Что такое личность: определение по обществознанию через социальные роли. Сильная личность: примеры

  • 22.09.2019

Мы все стремимся стать личностями. Но какой смысл вкладываем в это понятие? Обществознание как одна из человековедческих наук давно эту проблему рассматривает. И она пришла к некоторым обоснованным выводам. Нас они тоже интересуют.

Итак, в нашей статье мы постараемся понять, что такое личность: определение по обществознанию этого понятия, а также составляющие его. Может, именно этого не хватает нам, чтобы стать полноценными личностями - осознания себя таковыми.

Определяем понятие

Рассматривается через социальную структуру, связи человека с культурной и социальной жизнью общества.

Слово "личность" является производным от латинского слова "персона" - человек в маске, выступающий в театре в роли актера. Античные корни слова дают нам понять, что личностью не рождаются люди, а становятся. В настоящее время на основе знаний, предоставленных психологией и обществознанием, мы можем сказать, что личностью становятся, обрастая социально значимыми связями с другими людьми, собственными чертами в этой связке.

Личностью становятся через социализацию - процесс, посредством которого человек после своего рождения входит в общество. Длится он всю жизнь, видоизменяясь, подстраиваясь под обстоятельства динамичного мира.

После этого предисловия к понятию можем сказать, что такое личность. Определение по обществознанию говорит нам следующее: личностью является носитель свойств, черт и качеств, субъект социальной деятельности. Каждый из нас рождается человеком, но личностью становится лишь через социализацию.

Подходы к характеристике личности

Как одна из самых обсуждаемых уже много десятилетий проблема, вопрос определения личности рассматривается в науке через два подхода:

  1. Как набор ролей: личностью человек является, проявляя себя в различных ситуациях в разных ролях.
  2. Через сущностные характеристики: такими являются которые формируют его мировоззрение и самооценку. Индивидуальные личностные характеристики являются важнейшими для человека. Последний же становится активным участником в познании и изменении мира.

Характеристики личности

Современная не прекращает структурировать знания о личности человека. Мы уже рассмотрели, что такое личность (определение по обществознанию) кратко. А какие же характеристики личности сегодня выделяют?

  • Воля - способность человека желать чего-то и делать это, осознавая и полностью беря на себя ответственность.
  • Свобода - идейность, лежащая в основе совершаемых действий.
  • Разум - анализирование совершаемых человеком действий и их последствий.
  • Чувства - особые эмоциональные процессы, происходящие во время совершения сознательных действий.

Совокупность этих черт в человеке и их проявления являются основой для персонализации - становления личности.

В этой теме будет актуально затронуть понятие характера человека. Под характером в обществознании подразумевают те яркие которые проявляются в различных жизненных ситуациях.

Характер рассматривается как атрибут личности, но не отождествляется с нею. Он является той движимой силой, которая заставляет совершать определенные действия.

Определение личности - актуальная дискуссия

В философии и психологии определение личности - одна из важнейших и сложнейших проблем. Обществознание дает нам представление о личности кратко и достаточно четко очерчено, исходя из того, что человек - существо социальное.

У различных научных воззрений свое представление о личности. Остается актуальной тема формирования представления о личности, своей собственной и как абстрактного понятия. В школе на уроках обществознания учителям стоит уделять вопросу достаточно времени, чтобы получить от учеников рефлексии - проявление осознания темы.

Уроки, посвященные этой проблеме, могут быть проведены такие, как "Личность: определение" (обществознание, 6 класс). Основы понимания, что такое личность, желательно преподносить в виде обработанного материала и ранее. По мере взросления дискуссиям на тему личности с учениками в школе стоит придавать больше смысловой нагрузки. Так, в урок "Личность: определение" (обществознание, 8 класс) уже можно внести данные о различных концепциях личности.

Заключение

Проблема личности остается актуальной и сегодня. Ее определение берутся давать многие науки, центром изучения которых является человек.

В нашей статье мы рассматривали, что такое личность (определение по обществознанию): субъект социально-культурной деятельности, наделенный особыми чертами и качествами. Важно то, что личностью становятся именно через связи с социумом. Рождаемся же мы все людьми, готовыми к росту и новым открытиям каждый день.

Простая правильная жизнь Козлов Николай Иванович

Личность: проект, который вам предстоит всегда

– Я себя ищу…

– А я себя – делаю.

Пожелаем им успеха!

Ты сегодняшний – это твое прошлое. Ты таким стал, верно. Но ты, смотрящий на себя сегодняшнего, – можешь больше, потому что у тебя есть твое будущее. А свое будущее, как и свою личность, творишь ты: можешь творить, если создашь такой замысел. Ты не заготовка, но в работе над собой ты можешь стать другим человеком: таким, каким построишь себя в соответствии со своим замыслом. Человек – это замысел о человеке, это его будущее. Ты будущий – это твой замысел о себе, и в этом смысле личности нет, потому что наша личность всегда впереди нас, как наше «Завтра».

Все знают, что такое «Завтра», а ведь его – нет. Когда наступает «Завтра», это самое «Завтра» оказывается снова впереди, и его снова невозможно поймать за хвост. «Завтра» никогда не существует сегодня, сегодня его нет – но именно наличие нашего «Завтра» делает нас людьми с будущим.

Ты сегодняшний – это твое прошлое. Твои сегодняшние мысли – это не совсем ты, а то, что к тебе пришло из твоего «Вчера». Это то, что ты принимаешь как свое прошлое и можешь изменить, поправить, уточнить.

К тебе пришли ненужные, лишние мысли – ты их прогнал. Правильно. Мысли – это не всегда ты.

Твои чувства – это также еще не ты, у тебя есть твое отношение к твоим чувствам. Можно радоваться своим красивым чувствам и сердиться на чувства глупые и неуместные. Ты был таким, потому у тебя и чувства такие. Эти чувства пришли из твоей личной истории, продиктованы твоими прошлыми мыслями, воспоминаниями и позициями. Ты станешь другим, и к тебе придут другие чувства.

Я – это я, а чувства – не я, а у меня.

Ты сегодняшний – это твое прошлое

Твое тело – тем более не полностью ты: мало ли что хочет твое тело, у тебя есть твои планы, намерения и обязательства. Я знаю очень смелых людей с трусливым телом: в ситуации опасности такое тело холодеет и трясется, но человек действует смело и решительно, потому что человек – это не его тело. Тело – твое ближайшее окружение, твой друг и союзник, хотя, когда-то, и источник проблем. Можно подчинить себя своему телу, а можно его подчинять себе, как минимум – с ним договариваться… Твое тело может стареть, но ты можешь оставаться молод. Твое тело – это твое прошлое, удачное или трудное, красивое или больное, а каким ты себя сделаешь завтра, решаешь ты – решаешь каждый следующий миг, каждую следующую секунду.

Конечно, это правда только в том случае, если ты выбираешь, что ты – это собственный проект и личный замысел. Если ты выбираешь жить своим будущим и учишь себя жить будущим.

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Миллмэн Дэн

Сознательное Я всегда несчастливо Люди задают мне очень много общих вопросов, но основной интерес, который их переполняет, вертится вокруг собственной личности: «Как мне наладить свои отношения с окружающими?», «Какова ситуация с моей жизнью, с моей работой, в моей семье,

Из книги Открытая книга мудрости автора Ray X

Как всегда побеждать Добиться Победы - это значит добиться нужных Вам результатов, ни больше, ни меньше. Добиваться каких-то результатов не для себя, а для кого-либо есть ни что иное, как ложь: Вы можете думать, что Вы покупаете цветы для любимой девушки, но на самом деле Вы

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. Я говорю «я» раньше, чем сознал себя личностью. «Я» первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. «Я»

Из книги Христианство и философия автора Карпунин Валерий Андреевич

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен

Из книги По законам логики автора Ивин Александр Архипович

3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион) Проблема отношения личности и общества не есть только проблема социологии и социальной философии, это есть основная

Из книги Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира] автора Уилбер Кен

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество.

Из книги Откройся Источнику автора Хардинг Дуглас

Всегда ли мы знаем, что для нас лучше? У великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена есть сказка «Калоши счастья». В ней рассказывается о том, как самонадеянная фея Счастья решила облагодетельствовать людей, подкинув им специальные калоши. Эти калоши

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

«БЫТЬ ОЗАДАЧЕННЫМ ВСЕГДА…» Итак, существуют высказывания, говорящие о своей собственной истинности или ложности. Идея, что такого рода высказывания не являются осмысленными, очень стара. Ее отстаивал еще древнегреческий логик Хрисипп.В средние века английский философ

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

12. ВСЕГДА УЖЕ

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

60 ВСЕГДА ДОСТУПНОЕ Видение того, Кто ты, есть суть.В моем опыте оно лишено качеств. Оно обнажённое, абсолютно обнажённое, и потому такое ценное – ценное, независимо от твоего состояния. Тебе не обязательно находиться в приподнятом настроении. Возможность расслабиться,

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины"личность"и"безличие", которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности относительно смысловой направленности этой терминологии. При

Из книги Логика. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

КОТОРЫЙ ЧАС В.: Почему вы используете цитаты из книг современных писателей и из газет, если суфийские идеи давным-давно были достаточно хорошо сформулированы?О.: Полагаю, современный анекдот будет наилучшей иллюстрацией. Жил один торговец наручными часами. Он заметил, что

Из книги Превращения смысла автора Смирнов Игорь Павлович

РАБ, КОТОРЫЙ ВСЕГДА БЫЛ СВОБОДНЫМ Эпиктет (60-138 гг.) родился в малоазийской части Римской империи. Мальчиком он был привезен в Рим на положении раба и продан вольноотпущеннику Эпафродиту, фавориту императора Нерона, который, кстати, потом «помог» Нерону покончить с собой.

Из книги автора

Для мечтателей. Души-близнецы всегда узнают друг друга. Птицы всегда находят свою Стаю Прежде чем коснуться этой трепетной темы, рассказывающей об одной из самых сокровенных тайн человеческой души, надо все-таки разрушить одну популярную иллюзию.Если у вас создается

Из книги автора

5.6. Всегда ли доказательство необходимо? Установление истинности или ложности тезиса путем подтверждения или опровержения представляет собой одну из наиболее важных операций мышления, которая, как и всякая другая логическая операция, подчиняется определенным правилам.

Из книги автора

II. «…Рим, который…» Старость дается только один раз. Молодость многими переживается дважды, разыгрывает, пусть и на короткий срок, свое возвращение. Но старость неповторима, она выпадает из космического круговорота, вырывает человека из единения с посезонно умирающей и

ПРОЕКТ

по теме: «УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Научный руководитель: Кандидат педагогических наук Доцент кафедры дошкольного и начального образования

Кондратьева Елена Порфирьевна

Выполнен: Борькиной Татьяной Степановной

Учителем СОШ №2, г. Шумерля

Шумерля 2009


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 3 стр.

  2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 стр.

  3. АННОТАЦИЯ 4 стр.

  4. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 4 стр.

  5. ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИЦЫ 7 стр.

  6. ПРИЛОЖЕНИЯ 15 стр.

  7. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ 31 стр.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:


  1. Определить факторы развития успешной личности ученика.

  2. Выработать критерии успешной личности.

  3. Разработать и апробировать на практике программу индивидуального развития ребенка.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:


  1. Создание и оформление структуры программы индивидуального развития учащейся.

  2. Составление матрицы факторов развития успешной личности.

  3. Разработка списка критериев успешности личности.

  4. Возможная диссеминация результатов проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


  1. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике «восьми шкал».

  2. Индивидуальная программа развития ученицы 3 «Б» класса Кулаковой Екатерины, разработанная классным руководителем.

  3. Личная программа развития «Проект программы собственной жизни» ученицы 3 «Б» класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.

  4. Выставка личных достижений учащейся в конце учебного года.

  5. Презентация портфолио на заключительном детско-родительском собрании в конце обучения в начальной школе.

АННОТАЦИЯ

Важной стратегической задачей модернизации российской школы является воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Проект «Успешная личность» нацелен на определение факторов развития успешной личности ученика, выработку критериев успешной личности, разработку и апробирование индивидуальной программы развития личности, которая не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

«Скажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай возможность действовать, и я научусь», - гласит китайская пословица. Совместная проектная деятельность помогает ученице создать свой «продукт» - «Проект программы собственной жизни» и таким образом научить анализировать качественные составляющие собственной деятельности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(в течение первого класса)


  • Выявление учителем особенностей индивидуального развития детей.

  • Определение темы проекта.

  • Работа с учащимися по созданию «Папок успеха».

II ЭТАП: «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ»

(второй класс)

ЗАДАЧИ:


  • Определение актуальности проблемы, поставленной темой проекта, уточнение целей.

  • Определение круга изучаемых вопросов.

  • Определение источников информации и выбор критериев оценки результатов.
ВЫБОР СОАВТОРА ПРОЕКТА ИЗ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.

УЧЕНИК получает творческое задание, определяет информацию, обсуждает задание с учителем и намечает план его выполнения.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА:


  1. Задание-исследование: «Кого можно назвать успешным человеком?»

  2. Задание-исследование: «Каким должен быть успешный ученик?»

  3. Задание-исследование «Как стать успешным человеком?
УЧИТЕЛЬ: мотивирует учащегося, объясняет цели проекта, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает и начинает разработку индивидуальной программы развития ребенка.

III ЭТАП: «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА»

(третий класс)

ЗАДАЧИ: Сбор и уточнение информации, выполнение проекта.

УЧЕНИК: Самостоятельная работа по заданию, выполнение индивидуальных исследований, создание ученического проекта – программы собственной жизни.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА - выявление мнений по вопросу:

1.«Кого можно назвать успешным человеком?»


  • беседы с администрацией школы;

  • беседы с учителями;

  • беседы с родителями;

  • работа в библиотеке с литературой (помощь и консультация библиотекаря).

  • Проведение опроса среди учащихся старших классов, достигших успехов в различных видах деятельности; встречи с отличниками учебы, активом школы.
2. «Умеешь ли ты общаться со сверстниками»;

  • анкетирование всех учеников начальной школы.
3.«Умеешь ли ты общаться со взрослыми».

  • тестирование
УЧИТЕЛЬ: наблюдает, консультирует, советует, подводит промежуточные итоги проделанной работы, создает индивидуальную программу развития ребенка.

ИТОГИ III ЭТАПА на основании проделанных микроисследований:


  • Определены основные критерии успешности личности;

  • Разработан «Проект программы собственной жизни ученицы 3 Б класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.»

  • Создана программа индивидуального развития ребенка.

IV ЭТАП: «РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА – ПОРТФОЛИО УЧЕНИЦЫ» (четвертый класс)

ЗАДАЧИ:


  • Продолжить сбор информации и на основе данных подготовить портфолио ученицы для перехода ее из начального звена в среднее.

  • Создать презентацию портфолио ученицы и представить ее на родительском собрании в мае 2010 года.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

1. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике «восьми шкал».

2. Индивидуальная программа развития ученицы 3 Б класса Кулаковой Екатерины, разработанная классным руководителем.

3. Личная программа развития «Проект программы собственной жизни» ученицы 3 «Б» класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

1. Создание портфолио ученицы (2009 - 2010 гг.)

ПРОГРАММА

индивидуального развития обучающейся 4 «Б» класса МОУ «СОШ №2»

Кулаковой Екатерины


Классный руководитель 4 «Б» класса,

Г. Шумерля, Чувашская Республика

2009 г.

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


  1. Пояснительная записка.

  2. Цели.

  3. Этапы реализации программы.

  4. Сроки реализации программы.

  5. Содержание.

  6. Промежуточные результаты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От успешности ученика - к успешной личности

Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только всего хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие «успешный ученик»:

Способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же;

Способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);

Высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;

Способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;

Положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;

Положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;

Социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;

Позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;

Позитивные отношения с одноклассниками;

Хорошее физическое и психическое здоровье;

Адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;

Чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка необходима для того, чтобы осуществить личностно-ориентированный подход к его воспитанию, которое, с точки зрения педагогики, представляет собой сознательно организуемое взаимодействие педагога и воспитанника, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемого по овладению им социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данной программе подчеркивается активная деятельность объекта воспитания - школьника.

ЦЕЛИ:


  • Педагогическая: развитие в ребенке навыков выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

  • Здоровьесберегающая: формирование привычек здорового образа жизни, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

  • Воспитательная: формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

  • Психологическая: изучение и необходимая коррекция личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Программа планируется и реализуется на основе


  • Наблюдений

  • Диагностических процедур

  • Психолого-педагогических выводов

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап. Диагностический.

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.


  • Диагностика уровня сформированности личности ученика.

  • Анкетирование ученика. Анкеты для ребенка: «Самоанализ». «Мой характер». «Выявление качеств личности». «Школа и я» «Урок моими глазами». «Изучение учебной мотивации». «Свободное время». «Моя семья».

  • Анкетирование родителей. Анкеты для родителей: «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям?» «Учебная нагрузка моего ребенка».

  • Тесты: «Ваши взаимоотношения с ребенком». «Все ли я знаю о своем ребенке?» «Как вы видите будущее своего ребенка?»

  • Подведение итогов диагностики и мониторинга.

II этап. Коррекционно – развивающий.


  • Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальных программ.

  • Психологические тренинги: «Класс, в котором я учусь». «Мой семейный альбом».

  • Обмен мнениями и консультации родителей по различным вопросам личностного развития ребенка.

  • Оказание индивидуальной помощи ученику по различным школьным предметам.

  • Оптимизация режима дня учащегося.

  • Индивидуальные беседы с учащимся, темы: «Я и моя семья». «Я и моя школа». «Я и мои одноклассники». «Я и мои друзья». «Я и мое свободное время». «Я и мои планы на будущее».

  • Встреча с родителями, психологом, социальным педагогом в социальной гостиной.

  • Практикум «Семейные традиции».

  • Родительский университет.

  • Проведение тематических дней. «День моего здоровья». «День хороших оценок». «День добрых дел». «День дружбы». «День семьи». «День пожилых людей». «День толерантности».
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 4 года обучения ребенка в начальной школе (1-4 класс)

Проект «Учение»


  • Учиться на «5»;

  • Принять участие в олимпиадах по русскому языку и конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру – математика для всех»;

  • Активно работать в школьном научном обществе учащихся «Эврика»; подготовить научно-исследовательскую работу на тему: «Как вырастить дыню».

  • Посещать альтернативные уроки по английскому языку, по русскому языку.

  • Продолжить работу в качестве консультанта классной «Экстренной скорой помощи».
Проект «Здоровье»

  • Формировать убеждения, что при здоровом образе жизни у человека развивается не только красота тела, гармония движений, работоспособность, но и формируется характер, закаляется сила воли;

  • Учить использовать опыт и знания, полученные на занятиях физической культуры и в спортивных секциях в своей жизни и профессиональной деятельности

  • 2 раза в неделю посещать плавательный бассейн;

  • 2 раза в неделю в зимний период посещать городской каток;

  • В выходные дни устраивать семейные лыжные прогулки;

  • Соблюдать режим дня.

  • Делать утреннюю гимнастику ежедневно.
Проект «Творческая деятельность»

  • Продолжить обучение в музыкальной школе;

  • Продолжить обучение в художественной школе;

  • Совершенствовать навыки овладения современными танцами в танцевальной студии «Веснушки»;

  • Организовать в классе долгосрочный проект «Музейно-выставочные экспозиции» по различным темам.
Проект «Общение»

  • Воспитание потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека;

  • Формирование конструктивного поведения;

  • Воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.

  • Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.
Проект «Достижения»

  • Помочь ученице разработать «Проект программы собственной жизни».

  • Формирование навыков коллективной и личной состязательности, развитие инициативы, творчества, индивидуальности, эстетического совершенства своего мастерства в процессе подготовки и проведения мероприятий по расширению и углублению знаний базовых предметов, умений и практических навыков, полученных в школе.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Проект «Успешная личность» нацелен на определение факторов развития успешной личности ученика, выработку критериев успешной личности, разработку и апробирование индивидуальной программы развития личности, которая не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по теме: «УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Научный руководитель: Кандидат педагогических наук Доцент кафедры дошкольного и начального образования

Кондратьева Елена Порфирьевна

Выполнен: Борькиной Татьяной Степановной

Учителем СОШ №2, г. Шумерля

Шумерля 2009

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 3 стр.
  2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 стр.
  3. АННОТАЦИЯ 4 стр.
  4. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 4 стр.
  5. ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИЦЫ 7 стр.
  6. ПРИЛОЖЕНИЯ 15 стр.
  7. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ 31 стр.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

  1. Определить факторы развития успешной личности ученика.
  2. Выработать критерии успешной личности.
  3. Разработать и апробировать на практике программу индивидуального развития ребенка.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Создание и оформление структуры программы индивидуального развития учащейся.
  2. Составление матрицы факторов развития успешной личности.
  3. Разработка списка критериев успешности личности.
  4. Возможная диссеминация результатов проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике «восьми шкал».
  2. Индивидуальная программа развития ученицы 3 «Б» класса Кулаковой Екатерины, разработанная классным руководителем.
  3. Личная программа развития «Проект программы собственной жизни» ученицы 3 «Б» класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.
  4. Выставка личных достижений учащейся в конце учебного года.
  5. Презентация портфолио на заключительном детско-родительском собрании в конце обучения в начальной школе.

АННОТАЦИЯ

Важной стратегической задачей модернизации российской школы является воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Проект «Успешная личность» нацелен на определение факторов развития успешной личности ученика, выработку критериев успешной личности, разработку и апробирование индивидуальной программы развития личности, которая не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

«Скажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай возможность действовать, и я научусь», - гласит китайская пословица. Совместная проектная деятельность помогает ученице создать свой «продукт» - «Проект программы собственной жизни» и таким образом научить анализировать качественные составляющие собственной деятельности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(в течение первого класса)

  1. Выявление учителем особенностей индивидуального развития детей.
  2. Определение темы проекта.
  3. Работа с учащимися по созданию «Папок успеха».

II ЭТАП: «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ»

(второй класс)

ЗАДАЧИ:

  1. Определение актуальности проблемы, поставленной темой проекта, уточнение целей.
  2. Определение круга изучаемых вопросов.
  3. Определение источников информации и выбор критериев оценки результатов.

УЧЕНИК получает творческое задание, определяет информацию, обсуждает задание с учителем и намечает план его выполнения.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА:

  1. Задание-исследование: «Кого можно назвать успешным человеком?»
  2. Задание-исследование: «Каким должен быть успешный ученик?»
  3. Задание-исследование «Как стать успешным человеком?

УЧИТЕЛЬ: мотивирует учащегося, объясняет цели проекта, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает и начинает разработку индивидуальной программы развития ребенка.

III ЭТАП: «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА»

(третий класс)

ЗАДАЧИ: Сбор и уточнение информации, выполнение проекта.

УЧЕНИК: Самостоятельная работа по заданию, выполнение индивидуальных исследований, создание ученического проекта – программы собственной жизни.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА - выявление мнений по вопросу:

1.«Кого можно назвать успешным человеком?»

  1. беседы с администрацией школы;
  2. беседы с учителями;
  3. беседы с родителями;
  4. работа в библиотеке с литературой (помощь и консультация библиотекаря).
  5. Проведение опроса среди учащихся старших классов, достигших успехов в различных видах деятельности; встречи с отличниками учебы, активом школы.

2. «Умеешь ли ты общаться со сверстниками»;

  1. анкетирование всех учеников начальной школы.

3.«Умеешь ли ты общаться со взрослыми».

  1. тестирование

УЧИТЕЛЬ: наблюдает, консультирует, советует, подводит промежуточные итоги проделанной работы, создает индивидуальную программу развития ребенка.

ИТОГИ III ЭТАПА на основании проделанных микроисследований:

  1. Определены основные критерии успешности личности;
  2. Разработан «Проект программы собственной жизни ученицы 3 Б класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.»
  3. Создана программа индивидуального развития ребенка.

IV ЭТАП: «РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА – ПОРТФОЛИО УЧЕНИЦЫ» (четвертый класс)

ЗАДАЧИ:

  1. Продолжить сбор информации и на основе данных подготовить портфолио ученицы для перехода ее из начального звена в среднее.
  2. Создать презентацию портфолио ученицы и представить ее на родительском собрании в мае 2010 года.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

1. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике «восьми шкал».

2. Индивидуальная программа развития ученицы 3 Б класса Кулаковой Екатерины, разработанная классным руководителем.

3. Личная программа развития «Проект программы собственной жизни» ученицы 3 «Б» класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

1. Создание портфолио ученицы (2009 - 2010 гг.)

ПРОГРАММА

индивидуального развития обучающейся 4 «Б» класса МОУ «СОШ №2»

Кулаковой Екатерины

Классный руководитель 4 «Б» класса,

Г. Шумерля, Чувашская Республика

2009 г.

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели.
  3. Этапы реализации программы.
  4. Сроки реализации программы.
  5. Содержание.
  6. Промежуточные результаты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От успешности ученика - к успешной личности

Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только всего хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие «успешный ученик»:

Способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же;

Способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);

Высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;

Способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;

Положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;

Положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;

Социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;

Позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;

Позитивные отношения с одноклассниками;

Хорошее физическое и психическое здоровье;

Адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;

Чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка необходима для того, чтобы осуществить личностно-ориентированный подход к его воспитанию, которое, с точки зрения педагогики, представляет собой сознательно организуемое взаимодействие педагога и воспитанника, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемого по овладению им социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данной программе подчеркивается активная деятельность объекта воспитания - школьника.

ЦЕЛИ:

  1. Педагогическая: развитие в ребенке навыков выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
  2. Здоровьесберегающая: формирование привычек здорового образа жизни, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
  3. Воспитательная: формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.
  4. Психологическая: изучение и необходимая коррекция личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Программа планируется и реализуется на основе

  1. Наблюдений
  2. Диагностических процедур
  3. Психолого-педагогических выводов

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап. Диагностический.

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.

  1. Диагностика уровня сформированности личности ученика.
  2. Анкетирование ученика. Анкеты для ребенка: «Самоанализ». «Мой характер». «Выявление качеств личности». «Школа и я» «Урок моими глазами». «Изучение учебной мотивации». «Свободное время». «Моя семья».
  3. Анкетирование родителей. Анкеты для родителей: «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям?» «Учебная нагрузка моего ребенка».
  4. Тесты: «Ваши взаимоотношения с ребенком». «Все ли я знаю о своем ребенке?» «Как вы видите будущее своего ребенка?»
  5. Подведение итогов диагностики и мониторинга.

II этап. Коррекционно – развивающий.

  1. Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальных программ.
  2. Психологические тренинги: «Класс, в котором я учусь». «Мой семейный альбом».
  3. Обмен мнениями и консультации родителей по различным вопросам личностного развития ребенка.
  4. Оказание индивидуальной помощи ученику по различным школьным предметам.
  5. Оптимизация режима дня учащегося.
  6. Индивидуальные беседы с учащимся, темы: «Я и моя семья». «Я и моя школа». «Я и мои одноклассники». «Я и мои друзья». «Я и мое свободное время». «Я и мои планы на будущее».
  7. Встреча с родителями, психологом, социальным педагогом в социальной гостиной.
  8. Практикум «Семейные традиции».
  9. Родительский университет.
  10. Проведение тематических дней. «День моего здоровья». «День хороших оценок». «День добрых дел». «День дружбы». «День семьи». «День пожилых людей». «День толерантности».

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 4 года обучения ребенка в начальной школе (1-4 класс)

Проект «Учение»

  1. Учиться на «5»;
  2. Принять участие в олимпиадах по русскому языку и конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру – математика для всех»;
  3. Активно работать в школьном научном обществе учащихся «Эврика»; подготовить научно-исследовательскую работу на тему: «Как вырастить дыню».
  4. Посещать альтернативные уроки по английскому языку, по русскому языку.
  5. Продолжить работу в качестве консультанта классной «Экстренной скорой помощи».

Проект «Здоровье»

  1. Формировать убеждения, что при здоровом образе жизни у человека развивается не только красота тела, гармония движений, работоспособность, но и формируется характер, закаляется сила воли;
  2. Учить использовать опыт и знания, полученные на занятиях физической культуры и в спортивных секциях в своей жизни и профессиональной деятельности
  3. 2 раза в неделю посещать плавательный бассейн;
  4. 2 раза в неделю в зимний период посещать городской каток;
  5. В выходные дни устраивать семейные лыжные прогулки;
  6. Соблюдать режим дня.
  7. Делать утреннюю гимнастику ежедневно.

Проект «Творческая деятельность»

  1. Продолжить обучение в музыкальной школе;
  2. Продолжить обучение в художественной школе;
  3. Совершенствовать навыки овладения современными танцами в танцевальной студии «Веснушки»;
  4. Организовать в классе долгосрочный проект «Музейно-выставочные экспозиции» по различным темам.

Проект «Общение»

  1. Воспитание потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека;
  2. Формирование конструктивного поведения;
  3. Воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.
  4. Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.

Проект «Достижения»

  1. Помочь ученице разработать «Проект программы собственной жизни».
  1. Формирование навыков коллективной и личной состязательности, развитие инициативы, творчества, индивидуальности, эстетического совершенства своего мастерства в процессе подготовки и проведения мероприятий по расширению и углублению знаний базовых предметов, умений и практических навыков, полученных в школе.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

I. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (МЕТОДИКА «ВОСЬМИ ШКАЛ»)

II. СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕЙСЯ, В КОТОРОЙ ОТРАЖАЮТСЯ:

  1. Отношение к учебе (желание учиться, отношение к успехам, стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, сознание значимости учёбы).
  2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика (умение планировать учебную работу, умение выделять главное в работе, умение осуществлять самоконтроль в учении, уровень настойчивости в учении).
  3. Ведущие интересы и склонности.
  4. Культурный кругозор
  5. Общественная и трудовая активность (инициативность, отношение к труду, добросовестность, заинтересованность в делах коллектива).
  6. Состояние здоровья, отношение к здоровому образу жизни
  7. Нравственная воспитанность (чувство товарищества, гуманизма, сознательной дисциплины, степень развитости чувства долга, честность, порядочность, скромность).
  8. Взаимоотношения учащейся с классом.

III. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Используемые диагностические методики (приложение 1);
  2. Итоги исследований – портрет ученика (приложение 2);
  3. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике «восьми шкал» (приложение3).
  4. Психолого-педагогическая характеристика (приложение 4);
  5. Проект программы развития собственной жизни ученицы 3 «Б» класса Кулаковой Екатерины (приложение 5).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ).

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КРУГИ НА ВОДЕ»

Ребенку предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг он должен вписать не более трех имен своих одноклассников.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «НЕДОПИСАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ученику предлагается определить свои отношения с одноклассниками, продолжить следующие предложения:

  1. Самый близкий мне человек в классе, это...
  2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное время, это...
  3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
  4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
  5. .Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
  6. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...
  7. Ребята, интересы которых мне чужды, это...
  8. Ребята, которые мне неприятны, это...
  9. Ребята, которых я избегаю, это...

ДИАГНОСТИКА «НЕДОПИСАННЫЕ МЫСЛИ»

Ученику предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.

  1. Я считаю, что я…
  2. Главное в моей жизни - это...
  3. Мне хорошо, когда...
  4. Мне плохо, когда...
  5. Мне нравится, когда взрослые...
  6. Мне не нравится, когда взрослые...

ДИАГНОСТИКА «10-Я»

Ученику предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах по образцу:

1-я- 4-я- 7-я- 10 - я -

2-я- 5-я- 8-я-

3-я- 6-я- 9-я-

АНКЕТИРОВАНИЕ: «КАК Я ОТНОШУСЬ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ?»

  1. Как часто я пропускаю занятия в школе по болезни?
  2. Где лучше провожу время отдыха: на воздухе или у телевизора дома?
  3. Часто ли я употребляю в пищу фрукты и овощи?
  4. Делаю ли я по утрам гимнастику?
  5. Живу ли я по режиму?
  6. Отчего бывает у ребенка нарушение осанки? Как этого избежать?
  7. Я за активный отдых или за пассивный?
  8. Люблю ли я спорт?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(ПОРТРЕТ УЧЕНИКА).

Честность

Правдивость

Рассудительность

Общительность

Тактичность

Открытость

Уступчивость

Ответственность

Трудолюбие

Аккуратность

Настойчивость

Целеустремленность

Инициативность

Самостоятельность

Добросовестность

Старательность

Скромность

Самокритичность

Гордость

Бережливость

3 – высокий уровень;

2 – средний уровень;

1 – низкий уровень;

0 – нулевой уровень.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ФИКСИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИЦЫ

МЕТОДИКЕ «ВОСЬМИ ШКАЛ».

МЕТОДИКА ВОСЬМИ ШКАЛ «УСПЕХИ УЧЕНИКА»

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

Технология

Изобразительное искусство

Музыка

Информационные технологии

Физическая культура

Чувашский язык

Английский язык

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5


5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

ПРЕДМЕТЫ

1 ЧЕТ.

2 ЧЕТ.

3 ЧЕТ.

4 ЧЕТ.

ГОД

V шкала

Участие в творческих конкурсах и различных соревнованиях.

Участие в выставках рисунков ДШИ №1 «Здравствуй,

Зимушка-Зима», «Краски осени», «Весне навстречу»,

«Что нам стоит дом построить», «Волшебница Весна», в городском конкурсе рисунков, посвященных

Году ребенка. Участие в I Зональном конкурсе юных исполнителей «Сурские узоры» ДШИ №1, участие в V Открытом зональном конкурсе юных исполнителей МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» г. Канаш, участие в литературно-музыкальном вечере

«На клавишах весны» ДШИ №1, участие в шефском концерте МДОУ «Золотой ключик».

VI шкала

Победы, поощрения, награды.

Диплом I степени победителя школьной

научно-практической конференции «Эксельсиор»;

Городская научно-практическая конференция фестиваль «Эксельсиор – 2008», приз зрительских симпатий;

I место во II возрастной категории XVI фестиваля-конкурса «Шумерлинские росточки-2008», XVII фестиваля-конкурса «Шумерлинские росточки-2009»,; Диплом международного математического конкурса «Кенгуру - 2008», «За высокие результаты»; Похвальный лист «За отличные успехи в учении» - 2 класс; Грамота за II место в городской

олимпиаде по русскому языку; Почетная грамота «За активное участие в жизни школы», Похвальный лист «За отличные успехи в учении» - 3 класс, Грамота в номинации «Лучший ученик школы 2009», Диплом победителя международного конкурса по русскому языку «Русский медвежонок - 2008», «За высокие результаты», Диплом участника V Республиканской научно-практической конференции «В Поисках истины», Диплом финалиста V Российского Конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь»; Сертификат участника III Республиканской научно-практической конференции «Краеведческие чтения».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

Ф.И.О. учащегося

Дата рождения

Место жительства

Состав семьи:

Отец:

Мать:

Сестра:

Отношение к учебе:

Затруднения по предметам:

Уровень развития:

Реакция на критику:

Способность к самооценке:

Способности:

Межличностное общение, социальный опыт: как относится к мнению коллектива:

Имеет ли друзей в своем классе:

Друзей вне класса:

Участвует в делах класса:

Как выполняет поручения:

Бывают ли конфликтные ситуации с одноклассниками:

Отношения в семье:

Кулакова Екатерина Владиславовна

05. 08. 99 г.р.

Чувашская Республика, г. Шумерля

Кулаков Владислав Анатольевич

образование высшее

Кулакова Оксана Алексеевна

образование высшее

Кулакова Светлана Владиславовна 2008.г.р.

У девочки большое желание учиться. Она добросовестно относится к выполнению домашних заданий, всегда делает их правильно и аккуратно, внимательно слушает учителя на уроках, дает хорошие и полные ответы на поставленные вопросы. Ее дневник и тетради признаны одними из лучших в классе. Катя много читает, хорошо пересказывает, постоянно повышает свой кругозор чтением литературы, активна на уроках. Во втором и третьем классах оценки по всем изучаемым предметам «5». Со второго класса является членом школьного научного общества «Эврика». Заняла первое место на школьной научно-практической конференции «Эксельсиор» с научно-исследовательской работой «Что такое витамины, и для чего они нужны в организме человека». С этой же работой выступала на городской конференции «Эксельсиор» и завоевала приз зрительских симпатий. В 3 и 4 классах является неоднократным участником Республиканских научно-практических конференций, за что отмечена дипломами и сертификатами.

Не испытывает затруднений. Ее любимые предметы – русский язык, литературное чтение, информатика

Высокий. По исследованиям школьного педагога- психолога, Катя – хорошо адаптированный, незастенчивый, эмоционально-развитый человек. У ребенка хорошие задатки к обучению.

В таких случаях она больше смущается и старается впредь не допускать подобных ошибок.

Высокая.

С первого класса учится только на «отлично». Катя – творческая личность. Она хорошо поет, читает стихи, увлекается музыкой, рисованием, прекрасно владеет компьютерными технологиями, любит участвовать в выставках, конкурсах. Отмечена грамотами как лучшая ученица в музыкальной и художественной школах. У девочки большой интерес к современным танцам. Около 5 лет она посещает танцевальную студию «Веснушки», где не раз была победительницей городского смотра-конкурса «Шумерлинские росточки». Со 2 класса занимается исследовательской работой. Имеет печатные издания.

Воспринимает положительно и прислушивается к мнению одноклассников только в том случае, если считает его правильным и справедливым.

В классе у Кати много друзей. Она ни с кем не конфликтует, коммуникабельна, отзывчива. Ребятам это нравится.

Имеет много друзей в районе, где проживает, и в параллельном классе.

Активный участник. В 3 классе организовала музейно-выставочные экспозиции на весь учебный год. Обрабатывает материал, активизирует работу ребят.

Добросовестно, ответственно, с удовольствием. По своей инициативе организовала классную библиотеку, которая действует и поныне.

В первом классе были. Во втором и третьем классе девочка научилась избегать подобных случаев. В последнее время конфликтов нет.

В семье теплые доверительные отношения. Очень любит младшую сестренку. Помогает маме в ее в домашних делах и в воспитании сестры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРОЕКТ

ПРОГРАММЫ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

УЧЕНИЦЫ 3 «Б» КЛАССА

МОУ СОШ №2

КУЛАКОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ

2009 г.

Программа является третьей частью четырехгодичной программы, прагматической целью которой следует рассматривать успешный переход из начальной школы в среднее звено общеобразовательной школы.

Другой целью программы я рассматриваю необходимость построить себя таким образом, чтобы стать интересным, здоровым, умеющим общаться и уверенно чувствовать себя в обществе, способным ставить и достигать разумных целей творчески-деятельным образом, достаточно разбирающимся в современной и классической культуре, добродетельным, уважающим других людей и себя самого человеком.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

  1. Школьные занятия 238 дней по 4 часа равно 952 часа в год.
  2. Музыкальная школа 34 недели по 3 часа равно102 часа в год.
  3. Танцевальная студия 34 недели по 2 часа равно 68 часов в год.
  4. Художественная школа 34 недели по 1 часу равно 34 часа.
  5. Альтернативные занятия по предметам 34 недели по 2 часа равно 68 часов.
  6. Общественная работа в школе 34 недели по 1 часу равно 34 часа.
  7. Научно практическая работа 34 недели по 1 часу равно 34 часа в год.
  8. Проектная деятельность 34 недели по 1 часу равно 34 часа в год.
  9. Прогулка, отдых – 2,5 часа в день равно 912,5 часов в год.
  10. Домашние задания – 1 час в день равно 238 часов в год.
  11. Семейное чтение – 0,5 часа в день равно 182, 5 часа в год.
  12. Занятия по интересам – 3 часа в день равно 1095 часов в год.
  13. Сон по 10 часов в сутки равно 3650 часов в год.

Итого: 7404 часа в год.

Годовая норма – 8760 часов, вычесть 7404 часа. Резерв 1356 часов.

  1. Если в какой-то день или неделю не удалось выполнить план, - значит, недостачу следует возместить в следующем периоде.
  2. Поставить задачу – учиться по всем предметам на «5».
  1. Научиться с предельным вниманием относиться к учению, к людям, к окружающей среде.
  2. Ежедневно слушать новости, смотреть познавательные передачи.
  3. Ежедневно делать оздоровительную гимнастику.
  4. Каждый день - не менее одного хорошего дела.
  5. Никогда не говорить о людях ничего плохого.
  6. Помогать родителям, стараться не огорчать их.
  7. Научиться лаконично разговаривать по телефону.
  8. Посещать Интернет только по мере необходимости.

1) Провести следующие исследования:

- Как вырастить дыню?

- Для чего человеку нужны витамины?

2) Изучить творчество А. Линдгрен, прочитать как можно больше ее произведений.

3) Выучить в течение этого года не менее 20 стихотворений русских поэтов.

5) Вести дневник наблюдений.

6) Научиться танцевать современные танцы.

7) Освоить компьютерные программы:

8) Все увиденное и услышанное научиться интересно рассказывать друзьям и родственникам.

9) Создать долгосрочный проект «Музейно-выставочные экспозиции» с помощью одноклассников по следующему плану:

ПЛАН-ГРАФИК

МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ

Комнатные растения. Как за ними ухаживать.