Ракетный крейсер «Варяг

  • 03.06.2019

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» (ГРКР «Москва») является головным кораблем проекта 1164 «Атлант» (код НАТО - класс Слава). Данный класс советских ракетных крейсеров, занимает промежуточное положение между кораблями типа «Ушаков» (проекта 1144 «Орлан», ранее «Киров») и эсминцами типа «Современный» (проект 956). Ракетные крейсера типа «Атлант» с мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» стали важной частью ВМФ России после раздела флота СССР.

Всего было построено 4 крейсера этого типа, а введено в строй - 3.

Разработчиком проекта 1164 «Атлант» является Северное ПКБ.

Ракетные крейсера проекта 1164 предназначены для нанесения ударов по ударным группировкам и крупным кораблям противника, для обеспечения боевой устойчивости противолодочных поисково-ударных групп кораблей, а также выполнения задач коллективной ПВО соединений и конвоев в удаленных районах мирового океана. Вспомогательными задачами кораблей данного класса является огневая поддержка десантов, борьба с подлодками, обстрел побережья, занятого неприятелем.

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» был заложен 4 октября 1976 года под именем «Слава» (строительный номер 2008) на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве, Украина. Спуск на воду состоялся 27 июля 1979 года. 28 декабря 1982 года были завершены заводские и государственные испытания крейсера.

30 января 1983 года на корабле был поднят Военно-Морской Флаг СССР. Корабль попал в 150-ю бригаду надводных кораблей, где он до 1990 года представлял главную ударную силу Краснознаменного Черноморского флота.

После списания противолодочного крейсера «Москва» проекта 1123 унаследовал его имя и стал флагманом Черноморского флота России. Это произошло 16 мая 1996 года.

Основные характеристики ГРКР «Москва», бортовой номер 121, порт приписки Севастополь: Водоизмещение стандартное 9800 тонн, полное 11280 тонн. Длина 186,5 метра, ширина 20,8 метра, осадка 7,6 метра. Максимальная скорость хода 32 узла, экономическая 16 узлов. Дальность плавания 6000 миль на 15 узлах. Экипаж составляет 510 человек.

Силовая установка: газотурбинная установка, 4х22500 л.с., 2 винта.

Вооружение:

Противокорабельные ракеты: 16 пусковых установок противокорабельных ракет (16 ракет П-500 «Базальт», после модернизации - 16 ракет П-1000 «Вулкан»).

Артиллерийское вооружение: 1x2 130-мм артустановка AK-130, 6 6-ствольных 30-мм артустановок АК-630.

Зенитно-ракетное вооружение: 8x8 пусковых установок Б-204 зенитно-ракетного комплекса С-300Ф «Риф» (боекомплект 64 ракеты), 2x2 пусковых установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 48 ракет).

Противолодочное вооружение: 2x5 533-мм торпедных аппарата, 2x12 реактивных бомбомета РБУ-6000.

Авиационное вооружение: 1 вертолет Ка-27.

21 марта 1991 года крейсер был поставлен на капитальный ремонт в Николаеве. В августе 1999 года крейсер вновь вступил в строй.

В 2003 году во главе ОБК КЧФ в составе СКР «Сметливый» и «Ладный» участвовал совместно с боевыми кораблями КТОФ БПК «Адмирал Пантелеев», «Маршал Шапошников» и танкера «Владимир Кольчицкий» в российско-индийских военно-морских учениях Индра-2003.

В мае 2004 года в Севастополе в плавучем доке была выполнена уникальная операция по замене рефрижираторных установок корабля.

В сентябре 2004 года гвардейский ракетный крейсер «Москва» под флагом командующего ЧФ адмирала В. Масорина в составе отряда боевых кораблей ЧФ участвовал в совместных военно-морские учениях кораблей ВМФ России и ВМС Италии (ИОНИЕКС - 2004) в Средиземном море.

12 января 2008 года гвардейский ракетный крейсер «Москва» вышел из Севастополя, что бы принять участие в боевой службе в Средиземном море с кораблями Северного флота - авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и обеспечивающих его боевых кораблей и вспомогательных судов.

C 10 по 23 августа 2008 года корабль в составе корабельного соединения разнородных сил принимал участие в обеспечении миротворческой операции «Принуждение к миру», находясь в восточной части Черного моря.

В августе 2010 года впервые зашел в порт Коломбо - столицу Республики Шри-Ланка, что позволило перевести в практическую плоскость военно-морское сотрудничество двух стран. Тогда же по решению руководства Минобороны России на корабле ЧФ прошли морскую практику по различным специальностям 4 младших офицера ВМС Шри-Ланки.

С 23 ноября 2012 года по 06 февраля 2013 года крейсер нес боевую службу в восточной части Средиземного моря, а в конце января 2013 года принимал участие в учениях ВМФ России совместно с силами Балтийского и Северного флотов. За время похода «Москва» совершила дружественные визиты на остров Кипр и в порты Греции. Всего за кормой флагмана ЧФ осталось более 13 тысяч морских миль.

3 июля 2013 года из Севастополя флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва» под командованием гвардии капитана 1 ранга Сергея Тронева вышел в дальний поход.

Командиром похода назначен заместитель командующего Черноморским флотом контр-адмирал Валерий Куликов. Экипажу предстоит решать задачи в составе межфлотского отряда кораблей Военно-Морского Флота России в Средиземном море и Атлантическом океане.

11 сентября 2013 года, завершив выполнение задач в акваториях Атлантического и Тихого океанов, флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва», проследовав Гибралтарским проливом, вошел в Средиземное море. В течение этого времени крейсер совершил деловые заходы в порты Португалии, Кубы, Никарагуа и Венесуэлы.

06 сентября 2014 года покинул Севастополь и направился выполнять задачи в Индийском океане и Азиатско-Тихоокеанском регионе. По пути следования флагман ЧФ принял участие в мероприятиях «Русской недели на Ионических островах», посетив греческие порты Керкира, Лефкас, Аргосталион и Закинтос. В первой декаде октября флагман под командованием гвардии капитана 1 ранга Сергея Тронева завершил выполнение задач в акватории Средиземного моря и, проследовав Суэцким каналом, . 23 октября - столицу Республики Шри-Ланка. На 31 октября в сингапурский порт Чанги продолжает выполнять переход для выполнения задач в акватории Тихого океана.

12 ноября 2014 года в Филиппинском море с большим противолодочным кораблем Тихоокеанского флота . По сообщению на 17 ноября 2014 года продолжают отрабатывать взаимодействие в Филиппинском море. По сообщению от 20 ноября ГРКР «Москва» после выполнения задач в составе межфлотской группировки в Азиатско-Тихоокеанском регионе . 25 ноября Тихоокеанского флота и приступил к выполнению задач автономного плавания в Южно-Китайском море. 08 декабря в сингапурский порт Чанги, где пробудет до 11 декабря. С 19 по 23 декабря в порту Коломбо, Республика Шри-Ланка.

По сообщению от 01 января 2015 года экипаж ГРКР в порту Султаната Оман - Салала, где пробудет до 03 января. 15 январяпополняет запасы воды и топлива от большого морского танкера «Иван Бубнов», который ранее совершил заход в указанный порт. По сообщению от 24 июня возрожденного в Севастополе Черноморского высшего военно-морского училища имени адмирала П.С Нахимова (ЧВВМУ) по итогам морской практики вручены нагрудные знаки «За дальний поход». 10 июля , Ангола, где пробудет до 14 июля. По сообщению от 16 июля главным комплексом по мишенной позиции, имитирующей надводный корабль. Крылатая ракета успешно поразила цель. 21 июля , Республика Экваториальная Гвинея. 21 июля в составе отряда кораблей Военно-Морского Флота России порт Малабо, где пробудет до 24 июля. По сообщению от 29 июля в Атлантическом океане и направляется в Средиземное море. По сообщению от 14 августа в составе постоянного соединения Военно-Морского флота России в Средиземном море в восточной части акватории Средиземного моря. 18 августа под флагом заместителя командующего ЧФ вице-адмирала Валерия Куликова после дальнего похода. 17 сентября плановые задачи боевой подготовки. 24 сентября покинул Севастополь и к берегам Сирии, куда должен прибыть вечером 27 сентября. Это уже третий выход в дальнюю морскую зону в текущем году. 25 сентября проливов Босфор и Дарданеллы и вошел в состав постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море. 05 октября в составе корабельных ударных групп по морским и воздушным целям из зенитных ракетных и артиллерийских комплексов. 08 января 2016 года прошел турецкими проливами и в Черное море из Средиземного моря. 09 января под командованием гвардии капитана 1 ранга Александра Шварца в Севастополь после выполнения задач в Средиземном море.

22 июля 2016 года Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу в Севастополе орден Нахимова экипажу гвардейского ракетного крейсера.

Гвардейский ракетный крейсер «Москва», прозванный на Западе «убийцей авианосцев» и до 1995 года носивший наименование «Слава», по праву является флагманом Черноморского флота. В те времена в СМИ зачастую задавался вопрос – для решения каких задач необходимо держать на Черном море этот ракетный крейсер. О крейсере «Москва» и связанных с ним вопросах рассуждает Александр Кудрявцев.

Корабль с именем столицы на борту в любом флоте окружен пристальным вниманием. Не исключение и гвардейский ракетный крейсер (ГРКР) «Москва». С одной стороны, ГРКР «Москва» изначально был настоящим местом паломничества высокопоставленных лиц Советского Союза, России и других стран. С другой…

В начале 90-х годов прошлого века был поставлен вопрос о его списании и продаже на металл. Так сложилось, что хмурым октябрьским утром 1990 года автор был свидетелем того, как ракетный крейсер «Слава» своим ходом уходил на ремонт в Николаев. С тем, чтобы лишь через 9 лет вернуться на буксирах на свой родной 12-й причал в Севастополь.

В 1995 году решение о присвоении гвардейского звания и переименовании «Славы» в «Москву» вызвало немало споров. Понятно, в СМИ звучало немало обвинений в адрес инициатора переименования тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова – политический пиар, отсутствие меры и скромности. И для каких целей вообще необходимо держать на Черном море ракетный крейсер, иногда называемый «убийцей авианосцев».

Только август 2008 года показал, насколько важен подобный ракетный аргумент мира и согласия… Сразу после конфликта в Южной Осетии в Черное море зашли боевые корабли НАТО, в том числе и польский эсминец американской постройки. Российское руководство вполне спокойно отнеслось к демонстрации «мирных» намерений Северо-Атлантического блока.

Один полный ракетный залп «Москвы» стал бы последним для всего натовского корабельного отряда.

История создания корабля

В середине 70-х годов началось проектирование нового ракетного крейсера пр.1164 под шифром «Атлант». Главным конструктором корабля был вначале А. Перьков, а затем В. Мутихин. Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга А. Блинов. Наряду со ставшей традиционной ударной задачей, на корабль возлагалось обеспечение зональной или коллективной противовоздушной обороны.

Знаменитый С-300, корабельный вариант с литерой «Ф», позволял и позволяет выполнить поставленную задачу защиты от воздушного нападения с высокой эффективностью. Боевое применение корабля изначально планировалось в составе оперативного соединения.

По кораблестроительной и энергетической части за основу проекта были взяты технические решения пр.11-34Б с некоторой переработкой.

Немного отвлекусь. К знаменитым «букарям» - так еще военные моряки называли проект 11-34Б - относились и относятся большие противолодочные корабли «Очаков», «Азов», «Керчь». Один из них – «Керчь» - после модернизации входит в состав сил постоянной готовности Черноморского флота.

Главная газотурбинная установка на каждом валу имеет по два форсажных двигателя и один маршевый. Тепло отработанных газов отбирается теплоутилизационным контуром (ТУК), пар из которого подается на вспомогательные паровые турбины. Экономичность всей установки на 18-узловом ходу повысилась почти на 12%.

По требованию главного наблюдающего для многих корпусных конструкций минимальная толщина стальных листов была принята в 8-мм, что было выше, чем требовалось по расчету или нормам.

Это было сделано с целью увеличить долговечность корпуса корабля. Новое вооружение и новая энергетическая установка привели к увеличению полного водоизмещения почти на 28% по сравнению с проектом 1134Б.


Главное оружие крейсера включает комплекс ударного (противокорабельного) ракетного оружия П-500 «Базальт» с системой управления «Аргон»

Впрочем, сравнения здесь неуместны. Ракетный крейсер и большой противолодочный корабль сходство имеют лишь технологическое, вооружение и задачи у них весьма разные. Главное оружие крейсера включает комплекс ударного (противокорабельного) ракетного оружия П-500 «Базальт» с системой управления «Аргон» и 16 противокорабельными ракетами (ПКР) в восьми спаренных ненаводящихся пусковых установках на верхней палубе.

Размещение ПКР и система управления обеспечивают ведение залповой стрельбы всеми ракетами. Выдача целеуказания для стрельбы на столь значительную дистанцию (более 500 км) обеспечивается аппаратурой приема информации со спутников, от самолетов Ту-95РЦ, а также от собственного корабельного вертолета разведки и целеуказания, базирующегося на корабле.

Зенитные огневые средства представлены двумя ЗРК: коллективной (зональной) обороны многоканальным комплексом «Форт» и самообороны «Оса-М». Восемь пусковых установок первого ЗРК представляют собой вращающиеся вертикальные барабаны «револьверного» типа на 8 ракет, размещенные под верхней палубой в кормовой части корабля.


Радиолокаторы ГРК "Москва"

Для управления зенитными ракетами в полете в состав комплекса входит стрельбовая многоканальная РЛС со сферической антенной типа «фазированная решетка». ЗРК самообороны «Оса-М» с дальностью эффективной стрельбы около 10 км в двойной комплектации включает двухбалочную наводящуюся в обеих плоскостях пусковую установку, погреб на 20 ракет и собственную систему управления.

www.rusarmy.com" src="http://mtdata.ru/u17/photo8BFF/20511702559-0/original.jpg#20511702559" alt="Корабельная артиллерийская установка АК-130.Фото www.rusarmy.com " border="0" hspace="0" vspace="0" />

130-мм спаренная артустановка АК-130

Зенитные огневые средства корабля дополняются универсальной (способна вести по морским и береговым целям) двухорудийной 130-мм автоматической артустановкой АК-130 с радиолокационной системой управления «Лев» и тремя батареями 30-мм шестиствольных автоматов АК-630М (два автомата с системой управления «Вымпел» в каждой батарее).

Освещение общей воздушной обстановки, а также выдача целеуказания зенитному оружию возложены на радиолокационный комплекс «Флаг» с двумя РЛС «Фрегат» и «Восход», антенные посты которых размещены соответственно на фок- и грот-мачтах.

Несмотря на ударную специализацию, крейсер располагает неплохим противолодочным вооружением: двумя пятитрубными 533-мм торпедными аппаратами и гидроакустическим комплексом «Платина» с бульбовой и буксируемой антеннами.


Реактивная бомбометная установка РБУ-6000

Две ракетно-бомбовые установки РБУ-6000 предназначены, в основном, для защиты корабля от торпед. Двухзальная газотурбинная энергетическая установка обеспечивает полную скорость до 34 узлов и, по мнению автора, вполне реальна.

Всего по пр. 1164 было заложено 4 корабля, из них достроено и вступило в строй 3 ракетных крейсера - по одному на Черноморский, Северный и Тихоокеанский флота.

  • «Слава» (с 1995 года «Москва») , заводской № 2008., 5.11.1976 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 27.7.1979 году, вступил в строй 30.12.1982 года и 7.2.1983 году включен в состав Краснознаменного Черноморского флота.
  • «Адмирал флота Лобов» (с 5.11.1986 года «Маршал Устинов») , заводской №2009, 5.10.1978 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен на воду 25.2.1982 года, вступил в строй 15.9.1986 года и 5.11.1986 года включен в состав Краснознаменного Северного флота.
  • «Червона Украина» , заводской №2010., 31.7.1979 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 28.8.1983 года, вступил в строй 25.12.1989 года и 28.2.1990 года включен в состав КТОФ. Переименован в«Варяг» .
  • «Комсомолец» (с 23.3.1985 года «Адмирал флота Лобов») , заводской №2011, 29.8.1984 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен на воду 11.8.1990 году, 18.3.1993 году при 75% готовности снят со строительства, исключен из состава ВМФ Российской Федерации и 1.10.1993 г. расформирован. Впоследствии перешел в собственность ВМС Украины и переименован сначала в «Галичину» , затем в «Украину» .

Крейсера пр.1164, планировавшиеся к закладке и постройке помимо вышеперечисленных:

«Россия» (с 30.12.1987 года «Октябрьская революция») , заводской №2012, 11.8.1987 году зачислен в списки кораблей ВМФ, но 4.10.1990 года снят со строительства и на заводе имени 61 коммунара в Николаеве не закладывался

«Адмирал флота Советского Союза Горшков», заводской №2013, 1.11.1988 году зачислен в списки кораблей ВМФ, но на заводе имени 61 коммунара в Николаеве не закладывался и 4.10.1990 году снят со строительства.

Основные характеристики:

Водоизмещение корабля :

  • стандартное - 9800 т
  • полное - 11 280 т

Размеры :

  • длина - 186,5 м
  • ширина - 20,8 м
  • осадка - 7,6 м

Максимальная скорость хода - 32 узла

Дальность плавания - 6000 миль на скорости 15 узлов

Силовая установка :

газотурбинная, 4х22500 л.с

Вооружение :

  • ударное ракетное - 16 пусковых установок ПКР (16 ракет П-500 «Базальт», после модернизации - 16 ракет П-1000 «Вулкан»)
  • артиллерийское - 1x2 130-мм артустановка AK-130, 6 6-ти ствольных 30-мм артустановок АК-630
  • зенитно-ракетное - 8x8 пусковых установок Б-204 ЗРК С-300Ф «Риф» (боекомплект 64 ракеты), 2x2 пусковых установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 48 ракет)
  • противолодочное - 2x5 533-мм торпедных аппарата, 2x12 реактивных бомбомета РБУ-6000
  • авиационное - вертолет Ка-27

Экипаж крейсера - 510 чел.

Автор с весны 2000 года неоднократно выходил в море на гвардейском ракетном крейсере «Москва». До сих пор в душе осталось чувство сопричастности к непростой истории флота и корабля на рубеже эпох. Ниже публикуется один из материалов автора о ГРКР «Москва».

Морская «увертюра» к симфонии дальнего похода. Сокол над мачтой.…

Непередаваемая по жизненным колоритам пьеса полнокровно игралась природой, на, казалось бы, напрочь отделенном от ее красоты, выходе в море гвардейского ракетного крейсера «Москва» для сугубо военных целей.


К походу приготовить

В брызгах соленой воды над трехбалльной волной на мгновения загорались цветы радуги. Невероятный по своим оттенкам закат одновременно расцвечивал небосклон золотистыми и малиновыми тонами на фоне скал Южного берега Крыма. Мохнатые шмели и пестрые бабочки во множестве летали вдоль невероятно сконцентрированного на отдельно взятой единице площади оружия, антенн радиолокационных станций и прочих хитроумных устройств.

Птицы, вполне сухопутные по своему ареалу обитания, облюбовали в качестве необычного места охоты стремительный боевой корабль. Небольшая, лесная по виду пташка в лихом броске на лету заглотила какое-то насекомое и затем опрометчиво присела на самый край шкафута, за ватервейс. Резкий порыв ветра - и было успокоившаяся серая птица порывом ветра сброшена на седые от «снега» пены волны. Все попытки вернуться в родное небо оказываются тщетны…


Дельфины часто напоминали о себе

Легендарные потомки древних жителей Атлантиды начинают стремительно «атаковать» боевые корабли где-то уже в районе Ялты. В Феодосийском заливе, богатом рыбой, приходящей из Азовского моря, стаи белобрюхих дельфинов «подрезают» нос корабля, проныривают вдоль его стодевяностометрового днища, меряются силами в скорости на прямых курсах. Дельфинья «молодежь», нагуляв жир за лето, готовится к своему «осенне-зимнему» периоду. Для молодых дельфинов наступил свой «сезон» боевой учебы и подготовки к жестокой битве за право жить во внешне благодатных водах Русского моря.

Природа не устает нас удивлять своими лишь внешне простыми загадками. В воскресенье утром, когда ГРКР «Москва» и СКР «Пытливый» проводили совместное учение по заправке кильватерным способом с БМТ «Иван Бубнов», заметил, как сугубо ночной, да вдобавок еще и сухопутный житель – летучая мышь, выписывая в воздухе невероятные зигзаги, пронесся вдоль ракетного крейсера. Возможно, маленький ночной хищник «прописался» на том же морском танкере, а нынешнее учение его попросту спугнуло с насиженного места.


В походном строю

Сокол-сапсан уже двое суток подряд стремительно облетает по кругу крейсер. Похоже у него где-то на корабле появилось укромное место, стальной «аналог» горной расщелины. Добычи здесь для прекрасной и отважной птицы в изобилии. Стремительное пике – и соколиный «завтрак» брошен на сталь палубы в районе барбета.

Но здесь происходит маленькое жизненное чудо. На «Москве» по старой крейсерской традиции большинство команд предваряются сигналом горна. Горнист как раз в этот момент сыграл свою резкую мелодию. Сапсан на миг от неожиданности разжал когти. Жертва удрала подальше от смертельной опасности, а случай сам по себе невероятный.


ГРК "Москва" в доке

Жизнь природы не обходит стороной и сталь современных, накачанных "под завязку" энергией, боевых кораблей в море. Но смею заверить, лишь единицы из моряков, кои выходили на общефлотские учения, смогли воочию увидеть все эти чудеса.

Пять суток механики и артиллеристы, радиометристы и штурманы, в скрытых сталью палубы боевых постах, на ходовых и сигнальных мостиках выполняли упражнения, поддерживали заданный боевым единицам ход, внимательно наблюдали за воздушной и надводной обстановкой, вслушивались в глубины.

Флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва» в сознании многих простых моряков, прежде всего, соединяется с именем столицы и символизирует связь черноморцев с Россией. Слава корабля во многом лежит именно в этой символической плоскости.


ГРК "Москва" с Средиземноморье

Но одно дело – с блеском принимать на своей «территории» делегации высокопоставленных государственных деятелей, Верховного Главнокомандующего, Президента Российской федерации, демонстрируя парадную сторону флотской жизни.… Другое - по своим боевым возможностям представлять собой грозное оружие, великолепно отлаженный корабельный организм с по-настоящему крейсерскими традициями. И здесь «москвичам» предстоит еще долгий путь к совершенству и эталонности в вопросах флотской культуры.

Ремонтные работы на ГРК "Москва"

Причины, думаю, не надо долго объяснять. Ремонтные работы проводятся на фоне непростых представительских функций, а отработка корабельной организации протекает на фоне преодоления многолетнего «наследия» заводской стоянки.

Командующий Черноморским флотом не зря сказал, отвечая на вопросы журналистов: "Отчего вас смущают некоторые сбои и шероховатости при выполнении боевых упражнений? Без сучки и задоринки ни в одном деле не бывает. Вы говорите – некоторые зенитные ракеты не навелись на цель. Но ведь мы стреляем уже превысившими сроки хранение ракетами – в целях экономии, относительно новые находятся в боекомплекте. Мы вышли в море учиться, не получится что-либо, будем повторять. Благо сейчас у нас есть все возможности".


Погрузка ракет на ГРК "Москва"

И «Москва» училась с прицелом на предстоящий «бросок» в Забосфорье. Кстати, на ходовом мостике наблюдал, как, улучив минуту, командир изучал вместе с опытными штурманами особенности прохождения проливной зоны. Времени остается немного и приходится дорожить каждой минутой. Все эти моменты прекрасно понимает и один из наиболее авторитетных моряков на флоте командир соединения контр-адмирал Владимир Васюков.

И на учениях каждая пройденная миля несет огромную нагрузку в плане боевой учебы. За годы, прошедшие после оставления Николаева, после этапа полного восстановления технической готовности, выходов в море и выполнения задач боевой службы в Средиземноморье, пожалуй, созданы основы корабельной организации именно «московского» стиля.

Не совсем гладко проходил, к примеру, спуск плавсредства недалеко от порта Феодосия. Пришлось, словом, покраснеть иным начальникам по поводу данного «эпизода». Честно говоря, и ситуация, которая чуть было не сложилась с выпечкой хлеба, говорит не в пользу службы снабжения. Откровенно подвело качество.… дрожжей.


ГРК "Москва" в походе

Хотя, когда все утряслось, качество хлеба превзошло все слова благодарности - гвардии мичман Юрий Сахаровский проявил самый настоящий талант пекаря.

Вместе с тем, искренне подкупает настрой экипажа на выполнение задач в море, желание справиться с ними. Причем за некоторыми формами подобного неравнодушия невозможно наблюдать без улыбки. Около четырех утра, аккурат перед разводом очередной смены на «собачью» вахту, как ее еще называют, невольно подслушал следующий разговор между матросами.

Один из моряков, механик, подначивает своего приятеля-комендора. Мол, вы, «рогатые», (прим. – так на кораблях в разговоре называют между собой моряков ракетно-артиллерийской боевой части) стрелять не умеете. Хотя на первом этапе учений те очень удачно выполнили упражнение по щиту.

И командующий ЧФ даже вручил приз – пирог стрельбовым расчетам, в которые входили гвардии лейтенант Михаил Липчик, гвардии старшина 1 статьи Андрей Герасимов, гвардии старшины 2 статьи Евгений Шевцов, Николай Грибов, гвардии старший матрос Юрий Фролов, гвардии матросы Юрий Аксенов, Амир Долов, Александр Луговский.


Артиллерийские стрельбы

Но во время артиллерийских стрельб из 130-мм орудий по береговой цели отказала в самый ответственный момент техника. Причем, не по вине «москвичей». Но выпущенные три пристрелочных снаряда на редкость удачно поразили цель! Второго моряка, комендора, подобный «поклеп», понятно, задевает. Но ответить чем-либо обидным для БЧ-5 он не может, электромеханики показали себя в море безукоризненно.

На ходовом мостике, пользуясь небольшой паузой, удалось пообщаться с гвардии старшиной 1 статьи Артемом Сидоркиным. Он родом из Москвы. За плечами Артема уже есть боевая служба в Средиземноморье, о которой у него самые прекрасные воспоминания. Когда еще доведется побывать, скажем, в Ривьере на «Днях Москвы на Лазурном берегу», увидеть незабываемую синеву чистых вод Эгейского моря и остров Сокотру в Индийском океане?


ГРК "Москва" на рейде

Старший машинист трюмный гвардии старшина 2 статьи Михаил Гавриленко призывался из Минеральных Вод. Сейчас, когда прошло время и «Москва» уже не просто место службы, а часть жизни, здесь он узнал цену настоящей дружбе и в полной мере понял, насколько важны в человеке надежность и ответственность.

Старшина вахты электриков гвардии главный старшина-контрактник Вячеслав Степанов служит уже семь лет. На следующий год собирается поступать в военно-морской институт. Командир дивизиона движения гвардии капитан 3 ранга Анатолий Пожаров на высоком уровне организовал работу подчиненных, «стальные сердца» корабля не знают устали, не ведают перебоев. На своем месте и старшина команды электротехнического дивизиона гвардии мичман Александр Кочетов.


Антена на ГРК "Москва"

«Москва» - ударный ракетный крейсер. И выполнение противолодочных задач, на первый взгляд, ей не свойственно. Но подобное мнение весьма ошибочно. Гидроакустики гвардии старшего лейтенанта Глеба Прудникова три часа сорок девять минут держали контакт с подводной лодкой капитана 2 ранга Игоря Игнатьева. Отличились гвардии главный старшина Андрей Фурманов, гвардии старший матрос Сергей Касаткин. Минно-торпедная боевая часть выполнила стрельбы реактивными бомбами.

Уверенно выполнили поставленную задачу гвардии мичманы Анатолий Карпов, Владимир Горст, гвардии главстаршина Рустам Юмашев, гвардии старшие матросы Арслан Шадьяров, Алексей Лемешкин. Вопросы безопасности при маневрировании, во время выполнения боевых упражнений, отображения воздушной и морской обстановки находились на приоритетном месте. И роль моряков радиотехнической боевой части гвардии капитана 2 ранга Олега Луганского сложно переоценить.


ГРК "Москва" на внутреннем рейде

Командование отмечает старание и труд гвардии главного старшины Александра Коваленко, гвардии матроса Олега Свиридова. Для командира группы обеспечения стрельб гвардии капитан-лейтенанта Геннадия Носа, старшины команды радиометристов артиллерийских Сергея Назарова, радиометристов штурманских гвардии старшины 2 статьи Константина Халтурина, гвардии старшего матроса Андрея Снегирева работать, условно говоря, пришлось на «чужие» боевые части. Но еще раз подтверждена истина: корабль – живой и единый организм.

К чести главного боцмана ГРКР «Москва» гвардии старшего мичмана Михаила Руденко, в экипаже настойчиво и без сносок – мол, не до «жиру» в наше время - формируется высокая морская культура. Только бросили якорь в очередной «точке», сразу же начинаются работы. Идет покраска. По уже стародавней флотской традиции «драится медяшка», коей на крейсере предостаточно.

Пять суток в море для «Москвы» проходят в плотном взаимодействии с морскими авиаторами. На борту находятся главный штурман авиации Черноморского флота полковник Дмитрий Аксенов, представители из вертолетного полка майор Олег Шабалин, капитан Вадим Соломоненко. Техник-старшина команды вертолетного оборудования крейсера гвардии мичман Степан Мельник настоящий мастер своего дела.


Вертолетная площедка на юте

Внимание к вопросам размещения вертолета Ка-27 неслучайно. После многих лет перерыва принято решение направить на боевую службу в Средиземное море и одну винтокрылую «единичку». Тот, кто хоть раз видел, как на палубу корабля садится и взлетает вертолет, навсегда сохраняет в сердце и в душе уважение к служителям двух стихий, к морским авиаторам. Над ютом зависает стальная птица. За кормой ее воздушный поток поднимает мириады частиц водяной пыли. Лучи солнца играют в них великолепной семицветной композицией.


Полеты вертолета на ГРК "Москва"

Геликоптер немного «ведет» то влево, то вправо. Для его пилота жизненно важно в эти мгновения удержать винтокрылую машину аккурат над покрытой сеткой площадкой немногим больше десяти метров в диаметре. И все – на ходу корабля. Мастерски отработали на «Москве» экипажи вертолетов, которыми командовали подполковники Геннадий Колосов, Александр Кондратов. Штурманы – подполковники Владимир Горбунов, Виктор Землянов. В Феодосийском заливе, неподалеку от мыса Опук, ясная погода позволила насладиться – другого выражения даже в голову не приходит – красивой и грозной работой четверки штурмовиков Су-24.


Красивая и грозная работа штурмовиков Су-24

Летчики, среди которых были полковники Василий Фисенко, Борис Назаров, подполковник Цуранов и майор Богданов при скорости в восемьсот-девятьсот километров в час точно произвели бомбометание на высоте всего четыреста метров. И затем резко взмыли вверх, уходя от осколков собственных бомб, одновременно отстреливая в небо ферромагнитные ракеты, «уводящие» смертоносные ракеты с тепловой головкой наведения.

Противолодочный барьер из гидроакустических буев, который поставила «летающая лодка» майора Вячеслава Агарока, позволил обнаружить субмарину. Экипаж Бе-12 Валерия Атасова также оказался удачлив в «учебном» черноморском небе. Штурманы майоры Виктор Гелих и Леонид Дозорцев показали в деле свой профессионализм.


На подходе к Севастополю нас встречает уже прохладный крепкий ветер вместе с нависшими над любимым городом облаками. Множество рыбаков на утлых деревянных и надувных лодочках ловят рыбу, провожая взглядом возвращающиеся воскресным утром с учений боевые корабли.

Ненадолго становятся к обжитым причалам «Москва» и «Пытливый», «Иван Бубнов». Вскоре отряд кораблей возьмет курс на юго-запад, по проторенным многими поколениями путям в Забосфорье.

Издревле повелось так, что собственный флот имели исключительно сильные и богатые государства. Особенно это относилось к боевым кораблям, эксплуатация которых во все времена стоила крайне недешево. Сегодня это утверждение крайне актуально. Корабли - страшно дорогие машины, а потому наличие собственного флота невероятно подкрепляет международный престиж государства, которое его имеет.

Несмотря на перипетии 1990 годов, наша страна сумела сохранить свой ВМФ. На сегодняшний день он постепенно разрастается и модернизируется. К сожалению, процесс этот идет достаточно медленно, а потому корабли, введенные в строй еще в последние годы СССР, до сих пор сохраняют огромное значение. Пример тому - «Москва». Ракетный крейсер с этим названием до сих пор представляет собой грозную силу на просторах морей.

Основные сведения

О его возможностях говорит хотя бы прозвище, которое дали ему моряки, - «убийца авианосцев». Это не только флагман всего Черноморского флота, но и один из самых мощных кораблей во всех флотах России. Порт приписки - Севастополь. Черноморский флот до известных событий имел массу неудобств, так как с украинской стороной постоянно возникали прения по поводу аренды. Сейчас все это уже неактуально.

Построена «Москва» (ракетный крейсер, конечно же) была в городе Николаев. Первоначально кораблю дали имя «Слава».

Назначение, время ввода в эксплуатацию

Данный крейсер является головным объектом в проекте 1164 «Атлант». Как только из состава ВМФ СССР был списан противолодочный корабль «Москва» (построенный по проекту 1123), будущий флагман тут же получил его имя. Основным его назначением сразу же стало целенаправленное уничтожение крупных кораблей вероятного противника (к примеру, авианосцев), противовоздушная оборона побережья и огневое прикрытие своего десанта.

Когда же была введена в эксплуатацию «Москва»? Ракетный крейсер спустили на воду уже в 1982 году, но официальное его использование начинается только с 1983 года.

Где пребывал, чем прославился крейсер?


Основным местом его службы стало Средиземное море. Неоднократно «Москву» видели в портах всех государств, чьи берега оно омывает. Когда в декабре 1989 года на острове Мальта проходила встреча Михаила Горбачева с Джорджем разумеется), именно этот корабль обеспечивал безопасность прохождения всей конференции.

Модернизация, боевое применение

В 1990 году ГРКР «Москва» вернулся в родной Николаев на модернизацию. Вот только из-за развала СССР продлилась она ровно 8,5 лет, и только 13 мая 1998 года он получил новое знамя и флаг новой страны. Кроме того, в то же время из состава Черноморского флота выводили сторожевой корабль «Красный Кавказ», от которого «Москва» получила еще и гвардейское звание.

В 2003 году произошло событие, на котором ГРКР «Москва» впервые блистал на международной арене со времен СССР. Речь идет об учениях «Индра», которые совместно проводились Черноморским, Тихоокеанским флотами и ВМФ дружественной Индии. Уже через год он участвовал в учениях «ИОНИЕКС-2004», которые проводились совместно с итальянцами. Начало 2008 года встретил в Средиземном море в компании авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а также сопровождающих его кораблей.

В августе 2008 года Черноморский флот в лице «Москвы» принимал участие в операции по принуждению Грузии к миру, находясь в водах Осетии. В начале следующего года участвовал в памятных мероприятиях, посвященных годовщине страшного землетрясения, которое произошло на Сицилии сто лет назад. Тогда в ликвидации последствий активно участвовали моряки Императорского флота.

Значение «Москвы» для ВМФ Российской Федерации


В общем-то корабли, названием для которых послужило имя столицы государства, всегда находятся под пристальным вниманием. Не стала исключением и «Москва». Ракетный крейсер неоднократно принимал на своем борту самых могущественных лиц как СССР, так и других государств. Впрочем, это не помешало новым властям страны в начале 1990-х годов подумать об отправке этого корабля на металлолом.

Мы не зря говорили, что крейсер без малого восемь с половиной лет простоял на стапелях в Николаевске, пока вершились сложные бюрократические проволочки. К счастью, разрезать на металл корабль не дали, и Черноморский флот не лишился своего легендарного флагмана.

О необходимости

В середине 1990 годов на волне «экономной экономики» и «снижения издержек» в отечественных СМИ порой разгорались целые баталии. "Эксперты" долго и с жаром обсуждали, а нужен ли вообще стране этот корабль. Многие считали, что держать на Черном море такой крейсер невыгодно с экономической точки зрения, предлагая «перегнать» его в зону ответственности Тихоокеанского флота. Их активно поддерживали зарубежные оппоненты. Им совершенно не импонировала идея того, что «убийца авианосцев» будет нести свое боевое дежурство в этих водах.

Август 2008 года показал, насколько стране необходима «Москва». Гвардейский ракетный крейсер оказался единственным «веским словом», которое удерживало НАТО от необдуманных решений. Сейчас об этом как-то не принято вспоминать, но во время «пятидневной войны» в Черном море находилось огромное количество кораблей альянса. Но Москва (столица) на удивление спокойно относилась к происходящему.

Разгадка была проста: ракетный крейсер проекта «Атлант» мог без особого труда пустить всю надводную группировку кораблей НАТО на металлолом. Все это прекрасно понимали, а потому сохранялся своеобразный вооруженный нейтралитет.

Как все начиналось

Как же появились ракетные крейсера России проекта 1164? Первый корабль этого класса получил шифрованное имя «Аврора», а его разработкой занялись в середине 70-х годов прошлого века. Первоначально на должность главного конструктора был утвержден А. Перьков, но впоследствии его сменил В. Мутихин. От военно-морского флота наблюдающим назначили А. Блинова, капитана второго ранга.


Перед командой проектировщиков стояли действительно нетривиальные задачи. Дело в том, что военным нужен был не просто соответствующий класс военных кораблей, но универсальная боевая машина, которая бы могла обеспечить как локальную противовоздушную оборону какого-то участка побережья, так и стать элементом коллективной ПВО совместно с береговыми линиями укреплений.

Впрочем, с весьма непростой задачей конструкторы справились с блеском. Они взяли покрытый боевой славой комплекс ЗРК С-300, создали его корабельный вариант (отличить можно по литере «Ф»), после чего установили его на новый корабль. Это вооружение до сих пор сохраняет высокую актуальность и позволяет достаточно уверенно отражать воздушные атаки на корабли Черноморского флота.

Какие были использованы технические решения?

Вообще в «Атлантах» широко использовались хорошо зарекомендовавшие себя решения от кораблей проекта 1134Б. Конечно, их несколько переработали, но основная техническая база осталась без особых изменений. К тому времени уже было построено семь кораблей проекта 1134Б, которые на флоте получили прозвище «букари». К настоящему времени в строю осталась одна «Керчь», которая также входит в состав Черноморского флота Российской Федерации.

Основные тактические характеристики «Москвы»

Водоизмещение этого великолепного судна составляет 11 500 тонн. Общая длина корабля равняется 186 метрам. При ширине в 21 метр его высота - 42,5 метра. Неудивительно, что осадка столь впечатляющего корабля составляет 8,5 метров. Максимально достижимая скорость (мы об этом еще поговорим ниже) - 32 узла, обычный ход - 16 узлов. В качестве силовых установок выступают сразу четыре газотурбинных аппарата, мощность каждого из которых равна 22500 л. с. В движение судно приводят сразу два

Если говорить о скорости в 16 узлов, то при этих условиях дальность автономного плавания составляет 6 000 (в переводе в метрическую систему - около 12 000 км). Что же касается времени, то запасов продовольствия хватает ровно на месяц автономки. Численность экипажа составляет 510 человек, в боевых условиях количество персонала может быть увеличено. Для сопровождения и разведки используется многоцелевой вертолет Ка-27, посадочная площадка которого располагается на корме.

Основные технические сведения

Все корабли проекта «Атлант» получили совершенно новую газотурбинную двигательную установку, которая имела не только по одному маршевому двигателю на каждый вал, но и паре форсажных силовых установок. Было применено новое техническое решение, когда тепло от двигателей собиралось теплоутилизационным контуром (ТУК). Оно превращало жидкость в пар, который вращал вспомогательные турбины силовой установки.


Это дало огромные преимущества. Даже на крейсерском ходу в 18 узлов топливная экономичность возросла на 12%. Максимальная же скорость при использовании всех двигателей отныне составляла целых 32 узла, что для кораблей такого класса является едва ли не рекордным показателем.

Особенности корпуса

Блинов, наблюдающий от ВМФ, добился от конструкторов технического решения, при котором толщина практически всех элементов корпуса была не менее 8 миллиметров. К слову говоря, это было значительно больше требуемого по расчетным показателям. За счет такого ноу-хау эти военные корабли России отличаются повышенной долговечностью. Но все имеет свои обратные стороны: за счет использованных конструкторских решений водоизмещение (если сравнивать с кораблями проекта 1134Б) выросло сразу на 28%.

Справедливости ради стоит заметить, что сравнивать эти машины не слишком корректно в принципе. Дело в том, что такие военные корабли России и противолодочные суда весьма схожи только по внешнему виду и некоторым техническим решениям.

Первоначально «Москва» и прочие «Атланты» были вооружены ракетами П-500 «Базальт». Система управления огнем - «Аргон». Изначально на кораблях было по 16 таких ракет. Монтировались они в восьми спаренных шахтах, находящихся на верхней палубе. В ходе дальнейшей модернизации устаревшее ракетное вооружение было заменено на П-1000 «Вулкан». Эти ракеты могут поражать цели уже на расстоянии порядка 700 километров.

Основные сведения по боевым системам

Система управления огнем допускает режим боевого запуска, включая одномоментный старт (для поражения одной цели) всех 16 ракет. К слову говоря, такого залпа не выдержит ни один авианосец в мире. Как же эти морские военные корабли получают координаты целей при таких дальних запусках? Все просто: или от спутников, или с самолетов Ту-95, или же посредством работы собственной системы разведки и наведения на цель.

Зенитное вооружение крейсера

Для эффективного отражения воздушных атак на корабле монтируется сразу две ЗРК. Первая, С-300Ф, предназначена для коллективной или зональной системы ПВО. Вторая, «Оса-М», предназначена исключительно для отражения атак самолетов, вертолетов и ракет противника на сам корабль.

Для ЗРК С-300Ф предназначены сразу восемь пусковых типа, позволяющих производить сравнительно быструю перезарядку и обслуживание ракет. Размещаются они как в районе верхней палубы, так и на корме крейсера. Чтобы эффективно управлять процессом запуска и наведения на цель, в корабельную орудийную систему была включена специальная РЛС. Ее особенностью является антенна, выполненная по схеме «фазированная решетка».

Как мы уже говорили, для самообороны корабля используется комплекс «Оса-М», который позволяет уверенно поражать цели на дистанции порядка десяти километров. В его состав входят две ПУ (с системой самонаведения, работающей сразу в двух плоскостях). В отличие от более старых кораблей комплект самообороны также имеет собственную систему управления. Общий боекомплект двух комплексов ЗРК «Оса» составляет ровно 48 ракет. Соответственно, для С-300 предусмотрено 64 боеприпаса.

Дополнительные зенитные системы


Но на этом возможности крейсера не ограничиваются. Чтобы сделать его действительно многофункциональной боевой единицей, в конструкцию включили универсальную (может также стрелять по береговым и морским объектам) 130 мм установку (автоматическую, конечно же) АК-130. Чтобы повысить ее эффективность, с ней в комплекте идет система радиолокационного обнаружения «Лев».

Кроме прочего, на корабле есть целая батарея 30 мм шестиствольных орудий АК-630М. В батарее - по две установки, каждая из которых управляется системой наведения и сопровождения цели «Вымпел». За состоянием воздушного пространства близ самого корабля, а также за поставку сведения бортовому зенитному вооружению отвечает РЛС «Флаг», в состав которой входят две другие радиолокационные установки: «Фрегат» и «Восход». Их антенны жестко смонтированы на фок- и грот-мачтах «Убийцы авианосцев».

Борьба с подлодками противника

Советские конструкторы не забыли о том, каким грозным противником могут быть подводные суда. Несмотря на ударную специализацию, крейсер неплохо защищен от них: имеется прекрасно зарекомендовавший себя гидролокационный комплекс «Платина», в состав которого входит буксируемая и бульбовая антенна. Для непосредственной атаки вражеских подводных лодок предусмотрены сразу два 533 мм аппарата для запуска торпед.

Напротив, две установки РБУ-6000 (ракетно-бомбовые) как раз-таки призваны защищать судно от торпедных залпов со стороны противника.

Общая оценка всех кораблей проекта

Всего по проекту «Атлант» заложили четыре корабля. В эксплуатацию передали только три. Каждый из кораблей в настоящее время в строю. Они служат на Черноморском, Тихоокеанском и Северном флотах. В принципе, проект «Атлант» оказался действительно достойным и заслуживающим внимания в отличие от предшественников типа 1144 «Орлан». Суда проекта 1164 имели куда меньшее водоизмещение, но по вооружению были ничем не хуже, а в большинстве случаев лучше своих предшественников.

Кроме того, уже при создании был задан приоритет наступательных видов вооружения. Несмотря на это у новых крейсеров хватает слабых мест. Так, на кораблях проекта «Орлан» было по 96 ракет для комплекса С-300, в то время как у «Атлантов» их только 64 штуки. Кроме того, ЗРК «Оса-М» когда-то были передовым средством для самообороны кораблей от воздушных атак, но уже на момент создания крейсеров их возможностей явно не хватало. Наконец, на судах имелось сразу 16 ПУ «Кинжал».

Таким образом, крейсеры проекта 1164 идеально отвечали всем требованиям поздней советской доктрины по использованию ВМФ, когда боевые корабли планировалось отправлять в бой только при условии их надежного прикрытия с воздуха. К сожалению, современному состоянию дел такая доктрина соответствует плохо. Далеко не всегда есть возможность обеспечить корабли надежной защитой с воздуха, так что особое значение приобретает именно их собственная система противовоздушной обороны.

Основные недостатки судов проекта

Наиболее значимым недостатком (кроме описанных выше нюансов) является наличие одной только многоканальной РЛС («Волна»), предназначенной для захвата и указания целей в комплекте с комплексом С-300. Кроме того, что в случае выхода установки из строя корабль практически полностью лишается более-менее адекватной защиты от атак с воздуха, «Волна» не может отражать атаки более чем с одного направления. Если же говорить о схожих крейсерах американцев (построенных по проекту «Тикондерог»), то на каждом из них смонтировано по четыре (!) независимых РЛС, которые могут автоматически вести и сбивать цели сразу на нескольких направлениях.


Таким образом, наличие только одной радиолокационной станции не только превращает «Атланты» в сравнительно легкую цель для перспективных истребителей противника, но и делает крайне опасными противокорабельные ракеты НАТО, которые в последние годы показывают отличные возможности в области многосекторной атаки.

Вот такие корабли были созданы в городе Николаев. Судостроительный завод в настоящее время находится не только на территории другой страны, но и в бедственном состоянии, так что там подобные суда уже вряд ли будут строить. Остается надеяться только на отечественный ВПК, который сможет наладить постройку чего-то подобного.

44-я Краснознамённая бригада противолодочных кораблей Тихоокеанского флота России располагается в самом центре Владивостока, рядом с морвокзалом, напротив здания штаба флота. У стенки рядком стоят четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Отсюда эти корабли отправляются на боевые дежурства в Аденский залив, где защищают торговые суда от пиратов. Справа от четвёрки БПК стоит плавучий госпиталь «Иртыш», а слева - флагман Тихоокеанского флота, гвардейский ракетный крейсер «Варяг».

Ракетный крейсер проекта 1164.1 «Червона Украина» заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве 31 июля 1979 г. (заводской № 2010), 5 ноября 1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен на воду 28 августа 1983 г., вступил в строй 25 декабря 1989 г., а 28 февраля 1990 включен в состав Тихоокеанского флота. После распада СССР крейсер достался России и в 1996 г. по инициативе экипажа корабля был назван «Варягом» - в честь знаменитого бронепалубного крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России, участника боя при Чемульпо 1904 г.

Главное оружие крейсера - самонаводящиеся крылатые ракеты комплекса П-1000 «Вулкан» . Пусковые установки ракет СМ-248 расположены по бортам корабля, выглядят очень внушительно и по ним «Варяг» легко отличить среди других кораблей. Крейсеры проекта 1164 еще называют «убийцами авианосцев» - собственно, для этого они и создавались.

Впечатляет схема действия ракет - после залпа с одного борта все восемь ракет после раскрытия крыльев образуют единую группу, «волчью стаю» с вожаком - отдельно летящей ракетой, которая наводит всю группу на цель, корректирует курс для остальных ракет, сбрасывая им информацию. При подлете к цели ведущая ракета выбирает самый крупный объект (авианосец), направляет на него одну из ракет с т.н. «спецбоеприпасом» и делит оставшиеся объекты между остальными ракетами «стаи».

Все ракеты включают головки самонаведения и наносят удар по объектам. Масса одной ракеты - почти пять тонн, скорость полета - около 2900 км/час . Шансов остаться на плаву после попадания такой ракеты у корабля противника нет никаких. Если ведущую ракету успевают сбить, на её место встает другая, точно такая же. Атака происходит без участия экипажа корабля по системе «выстрелил - забыл». Интересно, что всё это - технологии начала 70-х годов.

Ну что еще сказать? «Варяг» - красивый корабль, настоящий флагман флота.

Знакомство с «Варягом» начинается с прозаических мешков с капустой и морковкой. Стоящий рядом БПК «Адмирал Пантелеев» собирается в поход к берегам Африки и загружает к себе запас продуктов.


В морские походы уходят надолго и запасаются всем необходимым всерьез. Это только малая часть той питьевой воды, которая загружается в трюмы военного корабля.


Сопровождающий меня офицер посоветовал не пользоваться мобильным телефоном: «Если смартфон, лучше выключить, а то может сгореть». Я не поверил, но на всякий случай выключил. На корабле есть полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо» по обнаружению работающих радио и локационных станций, головок самонаведения ракет противника, их пеленгованию и подавлению. Может быть, в словах офицера и был определенный резон.


На баке «Варяга» стоит АК-130 - корабельная автоматическая пушка. Стреляет осколочно-фугасным снарядом со скоростью 90 выстрелов в минуту и дальностью до 23 километров . Полностью автоматическая - действует самостоятельно до тех пор, пока не кончится боезапас. Говорят, не имеет аналогов в мире. Чего-чего, а то, что стреляет — у нас умели делать. С ширпотребом были проблемы, а вот пушки всегда были отменные. АК-130 - не исключение.

В первоначальных экскизах корабля пусковых установок было 12 (по шесть на борт) и вместо одной сдвоенной пушки было две одноствольных А-100. В 1972 г. адмирал Горшков приказал добавить еще четыре пусковых установки для осуществления двух полных восьмиракетных залпов, а две АК-100 заменить на одну двухствольную АК-130. Корабль стал значительно тяжелее, уменьшилась скорость и боезапас артиллерийских орудий (720 выстрелов против 2000).


Несмотря на современные средства связи, система сигнальных флагов остается на флоте основной коммуникацией для плавсредств. На военно-морском флоте России используется свод сигналов флота СССР. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита: Веди - «Курс ведет к опасности», Живете - «Дать средний ход», Й - «Обнаружил мину» и т.д. На этом снимке - место сигнальщика на крейсере. В металлическом ящике лежат сигнальные флаги, которые по необходимости поднимаются на вертикальных фалах на рею.

Слева от ящика - черные «ходовые шары», которыми в море обозначают скорость корабля. Чем ниже расположен «шар» - тем выше скорость. К слову, «Варяг» может идти со скоростью в 32 узла . Когда он идет с такой скоростью, бурун за кормой - высотой метров в десять.


«Что это там красненькое синеется?». На стенке - силуэты кораблей и самолетов России и стран НАТО. Подсказка для сигнальщика, который наблюдает за происходящим вокруг корабля.


Это ходовая рубка корабля. Отсюда им управляют в повседневных условиях. Рубка соединена с боевым информационным центром БИУС «Лесоруб-1164» командирским лифтом.


Место командира крейсера «Варяг», гвардии капитана 1-го ранга Эдуарда Москаленко.


Здесь и правда всё напоминает о 70-х годах. Такое надёжно-железное. «Тёплый ламповый звук». Я изо всех сил старался не фотографировать ничего секретного, но поди разбери, где тут что.


«Товсь» - люблю эти флотские словечки. Гюйс, битенг, твиндек, зюйд-вест, комингс, ахтерштевень, нактоуз - все это пахнет соленым морским ветром и волнует несказанно.


Смены разошлись по местам работы. Кавтаранги ломали головы: «Что бы тебе такого несекретного показать?». Сошлись на каком-то экране № 22. Матрос Ренат из Башкирии сел на место оператора и стал нажимать кнопки, включать мониторы - изображать деятельность на боевом посту. Выглядело это вполне достоверно.


Тот же Ренат, не вовремя попавшийся на глаза офицерам, оживил собой помещение корабельной библиотеки, сделав вид, что разбирает пришедшую на корабль почту. Библиотека хорошая. Маленькая, но всё есть. Вообще, «Варяг» довольно комфортный корабль. Кают-компании отделаны деревом, висят картины, на полу ковры. Есть бассейн с водопадом, лечебные души, большая парилка, сауна. В жилых каютах кондиционеры, на корабле есть четыре воздушные холодильные установки.


Прогулка по крейсеру - это длинные переходы по бесконечным коридорам и внезапные спуски и подъемы по вертикальным трапам. В четвертом отсеке мы спускаемся все ниже, туда, где матросские кубрики. Оружие, конечно, интересно, но очень хотелось посмотреть, как живут моряки на одном из самых мощных крейсеров в мире.


На экране состязания на лучший кубрик можно увидеть, например, что кубрик № 14, забивший болт на состязание в декабре, получил, видимо, большой звезды от командиров и потом стал передовым, не опускаясь ниже оценки «четыре».


Так отдыхает ночная смена в образцовом теперь кубрике № 14. Я на пару секунд приоткрыл дверь и сделал несколько снимков спящих матросов.


В соседнем кубрике матрос писал что-то важное в журнал. Рядом с ним стоит привинченная к столу клетка с попугаем. Попугай был на месте и отдыхал.


Святая-святых ракетного крейсера - камбуз. Потолки здесь низкие и матрос с тряпкой в руке, наводящий порядок, ходил нагнув голову, что придавало его фигуре печальный вид. Рядом два других матроса начали открывать консервные банки простым ножом, за что немедленно получили нагоняй от сопровождающих меня офицеров. Все должно быть идеально для чужого взгляда, я понимаю.


Корабельный кот - непременная принадлежность любого боевого корабля для борьбы с грызунами . Или, как здесь говорят, «белками». Котики и жизненно важные кабели в металлической оплетке - таковы условия сосуществования людей и грызунов. Котов на корабле несколько, их заводят по одному на боевую часть. Кошки крейсера «Варяг» пользуются популярностью у гостей в разных странах, куда заходит корабль. Случается, их дарят - один из корабельных котов живет теперь в православной церкви в Сингапуре. Матушка, говорят, была счастлива такому подарку. Еще один был подарен местному адмиралу в Индонезии.


Хотелось взять один спасательный круг на память. Круг не дали, казенный, но подарили другое.


Мы пообедали с офицерами, поговорили, потом переместились в рабочую каюту, там еще поговорили. Уходить не хотелось, но времени было в обрез - у них, и у меня. Уходя, сделал еще несколько снимков на палубе «Варяга» и на берегу.




Мне показалось, что на крейсере всё в порядке. В море ходит, учебные стрельбы проводит. «Варяг» - желанный гость в иностранных портах, на него выстраиваются очереди из желающих совершить экскурсию по кораблю. Как говорили офицеры: «Рядом стоит французский «Мистраль» - туда никого, а к нам - очередь на весь причал, по тридцать тысяч человек приходит за несколько дней визита ». Видно, как моряки гордятся своим «Варягом», своей службой. Звали с собой в поход - надо подумать, я с качкой не дружу, хотя очень хочется, конечно. Потому что это - настоящее.

В истории современного российского военно-морского флота есть корабли, которые не только олицетворяют собой морскую мощь государства, но и своими именем украшают боевой состав действующих флотов. Флагман Черноморского флота ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» является именно таким кораблем. Крейсер по праву можно назвать становым хребтом военно-морской силы России на Черноморском театре.

Причины появления крейсеров проекта 1164

Появление в 70-х годах на океанских просторах крупных авианосных соединений американского флота поставили Высшее военно-морское командование СССР в трудное положение. Итоги вьетнамской войны показали насколько возросла роль морской авиации в современных военных конфликтах. Авианосные группы ВМС США и стран НАТО могли свободно блокировать любое побережье, одновременно с этим нанося удары по объектам, находящимся в глубине территории противника. Морские границы СССР в такой ситуации оказались практически беззащитными в тактическом плане. Стратегически вероятный противник мог полностью парализовать судоходство не только на океанских просторах, но и во внутренних морях.


Черноморский флот, как и Балтийский не имели в своем составе корабли, способные противостоять ударной мощи авианосцев. Практически оголенным был восточный фланг рубежей Советского Союза. На Тихом океане в составе ТОФ не было ни одно корабля, способного устранить угрозу со стороны ударных сил флотов иностранных государств. В срочном порядке требовалось ждать адекватный военно-технический ответ возросшей угрозе на море. Это и стало основным мотивом для разработки и последующего строительства на советских верфях ракетных крейсеров проекта 1164.

С момента появления кораблей этого класса в составе ВМФ СССР ситуация на море кардинальным образом изменилась. Военно-морскому командованию Советского Союза удалось нейтрализовать мощь американских авиационных соединений, действующих в акватории внутренних морей. Благодаря своему вооружению и тактико-техническим данным новые корабли заслужили лестное прозвище «убийца авианосцев», поставив под сомнение военную мощь авианосцев. Они получили шифр «Атлант», а в классификации НАТО советские крейсера - код Slava. С этого момента потенциальные противники вынуждены были считаться с возросшей мощностью ВМФ СССР. Действия авианосных ударных групп ВМС США и стран НАТО вблизи морских рубежей Советского Союза стали осторожными и не носили вызывающий характер.

После распада СССР ракетные крейсера типа «Атлант» составили костяк российского флота, укрепив позиции России на Черном море, на Балтике и на Тихом океане. Первенец серии, ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» сегодня продолжает нести боевую службу в составе Черноморского флота, контролируя не только весь черноморский театр, но и районы восточного Средиземноморья.

Основные конструктивные особенности крейсера «Москва»

По техническому заданию, которое поступило от руководства флота, новые корабли должны были стать газотурбинными ударными крейсерами. Начало разработки технической документации по проекту 1164 приходилось на весну 1972 года. Решение о начале проектирования новых крейсеров принималось на самом высоком уровне. Военная комиссия при Совете Министров СССР обозначила разработчиком эскизного проекта кораблей типа «Атлант» Северное ПКБ, расположенное в Ленинграде. На счету этого коллектива имелось на тот момент немало готовых проектов боевых судов, среди которых стоит особо выделить БПК проекта 61 и сторожевики типа «Буревестник».


Ставка в проекте делалась на газотурбинные двигательные установки, наиболее дешевые в сравнении с двигателями на ядерном топливе. По водоизмещению новые корабли должны были стать полноценными океанскими судами, оснащенные мощным ракетным вооружением. Крейсера планировалось вооружить противокорабельными крылатыми ракетами «Базальт».

Первый корабль новой серии заложили в 1976 году на Николаевском судостроительном заводе им. 51 коммунаров. Крейсер получил заводской номер 2008 и имя «Слава». Название корабля было выбрано неслучайно. Корабли с этим именем имели в истории российского флота особый статус. Начиная с эпохи парусных судов и заканчивая тяжелыми броненосцами, корабли с именем «Слава» всегда были гордостью русского флота. Несмотря на острую потребность в подобных судах, первый крейсер строился почти 6 лет. Только под занавес 1982 года корабль был сдан приемной комиссии, после чего был отправлен на ходовые испытания. Новый ракетный крейсер вступил в строй уже на следующий год, став полноценной боевой единицей Черноморского флота и войдя в состав 150 ударной бригады надводных кораблей.

Длина крейсера составляла 186 метров, что делало его на тот момент одним из самых крупных военных судов на Черном море. Полное водоизмещение корабля составляло 11380 тонн. Несмотря на превышение проектного водоизмещения более чем на тысячу тонн, крейсер от этого ничего не утратил. Максимальная скорость хода судна составляла 32 узла. Дальность плавания на экономичном ходу в 18 узлов составляла 6000 миль. Без дозаправки и обеспечения корабль мог находиться в автономном плавании до 30 суток. Экипаж крейсера составлял 510 человек.

Реализация проекта 1164 предусматривала постройку 10 однотипных кораблей. Однако ввиду начала строительства атомных ракетных крейсеров типа «Орлан» программу строительства крейсеров «Атлант» сократили до 6 кораблей. Результатом стала закладка 4 судов этого типа, из которых в строй сумели войти только 3 корабля.


Сегодня все три корабля ГРКР «Москва» (бывший «Слава») являются флагманами Черноморского флота. Брат-близнец ракетный крейсер «Варяг» входит в состав Тихоокеанского флота. Третий крейсер - проект 1164 «Маршал Устинов» - до недавно времени проходил капитальный ремонт в Северодвинске и снова вошел в состав ударной группировки Северного флота.

Корпус корабля и силовая установка

Изначально корабль строился как альтернатива ударным кораблям с атомной силовой установкой проекта 1144, более крупных и дорогостоящих в строительстве судов.

По своей конструкции крейсер являлся длиннопалубным двухмачтовым судном с развитой трехостровной надстройкой. Корабль имел улучшенные мореходные качества за счет использования в судовом наборе шпангоуты большего развала и наклоненного форштевня. Основная часть корпуса была выполнена из корабельной стали, однако внутри корпуса переборки и выгородки сделаны из прочных алюминиевых сплавов. Аналогичным образом были сконструированы палубные надстройки, которые в местах пуска боевых ракет усилены стальными листами. Весь такелаж на крейсере, включая дымовые трубы, был сделан так же из алюминиевых сплавов. Применение легкого металла в конструкции корабля позволило разработчикам проекта вместиться в расчетное водоизмещение.

Под топливными цистернами имелось двойное дно. Погреба боезапаса находились в разных частях корабля и были разделены между собой прочными переборками. Все внутренние помещения корабля оборудовались системой пожаротушения и орошения. Все эти меры существенно повысили живучесть корабля. Даже при затоплении трех смежных отсеков корабль должен был оставаться на плаву, не теряя своей боеспособности.

Особого внимания заслуживала энергетическая установка крейсера. В проекте сохранилась тенденция разделение двигателей на две группы, маршевые и форсажные. Основной ход кораблю обеспечивали 2 газотурбинные установки М21 мощностью 110 тыс. л.с. Для увеличения скорости хода крейсера в работу включались газотурбинные двигатели М70, мощность которых составляла 20 тыс. л.с. Двигательные группы былирассредоточены по кораблю, обеспечивая тем самым независимое энергообеспечение судна.

Вооружение крейсера

Боевой корабль по проекту 1164 изначально создавался специально под новые противокорабельные ракеты П-500 «Базальт», обладающие большой разрушительной силой. Пусковые контейнеры устанавливались попарно, по четыре спаренные установки с каждого борта. Боезапас крейсера составлял 16 ракет. Каждая ракета П-500 имела длину 12 метров и весила до 5 тонн в снаряженном состоянии. Скорость полета ракеты у поверхности достигала 1800 км/ч. Ракета могла нести фугасно-осколочный или фугасно-кумулятивный заряд весом до 1000 кг на расстояние 250-350 миль. При необходимости ракета «Базальт» могла нести и ядерный заряд.


Гвардейский ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» был впоследствие перевооружен на более мощные противокорабельные ракеты П-1000 «Вулкан». Новое оружие значительно повысило огневую мощь корабля. За счет уменьшение массы боевой части ракета получила значительно увеличенный боевой радиус, который составляет 1000 км.

Это оружие и стало той самой «красной тряпкой» для американского военного командования, которое увидело реальную возможность потерять свои драгоценные авианосцы в один момент. Благодаря установке на крейсера проекта 1164 ПРК «Базальт» эти корабли и получили свое громкое прозвище - «убийцы авианосцев».

Помимо ударного вооружения корабли проекта 1164 были хорошо оснащены средствами ПВО. На вооружении крейсера «Москва» стояли 8 пусковых установок ЗРК С300Ф «Форт», шесть ЗАК АК -630 и два зенитно-ракетных комплекса «Оса-МА». Для борьбы с подводными лодками на крейсерах этого проекта устанавливались боевые комплексы «Водопад» и реактивные бомбометы РБУ-6000.

Ракетный крейсер «Москва» несмотря на то, что имел ограниченное водоизмещений, по огневой мощи практически не уступал своим более крупным собратьям, атомным крейсерам проекта 1144 типа «Орлан». Если сравнивать тактико-технические характеристики крейсера проекта 1164 с кораблями иностранных флотов, то по многим параметрам отечественные ракетные крейсера схожи с американскими кораблями типа «Тикондерога» и японскими эсминцами «Атаго».

Несмотря на свой почтенный возраст, корабль находится в строю почти 25 лет, крейсер «Москва» продолжает оставаться и сегодня самым крупным и самым мощным кораблем на всем черноморском морском театре.