Проект национального плана развития конкуренции. Путин утвердил план развития конкуренции

  • 15.02.2024

Владимир Путин подписал готовившийся два года Федеральной антимонопольной службой (ФАС) указ о национальном плане развития конкуренции. Проект, с которым также работало «Открытое правительство», стал менее радикален и более технологичен. Наиболее жесткая идеологема в нем - присутствие на любом конкурентном рынке не менее трех компаний, одна из которых должна быть частной. Указ, подписанный 21 декабря, уже заведомо не войдет в список новых программных майских указов или их аналогов после выборов 2018 года.


Владимир Путин 21 декабря подписал указ о развитии конкуренции , который правительство готовило на протяжении двух лет. ФАС пришлось дорабатывать проект указа из-за возражений администрации президента (см. “Ъ” от 16 октября), а до того - коллег по Белому дому и бизнеса (см. “Ъ” от 2 и 7 ноября 2016 года). Большинство спорных инициатив службы в процессе были сняты или смягчены, основные идеи Белого дома поддержаны.

Подписанный Владимиром Путиным указ, включающий в себя национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы, требует «считать активное содействие развитию конкуренции… приоритетным направлением» работы всех ветвей власти и ЦБ. В частности, он требует присутствия во всех отраслях экономики «не менее трех хозяйствующих субъектов», один из которых должен быть частным.

Основными принципами проконкурентной госполитики названы сокращение доли госкомпаний в экономике, обеспечение свободы экономической деятельности, поддержка развития малого и среднего предпринимательства, учет развития конкуренции в госинвестициях.

Масштабный график принятия и внесения правительством различных законопроектов является частью указа - важнейшими из них являются, видимо, законы о запрете создания новых ГУПов на конкурентных рынках и об отказе от покупки рыночных компаний государством, о сокращении доли ГУПов и МУПов на рынке ЖКХ и увеличении долей частных компаний в системе ОМС в здравоохранении, о принципах тарифной реформы (см. подробнее «Ъ-Онлайн»). Отдельно на 2018 год заявлен новый подход к определению списка госкомпаний, инвестпрограммы которых контролирует Белый дом. Среди выпавших из планов ФАС пунктов - это в первую очередь намерения ведомства Игоря Артемьева согласовывать инвестпрограммы госмонополий и усиление роли в антимонопольной деятельности Генпрокуратуры, при этом само ведомство несколько расширит свои полномочия (см. подробнее «Ъ-Онлайн»). При этом из документа практически исчез предлагавшийся ранее дух «кампании за конкуренцию» - например, предложение активно освещать борьбу с монополистами на федеральных телеканалах.

Указ упоминает некоторые разработки «Открытого правительства», которое в последние месяцы активно содействовало в подготовке и документа ФАС, и указа,- в плане развития конкуренции очевидно влияние принципов реформы контроля и надзора, требующей внедрения риск-ориентированного подхода в этой области, развитие антимонопольного комплаенса находится в этом русле. Нацплан также поддерживает «цифровые» инициативы ФАС последних лет, требуя совершенствования антимонопольного регулирования «в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках».

По словам главы ФАС Игоря Артемьева, «указ, утверждающий национальный план развития конкуренции, служба разработала по инициативе министра Михаила Абызова при активном участии бизнес-сообщества и экспертов "Открытого правительства"». Как рассчитывает глава ФАС, принятие национального плана «позволит осуществить прорыв в части перехода ФАС от активных мер по защите конкуренции к активным мерам по ее развитию - документ содержит как приоритеты и принципы антимонопольной политики, так и конкретные задачи для конкретных рынков». Предполагается, что план будет регулярно утверждаться указом президента по аналогии с Национальным планом противодействия коррупции (он утверждается каждые два года).

Особой жесткости в практической реализации планов развития конкуренции не ожидается. Так, предложения об ограничении закупок у единственного поставщика госзаказчиками и госкомпаниями будут обсуждаться лишь в апреле 2019 года или позже. Отметим, подписание указа до выборов 2018 года можно в какой-то мере считать неудачей ФАС - наличие такого документа в списке новых майских указов в 2018 году существенно усилило бы его значение.

Олег Сапожков, Дмитрий Бутрин

МОСКВА, 21 декабря. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин своим указом утвердил Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы. Документ содержит конкретные меры, которые будут способствовать развитию конкуренции в России.

Как отмечается, мероприятия плана направлены на обеспечение присутствия не менее трех игроков на всех рынках (кроме естественных монополий и ОПК), один из которых должен относиться к частному бизнесу. Кроме того, к 2020 году доля госзакупок у малых и средних предприятий должна увеличиться в два раза. В то же время должно произойти двукратное снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны госорганов.

Что планируется предпринять

Для достижения этих целей правительство РФ до 1 октября 2018 года должно определить перечень субъектов естественных монополий, инвестпрограммы которых утверждает кабмин. При этом до 1 июля 2019 года правительство должно определить единый порядок разработки, утверждения и контроля реализации инвестпрограмм естественных монополий, а к 1 июля 2018 года утвердить отраслевые планы развития конкуренции до 2020 года. К тому же сроку должен быть утвержден план перехода отдельных сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка.

К 1 февраля 2019 года правительство должно представить предложения по снижению административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции. К 1 марта 2019 года кабмин должен обеспечить возможность работников антимонопольной службы самостоятельно направлять ход расследований и принимать решения о производстве процессуальных действий по антимонопольным делам, а также исключить возможность приостановления действия решений и предписаний антимонопольных органов в отношении государственных и муниципальных органов (за исключением судебного приостановления).

Новые законопроекты

Согласно документу, правительство РФ до 1 января 2019 года должно внести в Госдуму сразу несколько законопроектов. В частности, речь идет об ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, запрете прямого и косвенного приобретения государством акций и долей компаний на конкурентных рынках. Помимо этого, правительство должно получить возможность в интересах обороны и безопасности разрешать использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя (с уведомлением его и выплатой компенсации).

Предполагается, что произойдет реформирование правового регулирования естественных монополий. Так, к таким субъектам не должны относиться компании, действующие в конкурентных сферах. Должно произойти поэтапное прекращение государственного тарифного регулирования в конкурентных сферах. При этом, к 1 января 2019 года должен быть внесен законопроект об основах тарифного регулирования, определяющий общие для всех сфер принципы долгосрочного тарифообразования. Также должен быть закреплен единый порядок досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением тарифов.

4 июня

  • 9:30–10:00 Регистрация
  • 10:00–10:20 Приветственные слова:
    • Сергей Мовчан (Вице-губернатор Санкт-Петербурга)
    • Вадим Владимиров (Руководитель Санкт-Петербургского УФАС России)
    • Илья Деменьев (Первый проректор СПбГУ)
    • Алефтина Тимошенко (Заведующая кафедрой «Правовая защита экономической конкуренции» СПбГУ, помощник руководителя ФАС России)
  • 10:20–11:50 Пленарная сессия «Национальный план развития конкуренции на 2018/20 годы»
    • Александр Шлычков (заместитель начальника правового управления ФАС России) «Реализация национального плана развития конкуренции»
    • Надежда Пахомова (профессор кафедры экономической теории СПбГУ), Оксана Батистова (старший преподаватель кафедры экономической теории СПбГУ) «Развитие конкуренции в субъектах РФ: учет опыта ЕС и ЕАЭС»
    • Мария Ценжарик (доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства СПбГУ) «Конкуренция в цифровой экономике: так ли все однозначно?»
    • Елена Рыбаченко (заместитель начальника контрольно-финансового управления ФАС России) «Внедрение стандарта развития конкуренции в 2017 году. Итоги. Задачи»
    • Александр Слесарев (руководитель программы АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»)
    • Кирилл Емельянов (заместитель директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ
  • 11:50–12:10 Дискуссия, пресс-подход
  • 12:10–12:30 Кофе-брейк
  • 12:30–13:50 Пленарная сессия «Реализация Национального плана развития конкуренции в регионах. Опыт внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах РФ»
    • Эльгиз Качаев (председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга) «Об опыте внедрения Стандарта развития конкуренции в Санкт-Петербурге»
    • Андрей Мушкарев (председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга)
    • Дмитрий Сачков (председатель Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга)
    • Вадим Владимиров (руководитель Санкт-Петербургского УФАС России) «Новый этап развития конкуренции в Санкт-Петербурге»
    • Антон Рогачевский (член Общественного совета при ФАС России) «Стимулы для внедрения антимонопольного комплаенса как часть антимонопольной политики государства, определенной указом Президента России от 21.12.2017 № 618»
    • Тихон Корягин (начальник управления развития конкуренции комитета по конкурентной политике Московской области) «О проблемных вопросах развития конкуренции и путях их решения в Московской области»
  • 13:50–14:00 Подведение итогов

5 июня

Модератор - Вадим Владимиров (Руководитель Санкт-Петербургского УФАС России)
  • 10:00–11:50 Пленарная сессия «Реализация Национального плана развития конкуренции в регионах. Опыт внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах РФ»
    • Ирина Золотухина (советник контрольно-финансового управления ФАС России) «Проблемы методического обеспечения оценки конкурентной среды»
    • Михаил Теодорович (руководитель Нижегородского УФАС России)
    • Наталья Патокина (начальник отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями Нижегородского УФАС России) «Управленческий механизм по развитию конкуренции на региональном уровне»
    • Юлия Софронова (доцент кафедры «Связи с общественностью, маркетинг и коммуникации» ИНЭУ НГТУ имени Р. Е. Алексеева, Нижний Новгород) «Социокультурные основания человекоориентированной политики по повышению удовлетворенности потребителей»
    • Михаил Теодорович (руководитель Нижегородского УФАС России), Александр Солдаткин (доцент кафедры социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования факультета социальных наук ННГУ имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород) «Механизм обеспечения измеримости и сопоставимости результатов политики по развитию конкуренции в отношении удовлетворенности потребителей»
    • Светлана Журавлева (заместитель председателя комитета по конкурентной политике Московской области) «Цифровые технологии как одно из средств развития конкуренции»
    • Никита Смирнов (заместитель главы администрации городского округа Дубна) «Опыт муниципального образования "городской округ Дубна" по реализации проекта особой экономической зоны "Дубна"»
    • Александр Плетешков (руководитель Ленинградского УФАС России) «Активизация координационных усилий общественности, а также перспективы внедрения антимонопольного комплаенса в органах власти и хозяйствующих субъектах»
    • Владимир Окшин (руководитель Оренбургского УФАС России) «Практика работы Оренбургского УФАС России по реализации Соглашения о взаимодействии ФАС России и Правительства Оренбургской области»
    • Артур Пряхин(руководитель Карельского УФАС России) «Взаимодействие антимонопольных и правоохранительных органов при выявлении и раскрытии картельных сговоров участников торгов на поставку медицинского оборудования и лекарственных средств для нужд лечебных учреждений Республики Карелия. Практика Карельского УФАС России»
    • Елена Новикова (начальник отдела развития отраслей экономики и конкуренции министерства экономики Краснодарского края) «Национальный план развития конкуренции на 2018/20 годы - реализация и предложения»
    • Наталия Шумко (главный консультант отдела развития отраслей экономики и конкуренции министерства экономики Краснодарского края) «Практика развития конкурентной среды на социально-значимых и приоритетных рынках Краснодарского края»
  • 11:50–12:10 Дискуссия, подведение итогов