Установленный законом статус христиан. Заявления правозащитных организаций

  • 22.07.2019

Время от времени по всем СМИ и блогам в соцсетях проходят волны возмущений дикостью нравов в КНДР: чиновника высочайшего уровня свергли с политического Олимпа, расстреляли, добили реактивным снарядом, а потом скормили собакам. Иногда северокорейских чиновников казнят десятками, целыми трудовыми коллективами, причем на глазах у беременных жен, зомбированных детей и даже голодающих воробьев и чудом спасшихся от поедания людьми гусениц. Сетевой народ негодует и требует новых репрессий в отношении руководства КНДР. Реже, с меньшими подробностями людоедской жестокости, рассказывается о казнях христиан в Иране. Раз в год, а то и режемировые СМИ сообщают, что в Иране будут казнены христиане, причем казнят их исключительно потому, что они христиане.
Я совсем не собираюсь оправдывать режим северо-корейских коммунистических монархов, - даже если там никого не расстреливают, то мне он все равно не мил, - а вот то, что касается моего любимого Ирана, то с уверенностью могу сказать — ложь и неправда. Всегда, когда вам будут рассказывать, что в Иране казнят христиан за их веру, то знайте — вас нагло обманывают. Никаких репрессий христиан там нет, в чем я лично многократно смог убедиться.

1. Действующий храм Христа Всеспасителя в Исфахане.

Конечно, я не знаю реальной жизни христиан в Иране, вполне допускаю, что у них есть проблемы и они сталкиваются с жизненными трудностями на религиозной почве. Уверен, что совсем не просто быть религиозным меньшинством в стране, где 98% исповедуют одну религию. Скажем любой прозелитизм в Иране категорически запрещен, государство оберегает своих граждан и обращение мусульман в другие религии преследуется уголовным кодексом. Следовательно какая-либо христианская миссия под жестким запретом. Нам даже трудно представить аналогичную ситуацию в нашей стране, где, кроме православных, веками проживают представители разных религий, есть целые республики с преобладающим неправославным большинством, где есть реальная свобода вероисповедания и можно исповедовать любую религию или быть атеистом, и где религиозность народа весьма условна. Ведь когда 85% россиян записывают себя в православные, то они тем самым хотят подчеркнуть свою принадлежность к славянской нации или культуре, а не свои религиозные убеждения. Те же опросы показывают, что 17-20% от 85-ти не только во Христа, но в Бога не веруют, а уж о Православии или Христианстве имеют весьма поверхностные представления или не имеют никаких. Совсем другая ситуация в Иране, где народ действительно как бы мы сказали «воцерковлен» и все, пусть и в разной степени, но являются активными участниками «церковной» жизни. Фактически монолитное общество расколото на две неравные части - 89% населения мусульмане-шииты, 9% - мусульмане-суниты. Христианам, иудеям и зороастрийцам остаются 2%. Представители этих религий официально находятся под защитой государства.
Еще и еще раз: лично я во время путешествия никаких трудностей для христиан не видел и с каким-либо неприятием на религиозной почве не столкнулся. Если я не видел, то это не означает, что трудностей нет. Но я уверен, что никаких казней христиан по религиозным причинам быть не может. Если кого-то казнили, то это вовсе не потому, что нарушители закона были христиане, а их казнили исключительно за веру во Христа.

Я не знаю сколько в Иране живет христиан и сколько действующих храмов (бывший посол Ирана в России господин Саджади утверждает, что от 200 до 300 тысяч, а в стране около 600 христианских храмов), но точно знаю, что открыто работают христианские школы, издаются книги, газеты, журналы, есть три представителя христиан (два армянина и один ассириец) в Парламенте (Меджлисе), отстаивающие интересы и защищающие их права, а для христиан существует множество свобод, которые трудно представить по отношению к мусульманскому населению страны.

2. Греческий православный храм рядом с бывшим американским посольством.

3.

Если кто не знает, то мусульмане почитают Христа великим пророком и чтут Деву Марию. Мы были в Тегеране на площади Девы Марии, а настоятель православного храма в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев) рассказывал, что мусульманки иногда заходили в православный храм, чтобы помолиться Хазрате-Мариам (так там называют Богородицу). Кстати, о. Александр рассказывает следующее: «Узнав, что я православный священник, простые иранцы всегда высказывают свою симпатию, а также подчеркнуто вежливы и предупредительны. Я спокойнее в рясе чувствую себя в Тегеране, чем, к примеру, в Москве».
Могу подтвердить его слова. Нигде не встретил неприятия меня, как христианина. В гостинице мы пошли в баню. У меня и моего спутника Михаила Тюренкова на шее висели кресты и никто из мусульман не сказал нам ни слова или каким-либо иным образом высказал свое недовольство нашим присутствием.

Я часто слышу фразу «попробовали бы они в мечете». Вот смотрите, попробовали. В Исфахане Михаил прочитал христианскую молитву в мечете.

Сразу предупреждаю, что мы делали это не из желания оскорбить религиозные чувства верующих или из хулиганских побуждений, мы никого не пытались обратить в свою веру, а молились нашему общему Богу Творцу. Поэтому, надеюсь, никаких законов не нарушили. Всяко нам понравилась реакция местных жителей — их наш маленький флешмоб только порадовал. Они понимали, что перед ними стоят христиане и молятся единому Богу на своем языке. Даже не могу себе представить подобную акцию в России. Представляете, войдет мусульманин в православный храм и произнесет абсолютно христианскую фразу «Аллаху Акбар» (Бог велик). Представляете какой поднимется крик у наших ортодоксов? Ну и кто более веротерпим — иранцы-мусульмане или русские православные?

В крупнейшем религиозном центре Ирана городе Кум (аналог нашей Троице-Сергиевой Лавры; о Куме я расскажу особо) в двух исламских институтах нас просили прислать православные книги, спрашивали, что нужно почитать, чтобы больше и лучше узнать Христианство и Православие. Очень жалели, что у нас не переводят православные книги на фарси (при Сталине переводили, издавали и привозили в Иран. Этим занималось издательство Московской Патриархии). В одном из институтов попросили дать интервью для своей университетской газеты. Им очень хотелось рассказать студентам о визите русских православных христиан. В мавзолее праведной Фатимы местное духовенство задавало вопросы о нашей вере. Вообще у нас сложилось впечатление, что интерес к русской вере довольно велик, многие спрашивали нас о Православии. Вызвано это не желанием изменить веру, а обычным иранским любопытством и тягой к новым знаниям. Они вообще очень открытый народ, несмотря на множество государственных запретов.

Самая большая христианская община в Иране — это армяне. Они богаты, влиятельны и во многом независимы. После них можно назвать ассирийцев. Еще меньше католиков и почти нет русских православных. Мы посетили несколько христианских общин в Тегеране (были в русском храме, большом армянском центре и отдельном армянском храме) и большом историческом армянском центре в городе Исфахан. Расскажу о них особо.

4. Свято-Николаевский храм в Тегеране.

С Русской Церковью давние отношения. Первый православный русский священник прибыл в Иран в 1597 году. После Петра Великого духовная миссия работала на постоянной основе. Понятное дело, что священники окормляли исключительно русских, проживавших в Иране. Первый храм (св. Александра Невского) был построен в 1886 году в резиденции русского посла, а в 1895 г. второй храм (свт. Николая) на территории русского посольства. После 1917 года советскими властями храмы были закрыты и разрушены, а русская диаспора вынуждена была построить свой храм. Так как русские эмигранты большей частью не приняли советскую власть и являлись прихожанами РПЦЗ, то участок решили купить рядом с американским посольством. Русский архитектор Н.Л. Марков сделал проект собора. Начавшаяся вторая мировая война и частичная оккупация Ирана советскими войсками отодвинули постройку храма. Начали строительство в 1944 г., а 8 марта 1945 г. на купола были водружены кресты. Иконостас был перенесен из разоренной посольской церкви.

5. Потолок апсиды покрыт зеркалами. Очень красиво.

Рядом с храмом был построен двухэтажный дом, где разместились канцелярия и квартира священника.
В 1979 г., во время Исламской революции, находящееся через дорогу от храма американское посольство было разорено, многие работники дипмиссии были убиты, само посольство разграблено. Но русских храм никто пальцем не тронул.

6. Вход. Такой же большой крест на двери снаружи со стороны улицы. Через дорогу, в 20 метрах бывшее американское посольство. Его забор прикрыл какой-то припарковавшийся автобус.

Тем не менее, из-за разрыва отношений с США, разорвались связи с находящимися в Америке священноначалием РПЦЗ. Из-за отсутствия священника и массового исхода русских храм закрыли. Открылся он спустя 16 лет уже под омофором русского Патриарха. Первым и пока единственным настоятелем стал тогда еще игумен Александр (Заркешев).
Еще в Тегеране есть христианское кладбище, где похоронено много русских. Например, личный фотограф Султана Ахмад-шаха (последний из династии Каджаров) был православным. Да и вообще нужно упомянуть о связях последних представителей династии Каджаров с Россией. У последнего шаха было пять русских орденов (в том числе св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского). Такие же ордена были у его отца Мохаммед Али-шаха. Любопытно, что после того, как Мохаммеда Али-шаха свергли, он уехал в Одессу и до прихода большевиков в 1920 году жил там на улице Гоголя.

7. В колокола звонят.

Тегеранские армяне.
В Тегеране работает армянский культурный центр. Это огромная территория со своим футбольным полем, спортивными сооружениями, включая открытый бассейн, бизнес-центром и даже своим кладбищем. На территории центра женщины ходят без платков, плавают в европейских купальных костюмах в бассейне, пьют вино, одним словом, делают все, что запрещено для мусульман. Власти это знают, но никак не вмешиваются в работу центра. Это ваши традиции — живите как хотите, но за забором, чтобы не смущать мусульман. Мы были в центре с мусульманами переводчиком и водителем. Никаких смущений с их стороны или запретов со стороны властей на посещение центра не было.

8. Мемориал генацида армян.

9.

10. В армянском центре.

11. Шампанское охлаждается. Последние приготовления к свадьбе.

12. Армянские храмы самые большие.

13. Возможно я ошибаюсь, но мне говорили, что в этом храме покоятся останки А.С. Грибоедова.

14. Перед храмом прямо на улице церковная лавка. Книги продаются совершенно открыто.

15. Очень большой армянский центр с 1604 г. функционирует в одной из бывших столиц Ирана г. Исфахан.

16. Собор Святого Христа Всеспасителя (построен в 1664 г.) украшают восхитительные росписи, а на одной из стен изображена картина Страшного Суда.
К сожалению в храме съемка категорически запрещена, я успел сделать только один кадр (первый в этой записи) и Страшный Суд мне сфотографировать не дали. Выкладываю то, что нашел в интернете. Обратите внимание, что на фреске множество полностью обнаженных фигур. Напоминаю, что изображение голого человеческого тела в Иране запрещено. Этим фрескам сотни лет и никто их пальцем не тронул.

17. Еще один чужой снимок храма.

18. Роспись снаружи храма.

19. Внутренний двор.

20. Товары из лавки.

С 1647 г. в центре работает типография и издается в том числе и христианская литература.
Насколько велико было влияние армян и хорошо развился их бизнес можно судить по такому факту: в 1660 г. местные армяне подарили русскому царю Алексею Михайловичу трон из золота, на котором было 876 бриллиантов, 1233 изумрудов и рубинов, и все это было окаймлено тремя рядами жемчугов. Сейчас этот трон хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Сейчас армяне имеют разрешение даже на открытую продажу вина, хоть и в ограниченных количествах. Откуда берут не знаю. Кроме этого центра в Исфахане есть еще 4 или 5 храмов. В том числе Георгия Победоносца. Но мы там не были.

Да, забыл упомянуть, что евангельские волхвы пришли из Персии и принесли Христу именно иранские подарки. А сейчас иконы для себя или друзей можно купить совершенно свободно во многих торговых центрах.
21. Это базар в Исфахане.

22. Снимок не резкий, но иконы видны. Антикварная лавка в Тегеране.

23. Рождество не под запретом. Его, конечно, не празднуют как в христианских странах, но к празднику во многих торговых центрах устраивают продажи рождественских товаров.

.
II. Имам Хомейни и революция.
III. Люди.
a) Семейные ценности и традиции.
b) Отношение к женщине.
IV. Тегеран:
a) Город;
b) Канаты.
V. Книги и фильмы.
VI. Религия:
a) Зороастризм;
b) Христиане
с) Иудеи.
d) Ислам.
VII. Жемчужина Ирана Исфахан:
a) Площадь Имама и город;
b) Мечети;
c) Дворцы;
d) Рынок;
e) Птицы.
VIII. Духовная столица Ирана Кум:
a) Гробница праведной Фатимы;
b) Библиотека праведного Марши Наджафи и духовные институты.
IX. Маленький чудо-остров в Персидском заливе.

Исла́мская Респу́блика Ира́н (перс. جمهوری اسلامی ایران ‎ - Джомхури-́йе Эслɒми́-йе Ирɒ́н ), сокращенно - Ира́н (перс. ایران ‎ [ʔiˈɾɒn]), до 1935 также Пе́рсия - государство в Передней Азии. Столица - город Тегеран.

На западе граничит с Ираком, на северо-западе - с Азербайджаном, Арменией, Турцией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, на севере - с Туркменистаном, на востоке - с Афганистаном и Пакистаном. С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга - Персидским и Оманским заливами Индийского океана.

История Ирана по письменным источникам охватывает почти пять тысяч лет. Первое государство на его территории - Элам - возникло в Хузестане в III тысячелетии до н. э. Персидская империя при Дарии I Ахемениде простиралась уже от Греции и Киренаики до реки Инд. На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм. К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам.

В 1979 году в Иране произошла Исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни, в ходе которой была свергнута монархия и провозглашена исламская республика.

Иран обладает четвёртой по размеру ВВП (по ППС) экономикой в исламском мире и второй по размеру в Западной Азии (после Турции). Иран является одним из наиболее технологически развитых государств региона. Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа.

В 2012 году Иран становится лидером Движения неприсоединения, став в августе на 3 года страной-председателем этого движения, являющегося второй по величине после ООН международной структурой.

Крупнейшие города

  • Тегеран
  • Мешхед
  • Кередж
  • Тебриз
  • Шираз
  • Исфахан
  • Ахваз

Православие в Иране

Подавляющее большинство иранцев исповедуют ислам. 90 % населения - шииты, 8 % - сунниты. В числе оставшихся - религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других. Христиане , иудеи и зороастрийцы официально признаются меньшинствами и пользуются такими привилегиями, как зарезервированные места в Меджлисе. Имеет место ограничение прав бахаи.

Иранские христиане (перс. مسیحیان ایران ‎ от перс. مسیحی ‎ «христианский », «христианин ») составляют 0.2-0.5 % от общего числа верующих, что равняется около 169 тыс. человек. В 1975 году христиан насчитывалось около 1,5 % от общей численности населения. Относительно динамики численности христиан существуют противоречивые данные. Одни источники утверждают, что христианство в Иране переживает расцвет, другие, напротив, утверждают, что христианству в Иране грозит исчезновение. Официально христианство в Иране разрешено, однако им запрещено заниматься проповеднической деятельностью. Таким образом, большую часть христиан Ирана составляют этнорелигиозные общины армян и ассирийцев.

Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией. Не этнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями, как вероотступники.

После Исламской Революции 1979 года этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т.д. Армянская община имеет два кресла в парламенте, а ассирийская одно. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана. Христианам запрещается вести службы на персидском языке, строить новые церкви, а также они регулярно должны докладывать правительству о своей деятельности. Наряду с этим, они подвергаются более серьезным уголовным наказаниям за совершенные преступления, чем мусульмане.

Что касается протестантов, то официально они признаны Тегераном. Несмотря на это, они подвергаются гораздо более суровым репрессиям и ограничениям со стороны властей, по сравнению с армянами и ассирийцами. Это объясняется тем, что они используют персидский язык, а также отличаются своим стремлением к прозелитизму. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи и многие иранские чиновники считают новоиспеченных протестантов богоотступниками, работающими под прикрытием Запада.

В 2005 году одновременно с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада, гонения на новообращенных протестантов и домашние церкви усилились. Все это происходит до сих пор под предлогом того, что евангелизм - это инакомыслящая форма христианства, связанная с Западом и Сионизмом, чья деятельность направлена против существующего в Иране исламского режима.

История

Первые христиане ступили на землю Ирана (Персия) не позже II века, если не считать легендарной миссии апостола Фомы. В списке епископов сирийской церкви 224 г. упоминается уже епископ Дайлама – области к югу от Каспия. К IV веке у них уже имелся собственный епископ в Ктесифоне. Первоначально к христианам относились подозрительно, видя в них агентов Рима, однако после раскола V века, персидские христиане становятся известны как несториане занимаются активной миссионерской деятельностью, обращая в свою веру целые племена. Расцвету персидского христианства кладет конец арабское нашествие VII века.

Современное состояние

Христианство исповедуется представителями национальных меньшинств - армянами, грузинами и ассирийцами. Христиане обладают определенной свободой вероисповедания - они могут производить и употреблять нехаляльную пищу, употреблять алкогольные напитки, они имеют своих представителей в маджлисе(по одному представителю от Халдейской и Ассирийской Церквей, два представителя от Армянской Церкви).

Православие в Иране (перс. کلیسای ارتدوکس شرقی در ایران ‎) - является одной из христианских деноминаций страны. Восточные христиане в Иране принадлежат к Древневосточным церквам и к Халкидонскому православию. В Иране действуют Ассирийская церковь Востока, Грузинская Православная Церковь, Армянская Апостольская Церковь, а также приходы Русской Православной Церкви.

Данные о количестве православного населения Ирана не точные и разнятся.

  • Армянская апостольская церковь в Иране имеет от 110 000 до 250 000 последователей.
  • Ассирийская церковь Востока в Иране имеет до 11 000 последователей.
  • Грузинская православная церковь в Иране имеет около 60 000 последователей.

Общее число христиан всех деноминаций в Иране на 2006 год составляло 109 415 человек (0,15 % от населения страны).

РПЦ в Иране

Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Впервые она была высказана в послании русского императора к персидскому шаху Солтану Хусейну.

По данным игумена Александра, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время в Иране действуют три храма - Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере - в поселке российских специалистов, строящих АЭС, - действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Тегеранская русско-православная община не превышает 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам - этого требует закон страны.

История диалога Московского Патриархата с шиитским духовенством берет начало в 1995 году, когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, а затем перешедший под юрисдикцию Московского Патриархата.

В конце 2010 года вниманию иранских властей был предложен документ, посвященный взаимоотношениям Церкви и общества, переведенный на фарси, - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». На его презентации, проходившей на кафедре россиеведения Тегеранского университета, все иранские представители отметили сходство подходов РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.

По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата, никак не ограничивают перемещения священника храма в Тегеране. При православном храме в Тегеране существует дом престарелых, о которых заботятся прихожане. Как отметил епископ, беспрепятственно совершаются также богослужения в Бушере и Исфахане, где служат священник РПЦ из Тегерана.

Притеснения протестантов в Иране

В отличие от традиционных христианских конфессий, к протестантским деноминациям иранские власти относятся настороженно. Их деятельность находится под постоянным наблюдением спецслужб. Власти подозревают их в активном прозелитизме, подрывной деятельности и связях с западными спецслужбами. Большинство скандалов с арестами христиан в Иране, связаны именно с протестантами, хотя их всего 10 тысяч из 200-300 тысяч иранских христиан.

Святые

  • свмчч. Иоанн, Саверий, Исакий и Ипатий, епископы Персидские
  • мчч. Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и иже с ними
  • прп. Маруф, епископ Месопотамский
  • свмчч. Нирс, епископ, и Иосиф, ученик его, Иоанн, Саверий, Исаакий и Ипатий, епископы Персидские; мчч. Азат скопец, Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужи и жены, в Персиде пострадавшие
  • свмч. Садок Персидский

Население Ирана – 79,7 млн. человек, и живет здесь около 450 000 христиан, то есть менее 1%. Ислам является государственной религией, и любой этнический перс, обратившийся в христианство, считается вероотступником со всеми вытекающими последствиями. Открыто практиковать свою веру имеют право представители армянской и ассирийской общин, однако зачастую к ним относятся как к гражданам второго сорта. Общее число перешедших из ислама в христианство человек в Иране составляет около 250 тысяч.

Арестованный 5 июля в своем доме в Бандар-е-Анцали вместе с двумя верующими общины «Церковь Ирана» пастор 3 августа был официально обвинен в «оскорблении Аллаха» и «распространении коррупции». Оба обвинения наказываются смертной казнью. Ранее, в период между 2006 и 2011 годами Хагнеджад трижды был арестован.

В 2010 году, приговорили к смерти пастора-евангелика 32-летнего Юсефа Надархани за отречение от ислама и переход в христианство. Надархани был арестован в 2009 году. Задержанию пастора предшествовало его обращение к властям, в котором он оспорил закон провинции Гилян, согласно которому все школьники, в частности его сын, обязаны изучать Коран. По данным следствия, пастор проводил в своем доме церковные службы, проповедовал Евангелие и крестил других людей, которые также переходили в христианство. Он руководил деятельностью 400 домашних церквей в Иране.

Цитируя слова советника президента Али Юнеси, заверившего в конце 2013 года, что в Иране никто не должен преследоваться из-за своей веры, ни христиане, ни иудеи, «Общество защиты угнетенных народов» называет «узником октября» пастора Маттиаса Хагнеджада. Христианские церкви регулярно подвергаются проверкам и рейдам полиции, за первый год президентства Хасана Рухани за веру осуждены, по крайней мере, 40 христиан, пишут «Общество защиты угнетенных народов» и протестантский портал».

Осужден на 6 лет пастор Бенама Ирани. В середине сентября ему инкриминировали еще 18 пунктов обвинений, в том числе в «войне против Бога» и «коррупции». Согласно информации «Общества защиты угнетенных народов», судья имеет право в качестве наказания за эти преступления потребовать распятие.

С 2013 года согласно исламскому уголовному кодексу в Иране запрещена смертная казнь за данное преступление. Несмотря на это 8 человек были казнены.

Революционный суд Ирана приговорил 18 христиан к тюремному заключению, сообщает Христианский Мегапортал. Их обвинили в проповеди Евангелия, пропаганде, направленной против режима, и открытии домашних церквей. Всего христиан приговорили к 24 годам лишения свободы, но из-за недостатка прозрачности в судебной системе страны, остается неизвестным, к какому сроку приговорили каждого обвиняемого в отдельности.

Пастора церкви в Иране Маттиаса Хагнеяда (Matthias Haghnejad) обвиняют во «вражде против Бога». Полиция Ирана арестовала пастора и его двоих друзей у него дома 5 июля 2014 года. Во время ареста из дома пастора были конфискованы несколько Библий, религиозная литература и его компьютер. По данным организации «Всемирная христианская солидарность», 3 августа 2014 года судья Мохаммед Яри устроил пастору двухчасовой допрос, после чего суд вынес обвинительный приговор. Согласно закону Ирана, такое преступление карается смертной казнью.

Трое мужчин были приговорены по меньшей мере к десятилетнему тюремному заключению по обвинению в богохульстве, «организации и создании домашних церквей» и «в нарушении национальной безопасности». Им выдвинули обвинения по Статье 500 Исламского уголовного кодекса, которая предусматривает наказание за угрозу Иранским духовным лидерам. Революционный суд Ирана дал по 18 лет тюремного заключения трем пасторам.

Иранские власти провели рейд в «домашнюю» церковь, задержав троих христиан. Во время допроса верующим предложили покинуть страну, пишет Morning Star News. Одним из подвергшихся преследованию со стороны властей стал Мехди Реса Омиди, приговоренный 6 октября 2013 году к 80 ударам плетью за участие в протестантском собрании и владении спутниковой антеной. Агенты службы безопасности также конфисковали религиозную литературу, ноутбуки, компакт-диски.

«Все эти меры направлены – давление, конфискация имущества, задержания и рейды – направлены на то, чтобы заставить новообращенных отречься и остановить их участие в христианских собраниях, - заявил сотрудник CSW Кири Канквенде. – Это проще, чем подвергать христиан тюремным заключениям, т. к. тюремные сроки могут привлечь нежелательное внимание прессы».

Верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил недавно в своем выступлении в Куме, что «домашние» церкви являются формами враждебности по отношению к исламской республике. «Жестокость иранских деспотичных лидеров не знает границ» , - отметил Саба Фарзан, исполнительный директор берлинской организации «Сфера внешней политики» (Foreign Policy Circle).

Первые христиане ступили на землю Ирана (Персия) не позже II века , если не считать легендарной миссии апостола Фомы. В списке епископов сирийской церкви 224 г. упоминается уже епископ Дайлама - области к югу от Каспия . К IV веке у них уже имелся собственный епископ в Ктесифоне . Первоначально к христианам относились подозрительно, видя в них агентов Рима, однако после раскола V века, персидские христиане становятся известны как несториане занимаются активной миссионерской деятельностью, обращая в свою веру целые племена. Расцвету персидского христианства кладет конец арабское нашествие VII века.

В 1975 году христиан насчитывалось около 1,5 % от общей численности населения. Относительно динамики численности христиан существуют противоречивые данные. Одни источники утверждают, что христианство в Иране переживает расцвет , другие, напротив, утверждают, что христианству в Иране грозит исчезновение. Официально христианство в Иране разрешено, однако им запрещено заниматься проповеднической деятельностью. Таким образом, большую часть христиан Ирана составляют этнорелигиозные общины армян и ассирийцев .

Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией. Не этнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями, как вероотступники .

Настоящее время

После Исламской Революции 1979 года этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т. д. Армянская община имеет два кресла в парламенте, а ассирийская одно. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана. Христианам запрещается вести службы на персидском языке, строить новые церкви, а также они регулярно должны докладывать правительству о своей деятельности. Наряду с этим, они подвергаются более серьезным уголовным наказаниям за совершенные преступления, чем мусульмане .

Католицизм

Численность католиков в Иране составляет около 21.400 человек (латинского обряда - около 10.000 человек, армянского обряда - около 8.000 человек и халдейского обряда - около 3.400 человек ). В стране проживают также индийские католики из Гоа и Мангалора, которые не имеют собственных церковных структур. В настоящее время в Иране существуют 4 архиепархии и 2 епархии различных католических церквей.

Древневосточные церкви

Сегодня в Иране действует отдельная епархия принадлежащая Ассирийской церкви Востока , 4 диоцеза Халдейской католической церкви , 3 епархии Армянской апостольской церкви

Притеснения христиан в Иране

Иранские христиане считают, что уже сейчас в их стране вместо демократии установилась «исламская диктатура». Правительство запрещает христианам совершать богослужение на персидском - основным языке Ирана. Волна арестов христиан коснулась не только членов запрещенных «домашних» групп, но и официально зарегистрированных религиозных организаций. Иранские власти обвиняют христиан в поддержке политической оппозиции и «агрессивном миссионерстве». Иранские спецслужбы предполагают, что действующие в Иране христианские миссии занимаются подрывной деятельностью в пользу западных держав. Законодатели предпринимают шаги, чтобы узаконить смертную казнь для тех, кто покинул ислам и тех, кто пытался обратить людей в христианство.

В отличие от традиционных конфессий, к протестантским деноминациям иранские власти относятся настороженно. Их деятельность находится под постоянным наблюдением спецслужб. Власти подозревают их в активном прозелитизме, подрывной деятельности и связях с западными спецслужбами. Большинство скандалов с арестами христиан в Иране, связаны именно с протестантами, хотя их всего 10 тысяч из 200-300 тысяч иранских христиан. Согласно конституции, все граждане Ирана равны перед законом, и в все в одинаковой степени защищаются законом. Тем не менее, власти Ирана зачастую подвергают христиан ограничениям в таких социальных сферах, как образование, трудоустройство и правовая защита. Трудоустройство, как в частном, так и в государственном секторах, является одной из областей, в которой существует большое количество ограничений для христиан. Иранские работодатели всегда требуют у соискателей указывать принадлежность к религии. Христиане испытывают трудности при начинании бизнеса, а также с получением займов и кредитов. В конституции Ирана прописано, что определенные государственные должности могут занимать только мусульмане, включая посты духовного лидера, президента, судей, а также министров .

Что касается дискриминации в сфере образования, то следует упомянуть, что конституция ИРИ гарантирует возможность получать бесплатное среднее образование всем гражданам. Однако христиане сталкиваются с многочисленными проблемами, пытаясь дать своим детям образование. Христианских студентов либо выгоняют, либо лишают доступа в образовательные учреждения, либо отказывают в выдаче дипломов, несмотря на завершенность обучения. Исключение христианских студентов из университетов рассматривается властями Ирана в качестве наказания за религиозную и политическую деятельность, идущую вразрез с политикой режима. Таким образом руководство страны ограничивает возможность религиозных меньшинств продвигаться по социальной лестнице. Об этом говорится в последнем докладе правозащитной организации International Campaign For Human Rights In Iran .

Христиане и другие религиозные меньшинства, проживающие в Иране, подвергаются дискриминации также и в брачных отношениях. Иранский уголовный кодекс предусматривает более тяжелые наказания для христиан за совершаемые преступления.

По данным информационного сайта христиан Ирана, члены Корпуса Стражей исламской революции в деревне Дерешк города Салмаст , находившейся на ирано-турецкой границе, обнаружили большое количество Евангелий на персидском языке, которые были полностью сожжены на месте. До этого, в сентябре 2010 года, службы безопасности Ирана сожгли в том же месте Евангелия, найденные в западных районах страны.

Заявления правозащитных организаций

Заявления официальных лиц Ирана

  • 4 января 2011 года мэр Тегерана Мортеза Тамадон объявил, что «последний удар по христианам неизбежен» и назвал евангельские церкви «лживыми, аномальными и коррумпированными сектами».

Примечания

  1. Тайная религиозная война в Иране
  2. http://prischestvie.ru/Xrist_vne_Imperii.html ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА]
  3. ХРИСТИАНСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
  4. В ИРАНЕ РАСТЕТ ЧИСЛО ХРИСТИАН
  5. Report:The Cost of Faith: Persecution of Christian Protestants and Converts in Iran (PDF) .
  6. Detail Архивировано 19 декабря 2012 года.
  7. Georgian of Iran Ethnic People Profile
  8. Annuario Pontificio , 2011 год
  9. Иранские христиане боятся "исламской диктатуры" как следствия победы Ахмадинеджада - правозащитники (рус.) // Interfax . - 19 июня 2009 года .
  10. Анна Ковалёва.

Статья опубликована во втором номере иранского журнала Dialogue, 1999 (стр. 120-140). Сокращенный перевод Али Тургиева (цитаты из Корана – в оригинале в переводе Юсуфа Али – сверены с переводами Саблукова, Крачковского и Османова).

Сеид Абд-уль-Маджид Мирдамади

ХРИСТИАНСТВО В ИРАНЕ

История

Вопреки распространенному мнению, благая весть о грядущем пришествии Иисуса Христа была впервые открыта в книге Джамасп-наме, а не в иудейских источниках. Мудрец Джамасп, которому приписывается авторство, умер до рождения Моисея; он был зятем и преемником Зороастра.

Во второй главе Евангелия от Матфея, где рассказано о поклонении младенцу Иисусу трех царей с востока, они называются волхвами или магами, т.е. зороастрийскими жрецами. О магах как касте жрецов редко говорят вне иранского контекста. Подношения Иисусу (золото и ладан) типологически схожи с предметами, которые было принято дарить в древнем Иране. Более того, в старейшем комментарии на Евангелия, датируемом IV в., о магах говорится: “Это были люди с востока, выходцы из Ирана, где маги – не колдуны-обманщики, а ученые мужи”. Евангельский рассказ и Джамасп-наме дополняют друг друга, не оставляя сомнений относительно аутентичности обоих документов.

Знакомство иранцев с христианством имеет давнюю историю, и именно они сыграли ключевую роль в его распространении. Когда родился Иисус, в Иране правили Ашканиды, а территория страны включала в себя Месопотамию, Вавилон, Элам, Мидию, и Парфию. Распространение христианства началось при Ардаване III (12–40 гг. Р.Х.). Иранцы присутствовали при снисхождении Святого Духа на апостолов, о чем прямо сказано в Деяниях (2:1-9).

Апостол Иуда Фаддей (св. Татевос) основал церковь и начал проповедовать христианство в Карахе, где в конце концов и принял мученическую смерть. Храм, воздвигнутый над могилой этого ученика Христа – старейший в Иране (I в. Р.Х.). Другой апостол, Иуда Фома, дошел в своих странствиях до южной Индии, проповедуя боговдохновенную религию христианства по всему Востоку. Совершенно определенно, христианство распространялось в восточном направлении через территорию Ирана: в пехлевийских надписях на крестах и других эпиграфических памятниках встречаются имена христианских проповедников и священников. Центром публичной проповеди христианства был город Эдесса (ныне Урфа, Турция), один из старинных очагов иранской цивилизации. В Урфе был построен первый христианский храм, и именно из этого города шло распространение христианства в Азербайджан и области, лежащие к востоку от Амударьи.

При Ашканидах в Иране не было государственной религии. С воцарением Сасанидов официальной религией Ирана стал зороастризм, что в значительной мере явилось реакцией на международную политическую ситуацию. Приблизительно полтора века спустя христианство было провозглашено государственной религией Римской империи, давнего политического противника Ирана. В 399 г. Яздгард I разрешил иранцам принимать христианство. Таким образом, исповедание христианской веры было узаконено, а христианство получило статус официальной религии (как до того – зороастризм). По смерти Яздгарда I (420 г.) к власти пришел Бахрам V (Бахрам Гур), и между двумя империями начались кровопролитные войны. В этот период иранские христиане были дезорганизованы, и община понесла тяжелый урон.

Подозрения в политической нелояльности, которые в течение многих лет являлись поводом для гонений на христиан, были сняты после провозглашения автокефалии Иранской церкви. В 424 г. на поместном соборе епископы иранских городов объявили о полной административной независимости Иранской церкви; её глава, католикос Иешу, получил статус патриарха Ирана.

В правление Ануширвана (535-579 гг.) между империями был заключен 50-летний мир. Одна из статей подписанного мирного договора предусматривала бóльшую свободу исповедания христианства в Иране. Ключевая роль, которую суждено было сыграть христианским духовным владыкам в искоренении маздакитской ереси, предпринятом Ануширваном, свидетельствует о том, что их могущество достигло самой высокой степени. Факт вынесения христианского вопроса в отдельную статью межгосударственного соглашения указывает на предшествующие ограничения. Однако их очевидная политическая мотивированность делает несущественным вопрос о том, были ли они наложены зороастрийскими жрецами или правительственными чиновниками. Важно другое – санкции никогда не были обусловлены религиозным чувством и настроениями народа, ибо миссия Зороастра не состояла в том, чтобы призвать людей к зороастризму. История не знает ни одного провозвестника новой веры, который не преследовал бы политических или экономических целей, налагая ограничения на свободомыслие в государственном масштабе.

Переход Ирана под власть мусульман создал в регионе новые условия для представителей различных конфессий. В священном Коране говорится: Уверовавшим [в Коран], и иудействующим, и христианам, и сабеям – всем, кто уверовал в Бога и последний день и творит благое, – им воздаяние у Господа их: не будут они объяты страхом и не изведают скорби (2:62). Ислам с необыкновенным почтением относится к другим боговдохновенным религиям, но даже на этом фоне пророческая миссия Иисуса Христа и высокое предназначение пресвятой Марии, одной из четырех наиболее почитаемых среди мусульман женщин, отмечены особым уважением.

В Коране сказано, что [...] более всех любят уверовавших [в Коран] те, кто говорит: “Мы христиане”  ибо среди них есть священники и отшельники, и они лишены гордыни (5:82). Имена Иса (Иисус) и Масих (Христос) с величайшим почтением упоминаются в священной книге мусульман 61 раз. Кроме того, святейшим пророком ислама сказано: “Преследовать исповедующих боговдохновенные религии – все равно, что преследовать меня”. В трудах духовных владык шиизма и непогрешимых имамов Иисусу Христу отводится весьма почетное место. В качестве примеров можно привести 159-ю проповедь имама Али в цикле Нахдж-уль-Балага, а также рассуждения имама Садыка и имама Резы.

Поскольку Коран называет зороастрийцев, иудеев, христиан и сабеев “людьми Книги”, отношение к ним с приходом ислама в Иран стало определяться мусульманским правом. При этом особые права были оставлены за христианами. В эпоху Аббасидов, особенно в правление халифов Харуна и Мамуна (766-833), проницательно поощрявших диалог двух религий, христианство в Иране вступило в период расцвета.

В большей или меньшей степени отношения взаимной терпимости преобладали на протяжении всей последующей истории Ирана. Христиане всегда занимали важное место в научной, общественной и политической жизни страны, каким бы ни было ее мусульманское правительство. Даже во времена Крестовых походов, начало которых совпало с правлением султана Мухаммада из династии Сельджуков – который оказывал ограниченную военную помощь мусульманам Сирии и Ливана, – права христиан в Иране не были ограничены.

Вторжение монголов в Иран и Месопотамию стало трагедией, разорившей культурные достижения Ирана. Хотя в правление ханов Абаки (1265) и Аргуна (1291) христиане оказались в лучшем положении, чем мусульмане, в целом отношение к приверженцам обеих религий было одинаково плохим.

Эпоху Сефевидов можно назвать периодом оживления христианства. Этот период отмечен появлением миссионеров и массовыми миграциями христиан из Оттоманской империи в Иран. Подобные вынужденные переселения лиц немусульманского вероисповедания имели место и гораздо ранее. Например, христиане и иудеи находили в Иране убежище как от политических притеснений, так и от преследований соисповедников, вызванных разногласиями доктринального характера. При Сефевидах численность армянской диаспоры в Иране достигла 170000 человек, среди которых было несколько тысяч католиков. В Исфахане вели активную работу все основные католические ордена, в том числе кармелиты, августинцы, иезуиты и доминиканцы. Ставший исторической достопримечательностью Ванский храм был построен в этот период (1606 г.).

С падением Сефевидов начались гражданские войны, за которыми последовали войны с сопредельнывми государствами (следует особо отметить вторжение афганцев). Тем не менее, ни тогда, ни в последующем (при Афшаридах, Зендах, Каджарах и Пехлеви) христиане в Иране не подвергались гонениям.

Особое место в социально-политической истории Ирана занимают миссионеры. Если воздействие их на иранцев-нехристиан можно оценить как положительное, подлинные христиане Ирана (несториане и представители армянской церкви) скорее пострадали от активности миссионеров. Гуманитарная поддержка, культурно-просветительская работа, перевод на фарси священного писания и литературных памятников, а также медицинская помощь – вот то хорошее, что дали Ирану английские, американские, французские, русские, немецкие и итальянские миссионеры. С другой стороны, религиозная пропаганда (в особенности миссионеров-протестантов) имела только деструктивные последствия. Если современники рассматривали протестантов как возмутителей спокойствия, а их активность – как фактор дестабилизации, сегодня мы можем констатировать, что итогом их миссионерской деятельности явилась внутринациональная межконфессиональная конфронтация.

Американская миссия не только не преуспела за сто лет своего пребывания в Иране, но сосредоточила все усилия на обращение в протестантизм православной [несторианской – А.Т.] ассирийской общины. В результате произошел раскол ассирийцев-христиан на приверженцев традиции и “обновленцев”, враждебные отношения между которыми заставили многих покинуть родные места и положили конец мирному сосуществованию христиан в Иране. К сожалению, та же самая ошибка сейчас вновь совершается в Средней Азии. Очевидно, что для западного христианства последствия этого могут быть только отрицательными.

Ниже мы кратко рассмотрим христианские церкви сегодняшнего Ирана, многообразие которых отражает как модернизаторскую активность миссионеров, так и расколы внутри древних церквей.

Согласно последней переписи, население Исламской республики Иран составляет около 61 млн. человек, из которых мусульманами являются 99.56%. Из 300000 человек (менее 0.5% населения) представителей религиозных меньшинств христианами являются примерно 215000 человек.

Восточные церкви

Армянская григорианская церковь признает установления трех первых вселенских соборов – Никейского, Константинопольского и Эфесского, – но не Халкедонского собора 451 г. В V в. литургическим языком церкви стал армянский (вместо сирийского); ее догматы вполне соответствуют Православию. Исповедующие григорианство принадлежат к одной из двух равновеликих церквей, не имеющих между собой догматических разногласий – Эчмиадзинской, или северной (Армянской апостольской церкви), и Киликийской, или южной (т.н. католикосат Антелиаса, города в Ливане). Три исторических епархии Армянской григорианской церкви на территории Ирана находятся в Тегеране, Исфахане и Табризе. Армянской общине принадлежит ряд памятников культурного наследия Ирана, в частности храмы в Карахе и Ване.

Ассирийская церковь Востока (иначе Персидская церковь) следует учению Нестория, бывшего в 428-431 гг. патриархом Константинополя. Духовный глава несториан ежегодно проводит в Иране от двух до трех месяцев.

Русская православная церковь и Греческая православная церковь, в прошлом открывшие в Иране епархии для своих граждан, сохраняют активность и сегодня. До сих пор Московская патриархия назначает в русскую церковь св. Николая в Тегеране иерея, который является духовным владыкой для русских (инженеров, бизнесменов и членов их семей), живущих в Иране и странах Персидского залива.

Католические церкви

История католической церкви в Иране может быть прослежена до XVI в., когда часть несториан приняла католицизм, и была создана т.н. Халдейская церковь; отличием её от других католических церквей является ведение службы на ассирийском языке. Армянской католической церкви четыреста лет; она образовалась при Сефевидах. Приходы Римской католической церкви были впервые открыты иностранцами (1630 г.), чтобы иметь возможность совершать религиозные обряды своей веры. В настоящее время, все католики Ирана объединены в три общины и управляются епископским советом из 13 священников.

Протестантские церкви

В Иране существуют три отдельные пресвитерианские общины, каждая с собственными культовыми сооружениями, – по числу языков, на которых читаются молитвы (ассирийская, армянская и персидская). Общины имеют по 6 представителей в Соборе, который является высшим органом управления пресвитерианской церкви.

Англикане активны в Иране с XIX в., адвентисты седьмого дня и пятидесятники – соответственно с 1911 г. и 1958 г.

Установленный законом статус христиан

Ислам защищает свободу вероисповедания и совершения обрядов, безопасность посещения культовых сооружений и честь особ духовного звания. Права представителей религиозных меньшинств определяются в пяти статьях конституции Исламской республики Иран, выдержки из которых привведены ниже.

Статья 13: “Статус религиозных меньшинств, представителям которых в рамках закона разрешено соблюдать религиозные обряды, имеют только зороастрийцы, иудеи и христиане. В частной жизни и воспитании они могут руководствоваться требованиями свой веры.”

Статья 14: “Правительство Исламской республики Иран и все мусульмане Ирана обязаны в отношении немусульман справедливо и беспристрастно придерживаться принципов соблюдения прав человека.”

Статья 15: “Разрешается использование местных и племенных диалектов” в церкви (что не разрешалось в период, предшествовавший победе Исламской революции).

Статья 26: “Людям предоставляется свобода учреждения религиозных, политических и профессиональных партий и ассоциаций... Нельзя ни препятствовать, ни силой принуждать к вступлению в такие организации.”

Статья 64 определяет представительство религиозных меньшинств в парламенте. Независимо от численности прихожан, “зороастрийцы и иудеи должны иметь по одному представителю, христиане-ассирийцы и христиане-халдеи – одного общего представителя, а армяне – по одному представителю для северной и южной церквей”. (Для справки: один депутат-мусульманин в среднем представляет 150000 избирателей.)

Заключение

В распоряжении 60 миллионов мусульман Ирана находится 57855 мечетей, т.е. одна мечеть на 10 тысяч человек. На каждые 750 прихожан Армянской григорианской церкви, представляющей наибольшее по численности религиозное меньшинство Ирана, приходится один храм. В целом по стране обеспеченность местом для свершения молитвы в 16 раз выше у немусульман, чем у мусульман (в относительном исчислении).

Будучи прекрасно осведомленными об историческом прошлом своих соисповедников и об их положении в сегодняшнем мире, представители религиозных меньшинств в Иране мирно сосуществуют с другими гражданами в обстановке полного взаимопонимания. Они делят с мусульманами Ирана радости и горести. И нужно признать выдающимся их вклад в политическое и социальное восстановление страны.

Перевод Али Тургиева