Противокорабельных крылатых ракет 3м22 циркон. Гиперзвуковая ракета Циркон – квантовый скачок в технологиях

  • 25.05.2019

Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России.

В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».

В этом году ракета проходит государственные испытания, а после принятия на вооружение ею будут оснащены тяжелые атомные крейсера «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов».

Предполагается, что «Цирконы» заменят тяжелую противокорабельную ракету П-700 «Гранит». Дальность полета «Циркона», согласно открытым источникам, 350-500 км.

Помимо ракетных крейсеров, планируется оснастить «Цирконами» атомные эсминцы проекта «Лидер», атомные подлодки класса «Ясень» и атомные субмарины пятого поколения «Хаски», модифицированные для уничтожения авианосных ударных групп. В конце марта этого года министр обороны Сергей Шойгу назвал «Цирконы» «главной ударной силой флота РФ». По его словам, «Циркон» «одним ударом сможет уничтожить новейший британский авианосец».

Как выглядит ракета «Циркон», достоверной информации нет по понятным причинам. Тактико-технические характеристики (ТТХ) «Циркона» засекречены, в том числе и «экстерьер этой ракеты». Изображений настоящего «Циркона» никто в открытых источниках не приводил, а та картинка, которую дает «Гугл» - это просто рисунок перспективного гиперзвукового летательного аппарата. Вернее, аппарата с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

Расположение гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя под корпусом летательного аппарата (ЛА) или ракеты предназначено для создания дополнительной подъемной силы за счет выхлопа двигателя и характерно для всех гиперзвуковых ЛА.

Разработка гиперзвуковых ЛА сдерживается высокой стоимостью летных испытаний и невозможностью полноценных наземных испытаний. Лишь в самое последнее время специалисты по вычислительной гидрогазодинамике накопили достаточное количество экспериментальных данных для реалистичного компьютерного моделирования проблем, связанных с полетом гиперзвуковых ЛА.

Большинство экспериментов с гиперзвуковыми ЛАзасекречены. Экспериментальный гиперзвуковой беспилотник «X-43» корпорации «Боинг» 16 ноября 2004 года установил рекорд скорости в 11 850 км/ч (Мах 9,6 = 3,2 км/с). В сентябре прошлого года Индия сообщила об испытаниях гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (SCRAMJET).

Ряд российских военных экспертов прогнозирует ослабление роли авианосных ударных групп США в пользу российских атомных крейсеров, которые предполагается оснастить гиперзвуковыми «Цирконами».

Дело в том, что современные системы ПВО рассчитаны на перехват ракет, движущихся со скоростью не больше 2,5М, то есть не более 2,5 тысяч километров в час.

Справка:

Число Маха представляет собой отношение скорости течения воздушного потока в данной точке к местной скорости распространения звука в движущейся среде. Названо в честь австрийского учёного Эрнста Маха.

Численное выражение числа Маха зависит, прежде всего, от высоты полёта (чем больше высота, тем ниже скорость звука и выше число Маха). Число Маха - это истинная скорость в потоке (то есть скорость, с которой воздух обтекает, например, самолёт), делённая на скорость звука в конкретной среде, поэтому зависимость является обратно пропорциональной. У земли скорость, соответствующая 1 Маху, будет равна приблизительно 340 м/с (скорость, с которой люди привычно считают расстояние приближающейся грозы, измеряя время от вспышки молнии до дошедших раскатов грома) или 1224 км/ч. На высоте 11 км из-за падения температуры скорость звука ниже - около 295 м/с или 1062 км/ч.

Стоимость ракет «Циркон» неизвестна, но она в любом случае гораздо выше стоимости тех же «Калибров». Поэтому дорогостоящие гиперзвуковые противокорабельные ракеты будут нацелены на уничтожение самых крупных кораблей потенциального противника, в первую очередь авианосцев.

Чисто теоретически «Цирконы» могут уничтожить или значительно повредить крупный корабль противника, в том числе и авианосец, за счет высокой кинетической энергии, даже без наличия боеголовки.

Однако авианосная ударная группа США (АУГ), в которую входят десяток кораблей охранения и обеспечения, в том числе пара атомных подводных лодок, создает глубокую эшелонированную оборону глубиной до 700 километров. Если учесть, что предполагаемая дальность «Цирконов» не более 500 километров, то ни подводную лодку, ни атомный крейсер или другой надводный корабль на такое расстояние просто никто не допустит, а если такое все же произойдет, то ответный удар АУГ гарантированно уничтожит запустивший ракету корабль.

Имеет реальные шансы поразить одной единственной ракетой американский авианосец затаившаяся на прибрежном шельфе даже одиночная подводная лодка. Именно поэтому американские АУГ до сих пор остаются на солидном отдалении от берегов КНДР, где могут находится в засаде северокорейские подлодки «Синпо», вооруженными ядерными ракетами.
На равных вести бой с авианосной ударной группой может только другая авианосная ударная группа, либо береговая оборона таких стран как Россия и Китай.

Что касается американцев, то они долгое время просто пренебрегали разработкой высокоскоростных и гиперзвуковых противокорабельных ракет, так как полагались на подавляющее численное превосходство над любым противником. Их дозвуковые противокорабельные ракеты «Гарпун», разработка которых началась еще в 1965 году, - это оружие флота-гегемона. Военно-морская доктрина США в течение многих лет была нацелена на то, чтобы побеждать не столько качеством, сколько количеством. Массированный удар тысяч «Томагавков» и «Гарпунов» способен перенасытить ПВО и ПРО любой страны, включая Россию и Китай. Кстати, именно поэтому главным фактором стратегического сдерживания является ядерное оружие, а не конвенциональные вооруженные силы.

Типичным флотом-гегемоном был британский «Гранд Флит» во время первой мировой войны. В Ютландском морском сражении германский «Флот Открытого Моря» имел преимущество и потопил значительно больше кораблей англичан. Но после этого боя соотношение сил настолько изменилось в пользу британского флота, что германские тяжелые корабли никогда больше за всю войну не выходили в открытое море.

Противника, имеющего подавляющее численное превосходство, можно попытаться остановить с помощью так называемого «чудо-оружия» (вундер -ваффе). Таким чудо-оружием были германские ракеты «ФАУ-1» и «ФАУ-2», а также реактивные истребители Ме-262. Но они появились слишком поздно, да и в небольшом количестве. Вторая мировая война была выиграна Советским Союзом и США за счет общего численного превосходства в количестве вооружений и военной техники, а также необходимых ресурсов.

Танки Т-34-85 и «Шерман» уступали немецким «Тиграм» и «Пантерам», но их было настолько больше, что к концу войны все сухопутные сражения, учитывая такое же превосходство в артиллерии и ВВС, неизменно заканчивались в пользу союзников.

Японский флот попытался притормозить неизбежное поражение в противостоянии с американским ВМФ, прибегнув к тактике «камикадзе», но результат оказался близким к нулю. Впервые тактика применения «смертников» (тех же камикадзе) принесла успех джихадистам во время нынешних боевых действий на Ближнем Востоке. Но и это чудо-оружие уступает совокупной военной мощи ведущих мировых военных держав, которые близки к тому, чтобы полностью вытеснить ИГИЛ (запрещен в РФ) из крупных городов и остановить процесс создания террористами настоящего государства.

Чудо-оружием древности были железные мечи древних ассирийцев, македонская фаланга, боевые слоны Ганнибала и греческий огонь Византии. Стоит вспомнить и устрашавшие римлян боевые машины Архимеда. Но все эти «вундер-ваффе» рано или поздно уступали сбалансированной и маневренной боевой мощи более передовых в социальном и военно-техническом отношении государств.

Ракеты «Циркон», безусловно, могут стать грозным оружием против любого возможного противника. Но сыграть серьезную роль в достижении военной победы в реальных сражениях они могут, лишь став составной частью сбалансированной и мощной военной машины, сравнимой количественно и качественно с вооруженными силами тех же США.

Представляется, что в обозримом будущем России не удастся достигнуть баланса в конвенциональных вооруженных силах с США и НАТО. Поэтому утверждения, что ракета «Циркон» может «одним ударом» уничтожить какой-либо авианосец носят чисто умозрительный характер.

Однако и отрицать серьезный успех нашего ВПК было бы явно несправедлво.

Подпишитесь на нас

В Минобороны РФ косвенно подтвердили наличие работ по созданию гиперзвуковых ударных средств: на сайте военного ведомства появилось сообщение, что в рамках программы вооружения на 2018– 2025 годы предусматривается «завершение разработки и поставка в войска принципиально новых образцов гиперзвукового оружия, интеллектуальных робототехнических комплексов, оружия на новых физических принципах, а также целого ряда традиционных образцов ВВСТ следующего поколения».Это стало своеобразным комментарием к субботнему сообщению агентства ТАСС о том, что в ходе испытаний новейшей российской ракеты «Циркон» достигнута скорость в восемь Махов – девять тысяч километров в час. Ни ТАСС, ни тем более Минобороны уточнять детали испытаний не стали.Объяснений закрытости программы «Циркон» более чем достаточно. Гиперзвук – один из главных фетишей идущего сейчас соревнования России и США в области создания передовых военных технологий. Число Маха, или М, определяет отношение локальной скорости потока к скорости звука – 331 м/сек. Превысить скорость звука в шесть, восемь, десять раз – одна из глобальных задач развития современного авиа- и ракетостроения.С военной точки зрения гиперзвуковые летательные аппараты – крайне эффективное ударное средство. Гиперзвуковой полет неразличим для современных средств радиолокации. Не существует и даже не предвидится создания средств перехвата подобных ракет.В США с этим связывают реализацию программы «Быстрый глобальный удар» (Prompt Global Strike (PGS)), которая позволит американским военным наносить точечные удары по любому региону мира в течение 60 мин от момента принятия решения. Для нас это возможность парировать данную угрозу оружием, которое с такой же скоростью сможет достичь любой цели в Мировом океане или на территории Америки.В августе 2014 года американцы провели пуск гиперзвуковой ракеты Х-43А с полигона Кодьяк на Аляске. Набрав скорость около 6,5 тыс. км/час, через семь секунд работы аппарат сгорел в атмосфере. Тем не менее в Вашингтоне назвали этот полет успешным: машина продемонстрировала способность набрать требуемое ускорение. В декабре 2015 года НПО машиностроения, а вслед за ним Минобороны также сообщили «об испытании некоей ракеты» на полигоне под Архангельском.

Какой именно, сообщили уже менеджеры совместного российско-индийского предприятия BrahMos Aerospace Limited. Взяв за основу российскую сверхзвуковую ракету П-800 «Оникс»/«Яхонт», на предприятии создали ее индийский аналог «БраМос». Представитель компании Правин Патак сообщил, что в Индии создан и проходит испытания гиперзвуковой «БраМос-2».Нетрудно предположить, что если существует индийский, то есть и российский вариант такой ракеты. Судить об этом можно по еще более ранней информации в корпоративной газете НПО машиностроения «Трибуна ВПК», сообщившей, что еще в 2011 году в одной из дирекций была создана группа главных конструкторов по теме 3М22 – межвидового ракетного комплекса с гиперзвуковой противокорабельной ракетой оперативного назначения «Циркон».

Так что же такое «Циркон»? Судить об этом можно по информации все тех же BrahMos Aerospace Limited. На одной из международных выставок они показали макет «БраМос-2»: расплющенный лопатовидный нос, рубленые формы самого корпуса. Ракета двух ступенчатая: первая – пороховой ускоритель, вторая – жидкостной реактивный двигатель.Почетный генеральный директор и почетный генеральный конструктор ОАО «ВПК НПО машиностроения» профессор МГТУ имени Баумана Герберт Ефремов в своем интервью «Известиям» объяснил, что «рубленые формы» и «лопатовидный нос» изделия необходимы для обеспечения нормальной скорости горения топлива в двигателе. При гиперзвуковом полете невозможно обеспечить этот процесс, не снизив скорость поступающего в камеру сгорания воздуха до сверхзвукового порога. Поэтому, как отметил конструктор, длительный гиперзвуковой полет могут обеспечить исключительно жидкостные реактивные двигатели.В сообщении ТАСС и комментарии Минобороны ничего не говорится о параметрах испытаний, в ходе которых были достигнуты восемь Махов. Проходил этот полет секунды или минуты, какое расстояние пролетела машина, был ли этот полет управляемым, или нет? Покров тайны так и остается над «Цирконом». Хотя уже известно, что ряд российских кораблей получил универсальные пусковые установки «револьверного типа» 3С-14. Предназначены они для размещения и запуска противокорабельных крылатых ракет 3М-55 «Оникс» и дальнобойных 3М-54 «Калибр». «Циркон» идет им на смену, из чего можно сдать вывод, что в 2018 году новую ракету получат сразу несколько типов российских надводных, подводных кораблей и береговых ракетных комплексов.

Это могут быть тяжелые атомные крейсеры 1144-го проекта типа «Орлан». Головной крейсер этого проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит на модернизации на Северодвинском предприятии «Звездочка». По словам замминистра обороны Юрия Борисова, принято решение модернизировать под размещение «Ониксов» и «Калибров» четыре из восьми находящихся в составе Военно-морского флота АПЛ проекта 949.

Работы будут проходить на дальневосточном заводе «Звезда», находящемся в бухте Большой Камень. Расположенные по бортам субмарин пусковые установки сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Гранит» (по классификации NATO SS-N-19 Shipwreck – «Кораблекрушение») будут заменены на новые ПУ. Это позволит не только увеличить боезапас корабля с 24 до 72 ракет, но и разместить на нем новое оружие.По аналогии с надводными и подводными крейсерами «Циркон» встанет на вооружение и береговых ракетных комплексов «Бастион» с ракетами «Оникс». Нет сомнения, что российско-индийская BrahMos Aerospace Limited интегрирует новую ракету в состав вооружения истребителя Су-30МКИ. Испытания машины с ракетой «БраМос» начались в прошлом году.

Проведение 17 марта 2016 года в России презентации новейшей крылатой ракеты 3М22 «Циркон», несмотря на молчание СМИ, не осталось не замеченным для экспертного сообщества и военных. Сразу появились предположения относительно тактико-технических характеристик нового российского детища Рособоронпрома. Предварительные данные испытаний дают основание считать, что в скором времени на оснащение Российского Военно-Морского флота и морской авиации может поступить совершенно новое и мощное оружие. Ракетами предполагается перевооружить ТАРКР проекта 1144 типа «Орлан», оснастить строящиеся крейсера проекта «Лидер» и субмарины типа «Хаски».

История создания новейшей ракеты

Данные, полученные в ходе испытаний, свидетельствуют о том, что российская оборонка сумела создать боевую крылатую ракету, сумевшей достичь в ходе полета гиперзвуковых показателей скорости. Это означает, что выпущенная ракета способна лететь на скоростях до 4500 миль в час, превышая скорость звука в 5-6 раз. Другими словами, говоря языком военных, выпущенный снаряд способен лететь со скоростью пули, оставаясь абсолютно незаметным для работающих систем ПВО. Гиперзвуковая крылатая ракета 3М22 «Циркон» превращает все существующие на сегодняшний день системы ПВО в груду ненужного и неэффективного хлама.


Появление новейшего супероружия имеет свою предысторию, которая состоит из цепочки важных фактов. Работы над созданием ракеты, способной летать на гиперзвуковых скоростях, велись в СССР еще в середине 70-х годов. Дубненское Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» еще в 70-е годы XX века вело работы по созданию крылатой ракеты Х-90, способной во время полета развивать скорость до 3-4 МАХА. Однако с развалом Союза из-за отсутствия финансирования, работы были свернуты. Только спустя 20 лет снова вернулись к этой теме, но уже на базе новых технологий.

Первые свидетельства о начале разработки в недрах российского оборонного комплекса нового противокорабельного комплекса, оснащенного крылатыми оперативно-тактическими ракетами, появились под занавес 2011 года.

Уже тогда в СМИ стали проскальзывать факты, говорящие о начале серьезной работы в этом плане. Фотоматериалы, полученные с авиасалона «Макс» в 2011 году, наглядно демонстрировали о серьезной работе в России над созданием аппаратов, способных передвигаться в воздухе с гиперзвуковой скоростью. Разработкой прототипа гиперзвуковой ракеты занимался Центральный Институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), расположенный в г. Лыткарино Московской области.

Представленный на выставочных стендах макет ПКР разительно отличался своей формой от привычных всем сигарообразных крылатых ракет. Макет представлял собой коробчатый корпус с расплющенным лопатовидным обтекателем. Там же на авиасалоне впервые было озвучено название необычного ракетного комплекса «Циркон», разрабатываемого российскими конструкторами.

Параллельно с созданием выставочного образца шло выполнение технических заданий сразу для двух проектов по теме «Циркон», которые предполагали создание новейшего радиовысотомера и автоматического радиокомпаса. На научно-производственном предприятии «Гранит-Электрон» активно велись работы по созданию навигационного оборудования и систем автопилотирования. Все новейшие разработки отечественного ВПК были направленны на реализацию проекта по созданию новой ПКР.


Головное предприятие ПО «Стрела», выпускающее ударные противокорабельные комплексы «Оникс», заявило о начале подготовки производственной базы для выпуска новейшей российской крылатой ракеты. По данным многих источников в России активно шла разработка новейшей системы вооружения, способная кардинально изменить ситуацию на море. Однако после авиасалона «МАКС» вся последующая информация о мере продвижения работ по теме «Циркон» исчезла из публичных информационных ресурсов.

Весь последующий ограниченный объем информации, просачивающийся в СМИ, давал скудную пищу для публичной общественности. Только по масштабам привлечения к работам над проектом по созданию крылатых ракет морского базирования «Циркон», крупнейших в ракетостроительной отрасли предприятий, можно было судить о мере продвижения проекта.

Чем удивили мир

После первых испытаний стало ясно, что новая ракета способна лететь в два раза быстрее, чем новейшая британская крылатая ракета морского базирования «Sea Ceptor». Стоящие сегодня на вооружении флотов НАТО противоракеты способны успешно бороться с ПКР «Гранит» и с аналогичными воздушными аппаратами, скорость которых достигает 2000-2500 км/ч. Против новейшей российской разработки западные противоракеты становятся бессильными, так как скорость полета ракеты 3М22 достигает 5-6 Мах. Дальность полета ракеты составит ориентировочно 300-400 км, что вполне достаточно для эффективного уничтожения кораблей вне зоны установления радиоконтакта.

Как позже стало известно, противокорабельные крылатые ракеты «Циркон» стали модернизированной версией индийской крылатой ракеты морского базирования «Bramos», которая создавалась совместно двумя странами. Базой для разработки новейшего оружия стал все тот же противокорабельный комплекс П-800 «Оникс». Изначально ставка при разработке ракеты делалась на достижение больших скоростей. По мнению экспертов, высокоскоростные противокорабельные ракеты нового поколения представляют большую проблему для систем ПВО. Времени на обнаружение летящего к цели снаряда крайне мало для того, чтобы не только квалифицировать тип угрозы, но и предпринять адекватные меры противодействия. Против такого типа оружия любая имеющаяся на сегодняшний день военно-морская сила утрачивает свое могущество на море. Даже огромные атомные авианосцы и крейсера УРО не в состоянии сейчас эффективно бороться с подобной угрозой.


Российские атомные крейсера проекта 1144, переоснащенные новейшими крылатыми ракетами, снова станут реальной угрозой морскому владычеству американского флота на морях. Первоначально планируется оснастить новыми ракетными комплексами модернизируемый ТАРКР «Адмирал Нахимов». Позже такая же участь ждет флагман Северного флота ТАРКР «Петр Великий». В перспективе, постройка атомных ударных субмарин типа «Хаски», вооруженных гиперзвуковыми крылатыми ракетами, кардинально сместит баланс военно-морских вооружений в сторону российского флота.

Основные технические тонкости и нюансы в создании ракеты нового поколения

Потребность в создании новой противокорабельной ракеты возникла не сразу. Имеющиеся на вооружении флота ракетные комплексы П-600 «Гранит» и П-800 «Оникс» продолжают оставаться на сегодняшний день грозной силой. Однако не стоит на месте и разработка суперсовременных средств корабельных ПВО. По мнению специалистов в области оперативно-тактического оружия, через пару лет боевые возможности крылатых ракет морского базирования будут исчерпаны в виду эффективного противодействия противоракетной обороны кораблей.


В связи с этим и возникла идея существенной модернизации ВМФ России за счет оснащения существующих и строящихся кораблей новыми видами вооружения. Одним из направлений в этом плане стала разработка и создание нового противокорабельного комплекса с высокоскоростными крылатыми ракетами. Наличие такого вооружения на больших и малых кораблях флота станет эффективным инструментом сдерживания на море. Новая ракета 3М22 имеет уникальные тактико-технические характеристики, однако точных данных по боевым параметрам ракеты до сих пор нет. Даже предварительные данные говорят, что новое оружие является серьезным скачком к переходу на новые виды и типы вооружений.

Почему российская новая ракета называется гиперзвуковой? Все дело в том, что сегодня ударные ракеты имеют скорость полета в среднем 2-2,5 МАХа. Новая разработка должна летать со скоростью не менее 4500 км/ч, превышая в 5-6 раз звуковой барьер. Создать такой стремительный снаряд - задача не простая. Еще на стадии проекта возникли трудности в плане того, каким образом добиться необходимого разгона ракеты. Использование для этих целей традиционных ракетных двигателей должно эффекта не даст.

Все аппараты, летающие со сверхзвуковой скоростью, принципиально отличаются от аппаратов, летающих на гиперзвуковой скорости. Все дело в том, что обычный турбореактивный двигатель после тройного превышения скорости звука теряет тягу - основной показатель эффективной работы авиационного двигателя. Увеличение в результате высокой скорости полета температуры воздуха, поступающего в камеру сгорания, существенно снижает КПД работающего турбореактивного двигателя. К такому виду вооружений, каким являются крылатые ракеты не подходят ни жидкостный, ни твердотопливный реактивный двигатель. Ракета выполняет во время полета определенные эволюции, которые не могут обеспечить работающие маршевые ЖРД И ТРД с постоянной тягой.

Результатом научно-технических поисков стало создание прямоточного ракетного двигателя, который бы мог работать при условии сверхзвукового горения. Для этих целей даже было разработан новый вид ракетного топлива «Децилин-М» с повышенной энергоемкостью.

Во время полета ракеты в воздушном пространстве на высоте 50-200 метров корпус снаряда нагревается до высоких температур, поэтому при изготовлении изделия были использованы новые жароустойчивые сплавы.

Для справки: Впервые подобные разработки велись над проектом ракеты Х-90, однако на тот момент возникли серьезные проблемы с производством жаропрочных сплавов, подходящих для использования в авиации и в ракетостроении. Первый американский гиперзвуковой самолет «Валькирия» развивал скорость до 3200 км/ч. Планер самолета был изготовлен из титана. Использовать такой дорогой металл для серийного производства ракет было нецелесообразно и дорого.


Не менее трудно было решить вопрос с системой самонаведения ракеты при больших скоростях. В отличие от известных аэробаллистических боевых комплексов, способных летать на гиперзвуковых скоростях, на высотах до 100 км, крылатая ракета имеет иную область применения. Основной полет ракета совершает в слоях атмосферы. В отличие от баллистических ракет, крылатая ракета имеет пологую траекторию полета и меньшую дальность. Все эти требования и ставят перед разработчиками вооружения новые задачи.

В процессе полета на гиперзвуковой скорости из-за возникновения вокруг летящего снаряда облака плазмы, возникает естественное искажение параметров целеуказания. На новую ракету было решено установить совершенное радиоэлектронное оборудование, способное вести ракету к цели на высокой скорости, невзирая на противодействие мощных электромагнитных полей.

Планы Высшего военно-морского руководства относительно боевых возможностей новой ракеты

Впервые ракета была запущена на летно-испытательном полигоне в Актюбинске в 2012 году. Пуск ракеты был осуществлен с борта стратегического ракетоносца «Ту-22М3». Дальнейшие пуски уже осуществлялись с наземных пусковых установок. На сегодняшний день можно говорить, что комплекс основных испытаний подходит к концу. Существуют еще недоработки в работе двигательной установки и в работе системы наведения, однако это, по мнению создателей ракеты, можно устранить в течение ближайшего времени. Идет подготовка запуска нового вооружения в серию.

Оснащать новыми противокорабельными комплексами в первую очередь планируется действующие корабли флота, строящиеся субмарины и корабли, проходящие модернизацию. Первоначально ракеты планируется установить на модернизированные атомные крейсера проекта 1144. На верфях «Севмаша» сегодня проходят работы по восстановлению боеспособности ТАРКР типа «Орлан». Планируется оснастить модернизированные крейсера ПКР «Циркон», после чего огневая мощь российских кораблей вырастет в разы. На корабли будут установлены пусковые установки вертикального типа, которые сегодня идут на оснащение ракетных комплексов «Гранит» и «Оникс».

Высшее военно-морское командование считает, что один ТАРКР «Петр Великий» вооруженный гиперзвуковыми противокорабельными ракетами Циркон» сможет в одиночку противостоять целому боевому соединению кораблей вероятного противника. На прибрежных морских театрах российские боевые корабли малого и среднего класса, оснащенные новейшей ракетой, будут в состоянии контролировать всю акваторию. По дальнобойности и по скорости российской ракете нет аналогов ни в турецких ВМС, ни во флотах странах Балтийского бассейна.


Аналогично обстоит ситуация с переоснащением кораблей Тихоокеанского флота. Новое вооружение существенно усилит оперативно-тактические возможности кораблей ТОФ на Тихом океане. Это в некотором роде создаст надежный плацдарм для укрепления обороноспособности Дальневосточных рубежей перед реальной угрозой.

За океаном имеется разработка – опытный образец гиперзвуковой ракеты ХМ37А. Несмотря на то, что в конструкции модели использованы новейшие технологические разработки – этот летающий аппарат создается как составная часть боевой части стратегической ракеты. Мощное оружие перевернет все представление о работе системы противоракетной обороны.

В заключение

Последние разработки российских конструкторов поставили в тупик оборонные ведомства США, Великобритании и Китая, которые оценивают появление новейшей гиперзвуковой ракеты, как потенциальную угрозу своим ВМС. На данный момент техническая оснащенность российского флота оперативно-тактическим оружием находится в удовлетворенном состоянии, однако постоянный технологический прогресс приводит к быстрому устареванию боевого потенциала современного флота. Еще вчера мощные крылатые ракеты «Гранит» пугали американских адмиралов, а сегодня ракетное вооружение российских кораблей нуждается в усовершенствовании.

Гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон» по своим параметрам значительно опережает время. Технологии, которые легли в конструкцию промышленного образца на многие годы опережают настоящий уровень вооружения и оснащенности флота. Новые подводные лодки, проектируемые в КБ «Малахит», разрабатываются в качестве боевых платформ под вооружение нового поколения.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что новые фрегаты и корветы, представляющие на сегодняшний день основу отечественного ВМФ, будут в дальнейшем вооружаться гиперзвуковыми ракетами.

В Китае подобные разработки также двигаются быстрыми темпами. Последняя китайская противокорабельная ракета DF-21 с дальностью полета до 3000 км, может поступить на вооружение ВМС НОАК в течение двух, трех лет. Американцы стараются в этом аспекте не отставать от России и Китая, работая над проектом Х-51А X-51 Wave Rider. Сегодня эта гиперзвуковая ракета должна не уступать российской и китайской разработке.

До реального полета американского детища дело не дошло. Китай только планирует завершить работы к 2020 году. На оперативно-тактическом уровне российская гиперзвуковая ракета уже имеет реальные очертания в металле, прошла испытания и готовится к серийному выпуску. Какова будет дальнейшая судьба новейшего оружия, покажет время. Однако, в соответствии с планами модернизации флота перевооружение кораблей начнется в ближайшее время.

Гиперзвуковая ракета Циркон – это квантовый скачок в технологиях, заявил английский военный эксперт Тим Рипли, узнав об успешном испытании новой противокорабельной ракеты России.

Вчера, 3 июня, на год раньше запланированного срока в России прошли успешные испытания новой гиперзвуковой ракеты Циркон, чья скорость на марше достигает 8 Махов (т.е. восемь скоростей звука = 2648 м/с). Создатели заявляют, что данная разработка делает противоракетную оборону США устаревшей. Система должна поступить на вооружение российской армии в 2018-2020 годах.

Вашингтон Таймс пишет, – Россия и Китай давно искали ассиметричного оружия, которое может разгромить американские авианосцы и защитить страну от ядерной атаки. Гиперзвуковые ракеты являются частью этих усилий, и они произвели квантовый скачок в области наращивания боевой мощи.

Тодд Вуд напоминает, что «американская противоракетная оборона была бельмом на глазу Кремля со времен программы СОИ Рональда Рейгана. Можно утверждать, что СОИ сломала хребет СССР финансово и технологически, приведя Горбачева к осознанию, что СССР не сможет победить США в гонке вооружений». Теперь мы можем заключить, что наступил определенный паритет.

Тим Рипли подтвердил британской газете Independent, что Циркон летит быстрее, чем любая другая ракета на планете, и это гарантирует невозможность ее отслеживания и перехвата. Поэтому новейшие противоракетные системы установленные на британских авианосцах Принц Уэльский и Королева Елизавета превратились в устаревшие.

Что же известно о технических характеристиках Циркон?

Приблизительный технические характеристики (точные Минобороны РФ по понятным причинам не спешит публиковать):

  • Скорость 8 Маха (2648 м/с)
  • Дальность полета 350-500 км
  • Длина 8-10 метров
  • запускается теми же пусковыми установками, что и «Оникс», «Калибр»

Гиперзвуковыми ракетами Циркон, возможно, будут оснащаться:

  • ТАРКР «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий»
  • Атомные эсминцы проекта 23560 «Лидер»
  • Атомные подводные лодки «Ясень-М» и «Хаски»
  • Авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Основными преимущество гиперзвуковых ракет в их скорости. Они успевают долететь до цели и поразить ее, еще до того как ее обнаружат. И даже если её обнаружат, пока нет средств ее обезвредить.

Сложность разработки таких ракет в том, что на скорости 3 Маха обычная ракета просто сгорит даже в сильноразреженном воздухе в стратосфере. И здесь не спасут ни жаростойкая сталь, ни титан. Как решили эту загадку наши инженеры – большая военная тайна.