Развитие скрытых способностей мозга. Способности мозга человека: интересные факты и сверхвозможности

  • 29.06.2020

Самая большая загадка для ученых - не безграничность космоса или образование Земли, а человеческий мозг. Его возможности превышают способности любого современного компьютера. Мышление, прогнозирование и планирование, эмоции и чувства, наконец, сознание — все эти присущие человеку процессы, так или иначе, протекают в пределах небольшого пространства черепной коробки. Работа человеческого мозга и ее изучение связаны гораздо сильнее, чем любые другие объекты и способы исследования. В данном случае они практически совпадают. Мозг человека изучается при помощи мозга человека. Возможность понять протекающие в голове процессы фактически зависит от способностей «мыслительной машины» познавать саму себя.

Структура

Сегодня довольно много известно о строении головного мозга. Он состоит из двух полушарий, напоминающих половинки грецкого ореха, покрытых тонкой серой оболочкой. Это кора больших полушарий. Каждая из половинок условно поделена на несколько долей. Самые древние в эволюционном плане отделы мозга, лимбическая система и ствол, находятся под мозолистым телом, соединяющим два полушария.

Человеческий мозг состоит из клеток нескольких разновидностей. Большая часть из них — это глиальные клетки. Они выполняют функцию соединения остальных элементов в единое целое, а также принимают участие в усилении и синхронизации электрической активности. Примерно десятая часть клеток мозга — это нейроны различных форм. Они передают и принимают электрические импульсы при помощи отростков: длинных аксонов, транслирующих информацию от тела нейрона дальше, и коротких дендритов, принимающих сигнал от других клеток. Соприкасающиеся аксоны и дендриты образуют синапсы, места передачи информации. Длинный отросток выделяет в полость синапса нейромедиатор, химическое вещество, влияющее на работу клетки, оно попадает на дендрит и приводит к торможению или возбуждению нейрона. Сигнал передается по всем связанным клеткам. В результате очень быстро возбуждается или тормозится работа большого числа нейронов.

Некоторые особенности развития

Человеческий мозг, как и любой другой орган тела, проходит определенные стадии своего формирования. Ребенок появляется на свет, так сказать, не в полной боевой готовности: процесс развития мозга на этом не завершается. Наиболее активные его отделы в этот период находятся в древних структурах, отвечающих за рефлексы и инстинкты. Кора функционирует хуже, поскольку состоит из большого числа незрелых нейронов. С возрастом человеческий головной мозг утрачивает часть из этих клеток, зато приобретает множество прочных и упорядоченных связей между оставшимися. Погибают «лишние» нейроны, не нашедшие себе места в образовавшихся структурах. На сколько работает человеческий мозг, по-видимому, зависит от качества связей, а не от количества клеток.

Распространенный миф

Понимание особенностей развития головного мозга помогает определить несоответствие реальности некоторых привычных представлений о работе этого органа. Бытует мнение, что человеческий мозг работает на процентов 90-95 меньше, чем может, то есть используется примерно его десятая часть, а остальная таинственно дремлет. Если перечитать вышеизложенное, становится понятно, что не использующиеся нейроны не могут долго существовать — они погибают. Скорее всего, подобная ошибка — результат бытовавших некоторое время назад представлений, что работают только те нейроны, которые передают импульс. Однако в единицу времени в подобном состоянии находится лишь некоторые клетки, связанные с необходимыми сейчас человеку действиями: движением, речью, мышлением. Спустя несколько минут или часов им на смену приходят другие, ранее «молчавшие».

Таким образом, в течение определенного времени в работе тела участвует весь мозг, сначала одними своими частями, затем другими. Одновременная активация всех нейронов, которая подразумевает столь желанную многими 100% работу мозга, может привести к своеобразному короткому замыканию: человек будет галлюцинировать, испытывать боль и все возможные ощущения, содрогаться всем телом.

Связи

Получается, нельзя говорить, что какая-то часть мозга не работает. Однако способности человеческого мозга используются, действительно, не полностью. Дело, правда, не в «спящих» нейронах, а в количестве и качестве связей между клетками. Любое повторяющееся действие, ощущение или мысль закрепляются на уровне нейронов. Чем больше повторений, тем прочнее связь. Соответственно, более полноценное использование мозга предполагает построение новых связей. На этом построено обучение. Детский мозг еще не имеет стойких связей, они формируются и закрепляются в процессе знакомства ребенка с миром. С возрастом внести изменения в сложившуюся структуру становится все сложнее, поэтому дети легче обучаются. Тем не менее, при желании развить способности человеческого мозга можно в любом возрасте.

Невероятно, но факт

Способность образовывать новые связи и переобучаться дает поразительные результаты. Известны случаи, когда она преодолевала все грани возможного. Человеческий мозг — структура нелинейная. Со всей определенностью в нем нельзя выделить зоны, которые выполняют одну конкретную функцию и никакую больше. Более того, при необходимости части головного мозга могут брать на себя «обязанности» травмированных зон.

Так произошло с Говардом Рокетом, в результате инсульта обреченным на инвалидное кресло. Он не пожелал сдаваться и с помощью ряда упражнений пытался разрабатывать парализованные руку и ногу. В результате каждодневного упорного труда через 12 лет он смог не только нормально ходить, но и танцевать. Его головной мозг очень медленно и постепенно перенастроился таким образом, чтобы непострадавшие его части смогли выполнять функции, необходимые для нормального движения.

Паранормальные способности

Пластичность головного мозга - не единственная его особенность, поражающая ученых. Нейробиологи не обходят своим вниманием и такие явления, как телепатия или ясновидение. В лабораториях ставятся эксперименты, призванные доказать или опровергнуть возможность таких способностей. Исследования американских и английских ученых дают интересные результаты, позволяющие предположить, что их существование - не миф. Однако окончательного решения нейробиологи пока не вынесли: для официальной науки по-прежнему есть определенные грани возможного, человеческий мозг через них переступить, как считается, не может.

Работа над собой

В детстве по мере отмирания не нашедших себе «места» нейронов исчезает способность помнить все и сразу. Так называемая эйдетическая память встречается у малышей достаточно часто, у взрослых — это крайне редкий феномен. Однако человеческий мозг представляет собой орган и, как любая другая часть тела, он поддается тренировке. А значит, можно и память улучшить, и интеллект подтянуть, и творческое мышление развить. Важно только помнить, что развитие человеческого мозга — дело не одного дня. Тренировки должны быть регулярными независимо от поставленных целей.

Непривычно

Новые связи образуются в тот момент, когда человек делает что-то не как обычно. Простейший пример: на работу можно добраться несколькими путями, но по привычке мы всегда выбираем один и тот же. Задача — выбирать каждый день новую дорогу. Это элементарное действие принесет плоды: мозг будет вынужден не только определять путь, но и регистрировать новые визуальные сигналы, идущие от неизвестных ранее улиц и домов.

В число подобных тренировок можно отнести и использование левой руки там, где привычна правая (и наоборот, для левшей). Писать, печатать, держать мышку так неудобно, зато, как показывают эксперименты, уже спустя месяц таких тренировок значительно усилится творческое мышление и фантазия.

Чтение

О пользе книг нам говорят с самого детства. И это не пустые слова: чтение способствует повышению активности мозга в противоположность просмотру телевизора. Книги помогают развиваться фантазии. Под стать им действуют кроссворды, ребусы, игры на логику, шахматы. Они стимулируют мышление, заставляют нас пользоваться теми возможностями головного мозга, которые обычно не востребованы.

Физические упражнения

На сколько работает человеческий мозг, на всю мощность или нет, зависит и от нагрузки на все тело. Доказано, что физические тренировки за счет обогащения крови кислородом положительно сказываются на активности мозга. Кроме того, удовольствие, которое получает тело в процессе регулярных упражнений, улучшает общее состояние и настроение.

Существует большое число способов повысить активность головного мозга. Среди них есть и специально разработанные, и крайне простые, к которым мы, сами того не зная, прибегаем каждый день. Главное — это последовательность и регулярность. Если сделать каждое упражнение по разу, существенного эффекта не последует. Ощущение дискомфорта, возникающее вначале - не повод бросать, а сигнал, что это упражнение заставляет мозг работать.

Мозг человека - по факту самая загадочная система познания мира с творческими и удивительными способностями.

У мозга немало таких способностей, о которых не подозреваем порой и вовсе. Ну а чтоб воспользоваться ими и осуществить заветную мечту, основополагающие принципы функционирования мозга важно понимать.

Мозгу, что фантазия, что реальность, - одинаково

Работа мозга такова, что реагируя на какую-либо мысль, он не понимает, где происходит событие фактически, а где воображение. Поэтому люди, надевающие «розовые очки», ощущают себя во много раз счастливее других. Еще организм воспринимает в целом для себя плацебо как действительно настоящее лекарство, и врачи часто пользуются этим.

Человеческая память способна держать в уме лишь 7 разных объектов

Из 3 разновидностей памяти - сенсорной, способной помнить долго и краткосрочной - последняя может удерживать одномоментно лишь порядка 5-9-ти различных объектов, для большинства людей - 7.

Желто-зеленый - наиболее восприимчивый для мозга оттенок

Часто такой оттенок называется шартрез (забавно, что назван в честь ликера). Рецепторы глаз, как известно, воспринимают только лишь красный цвет, синий и еще зеленый. Причем мозг так устроен, что не получает что-либо непосредственно о цвете, а лишь информацию о различной градации темного и светлого, плюс еще данные о самой разнице между доступных ему цветов.

Шартрез расположен в таблице частот доступного для визуального восприятия спектра приблизительно в центре. Из-за чего рецепторам мозга и легче распознавать именно такой оттенок. Такая удивительная способность не осталась без внимания художников, магов, психологов, и часто применяется в своих практиках как наиболее приметный и расслабляющий цвет.

Подсознание на порядок умнее вас

Оно мощнее, так как контролирует большинство процессов. Чтоб не перегружаться, мозг выполняет их в фоновом режиме, минуя сознание. Но сознание может расставлять приоритеты и влиять на постановку задач для подсознания.

Работа мозга происходит непрерывно

Даже если мы уснули, то наша мозговая деятельность ни на минуту не останавливается. Причем во сне он на порядок активнее.

Работа, использующая интеллект, мозг не утомляет

Причиной усталости для мозга служит эмоциональная составляющая. При изучении содержимого крови, которая непосредственно при интеллектуальной деятельности снабжала мозг, выяснилось, что оно такое же. А кровь, отобранная из вены обычного человека, физически проработавшего весь свой день, отличается сильно.

Медитации и молитвы оказывают на мозг расслабляющее влияние

При молитве происходит иное восприятие постоянно поступающей информации. Она проходит, не затрагивая мысленные процессы и последующий анализ сознанием, мозг становится как бы вне реальности. В подобном состоянии или медитации внутри мозга улавливается много дельта-волн. После выхода из него появляется способность к более глубокому размышлению. И замечено, что люди, склонные к проведению религиозных обрядов, менее подвержены к болезням и выздоравливают скорее.

Часто мозг так быстр, что механика мышц не успевает за процессом

Плохой почерк зачастую свидетельствует, что у данного человека мозг работает куда быстрее рук.

Мозг пробуждается не сразу и позже тела

У пробудившегося человека интеллект ниже на порядок, чем после долгой бессонницы или при легком опьянении. Помимо освежающей пробежки, запускающей в теле все метаболические важные процессы, и насыщающего завтрака, еще весьма полезно и размять мозг.

Чтоб мозговая деятельность была полноценной, не должно быть недостатка в жидкости

Наш мозг - часть тела, а оно в целом состоит почти что на 3/4 из жидкости. Соответственно, организму, в том числе и мозгу, чтобы быть работоспособным на все 100, необходима для многих процессов жидкость.

Для мозга любая тень - продолжение объекта

При взаимодействии с окружающим мозг расставляет положение тел в пространстве, учитывая некие визуальные маркеры, получаемые от концов формы. Тень дополняет положение объекта относительно других предметов. Следовательно, двигающаяся тень воспринимается им как одно целое.

Мозг тренируется, как и все мышцы

Как и любая мышечная ткань, так, в сущности, и мозг требует тренировки. Ему пойдет на пользу обучение, питание и здоровый сон, прогулки на свежем воздухе, посещение новых мест, спорт, причем подойдут даже любые игры и танцы. Интеллектуальная деятельность запускает процессы появления новых нейронных клеток, компенсируя не функционирующие, предотвращая так старение и синдром Альцгеймера.

Что держим в уме, на то и настраиваемся

Все мысли, появляющиеся в мозге, трансформируются в жизненный опыт. К примеру, если мечтаем побывать в Риме, то работа мозга так подстраивается, что везде и все чаще будем встречать напоминания о нем. Задумали изменить окружающий вас мир - для начала поменяйте свое мышление!

Мозгу куда легче «переварить» мужской голос

Фактически мужская и женская речь воздействуют на совершенно разные места в мозге. Оказывается, женский тембр голоса как бы музыкальнее, ведь диапазон частот их чуть шире и они относятся к более высоким, что не свойственно мужским. И мозгу по этой причине приходится уже «раскодировать» смысл произнесенного женщиной, привлекая больше ресурсов. Также известно, что людям, у которых наблюдаются галлюцинации со слухом, слышатся почти всегда именно голос мужчины.

Мы вполне способны менять мозг

При любой интеллектуальной деятельности мозг ежесекундно создает сотни нейронных связей. Чем чаще думать и настраивать себя, что не получится в чем-либо добиться прогресса, тем крепче в подсознании будет закрепляться данная мысль. Лучше поменять установку на противоположную - «у меня это выйдет, надо лишь постараться». И мозг уже сам начнет подстраиваться для выполнения задачи, прорабатывая возможности для ее реализации.

Повсюду множество возможностей для развития, чтобы с пользой проявить удивительные способности мозга, главное - в начале поверить!

Что такое высший центр регуляции? Часть человеческого организма, сложный и загадочный орган. Знания о нем часто носят мифический характер. Что он скрывает в глубинах? Можно ли доверять «фактам» из интернета о чудесных проявлениях необычных способностей у людей, подвергшихся травмам мозга? Насколько далеко простираются скрытые возможности этого прекрасного устройства, подаренного нам самой природой? Почему не все люди рождаются гениями? В чем секрет выдающихся достижений отдельных личностей? Как расширить свои интеллектуальные горизонты? Как задействовать сверхспособности? Насколько одна нация «умнее» другой? Правда ли, что блондинки выше по интеллекту брюнеток? Зачем развивать умственные способности? Каждого из нас волновал однажды хотя бы один из подобных вопросов. Давайте сопоставлять факты и разбираться, насколько простираются возможности человеческого мозга?

Ученые научились диагностировать изменения в мозговых структурах и выявили взаимосвязь с рядом заболеваний, в частности, онкозаболеваний, болезней внутренних органов, например, сердца, психических отклонений. Исследования поведения человека и реакции отдельных участков в голове помогли установить закономерности во взаимодействии главного координатора, центра деятельности и его подразделений.

Стало ясно, вопросов больше, чем ответов. До сих пор непонятно, почему при одних и тех же условиях результат у разных пациентов несоизмеримо отличается? Почему при одних и тех же умственных нагрузках развитие детей проходит с огромным разрывом? Например, кажется, что гениям все дается без усилий, а изнурительные интеллектуальные тренировки детей со средним уровнем почти не дают результата? Родителям обидно, неравные возможности порождают зависть, лень, нежелание прилагать усилия. Существуют методики по воспитанию гениев, развивающие учебные программы. Советы по сохранению умственного здоровья для пожилых. Что не так? Почему вопрос о развитии дополнительных навыков остается проблемным? Как, все-таки, развить способности мозга?

Как развивать свой потенциал?

Люди очень стремятся получить результат без усилий. Можно украсть чужую ценную вещь, присвоить чужой труд, завладеть чужим кошельком, ограбить банк, незаконно снять деньги со счета. Органы чужие тоже можно «пришить». Вот ум чужой «ставить» пока не научились! Только собственными усилиями в течение всей жизни личность способна развить свой потенциал. Личными регулярными занятиями. При условии, что задействуются глубинные чувства. Без развития эмоциональной сферы, души, нравственности, духовности, человеческих качеств, способности к эмпатии, без взаимодействия с миром природы и людей он не раскроет себя. Вот как чудесно устроен человеческий организм!

Тем, кто не сдался, кто стремится встать на порядок выше самого себя, готов преодолевать трудности, поборов свою лень, кто уверен: глубины нашего мозга не знают границ, если не блокировать их мыслями о собственном бессилии, в помощь будут простые приемы. Читайте вслух! Занимайтесь спортом! Любите жизнь! Не ленитесь и выучите иностранный язык! Осваивайте несвойственные вам полезные действия, например, игру на музыкальном инструменте, шахматы, вязание, ремонт автомобиля – что угодно – при условии, если вам кажется, будто это у вас не получится. Вот основание, толчок, сигнал в центр управления всех систем организма: «Я этого не могу!» Именно усилия в этом направлении способны изменить вас и вашу жизнь к лучшему. Как говорится, «сквозь тернии к звездам»! Так можно расширить возможности мозга человека.

Знакомо выражение: «Все болезни от нервов»? Нервничать нельзя? Как без нервов? Правильнее будет сказать «вследствие негативных мыслей». Какая разница? Мысли, подкрепленные эмоциями, подобны электрическому току. Как переменный и прямой ток, положительно или отрицательно заряженные нейроны передают импульсы разной длины волны, разного качества, обладая созидательными или разрушительными свойствами. Положительные мысли, движимые созидающими чувствами, восполняют испорченные нервные волокна, отрицательные их «рвут», нарушая сложные связи в организме, вплоть до возникновения соматических заболеваний. Связь прямая. Причем, нервничаем из-за других, а раним себя! Помните об этом! Как говорит один мультипликационный персонаж, «нельзя долго думать плохую мысль…» Человеческий мозг сложно устроен, чтобы не нарушалась никакая его функция, нужно сохранять положительный настрой.

Какую роль в развитии интеллекта играют чувства?


Почему, зная все это, люди не берегут друг друга? Заботятся о вещах, о себе не помнят. Почему не волнуются за способности мозга, насколько неумны, неразвиты? Ленивы, наконец! Не слишком озабочены, что испытывают дефицит доброты, сочувствия, любви? Переживают, любят ли, ценят ли их окружающие, насколько щедры к ним другие? Насколько им благодарны?! Кощунство.

Мир материальных ценностей вытеснил все человеческое, живое в людях. Мы роботы, рабы вещей, кассовые машины, банкоматы, вычислительные приборы. Что угодно мы, только не люди, увы! Наш главный центр мудрее нас. Рациональнее, может быть, даже хитрее. Заблокировав, спрятав от своих обладателей, современных недочеловеков, свои скрытые возможности и таланты, как знать, от каких чудовищных поступков оберегает он? Психологи утверждают, если что-то не получается изобрести, значит просто не пришло время? Действительно, почему открытия в мире науки происходят спустя столетия безуспешных поисков до определенного временного отрезка?

Может быть, человечество обязано заслужить благословение свыше? Выстрадать? Вымолить? Или время открытия лишь следствие кропотливо выверенного поиска в каждой области знания, закономерный результат усилий, математическое решение? Как бы то ни было, вследствие человеческого гения современное общество пользуется плодами научных достижений. Жизнь наполнена высокоинтеллектуальными техническими устройствами. Только качество мира живых, живых духовно, превратилось в ад! Приборы слышат, говорят, летают, ходят, танцуют, плачут, лечат, даже пишут музыку. Люди не слышат, не говорят, не чувствуют, да, и не думают. Ведь за них думают, считают, пишут программы, устройства, роботы. Только себе подобных гаджеты создать не могут. Любить не умеют. Заменить людей… разве смогут?! Полностью скопировать, повторить способности человеческого мозга им не дано!

Полезно узнать: Мужской и женский мозг: единство противоположностей

Зачем развивать нам возможности головного мозга? Чтобы остаться людьми. Чтобы не перестать чувствовать радость и боль? Не разучиться плакать и смеяться. Наслаждаться рассветом и закатом. Улыбаться первым лучам солнца и весеннему дождю. Слышать пение птиц, восхищаться цветущим садом, засыпать под шум прибоя, слушать рокот волн. Быть людьми в полном смысле этого слова, с большой буквы.

Величие человека не в его неограниченных возможностях, не в его превосходстве перед окружающими, не в его способностях, достижениях, талантах и уровне IQ. Нет, не в этом! В способности к состраданию, в его созидающей деятельности по отношению к другим людям. В бескорыстии, любви, уровне заботливости. Только если направление образа жизни личности имеет долгосрочную, жизнеутверждающую цель, его интеллект откроет себя в полную силу. Потому что Создатель жизни на земле, Великий Конструктор, устроил нас именно таким образом.


Игры разума. Тайны человеческого мозга


Возможности человеческого мозга удивительны и пока ещё до конца не изучены. Чем объясняются интеллектуальные качества и другие чудесные способности человеческого мозга, давайте попробуем разобраться: приглашаем на виртуальную выставку "Игры разума. Тайны человеческого мозга" .

К началу виртуальной выставки

Человек — чудо

Из всех чудесных вещей на земле ничто не является более удивительным, чем человеческий мозг. Например, каждую секунду благодаря различным органам чувств в мозг поступает приблизительно 100 миллионов единиц информации. Каким же образом он не перегружается такой лавиной?

Если мы в один прием охватываем только одну мысль, то как разум справляется с миллионами одновременных сообщений? Очевидно, что разум не только выдерживает этот поток, но и с легкостью управляет им.

Тот способ, каким он это делает, является одним из многочисленных чудес человеческого мозга. Здесь играют роль два фактора. Во-первых, в стволе мозга находится сеть нервов величиной с мизинец руки.

Эта сеть называется ретикулярной формацией. Действуя как своего рода центр регуляции движения, она следит за миллионами сообщений, поступающих в мозг, отсеивает все незначительное и отбирает существенное для внимания мозговой коры. Каждую секунду эта маленькая сеть нервов пропускает в сознание самое большее несколько сотен сообщений.

Во-вторых, дальнейшее сосредоточение нашего внимания происходит, по-видимому, благодаря волнам, которые проносятся через мозг от 8 до 12 раз в секунду. Эти волны вызывают периоды повышенной чувствительности, в течение которых мозг отмечает наиболее сильные сигналы и соответственно реагирует.

Полагают, что мозг посредством этих волн тщательно просматривает сам себя, тем самым концентрируясь на главном. Таким образом в наших головах каждую секунду кипит поразительная деятельность!

Нечто, «вызывающее удивление»

За последние годы ученые сделали огромные успехи в исследовании мозга. Тем не менее, то, что они узнали, — ничто по сравнению с тем, что остаётся неизвестным. После тысячелетий предположений и последних десятилетий интенсивной научно-исследовательской работы наш мозг, как и вселенная, остается в основном тайной.

Человеческий мозг является, несомненно, самой таинственной частью чуда человека — «чуда» в смысле чего-то, что «вызывает удивление».

«В отличие от мозга любого животного, мозг человеческого ребёнка в продолжение первого года жизни увеличивается втрое», — констатируется в книге The Universe Within (Космос внутри).

Со временем человеческий мозг, помимо клеток другого типа, вмещает около 100 миллиардов нервных клеток, так называемых нейронов, несмотря на то, что он составляет всего лишь 2 процента веса тела.

Основные клетки мозга — нейроны — на самом деле не прикасаются друг ко другу. Они отделены синапсами — крошечными промежутками шириной менее одной десятитысячной миллиметра. Эти щели перекрываются химическими передатчиками, так называемыми медиаторами.

Пока известно 30 разных медиаторов, но в мозгу их может быть гораздо больше. На одном конце нейрона эти химические сигналы принимаются крошечными ветвящимися волосками — дендритами. Затем сигналы переходят к другому концу нейрона по нервному волокну, так называемому аксону.

В самих нейронах сигналы передаются электрическим путем, а через щели — химическим, так что передача нервных сигналов носит электрохимический характер. Все импульсы одинаковы по силе, но интенсивность сигнала зависит от частоты импульсов, которая может достигать тысячи импульсов в секунду.

Какие именно физиологические изменения происходят в мозгу, когда мы учимся, точно не известно. Однако экспериментальные данные говорят о том, что у нас, в то время как мы учимся, особенно в ранние годы жизни, формируются лучшие связи и выделяется больше химических веществ, которые перекрывают щели между нейронами.

Постоянным употреблением связи укрепляются, благодаря чему повышается способность учиться. «Пути, которые часто активируются вместе, каким-то образом укрепляются», — сообщает журнал Scientific American.

Исследования показывают, что неиспользуемые умственные способности постепенно утрачиваются. Следовательно, мозг, подобно мышце, укрепляется применением и слабеет от бездействия.

Огромное число микроскопических нервных волокон, которые образуют эти связи внутри мозга, часто называют мозговой «проводкой». Волокна четко размещены в поразительно сложном лабиринте.

Но как они располагаются по своим соответствующим местам, заданным «монтажными схемами», является тайной. Один ученый сказал: «Несомненно, важнейший предмет обсуждений относительно развития мозга — это вопрос, как именно нейроны образуют специфические структуры связей… Большинство связей, по-видимому, четко устанавливается на ранней стадии развития».

Другой исследователь добавляет, что эти специфически спланированные участки мозга «встречаются по всей нервной системе, а способ, каким эта четкая проводка укладывается, остается одним из главных неразрешенных вопросов».

Число этих связей астрономическое! Каждый нейрон может иметь тысячи связей с другими нейронами. Связи существуют не только между нейронами, но имеются также микросхемы, которые устанавливаются непосредственно между самими дендритами.

«Эти „микросхемы“, — говорит один невролог, — придают нашей уже самой по себе поражающей воображение концепции о работе мозга совершенно новый масштаб». По мнению некоторых исследователей, «миллиарды миллиардов нервных клеток в человеческом мозгу насчитывают, может быть, один квадриллион связей».

С какой емкостью? Карл Сейган утверждает, что мозг в состоянии вмещать информацию, которая «заполнила бы приблизительно двадцать миллионов томов — столько, сколько находится в крупнейших библиотеках мира».

Что существенно отличает человека от любого животного, так это кора головного мозга. Толщиной приблизительно в 3 миллиметра, она образует складчатый слой, прилегающий к черепу. В разостланном состоянии кора заняла бы площадь приблизительно в 3 400 квадратных сантиметров.

Каждый кубический сантиметр коры вмещает около тысячи километров соединительных волокон. Кора головного мозга человека не только намного больше коры любого животного, но она обладает также гораздо бо́льшими не загруженными участками, то есть участками, которые не заняты управлением физическими функциями организма, но свободны для высших умственных процессов, отличающих людей от животных.

Наши гораздо большие способности

В книге The Universe Within отмечается, что самое смышленое животное «никогда не обнаруживает разума, подобного человеческому. Потому что ему недостает того, что есть у нас: наш предварительно запрограммированный невральный аппарат, позволяющий нам формировать понятия из того, что мы видим, язык — из того, что мы слышим, и мысли — из наших переживаний».

Однако мы должны программировать мозг, вводя информацию из окружающей среды, иначе, как говорится в той же книге, «ничто, напоминающее человеческий разум, не смогло бы развиться… Без этого огромного потока впечатлений вряд ли появился бы и намек на интеллект».

Следовательно, встроенная в человеческий мозг способность позволяет нам развивать свой интеллект. К тому же, в отличие от животных, мы обладаем свободой воли, позволяющей нам программировать наш интеллект по своему усмотрению, основываясь на собственных знаниях, ценностях, возможностях и целях.

Язык — особенность только человека

Выдающимся примером «аппаратных» способностей с большой гибкостью в отношении программирования нами же самими является язык. Специалисты единодушны в том, что человеческий мозг генетически запрограммирован для языкового развития и что речь можно объяснить только на основании врожденной способности к обработке языка в нашем мозгу.

В отличие от неизменности, проявляющейся в инстинктивном поведении животных, человек использует эту «аппаратную» языковую способность с потрясающей гибкостью.

В нашем мозгу не «вмонтирован» какой-либо определенный язык, а предварительно запрограммирована способность учиться языкам. Если дома говорят на двух языках, то ребенок может научиться обоим. Если в окружении ребенка говорят на третьем языке, то он может научиться и ему. Чем больше мы пытаемся расследовать механизм языка, тем таинственнее становится процесс его развития.

В Encyclopædia Britannica говорится, что мозг человека «наделен значительно бо́льшим потенциалом, чем можно использовать в течение одной человеческой жизни».

Кроме того, утверждается, что человеческий мозг в состоянии вынести любую нагрузку процессов обучения и запоминания и мог бы осилить даже в миллиард раз больше! Но зачем было бы эволюции производить такой излишек?

«Это эволюция мозга действительно единственный имеющийся пример того, что вид был снабжен органом, которым он до сих пор не научился пользоваться», — признал один ученый.

Карл Сейган, пораженный тем фактом, что человеческий мозг может вмещать информацию, которая «заполнила бы приблизительно двадцать миллионов томов», сказал: «Удивительно, сколько помещается в столь тесном пространстве нашего мозга».

А то, что происходит в этом тесном пространстве, не поддается человеческому пониманию. Например, представь себе, что должно происходить в мозгу пианиста, когда все его пальцы летают по клавишам, в то время как он играет сложную музыкальную композицию.

Каким изумительным чувством движения должен обладать его мозг, чтобы пальцы в нужный момент с определенной силой ударяли именно по тем клавишам, которые соответствуют нотам в его памяти!

И когда он берет неправильную ноту, мозг немедленно сообщает ему об этом! Все эти невероятно сложные операции были запрограммированы в его мозгу в результате многолетней практики. Но это возможно только благодаря тому, что музыкальные способности были предварительно запрограммированы в человеческом мозгу с самого рождения.

Другую проблему для эволюции создает способность человека проявлять альтруизм — бескорыстную заботу о благе других. Один эволюционист заметил: «Все, что эволюционировало путем естественного отбора, должно быть эгоистичным. Возможно, что еще одним уникальным качеством человека является способность к искреннему, бескорыстному, неподдельному альтруизму ».

Ценить чудо человека

Человек начинает абстрактно мыслить, сознательно ставит перед собой цели, строит планы, чтобы достичь их, затем приступает к работе, чтобы реализовать их, и находит удовлетворение в их осуществлении.

Созданный со способностью ценить прекрасное, с музыкальным слухом, с чутьем и любовью к искусству, со стремлением учиться, с неутолимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением, человек получает радость и удовлетворение от использования этих даров.

Он охотно принимает вызов проблем и с удовольствием использует свои умственные и физические способности, чтобы разрешить их.

Чувство нравственности, позволяющее различать добро и зло, и совесть, которая укоряет его, когда он заблуждается, — и этим также обладает человек.

Он находит счастье в дарении, и радость — когда он любит и любим. Все это увеличивает его радость жизни и придает его жизни смысл и значение.

Человек может созерцать растения и животных, великолепие гор и океанов или простор звездного неба и ощущать свою незначительность. У него есть чувство времени и вечности, он интересуется тем, как он появился на свет и куда он идет, и хочет понять, что стоит за всем этим.

Человеческий мозг — не разгаданная тайна?

«Человеческий мозг — самый чудесный и самый таинственный объект во всей вселенной» (Антрополог Генри Ф. Осборн).

«Каким образом мозг порождает мысли? Это является центральным вопросом, и у нас все еще нет на него ответа» (Физиолог Чарлз Шеррингтон).

«Несмотря на постоянное умножение детальных познаний, образ действия человеческого мозга все еще остается глубокой тайной» (Биолог Фрэнсис Крик).

«Каждый, кто говорит о компьютере как об „электронном мозге“, никогда не видел мозга» (Научный редактор д-р Эрвин С. Бенгельсдорф).

«В нашей активной памяти содержится в несколько миллиардов раз больше информации, чем в большом современном исследовательском компьютере»
(Научный писатель Мортон Хант).

«Поскольку мозг нельзя ни с чем сравнить и он неизмеримо сложнее всего другого в известной нам вселенной, нам, может быть, придется изменить некоторые из наших наиболее страстно защищаемых взглядов, прежде чем удастся постичь загадочное строение мозга» (Невролог Ричард М. Рестак).

/По материалам из открытых источников/

Нравится

Немного истории: в 1941 году в поселке Кисегач Челябинской области, на берегу тихого озера развернулся военный госпиталь восстановительной медицины. Сюда привозили бойцов, получивших ранения в голову, которые так или иначе затрагивали и повреждали структуру головного мозга. Там проходили одновременно и исследования, и реабилитация раненных бойцов, каждый их которых становился для врачей очередной загадкой, требующей все новых и новых знаний о мозге.

Вот лишь один из примеров. Лейтенант Засецкий был ранен в теменно-затылочную область. После его осмотра А. Лурия был в некотором замешательстве: раненный молодой человек был полон сил, но с трудом подбирал нужные слова, разучился писать и читать, а картина мира, который его окружал, рассыпалась перед ним на множество отдельных, не связанных между собой элементов. Но при этом – абсолютная сохранность силы воли, стремление жить и развиваться, переживание чувств во всей их полноте и выразительности!

Этот и подобные им случаи помогли ученым составить максимально полную картину того, как устроено и функционирует человеческое сознание, и понять невыразимо обширные компенсаторные возможности человеческого мозга.

Впрочем, пожалуй, все же самым важным был успешный опыт выздоровления сотен и сотен бойцов и возвращения их к нормальной жизни.

Такая «скучная» серо-белая картинка

Вот перед медиками лежит вынутый из черепной коробки головной мозг человека. Что они видят? Почти унылую из-за своей бесцветности серо-белую картинку – серого цвета кора и серо-белые подкорковые образования. Но стоит узнать лишь некоторые скудные факты об этом удивительнейшем органе человеческого тела, как, становится ясно, что мозг по своей таинственности и сложности вполне может конкурировать с космосом.

Судите сами:

  • Головной мозг человека состоит из полутора миллиардов нервных клеток;
  • В случае разрушения какой-либо части мозга, ее функции способна принять на себя другая мозговая структура;
  • Закономерности развития мозга позволяют делать заключение о том, какие функции у человека развиваются успешнее других, а какие отстают в своем развитии от понятия «норма».

Совет 1

Нельзя улучшать то, в чем не разбираешься. Читайте о работе мозга, стремитесь понять принципы его работы. Определите для себя важные направления развития своих познавательных способностей и изучите закономерности их развития.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок когнитивных способностей по индивидуальной программе

Три главные услуги головного мозга

Если объединить все, что старательно проделывает для нас наш головной мозг, то мы получим 3 основных его поля деятельности:

  1. поддержание энергетического тонуса – регулирование обмена веществ, работы желез внутренней секреции, обеспечение роста и развития;
  2. прием, переработка и хранение информации , поступающей из внешнего мира;
  3. программирование, регуляция и контроль деятельности человека.

Все это очень сильно напоминает работу сложного компьютера. Действительно, человеческий мозг, его особенности и возможности воспроизводят все закономерности сложного управления информационными потоками. Или это компьютеры создаются по образу и подобию головного мозга?

Взять хотя бы энергетический блок. Он даже и на мозговую структуру-то, строго говоря, не очень походит – рыхлый, даже жидковатый, расположен где-то совсем глубоко внутри. Но в целом – это, пожалуй, самая древняя часть мозга, локализованная в гипоталамусе.

Без нее мозг лишается своей энергетической подпитки, а тонус всех мозговых процессов снижается до неработоспособного уровня.

Целый ряд причин неудовлетворительной работы мозга, таким образом, связан с тем, что в разных контекстах называют по-разному, например:

  • нарушение обмена веществ в организме;
  • расстройства жирового обмена;
  • нарушение работы гипофиза,
  • заболевания эндокринных желез.

У всех на слуху фраза «всплеск адреналина» — это как раз и есть тот случай, когда гормон, известный под названием адреналин, выбрасывается в кровь надпочечниками, которые его производят. Результат – мощный эмоциональный всплеск, фактически взрыв эмоций! Именно так реагирует энергетический блок мозга на гормональный сдвиг.

Совет 2

Итак, качество первой услуги нашего мозга напрямую связано со здоровьем нашего организма. Так что помогать своему мозгу означает, в том числе, и следить за своим обменом веществом и работой желез внутренней секреции , обеспечивая и поддерживая здоровое функционирование соответствующих органов.

Мозг собирает «паззлы»

Знаете ли вы, при каких условиях мозг «впадает в сон»? Это случается, когда резко уменьшается поток внешних сигналов. Энергетический блок как бы интегрирует обмен веществ в организме и поступающие в него внешние сигналы. И если нет сигналов, то нет тонуса.

Но вот в мозг поступают сигналы о предметах вокруг. Мозг улавливает:

  • цвет,
  • форму,
  • расстояние,
  • размер,

но пока еще только как неясные размытые образы. Чтобы их распознать, необходимо пропустить эти сигналы на принципиально иной уровень, или иначе, из «первичной зрительной коры» они должны попасть во «вторичную зрительную кору».

Электрод, прикоснувшийся к первичной коре, вызовет у человека лишь вспышки образов – искры, линии, круги, молнии… А прикоснувшись к вторичной коре, он породит вполне узнаваемые картины – лица, предметы и даже целые сюжеты.

Не все образы, фиксированные первичной корой, перерабатываются человеком до уровня, на котором их можно распознать. Не с этим ли связан феномен интуиции? Мы не можем внятно объяснить своих предчувствий и размытых предвидений, но при этом отдаем себе отчет, что они несут в себе для нас какую-то важную информацию.

Совет 3

Развивайте образное мышление! Научитесь оперировать образами-картинками, получившим в психологии название «представлений». Помогите своему мозгу в полной мере использовать скрытые ресурсы вторичной зрительной коры.

Основую работу, связанную с

  • узнаванием картины мира,
  • называнием предметов (а, следовательно, с речью),
  • синтезом целостной модели из отдельных разрозненных «паззлов»

выполняет «третичная зрительная кора». Это ее заслуга, что наш мозг строит для нас целостный образ окружающего мира, где мы

  • видим, как размещены и связаны друг с другом разные объекты,
  • можем отслеживать их перемещение,
  • определяем их местоположение и сравниваем друг с другом.

А главное – мы можем давать предметам названия и, таким образом, транслировать друг другу свои персональные картины мира. Отрывая слово от предмета, который оно обозначает, мы формируем абстрактные слова, слова-понятия.

Мы слышим слово «яблоко», и каждому из нас понятно, о каком предмете идет речь. Но, если заглянуть в модели мира разных людей, то мы обнаружим, что каждый увидел «свое» яблоко:

  • побольше или поменьше,
  • зеленое или красное,
  • «антоновку» или «ранет»…

Чем сильнее слово привязано к образу, тем, увы, ниже уровень понятийного мышления, тем труднее даются абстрактные суждения. Такие, например, как решение сложных математических уравнений.

Совет 4

Развивайте свой понятийный аппарат и тренируйте свое абстрактное мышление! Вы теперь знаете, что это функция совершенно другой зоны мозга. Вторичная и третичная кора несут каждая свою нагрузку, поэтому развитие одной, отнюдь, не гарантирует успешного развития другой.

Речь нужна человеку не только для того, чтобы обмениваться информацией с другими людьми. Разговаривать, слушать, получать новые сведения от других, самому выражать свою позицию – это лишь видимая часть того, что обеспечивает нам наша речь.

Третичная кора и два важнейших мозговых центра – двигательный центр речи Брока и сенсорный центр речи Вернике – делают для нас значительно более важную работу. Они помогают нам думать! Именно слова организуют наш внутренний мир. Это ими мы описываем в мозгу все, что воспринимаем. Внешний мир – материален и независим от нашего мировосприятия, а внутренний мы выстраиваем для себя сами. И чем больше средств для этого имеется в нашем распоряжении, тем точнее, детальнее, подробнее, будет модель мира, созданная нашим мозгом.

Вы ведь не хотите без конца повторять любимую фразу не очень успешных студентов «Я как собака: все понимаю, а сказать не могу»?

Тогда обратите внимание на следующую особенность устройства мозга: за восприятие речи и за проговаривание отвечают разные мозговые центры . Они даже отстоят друг от друга в некотором отдалении: двигательный — в затылочной зоне, а сенсорный (воспринимающий речь) в височной.

Читая, слушая и внимая, вы загружаете, а значит, тренируете только центр восприятия речи. И далеко не факт, что вы сможете потом легко воспроизвести прочитанное и услышанное. Рассуждение типа «Если я это узнал, то я смогу про это рассказать» — не более, чем распространенная иллюзия. Двигательный центр речи, все это время не задействованный, не встрепенется вот так, ни с того, ни с сего, и не поможет вам ярко и красочно пересказать то, что вы знаете.

Совет 5

Хотите легко воспроизводить новый для вас материал, изобилующий малознакомыми научными терминами и трудными для вас выражениями, возьмите за практику обязательно пересказывать прочитанное и услышанное !

Если бы не было этого третьего мозгового блока, мы были бы способны лишь реагировать на окружающую среду и свои потребности:

  • голодно – ищем еду,
  • холодно – кутаемся,
  • страшно – пускаемся наутек.

Но человек – активное существо. И это, благодаря расположенным в передних отделах больших полушарий коры мозговым структурам, отвечающим за программирование и контроль наших действий.

О важности для человека активной произвольной деятельности, ее программирования, организации и самоконтроля говорят два факта:

  • участки мозга, отвечающие за активную организацию деятельности, формируются намного в более позднем возрасте, чем какие-либо иные;
  • только за эти три функции отвечает 1/3 всей массы головного мозга.

Итак, перед человеком открываются такие возможности мозга, которые делают его хозяином своей судьбы в самом широком смысле этого слова.

Кстати, сохранность именно этих участков позволила лейтенанту Засецкому впоследствии заново овладеть всеми познавательными функциями, что были утрачены им вследствие ранения. Вот откуда у него были и настойчивое стремление вылечиться, и жажда открывать для себя мир заново.

Слабая воля и лень, жизнь в режиме реагирования, поведение по реактивному типу – все это лишь результаты личностных качеств. Мозг тут вовсе ни при чем, если нет функциональных расстройств или поражений его лобных долей. Тренировка произвольного внимания, целенаправленного поведения, усидчивости и упорства – могучие помощники вашему мозгу – созидающему и контролирующему органу.

Совет 6

Тренируйте свою настойчивость, развивайте активное отношение к жизни, старайтесь не утратить с годами любопытства, любознательности, любви к открытиям и готовности осваивать новые знания !

Регистрация электрических потенциалов мозга позволила выявить следующую закономерность: каждая умственная деятельность приводит к тому, что в лобных долях приходят в возбуждение сразу множество синхронно работающих участков. Привычная работа, не содержащая в себе никаких новых интеллектуальных вызовов, — плохой помощник в сохранении эффективной мозговой деятельности на протяжении всей жизни человека.

Совет 7

Хотите «расшевелить» свой мозг – найдите для него умственную задачу . Решая кроссворд, планируя свои действия, сравнивая и делая осознанный выбор, вы развиваете способности человеческого мозга справляться с умственной работой быстрее и качественнее.

И напоследок, еще один важный факт: все три блока мозга работают в самом тесном взаимодействии. Разорвать их между собой можно либо искусственно, делая это в научных целях, и создавая для этого условные описательные модели функционирования каждого блока, либо это может происходить в силу глубоких функциональных расстройств. В жизни человека, здорового и нормально развивающегося, вся работа мозга – это единая синхронизированная работа одновременно многих мозговых структур. Тренировать способности своего мозга и таким путем стать умнее, рассудительнее, внимательнее многих других – это вполне реальный и продуктивный путь для каждого человека.

Совет 8

Воспользуйтесь тренировочными возможностями сайта Викиум . Упражнения выстроены в соответствии с описанными выше закономерностями работы нашего головного мозга.