Лучшие игры про супергероев. Игры для пожилых людей

  • 31.07.2019

Из этой статьи вы узнаете:

    Какие игры для пожилых людей можно организовать на празднике

    Какие будут уместны игры в День пожилого человека

    Какие есть настольные игры для пожилых людей

    Какие настольные игры придумали для слабовидящих пожилых людей

    Полезны ли подвижные игры для пожилых людей

    Почему игры для пожилых людей являются главной частью программы проживания в пансионате для престарелых

Наверняка кто-то помнит ностальгические картины из детства, когда наши пожилые бабушки и дедушки проводили свободное время не за просмотром телесериалов, а собирались за столом дома или даже во дворе, чтобы насладиться интересными настольными играми. Мы решили возродить те добрые традиции уютных вечеров, вспомнив интересные универсальные игры для пожилых людей.

Программа развлечений и игры для пожилых людей на празднике

Кто-то из дорогих вам людей почтенного возраста отмечает день рождения или празднует иное торжество, и вы задумались как развлечь своих пожилых родственников? Что ж, стоит лишь правильно составить план данного мероприятия, чтобы сделать праздник пенсионеров незабываемым! Прежде всего следует приблизительно узнать число гостей, учесть, что в силу уважаемого возраста не все смогут принять участие в одних и тех же развлечениях. Например, если речь идет об изготовлении поделок, то участники, которых беспокоят заболевания суставов, не смогут полноценно участвовать. Разработанный вами сценарий должен охватывать возможно большее количество участников, будучи в то же время увлекательным для них. Вот некоторые рекомендации по организации игр для пожилых людей:

Лото

Данное развлечение является одним из самых популярных среди старшего поколения. Набор для этой игры можно приобрести в магазине по вполне бюджетной цене, а дабы разнообразить её и добавить интриги, рекомендуем учредить для участников небольшие призы. Причем красивая упаковка добавит получателю подарка ещё некоторую долю положительных эмоций. Здесь могут быть маленькие сувениры, предметы для кухни, косметика. А можно объявить, что каждый участник игры сам пусть выберет то, что ему нравится.

Возможна и другая интересная вариация данной игры для пожилых. Нужно подготовить достаточное количество карточек, с написанным на каждой из них названием песни. Конечно лучше выбирать репертуар из числа популярных шлягеров прошлых лет, тех, что нравятся вашим родным и их гостям. При этом один участник игры начинает исполнять песню, указанную на выбранной карточке, другой игрок угадывает её название. Здесь любой может подхватывать, порой получается целый дружный хор. Опять же можно дарить участникам игры призы.

Аукцион

Очень интересное и веселое развлечение! Как и в предыдущей игре используйте подарки, это будут аукционные лоты. Для интриги все призы непременно должны быть тщательно упакованы, чтобы их содержимое оставалось тайной для пожилых аукционеров. Приготовьте некие условные «деньги», затем раздайте суммы, достаточные для любой покупки, каждому из участников.

Угадай мелодию

Для этой игры должен присутствовать человек, владеющий каким-либо музыкальным инструментом. Можно просто скачать полюбившиеся нашим пожилым участникам музыкальные произведения из Интернета и прослушивать их частями. Сначала вы проигрываете три-пять нот и, если никто не угадал мелодию, по условиям игры звучит ещё отрывок и так дальше. Когда кто-то угадает песню, он может пропеть её вместе с друзьями.

Фотоконкурс

Эта игра потребует некоторой подготовки от самих участников. Она способна подарить много приятных воспоминаний и эмоций! Пожилых людей нужно попросить прийти со своими детскими фотографиями. Проведите конкурс «Угадай, кто на фотографии», а когда кого-либо узнают, многим будет очень интересно услышать рассказ их знакомого о том, когда и при каких обстоятельствах была сделана фотография. Можно устроить конкурс на лучшие фотографии, причем со всевозможными номинациями.

Мастер-классы

Можно провести целый ряд уроков, заинтересовав большинство наших пожилых участников. Если, к примеру, наша уважаемая публика — представительницы прекрасного пола, устройте мастер-класс по оформлению букетов, заранее позаботившись о наличии разных цветов, ваз, инструментов. По окончании можно устроить конкурс на самый красивый букет с последующей раздачей подарков и самих цветов победительницам.

Викторины

Среди пожилых людей игры-викторины всегда пользуются популярностью, особенно если вопросы имеют прямое отношение к временам молодости собравшихся. Воспоминания юности и обсуждение их друг с другом всегда проникнуты ноткой ностальгии, вызывают живой интерес пенсионеров. Пожилые участники должны заполнить анкеты с подготовленными вами вопросами, касающихся их прошлого. Игра заключается в том, чтобы после прочтения этих заполненных анкет, остальные угадали о ком идет речь. Прекрасным вариантом будет проведение викторины с одним главным героем, как правило, тем, ради кого собрались гости. Припасите вопросы, касающиеся его биографии: учеба, первые трудовые годы, значимые вехи судьбы, дети и внуки.

Немного движения

Однако не одними лишь настольными играми ограничен досуг пожилых людей. И среди пожилых людей найдется достаточное количество любителей танцев. Дайте возможность потанцевать собравшимся, включив музыку их молодости.

Игры в День пожилого человека

«101 младенец»

Гости приносят с собой свои детские фото. Поместив пронумерованные прежде фотографии на стену, ведущий снабжает собравшихся бумажками с номерами. Далее гости пытаются угадать кому принадлежит то или иное фото, подписывая имена рядом с каждым номером. Вскоре ведущий собирает бумажки и, выяснив по ним кто же угадал больше имен, дарит приз победителю игры.

«Вспомни песню»

Зачитывая по одной строчке из разных популярных песен, ведущий просит пожилых участников угадывать их. Примеры: «С веток лепестки летят и вьюжатся…»(«Белая черемуха», исп. Анна Герман), «В этих строчках лишь одно — нам здесь очень здорово…» («Манжерок», Эдита Пьеха), «В потоке солнечного света у киоска ты стоишь… («Королева красоты», Муслим Магомаев) и т.д.

«Испорченный телефон (рисунок)»

Игра по аналогии известного «глухого телефона», где некая фраза передаётся по цепочке, превращаясь в конце в нечто совершенно отличное от первоначального варианта. Только здесь вместо слов будет использоваться листочек бумаги с рисунком. Первый в очереди изображает на ней нечто произвольное. Второй рассматривает её пока первый отсчитывает оговоренное количество секунд, затем пытается повторить рисунок по памяти и передаёт его дальше и т.д. Завершающий этап игры — сравнение первого рисунка с изображением на бумажке последнего в цепочке.

«Песню, запевай!»

Произнося лишь последние слова из каждой строки первого куплета песни, участникам предлагается вспомнить её.

— «…опушке, …избушке, …солила, …кадушке» («Зима», Э. Хиль);

— » …даль, …встающий, …печаль, …пуща» («Беловежская пуща», гр. Песняры).

Если пожилые знатоки музыкального творчества легко справляются, попробуйте усложнить игру, предложив узнать песню по последнему куплету.

«Самый близкий»

Прибывающие на праздник гости записывают на бумажке свои имена и даты рождения. Собрав все листочки с данными, приступайте к простой игре, в которой победит тот пожилой конкурсант, чья дата рождения окажется ближе всех к дате отмечаемого вами торжества.

Конкурсы и игры для пожилых людей за столом

Не секрет, что многим бабушкам свойственно собираться на лавочке, чтобы за разговорами немного развеять скуку. Конечно во время бесед кому-то могут основательно «перемыть косточки», например, ближайшему шумному соседу. Не будем осуждать наших эрудированных пожилых дам, лучше предложим им интересную игру под названием «Сплетни», очень простую и забавную. Сперва нужно определиться, о ком вы будете «сплетничать», затем поочередно нужно написать об этом знакомом предложения на листке бумаги. Первый начинает, который обычно пишет фразу, недалёкую от истины. Далее бумажку нужно загнуть и передать второму участнику, который записывает свою фразу на основе последнего слова предыдущего игрока. Затем по цепочке и той же схеме каждая новая «сплетня» начинается с последнего слова предыдущей, подобно тому, как рождаются разные слухи. После того как последний игрок напишет свою фразу, можно прочитать текст полностью вслух. Получается забавная игра-пародия на настоящие сплетни, со смешным искажением смысла.

Ещё одна интересная игра для пожилых, которая называется «Вспомни всё». Конкурс заставит гостей окунуться в воспоминания о советском прошлом. Попросите их вспоминать разные особенности жизни в те далекие годы. Начните с обсуждения цен на различные продукты, по чём приходилось покупать во времена СССР. Можно попытаться вспомнить названия песен, исполнителей, композиторов или, например, попросите старожилов перечислить некоторые фамилии членов Советского Политбюро. Вариантов масса. Если пожилой участник конкурса не сумел освежить в памяти верную информацию, он переходит в категорию выбывших из игры. Обладатель самых точных знаний о прошлом, становится победителем.

Для разнообразия предложим ещё одну простую, но веселую игру. Для начала необходимо надеть повязку на глаза одного из пожилых участников, поставив затем перед ним тарелку, в которой находится нечто несъедобное, типа игрушки или небольшого предмета быта. Попросите его с помощью вилки и ножа назвать содержимое тарелки. Верно определивший объект при помощи инструментов считается победителем и может получить приз, например, угаданный предмет.

Посоветуем вам и такую игру для пожилых, где необходимо вспомнить и пропеть большее количество песен, в которых встречается определенное слово. Любые слова подойдут для этого конкурса: Земля, море, дорога, Родина, любовь. Или повспоминать песни, в которых упоминается некое имя, то конечно лучше попытаться напеть их.

Какие есть настольные игры для пожилых людей

Настольная игра предоставляет для пожилого человека возможность приятно провести время в компании хороших друзей. И она будет более интересной, если в ней примут участие большее количество участников. Но если партнеров поблизости не оказалось, это не повод отчаиваться. И один пожилой человек в поле воин, когда берется, например, за такие игры, как раскладывание пасьянса, собирать пазлы, садится за разгадывание кроссворда.

Настольные игры бывают самыми разнообразными: шахматами и шашками, игральными картами, домино, разными игровыми полями, использованием карандаша и листка бумаги.

Некоторые игры не потребуют от пожилых людей быстроты реакции, напротив, здесь понадобится спокойная вдумчивость, неторопливость. В противоположность им - игры, вызывающие эмоциональный отклик и азарт участников, где нужно меньше думать, быстрее совершать ход в попытке поймать удачу. В борьбе за победу в них потребуются координация, скорость движений, концентрация внимания и физические возможности пожилых конкурсантов.

Давайте рассмотрим какие же есть варианты настольных игр для пожилых людей:

    Командные. Этот вид игры для пожилых людей предполагает наличие двух команд, специальных карточек с заданиями и игрового поля. Сюжет вполне может быть по мотивам компьютерной игры или фильма.

    Логические . Данная категория игр способствует поддержанию и развитию интеллектуальных способностей пенсионеров, однако отлично подойдут также детям, представителям средних возрастов. Варьируя сложность вопросов или, например, усложняя критерии при составлении слов, можно заставить задуматься как пожилых, так и более молодых участников.

    Экономические. Ярким представителем игр подобного класса является широко известная «Монополия». Играющие занимаются планированием, стараясь верно распределять средства для постройки бизнеса, приобретения производств, пытаясь извлечь прибыль. Игра учит распределять материальные средства, способствует верному расчету и целеполаганию.

    Карточные. Практически не требуют никакой особой подготовки в силу общеизвестности. Эти игры для людей пожилого возраста не представляют сложностей, более того, иной мастер преклонного возраста способен дать фору более молодым соперникам по игровому столу. Хорошо подходят для тихого семейного вечера.

    Приключенческие. Подобные игры потребуют составления сценария. Это может быть некая таинственная история, где путем распутывания загадок нужно дойти до сути. Пожилые игроки и другие участники могут примерить на себе роли различных персонажей, сыщиков, колдунов, добрых фей, простых обывателей.

Не забудем упомянуть такие командные игры, как футбол или волейбол, полезные для развития ловкости и координации.

Чем интересны эти игры и викторины для пожилого человека? Прежде всего тем, что он весело и с пользой проводит время, находясь среди друзей, общаясь со сверстниками и юным поколением. Человек преклонного возраста получает новую информацию, тренирует память и применяет свои знания в разных областях.

Игры умеют объединять людей, способствуют поискам новых увлечений, развитию логики, приводят к пониманию возможности как победить, так и проиграть. Однако настольные игры для пожилого человека не ограничиваются собственно столом и помещением. Играть можно где угодно, будь то отдых на природе или путешествие.

Настольные игры для пожилых людей, которые плохо видят

Существует ряд классических настольных игр, которые ведут свою историю из далекого прошлого, оставаясь актуальными даже сегодня. Они знакомы всем поколениям, любимы азартными людьми любых возрастов.

Кости игральные с выпуклыми точками. Эти кубики с контрастными (черное на белом) выпуклыми точками предназначаются для комфортной игры людей с нарушениями зрения. Используются, например, в нардах, «Монополии». Такими игральными кубиками будет также удобнее играть пожилым людям, имеющим проблемы со зрением в силу возраста.

Шашки тактильные. Настольная игра для слабовидящих и слепых. Обычно крепкая пластиковая доска, размеченная на квадраты, имеющая углубления для фишек. Деревянные шашки круглой или квадратной формы, «дамки» увеличены вдвое.

Судоку для слабовидящих и незрячих. Популярное в Азии развлечение теперь стало доступным для слабовидящих и слепых.

Игра «Монополия» со шрифтом Брайля. Знакомая миллионам игра «Монополия» зародилась в начале 30-х годов прошлого века и до сих пор является достаточно модной, востребованной. В варианте для слабовидящих и незрячих людей, в том числе пожилого возраста, любые надписи на карточках или самом поле выполнены шрифтом Брайля, а кости имеют выпуклые точки.

Текстурированное домино. Домино для незрячих детей или пожилых людей, где классические картинки заменены тактильно ощущаемыми.

«Крестики-нолики». Эта игра предназначается для детей от четырех лет, а также для людей пожилого возраста с нарушениями зрения. Она способствует развитию математических способностей, логики, тренировке памяти, внимания, помогает развить слабовидящим пожилым людям ориентацию в пространстве, поддерживает в норме мелкую моторику рук.

Игральные карты для незрячих и слабовидящих людей со шрифтом Брайля. Карты с увеличенным рисунком, на которых масти обозначены шрифтом Брайля. Это заметно облегчает игру слабовидящим пожилым людям.

Нарды тактильные . В наборе идут разделенная особыми барьерами доска, а также белые фишки, которые имеют отличие от черных, наличием на вершине маленькой металлической выпуклости. Игральные кости тоже имеют подобные выпуклые точки. Такие нарды положительно сказываются на способностях слабовидящих пожилых людей к логическому мышлению, поддержанию и развитию концентрации внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Домино с выпуклыми точками. Людям с нарушенным зрением значительно помогают специальные выпуклые черные точки на белых костяшках домино.

Фишки для игры «Бинго» со шрифтом Брайля. Бинго — прекрасная игра для слабовидящих и незрячих, в том числе пожилого возраста. Выбираемые произвольным образом числа от 1 до 75 ставятся на карточки участником. Тот, кто первым заполнит ее фишками полностью, тот и выиграл. Подобное развлечение улучшает память, внимание, логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук.

Какие полезны подвижные игры для пожилых людей

Подвижные игры доступны пожилым людям, не имеющим существенных проблем со здоровьем. Пенсионеры могут ходить на лыжах, ездить на велосипеде, играть в городки, плавать на лодке. Тем из них, кто раньше дружил со спортом, доступен бег трусцой. Однако скорость бега должна находиться в интервале 120-140 шагов в минуту. Крайне осторожными пожилым людям следует быть при наращивании беговых нагрузок. Делать это нужно постепенно.

Весьма рекомендуемы для людей преклонного возраста пешие прогулки на свежем воздухе. Эта естественная и доступная всем форма физической активности является наиболее удобной для занятий. Причем темп ходьбы подбирается в зависимости от физического состояния и общего самочувствия пожилого человека. Рекомендуется периодически ускоряться, повышая обычный темп на 10-20 шагов в минуту. На начальном этапе занятий (3-4 недели) такие ускорения не должны длиться дольше 2-х минут. Примерно через полгода регулярных тренировок этот высокотемповый отрезок можно увеличить до 8-10 мин.

Пожилым людям показано заниматься разнообразными формами физической активности. Будут полезны легкие физические нагрузки при традиционном уходе за приусадебным хозяйством, простые слесарные и столярные работы.

Во многих городах России существуют группы здоровья для пожилых людей, где у персонала имеется значительный опыт работы с такими группами. Занятия в подобных группах привлекают старшее поколение, так как регулярные упражнения повышают настроение, улучшают сон и аппетит, тренируют кардиосистему организма. Конечно, благодаря постоянному общению, объединенному общими интересами членов группы, в норме находится их психологическое состояние.

Для пожилых людей группы здоровья — это своеобразный клуб по интересам, где не только улучшается самочувствие, но и где 2-3 раза в неделю происходит приятное общение с такими же увлеченными сверстниками. Разнообразная программа занятий предполагает широкий набор видов физической активности в подобных группах. Пожилым людям доступны лечебная гимнастика, игры спортивной направленности, индивидуально подобранные упражнения.

Игры для пожилых людей в пансионате для престарелых как часть программы проживания

Образ жизни и организация досуга пожилых людей определяют качество их бытия в не меньшей степени, чем здоровое питание и медицинское обслуживание. Познавательный отдых в приятной компании необходим пожилым людям для разносторонней тренировки интеллекта, способствует социализации. Организация подобного вида отдыха людей почтенного возраста содержит элементы творчества, раскрывает ряд положительных личных качеств, способствует уверенности в своей дееспособности. Постоянно находясь в обществе людей с аналогичными запросами, интересами, проблемами, пожилой человек зачастую повышает самооценку, проявляет активность в трудовой деятельности.

Существует множество вариантов интересного препровождения свободного времени, будь то новогодние праздники или другие торжественные даты, их всегда достаточно в календаре. Это ожидаемые события, к которым заблаговременно готовятся. Однако необходимо помнить также об организации ежедневного досуга пожилых людей, причем желательно с определенной долей творческой составляющей. Следует не забывать о регулярных прогулках на свежем воздухе, других видах физической активности. Если пожилой человек утратил способность к подобной физической активности, тогда можно найти интересный вид деятельности другого характера.

Пенсионеры, не имеющие возможности заниматься собственно спортом, всегда могут иметь причастность к нему как заинтересованные зрители, организаторы мероприятия, советники по разным вопросам.

Акцент участия пожилых людей в развлекательной программе смещается в сферу художественного оформления мероприятия. Немало прекрасных картин, изящных вышивок, плетеных предметов обихода создано немолодыми умельцами вопреки скучной повседневности. Так рождается истинное хобби. Особо следует отметить трогательную заботу многих пенсионеров о своих домашних питомцах, к которым они безгранично привязаны.

Зачастую общественная деятельность в полной мере заполняет досуг пожилых людей. Складывается впечатление, что эти люди не подозревают об ограничениях, связанных с их возрастом! Они частые гости на театральных постановках, в кинотеатрах, на всевозможных выставках.

Всякая форма досуга должна соответствовать возможностям старого человека, быть доступной. Естественно, досуг обязан развивать личные качества пенсионеров, а также способности к самообслуживанию для эффективной адаптации в социуме.

Индивидуальный отдых почтенных людей зачастую требует большего времени в силу их немощности. Качественно проведенный досуг, занятия любимыми делами, творческая деятельность, интересное общение придают их жизни новый смысл. Следует избавиться от заблуждения, будто пожилые люди не нуждаются в развлечениях. Просто к этому возрасту меняется характер, предпочтения. Престарелые люди становятся более склонны к познанию, философским беседам, творческой деятельности.

Сейчас существуют специальные игры и конкурсы, разработанные для пожилых и инвалидов-колясочников, которые активно используются в программе проживания в пансионатах для престарелых. Смысл данных игр в том, что пациент последовательно решает задачи, двигаясь от более простой к более сложной. Не напрасно пенсионеры столь деятельны в плане заполнения кроссвордов. Форма их досуговой деятельности самым прямым образом влияет на тренировку логического мышления, тренировку внимания, памяти. Вероятно именно по этой причине многие пожилые люди сохраняют ясный ум, способность здраво рассуждать на протяжении всей жизни, причем существенная часть людей преклонного возраста обучилась пользованию компьютером.

По причине возрастных изменений не все способы принять участие в играх и развлечениях, доступных для пожилых людей. Но многим, например, прикованным к коляске, простая прогулка на свежем воздухе приносит целый спектр позитивных эмоций. Не стоит забывать об организации свободного времени пенсионеров, чтобы обеспечить достойную старость близких.

Пенсионеры, имеющие ограничения в силу возраста, и инвалиды на определенном рубеже своей жизни могут сталкиваться с трудностями, проблемами, связанными с адаптацией к новым жизненным условиям. Порой это наблюдается при нахождении пожилого человека в специализированном пансионате, во время организации лечения. Здесь важное значение приобретают качественное оказание всей необходимой помощи, благожелательная атмосфера и социальное окружение.

Несомненно, порой некоторые пациенты пансионатов имеют особенный характер и не удовлетворены окружающей действительностью. В подобных случаях пожилым людям требуется лишь чуточку больше внимания и индивидуальный подход. Важно, чтобы все постояльцы понимали, что любые их проблемы выносятся на обсуждение, а мнения постояльцев учитываются. Качественная организация досуговой деятельности пожилых людей тесно связана с новейшими программами развития, расширяющими горизонты жизнедеятельности пожилых граждан.

В наших пансионатах мы готовы предложить только лучшее:

    Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).

    5-разовое полноценное и диетическое питание.

    1-2-3-местное размещение (для лежачих специализированные удобные кровати).

    Ежедневный досуг (игры, книги, кроссворды, прогулки).

    Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.

    Еженедельный осмотр профильных врачей.

    Комфортные и безопасные условия (благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух).

В любое время дня и ночи пожилым людям всегда придут на помощь, какая бы проблема их ни волновала. В этом доме все родные и близкие. Здесь царит атмосфера любви и дружбы.


Доброго времени суток, дорогие читатели!
Вот и пришло время подвести черту под очередным материалом из серии «ТОП-10: твой выбор», темой которого стали лучшие игры про супергероев. Если кто пропустил начало, то напомним, что выбором десятки занимались исключительно наши пользователи, которые сначала предлагали свои варианты на форуме, а затем голосовали за лучший из них. Наша же задача теперь – рассказать о результатах в данном материале и, собственно, показать их в прилагаемом к статье видео. Чем и займемся.
Итак, встречаем – десятка лучших игр про супергероев по мнению наших пользователей!

DC Universe Online – зверь в данном конкретном топе не совсем обычный, по-своему редкий и уникальный. И дело тут даже не в жанровом соитии MMO-сферы и RPG с трикотажными костюмчиками. Все гораздо проще. Если титаны, восседающие чуть повыше, предлагают отыгрывать роль лишь определенного, единственного и неповторимого борца за правое дело, то безбрежный океан возможностей DC Universe Online дарует шанс покрыть белилами физиономию своего собственного персонажа, наделить его могущественными силами, вселяющим страх в сердца криминального отрепья именем и, наконец, лично подобрать для выпестованного за несколько минуток супергероя дизайнерский наряд.

Метрополис и Готэм в DC Universe Online это – обыденный антураж, большая песочница для маленьких, еще не нюхавших пороху героев, пытающихся достичь вершин славы, поравняться со статными золотодобытчиками комиксной твердыни DC, чьи живописные профили угадываются на счет раз. А на счет два – заставляют с головой погружаться в пусть и вымышленную, но все же живую супергеройскую вселенную, где ни один день не обходится без упоительных битв между добром и злом, в которых центральной силой являются взращенные руками игроков богатыри.

Маги и волшебники Sony Online Entertainment , возведшие немало притягательных MMO-миров, не ударили в грязь лицом и смогли умеючи передать в DC Universe Online всю квинтэссенция «супергеройского бытия» . Снимаем перед ними шляпы и поздравляем с тем, что им все-таки удалось запрыгнуть на ступеньку отплывающего от перрона поезда под названием «ТОП-10» .

Для отпрысков беспокойных 90-х Микеланджело , Донателло , Рафаэль и Леонардо – это отнюдь не исторические личности, корифеи культуры и искусства, вписавшие свои имена в длинную летопись человечества, а подвергшиеся мутациям и обитающие в витиеватой канализации Манхэттена представители черепашьего племени. Так уж получилось, что мультсериал Teenage Mutant Ninja Turtles , штурмовавший в 90-х российские и не только телевизионные каналы, прочно обосновался в памяти бесчисленного количества подростков, порой всем двором собиравшихся на просмотр любимого ТВ-детища.

Столь крепкая любовь к сериалу давно уже перехлестнула через край и разлилась по нивам других сфер развлекательной индустрии. Видеоигры – не исключение. За почти тридцать лет своего существования черепашки-ниндзя успели засветиться в туче самых разнообразных проектов, о которых многие поклонники по сей божий день вспоминают с благоговейным трепетом и искренней любовью. Да-да, мы смотрим именно на тебя, Teenage Mutant Ninja Turtles III: The .

Teenage Mutant Ninja Turtles: Video Game образца 2007-го года – лишь верхушка айсберга и весьма неплохой эксперимент по скрещиванию персидских ковров с манхэттенскими панцирями, удачно вписавшийся в интерьер фильма TMNT . Ubisoft неплохо поколдовала над тем, чтобы придать старым «черепашкам» более современное и актуальное содержание, отвечающее новомодным игровым веяниям. Собственно, за свое усердие и трудолюбие она и была вознаграждена девятым местом в нашем топе.

На протяжении нескольких лет в игровой жизни Человека-паука наблюдался безнадежный застой – халтурные «лепешки-по-фильмам» активно соскакивали с плиты Activision , украшали одноразовые тарелки жирными масляными пятнами и тут же отправлялись в рот наивных фанатов, продолжавших надеяться на чудо и повторение успеха ранних игр про «паучка» . Да вот незадача – молния напрочь отказывалась ударять в ту же самую воронку, а проекты с позывными от года к году продолжали терять очки престижа и приближаться к подвальному уровню кунсткамер, где обитают совсем уж беспросветные творения «по мотивам».

Spider-Man: Shattered Dimensions , дебютировавшая в 2010-м году, ни в коем разе не стала «самой лучшей» игрой про Человека-паука , но зато она подправила траекторию движения серии, поведя ее , навстречу оригинальным идеям, приличным игровым шестеренкам и инновациям. Четыре измерения, четыре игровых стиля и сразу четыре уникальных Человека-паука , окруженных чернильной обводкой и комиксной дымкой, – впервые за многие годы Shattered Dimensions смогла действительно удивить игроков чем-то новым, отличным от изгибов штамповочных лекал. Работяги из Beenox пошли не по пути наименьшего сопротивления, а попытались освежить, придать играм про Человека-паука новый креативный импульс, разбивающий стены конвейерного мышления.

Результат их усилий? Закономерный – высокие оценки и симпатии со стороны игроков, воздвигших своего фаворита на приличное восьмое место.

Marvel: Ultimate Alliance стала одним из последних «больших» и полностью самостоятельных проектов некогда легендарной студии Raven Software , а ныне – обычного штамповочного цеха, выпускающего многопользовательские карты для серии Call of Duty . К великому сожалению, обратить вспять печальную метаморфозу «из князи в грязи» уже невозможно, коммерческий успех CoD окончательно убедил Activision в том, что ей нужны не смелые эксперименты, а лишь проверенные временем рабочие лошадки. Реалии печальны – поклонникам умельцев из Software ничего не остается, кроме как укутаться теплыми воспоминаниями и предаться сладкой ностальгии.

Marvel: Ultimate Alliance является одним из приятных эпизодов, полыхающих в памяти многих игроков. Впитав в себя всю гибридную красу жанра экшен/RPG, продукт творческой мысли Raven Software предложил на суд взыскательного игрового сообщества не только воистину огромный ассортимент титульных персонажей Marvel , каждый со своими уникальными суперсилами и костюмчиками, но и дельную игровую механику, в одно мгновение обвевающую разум и волю своей понятностью, доступностью и в то же время притягательностью. Кооперативные забеги и выполнение миссий на пару с тройкой единомышленников – это, пожалуй, центральное достоинство Marvel: Ultimate Alliance , способное растопить лед в сердцах даже самых придирчивых граждан и заставить их неистово кричать «Браво!» .

Raven Software удалось выстругать феноменальный продукт, сплотивший под своими знаменами несколько десятков супергероев Marvel , который, более того, впоследствии обзавелся полноценным сиквелом. Жаль только, что третья часть Marvel: Ultimate Alliance уже вряд ли когда-нибудь появится на свет. Увы и ах, Activision больше не заинтересована в спонсировании подобных развлечений. Так что ностальгия – это единственная возможность вернуться в те дивные времена, когда Raven Software еще находилась на хорошем счету.

«Дурная Репутация» – во многом знаковый проект для Sucker Punch Productions , американской студии, всю свою сознательную жизнь взращивавшей игры с антропоморфными героями. Можно сказать, поворотный. Ведь в InFamous разработчики помахали ручкой легкому, мультяшному визуальному стилю, неизменно сопровождавшему Слая Купера , и потратили все свои художественные силы на воссоздание предельно реалистичной, отвечающей стилистике мрачных комиксов вселенной с сильным центральным персонажем – отнюдь не ловким енотом в кепке, а лысым представителем вида «человек разумный» , имеющим полное право называться супергероем.

Счастливчик Коул МакГрат получил от своих отцов-создателей полный комплект «электрических» сил, позволяющих ему, подобно громовержцу Зевсу , испепелять и поджаривать многочисленных недругов, параллельно вбирая в себя живительную энергию из какого-нибудь автомобильного аккумулятора. Творческий простор для использования рухнувшего на Коула супергеройского дара – город Эмпайр-Сити – вышел на удивление складно сложенным, разнообразным и подталкивающим к путешествиям местом. Укомплектованная дополнительными миссиями, влияющими на карму и внешний облик главного пострела, безделушками, раскиданными по урбанистическим джунглям, и разгуливающими по улицам бандами, InFamous смогла предложить чертовски горячительный экшен-коктейль, легко утоляющий жажду супергеройских приключений любого страждущего игрока.

InFamous была заслуженно обласкана критиками, продалась добротным тиражом и как результат – получила право обзавестись второй частью, которая логично усовершенствовала и обновила все механизмы оригинальной игры. Теперь же все идет к тому, что рано или поздно разработчики выкатят на всеобщее обозрение третью часть Infamous , которая, вне всяких сомнений, имеет недурственные шансы стать новым стандартом качества для всех супергеройских проектов.

The Punisher стала большим сюрпризом, эдакой приятной неожиданностью, заставшей игровую общественность врасплох. Студия Volition , уже успевшая к тому времени прославиться за счет серии космических симуляторов FreeSpace и научно-разрушительных игр с позывными Red Faction , никогда не пробовала свои силы на поприще создания проектов по фильмам и комиксам – для нее это был абсолютно новый опыт, проба пера, так сказать, которая нашла отражение в достаточно приличном, плотно скроенном продукте.

Впрочем, The Punisher не посчастливилось водрузить на свою голову корону «лучшей из лучших » – огрехи в игре имелись, линейность и примитивность пальбы по врагам рано или поздно набивали оскомину. Но один элемент вселенной The Punisher разработчики все же смогли передать со снайперской точностью – животный нрав Карателя , не стесняющегося использовать любые средства в войне с криминальным миром, поистине блистал в The Punisher , предлагая игрокам допрашивать бандюганов с особым пристрастием, за которым обычно следовала сцена расчленения, обезглавливания и прочие сочные эпизоды.

Своей жестокостью, дикой приземленностью и неполиткорректностью The Punisher снискала славу одного из самых запоминающихся супергеройских проектов образца 2005-го года. И что немаловажно, искренняя любовь к The Punisher все еще теплится в сердцах фанатов, даже несмотря на семь пролетевших с момента релиза лет. Volition имеет полное право гордиться своим первым и, к несчастью, последним изваянием на поприще «игр-по-мотивам» – пятое место в топе является тому наглядным свидетельством.

Так уж распорядилась судьба, но релиз X-Men Origins: Wolverine ознаменовал конец супергеройских будней для Raven Software . После того, как Росомаха в очередной раз отправился кромсать на части пухленький спецназ, студии удалось выпустить лишь Wolfenstein и Singularity , вслед за которыми разработчики попали в немилость, подверглись неоднократным процедурам чистки рядов и оказались на самом дне девелоперского бытия. Там, где нет места инструментам для превращения куска мрамора в изящную скульптуру, а есть лишь одинокий конвейер с пригвожденной табличкой .

Тем не менее, их лебединая песня – X-Men Origins: Wolverine – аршинными буквами вписала свое имя в историю индустрии и стала одним из лучших представителей «игр-по-фильмам» . Той самой ниши, от которой зачастую веет душком тотальной вторичности, скуки и издательской алчности. Raven Software выложилась по максимуму, чтобы продукт, приуроченный к премьере на больших экранах одноименного фильма, уверенно стоял на двух ногах, а не кряхтел и старчески опирался на голливудскую тросточку. X-Men Origins: Wolverine удалось наиболее полно, красочно и завораживающе раскрыть весь игровой потенциал, заложенный в суперспособностях Росомахи , начиная с впечатляющей регенерации содранных кусков плоти и заканчивая богатырской силой, с которой герой разрывает на части противников.

Словом, выглядела и игралась X-Men Origins: Wolverine очень солидно, ни о каком родовом проклятии «игр-по-фильмам» тут и речи быть не могло – кудесники из Raven Software действительно сотворили маленькое чудо, вплотную подобравшееся к тройке призеров. Чудо, которое, правда, не смогло спасти их от печальной участи быть низведенным до ранга обычных подмастерьев. Увы и ах, такова уж суровая реальность.

А вот и привет из лихих 90-х – игра, которая стала одним из символов эпохи Sega Mega Drive . Главным бриллиантом, украшающим корону старенькой консоли, в свое время уверенно вошедшей в уклад будничной жизни любого подростка. Ведь Comix Zone в отличие от прорвы тематических «супергеройских» проектов, ежемесячно шлепавшихся на полки магазинов, предлагала не просто превратиться во всесильного и непобедимого бойца, а стать частью интерактивного комикса. Пробежаться по череде разукрашенных и обведенных чернильными рамками фреймов, решить несколько головоломок и сразиться с грудой инопланетных захватчиков, используя все подручные средства.

Все это действо было украшено невероятно впечатляющей двухмерной графикой, продуманной и четко выверенной игровой механикой, не успевающей надоесть и предлагающей поистине тяжелые, захватывающие испытания, великолепной музыкой, а также непременными облачками с текстом, посредством которых главгерой Скетч Тернер общался с окружающим его нарисованным миром. Слившись воедино, краеугольные элементы Comix Zone явили миру один из самых уникальных проектов, посвященных как супергероям вообще, так и комиксам в частности.

Неудивительно, что о Comix Zone продолжают помнить по сей день – Sega времен расцвета 90-х обладала какой-то особенной магией, позволявшей ей вылепливать из, казалось бы, знакомых всем игровых элементов поистине монументальные творения. И пусть период славы Sega уже давно томится в надире, Comix Zone все еще жива в памяти многих людей, что не может не радовать. Третье место, бронза и наши искренние поздравления.

Летом 2009-го года разгорелась «эпичная» баталия – лбами столкнулись две игры, два произведения креативных сил Sucker Punch Productions и Radical Entertainment , концептуально очень схожих друг с дружкой. И там, и там – открытый мир, полная свобода действий, неотъемлемые побочные миссии и главные , наделенные суперспособностями. Множественные точки соприкосновения, впрочем, не стали смертельными ни для Infamous , ни для Prototype – каждый проект смог отлично проявить себя как в коммерческом плане, так и в чисто эстетическом.

В то время Infamous предлагала метаться между светлой и темной сторонами громовержца Коула , Prototype не особенно заставляла игроков подвергать переоценке свои нравственные качества. Напротив, сотрудники Radical Entertainment любезно предлагали выпустить на волю томящегося глубоко внутри зверя и подкормить свеженькой виртуальной плотью свое разрушительное эго, используя весь мутационный арсенал Алекса Мерсера – отнюдь не благородного принца на белом конце, а верного своим идеалам «потрошителя» , не чурающегося разрезать на кусочки врагов.

Radical Entertainment выстроила впечатляющую песочницу, которая легко утолит жажду «крови» любого игрока и даст редкий шанс почувствовать себя настоящим супергероем, способным не только плевать на законы всемирного тяготения, парить и бегать по отвесным стенам, но и кидаться машинами и уничтожать грузные вертолеты и танки практически голыми руками. За счет этого Prototype и смогла выделиться из толпы жанровых побратимов и стать чем-то особенным, действительно значимым.

Серебряная награда отправляется прямиком в лапы генетиков из Radical Entertainment .

Предсказатели и экстрасенсы не ошиблись. На вершине десятки «самых-самых» расположился безмолвный защитник Готэма. Детище британской студии Rocksteady уже давно и успешно кочует из топа в топ, занимает призовые места и купается в лучах славы, коммерческого успеха и зачаровывающих перспектив дальнейшего развития. И ведь не поспоришь с мнением большинства.

В Batman: Arkham City британцы выложились по полной, выжали из себя все творческие соки и вывели концепцию на принципиально новый уровень. Расширили и углубили боевую систему, раздвинули границы невидимых стен, солидно пополнили перечень гаджетов Бэтмена и элегантно ввели в повествование не только новых злодеев, но и «напарников» с острыми коготками. Словом, сделали все для того, чтобы Batman: Arkham City не просто удостоилась ярлычка «хорошее продолжение великолепной игры» , а была названа самодостаточным, амбициозным и на голову превосходящим оригинал проектом. Так оно и получилось.

Batman: Arkham City до сих пор разделяет и властвует в «супергеройской» нише, что нашло отражение и в нашем топе. Народ распорядился водрузить венец победителя на голову Batman: Arkham City , так что сегодня награда наивысшей пробы достается джентльменам из Rocksteady . Троекратное ура в честь британских триумфаторов!

Ну вот и все на сегодня по части текстов, однако впереди еще есть отменный видео-материал, который вы найдете чуть ниже. Нам же остается лишь сказать вам спасибо за участие и попрощаться до 1-го июня. С вами сегодня был Евгений “Mumby” Молодов .

Кроме того, напоминаем, что прямо в этот момент стартовал первый этап подготовки следующего материала из цикла «ТОП-10: Твой выбор», принять участие в котором вы можете . Темой стали самые ожидаемые игры нынешнего лета.

Что объединяет парализованного канадца Кена Уоррела, английскую девочку Сейду, рождённую с ДЦП, и незрячего американца Карлоса Васкеса? Особое отношение к видеоиграм. Для людей с ограниченными возможностями игры - нечто гораздо большее, чем просто развлечение.

Это была заурядная битва на выживание. Четыре геймера, разделившись на две команды, схлестнулись на арене ролевой игры World of Warcraft. Звенели мечи, ломались доспехи, полыхала магия. Двое рухнули на песок, двое остались стоять на арене. "Вас одолел мужчина, который играл ртом", - высветилось на экране сообщение от одного из победителей. Но это не было обманом или розыгрышем. Кен Уоррел, прикованный к постели уже много лет, действительно играл без рук.

Разбитые вдребезги мечты

Если бы 22 года назад Кену Уоррелу кто-нибудь сказал, что компьютерные игры однажды спасут ему жизнь, он бы рассмеялся. С какой стати пышущему здоровьем 28-летнему канадцу из города Нанаймо, примерному семьянину и отцу пятерых детей, тратить время на электронные безделицы? Лучше уж сыграть в хоккей с сыновьями, выбраться с семьёй на природу или просто покататься на коньках. Но всё изменилось одним роковым днем 1994-го, когда Кен стал жертвой несчастного случая на стройке. Плохо закреплённая труба сорвалась, пролетела пять этажей и ударила канадца по затылку, вдребезги разбив его каску, а вместе с ней - мечты и планы на будущее. Потерявшего сознание Уоррела госпитализировали.

Пробуждение было ужасным. Кен пытался кричать, но голосовые связки не слушались. Хотел подняться с больничной койки, но не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. Так он и лежал - беспомощный сгусток сознания, заточённый в парализованном теле. Общаться с медперсоналом удавалось только при помощи морганий глазами: один раз - "да", два раза - "нет".

Семейное фото Уоррелов

Диагноз врачей не оставлял надежды: у Кена квадриплегия. То есть полная утрата контроля над телом и конечностями, вызванная травмой позвоночника. Ему суждено оставаться парализованным ниже шеи до конца своих дней. Но Кен не хотел такой участи: лучше умереть… Когда неделю спустя к нему вернулась речь, он попросил отца отключить аппараты искусственного жизнеобеспечения. Отец отговорил Кена от самоубийства: "Давай подождём две недели. Если ты не переменишь решения, я подумаю, как выполнить твою просьбу".

Отсрочка оказалась спасительной. Уоррела навестили жена и дети. Когда он увидел родных, его планы изменились. "Я ни за что не отключу себя от аппаратов, - решил Кен. - Я хочу увидеть, как мои дети вырастут, создадут семью, заведут внуков". Так начались долгие годы его реабилитации. И пускай он отказался от мыслей о суициде, депрессия по-прежнему держала канадца мёртвой хваткой.

Лекарство от беспомощности

С каждым днём Кен отдалялся. Искры прежней жизни ещё теплились в нём, но постепенно превращались в пепел воспоминаний. Он никогда больше не сыграет воскресным днём с сыновьями в хоккей. Никогда не наденет костюм Санта-Клауса, чтобы поздравить семью на Рождество. Никогда не выберется с друзьями в спорт-бар на просмотр матча любимой команды "Филадельфия Флайерз". Никогда. Страшное слово "никогда".

Беспомощность давила сильнее стотонной плиты. Кен заперт в четырёх стенах больницы, его переворачивают, вытирают и пеленают, как грудного младенца. Когда чешется лицо, он не в силах самостоятельно унять зуд. Кормят с ложечки, словно ребёнка. Как не впасть в глубокое уныние? Как доказать себе и другим, что он ещё на что-то способен?

Ответы Уоррелу удалось получить в 1996-м, спустя два года после госпитализации. Средство от депрессии принесла сотрудница ванкуверского реабилитационного центра. "Кен, вот сюрприз, который, возможно, улучшит вашу жизнь. Это новая компьютерная игра - Diablo". Новость Уоррела обрадовала и озадачила: "Классно. Я люблю мечи, магию и всё такое. Но как я буду играть без рук?"

Убивая монстров одним дыханием

Руки и не понадобились. Революционный манипулятор Jouse, с которым познакомился Кен, предназначался для рта и работал по принципу всасывания и выдувания воздуха. Вместо стандартного компьютерного грызуна - мундштук, который нужно перемещать языком и зубами. Вместо клацаний по левой и правой кнопкам мыши - вдох и выдох через тот же мундштук.

Устройство создала в 1995 году канадская компания Compusult, чтобы парализованные люди (квадриплегия, церебральный паралич, мышечная атрофия) могли пользоваться компьютерными благами наравне со всеми. Как выяснилось, Jouse годился не только для работы, но и для развлечений.

Затратив на освоение манипулятора месяц, Кен, до трагедии притрагивавшийся к геймпадам всего-то пару раз, стал заядлым игроманом. Пока обездвиженный Уоррел лежал на кровати, его виртуальный двойник лихо рубил мечом чертей и скелеты в подземельях ролевого экшена Diablo.

"Эта игра вселила в меня уверенность и придала силы, необходимые для борьбы с недугом", - Кен Уоррел.

Утихомирив Сатану в Diablo, Уоррел во второй половине 90-х принялся за другие хиты компании Blizzard. Вёл в бой отряды альянса, освобождая мир Warcraft II от нашествия орков. Колонизировал планеты и сражался с инопланетными тварями в StarCraft. Улаживал распри между ангелами и демонами в Diablo II.

В двухтысячных, с появлением широкополосного интернета и развитием MMORPG, жизнь Уоррела заблистала новыми красками. Странствия по бескрайним землям Азерота и битвы с монстрами в World of Warcraft наполнили его существование смыслом на многие месяцы и годы. Взаимодействуя с пользователями со всего мира, он больше не чувствовал себя больничным узником. В онлайне Кен мог покорять виртуальные вселенные плечом к плечу с сыновьями и друзьями.

Волшебники из Оксфордшира

К сожалению, не всем людям с ограниченными возможностями удаётся, подобно Кену Уоррелу, расцветить будни электронными развлечениями. Чем сложнее нарушение у человека, тем труднее подбор манипулятора и игровой платформы. Скажем, тот же Jouse (последняя версия, между прочим, стоит 1495 долларов) подходит не для всех парализованных. В отдельных случаях положение спасают маленькие компании, выпускающие модифицированные устройства. Так, контроллер Xbox One, адаптированный для левой руки, можно приобрести за $139,99, а геймпад для рта QuadStick обойдётся в $399.

Что же делать тем, кого жёсткая форма менингита в младенчестве лишила кистей? Или тем, кто может двигать только глазами? У производителей игрового оборудования нет ответов на подобные вопросы. Зато они есть у благотворительных организаций вроде британской SpecialEffect. Неравнодушные англичане из Оксфордшира творят чудеса, которые не снились всяким Гарри Поттерам: дарят магию игры людям с тяжелейшими нарушениями.

Голосовое управление, отслеживание движений глаз, педали для ног, джойстики для подбородка - инженерам и врачам SpecialEffect любая задача по плечу (страница с историями помощи не даст соврать). Они, например, помогли девятилетней девочке Сейде с ДЦП, давно мечтавшей о видеоиграх, но имеющей проблемы с подвижностью пальцев. Решение? Геймпад увеличенного размера с особым расположением кнопок.

Теперь Сейда весело проводит время в Disney Infinity, перевоплощаясь в героев любимых мультфильмов. В реальном мире она не может встать с инвалидной коляски. В виртуальном - бегает, прыгает, летает! И полноценно взаимодействует с друзьями, забыв о физических ограничениях. "Я теперь тоже геймер!" - произносит Сейда в трогательном видеоролике.

"Дело не только в том, что игры ускоряют реабилитацию, возвращая давно утраченное веселье, - рассказывает представитель SpecialEffect Марк Сэвил. - Гораздо важнее, что они способствуют интеграции человека с нарушениями в социум. Взяв в руки геймпад, он перестаёт чувствовать изоляцию. Сегодня слово "геймер" означает принадлежность к многомиллионному сообществу".

Единение с миром

Силу многомиллионного сообщества Кен Уоррел в полной мере ощутил в 2014 году, начав транслировать игровые сессии при помощи сервиса Twitch. Правда, в первый день стриминга канадцу было страшно: он не знал, как отреагирует аудитория на его приключения в Diablo III.

И вот, не в силах произнести ни слова, Кен наблюдал за цифрами на счётчике просмотров. Слёзы текли по его лицу. Слёзы счастья. Кен и помыслить не мог, что трансляция понравится сотням и даже тысячам зрителей. Незнакомые люди желали Кену здоровья и писали тёплые слова поддержки.

"Благодаря стримингу Кен всегда окружён вниманием сообщества. Не выходя из гостиной. Это как если бы мир заглянул к нему домой", - Роб Эванс, друг Кена Уоррела.

Уоррел обрёл новое призвание, став стримером. Сейчас на его канале в Twitch 38 тысяч подписчиков. Для кого-то игры вроде Diablo III, World of Warcraft и Path Of Exile - лишь способ убить время. Кену же они помогают с оптимизмом смотреть в будущее. Впрочем, не только ему, но и другим людям с ограничениями: трансляции Кена вдохновляют на борьбу с собственными недугами. В этом канадец убедился уже на второй день новообретённой карьеры, поговорив по видеосвязи с таким же квадриплегиком, как и он сам. Собеседник не мог поверить, что без рук можно играть.

Вот как Уоррел вспоминает об этом событии: "Я поделился с ним опытом. И он сказал, что тоже закажет себе манипулятор Joust. Так было положено начало долгой дружбе. Это был важный момент - осознание того, что я кому-то помог. Моя жизнь обрела цель".

Побеждая вопреки обстоятельствам

Разумеется, Кен Уоррел не единственный особенный стример. Таков, например, и 27-летний американец Мэтью Финк. Хотя у парня ампутированы руки и ноги (результат перенесённой в младенчестве инфекции), ему удаётся побеждать соперников в сетевых баталиях StarCraft II. Мэтью играет столь хорошо, что выступает в киберспорте. Невероятно, но он пользуется стандартной мышкой и клавиатурой. Демонстрация талантов - в этом видео. "Благодаря StarCraft II впервые в жизни у меня появилась возможность состязаться с обычными людьми на равных", - написал он на своей странице в сети Facebook.

29-летний американец Карлос Васкес - тоже профессиональный геймер. Он с детства влюблён в серию файтингов Mortal Kombat. Потеряв в десятилетнем возрасте зрение из-за глаукомы, Карлос не отказался от любимого увлечения. За годы тренировок невидящий американец так искусно освоил франчайз "Смертельная битва", что в 2014-м пробился на чемпионат EVO - самый крупный в мире турнир по файтингам. И даже выиграл два первых поединка в Mortal Kombat 9.

Как незрячему удаётся побеждать зрячих? За счёт развитого слуха. Васкес обнаружил, что в играх Mortal Kombat каждый персонаж, нанося удар, звучит по-особому. Чудеса боя вслепую - на канале Карлоса в YouTube.

Есть и русскоязычные особенные геймеры. 30-летний минчанин Александр Зенько, родившийся с ДЦП, проходит игры без рук. Только если у Кена Уоррела есть Jouse, белорусу приходится довольствоваться обычным компьютерным грызуном. Передвигая его подбородком.

Заботами неравнодушных программистов в 2014 году Александр обзавёлся утилитой, позволившей ему проходить с помощью мышки игры, рассчитанные на клавиатуру. Теперь Саша делится своим хобби с миром, выкладывая стримы по DOOM, Limbo, Super Meat Boy и другим хитам.

Вселенская несправедливость состоит в том, что стримерша Карина и подобные ей инфернальные порождения Интернета, о которых Лайф недавно писал, легко собирают сотни тысяч просмотров. Александр же довольствуется всего шестью сотнями подписчиков на канале YouTube и двумястами - на странице "Вконтакте". Дорогие читатели, поддержим парня? Если не рублём, то хотя бы добрым комментарием или лайком. Ведь равнодушие убивает не хуже пули.

Играть, чтобы спасать жизни

Александру Зенько и другим невоспетым геймерам, надеемся, ещё предстоит познать исцеляющую силу поддержки сообщества. А Кену Уоррелу она уже дала многое. Подписчики помогли собрать ему необходимую сумму для поездки на BlizzCon - геймерский фестиваль, который компания Blizzard ежегодно проводит в Калифорнии. Заветная мечта Кена - если, конечно, не помешает здоровье - скоро станет реальностью.

"Я хочу встретить Криса Метцена и поблагодарить его за создание Diablo, игры, спасшей мою жизнь. Я был одинок и беспомощен, но она изменила меня", - Кен Уоррел.

Изменившись сам, Кен помогает меняться другим. Недавно он получил письмо благодарности со словами: "Став инвалидом, я хотел застрелиться, но ваши героические стримы убедили меня не делать этого". А ведь Кен просто играл в Diablo III.

Кен Уоррел. Человек, который когда-то помышлял о самоубийстве, теперь сам спасает людские жизни.

Владимир Сирин

Ч то объединяет парализованного канадца Кена Уоррела, английскую девочку Сейду, рождённую с ДЦП, и незрячего американца Карлоса Васкеса? Особое отношение к видеоиграм. Для людей с ограниченными возможностями игры — нечто гораздо большее, чем просто развлечение.

Это была заурядная битва на выживание. Четыре геймера, разделившись на две команды, схлестнулись на арене ролевой игры World of Warcraft. Звенели мечи, ломались доспехи, полыхала магия. Двое рухнули на песок, двое остались стоять на арене. "Вас одолел мужчина, который играл ртом", — высветилось на экране сообщение от одного из победителей. Но это не было обманом или розыгрышем. Кен Уоррел, прикованный к постели уже много лет, действительно играл без рук.

Если бы 22 года назад Кену Уоррелу кто-нибудь сказал, что компьютерные игры однажды спасут ему жизнь, он бы рассмеялся. С какой стати пышущему здоровьем 28-летнему канадцу из города Нанаймо, примерному семьянину и отцу пятерых детей, тратить время на электронные безделицы? Лучше уж сыграть в хоккей с сыновьями, выбраться с семьёй на природу или просто покататься на коньках. Но всё изменилось одним роковым днем 1994-го, когда Кен стал жертвой несчастного случая на стройке. Плохо закреплённая труба сорвалась, пролетела пять этажей и ударила канадца по затылку, вдребезги разбив его каску, а вместе с ней — мечты и планы на будущее. Потерявшего сознание Уоррела госпитализировали.

Пробуждение было ужасным. Кен пытался кричать, но голосовые связки не слушались. Хотел подняться с больничной койки, но не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. Так он и лежал — беспомощный сгусток сознания, заточённый в парализованном теле. Общаться с медперсоналом удавалось только при помощи морганий глазами: один раз — "да", два раза — "нет".

Диагноз врачей не оставлял надежды: у Кена квадриплегия. То есть полная утрата контроля над телом и конечностями, вызванная травмой позвоночника. Ему суждено оставаться парализованным ниже шеи до конца своих дней. Но Кен не хотел такой участи: лучше умереть… Когда неделю спустя к нему вернулась речь, он попросил отца отключить аппараты искусственного жизнеобеспечения. Отец отговорил Кена от самоубийства: "Давай подождём две недели. Если ты не переменишь решения, я подумаю, как выполнить твою просьбу".

Отсрочка оказалась спасительной. Уоррела навестили жена и дети. Когда он увидел родных, его планы изменились. "Я ни за что не отключу себя от аппаратов, — решил Кен. — Я хочу увидеть, как мои дети вырастут, создадут семью, заведут внуков". Так начались долгие годы его реабилитации. И пускай он отказался от мыслей о суициде, депрессия по-прежнему держала канадца мёртвой хваткой.

С каждым днём Кен отдалялся. Искры прежней жизни ещё теплились в нём, но постепенно превращались в пепел воспоминаний. Он никогда больше не сыграет воскресным днём с сыновьями в хоккей. Никогда не наденет костюм Санта-Клауса, чтобы поздравить семью на Рождество. Никогда не выберется с друзьями в спорт-бар на просмотр матча любимой команды "Филадельфия Флайерз". Никогда. Страшное слово "никогда".


Беспомощность давила сильнее стотонной плиты. Кен заперт в четырёх стенах больницы, его переворачивают, вытирают и пеленают, как грудного младенца. Когда чешется лицо, он не в силах самостоятельно унять зуд. Кормят с ложечки, словно ребёнка. Как не впасть в глубокое уныние? Как доказать себе и другим, что он ещё на что-то способен?

Ответы Уоррелу удалось получить в 1996-м, спустя два года после госпитализации. Средство от депрессии принесла сотрудница ванкуверского реабилитационного центра. "Кен, вот сюрприз, который, возможно, улучшит вашу жизнь. Это новая компьютерная игра — Diablo". Новость Уоррела обрадовала и озадачила: "Классно. Я люблю мечи, магию и всё такое. Но как я буду играть без рук?"

Руки и не понадобились. Революционный манипулятор Jouse, с которым познакомился Кен, предназначался для рта и работал по принципу всасывания и выдувания воздуха. Вместо стандартного компьютерного грызуна — мундштук, который нужно перемещать языком и зубами. Вместо клацаний по левой и правой кнопкам мыши — вдох и выдох через тот же мундштук.

Устройство создала в 1995 году канадская компания Compusult, чтобы парализованные люди (квадриплегия, церебральный паралич, мышечная атрофия) могли пользоваться компьютерными благами наравне со всеми. Как выяснилось, Jouse годился не только для работы, но и для развлечений.


Затратив на освоение манипулятора месяц, Кен, до трагедии притрагивавшийся к геймпадам всего-то пару раз, стал заядлым игроманом. Пока обездвиженный Уоррел лежал на кровати, его виртуальный двойник лихо рубил мечом чертей и скелеты в подземельях ролевого экшена Diablo.

"Эта игра вселила в меня уверенность и придала силы, необходимые для борьбы с недугом",

— Кен Уоррел.

Утихомирив Сатану в Diablo, Уоррел во второй половине 90-х принялся за другие хиты компании Blizzard. Вёл в бой отряды альянса, освобождая мир Warcraft II от нашествия орков. Колонизировал планеты и сражался с инопланетными тварями в StarCraft. Улаживал распри между ангелами и демонами в Diablo II.

В двухтысячных, с появлением широкополосного интернета и развитием MMORPG, жизнь Уоррела заблистала новыми красками. Странствия по бескрайним землям Азерота и битвы с монстрами в World of Warcraft наполнили его существование смыслом на многие месяцы и годы. Взаимодействуя с пользователями со всего мира, он больше не чувствовал себя больничным узником. В онлайне Кен мог покорять виртуальные вселенные плечом к плечу с сыновьями и друзьями.

К сожалению, не всем людям с ограниченными возможностями удаётся, подобно Кену Уоррелу, расцветить будни электронными развлечениями. Чем сложнее нарушение у человека, тем труднее подбор манипулятора и игровой платформы. Скажем, тот же Jouse (последняя версия, между прочим, стоит 1495 долларов) подходит не для всех парализованных. В отдельных случаях положение спасают маленькие компании, выпускающие модифицированные устройства. Так, контроллер Xbox One, адаптированный для левой руки, можно приобрести за $139,99, а геймпад для рта QuadStick обойдётся в $399.

Что же делать тем, кого жёсткая форма менингита в младенчестве лишила кистей? Или тем, кто может двигать только глазами? У производителей игрового оборудования нет ответов на подобные вопросы. Зато они есть у благотворительных организаций вроде британской SpecialEffect . Неравнодушные англичане из Оксфордшира творят чудеса, которые не снились всяким Гарри Поттерам: дарят магию игры людям с тяжелейшими нарушениями.

Голосовое управление, отслеживание движений глаз, педали для ног, джойстики для подбородка — инженерам и врачам SpecialEffect любая задача по плечу (страница с историями помощи не даст соврать ). Они, например, помогли девятилетней девочке Сейде с ДЦП, давно мечтавшей о видеоиграх, но имеющей проблемы с подвижностью пальцев. Решение? Геймпад увеличенного размера с особым расположением кнопок.

Теперь Сейда весело проводит время в Disney Infinity, перевоплощаясь в героев любимых мультфильмов. В реальном мире она не может встать с инвалидной коляски. В виртуальном — бегает, прыгает, летает! И полноценно взаимодействует с друзьями, забыв о физических ограничениях. "Я теперь тоже геймер!" — произносит Сейда в трогательном видеоролике.

"Дело не только в том, что игры ускоряют реабилитацию, возвращая давно утраченное веселье, — рассказывает представитель SpecialEffect Марк Сэвил. — Гораздо важнее, что они способствуют интеграции человека с нарушениями в социум. Взяв в руки геймпад, он перестаёт чувствовать изоляцию. Сегодня слово "геймер" означает принадлежность к многомиллионному сообществу".

Силу многомиллионного сообщества Кен Уоррел в полной мере ощутил в 2014 году, начав транслировать игровые сессии при помощи сервиса Twitch. Правда, в первый день стриминга канадцу было страшно: он не знал, как отреагирует аудитория на его приключения в Diablo III.

И вот, не в силах произнести ни слова, Кен наблюдал за цифрами на счётчике просмотров. Слёзы текли по его лицу. Слёзы счастья. Кен и помыслить не мог, что трансляция понравится сотням и даже тысячам зрителей. Незнакомые люди желали Кену здоровья и писали тёплые слова поддержки.

"Благодаря стримингу Кен всегда окружён вниманием сообщества. Не выходя из гостиной. Это как если бы мир заглянул к нему домой",

— Роб Эванс, друг Кена Уоррела.

Уоррел обрёл новое призвание, став стримером. Сейчас на его канале в Twitch 38 тысяч подписчиков. Для кого-то игры вроде Diablo III, World of Warcraft и Path Of Exile — лишь способ убить время. Кену же они помогают с оптимизмом смотреть в будущее. Впрочем, не только ему, но и другим людям с ограничениями: трансляции Кена вдохновляют на борьбу с собственными недугами. В этом канадец убедился уже на второй день новообретённой карьеры, поговорив по видеосвязи с таким же квадриплегиком, как и он сам. Собеседник не мог поверить, что без рук можно играть.


Вот как Уоррел вспоминает об этом событии: "Я поделился с ним опытом. И он сказал, что тоже закажет себе манипулятор Joust. Так было положено начало долгой дружбе. Это был важный момент — осознание того, что я кому-то помог. Моя жизнь обрела цель".

Разумеется, Кен Уоррел не единственный особенный стример. Таков, например, и 27-летний американец Мэтью Финк. Хотя у парня ампутированы руки и ноги (результат перенесённой в младенчестве инфекции), ему удаётся побеждать соперников в сетевых баталиях StarCraft II. Мэтью играет столь хорошо, что выступает в киберспорте. Невероятно, но он пользуется стандартной мышкой и клавиатурой. Демонстрация талантов — в этом видео . "Благодаря StarCraft II впервые в жизни у меня появилась возможность состязаться с обычными людьми на равных", — написал он на своей странице в сети Facebook.

29-летний американец Карлос Васкес — тоже профессиональный геймер. Он с детства влюблён в серию файтингов Mortal Kombat. Потеряв в десятилетнем возрасте зрение из-за глаукомы, Карлос не отказался от любимого увлечения. За годы тренировок невидящий американец так искусно освоил франчайз "Смертельная битва", что в 2014-м пробился на чемпионат EVO — самый крупный в мире турнир по файтингам. И даже выиграл два первых поединка в Mortal Kombat 9.

Как незрячему удаётся побеждать зрячих? За счёт развитого слуха. Васкес обнаружил, что в играх Mortal Kombat каждый персонаж, нанося удар, звучит по-особому. Чудеса боя вслепую — на канале Карлоса в YouTube .

Есть и русскоязычные особенные геймеры. 30-летний минчанин Александр Зенько, родившийся с ДЦП, проходит игры без рук. Только если у Кена Уоррела есть Jouse, белорусу приходится довольствоваться обычным компьютерным грызуном. Передвигая его подбородком.


Заботами неравнодушных программистов в 2014 году Александр обзавёлся утилитой, позволившей ему проходить с помощью мышки игры, рассчитанные на клавиатуру. Теперь Саша делится своим хобби с миром, выкладывая стримы по DOOM, Limbo, Super Meat Boy и другим хитам.

Вселенская несправедливость состоит в том, что стримерша Карина и подобные ей инфернальные порождения Интернета, о которых Лайф недавно писал , легко собирают сотни тысяч просмотров. Александр же довольствуется всего шестью сотнями подписчиков на канале YouTube и двумястами —

Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, сделали ее яркой и насыщенной. Приобщение детей к компьютеру происходит уже в дошкольном возраст не только в семье, но и в ДОУ. В процессе компьютерных игр дети получают определенный объем знаний, учатся применять его в различных ситуациях. Однако игры могут носить не только образовательный, но и коррекционно-развивающий характер. Этим объясняется активное использование компьютера при обучении детей с особыми потребностями, в частности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) . Хотя влияние компьютерных игр на таких детей еще не изучено в полном объеме, однако из опыта работы можно утверждать, что проведение занятий с помощью компьютера повышает осознанность усвоения знаний детьми, мотивацию, улучшает самооценку каждого ребенка через систему объективной оценки (например, сказочным героем) , помогает заметить ошибки и исправить их в занимательной форме. После проведения занятий дети обсуждают игру, героев, значит, увеличивает речевую активность, повышают мотивацию к межличностному общению. Но главное достоинство компьютерных игр заключается в их соответствии ведущей деятельности дошкольного возраста - игре. Ребенок не занимается, не выполняет упражнения, он – играет со сказочными героями, спасает планету, помогает найти спрятанный волшебный предмет. Кроме того, компьютерные технологии позволяют использовать традиционные методы обучения в новой, современной форме.

Каждое занятие, независимо от этапа и периода работы, имеет четкую структуру:

I этап - подготовительный. 10-15 минут

Проводятся в малых подгруппах, в которых дети обучаются управлять компьютерной мышкой, знакомятся с левой кнопкой, координируют движение руки и глаз. Кроме того, в это же время формируется и укрепляется интерес к занятиям на компьютере. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной. 10-15 минут

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

III этап - заключительный. 4-5 минут.

После работы на компьютере нужно обязательно выполняется зрительная гимнастика, направленная на улучшение циркуляции крови в органе зрения, укрепление глазодвигательных мышц, на улучшение процесса аккомодации. Затем обсуждаются результаты игры, объясняются ошибки.

При подборе игр для детей с ОВЗ необходимо уделять внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, на графику, четкость, правильность инструкций, на продолжительность каждого занятия. Важно, чтобы игры не были перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей. Важно, чтобы задания были понятны ребенку без разъяснений со стороны взрослого, инструкция давалась перед выполнением, время выполнения не ограничивалось, это дает возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения. Графика игр должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий. Возможность установления уровня сложности для каждого ребенка - бесспорный плюс компьютерной игры. Занятия на компьютере в дошкольном учреждении начинаются со старшей группы. По санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации режима дня и учебных занятий в старшей группе их продолжительность не должна превышать 25 мин, в подготовительной - не более 30 мин. В группе 4-5 ребенка. В дальнейшем по мере усвоения детьми навыков работы на компьютере занятия проводятся индивидуально или в группах по 2-3 ребенка. На этом этапе работы логопед только выбирает игру, способствующую развитию или закреплению компонента речевой и/или психической сферы, и уровень заданий, ребенок же сам садится за компьютер и выполняет задания, контроль за качеством выполнения осуществляется в игре.

Занятия в старшей и подготовительной группах проводятся 1 раз в неделю, однако отдельные задания на компьютере могут включаться в основные занятия.

Занятия по ознакомлению с природой направлены на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей взаимосвязи растений и животных с внешней средой. В ходе занятий по ознакомлению с природой детям может быть предложена игра «Приключения животных» . «Приключения животных» - обучающая программа в виде забавной и веселой игры позволит детям лучше познакомиться с миром живой природы. Эта игра представит на экране монитора, животных с разных уголков земного шара, которых дети не видели даже в зоопарке. Дети узнают много нового не только о том, как выглядят эти животные, но и как они живут, узнают про их жизнь в дикой природе, их повадки и привычки.

Занятия по обучению грамоте нацелены закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов - это становится основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению. Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Всему этому может помочь игра «Веселая Азбука» . «Веселая Азбука» - это первое знакомство со звуками и буквами, она объяснит и поможет закрепить, что такое слоги, и как из них составлять слова. Игра содержит упражнения, с помощью которых дети без труда смогут научиться читать.

Занятия по развитию элементарных математических представлений направлены, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Применение компьютерных игр особенно важно на данных занятиях. Они помогают в простой, наглядной форме, на основе конкретной модели осознать и усвоить тот материал, который был дан детям на занятиях.

Первое знакомство с миром математики станет приятным и интересным с помощью игры «Планета чисел» . Эта игра научит детей 3-7 лет распознавать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, выполнять простые логические задачи, поможет формированию навыков счета в пределах десяти, знакомству с порядковыми числительными, знакомству с понятиями «первый» , «последний» , «сложение» и «вычитание» .

Игры: «Сравни и заполни» , «Игра с одним обручем» , «Заполни пустые клетки» познакомят детей с классификацией фигур по 2 и 3 свойствам (цвету, форме, величине) , помогут закрепить отношения «больше» , «меньше» , «равно» , находить отличительные признаки.

Каждое упражнение рассчитано на правильное выполнение, а не на скорость, поэтому в процессе игры при сложных ситуациях детям даются разъяснения, предоставляется возможность проговаривания вместе с логопедом, а потом они по очереди выполняют по одному упражнению. Таким образом, любое занятие проходит на фоне эмоционального подъема и заинтересованности, что способствует лучшему усвоению материала, раскрепощению детей, преодолению речевой скованности.

Использование компьютерных игр при работе с детьми ОВЗ повышает их заинтересованность в занятиях, улучшает усвоение материла, увеличивает речевую активность, формирует и совершенствует межличностное общение, а кроме того дает возможность индивидуально подойти к каждому ребенку с учетом его потребностей, позволяет воспитаннику осознанно контролировать и исправлять свои ошибки, ориентирует на успех.