Современные боевые корабли мира. Самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль

  • 24.11.2018

Назначение

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) “Петр Великий” ("Юрий Андропов") предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов.

История создания

В 1964 г. было начато проектирование боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода. Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако к концу 60-х годов подводные лодки, вооруженные межконтинентальными ракетами ВМС США, с атомными энергетическими установками, выходят в океан и становятся практически неуязвимыми. Для борьбы с ними, с целью предупреждения нанесения ядерного удара, в советском ВМФ создаются оперативные соединения противолодочных кораблей, способных нести боевое дежурство в выявленных районах патрулирования ударных подводных лодок вероятного противника. В свою очередь обеспечение боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовало создание более крупного многоцелевого крейсера, в отличии от ранее проектируемого. Так родился проект 1144 тяжелого атомного ракетного крейсера.

ТАРКР “Петр Великий”("Юрий Андропов") , правнук линкоров и линейных крейсеров эпохи “брони и снаряда”, последний корабль проекта 1144 “Орлан”, является дальнейшим развитием ударных ракетных крейсеров, включая крейсера пр.1164. В отличии от своих предшественников ТАРКР имеет повышенную автономность плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами. Аналогов за рубежом не имеют: американские крейсера с ядерной силовой установкой типа “Верджиния” по водоизмещению в 2.5 раза меньше, а крейсер “Лон Бич” в 1.5 раза. Создание кораблей такого класса стало одним из самых значительных достижений советского кораблестроения XX в.

Характеристики и оборудование

Полное водоизмещение корабля более 26 000 т. Команда: 727 чел. Лётный персонал: 18 чел. Главное оружие - противокорабельные крылатые ракеты “Гранит“. Зенитное, ударное, противолодочное вооружение позволяет крейсеру решать практически любые боевые задачи. Надстройки несут множество радаров и антенн систем раннего предупреждения. Ракетные установки располагаются впереди, под палубой, оставляя кормовую секцию для главной силовой установки и вертолетного ангара.

Главная энергетическая установка оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 Мвт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и тем самым скорость корабля. Два вала вращают 2 пятилопастных винта.

Технический комплекс ядерной энергетической установка включает помимо реактора, в котором обеспечивается преобразование энергии ядерного распада в тепло, еще целый набор сложного и ответственного технологического оборудования - насосы, парогенераторы, системы управления реактором и энергоустановкой, турбина с редуктором, фильтры, теплообменники, компрессоры, различные приборы и др. Для обеспечения эксплуатации объектов с судовыми ЯЭУ дополнительно требуются: специально оборудованные базы с рядом береговых служб, специальные средства и устройства для загрузки свежего и для выгрузки отработавшего ядерного топлива, сбора, хранения и переработки твердых и жидких радиоактивных отходов и т.п.

Вооружение

Основу вооружения ТАРК составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты “Гранит” П-700 (3М-45), являющиеся развитием системы ПРК “Базальт”. На западе ракеты Гранит известны под кодовым наименованием “Shipwreck”. При стартовом весе 7 т. ракета развивает скорость 2,5 М и может доставить фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 кт на расстояние 600 км.

Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами (АУГ) и способна действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью. При необходимости корабли с комплексом “Гранит” могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.

Первоначально ракетным комплексом “Гранит” вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа “Антей”, по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов.

На ТАРКР пр.1144 двадцать ПКР “Гранит” установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Модификация ПКР “Гранит” установленная на кораблях проекта 1144.2 не контролируется после запуска. В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль “наводчика” летит по высокой траектории чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета -”наводчик” перехвачена, тогда одна их других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракетная система устойчива по отношению к радиопомехам противника.

По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить “Гранит” противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.

Корабельные боевые системы ТАРКР включают:

Боевой информационный центр;

Систему радиосвязи; систему спутниковой связи;
-системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и “Удав-1″;
-радиолакационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО - 2 ед., РЛС управления огнём 30-мм артустановок - 4 ед., Навигационная РЛС - 2 ед.;
-а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную системы.

Противовоздушное зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение “Петра Великого” включает ЗРК С-300Ф,систему ПВО “Кинжал”, ЗРК “Кортик” с АК-630 и артустановку АК-130.

ЗРК “Форт-М” в отличие от своего предшественника - зенитного комплекса “Форт”, способен обстреливать до 6 целей одновременно на расстоянии до 120км и успешно бороться с противокорабельными ракетами на высотах до 10 метров. Расширение зоны поражения достигнуто за счет улучшения энергетических характеристик передатчика и чувствительности приемных каналов.

Зенитная управляемая ракета 48Н6Е2 (унифицирована с сухопутным комплексом С-300ПМУ-2) с вертикальным стартом имеет улучшенную двигательную установку и увеличенную боевую часть. Ракета - телеуправляемая, с полуактивным самонаведением на конечном участке полета. Доставляется на корабль в транспортно - пусковом контейнере. Предельная дальность полета - 200км.

На крейсере “Петр Великий”, дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ “Форт-М” . Таким образом, ТАРКР вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2 .

На ТАРКР “Петр Великий” вместо противовоздушной системы “Оса-МА”, установленной на более ранних кораблях пр.1144 и на крейсерах пр.164 , установлен комплекс “Кинжал” с улучшенными ТТХ. ЗРК “Кинжал” - это многоканальный, всегоподный, автономный зенитный ракетный комплекс ближней обороны, способный отражать массированный налет низколетящих противокорабельных, противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб, самолетов, вертолетов и т.п. Принят в 1989 г. на вооружение. больших противолодочных кораблей пр. 1155. Из тяжелых крейсеров “Кинжал” установлен также на “Адмирале Кузнецове”. За рубеж поставляется под наименованием “Клинок”.

ЗРК “Кинжал” может одновременно обстреливать до четырех целей в пространственном секторе 60° на 60°, при этом параллельно наводится до 8 ракет. Время реакции комплекса составляет от 8 до 24 секунд в зависимости от режима РЛС. Радиолокационные средства комплекса обеспечивают дальность обнаружения воздушных целей 45 км на высоте 3.5 км.

В комплексе используется телеуправляемая зенитная ракета 9М330-2, унифицированная с ракетой сухопутногокомплекса “Тор“, или ЗУР 9М331 комплекса “Тор-М”. ПУ подпалубная, состоит из 4 пусковых модулей барабанного типа, в каждом - 8 ТПК с ракетами. Вес модуля без ракет 41,5 тонны, занимаемая площадь 113 кв.м. Старт ракеты 9М330 - вертикальный под действием катапульты с дальнейшим склонением ракеты газодинамической системой на цель. Двигатель запускается на безопасной для корабля высоте после склонения ракеты. Подрыв боевой части осколочно-фугасного типа производится по команде импульсного радиовзрывателя в непосредственной близости от цели. Радиовзрыватель помехозащищен и адаптируется при подходе к водной поверхности. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах и не нуждаются в проверке в течение 10 лет .

Система “Кинжал” может действовать автономно или быть интегрирована в корабельные системы управления огнём и получать информацию о целях от корабельных радаров. Кроме ЗУР система управления огнем комплекса “Кинжал” может управлять огнем 30-мм автоматов АК-360М, производя дострел уцелевших целей на расстоянии до 200 метров .

Вооружение ПВО крейсера “Петр Великий” усилено за счет зенитного ракетно-артиллерийскго комплекса ЗМ87 “Кортик” (позже получил имя “Каштан”). ЗРК предназначен для поражения целей ракетами на рубеже от 8000 до 1500 м, а затем дострел уцелевших целей 30-мм артавтоматами АО-18 на дистанции от 1500 до 500 м.

Система обеспечивает самооборону от ряда “точных” вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты, малоразмерные корабли. Комплекс имеет модульную конструкцию, включающую 2 командных модуля и 6 боевых. Командный модуль определяет угрозу и передает информацию боевому модулю, который сопровождает цель, производит необходимые вычисления и поражает цель ракетами и пушками. Скорострельность его пушек достигает 10000 выстрелов в минуту. Боекомплект 24000 снарядов.

Противовоздушные ракеты (боекомплект 192 ракеты) запускаются из контейнерной ПУ. Высота перехвата от 5 до 4000 м. Цель может быть поражена на скорости до 600 м/сек. Система может поражать до шести целей одновременно, по одной цели для каждого боевого модуля

На поворотной части комплекса смонтированы два блока (ПУ) по 3 ракеты, помещенные в цилиндрические транспортно-пусковые контейнеры весом 60 кг. Двухступенчатая твердотопливная ракета 9М311К (позже буква «К» была убрана из индекса) унифицирована с ракетой войскового комплекса ПВО 2К22 “Тунгуска”.

Система управления ракетой полуавтоматическая с радиокомандной линией связи. Взрыватель неконтактный с радиусом действия 5 метров. Ракета 9М311 - единственная советская корабельная ЗУР с осколочно-стержневой боевой частью. Длина стержней около 600 мм, диаметр 4—9 мм. Поверх стержней имеется “рубашка”, содержащая готовые осколки - кубики весом 2—3 грамма. При разрыве боеголовки стержни образуют нечто типа кольца радиусом 5 метров в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. На расстоянии больше 5 метров действие стержней и осколков малоэффективно.

Артиллерийская часть состоит из двух 30-мм шестиствольных установок АК-630АД с баллистикой и боеприпасами (48000 снарядов). Суммарный темп стрельбы около 10000 выстр/мин. В отличие от АК-630, которыми вооружены на блоки стволов надеты надульники для защиты установки и контейнеров с ракетами от пороховых газов. Боекомплект ЗМ87 находится не в подбашенном помещении, а в двух барабанах по 500 патронов, расположенных рядом с блоками стволов. Питание автоматов не ленточное, а шнековое (беззвеньевое).

Как и другие корабли проектов 1164, 1144 ТАВРК “Петр Великий” оснащены 130-мм многоцелевыми артустановками (840 снарядов). Система поражает береговые, морские и воздушные цели. Основными компонентами комплекса являются: основанная на ЭВМ система управления с многодиапазонной РЛС, система телевизионного и оптического прицеливания, двухорудийная башенная 130-мм артустановка, оборудованная устройством оптического наведения “Конденсор”.

Заряжание автоматическое и орудия могут вести огонь различными снарядами с контактным взрывателем, взрывателем срабатывающим в момент максимального приближения к цели, а также учебными снарядами. Система устойчива к помехам противника. Орудия могут действовать в полностью автоматическом режиме управления взаимосвязанно с РЛС, в автоматическом режиме с прицеливанием с помощью установленной на башне системе прицеливания “Конденсор”, а также в ручном режиме. частота огня может изменяться от одиночных выстрелов, до огня залпом или очередью. Дальность огня составляет свыше 22 км., а скорострельность 20-35 выстрелов в минуту .

Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано ракетными противолодочной системой “Волгопад-НК” и противоторпедной “Удав-1″, ракетно-бомбовыми установками РБУ-1000 и вертолетами Ка-27ПЛ.

Противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК) “Волгопад-НК” имеет 20 противолодочных ракет или торпед. Стрельба ведется с 10 ПУ (ракетно-торпедных аппаратов).

Комплекс “Удав-1″ оснащен 40 противолодочными ракетами. Аналогичной систему имеет ТАВКР “Адмирал Кузнецов“.
РБУ-1000 составляют основу системы Смерч-3, имеющей следующий состав: 2 шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты), заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-10 со взрывателем УДВ-60, систему ПУСБ «Буря» с приставкой «Зуммер», управляющую огнем до четырех РБУ. Время реакции с момента обнаружения ПЛ до начала стрельбы 1—2 минуты. Дальность действия системы составляет 1км.
Более ранние образцы ударных крейсеров (в т.ч. пр.1164) имеют систему Смерч-2 с РБУ-600.

Для противолодочной защиты также предназначены три вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РТ
Ка-27 известен на западе под названием “Helix” и оснащён противолодочным вооружением, включая поисковую РЛС, гидроакустические буи, акустическую систему и детекторы магнитных аномалий. Ка-27 может вооружаться торпедами, бомбами, минами и ПКР. Ка-25, известный на западе под наименование “Hormone” является предшественником Ка-27.

ТАРКР “Петр Великий” - самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. “Петр Великий” как и другие корабли проекта «Орлан» проектировался как ударный крейсер для завоевания превосходства на море. И хотя атомные крейсеры пр.1144 “Орлан” в течение ряда лет были лучшими в мире кораблями своего класса, ряд специалистов вынуждены признать проект неудачным. По их мнению, для того, чтобы противостоять современным противокорабельным ракетам, авиационным пушкам и бомбам небольшого калибра, корабль следовало оснастить хотя бы минимальной броневой защитой. Корабль не обладает достаточной огневой мощью и автономностью. Реальный «Орлан» может справиться с любым из чрезвычайно неудачных американских послевоенных крейсеров, но абсолютно беззащитен перед авианосным соединением или модернизированными американскими линейными кораблями типа LOWA.

Таким образом, имеется мнение, что “Орлан” не способен выиграть противоборство за господство на море. Поддержание его технически исправным и боеготовым требует больших капиталовложений. Так, как уже отмечено выше, перезарядка атомной энергоустановки уникальная операция со сложной инфраструктурой, которая так и не создана соответствующим образом из-за отсутствия средств.

Возможно именно подобные оценки ведут к заключению о том, что наличие кораблей класса “Орлан” не предусматривается концепцией развития ВМФ России до 2015 г. Обоснованность подобных выводов подтвердит или опровергнет история. В месте с тем все возможные негативные последствия реализации проекта при должной организации на госуровне последующей эксплуатации “Петра Великого” могут быть существенно снижены, что в свою очередь может предоставить благоприятных возможности для возвращения в боевой состав и других кораблей проекта “Орлан”.

Основные характеристики ТАРКР “Петр Великий”("Юрий Андропов")


Экипаж, чел 760

Водоизмещение, т
Стандартное - 24 300
Полное - 26 190

Дальность хода, миль
на вспомог. турбинах - 1 000
на ЯЭУ - не огр.

Скорость, уз.
полного хода - 31
экономная - 18

Автономность, сут. 60

Главная энергетическая установка
ядерный реактор - 2хКН-3
паровая турбина ГТЗА, л.с. - 2х70 000
газовая турбина, kW - 4×3 0000
газовая ГТГ, kW - 4×1 500

Габариты, м:
длина - 251
ширина - 28.5
осадка - 10.3

Морской флот каждого государства является показателем его богатства, власти и авторитетности. Со времён Второй мировой войны началась гонка вооружения, которая не заканчивается до сих пор. Практически каждая морская держава пытается превзойти соперника. Наметившиеся два лидера Россия и США не сдают своих позиций. Именно им принадлежат самые большие военные корабли в мире.
В рейтинге представлены 10 позиций с учётом длины судов различного типа.

10

Идзумо248 м

Открывают десятку самых больших военных кораблей эскадренные миноносцы-вертолётоносцы типа « Идзумо ». Они предназначены для выслеживания подводных судов и их истребления. Головной японский миноносец «Идзумо» вступил в боевой строй в 2015 году.

На подходе ещё один вертолётоносец «Кага», который будет принят на вооружение в 2017 году. Длина первого военного судна составляет 248 м, а вмещаемость экипажа - около 1000 военных. Японец способен транспортировать до двух десятков вертолётов. Это самый крупный боевой корабль, который построила Япония.

9

Орлан251 м



Крейсера проекта 1144 « Орлан » — это четыре тяжёлых атомных ракетных крейсера, принадлежащих ВМФ России. Трое из них сейчас находятся на модернизации («Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов»). На вооружении российского флота состоит крейсер «Пётр Великий», длина которого достигает 251 м. Основная цель флагмана состоит в уничтожении авианосных объектов противника. Он насчитывает в запасе несколько сотен боевых ракет и множество других боезапасов. Вместимость экипажа составляет 1035 человек.

8

Уосп257 м



Универсальные десантные корабли типа «Уосп» предназначены для высадки американских войск ВМС на чужой территории. Всего такого типа судов было построено восемь, которые находятся в строю с 1989 года по сегодняшний день. Длина универсального корабля достигает 257 м. Он способен транспортировать до 40 военно-воздушных судов, и предусмотрен для более двух тысяч членов экипажа.

7

Америка257 м



Универсальные десантные корабли типа «Америка» предназначены для постепенной замены военных судов типа «Уосп». Миссия у кораблей остаётся та же: обеспечение высадки десанта вместе с военной техникой на необорудованные побережья противника. В настоящее время принят на вооружение головной корабль «Америка» и ещё один построен. По проекту авианосцев такого типа запланировано ещё 11 судов. Длина головного «десанта» составляет чуть более 257 м. Военное судно рассчитано на приблизительно 3000 военных экипажа. «Америка» рассчитан для перевозки более крупной военной техники, чем «Уосп» и другие авианосцы такого же размера. Военные суда данного типа являются одними из самых крупных универсальных кораблей.

6

Шарль де Голль261 м



« Шарль де Голль » — первое атомное судно и авианосец ВМС Франции, который заменил «Клемансо». Длина флагмана достигает 261 м, он способен перевозить до 40 авиаконструкций. Вмещаемость экипажа на борту составляет 1900 человек. Корабль используется с 2001 года и принимает участие в военных учениях и конфликтах. Это единственный авианосец и самый крупный боевой корабль Франции.

5

Клемансо265 м



Французские авианосцы типа « Клемансо » считались одними из самых мощных боевых кораблей Франции. Было построено два таких судна: «Клемансо» и «Фош». Первый был снят с вооружения французских ВМС, а второй продан Бразилии в начале этого века. Сейчас судно носит название «Сан-Паулу» и находится на вооружении бразильского флота. Авианосец способен вмещать на палубе 39 воздушных судов. Его длина составляет 265 м. Корабль способен вмещать более 1300 человек экипажа.

4

Кречет274 м



« Кречет » - проект 1143 авианесущих крейсеров. Было создано лишь четыре авианосца этого типа: «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку». Последний из серии, «Баку» имеет наибольшую длину, которая составляет почти 274 м. Данное судно полностью перешло во владение Индии в 2004 году, и было переименовано в «Викрамадитья». Боевой модернизированный авианосец в настоящее время входит в состав индийских ВМС. На своей площадке он способен перевозить до 36 воздушных машин и 1300 членов экипажа. «Викрамадитья» — один из крупнейших боевых судов.



« Адмирал флота Советского Союза Кузнецов » — один из самых крупных отечественных военных кораблей в настоящее время. Он предназначен для защиты морских границ от возможных нападений со стороны других стран и способен поражать крупные надводные объекты. Длина судна составляет около 306 м. Оно входит в состав Северного флота и используется с 1991 года по нынешний день. «Кузнецов» способен перевозить до 40 воздушных судов и вмещает до 2000 человек. Это первый и единственный крупный авианосец в нашей стране.

2

Нимиц332 м



Авианосцы типа « Нимиц » — самые большие военные корабли , которые находятся на вооружении Соединённых Штатов. Тип американских авианосцев предназначен для поражения крупных надводных объектов и обеспечивает противовоздушную оборону. Военный гигант способен перевозить 90 авиасудов за один раз, что превышает во много раз способности других авианосцев. Максимальная длина громадного судна составляет более 332 м, оно способно вмещать до 3200 человек только на одном корабле, не считая авиакрыла.

Масса боевых запасов на борту составляет около двух тонн. Всего авианосцев типа «Нимиц» насчитывают десять. Стоимость одного «Нимица» составляет порядка четырёх с половиной миллиардов долларов. Первый головной корабль «Нимиц» по которому назвали тип авианосцев был выпущен в 70-х годах прошлого века. За всё время в эксплуатации, корабли принимали участие в войнах, проходивших в Югославии, Ираке и др. В состав серии входят корабли: «Нимиц»(1975); «Эйзенхауэр» (1977); «Винсон» (1982); «Рузвельт» (1986); «Линкольн» (1989); «Вашингтон» (1992); «Стеннис» (1995); «Трумэн» (1998); Рейган (2003); «Буш» (2009). Срок эксплуатации каждого из этих судов 50 лет.

1

Энтерпрайз337 м



Авианосец « Энтерпрайз » — одно из самых крупных боевых судов во всём мире. Его длина составляет 342 м. По проекту было запланировано ещё 5 авианосцев такого типа. Но из-за больших финансовых затрат, которые ушли на первый корабль, проект был приостановлен. Корабль стоял на вооружении американских ВМС с 1961 по 2012 год. Боезапас судна достигал две с половиной тысячи тонн.

Площадь гигантского корабля способна была разместить 90 вертолётов и самолётов на своей площадке, а также до 5000 человек экипажа. Боевой корабль участвовал во многих военных конфликтах и выходил двадцать пять раз в море. В настоящее время проводятся работы по утилизации авианосца. На замену ему придёт авианосец Джеральд Р.Форд, длина которого составит 337 м. Его строительство завершилось в 2013 году. Вступление в строй планируется в 2016 году.

published on novostiifakty.ru according to the materials top10a.ru

В XX веке многие сражения были выиграны или проиграны на море. Хотя сейчас военно-морской флот уже не является главной составляющей военного могущества государства, историческая роль боевых кораблей не подлежит сомнению.

31 мая 1916 года в Ютландском сражении у берегов Дании сошлись два самых мощных флота XX века. И Британия и Германия понесли тяжелые потери. Репутация «непобедимого» сильно пострадала, но командование британского флота не опустило руки. Они предложили концепцию нового боевого корабля, который наглядно показывал стремление Великобритании вернуть титул «владыки морей».

Крейсер «HMS Hood » стал первым в своем классе кораблей, построенным после Первой мировой войны. Корабль был заказан 19 апреля 1916 года на верфи «John Brown». Закладка киля линейного крейсера состоялась 1 сентября 1916 года, а спуск на воду - 22 августа 1918 года. Вступив в состав британского флота 15 мая 1920 года крейсер «HMS Hood » стал головным в серии из трех однотипных кораблей «HMS Anson », «HMS Howe » и «HMS Rodney ». Однако они не были достроены, и их строительство было прекращено 17 марта 1919 года.

Обладая завидной длиной корпуса и высокой скоростью линейный крейсер «HMS Hood » стал самым большим кораблем британских ВМС. Кроме этого он стал воплощением британской морской силы и символом морского превосходства. Могучий боевой крейсер, обладающий большой огневой мощью и хорошей защитой стал первым в новом поколении военных кораблей. Этот боевой корабль помимо броневой защиты бортов имел особую форму корпуса, от которого снаряды отскакивали в рикошет. Кроме того он имел очень красивый силуэт, который выражался в четких аккуратных линиях. В 20-е и 30-е годы, заходя в различные порты мира, он с гордостью демонстрировал свою мощь и внушительные размеры.

линейный крейсер «HMS Hood» фото




линейный крейсер «HMS Hood»


Конструктивной особенностью крейсера была противоторпедная защита, выполненная посредством устройства булей с пустым наружным и внутренними отсеками и специально усиленными поперечными разделительными переборками. Були простираются по всей длине машинно-котельных отделений и артиллерийских погребов. Устроенные вдоль бортов нефтяные цистерны образовывали дополнительную подводную защиту. Специальная форма булей способствовала отсутствию серьезных повреждений при торпедных атаках.

В период между мировыми войнами британский флот считался лучшим в мире, а крейсер «HMS Hood » был его лучшим кораблем. Однако с началом Второй мировой войны картина изменилась. Гитлеровская Германия построила более современные , а британский крейсер к тому времени эксплуатировался уже почти 20 лет. 24 мая 1941 года все недостатки легкого крейсера стали совершенно очевидными после боя с линкором «Bismarck » и тяжелым крейсером «Prinz Eugen ».

гибель линейного крейсера «HMS Hood»

19 апреля 1941 года поступило сообщение о выходе в море новейшего германского линкора «Bismarck ». Крейсер «Hood » снялся с якоря, но вскоре выяснилось, что информация была ошибочной. Однако стало известно, что «Bismarck » и тяжелый крейсер «Prinz Eugen » полностью подготовлены к боевым действиям. Англичане увеличили свои силы в районе северных проходов, а крейсер «Худ » был направлен к исландскому острову Хвальфьорд, чтобы прикрывать конвои. Туда же, но несколько позже, были отправлены линейный крейсер «Prince of Wales » и 6 эсминцев.

Тем временем 21 мая было получено донесение, что немецкие корабли следуют в Северную Атлантику. 22 мая в море вышли крейсер «Hood » и «Prince of Wales ». Немецкий корабль не уступал кораблям английской эскадры в скорости и превосходил ее на 2 узла. Боеспособность же британских линейных крейсеров оставляла желать лучшего. Крейсер «Hood» был спроектирован четверть века назад и не прошел серьезной модернизации, а крейсер «Prince of Wales », напротив, только что построили, и его вооружение не прошло достаточной проверки, а личный состав боевой подготовки. Но минусы английских кораблей в какой-то степени возмещались преимуществом в орудиях главного калибра.

Когда немецкие корабли находились примерно в 300 милях к северу от британской эскадры, англичанам было приказано вступить в бой с самым современным боевым кораблем Германии. В 05 часов 35 минут 24 мая 1941 года эскадра британских линейных крейсеров установила контакт с линкором «Бисмарк » и тяжелым крейсером «Prinz Eugen » на дистанции около 38 км. Позиция немецких кораблей была выгодной: справа по носу британских крейсеров, так что англичане не могли вести огонь из кормовых орудий. Напротив, «Bismarck » и «Prinz Eugen » могли использовать всю свою артиллерию, так как крейсер «Hood » и линкор «Prince of Wales » находились лишь немного впереди траверза. Так английская эскадра лишилась своего главного преимущества восемь главных орудий 380 мм и десять орудий 356 мм.

После первого залпа на линкоре «Prince of Wales » вышло из строя одно из орудий носовой башни, так что английская эскадра вступила в бой фактически с четырьмя 380 мм и пятью 356 мм орудиями. Все четыре корабля открыли огонь практически одновременно с дистанции около 24 км. Оба немецких корабля сосредоточили свой огонь на британском крейсере, а англичане ошибочно приняли головной корабль немцев «Prinz Eugen » за «Бисмарк », хотя вскоре ошибка была исправлена. «Prinz Eugen » первые залпы английского крейсера не причинили никакого вреда, а снаряды линкора «Prince of Wales » упали далеко за кормой линейного корабля «Bismarck » и цель накрыли только с шестого залпа. Напротив, первые же залпы мощнейшего корабля «Bismarck» оказались исключительно точными. Неизвестно, чем пользовались немецкие артиллеристы для определения дистанции стрельбы: радиолокаторами или оптическими дальномерами, но огонь они вели отлично. Второй и третий залп «Bismarck » вызвал пожар в средней части крейсера «Hood » рядом с кормовой 102 мм зенитной установкой. Чтобы ввести в действие орудия кормовых башен, вице-адмирал Холланд приказал изменить курс влево на 20 градусов. Но выполнить этот маневр так и не удалось. В 06 часов 00 минут пятый залп линкора Бисмарк вновь поразил «Hood ». Между кормовой дымовой трубой и грот-мачтой крейсера произошел взрыв огромной силы. Через 3 минуты корабль затонул, унося жизни 1415 матросов и офицеров. В живых остались всего 3 человека, которые были сброшены взрывом в море и подобраны британскими эсминцами, отставшими от тяжелых кораблей из-за штормовой погоды. Линкор «Prince of Wales » был вынужден резко изменить курс, чтобы не наскочить на обломки легкого крейсера «Hood ». К этому времени дистанция боя сократилась до 16,5 км, и немцы ввели в действие артиллерию среднего калибра. Линейный корабль «Prince of Wales » получил восемь попаданий 380 мм и 203 мм снарядами. В довершение всего на нем по техническим причинам вышла из строя четырехорудийная башня. В этих условиях командир корабля решил прекратить бой и начал отход под прикрытием дымовой завесы. Позже стало известно, что «Prince of Wales » добился двух попаданий 356 мм снарядами в «Бисмарк ». Один из них вызвал утечку топлива из цистерны. В итоге дальность плавания немецкого корабля сократилась настолько, что командующий германской эскадрой адмирал Гюнтер Лютьенс отказался от выхода в Атлантику и приказал возвращаться во французский порт Сен-Назер. Таким образом, «Prince of Wales » внес свой вклад в уничтожение самого современного боевого корабля Германии. 27 мая 1941 года «Бисмарк » был перехвачен на пути во Францию и потоплен британскими кораблями и авиацией. Но и эта крупная победа не смогла затмить, то ошеломляющее впечатление, которое произвела в Великобритании почти молниеносная гибель крейсера «HMS Hood ». Потеря огромного корабля была воспринята как национальная трагедия. В прессе гибель британского крейсера называли «панихидой по военно-морской мощи Великобритании».

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий".
Фото из книги "Оружие России"

Как сообщил 19 сентября заместитель министра обороны России – начальник вооружений ВС РФ Владимир Поповкин, наше военное ведомство намерено усилить отечественный ВМФ тяжелыми атомными ракетными крейсерами (ТАРКР). «У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению», – сказал Поповкин в радиоэфире. Минобороны считает целесообразным иметь в составе ВМФ до трех таких кораблей. Один из них будет на Тихоокеанском флоте, а два – на Северном.

ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ФЛАГА

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ находится один тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». С сентября 2008 года по март нынешнего года этот самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль – флагман российского Северного флота совершил сверхдальний поход. Записав на свой счет два трансатлантических перехода и побывав в трех океанах, атомный крейсер принял участие в совместных российско-венесуэльских учениях «Венрус-2008» и российско-индийских – «Индра-2009», а также провел маневры с кораблями ВМС ЮАР. Попутно еще погонял пиратов в Аденском заливе и даже поймал десяток морских разбойников.

«Петр Великий» успешно перенес полугодовое плавание, продемонстрировал флаг и российскую мощь, привлек внимание и поднял престиж нашего флота. А, главное, показал, что не только РВСН и Ту-160 являются элементами большой международной политики. Более того, этот атомный рекордсмен Книги Гиннесса – фактор влияния, что называется, с доставкой на место – во время похода он заходил в порты Триполи (Ливия), Акзас-Караагач (Турция), Тулон (Франция), Ла-Гуайра (Венесуэла), Кейптаун (ЮАР) и Мармагао (Индия). Каждый такой заход – это информационный всплеск мирового масштаба.

Столь наглядная иллюстрация тезиса «Россия встает с колен» произвела сильное впечатление на верхи государства и Минобороны. Можно считать, что окончательно забыты попытки превратить российский военный флот в прибрежный. И вполне могла родиться соблазнительная мысль сделать океанское дежурство российского ВМФ постоянным. Но для этого необходимы как минимум три атомных корабля, поскольку один из них постоянно будет находиться на плановом ремонте. А два других смогут, чередуясь, по полгода бороздить Мировой океан.

Поскольку Россия из-за мирового финансового кризиса еще не окончательно «поднялась с колен», строить такие крейсера ей не по силам и не по карману. Но можно вернуть в строй советское наследие – ТАРКР «Адмирал Нахимов», пребывающий в ремонте с 1999 года, и ТАРКР «Адмирал Лазарев», отправленный на отстой в ожидании утилизации.

СИММЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ

Советский Союз ввязавшись в гонку вооружений, оказался в роли вечного догоняющего. Руководство страны придерживалось принципов симметричного ответа, слегка скорректированного «миролюбивой» политикой. Это означало, что всякое военное новшество США получало запоздалый зеркальный ответ. Только вместо ударных авианосцев мы строили авианосные крейсера, поскольку авианосец – орудие агрессии.

Появление в составе ВМС США атомного крейсера УРО «Лонг-Бич» в 1961 году побудило советское руководство заказать проект надводного корабля с атомной энергетической установкой, способного действовать в удаленных районах Мирового океана в составе группировки и самостоятельно. Американский «Лонг-Бич» водоизмещением 17 500 тонн предназначался для прикрытия атомного же авианосца, фактически это был эскортный фрегат. В СССР на первом месте стояла борьба с атомными подводными лодками, поэтому у нас был создан новый класс боевых кораблей – большой противолодочный корабль (БПК). И проектировать начали тоже БПК водоизмещением 8000 тонн с ядерным реактором от АПЛ. Необходимо отметить, что большая масса ядерных энергетических установок диктует водоизмещение корабля – пока оно не может быть ниже 8–10 тыс. тонн.

Однако по мере проектирования возрастала мощность реактора и увеличивались размеры будущего «пенителя Мирового океана». Главком ВМФ СССР Сергей Горшков, реально представлявший надежность существовавших тогда атомных силовых установок, потребовал, чтобы крейсер имел запасную силовую установку на органическом топливе. В результате появился проект 1144 «Орлан» – корабль длиной в четверть километра (251 м) и водоизмещением 28 000 тонн. На его борту собрали едва ли не все флотское вооружение, кроме минно-трального: противокорабельные ракетные комплексы средней дальности «Гранит» для борьбы с крупными надводными кораблями, включая авианосцы; ракетный комплекс «Метель»; 12 установок зенитных ракет «Форт»; 10 торпедных аппаратов; реактивный бомбомет РБУ-600, РБУ-1000 и две пушки калибра 100 мм.

Но этот набор менялся на каждом следующем корабле серии. Что тоже было советской традицией – никакой унификации, постоянная модернизация. В результате четыре построенных атомных крейсера оказались четырех разных типов, то есть многоцелевые. Они могли бороться с подводными лодками, самолетами и надводными кораблями противника. Хотя – по большому счету – стали средством сдерживания, которое предназначено больше для демонстрации потенциала, чем для реальной войны.

МЫ СТРОИЛИ, СТРОИЛИ...

Строительство крейсеров велось в Ленинграде (Санкт-Петербурге), где было построено первое в мире надводное судно с ядерной энергетической установкой – ледокол «Ленин». Первый из «Орланов» под названием «Киров» был заложен 27 марта 1973 года. Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер передали ВМФ СССР. Находился в боевом составе Северного флота. В 1984 году совершил первый длительный поход в Средиземное море. Во втором дальнем походе (1 декабря 1989 года – 17 февраля 1990-го) на корабле вышел из строя носовой реактор, после чего он был переведен в резерв. В 1992 году корабль был переименован в «Адмирал Ушаков», а 19 сентября 1999 года поставлен в док для утилизации.

Второй корабль серии – «Фрунзе» (с 1992 года – «Адмирал Лазарев») строился по модернизированному проекту 1144.2. Заложен 27 июля 1978 года, спущен на воду 26 мая 1981-го, а вступил в строй 31 октября 1984 года. Находился в боевом составе Тихоокеанского флота. Был признан небоеспособным и в 1999 году выведен из боевого состава ВМФ в состояние длительной консервации. С июня 2000 года планировалось начало ремонта «Адмирала Лазарева» на судоремонтных предприятиях Дальнего Востока. Но денег в бюджете не хватило.

Третий – «Калинин» (с 1992 года – «Адмирал Нахимов») заложен 17 мая 1983 года, спущен на воду 25 апреля 1986-го, вступил в строй 30 декабря 1988 года. Находился в боевом составе Северного флота. Последнее плавание совершил в июле 1997 года. 14 августа 1999 года поставлен на плановый ремонт и модернизацию к причалу Севмашпредприятия в Северодвинске. По графику ремонт должны были провести в течение 3–4 лет. Но из-за недофинансирования работы фактически так и не начались, шел лишь неторопливый демонтаж оборудования и отправка его на предприятия-изготовители. Только в 2008 году ремонт «Адмирала Нахимова» включили в Программу перевооружения с вводом корабля в строй в 2012 году. В конце сентября 2008 года началась, наконец-то, выгрузка отработанного ядерного топлива. В операции задействованы представители нижегородского ОКБМ им. Африкантова и экипаж специализированного судна Беломорской военно-морской базы.

Четвертый «Орлан» – «Петр Великий» – был заложен 25 апреля 1986-го под названием «Куйбышев». Позднее получил имя «Юрий Андропов». Спущен на воду 25 апреля 1989-го. Переименован в «Петр Великий» 22 апреля 1992 года. В ноябре 1996 года пришел в Северодвинск для проведения второго этапа испытаний на месте постоянной дислокации, которые растянулись на два года. Включен в боевой состав Северного флота в марте 1998 года. Общая стоимость крейсера составила около 1 млрд. долл. США.

Ядерная силовая установка оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах КН-3 по 300 Мвт и двумя главными турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА) мощностью по 70 000 л.с. каждый. В резервном варианте ГТЗА могут получать пар от двух паровых котлов на органическом топливе, работающих в автоматизированном режиме. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и скорость корабля (максимальная скорость составляет 31 узел, а при плавании под вспомогательными паровыми котлами 17 узлов). Мощность ядерной силовой установки равна 140 тыс. л. с.

На корабле имеется 1600 помещений, включая 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин на 8–30 человек каждый, 15 душевых, две бани, сауна с бассейном, двухуровневый медицинский блок, спортзал с тренажерами, три кают-компании – для мичманов, офицеров и адмиралов, салон для отдыха, корабельная телестудия.ТАРКР «Петр Великий» обладает повышенной автономностью плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами. На корабле установлены ЗРК «Кинжал», зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик», один из двух ЗРК С-300Ф заменен более совершенным С-300ФМ. Ударное ракетное оружие представлено противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) «Гранит» – 20 наклонных пусковых установок со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-700.

Противолодочное и противоторпедное вооружение включает противолодочный ракетный комплекс «Водопад-НК» (универсальные ракетно-торпедные пусковые установки с ракетами), ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1» с боезапасом 40 реактивных глубинных бомб, а также три противолодочных вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РЦ.

«Петр Великий» предназначался для действий в удаленных районах морей и океанов в составе авианосной ударной группы, в которую должны были входить авианесущий крейсер типа «Адмирал Кузнецов», ракетный крейсер типа «Слава», большой противолодочный корабль типа «Удалой», десантные корабли типа «Иван Рогов» и транспорты обеспечения типа «Березина» или «Борис Чиликин».

Пятый ТАРКР – «Дзержинский» – был снят с финансирования и разобран прямо на стапеле.

Имеется, впрочем, еще один «Орлан» – засекреченный «корабль связи» «Урал», о котором стараются не вспоминать, поскольку это самый большой провал советского судостроения (и не только судостроения).

Атомный корабль радиоэлектронной разведки «Урал» заложили летом 1981 года, на воду спустили в 1983 году, а в боевой строй флота приняли в 1989 году. Полный экипаж, включая специалистов-электронщиков, – 1000 человек. Огромный вычислительный комплекс из нескольких ЭВМ типа ЕС-1046 и «Эльбрус». Система наблюдения «Коралл» позволяла отслеживать траектории баллистических ракет и космических аппаратов. Можно сказать, что этот плавучий разведцентр вобрал все новейшие наработки советской радиоэлектронной промышленности. Находясь в долговременном автономном плавании у берегов Америки, «Урал» мог бы «просвечивать» насквозь все американские космодромы, полигоны и аэродромы. Цены бы ему не было, окажись он работоспособен.

После принятия в строй «Урал» совершил двухмесячный переход в порт приписки Владивосток. Всю дорогу большие команды специалистов ликвидировали поломки механизмов и пытались отладить работу «Коралла» и ЭВМ. Однако неполадки в системе охлаждения носового реактора оказались неустранимы, как и неувязки в электронной аппаратуре. К тому же возник крен в пять градусов, который тоже не удалось ликвидировать. Корабль встал на якорь и превратился в плавучую гауптвахту для штрафников и неперспективных офицеров. Позднее «Урал» переставили к заводской стенке, где он еще долго будет дожидаться утилизации. Уникальную аппаратуру с высоким содержанием драгметаллов за два десятка лет в основном уже «утилизировали». Впрочем, сейчас подобная аппаратура заинтересует разве лишь музей.

РАЗНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В США после первых экспериментов с атомными надводными судами в 1974–1975 годах были построены два атомных крейсера (фрегата) типа «Калифорния», а в 1976–1980 годах – четыре атомных крейсера типа «Вирджиния». Полное водоизмещение тех и других – 11 000 тонн. В их задачу входило обеспечение ПВО авианосных соединений. Первоначально на них имелись только зенитные ракетные комплексы и противолодочное оружие, позднее добавились противокорабельные ракеты и крылатые ракеты «Томагавк».

При высокой стоимости и огромных размерах атомные крейсеры оказались вооружены не лучше, чем обычные корабли меньшей размерности. Это относится не только к американским крейсерам, но и к российским ТАРКР. За миллиард долларов можно выстроить целую флотилию современных судов, несущих в несколько раз больше различных вооружений, чем атомный крейсер. К тому же никто не знает, какой окажется живучесть такого корабля в реальном морском бою. Есть подозрения, что защитить себя такие огромные мишени вряд ли смогут.

Поэтому руководство ВМС США отдало предпочтение крейсерам типа «Тикондерога», ввод в строй которых начался в 1981 году. Сейчас в строю 22 таких корабля, оснащенных многофункциональной системой оружия «Иджис». Их боевая эффективность в разы превосходит атомных предшественников. С 2006 года все они проходят модернизацию и будут служить до 2016–2019 годов.

В 2004 году американцы списали последний свой атомный крейсер. Тем более что этап разборки и утилизации у них включен в жизненный цикл корабля и разрабатывается еще в процессе проектирования. В России о проблеме утилизации не думали до тех пор, пока не пришлось списывать первые атомные подводные лодки. С помощью зарубежных спонсоров этот вопрос постепенно решается, а вот как быть с надводными кораблями, пока никто не знает.

Из пяти построенных атомных военных кораблей, считая «Урал», только один – самый последний в серии – «Петр Великий» вот уже 10 лет на ходу и даже совершил почти полугодовой дальний поход. «Адмирал Ушаков» и «Урал» годятся только на металлолом, поэтому их удел – стоять в ожидании разделки. «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев» могут снова встать в строй. По стоимости это, наверное, дешевле, чем их утилизация. Они еще вполне могут, при периодическом ремонте, прослужить 20–30 лет, а проблему утилизации будут решать уже наши внуки.

К сожалению, эксплуатация ТАРКР – дело дорогостоящее, осложненное отсутствием специальной береговой инфраструктуры. Чтобы нормально эксплуатировать корабль с ядерной энергетической установкой, требуется специально оборудованная база с береговыми службами, оборудование для загрузки и выгрузки топливных элементов, слива жидких радиоактивных отходов и много другого – целый завод. Ничего этого нет. Для подобных процедур приходится вставать к заводской стенке, а это уже ремонт, который хороших денег стоит. В принципе «Петр Великий» обходится без базы 10 лет и еще 30 лет обойдется.

Восстанавливать «Нахимова» и «Лазарева» в их прежнем виде – бессмысленно. Сейчас уже XXI век. Значит, предстоит серьезная реконструкция и перевооружение, сравнимые с переделкой авианесущего «Адмирала Горшкова» в авианосец «Викрамадитья». И стоимость будет соответствующая – от 500 млн. до 1 млрд. долл. за штуку, если не больше. Северодвинский Севмаш, надо полагать, обрадуется такому фронту работ. Легко подумать, что Объединенная судостроительная компания является главным лоббистом возвращения атомных крейсеров.

Ввод в строй и удачная эксплуатация ТАРКР могут ускорить принятие политического решения о строительстве атомных авианосцев, что на многие годы обеспечит бюджетными вливаниями целый ряд предприятий судостроительной отрасли и смежников.

Может возникнуть вопрос о боевом предназначении возрождаемых атомных крейсеров. Ибо нет у нас военно-морской доктрины и геостратегических целей в Мировом океане. Но поскольку ТАРКР создавались как оружие сдерживания, то никакими боевыми задачами их можно не грузить. Главная их работа – поражать воображение и демонстрировать военно-морскую мощь России. С этим они справляются отлично. Лишь бы реакторы не потекли в чужом порту...