Неживая природа - это что такое? Урок на тему «Объекты живой и неживой природы К объектам неживой среды относятся.

  • 26.06.2020

Мы с самого рождения окружены природой, ее красота и богатство формируют внутренний мир человека, вызывают восхищение и упоение. Да что говорить, сами мы также ее часть. И наряду с животными, птицами, растениями являемся составляющими так называемой живой природы. Сюда же относятся грибы, насекомые, рыбы и даже вирусы и микробы. Но каковы в таком случае объекты неживой природы?

Изучением этой части мира занимаются естественные науки. И если, как можно логично предположить, к живой природе относится все, чему присуща жизнь, то к неживой можно причислить все остальное. Что именно, обсудим далее. И самое первое, о чем стоит рассказать, это четыре основные стихии.

Объекты

В первую очередь, неживая природа - это сама земля, а также части земного ландшафта: песок, камень, ископаемые и минералы. К этой же "компании" можно отнести даже пыль, ведь она является скоплением мелких частичек всего вышеперечисленного. Также неживая природа - это мировой океан и каждая капля воды в нем. Вообще, наша планета покрыта влагой на 71%. Она встречается и глубоко под землей, и в которым мы дышим. И все это - тоже объекты неживой природы.

Воздух тоже относится к данной категории. А вот населяющие его микроорганизмы - это уже природа вполне живая. Зато запахи и ветер попадают под описываемые нами явления. Также неживая природа - это огонь. Хотя его, пожалуй, чаще других стихий представляют одушевленным в человеческой культуре.

Примеры

Ну и хочется наглядно показать, что представляет собой неживая природа. Примеры ее объектов крайне разнообразны: это и все ветры, дующие на планете, и каждое озеро или лужа, и горы, и пустыни. К неживой природе относится солнечный свет и лунное сияние. Она же представлена всеми видами погодных явлений: от дождика до торнадо и В общем и целом неживая природа - это та совокупность факторов и условий, в которых мы с вами проживаем.

Заключение

При этом отделять ее от живой природы было бы неправильно: обе разновидности являются симбионтами и влияют друг на друга. Так, люди, животные, бактерии - все виды в процессе своего существования эволюционируют, то есть приспосабливаются к существующим условиям. В свою очередь, жизнедеятельность каждого существа формирует и изменяет природу неживую. В случае с животными - это удобрение почвы, рытье нор. В случае с людьми - более глобальная обработка ландшафта, использование полезных ископаемых, строительство городов. Практически вся деятельность человека направлена на изменение неживой природы в угоду собственным целям. К сожалению, именно такого рода поступки не всегда приводят к положительным результатам. Из-за человеческого воздействия пересыхают водоемы, истощается слой почвы в результате неправильно организованной сельскохозяйственной деятельности, разрушается А потому следует помнить, что не только животные и птицы требуют защиты от вымирания. Объекты неживой природы также нередко нужно ограждать от варварского использования человеком.

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Живая и неживая природа». Первоклассникам предстоит познакомиться с украшением нашего мира - природой, которая окружает человечество буквально повсюду. Также учитель даст определение живой и неживой природы.

Урок: Живая и неживая природа

Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа.

Рис. 1. ( )

К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.

Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.

Рис. 2. ( )

Рис. 3. ( )

Рис. 4. ( )

Рис. 5. ( )

Рис. 6. ( )

Рис. 7. ( )

Солнце, дерево и муравей - это природа.

Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.

Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.

Рассмотрим признаки живой и неживой природы.

На рисунке 8 и 9 изображены две звезды: морская и космическая.

Рис. 8. ( )

Рис. 9. ( )

Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.

Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.

Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.

Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.

Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.

Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.

Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:

1. Продолжительность жизни - они растут;

2. питаются;

3. дышат;

4. дают потомство.

Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.

Рис. 10. ( )

Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.

Рис. 11. ( )

Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.

Рис. 12. ( )

Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.

Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.

Рис. 13. ( )

Рис. 14. ( )

Рис. 15. ( )

Рис. 16. ( )

Рис. 17. ( )

Рис. 18. ( )

К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.

К неживой природе относятся горы, облака.

Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.

Рис. 19. ( )

Рис. 20. ( )

Рис. 21. ( )

Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза — относятся к живой природе.

Рис. 22. ( )

Рис. 23. ( )

Рис. 24. ( )

Лишняя - лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.

Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы.

Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?

Рис. 25. ( )

Рис. 27. ( )

Рис. 28. ( )

На рисунке 25 изображен рост, на рисунке 26 - питание, на рисунке 27 - дыхание, на рисунке 28 - потомство.

Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.

1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.

2. Без воды все живое погибает.

3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.

Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.

Природа - наш дом . Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».

Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.

Рис. 29. ( )

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рис. 30. ( )

Рыбы - вода, птицы - воздух, звери - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу - значит любить и охранять Родину!

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Разнообразие растений». В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы - растениями.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.

1. Областной центр информационных технологий ().

2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().

1. Расскажите, чем отличается живая природа от неживой природы.

2. Приведите примеры живой и неживой природы по своим собственным наблюдениям.

3. А есть ли связь между живой природой и неживой?

4. * Нарисуй два рисунка. На одном рисунке изобрази только предметы живой природы, а на другом - неживой природы.

Если внимательно посмотреть на наш мир, то можно внезапно обнаружить, что нас повсюду окружают тела неживой природы. Прежде всего это Солнце, Луна, воздух, ветер, горы, овраги, вода, реки, озера, леса, полезные ископаемые, камни и даже планеты и галактики.

Это объекты неживой природы, которые никогда не рождаются, не питаются, не размножаются, а также не умирают. При этом они характеризуются устойчивостью и относительно слабой изменчивостью. Если живой организм рождается, живёт и умирает, то все, что относится к неживой природе практически не изменяется.

Например, горы, однажды образовавшись, стоят на протяжении нескольких тысячелетий без изменений, а планеты как вращались вокруг Солнца, так и будут вращаться (если, конечно, не случится какого-либо глобального катаклизма). Кроме того, как именно «живёт» неживая природа можно наблюдать, на примере постоянно видоизменяющейся воды и времен года:

  • Зимой вода превращается в снег, сосульки и лёд;
  • Весной ледяные кристаллы превращаются в воду;
  • Летом она испаряется, трансформируясь в пар – мелкие, поднимающиеся в воздух водяные капли;
  • Осенью она возвращается в наш мир в виде дождя.

Неживая природа сильно связана с живой природой и тесно взаимодействует с ней. Неживая природа заставляет живые организмы приспосабливаться к различным условиям окружающего их мира (влажности, температуре, грунту), поскольку одним из её признаков является сочетание различных веществ и энергии, например:

  • Солнце является источником тепла и света почти для всех живых организмов – без них они попросту не способны существовать;
  • Если перекрыть объектам живой природы доступ к воздуху или воде, они погибнут;
  • Как воздух, так и вода, должны быть чистыми, иначе в живом организме вполне могут произойти необратимые изменения.

С другой стороны, представители животного мира также влияют на неживые элементы нашей планеты своей жизнедеятельностью (например, растения и животные всячески удобряют почву, очищают окружающий мир от отходов разного типа).

Классификация понятия

Само понятие «неживая природа» настолько обширно, что одна конкретная наука не в состоянии изучить все её элементы, поэтому этим занимается химия, физика, геология, астрономия и др. дисциплины.

При этом чёткого определения для такого простого понятия до сих пор не существует, несмотря на то, что характерные для неё признаки всё-таки учёные выделили, а саму неживую природу классифицировали следующим образом:

  1. Элементарные частицы;
  2. Атомы;
  3. Химические элементы;
  4. Небесные тела, звезды;
  5. Галактика;
  6. Вселенная.

Характеристика

Одним из основных признаков, отличающих материю неживой природы, является то, что составляющие её элементы, несмотря на кажущуюся сложность, устроены довольно просто и обладают твёрдой формой. Нередко эта форма может переходить из одной в другую, одни ионы заменят другие, а суть их останется той же. Например, если речь идёт о кристалле, его кристаллическая решетка несмотря ни на что, останется прежней:

  • сам по себе кристалл имеет твёрдую структуру;
  • если температурные показатели окружающего его мира значительно поднимутся (например, под действием вулкана), твёрдое тело расплавиться, а молекулы или ионы, которые он содержит, начнут беспорядочно двигаться, создавая тем самым броуновское движение;
  • если температура не перестанет увеличиваться, то жидкость, в которую трансформировался кристалл, закипит и выделится пар (газ);
  • При благоприятных обстоятельствах, под влиянием внешнего мира, кристалл способен восстановиться, и приобрести видоизмененную, а в некоторых случаях и первоначальную форму.

При сочетании углерода с некоторыми газами, например, азотом, кислородом, водородом, создаются невероятные эффекты, которые мы ощущаем на себе, и, не зная, как именно они образовались, задаём частые вопросы – почему в этом мире дует ветер и именно такой силы, почему небо голубого цвета, как появляются облака, что собой представляет круговорот воды в природе.

В отличие от живых организмов, одним из признаков неживой природы является то, что она не в состоянии воспроизводить себе подобных, то есть, не даёт потомства. Вместе с тем, раз появившись в мире, неживая материя почти никогда не исчезает и не умирает – разве что под влиянием времени возможен переход в другое состояние. Например, камень через какой-то период (здесь многое зависит от составляющих его элементов) вполне может превратиться в пыль, но, видоизменившись, и даже распавшись, своего существования не прекратит.

Все, что относится к неживой природе, не растёт. Несмотря на то что некоторые её объекты внешне изменяются (например, кристаллы кварца или соли) и вроде бы увеличиваются в размерах, на самом деле они не растут. По крайней мере, так как это делают живые организмы, которые принимают пищу во внутрь и, переваривая её, формируют своё тело. Что касается кристаллов, то они увеличиваются только благодаря прицепившимся к ним другим кристалликам.

Предметы, относящиеся к миру неживой природы, имеют ещё один характерный признак – они не нуждаются в питании, никогда не испытывают жажды, не дышат.

Неживая природа на все реагируют пассивно – например, если толкнуть камень, он просто отлетит по инерции в заданном направлении, упадёт, может, при этом куда-нибудь покатится, но в итоге остановится и останется лежать до следующего воздействия.

Или, несмотря на то что вода в реках движется, она это делает в связи с тем, что элементы, из которых она состоит, чрезвычайно слабо соединены между собой, пытаются занять самое низкое место, образовывая, таким образом, течение.

сайт: самое интересное о неживой природе

На нашем сайте вы однозначно сможете познакомиться с неживой природой поближе и узнать получше о таких, казалось бы, элементарных вещах, как круговорот воды в природе, откуда берутся облака, почему дует ветер, образуется смерч и другие интересные факты из жизни нашей планеты.

Окружающий нас мир, богат и разнообразен. Леса, озера, горы, степи, солнце, вода, воздух — все то, что человек не создавал своими руками, это и называется природой.. Ее познанию посвящали свою жизнь ученые разных стран мира. В результате изучения, исследований и опытов, сформировались науки, каждая из которых изучает определенные направления в природе. Более подробно рассмотрим в статье.

Греческое слово — «биология», переводится как учение о жизни, т.е. обо всем живом, что нас окружает.А окружает нас природа. Все живое имеет способность рождаться и умирать. Для поддержания жизни, всему живому, необходимо питаться, пить, дышать. Таким образом, биология изучает ту часть природы, которая живет.

Зародилась эта наука во времена античности, только, в то время, она не имела такого названия. В 19 веке был введен термин «биология», рядом ученых. С тех пор биологию стали выделять из наук естественных. Биология имеет много направлений — генетика, биофизика, анатомия, экология, ботаника и др.

Какая наука изучает неживую природу

Чтобы лучше понять законы неживой природы, науки были распределены следующим образом:

  • физика — изучает общие вопросы природы, ее законы;
  • химия — изучает вещества, их строения и свойства;
  • астрономия — изучает планеты, их происхождение, свойства, строение;
  • география изучает поверхность земли, климат, экономическое и политическое положение стран и их населенность.


Признаки живой природы

Каждый представитель живой природы обладает организмом, в котором происходят сложные химические процессы. Понять что перед вами — представитель живой или неживой природы, можно, если подумать:

  1. Откуда взялся этот объект;
  2. Нуждается ли он в еде и воде;
  3. Есть ли у него способность двигаться — ходить, ползать, летать, плавать, поворачиваться к солнцу;
  4. Нужен ли ему воздух;
  5. Каковы сроки его жизни.

Свойства тел живой природы

Любые растения, животные, птицы, насекомые и даже человек имеют организм, который нуждается в питании, воде, воздухе.

  • Рождение и рост — с появлением на свет, у каждого живого существа начинают делиться клетки, за счет чего происходит рост организма.
  • Размножение — производство себе подобных, передача им генетической информации.
  • Питание — для роста и развития необходима пища и вода, за счет чего растут клетки.
  • Дыхание — если не будет воздуха, все живое умрет. Внутри клеток, которые есть у всех живых организмов, образуются химические процессы — высвобождение энергии.
  • Способность двигаться. Все живые организмы передвигаются. Человек, при помощи ног, животные при помощи лап, рыбам помогают плавники, растения реагируют на солнечный свет и поворачиваются к нему. Движение некоторых организмов заметить достаточно трудно.
  • Чувствительность — реагирование на звуки, свет, изменение температуры.
  • Умирание — завершение жизни. Ничто живое не живет вечно, умирание может происходить по разным причинам. Естественная смерть настает, когда организм постареет и теряет способность к дальнейшей жизни.

Объекты живой природы примеры

Окружающий нас мир очень разнообразен. Все его объекты можно разделить на царства, их четыре: бактерии, грибы, растения, животные.

Царство животных, в свою очередь, делится на виды и подвиды.

Самые простейшие организмы в животном мире — простейшие. Они имеют одну клетку, которая имеет способность к обмену веществ, передвигается, имеет, в основном не четкие границы. Их размеры до того маленькие, что разглядеть их без микроскопа, практически невозможно. В природе их насчитывается 40000. К ним относятся: амеба, инфузория-туфелька, зеленая эвглена.

Следующий подвид — это многоклеточные животные. К ним относится большинство объектов животного мира — рыбы, птицы, животные домашние и дикие, пауки, тараканы, черви.

Все растения имеют возможность размножаться и расти. Они синтезируют солнечный свет, за счет чего происходит обмен веществ. Вода так же нужна растениям, без нее они погибнут.

К растениям относятся:

  • деревья и кустарники;
  • трава;
  • цветы;
  • водоросли.

Бактерии — самые древние жители нашей планеты, имеющие простейшее строение. Но, не смотря на это, они обладают функцией размножения. Среда обитания бактерий очень разнообразна — вода, земля, воздух и даже ледники и вулканы.

Признаки неживой природы

Оглянитесь вокруг и вы увидите много признаков неживой природы: солнце, луна, вода, камни, планеты. Им не требуется для жизни воздух и пища, они не могут размножаться, относительно устойчивы к изменениям. Горы стоят тысячи лет, солнце постоянно светит, планеты вращаются неизменно вокруг солнца, не меняя свой курс. Только глобальные катаклизмы могут разрушить объекты неживой природы. Несмотря на то, что эти объекты относятся к природе неживой, мы бесконечно восхищаемся их красотой.

Объекты неживой природы примеры

Объектов, которые представляют природу неживую, великое множество, некоторые из них способны видоизменяться.

  • вода при пониженных температурах, преобразуется в лед;
  • сосулька начинает таять, если на улице плюсовая температура.
  • вода способна превращаться в пар при кипении.

К неживой природе относятся:

камни могут лежать на одном месте тысячи лет.

планеты неизменно крутятся вокруг солнца.

песок в пустыне — перемещается только под действием ветра.

Природные явления — молния, радуга, дождь, снег, солнечный свет — так же относится к неживой природе.

Отличительные признаки живой и неживой природы


  • Живые организмы более сложно устроены, чем неживые. И те и другие состоят из химических веществ. Но в состав живых организмов входят нуклеиновые кислоты, белки, жиры, углеводы.

Нуклеиновые кислоты — признак живого организма. Они хранят и передают генетическую информацию (наследственность).

  • Основой всего живого является клетка, из которой образуется ткань, а из нее система органов.
  • Обмен веществ и энергии поддерживает жизнь и осуществляет связь с окружающей средой.
  • Размножение — воспроизведение себе подобных, к примеру, у камней такой возможности нет, только если расколоть его.
  • Раздражительность — если пнуть ногой камень, он вам не ответит, а если пнуть собаку, она начнет лаять и может укусить.
  • Живые организмы способны приспосабливаться к окружающему миру, так, например, жираф имеет длинную шею, чтобы добывать пищу там, где другие животные ее не достанут. Если жирафа отправить в Арктику, он там погибнет, а вот белый медведь чувствует там себя прекрасно. Приспособляемость, в живом мире, называется эволюцией, которая, по большому счету, бесконечный процесс.
  • Живым организмам свойственно развиваться — увеличиваться в размерах, расти.

Все, перечисленные выше, факторы, отсутствуют у объектов неживой природы.

Связь между объектами живой и неживой природы, рассказ на примерах

Невозможность существования друг без друга, живой и неживой природы, обуславливает их взаимосвязь. Все живое нуждается в воде, солнце и воздухе.

Человек, как особь живой природы, нуждается в воде — чтобы пить, в воздухе — чтобы дышать, земле — растить продукты питания, солнце — чтобы согреваться и получать витамин D. Если исчезнет хотя бы один из компонентов, человек погибнет.

Утка — птица, представитель живой природы. Свой дом она создает в зарослях камыша — связь с растительным миром. Пищу она добывает в воде, так как питается рыбой. Солнце ее согревает, ветер помогает летать. Вода и солнце вместе позволяют вырастить потомство.

Цветок растет из земли, для его роста нужна вода в виде дождя, для энергии нужен солнечный свет.


Корова — пасется на лугу (земле), питается травой, сеном, пьет воду. Трава и сено перерабатываются в ее организме и удобряют землю.

Схема связи живой и неживой природы

Цель: дать понятия о живой и неживой природе; её роли в жизни человека.

Задачи: усвоить понятия (изложить в логической последовательности):

– Природа – живая – неживая;

– Объект природы;

– Предмет;

– Явления природы;

– Правила наблюдения за природой;

– Правила поведения на природе;

– Охрана природы

– Развивать речь, логическое мышление.

Должны уметь:

– Объяснять понятия и отвечать на вопросы;

– Сравнивать и делать выводы;

– Определять по определенным признакам виды природы.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Оборудование:

  • учебник Дмитриева и Казаков “Мы и окружающий мир”, 1-й класс;
  • картины;
  • диски с записью явлений природы и голосов птиц.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

– Интересным, веселым, сложным.

– Это будет зависеть то того, как мы будем помогать друг другу.

2. Показать картину Левитана “Октябрь”.

– Ответьте на вопрос “Что вы видите на картине?” одним словом.

– Природу.

Сейчас я прочту стихотворение, а вы послушайте и мысленно представьте то, о чем я буду читать.

“Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется”.

– Какое время года написал Левитан?

Назовите признаки осени, услышанные вами в стихотворении.

– Желтые листья, птицы улетели, небо в черных тучах, идет дождь.

3. Беседа “Природа вокруг нас”.

а) Дети, кто из вас бывал в лесу, у реки, на море? Поделитесь своими впечатлениями.

– Рассказы детей.

б) Кто наблюдал за бабочками, муравьями, птицами?

– Рассказы детей.

– Какой же вывод можно сделать? (подвести детей к тому, чтобы они сами ответили, что такое природа).

Вывод: все, что мы видим и наблюдаем – это природа.

– Назовите природу на картине.

– Деревья, гнездо, трава, небо.

– Подумайте, как можно разделить природу на две группы?

На доске запись ПРИРОДА ПРИРОДА
Гнездо небо Живая Неживая.
Деревья трава

– Показываю картинки и прошу детей разделить их на группы.

У доски дети делят картинки на группы и объясняют, по какому признаку их разделили.

Назовите признак живой природы:

Рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).

– Назовите объекты живой природы.

– цветок, бабочка, человек, кошка и т.д.

– Назовите объекты неживой природы.

– Камни, солнце, небо, радуга.

Физминутка:

“Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше”.

– О каком живом объекте природы мы говорили?

– О дереве.

– Докажите, что дерево относится к живой природе.

– Оно имеет все признаки живой природы. Оно рождается (появляется росток), растет, дышит, питается, размножается, умирает.

– О неживом?

– О ветре.

– Я сейчас покажу вам картинку, а вы скажите, какое дерево на ней.

– Это береза.

– А вы знаете, что листья и почки этого дерева являются лечебными? Отвар этих листьев помогает при ангине, при заболевании почек. Воздух в березовом лесу целебный.

Работа по учебнику (стр. 18)

– Назовите объекты живой природы и неживой.

– Дети называют и доказывают (почему тот или иной объект относится к живой или неживой природе).

Помогите мне решить задачу:

– Если камень упал с горы и раскололся, то этот камень объект какой природы?

– Неживой.

– Почему? Ведь был один камень, стало много.

– Нет признаков живой природы.

– Да, ребята. Камень – это тело природы. Тела в природе могут изменяться.

– Текучая вода в реке – это объект живой природы?

– Но ведь вода в реке движется?

– Вода движется потому что, что земля круглая.

Прослушайте грамзапись. “Дождь в лесу”.

– Какую природу вы услышали?

– Услышали птиц, лягушек. Это живая природа (назвали признаки живой природы)

– А еще что услышали?

– Шум воды (это неживая). Еще услышали дождь.

– А куда же дождь отнесем? К какой природе?

– Это явление неживой природы.

Беседа: Дерево – объект живой природы, а бревно?

– Объект неживой природы.

– Почему? А указка? (дети ведут дискуссию в парах, в четверках)

– А можно ли назвать объектами природы ложку, стол, дом?

Вывод: это просто предметы, которые сделал человек из объектов природы.

– А где люди взяли материал, чтобы сделать эти предметы?

– Из природы.

Живой – дерево – бревно, указка, стол.

Неживой – песок – стекло, вода в кране.

Вывод: живая природа влияет на неживую природу. Дерево растет в земле. Растениями питаются животные.

Сейчас прослушайте стихотворение, а вы подумайте, как неживая природа помогает живой.

“Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
– Он у мамы под крылом.

– Назовите объекты живой природы, неживой.

– Дети называют.

Беседа о роли природы в нашей жизни.

Вывод: Природа – дает одежду, питание, материалы для жилья, хорошее настроение.

Беседа о правилах наблюдения за природой.

Работа по учебнику.

Беседа о правилах поведения в природе (можно прочитать стихотворение).

Вывод: “Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину!”

Итог урока:

  1. Так какая же была тема нашего урока?
  2. Какую же проблему вы увидели на уроке?
  3. Что было удачного на уроке?
  4. Что не получилось на уроке?
  5. Отобразите свое настроение на листочках различных деревьев. (Раздать шаблоны листьев)