Характеристика современной эстрады. Эстрадный номер

  • 23.08.2019

Эстрадный номер

1. Номер - ведущий из компонентов эстрадного искусства

2. Классификация эстрадных номеров в соответствии с родовыми жанрами эстрады

3. Жанры эстрадного искусства

4. Музыкальные жанры на эстраде. Основные принципы, приемы и режиссура

Заключение

Список использованной литературы


Своими корнями эстрада уходит в далекое прошлое, прослеживаясь в искусстве Египта, Греции. Элементы эстрады присутствовали в представлениях странствующих - скоморохов (Россия), шпильманов (Германия), жонглеров (Франция) и так далее. Трубадурское движение во Франции (конец XI в.) выступило носителем новой общественной идеи. Его особенностью было написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен от сюжетов любовной лирики до воспевания боевых подвигов военноначальников. Распространяли музыкальное творчество наемные певцы и бродячие артисты.

Конечно, есть еще много, включая суб-жанры поджанров, но нет необходимости в том, чтобы получить эту специфику. Отзыв, который вы пишете, может быть как можно более конкретным, и приведенные ниже термины и определения могут быть полезными. Есть только ограниченное количество цветных наклеек, поэтому категории должны быть довольно широкими. И сотни очень специфических буквенных кодов только путают для программистов, пытающихся найти музыку, поэтому, пожалуйста, ограничьтесь тем, что указаны на диаграмме.

Акустика Создана без использования электричества. Альтернативные стили включают инди, пост-панк, хардкор-панк, готический рок, рок колледжа и новые полосы волн. Обычно тише, чем другие стили, окружающая музыка описывает трехмерную атмосферу со звуком, часто без удара. Блуграсс Форма музыки американских корней с собственными корнями в английской, ирландской и шотландской традиционной музыке иммигрантов с Британских островов, а также музыка сельских афроамериканцев, джаз и блюз. Как джаз, мятлик играет с выключением каждого инструмента мелодии, в свою очередь, играет мелодию, в то время как другие возвращаются к поддержке; это контрастирует с музыкой старого времени, в которой все инструменты играют мелодию вместе, или один инструмент несет лидерство на всем протяжении, в то время как другие обеспечивают сопровождение.

Сатира на городской быт и нравы, острые шутки на политические темы, критическое отношение к власти, куплеты, комические сценки, прибаутки, игры, музыкальная эксцентрика явились зачатками будущих эстрадных жанров, родившихся в шуме карнавальных и площадных увеселений. Зазывалы, которые при помощи прибауток, острот, веселых куплетов сбывали любой товар на площадях, рынках, в последствии явились предшественниками конферанса. Все это носило массовый и доходчивый характер, что и явилось непременным условием существования всех эстрадных жанров. Все средневековые карнавальные артисты не играли спектаклей. Основой представления была миниатюра, что отличало их от театра, главной особенностью которого являются элементы, связывающие действие воедино. Эти артисты не изображали персонажей, а всегда выступали от собственного имени, напрямую общаясь со зрителем. Это и сейчас основная, отличительная черта современного шоу - бизнеса.

Карибы Музыка Карибского бассейна - это разнообразная группировка музыкальных жанров. Они представляют собой синтез африканского, европейского, индийского и местного влияния. Некоторые из стилей, которые приобретают широкую популярность за пределами Карибского бассейна, включают регги, зоук, сальсу и калипсо. К числу областей относятся: Багамские Острова, Куба, Доминиканская Республика, Гаити, Ямайка, Мартиника, Пуэрто-Рико, Тринидад.

Кельтская кельтская музыка - это широкая группировка музыкальных жанров, которая сложилась из народных музыкальных традиций кельтских народов Западной Европы. Как правило, термин «кельтская музыка» применяется к музыке Ирландии и Шотландии, потому что в обоих местах созданы известные отличительные стили, которые на самом деле имеют подлинную общность и четкие взаимные влияния. Музыка Уэльса, Корнуолла, острова Мэн, Бретани, Нортумбрии и Галиции также часто считается частью кельтской музыки, кельтская традиция особенно сильна в Бретани, где кельтские фестивали большие и маленькие проходят в течение года.

Несколько позже (середина и конец XVIII в.)в зарубежных странах появились различные развлекательные заведения - мюзик-холлы, варьете, кабаре, министрел-шоу, которые соединили в себе весь опыт ярморочных и карнавальных представлений и явились предшественниками современных зрелищных организаций. С переходом многих уличных жанров в закрытые помещения стал формироваться особый уровень исполнительского искусства, так как новые условия требовали более сосредоточенного восприятия со стороны зрителя. Сформировавшаяся во второй половине 19 века деятельность кафе - шантанов, кафе - концертов, рассчитанных на небольшое количество посетителей, позволила развиться таким камерным жанрам, как лирическое пение, конферанс, сольный танец, эксцентрика. Успех таких кафе вызвали появление более крупных, зрелищных предприятий - кафе-концертов, как, например "Амбассадор", "Эльдорадо" и другие.

Наконец, также рассматривается музыка этнических кельтских народов за рубежом, особенно в Канаде и Соединенных Штатах. Христианская христианская музыка относится к музыке, созданной христианскими художниками или адаптированной для распространения общей христианской религии.

Классическая классическая музыка, как правило, классифицирует музыку, составленную и исполненную профессионально подготовленными художниками. Классическая музыка - это письменная традиция. Он составлен и написан с использованием нотной записи, и, как правило, выполняется добросовестно. В обычном употреблении «классическая музыка» часто относится к оркестровой музыке вообще, независимо от того, когда она была составлена ​​или с какой целью.

Данной форме показа номеров были свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. В это время Франция приобретает статус культурно-развлекательнго центра. "Театр Монтасье" (варьете) - соединил в себе музыкальное, театральное и цирковое искусство. В 1792 г. большую популярность приобретает театр "Водевиль". Репертуар театра составляют комедийные пьесы, в которых чередуются диалоги с куплетами, песнями и танцами. Большой популярностью пользовались кабаре (увеселительное заведение, сочетающее в себе песенно-танцевальный жанр развлекательного характера) и оперетта.

Как правило, разница между дискотекой или любой танцевальной песней и рок-музыкой или общедоступной песней заключается в том, что в танцевальной музыке бас хиты «четыре на пол», по крайней мере, один раз, а в скале бас попадает на один и три и позволяет ловушке взять на себя инициативу на два и четыре.

Его часто считают первым истинным типом джаза, и это была первая музыка, названная термином джаз. Хип-хоп Восточного побережья появился как окончательный поджанр после того, как художники из других регионов Соединенных Штатов появились в разных стилях хип-хопа. С тех пор он превратился в основной поджанр хип-хопа и сыграл важную роль в истории хип-хопа. Хип-хоп Восточного побережья разработал несколько творческих эпицентров и местных сцен в северо-восточных штатах США, большинство из которых в основном расположены в афроамериканских и испаноязычных городских центрах.

Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось за счет внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменение формы сценической площадки.

Эстрадная музыка с 20-х годов прошлого века находится в центре внимания деятелей культуры и искусства, исследователей в различных областях знания, выступая как предмет полемики на страницах периодической печати и споров в научных кругах. На протяжении всей истории отечественного эстрадного искусства отношение к нему неоднократно менялось. "В отечественной науке сложилась традиция рассматривать эстрадное искусство, и в этом контексте джаз, а затем и рок-музыку, как проявления массовой культуры, которые становились объектом исследования в рамках социологии, социальной психологии и других общественных наук. Интерес культурологов и политологов к проблемам современной эстрады и социокультурным явлениям, порождаемых ею, не ослабевает и сегодня" .

Легкое прослушивание появилось в середине 20-го века. Этот термин определен некоторыми, чтобы означать современную электронную музыку, которая не обязательно предназначена для танцпола, а скорее для домашнего прослушивания. Эмо Эмо - поджанр хардкорной панк-музыки. Термин эмо был обусловлен тем, что в некоторых случаях участники группы становились спонтанно и буквально эмоциональными во время выступлений.

Экспериментальный общий термин, окружающий электронную музыку без предопределенных жанров. Первоначально фламенко состоял из несопровождаемого пения. Позже песни сопровождались гитарой фламенко, ритмичными ладонями рук, ритмичными ногами и танцами. Ток и бейл также часто встречаются без канте, хотя песня остается в основе традиции фламенко. Народная музыка и простые люди, люди - это простой, ориентированный на универсальные истины, часто с традиционными акустическими инструментами и простой мелодией.

Развитие кинематографа произвело ошеломляющий эффект по всему миру, в последствии становясь непосредственным атрибутом любого общества. С конца 1880-х начала 1900-х годов он тесно соседствует с формирующейся отечественной эстрадой, как заведение и как зрелище является непосредственным продолжением балагана. Ленты перевозились из города в город предпринимателями на фургонах вместе с проекционной аппаратурой. Отсутствие электричества тормозило развитие кинематографа на значительной территории страны. Учитывая этот факт, предприниматели приобретают небольшие переносные электрические станции, которые значительно расширили возможности кинопроката.

Народная музыка возникла в обществах, еще не затронутых массовой коммуникацией и коммерциализацией культуры. Первоначально он был разделен и выполнялся целым сообществом, а не специальным классом исполнителей-исполнителей, и передавался из уст в уста.

Лучше всего можно распознать его синкопированные три против четырех ритмов; толстая басовая линия; бритвенные ритмические гитары; скандированный или кричащий вокал; сильные, ритмично-ориентированные звуковые секции; заметная перкуссия; оптимистичное отношение; Африканские тона; танцевальности треков; и сильные джазовые влияния. Сегодня он может представлять собой смешение любых двух или более стилей. Термин «гаражный камень» происходит от восприятия того, что многие такие исполнители были молодыми и дилетантскими, и часто репетировали в семейном гараже.

Таким образом, "развитие музыкальной культуры не представляется возможным без осуществления целого комплекса управленческих задач, решение которых требует подготовки квалифицированных кадров в соответствии с современными социально-культурными условиями"

Существует и обратный процесс – коммерциализация (без негативного оттенка) эстрады. Так, поклонники цены на концерты Мадонны в Лондоне, которые в августе 2007 г., колебались от 80 до 160 фунтов (от 140 до 280 долларов) плюс 13 фунтов за бронь. Шоу Re-Invention tour, с которым она два года назад проехала по США и Европе, принесло 125 млн. долларов - больше, чем любое другое шоу в тот год. Билеты на концерты в Лондоне стоили тогда до 150 фунтов.

Большинство групп использовали простые аккордовые прогрессии, ударные барабаны и короткие, повторяющиеся тексты песен. В то время как разделение между двумя стилями никогда не было абсолютным - оба из методистских гимнов и художников в одной традиции иногда пели песни, принадлежащие другому, - резкое разделение черно-белой Америки, особенно черно-белых церквей, содержало две Кроме. Хотя эти подразделения несколько уменьшились за последние пятьдесят лет, эти две традиции все еще различны. Он, как правило, характеризуется доминирующим вокалом, ссылающимся на лирику религиозного характера.

На самом деле, Мадонна является одним из основных бенефициантов перемен, которые некие мощные экономические факторы привнесли в дело организации шоу-программ.


Номер - отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов. Является основой эстрадного искусства - "Его Величество номер" - говорил Н. Смирнов-Сокольский. Последовательность, "монтаж" номеров составляет суть концерта, театрализованной программы, эстрадного спектакля. Первоначально понятие "номер" использовалось в прямом смысле, определяло порядок следования артистов друг за другом: первый, второй, пятый… в эстрадной (или цирковой) программе (также чередование отдельных сцен в опере - "номерная опера", в балете).

В то время как большинство панк-групп сосредоточивались на агрессивном, внешнем роке, ранние готические группы были более интровертированными и личными, с элементами, которые можно проследить до гораздо более старых литературных движений, таких как готический ужас, романтизм, экзистенциальная философия и философская конструкция нигилизма.

Группы из городов на Тихоокеанском северо-западе Соединенных Штатов, такие как Сиэтл, Вашингтон, Олимпия, Вашингтон и Портленд, штат Орегон, создали гранж, а затем стали популярными среди основных аудиторий. Музыка хип-хопа, состоящая из четырех основных элементов: рэп, диск-жокей, брейк-данс и граффити. Как правило, музыка хип-хопа состоит из одного или нескольких рэпперов, которые повторяют полуавтобиографические рассказы, часто относящиеся к фикционированному коллеге, в сильно ритмичной лирической форме, изобилующие использованием таких методов, как ассоциация, аллитерация и рифма.

Для артиста, выступающего на эстраде, номер - маленький спектакль со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Короткометражность номера (не более 15-20 минут) требует предельной концентрированности выразительных средств, лаконизма, динамики. Для постановки номеров привлекаются режиссеры, а иногда композиторы, хореографы, художники, в том числе художники по костюму, свету.

Этот ритм часто создается с использованием образца перкуссионного перерыва другой песни, как правило, фанка, рок или запись души. В дополнение к ритму, другие звуки часто отбираются, синтезируются или исполняются. Дом Названный в честь своего места рождения, Склад, клуб в Чикаго, Дом во многом является электронным расширением Диско.

Жанр альтернативного рока, который прежде всего существует в инди-подземной музыкальной сцене. Эти критерии варьируются от акцента на рок-инструментарий до более абстрактных реалистичных реалистических конструкций. Промышленно-индустриальная музыка - свободный термин для ряда различных стилей электронной и экспериментальной музыки. Вокалы были спорадическими и были, скорее всего, популярными, поскольку они должны были быть абразивной полемикой. Смешивая электронные синтезаторы, гитары и ранние сэмплеры, эти группы создали агрессивную и абразивную музыку, объединяющую элементы скалы с экспериментальной электронной музыкой.

В сценарии номер можно определить как отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней структурой.

Структура номера идентична структуре любого драматического действия. Здесь должен быть своеобразный экспозиционный момент, необходимая завязка действия. Номер не может существовать и без развития, напряженность которого зависит от конкретных задач постановщика. Кульминационный момент в номере выражается чаще всего как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития всего сценария. Заключается номер, как правило, разрешительным моментом, приводящим действие к относительной завершенности.

Он вырос из перекрестного оплодотворения народного блюза, рэгтайма и европейской музыкальной группы. Хотя было много известных джазовых вокалистов, и многие из самых известных джазовых мелодий имеют лирику, это в первую очередь инструментальная форма музыки. Инструментом, наиболее тесно связанным с джазом, является саксофон, за которым следует труба. Тромбон, фортепиано, контрабас, гитара и ударные также являются первыми джаз-инструментами. Он характеризуется синими нотами, синкопацией, качелями, звонками и ответами, а также полиритмом, однако единственной наиболее отличительной характеристикой джаза является импровизация.

того, что ему отведено художественной логикой.

ее с целью эмоционально-эстетического воздействия.

У каждого музыкального жанра есть своя форма существования. В оперном театре это спектакль - целостное, развернутое, художественно завершенное произведение. Для симфонического, духового оркестра, оркестра народных инструментов, камерных ансамблей и солистов такой формой является концерт, включающий в себя исполнение одного или нескольких произведений. Для музыкальной эстрады - тоже концерт, но особого рода. Его основой являются музыкальные номера разных жанров и стилей. Например, когда поют в сопровождении оркестра русских народных инструментов - это академический концерт, а в сопровождении инструментального ансамбля тоже народных инструментов - эстрадный. Такое, различие определяется спецификой исполнения, характерной для каждого жанра. Одной из главных особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный исполнитель всегда непременно обращается к залу, к зрителям. Эта черта музыкальной эстрады имеет исторические корни. Еще скоморохи на народных гуляньях вступали в прямое общение со слушателями. В настоящее время непосредственное общение со зрителем стало более сложным и многозначным. У очень точно и интересно эту мысль выразил А. Алексеев в книге "Серьезное и смешное". На эстраде, в отличие от академического концерта, "вы все время чувствуете, что это не для вас говорят, а с вами разговаривают...".

Джаз также имеет тенденцию использовать сложные структуры аккордов и передовое чувство гармонии и требует высокого уровня технических навыков и музыкальных знаний от исполнителей. Дети Категория, в которую входят песни для детей, малышей и молодых подростков; часто предназначенные для воспитания и воспитания детей, а также для развлечения.

Клезмер Клезмер - музыкальная традиция, которая параллельна хасидскому и ашкеназскому иудаизму. Они опирались на религиозные традиции, распространяющиеся в библейские времена, и их музыкальное наследие клезмера продолжает развиваться сегодня. Репертуар - это в основном танцевальные песни для свадеб и других торжеств.

Эта черта исполнительского искусства - будь то музыкальный фельетон, куплеты, песня, инструментальная пьеса - определяет сущность и отличие эстрадного номера от академического исполнения. Когда солист-инструменталист, вокалист подходит к краю эстрады, поет песню или играет музыкальную пьесу –– это не просто исполнение, а глубоко личное, задушевное обращение к сидящим в зале, ко всем сразу и к каждому в отдельности.

Из-за ашкеназской линии этой музыки лирика, терминология и названия песен, как правило, на идиш. Латинскую латиноамериканскую музыку иногда называют латинской музыкой, и это скорее зонтичный стиль, чем жанр. Он часто включает в себя акустические инструменты и рожки со многими слоями перкуссии и включает музыку многих стран и предлагает широкий выбор: от музыкальной музыки Северной Финляндии до изысканной хабанера Кубы, от симфоний Хитор Вилла-Лобос на простую и движущуюся андскую флейту.

Как правило, исполнители включают в себя певца и одного или двух других музыкантов. Понятно, что большая музыка в лаундже состоит из сентиментальных фаворитов, которыми наслаждаются одинокие пьющие по мартини, хотя на практике их гораздо больше. Звук мариачи, известный как сын, представляет собой смесь испанских, родных и африканских традиций и отличается от региона к региону. Мемфисский Мемфисский блюз - это тип блюзовой музыки, который был новаторским в начале 20-го века такими музыкантами, как Сонный Джон Эстес и Вилли Никс, связанный с шоу водевиля и медикаментов.

Эстрада очень тесно связана с театром, формы произведений театра и эстрады различны. Если в первом, как отмечал А. Анастасьев, это - спектакль, то в искусстве эстрады - номер, который, по выражению Ю. Дмитриева, "является основой эстрадного искусства".

Вместе с тем, в науке об эстраде существует пробел. Единодушное признание того, что именно номер является основой и "единицей измерения" искусства эстрады, с одной стороны, и фактическое отсутствие теории создания эстрадного номера, с другой, создает своего рода "парадокс об эстрадном номере". Главенствующее положение номера в структуре искусства эстрады заставляет сделать следующий принципиальный вывод: именно художественные достоинства эстрадного номера, в конечном счете, определяют вектор развития эстрадного искусства в целом. Поэтому анализ художественной структуры эстрадного номера в тесной связи с методологией его создания может быть обозначен в качестве одной из ведущих проблем эстрадоведения, которая требует основательного исследования.

В создании эстрадного номера концентрируется творчество автора, актера, режиссера, художника. Отдельные вопросы работы автора и художника рассматриваются в диссертации при анализе художественной структуры номера, но основное внимание сосредоточивается на творчестве актера и режиссера.

В создании художественного образа в эстрадном номере актер, как и в театре, занимает ведущую позицию. Но на эстраде это особенно заметно из-за ее чрезвычайной персонифицированности. Практика показывает, что артисты эстрады, в отличие от театра, часто являются авторами своих произведений искусства - номеров. Кроме того, импровизационное искусство актера, являющееся основой отдельных жанров эстрады, заставляет исследовать особенности процесса создания номера непосредственно в момент его исполнения.

так как с сожалением надо отметить, что почти не сформулированы и совсем не обобщены даже основные аспекты теории и практики работы режиссера над эстрадным номером. "О работе режиссера внутри номера говорилось, по-моему, мало, - справедливо отмечала, к примеру, Н. Завадская. - Между тем она необходима артисту, даже если он обладает всеми профессиональными навыками". Любые, даже самые выдающиеся профессиональные навыки артиста эстрады становятся бессмысленным набором трюков, реприз и других выразительных средств, если они не приведены к общему знаменателю целостного художественного образа, что и является одной из основных составляющих профессии режиссера вообще. И нет никаких причин считать эстрадный номер исключением из этого правила.

Всякая классификация в искусстве неполна, и поэтому можно выделить здесь видовые и жанровые группы, ориентируясь лишь на номера часто встречающиеся в сценариях представлений. Эстрадные номера классифицируются по признакам на четыре группы.

"оригинальные" номера.

К разговорным жанрам относятся: конферанс, реприза, каламбур, интермедия, миниатюра, скеч, эстрадный монолог, эстрадный фельетон, музыкальный фельетон, музыкальная мозаика, куплеты, частушки, пародии.

Жанры пластико-хореографических номеров: танец (народные, характерные, эстрадные, современной направленности) , пантомима и пластический этюд.

Жанры видовой группы "оригинальных номеров": эксцентрика, фокусы, буффонада, игра на необычных музыкальных инструментах, звукоподражание, лубок, тантаморески, акробатика, цирковые номера, спортивные номера.

в его различных жанровых формах (относящийся либо к смешанным, либо к "оригинальным" номерам).

К группе музыкальных номеров мы относим прежде всего концертный музыкальный номер. Завершенность его обусловлена самой музыкальной формой. Если же в качестве номера берется отрывок из большого произведения, то он должен быть относительно законченным, производящим целостное впечатление. Главным музыкальным жанром является песня: народная, лирическая, эстрадная, городской романс, цыганский романс, музыкальный фельетон.

Любимый народом жанр музыкального номера – частушка. Ее особенности – злободневность, предельная краткость, выразительность формы и емкость содержания. Частушка, создаваемая на конкретном материале, является незаменимым по оперативности жанром. Речь в частушке всегда звучит индивидуализировано, художественно оправданно, как речь определенного человека или как говор, свойственный конкретному району, области, краю.

интонации с музыкальной структурой. А в целом частушечный номер строится как завершенный внутри себя действенный элемент программы.

"заявленной" в начале темы. Как правило, первое двустишие играет роль зачина, в нем дается как бы завязка лирического повествования; второе двустишие – концовка: разработка темы и заключительный вывод. Именно такое драматургическое строение частушки и делает ее чрезвычайно выразительным, действенным жанром, легко воспринимаемым слушателями.

Большой силой эмоционального воздействия обладают частушки с "оговорками".

Своими корнями эстрада уходит в далёкое прошлое, прослеживающееся в искусстве Египта, Греции, Рима; её элементы присутствуют в представлениях странствующих комедиантов-скоморохов (Россия), шпильманов (Германия), жонглёров (Франция), франтов (Польша), маскарабозов (Средняя Азия) и т. д.

явились зачатками будущих эстрадных жанров, родившихся в шуме карнавальных и площадных увеселений.

Зазывалы, которые при помощи прибауток, острот, весёлых куплетов сбывали любой товар на площадях, рынках, впоследствии явились предшественниками конферанса. Всё это носило массовый и доходчивый характер, что и явилось непременным условием существования всех эстрадных жанров. Все средневековые карнавальные артисты не играли спектаклей.

зазывавшие публику с верхней площадки балагана-рауса, петрушечники, раешники, вожаки "учёных" медведей, актёры- скоморохи, разыгрывающие "скетчи" и "репризы" среди толпы, играя на дудках, гуслях, сопелях и потешая народ.

Эстрадному искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность.

Развивая как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось за счёт внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменения формы сценической площадки и т. д. Несмотря на то, что эстраде свойственно многообразие форм и жанров, её можно подразделить на три группы:

Концертная эстрада (ранее называвшаяся "дивертисментная") объединяет все виды выступлений в эстрадных концертах;

Театральная эстрада (камерные спектакли театра миниатюр, театров- кабаре, кафе-театров или масштабное концертное ревю, мюзик-холл, с многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой);

Праздничная эстрада (народные гуляния, праздники на стадионах, насыщенные спортивными и концертными номерами, а также балы, карнавалы, маскарады, фестивали и т. д.).

1. ЭСТРАДНЫЕ ТЕАТРЫ

1. 1. МЮЗИК-ХОЛЛЫ

Если основой эстрадного представления является законченный номер, то обозрение, как и всякое драматическое действие, требовало подчинения всего происходящего на сцене сюжету. Это, как правило, органически не сочеталось и приводило к ослаблению одного из компонентов представления: либо номера, либо характеров, либо сюжета. Так произошло при постановке "Чудес ХХХ века" - пьеса распадалась на ряд самостоятельных, слабо связанных эпизодов. Успех у зрителей имели лишь балетный ансамбль и несколько первоклассных эстрадно-цирковых номеров. Балетный ансамбль в постановке Голейзовского исполняли три номера: "Эй, ухнем!", "Москва под дождем" и "30 английских герлс". Особенно эффектной было исполнение "Змеи". Среди цирковых номеров лучшими были: Теа Альба и "Австралийские дровосеки" Джексон и Лаурер. Альба одновременно писала мелом на двух досках правой и левой руками разные слова. Дровосеки в конце номера наперегонки перерубали два толщенных бревна. Отличный номер эквилибра на проволоке показывал немец Строди. Он исполнял сальто на проволоке. Из советских артистов, как всегда, большой успех имели Смирнов-Сокольский и частушечницы В. Глебова и М. Дарская. Среди цирковых номеров выделялся номер Зои и Марты Кох на двух параллельно натянутых проволоках.

В сентябре 1928 года состоялось открытие Ленинградского мюзик-холла.

пародиями, танцами, песнями). В репертуаре преобладают юмор, сатира, ирония, не исключается и лирика. Труппа малочисленна, возможен театр одного актера, двух актеров. Лаконичные по оформлению спектакли рассчитаны на сравнительно небольшую аудиторию, представляют некое мозаичное полотно.

2. РАЗГОВОРНЫЕ ЖАНРЫ на эстраде - условное обозначение жанров, связанных преимущественно со словом: конферанс, интермедия, сценка, скетч, рассказ, монолог, фельетон, микроминиатюра (инсценированный анекдот), буриме.

Конферансье – конферанс бывает парный, одиночный, массовый. Разговорный жанр построенный по законам "единства и борьбы противоположностей", то есть перехода от количества к качеству по сатирическому принципу.

Интермедия – комическая сцена или музыкальная пьеса шутливого содержания, которая исполняется как самостоятельный номер.

Скеч – маленькая сценка, где стремительно развивается интрига, где простейший сюжет построенный на неожиданных забавных, острых положениях, поворотах, позволяющие возникать по ходу действия целому ряду нелепостей, но где все как правило кончается счастливой развязкой. 1-2 действующих лица (но не более трех).

концовкой.

Каламбур – шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по звучанию слов на обыгрывании звукового сходства равнозначных слов или сочетаний.

Куплеты – одна из наиболее доходчивых и популярных разновидностей разговорного жанра. Куплетист стремится высмеять то или иное явление и высказать отношение к нему. Должен обладать чувством юмора

Распространенная на эстраде пародия может быть "разговорной", вокальной, музыкальной, танцевальной. В свое время к речевым жанрам примыкали декламации, мелодекламации, литмонтажи, "Художественное чтение".

Живая практика непрерывно поставляет всевозможные разновидности, не случайно на старых афишах было принято к имени актера добавлять "в своем жанре".

"эстрадным" жанром можно считать лишь родившийся в кабаре конферанс. Остальные пришли из балагана, театра, со страниц юмористических и сатирических журналов. Речевые жанры, в отличие от других, склонных осваивать зарубежные новации, развивались в русле отечественной традиции, в тесной связи с театром, с юмористической литературой.

Развитие речевых жанров связано с уровнем литературы. За спиной актера стоит автор, который "умирает" в исполнителе. И все же самоценность актерского творчества не умаляет значения автора, во многом определяющего успех номера. Авторами нередко становились сами артисты. Традиции И. Горбунова были подхвачены эстрадными рассказчиками - сами создавали свой репертуар Смирнов-Сокольский, Афонин, Набатов и др. Актеры, не обладавшие литературным дарованием, обращались за помощью к авторам, которые писали в расчете на устное исполнение, с учетом маски исполнителя. Эти авторы, как правило, оставались "безымянными". На протяжении многих лет в печати дискутировался вопрос, можно ли считать литературой произведение, написанное для исполнения на эстраде. В начале 80-х годов создаются Всесоюзное, а затем и Всероссийское Объединения эстрадных авторов, которые помогли узаконить этот вид литературной деятельности. Авторская "безымянность" ушла в прошлое, более того, авторы сами вышли на эстраду. В конце 70-х вышла программа "За кулисами смеха", составленная по типу концерта, но исключительно из выступлений эстрадных авторов. Если в прежние годы с собственными программами выступали лишь отдельные писатели (Аверченко, Ардов, Ласкин), то теперь это явление стало массовым. Успеху немало способствовал феномен М. Жванецкого. Начав в 60-е годы как автор Ленинградского театра миниатюр, он, минуя цензуру, стал читать на закрытых вечерах в Домах творческой интеллигенции свои короткие монологи, диалоги, которые, подобно песням Высоцкого, распространялись по всей стране.

3. ДЖАЗ НА ЭСТРАДЕ

Под термином "джаз" принято понимать: 1) вид музыкального искусства, основанного на импровизационности и особой ритмической интенсивности, 2) оркестры и ансамбли, исполняющие эту музыку. Для обозначения коллективов используются также термины "джаз-банд", "джаз-ансамбль" (иногда с указанием количества исполнителей - джаз-трио, джаз-квартет, "джаз-оркестр", "биг-бенд".

4. ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ

Вокальная (вокально-инструментальная) миниатюра, получившая широкое распространение в концертной практике. На эстраде нередко решается как сценическая "игровая" миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен ("театр песни"); большое значение приобретает личность, особенности таланта и мастерства исполнителя, который в ряде случаев становится "соавтором" композитора.

Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др.; разнообразны и способы исполнения: сольная, ансамблевая (дуэты, хоры, вок. -инстр. ансамбли).

Есть своя композиторская группа и среди эстрадных музыкантов. Это Антонов, Пугачева, Газманов, Лоза, Кузьмин, Добрынин, Корнелюк и др. Прошлая песня была преимущественно композиторской, нынешняя - "исполнительская".

Сосуществуют множество стилей, манер и направлений - от сентиментального китча и городского романса до панка-рока и рэпа. Таким образом, сегодняшняя песня - это многоцветное и многостильное панно, включающее в себя десятки направлений, от отечественных фольклорных имитаций до прививок афро-американской, европейской и азиатских культур.

Это короткий танцевальный номер, сольный или групповой, представленный в сборных эстрадных концертах, в варьете, мюзик-холлах, театрах миниатюр; сопровождает и дополняет программу вокалистов, номера оригинальных и даже речевых жанров. Складывался на основе народного, бытового (бального) танца, классического балета, танца модерн, спортивной гиманстики, акробатики, на скрещивании всевозможных зарубежных влияний и национальных традиций. Характер танцевальной пластики диктуется современными ритмами, формируется под влиянием смежных искусств: музыки, театра, живописи, цирка, пантомимы.

народных песен и плясок.

В 90-у годы танец на эстраде резко поляризировался, как бы вернувшись к ситуации 20-х годов. Танцевальные коллективы, занятые в шоу-бизнесе, вроде "Эротик-дэнс" и др., делают ставку на эротику - выступления в ночных клубах диктуют свои законы.

В России издревле ценили ручной промысел, любили игрушку, уважали веселую игру с куклой. Петрушка расправлялся с солдатом, полицейским, попом, да и с самой смертью, храбро размахивал дубиной, укладывал наповал тех, кого не любил народ, низвергал зло, утверждал народную мораль.

Петрушечники бродили поодиночке, иногда вдвоем: кукольник и музыкант, сами сочиняли пьески, сами были актерами, сами режиссерами - старались сохранить движения кукол, мизансцены, кукольные трюки. Кукольники подвергались гонениям.

снизу. Такие ящики назывались вертепом. Марионеточники владели искусством имитации. Любили изображать певцов, копировали акробатов, гимнастов, клоунов.

7. ПАРОДИЯ НА ЭСТРАДЕ

Это номер или спектакль, основанный на иронической имитации (подражании) как индивидуальной манеры, стиля, характерных особенностей и стереотипов оригинала, так и целых направлений и жанров в искусстве. Амплитуда комического: от остросатирического (уничижающего) до юмористического (дружеский шарж) - определяется отношением пародиста к оригиналу. Пародия уходит своими корнями в античное искусство, в России она издавна присутствовала в скоморошьих играх, балаганных представлениях.

8. ТЕАТРЫ МАЛЫХ ФОРМ

Создание в России театров-кабаре "Летучая мышь", "Кривое зеркало" и др.

"Кривое зеркало", так и "Летучая мышь" представляли собой профессионально сильные актерские коллективы, уровень театральной культуры которых, несомненно, был выше, нежели в многочисленных театрах миниатюр (из московских более других выделился Петровский, режиссером кот. являлся Д. Г. Гутман, Мамоновский, культивирующий декадентское искусство, где в годы первой мировой войны дебютировал Александр Вертинский, Никольский - артист и режиссер А. П. Петровский. Среди петербургских - Троицкий А. М. Фокина - режиссер В. Р. Раппопорт, где с частушками и как конферансье успешно выступал В. О. Топорков, впоследствии артист худ. театра.).

Латиноамериканская музыка (исп. musica latinoamericana) - обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США). В разговорной речи часто используется сокращённое название "латинская музыка" (исп. musica latina).

Латиноамериканская музыка, роль которой в повседневной жизни Латинской Америки весьма высока, является сплавом многих музыкальных культур, однако основу её составляют три компонента: испанская (либо португальская), африканская и индейская музыкальные культуры. Как правило, латиноамериканские песни исполняются на испанском или португальском языках, реже - на французском. Латиноамериканские исполнители, живущие в США, обычно двуязычны и нередко используют тексты на английском языке.

Несмотря на то, что латиноамериканская музыка крайне неоднородна и в каждой стране Латинской Америки имеет свои особенности, стилистически её можно подразделить на несколько основных региональных стилей:

* карибскую музыку;

* аргентинскую музыку;

* мексиканскую музыку;

* бразильскую музыку.

Следует, однако, иметь в виду, что такое деление весьма условно и границы этих музыкальных стилей сильно размыты.

Блюз (англ. blues от blue devils) - жанр музыки, получивший широкое распространение в 20-х годах XX века. Является одним из достижений афроамериканской культуры. Сложился из таких этнических музыкальных направлений афроамериканского общества как "рабочая песня" (англ. work song), "спиричуэлс" (англ. spirituals) и холер (англ. Holler). Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как "поп" (англ. pop music), "джаз" (англ. jazz), "рок-н-ролл" (англ. rock’n’roll). Преобладающая форма блюза 4/4, где первые 4 такта зачастую играются на тонической гармонии, по 2 - на субдоминанте и тонике и по 2 - на доминанте и тонике. Это чередование также известно как блюзовая прогрессия. Нередко используется ритм восьмых триолей с паузой - так называемый шаффл. Характерной особенностью блюза являются "блю ноутс". Часто музыка строится по структуре "вопрос - ответ", выраженная как в лирическом наполнении композиции, так и в музыкальном, зачастую построенном на диалоге инструментов между собой. Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный "каркас", который обыгрывают солирующие инструменты. Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого чёрного человека.

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Кантри объединяет две разновидности американского фольклора - это музыка белых поселенцев, обосновавшихся в Новом Свете в XVII-XVIII веков и ковбойские баллады Дикого Запада. В этой музыке сильно наследие елизаветинских мадригалов, ирландской и шотландской народной музыки. Основные музыкальные инструменты этого стиля - гитара, банджо и скрипка.

"The Little Old Log Cabin in the Lane" является первой "документально зафиксированной" песней в стиле кантри, написанной в 1871 году Уиллом Хейссом из Кентукки. Спустя 53 года Фиддин Джон Карсон записывает эту композицию на пластинку. С октября 1925 года начала работу радиопрограмма "Grand Ole Opry", которая по сей день транслирует концерты звёзд кантри в прямом эфире.

Кантри, как музыкальная индустрия, стало набирать обороты в конце 1940-х гг. благодаря успеху Хэнка Уильямса (1923-53), который не только задал имидж исполнителя кантри на несколько поколений вперёд, но и обозначил типичные темы жанра - трагическая любовь, одиночество и тяготы рабочей жизни. Уже к тому времени в кантри существовали разные стили: вестерн-свинг, взявший принципы аранжировки из диксиленда - тут королём жанра был Боб Уиллс и его Texas Playboys; блюграсс, в котором доминирующее положение играл его основатель Билл Монро; стиль таких музыкантов как Хэнк Уильямс тогда называли хиллбилли. В середине 1950-х гг. кантри, наравне с элементами из других жанров (госпел, ритм-н-блюз) дало рождение рок-н-ролла. Тут же обозначился пограничный жанр - рокабилли - именно с него начали творческий путь такие певцы как Элвис Пресли, Карл Перкинс и Джонни Кэш - неслучайно, все они записывались в одной и той же мемфисской студии Sun Records. Благодаря успеху альбома "Gunfighter Ballads and Trail Songs" (1959) Марти Роббинса обособился жанр кантри-н-вестерн, в котором доминировали сюжеты из жизни Дикого Запада.

"песня") - жанр вокальной музыки; слово употребимо в двух значениях:

империи и получил распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют её характерные особенности (мелодия, жаргон, повествование, мировоззрение). C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии маркетируют под названием "русский шансон" (ср. одноимённые радиостанцию и премии).

Романс в музыке - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Авторская песня, или бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР. Жанр вырос в 1950-1960-е гг. из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей, и быстро достиг широкой популярности. Основной упор делается на поэтичность текста.

6 Электронная музыка

Электронная музыка (от англ. Electronic music, в просторечии также "электроника") - широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов. Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX века, электронная музыка как жанр развилась во второй половине XX века и на начало XXI века включает десятки разновидностей.

7 Рок-музыка

Рок-музыка (англ. Rock music) - обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово "rock" - качать - в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с "roll", "twist", "swing", "shake" и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров - дэт-метала и хардкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. "попсе", хотя чёткой границы между понятиями "рок" и "поп" не существует, и немало музыкальных явлений балансирует на грани между ними.

очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки - с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х - начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, наиболее важными из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала - дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х).

Основные центры возникновения и развития рок-музыки - США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен - на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже в 1960-1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.

8 Ска, рокстеди, реггей

Ска (англ. Ska) - музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано[источник не указан 99 дней] с появлением звуковых установок (англ. "sound systems"), позволявших танцевать прямо на улице.

Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как труба, тромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.

"rock steady", "rocksteady") - музыкальный стиль, существовавший на Ямайке и в Англии в 1960-е. Основа стиля - карибские ритмы на 4/4, с повышенным вниманием к клавишным и гитарам.

Регги (англ. reggae, другие варианты написания - "реггей" и "рэгги"), ямайская популярная музыка, впервые упоминается с конца 1960х годов. Иногда употребляется, как общее наименование для всей ямайской музыки. Тесно связана с другими ямайскими жанрами - рокстеди, ска и другие.

Даб (англ. dub) - музыкальный жанр, возникший в начале 1970-x годов на Ямайке. Первоначально записи в этом жанре представляли собой песни реггей с удалённым (иногда частично) вокалом. С середины 1970-х годов даб стал самостоятельным явлением, считающимся экспериментальной и психоделической разновидностью реггей. Музыкально-идейные наработки даба дали рождение технологии и культуре ремиксов, а также прямо или косвенно повлияли на развитие новой волны и таких жанров, как хип-хоп, хаус, драм-энд-бэйс, трип-хоп, даб-техно, дабстеп и других.

Поп-музыка (англ. Pop-music от Popular music) - направление современной музыки, вид современной массовой культуры.

"поп-музыка" имеет двоякое значение. В широком значении, это любая массовая музыка (включая рок, электронику, джаз, блюз). В узком значении - отдельный жанр популярной музыки, непосредственно поп-музыка с определенными характеристиками.

Основные черты поп-музыки как жанра - простота, мелодичность, опора на вокал и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке - песня. Тексты поп-музыки обычно посвящены личным чувствам.

10 Рэп (Хип-хоп)

ДиДжеинг (англ. DJing), брейкинг (англ. breaking), граффити (англ. graffiti writing), and knowledge. Другие элементы включают битбоксинг, хип-хоп моду и слэнг.

Возникнув в Южном Бронксе, в 1980-х годах хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. С конца 1990-х из уличного андеграунда, имеющего остро социальную направленность, хип-хоп постепенно превратился в часть музыкальной индустрии, а к середине первого десятилетия нынешнего века субкультура стала "модной", "мэйнстримной". Однако, несмотря на это, внутри хип-хоп немало деятелей всё ещё продолжают его "основную линию" - протест против неравенства и несправедливости, оппозицию ко властям предержащим.

Методология работы над эстрадным представлением (концерт, обозрение, шоу), как правило, не включает в себя задачи создания номеров, из которых оно состоит. Режиссер объединяет уже готовые номера сюжетной линией, единой темой, выстраивает сквозное действие представления, организует его темпо-ритмическую структуру, решает задачи музыкального, сценографического, светового оформления. То есть перед ним стоит целый ряд художественных и организационных проблем, требующих разрешения в программе в целом и не имеющих прямого отношения к собственно эстрадному номеру. Эту позицию подтверждает и тезис известного режиссера-постановщика эстрадных представлений И. Шароева, который писал, что "чаще всего режиссер эстрады принимает номера от специалистов различных жанров, а затем из них создает эстрадную программу. Номер имеет большую самостоятельность".

артиста, выстроить драматургию номера, работать с репризой, трюком, гэгом, знать и учитывать природу специфических выразительных средств номера и многое другое.

разные конструкции. В режиссуре эстрады заметна существенная специфика, которая, в первую очередь, определяется жанровой типологией эстрадного номера.

На эстраде режиссер в качестве творца добивается в номере конечной цели любого искусства - создания художественного образа, что составляет творческую сторону профессии. Но в процессе постановки номера присутствует работа специалиста над технологией выразительных средств. Это обусловлено самой природой некоторых жанров: скажем, большинство поджанровых разновидностей спортивно-циркового рода требуют репетиционно-тренировочной работы с тренером над спортивными элементами, специальными трюками; работа над вокальным номером невозможна без уроков специалиста-педагога по вокалу; в хореографическом жанре существенна роль балетмейстера-репетитора.

Иногда эти технические специалисты громко называют себя режиссерами номеров, хотя, их деятельность, по сути, ограничивается лишь выстраиванием специальной трюковой или технической составляющей номера, - не важно акробатика это, танец или пение. Здесь говорить о создании художественного образа можно с большой натяжкой. Когда ведущие мастера эстрады (особенно в оригинальных жанрах) делятся в печатаных трудах секретами своего мастерства, то они, в основном, описывают технику фокусов, акробатики, жонглирования и т. п.

Хочется еще раз подчеркнуть, что художественная структура эстрадного номера сложна, разнообразна, зачастую конгломеративна. Поэтому постановка эстрадного номера - один из самых сложных видов деятельности режиссера. "Сделать хороший номер, даже если он идет всего несколько минут, очень трудно. И мне кажется, что эти трудности недооцениваются. Может быть, поэтому я так уважаю и ценю искусство тех, кого иногда несколько пренебрежительно кличут эстрадниками, отводя им не очень почетное место в неписаной шкале профессий". Эти слова С. Юткевича еще раз подтверждают важность анализа художественной структуры эстрадного номера с конечным выходом на исследование основ методологии его создания, особенно в части режиссерско-постановочной работы.


Заключение

ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО (от фр. estrade - помост, возвышение) - синтетический вид сценического искусства, объединяющий малые формы драмы, комедии, музыки, а также пение, худож. чтение, хореографию, эксцентрику, пантомиму, акробатику, жонглирование, иллюзионизм и т. д. Несмотря на свою интернациональную природу, сохраняет народные корни, которые придают ему особую национальную окраску. Зародившись в эпоху Возрождения на уличных подмостках и начав с клоунады, примитивных фарсов, скоморошества, Э. и. в разных странах эволюционировало по-разному, отдавая преимущественное предпочтение то одним, то др. жанрам, тем или иным образам-маскам. В эстрадных программах возникших позднее салонов, кружков и клубов, в балаганчиках, мюзик-холлах, кафешантанах, кабаре, театрах миниатюр и на сохранившихся эстрадных садово-парковых площадках преобладают жизнерадостный юмор, острословные пародии и шаржи, едкая общежитейская сатира, заостренная гипербола, буффонада, гротеск, игривая ирония, задушевная лирика, модные танцевально-музыкальные ритмы. Отдельные номера полифонической пестроты дивертисмента нередко скрепляются на эстраде конферансом или несложным сюжетом, а театры одного или двух актеров, ансамбли (балетные, музыкальные и пр.)- оригинальным репертуаром, собственной драматургией. Эстрадное искусство ориентируется на самую широкую аудиторию и опирается прежде всего на мастерство исполнителей, на их технику перевоплощения, умение создавать лаконичными средствами эффектную зрелищность, яркий характер - чаще комедийно-отрицательный, чем положительный. Обличая своих антигероев, обращается к метафорическим чертам и деталям, к причудливому переплетению правдоподобия и карикатуры, реального и фантастического, способствуя тем самым созданию атмосферы неприятия их жизненных прототипов, противостояния их процветанию в действительности. Для эстрадного искусства типичны злободневность, сочетание в лучших образцах развлекательности с серьезным содержанием, воспитательными функциями, когда веселье дополняется разнообразием эмоциональной палитры, а подчас и социально-политической, гражданской патетикой. Последнего качества лишен порожденный буржуазной массовой культурой шоу-бизнес. Почти всем оперативным "маленьким", "легким" разновидностям, включая распространенные "капустники", свойственны сравнительно короткие сроки существования, быстрая амортизация масок, что зависит от исчерпанности актуальности темы, реализации социального заказа, смены интереса и потребностей зрителей. Будучи одним из наиболее подвижных видов искусства, в то же время более древних искусств, эстрадное искусство подвержено болезни штампования, снижения художественно-эстетической ценности талантливых находок, вплоть до превращения их в кич. На развитие сильное влияние оказывают такие "технические" искусства, как кино и особенно телевидение, часто включающее в свои программы эстрадные представления, концерты. Благодаря этому традиционные формы и приемы эстрады обретают не только большую масштабность и распространенность, но и психологическую глубину (использование крупного плана, др. изобразительно-выразительных средств экранных искусств), яркую зрелищность.

зрительских слоях заставляет ее откликаться на противоречивые эстетические потребности различных групп населения по социальному, возрастному, образовательному и даже национальному составу. Эта особенность эстрадного искусства в значительной степени объясняет наличие негативных аспектов в профессиональных, эстетических и вкусовых достоинствах эстрадных произведений. Массовость аудитории эстрады в прошлом и настоящем, ее разнородность, необходимость сочетания в эстрадном творчестве развлекательной и воспитательной функций, - предъявляет специфические требования к создателям произведений эстрадного искусства, накладывает на них особую ответственность.

Сложность исследования произведений эстрады, а также выработки методологических подходов к их созданию обусловлена тем, что она в целом представляет собой конгломерат различных искусств. В ней синтезируются актерское мастерство, инструментальная музыка, вокал, хореография, живопись (например, жанр "художник-моменталист"), В этот синтез искусств вклинивается спорт (акробатические и гимнастические номера) и наука (среди эстрадных жанров есть математический номер -"живая счетная машинка"). Более того, существуют жанры эстрады, основанные на трюковой составляющей, которая требует проявления уникальных способностей и возможностей человека (например, ряд эстрадно-цирковых поджанров, гипноз, психологические опыты). Множественность выразительных средств, их неожиданные и необычные сочетания в различных синтетических формах на эстраде очень часто более разнообразны, чем в других зрелищных искусствах.


Бермонт Е. Конкурс эстрады. //Театр. 1940, №2, с. 75-78

Бирженюк Г. М., Бузене Л. В., Горбунова Н. А.

Кобэр. Гвоздь программы: Пер. с нем. Л., 1928. С. 232-233; Станишевский Ю. Номер и культура его подачи // СЭЦ. 1965. № 6.

Конников А. Мир эстрады. М., 1980.

Розовский М. Режиссер зрелища. М., 1973.

Русская советская эстрада // Очерки истории. Отв. ред. докт. иск., проф. Е. Уварова. В 3-х Т. М., 1976, 1977,1981.

Смирнов-Сокольский Н. Эстрада перед конкурсом. //Советское искусство. 1939, 24 сентября.

Уварова Е. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945). М., 1983; Аркадий Райкин. М., 1986.; Как развлекались в российских столицах. СПб., 2004.

Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986; Многоликая эстрада. М.,1995.

Мой брат откопал очень инересное видео - пародию на песню Владимира Высоцкого «Я не люблю!» . Эта пародия исполнялась на передаче "Большая разница" . Исполнителем является Артур Федорович из Минска. Хочется отметить, что во время выступления был довольно таки похож на самого Высоцкого. Текст конечно он переделал, но мне понравилось это изменение. Чем понравилось? А тем, что сходно с моими мыслями относительно нашей современной эстрады.

Есть люди, которые частенько спорили со мной относительно музыкальных стилей. Одного я вообще никак забыть не могу, который яро мне доказывал, что эта "популярная музыка" хорошая, а мои музыкальные вкусы плохи. При этом так активно доказывал мне свою неправоту, что даже поздно вечером звонил и продолжал свое доказывание. Так что данная пародия очень кстати. Теперь можно выразить свою позицию в статье, и потом всех спокойно посылать сюда, не тратя время на идиотские разбирательства с людьми, у которых скудные музыкальные познания. Перед тем, как продолжить, привожу полный текст:

Я не люблю попсовую эстраду,
Её законы чужды мне совсем.
Ведь, что б известным быть нужны скандалы.
Без них ты ноль и звать тебя не кем.

Я не люблю, когда у микрофона,
Пытаясь всем, чем можно возбуждать,
Какая то певичка томно стонет,
А ей самой на песню наплевать.

Я не люблю, когда на половину,
На сцене то ли баба толь мужик.
Надел парик, так хочет быть красивым.
С лица накрашен, но торчит кадык.

Я не люблю поющих однодневок,
Мелькающих с экрана каждый день.
Поющих о любви гламурных девок,
Приехавших из дальних деревень.

Я ненавижу модных кавер версий,
Ремиксов на попсовую пургу.
Я ненавижу рифмы против шерсти,
С мотивом, словно гвозди по стеклу.

И айренби мне ваше мозги сушит,
Когда мотив мне откровенно врут.
Я не люблю, когда поют про душу,
А кажется, что мне в неё плюют!

Я не люблю дрянное слово райдер,
И этих звёздных требований блин.
Неужто фонограмма хуже станет,
Если тебя не встретит лимузин.

Я ненавижу модных папарраци!
Готовых маму за скандал продать.
Я видно старомоден, видно братцы,
Мне не дано всё это понимать.

Но я б не стал на людях лицемерить,
И о себе заказывать статьи.
И гонорарами не стал бы славу мерить,
Как хорошо, что я успел уйти таким!

Итак, пойдем по пунктам. Второй куплет очень ярко характеризует суть нынешней эстрады. Исполнитель ну просто обязан быть сексуальным. Иначе все, "звездой" не быть. Обнаженные девочки, гламурные мальчики - без этого невозможно снять видеоклип и выступить на концерте. Ведь именно благодаря этому ты соберешь толпы фанатов, из озабоченных подростков и не только подростков.

Далее, мы стали "звездой", теперь нам нужно ей остаться. Как же удержаться на плаву? Пиар! А как пиариться? Мало кто догадывается, что можно оказывается быть известным благодаря качественному творчеству. Нужно учавствовать в скандалах, чтоб чаще в новостях говорили, устраивать эротические фотосессии и многое другое. Наличие же эротических фотографий исполнителя сразу настолько опускает его в моих глазах, что для того, чтобы я его слушал все таки, он должен быть ну нереально талантливым. Иначе - в сад.

Особенно понравилось про однодневок. Действительно это реальность. Простой вопрос: много ли сейчас исполнителей, которые бли известны хотя бы в 2000 году? А ведь прошло каких-то 10 лет, и уже большинство из них просто забыто. Песни никакие, не задевают они людей не только текстом, но и музыкой. Еще хочу обратить внимание на один момент. Как обычно принято, исполнители выпускают полноценный альбом, на котором чаще всего присутствует от 7 до 10 песен. Особенность в том, что все знают и слушают только одну песню и все. Очень слабый КПД получается.

И еще никак не укладывается в голове - кто придумал это понятие "звезда"? Какие они звезды? Максимум что можно сказать, так это артист и все. Взять, например, Ф. Киркорова, который строит из себя короля поп-музыки. Да какой он король? Сплошное выпендрежничетво и скандалы, о которых упоминалось выше.

Подведем черту: чтобы быть "известной звездой" современной эстрады, нужно иметь хорошую фигуру, уметь эротично вести себя перед камерой и раздеваться перед ней, завораживающе стонать и выть в микрофон и скандалить, чтоб остаться на плаву.

Приятно было наблюдать, как эта правда задела некоторых членов жюри упомянутой передачи, в первую очередь Тину Канделаки, с которой даже Иван Ургант начал спорить, потому что она была не права.

Из-за этого сплошного насаждения деградированной культуры, я долгое время думал, что сейчас музыки нет, она умерла. С появлением компьютера у меня появилась независимость от радио и телевидения и я был очень рад, что оказывается кое-что хорошее еще осталось. Теперь я крайне избирательно отношусь к выбору музыки для прослушивания, а не ем все подряд. А так ли относитесь к выбору музыки вы? Если вы слабы в музыкальных познаниях, не начинайте со мной пожалуйста спорить, нарветесь на поражение.

Я конечно не поэт, но под конец рассуждения вырисовался такой вот стишок, которым я и завершаю статью.

Что мы имеем с вами на сегодня?
И что полезного эстрада нам дает?
Свобдный секс любовью называет,
Ночные клубы - смысл жизни всей.

И честь уже не в моде, в моде алчность
Бездушие, цинизм, тупая спесь.
И все как шавки в этом подражают
Боясь от современности отстать.

Я не такой, пойду я против ветра
С течением бороться буду я.
Я не люблю текущую эстраду,
И никогда ее не полюблю.