Почему сексуальная сфера в отношениях важна. Толкования на Мф

  • 22.07.2019

Страх


Дорогая Л. Н.!

Прочитал Ваше тревожное письмо и должен огорчить Вас. Живя по Вашему мнению, с Богом в душе, Вы практически остаетесь без Бога.

Живой веры в то, что Господь управляет жизнью мира и Он промышляет о каждом человеке,- нет.

А когда нет веры во всемогущество Бога, в его безграничную милость, тогда к нам находит дорожку враг Божий и враг человеческий. Со своими страхованиями приступает он к нам, лишая нас спокойствия духа и мира. И выматывающий страх делает человека больным.

На Вас это выражено очень явственно. Боюсь всего, боюсь за всех, боюсь людей. Самой Вам преодолеть такое состояние души не в силах, надо искать помощи у всесильного Бога. Для начала надо и Вам, и О. поисповедоваться, и пособороваться, и причаститься. Это духовное врачество.

А потом возьмите свою волю под свой контроль и начните причащаться пока через 2 недели, когда состояние Ваше будет полегче, можно будет причащаться и один раз в месяц, но никак не реже.

Выходя из дому, непременно читайте молитву кресту Господню, и, когда предстоит встреча с людьми, которых Вы боитесь, тоже читайте эту молитву.

И оградит Вас Господь и Ваш Ангел-хранитель от всякого зла.

Да, есть сейчас люди, которые сознательно избирают зло, но тем, кто с Богом, они ничего сделать не могут. Ведь враг силен, но всесилен только Господь.

А помолиться о Вас и дочери Вашей я обещаю.


Суд Божий


Дорогая о Господе И.!

Суд Божий мы взять на себя не можем.

А вот пока мы живы и осознаем свою оторванность от спасительного корабля - от Церкви Православной, надо к ней присоединиться. Перекрещиваться не надо, а миропомазаться надо непременно.

О своих усопших родных тоже в Церкви не подавайте, но молитесь дома и подавайте о них милостыню.

Не будем льстить себя мыслью, что мы можем быть справедливее Господа, но послушаем Его велений, данных нам Святыми Апостолами и Святыми Отцами, и это послушание будет и нам спасительно, и близким полезно.

Умудри Вас Бог.

Таинства Церкви


Дорогая Л.!

Получил Ваше письмо, но ни места жительства менять не надо, ни работу свою оставлять не следует.

Менять можно и надо только своего внутреннего человека, который уже 9 лет в Церкви, а еще и не начинал верить, что миром правит Промысл Божий, и нет дней в году черных, но все светлые, все Божий, что смерть - это сон и переход в другую жизнь, а житейские невзгоды - это экзамен на духовную зрелость. А то, что мы с момента рождения каждый день приближаемся к своему концу,- это факт неоспоримый. И как Вы, войдя в Церковь, перестали понимать смысл жизни?

Дорогая Л., Вам надо срочно исповедоваться и пособороваться, И тогда в уме и чувствах Ваших прояснится. Ведь мгла-то не ноги Ваши окутала, но голову и сердце. Помочь Вам и Вашим детям может только Господь, но Его об этом надо просить и молить, а не погружаться в томительную бездну отчаяния, ведущую в "небытие". Небытия нет, но есть вражьи козни, обманывающие людей и Вас теперь. Вы, Л., должны воспрянуть.

Как враг получил к Вам открытый доступ, я не знаю, это могла бы установить исповедь, но я только констатирую, что Вы сейчас - вся во власти врага. Причащайтесь сейчас по возможности чаще. Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни - от Бога.

А Ваши скорби, дорогая моя, еще не самые тяжелые, уверяю Вас. Почитали бы Вы, какие письма я получаю. А сколько Божиих людей провело всю жизнь свою в болезнях и в застенках, и благодарили Бога. И душа их не только не потерпела ущерба, но засияла светлее злата и возросла до таких высот духовности, что стали они, эти Добровольные страдальцы, святыми.

А мы, теперь понаделав в жизни таких безобразий, которые нашим бабушкам и дедушкам и представить было невозможно, не желаем терпеть очистительных покаянных скорбей. Ведь одно дело - покаяние словом, и совсем другое - делом. И нетерпением спасительных скорбей дальше изрываем под собою яму. Опомнитесь, дорогая моя. Я буду о Вас молиться, чтобы Вы могли покаяться истинно, рассмотрев свою жизнь в Свете Божественной Истины и сказав от сердца: "Слава Богу за всё!"

Р. S. А за хождение по "бабкам" и по экстрасенсам не Бог наказывает, но сам враг. Вселяясь в человека, он начинает тиранствовать над ним своею жестокой властью.

Умудри Вас Бог.


Раба Божия А.!

О дедушке своём в церкви не подавайте. Это ни ему, ни Вам не принесёт облегчения.

Поминайте его только в домашней молитве и то с осторожностью, только молитвой старца Льва (вкладываем листок, почитайте).

О супруге своём молитесь святому мученику Вонифатию и Матери Божией "Неупиваемая Чаша".

Хорошо бы ему пособороваться, поисповедоваться и причаститься. Ведь иначе ему не справиться будет с тёмной силой, которая его захороводила.

Помогайте супругу молитвой о нём тайной, а сочувствием и любовью - явными.

Умудри Вас Бог.


Дорогая о Господе Л.!

Божие благословение Вам. От Господа пути человека исправляются. Вот и положитесь во всём на Милость Божию.

Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь, и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства - от Бога, и они даны нам в помощь. Вот знаю и из старцев некоторых, которые трудятся ещё благодаря искусству врачей, со стимулятором в сердце.

Так что с Богом. А мне телеграмму пусть дадут, когда будут делать Вам операцию.


Таинство брака


Дорогая о Господе В.!

А вот болезни-то свирепеют, так как мы грех ко греху прилагаем, да ещё и сознательно. Надо бы Вам с Л. пожалеть души друг друга, а то в житейском - помощь и жалость, а в духовном - губительство.

Вы - вдова законная, и нет препятствий для Вас во второбрачии, но ведь надо же всё законно сделать: и расписаться, и повенчаться... А уж при взрослых-то детях подавать им пример беззакония никак нельзя.

О Н. молитесь, да пошлёт Господь ей помощь Свою и вразумит во всём.

Божие благословение Вам.


Дорогие о Господе Т. и Н.!

Да вразумит Господь вас и умудрит, чтобы с любовью и желанием вы подклонили главы свои под венцы - да почиет Божие благословение на вашем брачном союзе.

Не медлите! Божий дела не поздно делать никогда, пока живем в здешней жизни. А ведь она коротка и цель ее единственная - приготовление к вечности.

Буду молиться о вас, а меня порадуйте сообщением о Милости Божией к Вам, полученной в Таинстве венчания.


Раб Божий Н.!

В Таинстве венчания вы со своей супругой дали обет верности друг другу и вместе пили до дна из одной чаши воду, смешанную с вином. А это значит, обещались Богу все радости и горести жизни выпить - пережить - вместе до самой смерти.

Поэтому учитесь строить семью, а о разорении ее не думайте.

Общий лечебный массаж делать можно.

Умудри Вас Бог и укрепи.


Таинство крещения


Л.!

Вы только-только входите в церковь, но уже попались на неправое мудрование. А потому, когда Вам бывает что-то непонятно, не спрашивайте у бабушек, но у священника. И не будет еретических ошибок. О некрещеных в церкви молиться нельзя и крестить после смерти невозможно.

Крещение Ваше действительно и независимо от дальнейшей судьбы священника, Вас крестившего.

О своих родных молитесь. Да даст Господь и им понятие и разумение о том, что произошло с ними в Таинстве крещения. Молитесь о них, не уставайте и не отчаивайтесь. Уже ведь то хорошо, что о них можно молиться.

А Вы будьте такой, чтобы меньше скандалов было в семье. И в прическе греха не будет, если в доме мир водворится.

Чего же смотреть на внешнее, а о внутреннем, к чему нас призвал Господь, забывать?

Радость, мир, долготерпение, любовь - вот законы духовной жизни. А муж-то Вас любит и так много уже сделал в ответ на Ваши религиозные чувства, а Вы бежите в своей устремленности к Богу от него, забывая, что спасаться Вы можете только вдвоем - ведь Вы венчаны. И жить надо, как положено, а если Вы толкнете его на блуд - это что же лучше будет?

Живите, любя его, сейчас уступая его немощам и непониманию, только со временем, постепенно можно будет начать приучать его к порядку в жизни.

Ведь для этого надо знать закон Божий. А пока этого знания нет, то и спрашивать нечего.

Умудри Вас Бог!


Дорогая о Господе Л.!

А зачем Вам искать то, что Господь разметал по миру, по жизни? Вместо того, чтобы заниматься пустым, начните молиться живо и сердечно и о тех, кто ушел в мир иной, крепко держась за ризу Господню.

И они в своем дерзновении там вспомнят о Вас, такой немощной, не унаследовавшей от них их цельности и веры живой и действенной. Вот и наладится связь Ваша с родными в Боге.

Если дядя не знает, крещен или нет, то пусть поспешит покреститься с формулой: "Крещается раб Божий, аще не крещен". И все успокоитесь.

И еще пособоруйте его и причастите. А мешает Вам не то, о чем Вы пишете, но отсутствие живой веры.

Время настало такое, что без Божией помощи - погибель.


Дорогая о Господе Г.!

В церкви есть такой чин. Если человек не знает достоверно, крещен он или нет, то он, объяснив свое смущение священнику, может креститься с такой формулой: "Крещается раба Божия, аще не крещена". Вот и успокоится Ваша душа.

Ни о каком ребенке не помышляйте - у Вас на руках мама и страждущий брат - вот и несите свой нелегкий жизненный крест. Он дан Вам свыше, а тот, о котором помышляете, будет самодельным, а значит - неподъемным. Умудри Вас Бог!


Таинство причащения


Дорогая о Господе А.!

Трудно входить в совершенно неведомый мир духовной жизни взрослому человеку, сформировавшемуся по другим нормам жизни. Да и враг не вдруг отстанет.

Ведь те тяжкие смертные грехи, которые мы в свое время и не осознавали грехами, дали врагу доступ в душу и власти над ней. Вот почему Вам разрешили причащаться так часто, и по этой же причине уныние и смятение и всякая муть поднимается в душе.

Враг корежится, обжигается святыней, а Вы всё это ощущаете как сугубую тяжесть. Надо молиться и претерпеть как епитимию.

А в Церкви-то ведь нет понятия работы, но есть послушание, и вот поэтому всякий делает то и столько, сколько надо для дела, для Церкви. Укрепи Вас Господь.

Р. S. А подруги и должны были отойти. Хорошо учиться быть одной, иначе молитве не научитесь. Жизнь коротка, а Вечность беспредельна. Спасайтесь.


Дорогая С.

Если Вы не будете своих чад причащать, то они при отличном состоянии здоровья будут живыми мертвецами.

Без Бога и раньше-то жизнь шла кувырком, а теперь и подавно, когда враг получил свободу искушать и соблазнять людей, именно из-за того, что они не знают Бога.

Прислушаться к совету врача за немощь Вашу духовную надо.

А значит - последовать совету священника, который говорит, что можно причащать одной кровью. Хотя я тоже Вам скажу, что частица тела Христова так мала и что это уже совсем не хлеб, но тело, и страхования Ваши - вражьи.


Дорогой отец А.!

Причащать с такой невозможной путаницей в голове и в сердце невозможно.

Только необходимость пересмотра своих взглядов, связанная с запретом подходить к Чаше Жизни и соединяться со Христом, может отрезвить человека. Ведь мы не можем причащать больного, когда он не владеет языком своим и сознанием, а в данном случае она не владеет сознанием. Поработайте с ней. И присмотритесь, как поведет она себя в связи с запрещением.


Таинство соборования


Дорогая о Господе О.!

Письмо Ваше получил и просьбу о молитве выполняю. А Вам сейчас надо не столько акцентировать внимание на ошибках прожитой жизни, сколько на чуде милости Божией к Вам. Господь не отверг отвергающих Его, а ждёт и стучится в сердце именно в тот момент, когда оно способно открыться Ему навстречу.

Хорошо бы к обычному лечению Вашему добавить и духовное врачество - Таинство соборования. Многие, очень многие испытали на себе его чудодейственную силу. Соборное масло надо пить и им помазываться. О близких не печальтесь, учитесь предавать и их воле Божией в своей материнской молитве. Их не оставит Господь. Божие благословение Вам.


Дорогая о Господе Н.!

Письмо твое я получил и просьбу о молитве выполняю. Но ты и сама должна потрудиться в молитвенном обращении к Господу, ибо молитва от болезнующей души - это вопль, прорезающий небеса. Хорошо бы тебе каждый пост собороваться и причащаться хотя бы на дому. Твоя болезнь призывает тебя ко спасению. Соборное масло непременно пей по чайной ложке утром вместе с просфорой и святой водой. Ко Господу надо принести нашу немощь, а у Него и здоровья, и сил на всех предостаточно. Умудряйся, после соборования и врачи умудрятся на помощь тебе.

Исповедь прогоревшего бизнесмена эпохи первоначального накопления капитала.

Первым, кто по Воскресении Христовом вошел с Ним в рай, был, как повествует Евангелие, распятый рядом со Спасителем и исповедавший Его на кресте разбойник. Попросту говоря, бандит. Господь обещал спасение всем раскаявшимся грешникам. Но при этом почему-то особо выделил богатых, предупредив, что им войти в Царствие Небесное будет очень трудно. Не невозможно, а именно трудно. Почему именно им? Ведь в Евангелии о них чаще всего говорится как об очень приличных, достойных людях? Значит, происходит в их душах что-то такое, что становится почти непреодолимой преградой между ними и Богом? Вряд ли какой-нибудь бизнесмен согласился бы откровенно обсуждать с нами эту тему – ответы на такие вопросы человек обычно ищет в разговоре с духовником, а не с корреспондентом журнала, пусть даже православного. Поэтому мы обратились к нашему коллеге, журналисту Владимиру ШПАКУ, который в начале 90-х был в буквальном смысле "владельцем заводов, газет, пароходов" и все искушения богатством в его "новой русской" версии прошел на собственном опыте.

Надоело быть бедным

– Владимир Георгиевич, вот Вы – журналист. Вы и в 80-е годы были журналистом. Почему Вы вдруг решили заняться бизнесом?

– Ну, это чисто американская история. Мне надоело быть бедным. Впереди было светлое капиталистическое будущее, кооперативное движение развивалось. А поскольку я работал в газете, появилась идея продавать газеты. В разгар перестройки они покупались с лета. В Москве были знакомые, которые этим занимались. И все начиналось с мелкого опта: с "Московских новостей", "Огонька" и газеты "Демократический союз". Но постепенно ассортимент расширялся, и к 1991 году, когда этот бизнес стал уже побочным, там было все – от "Московских новостей" до совершенно порнографической газеты "Еще". А ведь поначалу имелось в виду продавать не абы что, а нести в массы что-то доброе, светлое, демократическое.

Первое ощущение – опьянение от того, что у тебя появляются деньги не только на закупку следующей партии, но и для себя. Но когда эйфория прошла, стало ясно, что это все мелко и надо что-то еще придумать.

Тогда началась торговля книгами – тоже был дефицит. А потом родилась здравая мысль: зачем торговать чужими, если можно продавать свои. Тогда все смотрели "Рабыню Изауру", и мы решили, пока сериал не закончился, быстренько издать "первоисточник". Эту книжку на португальском нам из Латинской Америки бесплатно привез знакомый студент. Литературного переводчика, естественно, не было, и перевод делал человек, который до этого имел дело только с морскими коносаментами и накладными. Ну и результат, конечно, был соответствующий. Там была фраза, которая, как я понимаю, должна была звучать как "щелкнул клювом" – у нас она была переведена: "лязгнул зубами". А поскольку переводчик, как водится, затянул, типография уже стояла под парами, и, кроме того, наш креатив неожиданно нашел отклик – люди, у которых мы до этого покупали книги, заинтересовались нашей "Рабыней" и уже прислали машину, пришлось издавать ее, даже не показав корректору. "Зубастый петух" – это еще цветочки. Литературный критик Андрей Немзер в газете "Сегодня" потом разразился разгромной статьей по поводу нашей "Рабыни", назвав ее самым чудовищным изданием за всю историю русской словесности.

Но продавалась она, как горячие пирожки – сериал еще шел. Первый тираж – 50 тысяч, потом еще пятьдесят, потом, еще, еще… Потом мы выпустили еще один бестселлер – руководство "Как изготовить вино в домашних условиях". Тоже популярная была книжка, но успех "Рабыни Изауры" повторить не удалось. А потом это стало неинтересно. Пришел 91-й год, и у людей кончились деньги. Было понятно, что в ближайшее время на фоне тогдашней инфляции и того падения уровня жизни книжки просто не будут покупать.

А рыба… Ее можно кушать, а кушать люди любят.

– Когда деньги появились, благотворительностью не занимались?

– Нет. Я помогал газете, в которой раньше работал, особенно в августе 91-го: я им всю бумагу для экстренных выпусков во время ГКЧП проплатил. Потом одной знакомой, которая создавала семейный клуб и службу психологической помощи. А просто дать денег каким-то бедным, чтобы они себе купили колбасу и съели?… Как-то нелепо. Значит им и завтра нужно давать, и послезавтра… А зачем? Я тоже был бедным: у меня, когда я пришел корреспондентом в редакцию, зарплата была 90 рублей – до конца месяца не хватало. Но я же пошел и заработал! И любимое присловье у меня тогда было: просить – дело нехитрое, а попробовать поработать не думали?

Понимаете, отношение человека, который заработал первые деньги, к бедным, к людям, которые не заработали – почти всегда плохое. Потому что если я, в общем, такой же как все – могу, то почему ты не можешь? Конечно, у кого-то – я знал таких людей – возникает ощущение собственного превосходства, и они начинают заниматься благотворительностью, движимые именно этим ощущением. "Я же крутой… И я даю вам деньги, потому что сами вы – ни на что не способны ". Честно говоря, не знаю, какое из этих ощущений "лучше".

Размывая границы совести

– А почему Вы решили заняться именно рыбой? Сейчас все успешные бизнесмены рассказывают, что начинали с компьютеров.

– Конечно, жил бы я не в Астрахани, занялся бы чем-нибудь еще, той же нефтью. Или компьютерами. Мы их тоже продавали, но для нас это был побочный бизнес. Вообще, те бизнесмены, которые говорят, что начинали с компьютеров – это люди, которые изначально работали с бюджетными деньгами (тогда была объявлена программа компьютеризации госучреждений, и под это дело был выделен бюджет). А это уже не капитализм, не бизнес. Это – классический "откат", который тогда только начинался. Если госпредприятию надо было по разнарядке закупить, скажем, 100 штук компьютеров на 100 тысяч инвалютных рублей, чиновники за 20% "отката" с удовольствием покупали какую-нибудь гонконгскую "серую сборку". И прибыль это давало примерно такую же, как рыба.

– Выходит, вы сами развращали чиновников? Угрызений совести не было?

– Да, развращали. И совесть не мучила. Просто так было удобно. А потом было очевидно, что государство разваливается. И это было совершенно замечательно для бизнеса. Зачастую ты мог вполне обойтись вообще без чиновника. В конце концов, тот же сертификат на рыбу ты мог на ксероксе сделать – никто в твои дела не лез. Чиновник был нужен для решения тех немногих вопросов, которые государство пока оставляло за собой. То есть, было ощущение (иллюзорное, конечно), что это – умирающий класс, который доживает последние дни. А потом великая рука рынка сама все расставит по своим местам.

Казалось, это – просто бизнес. Ну, вот хотя бы продажа конфиската: наши славные борцы с браконьерами отбирают у них рыбу, ее надо куда-то деть, государство устанавливает определенную цену, отлично! – оно свои деньги получает. Но реальная рыночная цена от государственной отличается, мягко говоря, серьезно. Поэтому ты договариваешься с конкретными людьми, и они всю эту рыбу отдают тебе и говорят (вполне резонно для периода первоначального накопления капитала): понимаешь, старик, мы тебе отдаем рыбу, ты ее продаешь втрое дороже; так вот, рыбу мы тебе гарантируем, а прибыль делим с тобой пополам, или ты получаешь две трети, а мы одну (это уже – как договоримся).

Конечно, в принципе, можно этим не заниматься. У меня была ситуация, когда я не стал работать с чиновниками. Мне надо было везти рыбу в Казахстан, нужны были всякие документы и регистрация на таможенных постах. С меня за оформление всего этого сразу потребовали деньги. Меня это возмутило, и мы просто возили рыбу без таможенного оформления. Это, конечно, криминал. Но и то – тоже криминал. Выбор был не богат. Самое смешное, что и чиновники понимали, что без них можно обойтись, и очень обижались. Они приходили и убеждали: может быть, я все-таки буду оформлять все легально и что-то им платить, но снижали ставки. Вот такой бизнес.

– То есть бизнеса, не преступавшего закон, в России вообще не было?

– Не могло быть. Статью за валютные операции отменили только в 90-х. А статья за спекуляцию? То есть, когда я покупал газеты по оптовой цене и продавал раза в 2-3 дороже, по рыночной цене, я нарушал, как минимум, эту статью. А когда покупал валюту, я совершал валютное преступление. Но было понятно, что меня за это не накажут. А планка-то смещается. И мне было совершенно ясно, что за эту рыбу меня не накажут. Но, конечно, приличнее возить через таможню. Вся загвоздка была даже не в цене вопроса, а в том, что таможенники занимались вульгарным вымогательством.

А взятку ни морально, ни психологически, я не мог дать никогда. То есть прийти в какой-то кабинет, занести конвертик – это для меня физически невозможно. Другое дело некая договоренность с частными лицами об оказании мне частных услуг. У меня был человек, который занимался вопросами квот: я ему платил и говорил, какие квоты мне нужны, и он "решал вопрос". В моих глазах он был просто лоббистом. А проблемы начались, когда мне предложили вступить в "союз промышленников" и внести деньги, которые какие-то дяди из администрации потратят, как сочтут нужным. При этом ничего для меня делать они не собирались. Это была просто плата за невраждебное отношение. Вот это уже коррупция. Я отказался. И понеслось…

– А вообще, в принципе, бизнесмен может быть совестливым? Совесть и бизнес – это совместимые понятия?

– Совестливый бизнесмен – это человек, который чувствует ответственность за тех людей, которые с ним работают. Человек, который вовремя платит зарплату и не "кидает" своих. А по возможности, вообще никого не "кидает".

Миллион на двоих не делится

– А не "кидая", можно вести бизнес?

– Конечно. Есть люди, которые это делают. Понимаете, всем, кто приходил в бизнес, в самом начале, на первом этапе, казалось, что все очень просто – ты производишь для людей некую услугу (ну хотят они узнать, что будет с рабыней Изаурой дальше, и ты даешь им такую возможность), а они тебе за это дают деньги. И все счастливы. Ты снабжаешь Кузбасс карасем, сазаном, судаком и щукой, люди их кушают, тебе за это дают деньги – и опять все счастливы. Но так не может продолжаться всегда. Рано или поздно возникает ситуация – нет такого бизнеса, в котором бы этого не приходило – когда нельзя сделать так, чтобы все были счастливы. Кто-то должен пострадать. А поскольку ты все-таки не христианский подвижник, то быть пострадавшим лично тебе не хочется.

А потом, есть такой парадокс – миллион на двоих не делится. Когда люди придумывают некий бизнес-проект и зарабатывают первые деньги – их легко можно поделить, потому что они идут на личное потребление. "Куплю жене сапоги! Куплю себе машину, квартиру…" Но вскоре достигается первый уровень насыщения. У тебя, конечно, еще есть проблема с покупкой виллы в Ницце, но проблем "что покушать", "что одеть" и так далее – уже нет. Бывает, в этот момент люди ломаются и уходят из бизнеса - я знаю несколько таких примеров – потому что пропадает интерес. Или бизнес у них не растет – превращается в обычную работу.

Но в большинстве случаев происходит нечто иное: денег становится столько, что их начинают инвестировать. Но вдвоем определить, как это делать, невозможно. Это не делится. Как не делится ответственность. И здесь возникает реальный конфликт между вчера еще близкими людьми, который разрешается … самыми разными способами.

Ну, самый простой и безболезненный – это когда человек, который ближе всех из команды стоит к деньгам, морально подчиняет себе остальных, и они становятся просто исполнителями. Это очень болезненно, когда тебе говорят: твоя доля – это твоя доля, но вот, нужно сделать то-то и то-то, а я тебе, так и быть, дам "Жигули", бери и действуй. Даже если не "Жигули", а, скажем, "Бентли" и дом в Испании, сути это не меняет. По факту человек лишается права управления собственностью. А деньги перестают быть тем, что удовлетворяет твои насущные потребности, и становятся инструментом – власти, ведения бизнеса, да чего угодно… Но они уже не делятся! Ни с кем.

Ну, а о том, что бывает в "крайнем случае", нам каждый день показывают в телесериалах. Мне, к счастью, не довелось с этим столкнуться. Но я знаю такие ситуации – и я подходил к ним очень близко – особенно, когда бизнес начинали два одинаково сильных человека. У меня с моим компаньоном сферы интересов были поделены изначально, и вклад был примерно одинаковый. Но когда наши две фирмы преобразовались в "Астраханскую рыбную компанию", сразу начался конфликт интересов и выяснение – кто главный. И невозможно было сказать: давай все посчитаем и поделим пополам. Потому что я начал строить рыбоперерабатывающий завод, а он хотел развивать флот. Это было неразрешимое противоречие.

Слава Богу, до крови не дошло. Но мне, во всяком случае, предлагали его убить. Вообще-то, бизнес и нравственность в ее религиозном понимании совершенно не сходятся. В бизнесе нравственность – это прибыль: все, что приносит прибыль – нравственно, а не получать прибыль – безнравственно, это разрушать капиталистическую систему отношений. И мне было понятно: вот не будет его (скажем, умрет он от инфаркта или в речке утонет) – и вся компания становится моей. Но меня остановила мысль даже не о душе, а просто: мне же с этим потом жить! То есть, если я приму это решение, я всегда буду знать, что я переступил некую черту. Вот тогда бы я наверняка занялся благотворительностью. Чтобы самому себе доказать: ну, да, я это сделал, зато теперь я людей спасаю – вот такой я молодец! Или вкладывал бы деньги в молодежь, которая растет и этим все оправдывает… Но как бы я ночью спал? Не знаю… Меня вообще пугал сам факт, что я об этом думал.

Очень многие люди через эту черту переступили. Это не обязательно прямое убийство, просто некая грань, которая отделяет собственно человека от человека, превращенного в машину по производству… даже не дензнаков, а движения к некой цели. Вообще, я твердо уверен, что без этого по-настоящему большого бизнеса просто не бывает.



– Получается, бизнес – это что-то вроде портрета Дориана Грея?

– Видите ли, я остановился на грани – мой бизнес не перешел в ту стадию, когда это начинается. Ну, эксцессы, конечно были… Но это уже в финале, когда стоял вопрос о выживании. Эксцесс – это когда берут в долг без отдачи: берешь деньги у одних, чтобы отдать их другим, не имея ни малейшего представления о том, как отдать первым. На это моей бессовестности хватило. Выхода не было.

А на что не хватило? Ну, скажем, была такая безумная идея объявить свой завод стройкой века, сказать, что мы всю Европу завалим нашей рыбой в красивой упаковке, и создать некое "народное предприятие" – тогда был самый расцвет финансовых пирамид. Но когда берешь у своих коллег, у тех, кто занимается бизнесом, ты еще как-то можешь себя оправдать: потому что они играют в ту же игру, они знают ее правила и риски. Ну, попали… С точки зрения бизнеса, это – их проблемы. Это неправильно, нехорошо, но они должны были сами думать. А когда ты имеешь дело с людьми бедными, которым ты надменно говоришь: "а сами заработать не пробовали?", то впаривать им, что ты заработаешь для них золотые горы… ну, я не знаю, это все равно, что у ребенка шоколадку отбирать.

С горы на велосипеде

– Когда у Вас начались серьезные проблемы с криминальными "разборками", было внутреннее ощущение, что Вы расплачиваетесь за какие-то свои грехи?

– Знаете, есть такая формулировка: жить будем красиво, но недолго. Я в какой-то момент посчитал, и у меня получалось, что если я все продам по оптимальной цене (не по максимальной!), я отдам все долги, и у меня еще останется достаточно личных денег на домик на Кипре с бассейном и пятью спальнями, и даже на то, чтобы в нем жить. Причем тогда было уже очевидно: либо я успеваю достроить завод, начинаю что-то выпускать, это начинает приносить прибыль, и я как-то выхожу из пике, либо – не успеваю и… То есть, "либо я ее веду в загс, либо она меня ведет к прокурору". Конечно, внутреннее ощущение, что я не успеваю – было. Но я же живой человек, я его все время гнал. И делал лихорадочные займы… А потом на меня наехали кредиторы. И оказалось: все, что было вложено в завод – это выброшенные на ветер деньги.

В моем случае, правда, были еще и объективные обстоятельства. Как раз в тот год, когда у меня начался кризис, резко упал лов, особенно осетровых. И на тот же год пришелся выход на рыбный рынок очень серьезных криминальных структур. Если бы не это, я бы что-нибудь придумал. Но меня поглощал завод, он меня просто жрал. И меня и всю мою компанию. Все эти кирпичи, бетонные блоки, рабочие, импортное оборудование…

Ведь что такое бизнес? Это ответственность. Даже не перед людьми – перед процессом. Если ты строишь завод, ты не можешь вот так, добровольно бросить его на середине. Это как ехать с горы на велосипеде. Кредиты, которые ты брал – их надо отдавать, люди, которых ты нанял и им надо платить, вот эти железки, в конце концов, твои планы. Это предмет твоей состоятельности. И бросить все это и сказать: все, спасибо, до свидания! – совершенно невозможно. Это больше, чем семья. Ты оказываешься опутан таким количеством обязательств, что отказаться от них – все равно, что с поезда спрыгнуть. И чем выше скорость, тем труднее. Потому что разбиться можно. Да и просто страшно. Тем более, что на этом поезде ты не пассажир, а машинист. И ты сам возложил на себя эту миссию.

Поэтому когда разразился кризис, у меня было одно чувство – лучше бы меня уже убили – и все. Либо уже отстали бы.

Знаете, чем отличаются "старые" деньги от "новых"? "Новые" делает человек, который раньше не жил в мире денег, тем более, больших денег. Теперь он в этот мир попал, но он знает, что вокруг живут миллионы, у которых всего этого нет. И в душе он понимает – он обязательно это понимает, по-моему – что он, конечно, умнее большинства, он круче, но не самый умный. Не исключение. И справедливость того, что у него все это есть, для него не очевидна. Тот, кто богат в четвертом поколении, для него это просто норма жизни. И он искренен, когда говорит: ну что они так переживают, что нет хлеба – пусть покупают пирожные! Но мы сами недавно были в ситуации, когда нет хлеба. Может, поэтому такие люди как Ходорковский довольно стоически переносят свой крах. У нувориша нет уверенности в справедливости его денег, даже если чисто теоретически предположить, что он их заработал, не совершая того, что мы называем безнравственным. Если, конечно, не считать безнравственной неуплату налогов государству… Хотя я сильно сомневаюсь, что такое возможно.

Простой пример. У меня в Москве был приятель, у которого был промышленный холодильник (это такие цеха по замораживанию продуктов). У него случился финансовый кризис, и ему срочно нужна была сумма, составлявшая где-то треть стоимости холодильника. Он ее у меня попросил. Я предложил ему заложить холодильник. Деньги ему были нужны на месяц. У меня было сильное подозрение, что отдать их он не сможет. Так и получилось. И холодильник я у него забрал. Друзьями мы не были, но выпивать вместе случалось. Думаю, это – не очень нравственный поступок. Но с точки зрения бизнеса, в общем, нормально. Не очень красиво, но и ничего безнравственного: я предложил – он согласился. Я у него ничего не отнимал.

Машина по производству денег

А почему Вы вернулись в журналистику?

Когда мой бизнес рухнул, я думал, чем заниматься дальше. Оставаться в Астрахани и торговать сникерсами?.. После того как ты купил первый в городе “Мерседес” - это как-то неприлично. А в Москве у меня был один должник. Кроме того, мне предлагали место директора холодильника. Но, честно говоря, было неохота.

И я пошел в газету. Мне там страшно понравилось: там… не говорили о деньгах! А я семь лет прожил в мире, где критерием успешности, критерием состоятельности было - сколько ты стоишь? Других критериев в бизнесе нет. Особенно в период первоначального накопления. Как это трансформируется во втором-третьем поколении, я не знаю. Но в первом поколении это так. У тебя ничего не было, потом что-то появилось, потом еще, еще. Ты занят тем, что делаешь деньги. И твой успех, естественно, измеряется тем, сколько ты их сделал. И все разговоры в этом кругу вертятся вокруг проектов добывания денег. Не важно - производишь ты колбасу, нефть или атомную бомбу. Важно - сколько это приносит денег.

А в газете говорили о зарплате, о том, что сколько стоит - но абсолютно по-житейски. Это было так удивительно… И так приятно! И я решил на какое-то время остаться. Потом втянулся. А потом вдруг понял, какое это замечательное состояние - быть наемным рабочим! И ни за что не отвечать, кроме самого себя!

Когда бизнесмены говорят, что они “работают 24 часа в сутки”, это соответствует действительности в том смысле, что они пьют, едят, общаются с женщинами, ходят в церковь - и все это время над ними “висит” вся эта машина по производству денег. И ты никуда не можешь от нее уйти. В какой-то момент начинает казаться, что ты и сам уже - часть ее, и уже не ты ей управляешь, а она тобой. Как будто ты уже не машинист, а кочегар: поезд идет, а ты кидаешь в топку деньги… То есть, когда ты машинист - ты не можешь спрыгнуть, зато ты рулишь. Но периодически возникает ощущение, что ты просто приставлен к этой машине. И если ты не будешь кидать в нее топливо, она развалится и тебя задавит. В каком-то смысле, у меня так и произошло. Потому что я так морально устал, что у меня не было сил придумать очередную “Рабыню Изауру”, то есть переориентироваться вместе с этой машиной и перейти на новый уровень, чтобы то, что было раньше, показалось мелким, и идти дальше. Но у меня больше не было сил быть частью этого.

В бизнесе человек всегда чувствует себя частью этой машины. Я не знаю, может, есть какие-то люди, которые научились медитировать. Или молиться. Возможно, на несколько минут они абстрагируются. Но над ними все равно висит эта тяжесть. Всегда. И они постоянно думают о том, как производить деньги. Конечно, они могут размышлять и о чем-то философском, о вечном… Но мысль о деньгах в голове всегда. Это - счастье, которое всегда с тобой.



- Ну, а если вдруг опять “приступит сатана” и начнет соблазнять каким-нибудь бизнес-проектом?

Не знаю. Как-то в отпуске я познакомился с человеком, у которого был псориаз (профессиональная болезнь бизнесмена) на всем теле - на лице, на руках, на ногах. Когда мы с ним заговорили о бизнесе, и я ему сказал, что уже несколько лет им не занимаюсь, он вздохнул и признался: а я не могу…


Почему богатому трудно войти в Царство Небесное?
27 марта 2009 14:29

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. (От Матфея 19:16-30)

Земное богатство связано с постоянными и тяжелыми искушениями, которые очень трудно преодолеть.

Часто мы видим среди богатых людей верующих. Они ходят в храм, иногда много жертвуют на храмы, но религиозность их своеобразна, она далеко не евангельская. Основной предмет их молитвы - это тот же материальный успех, чтобы Господь покрыл от бед и опасностей. А опасностей у богатых более чем достаточно. Никто же не покушается на бедного. Богатые вынуждены трепетать за свою жизнь, за квартиру, за магазин и т.д. когда тут вспомнить о Царствии Небесном?

Так, что, возникает большой вопрос, кто кем обладает: богатый богатством или богатство богатым? В жизни это выглядит как в сказке: - я медведя поймал! -так веди его сюда! - не идет. - так сам иди. - да он меня не пускает.

Но самое страшное испытание богатства - это немилосердие к неимущим бедным людям. Иногда богатому бывает не жалко милостыни, но сочувствие к бедным и страждущим не вмещается в их сердце. Волей-неволей богатый человек начинает сначала стесняться своего бедного брата, а потом и презирать его. На эту тему есть много народных рассказов из жизни.

Христос в Евангелии не осудил всех богатых в ад и не призывал их грабить. Вспомним святителя Николая архиепископа Мирликийских Чудотворца. Богатство не помешало ему стать святым, а наоборот послужило ему добрую службу в деле спасения. Святой Николай почитается всем христианским миром, и даже мусульманами. Христос повелел своим ученикам избегать искушения сытостью и довольством, зная, что преодолеть их очень сложно.

Галина задала следующий вопрос : Иисус сказал, что легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому - в царство небесное. Означает ли это, что богатые не могут спастись?


Место, которое цитирует Галина — Лука 18:18-25 "И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие ". — Это известный многим разговор богатого юноши с Иисусом.

Теперь давайте внимательно прочитаем слова Иисуса:
Лука 18:24-25 " Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие ".

Иисус не сказал, что богатые не могут войти в Царствие Божие. Он сказал, что им будет очень трудно войти в Царство Божие. А теперь давайте рассмотрим два вопроса, напрашивающиеся сами собой: (1) Почему Иисус сказал "трудно", а не "невозможно"? и (2) Почему богатому трудно войти в Царствие Божие?

1. Почему Иисус сказал "трудно", а не "невозможно"?

Спасение - это дар Божий. И если бы не наш любящий Бог, то никто бы вообще не мог спастись: не только богатые, но и бедные. Однако наш Господь любящий, многотерпеливый и многомилостивый. О Нём в Библии сказано, что Он - Бог, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тимофею 2:4 ).
Как понимать словосочетание "все люди"? Разве это относится только к небогатым? Нет, все люди - это все люди: и бедные, и богатые; и умные, и не очень; и хорошие, и плохие. В глазах Господа Бога мы все - грешники, из-за греха потерявшие облик и подобие нашего Бога, по которому Он нас сотворил. Об этом говорится в Послании Римлянам 3:23 "Потому что все согрешили и лишены славы Божьей" .
Итак, сам человек спастись не может, но это возможно только благодаря Божьей благодати. И эта благодать распространяется на любого приходящего к Богу и кающегося грешника. Как сам Иисус сказал Своим ученикам после разговора с богатым юношей, "невозможное человекам возможно Богу" (Лука 18:27 ).

2. Почему богатому трудно войти в Царствие Божие?

Ответ на этот вопрос даёт сам Иисус во время разговора с богатым юношей. Чтобы найти ответ Иисуса, давайте обратимся к Евангелию от Марка, и посмотрим, как эта история описана там:
Марк10:23-25 " И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие" .

Итак, Иисус объясняет, что богатому трудно войти в Царство Божие, потому что он больше надеется на своё богатство, чем на Бога.

В Евангелии от Матфея 6:24 Иисус сказал, что невозможно служить Богу и Маммоне. Слово “маммона” происходит от арамейского слова “богатство” и имеет одинаковый корень с еврейским словом, означающим “то, чему доверяешь” или “то, на что надеешься”.

Господь хочет, чтобы мы надеялись не на своё богатство, не на самих себя и свои способности и таланты, не на идолов или кого-то другого, а только на Бога. Ниже приводятся библейские стихи, подтверждающие эту истину:

Исаия 42:17 "Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов , говорящие истуканам: "вы наши боги"" .
Исаия 40:30-31 "Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся" .
Исаия 49:23 "И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся" .
Исаия 57:13 "Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? - всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею" .
Притчи 16:20 "Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа , тот блажен" .
Притчи 28:25-26 "Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать. Кто надеется на себя , тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел" .
Притчи 29:25 "Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен" .
Псалтирь 124:1 "Надеющийся на Господа , как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек" .