Правление софьи алексеевны. Софья Палеолог

  • 18.10.2019

На фото: царевна Софья Алексеевна .

Софья Алексеевна, сестра Петра I . Ни одна другая царевна не оставила столь яркого следа в . .

Софья Алексеевна родилась в 1657 году в семье и его первой супруги . Она получила хорошее домашнее образование, говорила на латыни и по-польски, писала стихи. Обучением царевны занимался поэт и .

Уже в ранние ее годы было очевидно, что Софья чрезвычайно властолюбива. Она тяжело переживала смерть матери в 1671 году, скорую женитьбу царя на Наталье Нарышкиной, рождение Петра Алексеевича, сызмала отличавшегося крепким здоровьем (в то время как единокровные братья Софьи были очень болезненными). Правивший в 1676—1682 годах прожил 20 лет, не отличался телесной и умственной крепостью и Иван Алексеевич.

Софья Алексеевна - путь к власти

Едва 27 апреля 1682 года царь Федор отошел в мир иной, объявил наследником престола Петра. Милославские, которым такой поворот дела был не по душе, начали действовать. Они использовали недовольство стрельцов, долго не получавших жалованье, говорили, что при Нарышкиных им будет хуже.

В середине мая 1682 года пронесся слух, что Нарышкины задушили царевича Ивана. Стрельцы устроили бунт, не успокоившись даже тогда, когда царица Наталья показала всем живого юношу. Почти всех Нарышкиных и их приближенных и единомышленников убили или сослали. Наталья вместе с Петром бежала в подмосковное село Преображенское. Софья добилась того, чтобы соправителем Петра стал Иван. В истории России началась короткая пора .

Вскоре она почувствовала другую опасность. Стрельцы вели себя развязно, а их начальника Ивана Хованского царевна Софья Алексеевна заподозрила в желании отстранить и ее от власти. К тому же он стал проявлять симпатии к старообрядцам, которых Софья не жаловала. Царевна вела себя осмотрительно: она часто появлялась на богомолье вместе с братьями-соправителями, щедро одаривала верных стрельцов. К сентябрю 1682 года она смогла политически изолировать опасного Хованского. Вскоре Софья заманила его в подмосковное село Воздвиженское, где верные ей люди казнили стрелецкого начальника. 15 (25) сентября 1682 года царевна официально стала регентшей, «чтоб правительство ради юных лет обоих государей вручить сестре их».

Внутренняя политика Софьи Алексеевны

  • В интересах дворянства, поддержавшего ее в 1682 г., Софья провела межевание земель.
  • В 1683-1684 г.г. было погашено восстание башкир (началось еще в 1681 г.).
  • Софья поддерживала распространение в России образования. В 1687 г. братья Лихуды открыли в Москве Славяно - греко - латинскую академию.
  • Продолжалось преследование старообрядцев. Указы 1682 г. и 1684 г. обязывали разыскивать и казнить раскольников, хватать тех, кто не ходит в церковь.

Внешняя политика царевны Софьи

  • На западе Россия стремилась к установлению мирных отношений с Речью Посполитой. В 1686 г. между ними был заключен «вечный мир» с Речью Посполитой против Турции и Крыма.
  • На юге Россия вступила в 1686 г. в антитурецкую Священную лигу и пыталась присоединить Крым. В 1687 г. и 1689 г. под руководством В.В.Голицына были предприняты походы против крымских татар (безрезультатные).
  • На востоке были установлены дипломатические отношения с Китаем. В 1689 г. был подписан Нерчинский договор, согласно которому граница между Россией и Китаем была проведена по р. Аргуни, но большинство приграничных земель и рек остались неразграниченными.
  • В 1689 г. Софья была отстранена от регенства Петром 1 и пострижена в монахини.

Результаты правления Софьи Алексеевны.

  • В России распространялись образование и науки.
  • Был установлен мир с Речью Посполитой.
  • Не удалось добиться выхода к Черному морю.
  • Не были до конца определены границы с Китаем.

Историк С. М. Соловьев считал Софью Алексеевну «богатырь-царевной», не сумевшей обеспечить себе поддержку в обществе на длительный срок. В «идеологическом» романе А.Н. Толстого «Петр I» она предстает как олицетворение «старой, допетровской Руси». Но считать ее «ревнительницей старины» было бы неверным. Напротив, ее шаги можно рассматривать как предвестие петровских реформ.

Среди них отметим открытие в 1687 году в Москве — первого в Русском государстве высшего учебного заведения. При Софье Алексеевне состоялось утверждение единой системы мер и весов. Кроме того, она продолжила борьбу со староверами. На основании принятых в 1685 году «12 статей» казнили тысячи ревнителей прежнего обряда.

Софья Алексеевна Романова родилась 27 сентября 1657 года. Она была умна и амбициозна, владела многими языками, хорошо разбиралась в политике и даже писала стихи. В 1682 году она была назначена регентшей при своих малолетних братьях.


Пока будущий Петр I занимался потехами, его сестра изо всех сил пыталась как можно крепче закрепиться в роли правительницы. Во-первых, пришлось устранить Нарышкиных, родственников матери Петра I. Для этого она использовала вечно бунтующих мятежных стрельцов.

После этого поднялось восстание раскольников, добивавшихся «старого благочестия». «Прения о вере» она перенесла во дворец, это помогло изолировать религиозных деятелей от толпы и избежать крупных беспорядков. А после по распоряжению Софьи главные зачинщики бунта были схвачены и казнены. Остальных преследовали, а самых ярых сторонников раскола публично сжигали.

Вслед за раскольниками Софья усмирила и стрельцов. Их предводитель, князь Хованский, выказывавший неуважение Софье и её союзникам был казнен. Во главе стрелецкого приказа Софья поставила своего сообщника, думного дьяка Шлаковитого.

К её заслугам относится и заключение крайне выгодного «вечного мира» с Польшей. По договору Россия навсегда получила Киев, Смоленск и контроль над левобережной частью Малороссии.

Однако, когда Петру Алексеевичу исполнилось семнадцать, он решил править самостоятельно. Софью отстранили от власти. Все её союзники были казнены, а сама она заточена в Новодевичий монастырь.

Во время отсутствия Петра в России, стрельцы пытались поднять восстание и вернуть Софье престол, но восстание жестоко подавили. Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны и весь остаток жизни провела в монастырской келье.

Умерла Софья Алексеевна Романова 14 июля 1704 года и была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Царевна Софья - запрещенная правительница

Она стала первой в истории нашей страны женщиной на троне. И расплатилась за это заточением в монастыре, одинокой смертью и долгим забвением. Летописцы и правители России на протяжении многих веков скрывали правду о ней. Поэтому лишь немногие знают, какой на самом деле была эта великая женщина – царевна Софья Алексеевна из рода Романовых.

Алексей Михайлович, отец царевны Софьи, получил прозвище Тишайший. Но вряд ли его дворец в подмосковном Коломенском, где появилась на свет Софья в сентябре 1657 года, можно было назвать тихим местом. Терем Алексея Михайловича стал настоящим детским царством – за время его правления сложно найти год, когда у супруги государя Марьи Ми-лославской не рождался бы ребенок. Правда, многие из них умирали в младенчестве. Выжили семеро – пять дочерей и двое сыновей, Федор и Иван.

На горе отцу, царевичи росли хилыми и малоумными, а их сестры – здоровыми и сильными. Но участь царевен в XVII веке была незавидной. Даже замуж их нельзя было выдать – ни боярские дети, ни иноземные принцы не считались подходящей партией для царских дочерей. Им предстояло провести всю жизнь под замком. Как писал германский посол Сигизмунд Герберштейн, на Руси «женщина считается честной только тогда, когда живет в доме взаперти и никуда не выходит». У тех, кто не хотел провести всю жизнь в тереме, куда мужчины могли заходить только раз в год, на Пасху, была только одна альтернатива – монастырь.

Софья росла крепкой, широкой в кости, порывистой в движениях. И при этом, оправдывая свое имя – София (Премудрость), очень любила читать.

Учить дочерей на Руси было не принято – многие царевны с трудом могли написать свое имя. Их образование сводилось к вышиванию, набору молитв и нянькиным сказкам. Но Тишайший согласился приставить к дочери педагога – Симеона Полоцкого, крупнейшего ученого своего времени и первого русского профессионального поэта.

Полоцкий учил Софью не только чтению и письму, но и иностранным языкам. Царевне особенно нравилась история, поэтому она знала и о византийской императрице Пульхерии, которая живьем заколотила в гроб пьяницу-мужа и стала править самостоятельно, и об английской королеве Елизавете, у которой и вовсе не было мужа.

Не исключено, что когда Софья видела перемены, происходившие в царском дворце, у нее постепенно появлялось желание подражать этим смелым женщинам. В 1669 году умерла Мария Милославская, а через два года Алексей Михайлович женился на двадцатилетней Наталье Нарышкиной. Год спустя та родила сына Петра – крепкого и смышленого, настоящего наследника. Софья сразу невзлюбила мачеху, которая была немногим ее старше. Нарышкина отвечала падчерице взаимностью. Софья все больше времени проводила в библиотеке. Среди собрания книг был и трактат итальянца Макиавелли о том, как завоевать власть. И вряд ли любознательная царевна оставила эту книгу без внимания.

В 1676 году Алексей Михайлович внезапно скончался. Новый царь, пятнадцатилетний Федор, постоянно болел – даже на похороны отца его принесли на носилках. При дворе сразу развернулась борьба за власть между родственниками жен Тишайшего – Милославскими и Нарышкиными, - в которую активно включилась и Софья.

Для начала она сумела вырваться из терема, получив разрешение находиться рядом с больным братом. Это дало царевне возможность общаться с боярами и воеводами. Каждому она умела сказать приятное, с каждым находила общий язык.

Ум, начитанность и благочестие Софьи изумляли не только обитателей Кремля, но и европейских послов. Слухи о добродетелях царевны проникли и в народ: с ней люди связывали свои надежды на лучшую жизнь.

Царь Федор умер в апреле 1682 года. Вопреки обычаю, Софья присутствовала на его похоронах и шла за гробом ближе всех родственников. Но Боярская дума с подачи Нарышкиных объявила царем сына Алексея Михайловича от второй жены, Петра. Царевна однако не собиралась мириться с возвышением мачехи.

Союзником Софьи стал сорокалетний князь Василий Голицын, наследник старинного рода и поклонник Запада. Приезжавшие в Москву иностранцы приходили в восхищение от бесед с этим умным и начитанным вельможей, чей дом «блистал великолепием и вкусом». При Федоре Голицын был близок к трону и задумал широкую программу реформ, но из-за дворцовых распрей его положение оказалось под угрозой. Другим союзником Софьи стало 50-тысячное стрелецкое войско, недовольное притеснениями властей. По слухам, Нарышкины хотели запретить стрельцам не только беспошлинно торговать, но и жить с женами и детьми. На самом деле эти сведения распространяли агенты Софьи, льстиво называвшие стрельцов «царской опорой». Нужен был только повод для бунта, и он быстро нашелся. В мае сторонники царевны Софьи распустили слух о том, что Нарышкины убили «настоящего» царя Ивана. Под звон набата стрельцы ворвались в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела к ним живых и невредимых царевичей. Но жаждавшую крови толпу это не остановило. Нарышкиных прямо на глазах Петра и Ивана сбросили с крыльца на стрелецкие пики. Их сторонников искали по всему городу и рубили саблями, а изувеченные тела волокли по улицам с криками «Любо!» Убили даже лекаря-немца, у которого нашли сушеную змею, – говорили, что с помощью ее яда он хотел уморить царевича Ивана.

Софья в эти страшные дни отсиживалась в своих покоях и руководила действиями мятежников. Их вождей она уговаривала идти до конца, обещая в случае успеха каждому стрельцу по десять рублей – огромные по тем временам деньги. Испуганные бояре объявили царями обоих братьев, а правительницей, пока они не достигнут совершеннолетия, стала Софья. Для Ивана с Петром сделали двойной трон, который хранится сейчас в Оружейной палате. В золоченой спинке проделали окошко, через которое царевна подсказывала братьям их «царскую волю».

Впрочем, она не только советовала, но и действовала сама. Софья лично встретилась со стрельцами и объявила, что никто из них не будет наказан за участие в мятеже – если они немедленно прекратят бунтовать и вернутся к службе. Такой шаг требовал смелости – стрельцы к тому времени уже не хотели покоряться никому. Например, глава Стрелецкого приказа Иван Хованский утверждал, что царевна без него не делает и шагу. За что и поплатился – царские слуги выманили его из столицы и отрубили голову. Стрельцов успокоили денежными подачками, а самых активных отправили в дальние гарнизоны.

После подавления «хованщины» Софье пришлось столкнуться с новой угрозой. В Москву съехались раскольники, которые требовали возвращения «древнего благочестия». Царевна и тут проявила смелость – пришла к воинственно настроенным староверам и вступила в дискуссию с их вожаком Никитой Пустосвятом. Тот был настолько смущен ее богословской эрудицией, что согласился увести толпу бунтовщиков от Кремля. Скоро его схватили и казнили. Все ждали новых репрессий, но и здесь Софья проявила мудрость. Она не только помиловала бунтовщиков, но и смягчила вслед за этим наказания за другие преступления – например, жен, убивших мужа, теперь не закапывали живыми в землю, а «всего-навсего» обезглавливали. У русских женщин был и другой повод благодарить Софью: она освободила их из затворничества, позволив посещать всевозможные мероприятия.

По словам историка Василия Ключевского, царевна «вышла из терема и отворила двери этого терема для всех желающих».

Историки до сих пор мало пишут о семилетнем правлении Софьи, считая его «темным периодом» перед блестящей эпохой Петра. Но факты доказывают обратное. Несмотря на свой жесткий мужской характер, Софья правила с женской мягкостью и осмотрительностью. Даже часто критиковавший ее князь Борис Куракин признавал в своих мемуарах: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».

Царевна усилила борьбу с взятками и произволом чиновников, а также с доносительством, ставшим в России настоящим бичом. Она запретила принимать анонимные доносы, а кляузников, заполнявших судебные присутствия, велела бить плетьми. Не была она и поклонницей старины, защитницей «узорного терема», как писала ее поклонница Марина Цветаева. Продолжая политику отца, Софья активно приглашала в Россию иностранных специалистов. Развивалась и отечественная система образования – в 1687 году была открыта задуманная учителем царевны Симеоном Полоцким Славяно-греко-латинская академия. Есть сведения, что царевна даже думала открыть школу для девочек.

Осторожная дипломатия Софьи и Голицына принесла успехи во внешней политике. Польша согласилась на «вечный мир», узаконивший присоединение к России украинских земель. С Китаем был подписан Нерчинский договор, в котором признавались интересы русских на далеких берегах Амура. В Москве появились посланники французского, австрийского, турецкого дворов. Один из них, де Невилль, писал о Софье: «Насколько ее стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остер и политичен». С этим были согласны почти все современники.

В другом месте своих «Записок о России» де Невилль отзывался о внешности царевны еще менее лестно: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и ей по меньшей мере сорок лет». А ведь Софье было тогда едва за тридцать. Можно было бы списать это на неприязнь заносчивого иноземца к «русским варварам», но следует признать, что царевна действительно была некрасива.

Поэтому ряд историков считает, что ее союз с Голицыным был чисто политическим. Возможно – но только не для Софьи. Судя по ее письмам, царевна действительно была влюблена: «А мне, свет мой, веры не имеется, что ты к нам возвратишься; тогда веры пойму, когда увижу во объятиях своих тебя... Свет мой, батюшка, надежда моя, здравствуй на многие лета! Велик бы мне день тот был, когда ты, душа моя, ко мне будешь».

Нет, Софья любила Голицына всем сердцем. Труднее сказать, какие чувства испытывал к ней он. Тонкий ценитель красоты вряд ли мог плениться этой увядшей раньше времени женщиной, пусть даже умной и волевой. Кроме того, князь был счастлив со своей второй женой Евдокией Стрешневой, родившей ему четырех детей. Но и с Софьей расставаться он не хотел, чтобы не потерять своего положения главы Посольского приказа – фактически первого министра.

Положение осложнилось, когда влюбленная царевна потребовала, чтобы он развелся с женой. Голицын оказался на распутье. По словам того же де Невилля, князь «не мог решиться на удаление жены, во-первых, как человек благородный, во-вторых, как муж, имеющий за нею большие имения». Наконец Голицын начал уступать, да и любящая жена соглашалась уйти в монастырь, чтобы не погубить карьеру супруга.

Слухи о будущем браке просочились в московский «высший свет» и вызвали всеобщее осуждение. Говорили даже, что царевна с фаворитом хотят погубить Ивана и Петра, основать новую династию и обратиться в «латинскую веру», то есть католичество, – многим были подозрительны их симпатии к Западу. Тогда Софья решила отправить возлюбленного в поход против Крымского ханства. Вернувшись победителем, он мог завоевать симпатии общества и руку правительницы. Это решение стало роковым. Первый поход 1687 года оказался неудачным – татары подожгли степь, отравили колодцы, и войску, страдавшему от голода и жажды, пришлось отступить.

Второй поход весной 1689 года закончился таким же провалом. На этот раз стотысячная русская армия дошла до Перекопа, простояла там две недели и ни с чем вернулась обратно. Во всем винили Голицына, который якобы получил от крымского хана два сундука золотых монет, да и те оказались фальшивыми.

Вероятно, это ложь – просто дипломат оказался никуда не годным полководцем. В этих условиях Софья решила, что Василию Голицыну лучше на время уехать из столицы. Но чувства опять оказались сильнее царского долга. Она не захотела снова расставаться с любимым. Провал крымской кампании Софья пыталась превратить в победу, велев служить по всем церквям молебны в честь Голицына.

Юный царь Петр симпатий своей старшей сестры не разделял. Он отказался принять вернувшегося из похода Голицына – «негоже холоп службу справил». В скором времени Петр должен был достичь совершеннолетия и стать полновластным монархом. В этом случае жизнь Голицына – да и Софьи – оказалась бы под угрозой. Однако мягкий, нерешительный князь отказывался пойти на крайние меры. На помощь царевне пришел другой ее фаворит – окольничий Федор Шакловитый, новый командир стрельцов. Он не раз предлагал Софье извести «старую медведицу» – то есть Наталью Кирилловну, «а если сын станет заступаться, то и ему спускать нечего». Царевна не решилась пролить кровь брата, но верность Шакловитого оценила. Скоро он уже не только дневал, но и ночевал в ее покоях. Голицын терпел – быть может, даже втайне радовался передышке в надоевшем романе.

Развязка наступила в августе 1689 года, А пока обе стороны копили силы. Петр тренировал в Преображенском свои «потешные полки», ставшие к тому времени настоящим войском. Софья и ее сторонники уговаривали стрельцов снова подняться против Нарышкиных. При этом использовались изощренные провокации: какой-то родственник Шакловитого, одевшись как дядя Петра Лев Нарышкин, разъезжал по городу и избивал стрельцов, крича: «Это вы мою родню порешили, собаки!»

Однако поначалу все усилия были безрезультатными. Прошлый бунт не слишком улучшил положение стрельцов, да и правление Софьи с Голицыным не радовало – ни походов, ни военной добычи. Только когда из Преображенского стали доходить слухи, что «потешные» идут на Кремль, стрельцы начали готовиться к обороне.

Узнав об этом, семнадцатилетний Петр испугался – он хорошо помнил ужасы первого мятежа. Среди ночи, бросив мать и беременную жену, Петр в одной сорочке ускакал верхом в Троице-Сергиеву лавру. Там его взял под защиту патриарх Иоаким, который не любил Софью за прозападные симпатии (знал бы он, что учинит потом в России сам Петр). Постепенно в лавру съехались сторонники Нарышкиных, а также «потешные» с пушками и пищалями.

И пока Софья с Голицыным сидели сложа руки, Петр переманивал на свою сторону все новых приверженцев. Два стрелецких полка с развернутыми знаменами приехали в лавру и поклялись царю в верности.

Софья пыталась удержать остальных стрельцов, говоря им: «Если пойдете к Троице, здесь останутся ваши жены и дети». Но ни угрозы, ни щедрые обещания не действовали – полк за полком уходили к Петру. Оставшиеся в Москве стрельцы потребовали, чтобы царевна выдала им Шакловитого, и тут же казнили своего командира. На следующий день к Софье приехал боярин Троекуров с царским приказом: отказаться от власти и отбыть в Новодевичий монастырь на вечное жительство. Василия Голицына вместе с семьей сослали в далекий северный Каргополь, где он и умер в 1714 году. Перед тем, как он уехал, царевна смогла передать любимому деньги и последнее письмо, но увидеться с князем ей было больше не суждено. Софья не имела права покидать монастырь, но продожала жить по-царски, окруженная многочисленной свитой. Морить ее голодом младший брат явно не собирался. Ежедневно Софье присылали огромное количество еды: рыбу, пироги, баранки, даже пиво и водку.

Постепенно вокруг нее сплотились все недовольные нововведениями Петра. В том числе стрельцы, которых царь заставил сменить столичное приволье на опасную службу в пограничных городах.

Роль связных между ними и Софьей играли ее сестры – Марфа и Мария. Через них царевна передавала стрельцам грамоты с просьбами прийти к монастырю с оружием в руках, чтобы освободить ее, а потом вместе идти на Москву. Софье казалось, что власть Петра вот-вот падет, и она сможет въехать в Кремль уже полновластной царицей.

Летом 1698 года, когда царь путешествовал по Европе, стрельцы восстали под лозунгом «Софью на царство!» Действовали они не слишком решительно, и еще до приезда Петра мятеж был подавлен.

Вернувшись, царь первым делом пришел в келью к сестре, с которой не виделся долгих девять лет. В нем ничего не осталось от прежнего круглолицего мальчика – царь был больше похож на грозного демона в немецком кафтане.

Может быть, в этот миг Софья пожалела о том, что не держалась крепче за власть. Жалели об этом и те потомки, кто не поверили летописцам, клеветавшим на царевну. Кто знает – быть может, ее осторожные преобразования достигли бы своей цели, не нанеся России такого громадного урона, как кровавые реформы Петра Великого?

Брат долго требовал, чтобы Софья выдала ему зачинщиков мятежа, но та молчала. В конце концов Петр ушел – и больше уже ни разу не навещал сестру.

А в Москве тем временем вовсю шла расправа. На Красной площади рубили головы стрельцам, и сам царь охотно участвовал в кровавой потехе. В Новодевичьем монастыре восставших вешали на зубцах стен – для того, чтобы Софья могла увидеть смерть своих сторонников.

Узницу теперь день и ночь стерегли солдаты. Гостей к ней пускали редко, да и ходить было некому – сестер Марфу и Марию после подавления мятежа отправили в другие обители. Поэтому мы не знаем, как прошли последние годы Софьи. Быть может, она доверяла заветные мысли бумаге, но из ее записей не уцелело ни строчки. Петр хорошо знал силу печатного слова и позаботился, чтобы до потомков дошла лишь одна версия событий – его собственная.

Черница Сусанна – такое имя приняла царевна, когда ее постригли в монахини, – скончалась 4 июля 1704 года. История ее жизни вначале забылась, а потом стала легендой. Для Вольтера Софья была «прекрасной, но неудачливой принцессой московитов», для Алексея Толстого – злобной противницей реформ, для Марины Цветаевой – сказочной Царь-девицей. Не сохранились и ее портреты. Никто сегодня не знает подлинного лица царевны, которая в жестокий мужской век пыталась править с женской мягкостью и мудростью – да так и не смогла.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

С 16 мая 1682г. началось правление царевны Софьи Алексеевны. Были произведены важные назначения. Князь Василий Васильевич Голицын стал начальником Посольского приказа, князь Иван Андреевич Хованский - Стрелецкого приказа, боярин Иван Михайлович Милославский - начальником Иноземного, Рейтарского и Пушкарского приказов.

Софья полностью контролировала ситуацию в столице. Родственники Натальи Кирилловны либо были убиты, либо чудом сбежали из Москвы. Отца ее, Кирилла Полуэктовича, по челобитной стрельцов к «Великому Государю и Государыням Царевнам», постригли указом Великого Государя. Мать Петра изолировали ото всех.

Правительница хорошо наградила стрельцов. Она повелела выплатить им сверх жалования по 10 рублей каждому и приказала устроить только для стрельцов распродажу по самым низким ценам «животы боярские и остатки опальные». Софья приказала им очистить улицы Москвы от трупов, они сделали это беспрекословно. Она наградила стрелецкое войско почетным названием «Надворная пехота».

Но Петр еще оставался единодержавным правителем. В любую минуту власть Софьи могла поколебаться. Правительница через князя И. А. Хованского, первые несколько недель преданного ей, договорилась со стрельцами еще об одной сделке, и 23 мая победители и «многие чины Московского государства» (которые за неделю просто физически не могли быть опрошены из-за дальности расстояний между городами) пожелали, чтобы на престоле восседали оба брата - Петр и Иван. Челобитная, врученная И. А. Хованским царевне Софье, заканчивалась грозно: «Если же кто воспротивится тому, они придут опять с оружием и будет мятеж немалый».

Царевна выслушала И. А. Хованского, собрала в Грановитой палате высших чиновников государства и коротко изложила им «требование стрельцов». Бояре, думные дворяне, думные дьяки и окольничие покорно закивали головами: «Согласны! Согласны!».

Софья созвала Собор, но здесь произошла заминка. Некоторые люди посчитали, что двоевластие ничего хорошего стране не даст. В ответ их противники развили на Соборе целую теорию о пользе и выгоде такого способа государственного правления. В самом деле, одному царю трудно управлять большой страной. Двум - гораздо легче! Один идет с войском в поход, а другой правит государством. Очень мудро придумали стрельцы!

Софья и на этом не остановилась. И через два дня стрельцы потребовали, чтобы Ивана сделали первым царем, а Петра - вторым. 26 мая Собор требование их полностью удовлетворил. Это был бесконечный Софьин спектакль.

Цари Иван и Петр Алексеевичи и правительница Софья Алексеевна (с рис. В. Верещагина)

Уже 29 мая стрельцы вновь явились с требованием, чтобы «правительство, ради юных лет обоих государей, вручить сестре их». По -женски глупую ошибку совершила «мудрая», как ее называют некоторые историки, Софья. Разве можно было царевне унижать двор, потомственных бояр, патриарха, царей и царицу, которые, получив от стрельцов суровый наказ, вынуждены были просить, умолять Софью Алексеевну принять правление? Она держала в руках удачу, но в неумелых руках удача может натворить много бед.

Софья жеманилась, не соглашалась, играла роль; а ее упрашивали чуть ли не со слезами на глазах. А она опять кокетничала, и наконец-то согласилась. «Для совершеннаго же всем утверждения и постоянной крепости», она повелела во всех указах имя свое писать вместе с именами царей, не требуя другого титула, кроме «великой государыни, благоверной царевны и великой княжны Софии Алексеевны».

Стрельцы, не чувствуя меры, потребовали от Софьи морального вознаграждения за великие зверства и за услуги, оказанные ей. И она не смогла отказать бравым воинам. 6 июня Софья вручила стрельцам жалованную грамоту, скрепленную красной печатью и подписями первого царя Ивана и второго царя Петра, в которой бунт 15-16 мая 1682 г. называли «побиением за дом Пресвятые Богородицы». В честь славного подвига стрельцов было приказано установить неподалеку от Лобного места каменный столб с длинным списком преступлений людей невинно убиенных ими. На этом же «монументе смерти» было строжайше запрещено называть стрельцов нехорошими словами. Каменный столб установили. На него прикрепили жестяные доски с надписями. Стрельцы были довольны. И Софья тоже. Она стала единолично править страной. Гордая, надменная, властная, Софья производила впечатление уверенной в себе и всесильной регентши. Но величие это было обманчивым!

Раскольники

Уже в июне подняли головы раскольники. Среди стрельцов их было немало. Князь И. А. Хованский заигрывал с ними, часто вспоминая свою родословную, которая велась якобы от самого Гедимина. Софья, побаиваясь воинов, не смогла решительно пресечь попытки раскольников вернуть в церкви старые порядки и обряды.

Дело дошло до того, что Никита Пустосвят (единомышленник протопопа Аввакума) навязал ей идею короновать Ивана и Петра по старым обрядам. Трудолюбивый Никита напек просфоры и 25 июня понес их к Успенскому собору, куда со всей Москвы и ближних ее окрестностей спешили люди. «Наша взяла!» - было написано в счастливых глазах раскольника. Но вдруг он оказался в плотном заторе перед Красной площадью и пробиться к Успенскому собору не смог.

Обидная осечка лишь раздразнила староверов. Но ничего страшного, можно будет и перекороновать царей.

Диспут о вере и религии

В Москве собирались раскольники. И. А. Хованский играл с ними в ту же игру, в какую совсем недавно царевна Софья играла со стрельцами. Потомков Гедимина уважали в Европе. Старообрядцы могли сослужить И. А. Хованскому хорошую службу. Софья, нуждаясь в военной силе, разрешила раскольникам, за которых тот просил, устроить в Грановитой палате диспут о вере и религии. Но потребовала, видимо, из чисто женских соображений, чтобы эта важная акция проходила в ее присутствии.5 июня в Грановитой палате состоялся диспут. Хотя, строго говоря, никакого диспута не было и быть не могло.

Раскольники и сторонники патриарха Никона договориться между собой не смогут никогда. Софья это не понимала, да ее и не интересовали проблемы раскольников. Ее интересовала проблема власти. Она попыталась навязать свою волю собравшимся, но Никита Пустосвят ловко увернулся от ее вопроса: «Зачем они (раскольники) так дерзко и нагло пришли во дворец?».

И стал спорить с патриархом и архиепископом Холмогорским Афанасием, с которым в конце чуть не подрался. Стрельцы были на месте. Затем Никита, не обращая внимания на резкие внушения Софьи, грубо отозвался о Симеоне Полоцком. Правительница осадила его. Пустосвят, упорно продолжая свое дело, сказал, что еретик Никон поколебал душою царя Алексея Михайловича.

Прения раскольников в Грановитой палате (с рис. Н. Дмитриева)

Тут уж Софья (она твердо стояла на позициях официальной Православной церкви) совсем разгорячилась, всплакнула и ляпнула: «Нам нужно оставить царство и отправиться к христианским королям!». И тут же из толпы раскольников раздался довольный голос: «Вам, государыня, давно пора в монастырь. Полно царство мутить. Для нас двух царей достаточно, были бы они здоровы да крепки умом. А без вас в государстве пусто не будет!»

Бояре и выборные стрельцы горой встали на защиту Софьи, окружили ее, успокоили, уговорили занять свое место. Диспут не получился. В последующие дни Софья - надо отдать ей должное! - обласкала выборных стрельцов, угостила их медом да винами из царских погребов, обещала награды и увеличение жалованья. Стрельцы поняли ее с полуслова и твердо сказали: «Мы против старой веры. Это дело церковное, нас не касаемое. Государыню в обиду не дадим». И начались казни раскольников. Удар по ним нанесли страшный. Раскольники убегали на север, в Сибирь, на запад или вообще покидали Россию.

Опасность со стороны князя И. А. Хованского

Во второй половине лета 1682г. Софья почувствовала серьезную опасность со стороны князя И. А. Хованского. По Москве ходили слухи о том, что «потомок Гедимина» настраивает стрельцов на мятеж против бояр. Первым отреагировал на эти слухи Иван Милославский. Он выехал из Москвы и «кочевал» по подмосковным имениям, никому не говоря, где будет завтра утром.

Стрельцам тоже не жилось спокойно. Азарт борьбы у них пропал. Его нужно было постоянно поддерживать. Но чем? Стрельцы имели в Москве семьи. Это обстоятельство накладывало отпечаток на их моральный дух. В домашней обстановке человек меняется. Это - не воинский лагерь, не казарма. Люди И. А. Хованского, понимая, что для крупного взрыва злости нужна столь же мощная идеологическая подготовка, говорили стрельцам о готовящемся в Кремле плане их уничтожения.

В Кремле тоже было неспокойно. Сюда поступали сведения о том, что стрельцы вот-вот взбунтуются. В конце августа Софья вместе с царским семейством переехала в Коломенское. Стрельцы испугались этого шага, прислали Софье людей, которые убедительно уверяли ее в своей преданности. Но царевна была начеку. Поведение И. А. Хованского, начальника над всем стрелецким войском, ей не нравилось. Он приехал в Коломенское и сообщил, видимо, надеясь напугать царскую семью, что в Новгороде готовится войско для похода на Москву.

«Хованщина». 1682г. Миниатюра из «Истории Петра Великого» П. Крекшина. Список 1-й пол. XVIII в.

Софья потребовала, чтобы пригласили в Коломенское Стремянной полк. И. А. Хованский этого не сделал. Она еще несколько раз повторила свое повеление прежде, чем князь выполнил его. Он явно что-то замышлял. Правительница решила действовать на опережение. Она заманила его с сыном в ловушку, Хованских схватили, предъявили им какие-то обвинения и казнили. Младший сын, Иван, случайно вырвался из ловушки, помчался в Москву и поднял стрельцов. Софья в это время была уже в Троицком монастыре.

Князь В. В. Голицын организовал работы по укреплению монастыря, призвал на помощь иностранных специалистов из Немецкой слободы. Стрельцы, увидев, как слаженно работают люди в Троицком монастыре, испугались и прислали к царевне выборных людей вместе с плахой и топором: руби наши головы, Софья Алексеевна! Правительница не стала увлекаться казнями. Она предъявила стрельцам в общем-то достойные требования, они согласились на все.

Опытный военачальник и государственный деятель мог бы без особого труда определить, что стрельцы после всего случившегося с мая по сентябрь 1682г. уже не представляли серьезной военной силы. Софья не разглядела в них, внешне грозных, прогрессирующей деградации и по-прежнему верила в них. Стрельцы обещали не приставать к раскольникам, в дела государственные не лезть, в том числе и в дело казни И. А. Хованского. Через несколько дней они принесли Софье челобитную, в которой просили... сломать столб со списком возле Лобного места.

Легко можно догадаться, что после этого надеяться на стрельцов было бесполезно. В 1683г. Софья издала указ, в котором запрещалось под страхом смерти хвалить события 1682г.

Князь В. В. Голицын.

Многие конкретные государственные дела правительница доверила В. В. Голицыну - человеку увлеченному, эрудированному, прогрессивному, но не сильному волей.

Он родился в 1643г., занимал высокие посты при царе Алексее Михайловиче, а в царствование Федора Алексеевича участвовал в Чигиринских походах.

В его великолепном доме, по разным сведениям, находились разные астрономические снаряды, прекрасные гравюры, портреты русских и иностранных государей, зеркала в черепаховых рамах, географические карты, статуи, резная мебель, стулья, обитые золотыми кожами, кресла, обитые бархатом, часы боевые и столовые, шкатулки со множеством выдвижных ящиков, чернильницы янтарные...

Книги латинские, польские и немецкие, сочинения, относящиеся к государственным наукам, богословию, церковной истории, драматургии, ветеринарному искусству, географии, а также рукопись Юрия Сербинина.

Нет сомнения, что это было одно из сочинений Крижанича, проектировавшего за несколько лет до царствования Петра целую систему реформ и отличавшегося громадною ученостью, начитанностью и необычайным знакомством с учреждением и бытом западной Европы.

Иностранцы были чрезвычайно высокого мнения о В. В. Голицыне. Он делал все, чтобы стабилизировать положение в стране и укрепить положение Софьи. Ему просто не повезло. Такие люди нужны были Петру, но жизнь поставила его рядом с Софьей. Отказаться от Посольского приказа, от Софьи этот глубоко порядочный человек не мог. Находясь «в близкой связи с царевною Софьею» еще во времена Федора Алексеевича, в событиях 15-16 мая В. В. Голицын не участвовал, но как только царевна взяла бразды правления, занял один из важнейших постов.

В ближайшем окружении Софьи кроме В. В. Голицына выделялись Николай Спафарий, монах Сильвестр Медведев и думный дьяк Федор Шакловитый.

О правлении Софьи

Коротко о правлении Софьи можно сказать, цитируя А. Г. Брикнера: «Характер внешней политики в правлении Софьи, именно война с татарами на юге, а также программа преобразований, приписываемая Василию Васильевичу Голицыну, вполне соответствует тому направлению, в котором впоследствии шел Петр и относительно Восточного вопроса, и относительно реформ в духе западно-европейского просвещения». Если согласиться с этим, то возникает резонный вопрос: «Почему же у Софьи не получилось то, что сделал Петр?». Почему же Софья за 7 лет правления осталась на отметке 1682г.?

Потому что она не являлась генератором, она не могла ни родить мощную государственную идею, ни реализовать ее. Потому что была Софья пусть и одаренной, как считают некоторые историки, но всего лишь потребительницей. И в этом была ее беда.

Ни на что большее не способная, не обладавшая даром политического шахматиста, царевна Софья смогла сделать лишь одно полезное дело - нейтрализовала И. А. Хованского, который натворил бы много бед в Москве.

Софья во всех случаях действовала как потребитель. Она даже власть взяла, как потребитель разбушевавшийся: «Мое! Отдай!». И стрельцов использовала именно как потребитель: кто-то «подготовил» стрельцов, обидел их, а она оказалась тут как тут... Ничего интересного, нового не совершила она и в международных делах. В 1684г. поляки и русские в Андрусове после 39 бесед уполномоченных так и не решили поставленных перед ними задач. Польша отказалась вернуть навечно русским Киев, а русские отказались воевать с турками и крымцами, периодически устраивавшими налеты на польские земли.

В 1686г. переговоры возобновились. С русской стороны их вел князь В. В. Голицын. С польской - воевода Познани Гримультовский и канцлер Литвы Огинский. В. В. Голицын проявил исключительное дипломатическое искусство на переговорах, продолжавшихся 7 недель, и в результате 21 апреля был заключен «вечный мир».

Россия получила Киев, обязалась воевать с султаном и ханом, а Софья, как самый нескромный потребитель, заявила народу: «Никогда еще при наших предках Россия не заключала столь прибыльного мира, как ныне». И далее после потока хвалебных словес было гордо сказано: «Преименитая держава Российскаго царства гремит со славой во все концы мира!». Естественно, о том пункте договора, в котором русские обязались воевать с могучими османами, в данном обращении ничего сказано не было.

Дело с договором Софья закончила опять же, как потребитель, приказав величать себя «самодержицею». Так в России появился новый сан. Раньше были просто самодержцы, а теперь к ним добавились самодержицы.

Крымские походы

Но как бы Софья себя ни называла, а дела-то нужно было делать - войско в Крым готовить. А вот с конкретными-то делами у нее явно не получалось! Первый поход в Крым провалился. В том походе русских погибло (по оценке шведа Кохена) около 40-50 тысяч человек.

Софья встретила возглавлявшего крайне неудачный поход В. В. Голицына... как великого победителя! Не скупясь, наградила военачальников, особенно - главнокомандующего.

На следующий год началась подготовка нового похода, а крымцы осуществили очередной набег на земли севернее Причерноморья и захватили 60 тысяч пленных. Эти цифры (быть может, слегка завышенные) были известны многим в Кремле. Положение В. В. Голицына пошатнулось. По своим личностным качествам он не мог (и вряд ли хотел!) мечтать о лаврах великих полководцев. Он был кабинетным руководителем, из него получился бы чудесный дипломат, царедворец, какой-нибудь русский Шатобриан, но делать из Василия Васильевича заправского вояку никак нельзя было. И Софья наверняка это понимала.

Беда ее заключалась еще и в том, что она не нашла верных, грамотных, способных вершить великие дела помощников. И этот прискорбный для Софьи факт говорит о том, что она «села не в свои сани».В. В. Голицын собирался во второй поход неохотно, предчувствовал беду. Однажды зимой в его сани бросился человек с ножом, хотел его зарезать.

Слуги едва спасли князя. За несколько дней до второго похода к воротам голицынского двора подбросили гроб с запиской: «Если поход будет таким же, как первый, тебя, князь, ждет гроб». Некоторые иностранцы в донесениях своим правительствам говорили, что Россия находится на грани бунта и поводом для него может стать неудача во втором Крымском походе. В. В. Голицын прекрасно знал об этом.

Царевна Софья Алексеевна. Рисунок XIXв.

В конце января 1689г. царь Петр сочетался браком с Евдокией Федоровной Лопухиной, что в те времена свидетельствовало о его совершеннолетии. А значит, надобность в регентше отпала. Софье надо было срочно укреплять позиции. И она послала Голицына во второй Крымский поход. Василий Васильевич повел войско без радости, постоянно думая о Москве и о царевне.

Еще в августе 1687г. в беседе с Шакловитым она попросила его узнать, что скажут стрельцы, если она решится венчаться на царство. Шакловитый принес ей неутешительный ответ. Стрельцы отказались подавать челобитную по этому поводу. Но Софья (если верить позднейшим признаниям Шакловитого) остановиться уже не могла. Несколько раз она заводила с ним откровенные беседы на тему: «А не убить ли нам царевича Петра?».

Отправляясь в поход, В. В. Голицын наверняка знал об этих поползновениях царевны - она с ним была предельно откровенна. Знал он и о том, что сил у Софьи в борьбе против молодого Петра было недостаточно! Именно поэтому он часто грустил в том походе, мечтая поскорее вырваться в Москву.

Русское войско на этот раз добрело до Крыма. Но штурмовать Перекоп князь Голицын не решился, вышел втайне от полководцев, среди которых были опытные военачальники, на переговоры с ханом, о чем-то с ним договорился (может быть, о том, чтобы крымцы дали спокойно добрести русским до Москвы?) и повел войско обратно, потеряв 20 тысяч человек убитыми и 15 тысяч взятыми в плен.

Эта военная неудача поставила точку в политической карьере Голицына и явилась началом падения Софьи. О дальнейших событиях ее жизни речь пойдет в рассказе о Петре, потому что она сделала в истории России все, предназначавшееся судьбой, а теперь слово и дело взял Великий Преобразователь.

Романова Софья Алексеевна - (1657-1704) - правительница России с 29 мая 1682 по 7 сентября 1689 с титулом «Великая государыня, благоверная царица и великая княжна», старшая дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с царицей Марией Ильиничной, урожденной Милославской.

Родилась 17 сентября 1657 в Москве. Получила хорошее домашнее образование, знала латынь, свободно говорила по-польски, писала стихи, много читала, обладала красивым почерком. Ее учителями были Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев, которые с детства привили ей уважение к византийской царевне Пульхерии (396-453), добившейся власти при больном брате Феодосии II. Старавшаяся на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья в действительности с юности стремилась к полноте власти. Хорошее образование и природная цепкость ума помогли ей завоевать доверие отца, царя Алексея Михайловича. Потеряв в 14 лет мать (1671), она болезненно пережила скорую вторую женитьбу отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I). После смерти отца (1676) начала интересоваться государственными делами: страной в 1676-1682 правил ее родной брат, царь Федор Алексеевич, на которого она имела сильное влияние. Болезненный, увлекавшийся стихосложением и церковной музыкой, бывший на четыре года младше своей 19-летней сестры, Федор был несамостоятелен в своих действиях. Поэтому вначале страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица Нарышкина, но родственникам и сочувствующим Федора и Софьи удалось умерить на время ее активность, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

Скоропостижную смерть Федора 27 апреля 1682 Софья восприняла как знак и сигнал к активным действиям. Попытка патриарха Иоакима провозгласить царем 10-летнего сводного брата Софьи, царевича Петра, и отстранить от престола 16-летнего Ивана V Алексеевича, последнего мужского представителя рода Романовых от брака с М.И.Милославской, была оспорена Софьей и ее единомышленниками. Воспользовавшись восстанием стрельцов 15-17 мая 1682, поднявших бунт против обременительных налогов, Софья сумела добиться провозглашения наследниками престола сразу двоих братьев - Ивана V и Петра (26 мая 1682) при «первенстве» Ивана. Это дало Софье основание быть «выкрикнутой» регентшей 29 мая 1682 - «чтоб правительство ради юных лет обоих государей вручить сестре их». Царей короновали спустя месяц, 25 июня 1682.

Фактически узурпировав верховною власть, Софья стала во главе страны. Ведущую роль в ее правительстве играли опытные царедворцы, близкие Милославским - Ф.Л.Шакловитый и особенно кн. В.В.Голицын - умный, европейски образованный и обходительный красавец, на 40-м году жизни опытный в обращении с женщинами. Статус женатого человека (он женился в 1685 повторным браком на боярыне Е.И.Стрешневой, ровеснице Софьи), не помешал ему стать фаворитом 24-летней царевны. Однако на пути задуманных этим правительством реформ оказались приверженцы «старой веры» (старообрядцы), которых было немало и среди возведших Софью на вершины власти стрельцов. Им покровительствовал князь Иван Хованский, ставший в июне 1682 главой Судного приказа и имевший обманчивые надежды на политическую карьеру. Старообрядцы хотели добиться равноправия в вопросах вероучения, настаивали на открытии «прений по вере», на которые образованная и уверенная в своем интеллектуальном превосходстве Софья дала согласие. Прения открылись 5 июля 1682 в кремлевских палатах в присутствии Софьи, патриарха Иоакима и ряда священнослужителей высокого ранга. Главным оппонентом официальной церкви в лице патриарха Иоакима и Софьи выступал «расколоучитель» Никита Пустосвят, потерпевший при этом позорное поражение.

Регентша сразу проявила решительность: она распорядилась казнить Пустосвята и его сторонников (некоторые из них были биты кнутами, самых упорных предали сожжению). Затем она принялась за Хованского, который своим властолюбием, высокомерием и напрасными надеждами на трон для себя или своего сына оттолкнул от себя не только «партию Милославских», но и всю аристократическую верхушку. Поскольку среди возглавленных им стрельцов поползли слухи о недопустимости женщин на русском престоле («Давно пора в монастырь!», «Довольно мутить в государстве!») Софья вместе с приближенными выехала из Москвы в деревню Воздвиженское рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Слухи о намерении Хованского истребить царскую семью заставили ее спасать царевичей: 20 августа 1682 Иван V и Петр были вывезены в Коломенское, а затем в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. По согласованию с боярством, Хованский был вызван вместе с сыном в Воздвиженское. Подчинившись, он приехал, не зная, что уже обречен. 5 (17) сентября 1682 казнью Хованского с сыном был положен конец «хованщине».

Однако положение в столице стабилизировалось лишь к ноябрю. Софья со своим двором вернулась в Москву и окончательно взяла власть в свои руки. Во главе Стрелецкого приказа она поставила Шакловитого, чтобы исключить возможность бунтов. Стрельцам были сделаны небольшие уступки, касающиеся повседневного быта (запрещение разлучать мужа и жену при отдаче в отработку долга, отмена долгов со вдов и сирот, замена смертной казни за «возмутительные слова» ссылкой и наказанием кнутом).

Укрепив свое положение, Софья при поддержке Голицына занялась внешнеполитическими вопросами, регулярно присутствуя на заседаниях Боярской Думы. В мае 1684 в Москву прибыли итальянские послы. Побеседовав с ними, Софья - неожиданно для многих приверженцев старины и истинной веры - «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха. Однако гибкого подхода к иностранцам-католикам требовали интересы внешней политики: направляемая своим учителем, «прозападником» С.Полоцким и при поддержке Голицына, Софья распорядилась подготовить подтверждение заключенному ранее Кардисскому миру со Швецией, а 10 августа 1684 заключила аналогичный мир с Данией. Считая главной задачей России борьбу с Турцией и Крымским ханством, в феврале-апреле 1686 Софья направила Голицына отстаивать интересы страны в переговорах с Польшей. Они завершились подписанием 6 (16) мая 1686 «Вечного мира» с нею, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск. Этот мир, даровавший свободу православного вероисповедания в Польше, обуславливал все уступки вступлением России в войну с Турцией, угрожавшей южным польским землям.

Связанное обязательством начать войну в 1687, правительство Софьи издало указ о начале Крымской кампании. В феврале 1687 войска под командованием Голицына (был назначен фельдмаршалом) отправились в Крым, но поход против союзника Турции, Крымского ханства, оказался неудачным. В июне 1687 русские войска повернули назад.

Неудачи военного похода компенсировались успехами культурно-идеологического плана: в сентябре 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России, что придало Софье статус образованной и просвещенной правительницы. Царский двор стал превращаться в средоточие научной и культурной жизни Москвы. Оживилось строительство, обновлялись кремлевские стены, началось возведение Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку.

В феврале 1689 Софья вновь отдала распоряжение начать поход против крымцев, который также оказался бесславным. Несмотря на очередную неудачу, любимец Софьи Голицын был пожалован за него «выше всех заслуг» - золоченым кубком, кафтаном на соболях, вотчиной и денежным подарком в 300 рублей золотом. И все же неудача Крымских походов стала началом его падения, а вместе с ним и всего правительства Софьи. Дальновидный Шакловитый советовал регентше немедленно предпринять радикальные меры (прежде всего убить Петра), но Софья на них не решилась.

Петр, которому 30 мая 1689 исполнилось 17 лет, отказался признать поход Голицына удачным. Он обвинил его в «нерадении» во время Крымских походов и осудил за подачу докладов одной Софье, минуя царей-соправителей. Этот факт стал началом открытого противостояния Петра и Софьи.

В августе 1689 Голицын, ощущая приближение скорой развязки, спрятался в своем подмосковном имении и тем самым предал Софью. Она пыталась собрать силы стрелецкого войска, в то время как Петр вместе с Нарышкиными укрылся под защитой Троице-Сергиевой лавры. На его сторону перешел присланный Софьей патриарх Иоаким (который не простил ей допущения иезуитов в столицу), следом стрельцы выдали Петру Шакловитого (он вскоре был казнен). (16) сентября попытался покаяться и заявить о своей лояльности сводному брату Софьи и бывший ее «сердечный друг» Голицын, но не был принят Петром. На следующий день, 7 сентября 1689, правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве - правда, без пострижения в монахини. Грозной в гневе и готовой к сопротивлению изобразил ее два века спустя И.Е.Репин (Царевна Софья в Новодевичьем монастыре, 1879): на картине им изображена седовласая старуха, хотя ей было в то время всего 32 года.

Любимца Софьи Голицына Петр сослал с семьей в Архангельский край, где тот и умер в 1714. Но и в его отсутствие царевна не собиралась сдаваться. Она искала сторонников и находила их. Однако попытки организовать реальное сопротивление Петру I проваливались: доносы и слежка за нею в монастыре исключали успех. В 1691 среди казненных сторонников Софьи оказался последний ученик С.Полоцкого - Сильвестр Медведев. В марте 1697 провалился еще один стрелецкий заговор в ее пользу - под предводительством Ивана Цыклера. В январе 1698, воспользовавшись отсутствием в столице Петра, уехавшего в Европу в составе Великого посольства, Софья (которой на тот момент исполнился 41 год) вновь попыталась вернуться на трон. Использовав недовольством стрельцов, жаловавшихся на обременительность Азовских походов Петра в 1695-1696, а также на условия службы в приграничных городах, она призвала их к неподчинению начальникам и пообещала освободить от всех тягот в случае возведения ее на престол.

Петр получил известие о заговоре, находясь в Западной Европе. Срочно вернувшись в Москву, он направил против стрельцов войско во главе с П.И.Гордоном, которое и разбило заговорщиков под Новоиерусалимским монастырем 18 июня 1698.

21 октября 1698 Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в заточении 3 июля 1704, приняв перед смертью схиму под именем Софии. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Никогда не бывшая замужем, не имевшая детей, она осталась в воспоминаниях современников личностью «великого ума и самых нежных проницательств, больше[го] мужска[го] ума исполненная дева». По словам Вольтера (1694-1778), она «имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием». Реальных портретов Софьи не сохранилось, за исключением гравюры, созданной по указу Шакловитого. На ней Софья изображена в царском облачении, со скипетром и державой в руках.

Оценки личности Софьи сильно разнятся. Петр I и его почитатели считают ее ретроградкой, хотя государственные способности сводной сестры Петра были отмечены уже в историографии 18 - начала 20 в. - Г.Ф.Миллером, Н.М.Карамзиным, Н.А.Полевым, Н.В.Устрялов и И.Е.Забелин видели в ней воплощение византийского идеала самодержицы, С.М.Соловьев считал ее «богатырь-царевной», освободившей внутренней свободой своей личности всех русских женщин от теремного затворничества, трагически не нашедшей поддержки в обществе. К такой оценке склонялись и другие историки (Н.А.Аристов, Е.Ф.Шмурло, часть советских ученых). Зарубежные исследователи считают ее «самой решительной и способной женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В.О`Брайн, Б.Линкольн, Л.Хьюз и др.).