Зарождение революционно большевистского движения. i съезд рсдрп

  • 26.07.2019

БОЛЬШЕВИЗМ

БОЛЬШЕВИ́ЗМ -а; м. Крайне радикальное течение политической теории и практики, возникшее в начале 20 в. в России, вылившееся в создание партии большевиков, свержение законной власти и установление в России диктатуры этой партии.

Большеви́стский (см.).

БОЛЬШЕВИЗМ

БОЛЬШЕВИ́ЗМ, течение в российском социал-демократическом, а затем - коммунистическом движении, выступающее с радикальных марксистских позиций.
Возникновение большевизма
Большевизм возник в 1903 при расколе Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) на радикальную (большевики) и умеренную (меньшевики) фракции. Лидером большевиков стал В. И. Ленин (см. ЛЕНИН Владимир Ильич) . Поводом для выделения фракций стала полемика между Лениным и Ю. О. Мартовым (см. МАРТОВ Юлий Осипович) по вопросу о втором пункте устава РСДРП на ее II съезде в Лондоне (1903). Ленин настаивал на более сплоченной, централизованной организации и на постоянном участии членов партии в работе одной из организаций (вместо содействия РСДРП под руководством одной из организаций, как предлагал Мартов). Съезд поддержал формулировку Мартова, но при выборах центрального комитета победили сторонники Ленина и Г. В. Плеханова (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович) , со II съезда сторонники Ленина стали называться большевиками, Мартова - меньшевиками (см. МЕНЬШЕВИКИ) . Непримиримость большевиков к свободе дискуссий, принятой в среде социал-демократов, сделала их фракцию наиболее сплоченной, но относительно немногочисленной - в РСДРП они оказались в меньшинстве.
Большевики и Революция 1905 года
Большевики приняли активное участие в революции 1905-1907 (см. РЕВОЛЮЦИЯ 1905-07 В РОССИИ) . Они выступали за бойкот выборов в Булыгинскую (см. БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА) и I Государственную думу (см. ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА) , участвовали в организации вооруженных восстаний - прежде всего декабрьского выступления в Москве и в других городах. В условиях меняющейся обстановки Ленин выступил за более радикальную трактовку марксизма, чем это было принято в международном социалистическом движении. Он доказывал, что лидирующей силой, гегемоном буржуазно-демократической революции становится пролетариат и его партия, которая может прийти к власти в союзе с крестьянством без буржуазии. Однако большевизм еще не был готов идти на уступки крестьянству, в аграрном вопросе Ленин выступал за национализацию земли, и лишь часть большевиков («разделисты») предлагали передать землю крестьянству.
Большевики приняли участие в выборах во Вторую и последующие Государственные думы (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской империи) для того, чтобы более активно пропагандировать с думской трибуны свои взгляды. Использование Думы для конспиративной деятельности социал-демократами стало поводом для разгона Второй Думы. После поражения революции часть большевиков («отзовисты (см. ОТЗОВИСТЫ) ») выступали за возвращение к исключительно подпольным методам работы, но Ленин и большевики продолжали использовать как подпольные, так и легальные методы политической борьбы. Несмотря на то, что один из депутатов-большевиков Р. В. Малиновский (см. МАЛИНОВСКИЙ Роман Вацлавович) был позднее разоблачен как агент охранки, Ленин считал, что он принес партии больше пользы, чем вреда.
Деятельность большевиков между двумя революциями
К 1912 большевизм выделился в отдельную партию РСДРП (б). Ее отличало от других социал-демократических организаций жесткая дисциплина, подчинение членов партии партийному руководству, стремление к скорейшему достижению социализма и коммунизма. Большевики были настроены непримиримо в отношении самодержавия, выступали за поражение своего правительства в Первой мировой войне (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18) и, по выражению Ленина, за превращение войны империалистической в войну гражданскую. За поддержку этой позиции депутаты - большевики IV Думы были отправлены на каторгу.
В условиях вызванного войной и Октябрьской революцией 1917 (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) социального кризиса нарастали маргинализация населения, потеря людьми своей прежней социальной ниши, массовое отчаяние, абсолютно нереальные ожидания и в итоге - стремление к быстрым и решительным мерам, с помощью которых можно было бы одним скачком качественно изменить общество. Все это привело к социальному радикализму, который стали решительно проводить в жизнь большевики, взявшие на себя лидерство в борьбе радикально настроенных солдатских и рабочих масс.
Вернувшись из эмиграции в Россию в апреле 1917, Ленин, отсутствовавший в России более десяти лет и практически не знавший ее реального положения, вопреки сопротивлению более умеренных лидеров большевизма (Л. Б. Каменев (см. КАМЕНЕВ Лев Борисович) , И. В. Сталин (см. СТАЛИН Иосиф Виссарионович) ) настоял на новом курсе на социалистическую революцию и передачу власти советам - только что возникшим органам рабочего, солдатского и крестьянского самоуправления. Эта стратегия, изложенная Лениным в нескольких речах и «Апрельских тезисах», выглядела крайне радикальной, так как предполагала ликвидацию в ближайшее время самих основ существующего общества. Несмотря на сохранение значительного влияния за умеренным крылом партии большевиков (Каменев, Г. Е. Зиновьев (см. ЗИНОВЬЕВ Григорий Евсеевич) , А. И. Рыков (см. РЫКОВ Алексей Иванович) и др.), которое ориентировалось на превращение партии в левую оппозицию в демократической республике, на VII конференции большевиков победила линия Ленина. Это предопределило союз и последующее слияние большевиков с группой социал-демократов-межрайонцев (см. МЕЖРАЙОНЦЫ) , лидер которых Л. Д. Троцкий (см. ТРОЦКИЙ Лев Давидович) придерживался той же, что и Ленин, концепции перерастания «буржуазной» революции в «социалистическую». Под социализмом большевики понимали общество без частной собственности и рынка, не разделенное на классы, управляемое из единого центра, которое развивается по единому плану. Несмотря на то, что вслед за Марксом (см. МАРКС Карл) формально большевики выступали за отмирание государства в будущем, стремление к созданию общества, управляемого из единого центра, на деле вело к усилению государственных структур вплоть до формирования тоталитарного режима. При этом большевики брали на вооружение радикальные лозунги, пользовавшиеся массовой поддержкой, даже если они расходились со стратегическим планами большевизма, такие как «Фабрики – рабочим!» и «Земля – крестьянам!». Большевики также выступали за отмену смертной казни и соблюдение гражданских свобод. Но после их прихода к власти выяснилось, что они защищали свободу для себя, а их политика ничего общего с демократией не имела.
В условиях углубления социально-экономического кризиса, социально-политической нестабильности влияние большевиков росло. Укрепление системы советов, в которых преобладали умеренные социалисты, привело к тому, что выдвинутый Лениным лозунг «Вся власть советам!» поддерживался не только большевиками, но также анархистами, частью эсеров и меньшевиков. Но в ходе июльского кризиса большевики и другие сторонники перехода власти к советам потерпели поражение.
После июльских событий Ленин отказался от мирного пути передачи власти советам и призвал своих сторонников к вооруженному восстанию с целью прихода к власти большевиков и контролируемых ими организаций. Власть советов была приемлема для большевиков лишь в той степени, в которой советы контролировались партией.
Политика большевиков после завоевания власти
Осенью 1917 дальнейшее ухудшение экономической ситуации, отказ правительства от проведения каких-либо реформ до Учредительного собрания (см. УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ) , эффективность большевистской агитации (в отличие от агитации их противников) привели к значительному росту влияния большевиков в крупных индустриальных центрах, большевизации советов, переходу под контроль большевиков частей армии и флота, сосредоточенных в столице и вокруг нее. В ходе Октябрьского переворота большевики захватили власть (с минимальными жертвами), власть перешла к поддержанному съездом советов рабочих и солдатских депутатов правительству - Совету народных комиссаров (СНК) во главе с Лениным. На местах главными органами власти стали советы, партийные организации большевиков и их союзников (прежде всего левых эсеров), чрезвычайные органы (военно-революционные комитеты и др.). Первоначально новая система советов считалась временной (до созыва Учредительного собрания), а после того как Учредительное собрание было разогнано большевиками, стала постоянной.
Большевики провозгласили передачу помещичьих земель крестьянству, что помогло на некоторое время заручиться его поддержкой. Но после введения в 1918 продовольственной диктатуры (одной из главных внутриполитических мер военного коммунизма (см. ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ) ) большевики стали практически целиком изымать у крестьян хлеб, что вызвало среди крестьянства многочисленные протесты. Заявив о выходе из войны, большевики не смогли добиться «мира без аннексий и контрибуций», за который выступали, когда шли к власти. Несмотря на то, что, находясь в оппозиции, большевики критиковали малейшее нарушение демократических норм, придя к власти, уже в ноябре 1917 большевики без колебаний закрыли оппозиционные газеты, в январе 1918 восстановили смертную казнь, а в сентябре 1918 после покушения на Ленина объявили красный террор.
«Радикальное» решение рабочего вопроса в пользу государства быстро обернулось против интересов рабочих. Сразу же после переворота рабочие стали захватывать фабрики в свои руки. Но если до октября в таких случаях они пытались организовать производственное самоуправление и хозяйствовать самостоятельно, то теперь коллективы должны были подчиняться представителям партийно-советских органов. Поскольку такие представители, как правило, разбирались в производстве еще меньше рядовых рабочих, производство разваливалось. Городу нечего было дать деревне. В крупных городах начался голод.
Социально-экономический характер большевизма
Ставшие доступными в конце 20 в. источники практически исключают версию о «рабочем» характере большевизма. Социальный характер большевизма остается спорным. Его можно оценить как синтез радикально-технократической интеллигенции и деклассированных и деклассирующихся слоев, стремящихся к восстановлению и улучшения своего социального положения.
Новые чиновники и активисты «партии власти» были выходцами из всех социальных слоев старой России, но прежде всего наименее обеспеченных и культурных городских слоев. Часть рабочего класса, также подвергшегося маргинализации, принимала участие в социальном движении радикальных масс, возглавляемом большевистской элитой. Но это не мешало большевизму подавлять выступления рабочего класса, как только пролетарии отказывались подчиняться «своей» диктатуре. Противоречивость мероприятий большевиков привело к размежеванию среди рабочих, крестьян и интеллигенции по вопросу о поддержке большевиков.
Политика большевиков
Разгон Учредительного собрания и заключение Брестского мира (см. БРЕСТСКИЙ МИР) резко противопоставили большевиков большинству населения страны. Распалась существовавшая в декабре 1917 - марте 1918 коалиция большевиков с левыми эсерами. Форсированное создание системы государственного «социализма» (вытеснение товарно-денежных отношений государственным перераспределением), низкая компетентность управления в условиях наращивания роли государства, игнорирование интересов крестьянства и интеллигенции – все это вело к развалу промышленного производства, параличу снабжения, перерастанию экономического кризиса в катастрофу, а с мая 1918 - широкомасштабной Гражданской войне (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА в России) , которая лишь обострила все эти проблемы. Стремясь решить их наиболее решительными средствами, большевики создали систему олигархического военно-бюрократического господства и нерыночного государственного распределения, ранний, неустойчивый вариант тоталитаризма, известный как «военный коммунизм (см. ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ) ».
Революция в России и Гражданская война рассматривались большевиками как часть мировой революции, победа в которой позволит решить проблемы, связанные с низкой культурой населения и большевистской элиты, недостаточной для решения созидательных задач строительства социализма. При любой возможности большевики пытались оказать военную поддержку очагам социалистических выступлений в Европе и националистическим антиимпериалистическим выступлениям в Азии. В марте 1919 этот процесс привел к основанию Коммунистического Интернационала (см. КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ) (Коминтерн). Большевистскими считались все партии Коминтерна. С 1918 РСДРП (б) стала называться Российской коммунистической партией (большевиков). (см. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА) В 1919 была принята программа партии, в которой планировалось создание нетоварного коммунистического общества в обозримой перспективе. Большая роль в программе уделялась развитию рабочей демократии, но попытка поставить этот вопрос практически в ходе дискуссии о профсоюзах в 1920-1921 не получила поддержки Ленина и большинства членов партии.
Система «военного коммунизма» позволяла мобилизовать на поддержку революционной элиты и отчасти в ее состав наиболее активную часть радикализированных революцией масс и направлять их энергию на службу диктатуре и подавление сопротивления ее политике со стороны других социальных слоев, на победу в Гражданской войне. Но эта система могла существовать только в условиях постоянной конфронтации. После разгрома белого движения (см. БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ) стало нарастать сопротивление большевизму со стороны рабочих и крестьян. Введение НЭПа (см. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА) Х съездом РКП(б) привело к отказу (по крайней мере на время) от тоталитарных методов господства в пользу авторитарных, отступлению от антирыночной политики государственного распределения. Одновременно большевики ликвидировали легально действовавшие оппозиционные партии, на многие десятилетия вперед установив однопартийность.
От большевизма к сталинизму
После смерти Ленина в 1924 лидеры партии продолжали считать себя продолжателями его дела, официальной идеологией партии считался марксизм-ленинизм. Однако различные течения в большевизме по-разному трактовали ленинские идеи.
После создания СССР партия стала называться Всесоюзной - сокращенно ВКП(б). В условиях борьбы фракций в 1920-е потерпел поражение левый большевизм (троцкизм) и «правый уклон», возобладали сторонники строго централизованной и монолитной модели партии во главе с И. В. Сталиным. Под его руководством большевики провели индустриализацию (см. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ) , коллективизацию (см. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ) и культурную революцию. Их итоги вызвали недовольство значительной части самих большевиков. В результате большинство старых лидеров большевизма не пережило Большого террора (см. БОЛЬШОЙ ТЕРРОР) . Уничтожение и устранение из политической жизни большинства лидеров большевизма времен революции 1917 привело к тому, что на место относительно многообразного идейно-политического течения пришла строго монолитная государственно-политическая система сталинизма - номенклатурно-бюрократического господства, беспрекословного подчинения «вождю», догматического следования идеологическим положениям, в которых Сталин упрощенно трактовал идеи Маркса и Ленина. «Социализм», созданный в это время в СССР, не соответствовал целям, провозглашавшимся большевизмом. В этом отношении можно говорить об историческом поражении большевизма и прекращении его существования в качестве идейно-политического движения к концу 1930-х. Но продолжил свое развитие созданный большевизмом коммунистический режим и связанное с ним коммунистическое движение.
После Второй мировой войны можно говорить о большевизме лишь как об историческом прошлом коммунистических партий. Несмотря на то, что советское руководство отошло от присущих большевизму радикальности и интернационализма, партия формально продолжала считаться большевистской даже после того, как упоминание большевиков исчезло из ее названия, и она с 1952 стала называться Комунистическая партия Советского Союза (КПСС). В коммунистическом движении время от времени возрождались радикальные черты большевизма (Тито (см. ТИТО Иосип) , Мао Цзэдун (см. МАО ЦЗЭДУН) , Че Гевара (см. ГЕВАРА Эрнесто) ). В ходе распада КПСС в 1990-1991 возникли небольшие коммунистические группы и партии, которые пытаются продолжать традиции большевизма как радикального течения в марксизме.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "БОЛЬШЕВИЗМ" в других словарях:

    БОЛЬШЕВИЗМ, большевизма, мн. нет, муж. (полит.). То же, что ленинизм, т.е. марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности. «Большевизм… … Толковый словарь Ушакова

Большевизм, как учит история КПСС, возник в 1903 г. на II съезде РСДРП как одна из партийных фракций. Как утверждали его противники, большевики до 1917 г. никогда не представляли собой действительного большинства членов марксистской партии, и потому оппоненты большевиков в те годы всегда возражали против их самоназвания. Но такое мнение проистекало из непонимания разнородными меньшевиками сути большевизма.

Большевизм - это не русская разновидность марксизма и не партийная принадлежность. И уж совсем бессмысленен оборот “еврейский большевизм”, употребляемый Гитлером в «Майн кампф», поскольку большевизм - явление духа Русской цивилизации , а не духа носителей библейской доктрины глобального рабовладения на расовой основе. Большевизм существовал до марксизма, существовал в российском марксизме, как-то существует ныне. Будет он существовать и впредь. Как заявляли сами большевики - члены марксистской партии РСДРП(б), именно они выражали в политике стратегические интересы трудового большинства населения многонациональной России, вследствие чего только они и имели право именоваться большевиками.

При этом также надо понимать, что в ту эпоху подавляющее большинство членов партии, не говоря уж о миллионах беспартийных, даже не подозревало о том, что масонство, марксизм, большевизм - три «разницы», т.е. три разных сути: масонство в сознании большинства либо вовсе не существовало, либо было пустым словом, а большевизм отождествлялся с истинным марксизмом, в том числе и многими членами партии, хотя многие, включая и беспартийных, предпочитали интуитивно именовать себя «большевиками», а не «коммунистами».

Но это же определяло и восприятие простыми партийцами и беспартийными личностей вождей партии и государства (Л.Д.“Троцкого”, В.И.Ленина, И.В.Сталина и других), вследствие чего их разногласия воспринимались не как системные, обусловленные принципами разных нравственно-этических систем, а как личностные.

При этом Л.Д.Бронштейн (Троцкий) был и истинным марксистом, и носителем некоего эзотеризма . В.И.Ленин был марксистом, судя по некоторым высказываниям в его работах, не посвящённым в тот эзотеризм, в который был посвящён Л.Д.Бронштейн. При этом В.И.Ленин на протяжении всех лет его партийной деятельности был склонен к большевизму, что сопровождалось искажением им марксизма в форме освещения в его работах некоторых вопросов, о которых истинные марксисты предпочитали умалчивать. И это регулярное отступничество В.И.Ленина от марксизма вызывало неудовольствие и даже гнев истинных марксистов.

И.В.Сталин был большевиком, которому по жизни довелось войти в марксистское движение и примерить марксизм к своему большевистскому мировосприятию; пришлось стать учеником живого классика российского марксизма В.И.Ленина и далее творчески “развивать” марксизм, что он и проделал - до полного отрицания его научной состоятельности в работе “Экономические проблемы социализма в СССР”.

В чём состояли политические цели большевизма, И.В.Сталин высказался прямо и ясно ещё в начале века. Мы приведём выдержку из его относительно поздней по отношению к этому вопросу (1907 г.) работы потому, что именно в её названии он выразил существо дела: “Самодержавие кадетов или самодержавие народа?”. В ней он пишет:

«Кто должен взять в руки власть во время революции, какие классы должны стать у кормила общественно-политической жизни? - Народ, пролетариат и крестьянство! - отвечали и теперь отвечают большевики. По их мнению, победа революции - это диктатура (самодержавие) пролетариата и крестьянства в целях завоевания восьмичасового рабочего дня, конфискации всей помещичьей земли и установления демократических порядков. Меньшевики отвергают самодержавие народа и до сих пор не дали прямого ответа на вопрос, кто должен взять в руки власть» (И.В.Сталин, “Самодержавие кадетов или самодержавие наро-да?”, Сочинения, т. 2, стр. 20, впервые опубликовано в газете “Дро” (“Время”), № 2, 13 марта 1907 г., перевод с грузинского).

Если оценивать этот текст с позиций эзотеристов, действующих под покровами марксизма, то это - хорошее пафосное политиканство, решающее задачу собрать верующую вождям массовку, назначение которой поддерживать политическую деятельность марксистской партии в обществе. И таковым по сути с их точки зрения должно быть главное назначение всех речей вождей: привлечь к себе внимание и уверить в своей правоте как можно больше представителей простонародья и “элиты”, что является основой для подчинения партии миллионов людей, не понимающих ничего ни в глобальной политике , ни в управлении государством.

Если оценивать этот текст с позиций индивида, уверовавшего в истинность марксизма и ничего не подозревающего о наличии некоего эзотеризма под покровами марксизма, то никаких вопросов не возникает, вследствие чего рядовой марксист подпадает под власть авторитета того или иного вождя, проводящего тот или иной политический курс и объясняющего его на основе марксистского лексикона.

Национал-большевизм - это радикальное политическое движение, философия которого основана на консенсусе крайне левых и крайне

До сих пор не выработано единого определения и концепции данной политической мысли. Разные идеологи по-своему смотрели на движение и имели собственные идеи. Национал-большевизм был крайне популярен в Германии в межвоенный период и в России после распада Советского Союза.

Зарождение

За всю историю своего существования национал-большевики (нацболы) не смогли создать влиятельного политического движения. Поэтому довольно трудно проследить историю появления данной политической парадигмы.

Считается, что впервые такие взгляды были озвучены в 1919 году. В то время Европу охватил серьёзный политический кризис. Политические идеи, некогда считавшиеся утопическими, реализовались посредством переворотов и революций. В тот период были крайне популярны два новых течения: коммунизм и "неонационализм". Оба лагеря являлись оппозиционными друг другу. Однако некоторые мыслители находили в этих, казалось бы, противоположностях, сходные черты.

Революционное движение

Во многом национал-большевизм обязан своим появлением победе революции в России. Пришедшие к власти коммунисты стояли на позициях интернационализма. Однако некоторые деятели считали, что возможно построение и в дальнейшем коммунизма, основываясь на этнических традициях народов. Такие взгляды были очень популярны в Германии.

Раздираемая гражданскими волнениями страна, которая только что проиграла войну, скатывалась в пучину кризиса. Веймарская республика находилась в тотальной международной изоляции. Пресса и официальные лица европейских держав использовали в отношении немцев такие термины как "самая презираемая нация в Европе" и так далее.

Подобное способствовало росту национализма и сильного понятия единства среди самих немцев. Кроме того, в международной изоляции пребывала и другая страна - Советская Россия. Коммунисты категорически не принимали унижений по национальному признаку и добились значительных успехов в реформах социальной жизни населения. Берлинский профессор Пауль Эльцбахер разрабатывает концепцию союза новой Германии с Советской Россией.

Концепция союза

Прежде всего, у концепции объединения России и Германии, каковой её рассматривал национал-большевизм, была геополитическая подоплёка. Две страны занимали важнейшие места в политической жизни Европы и всего континента. Соединённые Штаты тогда не имели такого влияния на Старый свет, какое появилось у них после Второй мировой войны. Поэтому была высказана мысль, что союз Германии и России будет контролировать весь мир.

Национал-большевики предлагали создать новую политическую платформу на основе большевистской революции, но с сохранением национальных традиций и использованием этнической идентичности как двигателя революции.

Антикапитализм

Идеология национал-большевизма зиждется на радикальном неприятии капитализма. Все теоретики признавали существование классовой войны. В этой сфере парадигма практически полностью копирует взгляды, высказанные коммунистами. В соответствии с теорией считается, что весь мир делится на угнетателей и угнетённых. Но если левые рассматривают капиталистическую систему только как метод экономической эксплуатации, то нацболы рассматривают проблему и с "правой" стороны. Они считают, что капиталистический образ жизни не только исключает равные права на производимые блага, но и приводит к деградации масс.

Безнравственность капитализма активно использовалась нацболами в своей агитации, как впрочем, и коммунистами.

Немецкий взгляд

Фридрих Ленц создаёт организацию "Дер Воркампфер". Национал-большевизм обретает первую политическую партию. Многие исследователи склонны относить братьев Штрассеров к нацболам. Оппоненты Гитлера внутри национал-социалистической партии отвергали патологический расизм своего фюрера и считали, что основные усилия должны идти на борьбу с классовым врагом. Нацболы выступали за полную национализацию всей частной собственности на средства производства. При этом предлагалось ввести жёсткое государственное управление всех секторов экономики. В этом плане национал-большевики были вдохновлены успехами сталинской форсированной индустриализации.

Экономика представлялась как плановая с чётким распределением труда. Ханс Эбелинг написал несколько значимых работ по планированию коллективного хозяйства. Плановый подход был крайне популярен в среде левых западной Европы. Индустриальная эстетика была одним из идентификационных признаков нового национализма и коммунизма.

Национальная идентичность

Основной принцип национал-большевизма предполагал национальные традиции различных народов как двигатель революции. Национальная политика представлялась как достаточно консервативная и традиционалистская. Многие теоретики считали, что только сплочённость народа на основе этнической идентичности поможет построить новое общество. Отношение к религии было разное. Национал-большевики первой и особенно второй волны не были религиозны.

Они считали, что религия лишь проявления национального самосознания, поэтому не выступали против неё так радикально, как это делали коммунисты в России.

В постсоветский период стала очень популярна политическая работа, которую написал Давид Бранденбергер. Национал-большевизм, по его мнению, зародился именно в сталинскую эпоху. Исследователь привёл примеры изменения в советской системе ценностей накануне Второй мировой войны. Советская агитация стала обращаться к национальным русоцентристским мотивам и народным героям прошлого. Делалось это в рамках мобилизации населения перед грядущей войной. Были реабилитированы некоторые деятели царской России: Невский, Кутузов, Распутин и другие. Такие мотивы являются крайне эффективными. Многие политические силы и сейчас их используют.

Национал-большевизм в России

Первые отечественные нацболы появились в среде русской эмиграции. После установления советской власти некоторые диссиденты пересмотрели своё отношение к коммунизму из-за успехов нового режима. Высказывались идеи объединения взглядов и красных большевиков. Некоторые деятели даже писали научные работы и отправляли их в Москву.

Нацболы считали, что замена интернационализма и космополитизма на традиционализм и примордиальный национализм позволят ускорить

Современность

Многие современные нацболы идеализируют сталинскую эпоху СССР, считая её образцом национал-большевистской системы. Во многом это связано с апеллированием советской пропаганды к национальным традициям. После развала Советского Союза в России появилась первая национал-большевистская партия. Её лидером был Наравне с ним во главе стоял философ Дугин и певец НБП запомнились рядом довольно громких акций прямого действия в девяностых годах.

Нацболы захватывали административные здания, срывали заседания правительства, нападали на коррумпированных чиновников.

Движение критиковали как левые, так и правые. Национал-большевизм и троцкизм были всегда в жёсткой оппозиции друг к другу, несмотря на схожесть идей. Также критику

Также нацболы подвергаются критике "справа". Либералы и центристы не принимают резкие антикапиталистические позиции. В девяностых годах национал-большевистское движение приняло поистине широкий размах. Разнообразные объединения были во многих постсоветских странах. В России некоторые нацболы получили большие сроки лишения свободы при довольно странных обстоятельствах. После ареста большинства активистов движение пошло на спад. На данный момент в России и постсоветских странах нет ни одного легального национал-большевистского движения.

идейно-политическое течение, оформившееся в 1903 в результате борьбы марксистов - сторонников В. И. Ленина с меньшевиками. Водораздел произошел на II съезде РСДРП по 1-му пункту Устава партии и членству в ней. Большинством голосов прошла формулировка Ленина. С тех пор его сторонников стали называть большевиками.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БОЛЬШЕВИЗМ

(Bolshevism) Политическая теория и практика партии большевиков, которая под руководством Ленина (Lenin) пришла к власти во время Русской революции (Russian Revolution) в октябре 1917 г. Большевистская (от слова "большинство") радикальная коммунистическая фракция возникла на съезде Российской социал-демократической рабочей партии в 1903 г. в результате раскола с более умеренными меньшевиками (Mensheviks) (от слова "меньшинство"). В 1912 г. после сменявших друг друга периодов сотрудничества и противостояния с меньшевиками партия большевиков была официально оформлена в самостоятельную. Революция 1905 г. застала большевиков врасплох, и они ничем себя не проявили. Последовавшие вслед за революцией репрессии вынудили партию уйти в подполье, и связи с эмиграцией, возглавляемой Лениным, оказались затруднены. После начала 1-й мировой войны, пока Ленин провозглашал "революционное пораженчество", большевики в России практически бездействовали. Они оказались неподготовленными и к февральской революции 1917 г. Многие члены Центрального Комитета и редакция газеты "Правда" (возглавляемая Сталиным) условно поддержали Временное правительство и начали переговоры с меньшевиками об объединении. Численность партии большевиков резко возросла, в том числе из-за возвращения эмигрантов, и партийные лидеры столкнулись с падением дисциплины и потерей политической ориентации. "Апрельские тезисы" (никакой поддержки Временному правительству; революция переходит от демократического этапа ксоциалистическому; Советы (Soviets) с большевистским большинством должны взять власть), привезенные Лениным в Россию, особой поддержки не получили. В партии наметился раскол: левое крыло выступало за немедленное восстание; консервативно настроенный Центральный Комитет стремился к мирному захвату власти. Ленин обратился к рядовым членам партии, утверждая, что "массы в сотни раз левее нас". Однако еще в июне –июле он выступал против вооруженного восстания, заявляя, что "один неверный шаг с нашей стороны может погубить все". Раскол в партии длился вплоть до самого октября; незадолго до восстания Зиновьев и Каменев выступали против вооруженного захвата власти, но Ленин пригрозил отставкой, если этого не произойдет. Первые послереволюционные годы – период военного коммунизма – свидетельствовали о начале трансформации Коммунистической партии в бюрократизированный сверху донизу аппарат, о закате Советов и профсоюзов и о подавлении оппозиции (впрочем, критики социалистического и анархистского толка тоже периодически подвергались преследованиям и работали на полулегальном положении). Партию по-прежнему сотрясали внутренние разногласия. Многие возражали против Брест-Литовского мирного договора, подписанного в марте 1918 г., согласно которому Германии отошли большие территории России. Левые коммунисты протестовали против буржуазных "спецов" в правительстве и армии. "Рабочая оппозиция" (1920–21) заявила, что руководство отказалось от "духа Революции", и потребовала установить рабочий контроль в промышленности. Правые диссиденты ратовали за государственный капитализм, так как Россия, по их мнению, пока не готова к социализму. Конец Гражданской войны был отмечен переходом от временной диктатуры к узаконенным репрессиям в мирное время. Решающую роль в этом сыграл X съезд партии (1921). Провозглашение новой экономической политики (нэп) совпало с запретом фракций и кровавым подавлением восстания в Кронштадте. Незадолго до смерти (1924) Ленин критиковал "бюрократические извращения в государстве рабочих" и безуспешно обращался к Троцкому с призывом совместными усилиями снять с должности Сталина, обладавшего в качестве главы центрального аппарата партии огромной властью. Бухарин (Bukharin) и Сталин ратовали за строительство социализма (socialism) в одной отдельно взятой стране (отступление на мировой арене, обогащение крестьянства, бессрочное сохранение нэпа). Троцкий и левая оппозиция (1923–24), утверждая, что это разрушит социалистический характер революции и приведет к созданию нового правящего класса, выступали за ускоренную индустриализацию, финансируемую, выражаясь словами Преображенского, за счет "примитивного социалистического накопления" (неравноценного обмена между сельским хозяйством и промышленностью в пользу последней). Провозгласив в 1928 г. первый пятилетний план, Сталин и Бухарин многое позаимствовали из программы левых, хотя, естественно, в ней не было одобрения насильственной коллективизации и связанных с ней ужасов. Наиболее резко сталинизм (Stalinism) критиковала левая оппозиция, обращая внимание на все углубляющуюся пропасть между партийными структурами и народом и на растущую бюрократизацию советского государства и общества. Однако Троцкий отказался нарушить партийную дисциплину и напрямую обратиться к рядовым членам партии. Вместе с тем социальный состав партии резко изменился: Гражданская война унесла целое поколение партийных активистов, а "ленинский призыв" (1924) "влил" в партию 240 тысяч новых, карьеристски настроенных членов. Левая оппозиция была последним серьезным вызовом Сталину. К 1929 г. он отстранил от власти старую большевистскую гвардию, а затем кого отправил в ссылку и тюрьмы, кого-то провел через показные суды и уничтожил. Сторонники большевизма оценивают его как твердую революционную позицию, созвучную интересам передовой части рабочего класса, а противники подчеркивают изначально присущий ему диктаторский характер. Основные черты большевизма – крепкая организация, приверженность идее мировой революции, политическая практика, основанная, выражаясь словами Ленина, на принципе демократического централизма (democratic centralism). Спорным остается вопрос о том, было ли неизбежным превращение большевизма в сталинизм или такая деформация произошла в силу определенных исторических условий. Как заметил Виктор Серж, "микробы сталинизма, возможно, и присутствовали, но там были и другие". Водоразделом явился период после окончания Гражданской войны, когда партия большевиков не положила конец авторитарной практике и не восстановила советскую демократию.

В конце XIX - начале XX в. в России усилилось революционное движение. Борьбу против существующего в стране строя вели главным образом различные организации и партии, приверженные идеям социализма. Появление в стране рабочего касса, а вместе с ним и рабочего движения (см. Рабочий класс и рабочее движение в России) было связано с возникновением социал-демократии, стремящейся выражать интересы рабочего класса. Социал-демократы ставили своей задачей соединить рабочее движение с марксизмом, т. е. с учением К. Маркса, которого они считали «основоположником научного социализма». Марксизм рассматривался прежде всего как учение о классовой борьбе пролетариата, призванного покончить с капитализмом, уничтожить частную собственность, эксплуатацию человека человеком и создать справедливое общественное устройство - коммунизм. Между тем в учении Маркса содержался ряд положений, которые могли быть по-разному истолкованы в свете изменений, происходивших в мире и в отдельных странах в конце XIX - начале XX в., в том числе и в России. На этой основе в социал-демократическом движении возникает несколько течений, одним из которых стал большевизм.

Большевизм на российской почве не был случайным явлением. Противники большевизма рассматривали его как «чисто русский феномен», «продукт азиатчины и варварства». Сами же большевики выводили обоснование своей теории и практики из особенностей исторического развития России, из острого противоречия между развитыми формами хозяйства (крупная промышленность) и отсталыми докапиталистическими формами общественного строя (самодержавие, помещичье землевладение, мелкое малопроизводительное крестьянское хозяйство и т. п.), из необходимости для рабочего класса России вести одновременно антифеодальную и антикапиталистическую борьбу, решать самые разнообразные революционные задачи.

Большевизм как течение в рядах российской социал-демократии оформился на II съезде Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в 1903 г. На этом съезде сторонники В. И. Ленина получили большинство при голосовании по ряду важнейших вопросов, откуда и пошло их название - большевики, а оставшиеся в меньшинстве стали называться меньшевиками. Между двумя фракциями развернулась ожесточенная борьба, которая привела к расколу и образованию в 1912 г. Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) - РСДРП(б). Но и после переименования партии Б коммунистическую слово «большевиков» включалось в ее название: РКП(б), ВКП(б), вплоть до 1952 г., чтобы подчеркнуть преемственность и связь партии с большевизмом. Его теория и практика тесно связаны с именем В. И. Ленина - фактического основателя и вождя партии.

Для большевизма характерна резкая непримиримость и даже нетерпимость по отношению к другим партиям и движениям. Не согласные всегда зачислялись в ряды «ревизионистов», «оппортунистов», «соглашателей», «реакционеров», «врагов народа», с которыми нужно вести беспощадную борьбу. Уступки и компромиссы допускались только в том случае, если они шли на пользу революции и лежали в русле большевистской теории.

Идея социалистической (пролетарской) революции, курс на насильственное ниспровержение старых порядков, завоевание политической власти пролетариатом и установление пролетарской диктатуры составляют центральное место в большевизме. Все остальные вопросы - национальный, крестьянский и другие - были подчинены этой главной задаче. В этом суть расхождения большевиков с другими партиями, признававшими возможности мирного, эволюционного пути развития общества. С точки зрения гегемонии пролетариата в революции и задач пролетарской диктатуры ставился в большевизме и вопрос о союзниках по борьбе. В качестве таковых рассматривались все трудящиеся и эксплуатируем ы е, в первую очередь крестьянство.

К крестьянству у большевиков был двойной подход. С одной стороны, крестьянин - труженик, работник; с другой - собственник, носитель мелкобуржуазного сознания, неприемлемого для социализма. В отличие от эсеров, большевики отрицали самостоятельную политическую роль крестьянства, полагая, что диктатура пролетариата вполне отвечает интересам как крестьян, так и всех трудящихся. На этом основывался проповедуемый большевиками "союз рабочего класса и крестьянства". Большевистская аграрная программа предусматривала переделку российской деревни на началах «крупного социалистического земледелия».

Идея революционного союза рабочего класса и крестьянства также считается вкладом большевизма в разработку марксистской теории.

Учение о диктатуре пролетариата, только намеченное Марксом, более детально было разработано Лениным и также считается вкладом большевиков в теорию марксизма. Диктатура пролетариата - это, по Ленину, совершенно новая форма власти, она «есть самая беззаветная и самая беспощадная война нового класса против буржуазии, сопротивление которой удесятерено ее свержением».

Возможность прихода к власти большевиков в России в 1917 г. стала реальной в результате резкого обострения международной и внутренней обстановки в годы первой мировой войны. Логика социального противоборства, заложенная в идее диктатуры пролетариата, привела, например, к выдвижению И. В. Сталиным тезиса об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму - тезиса, ставшего обоснованием развернувшихся в 1930-е гг. массовых репрессий (см. Массовые политические репрессии в СССР в 30-е - начале 50-х гг.).

Марксистское положение о государстве как аппарате классового насилия и организации господствующих классов для подавления и эксплуатации других классов и необходимости его разрушения также было использовано большевиками и легло в основание строительства на практике государства пролетарской диктатуры. Применительно к условиям России под государственную форму диктатуры пролетариата были приспособлены Советы, которые соединяли в себе законодательную и исполнительную власть. Поэтому, по мысли Ленина, они должны были стать переходным мостиком к уничтожению государства вообще и созданию системы общественного самоуправления. На деле же эта идея в большевизме обернулась в свою противоположность - в концепцию постоянного и всемерного укрепления социалистического государства, разрастание его многочисленных функций и бюрократизацию советской системы.

Учение о партии нового типа, послужившее обоснованием теории и практики большевизма, определялось как его главный вклад в разработку марксистской теории. Партия, по В. И. Ленину, - это передовой, наиболее сознательный отряд рабочего класса, организованный на началах железной дисциплины и способный руководить массами. Уже на заре большевизма Ленин сформулировал понятие партии как организации профессиональных революционерок, а не единомышленников, в чем сразу же разошелся даже со многими своими соратниками по борьбе.

Придя к власти в России в 1917 г., большевики во главе с Лениным настаивали на особой роли партии в строительстве нового общества. Она должна была стать ядром новой «пролетарской государственности», участвовать во всех организациях (в Советах, в профсоюзах, в комсомоле и т. п.), руководить (или направлять) их действиями. В теории не исключался принцип многопартийности, но на деле от других партий требовалось полное подчинение целям и задачам большевиков. Это вылилось либо в беспощадное подавление других партий, либо в их поглощение большевиками и установление однопартийной диктатуры. Вместе с тем, встраиваясь в государственный механизм, партия большевиков сама превращалась в особый институт по управлению обществом, что привело на практике к формированию партийно-советского государства. Его становым хребтом стала номенклатура (см. Чиновничество).

Большевики пришли к власти в России, придерживаясь идеи мировой революции, выраженной их же собственными словами: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». Считалось, что революция в России лишь «первая ласточка» в серии грядущих революций на Западе и Востоке. Чтобы идейно и организационно руководить международным революционным движением, в 1919 г. был образован Коммунистический Интернационал (Коминтерн), ставший воплощением большевизма на мировой арене. Коммунистические партии, созданные в различных странах, должны были следовать указаниям большевиков из Москвы и проводить их политику.

Однако ожидания большевиков, связанные с мировой революцией, не оправдались. Тогда они стали говорить о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Задачи коммунистических партий других стран сводились теперь в основном к поддержке СССР на мировой арене.

В середине 1930-х гг. партия заявила о построении в основном социализма в СССР, а после второй мировой войны, с изменением международной обстановки и образованием «мировой социалистической системы» (в результате установления коммунистических режимов в ряде стран), выдвинула тезис о полной и окончательной победе социализма. Но вместе с изменением ситуации возникла необходимость поправки основных положений большевизма. Так, положение о пролетарской диктатуре было заменено тезисом об общенародном государстве и ведущей роли КПСС в коммунистическом строительстве; появился тезис о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем, о возможности мирного, а не только революционного способа прихода коммунистов к власти и др. Однако созданная по большевистским представлениям общественная система становилась все менее эффективной, не приспособленной к новым условиям, что в конечном счете и привело к ее краху.

Коммунистическая партия Российской Федерации, ставшая наследницей КПСС и лучших большевистских традиций, провозгласила, в сущности, иные цели и задачи, иные методы и формы деятельности и политической организации. Традиционные установки большевизма исповедуют сегодня в России лишь немногочисленные экстремистские группировки, называющие себя партиями, - РКРП, ВКПБ и др.