Презентация на тему крестьянская реформа 1861 г. Ученики отвечают на вопросы

  • 04.07.2020

План урока: I. Введение II. Основная часть урока: характеристика личности Александра II. Предыстория отмены крепостного права. Причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы её основные положения. Значение отмены крепостного права. III. Заключительная часть урока. IV. Домашнее задание.






Предыстория отмены крепостного права г. - книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» 1797 г. - Указ Павла I о трехдневной барщине 1803 г. - Указ Александра I о вольных хлебопашцах 1842 г. - Закон Николая I об «обязанных крестьянах» (реформа П.Д. Киселева) г. - Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца.








Основные положения манифеста Пункт 2. Порядок личного освобождения. Крестьяне: лично свободны; наделены общегражданскими и имущественными правами. НО! Сохраняется сословное деление; подать от крестьян; зависимость от общины. Пункт 6. Порядок наделения землей. Сохраняется помещичье землевладение. Крестьяне наделяются землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Лично свободные крестьяне за землю должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа. Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет), назывались временнообязанными. Размер надела, оброка, барщины определялся Уставной грамотой. Срок её подписания – 2 года. Выкупная операция: 25% стоимости земли крестьянин платит помещику; 75% стоимости земли помещику возмещает государство; Государство выдает крестьянину кредит на 49 лет с начислением 6% годовых на сумму долга. После этого отказаться от выкупной операции нельзя! Пункт 17. Порядок управления крестьянской общиной. Государство проводило расчет за землю с крестьянской общиной. Контроль осуществлялся мировыми посредниками.
Значение отмены крепостного права Отмена крепостного права нанесла удар прежней системе крепостного произвола и создала условия для победы свободных рыночных отношений. Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России. В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян.

Милагина Марина Васильевна

МОУ «Шестаковская ООШ»

Московская область

Волоколамский район


«Я хочу остаться наедине со своей совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю - Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России - крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости. Подобный шаг для монарха - трудное испытание, к которому он готовился всю жизнь, из года в год, с самого детства…

Гусиное перо, которым Александр II Подписал Манифест об отмене крепостного права в России


Причины отмены крепостного права

Кризис феодально-крепостнической

системы: низкая производительность

труда, нехватка наемных рабочих,

отставание от стран Европы

Рост крестьянских выступлений

вследствие их рабского положения

Военно-экономическая отсталость

России: поражение в Крымской войне


Манифест «О всемилостивейшем

даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»,

«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Крестьяне, принадлежавшие помещикам, перестали быть собственностью, стали свободными и получили гражданские права.

Помещики не имели права покупать, продавать, дарить крестьян и распоряжаться ими

как вещью.


Крестьяне без разрешения помещика могли:

  • вступать в брак,
  • заключать договоры и сделки,
  • заниматься торговлей и предпринимательством,
  • переходить в другое сословие,
  • приобретать имущество и передавать его по наследству

Ранее деревней управлял помещик. После реформы:

Сельский сход Сельский староста (на 3 года)

Крестьяне

Волостной сход Волостной старшина

Сельское общество

Сельское общество

Сельское общество

ВОЛОСТЬ


Крестьяне оставались неполноправным сословием:

  • они платили подушную подать,
  • подвергались телесным наказаниям,
  • их забирали в рекруты

Крестьяне получили надел земли (кроме дворовых, мануфактурных). Его размер устанавливался законом:

от 3 десятин (черноземные губернии) до 12 десятин (нечернозёмные губернии).

Ели до реформы у крестьянина был больший надел, разницу отбирали в пользу помещика.

В нечерноземной губернии:

до реформы – 8 десятин

по реформе – 3 десятины

отрезок - 5 десятин


1437 дес. (9,9%) 3825 дес. (26,2%)

45500 дес. 14619 дес.

15 нечернозёмных губерний 21 чернозёмная губерния

Количество земли у крестьян до реформы

Отрезано земли у крестьян после реформы


Помещик оставлял себе лучшие земли, леса, луга.

Крестьянская земля располагалась кусочками между помещичьими землями, и крестьяне арендовали пути к лугам, водопою и пашням на невыгодных условиях.

Помещичья земля


Почему крестьян отпустили на волю с землёй?

  • Могло вспыхнуть восстание крестьян.
  • Крестьяне платили налоги государству.

3. Помещики были не готовы вести хозяйство на основе наемного труда.


ВЫКУП за ЗЕМЛЮ

Бесплатно крестьяне могли получить 1\4 установленного законом надела.

ВЫКУПНАЯ СУММА

20-25 % крестьянин

сразу платил помещику

75-80 % помещику

выплачивало государство

Помещик получал всю сумму выкупа.

Крестьяне возвращали долг государству в течение 49 лет с уплатой 6 % годовых.

До выкупа надела крестьянин считался временнообязанным (оброк или барщина в пользу помещика).

9 лет крестьянин не мог отказаться от надела.


Выкупные платежи по реформе 1861 года

Скрытая надбавка за выкуп крестьянами своей личности

Ценность земли по продажам

Черноземные губернии

Нечерноземные губернии

Государство вело расчет с крестьянской общиной, поэтому земля становилась не личной собственностью, а собственностью общины.


Значение отмены крепостного права

Положительное:

  • Крестьяне стали свободными людьми и получили определенные права.
  • Крестьяне получили наделы земли.

Отрицательное:

  • Крестьяне остались неполноправным сословием.
  • Крестьяне платили выкуп за земли больше его стоимости и оставались временнообязанными.
  • Крестьяне получили небольшие наделы худшей земли.
  • Крестьяне не получили землю в полную собственность.

Почему было принято окончательное решение об освобождении крестьян с землёй?

Почему крестьяне нечернозёмных губерний получили земли больше, чем в Черноземье?

Почему многие крестьяне в Поволжье предпочитали не выкуп платить, а взять 1\4 надела бесплатно?

Средний надел крестьянина до реформы – 4,4 десятины, после реформы – 3,6 десятины.

Почему уменьшились крестьянские наделы после реформы?

Является ли отмена крепостного права прогрессивным событием для России? Почему?


Сопоставьте следующие данные и сделайте вывод:

В Московской губернии крестьянская семья в среднем должна была заплатить за землю 500 руб. Изба стоила – 30-40 руб., лошадь – 15-20 руб.

20 % стоимости земли крестьяне платили сразу, 80% за них платило государство.

Стоимость крестьянской земли – 500 млн. Крестьяне заплатили за неё 1,5 млн.

Чем объяснить, что выкуп был выше стоимости земли?


Домашнее задание:

распечатка


Пояснительная записка Преподаватель: Твердова Светлана Николаевна Образовательное учреждение: МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичский район, Краснодарский край. Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс Предмет: история Класс: 8 класс Цель: Познакомить учащихся с личностью Александра II. -Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права. -Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты. -Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК. -Содействовать воспитанию уважения к истории России. Образовательная: расширить кругозор учащихся Воспитательная: прививать интерес к предмету и правителям Российской империи. Продолжительность: 40-45 минут Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран


Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с личностью Александра II. Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права. Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты. Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК. Содействовать воспитанию уважения к истории России.


План урока 1. Введение. 2. Основная часть урока: Личность императора Александра II. Предпосылки отмены крепостного права. Причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы. Значение отмены крепостного права. 3. Заключительная часть урока. 4. Домашнее задание.


Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий? Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий? Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос? В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.


Предпосылки отмены крепостного права XVIII в.– А.Н.Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву” 1797 г. – Указ Павла I о трехдневной барщине 1803 г. – Указ Александра I о “вольных хлебопашцах” 1816–1819 гг. – Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии) 1842 г. – Закон Николая I об “обязанных крестьянах” (реформа Киселева) 1847 г. – Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца


Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону. Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону. Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?


“Подготовка к отмене крепостного права”. 3.01.1857 г. – образование Секретного комитета “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”. Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей2 0.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян. Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич. Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян


Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе? Проблемное задание: сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?


Завершение работы над проектом крестьянской реформы”. Основные положения крестьянской реформы. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”. В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”.


Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту? Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту? В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших “полной воли” и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ.


Значение отмены крепостного права”. Отмена крепостного права наносила удар прежней системе крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений. Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России. В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян.


Каковы прогрессивные черты реформы? Какие “крепостные черты” она сохранила? Прогрессивные черты реформы Сохранение крепостных пережитков Домашнее задание. Творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.


Церковь Спаса на Крови в Санкт- Петербурге. Другое название - храм Воскресения Христова. Построен на месте, где 1 марта 1881 был смертельно ранен Александр II. Архитекторы И. В. Макаров, А. А. Парланд. Здание в духе русского узорочья 16-17 вв. по образцу московского храма Василия Блаженного отличается сложным живописным силуэтом, богатым многоцветным декоративным убранством. Особенно замечателен крупнейший по масштабам ансамбль мозаик на фасадах и в интерьере (В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. П. Рябушкин и др.).

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "История"

Готовые презентации по истории предназначены как для самостоятельного изучения учениками, так и для учителей при проведении уроков. При использовании презентации по истории в учебном процессе учителя тратят меньше времени на подготовку к уроку и повышают усваиваемость материала у учеников. В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по истории для 5,6,7,8,9,10 класса, а также много презентации по истории отечества.

Крестьянская реформа 1861 г. «Крепостное право на крестьян отменяется навсегда…» Александр II

«Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом – по барину, другим – по мужику»

Н.А. Некрасов

Крестьянская реформа 1861 г.

  • Личность императора Александра II
  • Предпосылки отмены крепостного права
  • Причины отмены крепостного права
  • Подготовка крестьянской реформы
  • Основные положения крестьянской реформы
  • Значение отмены крепостного права.
  • Портреты Ал-ра и Николая
  • Портреты Сперан, Жуковск, Канкрина
Предпосылки отмены крепостного права
  • 1787г. – указ Павла I о трёхдневной барщине
  • 1803г. – указ Александра I о вольных хлебопашцах
  • 1816-19гг. – отмена крепостного права в Прибалтике
  • 1842г. – реформа государственных крестьян (П. Киселёв)
Отношение к крепостному праву среди российской общественности

Союз спасения

Союз благоденствия

Северное общество

Южное общество

западники

славянофилы

Причины отмены крепостного права

Поражение в Крымской войне

Военно-техническая отсталость страны

Массовые крестьянские выступления

Социально-экономическая отсталость страны

Изменение атмосферы в российском обществе

Подготовка к отмене крепостного права

  • 3.01.1857г. – создан Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян;
  • Октябрь 1857г. – губернатор В.Н.Назимов просит от лица дворян разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без земли;
  • 20.11. 1857г. – учреждены губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян;
  • Февраль 1858г. – создан Главный комитет по крестьянскому делу;
  • Март 1859г. – учреждена редакционная комиссия для рассмотрения наказов с мест.
Варианты освобождения крестьян

Дворяне в губернских комитетах

Либеральные чиновники и помещики

Революционно настроенная часть общества

Освобождение крестьян без земли

Освобождение крестьян с землёй за выкуп

Освобождение крестьян с землёй без выкупа

Основные положения манифеста

  • Крестьяне стали лично свободными;
  • Крестьяне наделялись гражданскими и имущественными правами;
  • Крестьяне наделялись землёй (3-12 десятин);
  • Сохранялись сословное деление, крестьянская подать, рекрутские наборы,
  • зависимость от крестьянской общины;

  • Земля крестьянам давалась в ограниченном количестве и за выкуп на особых условиях.
Выкупные платежи
  • Крестьянин выплачивал помещику 25% стоимости земли;
  • 75% стоимости земли помещику возмещало государство;
  • В течение 49 лет крестьянин должен возвращать кредит государству с процентами (6% годовых);
  • Пока платёж не погашен, крестьянин не может отказаться от надела земли и уехать без согласия сельского схода;
  • До полного выкупа земли лично свободные крестьяне должны были нести повинности (барщину и оброк) в пользу помещика – временнообязанные отношения.
«Распалась цепь великая, Распалась и ударила одним концом – по барину, другим – по мужику…» Н.А. Некрасов

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож…

Н.А.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

Значение отмены крепостного права

  • В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян;
  • Реформа способствовала становлению рыночных отношений и развитию капитализма в России;
  • Нравственное значение реформы, покончившей с крепостным рабством;
  • Начало становления правового государства в России.

Прогрессивные черты реформы

Сохранение крепостных пережитков