Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – это усовершенствованная форма оказания диагностических и консультационных услуг детскому населению, апробированная и внедренная в различных регионах России.
ПМПК решают важнейшую задачу выявления детей и подростков с нарушениями развития в детской популяции, дифференциации их по возможностям обучения, определяют оптимальный психолого-педагогический маршрут для каждого обследованного ребенка и соответствующие специальные образовательные условия. В этой связи, становится очевидной актуальность проблемы организации специальной психолого-медико-педагогической службы и диагностики интеллектуальных, сенсорных, двигательных, психических и речевых нарушений, а также комплексной работы направленной на их предупреждение и коррекцию.
Цель ПМПК - выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
В настоящее время психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют диагностику и консультирование детского населения как по направлению консилиумов и консультаций, так и по обращению.
В результате деятельности консультативно-диагностической службы в последние годы (2002-2006) наметились положительные изменения в деятельности образовательных учреждений: своевременно выявляются дети, нуждающиеся в коррекционной помощи, открываются новые коррекционные группы и классы, укрепилась связь с родителями.
Анализ научных исследований и нормативной документации показывает, что особенностями ПМПК на современном этапе является:
Расширение направлений деятельности: диагностическая, консультативная, информационная, просветительская, профилактическая аналитическая и др.;
Расширение штатов в связи с увеличением числа специалистов, оказывающих различные виды помощи;
Изменение контингента обследуемых детей в связи с расширением возрастных границ (с рождения до 18 лет) и его качественных изменений;
Изменение организационных форм работы.
Основными задачами психолого-медико-педагогических комиссий являются:
Раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;
Комплексная динамическая диагностика нарушений развития ребенка и его резервных возможностей;
Определение специальных условий для получения образования несовершеннолетним;
Подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также - лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
Разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностической и коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;
Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;
Использование и/или формирование информационной базы данных о научно-исследовательских, оздоровительных, лечебно-профилактических, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
Консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
Стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
Методическое руководство работой ПМПК осуществляется Министерством образования Российской Федерации и Mинистерством здравоохранения Российской Федерации, органами управления образованием и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, и проектом Положения о психолого-медико-педагогической комиссии.
На территории каждого субъекта Федерации создана, как минимум, одна ПМПК. ПМПК субъекта Федерации является головной по отношению к ПМПК муниципального уровня. ПМПК муниципального уровня является головной по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений, имеющихся на данной территории.
Основные направления работы психолога ПМПК.
Психолог ПМПК осуществляет следующую деятельность:
проводит изучение особенностей детско-родительских отношений и наблюдение за характером взаимодействия между матерью и ребенком в ходе совместной (игровой, изобразительной или пр.) деятельности;
выявляет посредством экспериментально-психологического обследования ребенка причины, затрудняющие становление его личности, психологические механизмы, обуславливающие имеющиеся у него нарушения в развитии;
информирует родителей об особенностях психического развития ребенка, проводит вместе с ними вероятностный прогноз развития ребенка с учетом родительских установок и ожиданий по отношению к нему, социальной ситуации его развития в целом, объясняет родителям источники происхождения трудностей и проблем в развитии ребенка;
разрабатывает совместно с родителями конкретные меры помощи и программу индивидуальной коррекционной работы для ребенка, реализуемые в дальнейшем при активном участии самих родителей;
осуществляет эффективные коррекционные мероприятий, способствующие повышению уровня произвольной регуляции психических процессов и поведения у ребенка, необходимого для успешной социальной адаптации в соответствующих его возрасту детских образовательных учреждениях;
проводит подгрупповые и групповые занятия с детьми, имеющими сходную проблематику или предусмотренные учебным планом;
своевременно составляет необходимую документацию, качественно ведет записи при планировании коррекционной работы и заполнении дневника наблюдения за детьми, которым оказывается психологическая помощь;
занимается осмыслением опыта практической работы, анализом и обобщением результатов своей деятельности, подготовкой методических рекомендаций для родителей и образовательных учреждений;
систематически повышает уровень профессиональной квалификации, изучая материалы по психологической коррекции и консультированию, опубликованные в периодической печати и научной литературе, участвуя в психологических тренингах и семинарах.
Психолог ПМПК в своей профессиональной деятельности должен знать: д екларацию прав человека, конвенцию о правах ребенка, Закон “Об образовании”, базовые знания по общей психологии, педагогической психологии, возрастной психологии, медицинской психологии, основы психотерапии и консультирования, принципы психогигиены и психопрофилактики, инновационные методы обучения и воспитания детей, методы социально-психологического тренинга, основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства, охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной безопасности.
Функции психолога на ПМПК
Должностные обязанности педагога-психолога.
2.1. Осуществлять психологическую диагностику детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет, на основе анализа представленных документов о развитии ребенка, информации полученной от родителей (законных представителей).
2.2. Определять направления работы по коррекции психических отклонений в развитии детей и подростков рамках ПМПк.
2.3. Участвовать в заседаниях ПМПк согласно плана ПМПк
2.4. Профессионально и грамотно оформлять документацию установленного образца с соответствующими индивидуальными рекомендациями по результатам обследования детей.
2.5 Проводить коррекционные занятия с учащимися, находящимися на сопровождении в рамках ПМПк
2.6 Участвовать в разработках коррекционных программ учащихся, находящихся на сопровождении в рамках ПМПк
2.7 Готовить необходимую документацию на учащегося на районную ПМПК
2.8. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям), педагогам школы, принимающим непосредственное участие в воспитании и обучении ребенка.
2.9. Участвовать в проведении мониторинга по выполнению рекомендаций ПМПк и анализировать результаты динамики развития детей и подростков.
2.10. Выполнять требования устава учреждения, положение о ПМПк, внутренний трудовой распорядок, осуществлять ведение документации, своевременное планирование и отчетность по результатам профессиональной деятельности.
Диагностическое направление Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка.
Деятельность психолога не может протекать изолированно от работы других специалистов образовательного учреждения (в том числе логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и т.д.). Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.
Следует особо подчеркнуть, что обследование на школьном ПМПк не преследует цели постановки клинического диагноза (тем более что при отсутствии в составе консилиума врача это невозможно), а направлено на квалификацию индивидуально-типических трудностей ребенка, качественное описание картины его развития, определение оптимальных форм и содержания коррекционной помощи, т.е. направлено на установление функционального диагноза.
На психолога в структуре деятельности ПМПк ложатся задачи определения актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития, выявления особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
Коррекционно-развивающее направление
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Предлагаемые в Руководстве документы подготовлены на основе детального анализа реально использовавшихся и использующихся в настоящее время документов во всех регионах Российской Федерации. Руководство может лечь в основу, усовершенствования деятельности ПМПК и разработки типового положения о ПМПК.
Раздел I общие положения
Введение
1. В данном Руководстве представлена модель организации деятельности государственной (региональной) и муниципальных (городских, районных) психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Эта модель разработана на основании многолетнего опыта работы автора в лаборатории клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР (в настоящее время - Институт коррекционной педагогики РAO). В состав лаборатории входила медико-педагогическая комиссия (МПК) Всесоюзного значения. В Руководстве также обобщены материалы, представленные руководителями ПМПК разных уровней из всех регионов РФ в Министерство образования Российской Федерации с 1998 по 2001 годы. В этот период автор Руководства, являясь сотрудником Управления специального образования МО РФ, разрабатывала положение о ПМПК. Использованы и материалы лекций для руководителей и специалистов ПМПК, прочитанные на многочисленных курсах повышения квалификации, а также собственный опыт работы в ПМПК Северо-Западного округа Москвы. В Руководстве учтены особенности деятельности ПМПК Орловского региона. Регион является экспериментальной площадкой по отработке вопросов организации деятельности ПМПК в рамках международного проекта "TACIS".
2. В перспективе, по мере нормативно-правового обеспечения деятельности ПМПК на федеральном уровне, предполагается унификация представленной модели в соответствии с законодательством Российской Федерации и вычленение общей составляющей для аналогичных регионов Российской Федерации, что позволит использовать ее как основу для разработки типового положения о ПМПК (эти вопросы решаются во взаимодействии и по согласованию с Управлением специального образования Министерства образования Российской Федерации).
3. Нормативно-правовая база деятельности ПМПК в настоящее время остается несовершенной. Требуется дополнительное время для создания правового поля: внесения изменений в Федеральный Закон «Об образовании», принятия Федерального Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (Президентом РФ на данный закон наложено вето), внесения изменений в постановление Правительст-
10. ПМПК руководствуются в своей деятельности:
· международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка;
· указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
· Федеральным Законом «Об образовании» в редакции 1996 г.;
· Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ;
· решениями главы администрации региона и соответствующего органа управления образованием;
· Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867;
· примерными положениями о ПМПК, принятыми в регионах Российской Федерации и утвержденными на уровне глав администрации на основании инструктивного письма Министерства образования РФ от 22.05.1999 г. № 27/598-6 «О нормативно-правовых основах организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в системе образования Российской Федерации» и проекта положения о ПМПК, предоставленного руководителям ПМПК на Всероссийском семинаре-совещании в Санкт-Петербурге, проходившем 18 -19 мая 1999 г.;
· инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 5.04.1993 г. № 63-М «О приведении в соответствие с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями»;
· данное Руководство также призвано помочь в организации деятельности ПМПК.
Цель ПМПК
Цель ПМПК - на основании достоверной диагностики - определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
Функции ПМПК
1. Экспертно-диагностическая
ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования которого затруднен. Речь идет об образовании ребенка в широком смысле слова: формирование знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостное развитие личности, способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет). Экспертные аспекты предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской и социальной помощи. Экспертно-диагностическая функция обеспечивает достоверность диагностики развития ребенка с опорой на следующие диагностические параметры:
а. Своевременная, комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии, препятствующих развитию детей от 0 до 18 лет и реализации по отношению к ним процесса образования.
· Своевременность диагностики (ранняя диагностика). Речь идет о как можно более раннем выявлении отклонений в развитии или постановке вопроса о подозрении на наличие отклонений в развитии с последующей адекватной процедурой диагностики.
· Комплексность предполагает учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых специалистами соответствующих профилей.
· Всесторонняя диагностика развития ребенка осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции.
· Динамические аспекты диагностики предполагают анализ анамнестических и катамнестических данных, "срезовые" или лонгитюдинальные исследования и наблюдения за развитием ребенка на разных возрастных этапах.
· Целостный подход к ребенку реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов диагностики развития. Он заключается в понимании закономерностей развития и создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме.
б. Определение специальных образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии. Имеются в виду потребности, связанные со следующими особенностями развития ребенка:
· Индивидуальная структура развития (особенности отклонении и резервных возможностей развития)
· Возрастные особенности развития
· Интересы
· Способности
· "Социальная ситуация развития"
в. Определение специальных условий получения образования детьми с отклонениями в развитии:
· Тип, вид образовательного учреждения, осуществляющего или курирующего обучение и воспитание ребенка.
· Образовательная программа (содержание, уровень, направленность, степень дифференциации и индивидуализации).
· Формы получения образования (семейное образование, самообразование, экстернат; в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной).
· Условия получения образования (фронтальное, индивидуальное, фронтально-индивидуальное обучение; обучение на дому; смешанное обучение - индивидуальный режим посещения уроков, один - два или более свободных дней в неделю в соответствии с показаниями и по согласованию с администрацией образовательного учреждения).
г. Направление детей с отклонениями в развитии для консультирования в учреждениях других ведомств, чтобы обеспечить им сопутствующую или основную помощь вне системы образования:
· Необходимость совмещения обучения и поддерживающего лечения.
· Приоритетность лечения при поддерживающем развитие ребенка обучении и воспитании
· Необходимость временного освобождения ребенка от учебной деятельности.
· Необходимость совмещения обучения с решением вопросов социальной и правовой защиты ребенка.
д. Оформление коллегиального заключения на ребенка и рекомендаций по реализации образовательного маршрута и сопутствующей помощи вне системы образования (см. "Оформление документации по результатам обследования ребенка на ПМПК").
2. Информационная
Формирование информационной базы данных, необходимой для обеспечения деятельности ПМПК региона на всех уровнях
а. Формирование региональной базы данных о детях и подростках с отклонениями в развитии.
б. Формирование базы данных обучреждениях систем образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы региона, сотрудничающих с ПМПК и обеспечивающих процесс образования детей с отклонениями в развитии или содействующих его обеспечению.
в. Формирование базы данных об учреждениях Российской Федерации, в которые, при наличии показаний, ПМПК может направлять детей с отклонениями в развитии.
3. Аналитическая функция
а. Профессиональный анализ каждым специалистом "входящей" информации и результатов обследования ребенка на ПМПК. Формирование и проверка гипотезы о структуре и динамике развития ребенка:
· Планирование обследования ребенка на ПМПК на основании "первичного анализа".
· Решение вопроса о процедуре и условиях обследования ребенка.
· Коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка.
б. Представление ежегодной аналитической справки по результатам деятельности ПМПК начальнику соответствующего управления образования (в конце календарного года, при необходимости - чаще):
· К аналитической справке прилагаются предложения по развитию системы специального образования на территории, обслуживаемой данной ПМПК.
4. Организационная функция
· Координация деятельности городских, районных ПМПК
· Кооперация (Р)ПМПК с другими ПМПК региона
· Разработка и контроль форм взаимодействия ПМПК разных уровней между собой, с другими учреждениями и ведомствами, с психолого-медико-педагогическими консилиумами (ПМПк) образовательных учреждений
5. Методическая функция
а. Проведение не менее четырех раз в год методических совещаний специалистами региональной ПМПК для специалистов муниципальных (городских, районных) ПМПК, специалистами муниципальных ПМПК для членов психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений, находящихся на данной территории.
· Единый пакет стандартизованных диагностических методик для обследований детей, в условиях ПМПК:
· набор диагностических методик для каждого конкретного ребенка индивидуален и соответствует плану обследования этого ребенка.
· Единые требования к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности ПМПК
· Единые требования к процедуре обследования ребенка на ПМПК в соответствии с показаниями.
б. Обязательное для каждого специалиста ПМПК повышение квалификации на соответствующих курсах для специалистов ПМПК не реже одного раза в 5 лет. Отчет о результатах повышения квалификации перед собранием специалистов ПМПК в форме обобщенного устного сообщения с акцентом на новых тенденциях в работе ПМПК.
6. Консультативная функция
Все специалисты, работающие в ПМПК, посредством профессионально организованных способов осуществляют:
а. Консультирование детей и подростков с отклонениями в развитии.
б. Консультирование лиц, представляющих интересы детей с отклонениями в развитии (родителей, законных представителей; педагогических, медицинских, социальных работников и др.)
7. Функция сопровождения
Контроль эффективности рекомендаций по отношению к детям, обследованным на ПМПК (не реже одного раза в год) через психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений и непосредственно через родителей (законных представителей) (см. ниже "Лист контроля динамики развития").
8. Просветительская функция
Просвещение осуществляется по вопросам, находящимся в сфере компетенции ПМПК, с использованием различных форм (лекции, семинары, тренинги, консультирование и др.) и средств (печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации, включая электронные версии).
а. Просвещение населения.
б. Просвещение специалистов смежных ведомств, с которыми сотрудничает ПМПК.
в. Просвещение детского населения.
Функции ПМПК реализуются в следующих формах:
· прием населения (экспертно-диагностическая, консультативная, аналитическая функции)
· организационно-методическая работа на рабочем месте и с нижестоящими структурами системы ПМПК (организационная, методическая информационная функции)
· просветительская деятельность
Состав ПМПК
В штат муниципальных (городских и районных) ПМПК рекомендуется вводить, как минимум, 8 ставок: 5 из них - для следующих специалистов, работающих на постоянной основе: педагог-психолог (со специализацией по клинической (медицинской) или специальной психологии); учитель-олигофренопедагог, учитель-логопед; социальный педагог; воспитатель (специалист со средним, педагогическим образованием); 3 ставки - для врачей, работающих на условиях совместительства или почасовой оплаты (врач-офтальмолог, врач-отоларинголог, врач-ортопед, врач-генетик, врач-эндокринолог, а также - нейрофизиолог).
В штат государственных (региональных) ПМПК дополнительно рекомендуется ввести 3-4 ставки для следующих педагогических работников: учитель методист начального образования сурдопедагог, тифлопедагог, педагог-психолог (дополнительно к основной ставке), которые могут работать как на постоянной основе, так и на условиях совместительства или почасовой оплаты.
При условии подписания рекомендованного выше приказа "О сопровождении детей и подростков с отклонениями в развитии..." на уровне глав администраций регионов может быть обеспечена правовая защищенность постоянным медицинским работникам ПМПК. В этом случае в ПМПК всех уровней смогут работать на постоянной основе следующие медицинские работники: врач-педиатр, врач-психиатр (со специализацией по «Детской психиатрии»); врач-невропатолог (со специализацией по ""Детской невропатологии"); медсестра (специалист со средним медицинским образованием). За ними, в соответствии с рекомендованным к подписанию приказом, будет сохранено постоянное место работы в системе здравоохранения при выполнении функциональных обязанностей работников ПМПК. По условиям оплаты труда и продолжительности отпуска они приравниваются ко всем остальным работникам ПМПК соответственно должностям и квалификации (см. выше макет проекта приказа "О сопровождении детей и подростков с отклонениями в развитии учреждениями систем образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы", п. 5).
1. Заведующий ПМПК назначается на должность учредителем ППМС-центра, структурным подразделением которого является ПМПК, из числа высококвалифицированных (не ниже 13 разряда по ETC) специалистов психолого-медико-педагогического профиля, имеющих дополнительную квалификацию по одной или нескольким из следующих специальностей: дефектология (коррекционная педагогика), специальная психология, клиническая (медицинская) психология.
2. Кроме штатных сотрудников к работе в ПМПК на условиях совместительства или почасовой оплаты могут привлекаться врачи и педагоги, указанных выше специальностей, а также юрист и инженер по компьютерному оборудованию
3. Количество специалистов в ПМПК рассчитывается в зависимости от количества детского населения региона (муниципального образования). В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр), такое учреждение открывается, на 5 тысяч детей, проживающих в городе (районе). Количество сотрудников ПМПК, как структурного подразделения ППМС-центра, работающих на постоянной основе, рассчитывается пропорционально количеству детского населения данного территориального образования. На количество детей до 5 тысяч в ПМПК приходится 8 постоянных сотрудников (специалистов): два врача, психолог, три педагога, воспитатель, регистратор (медсестра).
Продолжительность и распределение рабочего времени, нагрузка
1. Продолжительность рабочего времени для Специалистов ПМПК равна 36 часам в неделю (согласно Постановлению министерства труда СССР № 41 от 15 августа 1991 г.).
2. Особенности деятельности ПМПК предполагают следующее распределение рабочего времени в соответствии с функциями ПМПК:
а. 2/3 рабочего времени (24 часа в неделю) специалисты ПМПК, работающие на постоянной основе, осуществляют непосредственный прием детей и подростков, а также родителей (законных представителей), других лиц, представляющих интересы ребенка. В рамках этого времени осуществляются следующие функции ПМПК: 1). экспертно-диагностическая, 2) аналитическая, 3) консультативная.
б. При ежегодном планировании деятельности специалисты ПМПК вправе распределять 2/3 годового рабочего времени, необходимого для непосредственного приема лиц; обратившихся в ПМПК в соответствии с реальным запросом, в частности с запросом на комплектацию специальных (коррекционных) образовательных учреждений (то есть, например, в марте - апреле вести прием детей и подростков ежедневно).
в. Практика работы многих ПМПК Российской Федерации показывает, что просветительскую функцию можно успешно осуществлять на базе образовательных учреждений во время каникул и т.д.
д. На первичный прием одного ребенка или подростка и сопровождающих его родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц в среднем отводится два часа (астрономические), на повторный прием - один час. В течение этого времени специалисты проводят анализ первичной информации, коллегиальное планирование обследования и непосредственное обследование ребенка или подростка, консультирование, родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц, оформление заключения и рекомендаций, коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка с другими специалистами, окончательное оформление коллегиального заключения и рекомендаций и представление их родителям (законным представителям).
е. Среднее количество еженедельных обследований (приемов) детей и подростков каждым специалистом ПМПК составляет не менее 12-ти (при первичном приеме) и не более 24-х (при повторных приемах). Таким образом, минимальное количество приемов детей в год каждым специалистом рассчитывается по формуле:
12 приемов детей умножить на количество рабочих недель в год.
Психолого–медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.
Основные направления деятельности школьного ПМПк.
Деятельность специалистов сопровождения.
Психолого–медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) образовательного учреждения создаётся для решения проблем, связанных с обучением, воспитанием и социальной адаптацией учащихся. Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого–медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» раскрывает механизмы работы ПМПк.
В состав консилиума входят по приказу директора школы заместитель директора школы по УВР (председатель консилиума), психолог, логопед, врач, социальный педагог.
Целью ПМПк является создание условий для индивидуального развития детей с трудностями в обучении и поведении.
В задачи консилиума входят:
Организация и проведение комплексного изучения личности ребёнка с использованием диагностических методик;
Выявление потенциальных возможностей ребёнка, разработка рекомендаций для учителей в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании;
Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно- развивающей работы;
Выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ, соответствующих готовности ребёнка к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближнему окружению;
Обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, которая включаетактивизацию познавательной деятельности детей, повышения уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально- волевого развития;
Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
Профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-профилактических мероприятий.
Работа ПМПк заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума.
Основные направления деятельности школьного ПМПк:
Формирование у педагогов адекватной оценки педагогических явлений в целом и школьных проблем детей;
Комплексное воздействие на личность ребёнка;
Консультативная помощь семье в вопросах коррекционно - развивающего обучения и воспитания.
В функции специалистов консилиума входит предупреждение психолого-физиологических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса (педагога и обучающихся).
ПМПк является коллегиальным органом сопровождения учеников. Специалисты ПМПк разрабатывают рекомендации и индивидуальную коррекционно- развивающую программу для детей, которым необходимо сопровождение. В ходе проведения консилиума назначается ведущий специалист сопровождения, который отслеживает динамику развития ребёнка и эффективность оказываемой ему помощи, выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк. Ведущим специалистом сопровождения назначается тот специалист, помощь которого необходима ребёнку в первую на данном этапе. Например, у ребёнка трудности в обучении из-за нарушения лексико-грамматического строя речи, в этом случае ведущим будет логопед, при нарушении ЭВС ведущий – психолог и т.д.
В процессе сопровождения каждый специалист решает следующие задачи, реализует конкретные виды работ, представленные в сводной таблице:
Деятельность специалистов сопровождения
Участник сопровождения | Деятельность на этапе подготовки к консилиуму | Деятельность в рамках ПМПк | Деятельность по реализации решений ПМПк |
Врач | Справка о соматическом и психическом здоровье ребёнка | Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке индивидуальной коррекционной программы сопровождения. | Профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. |
Психолог | Проведение необходимой диагностической работы: диагностического минимума и различных схем углублённой диагностики в отношении ребёнка. Подготовка материалов к ПМПк. | Проведение психолого-коррекционных, развивающих, консультативных мероприятий с детьми. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями. Консультирование администрации. Планирование совместной работы с классным руководителем. Психологическое просвещение всех участников УВП. |
|
Логопед | Проведение диагностической работы по выявлению уровня речевого развития. | Предоставление участникам консилиума необходимой информации по конкретному ребёнку. Участие в разработке индивидуальной коррекционной программы сопровождения. | Проведение коррекционной работы по развитию речи детей, устранение дефектов речевого развития. Планирование совместной работы с учителями начальной школы, русского языка и литературы, классными руководителями, воспитателями. |
Классный руководитель | Сбор информации о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы или анкетирование педагогов- предметников) | Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке стратегии сопровождения. Планирование форм и направлений коррекционной работы в рамках сопровождения. | Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решений консилиума. Консультирование педагогов-предметников и родителей по вопросам сопровождения школьника и класса. |
Педагог- предметник | Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума. Предоставление необходимой информации специалистам консилиума в раках его подготовки | Не участвует | Участие в индивидуальных и групповых консультациях, проводимых завучем и специалистами ПМПк, по сопровождению школьников со стойкими трудностями в обучении. Разработка индивидуальных стратегий педагогического сопровождения конкретных учеников и её последующая реализация. Работа по корректировке учебных программ с учётом рекомендаций специалистов консилиума. Консультирование родителей. Участие в семинарах, посвящённых проблемам сопровождения. |
Заместитель директора | Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий | Организация работы консилиума, участие в его работе, разработка педагогических аспектов сопровождения учеников специальных (коррекционных) классов | Помощь педагогам в разработке стратегий сопровождения. Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам сопровождения. Консультирование администрации. |
Школьная администрация | Организационная помощь в проведении диагностической работы | Не участвуют | Встречи со специалистами консилиума по обсуждению результатов. Участие в проведении сопровождающей работы, предполагающей административное руководство. |
Родители школьников (или лица, их замещающие) | Предоставление необходимой информации специалистам консилиума в рамках подготовки к консилиуму | Не участвуют | Участие в индивидуальных и групповых консультациях, проводимых специалистами сопровождения. Сотрудничество со специалистами в решении школьных проблем ученика. |
Приложение
Положение о психолого-медико-педагогической комиссииI. Общие положения
1. Настоящее Положение регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - комиссия).
2. Комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными
возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения
их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию
детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их
обучения и воспитания.
3. Комиссия может быть центральной или территориальной.
Центральная комиссия создается органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере
образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории
субъекта Российской Федерации.
Территориальная комиссия создается органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в
сфере образования, или органом местного самоуправления,
осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою
деятельность в пределах территории одного или нескольких
муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
4. Состав и порядок работы комиссии определяются
соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и органом
местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере
образования.
5. Количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на
10. тыс. детей, проживающих на обслуживаемой комиссией территории, но
не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. С учетом
сложившихся социально-демографических, географических и других
особенностей соответствующей территории комиссии создаются, исходя
из иного расчета.
6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющие управление в сфере образования, органы местного
самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования,
образовательные учреждения, комиссии информируют родителей
(законных представителей) детей об основных направлениях деятельности,
месте нахождения, порядке и графике работы комиссий.
7. Основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического
обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с
целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или)
психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по
оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации
их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее
данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным
представителям) детей, работникам образовательных учреждений,
учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других
организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений
развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или)
отклонениями в поведении;
г) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной
программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) участие в организации информационно-просветительской работы
с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении
детей.
8. Основными направлениями деятельности центральной комиссии
также являются:
а) координация и организационно-методическое обеспечение
деятельности территориальных комиссий;
б) проведение обследования детей по направлению территориальной
комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными
представителями) детей заключения территориальной комиссии.
9. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.
10. Комиссией ведется следующая документация:
а) журнал предварительной записи детей на обследование;
б) журнал учета детей, прошедших обследование;
в) карта ребенка, прошедшего обследование;
г) протокол обследования ребенка (далее - протокол).
Документы, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта,
хранятся не менее 5 лет после окончания их ведения.
Документы, указанные в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта,
хранятся не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет.
11. Обследование детей проводится в помещениях комиссии. При
необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей
может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
12. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии
индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав
специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования,
процедура и продолжительность обследования определяются, исходя из
задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных
индивидуальных особенностей детей.
13. В ходе обследования ребенка ведется протокол, в котором
указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень
документов, представленных для проведения обследования, результаты
обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые
мнения специалистов (при наличии) и другая информация, послужившая
основанием для вынесения заключения, заключение комиссии.
14. В сложных случаях комиссия может провести дополнительное
обследование ребенка в другой день, а территориальная комиссия может
направить ребенка для проведения обследования в центральную
комиссию.
15. Протокол и заключение комиссии оформляются в день
проведения обследования, подписываются специалистами комиссии,
проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом,
исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.
Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов
(при их наличии) по согласованию с родителями (законными
представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по
почте с уведомлением о вручении.
16. Комиссию возглавляет руководитель.
В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи
(по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог,
сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог,
оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При
необходимости в состав комиссии могут быть включены и другие
работники.
Включение врачей в состав комиссии осуществляется по
согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации в области здравоохранения или органом местного
самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
17. Комиссия обеспечивается необходимыми помещениями,
оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для
организации своей деятельности.
«плюсы» и«минусы» демократии
Геодезист. Кто такой геодезист? Описание профессии. Профессия геодезист Геодезист обучение
Магеллановы облака: кто они?
Перечный соус для стейка Сливочный перечный соус
Как составить грамотное портфолио дизайнеру