Святой равноапостольный великий князь Владимир. Креститель Руси

  • 22.07.2019

Тютюнникова Т. А.

Должность: учитель русского языка и литературы

Я был зверь, а стал человек

«Я был зверь, а стал человек»

Что вы за народ такой, говорит купец Зигфрид.

Человек вас исцеляет, посвящает вам всю свою жизнь.

Вы же его всю жизнь мучаете. А когда он умирает,

привязываете ему к ногам верёвку и

тащите его, обливаетесь слезами.

Е.Водолазкин «Лавр»

«Великий князь Владимир 28 лет прожил во Святом Крещении. Он именуется Русской Православной Церковью равноапостольным святым. Своей глубокой верой и решимостью святой князь привел ко Христу многочисленный русский народ. Святая Православная вера сделала этот народ единым, а державу - великой! И ныне образ святого князя Владимира призывает народы некогда единой Руси объединиться вновь под покровом Православной Церкви, призывает строить и укреплять Святую Русь».

Но до этих 28 лет жизни праведника было то, от чего сознание современного человека цепенеет, замирает сердце и, даже зная, что речь идёт о делах «давно минувших дней», становится не по себе. Возможно ли это: зверь и человек, варвар и святой праведник, деспот и всенародно почитаемым правитель «Всея Руси» - Владимир Красно Солнышко. Разобраться в таких вопросах сложно, как сложно разобраться в самой жизни, в натуре человеческой.

В 983 году отрок-варяг Иоанн вместе с отцом Феодором был растерзан толпой, пришедшей к их дому, чтобы принести в жертву языческим богам сына. Отец отказался выдать ребенка, и они приняли смерть вместе. Приказ принести в жертву отрока-христианина был отдан киевским князем Владимиром. Память святых мучеников Иоанна и Феодора празднуется Церковью 12 июля, память князя Владимира — 28-го.

В книге А.Мадорского «Русский хронограф» читаем: «Великокняжение его началось и долго пребывало в яром грехе. От убийства брата и взятия себе в жёны-гречанки, сооружения пантеона идолов и гонения христиан - до безудержности в пирах и забавах. До своего крещения Владимир имел одновременно пять жён и восемьсот наложниц».

Не стоит забывать, что судим мы о поступках князя с позиции человека, живущего в XXI веке, в мире правовых и общественных норм. Если же смотреть на ситуацию с точки зрения языческих канонов, то в поступках этих нет ничего предосудительного. Правитель должен показать подданным силу, власть, выдержку. Совсем другие законы диктовали человеку далёкого X века нормы поведения, правила человеческого общежития. Кто из языческих вождей отличался справедливостью, милосердием, добропорядочностью? Более того, наше отношение к жизнеописанию князя Владимира сформировано под влиянием целого ряда идеологий, которые в разное время становления были предложены как истина в последней инстанции. Сначала - марксистко-ленинская школа, вскользь упоминавшая Владимира в качестве политика, объединившего вокруг Киева раздробленные славянские племена, постоянно враждующие между собой. Отбор информации, на мой взгляд, оправданный. Стоит отметить сходство имён князя Великого и вождя пролетариата, а также стремление к объединению славян в единое социалистическое сообщество, социалистический лагерь. У нескольких поколений русских людей сформировали представление о князе-защитнике, реформаторе, хорошем хозяйственнике, сильном государственном деятеле. Происхождение князя Владимира, а был он внебрачным сыном великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги. Владимир — сын рабы («робичич» по словам Рогнеды), тоже вполне соответствовало ленинскому «любая кухарка должна управлять государством». Хотя можно предположить, что В.И.Ленин имел в виду участие выходцев из народных масс, рабочих и крестьян, вовлечённых в государственное управление. Тема христианизации широко не освещалась по понятным причинам. На смену социалистическим представлениям о ходе исторического процесса пришло «безвременье» - эпоха «лихих 90-х», когда крайности были настолько полярны, что многие, потеряв веру в одно, так и не уверовали в другое. Люди, «распятые» временем, событиями, захлёбывались от поругания и оправдания. Возносили тех, кто недостоин, втаптывали в грязь тех, кто смиренно принимал потрясения, призывал к покаянию. И вновь имена древнерусских князей стали актуальны в свете нового времени. Полярность мнений полностью разрушила целостный образ Великого русского князя Владимира. С одной стороны, доступ к ранее неизвестным фактам породил массу циничных, низкопробных статей о безнравственности, чрезмерной жестокости, расчётливости крестителя Руси. Этого в полной мере соответствовало идеологии «новых русских», живших по варварским законам в миру, а затем спешившим в святую православную обитель, считая, что формальное покаяние (а скорее следование моде) искупит грехи, что вера, как сезонная одежда, пригождается лишь в особых случаях. Стало модно говорить об истории с позиций современности. Судить на расстоянии всегда легче. Но вправе ли мы это делать? «Не судите, да не судимы будете». Но время вновь и вновь обращает наш взор к тем далёким временам. Ответы на вопросы современности мы пытаемся найти в древних документах, летописях. Мы пытаемся рассуждать о проблемах столь далёких и плохо понимаемых нами. Часто приходится слышать мнение о том, что принятие Русью христианства, прежде всего, имело политико-правовые мотивы, а сам князь личную корысть. Может быть, потому столь сурово шла христианизация Руси?

С лидерами старой веры и её символами поступали сурово, как с побежденными. Как пишет А. Артынов в собранных им «Сказаниях Ростова Великого», князь Владимир приказал привести в думу верховных жрецов: киевского - Богомила и новгородского - Ярозлоба. Первого привели закованным в тяжелые цепи, а второй успел скрыться из темницы, убежав неизвестно куда. На допрос о соумышленниках своих Богомил отвечал: «Скорей Перунова голова скажет вам о них, скорей соловушко засвищет о них в зеленой дубраве, чем я их выдам». Тут жрец, думая, что он у своего святилища, укорил великого князя, братоубийцей его назвал. «Молчи, кровожадная пиявица и лютая змея! - закричал на него гневно великий князь. - Без тебя, наперсника блуда, я не был бы братоубийцей Ярополка, брата своего сводного. Вредные твои советы и хитрость твоя - причины гибели брата моего!» И приказал его казнить. После расправы со жрецами в Киеве водворилась всеобщая тишина». Идолов низвергли и изрубили. Есть ли оправдание таким поступкам? Вспоминаются слова Ивана Карамазова (ч. 2, кн. 5, гл. «Бунт»), когда он, беседуя со своим братом Алешей, монахом-послушником, говорит о том, что он не приемлет Бога, который допускает в этом мире страдания невинных детей ради некой «высшей гармонии». Он поясняет свою позицию так: «Понимаешь ли ты это, когда маленькое, существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезками к «боженьке», чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог, человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать, это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к «боженьке»... Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискупленными слезами своими к «боженьке»!». Этот классический образ в русской литературе («слезинка ребенка»), обнажает вечную проблему соотношения цели и средств её достижения, когда хотят сказать, что нельзя пытаться достичь каких бы то ни было высоких целей за счет страданий невинных людей. Всегда ли цель оправдывает средства? Память выстраивает череду исторических личностей: Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер. В каком ряду князь Владимир для современного молодого человека? С этими выдающимися лидерами своего времени? Или деяния Владимира в другой категории? Как объяснить современным учащимся роль его личности в истории нашего государства? Неопределённость вынуждает многих уходить от ответа, обходить эту тему стороной. Но следует помнить, что неясность, неопознанность рождают необоснованность суждений, неоправданность поступков. Многие страницы истории нуждаются в комментариях, причём в комментариях, подтверждённых фактами, собственными доводами, размышлениями. Личность учителя, его слово, знания - ковчег в необузданном потоке информации. Учитель должен заложить представление о духовных истинах, которые впоследствии помогут обучающемуся провести отбор информации, сформировать свой представление, точку зрения, концепцию. «Отделить зёрна от плевел» - миссия современного педагога.

Единоверие, единобожие, несомненно, повлияли на общественное устройство, привели к единовластию. Перенесение небесной и церковной иерархии на земные порядки, укрепило власть князя. Церковь требовала от князя ответственности, нравственности, культуры, а от народа - безоговорочного подчинения. Пришла сила, способная обуздать языческое варварство, поднять народ с колен первобытных отношений и заставить поднять глаза к небу, получить заступника и, главное, веру в божественное духовное начало, надежду на спасение души, любовь к ближнему своему. Славяне получили возможность приобщиться к европейской культуре, перешагнув столетия в истории развития цивилизации. Письменность, школы, суды, новые законы, новый уклад жизни, в том числе и семейной, каменное строительство, иконопись, литература - неполный перечень того, что стало итогом реформ Владимира. Великий князь вырвал славян из «омута» междоусобных войн, неоправданных убийств, бесправия и беззакония - самоуничтожения. Можно ли ставить на одну чашу весов жизнь славян до принятия христианства и «пролитие крови» при его установлении?

Он на землю пришёл, чтоб взойти на Голгофу,

И распятым чтоб быть за людей, на кресте.

Чтобы кровью святой открыть в небо дорогу,

Дать прощенье и счастье тебе.

Без пролития крови не бывает прощенья…

Иисус пролил кровь на Голгофском кресте.

За тебя был распят, нёс позор и мученье,

Чтобы даром спасенье досталось тебе.

(Елена Козак)

Так жизнь превратилась в житие. В определённом смысле жизнь Великого князя Владимира - модель христианской жизни. Пример необходимости суда над самим собой, важности изменения собственной души. Если мы поймем это, если будем готовы смиренно впустить Христа в свое сердце, то, наверное, тогда и мы сможем когда-нибудь повторить вслед за князем Владимиром: «Я был зверь, а стал человек». И народ признал его и поверил ему, и пошёл вслед за ним к своему спасению, именуя своего князя «Красным Солнышком», способным и обогреть и испепелить.

В тропари святому равноапостольному Великому князю Владимиру поётся: «Уподобился еси купцу, ищущему доброго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матерее градов. Богоспасаемого града Киева, испытуя же и посылая к Царьграду уведети православную веру, и обрел еси бесценный бисер - Христа, избравшего тя яко второго апостола Павла и оттрясшего слепоту купели, душевную в купе и телесную. Тем же празднуем твое успение…»

Многим - верующим и неверующим - может показаться, что пример жизни князя Владимира не актуален. В слепоте, в огне, в грехе Киев - матерь городов русских. Не знают украинцы, где путь к спасению. Предают веру, теряют надежду, погрязли в междоусобных войнах. К сожалению, человек слаб, порой не ведает, что творит, так уж повелось на нашей славянской земле: «...без пролития крови не бывает прощенья…» А спасение в Боге, вере, надеже, любви, в соблюдении заповедей Иисуса Христа, в возвращении бесценного дара - православной веры - переданного людям Великим князем Владимиром.

Список литературы:

1. Водолазкин Е.Г. Лавр. - М.: АСТ, 2014.

2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Приокское книжное издательство: Отчий край, 2008.

3. Мадорский А. Русский хронограф. /Вся православная Россия времён от Рюрика до Николая II. - М.: ТОО «Поматур», 1999.

Святой равноапостольный князь Владимир

28 июля Православная Церковь отмечает сразу два крупных праздника - память святого равноапостольного князя Владимира и неразрывно связанное с ним Крещение Руси. Святой равноапостольный князь Владимир Великий – личность в истории исключительная, судьбоносная, краеугольная. Через него Господь явил Руси великое счастье – православную веру, а сам князь, восприняв всем сердцем Христа, мужественно повел за собой к свету Божию народы, населявшие древнюю Русь.

Будущий Креститель Руси родился около 960 года в браке князя Святослава с Малушей, которая была ключницей бабушки Владимира - княгини Ольги. Правил он сначала, с 970 года, - в Новгороде, потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве.

До принятия христианства князь Владимир был жестоким правителем, опиравшимся, в первую очередь, на языческие традиции. Князь, который до крещения носил в себе все хвори народной души. В похоти ненасытен, к хмельному неравнодушен, в гневе страшен, в корыстных делах хитер. Это портрет подлинного язычника, сына страстей и служителя демонов. Такой человек стыдится не греха, а одной лишь слабости и неудачи, врагов ненавидит всей душой, слабых взглядом не удостаивает. Страсти свои он лелеет, и, глянув на него со стороны, ума не приложишь, что должно случиться, чтобы это сомнительное «дитя природы» изменило свой образ жизни в лучшую сторону. Однако после личного крещения он изменился внутренне, что повлияло и на его внешнюю деятельность. Рассекающим лезвием является Христова благодать, воспринятая человеком. И здесь уже важно понимать, что подлинно свят не тот, кто с детства безупречен, а тот, кто после принятия благодати не позволил себе вернуться к тому, что было «до». Владимир назад не возвращался. Владимир свят.


Крестился князь Владимир в Корсуни (Херсонесе) в 988 году. Это событие разделило его жизнь на две половины, разительно отличающиеся друг от друга. Сам он говорил об этом так:

«Господи! Был я как зверь, жил по-скотски, но Ты укротил меня. Слава Тебе, Боже!» .

Вернувшись в Киев, князь Владимир с прибывшими с ним греческими священнослужителями крестил и жителей города, после чего началось крещение и всей остальной Руси.

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку - богатый или бедный, нищий или раб - будет мне враг». Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно: «в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом».

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении.
В чистых киевских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству.

Сам же Владимир после принятия христианства совершенно прекратил военные походы на соседей, со всеми народами жил мирно, воюя лишь с кочевниками - печенегами, которые постоянно тревожили границы Киевской Руси. Он отпустил всех своих прежних жен и наложниц, сочетавшись христианским браком с греческой царевной Анной.

Князь полностью отменил смертную казнь и не хотел наказывать даже убийц и грабителей. Лишь по просьбе греческих епископов, обеспокоенных преступностью на Руси, он неохотно снова ввел наказание смертью.

На княжеский двор был открыт доступ всем бедным и нуждающимся. Владимир раздавал людям еду, одежду, деньги, выкупал из кабалы должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Также князь приказал развозить и раздавать по улицам Киева еду и питие.

Помимо этого, святой Владимир был одаренным правителем, который не только удачно оборонял родную землю, но также занимался развитием образования в своем княжестве.

Князь Владимир не только сыграл роль в обретении Русью Православия - это был человек, не оставлявший попечения о своем личном спасении.
Забота о личном спасении для христианина - не эгоистическое чувство, а залог любых добрых дел. Поэтому преподобный Серафим Саровский утверждает: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя» . Внутренний мир и любовь есть непременное условие возможности каких-то внешних изменений как в себе, так и в других. Если же человек внутри поражен, развален грехом, то даже захоти он сделать что-то светлое, все равно не получится.

Образ князя Владимира очень важен как пример человека, который смог коренным образом измениться. Что это значит? Ведь приход к вере не меняет, так сказать, психотип: разговорчивые не становятся молчальниками, а замкнутые люди - чрезмерно общительными. Что же тогда происходит? Меняется оценка своих поступков, взгляд на себя самого. Слова равноапостольного князя: «Я был зверь, а стал человек», - свидетельство того, что он смог иначе оценить свою внутреннюю и внешнюю жизнь, и это изменение позволило ему помочь и другим людям. После своего обращения князь Владимир, насколько можно судить из заслуживающих доверия источников, искренне и упорно пытался жить по Евангелию. Он стал другим человеком. Из истории Церкви мы знаем, что это возможно в том случае, если, как говорит апостол Павел: «Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20). А святой Павел имел полное право так говорить: ведь и его жизнь - ярчайший пример того, как человек из гонителя христиан превращается в апостола веры. Тот, кто способен понять неоценимую важность благого изменения, совершившегося в человеке раз и навсегда, тот никогда не будет сомневаться в святости изменившегося человека. И неважно, какими грехами был покрыт этот человек ранее.


Многим из нас может показаться, что пример князя Владимира - не для нас. Мы не находимся в ситуации княжения, у нас нет восьмисот наложниц, убивать - не убивали никого, Русь уже крещена и т.д. И все же, у каждого есть свой «зверь», от которого надо перейти к человеку. Отказаться от человека ветхого в себе и взрастить в себе нового человека.

В каком-то смысле история князя Владимира - это модель христианской жизни. Да, мы не приносили человеческих жертв, но разве мы не обижали своих ближних - делами, словами, мыслями, наконец? А разве это не покушение на образ Божий, как в другом человеке, так и, кстати сказать, в самом себе? Житие равноапостольного князя - яркий пример необходимости суда над самим собой, важности изменения собственной души. Если мы поймем это, если будем готовы смиренно впустить Христа в свое сердце, то, наверное, тогда и мы сможем когда-нибудь повторить вслед за князем Владимиром: «Я был зверь, а стал человек» .

Порядок Богослужений в Свято-Николаевском соборе

г. Стаханова

27 четверг

14:00 – Вечерня

28 пятница

7:00 – Утреня

9:00 – Литургия

28 июля в России отмечается 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира

«Я был зверь, а стал человек» — так спустя некоторое время после принятия святого Крещения сказал о переменах в самом себе святой равноапостольный князь Владимир. Эти его слова не стали самовосхвалением или же хвастовством, но в большей степени, наверное, даже радостным удивлением тому, как одно лишь движение души, один шаг навстречу Богу, пусть и путем сомнений, поиска и долгих размышлений, способны изменить не только жизнь, повседневность, отношение к самому себе и к другим, но и самого человека. Всего. Навсегда.

Человеком можно стать, только по-настоящему осознав, насколько бесценна и важна для Бога жизнь каждого из нас. Человеком можно стать, увидев человека в другом. И не просто человека, но и его человеческое достоинство. Вот только умению этому надо учиться, учиться всерьез, не разграничивая людей по одним лишь нам понятным субъективным критериям. Все мы, несмотря на происхождение, пол, социальный статус, характеры, должности и зарплаты, на самом деле очень похожи в самом главном: мы рождаемся и умираем. Да, между двумя этими точками, мы — очень разные, мы проходим свой путь, непохожий ни на чей другой, но в самых главных и таинственных моментах жизни мы совсем не отличны друг от друга. Эти два важных дня в календаре всецело зависят от Бога. А то, что будет между ними и положенными нам годами, во многом зависит от нас. И тут очевидно, что жизнь, данная нам, должна быть все-таки чем-то большим, чем обычной чертой между датами на памятнике. Как это сделать?

В мире господствует потребительское отношение ко всему и, увы, ко всем. Это означает, что и сам человек нередко видит и оценивает другого исключительно в свете материальной полезности или ненужности. Человек становится выгоден, он важен пока у него есть связи, средства, возможность влияния. За молодостью и красотой тоже порой не видят и не хотят видеть человека, глядя на него как на обертку. И многие от этого страдают, но страшно то, что есть и те, кто этим успешно пользуется. И повсюду только призыв взять, найти, купить, съесть… Заработать чтобы потратить? А потом снова зарабатывать? А если нет возможности зарабатывать столько, сколько хотелось бы тратить? Кредит, и уже работа на него… А потом потихонечку исчезает человек. Сначала как часть общества. Нет денег, лишился жилья, спился. Где он? Нет, не на помойке, а всего лишь вне нашего внимания и интереса. А ведь это — человек, самого главного достоинства у которого никто не отнимал. Да и не отнимет, потому что он дорог и важен Богу. В этом его главное достоинство и заключается. Поэтому так печально, что он не замечен нами. А ведь нам встречи с такими людьми посылаются именно для того, чтобы мы не забывали об этом. Никто и никогда никакой гарантии не даст, что крайняя нужда не посетит и нас. Такое ли хотим прозрение?

Христова истина явила князю Владимиру правду о его прежней жизни. Правду о том, сколько было не замечено людей; о том, что добывалось мечом и силой; о том, к чему приводили похоть и алчность, гнев и жестокость. Жизнь князя, обуреваемая страстями и инстинктами, была лишена человеческого достоинства. И вот под действием благодати Божией он обрел способность увидеть все неприглядное в себе и раскаяться, изменить свою жизнь. А это — очень важный шаг на пути становления человека.

Очень страшно потерять человека в себе самом. Потеря эта невосполнима. Христианство же учит тому, что залогом сохранения человеческого является способность думать не о себе. А еще лучше не думать о себе. Даже в мельчайших каких-то бытовых ситуациях, что, к сожалению, у нас редко получается. Христианство учит жертвенной любви, то есть такой любви к ближнему, когда ты как раз забываешь о себе ради другого. Все это узнал равноапостольный князь Владимир, когда учение Христа стало главным мерилом его жизни.

В нынешнем мире все чаще замечается движение противоположенное тому, о котором говорил святой Креститель Руси, — движение от человека к зверю. И это движение никого не удивляет, и, что особенно печально, совсем не страшит. Может быть потому, что мы человека привыкли все чаще замечать только в зеркале?

Об этом говорят многие, бьют в набат, но порой не видят, за что зацепиться, в чем искать спасения от этого пагубного движения, по какому пути устремиться прочь от края этой пропасти. А путь уже давно указан — Христом, и истинность этого пути засвидетельствована сонмом святых, подражать примеру которых призван каждый из нас.

Больше того, христианство учит и тому, что человек должен развивать свои добродетели непрестанно, то есть самое главное стремление христианина — не просто стать хорошим человеком в общепринятом смысле, но вернуть себе образ и подобие Божии. Христос принял на себя человеческую природу, как бы присвоил ее Себе, чтобы через Него эта природа получила способность вернуть образ Божий, утерянный Адамом. Христос открыл этот путь для каждого. Цивилизационный выбор, как сейчас принято говорить, сделал для нашей страны князь Владимир. А следовать ли этим путем, возвышаться ли до звания человека и от человека — к образу Божьему — выбор за нами.

«Саратовская областная газета» № 108

Ровно тысячу лет назад скончался князь Владимир, который известен в первую очередь как креститель Руси и носит ласковое народное прозвище "Красно Солнышко". Сегодня князь почитается церковью как равноапостольный святой – то есть как человек, который внес сопоставимый с апостолами вклад в распространение христианства.

ПО ТЕМЕ

Однако путь к канонизации был тернист, а финал в качестве святого поначалу даже не проглядывался – ведь до обращения в к единому Богу Владимир вел себя в полном соответствии со средневековыми порядками, заведенными на Древней Руси. Жестокость молодого князя порой была такова, что популярный сериал "Игра престолов" на фоне его деяний выглядит как безобидное фэнтези из категории фильмов 6+. И потому история Владимира Крестителя – это не столько житие, сколько история о шансе на прозрение и спасение любого, даже если он превосходит всю семейку Старков вместе взятую.

Путь великого воина и любовника

Среди трех сыновей князя Святослава Владимир был единственным незаконнорожденным – его мать была всего лишь ключницей у его бабушки, княгини Ольги. Поначалу он жил отдельно от братьев, в селе Будятина. Но даже когда он переехал в Киев, периодически ему припоминали его происхождение, и из-за этого княжич чувствовал себя ущербным. Некоторые исследователи полагают, что корни его последующей мстительности и жестокости берут начало именно из детских унижений, связанных с княжеской неполноценностью.

Когда отец распределял роли между сыновьями, Владимиру досталась роль второстепенного новгородского князя. Вскоре у него возник первый, как сейчас принято говорить, "конфликт интересов" с его братом Ярополком (княжившим в Киеве). И тот, и другой посватались к дочери полоцкого князя Рогвольда.

Князь Владимир сватается к Рогнеде

По воспоминаниям современников, княжна Рогнеда была писаной красавицей. Однако в Средние века женились не по любви, а по расчету: породнившись с Рогвольдом, можно было значительно укрепить свои позиции внутри страны.

Получив два предложения, полоцкая княжна предпочла Ярополка, попутно смертельно обидев Владимира замечанием про то, что не желает сочетаться браком с "сыном рабыни". Оскорбленный в лучших геополитических чувствах, новгородский князь повел войска на Полоцк. Город был взят, а вся семья князя Рогвольда захвачена в плен. После этого Владимир показательно овладел невестой собственного брата на глазах у ее семьи, а затем казнил ее отца и братьев.

Вскоре Владимиру представился шанс выяснить отношения с Ярополком, которого он безжалостно убил в ходе княжеской междоусобицы. Братоубийство, ужасное само по себе, в Древней Руси было не такой уж и редкостью – перед тем, как погибнуть от рук Владимира, Ярополк сам успел убить другого брата – Олега. Так Владимиру достались все земли братьев, а сам он воцарился в Киеве.

При этом беременную жену убитого Ярополка, гречанку Юлию Владимир сделал своей наложницей. Будущий креститель Руси вообще был известен как "великий распутник" – только официальных браков в его жизни было шесть (в которых родилось более 20 детей), а число наложниц выходило за все разумные рамки.

"Ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в нынешней Белогородке (близ Киева), и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора: он презирал святость брачных союзов и невинности. Одним словом, Летописец называет его вторым Соломоном в женолюбии", – писал о нем Николай Карамзин в "Истории государства Российского".

Помимо секса и разнообразного блуда, другим любимым развлечением Владимира того времени были войны. Князь воевал с Польшей, затем подавлял бунт вятичей, а после завоевал страну "дикого, но мужественного народа латышского". В итоге на северо-западном направлении он расширил свои владения до Балтийского моря, а на южном – завоевал Корсунь и грозился даже захватить Константинополь.

От язычества к пути истинному

В момент, когда Владимир пришел к власти в Киеве, на Руси было распространено язычество, представляющее собой разношерстный набор верований и учений напополам с магией и другими культами. Новый князь попытался как-то объединить эти верования, установив на холме в Киеве статуи разнообразных божеств во главе с Перуном, почитаемым как княжеский бог.

Чтобы задобрить богов, славяне регулярно совершали жертвоприношения – в том числе и человеческие. Известна история, когда Владимир распорядился найти очередную жертву для богов среди жителей Киева, и выбор пал на некоего Иоанна, сына христианина. Его отец Феодор отказался отдавать княжеским дружинникам своего ребенка, сказав перед смертью: "У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека".

По преданию, предсмертные слова Феодора заставили Владимира сомневаться в верности ставки на язычество. Он постепенно начал поиски иной религии, рассматривая различные варианты. Одними из первых пропагандировать свою веру пришли мусульмане.

"Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино – уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских; не можем быть без него", – констатирует итоги их визита Карамзин.

Внимательно заслушав все возможные варианты, князь последовательно отказал иудеям и католикам, но заинтересовался верой греческой (византийской). Вскоре у Владимира появилось и доказательство верности выбора – перед самым крещением у князя сильно разболелись глаза, он почти перестал видеть. Но как только он крестился, недуг ушел, что произвело сильное впечатление как на самого князя, так и на его ближайшее окружение.

"Я был зверь, а стал человек"

Православные источники говорят, что после святого Крещения Владимир также повелел уничтожить языческих идолов по всей Руси, и учредил церковную епархию. По его инициативе христианство активно распространялось на Руси. При этом князь наконец отказался от чрезмерной жестокости, проявляя милосердие и сострадание. Так, он не преследовал тех, кто пожелал остаться язычником или исповедовал иную веру, если только они не поднимали вооруженный бунт против реформ Владимира.

Кроме того, князь раскаялся в совершенных грехах и освободил всех наложниц. Он крестил своих сыновей, а женам разрешил выйти замуж по своему усмотрению и выделил им приданое.

После многих лет, проведенных в распутстве, Владимир наконец принял настоящие семейные ценности, известные теперь как традиционные. В христианском браке он состоял с византийской царевной Анной, а после ее смерти в 1011 году женился еще раз. В 1015 году он умер после долгой и продолжительной болезни.

Князь Владимир был похоронен в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа. Его оплакивали всем городом. “И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце”, – говорится в свидетельствах того времени. Спустя несколько столетий князь был канонизирован и причислен к лику святых.

Известна фраза Владимира, произнесенная им после крещения: "Я был зверь, а стал человек". И действительно – в молодые годы князь проявлял больше животного, чем человеческого. Но в том, что крестителем Руси стал один из самых жестоких и развратных правителей Средневековья, есть свой символизм. Ведь самый темный час – он, как известно, всегда перед рассветом.