Россия в начале XXI в. Россия в начале XXI столетия

  • 20.08.2019

Российское общество в начале 21-го века:

причины определившие его современное с остояние

Начало 20-го века было ознаменовано завершением деления мира между крупными империалистическими государствами. Так, в 1900 году под их влиянием находилась территория в 73 млн.кв.км. (около 55% мировой территории) с населением в 530 млн. человек (35% от общего населения земли). Толчком к национально-освободительному движению в колониальных странах послужила Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 года в Российской империи. С этого времени в мире появилась сила противостоящая империализму, это - социалистическая, а в последствии - коммунистическая идеология СССР. Сама по себе идеология социалистического развития предусматривала такие человеческие ценности, как равенство всех перед законом и государством, свобода от эксплуатации наёмного труда, отмена привилегий между разными сословиями общества и пр. Однако находящимся у власти представителям партоменклатуры, криминала, "теневикам" со временем такая идеология и принципы строителей нового коммунистического государства, представляющие по существу заповеди христианской морали, стали в тягость. Следствием этого стало соглашение о прекращении существования Советского Союза, подписанного в Беловежской Пуще кучкой правящей партноменклатуры в пьяном угаре русской бани. По мнению известного писателя М. Веллера (2006) - Место всех "героев" Беловежской Пущи - в тюрьме, если не хуже насчёт измены Родине. Потому, что руководствовались не логикой размонтирования Империи для блага каждой её составной части её народа, а логикой захвата личной власти над республиками, превращающимися в суверенные государства. Это был политически удобнейший момент для захвата власти местными лидерами, чтобы выдернуть коврик из-под ног Союзного Президента и самим стать главными. Но это было политически и экономически не подготовленное и потому преступное действие по отношению к России и русскому народу. Всё это привело к тому, что СССР стремительно превратился в рассыпающуюся на глазах Россию с кучкой транснациональных миллиардеров с нищем и бесправным населением, которому его нищета и измывательства без прав не снились в СССР никогда. Насаждение капитализма в его самом неприглядном виде породило вместе с эксплуатацией человека человеком глубокий классовый раскол общества. В результате на одном полюсе оказался формируемый правящим режимом класс "стратегических собственников", с его основой в виде банковско-спекулятивного и экспортно-сырьевого капитала, экономически тесно связанный с Западом, в то время как национальный капитал, ориентированный на возрождение отечественной экономики, ноходился в чахлом, неконкурентноспособном состоянии. На другом полюсе классового раскола общества оказалась огромная масса людей труда, задавленных обнищанием, угрозой безработицы, страхом неуверенности в завтрашнем дне. Пролетаризация большинства населения сопровождалось и социальным расслоением низов: вчерашние рабочие, служащие, специалисты в поисках средств существования пополняли ряды мелкой буржуазии. Нарастало абсолютное обнищание большинства трудящихся и интелигенции; увеличивался слой деклассированных элементов. В настоящее время период Российского "транзита", то есть перехода куда-либо, в общем завершён. Даже возникает впечатление завершённости новых социальных институтов, а их комбинация обладает чертами взаимодополняемости. В России укрепилась новая социальная структура, в значительной степени блокирующая сейчас и в обозримом будущем какие-либо значительные социальные изменения. Общество вошло в состояние равновесной и долговременной стабильности с необозначенными параметрами этой стабильности. Это состояние представляет собой баланс неопределённости и фрагментации, которые хоть и дефрагментированы, но всё же представляют собой единое целое. И как это ни странно, но именно эта фрагментированность и есть залог стабильности. Данное состояние не только российская проблема, - это общая глобальная тенденция, нашедшая в России своё, быть может, самое разительное проявление в силу резкого снижения сопротивляемости нашего общества. Интерпретации подобного состояния общества многочислены - от рассуждений о снижении "пассионарности" нации, её генетической усталости, вплоть до известной фразы Ю. Корякина: "Россия, ты одурела!" Современная отечественная действительность со всей очевидностью ставит макросоциологические вопросы, ответы на которые с большим трудом просматриваются в рамках современной российской социологии. Последнее десятилетие до неузнаваемости изменило привычные картины жизни, как в сфере массового сознания, так и коллективного разума. Носителем же того и другого считается народ. Собственно говоря, в классической социологии такого понятия нет, зато есть понятие "население", "электорат", "общество", "коллективный носитель действия", "массы" и "народные массы". Как бы то ни было, но российская социологическая традиция, восходящая к народничеству 19-го века, открыто или невысказано опирается на это понятие. "Народ" - это субстанция истории и государства. Причём эта субстанция на современном этапе носит не столько социологический характер, сколько метафизический. А некая бытийственность современной российской социологии опирается на признание наличия этого усреднённого и обобщённого до обезличенности субъекта социального и исторического действия. Но вопрос в данном случае заключается не в том, присутствует ли "народ", как таковой в системе координат социологии, а в том, что происходит с "субъектом массового сознания" и "коллективного поведения". И надо признать, что видоизменился этот субъект за последнее десятилете до неузнаваемости. Вхождение российского общества в постсоциалистическое состояние привело к качественным изменениям, в том числе и к изменению самого населения. Только либеральные критики советского режима могли полагать, что демократизация и последующий переходный ("транзитный") период изменят в нужном направлении выборочные свойства системы оставив другие такими, какими они были ранее. На самом деле изменилось всё, притом эти изменения довольно часто происходили в неожиданном направлении. Система отреагировала на нарушение баланса следуя своей внутренней логике. В результате современное население России ушло от "народных картин" рисовавшихся интеллигенцией не только далёкого, но и близкого прошлого. Образовалась качественно новая российская общность, которую можно охарактеризовать следующим образом: - ориентированность на материальное потребление, пусть даже самого низкого качества, лишь бы было много и дёшево; - необычайная пластичность, способность адаптироваься к любым изменениям. Население практически может выдержать всё - оно в принципе готово спускаться всё глубже вниз по лестнице архаизации и примитивизации, но выживать в любом варианте. Причём, технологическая продвинутость в одной области, скажем, Интернет и домашняя электроника, прекрасно сочетается с рабским, крайне непроизводительным трудом на приусадебных и садовых участках и хищническими заготовками "даров природы" в лесах, в духе доисторического человека; - виртуализация, то есть неосознанное чаще всего вхождение в мир всякого рода "симулякров", искусственных мифологем, не имеющих прямых связей с объективной реальностью. И, как внешнее проявление этого,- подчинённость средствам массовой информации; - постоянное сужение поля социального интереса, вплоть до полной одномерности, однофункциональности - превращение людей в "плоскостные фигуры" лишённые глубинных измерений (снятие любых нравственных вопросов; всеобщее отсутствие регулирующих функций нравственного сознания; преклонение перед любой властью, даже в ситуации относительной свободы выбора альтернатив; культурная нетребовательность и готовность потребить любой "культурный" эрзац); Публицист В. Белоцерковский в ряде своих статей последнего времени прямо указывает на смещение спектра общественной нравственности, граничащего с явной коллективной девиацией и даже эпидемией: "...Звериный эгоизм, жестокость, безразличие к человеческой жизни широко разлились в обществе, в народе, как никогда раньше, как в бдатных лагерях... Столь же широко проросли, разрослись безответственность, гомерическая лживость, цинизм, эпидемия идиотизма"; Несколько более сдержано обращает внимание профессор В.В. Коссов на то, что коллективный эгоцентризм превратился в своеобразный уклад, формирующий не только индивидуальную нравственность, но также экономику и политику всей страны. Причём, эгоцентризм отнюдь не совпадает с индивидуализмом, на котором, собственно говоря, базируется демократическое общество. Эгоцентрическая парадигма исходит из исключительности и абсолютности данного индивида. Именно эгоцентрическая парадигма, по мысли В.В. Коссова, наиболее полно объясняет нынешнее состояние России как социокультурной системы. Возможно именно поэтому кризис России в значительной степени есть не что иное, как тупик эволюции её нравственности. В начале 21-го века под видом "либеральных реформ" народ погрузился в средневековое рабство, когда источником сверхдоходов в России стала сверхприбыль от эксплуатации природных ресурсов, недоплата за труд наёмным работникам, сокрытие от государства прибыли предприятия либо завышение цен в результате злоупотреблений монопольным положением. В любом случае происходит не заработок честным путём, а перераспределение в свою пользу (пользу собственника) чужого дохода. В результате чего, по мнению С. Глазьева, большинство россиян не видят перспективы.Обеднение населения привело к исчезновению реального среднего класса и образованию нескольких десятков сверхбогатых при том, что 20% городского населения уже находится на социальном дне и не имеет каких-либо шансов выбраться оттуда. две трети людей оказались в состоянии хронической бедности. Отсутствие перспективы - вот самая вопиющая несправедливость современности! Доля оплаты труда в структуре национального дохода в России в два раза ниже общепринятых международных стандартов. В результате чего работник на единицу зарплаты вырабатывает в 4-5 раз больше, чем его коллега в Европе или Америке, то есть труд в нашей стране недооценен в несколько раз. Такой степени эксплуатации наёмных работников нет ни в одной из развитых стран. В итоге, 37 млн. человек, по официальным данным, и свыше 50 млн. человек - по данным независимых экспертов, имеют доходы ниже прожиточного минимума, а подавляющее большинство населения еле сводит концы с концами, позволяя себе купить только самое необходимое из необходимого. Это в свою очередь крайне негативно сказывается в первую очередь на здоровье людей особенно, это касается женщин репродуктивного возраста, так как для них питание должно расцениваться, как безусловный фактор здорового внутриутробного развития плода и рождения здорового ребёнка. Возникает резонный вопрос: если всё так плохо, почему на выборах побеждает "Партия власти" и в большинстве случаев абсолютно законно; почему очень много говорят о демократических силах, но никто практически за них не голосует? Может быть власть не даёт право выбора? Но это не так - право проголосовать за демократические силы есть у каждого, тем не менее за демократов никто не голосует просто потому, что демократов в сущности и нет. Дело всё в том, что российская политика, согласно традиционной шкале оценок, представляет собой драматургию, замешанную на экономическом интнресе и крови. Игровой момент, лицедейство превалируют над остальными характеристиками. В этом смысле политологию можно рассматривать, как театральную критику, особенно имея ввиду роль СМИ в политическом процессе. Сама демократия, во имя которой в России последних десятилетий было поднято столько здравниц, превратилась, ещё не сформировавшись, в нечто совершенно нетрадиционное - манипулятивную демократию, когда используются внешние формы демократического процесса для сокрытия глубоко недемократической сути этого процесса. Причём активной стороной этого феномена стал сам электорат, с готовностью принявший правила игры и даже нашедший своё игровое место в ней. Как видим, в России к концу первого десятилетия 21-го века произошёл своеобразный симбиоз активных глобалистических тенденций с традиционалистическими, отчасти полуфеодальными напластованиями. Это и создаёт причудливый, подчас даже экзотический профиль российской ситуации. 2011 год.

§ 1 Россия XXI века

Наша родина имеет богатую многовековую историю, занимает огромные просторы. На территории нашей страны проживает более ста сорока народов и наций, которые исповедуют практически все существующие в мире религии. На протяжении всего своего существования Россия была тесно связана с другими странами. Она делилась с ними своими достижениями, перенимала чужой опыт, подвергалась нашествиям и выступала в качестве защитницы других народов.

Россия находилась и находится в постоянном взаимодействии с другими государствами. И также как и другие страны подчиняется всеобщим законам исторического развития, одним из которых является закон ускорения развития общества. Смысл его заключается в следующем: каждая последующая историческая стадия протекает быстрее, чем предыдущая.

В 21 веке наша страна представляет собой быстро развивающуюся державу. Во всех сферах жизни российского общества мы наблюдаем очень серьезные, глубокие изменения.

§ 2 Политическая система России

В настоящее время происходит укрепление государственной власти. Именно она является стержнем политической сферы, которая представляет собой организованное руководство жизнью общества и государства. Чтобы это руководство было эффективным, необходимо, чтобы органы и учреждения, ее осуществляющие, работали четко и слажено. Государственная власть в России представлена в первую очередь президентом и парламентом.

Авторитет российского президента значительно возрос как внутри нашей страны, так и за ее пределами. Политические партии, которые выражают интересы разных слоев общества, активно участвуют в политической жизни. В настоящий момент в Государственной Думе, именно так называется российский парламент, сформированы фракции четырех политических партий. Партия «Единая Россия» имеет «конституционное большинство» в Думе. Такое распределение политических сил позволяет быстрее принимать необходимые стране законы. А наличие других партий заставляет прислушиваться к голосам других участников политической жизни. В последнее время значительно возросло влияние общества на политическую жизнь в стране. Через общественные организации, митинги, СМИ простые граждане выражают свое мнение, демонстрируют отношение к решениям власти по различным вопросам. Сегодня мы можем говорить о постепенном формировании в России гражданского общества, которое представляет собой общество самостоятельных и независимых личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами и свободами.

§ 3 Социальная сфера нашей страны

В социальной сфере, которая включает в себя повседневные отношения людей, а также различные учреждения по обеспечению их жизнедеятельности, в последнее время происходят серьезные изменения. Средний класс является опорой современного общества. Для государства очень важно, чтобы средний класс по своей численности был бы достаточно большим. Это обеспечивает спокойствие и стабильность развития общества. В нашей стране его основу составляют люди, имеющие хорошее образование, стабильный доход, работающие в медицине, образовании, занимающиеся предпринимательством и т.д. Однако существует еще много граждан России, чей уровень жизни остается очень скромным, поэтому большое внимание наше государство уделяет проблеме увеличения доходов населения и улучшению качества жизни. На это направлено большинство социальных программ страны. Сложной также остается и демографическая ситуация. Нашим правительством разработаны специальные программы, которые направлены на увеличение рождаемости и сокращение смертности, уже наблюдается положительная динамика в этом вопросе.

§ 4 Экономическая сфера России

Изменения в социальной сфере тесно связаны с экономикой страны. Всем хорошо известно, что успехи в экономике обеспечивают выполнение социальных обязательств государства, так как именно здесь создается национальное богатство и национальный доход. Последствия экономического кризиса, который начался в 2008 году, в России на сегодняшний день преодолены. Но проблемы в этой сфере сохраняются: главными отраслями российской экономики все еще остаются добыча и экспорт полезных ископаемых и сырья. Мы продолжаем поставлять за рубеж нефть, газ, лес и другие природные богатства. А из-за границы Россия ввозит одежду, обувь, лекарства, бытовую технику и многое другое. Это делает нас зависимыми от иностранных государств. Поэтому одной из задач экономики является развитие собственного производства, которое должно соответствовать современным требованиям, а также быть высокотехнологичным, наукоемким и экологически безопасным.

§ 5 Краткие итоги по теме урока

В России 21 века наблюдаются противоречивые явления. С одной стороны, следует отметить увеличение числа культурных и образовательных учреждений, возрастание интереса россиян к религии, спорту и здоровому образу жизни. По всей стране происходит массовое строительство объектов культуры, которые активно посещают наши соотечественники. С другой стороны, россияне стали намного меньше читать, мы утрачиваем традиции общения и переписки с близкими людьми, происходит загрязнение русского языка так называемым сленгом.

Таким образом, во всех сферах общественной жизни нашей страны в 21 столетии происходят изменения. В одних областях они более заметны, в других - менее. Поэтому мы смело можем утверждать, что российское общество в начале 21 века является одним из быстроразвивающихся в мире.

Список использованной литературы:

  1. «Обществознание» 5 класс. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
  2. «Обществознание» 6 класс. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
  3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание» 6 класс.

Использованные изображения:

Россия всегда была частью мирового сообщества. Древнерусское государство возникло на торговых путях, которые соединяли Скандинавию с Византийской империей и Арабским халифатом. Традиционные религии России - православие, ислам, буддизм и иудаизм пришли в нашу страну из других государств. В 1812 году Россия возглавила освобождение Европы от владычества Наполеона, а в 1945 году наша армия спасла человечество от фашизма. 12 апреля 1961 года полёт Юрия Гагарина в космос открыл всем народам Земли возможность освоения Вселенной.

Россия как часть мирового сообщества

Наша страна находится в постоянном взаимодействии со всем человечеством, и российское общество развивается по тем же законам, какие присущи другим обществам.

Такие процессы, как ускорение развития общества, т.е. сокращение каждой следующей ступени развития, социальный прогресс, присуще всем странам, в том числе и России.

В XXI век Россия вступила динамично развивающимся обществом. Важные изменения происходили в каждой сфере общественной жизни - политической, экономической, социальной, духовной.

Россия в начале XXI века

Значительные изменения затронули политическую сферу жизни российского общества, где произошло укрепление государственной власти.

Частью политической сферы общества являются политические партии. В 1990-х годах в России на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ участвовали десятки партий. В результате ни одна не имела большинства в парламенте, а после реформ произошло резкое сокращение количества официально зарегистрированных партий: с 43 в 1995 году до 20 в 2012 году. В нынешней Государственной Думе из четырёх партий главной является «Единая Россия», фракция которой имеет «конституционное большинство» мест. Таким образом, федеральные законы принимаются значительно быстрее, что сказывается на улучшении нормативно-правовой базы в стране.

    Интересные факты
    Сегодня в Государственной Думе работают фракции четырёх российских партий:
    всероссийской политической партии «Единая Россия»,
    политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»,
    политической партии «Справедливая Россия»,
    политической партии «Либерально-демократическая партия России».

Современное общество - очень сложное явление, управлять им не легко, так как Россия - огромная страна с огромными возможностями: людскими и природными ресурсами. Поэтому происходит постоянный рост численности чиновников - государственных служащих, занятых управлением страной. В то же время возрастает влияние общественности, активно выражающей своё мнение на принятие политических и социальных решений по важнейшим вопросам жизни страны.

Социальная сфера претерпевает в нашей стране значительные изменения. Особенно они касаются роста доходов населения. Например, повысился уровень и качество жизни людей, занимающихся предпринимательством. Кроме того, выросли доходы у тех, кто занят в производстве и продаже электричества, предоставлении услуг тепло- и водоснабжения, продаже нефти и газа, строительстве и производстве строительных материалов. Улучшился уровень жизни людей, работающих в сфере услуг и торговле. Поэтому россияне стали больше покупать автомобилей, бытовой техники, делать евроремонт в своих квартирах. В больших и малых городах выросли кварталы новостроек из многоэтажных домов и коттеджей. Граждане России чаще стали выезжать за границу с деловыми и туристическими целями.

Но есть в России люди, чей уровень жизни остаётся не достаточно высоким. Это сельские жители, работники промышленных предприятий, оснащённых устаревшим оборудованием, пенсионеры, особенно одинокие.

Основное население России составляют средний и низший классы, на долю высшего класса приходится 3-5% населения страны. Средний класс представляют высокообразованные граждане нашей страны. Они заняты в бизнесе, образовании, медицине, высокотехнологичных отраслях, в государственном управлении.

При всех положительных изменениях в социальной сфере России сложной остаётся демографическая ситуация. Уменьшается численность населения страны. Население России, согласно Всеобщей переписи населения 2002 года, составляло 145,2 млн человек, а по данным переписи 2010 года - 142,9 млн человек.

В экономической сфере общества в начале XXI века произошли важные изменения. Экономический спад сменился подъёмом, который продолжался до мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, затронувшего и Россию. В настоящее время Россия смогла преодолеть и сам кризис, и его последствия благодаря грамотно разработанной экономической политике государства по выходу из создавшегося положения.

На сегодняшний день главными отраслями экономики России являются добыча и экспорт полезных ископаемых, в первую очередь нефти, газа и угля, а также леса. Кроме того, в России успешно развиваются производство чёрных и цветных металлов, вооружений, оборудования для атомных электростанций, химических удобрений, пищевая промышленность и промышленность строительных материалов. В последние годы выросло производство автомобилей. Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров зерна.

Но есть в экономическом развитии России и проблемы. Наша страна производит очень мало собственной обуви, тканей, одежды; сильно зависит от импорта лекарств, мяса, овощей и фруктов, самолётов, бытовой техники и компьютеров. Но наличие этих проблем означает, что российским предпринимателям есть чем заняться в ближайшее время.

В духовной сфере общества укрепляются связи между представителями разных религиозных конфессий (православием, исламом, буддизмом, иудаизмом) и государством, которое не препятствует людям в выборе веры и посещении культовых объектов, как это было при советской власти. Напротив, современную Россию характеризует процесс массового строительства храмов, монастырей, мечетей.

Серьёзные изменения претерпела сфера образования, где были введены новые направления деятельности, такие, как Единый государственный экзамен (11 класс), Государственная итоговая аттестация (9 класс).

Расширилось количество школ, где начиная с 8 класса идёт углублённое изучение отдельных предметов в зависимости от способностей и интересов учащихся.

Сегодня жители страны активно посещают музеи и консерватории, театры и кинотеатры (российские кинофильмы получают призы на престижных международных кинофестивалях), ходят на концерты. А вот посещение библиотек сократилось, сказывается влияние телевидения и Интернета.

В современной России, как показывают социологические исследования, школьники меньше читают серьёзную литературу и смотрят фильмы из репертуара художественной классики. Книги стали меньше читать как взрослые, так и подростки.

Интернет, который в 2000-е годы стал доступен большинству жителей нашей страны, превратился в конкурента музеев, кинотеатров и библиотек - всю необходимую информацию люди находят в мировой «паутине».

Итак, мы рассмотрели состояние четырёх сфер нашего общества. Вы заметили, что в них происходят положительные (и не совсем положительные) изменения. Но такое случается в каждом обществе, в каждой стране - ведь мы находимся в постоянном развитии, в постоянном изменении. Эти изменения могут давать как положительные, так и отрицательные результаты.

Их надо изучать, чтобы на них влиять или предупреждать. Конечно, вы не сможете сейчас изменить ход событий, как бы ни хотелось. Но повлиять на них в отдельно взятом случае можете. К примеру, побороться с кризисом чтения (как именно, подумайте сами) или не смотреть «плохие» фильмы, больше увлекаться серьёзным чтением, чем развлекательным. Да мало ли что ещё можно сделать в молодом возрасте! Успехов!

    Подведём итоги
    В начале XXI века Россия представляет собой одно из самых динамичных обществ в мире. Активно перестраивается экономика, где после затяжного спада промышленности в 1990-е годы наступил подъём 2000-х годов. Идут большие положительные изменения в духовной и социальной сферах жизни россиян.

Проверьте свои знания

  1. Что связывает Россию с мировым сообществом?
  2. Как изменялись политическая, экономическая и социальная сферы нашего общества в начале XXI века?
  3. Что происходило в духовной сфере российского общества в начале XXI века?
  4. Что такое «кризис чтения»? В чём он выражается? Вы чувствуете его влияние на себе?

Практикум


Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе.

Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2011 гг..

Путин на премьерском посту с августа 1999 г. главное внимание уделил антитеррористической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложников, взрывы домов в Москве и других городах (погибло более 1,5 тыс. ни в чем не повинных людей) и многое другое в глазах значительной части населения оправдывало жесткую позицию нового главы правительства.

На выборах в III Государственную думу, проходивших 19 декабря 1999 г., значительного успеха добилось избирательное объединение «Единство», которое сложилось лишь в октябре 1999 г. «в поддержку Путина» (лидер – С.Г. Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям). В Думу также вошли КПРФ, «Яблоко», ЛДПР. Радикальные демократы смогли добиться успеха, провели в Думу членов Союза правых сил (СПС) (Б.Е. Немцов, И.М. Хакамада, С.В. Кириенко). Новым объединением центристского типа стало «Отечество – вся Россия». Его возглавили недавний премьер Е.М. Примаков, мэр Москвы Ю.М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В.В. Яковлев.

В 2000-2008 гг. Путин являлся Президентом Российской Федерации и при этом опирался на большинство в российском парламенте, которое полностью поддерживало его действия.

Путин за первые годы президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических реформ.

Летом 2000 г. началась административная реформа . Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 субъектов федерации (регионов). Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным.

С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган пи Президенте России – Государственный совет. А в Совет Федерации – верхнюю палату Федерального Собрания – вошли по два представителя от 89 регионов России – от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.

В экономической области началась налоговая реформа . Вместо существовавшего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы.



В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, выросли минимальный размер оплаты труда и стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий.

С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы . Осуществлялось постепенное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы вместо службы с оружием в руках.

В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.

Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения отставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину постоянно вспоминали его «кэгэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей.

Оценку Путину фактически выставили избиратели. Если в марте 2000 г. за него проголосовало 52% избирателей, то в марте 2004 г. Путин получил более 70% голосов российских избирателей. Абсолютное большинство на выборах в IV Государственную думу в декабре 2003 г. завоевала партия «Единая Россия», которую Путин однозначно поддержал. В стране возникла новая политическая ситуация: президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной «команде».

Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.

В 2008 г. начался мировой финансово-экономический кризис. Он проявился в форме сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран. Предшественником мирового кризиса стал ипотечный кризис в США, где в 2006 г. началось снижение числа продаж домов. Из ипотечного кризис трансформировался в финансовый. Компании потеряли возможность получать капиталы при размещении ценных бумаг, прежде всего в банках. С начала 2008 г. началось снижение объемов производства, спроса на сырье, выросла безработица.

Причинами кризиса посчитали общую цикличность экономического развития, перегрев кредитного и фондового рынков, высокие цены на сырьевые товары (в том числе на нефть). В США, европейских и других странах стали закрываться заводы, банки, газеты и т.д.

Осенью 2008 г. российское руководство заявило о том, что Россию кризис тоже затронул. Началось сокращение промышленного производства. Стала быстро расти безработица. Президент РФ Д.А. Медведев и Председатель Правительства Путин стали повседневно контролировать социально-экономическую ситуацию в так называемом режиме «ручного управления».

США, европейские и другие страны приняли комплекс мер для преодоления кризиса в национальных границах. На международных встречах «восьмёрки» и «двадцатки» лидеров ведущих стран были приняты меры для стабилизации системы международных экономических отношений, выделены средства для помощи наиболее пострадавшим регионам и странам – Греции, Ирландии, Исландии.

В России государственная поддержка была предоставлена крупным финансово-промышленным группах. Их сохранение «на плаву» российское руководство признало первостепенной задачей для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации в стране. Для преодоления кризиса были использованы золотовалютные резервы, накопленные в предыдущие «тучные» годы, когда были большие нефтегазовые доходы. В государственном бюджете появился дефицит. В условиях кризиса численность безработных в России достигала 7 млн. человек. Зарплаты работников государственных учреждений, а также стипендии студентов были заморожены. Было проведено несколько повышений размеров пенсий. Но свой бег ускорила инфляция. Тяжелым ударом по сельскому хозяйству, по экономике страны в целом стало экстремально жаркое лето 2010 г.

Со второй половины 2010 г. руководители страны стали говорить о постепенном выходе из кризиса, о росте промышленного производства, доходов от продажи газа, нефти и другого сырья.

В ноябре 2009 г., несмотря на кризис, президент страны Д.А. Медведев в качестве стратегической задачи для страны провозгласил проведение модернизации в самом широком смысле этого слова.

Внешняя политика РФ. Региональные и глобальные интересы России.

Внешняя политика России приобрела более динамичный характер после того, как на смену больному и малодееспособному Ельцину пришел энергичный Путин. Он расширил круг посещаемых государств. После террористической атаки на США в сентябре 2001 г. и захвата чеченскими боевиками большой группы заложников в центре Москвы в октябре 2002 г. на международной арене стали лучше понимать действия российского ру­ководства в Чечне, ставшей одним из очагов международного терроризма.

С всту­плением в XXI в. Россия и россияне как никогда нуждаются в стабильности международной обстановки, без чего крайне затруднительным представля­ется упорядочить жизнь в стране, осуществлять дальнейшие необходимые преобразования.

После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Новая постсоветская Россия оказалась в достаточно сложном геополитическом положении.

Геополитика представляет собой политологическую концепцию, согласно которой политика государств, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.).

Геополитическое положение России большинством специалистов признается более уязвимым, чем у СССР. Общая протяженность российских границ составляет более 58 тыс. км. У некоторых соседей есть давние территориальные претензии к РФ. Южные границы с Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Украиной обустраиваются крайне медленно из-за нехватки средств. Морское и воздушное пространство защищается с помощью военно-технических средств, которые создавались десятилетия назад и требуют обновления. На юге сохраняется угроза исламского экстремизма. Малонаселенные Восточная Сибирь и Дальний Восток находятся в зоне мощного экономического влияния таких мировых гигантов, как Япония и Китай.

У России остался лишь один фактор, заставляющий с ней считаться, - обладание ядерным оружием. Но в обычных вооружениях Россия в четыре раза слабее НАТО. Военный бюджет стран НАТО превышает расходы России на оборону многократно.

При резко сократившихся ресурсах Россия, по мнению большинства аналитиков, перестала быть мировой державой. Она может играть лишь роль регионального лидера и российскому руководству приходится считаться со значительно возросшим влиянием западных стран в Прибалтике, Молдавии, Грузии, азиатских государствах. Но в обсуждении действительно важных проблем международной политики слово российских лидеров является совещательным, но не решающим. Западные лидеры руководствуются лишь собственными национальными интересами.

Попытка России обозначить свои интересы, например, в августе 2008 г. в ходе «операции по принуждению к миру» в отношении действий грузинского руководства в Южной Осетии встретили отрицательную реакцию со стороны западных стран.

Современные проблемы человечества и роль России в их решении

Понятие «глобальные проблемы» появилось в международном лексиконе в последней трети XX в. Войны, природные и техногенные катастрофы, новые болезни показали, что жизнь на Земле весьма уязвима. Благодаря обмену информацией, общению на международных конференциях и в международных организациях постепенно пришло понимание того, что многие проблемы являются действительно глобальными . Они могут быть решены совместными усилиями всего человечества. Если оно не хочет исчезнуть с поверхности земного шара.

Наша страна тоже столкнулась с этими проблемами. Мощное индустриальное развитие и интенсификация сельского хозяйства породили множество экологических проблем. В апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС. В годы «перестройки» по стране прокатилась волна межэтнических конфликтов. В постсоветский период обозначилась проблема демографической деградации, депопуляции.

Современная Россия является крупнейшей ядерной державой с огромным промышленным, научно-техническим, интеллектуальным и культурным потенциалом.

От позиции руководства СССР и современной России во многом зависит гарантированное предотвращение возможной ядерной войны и полное прекращение гонки вооружений . В этой области ещё в 60-70-е годы были подписаны серьёзные соглашения, которые стабилизировали и сделали предсказуемыми международные отношения. После распада СССР Россия выступила гарантом соблюдения подписанных в своё время соглашений. На территорию России были перемещены запасы ракетно-ядерного оружия из ряда бывших республик СССР. После продолжительных переговоров в 2010 г. был подписан договор ОСВ-3, который стал очередным шагом по сокращению опасности ядерной войны.

Российское руководство выдвинуло немало инициатив, направленных на разрешение существующих глобальных проблем. На собственной территории россияне вплотную столкнулись с проблемой международного терроризма. Опыт показывает, что успехи в деле решения глобальных проблем современности зависят от позиции ведущих стран мира, особенно США. Так, после террористической атаки на США в сентябре 2001 г. правительство этой страны осуществило серьезные меры против международного терроризма, действуя в кооперации с другими странами.

Крупный вклад наша страна вносит в решение энергетической проблемы , которая остро стоит в странах, не обладающих собственными запасами газа, нефти, угля, гидроресурсами. Значительная часть потребностей европейских и азиатских стран удовлетворяется за счёт экспорта энергоносителей из нашей страны. Россия является одной из ведущих стран в области атомной энергетики.

Россия остаётся одним из лидеров в освоении космического пространства. Не стоит недооценивать роль транспортных путей, которые пересекают территорию современной России. Сохраняет свои международные позиции, своё всемирное значение российская культура.

Решение глобальных проблем современности само по себе представляет глобальную проблему, так как требует согласования самых разнообразных интересов, выделения огромных финансовых средств, четкой координации действий всех заинтересованных сторон и последовательной политики на протяжении длительного времени.

Изучение дисциплины «История» является одним из элементов понимания простого тезиса – Земля у нас одна, Россия у нас одна. Нам по силам это сберечь.

Президент России В. В. Путин, укрепление российской государственности, политические реформы, обеспечение гражданского согласия и единства общества, новые государственные символы России, экономические реформы, экономика и социальная сфера страны в начале XXI века, усиление борьбы с терроризмом, чеченская проблема, разработка новой внешнеполитической стратегии, выборы 2003–2004 годов, разработка стратегии развития России до 2020 года, президентские выборы 2008 года.

Президент России В. В. Путин.

Второй Президент России Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 г. Окончив юридический факультет Ленинградского государственного университета, он с 1975 по 1991 г. служил в органах государственной безопасности. В 1991-1996 гг. работал в мэрии Санкт-Петербурга, был вице-мэром города, затем перешел в аппарат Президента России, где за короткий срок прошел путь до первого заместителя главы администрации.

В 1998 г. Путин был назначен директором ФСБ. Летом 1999 г. он был утвержден председателем правительства России. На президентских выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин уже в первом туре одержал победу и был избран Президентом. 7 мая 2000 г. он вступил в должность. Главой правительства Российской Федерации был утвержден М. М. Касьянов - первый вице-премьер в правительстве Путина. В. В. Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых прогрессивных преобразований в России, поэтому и первые шаги нового Президента были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, наведение должного порядка.

При этом демократический выбор, сделанный страной в 90-е гг., никогда не подвергался сомнению.

Укрепление российской государственности. Политические реформы.

Для укрепления роли федерального Центра Президент учредил 7 федеральных округов - Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, что стало началом реформы системы местного управления. Главами округов были назначены полномочные представители Президента. В короткий срок удалось решить чрезвычайно важную задачу: привести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел. Более 3,5 тыс. нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам, 4/5 из них были приведены в соответствие.

Эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России. По инициативе Президента была проведена реформа Федерального Собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных их законодательными органами и назначенных главами администраций. Эти решения усовершенствовали федеративное устройство России, позволили преодолеть наиболее острые противоречия, существовавшие между Центром и регионами.

Был создан Государственный совет, в состав которого вошли главы регионов. Его целью было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов. Совершенствовалась и российская многопартийная система. Принятый Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения. В результате значение политических партий в жизни страны усилилось.

Была начата судебная реформа, в ходе которой появились суд присяжных, институт мировых судей и судебных приставов, из судебного процесса были выведены народные заседатели. В короткий срок была завершена работа по кодификации российского законодательства.

Была заметно ускорена военная реформа, целью которой провозглашалось создание профессиональной, хорошо вооруженной и обученной Российской армии к 2015 г.

Мы уже два года говорим о сокращении избыточных функций госаппарата. Ведомства по вполне понятным причинам цепляются и будут цепляться за эти функции. Но это, конечно, не повод откладывать реформу... Председателю Правительства следует представить обоснованные предложения по реструктуризации системы исполнительной власти... Необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И прежде всего придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов.

Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.

Одним из основных направлений деятельности Президента В. В. Путина стало обеспечение общественного единства и согласия. Не разделяя общество на «своих» и «чужих», сторонников и противников реформ, он осуществил ряд мер, способствовавших объединению общества. Бесплодная борьба по вопросам о государственной символике России продолжалась почти 10 лет. Президент предложил компромисс, способный сблизить позиции различных слоев общества. В декабре 2000 г. Государственная дума утвердила закон о национальных символах России. Трехцветный бело-сине-красный флаг и герб в виде двуглавого императорского орла напоминают о тысячелетней истории России. Красный флаг Победы нашего народа в Великой Отечественной войне стал флагом Вооруженных сил. Государственный гимн, положенный на музыку Гимна СССР, символизирует единство поколений, неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны.

Регулярно проходят встречи Президента с лидерами думских фракций. Обмен информацией о действиях и планах высших органов власти, совместный поиск политических решений повышают эффективность государства.

Деятельность Президента вызвала одобрение общества: к концу первого срока пребывания на высшем государственном посту В. В. Путина поддержали около 80 % россиян. На выборах в Государственную думу в декабре 2003 г. избиратели отдали большинство голосов за партию «Единая Россия», поддержанную Президентом.

Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в.

В экономической жизни страны произошли заметные перемены. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам.

Собранию. 2000 г.

Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм. Но Россия - это прежде всего люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь - главная задача власти, любой власти. Однако сегодня в нашем доме далеко от комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить... Сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашних... И они весьма скромны по сравнению с другими странами, которые развиваются и гораздо быстрее, и гораздо устойчивее, чем мы. Нынешний рост лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры... России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива; которая обеспечивает стабильное политическое развитие... Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства... Неэффективное государство... является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса...
К сожалению, деловой климат в нашей стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным. Предпринимательские риски и налоги - высоки. Механизмы регистрации предприятий - сложны, проверки - бесконечны...

В начале XXI в. экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала 30 лет.

По инициативе Президента была осуществлена налоговая реформа. В 2001 г. введен единый 13 %-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. В результате стала постепенно решаться задача вывода из тени реальных доходов населения. Были приняты законы о поддержке малого и среднего предпринимательства.

Начата аграрная реформа. Появились законы о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Это был важный шаг на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества.

Были приняты меры по ограничению власти естественных монополий - гигантских объединений, занимающих исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии, а также на транспорте (таковы прежде всего Газпром, российское акционерное общество «Единая энергетическая система России», Министерство железнодорожного транспорта). Новый курс проводился в отношении олигархов, как с 90-х гг. стало принято называть представителей крупного бизнеса, пытающихся определять политику государства. Сотрудничая с ними, государство в то же время последовательно лишало их возможности вмешиваться в вопросы, относящиеся только к его ведению, внимательно следило за соблюдением Налогового кодекса.

В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке стали увеличиваться расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн операций в секунду. Открыты перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. Мировые цены на нефть в начале XXI в. держались на высоком уровне. Доходы государственного бюджета выросли. Правительство смогло не только рассчитаться с международными кредитными организациями, но и решить ряд социальных задач. Проект бюджета на 2002 г. впервые за историю России предусматривал превышение расходов на образование над военными затратами. В мае 2002 г. золотовалютные резервы страны впервые за долгие годы составили 40 млрд долларов, а в начале 2007 г. превысили 330 млрд долларов.

Из послания Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию. 2002 г.

Наши цели неизменны - демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства...
...Самое главное - повышение уровня жизни нашего народа, создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги...
...Удовлетворяет ли нас достигнутое? Наш ответ - конечно же нет, еще раз нет. Для головокружения от успехов нет никаких оснований. Экономические проблемы России никуда не делись. Бедность только немножко отступила, но продолжает мучить еще 40 миллионов наших граждан...

Правительство России приступило к реализации мер по модернизации (совершенствованию и обновлению) системы образования и здравоохранения. Увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно ее наиболее перспективных направлений. Неоднократно повышались пенсии по старости, инвалидности, увеличивался размер минимальной зарплаты работников бюджетной сферы. Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно расти.

Усиление борьбы с терроризмом. Чеченская проблема .

В. В. Путин вступил в должность главы правительства в августе 1999 г. Через несколько дней чеченские боевики вторглись в Дагестан, провозгласив создание исламского государства. Однако население Дагестана с оружием в руках встало на пути боевиков. По инициативе Путина началась контртеррористическая операция. Сепаратисты были вытеснены с территории Дагестана. Чудовищным ответом боевиков были взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. Погибли сотни невинных людей.

Осенью 1999 г. федеральные войска вновь вошли в Чечню и в короткий срок взяли под контроль важнейшие населенные пункты. Лидеры террористов обращались за помощью к международным организациям, которые стали предлагать посреднические услуги в решении внутрироссийской проблемы. В Чечне наряду с боевыми операциями правительство России развернуло работу по восстановлению разрушенных городов и сел, налаживанию мирной жизни. Были сформированы новые органы управления, открыты представительства федеральных органов власти, созданы отряды местной милиции.

Лидеры сепаратистов перешли к методам партизанской войны. Они попытались использовать для атак на федеральные силы территорию Грузии, активизировали попытки привлечь на свою сторону мировое общественное мнение. С их подачи все громче звучали призывы международных организаций к соблюдению прав человека в Чечне. Казалось, мировое сообщество не понимает опасности террора, не видит связи между событиями в Чечне и деятельностью мировых террористических организаций. Лишь с началом международной контртеррористической операции в Афганистане осенью 2001 г. Запад смягчил давление на Россию в чеченском вопросе.

Реальность сохранения серьезной угрозы со стороны терроризма продемонстрировали события, связанные с захватом чеченскими террористами заложников в Театральном центре в Москве в октябре 2002 г., серия терактов в различных городах России.

В отличие от прежних лет, федеральная власть сделала ставку в урегулировании военно-политического кризиса на самих чеченских лидеров. На референдуме в 2003 г. жители Чечни высказались за сохранение республики в составе Российской Федерации. Президентом Чечни был избран А. Кадыров.

Разработка новой внешнеполитической стратегии.

Внешнеполитическая стратегия России в 2000-2004 гг. претерпела серьезные изменения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и доктрина информационной безопасности России. Соображения, связанные с получением новых кредитов и привлечением инвестиций, отошли на второй план. Россия более четко, чем прежде, определяет свои национальные интересы и, исходя из них, строит отношения с США и странами Западной Европы.

Важным направлением внешней политики является поддержка Россией Организации Объединенных Наций.

В 1999-2001 гг. В. В. Путин неоднократно призывал международное сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом.

Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2000 г.

Холодная война осталась в прошлом, но и по сей день приходится преодолевать ее тяжелые последствия...
Так, в условиях нового для нас типа внешней агрессии - международного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны - Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перекройке мира...

Голос российского Президента был услышан лишь после трагических событий в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские лайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне. Твердая позиция России, обнародованная Президентом буквально в течение нескольких часов после получения трагических известий, получила признание всего мирового сообщества.

Россия присоединилась к усилиям США и других стран мирового сообщества по подготовке и проведению контртеррористической операции в Афганистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО. В октябре 2001 г., выступая в германском бундестаге (парламенте ФРГ), Президент В. В. Путин вновь обратил внимание на то, что угроза современному миру таится не столько в конфронтации великих держав, сколько в вызове международных террористических организаций. Это требовало изменения системы обеспечения международной безопасности.

В мае 2002 г. в Риме Россия заключила соглашение с НАТО о координации действий в обеспечении международной безопасности. Был подписан договор между Россией и США по стратегическим наступательным вооружениям об их сокращении каждой стороной на 75 %.

Более энергично развивались отношения России с партнерами по СНГ. Регулярными стали встречи на высшем уровне с их лидерами. Новый импульс был дан отношениям с Украиной и Белоруссией.

В то же время перемены в странах СНГ («революция роз» в Грузии, «оранжевая революция» на Украине, «революция тюльпанов» в Киргизии) потребовали от руководства России поиска новых подходов к политике в рамках Содружества.

Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2006 г.

На пространстве СНГ идет непростой, но активный поиск оптимальных моделей взаимодействия. И Россия готова прямо и ясно заявить о желательном для нас конечном результате такого поиска: это создание оптимальной экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников. Повторю: отношения с нашими ближайшими соседями были и остаются важнейшим направлением внешней политики Российской Федерации. В праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. впервые приняли участие лидеры ведущих мировых держав, в том числе Германии, Италии и Японии.

В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала лидеров «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Все эти перемены свидетельствовали о том, что авторитет Российской Федерации на международной арене заметно вырос. Отношения стратегического партнерства установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Резкое обострение конфликта на Ближнем Востоке осенью 2000 г. подтвердило эффективность позиции России, выступающей за диалог с обеими противоборствующими сторонами. Во всем мире получили поддержку позиция России по недопущению войны в Ираке (2003), ее действия по выходу из нового международного кризиса.

Выборы 2003-2004 гг.

7 декабря 2003 г. прошли выборы в Государственную думу. 37,57 % голосов избирателей были отданы за поддержанную Президентом России партию «Единая Россия». За КПРФ проголосовали 12,61 %, за ЛДПР - 11,45 %, за блок «Родина» - 9,02 % избирателей. С учетом мест по одномандатным округам «Единая Россия» получила в Думе более 300 мест (конституционное большинство). Председателем Думы был избран руководитель «единороссов» Б. В. Грызлов. 24 февраля 2004 г. Президент отправил в отставку правительство Касьянова. Председателем правительства стал М. Е. Фрадков.

14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента России. Победу в первом туре одержал В. В. Путин, за которого проголосовали 71,22 % участников голосования. Избрание Путина означало поддержку населением курса, проводимого им в первый президентский срок. Продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент провел административную реформу, укрупнив министерства и ведомства. В сентябре 2004 г., после захвата террористами школы в Беслане, было объявлено о начале нового этапа политической реформы и борьбы с терроризмом.

Вместо прежних прямых выборов губернаторов населением регионов был введен порядок, по которому их кандидатуры стали вноситься Президентом страны и утверждаться законодательными собраниями субъектов Федерации.

Было решено проводить выборы всех уровней по-новому: президентские и местные - весной, а в Государственную думу - в декабре. Принятый Закон о политических партиях установил для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Избрание депутатов по одномандатным округам было отменено. Весь состав Думы теперь было решено формировать только по партийным спискам, на основе симпатий избирателей к самым крупным политическим партиям страны, а не к конкретным кандидатам в депутаты.

Был запрещен переход депутатов из одной фракции в другую и установлен более высокий избирательный барьер (7 % вместо 5 %) для политических партий. Одновременно создавалась Общественная палата, дополнившая усилия Государственной думы по разработке и реализации политического курса. Укрепление властной вертикали усиливало регулирующую роль государства во всех сферах жизни.

Успехи в экономике, создание мощного Стабилизационного фонда (к началу 2007 г. он превышал 100 млрд долларов) сделали возможными перемены в социальной политике. В 2005 г. по инициативе Президента были приняты национальные проекты, направленные на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, аграрного сектора, обеспечение населения доступным жильем. Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно расти.

Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2006 г.

Проект «Доступное жилье» должен за два года снизить ставки по ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличить почти в три раза - до 260 миллиардов рублей...
Значительные ресурсы в рамках отдельно выделенного национального проекта направлены на развитие сельского хозяйства. Уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе, развивается система кредитования потребительской кооперации, личных подсобных хозяйств и крупных сельхозпроизводств. Мы содействуем закупке очень нужных нашему селу новых технологий и качественной сельхозтехники. Несколько слов о целях и мерах, предусмотренных национальным проектом «Образование». России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований. Еще один национальный проект был начат нами в сфере здравоохранения. Он направлен на укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

Таким образом, курс на консолидацию российского общества, усиление роли государства в экономике и социальной сфере, налаживание равноправных партнерских отношений со странами Запада способствовали возрождению России и получили поддержку населения.

Разработка стратегии развития России до 2020 г. Президентские выборы 2008 г.

Набранный темп развития страны делал жизненно важным не только обеспечение преемственности курса Президента В. В. Путина, но и разработку долгосрочной перспективы развития России. «План Путина» стал предвыборной платформой «Единой России» на выборах в Государственную думу, проходивших 2 декабря 2007 г. Авторитет общенационального лидера, а также стремление населения страны обеспечить стабильность и возрождение страны, привели к тому, что на парламентских выборах «Единая Россия» набрала 64,30 %, т. е. 44 млн 714 тыс. 241 голос избирателя, КПРФ - 11,57 % (8 млн 46 тыс. 886 голосов), ЛДПР - 8,14 % (5 млн 660 тыс. 823 голоса), «Справедливая Россия» - 7,74 % (5 млн 660 тыс. 639 голосов).

Победа на выборах позволила «Единой России», поддержанной еще несколькими политическими партиями выдвинуть единого кандидата на пост Президента России. Им стал первый вице-премьер правительства России Д. А. Медведев. 8 февраля 2008 г. Президент В.В Путин выдвинул программу развития России до 2020 г. В ее основе лежал переход на инновационный путь развития экономики и социальной сферы. 2 марта 2008 г. третьим Президентом России был избран Д. А. Медведев. За него отдали свои голоса 70,28 % проголосовавших. За лидера коммунистов Г. А. Зюганова проголосовали 17,72 %, за председателя ЛДПР В. В. Жириновского 9.34 %, за представителя Демократической партии России А. В. Богданова 1,29 %. После вступления в должность Президента России 7 мая 2008 г. председателем правительства Российской Федерации был назначен В. В. Путин.