Восприятие и наблюдение. Наблюдение и эксперимент

  • 25.09.2019

. Рис 2212. Особенности восприятия

. Предметность восприятия проявляется в том, что любой предмет или явление отражается не как механическая сумма качеств и свойств, а как объект, который имеет свой смысл, природу, назначение. Воспринимая предметы, лю юдина, в первую, очередь, ориентируется в них по их функциями. Предметность восприятия развивается в процессе жизнедеятельности человекни.

. Целостность восприятия заключается в том, что образы отраженных предметов и явлений возникают в сознании в единстве многих качеств и свойств. Даже если предмет не представлен для восприятия полностью, его перцепт тивный образ"достраивается"до завершенной формы на основе воспринятых элементов. Например, в слове восприятияі сприймання.

. Константность - это относительное постоянство величины, формы, цвета предметов и явлений, воспринимаемых при изменении расстояния, ракурса, освещенности

. Избирательность восприятия заключается в выделении одних объектов как основных сравнению с другими. То, что находит в центре внимания человека при восприятии называют объектом восприятия, а остальные - фоном. Иначе говоря, в воспримем манные человека в данный момент всегда что-то является основным, а что-то - второстепенным (например, как на рис 224, 225, 226, 2272.6, 2.2.7).

С избирательностью восприятия тесно связана еще одно свойство: апперцепция

апперцепция - это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, богатства знаний. Так, восприятие разных людей является отличным. Также довольно часто человек сп принимает не то, что есть наспради, а то, что является желательным для нееї.

. Осмысленность восприятия заключается в том, отраженные предметы и явления человек сразу же называет, используя вторую сигнальную систему. Следовательно, уже в самом акте восприятия происходит соотнесение предмета спр риймання с его значением. Например, указание на то, что на рисунке изображена собака, сразу же формирует определенный образ восприятия (Рис 2213.13).

Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование, практическая деятельность с ними

. Обобщенность восприятие - это отражение

. Рис 2213. Силуэтное изображение

апперцепция может быть стойкой (под влиянием профессии, жизненного опыта) и временной (в результате изменения условий и установок) единичного случая как особого вида общего. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний

Осмысленность и обобщенность хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями

Наблюдение и наблюдательность

В процессе познания окружающей действительности восприятие может перейти в наблюдение

. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия

Наблюдение характеризуется высокой активностью. Его систематический характер позволяет проследить явление в развитии

. Рис 2214. Структура наблюдения

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, у него развивается такая личностная свойство, как наблюдательность

. Наблюдательность - это умение человека выделять характерные, но едва заметные особенности предметов и явлений

Наблюдательность формируется в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности

Восприятие и наблюдение человека характеризуются общими закономерностями и индивидуальными особенностями. Воспринимает и наблюдает конкретный человек. Поэтому отбор в процессе восприятия особенностей пр редметив является специфическим для каждого из нас. Это объясняется психическим складом личности, апперцепцией, а также спецификой функционирования органов чувств (остротой зрения, слуха, изяществом обоняния, вкусаку).

Индивидуальный характер восприятия и наблюдательности может проявиться в динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски

Основные типы восприятия

1) аналитический (попытки человека выделять и анализировать прежде детали, подробности);

2) синтетический (склонность к обобщенного отражения явлений и определения сути происходящего);

3) аналитико-синтетический (попытка понять основную сущность явления и фактическое ее подтверждения);

4) эмоциональный (склонность человека скорее к высказыванию своего отношения, собственных переживаний, вызванных определенными явлениями, чем к определению их сущности или свойств). Такое восприятие является путаным, н неорганизованныхм.

В повседневной деятельности человеку следует непременно учитывать индивидуальные особенности восприятия других лиц. В профессиональной деятельности это позволит сформировать и усовершенствовать собственные перцептивные действия, разви инуты наблюдательность, а также сформировать умения можно объективно отражать окружающий свит.

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, целостное отображение предмета.

Отличием восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные их свойства.

По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Именно анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Понятие восприятия, функции восприятия

Восприятие – психич.процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя.

В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Чувственный образ является объектом изучения многих наук.

Специфичный предмет психологии восприятия состоит в том, что она изучает механизмы, порождающие этот чувственный образ, механизмы перцептивного управления и контроля деятельности.

Основные характеристики образа восприятия:

Условием существования и действия в мире объектов является соответствие субъективного описания, объективным качествам и свойствам этих объектов – это адекватность образов восприятия объектов.

Непосредственность восприятия придает воспринимаемому содержанию ощущение реальности, достоверности.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты.

Восприятие дает целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение ) - это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Рефлекс на отношение - физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенностиотношений между ними

Индукция связана с наблюдением и экспериментом. Прежде чем делать обобщающий вывод о каком класс предметов, необходимо знать отдельные предметы этого класса. Методами изучения отдельных предметов, частных случаев, фактов является наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это изучение в том виде, в котором они происходят и существуют на самом деле.

Во время наблюдения предметы изучаются в их естественном состоянии. Наблюдающий не вмешивается в ход событий, не изменяет процесс их протекания. Так, во время следственного осмотра и в начальной его стадии все объекты исследуются в том виде, в котором их застает следователь. Никакие изменения в обстановке не делаются, вещи из их мест не сдвигаются, к предметам, как правило, не прикасаются. Следователь и лица, которые с ним находятся, только внимательно рассматривают все предметы, их признаки, состояние и расположение.

Наблюдение отличаются от обычного восприятия. При простом восприятии человек не ставит перед собой какой-то цели, она осматривает то, что действует на его органы чувств. Наблюдения же - это восприятие целенаправленное, активное. Оно всегда проводится ранее определенной целью. Наблюдая явление, мы имеем в виду задача - найти определенные факты, связи и отношения между ними.

Целеустремленность наблюдения позволяет выявить такие предметы, явления, факты, могут быть не замечены при обычном восприятия. Наблюдение при расследовании уголовных дел сводятся главным образом к поискам различных предметов и следов преступления. Нередко следователю приходится искать следы преступления, умышленно замаскированы или скрытые преступником.

В естественных науках при наблюдении широко пользуются приборами и инструментами, которые расширяют сферу наблюдения, позволяют воспринимать предметы и явления, недоступные непосредственно органам чувств.

В судебном исследовании наблюдение проводится с помощью различных научно-технических средств. Использование криминалистической техники значительно расширяет сферу непосредственного наблюдения, создает возможность выявить такие следы преступления, которые обычном восприятию недоступны.

Наблюдение - средство получения знания об отдельных предметах, явлениях. Наблюдая факты, мы выражаем о них суждения. Эти суждения становятся затем посылками индуктивных умозаключений.

Экспериментом называется умышленный вызов или изменение какого-либо явления с целью его наблюдения при самых благоприятных условиях.

Наблюдение позволяет выявить в явлении лишь то, что непосредственно открывается нашим органам чувств или прибором, которым мы пользуемся. Во время наблюдения явление изучается в своих природных условиях в неизменном виде.

В эксперименте изучается специально воспроизведено или изменено явление. Во время экспериментального изучения исследователь вмешивается в процесс течения явления. Эксперимент создает возможность изучить явление при различных условиях, похожих на те, в которых оно происходит при естественном развитии, и в условиях, непохожих на природные. Эксперимент расширяет рамки наблюдения, создает новые, более удобные условия для всестороннего наблюдения предмета или явления, позволяет многократно повторять опыт. Эксперимент создает возможность ввести в состав условий опыта какую-то новую обстановку для того, чтобы проследить ее влияние на явление, которое изучается, изолировать явление от побочного воздействия, проследить действие введенной обстоятельства в чистом виде. Благодаря эксперимента можно выявить такие свойства в предметах, которые в естественных условиях обнаружить довольно трудно или вовсе невозможно.

Эксперимент никогда не ставится вслепую. Прежде чем проводить эксперимент, необходимо выяснить его цель. Экспериментатор имеет зовут исследуемого и для чего, с какой целью ставится эксперимент. С помощью эксперимента получают знания об отдельных явлениях, фактах, которые в дальнейшем могут служить предпосылками в индуктивных умозаключений.

Эксперименты широко применяются в естественных науках. Ими часто пользуются также и в судебном исследовании. Следует только иметь в виду, что в ходе расследования и рассмотрения судебных дел не всякий факт может быть проверенным с помощью эксперимента.

29. Отличие восприятия от ощущения

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, целостное отображение предмета.

Отличием восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные их свойства.

По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Именно анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.


27. Понятие восприятия, функции восприятия

Восприятие – психич.процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя.

В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Чувственный образ является объектом изучения многих наук.

Специфичный предмет психологии восприятия состоит в том, что она изучает механизмы, порождающие этот чувственный образ, механизмы перцептивного управления и контроля деятельности.

Основные характеристики образа восприятия:

Условием существования и действия в мире объектов является соответствие субъективного описания, объективным качествам и свойствам этих объектов – это адекватность образов восприятия объектов.

Непосредственность восприятия придает воспринимаемому содержанию ощущение реальности, достоверности.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты.

Восприятие дает целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) - это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Рефлекс на отношение - физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенностиотношений между ними.


Понятие ощущения. Место ощущения в ряду познавательных процессов. Специфика сенсорных процессов.

Ощущении – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств – те мех-мы, с помошью к-х информация об окружающей нас среде поступает в кору г.м. с помощью ощущения отражаются основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов (мышечн. ощущ., боль и др.)

Физиологической основой ощущения является деятельность анализаторов (анализатор – активн.орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, из-за чего ощущение является активным процессом. , которые состоят из: рецепторов, проводящих путей, центральных корковых отделов – в них происходит обработка поступивших сигналов. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.

Каждому анализатору выделена определенная область: область зрительного анализатора – в затылочных долях, слуховой - в средней части верхней височной извилины.

Ориентировка в окруж.среде осущ-ся с помощью рефлекторного кольца, обеспечивающего обратную связь чел-ка с окр.миром.

Мюллер – теория «специфической энергии органов чувств». Каждый из органов чувств не отражает воздействия внешнего мира, не даёт информации о реальных процессах, протекающих в окружающем мире, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них, и человек воспринимает не объективные воздействия от внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств.

Гельмгольц – возникающие в следствии воздействия предметов на органы чувств психические образы не имеют ничего общего с реальными объектами. Он считал, что воздействие определённого объекта на органы чувств вызывает в сознании знак или символ, воздействующего объекта, но не изображение.

Из этих соображений следует, что человек не может воспринимать объективный мир, и реальностью являются субъективные процессы, отражающие деятельность органов чувств, которые и создают субъективно воспринимаемые элементы мира.

Формы предметного восприятия. Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, ...

Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно. 2. Психические процессы как форма деятельности Психические процессы – общее название ощущений, восприятий, приспособлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в...

Долголетия. Активному долголетию пожилого человека способствует, таким образом, развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Дифференциальная психофизиология - направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два...

Неоднозначности и неясности понятия используют такое своеобразное определение: «Интеллект – это то, что измеряется тестами на интеллект». Так, например, американский психолог Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность – умение считать, ...