членов Совета Национальностей.

27. На первом заседании Совет Национальностей избирает свой Президиум (ст. 25 Конституции Союза ССР), который ведет подготовку к сессиям Совета Национальностей и руководит работой последних.

28. Заседания Совета Национальностей созываются постановлениями его Президиума, а также Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

29. Вопросы на обсуждение Совета Национальностей вносятся как самим Советом Национальностей и его Президиумом, так и Союзным Советом и его Президиумом, а равно Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и Советом Народных Комиссаров Союза ССР, отдельными народными комиссариатами Союза ССР, центральными исполнительными комитетами Союзных Республик, центральными исполнительными комитетами автономных республик и областными исполнительными комитетами автономных областей, а также членами Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

30. Вопросы, поступившие на обсуждение Совета Национальностей, помимо Союзного Совета, по рассмотрении таковых вопросов передаются в Союзный Совет.

31. Вопросы, возникающие в порядке инициативы Совета Национальностей, вносятся им в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР на его заключение и направление в оба Совета Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР для придания законопроекту законодательной силы (ст. 22 Конституции Союза ССР).

32. Вопросы, прошедшие через Союзный Совет, считаются принятыми Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР окончательно, если постановления Совета Национальностей совпадают с постановлениями Союзного Совета. В этом случае постановления Совета Национальностей направляются для исполнения в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР как постановления Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. При разногласии Советов постановления направляются в согласительную комиссию.

33. Совет Национальностей может образовывать для рассмотрения отдельных вопросов временные комиссии.

Примечание. Если в комиссии рассматриваются вопросы, касающиеся тех или иных Союзных Республик или тех или иных автономных республик и областей, то в означенную комиссию обязательно должен вводиться представитель соответствующей Республики или области.

34. Все сношения Совета Национальностей с советскими органами и учреждениями производятся через аппарат Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

35. Все вопросы Советом Национальностей разрешаются открытым голосованием и простым большинством голосов.

Глава четвертая. О СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ СОЮЗНОГО СОВЕТА

И СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

36. В случае разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей по внесенным законопроектам эти Советы на основании ст. 23 Конституции Союза ССР образуют в каждом отдельном случае согласительную комиссию для согласования возникшего между Советами разногласия.

37. Согласительные комиссии образуются из представителей Союзного Совета и Совета Национальностей, выбираемых ими в равном числе членов.

38. Председатели согласительных комиссий назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, причем если председатель назначен не из состава согласительной комиссии, то он пользуется в этой комиссии только правом совещательного голоса.

39. При достижении соглашения в согласительной комиссии ее решения передаются на утверждение каждого из Советов в отдельности: Союзного Совета и Совета Национальностей. Соглашение в согласительной комиссии считается достигнутым, если предложение собрало большинство голосов в представительстве каждого из Советов в отдельности.

При недостижении соглашения в согласительной комиссии вопрос на основании ст. 24 Конституции Союза ССР переносится на рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей.

40. Согласительные комиссии в своей работе пользуются аппаратом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Глава пятая. О СОВМЕСТНОМ ЗАСЕДАНИИ СОЮЗНОГО СОВЕТА

И СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО

КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

41. Для кворума совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей требуется наличие кворумов Союзного Совета и Совета Национальностей (ст. ст. 14 и 26 настоящего Положения).

42. На совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей председательствует один из Председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

44. В случае разногласий между большинством Союзного Совета и большинством Совета Национальностей в совместном заседании спорный вопрос по требованию одного из Советов передается на разрешение Съезда Советов Союза ССР (ст. 24 Конституции Союза ССР).

Глава шестая. ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

СОЮЗА ССР

45. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР образует Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в количестве 27 членов, в число которых входят в полном составе Президиумы Союзного Совета и Совета Национальностей, избирает Председателей по числу Союзных Республик и Секретаря Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и образует согласно ст. 37 Конституции Союза ССР Совет Народных Комиссаров Союза ССР в составе: Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР, его Заместителей и Народных Комиссаров Союза ССР.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦИК СССР от 21.08.1925)

Глава седьмая. О ПРЕЗИДИУМЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

46. Состав и предметы ведения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР определяются ст. ст. 26 - 36 Конституции Союза ССР.

47. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР наблюдает за проведением в жизнь Конституции Союза ССР и исполнением всех постановлений Съездов Советов и Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР всеми органами власти Союза ССР.

48. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР подготовляет все материалы для заседаний Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и вносит вопросы на рассмотрение последнего согласно Конституции Союза ССР.

49. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР издает декреты, постановления и распоряжения, рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых Советом Народных Комиссаров Союза ССР, отдельными ведомствами Союза ССР, центральными исполнительными комитетами Союзных Республик и их президиумами и другими органами власти.

Примечание. Отдельные ведомства Союза ССР вносят в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР проекты декретов и постановлений через Совет Народных Комиссаров Союза ССР.

50. Все вопросы, вносимые указанными в предшествующей статье учреждениями, должны иметь подпись председателя или руководителя (или их заместителей), от имени которого вносится вопрос.

51. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР имеет право отменять постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

52. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни Союза ССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов Союза ССР, равно и кодексы законов обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Примечание. В исключительных случаях упомянутые в этой статье вопросы могут разрешаться Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР с последующим внесением на утверждение сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

52.1. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в промежутках между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР согласно ст. 29 Основного Закона (Конституции) Союза ССР имеет право ратификации международных договоров и соглашений.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦИК СССР от 21.05.1925)

53. Постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР могут быть опротестованы в Сессию Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР как Президиумами Союзного Совета и Совета Национальностей, так и центральными исполнительными комитетами Союзных Республик.

54. Все проекты, восходящие на рассмотрение Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, направляются его Президиумом Президиумам Союзного Совета и Совета Национальностей (ст. 25 Конституции Союза ССР).

55. Вопросы, передаваемые Союзным Советом и Советом Национальностей на рассмотрение Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, а также вносимые центральными исполнительными комитетами Союзных Республик или их президиумами, рассматриваются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР непосредственно или передаются им на предварительное срочное рассмотрение Совета Народных Комиссаров Союза ССР, или на предварительное срочное заключение заинтересованным ведомствам.

56. Центральному Исполнительному Комитету Союза ССР и его Президиуму принадлежит согласно статье 1 Конституции Союза ССР право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза ССР, и право помилования по отдельным делам, разбиравшимся судебными или административными органами Союза ССР.

Примечание. Право амнистии, а также право помилования и реабилитации по отдельным делам, разбиравшимся судебными или административными органами Союзных Республик, принадлежит согласно ст. 69 Конституции Союза ССР центральным исполнительным комитетам Союзных Республик или их президиумам.

57. Порядок внесения на рассмотрение Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР вопросов об амнистии и помиловании устанавливается особым постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

58. На заседаниях Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР участвуют с совещательным голосом представители Союзных Республик и по вопросам отдельных автономных республик и областей их представители, а также могут участвовать и другие лица по особым постановлениям Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

59. Сношения со всеми государственными учреждениями и ведомствами от имени Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР ведутся Председателем и Секретарем Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

60. Весь секретарский и технический аппарат Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР находится в ведении и под руководством Секретаря Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Глава восьмая. О ПРЕДСЕДАТЕЛЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

61. Председатели Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР избираются Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР (ст. 27 Конституции Союза ССР и ст. 45 настоящего Положения).

62. Председатели Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР выполняют свои обязанности по очереди. Очередь и срок исполнения обязанностей между Председателями Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР устанавливается Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

В случае отъезда Председателя Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, в период исполнения им функций Председателя Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, обязанности его выполняет один из Председателей, находящихся в Москве, или один из членов Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по назначению последнего.

63. Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР действует в пределах полномочий, предоставленных Председателю Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, и от имени последнего принимает необходимые меры распорядительного характера, доводя о них до сведения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР на ближайшем заседании.

64. Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР председательствует в Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и на совместных заседаниях Союзного Совета и Совета Национальностей.

Глава девятая. О ЧЛЕНАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО

КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

65. Члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР имеют право законодательной инициативы и запроса как в Союзном Совете и Совете Национальностей, так и на совместных заседаниях Союзного Совета и Совета Национальностей.

66. Члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР имеют право присутствовать на заседаниях Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

67. Члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР пользуются совещательным голосом на всех заседаниях центральных исполнительных комитетов Союзных Республик, а также на всех заседаниях центральных и местных советских учреждений в пределах Союза ССР.

Примечание. Посещение секретных заседаний производится лишь по особому уполномочию Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

68. Все члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР имеют свободный вход вне очереди во все советские учреждения на территории Союза ССР по предъявлении своих мандатов и могут во всех советских учреждениях получать необходимые им справки. Секретные данные члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР могут получать лишь по особому уполномочию Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

69. Дела о преступлениях или служебных упущениях членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР могут быть начаты производством только с разрешения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Примечание. В случаях, если вопрос о привлечении членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР к судебной ответственности возник при производстве следственными властями расследований по делам о лицах, не состоящих членами Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, исходатайствование у Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР разрешения о начатии дела должно иметь место в момент выяснившейся необходимости привлечения члена Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР к ответственности в качестве обвиняемого, причем одновременно должен быть представлен подробный доклад о всех обстоятельствах дела.

70. Члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР вызываются для допроса в качестве свидетелей судебными или административными властями в общем порядке.

В случае невозможности явиться члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, сообщая о причинах своей неявки, могут просить о допросе их в месте их службы или на дому.

В особо исключительных случаях, если члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по тем или иным мотивам признают для себя невозможным дачу показаний, они обязаны сообщить об этом следственным властям и одновременно в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР с изложением мотивов своего отказа.

71. Органы судебно-следственной власти не вправе применять в отношении членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР предусмотренные соответствующими статьями уголовно-процессуальных кодексов Союзных Республик меры против неявки свидетелей и обязаны обратиться в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР за необходимыми указаниями.

72. Члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР не могут быть подвергнуты аресту и задержанию, обыску и осмотру судебными или административными органами без специального постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

В особо экстренных случаях такое задержание может иметь место с согласия Председателя Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР с последующим его докладом о своем распоряжении на ближайшем заседании Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

73. Члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР могут быть преданы суду или подвергнуты административному взысканию только по постановлению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или его Президиума. В этих случаях законченные материалы расследования по делам, по которым члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР привлекаются к ответственности, должны представляться предварительно в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. Разрешение этих вопросов может иметь место только после истребования от обвиняемого личной явки или письменных объяснений по запросу Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в ближайшем заседании последнего.

74. Отстранение привлеченных к следствию и суду членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от занимаемых должностей до суда может иметь место исключительно по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

75. Исключение из состава членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР между очередными Съездами, на которых избираются члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, допускается по постановлению чрезвычайных Съездов Советов Союза ССР и, в особо срочных случаях, по постановлению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР с доведением об этом до сведения ближайшего Съезда Советов.

76. Все члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, где бы они ни работали, получают содержание от Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по ставкам, устанавливаемым для его членов.

77. Избираемые в определенном союзным договором количестве кандидаты в члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР пользуются (в порядке очередности записи в кандидатском списке) правом решающего голоса при отсутствии соответственного числа членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и в прочих случаях - совещательным голосом.

На кандидатов распространяются права и обязанности, установленные для членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР ст. ст. 65 - 76 настоящего Положения.

Глава десятая. О КОМИССИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

78. Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР и его Президиумом могут образовываться комиссии для рассмотрения вопросов текущего законодательства и управления.

79. Комиссии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР своего аппарата не имеют и обслуживаются аппаратом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным механизмом. Поскольку Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху. Конституция СССР установила следующую систему высших органов власти союзных республик (Рис. 1):

Рис.1.

Самым важным по значению и первым по времени возникновения стал орган, выражающий верховенство трудящихся - съезд Советов Союза ССР (Рис. 2).

Рис.2.

В компетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без исключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относились утверждение и изменение основных начал Конституции СССР. Съезды осуществляли свое право контроля над исполнительными органами, заслушивая отчетные доклады правительства.

В период между съездами Советов верховным органом власти СССР являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза (Рис. 3).


Рис.3.

ЦИК Союза в отличие от республиканских центральных исполнительных комитетов был органом двухпалатным. Он состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей . Но такая конструкция сложилась не сразу. Центральный Исполнительный Комитет первого созыва был однопалатным. Вопрос о реорганизации ЦИК, о превращении его в двухпалатный орган возник в партийных кругах. На ХII Съезде РКП(б). И.В.Сталин в докладе «О национальных моментах в партийном и государственном строительстве» выдвинул три важнейших мероприятия, которые должны быть проведены в целях разрешения насущных национальных вопросов. Одним из них он назвал создание такого органа государства, «который служил бы отражением нужд и потребностей всех без исключения республик и национальностей» . Таким органом должна была стать вторая палата в составе Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Все эти и некоторые другие идеи нашли свое отражение в Конституции, преимущественно в главах 3 и 4. Последняя посвящена специально Центральному Исполнительному Комитету Союза.

Третьим важнейшим органом власти и управления, предусмотренным Конституцией Союза, выступал Президиум ЦИК Союза . Он имеет разнообразные функции, не только нормотворческие, но и технические. Конституция упоминает, прежде всего, о том, что Президиум ЦИК созывает сессии Центрального Исполнительного Комитета.

В период между сессиями ЦИК его Президиум является высшим органом власти Союза. Он образуется своеобразным путем: в состав Президиума ЦИК автоматически входят полностью президиумы палат. Общее число членов Президиума первоначально составляло 21 человек. Оно складывалось из трех семерок. В соответствии со ст. 25 Президиумы палат включали в себя по семь делегатов каждый. Третья семерка избиралась на совместном заседании палат. В законе об этом говорится не прямо, но вывод можно сделать из анализа ст. 25 и 26.

Президиум ЦИК Союза, подобно самому Центральному Исполнительному Комитету, являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза (ст. 29). То есть, как и сам Центральный Исполнительный Комитет. Кроме того, он выполнял функции конституционного надзора, поскольку ст. 30 возлагала на него наблюдение «за проведением в жизнь Конституции Союза». На Президиум ЦИК возлагалось и наблюдение за исполнением всех постановлений съезда Советов и ЦИК.

Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК, чего на практике почти не было. Кроме того, он мог приостанавливать и отменять постановления отдельных наркоматов Союза, а также Центральных исполнительных комитетов и Совнаркомов союзных республик.

По Конституции Президиум ЦИК имел право приостанавливать даже постановления съездов Советов союзных республик (ст. 32). Правда, в этом случае требовалось последующее внесение соответствующих актов на рассмотрение и утверждение ЦИК Союза.

Президиум ЦИК имел право издавать декреты, постановления и распоряжения, рассматривать и утверждать проекты декретов и постановлений, вносимых СНК, отдельными ведомствами Союза, республиканскими ЦИК, их президиумами и другими органами власти.

Президиум ЦИК в своей работе опирался на широкий круг весьма разнородных учреждений и организаций. В его непосредственном подчинении находились, например, комиссии содействия госкредиту и сберегательному делу, помощи беспризорным, комиссии по земельному устройству трудящихся евреев, нового латинизированного алфавита, общества Красного Креста и др., общим числом свыше ста.

В дальнейшем Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза постепенно стал расширять поле своей деятельности. Он стал решать вопросы, входящие в компетенцию самого ЦИК и порой даже съезда Советов Союза. Это вытекало из того факта, что со временем съезды Советов стали собираться все реже, а затем и сессии ЦИК последовали примеру высшего органа власти. В свою очередь, такое обстоятельство вызывалось громоздкостью системы органов власти Союза, сложностью созыва съездов и сессий ЦИК. Ведь даже ЦИК насчитывал сотни своих членов. Президиум же ЦИК был органом компактным и оперативным, он мог решать все дела быстро и по существу.

Подобно РСФСР и всем другим союзным республикам правительством Союза Конституция определила Совет Народных Комиссаров (Рис. 4).


Рис.4.

Основной закон характеризует его как исполнительный и распорядительный орган ЦИК. Статья 37 Конституции Союза рассматривает его Совнарком как орган Центрального Исполнительного Комитета.

Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления создавалось 10 Народных комиссариатов СССР (Рис. 5). Общесоюзные Народные комиссариаты имели своих уполномоченных при союзных республиках.

Специальная глава в Конституции СССР посвящена Верховному суду Союза.


Рис.5.

Верховный суд Союза ССР учреждается по Конституции при Центральном Исполнительном Комитете Союза. В ст. 43 Конституции говорится о компетенции суда, причем на первом месте стоит такое право и обязанность, как дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства. Характерно, однако, что имеется в виду не все законодательство СССР, а именно общесоюзное. То есть Верховный суд является хранителем единства союзного государства.

На Верховный суд возлагается и функция конституционного надзора. Он должен, в частности, давать заключения по требованию ЦИК Союза о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции.

Специфичной для Верховного суда Союза, как органа союзного государства, является функция разрешения судебных споров между союзными республиками.

Печально прославилась впоследствии роль Верховного суда при осуществлении им функций рассмотрения дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Но это будет уже в 30-х годах.

Конституция предусматривает состав Верховного суда. Он отличается от состава Верховного суда России. В Союзе отсутствует Президиум Верховного суда, но предусмотрено пленарное заседание. В Верховном суде Союза имеются гражданско-судебная и уголовно-судебная коллегии, но, в отличие от республик, они не называются здесь кассационными, ибо не выполняли функций второй инстанции.

Верховный суд находится в особом положении с точки зрения процессуальной. Круг лиц, имеющих право возбуждать в нем производство, строго ограничен. Среди них нет граждан, а имеются лишь организации - ЦИК, его Президиум, прокурор Верховного суда и т.д. (ст. 47).

Конституция Союза не предусматривала должности Прокурора СССР, в отличие от республик, но вводилась должность Прокурора Верховного суда, имеющего в силу своего положения ограниченную компетенцию. Он назначался также Президиумом ЦИК Союза и имел своеобразные функции. Первая из них - дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного суда СССР, - носила скорее контрольный характер. Вторая уже вполне соответствовала характеру прокурорской деятельности - поддержание обвинения на заседаниях Верховного суда - и, соответственно, касалась только уголовных дел. Наконец, в-третьих , при опротестовании решений заседаний Верховного суда он выступает также в специфически прокурорском качестве.

Прокуроры союзных республик не были подчинены Прокурору Верховного суда Союза. Системы республиканских прокурорских органов входили в состав наркоматов юстиции республик. Прокуроры республик были подчинены и подведомственны исключительно верховным органам своих республик.

Спецобъекты Сталина. Экскурсия под грифом «секретно» Артамонов Андрей Евгеньевич

Председатели ЦИК СССР с 1922 по 1938 год

Председатель ВЦИК (19.03.1919– 15.07.1938 года) Калинин Михаил Иванович

Председатель Президиума ЦИК СССР от РСФСР (30.12.1922 – 12.01.1938 года) Калинин Михаил Иванович

Калинин, Михаил Иванович (30.12.1922 – 12.01.1938) – от РСФСР

Петровский, Григорий Иванович (30.12.1922 – 12.01.1938) – от Украинской ССР

Червяков, Александр Григорьевич (30.12.1922 – 16.06.1937) – от Белорусской ССР

Нариманов, Нариман Кербалай Наджаф оглы (30.12.1922 – 19.03.1925) – от ЗСФСР

Айтаков, Недирбай (21.05.1925 – 21.07.1937) – от Туркменской ССР

Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич (21.05.1925 – 1 7.06.1937) – от Узбекской ССР

Максум (Лутфуллаев) Нусратулло (18.03.1931 – 04.01.1934) – от Таджикской ССР

Хозяйственным Управлением ЦИК СССР с б июля 1926 года по 28 января 1938 года руководили:

Н. И. Пахомов (с 06.07.1926 по 28.01.1938); М.В. Рыдаев (с 28.01.1938 по 16.04.1938)

Необходимо отметить, что грандиозный вклад в реорганизацию, строгий контроль за всеми многочисленными отделами и секторами ХОЗУ ЦИК СССР, внес его первый заведующий (чаще в документах упоминается слово «начальник ХОЗУ ЦИК», Николай Иванович Пахомов. Известно о нем, к сожалению немного. Н.И. Пахомов родился в 1893 году в Орловской губернии, деревне Лошково. На свою должность был назначен по протекции всесильного ответственного секретаря Секретариата ЦИК СССР А.С. Енукидзе (расстрелян в апреле 1937 года за попытку покушения на А.А. Жданова), за что, собственно и поплатился. 29 июля 1938 года, на основании приговора Военной коллегии Верховного Суда СССР, бывший 1 – й начальник ХОЗУ ЦИК СССР Н.И. Пахомов был расстрелян и захоронен на спецполигоне НКВД «Коммунарка» (Ленинский район Московской области).

С 28 января по 16 апреля 1938 года Хозяйственное управление ЦИК, в связи с ликвидацией этого органа власти, находилось в ведении Управления Делами Президиума Верховного Совета СССР. 16 апреля 1938 года принятым Постановлением Президиума Верховного Совета СССР «О реорганизации аппарата Президиума Верховного Совета СССР» Хозяйственное Управление ЦИК было ликвидировано. Дома Советов, некоторые дома отдыха, часть дачных и подсобных хозяйств, состоящих на балансе ХОЗУ ЦИК, передавались в распоряжение ХОЗУ Управления Делами СНК СССР. В августе 1938 года было разработано Положение о Хозяйственном Управлении СНК СССР, в котором, в частности, отмечалось, что оно организуется для хозяйственного и финансового обслуживания Совета Народных Комиссаров СССР, а также для управления и оперативного руководства производственной деятельностью домов отдыха, жилищного и дачного фонда, совхозов и других подсобных хозяйственных предприятий, принадлежащих СНК СССР.

В функции ХОЗУ УД СНК СССР входило организация и руководство капитальным строительством и ремонтом по подведомственным организациям, технический контроль за капитальным строительством; планирование строительства по хозяйствам, составление квартальных планов финансирования, организация распределения по строительствам рабочей силы, материалов и транспорта. В ведении ХОЗУ находилась группа подмосковных дач, подмосковных домов отдыха, а также группа домов отдыха и санаториев в Крыму (т. н. Крымская группа санаториев и домов отдыха СНК СССР) и на Кавказе (т. н. Сочинская группа санаториев и домов отдыха СНК СССР). В числе задач, стоящих перед ХОЗУ УД СНК, было также укрепление деятельности подсобных сельских хозяйств, продукцией которых обеспечивались дома отдыха, детские учреждения и столовые этого ведомства. Для организации бытового обслуживания членов правительства и сотрудников Управления Делами СНК СССР был создан специальный Сектор бытового обслуживания. В ведении ХОЗУ были также жилые дома в Москве, столовые, пошивочная и столярно-мебельные мастерские, типография, прачечные, автобаза. С расширением подведомственных объектов ХОЗУ расширялся объем его деятельности, видоизменялась структура, хотя наименование основных отделов менялось незначительно, увеличивалось количество секторов и групп обслуживания.

15 марта 1946 года был принят Закон СССР «О ПРЕОБРАЗОВАНИИ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР В СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР И СОВЕТОВ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК – В СОВЕТЫ МИНИСТРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК». После принятия данного Закона произошла смена названия административно-хозяйственных органов бывшего СНК СССР. С 15.03.1946 года бывшее ХОЗУ Управления Делами СНК СССР стало называться ХОЗУ Управление Делами Совета Министров СССР. Все объекты госсобственности и их имущество, стоящее на балансе ХОЗУ УД СНК СССР перешло на баланс и в подчинение ХОЗУ УД Совета Министров СССР. С 1956 года, в ХОЗУ УД СМ СССР была образована Группа обслуживания, в задачи которой входило размещение и контроль за прибывающими в страну иностранными делегациями и отдельными зарубежными деятелями. В ХОЗУ УД СМ СССР постоянно обращались деятели науки и культуры, военачальники, работники аппарата Правительства, государственные деятели и члены их семей по многочисленным бытовым вопросам: предоставления путевок в санатории Совета Министров, распределения жилплощади и улучшения планировки квартир, прикрепления к поликлиникам и столовым, выделения автотранспорта и др.

В соответствии с Законом СССР от 20 марта 1991 г. высшим исполнительно-распорядительным органом СССР, Правительством страны стал Кабинет Министров СССР, в его составе действовал финансово-хозяйственный отдел, выполнявший функции упраздненного ХОЗУ Управления Делами СМ СССР. Кабинет Министров СССР был упразднен указом Президента СССР от 24 августа 1991 г.

Стоит обратить, внимание, что помимо ХОЗУ УД ЦИК-СНК СССР, которое отвечало за проектирование, строительство, ремонт, обслуживание всех объектов для санаторно-курортного лечения партийной номенклатуры, а также курировало особо охраняемые спецобъекты – загородные правительственные резиденции, в СССР существовало и Управление Делами ЦК ВКП(б) (было образовано как самостоятельная структура в июне 1919 года при разделе Общего отдела ЦК РПК(б)).

Управление Делами ЦК ВКП(б) всегда было крайне засекреченной ведомственной структурой, объекты которого подлежали обязательной охране органами гозбезопасности. В начале своего становления УД ВКП(б) обеспечивало функционирование всех зданий и сооружений Московского Кремля (до 28 января 1936 года). К середине 30-х годов в данном ведомстве функционировали свои поликлиники, больницы, подчинявшиеся Лечебно-санаторному управлению Кремля, которое, в свою очередь, подчинялось УД ЦК ВКП(б). С 16 апреля 1938 года, правительственные резиденции «Ближняя дача» («Волынское»), «Новая Мацеста» («Зеленая роща»), «Бочаров ручей», «Мюссера», «Холодная речка» вышли из подчинения ХОЗУ УД СНК СССР и перешли на баланс УД ЦК ВКП(б) и 1 – го Отдела Первого Управления ГУГБ НКВД. Так как в следующих главах будет упоминаться это структурное подразделение ЦК ВКП(б), то ниже я привожу всех руководителей Управления Делами с 1919 по 1991 год.

Управление делами ЦК РКП(б) – ВКП(б) – КПСС:

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 9. СССР накануне военных испытаний 1938-1941

Из книги Великий антракт автора Широкорад Александр Борисович

Глава 14. Германская проблема 1922–1938 гг В 1919 г. Германия была разоружена и обобрана. О грабеже Германии и Австрии хорошо написал Ленин: «Война путем Версальского договора навязала такие условия, что передовые народы оказались на положении колониальной зависимости,

автора

Сводка важейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР За 23–25 февраля 1938 г 27 февраля 1938 г.№ 101398СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУНаправляю сводку важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 23–25 февраля 1938 года.Народный комиссар внутренних дел СССР

Из книги Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе 1937-1938 автора Хаустов Владимир Николаевич

Из книги Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе 1937-1938 автора Хаустов Владимир Николаевич

Сводка важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР За 4 апреля 1938 г 6 апреля 1938 г.№ 102688СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУНаправляю сводку важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 4-е апреля 1938 года.Народный комиссар внутренних дел СССР Народный комиссар

Из книги Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе 1937-1938 автора Хаустов Владимир Николаевич

Сводка важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР За 8 апреля 1938 г 10 апреля 1938 г.№ 102768СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУНаправляю сводку важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 8-е апреля 1938 года.Народный комиссар внутренних дел СССР Народный комиссар

Из книги Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе 1937-1938 автора Хаустов Владимир Николаевич

Сводка важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР За 6–7 апреля 1938 г 10 апреля 1938 г.№ 102778СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУНаправляю сводку важнейших показаний арестованных Управлениями НКВД СССР за 6–7 апреля 1938 года.Народный комиссар внутренних дел СССР Народный

Из книги Империя СССР. Народная сверхдержава автора Голенков Алексей Николаевич

Гражданская война 1918-1922 гг. Её главный итог - образование СССР Русская социалистическая революция (Октябрьская) 1917 г. была совершена в интересах абсолютного большинства народов России. Подавляющее большинство населения оказалось на стороне Советской власти. Поэтому

Из книги Спецобъекты Сталина. Экскурсия под грифом «секретно» автора Артамонов Андрей Евгеньевич

Хозяйственные подразделения ВЦИК – ЦИК СССР в период с 1919 по 1938 год Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР 7 мая 1919 г. в целях объединения заведования зданиями Кремля и домами ВЦИК был создан особый административно-хозяйственный аппарат – Управление Кремлем и домами

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

51. ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 г. УК РСФСР 1922 г Первый шаг на пути объединения советских социалистических республик был сделан в 1919 г., когда был создан их военно-политический союз при главенстве РСФСР. К 1922 г. существовало уже две советские федерации:

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1922, декабрь Образование СССР Победа в Гражданской войне делала большевиков хозяевами почти на всей территории бывшей Российской империи, кроме Польши, Прибалтики и Финляндии. В органах власти бывших национальных окраин империи сидели коммунисты – члены РКРП(б),

Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

Расстановка сил в Европе в 1938 году. Роль и место СССР Сразу после Октябрьской революции начался отход Англии и Франции от традиционного поиска союза с Россией в попытках противостоять германской экспансии. В частности, по условиям перемирия 11 ноября 1918 года,

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Авантюры открытого моря автора Черкашин Николай Андреевич

Петроград-Ленинград. 1922–1938 годы Капитан 2-го ранга Николай Михайлович Грессер объявился в Петрограде в конце 1922 года со справкой о демобилизации из РККФ и прочими удостоверительными советскими документами, приобретенными за массивное обручальное кольцо червонного

автора Ключник Роман

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Репрессии в СССР в 1935-1938 гг.

Из книги Кто репрессировал в 30-х: Братья Берманы? Сталин? Или... автора Ключник Роман

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. 1938 год в Германии и в СССР.