Язык искусства: как раскрыть детям тайну архитектуры. Готический храм. Особенность его архитектурной конструкции. Скульптурное убранство. Примеры соборов

  • 21.03.2019

Отличительной и самой яркой особенностью молитвенной комнаты является полное отсутствие украшений и меблировки. В мечетях нет ни скамеек, ни стульев. Все сидят на полу.

Живописные украшения или статуи также отсутствуют, ибо изображения живых существ исламом запрещены, как явно противоречащие духу единобожия. Вам не удастся увидеть каких-либо изображений Бога, ангелов или пророков.

Однако все это еще не означает, что мечети скучны и тоскливы. Многие из них удивительно красивы благодаря многокрасочным коврам, мраморным колоннам, узорчатым изразцам, витражам, причудливым подсвечникам, золоченым сводам, орнаментальной росписи коранических текстов и так далее.

Ковер в молитвенном зале зачастую расчерчен линиями для удобства совершения общей молитвы и упорядочивания большого числа прихожан. Огромный ковер лондонской мечети в Риджентс-парк, например, выткан узорчатыми квадратиками, напоминающими индивидуальные молитвенные коврики. Как бы то ни было, огромное количество мусульман, собравшихся на общую молитву, вынуждено располагаться очень плотно друг к другу и мириться с некоторыми неудобствами.

Михраб

Стена, обращенная к Мекке, известна как стена киблы. В этой стене располагается особо украшенная ниша, или альков, называемый михрабом. Это ни в коем случае не алтарь, хотя такая идея может зародиться в голове христианина. Михраб просто-напросто указывает направление в сторону Каабы и сосредоточивает ум мусульманина на мысли о Боге.

Возглавляющий молитву всегда стоит лицом к михрабу, который иногда называют "нишей света", символом Божественного Присутствия в сердце. Иногда михраб выполнен в форме раковины; створки раковины символизируют "ухо сердца", а жемчуг, содержащийся внутри нее, - "Божественное Слово".

Минбар

Справа от михраба устроен минбар - возвышение, с которого имам провозглашает проповедь хутбу. Подобное возвышение может быть очень простым и незамысловатым, а может быть и изысканнейше украшенным. Простейшей формы минбар представляет собой всего лишь пару покрытых ковром ступенек, ведущих на небольшой помост. Роскошные же и красивые минбары могут состоять из довольно высокого лестничного пролета, изысканно отделанного узорчатой резьбой.

Старая Московская Соборная мечеть на проспекте Мира запомнилась жителям города ее невероятной популярностью в дни главных мусульманских торжеств - Курбан-байрама и Ураза-байрама. В эти дни прилегающие кварталы перекрывались, и их заполняли тысячи молящихся.

И это неудивительно. Прежнее здание храма значительно уступало своими размерами нынешнему. Сегодня мечеть Московская Соборная - один из интереснейших архитектурных объектов столицы. Ее высокие минареты видны далеко за Олимпийским проспектом.

Первая мечеть

Более ста лет назад на месте нынешнего роскошного сооружения находилась мечеть. Московская Соборная церковь была возведена в 1904 году. Здание будет построено по проекту московского архитектора Николая Жукова, в основном на средства известного мецената, купца Салиха Ерзина. Эта мечеть стала вторым мусульманским храмом в столице, но после того, как была закрыта мечеть в Замоскворечье (в 1937 году), адрес переулок Выползов, дом 7, стал символом советского ислама.

Храм получил охранную грамоту от самого Сталина, которая представляла собой благодарственную телеграмму за помощь фронту в годы ВОВ. Кроме того, визиты известных лидеров мусульманских государств в послевоенные годы в Выползов переулок надежно защищали религиозную жизнь храма.


Гамаль Абдель Насер, Сукарно, Муаммар Каддафи и другие известные политики, искавшие благосклонности руководства Советского Союза, во время своих визитов в столицу посещали не только Кремль, но и заезжали на какое-либо передовое предприятие, и в обязательном порядке в мечеть.

Визиты высоких гостей в мечеть проходили довольно сложно и нередко не по сценарию. Например, в 1981 году лидер ливийской Джамахирии, посетивший мечеть, не стал следовать дипломатическому протоколу. Каддафи интересовался у имамов, почему в храме отсутствует молодежь в молельном зале, где в Москве можно купить религиозную литературу, предлагал мечети денежную помощь.

Иранцы оставляли в мечети на подоконниках портреты аятоллы Хомейни, приглашали имама Московской мечети А. Мустафина приехать в Тегеран, хотя ни в Советском Союзе вообще, ни мусульманские религиозные лидеры в частности, к тому времени еще не определились в отношении к произошедшей Исламской революции.

Тем не менее именно благодаря международному статусу мечети она сохранилась. Это позволило в советской столице проводить открытые молитвы. Имамы Московской Соборной мечети становились частыми гостями на правительственных приемах.

Имамы мечети

Среди имамов, служивших в разные годы в мечети, следует выделить таких: Бедретдина Алимова (первого имама), Сафу Алимовова, Абдулвадуда Фаттахетдинова, Исмаила Муштария, Ахметзяна Мустафина Ризаутдина Басырова, Равиля Гайнутдина, Раиса Билялова, Ильдара Аляутдинова.

Сегодня в храме служат шесть имамов. Ильдар Аляутдинов - главный имам Московской Соборной мечети. Ему помогают Мустафа Кютюкчю, Раис Билялов, Анас Садретдинов, Ислам Зарипов и Ваис Билялетдинов - старейший имам (30 лет службы). В советские времена это была единственная мечеть в городе, которая не прекращала своей работы и регулярно проводила богослужения.

Строительство нового храма

К концу ХХ века мечеть все чаще стали называть ветхой и нуждающейся в обновлении либо реконструкции. Под этим предлогом здание пытались снести накануне Олимпиады-80, его спасло лишь вмешательство мусульманской общественности Москвы и послов некоторых арабских стран.


В начале XXI века мечеть получила статус памятника культурного наследия, но ненадолго. Вскоре статус отменили, признав сооружение ветхим и подлежащим сносу. К тому же к этому времени мечеть уже не вмещала всех верующих даже в пятничные молитвы.

В 2011 году старое здание полностью разобрали. На протяжении нескольких лет молитвы проводились во временном помещении. Строительство сопровождалось судебными многочисленными разбирательствами между авторами проекта Алексеем Колентеевым и Ильясом Тажиевым с заказчиком, в лице Духовного управления мусульман. Тем не менее в 2005 году было решено проводить масштабную реконструкцию. А в 2011-м началось строительство здания новой мечети по проекту Алексея Колентеева и Ильяса Тажиева.


Московская Соборная мечеть: открытие

23 сентября 2015 года состоялось долгожданное для всего мусульманского мира России событие. Распахнула свои двери великолепная Московская Соборная мечеть. Адрес храма - Выползов переулок, дом 7. Этот праздник собрал многочисленных гостей. В торжественной и очень запоминающейся церемонии приняли участие президент Путин, политические деятели, известные представители науки и культуры. Надо отметить, что известные и почетные гости в мечети не редкость - как до, так и после реконструкции она остается центром ислама России, ее посещают многие политики, представители культуры со всего мира.


Стоимость строительства

Совет муфтиев сообщил, что мечеть Московская Соборная была построена за 170 миллионов долларов. В эту огромную сумму входят пожертвования рядовых верующих, а также средства крупных предпринимателей. В их честь была выпущена книга, все благотворители указаны поименно.

Нынешнюю мечеть сложно назвать реконструированным сооружением. Ведь от старого здания остались лишь крошечные фрагменты стен.

Архитектура

Мечеть Московская Соборная занимает огромную площадь - 18 900 метров квадратных (до реконструкции она была 964 кв. м). Чтобы укрепить конструкцию, в ее основание была вбита 131 свая, так как рядом проложена линия метро, и несет свои воды подземная река Неглинка.


В архитектурном комплексе новой мечети просматриваются несколько культурно-исторических отсылок. К примеру, главные минареты, высота которых более 70 метров, напоминают своей формой Спасскую башню Московского кремля в столице и падающую башню Сююмбике Казанского кремля. Это не случайно. Архитекторы прибегли к такому решению, как к символу единения и дружбы между татарским и русским народами.

Огромный 46-метровый купол мечети, покрытый двенадцатью тоннами сусального золота, удивительно гармонично сочетается с общим обликом «златоглавой» Москвы. Учли архитекторы и первозданный вид мечети. Были собраны заново фрагменты старых стен, и они удачно вписались в новый интерьер, при этом сохранив свой прежний облик. Вершину одного минарета венчает полумесяц, который в свое время украшал старое здание.


Мечеть Московская Соборная имеет определенные черты византийского стиля. Великолепное шестиэтажное здание венчают различные по размерам минареты, купола и башни. Площадь нового строения в 20 раз превысила первоначальный вариант. Сегодня молельные залы для женщин и мужчин вмещают около десяти тысяч верующих. Есть здесь и специальные помещения для проведения ритуала омовения, большой и уютный зал для конференций и организации встреч.

В новой мечети проводят богослужения ведущие мусульманские имамы, они же совершают традиционные обряды.

Внутреннее убранство

Московская Соборная мечеть внутри поражает гостей роскошью и великолепием убранства. Изысканные узоры на стенах храма, продуманные до мелочей элементы декора полностью соответствуют традициям мусульманской архитектуры. В интерьере используются классические цвета для ислама - зеленый, изумрудный, белый, голубой.

Внутреннюю часть купола, как и стены и потолок мечети, украшают росписи. Это священные аяты из Корана, которые выполнили турецкие мастера. Турецкое правительство подарило соборной мечети великолепные парадные двери, необыкновенные ковры (ручной работы) для залов и роскошные хрустальные люстры.


Мечеть освещают более трехсот двадцати светильников, которые размещаются на потолке и стенах. Основная их часть повторяет форму купола храма. Главная (центральная) люстра - это гигантский светильник. Его высота - около восьми метров, а весит эта конструкция полторы тонны. Ее создавали пятьдесят мастеров из Турции на протяжении трех месяцев.

Необходимо отметить, что совсем не обязательно быть мусульманином, чтобы увидеть мечеть. Здесь, как в мечетях Стамбула и других крупных мегаполисов, двери открыты для представителей разных религий. Но необходимо соблюдать определенные правила.

Женщины должны закрыть волосы, и их одежда должна быть строгой и закрытой. Перед входом следует снять обувь, и постараться не мешать молящимся.

Главным культовым сооружением в исламе является мечеть. Строительные и художественные приёмы, используемые при строительстве мечетей, развивались и совершенствовались на протяжении всей истории ислама. Главная мечеть Медины, возведённая Пророком Мухаммадом сразу после Хиджры, представляла собой довольно скромную постройку. Однако уже в период правления Омейядов мечети стали превращаться в величественные сооружения, свидетельствующие о могуществе ислама и его последователей.

Первые мечети представляли собой двор, окружённый галереями. Колонны внутри мечети перекрывались арками, на которые опиралась крыша постройки. Первоначально при строительстве мечетей использовались колонны и другие части немусульманских построек, как это было при возведении мечети Омейядов в Дамаске. Впоследствии сложились определённые правила возведения исламских культовых сооружений, которые соблюдаются по настоящее время.

Одним из самых характерных элементов архитектуры мечетей является купол. Первыми мечетями с куполами стали Куббат-ас-Сахра («Купол скалы») в Иерусалиме и мечеть Омейядов в Дамаске. Портально-купольные постройки, сочетающие портал и увенчанный куполом молитвенный зал, пользовались большой популярностью в различных частях мусульманского мира. С XII века широко распространился тип соборных мечетей с четырьмя айванами - колонными залами без передней стены на каждой стороне двора.

Другая отличительная особенность мечетей - наличие минаретов, с которых муэдзины призывали на намаз. Первый минарет был построен в 45 г. х. в Басре по приказу губернатора города Зияда бин Абихи. В 53 г. х. соборная мечеть Амра бин аль-Аса в Фустате была украшена сразу четырьмя минаретами. Однако во времена Пророка этих сооружений в мечети не было, и муэдзин, чтобы возвестить азан, забирался на крышу одного из соседних домов. Минареты бывают одноярусные и многоярусные, цилиндрические, четырёхугольные и спиральные. Они могут возвышаться над крышей молитвенного зала, примыкать к нему или находиться в стороне от него. На балкончики для возвещения азана ведут внешние или внутренние лестницы. Фасад минарета украшается узорчатой кирпичной кладкой, резьбой по стуку, разнообразными орнаментами. Шпиль сооружения обычно увенчивается полумесяцем, который в одних регионах располагается горизонтально, в других - вертикально. В мечетях некоторых арабских стран концы полумесяца соединяются, придавая ему форму замкнутого кольца. В Поволжье он изображается в виде серпа, а в ряде регионов вообще отсутствует.

Неотъемлемым элементом мечети является михраб - ориентированная на кыблу ниша, перекрытая аркой или полукуполом. Во времена Пророка Мухаммада в мечети не было михраба в его нынешнем понимании, а относительно того, кто первым ввёл традицию сооружения михраба, существуют разногласия. Достоверно известно лишь то, что во время реконструкции мечети Пророка в 90 г. х., в период правления аль-Валида бин Абд-аль-Малика, был сооружён михраб. При строительстве мечетей украшению михраба уделялось особое внимание, что подчёркивало величие всей постройки. Так, михраб Большой мечети Кордовы был глубиной около 4 м, шириной - свыше 3 м и высотой 12 м. Удивительные по своей красоте деревянные михрабы можно увидеть в Исламском музее Каира.

Соборная мечеть отличается от обычной наличием минбара - кафедры, с которой имам произносит проповедь. Минбар устанавливается справа от михраба, имеет вид трона, к которому ведёт небольшая лестница. Этот элемент мечети существовал ещё во времена Пророка Мухаммада. Известно, что поначалу он читал проповеди, прислонившись к одному из пальмовых столбов, подпиравших свод мечети, а в 7 г. х. для него изготовили деревянный минбар, состоявший из двух ступенек и сиденья.

Архитекторы уделяют большое внимание оформлению фасада и интерьера мечети. Декоративный орнамент выполняется то узорной кирпичной кладкой с резьбой по стуку, то богатыми узорами с использованием графических и живописных приёмов, то плитками терракоты. Михрабы мечетей украшаются затейливой орнаментальной вязью, содержащей множество композиций из геометрических и растительных мотивов, а также надписями из Священного Корана.

Введение

В 7 веке на огромной территории от Испании до Индии возникло мощное государство - Арабский халифат. Тогда же закладываются основы ислама. Ислам стал основой развития культуры мусульманского Востока. Согласно Корану, красота есть результат мудрой деятельности Аллаха на благо человеку и, следовательно, красивое должно быть, прежде всего, полезным, целесообразным. Руководствуясь этим принципом, правители Арабского халифата охотно использовали традиции и опыт покоренных народов. Арабские города быстро разрастались, главное место в их застройке занимали культовые здания: мечети, минареты, медресе, украшением городов стали дворцы и мавзолеи правителей.

Средневековая архитектура мусульманских стран занимает одно из важнейших мест в культуре мировых цивилизаций, она оказала большое влияние на художественные традиции многих стран мира, вызывает большой интерес и восхищение у исследователей и всех тех, кто любит искусство.

Цель данного реферата рассмотреть прекрасные и интересные, произведения архитектуры, такие как Тадж-Махал, дворец Альгамбра, медресе Улугбека, медресе Шир-Дор, минарет аль-Мальвия, соборная мечеть в Кордове: историю их создания, особенности архитектуры.

> Соборная мечеть в Кордове

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть (араб. «место для совершения земных поклонов»), где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагались на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находилась алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки - священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном - арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, то есть владения Аллаха.

Внешний облик соборной мечети Кордовы претерпел столько изменений и перестроек, что теперь в этом храме уже с трудом можно узнать мечеть, практически утратившую все внешние признаки исламской архитектуры. Однако внутренний интерьер сохранил нам жемчужину золотого века Исламской Испании.

Соборная мечеть в Кордове была построена в 784-786 гг., молитвенный зал насчитывал 9 нефов и 12 пролетов, в 833-852 гг., мечеть была значительно расширена, а в 961-976 гг. увеличена в размерах почти вдвое и появился купол над центральным нефом. Тогда же пространство около михраба было ограничено от молитвенного зала перегородкой - максурой. Этот элемент отсутствовал в архитектуре ранних мечетей времен праведных халифов, и появился значительно позднее, предназначаясь для защиты халифа во время молитвы от возможного покушения.

В 987 г., размеры мечети вновь сократили до 8 нефов, вернувшись к изначальным. Это была попытка согласовать раннюю концепцию традиционных пропорций с последующими расширениями, нарушающими симметрию молитвенного зала. В 1257 г. в мечеть встроили католический собор.

Входящему сюда архитектурное решение молитвенного зала кажется результатом кропотливой планировки. Однако дело обстояло совершенно иным образом: архитектору, для создания мечети отвели мало времени. Ему доставили колонны, уцелевшие в развалинах древних римских и византийских храмов, которые оказались разной длины и совершенно не подходили друг к другу по форме и стилю. Однако талантливый архитектор не растерялся - длинные вкопали в землю, совсем несоразмерные подтесали, а для придания стабильности и жесткости конструкции, все колонны пришлось скрепить подковообразными арками. Чтобы хоть как-то визуально сгладить это несоответствие, арки были отделаны чередованием красного кирпича с белым камнем. Результат оказался фантастическим! Так возник один из лучших шедевров мировой архитектуры.

Внутренний интерьер мечети сильно контрастирует с внешним обликом. Некоторые детали внутреннего стиля воспроизводятся в фасаде, но если арки молитвенного зала создают иллюзию бесконечности, словно прорывая пространство, то здесь они упираются в стенку, в плоскость, линии обрываются. Это не случайно, это продуманное архитектурное решение: здесь заложена идея уединенного, изолированного и закрытого от посторонних глаз пространства (харам), куда нет доступа случайному человеку, прохожему, не верующему, ибо приходить в мечеть можно лишь с одним намерением - совершения молитвы Господу.

Кордова поражала количеством мечетей, школ, бань, больниц, гостиниц. В городе было 70 библиотек. Одна из библиотек насчитывала 400 тысяч томов, среди которых были редчайшие манускрипты. В городе работал целый штат переписчиков, мастерство которых ценилось очень высоко. Они ежегодно переписывали 18 тысяч рукописей. Даже сегодня эти цифры впечатляют.

Все знают, что мечеть - это храм. В Кордове таких храмов было множество. Но тот, о котором идет речь, был главным и самым большим. Такой храм обычно называется собором. Мечеть расположена, как и полагается, в центре города. Она должна была быть видна отовсюду.

Город был увит зеленью, обильно растущей среди домов и крепостных стен в благодатном климате Южной Испании. Сады и дворики Кордовы утопали в море цветов.

Мечеть обнесена стенами, периметр которых составляет семьсот метров. Стены образуют правильный прямоугольник со сторонами 200 и 144 метра. Стены окружают мечеть и примыкающий к ней Апельсиновый двор.

Здание мечети представляет собой правильный прямоугольник со сторонами 180 и 130 метров. При приближении к мечети малый прямоугольник совершенно незаметен за стенами, образующими большой.

Высота стен, окружающих мечеть, различна. Ближе к реке стены высокие, дальше от реки, где местность постепенно повышается, стены становятся ниже. Мечеть вписана в рельеф таким образом, что стены кажутся одинаковыми по высоте. В этом одна из характерных особенностей кордовского храма.

Сегодня мечеть выглядит иначе, чем тысячу лет назад. С того дня как мечеть появилась на земле Кордовы, она постоянно перестраивалась, дополнялась все новыми и новыми фрагментами.

Вот, например, колокольня. Это явно позднейшее сооружение. В мечети не могло быть колокольни. В мусульманских мечетях есть башни. Они называются минаретами и служат для призыва верующих на молитву. Раньше здесь действительно находился минарет. На месте колокольни. И минарет, и колокольня, помимо сигнала верующим, что пришел час молитвы, играла еще одну важную роль.

Кордовский минарет, а позднее колокольня, обозначали место главной городской святыни. Двигаясь по направлению к колокольне, как к маяку, попадаешь к северо-западной стороне мечети - туда, где находится упомянутый Апельсиновый двор.

В него попадаем, пройдя в ворота колокольни. Здесь сооружены пять фонтанов для омовения. Омовение - неотъемлемая часть церемонии посещения любой мечети. В Апельсиновом дворе и сегодня растут апельсиновые деревья. Раньше, когда мечеть не отгораживалась от двора стеной, она была как бы продолжением апельсиновой рощи. Лишь смена живых стволов деревьев на рукотворные колонны, напоминала, что мы вошли в святилище. Известность Кордовской мечети принес не столько ее внешний облик, сколько интерьер - внутренний вид. Первое ощущение, которое испытываешь, зайдя внутрь, что ты заблудился в густой чаще. «Лес колонн» - подобное сочетание встречается в рассказах о мечети в Кордове.

Итак, вот первая характеристика интерьера мечети - «лес», состоящий из колонн. Можно насчитать более 800 колонн. Раньше их было еще больше - 1293. Одновременно человек способен охватить взглядом лишь несколько десятков колонн. Остальные тают и растворяются в пространстве, рождая ощущение бесконечности.

Если мечеть, по замыслу местных эмиров, - главная святыня Кордовы, то святыня самой мечети - алтарная ниша - михраб. Михраб, или алтарь каждой из них направлен в сторону Мекки - главной святыни мусульман. Поэтому, в какой бы части света ни находились мечети, оси их алтарей направлены в одну точку, словно стрелки компаса, стремящиеся к магнитному полюсу.

Там, где находился михраб, располагалась максура - место для халифа. Это наиболее богато украшенная часть мечети. К ее восприятию зодчие, строившие храм, готовили паломников, используя эффект неожиданности.

Человек, который через апельсиновую рощу попадает незаметно под своды мечети. Перед ним - бесконечный лес колонн, тающий в пространстве. Куда бы ни пошел человек, он видит этот лес. Кажется, что здесь ничего нет, кроме колонн. И вот, когда он начинает думать, что заблудился в этой бесконечности, - колонны расступаются, и перед пораженным посетителем раскрывается во всей своей красоте михраб - главная часть мечети.

Высота зала 11,5 метров, тогда как сами колонны относительно невысоки - чуть более трех метров. На колонны опираются двухъярусные аркады, которые, в свою очередь, несут перекрытия мечети. Арки, составляющие двойные аркады, и определяют своеобразие интерьера.

Колонны выполнены из разноцветного мрамора, порфира, яшмы, и потому уже не похожи друг на друга. Подобное разнообразие опять, заставляет вспомнить лесные чащобы, где стволы деревьев, хотя и похожи друг на друга, все же имеют отличия. Так и здесь. Колонны вроде бы одинаковы и, в то же время отличаются друг от друга. Но архитектор прекрасно понимал, что небольшого разнообразия в цвете и материале колонн будет недостаточно для придания всему пространству необходимого впечатления. И поэтому мастера решили в противовес нюансному отношению создать контрастное. Точнее, не в противовес, а в дополнение. Тем самым двойные арки, которые соединяют каждую пару колонн, сделаны двухцветными: в кладке арок чередуется камни белого и красного цвета. Любой из вас уверенно скажет, что белый и красный цвет образуют красивое контрастное сочетание.

Двухцветные арки, благодаря избранной цветной гамме просматриваются на далекое расстояние. Человек подсознательно оценивает масштабы здания - он видит сверкающие красно-белые арки, которые ведут его к цели. Не подумайте только, что интерьер мечети был совсем темным. Маленькие узкие окошки в стенах пропускали немного света. Впечатление от игры разных цветовых пятен усиливалось благодаря мерцанию сотен лампад в серебряных оправах. Внутреннее пространство мечети благодаря мерцанию лампад не казалось застывшим. Все еле заметно светилось, переливалось, мерцало.

Стены, окружавшие мечеть, изнутри были покрыты резным орнаментом и мозаикой. Это другая главная тема декоративного оформления интерьера. Узорчатый орнамент как бы готовил посетителя к восприятию михраба - алтарной ниши. Здесь встречаются и переплетаются две темы - простые двухцветные аркады огромного зала и тонкий рисунок орнамента боковых стен. В результате получилось сложные арки, чем-то напоминающие аркады зала, а чем-то мотивы стенного орнамента.

Необходимо сказать и о потолках мечети, которые были выполнены из многочисленных пород дерева. Предпочтение было отдано сосне. Это дерево красное, со светлой корой.

Как большая часть древних сооружений, мечеть в Кордове была подвержена переделкам и дошла до нас не такой, какой она была двенадцать веков тому назад.

Пол устилают великолепные ковры, преимущественно красных и вишневых тонов. Но доминирующие цвета в мечети — голубой и синий. Эти цвета преобладают в тысячах изразцов, выполненных в керамических мастерских Изника и устилающих стены мечети. В XVI веке изразцы изникских мастеров экспортировались практически во все страны мусульманского мира. Во время строительства «Голубой мечети» все мастерские работали только на нее, выполняя заказ султана. Ахмед I даже запретил керамических дел мастерам поставлять плитку для других зданий.

Всего на внутреннее украшение Голубой мечети ушло более 200000 изразцов.

Своды мечети и внутренняя поверхность купола выложены изразцами светлых тонов — белого, желтого, кремового, золотистого. Основной мотив майоликового убранства Голубой мечети — растительный узор, а также изречения из Корана, написанные рукой искусного каллиграфа. Михраб мечети и минбар — амвон, кафедра для чтения проповедей — изготовлены из белого мрамора и покрыты тончайшим резным орнаментом. Слева от михраба на стене в рамке укреплен кусок священного камня из Каабы — тонкая мраморная плитка с красивым узором. По обе стороны от михраба стоят два огромных подсвечника с такими же громадными свечами.

Как сообщают хроники, ранее по стенам были развешаны 200 золотых пластин, каждая из них украшена 61 бриллиантом. На этих пластинах были выгравированы имена пророка, первых халифов и изречения из Корана. Когда-то в мечети были и цветные витражи. Ныне в окнах обычные стекла, через которые в мечеть льются потоки света.