Задания по морфологическим нормам презентация. Морфология

  • 04.07.2020

    Слайд 1

    Авторы-составители: Гаар Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 6» г.Юрги Гафурова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 45» г.Прокопьевска Москвичева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г.Прокопьевска Кемерово 2011 Подготовка к ЕГЭ Задание А 3

    Слайд 2

    Дорогие друзья! Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по русскому языку самым эффективным и быстрым способом? Вы хотите избежать на реальном ЕГЭ фатальных технических ошибок?Вы желаете узнать о сюрпризах и ловушках, которые вас ожидают?Вам интересно, что и как следует делать, чтобы получить на ЕГЭ по русскому языку максимум баллов?Вы хотите по результатам ЕГЭ поступить в вуз на бюджет?Вы хотите приобрести в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку практическую грамотность, которая будет способствовать всей вашей дальнейшей карьере?Если на большую часть вопросов вы ответили "ДА!", то это значит, что вы нашли именно то, что вам нужно в данный момент. Сделайте первый шаг к успеху!

    Слайд 3

    Морфологические нормы Морфологическая норма – правильное образование грамматической формы слова (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Соблюдение этих норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности, искажение норм ведет к грамматическим и речевым ошибкам. .

    Слайд 4

    Задание А - 3 имя прилагательное, наречие имя существительное глагол местоимение имя числительное предлоги

    Слайд 5

    имя существительное Род несклоняемых имен существительных Правописание имен существительных род.п. множественного числа Варианты падежных окончаний имен существительных Род имен существительных, оканчивающихся на -ль Склонение собственных имен существительных Род несклоняемых имен существительных (аббревиатура) Склонение имен существительных, обозначающих географические названия Названия обуви и парных предметов

    Слайд 6

    Правописание имен существительных род. п. множественного числа существительные, обозначающие название овощей и фруктов, имеют окончание -ов (томатов, апельсинов) НО: яблок, гранат, маслин существительные, обозначающие название парных предметов, имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет) НО: носков, гольфов, клипсов существительные ж.р. на –няимеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен) существительные, обозначающие название национальностей, имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван) НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др. существительные ср.р. на -ьеимеют окончание –ий (селенье- селений, побережье - побережий, раздумье - раздумий) НО: платьев, устьев и некоторые другие

    Слайд 7

    Род несклоняемых имен существительных

    Слайд 8

    Варианты падежных окончаний имен существительных Окончания –ы, - и употребляются: У заимствованных существительных на –ер, -ёр. Например: шофёры У заимствованных одушевленных и неодушевленных существительных на –тор, -сор. Например: редукторы, конструкторы, инспекторы. НО: директора, профессора Окончания –у, -ю употребляются: У вещественных существительных при указании на количество. Например: стакан чаю. У отвлеченных и собирательных существительных в сочетании со словами много или мало. Например: много шуму, мало народу.

    Слайд 9

    Род несклоняемых имен существительных (аббревиатура)

    Слайд 10

    Род имен существительных, оканчивающихся на -ль Ко второму склонению и к мужскому роду относятся слова: аэрозоль, полироль, пасквиль, водевиль, квантиль, квартиль, эндшпиль, тюль, толь, бемоль К третьему склонению и женскому роду относятся: антресоль, мозоль, канифоль, вакуоль, триоль

    Слайд 11

    Склонение собственных имен существительных Собственные имена существительные склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам: Иноязычные и русские фамилии на согласный. Например: к Олегу Финкелю и к Марии Финкель; от Ивана Волка и от Ирины Волк. Фамилии на –ч. Например: у Вулича Саши, от Марии Романович. Фамилии, совпадающие с именами нарицательными или географическими названиями типа Нос, Чуб, Ремень. Например: об Александре Рысе, роль Елены Соловей. Фамилии на -ок, -ек, -ец. Например: у Александра Починка, Юрия Коринца и Марии Коринец.

    Слайд 12

    Склонение собственных имен существительных Не склоняются: Русские фамилии на -ЫХ, -ИХ. Например: Алексею Седых от Нины Черных. Мужские и женские фамилии на -ово, -ако, -аго, -яго. Например: речь Плевако, Живаго, Дурново. Иностранные фамилии на гласный. Например: пьеса Бернарда Шоу. Фамилии на -иа и финские фамилии на –а. Например: Гулиа, Эриа. Фамилии на -ко, -о. Например: от Клары Лучко. Склоняются: Фамилии на –ия. Например: стихи Гарсии. Фамилии на –а, -я. Например: у Григория Сковороды. Запомни: у фамилий русского происхождения в тв.п. м.р. окончание –ым (сделано Ивановым), а у фамилий иностранного происхождения окончание –ом (сделано Дарвином)

    Слайд 13

    Склонение имен существительных, обозначающих географические названия Не склоняются: Названия княжеств, герцогств, штатов, провинций. Названия озёр, урочищ, островов, гор, пустынь, мысов. Например: в пустыне Сахара. Приложения и названия, выраженные словосочетаниями. Например: в городке Санта-Барбара. Наименования заключены в кавычки. Склоняются вместе с родовым наименованием: Географические названия, представляющие собой полные формы прилагательных. Например: на горе Железной. Географические названия на согласный. Например: из города Красноярска. Запомни: у имен собственных, обозначающих географические названия, оканчивающихся на –о, в творительном падеже окончание –ым (под Беловым)

    Слайд 14

    Названия обуви и парных предметов А также: гамаши - одна гамаша, гетры - одна гетра, бакенбарды - одна бакенбарда, краги - одна крага НО: гольфы - один гольф, рельсы - один рельс, коррективы - один корректив Следует запомнить:

    Слайд 15

    Образование форм степеней сравнения прилагательных, наречий Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший

    Слайд 16

    глагол Употребление форм возвратных глаголов Образование форм повелительного наклонения Особенности употребления в речи глагола класть

    Слайд 17

    Образование форм повелительного наклонения Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо запомнить!

    Слайд 18

    Употребление форм возвратных глаголов В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс - сь: Запомни! Существует только форма извините, извинитесь (в повелительном наклонении), употребление возвратного суффикса –СЬ- в изъявительном наклонении недопустимо (извиняюсь - ошибка)

    Слайд 19

    Особенности употребления в речи глагола класть Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой: положить, выложить, переложить и др.

    Слайд 20

    имя числительное Особенности склонения числительных 40, 90, 100 Склонение сложных количественных числительных Употребление собирательных числительных с существительными Склонение числительных по типу прилагательных Особенности склонения числительных полтора, полтораста Склонение составных количественных и порядковых числительных

    Слайд 21

    Употребление собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей). Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола: двое подруг; с существительными дети, люди, а также обозначающими названия детёнышей животных: четверо детей, семеро козлят. Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных: двое волков; с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов: двое саней; числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода: оба брата, а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода: обе сестры.

    Слайд 22

    Особенности склонения числительных 40, 90, 100 У числительных 40, 90, 100 существует только две формы:

    Слайд 23

    Склонение сложных количественных числительных У сложных количественных числительных склоняются обе части:

    Слайд 24

    Склонение числительных по типу прилагательных Числительные два, три, четыре, а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных: :

    Слайд 25

    Склонение составных количественных и порядковых числительных

    Слайд 26

    Особенности склонения числительных полтора, полтораста У числительных полтора, полтораста существует только две формы:

    Слайд 27

    местоимение Притяжательные местоимения их, его, её имеют только эту форму. Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя, евошний, евонный, еёшняя)!

    Слайд 28

    предлоги Употребление предлога –по Употребление производных предлогов Употребление предлогов -под и -против

    Слайд 29

    Употребление производных предлогов Производные предлоги благодаря и вопреки употребляются в конструкциях с дательным падежом: благодаря усилиям, вопреки указаниям. Предлог благодаря связан лексически с глаголом благодарить, поэтому употребление этого предлога указывает на причину, которая влияет на положительный результат (нельзя говорить благодаря болезни я не смог всё выполнить - в данном случае уместно использование непроизводного предлога из-за). Предлог вопреки имеет значение «несмотря на что-нибудь или кого-нибудь»

    Слайд 30

    Употребление предлога –по Наиболее употребительным является предлог по. В современном языке часто встречается неуместное и тавтологическое его употребление, нарушающее нормы литературного языка: По завершению информационной программы состоится премьера телефильма (по вместо после)

    Слайд 31

    Употребление предлогов -под и -против В речи встречаются ошибки в употреблении предлогов под и против. В соответствии с морфологическими нормами нельзя употреблять предлог под в сочетании с существительными, имеющими абстрактное значение: выделить средства под проведение праздничных мероприятий надо: выделить средства для проведения праздничных мероприятий

    Слайд 32

    Инструкция по работе с учебным тренажёром Дорогой друг! Ты повторил теоретический материал к заданию А 3. Чтобы закрепить его, тебе необходимо пройти два уровня подготовки. Первый уровень – это тренажер, при помощи которого ты закрепишь свои знания на практике, второй уровень – проверочный тест по данной теме, за который ты получишь отметку. Ты готов? Тогда действуй! И запомни: Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный 2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс» 3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус» 4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу

    Слайд 33

    много облаков поезжай хорошо проповедовает с двумястами бойцами - - + - 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 34

    двое подружек свыше четырех тысяч метров несколько яблок старые профессора - - + - 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 35

    к две тысячи пятому году жгёт костер пачка макарон фильм интереснее - - + - 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 36

    в течение тридцати пяти минут дамских туфель молодые бухгалтеры ихней работы - - + - 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 37

    поезжай домой менее значительный прочитая рассказ в две тысячи пятом году - - + - 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 38

    оденьтесь теплее с пятидесятью рублями высохла спелых абрикосов - - + - 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 39

    выдвинуть сто четыре кандидата в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году по семьдесят лет около четырех миллионов книг - - + - 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 40

    пара ботинок много баклажанов пара носок пара чулок - - + - 8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 41

    блюдцев яблонь свечей платьев - - + - 9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 42

    глубочайшее озеро положи на место трое суток повары вкусно готовили - - + - 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 43

    Как ты оцениваешь свою работу на тренажёре? Знания отличные! Перехожу к тесту! Было много ошибок, необходимо поработать с правилом. Слайд 50

    лежать на береге много цапель в обеих руках две пятых потребляемой энергии - - + - 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 55

    Подведём итоги Повторить тест Внимательно подсчитай количество правильных ответов 10 правильных ответов – «5» 8-9 правильных ответов – «4» 5-7 правильных ответов – «3» 1-4 правильных ответов – нужно вернуться назад Помни - лучше всего начать работу с повторения теоретического материала! Вернуться к теории

    Слайд 56

    Список литературы Академический Международный Институт [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ, 2010.- Режим доступа: Академический Международный Институт http://ami-map.ru/ Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 классы [Текст]: учеб, пособие/ В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2004. – 295с. Баронова, М.М. Русский язык: полный справочник [Текст] /М.М. Баронова. 2010, c. – (Полный комплект пособий для подготовки к единому государственному экзамену). Пучкова, Л.И. ЕГЭ 2011. Русский язык. Типовые тестовые задания [Текст] / Л.И. Пучкова. «Экзамен», 2011. – 158, c. (Серия «ЕГЭ 2011. Типовые задания») Рахимкулова Г.Ф.Репетитор по русскому языку: схемы, таблицы, тесты, ответы / Г.Ф. Рахимкулова, А.А.Чернавина. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 Текучева, И.В. Русский язык: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / И.В.Текучева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. И.П. Цыбулько, Ю.Н. ГостеваОтличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий [Текст] / ФИПИ.2011 – 224 с. Методический кабинет (русский язык, литература, история, математика, начальная школа, дошкольное образование и воспитание) [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий, 2010.- Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Морфология и культура речи Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы

Морфологические нормы русского языка Рассмотрим задание ЕГЭ по русскому языку, содержащее материал по морфологии: А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: л ягте на пол; с амый красивый п ара носок п ятисот лет А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: я щик мандарин в ыступали профессора и х предложения г руппа англичан

Формообразование имён существительных Формообразование имён существительных может представлять некоторую сложность. В частности, к грамматически трудному материалу следует отнести: Существование вариантных форм; Нестандартное образование форм; Различие форм в зависимости от значения.

Окончания именительного падежа множественного числа имён существительных В форме именительного падежа множественного числа существительные могут иметь вариантные окончания: - ы (-и) и –а(-я).

Запомните слова с нормативными окончаниями –А (-Я) Адрес а борт а буфер а вексел я вензел я вечер а ворох а директор а желоб а жернов а инспектор а катер а кител я клевер а колокол а кузов а купол а окорок а округ а ордер а паспорт а перепел а повар а погреб а профессор а сторож а тенор а фельдшер а флюгер а штабел я штемпел я

Запомните слова с нормативными окончаниями –Ы(-И) Акуш е ры бухг а лтеры библиот е кари в ы боры гр и фели др а йверы дисп е тчеры догов о ры инстр у кторы инжен е ры корр е кторы л е кари л и фты офиц е ры пл е еры п о лисы п о рты пр и нтеры р е кторы ред а кторы скл а ды сл е сари сн а йперы т о кари т о рты тр е неры фл и гели фл о ты фронт ы шоф ё ры

Окончания родительного падежа множественного числа имён существительных нулевое окончание окончание - ов Ботинок, валенок,сапог, чулок, погон, эполет, лампас Носк ов, гольф ов, клипс ов, брелок ов Армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган Калмык ов, киргиз ов, монгол ов, таджик ов, узбек ов, якут ов, хорват ов Яблок, слив Апельсин ов,банан ов, баклажан ов, мандарин ов, помидор ов, томат ов, гранат ов Ампер, аршин, ватт, вольт, радиан, рентген Акр ов, байт ов, грамм ов, карат ов, килограмм ов, гектар ов, рельс ов Гусар, драгун, солдат, улан, партизан Минёр ов, сапёр ов, мичман ов

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - ье без ударения, и женского рода на - ья без ударения имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий: побережье – побережий, соленье – солений, оладья – оладий, плясунья – плясуний. Исключения: верховье – верховьев; низовье – низовьев; платье – платьев; устье – устьев; подмастерье – подмастерьев; коренья – кореньев; лохмотья – лохмотьев; отрепья – отрепьев; хлопья – хлопьев.

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - ье под ударением, а также женского и общего рода на - ья под ударением в родительном падеже множественного числа имеют окончание - ей: ружьё – ружей, ладья – ладей. Следует запомнить: копьё – копий. Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - це, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на - ец: блюдце – блюдец; зеркальце – зеркалец; полотенце – полотенец; сердце – сердец; щупальце – щупалец. Однако в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание - ев: болотце – болотцев; деревце – деревцев. Следует запомнить: солнце – солнц.

В родительном падеже множественного числа у ряда имен существительных женского и общего рода может быть нулевое окончание и окончание -ей. Например: в а фля – в а фель; п е тля – п е тель; т у фля – т у фель; б а ржа – барж; серьг а – серёг; манж е та – манж е т; ск а терть – скатерт е й. Следует обратить внимание на имена существительные, оканчивающиеся на – ня. Если перед – ня стоит гласная, то согласная в нулевом окончании будет мягкой: бог и ня – бог и нь, пог о ня – пог о нь. Если перед - ня стоит согласная, то согласная в нулевом окончании будет твердой: б а сня – б а сен; б а шня – б а шен.

Запомните окончания некоторых существительных, употребляющихся во множественном числе -ей - ов нулевое бр е дни – бр е дней будни – б у дней др о вни–др о вней зл ы дни – зл ы дней я сли – я слей в ы боры – в ы боров выкрут а сы – выкрут а сов деб а ты – деб а тов з а морозки – з а морозков конс е рвы - конс е рвов м у скулы – м у скулов оч и стки – оч и стков ч и псы – ч и псов зразы – зраз гл а нды – гланд ж а бры – жабр макар о ны – макар о н узы – уз ш о рты – шорт шпр о ты – шпрот

Формы имён прилагательных Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени: Эта работа лучше, чем предыдущая. Эта книга интереснее. Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени: он милейший человек, спокойнейший ребёнок. При употреблении прилагательных в форме степеней сравнения помните, что нельзя говорить: более лучший, менее лучший, менее худший, самый умнейший, менее предпочтительный и т.п. Правильно: лучший, худший, умнейший, предпочтительный

Из вариантных форм кратких прилагательных на – ен и на – енен в современном литературном языке употребляются формы на – ен. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.

Склонение и особенности сочетаемости имён числительных Правильное склонение имён числительных – самый яркий показатель культуры речи. Числительные необходимо склонять. К сожалению, здесь делают очень много ошибок. В разговорной речи чаще встречается форма творительного падежа, в которой первая часть слова изменяется по образцу других косвенных падежей, т.е. говорят (и пишут) вместо пятьюдесятью – пятидесятью, вместо шестьюстами – шестистами. Это неверно!

Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста падеж От 50-80 От 500-900 200, 300, 400 И. Р. Д. В. Т. П. пятьдесят пят и десят и пят и десят и пятьдесят пять ю десять ю (о) пят и десят и шестьсот шест и сот шест и ст ам шестьсот шесть ю ст ами (о)шест и ст ах четыр е ст а четыр ёх сот четыр ём ст ам четыр е ст а четырьм я ст ами (о) четыр ёх ст ах

Склонение собирательных числительных оба, обе падеж Мужской и средний род Женский род И. Р. Д. В. Т. П. Оба Обоих Обоим Оба или обоих Обоими (об) обоих Обе Обеих Обеим Обе или обеих Обеими (об) обеих При употреблении числительных оба и обе нельзя смешивать мужской и женский род: неправильно говорить: у обоих сестёр красивые косы. Правильно: у обеих сестёр.

У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова: пятисот восьмидесяти трёх (р.п); пятьюстами весемьюдесятью тремя (т.п) При склонении дробных числительных изменяются обе части: к двум шестым (д.п), от пяти восьмых (р.п.) При склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово: в две тысячи седьмом (п.п.), тысяча девятьсот девяносто восьмым (т.п.) Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже: Готовимся к празднику 8 марта

При употреблении собирательных числительных (двое, трое…семеро и т.д) нужно помнить, что они сочетаются: с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: пятеро мальчиков, двое волчат; с существительными, употребляющимися только во множественном числе: трое ножниц, двое брюк. - с личными местоимениями: нас трое, их дво е

Задание 1. Прочитайте. Г ражданка Мухина, найдя кошелек с 562 093 рублями, приобрела самовар стоимостью около 250 600 рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 900 рублей, прибавив к найденным 562 093 рублям еще что-то около 29 500 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38-й минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (это его 265-я подобная операция). Видно, жалеет теперь Мухина о 590 0 00 рублей, потраченных на негодяев гостей! А заодно не мешало бы и задуматься о том, что приобретённое нечестным путем счастья не приносит! Напоминаем, что найденные деньги, вещи и документы следует сдавать в «Стол находок»! За последний год это было сделано 789 440 гражданами. Хотелось бы, чтобы этой норме поведения следовали все. (Из книги: Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1997)

Задание1. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки. 1) Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пассажирами. 2) Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестьюдесятью девятью километрами. 3) Сбор дошел до двух тысяч трехсот семидесяти пяти рублей. 4) Библиотека пополнилась девятьюстами шестьюдесятью девятью книгами. 5) Теперь уже понятно, что можно было обойтись и двумя тысячами рублями. 6) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружены вредители. 7) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли. 8) До конца экспедиции осталось двадцать двое суток. 9) По обеим сторонам реки тянется живописный лес. 10) В моей библиотеке около полутораста книг.

Задание 2. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки. 1) Двое суток нам пришлось провести в аэропорту. 2) Семеро козлят стали предметом гастрономического интереса одного голодного волка. 3) Четверо подруг сидели за столиком в кафе и весело смеялись. 4) Нас было двое, а их – четверо. 5) В лесу охотник едва отбился от троих матерых волков. 6) У обоих часов сломана секундная стрелка. 7) Оставшуюся полсотню километров участники гонки преодолели с большим трудом. 8) Трое неизвестных неожиданно появились перед нами. 9) Проект будет готов к двадцать шестому сентябрю. 10) Озеро находится в полутора километрах от города.

1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: Много народу Семисот двадцати Обеим подругам Курсантских погонов 2 .Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: Приближаются выборы Шире Волги Шесть гусаров Отряд партизанов


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы русского языка Презентация подготовлена студентами 473 группы Брицова А. Васильева А. Мельникова Д. Хуснутдинова Э..

2 слайд

Описание слайда:

Великие о речи… Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И. Писарев

3 слайд

Описание слайда:

Качества хорошей речи Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению

4 слайд

Описание слайда:

О речи и её нормах Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка. Норма литературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка. Языковые нормы речи: орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные.

5 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы. Что это такое? Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни: Правильно: их слезай красивее три студентки Неправильно: ихний слазь красивше или более красивее трое студенток

6 слайд

Описание слайда:

Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). слайд №1 -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола,кузова,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы,диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы.

7 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

8 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

9 слайд

Описание слайда:

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных слайд №1 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков,якутов,хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт,вольт, радиан, рентген Акров,байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров,саперов,мичманов.

10 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

11 слайд

Описание слайда:

слайд №1 Существительные среднего родабез ударения -ье -ья Р.п. мн.ч.-ИЙ Р.п. мн.ч.- ИЙ Побережье - побережий, соленье - солений Оладья- оладий Плясунья-плясуний Слова-исключения Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устье - устьев, подмастерье -подмастерьев: Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья-хлопьев Существительныесреднего рода под ударением -ье -ья Р.п. мн.ч. - ЕЙ Ружье -ру΄жей Ладья- ладе΄й Слова-исключения: копьё - копий.

12 слайд

Описание слайда:

слайд №1 Сущ. ср.р. в И.п.на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец, Исключение: солнце - солнц В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или - ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель,баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед-НЯ стоит гласная окончание мягкое:богиня-богинь Если у сущ. перед –НЯ стоит согласная окончание твердое:басня-басен

13 слайд

Описание слайда:

ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Особенности употребления имён прилагательных

14 слайд

Описание слайда:

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей; при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше. Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий. Способы образования сравнительной степени прилагательных

15 слайд

Описание слайда:

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; при помощи суффикса –Ш: высший, низший; иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; от других основ: хороший – лучший Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее Превосходная степень

16 слайд

Описание слайда:

НЕЛЬЗЯ МОЖНО самый тончайший, более умнее, наименее красивее. самый тонкий или тончайший, более умный или умнее, наименее красивый или красивее. Обратите внимание! Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени:

17 слайд

Описание слайда:

Бойкий – бойчее и бойче, Гибкий – гибче, Глубокий – глубже, Горький (опыт) – горше, Горький (мед) – горче, Мелкий – мельче, Узкий – уже, Плохой – хуже, Хороший – лучше. Запомни!

18 слайд

Описание слайда:

О формах кратких прилагательных Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.

19 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения. 1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

20 слайд

Описание слайда:

СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ Особенности употребления имён числительных

21 слайд

Описание слайда:

Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы сколько? который? Количественные обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два; различают 1) целые (десять, сто), 2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых), 3) собирательные (двое, пятеро) Порядковые - числительные, обозначающие порядок при счёте: первый, десятый, сто шестидесятый

22 слайд

Описание слайда:

Склонение количественных числительных (сколько?) Составные: склоняются все слова, все части: Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя полтора: полтораста И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.) полтораста Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста сорок, девяносто, сто: И., В. – сорок, девяносто, сто Р., Д., Т., П. – окончание –а.

23 слайд

Описание слайда:

Склонение количественных имен числительных Десятки: обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью. Сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И.,В. пять нот – пять сот. Р. пяти нот - пятисот. Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах

24 слайд

Описание слайда:

Склонение порядковых имен числительных (который?) Склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября

25 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных. 1. В реферате имеется приложение с 25 схем... 2. Студенту не хватает 9 книг. 3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.

26 слайд

Описание слайда:

Сочетание собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (от 2 до 10): двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. 1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят); с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот); с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них).

27 слайд

Описание слайда:

оба обе обоих, обоим, обоими только с существительными мужского, среднего рода Обоим братьям, на обоих полотнах, обеих, обеим, обеими только с существительными женского рода обе сестры, по обеим сторонам Следует запомнить

28 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей. Образец: Оба студента; обоим студентам. Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.

29 слайд

Описание слайда:

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов Особенности употребления глаголов Глагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой! Положи, положите Инфинитив Ед.число Множ.число глядеть гляди глядите ехать поезжай поезжайте лазать лазай лазайте лезть полезай, лезь полезайте, лезьте лечь ляг лягте трогать трогай трогайте класть клади кладите

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Презентацию на тему "Морфологические нормы" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Вопрос А3

Грамматические (морфологические) нормы

Слайд 2

Слайд 3

Степени сравнения прилагательных

Сравнительная степень ПРОСТАЯ = основа начальной формы + суффикс -ЕЕ- (светл + ее = светлее) СОСТАВНАЯ = более (менее) + начальная форма (более (менее) светлый)

Слайд 4

Слайд 5

Образование числительных

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово (двадцать шестой, две тысячи восьмой) При склонении сложных и составных количественных числительных изменяется КАЖДАЯ составляющая часть (с тысяЧЬЮ пяТЬЮстАМИ шесТЬЮдесяТЬЮ треМЯ) 3. Числительные полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто при склонении имеют только две падежные формы: И.п. и В.п. – полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто Остальные падежи – полутора, полутораста, сорока, девяноста, ста

Слайд 6

Слайд 7

Числительное оба употребляется с существительными мужского рода и среднего рода (оба друга, обоих друзей, оба окна, обоих окон) Числительное обе употребляется с существительными женского рода (обе студентки, обеих студенток) !!! Числительные оба и обе НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ с существительными, имеющими только форму множественного числа (ворота, брюки, сани…), т.е. нельзя говорить у обоих ворот, обоих саней (здесь нужно использовать оборот у тех и других: у тех и других ворот)

Слайд 8

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и другие) не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола, и с существительными мужского и женского рода, обозначающими названия взрослых животных. Правильно: двое друзей, трое суток, нас пятеро. Четверо лосят, шестеро ребят, семеро людей НО: три женщины, четыре медведя, две кошки

Слайд 9

Склонение местоимений

1. К личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов (в, без, до…) или после наречных предлогов. Управляющих Р.п. (вокруг, впереди, возле, мимо…) Например: без него. вокруг них 2. После наречных предлогов, управляющих Д.п. (вопреки. Согласно, наперекор, навстречу…) начальное Н к личным местоимениям 3 лица не прибавляется Например: вопреки ему 3. После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3 лица употребляются без Н: старше его, больше её

Слайд 10

Слайд 11

При некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (скучать, тосковать, плакать, соскучиться) предлог ПО сочетается с двумя падежами – Д.п. и П.п. В дательном падеже обычно употребляются существительные: скучать по (чему?) по дому В предложном падеже употребляются личные местоимения ТОЛЬКО 1 и 2 лица множественного числа: тоскуют (о ком?) о нас, скучают (по ком?) по вас При других глаголах с предлогом ПО употребляется форма Д.п. этих местоимений: из-за пригорка стреляли по (кому?0 по нам

Слайд 12

Образование имён существительных

Формы множественного числа И.п. и В.п. имён существительных Окончание –ы(-и): бухгалтеры, возы, выборы, выпуски, договоры, инженеры, конструкторы, контейнеры, лекторы, порты, приговоры, ректоры, слоги, снайперы, торты, шофёры Окончание –а(-я): адреса, борта, веера, века (кроие: во веки веков. В кои веки), векселя, вензеля, директора, доктора, егеря, жемчуга, катера, клевера, корма, купола, округа, ордера, паспорта, перепела, сторожа, стога, терема, тетерева, хлева, хутора, якоря

Слайд 13

Различайте слова - омонимы

Боровы (кабаны) Колени (часть ноги) Корпусы (туловища) Лагери (политические) Образы (художественно-литературные) Ордены (рыцарские) Поводы (причины) Поясы (географические)

Борова (части печной трубы) Колена (изгибы) Корпуса (военные части) Лагеря (туристские) Образа (иконы) Ордена (знаки отличия) Повода (упряжь) Пояса (части одежды)

Слайд 14

Окончания существительных Р.п. мн.числа

НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ: Названия большинства парных предметов (сапог, кед, чулок). НО: носков Названия многих единиц измерения (ватт, вольт) Названия некоторых национальностей (чаще с основой на Н или Р): англичан, болгар, грузин Названия лиц по принадлежности к воинским соединениям (полк гренадер, рота солдат). НО: минёров, сапёров Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн.числе: барж, кочерёг, свадеб, басен Большинство существительных ср.рода: зимовий, кушаний, селений

Слайд 15

ОКОНЧАНИЕ –ОВ: Некоторые названия единиц измерения: акров, гектаров, граммов, килограммов Названия многих народов: монголов, таджиков, калмыков Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн.ч., и отдельные названия парных и составных предметов: бронхов, кандалов, заморозков Названия овощей и фруктов: апельсинов, помидоров, НО: гранат, яблок

Слайд 16

Слайд 17

1. Существительные женского рода, оканчивающиеся на –ья (безударное положение) , в Р.п. мн.ч. оканчиваются на -ий: шалунья – шалуний 2. Сущ. ж.р, оканчивающиеся на –ья (ударное положение). В Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ей: полынья – полыней 3. Сущ. ср.р., оканчивающиеся на –ье (безударное положение), в Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ий: гулянье – гуляний 4. Сущ. ср.р., оканчивающиеся на –ье (ударное положение), в Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ей: ружьё - ружей, НО: платье – платьев, устье- устий ЗАПОМНИТЕ: копьё - копий

Слайд 18

Слайд 19

Несклоняемые имена существительные

Мужской род: - существительные, обозначающие лиц мужского пола (атташе, маэстро, кутюрье) существительные, обозначающие названия животных (кенгуру, шимпанзе). Исключение: цеце (муха), киви (птица) – ж.р. Существительное КОФЕ, ВИСКИ Женский род: существительные, обозначающие лиц женского пола, - преимущественно обращения к женщинам в разных странах (мадам, мисс, фрау) Средний род: сущ., обозначающие неодушевлённые предметы (портмоне, кашпо, ситро) В именах собственных и некоторых нарицательных род определяется по грамматическому роду нарицательного существительного, выступающего в роли видового понятия: Тбилиси (город) – м.р., Онтарио (озеро) – ср.р, Арагви (река) – ж.р., салями (колбаса) – ж.р., кольраби (капуста) – ж.р.

Слайд 20

Употребление форм глагола

Распространённые ошибки: Употребление диалектно-просторечных глагольных форм: мы игрались (правильно: играли) в лесу очень долго. Мама в этот день меня дожидала (правильно дожидалась) долго-долго и не дождала (дождалась) Ошибочное образование формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени от ряда глаголов: едь, бежи, ляжь, ложи (правильно: поезжай, беги, ляг, положи) Ошибочное образование причастных форм на –щий от глаголов совершенного вида: вздумающий (так нельзя) Образование деепричастий от тех глаголов, от которых они не образуются: ждя, пиша, шья Неправильное образование особых глагольных форм – причастий и деепричастий, например. Образование причастий с постфиксом –ся от невозвратных глаголов: играющиеся дети (правильно: играющие дети)

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слова.

    При нарушении морфологических норм возникают грамматические ошибки.

    Род неизменяемых имен

    1. Неодушевлённые

    2. Одушевлённые

    3. Обозначающие животных, птиц

    4. Географические наименования, названия печатных изданий

    5. Аббревиатуры

    Средний род

    Пальто, кашне,

    Исключения:

    такси, эскимо

    1) мужской род: хинди, эсперанто,

    сирокко, торнадо, сулугуни, евро.

    2) женский род: кольраби, салями,

    Род сущ., обозначающих леди, пани, мадам и

    авеню и др.

    лицо, соотносится с

    др. - ж. р.;

    жюри – среднего рода;

    п о л о м данного лица

    рефери, портье и др. протеже, замдекана, зампредседателя,

    завполиклиникой, завотделом и т. п. –

    Мужской род

    пони, ш и м п а н з е,

    мужского и женского рода.

    Если подчёркивается, что речь идет об

    фламинго;

    особи женского пола, данные слова

    исключения: иваси, употребляются как сущ. женского рода:

    цеце и др. - ж. р.

    Молодая ш и м п а н зе, очень заботилась

    о своём детёныше.

    Определяется по роду

    Тбилиси (город) –

    того нарицательного

    м.р., Капри

    сущ., с которым

    (остров) – м.р.,

    соотносится данное

    Миссисипи (река)

    название

    – ж.р., «Таймс»

    (газета) – ж.р.

    Обычно определяется

    Это правило не касается изменяемых

    по роду опорного

    (университет) –

    аббревиатур, род которых

    м.р. АТС

    определяется не по опорному слову, а

    (станция) – ж.р.

    по характеру основы и окончанию

    Им.п. ед.ч.: вуз (в вузе, вузом) – м.р.,

    загс (у загса) – м.р.

    Род сложных существительных,

    пишущихся через дефис

    Род сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:

    а) по первой части, если изменяются обе части:

    автомобиль-цистерна - м. р., кресло-кровать - ср. р., школа -интернат -ж. р.,

    б) по изменяемой части, если другая является неизменяемой: кафе-клуб (м. р.), альфа-излучение

    (ср. р.), альфа-частица (ж. р.).

    В роли неизменяемой части могут выступать и изменяемые имена существительные: плащ-

    палатка, к плащпалатке, с плащ-палаткой; вакуум

    охлаждение, при вакуум- охлаждении и т. д. Изменяемость-неизменяемость одной из частей подобных слов необходимо запоминать либо проверять по словарю.

    1) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: в е чер - вечер а , п а спорт - паспорт а , голос - голос а ,

    ве ксель – векселя .

    2) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: апт е карь - аптекар и , библиот е карь -

    библиотекари , компью тер - компьютеры , инжене р - инженеры . Исключения: рукав - рукава , ме сяц - месяцы.

    3) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и: актёр - актёр ы ,

    шофёр - шофёры , режиссёр - режиссёры , дирижёр - дирижёры и др.

    Это слова французского происхождения.

    4) Слова латинского происхождения с элементом -тор - неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлектор ы , детектор ы ,

    рефрижераторы , конденсаторы

    5) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание -ы : автор ы , лектор ы , ректор ы , конструктор ы и окончание -а: доктор а , директор а , профессор а . Почему же мы говорим лекторы , но профессора ? Выбор объясняется традицией.

    Запомните, что просторечные формы бухгалтер а , инженер а ,

    выбора , договора , приговора , должностя , шофера , почерка , крема , супа

    и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы.

    множественного числа имен существительных

    6) Различие в значение слов

    В ряде случаев окончания –ы,и -а служат для различения смысла слова:

    образы (художественные) - образа (иконы); проводы (при отъезде) - провода (электрические); цветы (растения) - цвета (окраска); пропуски (недосмотры) - пропуска (документы);

    поясы (географические) - пояса (одежды) и др.

    Подобных пар в русском языке достаточно: листы - листья, зубы - зубья и др.

    7) Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными):

    бункеры - бункера годы - года

    инструкторы - инструктора клапаны - клапана (технический термин) кители - кителя прожекторы - прожектора

    секторы – сектора, цехи - цеха

    имен существительных

    Мужской род

    1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание:

    ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц. Исключение: носков.

    2. Названия национальностей подчиняются следующим

    правилам:

    а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан,

    армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

    Исключение: негров.

    б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов: киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов. Исключение:

    турок, бурят.

    3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют

    следующих окончаний:

    10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов.

    4. Названия единиц измерений вариативны:

    а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон; б) амперов , ваттов , граммов , килограммов , рентгенов , кулонов .

    5.Имена группы "овощи - фрукты" имеют окончания -ов:

    Родительный падеж множественного числа

    имен существительных

    Женский род

    1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь.

    2. Некоторые существительные имеют окончание -ей: свечей, граблей, простыней.

    Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свечей.

    Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

    3. Существительные на -ия имеют окончание –ий: аудиторий, академий, консерваторий.

    Средний род

    1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал. Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!)

    2. Нормативными являются формы на –ии: побережий, захолустий, снадобий.

    3 . Существуют также формы на -ев: устьев, болотцев, верховьев, низовьев.

    Имя прилагательное

    Недопустимо соединение в одной конструкции простой и

    сложной форм сравнительной степени:

    Мой брат более старше меня.

    В качестве однородных членов предложения нельзя

    употреблять простые и сложные формы степеней сравнения:

    Он более способный и умнее меня.

    От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней - лучше, хуже: Он учится лучше меня.

    Местоимение

    Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: Ихняя школа победила в соревновании.

    Довольно распространенная ошибка - неудачный выбор

    б) дремет, сыпет, трепаешь,

    2. Неправильное

    образование форм

    настоящего времени

    разноспрягаемых глаголов

    З. Неправильное

    замерзнул

    образование форм

    охрипнули

    прошедшего времени глаголов

    с суффиксом -ну-

    утихнула

    4. Неправильное образование

    лечь - ляжь

    испечь - испечите

    форм повелительного

    наклонения глаголов

    Правильный

    Литературная норма:

    а) колышет, машу, плещется, полощет; б) дремлет, сыплет, треплешь, щиплют

    Литературная норма:

    Лечь - ляг испечь - испеките