Обзор игры гта 5 играть. Обзор игры Grand Theft Auto V

  • 20.07.2019

Grand Theft Auto 5 ждали пять лет. В 2008 вышла история про славянина Нико Беллика: то ли серба, то ли представителя другой страны Балканского полуострова. Легенда про заезжего гастарбайтера, который приехал покорять Америку и исполнять свою американскую мечту, характеризовалась депрессивным «постсоветским» настроением главного героя, его брутальностью, как собственно и избранным игровым дизайном с мрачными оттенками. Ну а пути покорения Соединенных Штатов, конкретно, выдуманного города Либерти Сити, в серии GTA остались прежними.

То ли продажи истории славянского героя в Америке, показались Rockstar маленькими, то ли патриотизм взыграл, но в пятой части Grand Theft Auto порадует нас чисто американскими персонажами.

Франлин Клинтон - афроамериканец, чье имя явным образом составлено из фамилий 42 президента США - Билла Клинтона, героя секс-скандала с Моникой Левински, и «лица» стодолларовой купюры - Бенджамина Франклина. Типичный житель черных кварталов, Франклин может отрастить себе афро или заплести косички, он ничего не имеет против наркотиков и все, что ему хочется - много денег, чтобы отселиться от своей странноватой тети, владеть дорогими тачками и вернуть любимую, которая того и гляди выскочит замуж за другого. У него есть друг Ламар, также строящий свою карьеру за счет угона и торговли наркотиками, и ротвейлер Чоп, которому можно кидать мячик, также его можно брать с собой на некоторые задания.

Майкл Де Санта - бывший гангстер, которому удалось завязать с криминальным прошлым, устроить семейную жизнь и буквально почивать на лаврах в Рокфорд Хиллз, местном шикарном районе. Он женат, у него сын и дочь. Любая иная информация об этом персонаже рискует оказаться спойлером. Но все же немного о его окружении - это семья и прислуга, ну и старые связи, которые срабатывают на сюжет. В одежде он выбирает классический стиль: его можно одеть в строгий костюм, или в джинсы и кожу, аккуратно подстричь и отрастить эспаньолку.

Тревор Филлипс - еще один типичный персонаж из Америки. Когда-то он был знаком с Майклом. Он бывший военный летчик и самый настоящий псих. По виду и характеру типичный «рэднек», деревенщина, который не полезет за словом в карман. У него на все есть свое мнение, которое чаще всего можно описать словом из четырех букв - «FUCK », благо, в великом и могучем, смысловых переводов этого слова тонны, причем с разной смысловой окраской. Тревор живет в штате Сан Андреас в местечке Сэнди Шорс. Его окружение - Рон и Уэйд, такие же деревенщины. Уэйд - отличный пример того, как «обпирсинговать» себя всего, дурачок по жизни, который лоялен к нам.

У Тревора Филлипса свой «бизнес» в Сэнди Шорс, он отбирает что-то у богатых или армии и продает это не менее бедным, своеобразный Робин Гуд, хотя скорее Робин Бэд. Ну и помимо этого, этот рэднек варит мет и борется с конкуренцией на «рынке». В одежде неприхотлив, одет во что попало. Зайдя в парикмахерскую, остается неопрятным: отлично смотрится с длинными распущенными патлами и окладистой бородой. Добавьте к этому очки авиаторы и на выходе получите участника группы ZZ Top . В отношениях также неприхотлив, занимается сексом с кем попало из-за чего может вляпаться в разные истории, в том числе отсылающие нас в прошлое серии - это достаточно интересно.

Мир игры строится вокруг города Лос Сантос, внешне напоминающего Лос Анжелес. Здесь есть и свой Голливуд: на холмах Рокфорд Хиллз расположен местный киноцентр Вайнвуд со своей киностудией и легендарными историями о звездах, продюсерах и прочих. Есть и своя аллея славы рядом с кинотеатром. Вы можете поехать в специальный автобусный тур с экскурсией, чтобы узнать историю этого кинорайона. В этом городе вы встретите и охотников за звездами, и папарацци, и других не менее странных персонажей. Но не городом единым живет GTA 5 , здесь есть прилегающие территории, относящиеся к штату Сан Андреас, знакомые по предыдущим играм серии Grand Theft Auto . Помимо крупного города Лос-Сантос, вас ждут пляжи, холмы и даже горы, леса и сельская местность. Например, местечко Сэнди Шорс, где проживает Тревор и сотоварищи - характеризуется пустынной местностью, одноэтажными домами, фермами, песчаным карьером и трассой Route 68 , которая прорезает поселок насквозь. Сэнди Шорс населяют такие же рэднеки и работяги, а местные машины скорее напоминают тачки из Безумного Макса - поставленные на большие колеса эквиваленты «жуков» и проржавевшие пикапы или же семейные автомобили родом из 80-х годов. В Сэнди Шорс, к слову, на дорогу может выскочить койот или олень или в пропеллер самолета на низкой высоте может залететь птица. В черте города - вы такого вряд ли увидите.

Если же говорить о Лос-Сантосе - он разный, как лоскутное одеяло. Франклин живет в типичном районе чернокожего гетто, где можно встретить стандартные бюджетные автомобили, пикапы и грузовички, в Рокфорд Хиллз вы легко найдете седаны премиум-класса, суперкары и местные аналоги Mini Cooper . В портовом районе - количество грузовиков зашкаливает в буквальном смысле. Что касается транспорта, вам волей неволей придется прокатиться практически на всех его видах, представленных в игре. Помимо джипов и седанов, вам обязательно предстоит поводить автобус, огромный грузовик с прицепом, обычный грузовик, мотоциклы, скутеры, велосипеды и многое другое, включая портовый кран. То же самое касается воздушного и водного транспорта. Скутеры, катера, батискафы, самолеты (от кукурузников до небольших пассажирских самолетов) и вертолеты, а также парашют - все это ждет вас не только в ходе свободного исследования мира, но и в различных миссиях.

Вождение транспортными средствами изменилось. В сравнении с четвертой частью, автомобили ведут себя более предсказуемо, кто-то скажет по-аркадному, но на наш взгляд управление средствами наземного и водного транспорта стало гораздо удобнее. И хотя куда-то пропали реалистичные столкновения, но во всяком случае, вас не будут бесить непредвиденные заносы в поворотах и баги с улетающими в воздух машинами от наезда на тротуар. Особенно, обновленная физика порадует тех, кто испытывал проблемы с вождением мотоциклов: в пятой части езда на двухколесном транспорте стала удобнее, комфортнее и не вызывает боли.

Что вызывает боль, так это вертолет! В GTA 4 вертолеты лишь пару раз радовали нас своим присутствием, но в целом летать на них было достаточно просто. Положа руку на сердце, летать на вертолетах в пятой части GTA , даже за Тревора, который является профессиональным пилотом - сущая мука. Пилотирование самолета тоже вызывает проблемы в виде турбулентности, которая мучает вас раз в 10-15 секунд, но они не так заметны в сравнении с вертолетом. У вас будет возможность посетить летную школу, чтобы обучиться пилотированию и поверьте - это один из самых сложных моментов в GTA 5 . Когда вы полетите на самолете, вас измучает гонка по чекпоинтам, ровно тоже самое вас испепелит на вертолете. А все дело в том, что на геликоптере вам предложат пролетать под мостами и между домами. Но самое изощренное - пролететь внутри моста в прямоугольник размером чуть большим, чем ваш летательный аппарат. Добавьте к этому, что вы должны успеть за ограниченное время и, бинго, полчаса мучений обеспечено.

Важно отметить, что вертолет тоже подвержен турбулентности, которая в этой игре представлена как экспонента. Все это делает пилотирование первым кругом ада.
Графически игра выглядит прекрасно. За пять лет, прошедших с релиза GTA 4 , этот компонент в проекте вырос до невиданных доселе высот. Не могу не отметить граффити на стенах, которые кажутся уникальными, но при этом отсутствие блюра делает дальние объекты излишне четкими, поскольку те прорисованы слишком отчетливо. Например, в первом ролике с пальмами, они кажутся чересчур бросающимися в глаза, выглядит нереалистично.

Rockstar шли к пятой части планомерно, попутно используя другие свои вселенные, созданные или вернувшиеся на игровой Олимп. За минувшую пятилетку появился Red Dead Redemption , который подарил GTA 5 , богатство локаций (леса, поля, горы), фауну и охоту на нее; L.A. Noire отгрузил в главный проект лицевую анимацию; ну а возрожденный Max Payne 3 , очевидно, добавил Grand Theft Auto 5 обновленную стрельбу и bullet-time . Все элементы, привнесенные из других игр Rockstar , здесь смотрятся к месту, но что сказать о нововведениях самой Grand Theft Auto , что принесла своим выходом. Первое, что крутится на языке - история. Поскольку повествование ведется от лица трех персонажей. У каждого есть своя мотивация. У Франклина - это деньги, у Майкла - это деньги, у Тревора - это… не деньги, это сама жизнь. Что скрывать, Майкл и Франклин, похоже, могут быть законопослушными гражданами, но сама жизнь, и выбор их главными персонажами GTA 5 диктует им преступное настоящее и будущее. Раз, попав на темную сторону, они уже не могут с нее свернуть и вся событийная линейка, только заставляет убеждаться в пророческих словах мастера Йоды из бессмертных Звездных Войн. Что же касается, безусловно, самого яркого персонажа игры Тревора - для него только такая жизнь может быть единственно возможной.

История повествуется тремя персонажами, раскрывается характер каждого из них. В том числе для этого используется окружение - друзья. То есть тут включается принцип, «скажи мне, кто твой друг и я скажу кто ты». Однако то, что нам обещали разработчики, оказалось некоторой утопией: не в любой момент игры, вы можете переключаться на одного из трех протагонистов. Стоит отметить, что само переключение не происходит быстро - камера сначала долго отлетает, а потом также долго влетает в жизнь выбранного персонажа. Никто из героев не выполняет квесты сам, хотя это логично. И часто вы оказываетесь рядом с ними, пьющими кофе, разговаривающими по телефону на бытовые темы или сидящими в машине. Чтобы подразделять миссии, здесь используется цветовая дифференциация: есть миссии, которые универсальны для всех, и вы можете увидеть лишь разные предварительные ролики от лица персонажа, приехавшего непосредственно на «стрелку».

Самое интересное нововведение касается крупных ограблений, в которых могут участвовать персонажи (на игровых вы можете переключаться, чтобы выполнять разные цели, но только описанные заранее в плане) и дополнительные силы - водители, налетчики, хакеры и прочие. Тут у вас будет выбор. Для начала придется избрать план нападения, затем подобрать нужных для его исполнения людей. У каждого есть своя специализация, свои характеристики и ставка за выполнение дела. Причем те, кого вы берете на дело получают некий опыт и прокачиваются, но их ставка при этом не увеличивается, поэтому иногда на дело можно взять человека послабее, чтобы прокачаться. Но это рисково: мы, взяв на одно такое ограбление, слабого стрелка, чуть было не потеряли треть дохода от дела, поскольку взятый нами человек упал с мотоцикла, благо наш герой успел среагировать и подобрать деньги. Часто в таких миссиях, играбельные персонажи отвечают за отдельные задачи, поэтому игра сама будет перекидывать вас на нужного героя, чтобы тот выполнил свою цель. Выглядит это интересно, а в случае с большими перестрелками это еще и достаточно удобно, поскольку протагонисты могут расположиться в разных точках представленной локации и на разной высоте, и даже с разным вооружением, включающем снайперскую винтовку или гранатомет.

В Grand Theft Auto 5 достаточно много мини-игр, основанных на видах спорта. Местный теннис на корте - мало чем отличается от серий Top Spin и Virtua Tennis , также вы можете заняться триатлоном или покататься на гидроцикле. Есть возможность поиграть в гольф и заняться йогой, при этом йога навязывается сюжетом. Эти занятия вряд ли кого-то порадуют, поскольку представляют из себя бессмысленную и беспощадную серию QTE , завязанную на удержание правильного положения стиков и нажатием обеих курков. Если вы заваливаете упражнение, сместив на миллиметр один из стиков, то цепь начинается заново. А таких серий предстоит выполнить штук семь, каждая из которых состоит не из одного единственного движения.

Как песочница игра предлагает немало занятий, в том числе охоту, прыжки с парашютом, экскурсии, поездку на фуникулере, но все же миссии - важнее исследований. Сюжетных миссий предстоит 69. Но куда без сайд-миссий? И тут есть очень забавные вроде персонажа Барри, который предлагает легализовать наркотики. История Барри раскрывается для каждого из героев: это делает игру похожей к Saints Row , потому что в этом сайд квесте она логично превращается в треш-проект. Здесь вас ждут странности и смешные шутки. Есть и другие сайд-квесты, которые запомнятся многим: миссии за паппараци или за двух безумных селебрити-хантеров - очень интересны по заходу. Есть и откровенно тупая история, которая заставляет Франклина почему-то приехать в Сэнди Шорс, найти странного человека и узнать о космическом корабле, который бороздил просторы Большого театра, а потом разлетелся на куски, которые теперь разбросаны по всему штату Сан Андреас.

Сюжетные миссии тоже иногда отличаются странностями. Бывает, выполняешь одну миссию в течение получаса, а потом готовишь крупное ограбление, которое подразделяется на 5 мини-заданий, за которые надо угнать 2 автомобиля и купить костюмы. Каждая из них выполняется за «три секунды» и чаще требует исключительно капиталовложения.

В части сюжета, игра сделана по лекалам лучших криминальных фильмов, многие ходы тут являются цитированием. Например, в игре в виде рэндом энкаунтеров цитируются «Старикам здесь не место », не обошлось и без цитаты из 007 . В том числе игра вспоминает саму серию: вспоминается и Нико Беллик, увидите вы и одного из героев прошлой части. Также GTA 5 пытается усмехаться над событиями на злобу дня, будь то презентация нового iPhone или каминг-аут известного баскетболиста. Многие события современной американской культуры нашли здесь свое отражение. Но все же следует признать, что большинство шуток Grand Theft Auto 5 рассчитаны на подростковую аудиторию.

Любовной линии в отличие от GTA 4 тут практически нет, взаимоотношения между персонажами есть, но не являются чем-то важным для сюжета. Любви Франклин предпочитает поход в стрип-клуб с приватным танцем и забавной мини-игрой. Вскоре после успешного завершения этой задачки, танцовщица предложит съездить к ней и все ваши отношения будут складываться из эротических смсок и звонков с просьбой приехать. Майкл, кажется, вообще остыл к женщинам, в ходе полного странностей брака. Тревор - беспредельщик. Он может «любить» все, что движется, но это будут либо сюжетные ролики, либо съем проститутки на трассе и выбор одной из услуг, описанных лишь денежными эквивалентами в 50, 70 и 100 баксов. Секса в игре много, романтики - никакой.

Музыкальная составляющая в игре, как всегда сильна. Радиостанций стало больше, есть как ритмы западного побережья и восточного, есть попса, классик рок, кантри и другие жанры, а Weazel News продолжает сообщаться о действиях героев со стороны.

Grand Theft Auto 5 осталось все той же самой игрой в открытом мире, которая является эволюцией самой серии, но вряд ли эволюцией жанра. Непонятно зачем используется три персонажа: Франклин и Майкл являются тенью величия Тревора, который подобно звездному актеру, купается в доверенной ему роли. Все эти переключения между героями добавляют игровому процессу интриги, но не являются чем-то сверхъестественным.

Возможно, Grand Theft Auto 5 принял идеи конкурентов, частично свалившись в треш-вотчину Saints Row , добавил не очень удобную настройку машин, появилась покупка недвижимости, как во многих песочницах, однако тут же появились связанные с этим миссии в стиле доставить груз за указанное время, которые призваны лишь увеличить ваше пребывание в песочнице. Добавилась игра на бирже: вы можете вложить все деньги в акции компании и надеяться, что они вырастут в цене, но компании, на которые вы влияете в ходе выполнения миссий вы чаще всего не находите на рынке, а следовательно не можете купить их акции, а также вы не можете предугадать падение или рост цен на акции других компаний и рискуете вложиться в невыгодный изначально проект, потеряв часть денег.

Важно сказать при этом внимание к деталям. К примеру, если вы садитесь в машину, а ваш друг хватается за ручку дверцы, вы можете стартовать, и NPC упадет, зацепившись за дверь, как это могло бы быть в реальной жизни. На вас могут напасть в гетто, если вы сидите в машине и копаетесь в мобильнике. Очень понравилось ездить на кабриолете, поднимая или опуская крышу в зависимости от настроения. Забавно также отмечать разницу между протагонистами: Тревор и Майкл выбивают стекло машины, в то время как Франклин взламывает двери отмычками. Также разница есть и в мобильниках - если у Франклина это нечто похожее на Андроид-фон, то у Майкла вариация на тему iPhone , а у Тревора, безусловно, ОС Windows Phone 8 .

Герои отличаются еще и характеристиками: есть параметр Силы, Стрельбы, Вождения, Пилотирования и других. По ходу игры, они увеличиваются в зависимости от действий персонажей. А еще параметр «Спецспособность», которая есть у каждого персонажа. У Франклина время замедляется во время вождения, у Тревора во время стрельбы - получается эдакий рэйдж с увеличенным уроном, а у Майкла чистейший Bullet Time из Max Payne 3 , из-за чего игра теряет в реализме.
В игре также вам постоянно пытаются навязать скачивание приложения iFruit, которое ничего не добавит в геймплей. Вы сможете модернизировать автомобиль или дрессировать Чопа, играя за Франклина, но смысла в этом приложении откровенно немного. Можно делать и делиться фотографиями с телефона с друзьями в сети, но зачем это? Тоже непонятно. Особенно с учетом того, что качество фотографий откровенно не очень. Покупка шмоток, смена причесок (из максимум пяти вариантов) и бороды, набивание татуировок - тоже не понятно кого сможет увлечь. Сюжетно это оправдано по одному разу, равно как и покупка вооружения. За игру, мы пару раз заезжали в AmmuNation , чтобы купить нужное вооружение для миссии, и это была точка во время сюжета. Однако в ходе выполнения миссий, оказывалось, что персонажи не пойми откуда берут арсенал. Так однажды Тревор вытащил, откуда ни возьмись, гранатомет, а у каждого из персонажей оказался полный сундучок разных пушек.

Есть также ощущение, что количество полицейских машин в городе сильно уменьшилось в сравнении с четвертой частью, но стоит отметить, что преследуют они пожестче, да и, скорее всего, начнется все с двух звезд розыска, одна звезда практически никогда не зажигается. Кулдаун у полиции теперь длиться дольше, однако можно спрятаться за каким-нибудь зданием или колонной вне дороги, и искусственный интеллект скорее всего вас потеряет.

Стоит отметить и тягу героев к суициду. Если вы будете бежать на стену и прыгнете за метр до стены - персонаж с разбегу врежется в нее и очень больно удариться. Хотя это не коснется здоровья героя, но подобное решение бесит, герои периодически бьются головой об стену, хотя могли бы вообще не совершать подобного.

Что касается локализации, выполнена она очень неплохо. На русский переведены все меню и сделаны субтитры. Количество жаргонизмов тут зашкаливает, поэтому субтитры часто спасают. Кроме того, переведено все достаточно добротно и честно.

Grand Theft Auto 5 - это аттракцион-песочница, которую ждали 5 лет, поигрывая в другие проекты Rockstar. Безусловно, игра заслуживает тех лет разработки и тех денег, которые она стоила, также, как и тех, которые отбила за первые дни продаж. Это не проект, который выходит раз в год, каким стал Call of Duty, а остался желаемым и не набил оскомину. Но все же стоит признать честно: не все элементы игры отшлифованы до блеска, а концепция могла пойти дальше, при этом не используя идеи конкурентов в лице Saints Row.

Серия Grand Theft Auto - очень своеобразная, поскольку она предоставляет геймерам не просто игру, а настоящую жизнь внутри игровой приставки. Смело продавайте свой велосипед и отключайте телефон. Забудьте о магазинах и людях на улицах. Не пытайтесь играть в теннис, ходить в походы или заниматься дайвингом. Плотно закройте дверь комнаты, включите приставку и погрузитесь в почти реальный мир со всем этим многообразием занятий, которые в обычной жизни вы не особо-то и любили.

Количество вещей, которые можно делать в GTA 5, просто поражает. Игра позволяет заняться теннисом или гольфом, водить машину, вертолет или самолет, грабить банки, ходить по магазинам, нырять с аквалангом и плавать в океане, летать, бегать, общаться, пьянствовать и многое другое. GTA 5 действительно открывает перед нами насыщенный уникальный мир, наполненный всеми возможными развлечениями, которые могут быть интересны в игре. Более того, карта этого проекта невероятно огромна, так что вы даже не будете знать, какой сюрприз ожидает вас за углом.

Лос-Сантос многоликий и большой. Кажется, что вся Америка со своими разнообразными городами и пригородами, океанами и реками, зданиями и людьми отражена в одном этом городке. И сейчас мы говорим не только о пейзажах и развлечениях, но и о политике, экономике и культурной жизни. GTA 5 - это великолепная сатира на современную американскую реальность. И в игре родная страна разработчиков нарисована мрачными красками и полна пороков и грехов. Жадные, подлые и жаждущие власти политики, пьяные престарелые звезды, озлобленные и несчастные люди - все они составляют сердце Лос-Сантоса, города, в котором быть бандитом нормально. Здесь царит брутальная атмосфера, а женщинам разработчики отвели лишь несколько малозначительных ролей, насытив проект истинно мужским скабрезным юмором.

Каждый квадратный километр города уникален и детализирован. Здесь вы не найдете одинаковых героев и похожих зданий, а каждый элемент окружающей среды выполнен просто великолепно. Более того, в игре все живое и эмоциональное. Город похож на настоящий мир, а не на искусственно созданную модель. Разница между GTA 4 и GTA 5 также огромна, и каждая деталь в новой игре была тщательно переработана. Анимация персонажей особенно хороша в сравнении с прошлыми частями серии, а еще сюжет, диалоги и развлечения перешли на качественно новый уровень. Система чекпоинтов, которая теперь присутствует в миссиях, делает игру значительно более удобной. И кроме того, в GTA 5 почти нет багов, что для проекта такого масштаба действительно достойно восхищения.

Мы можем еще долго хвалить открытый мир игры, но давайте поговорим о ее основной части - о миссиях. Как вы уже, вероятно, знаете, в проекте три главных героя - Майкл, Франклин и Тревор - и вы можете переключаться между ними в любое время. Введение трех героев вместо одного было отличным решением разработчиков, потому что теперь протагонист GTA не создан по принципу “все в одном”, а значит не станет играть в боулинг и убивать людей с одинаковым выражением лица. Для каждого героя в игре уготована своя персональная роль. Майкл представляет собой фешенебельность города и идеально подходит для элегантных и продуманных преступлений. Франклин является частью бандитизма более низкого уровня, а Тревор - это просто ненормальный фрик, который может убить десяток людей за раз. Пока вы исследуете открытый мир игры, переключение между героями напоминает работу с Google Maps, в процессе чего вы обнаруживаете персонажей в разных частях города и занимающихся своими повседневными делами. Во время миссий переключение мгновенно, так что меняя одного героя на другого, вы будете чувствовать себя режиссером блокбастера, который пытается найти лучшее положение камеры, чтобы сцена преступления выглядела наиболее интересно.

Некоторые миссии кажутся несколько ненормальными, но несмотря на это все они очень сложные и интересные. Каждое задание состоит из множества деталей и долгой подготовки, и на этом шаге вы можете делать выбор, меняя таким образом ход игры. Так что можно пройти одну и ту же миссию несколько раз, при этом получая немного другую игру. Чтобы завершить все миссии по одному разу, вам понадобится около 30 часов, а на исследование открытого мира проекта вы потратите еще больше.

В заключение

Игра потрясающая. GTA 5 должен попробовать каждый.

MENSBY

4.6

Cвирепая, гипертрофированная игра в преступность GTA 5. Том Хоггинс в своем обзоре анализирует эту нигилистическую, великолепную и технически совершенную видеоигру.

Оценка: *****

Платформы: Xbox 360, PlayStation 3

Разработчик: Rockstar North

Конечно, она великолепна.

Учитывая хорошую родословную и почти невыносимую шумиху перед выходом Grand Theft Auto V, было бы удивительно, если бы она не стала пятизвездным продуктом высшего класса, как и ожидалось. Grand Theft Auto V стала кульминацией дизайна видеоигр с открытым миром и колоссальным техническим достижением разработчиков. В ней используются модели и лекала, заложенные играми-предшественницами, но она развивает их, полируя некоторые грубые поверхности и сглаживая острые углы. Из общего шаблона игра не выходит и может порой показаться дерзкой, злобной и нигилистической. Но, несмотря на эти непривлекательные черты, эта игра создавалась на основе глубоких знаний механики и с огромным артистизмом.

И еще она стоила денег. Больших денег. Если поверить в то, что GTA V действительно стоила 170 миллионов фунтов стерлингов, то ее следует назвать самой дорогой из всех когда-либо созданных видеоигр. Такая щедрость и расточительность буквально сочится из пор Лос-Сантоса, ставшего по версии Rockstar извращенной копией Лос-Анджелеса и грандиозной сценой, на которой выступает наш резвящийся преступник. Этот виртуальный мир отличается таким колоссальным размахом и тонкими деталями, что остается загадкой, как разработчики сумели впихнуть все это в аппаратные устройства нынешнего поколения.

Сам по себе урбанистический пейзаж этого огромного города представляет собой лабиринт из дорог и узнаваемых районов. Стробери — это район ограниченной социальной мобильности: заколоченные витрины, невзрачные, крытые шифером хибары и разрисованные бандитскими граффити стены. Центр города — это средоточие устремленных ввысь небоскребов и улиц, по которым городские бомжи бредут рядом с обеспеченными и образованными офисными менеджерами. В Рокфорд-Хиллс расположены самые богатые и шикарные городские особняки и дорогие отели, теннисные корты и гольф-клубы (там можно поиграть, что тоже приятно). Веспуччи-Бич — это настоящий муравейник, где полно красоток в бикини и дорогих яхт для проведения вечеринок. А Вайнвуд — это блестящее неоновыми огнями пристанище кандидатов и кандидаток в кинозвезды.

Если поехать на север, город растворится, превратившись в сельскую местность. Приехав в округ Блейн, вы обнаружите поросшую кустарником местность, где полно стоянок для жилых автоприцепов и мерзких захолустных баров, устроившихся в тени горной гряды.

Это грандиозная игра. Масштабы карты GTA V сами по себе производят большое впечатление, но и тонкие детали в игре прорисованы с не меньшей тщательностью. Коробки, небрежно разбросанные по дому. Указатель китайского ресторана, намалеванный кое-как на заборе из металлического листа. Вечернее солнце, заливающее оранжевым светом ландшафт и заставляющее сверкать автомагистрали Лос-Сантоса. Черт, меня впечатлило даже то, что шлепанцы моего героя издают настоящие шлепающие звуки. Создатели игры не пожалели ни денег, ни сил, создавая всю эту колоссальную массу.

Можно сказать и по-другому. Лос-Сантос создает впечатление города, в котором живут люди, а не виртуальной игровой площадки, созданной для вашего развлечения. Но в таком подходе таится опасность. Настоящие города могут показаться не такими интересными, как этот сделанный на заказ урбанистический и подлинно американский тематический парк. Но, так или иначе, в руках Rockstar он заработал. Мое восхищение дизайнерами этой видеоигры безгранично. Но я не могу понять, каким образом такую огромную массу земли как Лос-Сантос удалось настолько тщательно прорисовать и сделать столь восхитительно интерактивной. В дизайне карты присутствует естественная открытость, разнообразие и убедительность, из-за чего изучать эти места исключительно приятно. Кроме того, миссии этой игры разворачиваются таким образом, что их ожидаемые и неожиданные повороты будоражат и вызывают сильное волнение.

Вот я нахожусь в центре города. Украв некое ценное оружие у грабителей ювелирного магазина из их автофургона прямо на ходу, я привлекаю к себе внимание местной полиции. Позади меня ревут сирены, я гоню свою машину по лабиринту городских улиц и наконец оказываюсь на автостраде. Я с ревом вливаюсь в поток машин, которые бросаются от меня врассыпную и врезаются в разделительное ограждение. Вскоре я оказываюсь за городом, съезжаю с главной дороги в кусты и качу по пыльному проселку, натыкаясь на кочки. Оставив позади полицейских, я бросаю машину за баром, захожу в дешевый магазин, покупаю новую одежду и нахожу другой автомобиль. Я уехал на много миль от точки начала погони, местность вокруг меня совершенно другая. Я оказался в каком-то захолустье черт знает где, вырвавшись из цепких лап закона, и меня ждет захватывающая поездка обратно в город.

Такой сценарий обеспечен несколькими вещами. Первое — это дизайн карты игры с широкими дорогами, позволяющими пробиваться вперед в плотном потоке транспорта. Окружающая картина настолько убедительна, что все эти просторы кажутся не имеющими ни единого изъяна от начала и до конца.

Во-вторых, Rockstar изменила характер охоты полиции за героем. Теперь ты можешь играть с ней в прятки с самого начала, прячась где-нибудь в переулке или под мостом, и наблюдая за крадущимися мимо патрульными машинами. Либо ты можешь решиться на отчаянную и стремительную гонку, попытавшись оторваться от погони копов. Выбирать тебе.

В-третьих, работа автомобилей в пятой серии GTA намного реалистичнее и жестче, чем в четвертой. Там сохранен вес и гиперактивность машин из GTA IV, но лишь настолько, чтобы аварии казались настоящими, чтобы труднее было управлять машиной на крутых виражах. Но ты не теряешь контроль над автомобилем, и вождение доставляет здесь гораздо большее удовольствие. В четвертой серии управление машиной было не менее великолепным, но чтобы привыкнуть к рулю, требовалось какое-то время. В пятой серии управлять машиной проще, и привыкаешь к ней быстрее. Это относится также к морским транспортным средствам и к самолетам.

Вождение - это та часть GTA V, где налицо технические усовершенствования по сравнению с играми-предшественницами. Но пока мы не залезли в дебри механики, давайте поговорим о самых революционных новшествах пятой части. Вместо традиционной привязки к одному герою в GTA V ты играешь за троих отдельных персонажей криминальных наклонностей. Такое новшество на бумаге кажется чем-то несущественным, но на практике это настоящее откровение, из-за чего просторы Лос-Сантоса становятся более проходимыми, так как ты можешь свободно переключаться с одного персонажа на другого. Это придает миссиям дополнительную пикантность и усложняет сюжет, делая его более многоуровневым.

Итак, знакомьтесь с парнями. Майкла Rockstar назвала «героем GTA, который победил». Это отошедший от дел грабитель, попавший в программу защиты свидетелей и сохранивший при этом кучу денег, которые он накопил за долгие годы «работы». Он живет тихой и скучной жизнью в огромном особняке в Рокфорд-Хиллс вместе с женой и двумя детьми. И ненавидит такую жизнь.

Франклин — это молодой член уличной банды из Стробери. В начале игры он работает на нечестного и изворотливого армянина, владеющего автосалоном, и занимается конфискацией взятых в кредит автомашин из-за долгов. Франклин гоняется за теми, кто (видимо) просрочил оплату. У него есть свой нравственный кодекс, но он не пытается оправдывать свое занятие. Его амбиции ограничиваются лишь повышением качества совершаемого преступления.

Тревор — бывший партнер Майкла. Это неотесанный психопат и сексуальный маньяк. Тревор — исключительно мерзкий тип и самый неприятный герой в Grand Theft Auto.

Каждый из героев — это дань памяти бандитам и ворам из предыдущих серий GTA. Майкл с его высокомерием и самодовольством, одержимо цитирующий фразы из фильмов 80-х годов — это настоящий Томми Версетти из Vice City. Франклин — это Карл Джонсон из San Andreas. А Тревор? Возможно, это вы. Тревор — это игрок Grand Theft Auto, устраивающий бойню на улицах и давящий людей просто для того, чтобы заработать очки, выйти на новый уровень и начать новое кровавое побоище. Это искаженное и отвратительное отражение всего того, что GTA позволяет тебе делать, но почти никогда открыто не поощряет. Rockstar хочет, чтобы ты взглянул ему в лицо и ощутил дискомфорт. Это действует.

Коллектив не самый приятный, мягко говоря. Похоже, разработчики близко к сердцу приняли основную критику в адрес GTA IV: что существует неувязка между чувством собственной вины и чести Нико Беллича и тем хаосом, который он злорадно устраивает. В GTA V это учтено, и сделана попытка ввести в контекст буквально каждое ваше действие, от стремления героев выполнять побочные миссии до их основных занятий. Франклин гонится за адреналином и любит скорость. Поэтому вы обращаетесь к нему, когда устраиваете гонки по улицам. А Тревор — это единственный персонаж, которому можно поручить миссию, требующую буйства и неистовства. Ему вполне можно поставить задачу в слепой ярости стереть с лица земли нескончаемую армию неотесанных дуроломов после того, как один из них сказал ему такое, чего мы не можем напечатать в приличной семейной газете.

GTA дает ощущение свободы, и вы можете беспричинно устраивать резню на улицах, воюя с кем пожелаете. Но если у вас есть такие наклонности, вам лучше переключиться на Тревора. Это весьма любопытная форма ролевой игры с оптимальными героями. Rockstar постаралась сделать так, чтобы все шалости и проказы из прежних игр GTA были вам доступны. Но при этом она предоставляет вам возможность выбирать людей так, чтобы это не вызывало противоречий с созданными персонажами.

Но это порождает некоторые издержки, состоящие в том, что основная сюжетно-тематическая картина в GTA V становится безжалостной и человеконенавистнической. В GTA IV слова Нико иногда входят в дисгармонию с его действиями, однако этот герой был создан со странным чувством теплоты, которая в новой серии практически отсутствует. Франклин наиболее симпатичен. Это умный парень, вставший на скользкую дорожку преступности. А у Майкла есть свой извращенный кодекс чести. Но в основном все они — ужасные люди, делающие ужасные вещи с другими ужасными людьми.

GTA часто хвалят за тонкое сатирическое изображение американской социальной исключительности и наигранности. Но на сей раз Rockstar прошлась по ней огромной кувалдой, безжалостно разгромив всемирную одержимость социальными сетями, праздными знаменитостями и пустыми светскими львицами. Это сделано сильно и с юмором, который иногда умен, иногда резок — но зачастую очень забавен. Но Grand Theft Auto — комедия самого черного, как ночь, цвета. Она свирепая в своем варварстве, но это не всегда идет ей на пользу.

Возможно, сюжет у игры мрачный, грубый и тяжелый, но он великолепно вплетается в ощущение взаимодействия. Три персонажа работают под авторским контролем Rockstar, действуя в сюжете в разных ипостасях и с разных сторон, имея разные точки зрения. И при этом игрок постоянно чувствует, что у него есть варианты переключения с одного на другого. Если вам стало скучно в компании одного героя, вы можете переключиться на другого и продолжить его историю. Каждый из них получает задания от разных людей, и их миссии — это самое лучшее, что есть в серии, так как они отличаются разнообразием и вызывают душевное волнение. Хотя езда и стрельба по-прежнему составляют основу GTA, ее контекст и та исключительная легкость, с которой в пятой серии мы взмываем с земли в воздух, а потом ныряем в воду, делают основные миссии просто великолепными.

Техника решения этих миссий тоже во многом усовершенствована. Вождение мы уже обсуждали, но и в стрельбе налицо такое же улучшение качества. Взрывы кажутся более реальными, в них присутствует какая-то мощная тяжесть, которую Rockstar явно позаимствовала у другой игры — Max Payne 3. А богатый выбор вариантов прицеливания позволяет вам подгонять перестрелки под свой вкус и возможности. Стрельба из укрытия и быстрые перебежки в ограниченном пространстве могут показаться немного неуклюжими, однако точное прицеливание и богатые эффекты превращают перестрелки в увлекательное и волнующее занятие.

Действие улучшается еще больше, когда герои собираются вместе. У каждого есть свои навыки и умения, которые можно усовершенствовать за счет тренировки (можно поучиться в школе пилотов лучше летать, можно отправиться на стрельбище и попрактиковаться в меткости). Кроме того, у персонажей имеются личные и уникальные способности. Майкл во время перестрелок точен и рационален, Тревор действует яростно, что усиливает его наступательную мощь и одновременно уменьшает наносимый ему ущерб. А Франклин великолепно водит машину.

Если быстро переключаться с одного героя на другого, это придает игре больше энергии, а погоням больше динамичности, позволяя вам занимать разные позиции в перестрелке либо выполнять совершенно другую задачу. В одной из миссий Тревор летит на вертолете, Майкл спускается на веревке со здания, а Фраклин прикрывает его из снайперской винтовки с крыши противоположного дома. Это смотрится просто отлично.

Лучше всего персонажи GTA V работают совместно в моменты ограблений. Вдохновение разработчики черпали в успешном ограблении банка в GTA IV. Грабежи — это важная составляющая GTA V, и они стали ее несомненным триумфом.

Ограбление вы готовите с самого начала: вы замышляете его, разрабатываете, а потом осуществляете. Метод проникновения вы выбираете сами. Иногда вы действуете скрытно, а иногда с автоматами наперевес. Иногда вам приходится делать выбор между двумя совершенно разными миссиями. Вы сколачиваете банду для ограбления из взломщиков, водителей и стрелков. Одни члены этой команды лучше других, и менее опытные преступники получат меньшую долю. Здесь возникает вопрос о поиске баланса: если у вас сильный взломщик, вы получите больше времени для действий без сигналов тревоги и сирен; а вот плохой водитель может выбрать неправильную машину для ухода от погони.

При первом ограблении я решил сэкономить на стрелке, поскольку надеялся взять банк без стрельбы. Но тот идиот, которого я взял на дело, во время нашего отчаянного бегства взял и врезался на своем мотоцикле во что-то. Он потерял при этом больше денег, чем взял бы в качестве куша более опытный грабитель. Это как азартная игра, но если вы берете одних и тех же членов команды на новые ограбления, их навыки улучшаются, а затраты остаются без изменений. Конечно, если они останутся в живых.

Этот маленький, но существенный элемент стратегии и принятия решений создает у вас ощущение, что это ваше собственное ограбление, а не игра. Реальное осуществление не такое открытое, как, скажем, в Deus Ex, где вы можете на ходу принимать решения. Здесь, когда вы приняли решение о тактике действий, игра сама будет подгонять заранее заданные цели под ваш выбор. Но такова Grand Theft Auto в своем лучшем виде, с ее многогранными миссиями, когда создаются самые разные комбинации действий, а игрок ощущает большую степень свободы. Это характерная и даже определяющая особенность новой игры. Да, и в этой серии появились, наконец, контрольные точки внутри миссии, существенно снизив ощущение отчаяния и неверия в собственные силы, когда прохождение тебе никак не удается.

Главные черты и характеристики многочисленных персонажей и ограблений оказались, таким образом, вполне удачными. Но и детали не менее совершенны. Несмотря на умопомрачительный размах игры, это самая солидная с технической точки зрения серия Grand Theft Auto. Частота кадров там меняется очень редко, традиционные глюки присутствуют, но их стало намного меньше (заметить их можно только с воздуха), а ошибки в программе случаются редко. В такой колоссальной игре не могут не появиться периодические странности и причуды, например, пешеходы натыкаются на стены, а машины застревают в заборах. В один из моментов автомобиль, который я спрятал в гараже у Франклина, произвел на свет клона, который весьма рискованно устроился на крыше у оригинала. Кроме того, я умудрился запереть Тревора в гараже после того, как он поставил туда свой внедорожник, а потом не смог протиснуться между ним и стеной.

Но все это неважно. Grand Theft Auto V — это все равно исключительное техническое достижение и просто сказочная игра. Я не уверен в том, что безоговорочным успехом является каждая ее деталь, и жестокая суровость игры несколько утомляет — но это смелый и блестящий шаг к совершенно новому поколению видеоигр. GTA 5 бросает вызов всей игровой индустрии блокбастеров, предлагая ей попытаться догнать ее по масштабам. Но хотя на горизонте замаячили новые консоли, пройдет немало времени, прежде чем кто-то выйдет на ее уровень.

Сколько на свете игроков в Grand Theft Auto, столько и представлений о том, как в нее нужно играть. Не верьте сказкам, будто GTA нужна, только чтобы с бензопилой за проститутками гоняться, — если бы все было так просто, давно оставила бы Rockstar North без работы. В вы будете смотреть мультфильмы и заниматься йогой. Убивать и грабить тоже придется, но не от хорошей жизни. Намасте.

Генератор счастья

Действие четвертой и пятой GTA, как известно, происходит в новой реальности, где не было ни Клода, ни Томми Версетти, ни Си-Джея. Вышло почти как с перезапуском Star Trek от Джей-Джей Абрамса или перезагрузками комиксовых серий : названия те же, места те же, но всё — другое.

Поэтому возвращение в Лос-Сантос несколько опустошает. Переделанный для нового поколения город сохранил кое-какие внешние черты, но в целом стал совершенно незнакомым. Например, от старой Гроув-стрит, где по сюжету San Andreas жили Карл Джонсон и его банда, остался только затхлый дворик, а его прежних обитателей будто никогда и не существовало. Ныне здесь живут фиолетовые «Баллас», и, если умудриться явиться сюда пешком, ребята грабанут вас всем районом.

Целую эпоху из истории Сан-Андреаса просто стерли, а сам штат перестроили заново. Из трех городов остался один Лос-Сантос, но он настолько преобразился и разросся, что стал-таки похож на настоящий город.

Новый Лос-Сантос — едва ли не более запутанный, чем новый Либерти-Сити. GPS-навигатор станет вашим лучшим другом и в городе, и за его пределами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: отсылки к GTA IV встречаются на каждом шагу: иногда беглые упоминания («Был в Либерти-Сити один парень из Восточной Европы, но он залег на дно... »), а иногда и персонажи. А то, что забыли про события , — оно, может, и правильно. После того дурдома, которым закончилась история Си-Джея, от Лос-Сантоса должны были остаться одни руины.

Вся территория (сам город размером с новый Либерти-Сити из GTA IV — плюс прилегающая к нему сельская местность площадью еще два раза по столько же) в кои-то веки открыта с самого начала: никаких оправданий типа «мосты закрыты из-за террористической угрозы». И везде, абсолютно везде , можно наткнуться на что-нибудь интересное.

Природа в пригороде Лос-Сантоса просто волшебная. Горы, каньоны, водопады, пустыни, болота и куча живности, на которую можно охотиться (или угодить ей на обед), — опыт Red Dead Redemption не прошел для Rockstar даром.

В первую очередь это и отличает GTA V от коллег по жанру — песочница здесь настолько яркая, продуманная и непредсказуемая, что в любую минуту можно вляпаться в историю. Бандиты воруют сумочки, мотоциклы и машины (а вы можете помочь владельцу вернуть украденное), копы перестреливаются с уличными бандами и реднеками (участвовать не возбраняется), лесные олени выбегают на дорогу (хороший олень — сбитый олень), на стройках происходят аварии, люди ругаются, дерутся...

Каждую, каждую секунду что-то где-то происходит. Это не просто декорации (ведь вы можете вмешаться в любое случайное событие), но и не «потемкинские деревни», отгроханные нарочно для вас, — Лос-Сантос прекрасно обойдется своими силами.

GTA теперь — не просто территория, по которой нужно по сюжету ехать из точки в точку, время от времени, если заскучаешь, прерываясь на массовые убийства. Rockstar, пройдя тернистым путем эволюции, добились почти идеального игрового пространства, создали настоящую экосистему, почти без правил и условностей. Да еще и очень красивую и уютную.

После серого, удручающего, депрессивного Либерти-Сити из GTA IV Лос-Сантос кажется истинным раем. В котором, правда, слишком много людей, количество которых вечно хочется сократить.

Никогда еще в GTA не было настолько приятно просто ехать по шоссе. Из магнитолы звучит какой-нибудь Джерри Рафферти, мимо сплошным потоком несутся машины, деревья и какие-то хибарки, из-за гор выглядывает предзакатное солнце, машина подпрыгивает на неровностях дороги, и будто бы даже сопротивление ветра чувствуешь — не игра, а генератор счастья. В последний раз так было в прошлогодней солнечной , но то все же узкоспециализированная гонка. Так что, можно сказать, в генерации счастья у GTA V конкурентов нет.

Трое в тачке, не считая собаки

Когда стало известно, что в GTA V будет три главных героя вместо одного, у многих возникли сомнения — раньше Rockstar и с одним-то героем еле-еле справлялись. Но сомнения отпали — это лучшее, что можно было придумать, чтобы разнообразить игру. По сути, получилось три разных GTA, которые не просто сосуществуют, но и дополняют друг друга.




Франклин — типичный правильный «нигга», с четкой системой ценностей и гиперболизированным чувством преданности банде. Он юн, неопытен, но на удивление рассудителен, угоняет тачки на заказ и мечтает попасть на серьезное дело. Лишний раз рисковать не любит, но ради друзей готов на все.

Майкл — матерый грабитель, отошедший от дел и потерявший себя на дне бутылки. У него, в отличие от прежних героев, давно сложилась взрослая жизнь: особняк в Вайнвуде, полный гараж автомобилей, недовольная жена, дочь, гуляющая с порномагнатами и похотливыми шоуменами, и постпубертатный сынишка, который только и делает, что курит траву, троллит хомячков и играет в местный аналог Call of Duty .

А Тревор ... Тревор — просто психопат (у него даже справка есть). Живет в грязном трейлере, варит метамфетамин, орет матом по поводу и без, истребляет байкеров, а при первой возможности — бьет людей в лицо (и женщин, женщин тоже!). Абсолютно неуправляемый, дерзкий, склочный и социально опасный.

Франклин и Майкл, хоть и пытаются обмануть систему, все же живут по ее правилам; Тревор же — полный дегенерат, маргинал и асоциальный реднек — плевать на нее хотел. Как некоторые люди обычно играют в GTA, уничтожая все и вся на своем пути, так Тревор живет . И если в первых двоих можно заметить что-то от Си-Джея и Томми Версетти соответственно, то Тревор — это скорее Клод Спид из GTA 2, который выживает как может (и как умеет).

Все трое волею судьбы оказываются связаны общей сюжетной линией, которая, впрочем, сводится к стандартному для серии мотиву: заработай кучу денег и наживи как можно больше врагов (а потом убей их).

У Франклина есть ротвейлер Чоп, взаимодействия с которым гораздо меньше, чем хотелось бы. Через приложение iFruit для iOS пса можно кое-как выдрессировать, если привязать устройство и консоль к Rockstar Social Club. Только сомнительное это баловство.

Как и в прошлых частях, главная сюжетная линия в GTA V путанная и рваная — но это воспринимается уже не как недостаток, а скорее как отличительная черта серии. А вот рутины стало на порядок меньше — в основном благодаря тому, что между персонажами можно переключаться. Когда, скажем, Майклу приходится залечь на дно, мы переходим на Тревора, у которого на повестке очередная резня или безумная выходка.

Об обязательных гонках или печально известной летной школе из San Andreas вспоминать не приходится — все, что раньше казалось занудным «филлером», в GTA V осталось в лучшем случае в виде факультатива. Даже навязчивые свидания из GTA IV перестали быть навязчивыми. Никакого больше «Нико, пошли в боулинг! » с обидами в случае отказа. Хотите позвать напарников на прогулку — зовите. В подарок получите умильный эпизод со, скажем, нализавшимися Майклом и Франклином. Но требовать от вас никто ничего не станет.

Переключившись на персонажа, вы непременно застанете его за каким-нибудь делом. Совсем не страшно увидеть Франклина на прогулке с собакой или Майкла курящим сигару на берегу моря. Но вот Тревор...

День расплаты

Многие сюжетные задания в GTA V — совместные для всех трех героев, и тут новомодная геймплейная фишка с переключением персонажей уже работает не совсем так, как хотелось бы. Да, зачастую вы можете выбрать — управлять ли вертолетом в роли Тревора, десантироваться ли Майклом или прикрывать напарников Франклином, но на самом деле выбора нет: миссии строго следуют сценарию, лишь бы эффектно было.

Франклин убивает тех, кто прет в лоб, Майкл прикрывает тыл, Тревор взрывает вертолеты из гранатомета — и все в таком духе. Или, скажем, один летит на вертолете, другой едет следом на машине, а третий ждет своего часа в каком-нибудь амбаре. Иллюзия выбора получилась почти реальной, да и игрок благодаря этому всегда в центре событий, но необычных заданий, где взаимодействие персонажей качественно срежиссировано, не так много.

Не на все задания герои ходят втроем — иногда приходится брать в долю водителей, стрелков или хакера. Среди них встречаются занятные и даже знакомые личности — скажем, Патрик Мак-Рири из GTA IV.

Очень хорошо получились ограбления. Эти миссии происходят в три этапа: сначала выбираем один из двух путей решения (как правило, хитрый или «в лоб»), затем готовим все необходимое для операции (угоняем мусоровоз, тырим с военной базы вертолет, добываем маски и спецодежду), а потом выходим на дело. Во время ограблений случаются самые яркие и запоминающиеся ситуации в игре. Каждое из них — настоящая, по-голливудски поставленная феерия.

Единственная беда ограблений — их мало (с полдесятка на двадцатичасовую кампанию), а в остальных заданиях развитие не столь заметно. Многим поручениям свойственны те же дизайнерские ошибки, которые мозолили глаза еще в третьей GTA. Вот перед вами распласталась последняя жертва, вы готовитесь бедолагу добить, но время на таймере истекает — и провал! Вас угораздило сломать крыло самолета об куст в полуметре от маркера — и никого не волнует, что вы уже приземлились и до цели можно дойти пешком, начинайте заново.

Копы стали намного умнее и опаснее. Со временем находятся удобные способы избежать преследования (хотя четырех- и пятизвездочные погони все равно ничем хорошим обычно не заканчиваются), но на первых порах трижды подумаешь: а так ли мне нужна эта тачка?..

Вместо того чтобы бороться с такого рода условностями, Rockstar позволили пропускать неудобные моменты после трех неудачных попыток. Однако проблема не перестает оттого быть проблемой. На фоне почти совершенной экосистемы штата такие просчеты в миссиях расстраивают особенно.

Туда, где я не был

Мало какая игра обходится с дополнительным контентом так, как GTA V. Rockstar, прекрасно понимая, что многие игроки не заметят и половины побочных занятий, секретов и симпатичных мелочей, построили настоящий рай для исследователей. О том, что в игре есть акваланги, вам напомнят в единственной сюжетной миссии, и вы можете этот момент запросто упустить. Но если не упустите — откроете целый подводный мир со своими секретами, ценной добычей и кусачими акулами.

Стрельба по-прежнему ничем не примечательна. Она есть, она работает — всё. Зато появился почти нормальный «стелс». Давно пора!

Пролетая на вертолете за очередным поручением, трудно не заметить очередное любопытное место и не сделать в уме пометку «заехать в свободное время ». Еще труднее удержаться и не заехать во время рабочее: вокруг столько всего, что сосредоточиться на чем-то одном почти не получается. Дома по телевизору крутят передачи и мультики (о сатире, которой в GTA V вправду много, мы поговорим отдельно, потому что местные шутки пересказывать просто невозможно), в местном интернете десятки любопытных страничек.

Кроме того, во дворе можно побаловаться йогой, а если не нравится — сгоняйте на ближайший, скажем, теннисный корт. Практической ценности мини-игры вроде той же йоги почти не имеют: они улучшают параметры персонажей, но на ход игры это влияет минимально. Но главное — такие занятия есть, и они занимательные. Так что пусть будут.

В комплекте с коллекционной версией идет карта, на которой помечены секреты (пометки видны исключительно в ультрафиолете). Электронную версию карты легко найти в интернете.

Чтобы сделать жизнь в Лос-Сантосе еще более похожей на реальную, Rockstar стараются привить игрокам чувство частной собственности, и местами даже получается. У каждого персонажа есть личная машина: у Тревора реднекский и вечно чумазый пикап, у Франклина «пацанский» седан, напоминающий Lancer, и угнанный зеленый мотоцикл, а у Майкла — подобие престижной Audi А6.

Только эти машины и имеет смысл улучшать: они никуда не денутся и будут с вами всегда. Тюнинг двигателя, трансмиссии и прочего стоит дорого, а случайная машина может запросто исчезнуть, если вы не поставите ее в гараж (а иногда ), — деньги на ветер. Еще деньги можно вкладывать в недвижимость, как в Vice City, или играть на бирже.

Машины отличаются друг от друга сильнее, чем раньше, но управление ими достаточно упростили, чтобы приходилось реже врезаться.

БРОКЕРУ НА ЗАМЕТКУ: во всем мире цена акций различных компаний в первую очередь зависит от слухов и скандалов, но в GTA V все намного проще и брутальнее: покупаем акции какого-нибудь местного застройщика, затем идем к главному конкуренту и... убиваем всех. Акции конкурента вылетают в трубу, а цена акций нашего застройщика стремительно растет. Удивительно, как из-за действий Тревора, Майкла и Франклина в Лос-Сантосе не разгорелся очередной финансовый кризис...

Всем привет. На связи команда Gamebizclub. Сегодня мы представляем вам подробный обзор GTA 5 – одной из лучших игр последних лет и по совместительству самого качественного симулятора гангстерской жизни. Вышла эта игра 14 апреля 2015 года и с того момента, наверное, нет такого геймера, кто хотя бы немного не интересовался ею.

Из этой статьи вы узнаете:

Целый мир у ваших ног

Начнем, пожалуй, с сюжетной линии, которая с первых минут затягивает в игру с головой. Посмотрите ее официальный трейлер.

Пролог закидывает вас в самую гущу событий, а именно в ограбление банка, расположенного в Северном Янктоне. Тут вам и запугивание клерков, и взрывы, и перестрелки с ненавистными копами, а ведь прошло каких-то три минуты с того момента, как вы запустили недавно установленную игрушку.

После пролога стартует основное развитие событий – вы начинаете прохождение за чернокожего паренька Франклина, который грезит о больших деньгах и промышляет пресловутыми угонами для владельца местного автосалона.

Казалось бы, клише – во всех играх этой франшизы мы начинаем играть за простого гангстера и стараемся быстрее развиться. Однако, не все так просто – геймеру, по мере прохождения, открывается возможность играть еще за двоих персонажей – спокойного и расчетливого Майкла Таунли де Санта, а также за вспыльчивого и, пожалуй, самого харизматичного из всей троицы Тревора Филипса.

Итак, наличие трех главных персонажей, вместо одного, это уже нечто новое, но девелоперы решили, что подобного нововведения будет недостаточно, поэтому появилась масса различных развлечений, которые доступны параллельно с прохождением игры, например, игры на биржах во время заданий Лестера – благодаря хитрым манипуляциям в стиле Джордана Беллфорта (мы искренне надеемся, что вы знаете о таком великолепном махинаторе) на LCN и BAWSAQ можно поднимать колоссальные суммы, как то: к концу сюжетной линии на всех троих персонажей можно набить себе около 6 миллиардов долларов, а то и больше.

Закономерен будет вопрос – «Зачем такие суммы?». Ответ крайне прост – это ведь Grand Theft Auto 5, со всеми своими тюнингами, путанами, барами, да и покупку недвижимости никто не отменял (хотя, конечно, очень хотели: Дэн Хаузер в своем интервью для Game Informer, за десять месяцев до выпуска игры на прилавки, сетовал о том, что приобретение недвижимости искоренят из серии, однако, поклонники франшизы переломили ход событий).

Недвижимость, кстати, стоит баснословных денег, например, за гольф клуб геймеру придется раскошелиться на 150 миллионов долларов, а ведь это далеко не единственная собственность – целых 27 объектов недвижимости доступно на просторах Лос-Сантоса и округа Блейн. Из них только два достанутся персонажу бесплатно, оставшиеся 25 придется покупать за тяжеленные сумки наличности.

Помимо прочего, нельзя не отметить саму атмосферу игры – большинство российских (да и, вероятнее всего, всех НЕанглоязычных геймеров) рвут с головы волосы и негодуют по поводу отсутствия русской озвучки.

Что ж, дамы и господа – учите английский, поскольку RockStar не дают разрешения на перевод Grand Theft Auto V на другие языки.

В принципе, оно и понятно – слабо представляется, как локализаторы передадут характер, харизматичность и акценты персонажей. Хотя субтитры на русском языке присутствуют в игре.

Постановка кат-сцен, проработка диалогов все выполнено на ура. Очень радует причудливый юмор, а также отсылки к другим интересностям мира реального – не секрет, что разработчики теплятся душой к пасхалкам.

Три бандита – три веселых друга

Мельком мы рассказали про каждого из персонажей, но пришли к выводу, что едва заметное упоминание – это не то, чего заслуживают главные герои.

Начнем с Франклина – довольно-таки типичный персонаж подобных игр, он перебивается мелкими, и, разумеется, нелегальными заработками, в чем ему помогают «братки с района». Парень открыт к авантюрам, и, уверенно чувствует себя за рулем – его спецспособность замедлять течение времени, пока он находится за баранкой. Это, кстати, очень помогает проходить разного рода повороты, уходить от полицейских облав, да и вообще, очень прикольное умение.

Майкл Де Санта, урожденный Майкл Таунли – старый друг и подельник Тревора, ныне человек, который хочет отойти от всех дел. Спокойная и размеренная жизнь Майка прерывается, когда из его дома пытаются угнать автомобиль. Далее, события для него начинают запутываться в такой клубок, что ваши наушники, запутавшиеся в кармане – просто детская шалость. За этого парня вам нередко предложат пострелять, и что радует, стреляет он отменно. Если совсем худо – можно замедлить время и разобраться с противниками на манер Макса Пейна, однако, прыгать и вытворять прочие акробатические этюды не придется, как-никак мистеру Таунли давно не 20.

На десерт – Тревор Филипс – пьяница, убийца и просто хороший человек, который очень злится при малейшем упоминании о его канадском акценте. В своих активах имеет друга Рона и работника Шефа – этакий аналог Уолтера Уайта – парень отбивается от налетов конкурентов на лабораторию, которую друзья гордо называют Trevor Philips Industries, в ней Тревор проводит достаточно времени. Нередко при переключении на Тревора, вы найдете его в душевных муках – он будет пить, лазить по крышам, орать на всех и избивать особо отличившихся. Периодически им можно впадать в буйство, что обеспечит невероятную устойчивость перед повреждениями, которой позавидовал бы сам Халк.

После того как все трое знакомятся – начинается невероятное – пытки, слежки, погони и даже работа на правительство, если это можно так назвать. А чего стоят любовные позывы Тревора? Такой тонкий съем девушек, пожалуй, очень мило выглядит, для столь амбициозного мистера Филипса.

Моментов с сексуальным подтекстом в игре, кстати, очень и очень много, так что дабы не травмировать родственников отточите искусство мгновенного отключения монитора, или овладейте тактикой под кодовым названием «Alt+Tab». Сотни слов крутятся на языке, но подобрать какое-либо одно не получается, так как действие, происходящее на экране, описать словами практически невозможно.

Новые особенности

Gameplay – сильная сторона большинства игр этой серии, поэтому в рамках этой рецензии, обойти его стороной было бы неправильно. Поскольку Grand Theft Auto V является уже 15 игрой, выпущенной разработчиками в рамках этой франшизы, наша редакция предугадывает резонный вопрос читателя: «Чем сможет удивить эта игра?» и со всей уверенностью заявляем: «Всем! Абсолютно всем!». Теперь по порядку:

  • Огромный мир, полностью открытый к исследованиям и взаимодействию с ним: нередко мчась по шоссе, или исследуя городские проулки, вы будете встречать случайных людей, которым требуется ваша помощь. Что более примечательно, некоторые из них с лихвой отплатят за доброту, а другие и вовсе готовы будут пойти с вами на «дело».
  • На ПК и nextgen консолях есть вид от первого лица, и теперь ГТА можно позиционировать как самый полноценный симулятор жизни из всех существующих.
  • Переключение между главными героями – во время игры вы в любой момент сможете сменить одного персонажа на другого (если, разумеется, они уже открыты). У каждого из них есть своя семья, дом, да и сама жизнь, в которую вас буквально вбрасывает по ходу игры. Препятствовать этому может лишь прохождение задания или погоня полиции, но ведь это и понятно, искусственный интеллект за вас от погони уходить не будет, да и миссию проходить не станет.
  • Впервые игра такого масштаба и типа оснащена режимом online, который позволит насладиться игрой по сети вместе с друзьями. А если вы будете устраивать беспорядки, то персонажу будет присвоен статус «ненадежный игрок» и он будет иметь возможность играть на серверах только с такими же хулиганами.
  • Масса развлечений на тот случай, если прохождение надоело: теннис, стрип-клуб, парк аттракционов и многое-многое другое.
  • Для любителей легко обзавестись кучей денег в режиме multiplayer теперь есть донат, всего есть четыре типа приобретаемых карт стоимостью от 100 до 700 рублей.
  • В салонах LS Customs представлен широкий спектр различных деталей и аксессуаров, и поэтому тюнинг авто более чем занимателен.

Помимо всего вышеуказанного, хотелось бы рассказать о реализации таких миссий, как сюжетные ограбления – здесь геймеру действительно есть где разгуляться.

Например, вы сами подбираете себе команду для выполнения этой работы, и случается такое, что благодаря тем или иным решениям, принятым во время свободной прогулки по красочному Лос-Сантосу, у вас появляются дополнительные подельники. При планировании ограблений есть и вовсе несколько вариантов их прохождения, как правило, доступны два пути – подобно Агенту 47 на первых парах провернуть все тихо, а затем пускаться наутек, либо устроить веселье на земле, взрывая все на своем пути.

Ну и, конечно же, некстген графика – в наше время, оглядываясь назад, на более квадратные релизы обсуждаемой серии игр, трудно сказать, что раньше GTA выделялась за счет графических показателей, упор шел на геймплей и интерактивность, но теперь на высоте реализованы все параметры. Хвалить картинку можно бесконечно, даже отражения, свет и тени исполнены на высшем уровне.

Вся серия GTA отличается наличием интересных моментов, и пятая часть не является исключением.

Потрясающая интерактивность игрового мира захватывает дух – о ваших проделках постоянно упоминают на радиостанциях, а кое-что даже транслируется по телевидению. А разнообразие действий вне сюжета прямо-таки безгранично. Например, возможность покупки недвижимости, которая позволяет выполнять дополнительные задания, для того, чтобы денег стало еще больше. Как мы указали выше, за проступки в многопользовательском режиме игрока «отправляют» на сервера для ненадежных геймеров, но и тут не обошлось без интересностей – подобный проступок – единственная возможность получить колпак с надписью Dunce (тупица).

В ГТА 5 появляется приложение для мобильных устройств iFruit. С его помощью, вы можете покупать машины и тюнинговать их. Также у Франклина появляется собака Чоп, которую можно тренировать через это приложение. Собаку можно научить различным трюкам и командам: сидеть, лежать, дай лапу и т.д. Тренировки помогают развивать навыки собаки: она будет лучше вас слушаться и помогать, по нюху будет находить ближайший спрятанный предмет, когда будете выводить Чопа на прогулку.

Также Rockstar Games решили высмеять традиционный уклад современного мира – наверняка большинство из вас увлекается социальными сетями – для вас есть LifeInvander, пожалуйста, зависайте сколько хотите в виртуальном аналоге ВКонтакта и Лицокниги. Также доступны покупки через интернет и, разумеется, то что перевернуло мир! Та вещь, что произвела фурор! Не станем томить интригами – селфи! Теперь фотографировать можно не только то, что окружает вас, но и себя любимого.

To be or not to be

Если вы все еще задаетесь вопросом – стоит ли играть в GTA 5?, то наш ответ однозначен – непременно! И дабы развеять все сомнения обобщим положительные и отрицательные стороны игры:

  1. Огромный игровой мир с высокой степенью интерактивности.
  2. Великолепная реализация окружающего мира и наполняющих его объектов.
  3. Масса вариантов провождения времени, даже если миссии закончились.
  4. Онлайн-режим.
  5. Красочные диалоги и живописные кат-сцены.

В полном виде этот список будет состоять из десятков позиций, поэтому оставим возможность дополнить его на свой вкус за вами, дорогие читатели.

Минусов нам выявить не удалось, поскольку игрушка реализована на высшем уровне.

В итоге

Описывать этот шедевр можно бесконечно долго, поэтому советуем вам обязательно приобрести эту замечательную игру, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

На этом наш обзор завершается, искренне надеемся, что эта статья дала исчерпывающие ответы на все ваши вопросы. Подписывайтесь на обновления блога и оставляйте свои отзывы в комментариях. Всем пока.