Непризнанные страны

  • 01.11.2018

Непризнанное государство – это общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств - членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств - членов ООН.

Непризнанные государства имеют свою классификацию: непризнанные государства, частично признанные и частично непризнанные государства. Частично признанные и частично непризнанные государства отличаются друг от друга только количеством стран, признавших их.

Например, Турецкая Республика Северного Кипра признана Турцией (член ООН) и Абхазией (такое же частично признанное государство). Все остальные государства - члены ООН признают территорию Северного Кипра как часть республики Кипр. Республику Косово признало 108 стран, 19 – собираются это сделать и 64 государства – отказали в признании.

Общеизвестными в Украине непризнанными государствами являются Косово, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия и Турецкая Республика Северного Кипра. Но таких государств достаточно много. Вот некоторые из них: В Европе – Республика Косово; Турецкая Республика Северного Кипра; Княжество Силенд. В Азии – Халистан на территории штата Пенджаб; Китайская Республика, контролирующая остров Тайвань; государство Ва и государство Шан, непризнанные государства на территории Мьянмы; Исламский эмират Абьян и Исламский эмират Шабва в Йемене; Вазиристан в Пакистане; Исламское государство Азавад в Мали; Султанат Сулу в Малайзии; Народная Республика Нагалим в Индии; Республика Хау Пакумото на острове Муреа, Французская Полинезия; Республика Банксаморо на Филиппинах; Сирийский Курдистан или Западный Курдистан; Исламское государство Фалуджа в Ираке; Государство Палестина.

На африканском континенте – Сахарская Арабская Демократическая Республика, большая часть которой контролируется Марокко; на территории Сомали насчитывается девять непризнанных государств – Сомалиленд, Пунтленд, Джубаленд, Галмудуг, Химан и Хеб, Авдаленд, Азания, Аль Сунна Уаляма’а, Джамаат Аш-Шабааб. В Австралии - Республика Мурраварри и Народная Республика Эуахлаи - Квинсленд.

На территории бывшего СССР - Приднестровская Молдавская Республика на части территории бывшей Молдавской ССР;

Нагорно-Карабахская Республика - непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области; Абхазия и Южная Осетия на территории Грузии; и, наконец, Республика Крым на территории Украины.

Сегодня известно несколько способов образования непризнанных государств. Государства могут возникать в результате революций и народно-освободительной борьбы (сепаратизма), при разделении территорий после окончания войн, при обретении независимости колониями от метрополий и, наконец, государства могут возникнуть из-за внешнеполитических конфликтов государств.

Тайвань - одна из провинций Китая, расположенная на одноименном острове между Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. Это государство возникло, как следствие революции и гражданской войны в Китае. В 1949 г. после провозглашения КНР на остров Тайвань переехало свергнутое гоминдановское правительство и была провозглашена Китайская Республика. Длительное время (с 1949 по 1971 г.) представитель Тайваня занимал место Китая в ООН. КНР рассматривает Тайвань как свою неотъемлемую часть и стремится к воссоединению с ним на основе принципа «одно государство - два строя». Во второй половине XX в. Тайвань имел один из самых высоких в мире темпов роста экономики, сегодня он входит в группу новых индустриальных стран, а с 1997 г. по классификации Международного Валютного фонда - в число экономически развитых стран.

Примером возникновения государства в результате сепаратизма можно считать Халистан. Халистан (буквально Страна Чистых) - проект создания национального сикхского государства на территории индийского штата Пенджаб, где установился синтез ислама и индуизма. Cтолицей сикхов является город Амритсар. Правительство этого государства находиться в изгнании, а территория контролируется Индией.

Непризнанные государства могут стать полноценными независимыми государствами (например, Эритрея), могут быть поглощены метрополией после определенного периода независимости (например, Ичкерия, Аджария), а могут надолго сохранять свой переходный статус (например, Турецкая Республика Северного Кипра с 1983 г.). Часть непризнанных государств постоянно прекращает свое существование. Причины этого процесса разнятся: одна часть территориальных образований добивается своего признания (так было, например, с новыми посткоммунистическими государствами), другая часть, которая не имеет перспективы признания и лишается помощи со стороны других государств или международных организаций, постепенно уходит в небытие. Так произошло, например, с Республикой Герцег-Босна, которая была фактически упразднена международным сообществом перед подписанием Дейтонских соглашений, при молчаливом согласии властей Хорватии. Самопровозглашенная Республика Биафра, созданная сепаратистскими силами Нигерии в мае 1967 г., смогла просуществовать три года, в течение которых в стране шла гражданская война. Военное поражение мятежников ознаменовало и крах непризнанного государства. Можно предположить, что изменяющийся на наших глазах статус Косово будет еще долго вызывать многочисленные споры, а многие ученые и правоведы по ряду параметров будут по-прежнему относить данное территориальное образование к непризнанным государствам.

Рассмотрим политическое устройство, систему права, правосубъектность и экономические модели некоторых таких государств.

Турецкая Республика Северного Кипра является республикой, которая управляется президентом и имеет парламент – Республиканское Собрание – состоящий из 50 членов, выбираемых по пропорциональной избирательной системе. На территории Турецкой Республики Северного Кипра находится посольство только одно страны – Турции. Дипломатические учреждения и консульские представительства самой Турецкой Республики Северный Кипр расположены в нескольких государствах: в Турции - посольство, в Азербайджане, Великобритании, Италии, США, Пакистане, Катаре, Омане и ОАЭ – представительства, в Киргизстане Турецкая Республика Северного Кипра имеет экономический и туристический офис.

Валюта - турецкая лира. Все экспортно-импортные операции осуществляются через Турцию. Из видов бизнеса в республике наиболее развита отрасль строительства недвижимости, но при этом иностранные граждане, купившие недвижимость на территории Турецкой Республики Северного Кипра, сталкиваются с проблемами оформления прав собственности на эту недвижимость. Притом эта проблема имеет массовый характер. Одной из значительных статей дохода является игорный бизнес для иностранцев.

Для осуществления международных телефонных звонков используется телефонный код «+90 392», в котором использованы цифры международного телефонного кода Турции «+90» и обычный турецкий код города. Все морские порты Турецкой Республики Северного Кипра открыты только для турецких судов, суда других стран туда не заходят с 1974 года. Авиасообщение осуществляется при условии обязательного приземления всех самолетов, летящих в Турецкую Республику Северного Кипра, в одном из аэропортов Турции.

Южная Осетия является президентской республикой, имеет также свой парламент. На сегодня существует три посольства Южной Осетии: в Абхазии, в Российской Федерации и в г. Цхинвал, в котором также размещено посольство Никарагуа с резиденцией. Единственной валютой, имеющей свободное хождение в республике, является российский рубль. Другая иностранная валюта не имеет обращения, несмотря на наличие обменных пунктов, на которых можно обменять только три вида валюты: российские рубли, евро, доллары США. Основной продукцией производимой в Южной Осетии являются фрукты, которые поставляются в Российскую Федерацию. Единственным видом транспорта в республике – автомобильный, железнодорожного и авиасообщения в республике нет.

Граждане непризнанных государств, как правило, имеют паспорта, выданные этими государствами. Однако эти паспорта не признаются другими странами, не признавшим данное государство. Для граждан это означает, в первую очередь, невозможность выехать со своим паспортом за границу. Жители Приднестровской Молдавской Республики, Абхазии, Южной Осетии в большинстве своем имеют также паспорта Российской Федерации, которыми пользуются за пределами своих стран.

Из всего этого можно сделать вывод, что непризнанные государства политически и экономически очень сильно зависимы от тех стран, которые их поддерживают.

Если обобщить информацию об уровне экономического развития непризнанных государств, то их экономики находятся в плохом состоянии и очень зависимы от поддержки стран, признающих их. Наверное, единственное исключение, это Тайвань, который является страной с развитой экономикой.

Крым, в отличии от большинства непризнанных государств, обладает большой территорией - 26 860 кв. км и населением более 2 млн. человек. Для сравнения непризнанные государства постсоветского пространства территориально малы, их население немногочисленно даже по европейским меркам. Так, Южная Осетия располагает территорией в 3900 кв. км, населением - 70 тыс. человек и представляет собой наименьшее (по территории и населению) непризнанное государство постсоветского пространства. Приднестровье контролирует территорию в 4163 кв. км, на которой проживают 555,5 тыс. человек. Абхазия занимает территорию в 8600 кв. км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает всего 146,6 тыс. человек, которым удается удерживать территорию в 11 000 кв. км с учетом шести оккупированных районов Азербайджана. Все остальные непризнанные государства, если и имеют свою территорию, то она очень незначительна.

Непризнанные республики разбросаны по всему миру. Чаще всего они образуются там, где соприкасаются политические и экономические интересы современных держав, диктующих либо либо региональную. Таким образом, страны Запада, Россия и набирающий вес Китай сегодня в этой политической игре являются главными действующими лицами, от которых и зависит, будет ли создаваемая республика признанной или останется "персоной нон грата" в глазах большинства стран мира.

Определение термина

Что такое непризнанные республики? Этот термин означает государственные образования, которые самостоятельно объявили о своем выходе из состава другого государства и провозгласили свою независимость. Сложность возникает в том, что эти новоявленные республики не являются признанными с точки зрения дипломатии, т. е. большинство стран мира их не принимают за самостоятельные государства, а считают просто частью каких-то других стран. Однако с политической точки зрения они обладают всеми признаками независимых республик.

Характеристики независимых государств

3. В результате послевоенного разделения. К примеру, после Второй мировой войны на территории Германии были образованы ГДР и ФРГ. В результате гражданской войны на Корейском полуострове образовались КНДР и Республика Корея. Особенностью в этом случае является то, что первоначально два или несколько созданных государств не признают независимость друг друга.

4. В результате обретения независимости бывших колониальных владений метрополий. Яркий пример - бывшие колонии Британской империи.

5. В результате геополитических игр признанных государств. Это так называемые буферные зоны или «марионеточные государства» - Независимое государство Хорватия и др.


Типология

Все непризнанные республики можно разделить на типы по тем или иным критериям. Определяющим в этом случае является характер контроля над территорией. В результате имеем 4 типа государственных образований:

1. Непризнанные государства, которые имеют полный контроль над своей территорией. К таковым относятся Северный Кипр и Приднестровье.

2. Государства, частично контролирующие часть своей территории, являющиеся непризнанными - Тамил Илам, Южная Осетия и др.

3. Государства, образованные под протекторатом международного сообщества. Например, Косово, юридически считающееся частью Сербии, но реально управляемое ООН с 1999 года.

4. Квазигосударства - этносы, не получившие права на самоопределение. Одними из самых заметных в современной мировой политике являются курды с самопровозглашенным Курдистаном, располагающимся на территории четырех государств: Сирии, Ирака, Турции и Ирана.


Де-факто и де-юре

Весь список непризнанных республик условно можно разделить на 2 больших категории - «де-факто» и «де-юре».

Признание де-факто является неполным и выражает неуверенность в долговечности и жизнеспособности правительства такой страны. При этом могут возникнуть консульские отношения, но они не будут являться обязательными.

Признание же де-юре является окончательным и характеризуется установлением равных международных отношений со всеми странами, входящими в ООН. Как правило, сопровождается официальными заявлениями и соглашениями.

Следует отметить, что в настоящее время в международном законодательстве не существует полного спектра характеристик, согласно которым вновь созданное государство будет являться таковым де-факто или де-юре. В мировой дипломатии есть только отдельные правила признания государств.

Роль непризнанных государств в международных отношениях

Современные непризнанные республики не только имеют место быть в документации самих основателей, но также поддерживают определенные взаимоотношения с признанными государствами или другими непризнанными образованиями.

В этом плане нужно понимать, что на высшем дипломатическом уровне некоторые страны могут быть непризнанными, но в то же время их правительства могут вести сотрудничество с другими государствами. Также могут развиваться экономические торговые взаимоотношения. Немаловажным моментом является сотрудничество в сфере образования.

Абсолютно все эти межгосударственные связи основываются на определенных нормативно-правовых актах, распоряжениях, указах и соглашениях.

Список непризнанных государств достаточно большой, он насчитывает более 100 пунктов. Республики эти расположены в 60 странах мира. В перечень входят частично признанные, непризнанные и частично непризнанные государства.

К первым относятся те, независимость которых признана всего несколькими державами. Например, Абхазия, признанная всего шестью странами, или которую признали только Турция и Абхазия.

Ко второй группе относятся самопровозглашенные страны, не признанные ни одним государством - Сомалиленд, Пунтленд, Нагорно-Карабахская республика и другие.

Частично непризнанным государством можно назвать такое, независимость которого признается большей частью государств-членов ООН, но другие страны не идут на подобный шаг. Например, Армения не признается всего одним государством - Пакистаном, Кипр - Турцией, а Республика Корея - КНДР.

Непризнанные республики СНГ, а точнее расположенные на территории стран Содружества, продолжают бороться за свое признание, начиная с распада СССР. В качестве примера можно привести Абхазию. После того как Грузия объявила о своем выходе из состава Советского Союза, она участвовала в референдуме о вхождении в состав ССГ (Содружество суверенных государств), образование которого было сорвано ГКЧП в августе 1991 года, но и по сей день Абхазия является частично признанным государством. Кроме неё, можно назвать еще Нагорно-Карабахскую республику.


Сколько в мире непризнанных республик? Более сотни! Станет ли их меньше в ближайшее время - вопрос очень сложный. Скорее всего, нет. Сегодня проблема непризнанных государств является одной из самых острых, а споры по поводу признания и непризнания отдельных образований не прекращаются ни на день. Дело в том, что после того, как СССР был повержен в ходе холодной войны, Запад посчитал, что только он вправе выступать в роли мирового судьи, в том числе и в отношении признания государств таковыми. Однако современные экономические и политические реалии показывают, что Запад уже не является гегемоном в решении этого вопроса, поэтому факт вхождения Крыма в состав РФ, объявление о самопровозглашении ДНР и ЛНР так остро встречены в Старом Свете, и особенно в США.

Непризнанные государства - общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств - членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств - членов ООН.

Частично признанные государства

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию

  1. , провозглашённая после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году, объявила о своей независимости в 1983 году. В 2004 году территория ТРСК была формально включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр. Признаётся Турцией и Абхазией. Все остальные государства - члены ООН признают территорию Северного Кипра как часть республики Кипр.
  2. - согласно конституции Грузии, является автономной республикой в составе этого государства; с 1992 года - фактически самостоятельна, 26 ноября 1994 года принята конституция Абхазии, согласно которой республика объявляется суверенным государством и субъектом международного права. Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 года признана 6 государствами - членами ООН - Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Вануату и Тувалу. Все остальные государства - члены ООН признают территорию Абхазии как часть Грузии.
  3. - согласно конституции Грузии, территория Южной Осетии входит в состав нескольких районов Грузии. В 1991 году получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 5 государствами - членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Тувалу. Все остальные государства - члены ООН признают территорию Южной Осетии как часть Грузии.
  4. — в 1987 было объявлено о создании «независимого» государства Халистан. Президентом «нового государства» стал Гурмит Сингх Аулах (весьма уважаемый эмигрант, возглавлявший в США сикхскую диаспору). Независимость была провозглашена в столице США.

Частично признанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

  1. , контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов. После гражданской войны в Китае в 1949 году потеряла дипломатическое признание. Место в ООН было передано Китайской Народной Республике 25 октября 1971 года Резолюцией 2758 Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время признаётся 23 государствами. Китайская Республика осуществляет фактически дипломатические отношения через свои т. н. экономические и культурные представительства.
  2. признаётся 48 государствами, является членом Африканского союза. Большая часть заявленной территории страны контролируется Марокко.

Непризнанные государства

  1. (c 1990) - непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР. Власти ПМР считают республику правопреемницей Молдавской АССР, существовавшей с 1924 до 1940 в составе Украинской ССР, несмотря на то, что бывшие границы МАССР и настоящие границы ПМР не совпадают. Приднестровская Молдавская Республика не признана ни одним государством, имеющим широкое международное признание, однако её признали Абхазия и Южная Осетия.
  2. (c 1991) - непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР, в данных границах являлось анклавом внутри Азербайджанской ССР.
  3. (с 1991). Находится на северо-западе Сомали. В мае 1991 года северные кланы провозгласили Независимую Республику Сомалиленд, включавшую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали. Продолжает отстаивать свою независимость.
  4. (с 1998). Планировал войти в состав федеративного Сомалийского государства, до 2010 года являлся основной его опорой в борьбе с радикальными исламистами.
  5. (1998-1999, с 2011). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства. По состоянию на 2008 год находился под контролем Временного сомалийского Федерального правительства лишь номинально. В начале 2011 года на севере Джубаленда фактически утвердилось новое правительство, союзное Переходному федеральному правительству и противостоящее Аш-Шабаабу.
  6. (с 2006). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; не упоминается в англоязычной прессе с декабря 2006 года.
  7. Химан и Хеб (с 2008). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.
  8. (с 2010). Считает себя независимым от Сомалиленда (провозгласив себя автономным государством в Сомали), планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.
  9. (с 2011). Создана в апреле 2011 года в части Джубаленда, граничащей с Кенией. Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; по некоторым данным - уже признана Кенией.
  10. (ASWJ) (с 1991)
  11. (с 2004)
  12. (с 1989).
  13. Государство (с 1996).
  14. Исламский в Йемене (с 2011).
  15. Исламский в Йемене (с 2012).
  16. в Пакистане (с 2006).
  17. Демократическая Республика Бакасси в Нигерии (с 2012)
  18. в Мали (с 6 апреля 2012).
  19. в Малайзии (c 17 ноября 2010).
  20. в Индии.
  21. Республика Хау Пакумото (с 19 января 2010) на острове Муреа, Французская Полинезия.
  22. в Австралии (c 30 марта 2013).
  23. Народная Республика Эуахлаи — Квинсленд , Австралия с 3 августа 2013 года.
  24. в Филипинах. Фронт национального освобождения Моро провозгласил независимость Бангсаморо 12 августа 2013 года в Талипао, Сулу и объявил столицей Бангсаморо город Давао.
  25. или Западный Курдистан. 12 ноября 2013 года, «Демократический союз» – крупнейшая курдская партия Сирии – объявила о планах по созданию переходного правительства в курдских районах на северо-востоке страны. Иракский Курдистан не признаёт автономию сирийских курдов.
  26. Исламское государство Фалуджа в Ираке. Военная групировка Исламское государство Ирака захватила город Фалуджа и 3 января 2014 года провозгласила независимость.

Частично непризнанные государства

Частично непризнанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

  1. - согласно конституции Сербии, входит в состав этого государства как Автономный край Косово и Метохия. На основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН находится под международным управлением. В 2008 году косовские власти провозгласили независимость, которая к настоящему времени признана 106 государствами-членами ООН, а также Тайванем и Мальтийским орденом. Власти Республики Косово фактически не контролируют её северную часть, населённую сербами.
  2. в настоящее время признаётся 134 государствами-членами ООН и САДР. Является государством-наблюдателем в ООН. Разделено на две не имеющие общей границы части: Сектор Газа, контролируемый организацией ХАМАС, и Западный берег реки Иордан, частично управляемый Палестинской национальной администрацией (ПНА). Согласно Соглашениям в Осло (1993), между Израилем и ООП, была создана ПНА, которой был передан административный контроль над Сектором Газа и частью Западного берега реки Иордан, а вопросы обеспечения безопасности остались за Израилем. После ухода Израиля из Сектора Газа в 2006 году руководство ПНА утратило власть в секторе, который был захвачен организацией ХАМАС (победившей в том же году на парламентских выборах в автономии), признанной в ряде стран террористической.
  3. КНДР не признаётся Республикой Корея, Японией, Францией и Эстонией.
  4. не признаётся КНДР.
  5. Сирия не признаётся 20 государствами и Лигой арабских государств.

На политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран. Некоторые из них существуют де-факто, но де-юре не признаны в полной мере международным сообществом (остров Тайвань), некоторые, наоборот, признаны, но не имеют собственной территории (Сахарская Арабская Демократическая Республика - Западная Сахара), некоторые признаны лишь отдельными странами или региональными организациями, где имеют свои представительства.

Непризнанные государства появляются, как правило, в районах действия сепаратистских движений в многонациональных странах или как результат изменения государственных границ, «разрезавших» ареалы проживания этносов.

Об этих государствах редко пишут в учебниках, большинства нет на картах. Однако они реально существуют, в них живут люди, работают правительства, президенты, принимаются конституции, они даже пытаются солидарно выступать на международной арене.

Некоторые из них существовали в течение длительного времени, как, например, Тайвань, Палестина, Курдистан, Азад Кашмир, Тибет.

Азия

В Азии насчитывается более 40 непризнанных государств на территории 20 стран.

Самыми известными являются Турецкая Республика Северного Кипра (в северной части Кипра), Тайвань, Тибет (на территории Китая), Азад Кашмир, Манипур, Халистан (в Индии), Тамил Илам (в Шри-Ланке), Белуджистан (в Пакистане), Ириан Джайя (в Индонезии), Курдистан (на территории Сирии, Ирака, Ирана, Турции).

Курдистан . Курды - самый большой по численности народ (около 40 млн чел.), не имеющий своего государства. Они проживают в Турции (около 20 млн), Иране (около 8-9 млн), Ираке (свыше 5 млн), Сирии (около 2 млн). Остальные разбросаны по миру, в том числе около 1 млн человек проживают в государствах Западной Европы и примерно столько же - на территории СНГ.

После окончания Первой мировой войны и распада Османской империи в 1921 г. был подписан Севрский договор, предусматривавший возможность создания на части её территории Курдского государства. Договор не был выполнен, а территория компактного проживания курдов оказалась разделённой между Турцией (около половины предполагаемой территории Курдистана), Ираном, Ираком и Сирией (рис. 26).

Рис. 26. Предполагаемая территория Курдистана

В течение всего XX в. курды стремились к национальному суверенитету и созданию собственного государства. Наибольшую силу курдское движение имеет на территориях Северного (Турецкого) и Юго-Западного (Сирийского) Курдистана, составляющих более половины территории Курдистана и включающих почти 2/3 всего курдского населения.

Долгие годы в восточных провинциях Турции идёт война между частями регулярной турецкой армии и отрядами курдского освободительного движения (рис. 27). Высший представительный орган власти несуществующего государства курдов - парламент Курдистана с 1995 г. работает в Гааге.

Рис. 27. Последствия террористического акта, совершённого Курдской рабочей партией в Турции

В Южном Курдистане, расположенном на территории Ирака, в 1974 г. создан Курдский автономный район площадью 38,7 тыс. км 2 с населением около 5 млн человек. В 1992 г. парламент Иракского Курдистана воспользовался ослаблением Ирака из-за санкций международного сообщества и объявил об образовании государства Курдистан в составе предполагаемой Федеративной Иракской Республики.

Силами международного сообщества была установлена линия разграничения курдов и правительственных войск Ирака по 36-й параллели: «Свободный Курдистан» стал располагаться к северу от неё на территории провинций Эрбиль, Дохук, Сулеймание. Эта территория находится под патронажем учреждений ООН и заинтересованных государств - США, Великобритании, Саудовской Аравии, Кувейта и др.

В начале 80-х гг. XX в. Турция и Ирак достигли договоренности о преследовании турецкими вооружёнными силами курдских повстанцев на иракской территории до 10-15 км от границы. Пользуясь этим, турецкая армия неоднократно наносила удары по курдским военным объектам и населённым пунктам на территории Ирака. Территориальный вопрос осложняется нефтяными проблемами: южный маршрут транспортировки каспийской нефти пролегает через территорию Турецкого Курдистана.

Кроме того, Турция планирует создать на севере Ирака буферную зону размером от 5 до 10 км, депортировав из этой зоны курдское население. Несмотря на то что это является актом откровенной аннексии части территории Ирака, подобные планы находят поддержку у соседних государств.

Проблема национально-культурной автономии курдов в Иране и Сирии стоит также остро.

Турецкая Республика Северного Кипра провозглашена в 1983 г. на севере острова Кипр. Она занимает около 36% его территории, здесь проживает около 200 тыс. человек (23% населения острова), в том числе 80 тыс. переселенцев из Турции и 35 тыс. турецких военнослужащих (рис. 28). Столица - Лефкоса (северная часть Никосии).

Кипр - бывшая колония Великобритании - получил независимость в 1960 г. Гарантами его территориальной целостности были признаны Турция, Греция и Великобритания, которые разместили на острове военные силы. Великобритания имеет здесь две военные базы - Декелия и Акротири. После государственного переворота и попытки присоединения острова к Греции в 1974 г. Турция ввела на Кипр свои войска, оккупировав более 1/3 его территории. Фактически Кипр раскололся на две части: турецкую, где была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра, не признанная мировым сообществом, и греческую - собственно Республику Кипр. Турки-киприоты (около 18% населения) переселились на север острова, этническое меньшинство было усилено переселенцами из Турции; греки-киприоты сконцентрировались на юге острова. Совет Безопасности ООН осудил оккупацию и раздел Кипра, потребовав вывести с острова турецкие вооружённые формирования, на Кипре были размещены силы ООН по поддержанию мира.

Рис. 28. Стенд Министерства по туризму Турецкой Республики Северного Кипра на выставке в Москве

Переговоры между двумя частями страны проходят при посредничестве ООН, которая выступает за сохранение единого государства и политическое равенство общин.

В 2004 г. перед вступлением Кипра в Европейский союз был проведён референдум об объединении, в ходе которого население высказалось против единого государства.

Тамил Илам . Тамилы проживают в Индии (штат Тамилнад) и в Шри-Ланке (рис. 29), исповедуют индуизм. Соседи тамилов по Шри-Ланке - сингалы - буддисты. Различие в религиозной принадлежности, а также преобладание в структурах власти Шри-Ланки сингалов являются основными причинами конфликта.

Рис. 29. Территория самопровозглашенного (1980-2009) государства Тамил Илам (Шри-Ланка)

Военные действия против регулярных частей армии Шри-Ланки вели боевики из организации «Тигры освобождения Тамил Илама».

В 1980-е гг. по просьбе правительства Шри-Ланки на острове были размещены миротворческие силы Индии. В 2002 г. «Тигры освобождения Тамил Илама» подписали мирный договор с правительством, а к 2009 г. территория самопровозглашённого государства перешла под полный контроль правительственных сил.

Азад Кашмир . В августе 1947 г. на части территории Британской Индии образовались два государства - Индия (с преобладанием индуистского населения) и Пакистан (с преобладанием мусульманского населения). В соответствии с планом раздела, предусмотренным в Акте о независимости Индии от 1947 г., небольшое княжество на севере Индии, населённое мусульманами и индуистами, - Кашмир имело право войти в состав либо Индии, либо Пакистана. Его присоединение к Индии стало предметом спора между двумя странами, и в том же году между ними начались боевые действия. В итоге большая часть Кашмира осталась в составе Индии (рис. 30). Пакистану достались лишь труднодоступные горные районы на севере и небольшая территория на юго-западе княжества - Азад Кашмир. В июле 1949 г. Индия и Пакистан подписали соглашение об установлении линии огня, контролируемой наблюдателями. В 1965 г. пакистанцы повторили попытку взять Кашмир под свой контроль, однако потерпели неудачу. В конце 1971 г. военные действия между Индией и Пакистаном вновь возобновились. В июле 1972 г. Индия и Пакистан подписали соглашение, определяющее контрольную линию в Кашмире, которая с небольшими отклонениями соответствовала линии прекращения огня, установленной в 1949 г.


Рис. 30. Спорные территории: Индии и Пакистана, Тибета и Китая

Военные действия в Кашмире велись в 2001-2002 гг., что вынудило Пакистан заявить о готовности использовать ядерные силы для защиты территориальной целостности страны.

Тайвань - одна из провинций Китая, расположенная на одноимённом острове между Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. В 1949 г. после провозглашения КНР на остров Тайвань переехало свергнутое гоминдановское правительство, и была провозглашена Китайская Республика. Длительное время (с 1949 по 1971 г.) представитель Тайваня занимал место Китая в ООН.

КНР рассматривает Тайвань как свою неотъемлемую часть и стремится к воссоединению с ним на основе принципа «одно государство - два строя». Во второй половине XX в. Тайвань имел один из самых высоких в мире темпов роста экономики, сегодня он входит в группу новых индустриальных стран, а с 1997 г. по классификации Международного валютного фонда - в число экономически развитых стран.

Тибет . Тибетское государство возникло еше в VII в. В XVII в. глава буддистской секты гэлугба далай-лама стал духовным и светским главой страны. Китай установил свой суверенитет над Тибетом в 1720 г., однако формально государством продолжал управлять религиозный лидер далай-лама. В 1903-1904 гг. британские войска оккупировали Тибет (из-за выступлений тибетцев в приграничных с Сиккимом районах), и в 1906 г. по англо-китайской конвенции Великобритания признала Тибет сферой влияния Китая. В 1910 г. китайские войска заняли Тибет, и он был объявлен частью Китая, далай-лама эмигрировал в Индию (рис. 30). В 1911 г. после революции в Китае далай-лама возвратился и провозгласил независимость Тибета.

После образования Китайской Народной Республики в Тибет вошли китайские войска. В 1951 г. между правительством КНР и тибетскими властями было заключено соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета. В 1959 г. 14-й далай-лама эмигрировал в Индию, поддерживая оттуда движение за отделение Тибета от Китая (рис. 31).

Рис. 31. Далай-лама - глава непризнанного правительства Тибета

С 1965 г. Тибетский автономный район находится в составе КНР (1200 тыс. км 2 , свыше 2 млн чел.), в 2006 г. завершено сооружение высокогорной железной дороги, которая связывает Тибет с центральными районами Китая.

Европа

В Европе очаги сепаратизма и территории самопровозглашённых государств привязаны к районам проживания национальных меньшинств. Потенциально подобных очагов достаточно много, однако лишь в некоторых стремление к национальному самоопределению выражено достаточно сильно. Самопровозглашённые государства (их в Европе около 30) находятся на территории 16 стран.

Самыми известными являются Северная Ирландия (Ольстер) в Великобритании, Страна Басков (на границе Испании и Франции), Государство Саамов в Финляндии, Швеции и Норвегии и самопровозглашённые государства на Балканском полуострове.

Рис. 32. Предпологаемая территория Страны Басков

Страна Басков . Баски компактно проживают на северо-востоке Испании и на юго-западе Франции (рис. 32), их язык (эускара) является языком-изолятом и не относится ни к одной языковой семье. Баски и организация ЭТА (ETA - Euskadi Та Askatasuna) борются за создание независимого Баскского государства, устраивая теракты, уличные погромы (рис. 33).

Рис. 33. Последствия взрыва на вокзале Аточа в Мадриде

Северная Ирландия (Ольстер) - административная часть Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

В течение почти 700 лет Ирландия была колонией Великобритании. В 1921 г. после трёх столетий борьбы за независимость южная часть Ирландии получила статус доминиона (в 1949 г. провозглашена республика), северная часть (шесть графств) осталась в составе Великобритании. Большинство населения в Ольстере - протестанты, потомки англичан и шотландцев, колонизировавших территорию после подавления ирландского восстания 1641-1652 гг. Коренные ирландские католики составляют здесь треть населения, веками на их долю традиционно доставалась самая неквалифицированная работа.

За воссоединение с Ирландией выступает партия Шинфейн и её военизированное крыло - Ирландская республиканская армия (ИРА). Им противостоит протестантский орден «оранжистов».

В 1969 г. между протестантами и католиками началась настоящая война. Британские войска пытались ликвидировать конфликт, в Северной Ирландии было введено прямое правление - руководство стал осуществлять британский министр по делам Северной Ирландии.

В 1973 г. в Ольстере состоялся референдум о статусе провинции. Так как большинство населения составляли протестанты, исход референдума был предопределён - большинство проголосовало против отделения от Великобритании. ИРА начала террор на территории Великобритании - были организованы взрывы в Лондоне, обстрелы аэропорта Хитроу, попытка взорвать Букингемский дворец. Затем ИРА заявила о прекращении террора, и британский премьер обязался вернуть провинции самоуправление при условии соблюдения прав всех жителей. В декабре 1999 г. прямое правление Лондона было отменено. В 2000 г. в ответ на нарушение договорённостей (отказ ИРА разоружиться) королева Великобритании одобрила закон о восстановлении прямого правления, таким образом, самоуправление Северной Ирландии продолжалось всего два месяца.

Африка

В Африке насчитывается около 15 самопровозглашённых государств. Как правило, они возникают в компактных этнических ареалах, на территориях, богатых природными ресурсами и имеющих колониальные государственные границы, разделившие естественные ареалы проживания племён.

Сахарская Арабская Демократическая Республика провозглашена в 1976 г. Фронтом освобождения Западной Сахары - ПОЛИСАРИО - на землях, оккупированных войсками Марокко (рис. 34). Она является членом Африканского Союза с 1984 г., признана почти 70 государствами, не имеет ни столицы, ни действующего правительства.


Рис. 34. Западная Сахара

Западная Сахара и Марокко - территории на северо-западе Африки, ранее принадлежали соответственно Испании и Франции. В 1956 г. получила независимость бывшая колония Франции Марокко, в 1976 г. Испания прекратила своё присутствие в Западной Сахаре, территория которой перешла под временное административное управление Марокко и Мавритании, последние фактически её оккупировали. В 1979 г. Мавритания отказалась от своих претензий на Западную Сахару, после чего Марокко заняло районы, откуда были выведены войска Мавритании.

В 80-е гг. XX в. марокканцы построили оборонительный вал длиной около 2,5 тыс. км для защиты от действий фронта ПОЛИСАРИО (рис. 35). С 1983 г. ООН призывает Марокко создать условия для самоопределения Западной Сахары, которая включена в так называемый Колониальный список ООН.

Рис. 35. Фронт ПОЛИСАРИО считается представителем Сахарской Арабской Демократической Республики

Феномен непризнанных государств и проблема их международно-правового статуса

На политической карте мира за последние 100 лет существовали или существуют до сих пор более ста непризнанных государств, которые были провозглашены на территории почти 60 стран. Некоторые существовали и сейчас существуют де-факто, но не признаны в полной мере международным сообществом, другие же признаны, но не имеют собственной территории. Проблема непризнанных государств – одна из актуальных сегодня политических проблем в мире.

Так что же такое непризнанные государства по определению?

Непризнанные государства – это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений.

Непризнанные государства можно классифицировать по контролю самопровозглашённых правительств над заявленной территорией, по степени их международного признания и по причинам их самопровозглашения.

В последнее время в мире появился феномен «частично признанных государств», т.е. признанных хотя бы одной из стран – членов ООН. Их появление связано с практикой использования некоторыми членами мирового сообщества «двойных стандартов» в решении проблемы непризнанных государств. «Опасность» этой проблемы – это противоречия между двумя основополагающими принципами международного права: «территориальной целостностью государства» и «правом народа на самоопределение». И в настоящее время некоторые суверенные государства «злоупотребляют» этими принципами с целью решения собственных политических и экономических задач.

Исходя из названных проблемы и противоречия в определении статуса непризнанных государств, возможно предположить: если будут учтены все уникальные черты государственного образования, все исторические и политические особенности его возникновения, тогда появится возможность определить, имеет ли оно право называться суверенным членом международного сообщества.

Как возникают непризнанные государства?

Условно их можно разделить на 4 группы:

1) государства, образовавшиеся в результате революций и гражданских войн (например, на территории Сомали).

2) государства, образовавшиеся в результате сепаратизма, в том числе самопровозглашённые государства – те, что специальной декларацией заявили о своей независимости (почти все постсоциалистические непризнанные государства).

3) государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения (Р. Корея – КНДР, КНР – КР Тайвань, и т.п.)

4) а также государства, возникшие из-за получения независимости колоний от метрополии.

1. Некоторые из существующих сегодня непризнанных государств появились до 1980-х годов прошлого века по разным причинам. В настоящее время таких государств 4:

Китайская Республика Тайвань (с 1949 г.), Государство Палестина (формально по решению ООН – с 1947 г., декларация о независимости – 1988 г.), Сахарская Арабская Демократическая Республика (с 1976 г.) и Турецкая Республика Северного Кипра (с 1983 г.)

2. Новым этапом образования современных непризнанных государств можно считать рубеж 1990-х гг. – период распада социалистических федераций – СССР и Югославии (СФРЮ) и связанные с этим этнотерриториальные конфликты (примеры – Республики Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье; Чеченская Республика Ичкерия (до 1999 г.); Сербская Краина и Республика Сербская (до 1995 г.); и Республика Косово). Первоначально международное сообщество провозгласило приоритет принципа «нерушимости границ», но впоследствии часть стран отошла от этого него.

3. Также де-факто существующие непризнанные государства возникли в связи с начавшейся в 1988-м году гражданской войной в Сомали. В результате образовались 2 типа таких государств: Первые объявили целью достижение независимости (Сомалиленд, Нортленд, Джуббаленд), вторые – заявили о создании «автономных государств» с последующим вхождением их в состав единой «Сомалийской Федерации» (Пунтленд, Маахир, Галмудуг, Юго-Западное Сомали).

4. Отдельные самопровозглашённые государства возникли в ходе гражданских войн, и сейчас активно применяют терракты и криминальную «основу» для своего существования. К ним можно было отнести Тамил-Илам на Шри-Ланке, Вазиристан в Пакистане, Государства Шан и Ва в Мьянме.

Часто самопровозглашённые государства прекращают своё существование в результате военных спецопераций – как Республика Сербская Краина («погибшая» в результате военной спецоперации Хорватии в 1995 г.) или Чеченская Республика Ичкерия (прекратившая де-факто существование после второй чеченской войны 1999-2000 гг.)

В настоящее время, как уже было отмечено, появились так называемые «частично признанные государства», то есть те, что не признаны мировым сообществом в целом, но признаны отдельными странами-членами ООН. И хотя случаи «выборочного» признания наблюдались и ранее (КР Тайвань, признаваемая 22 государствами-членами ООН и Ватиканом; САДР – Западная Сахара, признаваемая 48 государствами ООН и 12-ю, «заморозившими» признание странами; Государство Палестина, признаваемое в качестве независимого 111-ю странами-членами ООН, но не имеющее возможность вступить в ООН), наиболее хронологически близким прецедентом в признании самопровозглашённых государств можно считать признание Турцией в 1983 г. Северного Кипра, а современным же новейшим прецедентом – признание рядом стран Республики Косово с 17 февраля 2008 г.

С 17 февраля 2008 года Республику Косово признали 70 государств, а с 26 августа 2008 г. Республики Абхазию и Южную Осетию признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру.

Подобные процессы «частичного признания» продолжаются и по сей день.

Что же такое международно-правовое признание государств?

Под ним в теории международного права принято понимать односторонний добровольный акт государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права.

В международном праве существуют две теории признания: конститутивная и декларативная.

Констутивная теория заключается в том, что только признание придает адресату признания соответствующее качество: государству – международную правосубъектность, правительству – способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Признание обладает правообразующим значением: только оно конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права.

Декларативная же теория заключается в том, что признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права. То есть признание лишь констатирует появление государства, при этом неважно, сколько стран признали его.

Выделяют также две формы официального признания: де-факто и де-юре

Признание де-факто характеризуется как неполное, оно выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно. Оно в принципе может повлечь за собой установление консульских отношений, но не носит обязательный характер, в то время как признание де-юре является полным и окончательным. Оно обязательно влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.

Признание де-юре – полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.

На современном этапе развития международного права следует отметить, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания. В международных договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.

Как же должна вести себя любая страна в отношении непризнанных государств, если она стремится оставаться в рамках международного права?

Во-первых, у нее есть полное право признавать или не признавать новообразование. Государство само определяет обоснованность и формы признания. Это должно происходить с учетом собственных интересов и требований реальной политики.

Во-вторых, недопустимо вмешиваться в процесс самоопределения, тем более прибегать к вооружённой агрессии.

В таком случае, признание Россией Абхазии и Южной Осетии вполне вписывается в эту политику. Для этого у России, помимо формального права, имеются и веские политические основания.

1. Прежде всего, следует обеспечить гуманитарные права населения, в том числе российских граждан.

2. Кроме того, необходимо не допускать у наших границ нестабильности. Для этого необходимо придать официальный статус их правительствам, уже в некоторой мере легитимированным на международной арене.

Выводы:

Любая суверенная страна для признания того или иного самопровозглашённого государства полноценным членом международного сообщества должна исходить из того, что в данном случае у неё есть полное право признавать или не признавать такое образование. То есть юридически с точки зрения равноправия народов – это не только право, но и обязанность. Любое государство должно само анализировать реальные параметры государственности самоопределившегося новообразования, определять обоснованность, разновидности, формы признания и т. д.

И всё это должно происходить с учетом собственных интересов, задач, требований реальной политики, в контексте данной конкретной сложившейся ситуации с непризнанным государством

Проблема непризнанных государств меня интересует с точки зрения норм международного права. Изучив данную тему, я пришёл к выводу, что любая суверенная страна должна руководствоваться своими геополитическими и геоэкономическими интересами при решении вопроса «признания» либо «непризнания», требованиями реальной политики, и действовать в контексте данной конкретной сложившейся ситуации с непризнанным государством.

А в этой связи признание Россией Абхазии и Южной Осетии является, на мой взгляд, вполне обоснованным.

Перечень современных непризнанных государств в научных публикациях довольно велик7. В него входят: Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра и Косово. Часто к этой когорте «семи непризнанных» добавляют Республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), а в последнее время – Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 г. боевиками-пуштунами (сторонниками Талибана) на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Южный Судан, Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например экзотический Силенд8).

Существование непризнанных государств европейской периферии напрямую связано с процессами дезинтеграции Советского Союза и Югославии и рядом этнических вооруженных конфликтов 1990-х годов, которые до сих пор не получили своего политического урегулирования. Непризнанные государства европейской периферии малы территориально, их население немногочисленно даже по европейским меркам. Явным лидером среди непризнанных государств по этим параметрам выступает Косово, лидеры которого контролируют сегодня территорию в 11 000 кв. км с населением около 2 млн. человек. Этнические албанцы составляют в крае значимое большинство, сербы, хорваты, венгры, турки, цыгане и другие этнические меньшинства – до 100 тыс. человек9.

Приднестровье контролирует территорию в 4 163 кв.км, на которой проживает 555,5 тыс. человек. Абхазия занимает территорию в 8 600 кв.км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает всего 146,6 тыс. человек, которым удается удерживать территорию в 11 000 кв.км с учетом шести оккупированных районов Азербайджана10. Южная Осетия располагает территорией в 3 900 кв.км, населением – в 70 тыс. человек11.Это наименьшее из непризнанных государств.

При этом три из четырех названных государств (за исключением Приднестровья), географически находятся за пределами Европы: они расположены по южную сторону Кавказского хребта, отделяющего Европу от Азии. На этом основании приднестровский конфликт можно отнести к сфере европейской периферии, а три других – к зоне европейского пограничья. Целесообразно изучать непризнанные государства в контексте конфликтов, в результате которых они возникли. Такой подход позволяет свести к минимуму издержки, связанные с анализом перспектив развития подобных государственных образований, сохраняя контекст исследуемого феномена. Рассматривая этнический вооруженный конфликт, порождением которого становится то или иное независимое государство, можно выявить особенности каждой ситуации, прогнозировать перспективы изменения статуса непризнанного государства. Объединение возможностей неоинституционального анализа и теории конфликтов создает фундамент для новой интерпретации процессов институционализации этнических противоборств и расширяет набор аналитических средств для сравнительного исследования отдельных примеров непризнанных государств.

На основе анализа ряда посвященных этой проблеме материалов и эмпирических данных разумно выделить несколько основных параметров комплексного рассмотрения феномена непризнанного государства. Среди них можно назвать:

– историю возникновения непризнанного государственного образования, описание этнического конфликта и основных этапов его развития;

– эффективность переговорного процесса, посредничества, планов мирного урегулирования;

– формирование государственности и хозяйственного комплекса непризнанных государственных образований;

– особенности политического устройства, степень его демократичности;

– наличие или отсутствие реальных возможностей для возвращения непризнанного государственного образования в состав государства, от которого оно отделилось;

– шансы для существования в качестве независимого государства;

– заинтересованность и возможность внешних сил изменить или законсервировать статус непризнанного государственного образования.

При учете перечисленных параметров можно рассчитывать на более или менее точное понимание проблем каждого непризнанного государства. Непризнанные государства могут быть типологизированы по различным основаниям. Ключевой критерий признания непризнанных государств – контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа. Первый – непризнанные государства с полным контролем своей территории (Вазиристан, Приднестровье, Сомалиленд12, Северный Кипр). Второй – непризнанные государства, контролирующие свою территорию частично (Абхазия, Нагорный Карабах, Тамил Илам, Южная Осетия). Третий – образования под протекторатом международного сообщества (Косово, которое юридически является частью Сербии, но фактически управляется администрацией ООН с 1999 г. на основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН). Четвертый – квазигосударства (не получившие право на самоопределение этносы), контролирующие анклавы компактного расселения своей этнической группы (Курдистан, расположенный на территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии). Понятие «непризнанное государство», как уже было отмечено, условно. На самом деле к данной когорте государственных образований обычно относят и частично признанные государства. Так, по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства (Косово, Приднестровье) и частично признанные государства (Тайвань), некоторые из которых существуют в условиях военной оккупации (Западная Сахара, Палестина). Тайвань имеет дипломатические отношения с двадцатью шестью странами мира, Северный Кипр признается Турцией. Непризнанность государства международным сообществом негативным образом сказывается на его правовом статусе и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может заключать торговые контракты и осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты. Непризнанное государство рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами находится в зачаточном состоянии. Поэтому от политико-правового признания какой-либо территории напрямую зависит ее существование и развитие.

Непризнанные государства европейской периферии и пограничья существуют уже довольно долго: Косово – девять лет, Абхазия, НКР, Южная Осетия – шестнадцать, Приднестровье – восемнадцать лет. Перспективы изменения статуса (признание независимости, ирредента, силовое поглощение, возвращение в состав единого государства посредством урегулирования конфликта) у всех территорий различны.

Наибольшие перспективы в плане возможных трансформаций существующего статуса имеет Косово. Речь идет о получении независимости в той или иной форме, поскольку в этом заинтересованы США и Европейской Союз. По всей видимости, Сербия сможет лишь отсрочить подобное решение или выторговать для себя некоторые политические и экономические уступки (интеграцию Сербии в ЕС или раздел территории Косова).

Абхазия, Приднестровье и Южная Осетия могут рассчитывать на частичное, неполное признание Россией, но их дальнейшие перспективы далеко не очевидны. Подобная «полунезависимость» не будет признана Соединенными Штатами, Европейским Союзом, Индией, Китаем и многими другими государствами.

У Приднестровья и Южной Осетии возможности получения формальной независимости менее реальны по ряду геополитических и организационно-территориальных причин. В случае с ПМР у России пока сохраняются большие возможности по реанимации стратегии объединения Молдавии и Приднестровья. Южная Осетия имеет, как представляется, серьезные экономические основания для воссоединения с Грузией.

Наименьшие шансы на изменение статуса имеет Нагорный Карабах. Подобное положение в основном определяется позицией США, стран ЕС, России, Ирана и Турции. Они в целом заинтересованы в сохранении статус-кво в зоне данного конфликта, а политическая возможность территориального обмена, который мог бы открыть путь к политическому урегулированию, остается незначительной.

Список непризнанных государств

Частично признанные государства с фактическим контролем своей территории:

Китайская Республика (Тайвань), контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов. После гражданской войны в Китае в 1949 году потеряла дипломатическое признание и место в ООН в пользу Китайской Народной Республики 25 октября 1971 года Резолюцией 2758 Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время признаётся лишь 23 государствами. Тайвань осуществляет фактически дипломатические отношения через свои т.н. экономические и культурные представительства (фактически, посольства).

Косово (c 2008) Находится на территории Сербии (Автономный край Косово и Метохия). На основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН) находится под международным управлением. ООН не признаёт Республику Косово как легитимное правительство Косова. В настоящее время признано 43 странами.

Турецкая Республика Северного Кипра находится в северной части Кипра и сформирована после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году. Она объявила о своей независимости в 1983 году. В 2004 году её территория была фактически включена в состав Европейского Союза как часть Республики Кипр. Признается только Турцией и непризнанной Абхазией.

Непризнанные государства с фактическим контролем большей части своей территории:

Территории бывшего СССР:

Приднестровье (c 1990) в Молдавии.

Абхазия (c 1992) в Грузии является самопровозглашённым и фактически независимым государством; она не признаётся официально ни одним государством. Расположена между Кавказскими горами и Чёрным морем, юридически является частью северо-западной Грузии. Правительство Абхазии не контролирует восточную часть Кодорского ущелья, находящееся на северо-востоке Абхазии, этот участок находится под контролем МВД Грузии.

Южная Осетия (c 1991) в Грузии.

Нагорно-Карабахская Республика (c 1991) - непризнанное государственное образование, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР. Области НКР - Мартакерт, Мартуни и Шаумян полностью или частично контролируются азербайджанскими властями.

Территория Сомали:

Сомалиленд (с 1991). Находится на северо-западе Сомали. В мае 1991 года северные кланы провозгласили Независимую Республику Сомалиленд, включающую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали.

Пунтленд (с 1998) в Сомали.

Галмудуг (с 2006) в Сомали.

Маахир (с 2007) в Сомали.

Нортланд (с 2008) в Сомали.

Вазиристан в Пакистане.

Тамил-Илам на Шри-Ланке.

Частично признанные государства, находящиеся под военной оккупацией

Западная Сахара, большей частью которой управляет фактически Марокко. Сахарская Арабская демократическая республика, управляющая остальной частью, признаётся 48 государствами, является членом Африканского Союза.

Палестинское государство признаётся рядом арабских и мусульманских государств, а также Россией.

Частично непризнаваемые государства:

Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств (сейчас 24, отношения с 4 государствами приостановлены), но признаётся Египтом, Иорданией и Турцией.

Китайская народная республика не признаётся государствами, признающими Тайвань.

Кипр не признаётся Турцией.

Северная Корея не признаётся Южной Кореей.

Южная Корея не признаётся Северной Кореей.

Чехия не признаётся Лихтенштейном.

Словакия не признаётся Лихтенштейном.

Лихтенштейн не признаётся Чехией и Словакией.

2. Истоки конфликта в Косово

Истоки конфликта сербов и албанцев в Косово 1998-1999 годов, лежат в конце XIV века.

Албанцы на протяжении столетий стремились к созданию собственного государства, а объективно на пути его создания вставали три силы: Турция, до 1912 года контролировавшая территорию их проживания; сербы, чьи интересы распространялись на территорию Косово и Македонию, отчасти населенную этническими албанцами; и Италия, неоднократно пытавшаяся закрепиться военным путем на столь близком к ней берегу. Стоит напомнить: после поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне Италия, воевавшая на стороне Антанты, потребовала возвращения своей исторической области Далмации, где значительную часть населения составляли хорваты. Не желая уступать эту территорию, хорваты предпочли объединиться с родственными по языку сербами в единое государство, названное в последствии Югославией.

Впервые идея о необходимости осуществить для албанского народа свое право на самоопределение появилась в виде требования создания специального албанского вилайета (области) во времена Оттоманской империи. Албанцы были главным оружием Турции в деле подавления свободы и национальных движений христианских народов на Балканах, которые боролись за воссоздание своего национального государства.

В результате Балканских войн начала века с гегемонией Турции на Балканах было покончено. Албанцы создали свое государство. В 1913 году Республика Албания, получила международное признание. Косово подверглось аннексии со стороны Королевства сербов, хорватов и словенцев. Эти земли Сербия и сейчас считает своими, а албанцы с этим не могут согласиться.

После провозглашения независимости Албании в 1921 г., ее территориальные претензии по отношению к Сербии не только сохранились, но и усилились. С середины 30-х годов Албания стала еще и полигоном стратегических интересов Германии и Италии. В годы второй мировой войны, сражаясь на стороне фашистских оккупантов, албанцы продолжали террор против неалбанского населения, который фактически можно приравнять к геноциду.

После второй мировой войны Косово получило широкую автономию в составе Сербии, которая в свою очередь была частью Социалистической Федеративной Республики Югославия.

Конституция 1946 г. признала словенцев, хорватов, сербов, македонцев и черногорцев нациями.

Отдельные политические группы албанского национального меньшинства упорно добиваются отделения Косово и Метохии от Сербии и с этой целью все более открыто прибегают к непризнанию законных властей, насилию и терроризму. Международная поддержка необходима им прежде всего для создания «Республики Косово» как переходного решения, а потом - «Великой Албании», которая является их настоящей целью и которая бы, кроме значительной части СР Югославии (и Сербии, и Черногории), включала части Македонии и Греции.

В Косово проявляется крайний и агрессивный албанский национализм, сопровождающийся демографическим взрывом и попытками только логикой больших чисел осуществить право на реализацию сепаратистской цели - выхода территории Косово и Метохии из состава государственной территории Сербии и присоединения ее в дальнейшем к Албании. При этом забывается, что с этой территории под давлением албанского террора выехало более 200000 сербов, а на их место только с 1945 года до сегодняшнего дня поселились от 350000 до 400000 людей, бежавших из Албании. Таким образом, долгое время насильственно менялась этническая структура населения в Косово, создавались условия для того, чтобы албанцы выступили на международной политической сцене с требованием предоставить им отдельное государство.

В социалистической Югославии федеративным отношениям всегда уделялось большое внимание. Югославия гордилась достижениями в области межнациональных отношений. Особенно чутко руководство страны относилось к 25 этническим группам, национальным меньшинствам, которых даже стали называть по-новому - народность. В стране выходило 150 газет и журналов на языках национальных меньшинств. В крае Косово существовало 904 албанских начальных и 69 средних школ, университет. Каждое десятилетие приносило существенное расширение прав автономии.

После Второй мировой войны Косово получило статус национальной области в составе Сербии. В 1963 г. Косово становиться автономным краем. Тем не менее, учащаются случаи столкновения албанцев с сербской полицией. Борьба с албанскими диссидентами возложена на Югославское УГБ (аналог КГБ в СССР).

Происходит массовая эмиграция албанцев, в том числе в Турцию.

В 1974 году, с принятием новой сербской конституции, Косово гарантируются широкие права автономии.

Появляются албанские газеты и албанское телевидение. Официальным языком становится албанский, основные должности занимают албанцы

Конституция 1974 г. наделила край такими широкими полномочиями, что он фактически стал самостоятельным субъектом федерации. Представители Косово были членами коллективного органа управления страной - президиума СФРЮ.

Автономный край обладал равными правами с другими республиками, кроме одного - он не мог отделиться от Сербии. Косово долгие годы пыталось добиться статуса республики, мечтая о создании единого албанского государства. Мечтая о создании единого албанского государства на Балканах путем объединения всех земель, на которых проживают албанцы, Косово долгие годы стремилось добиться статуса республики. Там полагали, что это даст возможность ставить вопрос о самоопределении и выходе из состава Югославии

Последние 20 лет албанцы Косово отказываются участвовать в переписи населения. Поэтому данные об их численности разнятся. По одним источникам, в 1981 г. население Автономного края Косово составляло 1584 тыс. человек, из которых албанцев было 1227 тыс., или 77,4%, а сербов? 209 тыс., или 13,2%. Сами албанцы считают, что их в крае около 2 млн. человек. Согласно сегодняшним данным Статистического управления Югославии, албанцев в крае около 917 тыс., или 66%. Сербов, черногорцев и тех, кто считает себя югославами, насчитывается 250 тыс.

В 1981 г. в Косово вспыхнуло антисербское восстание. В крае было введено чрезвычайное положение, однако нормализовать обстановку центральной сербской власти так и не удалось. На протяжении последующих восьми лет массовые выступления албанцев неоднократно повторялись.

Непрекращающийся процесс вытеснения из края жителей сербской и черногорской национальностей стал важнейшим индикатором кризиса. По данным газет сербское население сократилось к 1991 г. до 10%.

Руководство Сербии в 80-е гг. использовало разные методы борьбы: вводилось военное положение и комендантский час; разрабатывались новые экономические программы решения «проблем Косово», которые включали в себя преодоление замкнутости края, изменение его экономической структуры, укрепление материальной основы самоуправления; предпринимались политические попытки формирования единства на классовой, а не национальной основе.

Однако достичь положительного результата не удалось.

Когда над Восточной Европой задул «ветер перемен», вызванный процессами перестройки в СССР, Запад резко усилил поддержку всех антисоциалистических и националистических сил, способных ослабить правящие коммунистические режимы.

Весной 89-го центральные власти Югославии, опасаясь роста сепаратистских настроений среди косовских албанцев, фактически упразднили автономный статус этого края. В мае 1989 года Милошевич избран председателем Президиума Социалистической республики Сербия

Безрезультатность поиска выхода из кризиса привела руководство Сербии к убеждению, что только централизация власти и упразднение некоторых полномочий сможет стабилизировать ситуацию. В Сербии развернулась компания за правовое, территориальное и административное единство республики, за сокращение прав автономных краев. Угроза распрощаться с мечтами о республике вывела на улицы Приштины, столицы края, в январе 1990 г. 40 тысяч албанцев. Гневные, протестующие, готовые сражаться за свои права они представляли угрозу для стабильности Сербии и даже Югославии. Это происходило в то время, когда безрезультатные споры о будущем федерации позволили Словении и Хорватии открыто говорить о независимости. Все происходило на фоне кризиса, охватившего все сферы жизни и структуры власти. Введенные в край военные подразделения и полицейские силой попытались удержать порядок в Косово. Это повлекло столкновения и жертвы.

Принятая в 1990 г. конституция Сербии свела правовой статус края к территориальной и культурной автономии, лишив его всех элементов государственности. В знак протеста албанцы начали компанию гражданского неповиновения: создавались параллельные структуры власти (подпольный парламент и правительство), албанские учителя отказывались следовать новой школьной программе и начали учить по албанской школьной программе в подполье. В условиях подполья занимался и албанский университет. В результате весь край разделился на два параллельных общества - албанское и сербское. Каждое имело свою власть, свою экономику, свое просвещение и культуру. В официальной экономике, несомненно, доминировали албанцы, используя частные фирмы и частный капитал. В политической структуре были представлены исключительно сербы, т.к. албанцы бойкотировали выборы. В сентябре 1991 г. на фоне распада Югославской федерации косовские албанцы провозгласили независимость и создали Республику Косово. В мае 1992-го они провели выборы президента и парламента. Президентом непризнанной республики стал писатель Ибрагим Ругова. Естественно, что Белград считал все эти действия незаконными. В Косово сложилось двоевластие. Албанцы не признавали власть Белграда, а сербы - Косовскую республику.

Летом 1991 г. Югославия начала разваливаться. Роспуск Югославской федерации был совершен в нарушение ее Конституции. Это очень быстро привело к этнической конфронтации и войнам в Хорватии и Боснии.

Из нее вышли и провозгласили независимость Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. В составе Югославии остались Сербия и Черногория. В момент отделения Хорватии, Боснии и Герцеговины жившие там сербы заявили о своем стремлении выделиться из них и присоединиться к Сербии. Их попытка создать автономные районы не получила признания правительств этих двух новых независимых государств. Тогда они начали воевать и получили помощь со стороны Белграда, который хотел сохранить единое югославское государство или создать единое сербское государство. В этой войне Запад был против сербов. Война была жестокой и сопровождалась зверствами с обеих сторон. За три с лишним года боевых действий погибло около 300 тысяч человек. В Европе это был первый самый кровавый конфликт после Второй мировой войны.

В итоге боснийские сербы добились автономии, но не объединения с Сербией. Сербы оказались разделенной нацией на своей исторической земле. И на этом печальном для сербов фоне возникла реальная угроза потери Косово.