Какие акафисты читать в житейских нуждах (на всякую потребу). Необычные явления, связанные с мощами святых Харьковский благовещенский собор святитель афанасий

  • 23.08.2022

Родился в 1597 г. в г. Ревимне на о. Крит. Происходил из знатного греческого рода Пателариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов Св. Афанасий получил блестящее разностороннее образование Но несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили его, святого влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца св. Афанасий принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне. Вскоре святой стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь, которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о. Патмосе.

В 1626 г. святитель Афанасий был назначен в Валахию, где проповедовал Христово учение среди валахов и молдаван.

За свои труды и духовные дарования святой был назначен Константинопольским патриархом Кириллом I проповедником при Константинопольской кафедре, а в 1631 г. - епископом Фессалоникийским (Солунским). В марте 1634 г., после изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, святитель был возведен на патриарший престол. После возвращения патриарха Кирилла из ссылки святитель Афанасий оставил патриарший престол и более года прожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии, где папа предложил ему принять католичество, обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель Афанасий остался верен Святому Православию. С 1638 г. он вновь стал управлять Солунской кафедрой. В то время в храмах Солунской митрополии, терпевшей притеснения со стороны турок, не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах.

Однажды, возвращаясь из России, он тяжело заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре г. Лубны, где 5 апреля 1654 г. мирно отошел ко Господу и был погребен по восточному обычаю: тело святого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в монастырском Преображенском храме. 1 февраля 1662 г. обрели нетленные мощи святителя, от которых многие болящие получили исцеление. Необычное для России погребение святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной именования его Афанасием Сидящим.

Ныне святые мощи патриарха Афанасия покоятся в Благовещенском кафедральном соборе в г. Харькове.

Святой Афанасий III Пателларий известен в Русской Православной Церкви как святитель Афанасий Цареградский (сидящий), Лубенский чудотворец либо Афанасий Харьковский – Константинопольский Патриарх (1634, 1635 и 1652); ранее - митрополит Фессалоникийский; участник «книжной справы » предпринятой Московским Патриархом Никоном в 1653 году.

Родился в 1597 году в Ретимноне на острове Крит. Происходил из знатного рода, связанного с династией Палеологов. До 26 лет жил на Крите в монастыре Аркади, бывшем под властью венецианцев; получил образование в монастыре Аркадиу.

В 1631 году был рукоположен в сан митрополита Фессалоникийского; пользовался покровительством своего земляка Патриарха Кирилла Лукариса.

В начале 1634 года в Фанаре вновь (в третий раз) сформировалась принципиальная оппозиция Патриарху Кириллу Лукарису в связи с публикацией в марте 1629 года его «Исповедания веры», которое в ряде положений выражало кальвинистские богословские воззрения. Для смещения Лукариса, которого поддерживали посольства протестантских держав в Константинополе (прежде всего Голландии), недовольным митрополитам необходимо было выдвинуть кандидата, приемлемого для католических держав; таким претендентом стал Афанасий, В феврале 1634 года Афанасий был избран на Патриарший престол и настолован 25 марта.

Уже чрез несколько дней уступил престол возвратившемуся из ссылки Кириллу Лукарису, ввиду того, что голландское посольство сумело выплатить Порте сумму в 70 тысяч талеров за восстановление (четвертое) на престоле Лукариса.

По своем вторичном низложении в 1635 году Афанасий уехал в Италию, жил в Анконе и Венеции.

Подвизался на Афоне в устроенной им келии (монастыре без статуса), где впоследствии (1849 году) возник русский Андреевский скит, святынею которого была личная икона Патриарха, по-русски именуемая «В скорбех и печалех Утешение» (празднование 19 ноября).

Летом1652 года в третий раз занял престол на несколько дней.

8 октября 1652 года навсегда покинул Константинополь, посетил господаря Василия Лупу, Богдана Хмельницкого в Чигирине; 22 апреля 1653 года был принят в Москве царем Алексеем Михайловичем.

В Москве, по просьбе Патриарха Никона, написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке», который лег в основу московского исправленного печатного «Чиновника архиерейского служения», используемого в РПЦ и ныне. Подал царю «тетрадь», в которой излагал главную цель своего приезда в Москву: побудить царя, в союзе с Молдавией и Запорожским войском, начать войну с турками, после разгрома которых царь должен был занять престол ромейских императоров, а Московский Патриарх – вселенскую кафедру.

В конце декабря 1653 года выехал из Москвы в Молдавию, дабы прибыть в Николаевский монастырь в Галаце. По дороге гостил у Богдана Хмельницкого.

В феврале 1654 года остался в Мгарском монастыре близ Лубен, где в среду на Фоминой седмице, 5 апреля, преставился.

Был погребен сидящим на троне под амвоном Преображенского храма монастыря игуменом обители.

История почитания святителя начинается с 1662 года – 1 февраля, в присутствии посетившего Лубенский монастырь Газского митрополита Паисия Лигарида (который, по его словам, видел Афанасия в сонном видении), состоялось обретение нетленных мощей святителя.

В 1672 году царь направил подьячего М. Савина для проведения расследования о бывающих от мощей чудотворениях.

В XVIII веке в Лубенском монастыре хранились рукописные жития святителя и канон.

В 1818 году Полтавский епископ Мефодий (Пишнячевский) ходатайствовал пред Святейшим Синодом о канонизации Афанасия; ходатайство было отклонено. Однако почитание святителя и запись происходивших от его мощей чудес продолжались.

В 1860-х А. Н. Муравьев составил новое житие Афанасия с указанием чудес, совершавшихся при его мощах.

История канонизации не вполне ясна, но официальное почитание было принято в Российской Церкви в конце XIX века после работ Е. Е. Голубинского, который доказал, что почитание было впервые установлено между 1672 и 1676 годом митрополитом Киевским (Константинопольский патриархат) Иосифом (Нелюбович-Тукальским).

В 1922 году собор, включая серебряный трон святителя, был разграблен; в 1930-е мощи святителя были перенесены в Харьков; в 1947 году – в Благовещенский кафедральный собор города.

Память совершается 2 (15) мая, в день памяти соименного ему святителя Афанасия Великого и в Соборе Афонских преподобных (второе воскресенье по Пятидесятнице).

Святитель Афанасий, Цареградский, Лубенский и Харьковский чудотворец

Святитель Афанасий III родился в 1597 г. в г. Ревимне на о. Крит. Происходил из знатного греческого рода Пателариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов. Св. Афанасий получил блестящее разностороннее образование, но, несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили его, святого влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца св. Афанасий принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне.

Вскоре святой стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь , которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о.Патмосе. В 1626 г. святитель Афанасий был назначен в Валахию, где проповедовал Христово учение среди валахов и молдаван. За свои труды и духовные дарования святой был назначен Константинопольским патриархом Кириллом я проповедником при Константинопольской кафедре, а в 1631 г. - Епископом Фессалоникийским (Солунским).

В марте 1634 г., После изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, святитель был возведен на патриарший престол. После возвращения патриарха Кирилла из ссылки святитель Афанасий оставил патриарший престол и более года прожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии, где папа предложил ему принять католичество, обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель Афанасий остался верен Святому Православию . С 1638 г. он вновь стал управлять Солунской кафедрой. В то время в храмах Солунской митрополии, терпевшей притеснения со стороны турок, не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах. Однажды, возвращаясь из России, он тяжело заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре г. Лубны, где 5 апреля 1654 г.мирно отошел ко Господу и был погребен по восточному обычаю: тело святого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в монастырском Преображенском храме.

1 февраля 1662 года святитель Афанасий был прославлен в лике святых и было установлено празднование 2 мая (по старому стилю), в день памяти соименного ему святителя Афанасия Великого.

В 1922 году в Лубнах, как и во всей Украинской Советской республике, началось изъятие церковных ценностей. Вначале оно происходило сравнительно спокойно. Но вот из Харькова приехал нарком Середа с письмом от Петровского с требованием изъять и гроб Афанасия сидящего. Ведь был он из чистого серебра и весил 4 пуда 10 фунтов.
Тогда население не только Лубён и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило гурьбой в монастырь. Десятки тысяч людей окружили собор и не давали комиссарам приблизиться к мощам святого. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа.

Народ ежедневно прибывал, а не убывал. Агитаторов не слушали. Тогда власти решили начать в районе монастыря военные учения. Сюда прислали до 3000 солдат и курсантов. Вокруг монастыря происходили маневры с пулемётной и артиллерийской стрельбой, криками «ура». А результаты - плачевные, службы продолжаются, народ не расходится.
Выручила комиссаров надвигающаяся уборочная страда. Стала поспевать пшеница. И постепенно верующие на конях и волах разъехались по домам. В течение трёх дней очистились все входы и выходы из монастыря. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб. А серебряную раку комиссары отвезли в Харьков. Туда же в 1930-е годы были перенесены и мощи святителя.

Мощи святого патриарха Афанасия, прославленные многочисленными чудесами и знамениями, с 1947 года и до сих пор покоятся в городе Харькове, в правом приделе Свято-Благовещенского кафедрального собора.

Немало исцелений от различных недугов и случаев помощи в различных скорбных обстояниях являет этот святой и в наши дни. Служащие свидетельствуют, что когда святителю меняют облачение, то тапочки его всякий раз оказываются истоптанными чуть ли не до дыр.

Совсем недавно был и такой случай. Переоблачение святителя производится в алтаре священнослужителями. И вот однажды после такого переоблачения одновременно всем участникам этого действа Святитель Афанасий явился во сне и упрекал, говоря, мол, своего святителя когда переоблачаете, то стараетесь действовать аккуратно, чтобы сильно туго не перетянуть поручи, а меня переоблачали небрежно, да так сильно затянули на запястьях, что руки болят. Когда наутро все видевшие один и тот же сон пришли в собор и стали рассказывать друг другу дивное видение, то сразу же поспешили к мощам святого. Поручи действительно, оказались сильно перетянутыми, и это был урок для всех, чтобы относились к мощам святого Афанасия с благоговением, что наш святой покровитель живой, и слышит нас и все видит, и помогает…

Являясь многим в видениях, он благословляет, наставляет и врачует верных сынов Христовой церкви, с нелицемерною и усердною молитвою к нему притекающих.

Святитель Афанасий , в миру Алексий, родился в 1560 (1597) году в городе Ретимне на о.Крит, в семье благочестивого грека Пателария. Пателарии отличались незаурядными умственными дарованиями. Отец Григорий Пателарий был выдающимся ученым, философом и публицистом.

До 26 лет Алексий жил на Крите и образование получил в знаменитом Аркадийском монастыре, который давал своим ученикам разносторонние познания и твердое православное воспита­ние, что было особенно важным, так как Критом владели в то время венецианцы-католики.

Он изучил риторику, грамматику и пиитику, математику и астрономию, музыку и литературу, богословские науки, превосходно владел древнегреческим, латинским, арабским и итальянским языками и удивлял современников своими познаниями и обширными знаниями.

Но несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили Алексия - его влекла жизнь христианских подвижников. И после смерти отца он постригся в рясофор с именем Анания в одном из солунских монастырей, откуда позже ушел в монастырь Есфигмен на Афоне, где нес послу­шание в трапезной.

С Афона он предпринял путешествие в палестинские обители и в одной из них принял иноческое пострижение с именем Афанасий. По возвра­щении в Солунь он был поставлен во пресвитера и распространял Христово учение среди валахов и молдаван, для которых перевел Псалтирь с греческого на их родной язык.

Вскоре святой Афанасий стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых.

В 1626 году святой Афанасий был назначен учителем в Валахию. Ему было пору­чено перевести с еврейского на новогреческий язык Псалтирь. Псалтирь в его переводе впоследствии хранилась в обители во имя святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмосе, а списки с нее - в разных монастырях Святой горы Афон.

Изредка святитель уходил на Афонскую Гору для молитвенного уединения и Божьего благословения на пастырские труды. Святость его жизни привлекала множество христиан, желавших видеть истинного проповедника православной Христовой веры.

Своими трудами в славянских землях и духовными дарованиями св. Афанасий при­влек благосклонное внимание Патриарха Константинопольского Кирилла I Лукариса (был патриархом с перерывами с 1621 по 1638 гг.), который, призвав святого подвижника в Константинополь, назначил проповедником при своей кафедре. В 1631 году святой Афанасий был хиротонисан во епископа и назначен на одну из главных митрополий Константинопольского Патриархата - Фессалоникийскую (Солунскую).

В это время Патриарх Кирилл I (Лукарис) был оклеветан перед султаном и заточен на острове Тенедос, а святитель Афанасий избран на патриарший престол 25 марта 1634 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Находясь на первосвятительской кафедре, патриарх Афанасий вёл неустанную борьбу за Православие против еретиков, иезуитов и мусульман. Пробыв на патриаршем престоле около 40 дней, происками врагов Православия он был низведён, а на кафедру возвращен Кирилл I (Лукарис).

Святитель отправился на Афон, где некоторое время подви­зался в уединении. Там он устроил себе небольшую келлию (ныне на том месте русский Свято-Андреевский скит). Более года он прожил на Афоне, совершенству­ясь в подвигах поста и молитвы. Святитель Афанасий затем жил один год в Италии, где папа предложил ему католичество, обещая возвести в кардинальское достоин­ство, но святитель Афанасий остался верен святому Православию.

Затем святитель Афанасий в 1635 году вторично был возведён на патриаршество, но через год был низложен и сослан в ссылку на остров Родос. После возвращения с 1638 года вновь управлял Солунской кафедрой, не прерывая связи с Афоном. В то время Солунская митрополия, как и вся Константинопольская Церковь, терпела притеснения со стороны турок и была крайне разорена.

В храмах не хватало бого­служебных книг, церковной утвари и облачений. Святителю Афанасию дважды приходилось посылать (с 1633 по 1643 гг.) прошения русскому царю Михаилу Феодоровичу (1613-1645) о даровании милостыни бедствующей Константинопольской Церкви, в первый раз он просил помощи на уплату долгов, оставшихся от его предшественника; во второй раз - «на выкуп заложенной в долг ризницы его митрополии и церковных сосудов». Позднее святитель Афанасий неоднократно обращался за помощью к русскому государю, а затем и сам совершал поездки в Россию.

Когда пребывание в Солуни стало для святителя невозможным, он в 1643 году вынужден был уехать в Молдавию под защиту господаря Василия Лукула и поселиться там в обители святителя Николая, близ Галаца. В Молдавии он неожиданно заболел и прожил до 1651 года. Но здесь он постоянно обращал свой взор к Афонской Горе, часто посещал её и надеялся там окончить свою жизнь. Однако промысел Божий судил иначе.

В начале 1651 года святитель Афанасий вернулся в Константинополь и 25 мая был вновь поставлен патриархом, однако пробыл на кафедре только 40 дней.

В 1652 году святитель Афанасий вновь был возведён на Вселенскую кафедру, но пробыл на ней всего 15 дней, так как мусульманам и католикам не нравился этот проповедник православной Христовой веры.

Во время своего последнего патриаршего служения он произнёс проповедь, в которой обличил папские притязания на главенство во Вселенской Церкви и мнимое апостольское преемство. Преследуемый мусульманами и иезуитами, физиче­ски ослабевший, он передал управление Константинопольской Церковью митро­политу Лаврийскому Паисию.

5 июля того же года перед Собором архиереев, клириков и мирян он добровольно отрёкся от патриаршего престола. В особой грамоте он объяснял свой поступок так: «Не будучи в силах служить (патриаршего престола города Константинополя) защитою, принять на себя и нести обычные царственные обязанности, разные дела и труды патриаршего служения, удалились мы из патриархии по собственному желанию и доброй воле и творим отречение от патриаршего сего престола…»

В начале 1653 года святитель Афанасий вернулся в Молдавию, где получил от господаря в управление монастырь святителя Николая в городе Галаце. Зная глубокую веру и отзывчивость русского народа, святитель Афанасий предпринял путешествие в Россию.

В апреле 1653 года он был с большими почестями встречен в Москве патриархом Никоном (1652-1658) и царем Алексеем Михайловичем. Во время пребывания в Москве святитель Афанасий совершал богослужения в монастырях и храмах сто­лицы. В июне он совершил паломничество в Троице-Сергиеву лавру.

Святитель Афанасий неоднократно встречался с патриархом Никоном, который произвёл на него очень благоприятное впечатление. Святитель с большим сочувствием отнёсся к предложенному патриархом Никоном делу об исправлении бого­служебных книг по образцу греческих. По просьбе патриарха Никона, желавшего видеть отличие в чине архиерейского совершения Божественной литургии на Востоке и на Руси, он написал особое сочинение - «Чин архиерейского служения литургии на Востоке».

В декабре 1653 года святитель Афанасий отправился в обратный путь - в молдав­ский монастырь во имя святителя и чудотворца Николая близ г. Галаца. Этот мона­стырь ещё ранее был дан ему в управление Молдаво-Валахским господарем Васи­лием Лукулой (1634-1654). Русские царь и патриарх щедро одарили святителя милостыней на его монастырь и другие нужды, а также преподнесли ему ценные подарки, ткани для облачения, церковные сосуды, кубки, меха и т. д. По дороге святитель Афанасий заболел.

В феврале 1654 года он прибыл в Преображенский Мгарский монастырь в г. Лубны и остановился там, вероятно, в ожидании весны и выздоровления. Однако болезнь обострилась и 5/18 апреля (в среду на Фоминой неделе), святитель Афанасий скончал­ся. Он был погребен игуменом Петронием по обычаю восточных патриархов: тело святого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу (склеп) под амвоном в монастырском Преображенском храме Лубенской обители.

По особому откровению и указанию Божию, мощи святителя Афанасия были обретены нетленными через 8 лет. Игуменом Лубенского монастыря Виктором донесено было об обретении мощей св. Афанасия Митрополиту Иосифу Тукальскому, который в качестве Экзарха Константинопольской Патриархии управлял Киевской и другими украинскими епархиями.

В 1662 году Газский митрополит Паисий Лигарид, проезжая через Лубны, просил показать ему гробницу святителя. «А как де гробницу раскрыли, и из гробницы наполнилось благовония, и обрели святейшего патриарха тело цело, лишь де у правой руки, как держал посох, пальцев двух или трех не было». Одежда почти вся и кресло сгнили, палица же и посох были целы.

По распоряжению Митрополита Иосифа мощи святителя Афанасия в сидящем положении торжественно были изнесены из-под спуда и установлены с правой стороны собора. Таким образом, обретение честных мощей произошло 1 февраля 1662 года, и святитель Афанасий был прославлен в лике святых и установлено память его совершать 2/15 мая — в день памяти соименного ему святителя Афанасия Великого.

Тело святителя было облачено в новые ризы и открыто для всеобщего поклонения. От святых мощей святителя Афанасия многие болящие получили исцеления. Нео­бычное для России погребение святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной именования его Афанасием Сидящим .

В 60-х годах XIX века было составлено житие святителя Афанасия с описанием чудес, совершившихся при его мощах. В 1901 году, при епископе Полтавском Иоанне, в Синодальной типографии была отпечатана «Служба, иже во святых отцу нашему Афанасию, патриарху Константинопольскому, Лубенскому чудотворцу».

И в настоящее время мощи святителя Афанасия открыто почивают в особо устроенной раке в Харьковском кафедральном Благовещенском соборе в правом приделе и составляют величайшую святыню Богоспасаемого града Харькова и всей необъятной России.

Молитва

Великий и дивный святителю Христов Афанасие Богомудре, светильниче Церкве вселенския, Лубенский и всея России чудотворче и покровителю! Ты, от юности вся житейская оставль, к Богу любовию и духовным благоразумием наставляемь, увещевал еси вся человеки, глаголя: что нам богатство, что нам злато, слава и могутство? - дымове, расходящийся по воздуху: вся та исчезнут, вся та понесет ветр! Многорачительно же в будущем веце да будет нам богатство. Тако поучая, сам щедр, благосерд, кроток, смирен и всем благоприступен был еси. Темже и во успении твоем Всеблагий Господь тмочисленными чудесы озари и прослави нетленныя мощи твоя. Имея убо ко Господу дерзновение, заступи и спаси твоим ходатайством всю хранимую тобою землю нашу и град сей, в немже святыми мощами твоими почивати благоизволил еси. Моли Христа Бога, да отпустятся всем нам согрешения наша вольная и невольная, да избавимся от всех враг видимых и невидимых, от всяких бед и скорбей и всяких недугов. Моли, да милостив будет всем нам Господь, и зде, и в будущем веце, и преставлыпияся от нас отцы и братию, матери и сестры и чада наша, в лики святых вчинив, в месте светле упокоит, да, предстояще и поклоняющеся раце мощей твоих, имамы тя неусыпающаго молитвенника и предстателя о нас ко Господу и благодарно с любовию величаем прославлыпаго и послушающаго тя, в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Вконтакте

Его называли Богомудрым - святителя Афанасия, Лубенского, Харьковского и всея России чудотворца и покровителя. Почитание этого святого в южных русских пределах весьма велико: своей земной и посмертной судьбой, а также духовной, молитвенной жизнью и постоянным общением с русскими государями он связал не только породивший его средиземноморский остров Крит, но и Полтавщину, Харьковщину, да и всю Россию.

Сегодня его называют Афанасием Сидящим, поскольку (удивительная вещь!) его честные мощи покоятся не в обычной гробоподобной раке, а усопший святитель сидит на возвышении, под сенью, располагающейся в правом, южном приделе Благовещенского кафедрального собора Харькова.

Благовещенский кафедральный собор в Харькове

Мощи святителя открыты взорам прихожан, в сущности, с трех сторон. «Будто на патриаршей кафедре, он представляется благоговейному взору как бы только что погрузившийся в непробудный сон. Глава его, осененная митрою святительскою, склонилась на правое плечо, и десница простерта на коленях, для лобзания верующих, а в левой руке он держит свой пастырский жезл, как бы доселе управляя Вселенскою паствою. Так погребли его по чину и обычаю патриаршему, так и обрели, спустя немного лет, бодрствующим и по блаженной кончине».

Честные мощи Афансия Сидящего

Не иссякает поток страждущих поклониться его честным мощам.

Ведь, согласно учению церкви, мощи святых (в любом виде) являются носителями благодати, с помощью которой могут изгонять бесов, исцелять и творить иные чудеса. В постановлениях Седьмого Вселенского собора сказано: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Митрополит Макарий (Булгаков) в XIX веке писал о святых мощах: «Изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления - как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».

Однако наличие нетленных мощей не является обязательным условием для канонизации святого.

В харьковском Благовещенском соборе пребывают и честные мощи святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского, а также священномученика Александра (Петровского).

Предстоятель Русской Церкви Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл во время недавнего визита в Харьков поклонился трем харьковским святым, и первым, конечно же, по старшинству канонизации, святителю Афанасию.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл у честных мощей свт. Афанасия Лученского в Благовещенском соборе Харькова. 7 мая 2011 года

Полное именование святого: Афанасий III (Пателларий) Сидящий, Патриарх Константинопольский (Цареградский), Лубенский и Харьковский чудотворец, святитель.

Уроженец (1597 год) критского города Рефимна (Ретимна) происходил из знатного греческого рода Пателлариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов. Блестяще образованный человек («Я был, - писал он о себе, - знатоком богословия, математики, риторики, многотрудной грамматики, пиитики, астрологической премудрости, музыки и других искусств»), свт. Афанасий после кончины отца принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне.

Потомок царского рода, богослов, философ и поэт по природе, он пользовался большим вниманием в высоком обществе острова Крит, но добровольно оставил свои привилегии, отрекся от всех прелестей, посвятил себя служению Богу, приняв иночество, и впоследствии стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых, переводчик с еврейского на новогреческий язык Псалтири, которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о. Патмос.

У образа Святого Афанасия. Мгарский монастырь

Биографы свидетельствуют: «Со времени возведения в сан епископа, а затем и патриарха, для Святителя начался тесный путь, - путь печали, огорчений, душевных и телесных страданий, смиренно пройденный им под тяжестью патриаршего титла. Господу угодно было испытать терпение патриарха Афанасия в унижении и твердость в исповедании, и он остался непреклонно верен Ему до конца дней своих».

Он был святителем среди валахов и молдаван, затем епископом Фессалоникийским (Солунским).

Солунская митрополия, в пределах которой находится св. гора Афон, самая ближайшая к Царьграду, была наиболее разорена турками. Бедственное состояние, беспорядки в церковном управлении, религиозное смятение умов так тяжело поразили нового епископа, что он готов был даже совсем отказаться от епископства. Но вера укрепила его волю. «Возврата нет, - писал митрополит Афанасий, - волей-неволей я должен исполнить то, за что взялся. Господь сказал: положивый руку на рало и оглядывающийся вспять не есть управлен в царствии Божии (Лук. 9, 62). Званому на брак не следует печалиться, и положившему руку на рало - оглядываться назад».

В марте 1634 года, после изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, митрополит Афанасий был возведен на патриарший Константинопольский престол. После возвращения патриарха Кирилла пробыл некоторое время на Афоне, один год жил в Италии, где папа предлагал ему принять католичество, обещая возвести в кардинальское достоинство. В конфликте с турками, снова став на Солунскую епархию, святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах.

В целом он трижды восходил на патриарший престол, вел непростую борьбу с турецкими правителями и иезуитами. Был и ссылаем на знаменитый остров Родос, после ссылки на который до нового его поставления на Солунскую кафедру прошло 15 лет. На лучшем месте Афона святитель положил начало будущей Русской обители, сам того не ведая, что келия его со временем привлечет русских тружеников - из той земли, где ему суждено будет упокоить свои кости. Интересная преемственность: столетие спустя другой изгнанник Вселенского престола, патриарх Серафим, искал себе убежища в мирном приюте Афанасия и украсил его. Но вынужденный бежать оттуда во время Турецкой войны, при великой Екатерине, он нашел себе последнее пристанище в той же мирной обители Лубенской, где почил его предместник Афанасий. А еще сто лет спустя, в бывшей келии двух патриархов Вселенских, при церкви Святого Апостола Андрея Первозванного, основателя Византийской кафедры, устроился на Святой горе Афонской скит собственно Русский, как бы в вознаграждение за то гостеприимство, которое даровала Россия обоим патриархам.

Духовные связи святителя Афанасия с Россией установились еще до его патриаршества, вскоре после поставления на Солунскую митрополию. В 1631 году он дал от себя просительную грамоту к царю Михаилу Феодоровичу - епископу Косме, который проживал на Святой горе в Иверском монастыре; он послал чрез него Государю в благословение частицу мощей святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, и миро от святого великомученика Димитрия, умоляя помочь ему в бедственном положении и освободить от тяжкого долга (более 5000 рублей), образовавшегося еще до его поставления митрополитом. Увы, русский царь помочь финансово тогда не имел возможности.

В предпоследний год царствования Михаила Феодоровича, 24 Августа 1643 года свт. Афанасий снова писал Государю: «Отверзи щедроты милосердия своего, державный Царь, приими нас, всегдашних твоих нищих богомольцев, и поспеши милостию своею на помощь прехвальному престолу Солунскому, который погибает до конца от неверных иудеев и агарян; выкупи из рук их священные сосуды и ризы; они держат их у себя на поругание веры Христианской. Поелику неизреченныя милости творит повседневно боговенчанное и самодержавное Царствие ваше, то да будет и сей православный престол Солунский утвержден и сподоблен христолюбивой благодати вашей; инаго пристанища пред Богом не имеем. Ты, Царь, нам, всем православным христианам, помощник и столп благочестия, и к тебе все, как отцу и утешителю, в печалях наших прибегаем; призри нас, святый Царь, потому что, без вашей богатой милости и помощи, невозможно мне возвратиться и спастись от погибели, и митрополия наша разорится до конца от тяготы долгов наших, коих пятнадцать тысяч ефимков...»

Приходилось писать к русскому самодержцу еще не раз, по разным поводам - с просьбами о помощи не лишь в своих тяжких обстоятельствах, но и ходатайствовать за других, информировать о военных и политических событиях Европы, Рима, Турции.

Свт. Афанасий посетил в 1653 году молдавского господаря Василия Лупу и малороссийский Чигирин, где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким (примерно за год до Переяславской рады, состоявшейся в январе 1654 года), от которого получил личное поручение к царю Алексею Михайловичу.

Документы свидетельствуют о торжественной встрече святителя патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в Москве в апреле того же года. Он привез Государю «образ Спасов в кивоте, крест деревянный резной, мощи Евангелиста Матвея, святое миро, составленное всеми четырьмя Вселенскими патриархами; от архимандритов же: Янинского - резной крест, а от Критского - мощи Св. Алексия Божия человека». Во время пребывания в Москве по просьбе русского царя и патриарха святитель записал греческий порядок архиерейской литургии, определивший впоследствии тот, что существует в русской церкви до настоящего времени.

Получив частичное вспомоществование, святитель отправился на богомолье в Сергиеву лавру. А позже испросил царской грамоты, написав челобитную царю, в которой были такие слова: «Потому что как я ехал к тебе к Москве чрез войско Запорожских казаков, в то, Государь, время, приходили на исповедь многие черкасы, и по обычаю своему, просили у меня, богомольца твоего, разрешительной грамоты, и мне было в те поры послать в Киев, напечатать разрешительные грамоты, некого; а как я, богомолец твой, из Москвы поеду назад, те, Государь, Запорожские казаки, начнут у меня, богомольца твоего, разрешительных грамот просить, а иные вновь на дух приходить будут, Царь Государь, смилуйся пожалуй. Бывший Константинопольский Патриарх Афанасий, благочестивейшаго Царя теплейший и неусыпный молитвенник».

Некоторые источники полагают, что Свт. Афанасий на обратном пути принимал участие в Переяславской раде, а потом, до конца февраля, был гостем Богдана Хмельницкого.

Тем не менее на пути в Галац святитель заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре города Лубны на Полтавщине.

Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь

Обитель эта, находящаяся в Малороссии, была создана в 1619 году, по благословению епископа Перемышльского Исаии, соименным ему игуменом Густынским, на средства княгини Раины Корибутовой, урожденной княжны Вишневецкой, которая была замужем за старостой Овручской области. Церковь во имя Преображения была в то время еще деревянная и довольно убогая; только 40 лет спустя усердием гетмана Самойловича была поставлена на ее место нынешняя великолепная церковь, которая красуется на вершине лесистой горы, слывущей Фавором Мгарским, над рекой Сулой.

К слову, через сотню лет, с 1737 года, игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря стал уроженец Полтавщины святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский (святые мощи которого в наши дни покоятся в Преображенском соборе города Белгорода)...

25 февраля 1654 года свт. Афанасия гостеприимно встретила монастырская мгарская братия во главе с игуменом Петронием (Левковичем). Жития свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: «Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить».

Показывают близ обители уединенный холм, куда, по преданию, любил приходить молиться свт. Афанасий, он и теперь слывет святительским; правда, едва ли по болезненному своему состоянию святитель мог пользоваться в зимнее время краткой прогулкой. Скорее всего, народная память соединила патриарха Афанасия с частым молитвенным посещением холма другим патриархом Цареградским Серафимом, который провел несколько лет в уединении в Лубенской обители.

У Спасо-Преображенского Мгарского мужского монастыря

Святитель Афанасий отошел к Богу 5 апреля 1654 года и был погребен в Преображенском храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении, как и положено восточным патриархам: тело святого в полном облачении и с посохом в руке было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу. На гробнице была сделана надпись: «Сын! если ты почтителен, не проходи мимо отца без поклону: он был чутким, отзывчивым на людское горе пастырем апостольского трона, и по смерти своей молится за паству свою пред Пастырем пастырей - Христом».

Когда через 8 лет после кончины святителя Афанасия вскрыли гробницу, то увидели тело патриарха нетленным, «лишь на правой руке, которая держала посох, не было двух или трех пальцев. Священная одежда с его тела упала и сотлела, кресло сгнило. Целыми остались только палица и посох».

1 февраля 1662 года был совершен соборный чин канонизации святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти 2 (15 по нов. ст.) мая - в день памяти свт. Афанасия Великого, Патриарха Александрийского.

Нетленные мощи святителя Афанасия Сидящего неоднократно были переносимы с места на место, стали предметом почитания верующими православной Руси. Слава об его исцеляющих мощах распространилась далеко за пределы Лубенщины, и тысячи людей приходили во Мгарский монастырь прикоснуться к мощам в позолоченной гробнице, получая исцеления от недугов.

Так продолжалось до прихода к власти большевиков. В 1922 году в Лубнах началось изъятие церковных ценностей, и вскоре из Харькова приехал нарком С. П. Середа с письмом от Г. И. Петровского - с требованием изъять гроб Афанасия Сидящего, сделанный из чистого серебра весом в 4 пуда 10 фунтов.

В ответ население не только Лубен и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило в монастырь, не давая безбожникам приблизиться к мощам святого, окружив собор живым кольцом в десятки тысяч людей. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа, а народ ежедневно прибывал. Тогда власти начали в районе монастыря военные учения с пулеметной и артиллерийской стрельбой и криками «ура», прислав до 3 000 солдат и курсантов, но и маневры не смогли разогнать народ. Только с началом уборочной страды люди стали расходиться. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб, а серебряную раку безбожники отвезли в Харьков. Туда же позже были перенесены и честные мощи святителя, где они вначале хранились в музее.

С именем святителя Афанасия также связывают чудотворную икону Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» (празднуется 19 ноября по ст. ст.), посланную после его кончины на Афон, но вновь принесенную в Россию в 1863 году.

Образ Богородицы «В скорбех и печалех Утешение»

Святитель Афанасий теперь всегда восседает на своем троне, словно смотрящий за богоспасаемым градом Харьковом и Русским миром. Смотри зорко, отче Афанасий, моли Господа о нас, грешных!