Изобразительное искусство средних веков витража. История стекла

  • 04.07.2020

Сложно представить современный архитектурный дизайн без светопрозрачных конструкций. По пятницам портал ОКНА МЕДИА будет знакомить своих читателей с истоками стекольного мастерства в разных странах. Сегодня в центре нашего внимания средневековый витраж: «говорящее» цветное стекло в часовне Сан-Шапель и Шартрском кафедральном соборе во Франции.

Витраж как Библия Средневековья

Фото: пламенеющая готика. Роза в западном портале часовни Сен-Шапель

В переводе с латинского vitrum переводится буквально – стекло. Во французском языке слово приобретает спецификацию: vitre означает не любое стекло, а стекло оконное. Именно это значение образует содержание понятия витраж: это произведение из цветного стекла, предназначенное для заполнения проема в каком-либо архитектурном сооружении и пропускающее свет.

Двойственная природа витража – разделять пространство и делать границу незримой – как нельзя лучше выразила средневековую христианскую философию неслиянности и нераздельности земного и небесного, и потому изготовление витражей нашло столь широкое применение именно в европейском храмовом искусстве. Витраж воплощал идею трансформации скудной земной жизни в божественное царство и действия божественной благодати на земное: темные цветные стекла внутри романских и готических соборов, капелл и церквей неожиданно вспыхивали ярким разноцветным пламенем под воздействием яркого солнечного света, рассказывая о самых важных моментах Священной истории.

Витражи также часто называли «библией для бедняков». До появления печатного станка рукописи Старого и Нового Завета были доступны лишь горстке монахов и королям. Население средневековой Европы в большинстве своем не владело грамотой, месса на латинском языке была почти не доступна для понимания простым мирянам, и витраж служил своеобразным «стеклянным комиксом» для необразованных прихожан. В красочной и эмоциональной манере под величественные звуки органа стекло повествовало об истории древних пророков, Иисуса, Девы Марии, апостолов и святых. Трудно переоценить впечатление, производимое таким ансамблем на человека эпохи Средневековья, практически постоянно живущего в полумраке готического города с узкими улицами, освященными лишь смоляными факелами.

Изготовление витражей как храмовое искусство Европы: Сен-Шапель



Часовня Сен-Шапель построена в 13 веке в самом сердце Парижа, на территории Королевского Дворца Консьержери, где позднее обосновался Дворец Правосудия, на острове Сит`э, который с высоты напоминает маленькую лодочку в волнах огромного города. Капелла обладает самым полным на сегодняшний день собрание витражного искусства 13 века. Пятнадцать композиций из цветного стекла последовательно рассказывают о главных библейских событиях в соответствии с содержанием старозаветных книг и Нового Завета. Начиная от северной стены и по часовой стрелке посетитель может «прочесть» Бытие, Исход, Числа, Книгу Иисуса Навина, Книгу Судей Израилевых, Книгу пророка Исайи и Иессеево Древо, историю Святого Иоанна Богослова и детства Христа, историю страстей Христовых, о Святом Иоанне Крестителе, Книгу пророка Даниила, Книгу пророка Иезекииля, Книги Иудифи и Иова, Книгу Есфири и Книгу Царств. Над ложей короля архитекторы предусмотрительно разместили витражные изображения библейских царей Давида и Соломона.



Поражает тщательность и скорость, с которой собирались стеклянные картины-повествования в часовне. Капелла была построена архитектором Пьером де Монтрейлем в рекордные для Средневековья сроки – всего за шесть лет, с 1242 по 1248 годы. Став обладателем бесценных христианских реликвий, добытых в очередном Крестовом походе на Константинополь – Тернового венца, окрапленного кровью Христа, копья Лонгина, которое пронзило ребра Иисуса и частицей Животворящего Древа, на котором был распят Спаситель, - король Франции Людовик Святой повелел возвести достойное хранилище этим ценностям, или реликварий, как его называли в те времена. Так появилась Святая Капелла, очень скромная в размерах, но бесконечная в своем содержании, в том числе в сфере достижений строительного искусства.Капелла построена из светлого песчаника. Ее длина всего 35 метров, ширина 17 м, а высота 43 метра. Шпиль капеллы украшает фигура Архангела Михаила. При возведении храма использовались передовые для 13 века технологии, например, масштабные металлические крепления, которые стали активно применяться в строительстве только в 20 веке.



Изготовление витражей достигло здесь небывалого уровня филигранности. Витражи занимают более 600 м2 общей площади здания. Большая их часть выполнена из стекла насыщенного красного и синего цветов. Кульминация библейского рассказа – образ Апокалипсиса – заключен в витраж диаметром 9 метров с витиеватым романским узором на западном портале капеллы. Эта работа датируется 15 веком. До нашего времени капелла прошла череду реставраций и утратила примерно одну треть аутентичных витражей. Основной урон картинам из стекла нанесли 18 век и эпоха Революции: в целях лучшего освещения внутреннего пространства церкви часть витражей из окон была просто удалена и заменена обычными стеклами. Сегодня витражи восстановлены. Однако сами реликвии, ради которых строилась церковь, перенесены в Собор Парижской Богоматери, и сейчас Капелла существует как светское музейное здание.

Цветное стекло в монументальной архитектуре Шартра

Монументальный собор в Шартре, рассчитанный на большое количество прихожан, был возведен почти одновременно с камерной придворной парижской Сен-Шапель и освящен в присутствии Людовика IX и членов королевской семьи в 1260 году. Время почти не тронуло его величественные своды. За все время своего 800-летнего существования собор ни разу не реставрировался и не перестраивался, и сегодня мы видим это прекрасное творение романской архитектуры практически таким же, как жители средневековой Франции.


Фото: величественные своды Шартр а

Площадь витражей в Соборе составляет 2000 м2 и традиционно изображает события Ветхого и Нового Завета. В убранстве храма использовано 10 000 скульптурных изображений. Как и любой собор романо-готического периода, Собор в Шартре - это книга, буквы которой сотворены в виде символических изображений из камня и стекла. Колонны, порталы, нефы, витражи, сам общий план собора в виде креста – каждая деталь здания становится словом обширного христианского повествования. Интересны смысловые переклички между напольными и витражными изображениями, предусмотренные архитекторами храма. Символический лабиринт, выложенный на полу от входа к алтарной части, изображает витиеватый путь верующего к Богу. Его диаметр совпадает с диаметрами трех огромных витражных роз на стенах собора.


Две башни здания представляют две эпохи средневекового искусства: правая знаменует лаконичный романский стиль, а левая – т. н. пламенеющую готику, изобилующую множеством декоративных деталей. В 16 веке южный фасад собора дополнили астрономические часы, показывающие фазы Луны, знак Зодиака и время восхода и заката Солнца.


Витражные ансамбли Шартра создавались веками. Интересны они тем, что представляют не только библейские, но и светские сюжеты и образы. Связано это со статусом заказчиков. Изготовление витражей в Шартре в разное время спонсировалось не только священнослужителями, но и зажиточными горожанами: представителями ремесленных цехов и гильдий. Естественным желанием меценатов было запечатлеть свой труд в композициях собора. Благодаря этому сегодня наш взгляд приковывают разнообразные бытовые фрагменты в общем священном контексте витражных картин: аптекари, тщательно проверяющие состав эликсиров в «Чудесах св. Николая», плотники и колесники, орудующие топорами на витраже с «Историей Ноя», кузнецы, которые меняют подковы лошадям в сцене искупления грехов.


Один из наиболее крупных витражных ансамблей храма - пояс из 68 семиметровых витражных окон, изображающих различные моменты Священной истории. Самый знаменитый витраж Шартра - Notre Dame de la Belle Verrere дословно переводится как Богородица из красивого стекла. Общее впечатление от Шартрского собора ярко описал Жан Вийет: "когда солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушеванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели. В серую погоду вся церковь наполняется голубоватыми мерцаниями, придающими большую глубину перспективе, сводам - больше таинственности".

Обилие архитектурных деталей в их причудливой взаимосвязи не перестает порождать исследовательский интерес к символической стороне «загадочных» конструкций Сен-Шапель и кафедрального собора в Шартре.

Чтобы в полной мере оценить красоту и хотя бы отчасти постичь смысл внутреннего убранства этих средневековых шедевров, особенно, витражей в их полном великолепии, несомненно, стоит вооружиться кратким историческим справочником и отправиться на экскурсию в яркий солнечный день, когда красно-синие блики стекол рисуют свой неповторимый узор на каменных стройных колоннах.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Итак, какой вид искусства был представлен?

  • Слайд 8

    витраж

    Витраж (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло) – уникальный по силе своего художественного воздействия на зрителя и многообразию эффектов вид художественного и декоративного творчества.

    Слайд 9

    План урока

    1.История витража.
    2.Искусство создания витража.
    3.Практическое занятие: изготовление витража.

    Слайд 10

    История витража

    История возникновения витража теряется в седой древности. Археологические изыскания свидетельствуют, что попытки изготовления витражного стекла предпринимались в древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме.

    Слайд 11

    На территории древнего Карфагена найдены стеклянные обломки, указывающие на то, что свои первые шаги искусство витража осуществляло там более пяти тысяч лет назад. Эллинистическому миру рубежа старой и новой эры история возникновения витража была обязана техникой цветного катанного стекла наподобие миллефиоре флорентийского Возрождения.

    Слайд 12

    Примерно в I в. До Р.Х. в Сирии возникла стеклодувная техника, которая произвела переворот в стекольном производстве. Стеклодувная трубка позволила изготовить полый стеклянный шар (банку), который затем можно было проколоть и получить относительно ровную пластину. Подобной техникой изготовления листового стекла пользовалось еще искусство витража в средневековье и в эпоху Ренессанса.

    Слайд 13

    История появления витража в том смысле, который мы придаем этому слову сегодня, связана, прежде всего, с распространением христианства. Считается, что впервые полноценные витражные окна были созданы в Византии при строительстве храма св. Софии Константинопольской в VI веке. По свидетельству современников, витражное искусство той эпохи ограничивалось использованием кусочков стекла различной формы и диаметра, вмазанных в прорези на доске, которой застраивался оконный проем.

    Слайд 14

    В Европе того времени, еще не знавшей стекла, использовались тонкие пластины камня – алебастра, или селенита. Однако именно в европейском храмовом зодчестве в XI веке раннее искусство витража достигло небывалых дотоле высот. Началом следующего века датируется и первый трактат по витражному искусству.

    Описанная в 1100 году германским монахом Феофилом технология создания витражей до сих пор применяется в витражном искусстве как классическая. Классический витраж формировался из сотен кусочков цветного стекла, соединенных между собой н – образными свинцовыми переплетами, которые затем спаивались по стыкам. Способ получения стекла разных цветов посредством добавления в расплавленную стеклянную массу красочных пигментов пришел в Европу с Востока. Для проработки мелких деталей например, лиц при создании фигуративных композиций использовали особый глазирующий состав на основе стеклянного порошка – гризайль. Расписанная гризайлью витражная пластина подвергалась обжигу, в результате которого глазурь прочно вплавлялась в стекло.

    Слайд 15

    История витража

  • Слайд 16

    Развитие витражного искусства в храмовом зодчестве раннего средневековья неотделимо от общей концепции христианского богослужения, от смысла литургического действа. Храм – это место, где земное и небесное сливаются в неразрывном метафизическом единстве. Витражи, наполняющие его таинственным мерцанием, бросающие повсюду цветные блики – символизируют сияние горнего мира, божественный свет. В сумраке романских базилик свечение витражных панно должно было вызывать чувство чего-то трансцендентного, космического, повергать набожных прихожан в священный трепет…

    Слайд 17

    Одним из наиболее древних образцов витражного искусства раннего средневековья является голова Христа из Эльзаса. Значительнейшими памятниками истории витражного искусства той эпохи – французские соборы в Шартре и Пуатье

    Слайд 18

    В конце XII столетия на смену романскому – византийскому стилю в Европу приходит свой собственный, готический стиль, начало которому было положено аббатом Сугерием, руководившим в 1144 году возведением апсиды королевской церкви аббатства Сен-Дени. Новые архитектурные принципы готического храмового зодчества позволили максимально расширить пространство, занятое окнами, а, следовательно, витражами. Готическое искусство витража средних веков в сравнении с романским становится более монументальным. Совершенствуются технологии производства, появляются ранее неизвестные архитектурные элементы, успешно декорируемые витражами – например, круглые готические окна-розетки. Искусство витража средних веков ярко расцветает во Франции, Англии и других странах. Наряду с традиционными иконописными темами и сценами Священной истории, готическое витражное искусство обращается к сюжетам истории светской: деяниям королей, и пр.

    Слайд 19

    Значительнейшими памятниками искусства витража средних веков являются Нотр-Дамм в Париже и Кентерберри, соборы в Бурже, Шартре, Сансе, Амьенне, и пр. Светская история витражного искусства этого периода ознаменована появлением французского лучистого стиля – орнаментальной росписи гризайлью по белому стеклу.

    Слайд 20

    В эпоху Возрождения страной, где история развития витража достигла наивысшего расцвета, стала Италия. История возникновения витража принципиально нового типа в Италии XIV-XV веков связана, во-первых, с новыми реалистическими приемами изобразительного искусства, основанными на применении перспективы и светотеневой моделировки, а во-вторых, с новыми техниками производства витражного стекла. Теоретически обоснованные Джотто, Ботиччелли, Микеланджело и другими художниками принципы возрожденной иллюзионистической живописи античности открыли витражному искусству новые изобразительные средства.

    Слайд 21

    Использование серебряной протравы и прочих химических веществ усовершенствовало технологию производства витражного стекла, позволив не добавлять красочный пигмент в расплавленную массу, а надежно окрашивать уже готовые пластины белого стекла в оттенки желтого или красного цвета. Эти, и им подобные новшества технологии дали художникам возможность сделать витраж более изобразительным, картинным, за счет уменьшения количества свинцовых переплетов между стеклянными пластинками.

    Слайд 22

    Также, в эпоху возрождения в изготовлении витражей стала применяться пескоструйная техника, позволившая добиться различных фактур поверхности стекла. История витража XV-XVI веков отмечена огромным разнообразием техник, изобразительных средств, приемов. Придя из Италии, витраж ренессансного типа вскоре распространился по всей Европе. Крупнейшие стеклодельческие центры возникли в Англии, Нидерландах, Бельгии и пр

    Слайд 23

    Такие витражные мастера как голландцы Дирк и ВутерКрабеты дополнили широкую свободную манеру южного итальянского Ренессанса северной сдержанностью и декоративностью. Замечательными памятниками витражного искусства Возрождения являются Миланский и Брюссельский соборы, собор св. Этьена в Бове, церковь св. Иоанна в Гоуда и другие.

    Слайд 24

    XVI-XVII века – эпоха, когда история развития витража начинает клониться к упадку. Техника набора из кусочков цветного стекла постепенно полностью вытесняется росписью, в том числе и непрозрачными эмалями. Утрачиваются секреты старых мастеров, приходят в запустение крупнейшие стеклодельческие центры в большинстве стран западной Европы; витражное искусство переживает полный упадок, длившийся вплоть до начала XIX века.

    Слайд 25

    Искусство создания витража

    Что необходимо мастеру для создания витража?

    1.рисунок,который прорисовывали чёрной краской по контурам разреза;
    2.маленькие кусачки, чтобы «откусывать» кусочки стекла;
    3.свинцовая проволока для крепления кусочков разноцветного стекла.

    Слайд 26

    Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    Слайд 31

    Слайд 32

    Слайд 33

    Витражи средних веков

    Средневековые витражи играли особую роль в религиозных обрядах, символизируя божественную милость и созидание. Именно поэтому витражи повсеместно использовались для художественного оформления готических и романских соборов. Согласно мышлению того времени, свет, льющийся с неба, означал сияние, идущее от Бога. Роль земного воплощения такого божественного света играли витражи средневековых соборов. В масштабных цветных полотнах с изображениями сцен из Библии наилучшим образом отражалась торжественность, мистичность, возвышенность религиозной культуры.

    Активное использование витражей в раннем Средневековье объясняется еще и тем, что по мере утверждения каркасной системы стены соборов становились более ажурными. Поэтому традиционные настенные росписи все чаще заменяли витражи. Они лучше вписывались в убранство церковных помещений, были более яркими, долговечными и соответствующими целям христианской религии. Прихожане, присутствуя при совершении обрядов, чувствовали большую причастность к происходящему, грубость и скудность быта словно уходила на второй план, давая возможность окунуться в эстетическое удовольствие созерцания прекрасных картин из стекла.

    Особенность средневековых витражей заключается в том, что при взгляде снаружи здания они кажутся совершенно тусклыми и невыразительными. Их практически невозможно заметить, поскольку темные стекла почти сливаются со стенами. Но стоит только зайти вовнутрь, как перед вами открывается вся красота и духовная сила искусства цветного остекления средневековых храмов. Под лучами яркого солнечного света стекла витражей начинают светиться, наполняя пространство собора искусно подобранными красочными переливами, то есть, происходит своего рода презентация божественного света.

    История развития средневековых витражей

    То, что мы сегодня называем витражами, появилось на свет в эпоху христианства. Некоторые литературные источники и исторические доклады, позволяют предположить, что прототип средневековых витражей эпохи раннего христианства представлял собой набор разноцветных кусочков стекла, которые скреплялись между собой с помощью замазки в прорезях каменных или деревянных досок, вставлявшихся в оконные проемы. В 5-6 веках нашей эры такими витражами были украшены храмы в городах Галлии, а позже они появились в Англии и Германии.

    Необходимо отметить, что в средневековье витраж воспринимался как элемент посредничества между божественными и земными сферами, поскольку магическая игра солнечного света на разноцветных стеклышках интерпретировалась как метафорическое выражение божественной любви и силы. То, что сейчас кажется наивным и неправдоподобным, тем не менее, имеет обоснование, поскольку современное мировоззрение существенно отличается от мистицизма, предобладавшего в социуме той эпохи. Прекрасные цветные картины являлись своеобразными прообразами райского великолепия.

    В 11 веке коренным образом изменился облик священных храмов, что позволило витражному стеклу стать выдающимся изобразительным средством. В этот период знаменитые средневековые витражи приобретают свою классическую форму, и появляются сюжетные витражные картины на библейские темы.

    Этому способствовало и появление способа изготовления тонкого листового стекла, разделение мастеров на тех, кто изготавливал витражи, и на стеклоделов, а также использование свинцового профиля при создании полотен.

    Верующие рассматривали средневековые витражи как картины художников, чем они, в общем-то, и являлись. Цветные стеклянные картины завораживали своей красотой и необычностью, становясь еще одним атрибутом святости и веры.

    Помимо сугубо религиозного значения, появление витражей именно в церковном интерьере было обусловлено их дороговизной. Только храмы, богатые горожане и вельможи могли позволить себе такую роскошь, как витражные картины. Но если в храмах эти шедевры были доступны всем, то витражами, находящимися в личном пользовании, могли любоваться исключительно их владельцы.

    Эволюция витражей средневековой Европы в основном была связана с соборами, которые в 11-12 веках являлись центром повседневной общественной жизни. Если посмотреть на фото средневековых витражей, то можно увидеть, что основными цветами были красный (на основе меди) и синий (кобальт). Эти цвета позволяли существенно снизить интенсивность солнечных лучей, и создать внутри храма особую, таинственную атмосферу соприкосновения с высшими божественными силами. Позднее в стеклянную массу научились добавлять окислы различных металлов, что позволило получить стекла зеленого (на основе медных окислов), желтого (смесь железа и марганца), и коричневого цвета.

    Средневековые витражи – памятники

    До наших времен сохранилось не так уж и много настоящих средневековых витражей. Тем удивительнее выглядит Шартрский собор, в котором сохранились в практически первозданном виде витражи 12-13 веков. В стенах этого собора, строительство которого было начато еще в 10 веке, насчитывается 146 витражей, общей площадью 2600 квадратных метров. Отличительной особенностью является
    удивительная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых утерян. Наиболее известными витражными композициями являются витражное окно «Богородица из красивого стекла» (1150 год), и композиция «Древо Иесеево».

    Витражи в Шартрском соборе представляют собой около 1400 сюжетов на различные библейские темы. Кроме того на них запечатлены около 100 сюжетов из жизни тех лиц, которые пожертвовали свои средства на содержание этого собора.

    Не менее прекрасен и средневековый Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), в котором проявилось вся самобытность витражного искусства. К сожалению, среди витражей этого собора очень мало подлинных, поскольку все они представляют собой позднейшие работы, которыми заменили пострадавшие за долгую историю собора витражи.

    В полной неприкосновенности до нас дошло только окно-роза. Однако это 13-метровое окно, которое включает в себя около восьмидесяти разных сцен из Ветхого завета, позволяет нам представить все былое величие .

    Именно витражное окно с рисунком роз описано в знаменитом романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

    Средневековые витражи и Россия

    В средневековой России витражи практически не использовались для остекления и художественного оформления церквей и храмов, в силу особых климатических условий, и православных традиций, запрещающих писать иконы на стекле. Только немногие факты, которые удалось обнаружить ученым, позволяют предположить, что витражное искусство все-таки не обошло стороной постройки русской знати. Но, к сожалению, ни одного образца цветного декоративного остекления до наших дней не сохранилось. Первые самостоятельные попытки в этой области стеклоделия в России были предприняты только в 1820-х годах. И первые получившиеся витражи стали украшением не религиозных строений, а светских особняков и замков.

    Мода на витражи пришла в Российскую империю из Западной Европы, и связано это было с определенным мировоззрением романтической эпохи. В православную культовую архитектуру витражи проникли благодаря ориентации русского храмостроения на классицистические европейские памятники.

    Витраж Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге является ярким примером, ключевым памятником в истории русского витражного искусства. Его установка в главном православном храме России утвердила витражное остекление в системе оформления русских православных церквей.

    Однако появились и некоторые новшества, которые позволили существенно расширить возможности использования витражей и художественные возможности витражных композиций в целом. Например, если средневековый витраж был ограничен цветовой палитрой стекла, то современные полотна поражают разнообразием не только ярких и насыщенных цветов, но и мягких, пастельных полутонов.

    Коснулись новшества и материала для крепления витражей. Если искусство витража средневековья предполагало использование только свинцового профиля, то современные изделия в стиле Средневековья могут быть изготовлены с использованием латунного, медного или свинцового профиля, а также тонкой металлической фолии. Все эти новшества позволяют мастерам создавать более пластичные композиции, не ограничивая свою фантазию и талант средствами их воплощения, дают возможность открыть перед нами всю красоту и необычность витража в духе традиций Средневековья.