Последняя императрица. Почему в России не любили супругу Николая II

  • 20.06.2020

Журнал «Фома» продолжает рубрику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Сегодня мы предлагаем познакомиться с мудрыми изречениями Александры Федоровны Романовой – страстотерпицы и жены последнего русского императора Николая II.

О Боге и жизни по вере

Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.

Мы знаем, что, когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он все делает ради нашего высшего блага.

Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера - это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.

Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.

Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи - день, а после бури - тишина.

Мессию в Ветхом Завете много раз называют Слугой Божиим. Служение - это не что-то низменное, это Божественное.

Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса.

Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.

Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, - солнечная и радостная.

Радость - это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло.

Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим.

О человеке и добродетелях

Мы должны стать настоящими людьми.

Быть великим - значит быть счастливым, - это одно из ошибочных мнений, которого придерживалась почти во все времена большая часть человечества. Быть добрым - значит быть счастливым, - вот тайна, доступная тем немногим мудрым и добродетельным, которые являются украшением не только сами о себе, но и украшением ближних и Отечества.

Душа пишет свою историю на теле.

Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.

Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недо­статках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят дру­гие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благо­дарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит.

Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении.

Основа благородного характера - абсолютная искренность.

Чистота помыслов и чистота души - вот, что действительно облагораживает.

Ободрение нас вдохновляет; если его нет, гаснут многие благородные возможности.

Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, - это терпение.

Если все хорошо внутри, то ничто не повредит снаружи.

Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди.

Будь мужественным - это главное.

Настоящая добродетель - это без свидетелей поступать так, как обычно поступают перед глазами мира.

Доверяй своему сердцу, особенно, когда это доверие в добром, слушай его.

Тот, кто сделал добро, не должен об этом говорить, но если этим хвастают, добро теряет благородство...

От­давайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам. Не доверяйте раздачу своей милостыни сомнительным по­средникам, иначе само деяние, которое апостол назвал "трудъ любве" (1 Сол. 1, 3), будет под сомнением. Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам серд­це. Так вы познакомитесь с жизнью и нуждами бедня­ков - созданий Христа.

Чем дольше я живу, тем отчетливее понимаю, что главная разница между людьми сильными и слабыми, великими и ничтожными - это энергия, непобедимая решимость, твердая цель, при которых и смерть - победа.

Никогда человек не бывает так прекрасен, как во время молитвы о своем прощении или прощении другого.

Нравственность - вот, что определяет смысл какого-нибудь поступка - смысл суетный или неотмирный.

Самое трудное, что человек должен преодолеть - это самого себя.

Взаимоотношения людей. Любовь, семья

Жизнь человечества - это большая общая жизнь отдельных человеческих созданий. Нужно понять, что существование одного человека отдельно от всех других людей - это то же самое, как если бы человек существовал отдельно от клеток своего собственного организма.

Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь, были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других.

Потщиться сделать счастливыми своих ближних - это путь и к собственному счастью.

Большинство споров между людьми никчемны. Они вызваны или вмешательством посторонних, или легкомысленными словами, или действием нераскаянных грехов.

Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта.

Слова добрые всегда соединяют.

Никто не заслуживает большей награды, чем миротворцы.

Почти беспредельны возможности помогать людям, просто беседуя с ними. Тот, кто умеет говорить убежденно, умеет говорить языком любви, может вдохновить других на добрые и прекрасные дела, утешить их горе, подбодрить упавших духом, просветить тех, кто неопытен, - тысячею способов может помочь ближним.

Невзгоды - это то время, когда нужно поддержать ближнего.

В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны уметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни.

Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя.

Каждый новый друг, входящий в нашу жизнь, доверяется нам. Самое правильное понятие о дружбе - это то, что она дает нам возможность служить, помогать, защищать другого. Момент, когда у нас появляется новый друг - это священный момент. Это еще одна жизнь, порученная нам, чтобы мы могли быть для нее благом, внести в нее красоту, быть ей убежищем и защитой.

Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас… Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки скажите эти слова сегодня.

Одно слово охватывает все - это слово «любовь». В слове «любовь» целый том мыслей о жизни и долге, и когда мы пристально и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо.

Как сладки слова Правды, несомые дыханием любви.

Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь.

Иисус требует любви не только как прекрасного чувства, а любви, пронизывающей всю повседневную жизнь, влияющей на отношения со всеми людьми.

Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь - это совершенное самоотречение.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.

Пока любишь, прощаешь.

Брак - это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.

В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца… Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.

Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту.

Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает.

Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести.

Отношение к женщинам - вот лучший способ проверить благородство мужчины.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом нежные цветы.

Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви - это наш дом - самое родное место для нас в мире.

Жизнь. Умиротворение

Каждый день - это жизнь в миниатюре.

Мы часто теряем то дорогое, что у нас есть, гоняясь за недостижимым.

Сколько возможностей сделать хорошее мы упускаем, даже не сознавая ценности того, что упустили!

Из-за постоянных хлопот и забот мы не раскрываем и половину хорошего, что есть в нас.

Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.

Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, толь­ко продолжай идти.

Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих.

Нет человека настолько бедного, чтобы он мог счи­тать себя таким. Мудрость в том, чтобы человек позво­лил Господу решать все за него.

У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Самые малые и незначительные тоже имеют свои места, и необходимо, чтобы эти маленькие места так же были заполнены, как места, которые занимают самые важные и значительные личности.

Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим.

Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного.

Мы должны оставаться на своем месте, выполнять свой долг, нести свою ношу, выполнять Божию волю. Это тропа к душевному покою.

Покой, который дает нам Господь, - это покой души - не внешней покой, не безделье. Можно наслаждаться им со всей полнотой, и в то же время непрерывно работать и переносить страдания и боль. Некоторые из лучших христиан, которых когда-либо знал мир, были величайшими страдальцами, но в то же время, ничто не могло нарушить их душевный покой.

Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу. Беспокойный ум не годится для хорошей работы.

Беспокойство делает нас слабыми.

Раздраженный ум не может ясно мыслить.

Покой - это Божественный дар, но, в то же время, надо этому учиться. Учиться, взяв на себя иго Христово.

Самое доброе дело, которое учитель может сделать своим ученикам - это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, - жизнь победителей.

Биография Александры Феодоровны Романовой

Александра Фёдоровна (Феодоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская; 6 июня 1872 - 17 июля 1918) - российская императрица, супруга Николая II (c 1894 года).

Будущая императрица появилась на свет в 1872 году в Дармштадте (Германия), в семье великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. 1 июля 1872 года она была крещена по лютеранскому обряду.

Алиса была любимой внучкой королевы Виктории.

В возрасте 12-и лет (1884 год) принцесса Алиса впервые приехала в Россию на свадьбу своей старшей сестры Эллы (в православии - Елизавета Фёдоровна), которая сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем.

Затем в 1889 году Алиса посетила Россию во второй раз по приглашению великого князя Сергея Александровича. Во время этого визита принцесса познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем.

Молодые люди сразу же обратили друг на друга внимание, но им пришлось бороться за свое счастье, т. к. родители цесаревича были против их. 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке Николая и Алисы Гессен-Дармштадтской.

Несколько месяцев перед свадьбой Алиса изучала основы православия и русский язык, и 21 октября (2 ноября) 1894 года в Ливадии (Крым) приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна).

14 (26) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. У них родились четыре дочери: Ольга (3/15 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая/10 июня 1897 года), Мария (14/26 июня 1899 года) и Анастасия (5/18 июня 1901 года).

Спустя некоторое время, 30 июля (12 августа) 1904 года в семье молодого императора родился долгожданный сын - цесаревич Алексей Николаевич. Но к большому несчастью всей царской семьи он унаследовал по линии матери тяжелую болезнь - гемофилию.

Николай и Александра стойко переносили это испытание, окружив цесаревича нежной заботой и любовью. Это была по-настоящему дружная христианская семья, где родители смогли дать своим детям доброе воспитание словом и примером.

Во время Первой мировой войны в Царском Селе, где большую часть времени проживала императорская семья, был оборудован госпиталь для раненных солдат, и императрица Александра Фёдоровна вместе с дочерями Ольгой и Татьяной работали в нем хирургическими медсестрами (пройдя предварительное обучение).

8 (21) марта 1917 года, после Февральской революции, императорская семья была арестована в соответствии с постановлением Временного правительства и находилась какое-то время под домашним заключением в Александровском дворце, затем, в начале августа 1917 года, была выслана в Тобольск, а в апреле 1918 года по решению большевиков - в Екатеринбург.

В Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома купца Ипатьева царская семья приняла мученическую кончину: Николай II, его супруга Александра Федоровна и их дети были расстреляны…

В августе 2000 года император Николай II и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью в лике святых страстотерпцев.


Последняя императрица России Александра Фёдоровна жена Николая II

Алекса́ндра Фёдоровна

(урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская,
нем. (Victoria Alix Helena Louise Beatrice von Hessen und bei Rhein)

Heinrich von Angeli (1840-1925)

Первый приезд Аликс в Россию

В 1884 году двенадцатилетнюю Аликс привезли в Россию: ее сестра Элла выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Наследник русского престола - шестнадцатилетний Николай влюбился в нее с первого взгляда. Но только через пять лет семнадцатилетняя Аликс, которая приехала к сестре Элле, вновь появилась при русском дворе.


Аликс Г. - так называл в своих дневниках будущий монарх всея Руси свою возлюбленную. «Я мечтаю когда - нибудь жениться на Аликс Г. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться»… Эту запись Наследник Николай сделал в 1892 году, и он действительно не верил в возможность своего счастья. Родители ни под каким предлогом не разрешали ему брать в жены принцессу из столь незначительного герцогства.

Говорили, что русской императрице не понравились холодность и замкнутость предполагаемой невесты ее сына. А поскольку в семейных вопросах Мария Федоровна всегда имела перевес над доводами мужа, то сватовство расстроилось, и Алиса возвратилась в родной Дармштадт. Но свою роль здесь, безусловно, сыграли политические интересы: в то время особенно важным представлялся союз России и Франции, и принцесса из Орлеанского дома казалась более предпочтительной партией для цесаревича.

Этому браку противилась и бабушка Аликс, английская королева Виктория. В 1887 году она писала другой своей внучке:

«Я склонна сохранить Аликс для Эдди или для Джорджи. Ты должна препятствовать появлению новых русских или прочих желающих подцепить ее». Россия представлялась ей, и небезосновательно, страной непредсказуемой: «…положение дел в России настолько плохо, что в любой момент может случиться что-нибудь страшное и непредвиденное; и если для Эллы все это маловажно, то супруга наследника престола окажется в самом трудном и опасном положении»


Впрочем, когда позднее мудрая Виктория познакомилась с цесаревичем Николаем, тот произвел на нее очень хорошее впечатление, и мнение английской правительницы изменилось.

А пока что Николай согласился не настаивать на браке с Аликс (кстати, она приходилась ему троюродной сестрой), но от орлеанской принцессы наотрез отказался. Он выбрал свой путь: ждать, когда Бог соединит его с Аликс.

Свадьба Александры и Николая

Чего стоило ему уговорить своих могущественных и авторитарных родителей на этот брак! Он боролся за свою любовь и вот, долгожданное разрешение получено! В апреле 1894-го Николай едет на свадьбу брата Аликс в Кобургский замок, где все уже подготовлено к тому, что Наследник Российского Престола сделает предложение Аликс Гессенской. И вскоре газеты сообщили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской.


Маковский Александр Владимирович (1869-1924)

14 ноября 1894 года - день долгожданной свадьбы. В свадебную ночь Аликс записала в дневнике Николая странные слова:

«Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно...»

Помазанье Николая II, Валентин Серов


Венчание Николая II и Великой княгини Александры Фёдоровны

Коронация Николая II и Великой княгини Александры Фёдоровны

Николай Шурыгин

Об этой любви до сих пор говорят их дневники и письма. Тысячи заклинаний в любви. «Я твоя, а ты мой, будь уверен. Ты заперт в моем сердце, ключик потерян и тебе придется остаться там навсегда». Николай не возражал - жить в ее сердце было настоящим счастьем.

Они всегда отмечали день своей помолвки - 8 апреля. В 1915 году сорокадвухлетняя императрица писала любимому короткое письмо на фронт: «В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я все вспоминаю! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы… Как время летит - уже 21 год прошел! Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку…» С началом войны супруги вынуждены были расставаться. И тогда они писали друг другу письма… «О, моя любовь! Так тяжело сказать тебе «прощай» и видеть твое одинокое бледное лицо с большими печальными глазами в окне поезда - мое сердце надрывается, возьми меня с собой… Я ночью целую твою подушку и страстно желаю, чтобы ты был рядом со мной…Мы пережили так много за эти 20 лет и без слов понимаем друг друга…» «Я должен поблагодарить тебя за твой приезд с девочками, за то, что ты принесла мне жизнь и солнце, несмотря на дождливую погоду. Я, конечно, как всегда не успел сказать тебе и половины того, что собирался, потому что при свидании с тобой после долгой разлуки я всегда становлюсь застенчив. Я только сижу и смотрю на тебя - это уже само по себе для меня огромная радость…»

Семейная жизнь и воспитание детей

Некоторые выдержки из дневников Императрицы: «Смысл брака в том, чтобы приносить радость.

Брак - это Божественный обряд. Это самая тесная и самая святая связь на земле. После заключения брака главнейшие обязанности мужа и жены - жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Брак - это соединение двух половинок в единое целое. Каждый до конца своей жизни несет ответственность за счастье и высшее благо другого.»

Четыре дочери Николая и Александры родились красивыми, здоровыми, настоящими принцессами:папина любимица романтичная Ольга, серьезная не по летам Татьяна, щедрая Мария и смешливая маленькая Анастасия.


А сына - наследника, будущего монарха России, все не было. Переживали оба, особенно Александра. И вот наконец-то - долгожданный цесаревич!

Цесаревич Алексей

Вскоре после его рождения врачи установили то, чего Александра Федоровна боялась больше всего на свете: ребенок унаследовал неизлечимую болезнь - гемофилию, которая в ее гессенском роду передавалась только отпрыскам мужского пола.
Оболочка артерий при этом заболевании так хрупка, что любой ушиб, падение, порез вызывает разрыв сосудов и может привести к печальному концу. Именно это произошло с братом Александры Федоровны, когда ему было три года…






«Каждая женщина имеет в себе также материнское чувство к человеку, которого она любит, это ее природа».

Эти слова Александры Федоровны могут повторить многие женщины. «Мой мальчик, мой Солнечный Свет», - называла она своего мужа и через двадцать лет совместной жизни

«Замечательная особенность этих писем заключалась в свежести чувства любви Александры, - замечает Р. Мэсси. - После двадцати лет замужества она все еще писала мужу как пылкая девушка. Императрица, так застенчиво и холодно проявлявшая свои чувства на людях, раскрывала всю свою романтическую страсть в письмах...»

«Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий: от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.»

"Одно слово охватывает все - это слово "любовь". В слове "Любовь" целый том мыслей о жизни и долге, и когда мы пристально и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо."

"Великое искусство - жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом делает грубым."

"Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь - это совершенное самоотречение."

"Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни."

"Венец любви - это тишина"

"В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом - это место тепла и нежности. Говорить в доме надо с любовью."

Липгарт Эрнест Карлович (1847-1932)и Бодаревский Николай Корнилович (1850-1921)

Они остались вместе навечно

В день, когда отрекшийся от Престола экс-Государь вернулся во дворец, ее подруга, Анна Вырубова записала в дневнике: «Как пятнадцатилетняя девочка бежала она по бесконечным лестницам и коридорам дворца ему навстречу. Встретившись, они обнялись, и оставшись наедине разрыдались…» Находясь в ссылке, предчувствуя скорую казнь, в письме к Анне Вырубовой Государыня подводила итоги своей жизни: «Милая, родная моя… Да, прошлое кончено. Благодарю Бога за все, что было, что получила - и буду жить воспоминаниями, которые никто у меня не отнимет… Какая я стала старая, но чувствую себя матерью страны, и страдаю как за своего ребенка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь… Ты же знаешь, что НЕЛЬЗЯ ВЫРВАТЬ ЛЮБОВЬ ИЗ МОЕГО СЕРДЦА, и Россию тоже… Несмотря на черную неблагодарность Государю, которая разрывает мое сердце… Господи, смилуйся и спаси Россию».

Наступил переломный 1917 год. После отречения Николая А. Керенский поначалу собирался отправить царскую семью в Англию. Но вмешался Петроградский Совет. А вскоре изменил свою позицию и Лондон, устами своего посла заявивший, что британское правительство больше не настаивает на приглашении...

В начале августа Керенский проводил царскую семью в Тобольск, выбранный им местом ссылки.Но вскоре было решено перевести Романовых в Екатеринбург, где для царской семьи отвели здание купца Ипатьева, получившее временное название «Дом особого назначения».

В середине июля 1918 года, в связи с наступлением на Урале белых, Центр, признав, что падение Екатеринбурга неизбежно, дал указание местному Совету предать Романовых казни без суда.




Спустя годы историки, как о каком-то открытии, стали писать следующее. Оказывается, царская семья все-таки могла уехать за рубеж, спастись, как спаслись многие из высокопоставленных подданных России. Ведь даже из места первоначальной ссылки, из Тобольска, можно было поначалу бежать. Почему же все-таки?.. На этот вопрос из далекого восемнадцатого года отвечает сам Николай: «В такое тяжелое время ни один русский не должен покидать Россию».

И они остались. Остались вместе навечно, как и напророчили сами себе когда-то в юности.



Илья Галкин и Бодаревский Николай Корнилович


span style=span style=text-align: centerborder-top-width: 0px; border-right-width: 0px; border-bottom-width: 0px; border-left-width: 0px; border-top-style: solid; border-right-style: solid; border-bottom-style: solid; border-left-style: solid; height: 510px; width: 841px; p style= title=img alt= title=p style=

Оригинал записи и комментарии на

    У этого термина существуют и другие значения, см. Александра Фёдоровна. Александра Фёдоровна Friederike Luise Charlotte Wilhelmine von Preußen … Википедия

    Александра Фёдоровна имя, данное в православии двум супругам российских императоров: Александра Фёдоровна (жена Николая I) (принцесса Шарлотта Прусская; 1798 1860) русская императрица, жена Николая I. Александра Фёдоровна (жена… … Википедия

    - (настоящее имя Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса Гессен Дармштадтская) (1872 1918), российская императрица, жена Николая II (с 1894). Играла значительную роль в государственных делах. Находилась под сильным влиянием Г. Е. Распутина. В период 1… … Русская история

    Александра Фёдоровна - (1872 1918) императрица (1894 1917), жена Николая II (с 1894), урожд. Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса, дочь вел. герцога Гессен Дармштадтского Людвига IV и Алисы Английской. С 1878 воспитывалась англ. королевой Викторией; окончила… …

    Александра Фёдоровна - (1798 1860) императрица (1825 60), жена Николая I (с 1818), урожд. Фредерика Луиза Шарлотта Прусская, дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы. Мать имп. Ал ра II и вел. кн. Константина, Николая, Мих. Николаевичей и вел. кн … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (25.V.1872 16.VII. 1918) росс. императрица, жена Николая II (с 14 нояб. 1894). Дочь вел. герцога Гессен Дармштадтского Людвига IV. До замужества носила имя Алисы Виктории Елены Луизы Беатрисы. Властная и истеричная, имела большое влияние на… … Советская историческая энциклопедия

    Александра Фёдоровна - АЛЕКСÁНДРА ФЁДОРОВНА (наст. имя Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса Гессен Дармштадтская) (1872–1918), рос. императрица, жена Николая II (с 1894). Играла значит. роль в гос. делах. Находилась под сильным влиянием Г. Е. Распутина. В период 1… … Биографический словарь

    Российская императрица, жена Николая II (с 14 ноября 1894). Дочь великого герцога гессен дармштадтского Людовика IV. До замужества носила имя Алисы Виктории Елены Луизы Беатрисы. Властная и истеричная,… … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Судьба императрицы , Александр Боханов. Эта книга об удивительной женщине, чья жизнь была похожа одновременно на сказку и на приключенческий роман. Императрица Мария Фёдоровна... Невестка императора Александра II, жена императора…
  • Судьба императрицы , Боханов А.Н.. Эта книга об удивительной женщине, чья жизнь была похожа одновременно на сказку и на приключенческий роман. Императрица Мария Фёдоровна... Невестка императора Александра II, жена императора…

Александра Федоровна – жена Николая II и последняя русская императрица – является одной из самых загадочных фигур этой эпохи. Историки до сих пор спорят о различных моментах ее биографии: о связи с Распутиным, о влиянии на мужа, об ее “вкладе” в революцию, об ее личности вообще. Сегодня мы попытаемся разгадать самые известные тайны, связанные с Александрой Федоровной.

Издержки воспитания

Когда Аликс приехала в Россию, она ужасно стеснялась нового общества, в котором у нее еще не было знакомых, и того, что ничего не знала об этой далекой стране и была вынуждена оперативно изучать язык и религию русских. Ее застенчивость и издержки английского воспитания всем казались надменностью и высокомерием. Из-за своей стеснительности она так и не смогла наладить отношения ни со свекровью, ни придворными дамами. Единственными подругами в ее жизни были черногорские принцессы Милица и Стана – жены великих князей, а еще фрейлина Анна Вырубова.

Вопрос власти

О властном характере Аликс ходили легенды. До сих пор бытует распространенное мнение, что она держала “под каблуком” императора Всероссийского. Однако это не совсем правда. То, что она унаследовала от своей бабки, королевы Виктории, твердый и властный характер, является неоспоримым фактом. Однако мягким характером Николая ей пользоваться не удавалось, потому что она попросту этого не хотела и любила своего мужа, стараясь поддерживать его во всем. В их переписке часто встречаются советы императрицы мужу, но, как известно, далеко не все из них царь выполнял. Вот эту-то поддержку зачастую и воспринимают как “власть” Александры над Николаем.

Однако то, что она участвовала в обсуждении законов и принятии решений, является правдой. Это началось в дни Первой русской революции, когда Николаю необходимы были советы и поддержка. Обсуждал ли император с женой указы и распоряжения? Конечно, это бесспорно. А в дни Первой мировой войны царь фактически отдал управление страной в руки своей жены. Почему? Потому что он любил Александру и безгранично ей доверял. А кому же, как ни самому доверенному человеку в жизни, отдать административные дела, которые император терпеть не мог и от которых сбежал в Ставку? Они старались вдвоем принимать ключевые решения в жизни страны потому, что самодержцу Николаю было сложно это делать ввиду нехватки характера, а Александра хотела максимально облегчить тяжелую ношу императора.

Связи с “провидцами”

Александре Федоровне в вину ставят и ее контакты с “Божьими людьми” и провидцами, прежде всего, с Григорием Распутиным. Интересно, что до сибирского старца у императрицы была уже целая коллекция разных целителей и предсказателей. Например, она привечала юродивого Митьку и некую Дарью Осиповну, а самым известным до Григория Распутина “целителем” является доктор Филипп из Франции. Причем все это продолжалось от начала века до 1917 года. Почему же эти инциденты случались?


Во-первых, потому, что это было особенностью ее характера. Александра Федоровна была верующим человеком и православие приняла очень глубоко, но ее вера имела экзальтированные черты, которые выражались в ее любви к мистике, что, кстати, было популярно в то время. Во-вторых, этот живой интерес в ней подогревали ее подруги Милица и Стана. Ведь это они приводили ко двору “чудотворцев”, в том числе и Григория. Но, пожалуй, самой главной причиной такого интереса была ее одержимость двумя проблемами: первая – рождение наследника, которое все никак не могло состояться. Именно поэтому она поверила шарлатану Филиппу, который пообещал императрице “наколдовать” скорое рождение наследника. Из-за его гаданий и предсказаний у нее случилась ложная беременность, которая сильно сказалась на отношении к Александре двора. А вторая – трагическая болезнь наследника Алексея: гемофилия. Она не могла не чувствовать себя виновной в том, что ее любимый сын заболел этой болезнью. И императрица, как любая любящая мать, пыталась всеми средствами облегчить участь своего ребенка. Правда, для этого использовала не помощь докторов, которые ничего не могли поделать с состоянием Алексея, а услуги Распутина, которому удавалось лечить наследника.

Все это впоследствии и повлияло на то, что она стала безмерно доверять “старцу” Григорию и приучила к этому своих детей и мужа. Она не могла не верить тому, кто лечил не только ее сына, но и ее саму от головных болей, которые ее мучили. А Распутин, бывший умным русским крестьянином, не мог этим не пользоваться. А им уже, в свою очередь, пользовались хитроумные чиновники, министры и генералы, просившие назначить их повыше или поближе ко двору.

Почему ее не любили?

Императрицу Александру Федоровну многие не любили, в том числе и мать Николая Мария Федоровна. У каждого на то были свои причины, но к концу царствования императора вся ненависть двора и общества возымела только одну причину: она ведет Ники и империю к гибели. Распространялись слухи о ее связях с Распутиным, которых никогда не было, о ее шпионаже в пользу Германии, что тоже было ложью, о ее влиянии на царя, которое не было таким, каким его “раздули”. Но все эти слухи и сплетни очень сильно ударяли по престижу власти. А еще императрица и император сами способствовали этому, изолировав себя от общества и романовской семьи.


Вот что говорили и писали об Александре Федоровне ее родственники и приближенные:

  • “Вся Россия знает, что покойный Распутин и императрица Александра Фёдоровна – одно и то же. Первый убит, теперь должна исчезнуть и другая” (вел. кн. Николай Михайлович).
  • “Отчуждению царицы от петербургского общества значительно содействовала внешняя холодность её обращения и отсутствие у неё внешней приветливости. Происходила эта холодность, по-видимому, преимущественно от присущей Александре Фёдоровне необыкновенной застенчивости и испытываемого ею смущения при общении с незнакомыми людьми. Смущение это препятствовало установлению ею простых, непринуждённых отношений с лицами, ей представлявшимися, в том числе с так называемыми городскими дамами, а те разносили по городу анекдоты про её холодность и неприступность” (сенатор В.И. Гурко).
  • …великая княгиня Елизавета Федоровна (сестра императрицы Александры), также почти не бывая в Царском, приехала переговорить с сестрой. После того ожидали мы ее у себя. Сидели как на иголках, гадали, чем кончится. Пришла она к нам дрожащая, в слезах. “Сестра выгнала меня, как собаку! – воскликнула она. – Бедный Ники, бедная Россия!”” (князь Ф.Ф. Юсупов).
  • Мнения могут расходиться насчёт роли, сыгранной Императрицей во время царствования, но я должна сказать, что в ней Наследник нашёл себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга” (балерина М.Ф. Кшесинская).

В облике и натуре этой Женщины соединилось воедино многое: свет и тени, улыбка и слезы, любовь и ненависть, фарс и трагедия, Смерть и Жизнь. Она была сильной. И – самой слабой из женщин, каких только видел свет. Она была гордой. И застенчивой. Она умела улыбаться, как истинная Императрица. И плакать, как ребенок, когда никто не мог видеть ее слез. Она умела обожать и дарить привязанность, как никто. Но могла и ненавидеть столь же сильно. Она была очень красива, но более семидесяти лет, после тысяча девятьсот семнадцатого года, романисты и историки пытались разглядеть в ее безупречных, утонченных чертах и профиле римской камеи дьявольские, разрушительные отблески.

О ней написано очень много книг: романов, пьес, исследований, исторических монографий и даже - психологических трактатов! Выпущены в свет и ее уцелевшая переписка и страницы не сгоревших в огне дворцовых каминов дневников. Архивисты и иследователи ее жизни, как в России, так и за рубежом, казалось бы, давно уже изучили и дали объяснение не только каждому поступку ее, но и каждому повороту головы, и каждой букве ее письма. Но.. Но никто так и не постиг странной, почти мистической тайны этой женщины, сути ее натуры и ее характера. Никто так до конца и не уяснил себе истинной роли ее личности в трагической истории России. Никто так и не представил себе ясно и точно, а какою же она была на самом деле: Алиса - Виктория – Елена - Луиза – Беатрис, ее Великогерцогское Высочество, принцесса Гессен – Дармштадская и Рейнская, внучка королевы Великобритании Виктории и принца Альберта, дочь Великого герцога Гессенского Людвига, крестница русского императора Александра Третьего и жена его старшего сына, Николая Александровича, наследника русского престола? Последняя русская императрица.

Она выросла в крае, где королевы никогда не зависели от воли фаворитов, и, если того требовало благо державы, спокойно посылали их головы на плаху. «Личное не должно быть выше блага страны!» – она твердо усвоила этот негласный « эдикт монархов», ведь не зря же была внучкой великой Королевы, давшей своим именем название целой эпохе в истории –« викторианской»! Немкой Алиса Гессенская лишь по отцу, по духу, воспитанию и крови матери она была англичанкой. До кончиков пальцев. Только вот, выйдя замуж и приняв православие, она стала, по велению сердца, по безумию любви к мужу, а может быть, и по скрытой жажде быть понятой, не только «более русской, чем все окружавшие ее люди, более даже, чем сам ее муж, наследник престола и будущий император Николай Второй». (Грег Кинг.).Но также, попав в тяжкий плен собственного горя, одиночества, подавленных амбиций и иллюзий, дремавших на дне души, она стала и невольной заложницей, трагической игрушкой в руках фаворита – сектанта, величайшего гипнотизера и шарлатана, хитреца и простака в одном лице – Григория Распутина. Сознавала ли она это? Сказать сложно, тем более, что всему, при желании, можно найти оправдание. Или, напротив, - отрицание.

Забыв и отринув в омуте своего невыразимого материнского отчаяния первый этический закон любого монарха: «Сначала - страна, потом – семья!», внушенный ей с младых ногтей великой бабушкой – королевой, она толкнула на гибельный круг плахи саму себя, своего Венценосного мужа, детей, державу.. Но была ли это только ее вина? Или для огромного панно Истории не существует отдельных судеб, не существует маленьких «виноватостей», а все сразу сливается в нечто большое, масштабное, и из него уже вытекает следствие? Кто знает?...

Попробуем все - таки отделить от мозаичного пласта Истории и эпохи маленький кусочек смальты, именуемой Жизнью. Жизнью одного человека. Принцессы Аликс Гессенской. Проследим основные вехи и повороты ее Судьбы. Или - Судеб? Ведь она множилась, как в зеркале. Имела несколько обликов. Несколько судеб от рождения и до смерти. Счастливых или несчастливых, это уже - другой вопрос. Она менялась. Как и любой человек, в течении жизни. Но ей нельзя было меняться незаметно. Это непозволительно в семьях, где дети рождаются для короны. Большой ли, маленькой – все равно.

Судьба первая: «Солнечная девочка».

Алиса – Виктория - Елена – Луиза – Беатрис, маленькая Принцесса - герцогиня из рода Гессенов – Дармштадтских, появилась на свет 6 июня 1872 года (новый стиль), в Новом дворце Дармштадта, главного города герцогства, что раскинулось в зеленой и плодородной рейнской долине. Окнами Новый дворец смотрел на рыночную площадь и ратушу, а спустившись по лестнице во двор можно было сразу попасть в огромный тенистый парк с липовыми и вязовыми аллеями, прудами и бассейнами с золотыми рыбками и кувшинками; цветниками и розариями, наполненными огромными пахучими бутонами. Маленькая Алики (так ее называли в доме), едва научившись ходить, часами гуляла с нянею, миссис Мэри - Энн Орчард, в любимом саду, подолгу сидела у пруда и смотрела на рыбок, мелькавших в струях воды.

Она и сама была похожа на цветок или маленькую, юркую рыбку: веселая, ласковая, чрезвычайно подвижная, с золотистыми волосами, ямочками на пухлых, румяных щечках!

Алики слыла любимицей всей семьи, отца, вечно занятого и хмурого герцога Людвига, матери, герцогини Алисы, и своей грозной бабушки - королевы Виктории, которой никак не удавалось нарисовать портрет озорницы - внучки, когда, бывало, летом герцогская семья гостила у нее в Англии! Егоза Алики никогда не сидела спокойно на месте: то пряталась за высокое кресло с золотым ободом, то - за массивный шкаф – бюро.

Часто в строгих, холодно - роскошных комнатах бабушкиных дворцов в Осборне, Виндзоре и Бэлморале раздавался веселый, заразительный смех крохи - внучки, и топот ее быстрых детских ножек. Она любила играть со своим братом Фридериком и сестрой Марией, которую ласково звала «Мей», потому что не могла еще выговаривать букву «R», чтобы звать ее - Мэри. Алики прощались любые проказы, даже долгие прогулки верхом на пони - это в четыре то года!

Лучшие дня

Под руководством матери она легко научилась рисовать и унаследовала от нее тонкий художественный вкус и пристрастие к прозрачным акварельным пейзажам. Со строгой своей няней, миссис Мэри – Энн Орчард, Алики прилежно учила Закон Божий и занималась рукоделием.

Ранние годы ее детства текли вполне безоблачно и счастливо. В семье ее называли еще и “Sanny”, что значит: «солнышко», «солнечная девочка». Бабушка - королева звала ее «мой солнечный лучик» и в письмах то и дело ласково журила за смешные проделки. Она любила и выделяла Алики из внучат - гессенцев более всех.

Алики - любимица прекрасно знала, как заставить улыбнуться молчаливую бабушку или подверженную частым депрессиям мать, герцогиню Алису. Она танцевала и играла для них обеих на фортепьяно, рисовала акварели и забавные мордочки животных. Ее хвалили и улыбались. Сначала - через силу, а потом - сами по себе. Алики умела заразить безоблачностью детства всех вокруг. Но неожиданно грянул гром и она перестала улыбаться. Едва ей пошел пятый год, как умер от кровоизлияния в мозг, вызванного несчастным случаем, ее брат Фредерик. Впавшую в отчаяние и тоску мать пытались вылечить путешествиями по всем европейским странам: Франция, Италия, Испания. Долго гостили летом 1878 года и у бабушки, в Осборне. Алики там нравилось. Она вволю могла наиграться со своими прусскими кузенами и любимым двоюродным братом, принцем Луи Батенбергским. Но все когда – нибудь кончается. Кончилось и это грустное лето. Матери стало легче, она немного пришла в себя. Решили возвратиться в Дармштадт, на чем настаивал и отец: дела не могли ждать!

Но едва они вернулись домой, в холодную осень, как уютное герцогство сразила эпидемия дифтерита. И тут детство Алики кончилось. Внезапно, горько, страшно. Она вовсе не была к этому готова, несмотря на то, что мать ее часто говорила с нею о Небесах, о будущей жизни, о встрече с маленьким братом и дедушкой Альбертом. Алики испытывала смутную тревогу и горечь от этих разговоров, но она быстро забывалась. Осенью же 1878 года эта горечь заполнила и ум и сердце маленькой девочки. Солнечный луч в ее душе постепенно угас. 16 ноября 1878 года скончалась от дефтерита ее старшая сестра Мей. Опасно болели остальные: Элла, Эрнст, да и сама Алики тоже начала хворать. Убитая горем мать – герцогиня, ухаживая за больными детьми, скрывала, сколько могла, от них страшную весть. Во дворце, по случаю эпидемии был карантин. Мэй тихо похоронили, и дети узнали об этом лишь несколько дней спустя. Алики, ее сестра Элла, и брат Эрни были потрясены этим известием и, несмотря на все тихие уговоры матери, принялись плакать, лежа в кроватках. Чтобы утешить сына, герцогиня подошла к нему и поцеловала. Этого делать было нельзя, но….

Эрни шел на поправку, а ослабевший от бессонных ночей организм герцогини был сражен опасным вирусом. Проболев более двух недель, то теряя сознание от сильного жара, то приходя в себя, герцогиня Алиса Гессенская - старшая умерла в ночь с 13 на 14 декабря 1878 года. Ей было только тридцать пять лет.

Судьба вторая: «Задумчивая Принцесса или «Камея – Невеста».

Алики осиротела. Игрушки ее сожгли: из – за карантина. Солнечная девочка, что жила в ней, исчезла. На следующий день ей принесли другие книжки, мячики и других кукол, но детство вернуть уже было нельзя. В зеркалах старинных родовых рейнских замков Зеенхау, Кранихштейн, Вольфсгартен отражалась теперь другая принцесса: меланхоличная и задумчивая.

Чтобы как - то преодолеть боль от потери матери, неосознанную детскую тоску, Алики уходила во внутренний дворик с искусственным озером – бассейном и там подолгу кормила любимых рыбок. Слезы капали прямо в воду, но их никто не видел.

Душа ее повзрослела вмиг, но как то надломленно: она сделалась не по возрасту тихой и печальной, сдерживала озорство, страстно привязалась к Элле и Эрни, и плакала, расставаясь с ними даже на полчаса! Она боялась их потерять. Бабушка Виктория, с разрешения овдовевшего зятя - герцога, почти тотчас перевезла детей в Англию, в замок Осборн, и там специально нанятые, тщательно подобранные ею учителя занимались их образованием.

Дети изучали географию, языки, музыку, историю, брали уроки верховой езды и садоводства, математики и танцев, рисования и литературы. Алики получила блестящее образование по тем временам, серьезное и необычное для девушки: она прослушала в Оксфорде и Гейдельбергедаже курс лекций по философии. Училась она великолепно, предметы легко давались ей, при ее превосходной памяти, только с французским случались иногда легкие конфузы, но со временем и они - сгладились.

Изысканным придворным манерам, этикету, обычаям и стилю придворной жизни ее ненавязчиво, но строго обучала бабушка, игре на фортепиано, блестящей, сложной – могла играть Вагнера и Шумана! - директор Дармштадтской оперы. Ее растили быть Принцессой, ей предназначено было быть такой и это ничуть не пугало ее.Она осваивала «придворную науку» легко и грациозно, как бы шутя. Королеву – бабушку заботило лишь то, что «милая умница Алики» словно бы утратила в вихре потерь свое прежнее обаяние, непосредственность: она не могла улыбаться на людях, так открыто, как прежде, стала слишком застенчива и пуглива. Легко краснела. Много молчала. Разговаривала искренне, задушевно, лишь в узком кругу близких. Играла и пела – тоже.. В ней теперь, увы, был только отблеск, отголосок прежней Аликс – «солнечного лучика».

Сдержанность, несомненно, украшала ее, высокую, стройную шатенку с огромными, серо - голубыми глазами, в которых отражались все оттенки ее душевных переживаний – для тех, кто умел наблюдать, разумеется -, но она не умела и не искала способа нравиться, сразу, с первого слова, взгляда, улыбки, жеста.. А это так необходимо для монаршей особы!

Королева сокрушенно и неустанно наставляла внучку в искусстве нравиться, а та недоумевала: почему она должна любезно разговаривать и выслушивать высокопарные суждения придворных льстецов, когда у нее на то слишком мало времени: недочитана книга, недовышито панно для алтаря церкви, ее прихода ждут дети - сироты в приюте, чтобы завтракать вместе с нею? Почему?! Почему она должна стремиться нравиться всем, когда это попросту невозможно, да и не нужно в ее положении юной герцогини, повелительницы Дармштадта?

Алики своевольно сжимала в хрупких руках веер и он трещал и ломался. Бабушка с укором смотрела на нее, но внучка тихо продолжала гнуть свое. Она была упряма. Ей некогда раздаривать льстивые улыбки! У нее, в июне 1888 года справившей шестнадцатилетие и принявшей на себя обящанности покойной матери - герцогини слишком много других забот: благотворительность, библиотеки, приюты, музыка и …отец - герцог..

Отец внушал ей самые серьезные опасеия. После того как его навязчивая идея заключить брак с госпожой Александрой де Кольмин – бывшей женой русского посланника при его дворе, - потерпела сокрушительное фиаско, натолкнувшись на несгибаемую волю экс - тещи – королевы, с ходу, гневно отринувшей этот мезальянс, здоровье герцога Людвига стало сдавать. Он, правда, еще устроил грандиозный конфирмационный, розовый бал для Алики, на который съехались все родные: тетушки, дядюшки и кузены, приехала и любимая сестра ее, Элла, вышедшая в 1888 же году замуж за брата Александра Третьего, Императора России, Великого князя Сергея Александровича.

Герцог Людвиг на том балу вывел навоявленую принцессу - герцогиню под руку к гостям, преддставил изысканному обществу. Сказал, что отныне она официально - первая дама маленького герцогства, и что он гордится своею дочерью. Владетельный герцог, однако, быстро утомился, и остаток празднества провел в кресле, наблюдая за тем, как его дочь танцует и беседует с гостями. Она была очень хороша в тот вечер, вызвала всеобщий восторг, но стереть с лица легкий флер печали так и не смогла. И сама уже никак не могла решить – «придуманная» ли была та печаль, как говорила все время ее кузина Мэри Эдинбургская, или же – настоящая?

Легкая задумчивость, отчужденность Алики постепенно стала ее второю натурой, постоянной спутницей даже во время увлекательных путешествий:в 1889 году – в Россию, в 1890 году – на Мальту, зимой 1892 года - в Италию. На борту британского минного кресера «Скаут», у мальтийских берегов, она нашла среди офицеров очень тонких ценителей своей красоты. Они стремились во всем ей угодить, назывались со смехом ее «мальтийскими пажами», учили играть в теннис на палубе и кидать с борта спасательный круг. Алики чарующе улыбалась, глаза ее сияли, но манеры оставались все также сдержанны и чуть прохладны.

В 1892 году, во Флоренции, поразившей ее воображение навсегда, Алики – Аликс вроде бы чуть оттаяла в обществе любимой бабушки, и смех ее зазвучал, как и прежде, заразительно, но.. Но 1 марта 1892 года, от сердечного приступа на ее руках скончался отец, герцог Людвиг IV Гессен – Дармштадский. Смерть опять меняла Судьбу Аликс.

Судьба третья. «Царственная невеста или тень за гробом..»

Наследником короны и герцогских штандартов стал брат Эрни. А Аликс.. Она осиротела вторично. Окончательно замкнулась в себе, сторонилась общества, благо траур позволял. Вообще, сильно стала напоминать Виктории ее покойную меланхоличную дочь Алису – старшую. И тут бабушка заволновалась, заспешила. Она задумала выдать Алики замуж за принца Уэльского Эдуарда, ее кузена, и уже видела в мечтах любимую внучку королевой Англии, пришедшей ей на смену..

Но Алики вдруг бурно воспротивилась. Ей не нравился этот долговязый фатоватый Эдди, чью шею всегда туго сжимали накрахмаленные воротнички, а запястья – манжеты. Она так и звала его: «Эдди – манжеты!»

Он казался ей каким то фальшивым, прозаическим, от него часто пахло вином, и главное: он совершенно ничем не интересовался, кроме своей внешности. Она отказала Эдуарду, решительно и твердо, сославшись на то, что у нее уже есть жених, в России. Это наследник русского престола цесаревич Николай, сын крестного – Императора « племянник» Эллы! Они познакомились еще в июне 1884 года, когда маленькая Алики ездила в Россию, на свадьбу старшей сестры.

Скромный, серьезный Цесаревич, окруживший тогда двенадцатилетнюю Алики теплым вниманием и заботой, сразу понравился застенчивой принцессе. На прогулках она держала его под руку, за обедом, при встречах, старалась сесть рядом с ним. Он показывал ей дворец в Петергофе, сады и парки, они вместе катались на лодках и играли в мяч. Он подарил ей брошь. Правда, Алики вернула ее на следующий же день, но считала с того момента, что они обручены с Ники.

Потом она еще раз была в у Эллы в Ильинском (* подмосковное родовое имение Романовых, усадьба Великого князя Сергея Александровича, супруга Эллы – автор.), пять лет спустя. Встречалась с Ники на балах и прогулках, в театрах и на приемах. И поняла, что чувства их только укрепились. Она как - то знала сердцем, что Ники любит только ее и никого другого. Элла тоже была убеждена в этом. И всячески уговаривала Алики переменить веру. Бабушка - королева была изумлена. Она и без того находила Алики черезчур романтичной и углубленной в странные мечты, а теперь - и вовсе встревожилась!

Русские никогда не пользовались ее особой симпатией, хотя когда – то, в юности она была почти влюблена в государя - реформатора Александра Второго. Почти. Это не значит – всерьез!

Виктория несколько раз пробовала поговорить с внучкою наедине, но сломить упрямство той было невозможно. Она показала бабушке свою переписку с Ники и сестрой Эллой..

В письмах к Элле Алики с грустью говорила, что непреодолимо в ее любви к цесаревичу лишь одно препятствие – перемена вероисповедания, все остальное ее не страшит, столь сильно и глубоко она любит Цесаревича. Цесаревич же искренне признавался Алики, что одним из способов преодолеть отчаяние, охватившее его, при получении известия о сватовстве к ней принца Уэльского, было путешествие по Дальнему Востоку и Японии, которое он, Ники, предпринял, и которое едва не завершилось трагедией!* (* В Японии, в городе Оцу, на цесаревича Николая 29 апреля 1892 года было совершено неудавшееся покушение – автор.)

Мудрая королева сразу поняла, что чувства молодых людей достаточно серьезны. И - отступилась. Для нее главным было счастье внучки, и, кроме того, как весьма проницательный человек, она прекрасно понимала, что именно в заснеженной, далекой, огромной и непонятной России, ее умная, властная, способная на сильные чувства и страсти, обладавшая «чисто мужским умом» (А. Танеев.) любимая «красавица – солнечный луч» Аликс найдет применение своим большим честолюбивым амбициям, которые она неосознанно прячет под вуалью печали и задумчивости.

Кроме того, Аликс, как и любой девушке, пора было создать свою семью и иметь детей. В двадцать один год она являла собою образец пленительной молодой леди, могущей заставить дрогнуть какое угодно, самое искушенное сердце! Но чем Виктория могла утешить внучку? По доходившим до нее от послов сведениям, она знала, что и родители Ники были решительно против выбора сына. Не потому что Алики была бедной немецкой принцессой, вовсе нет. Так никто не считал. Просто династический брак наследника огромной империи предполагал обязательно здоровых детей в его роду, а Алики, по крови матери и бабушки, являлась носительницей коварного гена гемофилии – несвертываемости крови, передаваемой в наследство будущим сыновьям, продолжателям рода. И королева Виктория, и Император Александр Третий и Императрица Мария, его жена, мать Ники, да и он сам, и упрямая Алики, прекрасно понимали, что если брак этот будет заключен, то при рождении будущего наследника престола, его природный титул «принц крови» обретет зловещее звучание и создаст ряд проблем для России, где исторически уж так сложилось - со времен Павла Первого -, что трон и корона принадлежат лишь потомкам по мужской линии. Правда, закон о престолонаследии всегда можно изменить, но реформы весьма чреваты бурными последствиями. Особенно в такой непредсказуемо – стихийной стране, как Россия. Все понимали все. Но молодых людей неодолимо тянуло друг к другу. Ники упорно отказывался при разговорах с родителями о будущем от предложенных ему партий, в частности, от руки дочери графа Парижского, Елены Орлеанской или принцессы Маргариты Прусской. Он поставил «дорогих папа и мама» в известность, что женится только на Аликс Гессенской и ни на ком больше!

Что в конечном итоге повлияло на решение Александра Третьего дать благословение сыну и увидеть его обрученным с застенчивой и легко краснеющей немецкой принцессой с точеным профилем римской камеи? Резко и внезапно пошатнувшееся здоровье? Желание видеть сына - наследника в роли определившегося, семейного человека? Опыт личного счастья самого императора, прожившего с датской принцессой Даггмар - Марией Феодоровной, счастливых 26 лет? Или просто уважение непреклонности чужой воли и чужого решения? Думается, и то, и другое, и третье. Все сложилось так, что 20 апреля 1894 года, в Кобурге, куда представители почти всех европейских держав съехались на свадьбу брата Алики, герцога Гессенского, Эрни и принцессы Виктории - Мелиты Эдинбургской, была объявлена и ее собственная помолвка с русским цесаревичем Николаем.. На стеклах окон «зеленого кабинета» кобургского замка, на втором этаже, сохранились вырезанные алмазными гранями фамильного перстня Аликс две буквы, переплетенные в замысловатый вензель: «Н&А». А в переписке Николая и Александры этот день часто упоминается ими, как один из самых счастливых в жизни. Он вернул ей в тот день брошь, которую подарил при первой встрече, на свадьбе Эллы. Она считала ее теперь главным свадебным подарком. Брошь была найдена летом 1918 года в пепелище большого костра в глуши коптяковского леса. Или вернее, то, что осталось от нее. Два больших рубина.

В дни помолвки любимой внучки королева Англии писала старшей сестре Аликс, Виктории: «Чем больше я думаю о замужестве нашей милой Аликс, тем более несчастной себя чувствую. Я ничего не имею против жениха, поскольку он мне очень нравится. Все дело в стране и в ее политике, столь странной и отличной от нашей. Все дело в Аликс. После ее замужества ее частной личной жизни придет конец. Из почти никому неизвестной принцессы она превратится в почитаемую и узнаваемую всеми особу. Сотни приемов в день, сотни лиц, сотни поездок. У нее будет все, чего только желает самая избалованная душа человеческая, но при этом тысячи глаз будут придирчиво следить за нею, за каждым ее шагом, словом, поступком.. Непосильная ноша для милой Аликс.. Ведь она никогда особо не любила шумной жизни в свете.

Для того, чтобы привыкнуть к блестящему своему положению, некоторым русским императрицам, я знаю, понадобились годы. У Аликс едва ли будет несколько месяцев, увы!»

Старая, мудрая « королева Вики», как всегда, не ошиблась. Свадьба Аликс и Николая была назначена на лето 1895 года, но Судьба словно торопила Аликс. Уже в конце сентября 1894 - го она получила от Цесаревича тревожную телеграмму с просьбой срочно прибыть в Россию, в Крым, где в Ливадийском дворце угасал посреди красок пышной южной осени император Александр Третий. В последний месяц жизни, который отвели ему доктора, он хотел благословить сына и его невесту на брак официально, уже в России. Аликс поспешно выехала из Дармштадта в Берлин. Оттуда, экспрессом, на восток. В Варшаве ее встречала Элла. И уже 10 октября 1894 года она были в Крыму, в воротах Ливадийского дворца. Едва услышав о приезде будущей невестки, умирающий император, страдающий от почечных отеков и сердечной слабости, тем не менее пожелал принять ее стоя и в парадном мундире. Лейб- медик Н. Гриш воспротивился было, но император резко оборвал его: «Не Ваше дело! Я делаю так по Высочайшему повелению!» Встретившись глазами с Государем, Гриш умолк и стал молча помогать ему одеваться.

Молодая, застенчивая принцесса настолько была потрясена ласковым приемом и тем безграничным уважением, которое оказал ей умирающий отец любимого ею Ники, что и многие годы спустя вспоминала об этой встрече со слезами. Тепло приняла ее и вся семья жениха, хотя на особые любезности не было ни времени, ни сил. Но Аликс и не требовала их. Она понимала – все впереди.

Ровно десять дней спустя, 20 октября 1894 года, могущественного русского императора Александра Третьего не стало. Он умер тихо, сидя в кресле, будто уснул, перед этим причастившись Святых Тайн из рук знаменитого отца Иоанна Кронштадского. Пять часов спустя после кончины Государя, в дворцовой церкви Ливадии, Россия присягала на верность новому Императору - Николаю Второму, а на следующий день, принцесса Гесенская Аликс приняла православие и стала «Ее Императорским Высочеством, Великой Княгиней Александрой Феодоровной, ВысоконаречЕнной невестой Государя Императора».

Слова Символа Веры и других, полагающихся по православному обряду, молитв она произнесла четко, внятно и почти без ошибок. Вместе со всеми членами Императорской фамилии и Двором молодая невеста отбыла в Петербург, где вскоре должны были состояться похороны Александра Третьего. Это произошло

7 ноября 1894 года в Петропавловском соборе, после бесчисленного ряда панихид, литургий и прощаний.

А ровно через неделю, в день рождения Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, матери молодого Императора, (при полагающемся послаблении траура) в парадной церкви Зимнего дворца состоялась свадьба нового Государя и бывшей гессенской принцессы.

Для очень религиозной, обязательной, прямодушной Аликс это было весьма мучительно и непонятно. Она была полна каких то дурных предчувствий, сильно переживала и даже плакала. В смятении писала сестре Виктории, герцогине Баденской, о том, что не понимает, как можно смешать в одно траур и свадьбу, но возразить что то дядюшкам обожаемого Ники, обретшим после смерти брата большое влияние при Дворе, не могла. Да и кто бы стал ее слушать! Как говорила ей когда то любимая бабушка: «Владетельные особы не могут быть рабами своих желаний. Они рабы обстоятельств, престижа, придворных законов, чести, Судьбы, но – не себя!» Судьбе же Аликс было угодно распорядиться так, чтобы она пришла в Россию вслед за царственным гробом. Дурная примета. Трагическое предзнаменование. Но что поделать? Смерть так часто сопровождала ее, что Аликс постепенно привыкла к ее верной тени. Смерть снова меняла ее Судьбу. Уже в который раз. Аликс собралась с духом и, отбросив в сторону все свои сомнения, погрузившись в новые мечты и надежды,всячески старалась наполнить смыслом новую страницу своей жизни. Очертить дороги новой своей Судьбы. Судьбы Императрицы России и Матери наследников царственной фамилии. Она ведь еще не знала, сколь все это будет мучительно и трудно.

Судьба четвертая: Прежде мать, чем Императрица, или портрет идеальной семьи..

Это была самая прекрасная и самая желанная для нее роль в жизни! Мать детей обожаемого ею человека. В Александровском дворце Царского Села Императрица создала счастливый остров Уединения и Покоя для императора, обремененного тяжким грузом государственных забот, украшением которого были четыре прелестных цветка:- дочери, появившиеся друг за другом с интервалом в полтора – два года: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Четыре Цесаревны, так разительно похожие друг на друга и такие разные!

Они любили белые платья и жемчужные бусы, нежные ленты в волосах, и игру на фортепиано. Не очень жаловали уроки письма и каллиграфии и с упоением разыгрывали на французском пьесы Мольера – для именитых гостей очередного званного ужина и дипломатического корпуса. Они самозабвенно играли в лаун - теннис и украдкой читали книги со стола матери: «Путешествие на корабле «Бигль» Дарвина и «Ламермурская невеста « Вальтера Скотта. Подписывали свои письма начальными буквами имен, слившихся в странный знак печать, загадочный романтичный, и одновременно – до детскости простодушный: ОТМА. Они обожали мать, она была для них непререкаемым божеством, и они словгно и не замечали ее ласковой властности. Рукою «в бархатной перчатке» был расписан каждый их шаг, каждая минута урока, платье за завтраком, за обедом и ужином, развлечения, катание на велосипедах, купание. В ущерб себе и своему величественному образу Императрицы, Александра Феодоровна уделяла дочерям так много тщательного внимания и времени, что блестящее светское общество Петербурга, в котором Государыня, кстати, так и не стала своей до конца, поскольку не собирала сплетен и не тяготела к шумным балам и маскарадам, потихоньку постоянно выражало недовольство тем, что материнские обязанности затмили для венценосной особы все остальное и с обидой косилось на нее. Чувствовать себя ниже императрицы еще и в этом отношении многим ох как не хотелось!

Как бы а отместку за холодное пренебрежение столь высокой Особык к своим правилам и законам, бомонд обеих столиц а за ним - и всей России, нервно, тайными шепотками, приписывал Александре Феодоровне все, что угодно:любовников – графа А. Н. Орлова, к примеру, – фанатичную религиозность, властное давление на венценосного мужа, нелады с вдовствующей императрицей - свекровью. Она, зная слухи, сжимала губы, каменно улыбалась на приемах декольтированным донельзя графиням и княгиням, протягивала им руку для поцелуя, но, никогда не жаловала их «в большие подруги», а это то и обижало титулованных стрекоз - сплетниц, таких, как княгиня Зинаида Юсупова, например, более всего!

Но гордая чересчур императрица Александра отнюдь не считала себя виновной в том, что ее страстно - властная натура, желающая деятельности, реальной самоотдачи, достижения больших, честолюбивых внутренних возможностей, не нашла никакого отклика, сочувствия, понимания у поверхностных и неглубоких созданий, именуемых «приближенными ко Двору Ее Величества», и вечно занятых только лишь блеском собственных нарядов и капризами легковесного сердца, но не ума! На всяческие дурные слухи о себе венценосная жена Самодержца не обращала внимания, ей было все равно, что и как о ней говорят, поскольку она знала, давно, с юных лет, еще от строгой бабушки, что трудно, очень трудно услышать правду и отделить ее от плевел в избранном придворном окружении и кулуарах, где каждый ищет только собственной выгоды, а все пути к ней вымощены лестью!

Она, несомненно, казалась многим холодной, неулыбчивой, но, быть может, оттого, что просто - напросто ограждала свою душу от поверхностного по ней «скольжения», непроникновения в страдания ее и искания? Всегда так многое ранило эту душу, а особенно..

Особенно много ран и шрамов стало на ней после рождения « порфирородного», долгожданного, вымоленного наследника, которого в народе называли, крестясь: «Алешенька – кровоточивый!»

Рассказывать о страданиях матери, имеющей на руках неизлечимо больного ребенка, для которого каждая царапина могла окончиться смертью – бессмысленно и бесполезно. Эти круги ада для души императрицы Александры тоже остались непостигнутыми абсолютно никем, да и были ли они - постижимы?! Способно ли вообще на это эгоистичное человеческое сердце, умеющее холодно отстранять от себя чужие страдания? Если и да, то такое встречаемо очень редко. Милосердие во все века не в чести, признаемся откровенно!

С самого момента рождения сына Алексея (12 августа 1905 года – нов. стиля.) призрачная, хрупкая надежда на спокойствие и счастье хотя бы в Семье, в нерушимой гавани, где можно полно реализовать себя, как Женщине, оставила мятущуюся душу Александры навсегда. Вместо надежды в ней теперь поселилась нескончаемая тревога, сжимавшая в тиски ее сердце, разрушившая основательно ее нервную систему, доводившая не то, что бы до истерии, а до странной болезни сердца - симптоматической,

(диагноз доктора Е. Боткина) которая вызывалась в императрице, к примеру, полчаса назад еще здоровой и бодрой, любым, пустячным нервным потрясением и переживанием. Может быть, к этому добавился еще и комплекс вины перед сыном, и терзания от осознания самой себя, как несостоявшейся матери, не сумевшей одарить желанное чадо счастьем детства, и оградить от невыносимой боли! Эти бесконечные «виноватости» столь тяготили ее, что она могла подавить сию тяжесть лишь своеобразно «выпустив пар»: дав строгий совет в том деле, в котором не очень разбиралась, (*политика, например, или военные действия Первой Мировой – автор.) покинув ложу в театре посреди спектакля - для отчаянной молитвы, или вовсе - возведя сомнительного сектанта – гипнотизера в ранг «Святого Старца». Так было. И никуда от этого не деться. Но даже и у этого есть свое оправдание в истории.

Александра, по сути дела, была чудовищно одинока и чтобы выжить «в громадном, немыслимом одиночестве средь толпы,» она постепенно выработала свою собственную «философию страдания»: муки нравствененые ли физические посылаются Богом только избранным, и чем они тяжелее, чем смиреннее ты несешь свой крест, считала она, тем ближе ты к Господу и ближе час избавления! Не встретив поддержки практически не у кого в обществе, в том числе и у родных, за исключением мужа, дочерей, свекрови и Анны Александровны Вырубовой, Александра Феодоровна добровольно, схимнически, эгоистично ушла в самоизоляцию. Погрузившись вбесконечные страдания, она сделала их своеобразным навязчивым культом, и они ее – поглотили! Это, вообще, довольно сложный этический вопрос – культ страдания, служение страданию, оправдание страдания именем Бога. Но поднимется ли у кого либо рука кинуть камень в женщину, потерявшую надежду на всех и вся, кроме Всевышнего? Вряд ли..Могла ли она поступить иначе? Тогда? Для всего этого требуется определенный рост души. Он, конечно, совершился, этот неизбежный рост, но - позже.. После марта 1917 года. Тогда она преодолела все свои страдания. Но ведь и Смерть тогда победила ее Судьбу.

Императрица казалась кому то до фанатичности религиозной. Может быть, так и было: стены ее приемной – гостиной и знаменитого сиреневого будуара почти сплошь увешаны иконами, одна стена – от пола до потолка, но, переменив веру, она просто старалась правильно и истово исполнять все религиозные каноны. Все дело еще и в том, что для сильных и ярких натур, каковою, несомненно, являлась последняя русская императрица, и Бог может стать - крайностью, и Бога может стать - слишком много. И тогда вновь будет подавленный бунт души и скрытое желание выразить самое себя, найти что то непохожее на остальное, привычное, непохожее на то, что уже давно не дает успокоения. Распутин. Человек из народа. Божий странник, посетивший святые места. Перед Венценосной Особой, в отчаянии стоявшей на коленях у постели истекающего кровью ребенка, он - один, в знаменитом цыганско м ресторане «Яр» – совершенно другой. Хитрый, неопрятный, неприятный, загадочный, обладающий магической силой заговаривать кровь, и в путанных фразах – бормотаниях предсказывать будущее. Юродивый, Святой и Дьявол в одном лице. То ли - сам по себе, то ли – слуга в чьих то очень уж опытных руках?..

Масонов ли, революционеров ли? Версий, догадок, фактов, гипотез, толкований, появившихся сейчас - превеликое множество. Как в них разобраться, как не запутаться? Сколько не гадай, не перебирай, не рисуй в воображении вариантов, ответов на вопросы истории будет много. Даже – слишком. Каждый видит то, что он хочет видеть, и слышит то, что хочет. Психологом от природы сибирский крестьянин Григорий Распутин – Новых был, конечно же, великолепным. И этот вот закон человеческого «видения и слышания» прекрасно знал. Он сразу, безошибочно, тонко уловил флюиды измученной страстями Власти и подавленного Самовыражения Души Александры Феодоровны. Он уловил то, чего она жадждала.

И решил подыграть ей. Пока он подыгрывал, убеждая ее, что она может «разделять и властвовать», помогать Супругу нести бремя и быть Хранительным Ангелом, болтливая «оппозиция Его Величеству», Партия левого блока, Дума, неспособные к решительным шагам министры, тоже – властвовали. Абы как. Таща «одеяло» в разные стороны. Усиливая в истерзанной душе Александры Феодоровны трагические ощущения того, что все разваливается, рушится, что всему тому, что титаническими усилиями создавали предки ее любимого до страсти мужа, приходит крах, конец! Последними усилиями воли она пыталась спасти свое разрушенное гнездо, наследство своего сына: трон. И кто бы мог осудить ее за это?

В дни февральской анархии и беспорядочной стрельбы на улицах Петрограда, рискуя быть убитой шальными пулями вместе с дочерьми ежесекундно, она вела себя так, что напоминала Истинных героев трагедий Эсхила, Шиллера, Шекспира. Героев духа в дни Величайшей Смуты Времен. Трагическая, скорбная, непонятая почти никем Императрица, она сумела возвыситься над своими страданиями. Там, позже, в ссылке в Тобольске и Екатеринбурге, в последние месяцы своей жизни в Ипатьевском доме. Но смерть уже стояла над нею стражем, обвеивала упругим, прохладным крылом. Смерть в очередной раз дирижировалаа ее Судьбою, сыграла свою последнюю, победную ноту, громкий, звучный аккорд в странной, блестящей, непонятной, изломанной линии ее Жизни. Линии, которая резко оборвалась, ушла в звезды в ночь с 17 – го на 18 июля 1918 года, в подвале Ипатьевского дома, на улице Свободы. Смерть тогда вздохнула облегченно. Она, наконец,одолела, накрыла черною, глухою вуалью облик, черты, той, что звалась сначала: Алики – Аликс, Принцессою Гессен - Дармштадскою и Рейнской, и Ее Императорским Величеством Государынею Императрицею Всероссийскою, Александрою Феодоровной. Кстати, замечу напоследок, что, наверное, меньше всего на свете, Последняя Государыня хотела бы быть, как ни странно, Святою Великомученницей, ибо ее душа познала и постигла под конец земного пути всю истинность горечи и непоправимость ошибок от страданий, возведенных в культ, положенных на алтарь божества, озаренных ореолом непогрешимости и избранничества!

Ведь, согласитесь, в таком ореоле, несомненно, будет очень трудно различить, отыскать, распознать, живые, человечески притягательные, ранимые, теплые, настоящие черты незауряднейшей женщины, какою была Аликс – Виктория - Елена – Лиуза - Беатрис, принцесса Гессенская, Императрица Русская. Все, причудливые, манящие, завораживающие,зеркально множащиеся облики Женщины, невольно, одним лишь своим присутствием, изменившей весь ход мировой истории в конце девятнадцатого и начале двадцатого века.

____________________________________________

*Автор намеренно не приводит обширных цитат из многочисленных исторических документов, известных почти всем, оставляя читателю возможность самому выбрать тон и краски, в которых ему увидится образ персонажа данного очерка. Книги, гипотезы, факты, появляются в наше время с быстротою скорости света, а муссировать многочисленные сплетни и анекдотичные истории, публиковавшиеся в 1990 – е годы в разных изданиях, автор просто не считает этически допустимым.

** В подготовке статьи использованы материалы личного книжного собрания и архива автора.

*** Статья была написана по заказу еженедельника «Аиф – Суперзвезды», но по неясным для автора причинам, осталась невостребованной.