Лучший способ похудеть. Что люди делают в монастырях? Как устроена их жизнь? Христианство внешнее и внутреннее

  • 22.08.2019

Р асположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.

1. Постоянное пребывание в чань-состоянии

На протяжении тысячи четырехсот лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.

Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают «семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость - на сердце, печаль - на селезенке, скорбь - на легких, страх - на почках. Итак, медитация - первый секрет долголетия шаолиньских монахов.

2. Сочетание ортодоксального буддизма с занятиями боевым искусством

Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.

3. Познания в области медицины

Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.

ШАОЛИНЬСКИЙ МЕТОД ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Выше мы остановились на трех особенностях шаолиньского метода продления жизни. Однако этот метод имеет много общего с методами «пестования жизни» других школ и направлений. Известный своими исследованиями методов «пестования» и продления жизни монах Сюань Гуй в своих трудах изложил основные направления шаолиньской школы, суть которых сводится к следующему:

  • «пестование жизни» путем медитации;
  • солнечные ванны;
  • закаливание холодом, жарой и ветром;
  • оздоровление селезенки с помощью правильного питания;
  • холодные водные ванны;
  • продление жизни с помощью цигун;
  • сбрасывание веса ходьбой;
  • укрепление тела «жесткими» упражнениями;
  • продление жизни с помощью секретов медицины;
  • прочищение организма с помощью массажа;
  • оздоровление с помощью ушу.

Эти направления составляют комплексный метод «пестования» и продления жизни, вобравший в себя долгую практику Шаолиня, бесценный опыт других школ, метод, доказавший свою эффективность в профилактике болезней и укреплении здоровья.

Принципы питания

Основная пища

Китайская традиционная медицина уже давно подметила тесную связь между питанием и здоровьем человека. В трактате «Линшу» говорится: «Верхний обогреватель включается, пропускает пять вкусов злаков. Ци называется то, что золотит кожу, укрепляет тело, питает волосы, орошает, как туман и роса. С поступлением пищи организм наполняется ци. Попадая в кости, она благотворно влияет на них, делает их гибкими. Слюна - это жидкость, которая питает мозг и увлажняет кожу. Ци поступает в средний обогреватель, соединяется с жидкостью и краснеет. Получается кровь».

Эта выдержка из древнего трактата свидетельствует о том, какую важную роль играют продукты питания в функционировании организма человека, которые, попадая в него, способствуют образованию необходимых человеку питательных субстанций - ци, крови и слюны. Эти питательные субстанции поддерживают нормальный обмен веществ, непрерывно циркулируя, обеспечивают жизнедеятельность организма.

Переваривание пищи осуществляется, главным образом, желудком и селезенкой. Поэтому древние говорили: «Селезенка - основа послеутробной жизни, источник, порождающий ци и кровь».

Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.

Бэн Юэ писал: «Основа питания - пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».

Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.

В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.

Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера - ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин - чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.

Расписание приемов пищи

ЗАВТРАК
Время: 6 часов.
Основная пища: каша из чумизы или кукурузы с добавлением батата или картофеля.
Количество: 2 - 2,5 чашки (объемом 100 г риса или муки).

ОБЕД
Время: 11 часов.
Основная пища: лепешки из смеси пшеничной и кукурузной муки с начинкой из фиников или хурмы.
Количество: 1 лепешка (250 г), а также белая редька, доуфу (соевый творог), лапша из золотистой фасоли.

УЖИН
Время: 6 часов вечера. Основная пища: лапша из бобовой муки.
Количество: 1 - 1,5 чашки с добавлением по сезону: люцерны, сельдерея, пекинской капусты и т.д.

Чайный рацион

Монахи Шаолиня регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.

Весенний чай : 30 г полевой мяты, 30 г корневища камыша, 10 г лакрицы, 30 г горечавки Лоурера заварить кипятком и пить вместо чая 4 - 5 раз в день по одному стакану, ежедневно заваривая новую порцию. Этот настой обладает противоинфекционным и дезинтоксикационным действием, хорошим профилактическим средством против кожных заболеваний, например, фурункулеза.

Летний чай : 18 г платикодона крупноцветного, 10 г лакрицы, 30 г жимолости японской заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой обладает дезинтоксикационным действием, снимает жар, полезен для горла, является хорошим профилактическим средством против гриппа. В летний период также в небольших количествах можно пить сок свежей золотистой фасоли, полученный путем отжатия заваренных кипятком и растолченных зерен с добавлением сахара.

Осенний чай : 20 г форцизии свешивающейся, 10 г листьев бамбука, 10 г лакрицы, 3 г одуванчика, 10 г корня наперстянки заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой способствует образованию слюны, обладает дезинтоксикационным, жаропонижающим, мочегонным и ветрогонным свойствами.

Зимний чай : 3 г сырого имбиря, 3 финика, 30 г листьев черного чая, 3 стебля лука отварить и пить вместо чая. Этот отвар способствует улучшению функций кишечника и селезенки.

Чай долголетия для любого времени года : 30 г гореца многоцветкового, 30 г ромашки китайской, 35 г боярышника, 250 г густого меда. Первые четыре ингредиента варить в глиняном горшке в течение 40 минут, слить отвар, из полученной твердой массы отжать сок. В горшок налить воды, переложить выжимки и отварить, отвар слить. Процедуру повторить 3 раза. Все отвары слить вместе (должно получиться 500 мл). Добавить мед и размешать до однородной массы. Полученный продукт поместить в фарфоровый сосуд и плотно закупорить. Употреблять ежедневно после еды по 1 столовой ложке, разведенной в половине стакана кипяченой воды. Этот напиток можно употреблять круглый год. Он способствует пополнению ци, питанию крови, улучшению функций желудка и селезенки.

Дикие растения в рационе монахов

  • Лилейник лимонно-желтый , или одуванчик обыкновенный . Его собирают весной, когда он расцветает. Выкапывают целиком, моют и режут на мелкие части. Затем добавляют соль и слегка разминают. Его можно добавлять в другие блюда. Лилейник способствует устранению жара и обладает дезинтоксикационным действием. Как говорят монахи, употребление этого растения в пищу в течение одного месяца избавляет от нарывов на коже и фурункулеза на целый год.
  • Пастушья сумка . Весной это растение покрывает большие пространства вокруг монастыря. В пищу употребляют свежие молодые листья. Их можно непосредственно добавлять в суп с лапшой, а можно есть, заварив кипятком, с добавлением соли, уксуса и небольшого количества кунжутного масла. Пастушья сумка очень питательна, приятна на вкус. Она способствует пополнению крови и оздоровлению селезенки. При длительном употреблении устраняет желтизну лица, избавляет от худобы, слабости в конечностях, головокружения и помутнения в глазах.
  • Мята полевая . В изобилии растет вблизи монастыря, наполняя воздух приятным ароматом. Монахи весной и летом собирают ее стебли с листьями, моют, режут на кусочки, подсоливают и слегка разминают. Употребление мяты способствует улучшению зрения, просветлению в голове, устранению жара.
  • Портулак . Сбор портулака производится летом и осенью. Его выкапывают целиком, моют и обдают кипятком. Употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Из него также готовят блины с добавлением муки и пампушки. Портулак укрепляет желудок, нормализует работу кишечника, рекомендуется при расстройствах желудка и дизентерии.
  • Полынь волосовидная . Молодые побеги полыни собирают ранней весной, моют, перемешивают с солью и мукой и готовят на паровой решетке. Полынь способствует устранению жара.
  • Ива . Ранней весной собирают молодые побеги ивы, проваривают в кипящей воде, вынимают и употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Молодые побеги ивы также можно смешать с мукой и готовить на пару.
  • Бодяк японский . Молодые листья бодяка собирают, моют и едят сырыми с солью и маслом или отваривают в супе с лапшой. Бодяк обладает кровоостанавливающим действием.
  • Китайский ямс . Это растение способствует «пополнению» почек, останавливает кровотечения, укрепляет селезенку и легкие. Монахи собирают его поздней осенью и употребляют в пищу в вареном виде.
  • Таро . Его выкапывают ранней весной и поздней осенью и отваривают с белой редькой. Таро способствует «пополнению» почек и крови.
  • Боярышник . Плоды боярышника собирают в конце осени, моют, отваривают и готовят из них пюре. Пюре из боярышника кислое на вкус, богато витаминами, укрепляет желудок и улучшает пищеварение.
  • Каштан . Монахи собирают и едят каштаны в отваренном виде осенью. Они сладкие на вкус, укрепляют желудок и пополняют селезенку.
  • Гинго . Это растение нормализует дыхание, укрепляет легкие и почки. Его собирают по 3 - 5 штук в день, очищают и отваривают с колотым сахаром. В пищу употребляются и плоды, и отвар.

Витамины и долголетие

Продукты, употребляемые монахами Шаолиня в пищу, с точки зрения современной диетологии можно разделять на злаки, корнеплоды, бобовые и орехи, фрукты и овощи.

Злаки являются одним из основных продуктов, постоянно употребляемых человеком в пищу. Они богаты углеводами, способствующими выработке организмом тепловой энергии, а также белком. Злаки употребляются в пищу в смешанном виде или вместе с бобовыми, что позволяет им дополнять друг друга и в какой-то степени компенсировать недостаток в них аминокислот. Количество белка в злаковых приблизительно одинаково, они являются важным источником для организма человека. Злаки содержат также большое количество витаминов, кальция, железа, грубых волокон.

Корнеплоды снабжают организм человека тепловой энергией, содержат много витаминов и минеральных веществ.

Бобовые и орехи содержат большое количество белка и жиров, особенно соя. Содержание белка в них больше, чем в овощах и злаках. Они богаты ненасыщенными жирными кислотами, фосфатидами, аминокислотами, витаминами и минеральными веществами.

Овощи и фрукты богаты микроэлементами, необходимыми организму человека. Листовые овощи, например, содержат много витаминов группы В и каротина, а также кальция, железа и неорганических солей. Кроме того, содержащиеся в них влага и клетчатка способствуют пищеварению (см. табл.).

Монахи Шаолиня употребляют в пищу различные злаки, главным образом, грубообработанные, а также продукты из бобов, овощей и орехи. Свой рацион они устанавливают в зависимости от времени года и собственного состояния, что позволяет им получать полный набор питательных веществ, хорошо сочетающихся между собой. Это основной способ сохранения здоровья и долголетия. Особенно важно то, что монахи воздерживаются от мяса.

ДэЕнь /журнал "Цигун и спорт", №2 1995 г./

Легендарный старец, который прославился безграничной мудростью и любовью к ближнему. Читайте и смотрите видео про Святого Амвросия Оптинского: как живут монахи в монастыре.

…О монашестве должно разуметь, что оно есть таинство, покрывающее прежние грехи, подобно крещению. Крещаемый прежде крещения не может чувствовать того, что после получает, т.е. силу внутреннюю исполнять заповеди Божии (2, ч. 1, с. 43).

Монашество само по себе имеет великую важность духовную и приносит большую пользу душевную тем, кто приступает к оному с искренним расположе нием и проходит оное с простотой и незлобием, в смирении (2, ч. 1, с. 31).

Чадце мое неблагодарное и неразумное! Да весть малодушие твое, что никто из человек не имеет права дозволять кому бы то ни было оставить воспринятый им путь благочестивой жизни. Потому что воспринявшие монашество и оставившие оное уподобляются Иуде-предателю, который ни у кого не просил на это дозволения, а самоизвольно предал, и сам терпит горькую участь свою во аде.

У кого есть еще сколько-нибудь смысла, тот не должен решаться подражать такому жалкому и злополучному человеку, а лучше пусть потерпит временные неудобства и временную малую скорбь, чтобы получить вечную милость Божию великую (2, ч. 3, с. 80-81).

…Главное дело нашего исправления и спасения зависит от нас самих, а со стороны в этом бывает только вспомоществование, хотя и немалое, потому что в каждом деле и в каждом искусстве потребно показание. А без показания простолюдин лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет.

Кольми паче монастырская и монашеская жизнь требует показания, и указания, и наставления, а со стороны учащихся требует несомненного приятия и повиновения, по евангельскому слову: Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф. 23:3).

Как живут монахи в монастыре: Амвросий Оптинский

Эти евангельские слова ясно показывают, что не следует разбирать жития и дела наставников, а только наставления их принимать, если они согласны со словом Божиим и не противны оному. А за дела свои каждый сам отвечает перед Богом: и наставник, и повинующийся (2, ч. 1, с. 51).

«Отчего это, батюшка , - спросила одна особа, - игуменье дано право распоряжаться монахинями, как крепостными? »
Старец ответил: «Более, чем крепостными. Крепостные могли хоть за глаза поворчать на своих господ и побранить их, а у монахинь и это право отнято: монахиня сама добровольно отдает себя в крепостное право» (1, ч. 1, с. 100).

…Ты единственный путь монашеский разветвляешь на многие стези, так ты мне и написала в письме своем… в котором говоришь: «Я не знаю и недоумеваю, каким я иду путем: путем ли молитвенным, но не вижу его, путем ли послушания и отсечения своей воли, - и это незаметно, путем ли безмолвия и уединения, - но сестра и келейница мне мешают».

И еще каких-то пути два или более насчитала, забывая, что путь монашеский один, а все остальное - его принадлежности для монаха, как апостол говорит: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6:11).

А если кто захотел довольствоваться одним только оружием, тем или другим, оставляя прочие, такой уподобился бы человеку, который вместо правильного хождения прыгает то на одной, то на другой ноге, а когда устанет, ложится совсем и пыхтит и, видя, что неудобно такое прыгание, придумывает, нельзя ли ползти на руках и волочить ноги.

Само собой разумеется, и такое ползание неудобно, а только без толку утомляет. Тогда такой чудотворец взывает: «Недоумеваю, как после этого ходить?» На что ему просто отвечают: «Ходи обеими ногами, делай обеими руками, смотри обоими глазами, слушай обоими ушами и не придумывай прыгать на одной ноге или ходить на руках - то и не будешь без толку утомляться и избежишь нерассудных недоумений» (2, ч. 2, с. 76-77).

Монашеский постриг

…Прочти жития Симеона Юродивого… и преподобного Алипия Столпника… и обрати внимание, что там говорится о пострижении. Хорошо позаботиться о внутреннем монашестве, но все-таки оно без внешнего не бывает, хотя внешнее без внутреннего и бывает. Все Таинства Православной Церкви совершаются из сочетания внешнего с внутренним, так как человек состоит не из одной души, но и из тела.

Монах живущий в уединении Амвросий Оптинский

Хорошо внутренно приготовить себя к сему и не спешить, пока устроишься. Но так может рассуждать здоровый, больному же надо позаботиться, чтобы не упустить времени, и если сам не позаботится, то никто навязывать ему не будет.

Монашество принимается по собственному желанию, даже когда бывает представление от начальства, то сперва спросят и подписку возьмут, но потом в церкви опять спрашивают: «Вольною ли ты волею пришел еси» и т.д. Очень высоко будет дожидаться, пока Сама Царица Небесная тебе предложит, что хочет постричь тебя, а следует, повторяю, тебе самой об этом по думать и позаботиться (2, ч. 2, с. 74).

…По принятии мантии скорбные искушения более попущаются на человека, чтобы навык брани духовной и сотворился, и стал искуснее.

Тут уже не должно по-новоначальному рассуждать, зачем то или другое, а просто терпи, смиряйся и опять терпи, подставляя правую ланиту в духовном смысле, т.е. не оправдываясь, а принимая поношение и уничижение, во-первых, за грехи, во-вторых, ради того, что добровольно избрала ты спасительный путь, который называется тернистым, и тесным, и трудным.

Особенно принявшему мантию неприлично входить в чужие дела и подавать человеческие советы, кому где жить или куда переходить, или еще непристойнее - поступать двуличием - в глаза принимать ласково, а заочно говорить противное. …Душевредного должно удаляться, не давая воли языку и гневу, самооправданию, которые лишают человека пользы душевной… (2, ч. 2, с. 101).

Амвросий Оптинский: сколько живут монахи

…Пишешь, что ты недостойна! Хорошо смиряться с толком, и если сознаешь свое недостоинство, то в других случаях и следует, сообразно с этим, вести себя и держаться смиренного образа мыслей и действования. Но по причине недостоинства своего не должно отказываться от принятия монашеского образа. Святой Иоанн Лествичник пишет: «Никто не должен… называть себя недостойным монашеского обета…

Где много гнилости, там нужно и сильное врачевание… Ибо здоровые не требуют врача и не поступают в больницу». Если не желаешь принять пострижение, то зачем поступала в монастырь? Впрочем, вольному воля, а спасенному рай. Но если и в болезни будешь отказываться от монашества, то рассуждение твое весьма ошибочно, и внушение это явно с шуией стороны (2, ч. 2, с. 75).

Поздравляю тебя с пострижением в рясофор - это первая степень монашеского образа. Сердечно желаю тебе пожить отселе по-монашески, в терпении, и смирении, и в страхе Божием, и хранении совести, как требуют заповеди Божии, начиная с искреннего покаяния пред Богом и духовным отцом.

Начало же из начал - терпение находящих скорбей - терпеть укоризны не только от старших, но и от младших, сознавая свои вины, за которые и нужно потерпеть со смирением и благодарением, чтобы загладил Господь и простил согрешения наши (2, ч. 3, с. 37-38).

…Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получив весть о пострижении. Знай, что горе - как море. Чем более человек в него входит, тем более погружается. Подумай сама, какой безопаснее воин, вооруженный или не вооруженный, и какой крепче монах, постриженный или не постриженный.

Преподобный Амвросий Оптинский: сколько живут монахи

Искуситель имеет обычай все извращать и в настоящее время стал всех обольщать какою-то мнимой свободой. А безвременная свобода, по слову святого Исаака Сирина, приводит к горькому рабству. Враг не хочет, чтобы мы повиновались Богу и по воле Божией служителям Божиим, а добивается через мрачные и тонкие внушения того, чтобы хоть не явно и не ясно, а повиноваться ему (2, ч. 2, с. 167-168).

Милостью и помощью Божией сподобишься, сестра, воспринять начало монашеского образа… к обновлению внутреннего человека от ветхости возмутительных страстей, лишающих душу мира и отягощающих тело, - да отныне поживем безмятежное житие в простоте и правоте, возвергая (возлагая) печаль свою на Господа Всеблагого и Всемогущего… (13, с. 412).

Ты удивляешься себе, как ты решилась принять пострижение в <схиму>… Как бы ни было, а дело уже сделано, переделывать нельзя; остается исполнять по силе и возможности данные обеты, в чем же окажемся неисправными, в том да приносим искреннее и смиренное покаяние.

Смущаться же ни в каком случае не должно, кольми паче не жалеть и не раскаиваться в том, что принято такое пострижение. Это великий дар Божий, а даром …пренебрегать не должно: а лучше благодарить и стараться быть достойным того, что нам даровано по великой милости Божией (2, ч. 2, с. 90-91).

…Советую тебе… принять тайно схиму. Смотри, опять не отказывайся: схима есть второе крещение, очищающее и прощающее грехи. Если встанешь, что, однако, ненадежно, то будем тебя уважать, а ты смиряться. Ты хоть и бодришься, но болезнь свое показывает и доказывает, поэтому не усумнись прямо принять тайную схиму, которая прикроется явной мантией (2, ч. 3, с. 69).

Советую тебе отвергнуть и презреть помысл, смущающий тебя, что ты прямо приняла схиму. Посылаю тебе книгу преподобного Феодора Студита. В завещании преподобного… ты сама можешь видеть, что древле святые отцы обыкновенно постригали прямо в схиму, а уже позднейшие отцы начали сперва постригать в мантию (2, ч. 3, с. 70).

Святой Амвросий Оптинский: монах живущий в скиту

Несмотря на то, что ты серьезно больна, никак не соглашаешься принять тайное пострижение, как делают это другие серьезно больные из опасения, чтобы не перейти в вечность без пострижения, прожив довольно лет в монастыре, а желаешь получить мантию видимую, т.е. длинную, церковную. Не знаю, дождешься ли ты этого.

Из жития Киево-Печерского преподобного Моисея Угрина видно, что он тайно пострижен в темнице проходящим иеромонахом. Разве ты выше этого преподобного? Советую тебе молиться этому угоднику Божию, чтобы он предстательством своим у Господа помог тебе избавиться от немощей душевных, ради которых посылаются и болезни телесные. Знай, что желать видимой мантии больному человеку есть явное тщеславие.

Впрочем, я не убеждаю тебя к тайному пострижению, так как это дело совершается и должно совершаться по добровольному желанию разумеющих оное. Ибо образ монашеский есть образ покаяния и смирения, а не повод к тщеславию, высокомерию. На мытарствах и за простое тщеславие будут очень истязывать, кольми паче за тщеславное вышение длинной мантией.

Хорошо тому, у кого большое смирение, а не тому, у кого длинная мантия. Мантия длинная и короткая, обе не имеют рукавов, чем означается то, чтобы носящий их не делал ничего по ветхому человеку, тлеющему в похотех прелестных, от чего всех нас да избавит Всеблагий Господь милосердием Своим (2, ч. 3, с. 72).

И простое стрижение овец бывает полезно и необходимо. Весной остригут овцу, а к осени вырастает на ней новая шерсть и более твердая. Постригут монаха в мантию. К осени, т.е. к старости, расположение души его уже бывает более твердое и благонадежное к получению милости Божией вечной и нескончаемой.

Разумеется, если эта духовная овца не будет подражать козам, без толку лазить по плетням и колокольням и шататься по распутиям. Все знают, что козел, когда не пустят его вперед стада, то идет позади стада один, не желая смириться (а за такое несмирение не бывает от него ни шерсти, ни молока) и идти наравне с другими, оправдывая собой слово Писания: Я не таков, как прочие люди (Лк. 18:11).

Не хочет внять словам псалмопевца: Вот, что хорошо и что приятно, - это жить братьям вместе (Пс. 132:1) (2, ч. 2, с. 167).

Письмо твое получил, в котором объясняешь безотрадное твое положение по причине постригающихся прежде тебя, по твоему мнению, и менее достойных. С одной стороны, жаль тебя, что ты так скорбишь, а с другой стороны, я считаю это дело и промыслительным для тебя, чтобы ты после снисходительно думала о имеющих находиться в подобном положении и по опыту знала, как горько такое положение, и здраво об этом судила и рассуждала.

Верховным апостолам попущено было искушение: Петру отречение от Христа, а Павлу гонение на христиан, чтобы после милостивы были к согрешающим. Напрасно и несправедливо ты думаешь, что дела делаются только через одних людей, без участия Промысла Божия.

Кроме властей земных на земле есть еще и Царь Небесный, Дух Святый, всем управляющий, к пользе нашей полезное устрояющий, неполезное отстраняющий. Держись за эту мысль, и ты успокоишься, молясь за тех, на кого скорбишь и кого презираешь (2, ч. 3, с. 85).

Преподобный старец амвросий оптинский: монашеская жизнь

Учись понимать и монастырскую жизнь, когда поймешь, тогда можешь понуждаться и на самое дело, от которого укореняется мир в душе, премогающий всякие неудобства (2, ч. 3, с. 74).

…В обители… будут спасаться девы и вообще лица женского пола, желающие уневестить души свои Христу, хотя по немощи человеческой живут и будут тут жить с некоторыми ошибками. Святой апостол Павел пишет: Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1:29). И в Ветхом Писании сказано: несть человека, иже поживет и не согрешит (см. 3 Цар. 8:46). Наконец, часто повторяется многими и русская пословица: «Ошибка в фальшь не ставится»(2, ч. 1, с. 49-50).

…Старайся жить в монастыре страннически, себе внимая и помалкивая и не входя ни в какие дела. Тогда и уразумеешь самим делом апостольское слово:Любящим Бога …все содействует ко благу (Рим. 8:28). Сказано в псалмах: Много скорбей у праведных (Пс. 33:20) и Много наказаний грешному (Пс. 31:10). В каком бы положении христианин ни находился, не может избежать скорбей и болезней (2, ч. 3, с. 53).

Сердечно желаю тебе, по возможности, успокоительного жития, елико возможно есть в юдоли сей плачевной, в ней же плачевным житием со смирением достигаем радости неизменной и нескончаемой, юже да сподобит нас Всеблагий Господь получити терпением и долготерпением, так как и праведным многи скорби, и грешным многи раны и уязвления, то кроме смиренного претерпевания переносить все это неудобно.

Помолимся Господеви, да подаст нам помощь Свою, и веру, и мужество, и благое произволение к исполнению Божественных заповедей, и молитвенного келейного правила, и прежде сего хождения на церковные службы со страхом Божиим, и вниманием, и благоговением, во сретении сестер и матерей благопокорным и благоприличным обращением и подобающим поклонением, памятуя евангельское слово: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7:12).

Просто - в новой келье желаю тебе обновления духовного и успокоения душевного (2, ч. 3, с. 81).

Да исполняется над всеми евангельское слово Христово: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф. 18:20). А вас собралось «во имя Христово» не две и не три, а немалое множество. Правда, что в большой семье бывает не без урода, но делать нечего, и это следует потерпеть. А иначе, когда все будут хороши, и возгордиться можно (2, ч. 1, с. 53).

Сострадаю вам в скорбях ваших среди неудобств и неустройства обители. Впрочем, ждите милости Божией, пока благоволит Господь изменить положение дел обители вашей. Един Он все ведает и Един всем управляет или прямой Своей всесильной волей, или промыслительным попущением по причинам,

Ему только известным вполне 59 , людям же известным только отчасти, отчасти это за грехи наши и за жизнь, несообразную нашему званию. Сам Он через пророка Амоса говорит: несть зла во граде, егоже не сотворих (см. Ам. 3:6); зло - т.е. бедствие. Также апостол Павел пишет: Если же наша неправда открывает правду Божию, …не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (Рим. 3:5).

Высказывания и цитаты амвросия оптинского о жизни монахов

Думаю, помните вы сами церковную повесть: когда один святой пресвитер молился Богу, чтобы избавил от епископа, отягчавшего город разным неподобным нестроением, в ответ на его усердную молитву услышал глас: «Для этого города потребен был епископ еще худший».

Мое грешное мнение: если бы каждый из членов, или по крайней мере многие, составляющие общество ваше, вместо ропота обратились к Богу с усердным молением и исповеданием немощей своих и желанием впредь направляться к стезям монашества по силе и возможности, то скорее бы, кажется, благоволил Всеблагий Господь изменить главную вину настоящей тяготы и неудобства и черезмерной общей скорби…

Советую вам, хотя и нелегко это, оставить человеческие изветы и извинения и обратиться за помощью к Единому Богу Сердцевидцу, Единому, могущему все изменять и устроять, якоже Сам весть, паче чаяний и ожиданий человеческих.

Святой Златоуст в письмах к Олимпиаде говорит, что Бог тогда только начинает являть Свою силу, когда оскудеют все человеческие соображения и готово явиться безнадежие. Да не будем, по слову апостола, надеяться на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых (см. 2 Кор. 1:9) (2, ч. 2, с. 129-130).

В прежнем письме ты писала, что весной собираешься уехать куда-то из обители. Один выезд не удался. Советовал бы я тебе не делать других попыток, чтобы не случилось подобного. Тогда еще больше будет нареканий и больше придется терпеть неприятностей. Вернее и лучше терпеть на одном месте. Есть русская пословица: «На одном месте и камень обрастает». А в старчестве сказано: «Сиди в келье своей, и келья всему тебя научит» (2, ч. 3, с. 65).

Пишешь о послушнице К., которая все хочет поступить в сестры милосердия, но наконец, слава Богу, уселась. Если опять станет смущаться, скажи ей, что если она убежит из монастыря, то враг ее поймает. А послушнице N. не советую ради близости родных перейти куда-нибудь подальше. Враг нигде не оставит искушениями. Касательно же своего положения, помни апостолом вкратце выраженную волю Божию: Будьте долготерпеливы ко всем.

Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия (1 Фес.5:14, 16-18). Если не можем еще радоваться, то, по крайней мере, постараемся не скорбеть паче меры, а вооружаться терпением и долготерпением, памятуя сказанное от Господа: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22) (2, ч. 3, с. 106-107).

Пишешь, что в новом месте ты скучаешь. Нельзя и не поскучать от разных причин, так как обитель новая только начинается и порядок еще не устроен, а нужно его устраивать, а вдруг всего не устроишь. В новом месте и в новом деле многого недостает, а эти недостатки и озабочивают тех, от которых дело зависит. Во всяком случае, прежде нужно потерпеть и не унывать и с верой на милость и помощь Божию уповать. Силен Господь все устроить и подать нужное и потребное (2, ч. 3, с. 131-132).

Особенно же перед м. игуменьей понуждайся смиряться и не толкуй ее поступков и обращения с тобой так превратно или горделиво, что будто бы она поступает с тобой по памятозлобию, я думаю, что просто, во-первых, как начальница, а во-вторых, соображаясь со множеством сестер, желающих ездить в Оптину. Так полезнее и покойнее думать, а вместе смиреннее и Богу приятнее (2, ч. 3, с. 84).

Как стать монахом - вопрос, который задает себе каждый человек, твердо решивший принять постриг. Встав на путь, подразумевающий прощание с жизненными благами и уход от мира, невозможно пройти его быстро. Священники советуют не торопиться, так как жизнь в монастыре подходит далеко не каждому, кто мечтает о ней. Что же нужно сделать для того, чтобы реализовать свое желание?

Как стать монахом: начало пути

С чего начать человеку, у которого появляется стремление оставить позади суету мирской жизни и уйти в монастырь? Задаваясь вопросом о том, как стать монахом, необходимо в первую очередь понять, что это означает. Тот, кто принимает подобное решение, должен приготовиться к кардинальным переменам в жизни. Ему больше не будут доступны блага цивилизации, к которым привыкли все жители 21-го века, - сотовые телефоны, компьютеры, телевизоры и прочие достижения технического прогресса останутся в прошлом.

Важно осознать, что жизнь монаха посвящена Богу, проходит в труде и молитвах. Люди, принявшие постриг, должны будут оставить за стенами монастыря привычные развлечения. Отказаться придется и от контактов с противоположным полом. Наконец, далеко не каждый человек готов смириться с тем, что ему придется редко видеться с близкими людьми - родственниками и друзьями. Именно разлука с родными заставляет многих изменить свое решение.

Общение с духовником

Замечательно, если у того, кто планирует уйти в монастырь, есть собственный духовник. Именно ему следует задать вопрос о том, как стать монахом. При отсутствии духовника можно посетить любую церковь, обсудить с местным священником принятое решение. От него можно узнать подробности о жизни в монастыре, которые помогут укрепиться в своем желании или заблаговременно передумать.

Как правило, священники рекомендуют людям, желающим проститься с мирской жизнью, в течение года ежедневно посещать церковь. Помимо этого, они должны следовать постам, читать молитвы и внести перемены в жизненный распорядок. Речь идет о раннем подъеме (примерно в 5-6 утра), постной пище, отказе от развлечений, в том числе и от невинных вроде просмотра телепередач, пользования интернетом. Конечно же, священник посоветует заблаговременно отказаться и от интимных отношений с противоположным полом.

Помимо всего вышеперечисленного, будущему монаху показано чтение Священного Писания, знакомство с трудами достойных отцов церкви.

Трудник

Следующая стадия для того, кто с честью выдерживает все испытания предыдущего этапа, что, как показывает практика, под силу немногим. Перед тем как стать монахом, кандидату придется пройти путь трудника. Так называется человек, который служит помощником у духовных лиц. От трудника требуется постоянное проживание в монастыре, также необходимо четкое соблюдение всех принятых там правил. В частности будущие монахи поднимаются в пять утра, соблюдают посты, проводят дни в работе. Их заставляют убирать помещения, помогать на кухне или в огороде, поручают другие дела. Конечно же, много времени отводится молитвам.

Трудники живут в монастыре около трех лет, это необходимо для того, чтобы укрепиться в принятом решении. Человек, который хочет посвятить себя служению Богу, должен понимать, что ему придется много работать физически. Это справедливо и для тех, кто в мирской жизни занимался преимущественно умственным трудом, имеет диплом о высшем образовании, работал на руководящей должности.

Послушник

Как стать монахом в России? Принять постриг нельзя, не пройдя также стадию послушника. Если в течение трех лет, проведенных в качестве трудника, кандидат укрепляется в своем намерении, он становится послушником. Для этого необходимо подать прошение о приеме братии выбранного монастыря. Игумен обязательно удовлетворит просьбу, если будущий монах сумел продемонстрировать трудолюбие и терпение во время жизни в храме в качестве трудника.

Послушник также постоянно проживает в монастыре, ему вручается подрясник. Продолжительность испытательного срока, в течение которого кандидату в монахи придется подтверждать свою готовность посвятить жизнь Богу, определяется индивидуально. Стоит знать, что послушник волен в любой момент покинуть монастырские стены, осознав свою ошибку.

Обеты

Как стать монахом в России? Успешно пройдя путь послушника, человек может окончательно распрощаться с мирской жизнью. Для этого от него потребуется принятие обетов, подразумевающих отречение от благ цивилизации. Традиционно люди, желающие уйти в православный монастырь, дают четыре аскетических обета.

  • Безбрачие. Монахам недоступны сексуальные контакты с противоположным полом, они сознательно отвергают возможность вступить в брак, завести детей, тем самым обрекая себя на одинокую жизнь. Однако стены монастыря открыты и для вдовцов, имеющих совершеннолетних наследников, которые уже не нуждаются в заботе.
  • Послушание. Нужно отдавать себе отчет в том, что, уходя в монастырь, человек фактически отказывается от собственной воли, возможности распоряжаться собственной жизнью. От него требуется беспрекословное повиновение духовнику. На этот путь лучше не становиться свободолюбивым и гордым людям, которые не готовы к смирению и послушанию.
  • Нестяжание. Что нужно, чтобы стать монахом, помимо этого? Придется отказаться от своей собственности, идет ли речь о квартире, даче или автомобиле. Человек, уходящий в монастырь, должен обязательно совершить пожертвование в его пользу. Однако оно может быть символическим, большую часть имущества разрешается при желании оставить близким людям.
  • Постоянная молитва. Конечно же, для вознесения молитв отводятся определенные часы. Однако лицо, принявшее постриг, должно молиться постоянно, даже занимаясь физическим трудом.

Люди, которым нельзя в монастырь

Выше рассказывается о том, как стать монахом в монастыре. Однако ступить на этот путь смогут далеко не все желающие. Каждый духовник скажет, что людям нельзя прощаться с мирской жизнью, если у них сохранились обязательства перед родственниками, друзьями. Иначе говоря, уйти в монастырь человек сможет только после того, как разберется со всеми обязательствами по отношению к другим людям.

Скажем, монахом нельзя стать, имея престарелых родителей, о которых некому позаботиться. Это же касается и близких родственников, не способных к самообслуживанию из-за инвалидности. Также запрещено отказываться от маленьких детей, оставлять их в детских домах.

Наконец, не может уйти в монастырь лицо, страдающее тяжелым заболеванием, так как в его стенах не будет качественного медицинского обслуживания. Это же правило относится и к инвалидам, которые не способны ухаживать за собой собственными силами. В подобных ситуациях священники рекомендуют людям молиться о своем выздоровлении.

Буддизм

Выше дается ответ на вопрос о том, как стать православным монахом. Как же быть человеку, если его привлекает буддизм - древняя религия, появившаяся более двух тысяч лет назад, главный постулат которой звучит как «здесь и сейчас». Мечтая присоединиться к числу буддийских монахов, нужно осознавать, что их жизнь отдана помощи другим людям, проходит в лишениях, они существуют на пожертвования, соблюдают обед безбрачия.

Как стать буддийским монахом? В первую очередь, нужно ознакомиться с учениями религии, обрести и заняться подготовкой к уходу в монастырь. К примеру, с помощью наставника необходимо освоить искусство медитации. разбросаны по всему миру, есть они и в городах России. Лицо, желающее принять эту религию, должно стать завсегдатаем такого монастыря.

Буддийский монах

Как стать буддийским монахом в России? Человек, твердо решивший стать монахом определенного монастыря, должен узнать его требования. Лучше поинтересоваться ими заблаговременно, так как они бывают различными. Лицо, чья кандидатура одобрена, проходит обучение в храме, продолжительность которого зависит от правил конкретного монастыря, степени готовности кандидата. Затем следует церемония посвящения, которую вправе проводить только посвященный монах. На этой стадии осуществляется передача Пяти Заповедей и Трех Драгоценностей, выбирается буддийское имя.

У посвященного появляется учитель, как правило, это лицо, проводившее церемонию. Ему разрешается поселиться на постоянной основе в монастыре. Также новоиспеченный монах принимает обет Бодхисаттвы - легендарного героя, положившего жизнь на развитие буддийского учения, помощь страждущим. Принимая обет, люди обещают нести добро и искать просветления на протяжении всего срока своего существования.

Желая посвятить себя буддизму, монах должен будет отринуть мирские удовольствия, Конечно же, для него станут недоступными отношения с противоположным полом, создание семьи и рождение детей. Однако есть также возможность стать монахом временно, отдав несколько месяцев или лет развитию собственной духовности, поискам смысла жизни.

Дорога в Тибет

Как стать монахом в Теоретически этот путь может пройти человек, проживающий в любой стране мира, если его не пугают многочисленные сложности. Обучение в храме доступно для каждого желающего, достигшего восьмилетнего возраста. Кандидатам, которые не владеют языком, необходимо год или два выделить на занятия в специальной школе. При желании также можно найти монастыри с русской общиной, не тратя времени на знакомство с тибетским языком. К примеру, жителям РФ можно посоветовать общины Гоман, Намгьел, принимающие русскоязычных послушников.

Как стать тибетским монахом? Овладев языком, необходимо найти учителя при монастыре (ламу), который согласится стать наставником. Нужно понимать, что количество претендентов превышает число мест в храмах, поэтому поиски могут отнять много времени. Пройдя обучение у ламы, необходимо будет сдать непростой экзамен по буддизму. Справившись с этой задачей, человек приобретает статус монаха-ученика.

В среднем послушники обучаются в течение пяти лет, длительность занятий может отличаться в зависимости от того, какой монастырь выбран, а также от успехов учащегося. На протяжении этого времени будущим монахам придется существовать на собственные деньги, поэтому о наличии необходимой суммы нужно позаботиться заблаговременно.

Тибетский монах

Путь от монаха-ученика до дипломированного учителя-ламы выдержать в состоянии далеко не каждый претендент. Учиться в монастыре тяжело. Ученикам приходится отказываться от любых мероприятий, носящих развлекательный характер. К примеру, выгнать монаха-ученика могут даже за игру в футбол. Монахи ведут образ жизни аскетов, им разрешается иметь минимум личных вещей.

Основной предмет - философия, также ученики осваивают логику, концепции буддизма, метафизику и так далее. Постоянно присутствует опасность остаться на второй год, так как требования к успеваемости чрезвычайно жесткие, любые проявления лени строго наказываются. Некоторые монахи вынуждены обучаться на протяжении двадцати и более лет, если они желают стать докторами философии. Помимо учебы в жизни монаха присутствует и монастырский труд. Ему могут поручать кухонные работы, мытье помещений и другие задания. Личного времени у послушников остается очень мало.

Интересно, что человек, чье обучение завершено, вовсе не обязан прощаться с мирской жизнью. Многие монахи становятся администраторами, преподавателями храма, в котором проходили обучение. Некоторые превращаются в отшельников, по собственному желанию уходя в горы.

Путь в Шаолинь

Шаолинь - знаменитый буддийский храм, расположенный в центральном Китае. Как стать Возможно и это, если человек не боится трудностей, которые неизбежны. В первую очередь претенденту стоит научиться разбираться в буддизме, философии Шаолиня. Последователи учения постигают приемы кунг-фу вовсе не ради сражения, как это может показаться тем, кто знаком с искусством только благодаря художественным фильмам, телесериалам. Цель, которую они ставят перед собой, - развитие самодисциплины, достижение гармонии с окружающим миром.

Как стать монахом шаолиньского монастыря? Людям, у которых появилось такое желание, полезно некоторое время посещать секции кунг-фу либо же заниматься самостоятельно, найдя соответствующие видеокурсы. Также стоит побывать в шаолиньском храме, который можно увидеть в качестве туриста. Помимо Китая, такие монастыри можно обнаружить в США, ряде европейских стран.

Шаолиньский монах

Что делать тому, кто не только желает приобрести навыки кунг-фу, но и пройти серьезное обучение? Как стать теоретически готов принять каждого, кто разделяет буддийскую доктрину. Ограничение по возрасту - от шести лет. Однако от этого человека требуется постоянное проживание на территории Китая. Помимо этого, кандидат должен быть целеустремленным, трудолюбивым и добродетельным, продемонстрировать готовность к образу жизни аскета, проявлению покорности. Менее строгие требования предъявляются к тем, кто желает заниматься в школах боевых искусств, функционирующих при монастыре.

Став послушником, претендент проходит обучение, в течение которого наставники наблюдают за ним, оценивая его готовность. Некоторые получают возможность принять монашеские обеты уже несколько месяцев спустя, другие дожидаются этого в течение нескольких лет.

Размышляя о том, как стать нужно оценить свою готовность. Люди, прошедшие обучение в монастыре, приобретают фантастическую выносливость, которая развивается изнурительными тренировками. Это физические упражнения, боевые искусства, медитация. Все годы обучения посвящены совершенствованию разума и тела, времени для отдыха и развлечений не остается. Стоит знать и то, что монахи не употребляют в пищу мяса, их рацион состоит из овощей, фруктов, злаков. Этот жизненный путь категорически не подходит обладателям слабого здоровья.

Вместо выводов

Человек, который думает о том, как стать монахом, должен понимать, что это не профессия, а образ жизни. Не стоит принимать импульсивное решение под влиянием проблем, которые кажутся неразрешимыми, неудач в личной жизни или профессиональной деятельности.

Сердца наши исполняются прощением, миром и любовью друг к другу

После малого повечерия отец Мефодий сказал небольшое слово и попросил у всех коленопреклоненно прощения:

«Возлюбленные отцы, братья и сестры, благословите меня от лица владыки Панкратия попросить прощение. В этот величественный день Господь дал возможность примириться с Богом, со своим ангелом-хранителем, своими ближними, особенно с теми людьми, которых мы реально обижаем, соблазняем, смущаем своим поведением. Но Господь дает нам такие дни, как Святая Четыредесятница – самое прекрасное время для человеческой души, золотое время покаяния, которое мы можем принести милостивому и всепрощающему Господу нашему.

Благословите и простите меня святые отцы, братья, сестры, недостойнейшего вашего брата за согрешения, яже сотворил я словом, делом, помышлением и всеми моими

В Валаамском монастыре в эту сплошную масленичную неделю тоже пекут множество блинов для угощения братии и многочисленных гостей. Каждый день монастырские повара с радостью и любовью готовят 450 больших блинов для братской трапезы, и еще множество – для добавки и раздачи всем желающим. Блины со сгущенкой и сметаной – утешение для всех насельников монастыря, ведь так необходимо подкрепить себя перед строгим многодневным постом.

16 февраля 2019 года у насельника Валаамского монастыря игумена Мефодия день рождения. Поздравить своего любимого духовного отца и друга пришли братия обители и многочисленные гости, которые прибыли на остров несмотря на зиму и не самые благоприятные погодные условия.

Игумен Мефодий, приехавший вместе с владыкой Панкратием в полуразрушенный Валаамский монастырь в 1993 году, внес особый вклад в возрождение обители. Его послушание и труды принесли обильные плоды на ниве церковной. Отец Мефодий благодаря своей безмерной любви сумел объединить вокруг себя огромное количество людей, сумел помочь им прийти к Богу, к Церкви, к вере. Общение с отцом Мефодием в корне изменило их жизнь. Его трудами многие обрели твердое упование на волю Божию и встали на верный путь спасения, восходя по ступеням жизненной лестницы к Царствию Небесному.

15 февраля 2019 года в день праздника Сретения Господня Игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий навестил болеющего в последнее время монаха Антония и вручил ему памятную юбилейную медаль в честь "30-летия вывода советских войск из Афганистана".

"О своём пути к Богу в терниях афганской войны рассказывал мне сегодня и монах Антоний, которого сегодня я пришёл навестить и вручить юбилейную медаль в память 30-летия завершения вывода войск из Афганистана. Помянули всех положивших душу свою вождях и воинах. Монах Антоний (Сергей Мачулин) тогда был командиром части спецназа и участвовал в опасных операциях в тылу врага", - пишет Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий.

В Свято-Даниловой обители готовятся к празднику, открывают подземные секреты, меняются колоколами с Гарвардом, решают квартирные проблемы, исцеляют неизлечимых и спасают души. Был такой давний советский фильм "Таинственный монах" - ничего интересного, но вот название весьма точно отражало отношение общества к монашеству. Кто эти люди в черном, ушедшие по своей воле от мира? Как живут? Какие тайны скрывают их замкнутые, бесстрастные лица? Тогда их было мало, да и пребывали они, по существу, в опале, что усугубляло тайну.

Сейчас вроде бы картина поменялась кардинально. Открываются и возрождаются обители. Монахи все больше на виду, даже по телевизору выступают и колхозами руководят. Но, как ни странно, и сегодняшний монах остается весьма таинственной фигурой. Как, например, удается ему сочетать полную отрешенность от мира с социальной активностью? В московском Свято-Даниловом монастыре, мы разговариваем об этом с настоятелем обители архимандритом Алексием (Поликарповым).

УЙТИ ИЗ МИРА, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ЕМУ

У вас в монастыре, отец Алексий, парадоксы буквально на каждом шагу. Вот прямо перед входом в здание, где мы беседуем, место захоронения Гоголя, но останков писателя там давно нет. Вход на монастырскую территорию для всех открыт, и народу здесь всегда много, но в монахи-то идут за уединенностью. Да и основатель обители князь Даниил Московский - один из самых загадочных русских святых: миролюбивый и крайне скромный человек сумел превратить провинциальную Москву в великое княжество, а затем принял схиму. Наконец, само расположение вашей обители - в центре столицы - как-то не вяжется с традиционными представлениями о монастырской жизни...

Видите ли, монастырская жизнь может иметь разный образ. И у нас есть скит, который находится вдали от суеты. А здесь, конечно, людей к нам приходит много. Но такой уж образ нашего служения: чтобы, служа Богу, можно было послужить и ближнему своему.

А времена тоже откладывают свой отпечаток. Когда в XIII веке князь Даниил, память которого будем праздновать 12 сентября, основал наш монастырь, город был довольно далеко отсюда. Но потом обитель наша переходила даже в Кремль, снова возвращалась в свои стены. Были здесь французы, поляки... От большевиков больше всего обитель пострадала. В 1930 году монастырь закрыли, после чего и перенесли отсюда останки многих известных людей на другие кладбища. А в 1983 указом президента монастырь вновь был возвращен в жизнь церковную. Так вот: основное делание иноков остается при этом неизменным: молитва к Богу о всех, нуждающихся в Божественной помощи. Это наше основное предназначение. Братия помогает страждущим молитвою, словом, делом. У нас есть издательство, которое выпускает духовную литературу. Наши иноки говорят о Христе в тюрьмах, в больницах, в вузах, в домах престарелых. Много работаем с детьми в приютах, с наркоманами, с алкоголиками. Вот напротив монастыря, по благословению Святейшего Патриарха, строится Патриарший душепопечительский центр по духовному развитию детей и молодежи, такого еще нет нигде. И это будет хорошей базой для работы, которую ведем уже много лет. Можно сказать, что все, кто нуждается в Божием попечении, - это наши подопечные.

- Но ведь, постригаясь в монахи, человек уходит из мира, а вся эта работа как будто возвращает его обратно?

Да, принимая постриг, мы отрицались от мира. Но мир это не просто то, что за стеной, это - грехи, недостатки, немощи. Монах должен стремиться исполнить заповеди Христовы прежде всего в своей жизни. И исполняя их, он становится примером для других. Мы, согласно евангельским словам, должны быть светом мира. Ведь сейчас такое время, когда Церковь может действительно являться маяком, светом для человека, который растерян, удручен, который ищет свои пути и ответы на многие недоуменные вопросы. И Церковь учит: как жить со Христом, как услужить ближнему своему. Потому что самые главные заповеди: возлюби Бога и ближнего своего. А когда человек живет со Христом, исполняет Евангелие, то Бог ему помогает, и становится ясно, каким путем нужно идти, как можно разрешить любые житейские проблемы. Так что: чем лучше мы будем выполнять обеты, данные при постриге, тем больше сможем помогать людям.

- Сколько сейчас монахов в монастыре?

- Здесь, в городе, более сорока. Но еще мы имеем подворья в Московской, Рязанской областях. Так что всего около семидесяти человек.

ТРУДНО БЫТЬ АНГЕЛОМ

- Кто же такой современный монах, в частности - Данилова монастыря? Каковы его возраст, образование, судьба? Есть расхожее представление, что идут в монахи от разочарования, жизненных неудач? Так ли это?

- Люди здесь очень разные. Кому-то чуть за 20, а кому - за 70. И судьбы самые своеобразные. Вот был у нас схимонах Михаил. Он пришел в обитель молодым мальчиком с Тамбовщины еще 1926 году, когда монастырь постепенно закрывался. Кельей его, как он говорил, была лавка в Покровском храме, потому что монахи уже высылались, достояние обительское отбиралось. И он разделил судьбу закрывающейся обители: вместе со старцами, с братией был изгнан, вместе с ними жил в разных местах, потом - в тюрьме. Был выпущен, как молодой еще человек, служил в армии. Потом - Колыма. И вот в преклонном возрасте возвратился оттуда в Москву. Монастырь уже был открыт. Он пришел сюда и жил в обители до своей кончины. Замечательный человек! Эти люди, которые много пережили и имели твердую веру, - подлинные монахи. Им присущ истинно христианский оптимизм. Они за все благодарили Бога, говорили, что все дается человеку во спасение, на пользу. И отец Михаил являлся примером для нас. Он постоянно бывал на богослужениях, понуждал себя ко всякому делу в монастырских буднях, несмотря на преклонный возраст. Ведь скончался он, когда ему уже было за 90.

Приходят к нам и семейные люди, которые, имея взрослых детей, по супружескому согласию, решили, что теперь могут посвятить себя монашеству. Иногда случается, что и жены принимают постриг, и мужья.

А профессии, образования, прошлое у наших монахов самые разные. Есть ученые, летчики, архитекторы. Некоторые имеют специальное духовное высшее образование, кто-то светское.

Нельзя сказать, что приходит в монастырь человек из-за какой-то разочарованности. Да, за плечами у него другая жизнь. И вот он решил, что теперь будет служить только Единому Богу. Он имеет какой-то житейский опыт, который нужен ему зачастую и здесь. Например, военная косточка всегда чувствуется: и дисциплина, и порядок.

Разные у нас люди. Но всех их объединяет мысль о том, что Богу надо служить, любить Бога и любить ближнего своего. Потому что святые отцы говорят, что светом для мирян являются иноки, а светом для иноков являются ангелы, так что иноки должны жить так, чтобы подражать ангельскому житию. Это трудно. Но мы призваны к этому.

КАК СТАНОВЯТСЯ МОНАХАМИ

- А у вас лично этот выбор был естественным или связан с каким-то потрясением?

- Для меня все было очень естественно. Еще подростком из самой обычной семьи пришел в церковь. В церкви работал, потом учился в Московских духовных школах, в Троице-Сергиевой лавре и вот - Данилов монастырь.

- Но почему именно монашество, а не просто священство?

- Видите ли, Московские духовные школы располагаются в Троице-Сергиевой лавре, а там можно видеть разные добрые примеры. Это и студенты, которые создают семью, их матушки потом с колясочками возят своих малышей, а они становятся священниками, служителями престола. Это и братия Троице-Сергиевой лавры, которые постоянно возносят молитвы к Богу и которые имеют своим небесным покровителем преподобного Сергия. Так что каждый выбирает то, что ему ближе, то, что свойственно ему. Вот, Божией милостью, я и выбрал монашество.

- А когда в ваш монастырь приходит новый человек, кто решает: принять его или нет?

- Первая встреча происходит со мной, с духовником. Далее есть у нас Духовный собор, который состоит из старшей братии, здесь оценивают человека. А окончательное решение принимает Священный архимандрит обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Ведь наш монастырь является ставропигиальным, то есть находится в непосредственном управлении Святейшего Патриарха. И когда речь идет о том, что вот этого человека уже можно зачислить в братию, постричь, рукоположить в священный сан, это решение принимает Святейший Патриарх.

- Не случается ли, что человек принимает по молодости лет постриг, а потом об этом жалеет?

- К нам чаще всего приходят люди, уже прошедшие воинскую службу, более или менее определившиеся в своих представлениях о жизни. К тому же монашескому постригу предшествует испытательный срок. Послушники в это время проверяют себя и свои намерения.

- А кому какие послушания предлагаются?

- Как правило, в соответствии с умениями, знаниями, опытом. А поначалу это посильное участие в богослужении, в таких монастырских делах, где каждый может проявить себя.

НА ЗЕМЛЕ,ПОД ЗЕМЛЕЙ И В НЕБЕ

- С некоторых пор послушанием у вас может быть и сельское хозяйство?

Да, у нас уже несколько лет есть в Рязанской области свое хозяйство. Оно стало нашим, потому что не могло существовать само по себе. Люди сначала смотрели настороженно: зачем это монастырь пришел на наши земли, но теперь видят в нас соработников, почувствовали благие перемены, стали наконец получать зарплату. Наш инок Иннокентий - директор этого хозяйства. Монахи многое делают для местной жизни и жителей. Привозим, например, детей на праздники в Москву.

- Говорят, кроме сельского хозяйства вашему монастырю присуща теперь и археология?

- По благословению Святейшего Патриарха, мы ведем раскопки на территории монастыря. Нас интересует судьба останков архиепископа Никифора Феотокиса. Это удивительный человек. Грек по происхождению, уроженец острова Корфу, он служил на архиерейских кафедрах в России при императрице Екатерине Второй в Екатеринославе, в Астрахани, а потом 8 лет, уже находясь на покое, был настоятелем Данилова монастыря и скончался в 1800 году. Это человек возвышенной духовной жизни, он много писал, толковал Священное Писание. Проповедовал еще на Корфу - и там почитается за человека высокодуховного. А наши святые преподобный Макарий Оптинский, святитель Игнатий Брянчанинов очень высоко оценивают его и его писания. Он был погребен под храмом Святых отец, и вот сейчас археологи занимаются поиском. Раскопки, кстати, свидетельствуют, что на этом месте были поселения еще в X веке. Прошлое с настоящим вообще переплетается в монастырской жизни особенно тесно. Еще один тому пример - история с возвращением восемнадцати наших колоколов из Гарвардского университета. Они находились там более 70 лет, а теперь близки к возвращению в родную обитель.

- Как же они оказались в Америке?

- После того как монастырь закрыли, колокола хотели отправить в переплавку, но один американский промышленник выкупил их у советского правительства по цене бронзы и подарил Гарвардскому университету. А ведь этот уникальный колокольный ансамбль формировался более 200 лет - с XVII по начало XX веков. В Гарварде наши колокола уже прочно вписались в местные традиции, весьма своеобразные, - их звон знаменует университетские праздники и футбольные матчи. После долгих переговоров дело наконец сдвинулось. Недавно приезжала группа специалистов Гарвардского университета, которая побывала на нескольких колокольных предприятиях нашей страны. И осенью будет заключен договор с одним из этих предприятий об изготовлении точных копий даниловских колоколов. Когда они будут отлиты, их отправят в Гарвардский университет, а первозданные колокола снимут с башни университета в Лоуэлл-хаус и возвратят нам.

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

- Монашеской жизни чудеса вообще присущи?

- Чудеса у нас, конечно, совершаются. Мы ведь имеем в монастыре великие святыни и великих покровителей. Это, прежде всего, основатель нашей обители князь Даниил. К нему обращаются с молитвой в самых разных ситуациях, но, как говорят, особенно часто, когда есть проблема с квартирным вопросом. И князь Даниил помогает. Есть тому много свидетельств. Вот недавно, например, написала одна женщина, что у нее сын военный - по гарнизонам всю жизнь, а в Москву приехал - нет квартиры. Она живет сама в Минске, но знает, что надо молиться в такой ситуации князю Даниилу. Молилась. Сын получил квартиру, как она считает, по ее молитвам, которые были услышаны.

Другой женщине, тяжелобольной, приснился святой и говорит: приходи ко мне - я тебя исцелю. Она проснулась и забыла, кто приснился ей во сне. Но по какому-то наитию пришла в Данилов монастырь. Увидела икону князя Даниила и узнала его, приобрела эту икону, стала молиться и получила исцеление.

У нас во дворе стоит часовня, там водичка течет. Люди берут эту воду и тоже исцеляются. Муж с женой однажды увидели, что люди пьют эту воду, набирают в бутылочки, берут с собой. Они так же сделали. Пришли домой, поставили эту воду и забыли. Люди они не очень церковные. А тут у мужа обнаружили онкологическую болезнь. И снится ему какой-то человек, который говорит: у вас есть вода - пей ее. Он не понял. Но ему трижды каждую ночь снился этот сон. Спрашивает у жены: что за вода у нас? Она говорит: да вот стоит бутылочка. Он стал пить эту воду, потом к доктору. И обнаружили, что болезни никакой уже нет.

А у иконы Божией Матери "Троеручницы" в Троицком соборе вот что недавно произошло. Женщина была в Москве проездом и пришла к нам помолиться. У нее сохла правая рука. Вот она стояла на акафисте Божией Матери - это по пятницам у нас - и молилась. Потом на поезд - в дороге переночевала, а утром вспоминает: молилась-то правой рукой! Так и получила исцеление.

Многие собрано у нас таких свидетельств исцелений души и тела у наших святынь, у мощей наших святых.

- Скажите, батюшка, а что самое трудное в жизни монаха и что самое приятное?

- Самым приятным для нас должно быть общение с Богом, к этому надо стремиться, но это и очень непросто. Так что именно это, пожалуй, одновременно и самое трудное, и самое радостное.

Коновалов Валерий

http://www.trud.ru/trud.php?id=200609071641001