Последние минуты жизни имама шамиля. Имам Шамиль: биография, деятельность, достижения и интересные факты

  • 25.09.2019

Шами́ль (1797-1871) - предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом, объединил горцев Западного Дагестана и Чечни, а затем и Черкесии в теократическое государство Имамат и до взятия в плен при штурме Гуниба в 1859 князем Барятинским энергично вёл борьбу. Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, получил наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в Мекку, где и умер.

Родился в селении Гимры (Генуб) общества Хандалал Кавказской Аварии (Унцукульский район, Зап. Дагестан) около 1797 года. Имя данное ему при рождении - Али - было измененено его родителями на «Шамиль» ещё в детском возрасте. Одаренный блестящими природными способностями, он слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка. Проповеди его великого односельчанина Гази-Мухаммада (1795-1832)(Кази-муллы), первого имама и проповедника священной войны - газавата, - увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом и ярым сторонником. Последователи назывались мюридами, от чего всё движение получило название мюридизм.

Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный (сломаны рука, рёбра, ключица, проколото лёгкое), пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад(1829-1832) первым бросившийся на врага стал шахидом, весь исколотый штыками. Его тело было распято и на месяц выставлено на вершине горы Тарки-тау, после чего голова была отсечена и как трофей направлена по всем крепостям Кавказской кордонной линии.

Пока Шамиль лечился от ран новым имамом в конце 1832 года был провозглашён другой близкий сподвижник Гази-Мухаммада гоцатлинский чанка Гамзатбек(1832-1834), сын Алискандирбека, вериза Ума(р)-хан-нуцала Великого (1775-1801), происходивший из потомков Мухаммад-хана Кази-Кумухского. В 1834 году Гамзатбек сумел взять Хунзах и истребить династию аварских нуцалов. Однако 7 или 19 сентября 1834 года Гамзатбек был убит в Хунзахской мечети заговорщиками мстившими ему за истребление рода Хунзахских правителей - нуцалов.

Став третим имамом Чечни и Дагестана Шамиль 25 лет властвует над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск. Менее торопливый, чем Кази-мулла и Гамзатбек, Шамиль обладал военным талантом, и главное большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара. Отличаясь твёрдой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе, но и принуждать к повиновению своей власти, которую он распространил и на внутренние дела подвластных общин, последнее для горцев и особенно чеченцев было тяжело и непривычно.

Шамиль соединил под своей властью все общества Западного Дагестана (чеченские и аваро-андо-цезские джамааты). Опираясь на учение ислама о газавате, трактуемом в духе войны с неверными и приложеной к ней борьбе за независимость, он старался объединить разрозненные общины Дагестана и Черкесии на почве ислама. Для достижения этой цели, он стремился к упразднению всех порядков и учреждений, основанных на вековых обычаях - адат; основой жизни горцев, как частной, так и общественной, он сделал шариат, то есть основанную на тексте Корана систему исламских предписаний применяемую в мусульманском судопроизводстве. Шамиль строго преследовал сторонников сохранения адата, в частности знаменитого суфия Кунту Хаджи. Время Шамиля называлось у горцев временем шариата, его падение - падением шариата.

Вся подчинённая Шамилю страна была разделена на округа, из которых каждый находился под управлением наиба, имевшего военно-административную власть. Для суда в каждом наибстве был [[муфтий], назначавший кади. Наибам было запрещено решать шариатские дела, подведомственные муфтии или кади. Каждые четыре наибства сначала подчинялись мудиру, но от этого установления Шамиль в последнее десятилетие своего господства принужден был отказаться, вследствие постоянных распрей между мудирами и наибами. Помощниками наибов были мюриды, которым, как испытанным в мужестве и преданности «священной войне» (газавату), поручали исполнять более важные дела. Число мюридов было неопределённо, но 120 из них, под начальством юзбаши (сотника), составляли почётную стражу Шамиля, находились при нём безотлучно и сопровождали его во всех поездках. Должностные лица были обязаны беспрекословно повиноваться имаму; за ослушание и проступки их подвергали выговору, разжалованию, аресту и наказанию плетьми, от которого были избавлены мудиры и наибы. Военную службу обязаны были нести все способные носить оружие; они делились на десятки и сотни, бывшие под начальством десятских и сотских, подчинённых в свою очередь наибам. В последнее десятилетие своей деятельности Шамиль завёл полки в 1000 человек, делившиеся на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек, с соответственными командирами. Некоторые особо пострадавшие от вторжения русских войск селения, в виде исключения, были избавлены от военной повинности, но обязаны были за то доставлять серу, селитру, соль и т. п. Самое большое войско Шамиля не превышало 30 тыс. человек. В 1842-1843 гг. Шамиль завёл артиллерию, частью из брошенных или трофейных пушек, частью из приготовленных на собственном его заводе в Ведено, где было отлито около 50 орудий, из которых годных оказалось не более четверти. Порох изготовлялся в Унцукуле, Гунибе и Ведено. Государственная казна составлялась из доходов случайных и постоянных; первые состояли из трофеев, вторые состояли из закята - установленного шариатом сбора десятой части дохода с хлеба, овец и денег, и хараджа - подати с горных пастбищ и с некоторых селений, плативших такую же подать ханам. Точная цифра доходов имама неизвестна.

Основные даты жизни и деятельности Шамиля

  • 1797, 26 июня — родился в аварском ауле Гимры в Дагестане
  • 1804-1828 — учёба в разных школах Дагестане.
  • 1829-1832 — ближайший сподвижник 1-го имама Гази-Магомеда.
  • 1832, 17 октября — гибель Гази-Магомед в битве под Гимрами, тяжёлые ранения Шамиля .
  • 1833-1834 — принимает активное участие в борьбе горцев под руководством имама Гамзат-бека.
  • 1834, 19 сентября — после гибели Гамзат-бека горцы избирают имамом Шамиля .
  • 1834, конец — первые бои отрядов Шамиля с регулярной царской армией.
  • 1835-1836 — распространение «мирного шариата», укрепление власти Шамиля . Первые реформы.
  • 1837, май — июль — «Аварская» экспедиция К. Фезе, подписание мирного договора. Рост влияния Шамиля .
  • 1837, сентябрь — переговоры с К. Клюки фон Клюгенау. Отказ Шамиля явиться «с повинной» к прибывшему на Кавказ императору.
  • 1838 — усиление Шамиля и расширение территории Имамата.
  • 1839, май — август — наступление царских войск в Дагестане, бои за Ахульго. Выдача в аманаты сына Шамиля Джамалуддина.
  • 1839, 22 августа — взятие Ахульго. Спасение Шамиля и его переход в Чечню.
  • 1840, начало — избрание Шамиля имамом Чечни. Восстания в Чечне и Дагестане.
  • 1840, июль — победа Шамиля над отрядом Клюки фон Клюгенау под Ишкартами.
  • 1840, конец сентября — перенос столицы Имамата в Дарго.
  • 1840, 11 октября — набег Ахвердилава на Моздок, пленение Анны Улухановой, ставшей затем женой Шамиля Шуайнат.
  • 1840, конец — переход к Шамилю Хаджи-Мурада.
  • 1840-1842 — укрепление Имамата. Военные реформы.
  • 1841, май — бои на Хубарских высотах. Отражение наступления Головина.
  • 1842, май — июнь — разгром экспедиции П. Граббе.
  • 1842 — начало земельной реформы.
  • 1843 — успешные операции Шамиля , утверждение его власти на большей части Дагестана и Чечни. Занятие Хунзаха, блокада Темир-Хан-Шуры. Неудача под Казанищами.
  • 1844-1850 — укрепление и новое расширение Имамата. Государственное строительство, новые реформы, приток мигрантов в Имамат. Создание Низама (Кодекса) Шамиля .
  • 1844, июнь — переход к Шамилю генерала Даниял-бека Элисуйского.
  • 1845, май-июнь — разгром «Сухарной» экспедиции наместника М. Воронцова.
  • 1845, конец — строительство новой столицы в Ведено . Строительство крепостей и укреплений — «Шамилевской стены».
  • 1846, апрель — неудачный поход Шамиля в Кабарду.
  • 1846, октябрь — бои за Акуша-Дарго.
  • 1847, июнь — оборона Гергебиля.
  • 1847, июль — сентябрь — штурм и взятие аула-крепости Салта войсками М. Аргутинского-Долгорукого.
  • 1848, январь — съезд в Ведено , признание сына Шамиля Гази-Магомеда наследником имамской власти.
  • 1848, июнь — осада и взятие царскими войсками аула Гергебиль.
  • 1848, сентябрь — поход Шамиля на юг Дагестана, штурм укрепления Ахты и отступление.
  • 1848 — наиб Шамиля Магомед-Амин возглавляет сопротивление в Черкесии.
  • 1849, 14 апреля — набег Хаджи-Мурада на Темир-Хан-Шуру.
  • 1849, лето — оборона аула Чох и отступление Аргутинского.
  • 1850, осень — визит на Кавказ и «боевое крещение» будущего императора Александра II.
  • 1851, лето — неудачные походы в Кайтаг и Табасаран. Отставка Хаджи-Мурада.
  • 1853, август — вторжение отрядов Шамиля за Лезгинскую кордонную линию. Отход до прибытия войск Аргутинского.
  • 1854, июль — вторжение в Кахетию, пленение грузинских княгинь.
  • 1855, 10 марта — обмен княгинь на сына Шамиля Джамалуддина.
  • 1855, март -перемирие между Шамилем и наместником Н. Муравьёвым.
  • 1856-1857 — окончание Крымской войны и нарушение перемирия новым наместником А. Барятинским.
  • 1858, май — восстание назрановских ингушей и неудачная попытка Шамиля оказать им помощь.
  • 1859, 1 апреля — взятие царскими войсками Ведено . Уход Шамиля в Дагестан.
  • 1859, весна — последний съезд в Хунзахе. Строительство укреплений на реке Андийское Койсу.
  • 1859, лето — крупномасштабное наступление Барятинского. Уход Шамиля на Гуниб.
  • 1859, август — блокада Барятинским Гуниба, попытки переговоров.
  • 1859, 25 августа — взятие Гуниба. Почётное пленение Шамиля
  • 1859, 3 сентября — Шамиль отправляется из Дагестана в Санкт-Петербург.
  • 1859, 15 сентября — встреча Шамиля с Александром II в Чугуеве.
  • 1859, 22 сентября — прибытие Шамиля в Москву и встреча с генералом А.Ермоловым .
  • 1859, 26 сентября — прибытие в Санкт-Петербург.
  • 1859, 29 сентября — встреча с императрицей в Царском Селе.
  • 1859, 10 октября — прибытие Шамиля в Калугу.
  • 1860, 5 января — приезд в |Калугу семейства Шамиля .
  • 1861, 8 апреля — поступление сына Шамиля Магомед-Шапи на службу в Собственный Его Императорского Величества конвой.
  • 1860, конец апреля — визит в Калугу Магомед-Амина.
  • 1861, 27 июля — приглашение Шамиля в Санкт-Петербург для встречи с императором. Посещение Петергофа и Кронштадта.
  • 1861, 29 июля — приём в Царском Селе. Обещание Александра II отпустить Шамиля в хадж.
  • 1862, 1 апреля — пристава А. Руновского сменяет пристав П. Пржецлавский.
  • 1866, 1 февраля — упразднение должности пристава при Шамиле.
  • 1866, 26 августа — принятие Шамилем присяги на верноподданство России.
  • 1868, ноябрь-декабрь — Шамиль переезжает на жительство в Киев.
  • 1869, 16 февраля — Александр II разрешает Шамилю отправиться в паломничество в Мекку.
  • 1869, 12 мая — отъезд Шамиля из Киева.
  • 1869, 19 мая — прибытие Шамиля в Стамбул.
  • 1869, 30 августа — возведение Александром II Шамиля в потомственное дворянство.
  • 1869, 16 ноября — участие Шамиля в открытии навигации на Суэцком канале.
  • 1869, 20 ноября — прибытие Шамиля с семьей в Мекку. Совершение хаджа.
  • 1870, конец марта — переезд Шамиля из Мекки в Медину.
  • 1870, 23 декабря — сын Шамиля Гази-Магомед отправляется из Киева в Медину для свидания с отцом.
  • 1871, 4 февраля — кончина имама Шамиля . Похороны на кладбище Джаннат аль-Бакия в Медине.

Кавказских народов является Имам Шамиль. Биография этого человека позволяет сделать вывод, что жизнь его была полна крутых поворотов и интересных событий. Он долгие годы возглавлял восстание горских народов против Российской империи, а в настоящее время является символом свободы и непокорности на Кавказе. Биография Имама Шамиля кратко будет изложена в этом обзоре.

Происхождение героя

Без истории семьи не будет полностью доступна для понимания биография Имама Шамиля. Краткое содержание истории рода этого героя мы попробуем пересказать ниже.

Шамиль происходил из довольно древнего и знатного аварского или кумыкского дворянского рода. Прапрадед героя Кумык-Амир-Хан пользовался большим авторитетом и уважением у соплеменников. Дед Шамиля Али и отец Денгав-Магомед были узденями, что является аналогом дворян в России, то есть принадлежали к высшему сословию. Кроме того, Денгав-Магомед был кузнецом, а эта профессия считалась очень почетной у горцев.

Мать Шамиля звали Баху-Меседу. Она была дочерью знатного аварского бека Пир-Будаха. То есть и по отцовской, и по материнской линии у него были знатные предки. Об этом сообщает жизнеописание такой известной личности, как Имам Шамиль (биография). Национальность героя пока полностью не выяснена. Достоверно известно лишь то, что он является представителем горцев Дагестана. Точно установлено, что в его жилах текла аварская кровь. Но с некоторой долей вероятности можно сказать, что по отцу он был кумыком.

Рождение Шамиля

Биография Имама Шамиля, само собой разумеется, начинается с даты его рождения. Это событие случилось в июне 1797 года в поселки Гимры на территории Аварии. Данный населенный пункт сейчас расположен в западных регионах Республики Дагестан.

Изначально мальчика назвали в честь деда по отцовской линии - Али. Но вскоре он заболел, и малышу, согласно обычаям, чтобы защитить от злых духов, сменили имя на Шамиль. Оно является вариантом библейского имени Самуил и переводится как «услышанный богом». Так же звали брата его матери.

Детство и обучение

В детстве Шамиль был довольно худым и болезненным мальчиком. Но в итоге он вырос на удивление здоровым и сильным юношей.

Ещё с детства стал вырисовываться нрав будущего предводителя восстания. Он был любознательным, живым мальчиком с гордым, непреклонным и властолюбивым характером. Одной из черт Шамиля была невиданная храбрость. Обучаться владению оружием он начал с раннего детства.

Очень трепетно к религии относился Имам Шамиль. Биография этого человека неразрывно связана с религиозностью. Первым учителем Шамиля стал его товарищ Адиль-Мухаммад. В двенадцать лет он стал проходить обучение в Унцукуле под руководством Джамалуддина Казикумухского. Тогда он освоил грамматику, риторику, логику, юриспруденцию, арабский язык, философию, что для горских племен первой половины XIX считалось очень высоким уровнем образованности.

Кавказская война

Очень тесно связана с жизнь нашего героя, и об этом не раз упоминает биография Шамиля. Кратко описать этот военный конфликт между горскими народами и Российской империей стоит и в данном обзоре.

Военный конфликт между горцами Кавказа и Российской империей начался ещё во времена Екатерины II, когда шла русско-турецкая война (1787-1791 гг.). Тогда горцы под предводительством шейха Мансура стремились остановить продвижение и укрепление России на Кавказе, воспользовавшись помощью своих единоверцев из Османской империи. Но турки проиграли в этой войне, а был взят в плен. После этого царская Россия продолжила наращивать свое присутствие на Кавказе, притесняя местное население.

Фактически сопротивление горских племен не прекращалось и после заключения мира русских с турками, но особенной силы противостояние достигло после назначения генерала Алексея Ермолова командующим на Кавказе и завершения русско-персидской войны 1804-1813 гг. Ермолов попытался раз и навсегда решить проблему сопротивления местного населения силовым путем, что привело в 1817 году к полномасштабной войне, продлившейся почти 50 лет.

Несмотря на довольно жестокие боевые действия, русские войска действовали вполне успешно, ставя под свой контроль все большие территории на Кавказе и подчиняя новые племена. Но в 1827 году император отозвал генерала Ермолова, подозревая того в связях с декабристами, а на его место был направлен генерал И. Паскевич.

Возникновение имамата

Тем временем в борьбе с наступлением Российской империи началась консолидация кавказских народностей. В регионе распространяется одно из течений ислама суннитского толка - мюридизм, центральной идей которого был газават против неверных.

Одним из главных проповедников нового учения являлся богослов Гази-Мухаммад который был родом из того же селения, что и Шамиль. В конце 1828 года на собрании старейшин племен Восточного Кавказа Гази-Мухаммад был провозглашен имамом. Таким образом, он стал фактическим главой новообразованного государства - Северо-Кавказского имамата - и предводителем восстания против Российской империи. Сразу же после принятия титула имама Гази-Мухаммад объявил священную войну против России.

Теперь кавказские племена были объединены в единую силу, и их действия приобрели особенную опасность для русских войск, тем более что полководческий дар Паскевича все-таки уступал таланту Ермолова. Война разгорелась с новой силой. С самого начала деятельное участие в конфликте принимал и Шамиль, став одним из лидеров и помощников Гази-Мухаммада. Они плечом к плечу сражались в битве за Гимры в 1832 году, за их родное селение. Повстанцы были осаждены царскими войсками в крепости, которая пала 18 октября. В ходе атаки был убит имам Гази-Мухаммед, а Шамилю, несмотря на полученное ранение, удалось прорваться из окружения, изрубив нескольких русских солдат.

Новым имамом стал Гамзат-бек. Этот выбор был продиктован тем, что Шамиль на тот момент был тяжело ранен. Но Гамзат-бек пробыл имамом менее двух лет и погиб в кровопролитной борьбе с одним из аварских племен.

Избрание имамом

Таким образом, основной кандидатурой на роль главы Северо-Кавказского государства стал Шамиль. Он и был избран на собрании старейшин в конце 1834 года. И до конца жизни он именовался не иначе, как Имам Шамиль. Биография (краткая в нашем изложении, но весьма насыщенная на самом деле) его правления будет представлена нами ниже.

Именно избрание имамом знаменовало начало важнейшего этапа в жизни Шамиля.

Борьба с Российской империей

Все свои силы положил на то, дабы борьба с русскими войсками была успешной, имам Шамиль. Биография его полностью гласит, что сия цель сделалась едва ли не главной в его жизни.

В этой борьбе Шамиль проявил немалый военный и организаторский талант, он умел вселять в воинов уверенность в победе, не принимал поспешных решений. Последнее качество отличало его от предыдущих имамов. Именно эти характеристики позволяли Шамилю оказывать успешное сопротивление численно превышающим его воинство русским.

Управление имаматом при Шамиле

Кроме того, используя ислам как элемент пропаганды, Имам Шамиль сумел объединить племена Чечни и Дагестана. Если при его предшественниках союз племен кавказских народов был достаточно рыхлым, то с приходом к власти Шамиля он приобрел все черты государственности.

В качестве закона он ввел исламский шариат вместо древних канонов горцев (адата).

Северо-Кавказский имамат был разделен на округи, во главе которых поставил наибов имамам Шамиль. Биография его пестрит подобными примерами попыток максимальной централизации управления. Судебной властью в каждом округе ведал муфтий, который назначал судей-кади.

Пленение

Двадцать пять лет относительно успешно правил на Северном Кавказе имам Шамиль. Биография, краткая выдержка из которой будет помещена ниже, свидетельствует о том, что 1859 год стал переломным в его жизни.

После окончания и заключения активизировались на Кавказе действия российских войск. Против Шамиля император бросил опытных военачальников - генералов Муравьева и Барятинского, которым в апреле 1859 года удалось захватить столицу имамата. В июне 1859 года последние группы повстанцев были подавлены либо вытеснены из Чечни.

Национальное освободительное движение вспыхнуло среди адыгейцев, а также переместилось в Дагестан, где находился и сам Шамиль. Но уже в августе его отряд осадили русские войска. Так как силы были неравны, Шамиль был вынужден сдаться в плен, правда, на весьма почетных условиях.

В плену

А что может поведать нам о том периоде, когда в плену находился имам Шамиль, биография? Краткая биография этого человека не нарисует нам вей картины его жизни, но позволит составить хотя бы приблизительный психологический портрет данной личности.

Уже в сентябре 1859 года имам впервые встретился с российским императором Александром II. Это случилось в Чугуеве. Вскоре Шамиль был перевезен в Москву, где прошла его встреча со знаменитым генералом Ермоловым. В сентябре имам был доставлен в столицу Российской империи, где был представлен императрице. Как видим, к предводителю восстания при дворе относились весьма лояльно.

Вскоре Шамилю и его семье было назначено постоянное место жительства - город Калуга. В 1861 году произошла вторая встреча с императором. На этот раз Шамиль просил отпустить его для совершения паломничества в Мекку, но получил отказ.

Через пять лет Шамиль и его семья принесли присягу на верность Российской империи, таким образом, приняв российское гражданство. Через три года, согласно указу императора, Шамиль получил дворянский титул с правом передавать его по наследству. За год до это имаму разрешили сменить место жительства и переехать в более благоприятный по климатическим условиям Киев.

Невозможно описать в данном коротком обзоре все то, что пережил в плену имам Шамиль. Биография вкратце говорит о том, что плен этот был, однако, довольно комфортным и почетным, по крайней мере, с точки зрения русских.

Смерть

Наконец, все в том же 1869 году Шамиль сумел-таки испросить позволения императора на хадж в Мекку. Путешествие туда заняло больше года.

После того как Шамиль воплотил задуманное в жизнь, а случилось это в 1871 году, он решил побывать во втором священном городе для мусульман - Медине. Там же он и умер на семьдесят четвертом году жизни. Похоронен имам не на родной кавказской земле, а в Медине.

Имам Шамиль: биография, семья

Семья занимала в жизни этого человека значимое место, впрочем, как и у всякого кавказского горца. Давайте подробнее узнаем о родных и близких великого борца за независимость своего народа.

Согласно мусульманским обычаям, Шамиль имел право иметь трех законных жен. Правом он этим воспользовался.

Старшего из сыновей Шамиля звали Джамалуддином (родился в 1829 г.). В 1839 году он был отдан в заложники. Обучался в Санкт-Петербурге наравне с детьми родовых дворян. Позже Шамиль сумел обменять сына на другого пленника, но Джамалуддин умер в 29-летнем возрасте от туберкулеза.

Одним из главных помощников отца был второй сын - Гази-Мухаммед. Во время правления Шамиля он стал наибом одного из округов. Умер в 1902 году в Османской империи.

Третий сын - Саид - умер ещё в младенческом возрасте.

Младшие сыновья - Муаммад-шефи и Мухаммад-Камил - умерли в 1906 и в 1951 году соответственно.

Характеристика Имама Шамиля

Мы проследили жизненный путь, который прошел имам Шамиль (биография, фото представлены в статье). Как вы могли удостовериться, внешность этого человека выдает самого настоящего горца, выходца из Кавказа. Видно, что это смелая и решительная личность, готовая ради высшей цели поставить на кон многое. О твердости характера Шамиля не раз свидетельствовали его современники.

Для горских народов Кавказа Шамиль всегда будет оставаться символом борьбы за независимость. В то же время некоторые методы знаменитого Имама далеко не всегда соответствуют современным понятиям о правилах ведения войны и гуманности.

Тем, кто осуждают, порицают, недолюбливают имама Шамиля, надо поскорее покаяться

Есть такой хадис, который гласит, что достойных людей могут оценить только достойные люди. Ещё есть такое изречение, что при упоминании благочестивых людей ниспосылается благодать Всевышнего. Поэтому, с надеждой на милость Аллаха, несколько слов о имаме Шамиле.

К сожалению, уважаемые братья, среди нас встречаются люди, которые осуждают, порицают имама Шамиля, высказывают в его адрес неодобрительные слова. К примеру, некоторые говорят, что имам и его мюриды воевали ради мирского богатства. Другие глаголют, что имам воевал ради славы и власти, а третьи – что имам был жестоким человеком, который не знал милосердия. Есть ещё категория людей, утверждающих, что имам сдался и был взят в плен, и что это было его ошибкой, якобы, он должен был сражаться до конца.

Сегодня есть люди, хотя людского в них ничего не осталось, которые под лозунгом джихада сеют смуту и раздор, и без всякого стыда своё безумие ставят на одну доску со святым делом имама Шамиля. Здесь, дорогие братья, нечему удивляться, потому что и в то время против имама на стороне царской армии сражались так называемые «мусульмане», их было несколько тысяч. Людей, которые выражаются в адрес имама неодобрительно, может постигнуть злая участь. Почему? Потому, что Всевышний в Хадис-аль-Кудси говорит: «Кто будет испытывать враждебные чувства к Моему любимцу, тому воистину Я объявляю войну». Тем людям, которые осуждают, порицают, недолюбливают имама Шамиля, надо поскорее покаяться, пока их не настигла кара Аллаха.

Шестой праведный халиф

Поистине, имам Шамиль был любимцем Аллаха (авлия) очень высокого уровня, духовным наставником. Он был феноменом, которого Всевышний одарил ясным умом. Он был очень мудрым политиком, великим полководцем, и его Аллах избрал, чтобы спасти Дагестан от неверия. После Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников, можно сказать, имам Шамиль был самим справедливым имамом. К примеру, Шуайб-афанди аль-Багини в книге «Табакат» пишет: «После того как закончился газават имама Шамиля, Шариат осиротел». Великие алимы прозвали имама Шамиля шестым праведным халифом. Шуайб-афанди пишет, что после Умара ибн Абдул-Азиза в истории не было такого имамата, где так в совершенстве соблюдались бы шариатские правила, как в имамате имама Шамиля. Алимы говорят, что газаваты имама Шамиля были подобны газаватам Пророка (мир ему и благословение). Мы знаем, что имаму Шамилю, как и Пророку (мир ему и благословение) пришлось совершить хиджру (переселение).

Шамиль был истинным накшбандийским устазом. В «Табакате» аль-Багини пишет, что помимо устазов Мухаммада Яраги и Джамалутдина Кумухи разрешение на наставничество (иджаза) имаму дал ещё и Исмаил Курдумерди.

Иногда слышишь утверждение, что имам Шамиль не был шейхом тариката. В действительности же, в те времена переулки селения Гимры были переполнены мюридами, которые приходили к устазам Газимухаммаду и Шамилю. Это подтверждённый исторический факт. Они были на истинном пути, и это подтверждает то, что имама поддерживали со всех концов света. В мечетях Аравии, Азии, Турции просили Всевышнего помочь имаму. Великие учёные Мекки слали ему письма, подтверждая в них истинность пути имама, и предостерегая тех, кто пойдёт против него, от опасности впасть в заблуждение.

Караматы имама

Всевышний наделил имама Шамиля многими особенностями, караматами. К примеру, того, кто выступал против имама, Всевышний уже на этом свете наказывал, не дожидаясь Ахирата. То же решение действует и по сегодняшний день, так как после смерти имама оно не аннулировалось. Почему? Потому, что Всевышний вечно живой и наказывает людей, которые недолюбливают имама Шамиля даже сегодня.

Имам Шамиль при взгляде на человека мог определить, к какой категории он относится: к категории верующих или неверующих. Почему? Потому, что Аллах наделил его такой возможностью. Исходя из этого, он соответствующим образом относился к каждому.

Вот ещё одно проявление карамата имама Шамиля и Газимухаммада: когда представители царских войск потребовали, чтобы им выдали горцев в качестве аманата (доверии), Газимухаммад сказал, что надо им выдать людей, а имам Шамиль был против, и между ними возникла маленькая ссора. Люди, которые недолюбливали имама Шамиля, подошли к Газимухаммаду и сказали: «До каких пор мы будем терпеть высокомерие этого Шамиля, давай, мы его убьём». На это Газимухаммад ответил: «Убить-то убьём, а кто доставит его тело в Медину?». Газимухаммад знал, что его тело из глины Ясриба (Медина). Каждый из нас создан из той почвы, в которой будет похоронен.

Любовь к наукам

Самое большое внимание имам уделял знаниям, и хотя он воевал 25 лет, нельзя полагать, что имам кроме сражений ни о чём не думал. Большое внимание он уделял мутаалимам (учащимся). Из общественной казны (байт-уль-мал) он выделял большие средства на распространение знаний (ильму). В каждом населённом пункте имам создавал медресе. Одарённых людей имам Шамиль освобождал от газавата и отправлял изучать науки. В те времена уровень грамотности горцев вырос в десять раз по сравнению с тем, какой был до газавата. Можно сказать, что среди горцев мало осталось тех, кто не умел писать и читать. Русский учёный, генерал Услар пишет: «Если сравнить население и число медресе в Дагестане того времени, уровень грамотности дагестанцев намного превышал уровень грамотности европейцев».

Преследовал ли имам цель уничтожить неверующих?

У имама Шамиля, как и у Пророка (мир ему и благословение), не было цели уничтожить неверующих. Потому что в Шариате есть такое правило, о котором Рамазан Бути пишет в книге «Аль-джихад филь-Ислами», что поистине джихад с оружием осуществляется с целью устранения вражды, а не с целью уничтожения неверия. Доказательством служит факт, что имам Шамиль, как и Пророк (мир ему и благословение), перед газаватом своим мюридам говорил: «Не убивайте стариков, женщин и детей, не рубите деревья, не сжигайте поля, если вы заключите мир даже с кяфирами, не нарушайте его». Из этого понятно, что целью имама и его мюридов не было уничтожение неверующих. К своим пленным имам относился с уважением. Он их уважал, не принуждал принять Ислам. Пишется, что пленным имам Шамиль давал свободно исповедовать их религию – Христианство. Также сообщается, что много неверующих, услышав о справедливости имама Шамиля, перешли на его сторону и в их числе два священника. Царские генералы этого и боялись. Они боялись, что, услышав о справедливости, большинство перейдёт на сторону имама.

Великий полководец

Европейцы следили за войной на Кавказе и удивлялись, как это царская Россия, такая сильная держава, которая разгромила самого Наполеона, не может справиться с таким маленьким количеством горцев. Они знали, что против имама Шамиля русский царь бросил вдвое больше войск, чем против самого Наполеона. Давая оценку имаму Шамилю, известный турецкий историк Албай Яшар пишет: «В мировой истории не было такого великого полководца, как имам Шамиль». Дальше он утверждает: «Если Наполеон это уголь войны, то имам Шамиль является огненным столпом войны». Сами русские генералы, воевавшие против Шамиля, давали ему достойную оценку. Они называли его гением войны. Удивлялись его владению тактикой сражений, удивлялись, как он всегда умудрялся выходить победителем из боя, ни имея денег, испытывая нужду в лекарствах, оружии и в людских ресурсах. Царские генералы были поражены. К примеру, в боях за Ахульго царская армия потеряла 33000 солдат, в то время, как имам Шамиль потерял только 300 мюридов. Даже рассказывают, что у агрессоров в боях за Ахульго за один день было убито около 5000 солдат. Бывали случаи, когда генерал возвращался из боя только с двумя солдатами. Но, к большому сожалению, самые близкие, доверенные люди предавали Шамиля. Однажды в состоянии отчаяния имам высказал слова имама Шафии в стихотворной форме:

Те, кто обязались защищать меня,

Стали союзниками недругов внезапно,

И стрелы тех, кому всецело доверял,

Пронзивши грудь мою, вернулись обратно.

Был ли пленён имам Шамиль?

Уважаемые братья, не было никакого плена и быть не могло, чтоб имам Шамиль сдался в плен неверным, потому что Мухаммад-Тахир аль-Карахи пишет: «И в последний час на горе Гуниб имам подходил к каждому мюриду отдельно и просил сражаться до конца, до смерти шахида. Но все отказались и просили имама принять предложение русских, выйти к ним на переговоры и заключить мирный договор». Вот, что мы должны знать. Не было сдачи в плен. Есть ещё доказательства: во-первых, когда имам вышел к царским войскам, он был вооружён до зубов, а мы знаем, что пленным не оставляют оружие, но имам был вооружён, и даже его мюрид Юнус из Чиркея, который был с ним, был вооружён. Во-вторых, имам поставил перед русскими условия, только после принятия которых, он прекратит войну. Русские приняли его условие и вступил в силу мирный договор. Условия были следующими:

1.Не препятствовать Исламу в Дагестане;

2.В Дагестане не распространять Христианство;

3.Не развратничать;

4.Не призывать горцев служить в царской армии;

5.Не стравливать народы Дагестана друг с другом.

Помимо этих, там были ещё очень множество других условий, и все они были приняты. Когда имам пребывал в России, его очень уважали, и он однажды сказал: «Хвала Аллаху, Который дал русских, чтоб я вёл с ними газават, когда я был полон сил и чтобы они почитали и уважали меня, когда постарел и силы покинули меня». Абдурахман Сугури, когда услышал эти слова имама, сказал: «Вот этот восхваление Аллаха (шукр) сравнимо с 25-тилетним газаватом».

Пребывание имама в Турции и в Медине

Когда имам прибыл в Турцию, его встретил турецкий султан Абдул-Азиз. Имам упрекнул его за то, что тот обещал материальную помощь и не помог. Султан спросил имама: «Шамиль! Ты воевал 25 лет с неверующими, как ты остался жив? Или, может, ты не принимал участие в боях, а отправлял своих мюридов?». Имам Шамиль разозлился, встал, обнажил своё тело и султан насчитал от поясницы до головы более 40 ран. Тогда Абдул-Азиз заплакал, показал имаму свой трон и сказал, что он достоин этого места.

В Турции имама спросили, о чём он больше всего сожалеет? Имам сказал: «Больше всего я сожалею о тех героях, оставшихся в горах, каждый из которых стоил целой армии». Шейх Бадруддин-афанди, рассказывая историю имама, сказал, что по прибытии в Медину имам в первую очередь посетил мечеть Пророка (мир ему и благословение). Жители Медины, узнав о его намерении, собрались в мечети, чтоб посмотреть на имама. Увидев толпу, имам подумал, кого же первым приветствовать, этих людей или Пророка (мир ему и благословение)? И имам подошёл сначала к могиле Пророка (мир ему и благословение), заплакал и сказал: «Ассаламу алейка, я расулюллах », и все увидели, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) из святой могилы протянул руку в сиянии и, пожав руку имама, ответил: «Ва алейка ссалам я имамаль мужахидин! ».

В период пребывания имама в Медине там находился прямой потомок Пророка (мир ему и благословение), тарикатский муршид, известный алим Накибу Садат, уже преклонного возраста. Он попросил своих детей о встрече с имамом, так как болел и не мог передвигаться. При виде имама потомок Пророка (мир ему и благословение) упал на колени и стал целовать его ноги. Имам помог ему подняться. Он рассказал имаму, что во сне ему явился Пророк (мир ему и благословение) и сообщил, что среди них находится почитаемый гость, повелев соблюдать уважение (адаб) к нему.

Смерть имама

В 1287 году по хиджре 10 числа месяца зуль-каида имам Шамиль покинул этот мир. Чтобы совершить за ним похоронную молитву (джаназа-намаз) собралось огромное количество людей. Все старались дотронуться до имама, чтобы получить благодать, а те, кто не смог дотронуться, ложились на землю, чтоб над ними понесли тело имама. Он похоронен на священном кладбище Бакия в Медине.

Когда тело имама положили рядом с могилой, оно приподнялось, склонилось над могилой, и сказало: «О моя могила! Будь мне утешением и райским садом, не будь мне адской пропастью!» Увидев это, все потеряли сознание. Он похоронен рядом с дядей Пророка (мир ему и благословение) Абасом. Ахмаду Рифаи, великий алим тех времён, собственноручно на надгробном камне написал: «Эта могила принадлежит приближённому к Аллаху муршиду, который воевал на пути Аллаха 25 лет, имаму, который следовал пути истины, великому алиму, правителю правоверных, шейху Шамилю-афанди из Дагестана. Пусть Аллах очистит его душу и приумножит его благие деяния». Многие, кто недолюбливал имама, увидев, как его возвеличивают русский царь, турецкий султан, шериф Мекки, и узнав о священном месте, где похоронен имам, заплакали и сделали тавбу.

В одном из писем к Хасану-афанди Сайфулла-кади пишет: «Знай, мой брат, это достоверно, без сомнений и предположений. Поистине Дагестан – это единственное место на земле, где остались ценности религии, и где сохранился источник света Ислама, а в других местах осталось только название». Дальше он пишет, что причиной всему этому послужил баракат имамов Газимухаммада и Шамиля.

Пусть Всевышний сделает их предводителями и обитателями Рая. О Аллах, укрепи Дагестан на основах веры и богобоязненности. Да не лишит нас Аллах бараката имама Шамиля и да продлит жизнь нашим устазам. Амин.

Подготовил Ансар Рамазанов

Полное имя: Шамиль

Похожие имена: Шамуил, Шимон

Церковное название: -

Значение: всеохватывающий, вобравший в себя все положительные качества, легендарный богатырь

Отчество: Шамилевич, Шамилевна; Шамильевич, Шамильевна

Значение имени Шамиль - толкование

Имя Шамиль — это имя имеющее несколько вариантов значения и происхождения, что не является редкостью с именами. Согласно первой версии, имя Шамиль имеет арабское происхождение. Те, кто придерживается этой версии считают, что имя Шамиль означает «всеобъемлющий» или «всеохватывающий».

Согласно второй версии, имя Шамиль — это арабская форма имени Самуил. Имя Самуил — это древнееврейское имя, которое имеет достаточно широкое распространение. Самуил — это один из великих пророков Ветхого Завета и почитается во всех авраамических религиях. Если эта версия верна, то имя Шамиль означает — «имя Божье» или «слушайте Бога», так как именно такое значение у имени Самуил.

Есть еще две версии, но они менее популярные. Так, у тюркских народов имя Шамиль означает «легендарный богатырь», а персидская версия гласит, что имя Шамиль означает «северный ветер».

Имя Шамиль на других языках

Астрология имени Шамиль

Благоприятный день: понедельник

Через года

Шамиль растет подвижным, очень любопытным малышом, которого интересует буквально каждая мелочь. Он может часами рассматривать различных козявок, изучать, из чего состоит растение, копаться в земле. Такая странность для родителей удивительна, но ребенок не становится затворником.

Люди ему интересны тоже - особенно ребята, с которыми можно от души поноситься по двору. А вот здесь родителям стоит быть внимательными: надо объяснить мальчику, что играть на стройках и других подобных объектах - это опасная затея.

Его достаточно сложно воспитывать, так как он очень требовательный ребенок. Мальчик не верит словам от людей, которые делом не доказали права учить. Родителям придется тяжело, если они не будут примером для подражания собственному ребенку. При этом мальчик внимательно относится к словам авторитетных для себя людей. Так же стоит отметить благородство и бесстрашие Шамиля.

Юный Шамиль очень нуждается в одобрении окружающих людей, больше всего ему важно мнение сверстников. Он хочет быть популярным парнем, который имеет успех у девчонок. И это удается на все сто процентов. Парень с таким именем может не отличаться красивой модельной внешностью, но врожденное чувство юмора и широкий кругозор делают его очень интересным для других.

А еще он всегда готов на какую-нибудь авантюру, поэтому с таким другом не приходится скучать. Именно поэтому Шамиля окружают большие компании. В работе Шамиль достаточно успешен. Если усидчивость и внимание были несвойственны Шамилю на уроках, то вот в работе все наоборот.

Он добивается заслуженного успеха именно кропотливым трудом, хотя со стороны может показаться что ему просто везет. Шамиль может быть успешен в таких областях как торговля, частное предпринимательство, руководящие должности. Главное правило, Шамилю должна нравится его работа. Именно любовь к своему делу ведет Шамиля к успеху.

Когда Шамиль вступает в самостоятельную жизнь, ему приходится немало работать над своей импульсивностью. Это талантливый человек, который может многого добиться, но склонность к риску и необдуманным шагам может стать для него серьезным препятствием на пути к успеху.

Носитель этого имени по-прежнему ценит дружбу, большое количество знакомств. Это нередко помогает решать сложные ситуации, выходить сухим из воды в неоднозначных случаях. Природное обаяние мужчины раскрывается еще больше - оно лишь усиливается с годами. Шамиль же постоянно работает над своим образованием, много читает и стремится стать лучше с каждым днем.

Взрослого Шамиля выделяют такие характерные черты, как волевой характер, активность и лидерские качества. Эти, присущие с детства качества, с возрастом становятся еще более заметными. Сильный характер Шамиля и его мужская харизма делаю его притягательным для окружающих. Шамиль становится центром внимания, но редко это портит обладателя имени. Шамилю не свойственно зазнайство, каких бы он высот не добился. Он прост в общении, а его умение нравится людям не является дешевым заигрыванием с публикой.

Характер Шамиля

Это веселый, яркий, позитивный человек, который всегда умеет поднять настроение и найти хорошее в сложной ситуации. Благодаря ему люди не впадают в уныние, а легко переживают трудности. Шамиль готов помочь, не жалеет сил, денег и других ресурсов для близких людей.

Он из тех людей, которые в последнюю очередь теряют надежду, если дела идут плохо. Этот позитивный настрой часто помогает преодолеть самые страшные моменты жизни и не опустить руки. Шамиль старается жить честно, открыто обозначая свое отношение к каждому человеку, но никого не обижая.

Импульсивность, вспыльчивость, склонность к необоснованному риску - это те черты, которые относятся к минусам человека с таким именем. Часто от желания рисковать страдают именно близкие люди, мнения которых он не спрашивает.

Нередко Шамиль склонен думать, что он знает, как надо поступать и жить, поэтому старается навязать свое мнение другим. Но если получает отпор, редко будет пытаться снова кого-то подавить. Быстро понимает, на кого распространяется его влияние, и пользуется этим.

Судьба Шамиля

Все взлеты и падения в жизни этого человека обусловлены не внешними обстоятельствами, а решениями, которые он принимает необдуманно. Если обладатель этого имени научится останавливаться и думать перед каждым серьезным действием, жизнь пройдет в более комфортных условиях.

В дружбе и работе Шамиль - это практически идеальный человек, потому что недостатки перекрываются достоинствами. Чуть сложнее самым близким людям, на которых непосредственно отражаются все последствия поспешных решений.




Карьера,
бизнес
и деньги

Брак
и семья

Секс
и любовь

Здоровье

Увлечения
и хобби

Карьера, бизнес и деньги

Может стать военным, спортсменом, актером, политиком - ему доступна разнообразная работа. А вот собственный бизнес построит вряд ли, поскольку способность необдуманно рисковать быстро заставит его разориться.

Шамиль редко бывает очень богатым человеком, но зарабатывает достаточно на себя и семью - обычно своим финансовым положением доволен.

Брак и семья

Полноценная семья складывается у Шамиля довольно поздно, хотя дети могут появиться и в раннем возрасте. Окружающие думают, что этот человек не найдет свою пару или не сможет выстроить правильную семейную жизнь.

Но, как по взмаху волшебной палочки, в один момент он находит идеальную для себя женщину и создает с ней отличную семью. Появляются дети, которых он просто обожает, отношения с родственниками складываются отлично. Если обладатель этого имени поумерит желание рисковать, в доме не будет серьезных поводов для ссор.

Секс и любовь

Страстный и любвеобильный, Шамиль долго ищет подходящую девушку. Популярность среди женщин позволяет ему заводить то одни, то другие отношения. Но быстро теряет интерес к очередной паре, снова возвращается к поискам.

Не всегда умеет правильно расставаться, поэтому наживает немало врагов среди обиженных женщин. Секс для такого мужчины является важной составляющей жизни. Он страстный, но далеко не всегда внимательный любовник. Но если женщина укажет ему на недостатки, будет долго переживать, а потом начнет работать над собой, чтобы в будущем получать только положительную оценку.

Здоровье

Отличается хорошим здоровьем, редко болеет, хоть и не всегда ведет здоровый образ жизни. В силу импульсивности своей натуры Шамиль склонен к различным зависимостям - ему следует внимательно следить за тем, чтобы не употреблять лишний алкоголь.

Слабым его местом является нервная система, поэтому для ее сохранения и укрепления необходимо, во-первых, избегать стрессов, во-вторых, давать выход своим эмоциям. Силовые нагрузки и активные тренировки будут как нельзя кстати.

Увлечения и хобби

Чем бы ни увлекался Шамиль, делает он это в кругу друзей. В веселой компании он может проводить время на природе, в тире, хоть в музее - ему важна именно дружеская атмосфера и возможность быть окруженным любимыми людьми.

Иногда независимость и упрямство мешают Шамилю преуспеть в области военного искусства или спорта, хотя эти сферы как раз и наиболее привлекательны для него как в качестве финансов, так и на уровне увлечений и хобби

Июньским днем 1797 года, в семье коваля Денгава из дагестанского селения Гимры родился мальчик, которого назвали Али. Здоровье ребенка было очень слабым. С каждым днем он буквально угасал.

Гимры – село высокогорное, и увидеть орлов здесь можно часто. Как-то раз, сельчане увидели орла с большими белоснежными крыльями, который кружил над домом Денгава, будто высматривая что-то. Вдруг он бросился к земле и тут же обратно взмыл к небу. Тут-то все и увидели, что он поймал во дворе коваля большую змею. Это стало добрым знаком для родителей Али. Они решили сменить имя мальчику. По преданию, это помогает, когда нужно «обмануть» злых духов. Али получил имя Шамиль.

С этих пор мальчик начал крепнуть. Он значительно обгонял своих сверстников по росту и развитию. Ему не было равных в учебе, борьбе, стрельбе и скачках. К учебе он относился крайне серьезно и с большим интересом. Чтение было его любимым занятием. После того, как школьный педагог вызвал Денгава, чтобы сообщить, что ему больше нечему научить его сына, мальчик решил отправиться по соседним аулам в поисках знаний.

В путь он отправился вместе со своим старшим товарищем Гази-Мухаммадом. Друзья проходили обучение у лучших мудрецов того времени: Джамалуддина Казикумухского, являющегося потомком пророка Мухаммада, и Магомеда Ярагского, который поспособствовал изменению мировоззрения Шамиля и Гази-Мухаммада.

Вернувшись, они уже не хотят жить по-прежнему. В них горит огонь справедливости. Им хочется изменить уклад жизни горцев, сделав их жизнь более достойной.

В 1829 году, на съезде представителей народов Дагестана Гази-Мухаммаду присваивается почетное звание имама. Шамиль становится его правой рукой во всех делах.

Стоит отметить, что , к тому времени, шла уже полным ходом, поэтому товарищам приходилось решать вопросы обустройства сел в перерывах, между ожесточенными боями.

Всего два года пробыл на своем посту Гази-Мухаммад. В одном из боев, он, Шамиль и несколько мюридов оказываются окруженными в гимринской башне. Сдаваться никто не собирался, но уйти живыми шансов не было никаких. Гази-Мухаммад распахнул ворота башни, выходя к своей смерти от пуль царской армии с гордо поднятой головой.

Шамиль, взобравшись наверх башни, спрыгнул оттуда вниз. Так как башня находилась на небольшом пригорке, ему удалось таким образом перескочить своих врагов, приземляясь уже позади них. Естественно, за ним началась погоня. Однако, путем жесткого сопротивления, ему удается отбиться от своих преследователей.

Обессиленный Шамиль лежал на поляне. Он не верил, что ранения позволят ему выжить, он просто ждал часа смерти. И тут он вновь увидел в небе того же самого орла, который в детстве прилетал к ним во двор. Это вселило надежду и придало сил. Ему удалось добраться до лекаря Абдул-Азиза, который был другом его отца. А встав на ноги, после долгих месяцев лечения, он женится на дочке Абдул-Азиза.


Нелегкий пост имама

Решив избрать нового имама, люди хотели видеть на этой должности Шамиля. Однако тот отказался от такого почетного звания, сказав, что пока еще не готов к этому посту, но в любом сражении все могут на него рассчитывать. Имамом был избран Гамзат-Бек, которому так же, как и Гази-Мухаммаду, был уготован очень короткий срок правления. Через два года Гамзат-Бек был предательски убит в мечети, куда он пришел на молитву.

В 1834 году в ауле Ашильта, единогласным решением, имамом назначают Шамиля. Имам Шамиль, краткая биография которого невозможна, так как жизнь его череда выдающихся многочисленных событий. Работал он постоянно. Имамат, созданный им, был разделен на несколько округов, которые назывались «наибства». В каждом округе был назначен наиб, который строго следил за исполнением всех указаний имама.

При Шамиле был создан Верховный совет, казна, некое подобие армии и военные чины. Шамиль запретил кровную месть и ввел законы и штрафы, о чем раньше здесь никто не мог и подумать. Через шесть лет Шамиля признает имамом и чеченский народ.

Заложник царя

Столицей имамата был аул Ахульго у стен которого и произошла одна из самых кровопролитных битв Кавказской войны. В 1836 году царской армией, под командованием генерала Граббе, продолжалась несколько месяцев. Горцы не сдавались. Гибли не только мужчины, но и женщины с детьми. Несмотря на полную блокаду, сдаваться никто не соглашался.

Граббе, через парламентера, предложил Шамилю сдаться вместе со своим восьмилетним сыном Джамалуддином, тогда он гарантировал прекращение осады. Шамиль ответил отказом. Штурм возобновился с новой силой. Уже практически не осталось мужчин, которые могли бы сдерживать атаки. Зная, что Джамалуддину не причинят зла, Шамиль был вынужден отдать своего сына в заложники, спасая оставшихся сельчан. Сам он, с небольшим отрядом, сумел прорваться в соседнюю Чечню.

Джамалуддин был увезен в Россию и определен в кадетский императорский корпус для сирот. Были у имама еще три сына и две дочери, но все последующие 15 лет его душа болела за ребенка, который воспитывался теперь чужими людьми. Случай помог Шамилю снова увидеть своего ребенка. Его отряд захватил поместье армянского князя Чавчавадзе, пленив княгиню и ее сестру. Княгинь было решено обменять на сына Шамиля. Пока ожидался ответ от царя Николая Первого, их поселили в доме Шамиля. Позже, графиня Чавчавадзе отзывалась о Шамиле, как об образованном и обаятельном человеке.

В 1840 году Шамиль женится во второй раз. Его избранницей становится дочь зажиточного купца из Моздока Анна Улуханова, попавшая в плен к горскому отряду. Однако, полюбив имама всей душой, она согласилась принять ислам и стать женой Шамиля. До конца жизни Шамиль был влюблен в свою Анну, которая взяла себе мусульманское имя Шуанат и родила ему пятерых детей.

Джемал-Эддин Шамиль – так звали Джамалуддина русские, к этому времени уже имел звание корнета, был доволен своей службой и любил Россию. Перед возвращением на Родину, он был приглашен во дворец, где Николай Первый просил его передать отцу, что он хочет мира.

Отвыкший от горного климата и горской жизни, 26-летний Джамалуддин заболевает чахоткой и умирает, до последнего дня прося отца примириться с Россией.

Почетный пленник

После вступления на престол императора Александра Второго Кавказская война начала свою завершающую фазу. Князем Барятинским, который был другом детства нового царя, подкупались самые ключевые фигуры на Кавказе. Это и сломило имамат Шамиля. Процветала разрозненность и повсеместное предательство имама.

Понимая свое бессилие, Шамиль все же рассчитывал продержаться на вершине горы Гуниб, отбиваясь от царских отрядов. Но, силы были не равны. Чтобы спасти тех, кто остался, Шамиль принимает решение сдаться.

25 августа 1859 года произошла историческая встреча имама с князем Барятинским у подножия Гуниба. Барятинский встретил Шамиля, ничем не задев его достоинство, а наоборот, проявив все возможное уважение. А уже в середине сентября Александр Второй встретился с Шамилем и даже вручил ему золотую саблю, поблагодарив его за сделанный шаг к созданию мира.

Шамиль побывал в нескольких российских городах, не переставая удивляться красоте и величию России. А особенно он поражался тому, как его встречают люди. Он считал, что они обязаны его ненавидеть, но его встречали везде как героя, называя Кавказским Наполеоном.

Поселили Шамиля в Калуге. Ему с семьей был выделен красивый трехэтажный дом. Шамиль часто выезжал, знакомился с бытом людей, посещал госпитали, где лежали раненые солдаты царской армии, следил за театральной жизнью. Словом, это не была жизнь пленника, это была жизнь почетного гостя.

В 1861 году Шамиль обращается к императору с просьбой, о поездке к мусульманским святыням в Мекку. Пригласив Шамиля и его старшего сына Гази-Магомеда в Царское село, Александр пообещал отпустить его, но только позже. Пока, он считал это нецелесообразным, так как в горах еще не все было замирено.

Сын Шамиля Магомед-Шапи поступает на службу к Александру в Кавказский эскадрон. Третья жена Шамиля Загидат подарила имаму сына Магомеда-Камиля уже в Калуге. Здесь же, Шамиль принимает присягу на верность императору.

Годы брали свое, Калужский климат перестал подходить имаму, и было принято решение о переезде в Киев. Перед отъездом, Шамиль сходил на кладбище, попрощаться с семнадцатью родственными могилами, которые он оставлял здесь.

Сидя на берегу Днепра в Киеве, Шамиль понимал, что настало время отправляться в свой последний поход. Он снова просит императора о поездке в Мекку, обещая, что сыновья его останутся. И вот, разрешение получено. 16 февраля 1869 года Александр Второй дает свое согласие. Сбылась самая заветная мечта имама Шамиля.

Скончался имам Шамиль биография которого будет пересказываться еще не одну сотню раз, 4 февраля 1871 года, после завершения своего паломничества, в Медине. Там же он и был похоронен на кладбище Аль-Бакия, где покоятся еще очень многие досточтимые люди мусульманского мира.

История Имама Шамиля лишнее подтверждение того, что никогда не поздно переосмыслить свои взгляды и найти общий язык даже с самым сильным противником.