Шпаргалка: Духовное возрождение России. Духовное рождение

  • 22.08.2019

28 июля 2012, 23:33
>> Это передано единомышленникам общественного движения "За государственность и Духовное Возрождение России" с пометкой - ВАЖНО! ЧИТАТЬ ВСЕМ!

>> Обращение Всевышнего к священнослужителям

Я передаю это послание всем вам. Не надо отвергать истины, дарованные вам с учетом современности, современной жизни, мной - Отцом Небесным. Я вижу твои устремления, твои и подобных тебе.
Тебя я не случайно поставил на это место - это мой Промысел. Церковь, согласись, все-таки Мой Дом и в нем должен звучать мой голос, но она должна давать не только утешения и отдохновение для праведных и заблудших душ, но самое главное - она должна давать Мои, с учетом современности, еще раз подчеркну с учетом современности - мои знания о мироустройстве и месте человека в моей Пирамиде Власти. Я вышел сам для этого разговора и передаю всем: "Я, ваш Господь, не потерплю больше искажения моих слов, ибо от этого искажения идет только заблуждение души, и ее блуждание в потемках.
Я вам даю Новый свет, увидьте его - это ваш новый промысел, ваша главная задача!

Донести до каждого человека правду о Моем мироустройстве и не надо искажать факты исходя из собственных заблуждений, приписанных мне и прикрытых моим именем. Я даю вам новые знания для коллективного единения душ людских.

Все, что написано в святых писаниях действительно и достоверно, но передаваемые через тысячелетия, люди переписывая, намеренно, в угоду себе и по недопониманию меня исказили многие святые истины. Сейчас я вам даю новые откровения, читайте, работайте вы наместники Бога на земле, в Моем Доме вы должны быть в первых рядах, несущих Мои откровения, пока я этого не увидел. Со всех будет очень суровый спрос. Я милостивый, но очень строгий Отец ваш.

Еще раз подчеркну: "Церковь должна давать знания, современные знания, Я открыл все истины, все секреты, для чего человек пришел в этот мир, ну а если быть совсем точным для чего Я его сюда послал, ведь не только, чтобы есть и пить. Вы должны сделать так, как Я велю - это вам Мое задание, это Моя великая просьба, хотя приказывать вам не могу, все потому, что Я дал, Сам дал, вам свободную волю, в этом Моя ошибка. Я думал, что человек - мой сын и дочь, мои дети рожденные в перволюбви, будут нести в этот Мой мир только любовь и вместе будем творить новые миры, но на деле оказалось совсем по-другому.
Я вновь пришел в этот мир, но не в том, кого вы ожидаете, Я пришел в ваших людских сердцах, чтобы воспламенить их, чтобы в моем нетленном свете, свете любви, вы вспомнили: "Кто вы есть на самом деле". Я создал вас - подобных мне. Вы - это Я. Я не создавал вас рабами. Вы были созданы в совершенстве.
Сейчас звучит Мой Набат. Все, все быстро проснулись от вековой спячки невежества и дремучести. Все устремления и церковные, и людские должны быть направлены на единение.
В одиночку вы мало чего стоите, но в мощном порыве мы силища. Вы все подошли к пропасти. Вселенская программа преображения пространства запущена мной 2600 лет назад, начинает действовать. Вы знаете, что случилось с предыдущими цивилизациями.

Всемирный потоп, как избавление от низких вибраций человека, сейчас все подошло к уничтожению человечества. Мы вместе это можем остановить. Для меня это безутешное горе видеть, как уничтожается Моё творение, моё - это часть меня, но осталось совсем немного времени; я вместе с 2 процентами, хотя могло быть больше, людей уйду в другое более высокое измерение, оттуда я вас уже не услышу и не будет вам ни помощи, ни поддержки.
Сейчас спасение в ваших руках, объясняю: "Нужно коллективно раскаяться всему народу России в своих грехах, заблуждениях". Поверьте мне достаточно будет, если вы все скажите в едином порыве "Отец Мой Небесный, прости меня за грехи вольные и невольные с искренним раскаянием и прочитаете молитвы обращенные ко мне, я давал вам главную молитву, открывающую самый чистый канал связи со мной "Отче Наш". Я дал современную молитву, вот она:

"Отче Наш, Отец Небесный! Я принимаю веру твою - она есть мой путь. Я принимаю каноны твои вечные с любовью к тебе и делам твоим. Господи прошу дать мне надежду на спасение души моей, и даровать мне мудрость твою для жизни моей здесь на Земле и в вечности. Аминь".

Все слова в ней ключевые - это ключи к пониманию меня и моего мироустройства.
Вера, любовь, надежда и дарованная Мной мудрость - вот основа моей пирамиды. Только на ней строятся все качественные познания Меня и Моего Мира. Я послал вам, всем людям земли нового пророка. Это последний пророк уходящей 5 расы, которая скоро прекратит свое существование, переходя на новый уровень обновленного со-знания Со-творцов меня Бога.

Вы все, все еще раз подчеркиваю священники - вы мои наместники Бога на Земле. Это я вас прошу, ваш Бог,- должны прочитать(есть интернет, есть книги) Мои откровения Данные в этот момент жизни для вашего просвещения и обогащения, а точнее пополнение чаши сознания мудростью моей.
Пророк 5 расы - Мой пророк, нет кроме него другого. Его имя Маслов Леонид Иванович книги "Откровения людям нового века". Священникам подобает нести Мой новый свет. Свет моих истин, а не тот пусть правильный, но затухающий в свете новых истин. Что вы так всполошились, испугались, вижу растерянность... Те истины, что я давал ранее остаются в силе, я не отвергаю их, но миром движет Познания и вот вам обновленные знания, несите их свет. Да прибудет с вами Моя милость и благословление. Потому что я есть Покой Вечного Движения.

Это послание я даю через человека, слышащего меня, он мой голос на данном моменте жизни, его я ценю и уважаю за правильный перевод моих мыслей. Я его избрал и поставил на это место - это мой промысел. Я охраняю его от любых посягательств сил Лукавого это мой работник света, не беспокойте его назойливым вниманием, он поставлен, чтобы передавать всем людям Мои мысли и планы.
Всё, что я передам людям - он передаст вам, он не пророк - он мой голос это его миссия.

Ваш Всевышний Бог, любящий вас Отец.

Я жду ответного действия.

И не забывайте про знаковые для меня дни 17 и 26 числа каждого месяца в 11 часов дня по московскому времени, открывается канал связи со мной, по наполнению пространства энергией любви. В это время нужно коллективно выйти на связь со мной сначала покаяние в своей беспутной жизни, а потом молитвенные воззвания "Отче Наш" и современная молитва, откройте свое сердце, пошлите Мне и пространству свою любовь.

Представьте, каким вы хотите видеть мир, планету, Я все учту, но не забивайте этот канал мелочными просьбами, я сейчас очень занят, по коллективным раскаяниям и молитвам первопроходцев я переписываю план переустройства планеты, где уже есть место вам. Спешу вас обрадовать: " Конца света не будет".

Это говорю вам Я - Творец, но вы же хотите увидеть рай на земле, выходите в эти дни на связь со мной вместе в едином порыве мы его сделаем, только исполните так, как я вам говорю.
У вас - людей, есть поговорка "Богу видней!", "Что Бог не делает - все к лучшему". Это соответствует действительности я больше вижу и возможности у меня больше, Я хочу сделать это. Вы должны это услышать и помочь Мне.
А еще, по необычной просьбе моего работника света, спрашивающего, когда у меня День Рождения, отвечаю: Мой День Рождения 26 августа в 11 часов дня по московскому времени, я родился заново в ваших душах. Ведь на тонком плане вы все на 75% поддержали меня, особенно Урал. Я горжусь вами, я был счастлив, так что вы все вместе со Мной можете отпраздновать этот день, я приглашаю всех, и самым большим и дорогим для Меня подарком будет ваше коллективное покаяние и подаренная вами любовь ко мне и пространству. Я буду совершенно счастлив, если вы это сделаете, только не забудьте - я приглашаю все человечество на мой День Рождение. А моего работника света благодарю за такой радостный для моего сердца вопрос. Я ведь тоже имею душу и она и поет, и мечтает, и страдает так же как вы.

Я вас всех люблю.

Отец, еще раз отец, а не отчим.

Я вижу ваши слезы - это слезы раскаяния, а значит, веры и я уже хоть на этот миг счастлив и опять вышел на связь. Все Мои откровения касаются не только христиан, но и людей всех религий.
Я ваш один Бог для всех людей любой нации и нет для вас другого Бога - Отца вашего, кроме меня и я призываю и христиан, и мусульман, и буддистов - всех объединиться под моим знаменем. Истины ведь одни и те же, так зачем тянуть одеяло на себя, если вы все находитесь под одним одеялом.
Всех, кого я послал в этот мир были лишь пророками, а отец - Я один, так исполняйте же Мои же заповеди, которые несли Мои же пророки, но Я уже дал вам обновленные знания и все время Я говорю: все люди должны знать правду о Моем мироустройстве, раскаяться в своих грехах, ведь нераскающийся не может попасть в Мой новый мир. Не надо устраивать междоусобные войны из-за того, чья религия лучше.

Давайте все вместе соберёмся и, наконец, признаем: что из всех религий - главная религия это Я - ваш Бог, а сама религия придумана лишь как способ познать меня. это говорю вам Я - тот кто стоял и стою у основ религий, никто из вас, из ваших религиозных течений не главный, вы лишь выполняете функцию для человека, как средство познать Меня и моего мира, и первоначально были поставлены для сдерживания звериных инстинктов человечества и места, где душа могла найти отдых и совет Всевышнего, так о чем же спорим господа священники?
Вы все лишь мое орудие для сдерживания зла на земле. Сейчас, когда силы зла превысили допускаемой нормы от вас требуется объединение всех вер на основе моих откровений и заповедей. Я хозяин этого мира, я сам буду, исходя из ваших заслуг передо мной, казнить вас или миловать.

Увы, разговор получился суровым, но вы видите, что творится на земле? с того кому многое было дано и спрос большой. Поэтому я говорю вам, не стойте в стороне, у обочины, я уже дал знания, ваше дело нести их и объединять людей в вере и любви ко Мне, Творцу.

>> На связи Совет Вознесённых Владык

Люди, поймите важность этого приглашения. Такого не было ни в одном веке... Чтобы Бог, сам Бог, пригласил человечество на свой День Рождения вы не видите что творится в тонком мире, не видимым для вашего глаза. Простой вопрос человека, заданный с любовью и заботой уже не о себе, а о Боге вызвал резонанс такой силы...сейчас????

План ликует, готовится к этому событию. Ведь на том Дне Рождении самым главном подарком вытекающим из ваших простых слов о раскаянии и любви к Господу, будет наконец сделан купол любви - дающий вам спасение, благодать Божью, достаток и всевозможные дары, о которых вы даже мечтать не могли. Приглашения уже написаны, они идут к каждой душе через это послание. Приглашаются все: от академика до самого последнего бомжа, ибо в нем тоже есть искорка Божья.

Все, еще раз все кто искренне раскается в своих грехах в этот священный день и час 26 августа в 11 часов по московскому времени и пошлет свою искреннюю любовь и признательность своему отцу небесному Богу и его сотворенному или Великому Пространству - все будет на этом Дне Рождения. Человек состоит (как бы вам это проще объяснить) из 2 частей.
Одна часть на земле - это ваше тело, 2 часть - душа, которая всегда пребывает в тонком плане связанная с вами. Так вот не воспринимайте это так, что вы в своем плотном теле будете сидеть за столом у самого Бога, на нем, если вы все сделаете так, как сказано, будет присутствовать ваша душа, а не тело, это пока не возможно - разные частоты вибрации.
Где бы вас не застал сей час 26 августа в 11 часов дня по московскому времени (вы можете быть дома, в поле, в огороде, на работе - это не важно где находится ваше тело, главное - выходите на связь: раскаяние и любовь. А лучше этот час вас застанет в церкви - его Доме.

Пусть не только по России, это касается всех народов, всего человечества, во всех церквях, мечетях звучат колокола проснувшегося сознания человека и не просто проснувшегося, а устремленного в едином порыве к самому Творцу. Мир будет спасен. Осознайте Величайшую Милость - это приглашение к самому Богу. Такого не было никогда.

Мы, Совет Вознесенных владык безмерно счастливы и горды за вас. Вам предстоит такое... Даже у нас захватывает и переполняет эмоциональный дух.
Обращение размножьте и передайте его всем, всему проявленному миру - это пригласительный билет на День Рождения Бога

И вот что она пишет следом:

Я думаю, что поступила слишком опрометчиво, переслав Вам сие Обращение... Перечитав неоднократно, я убедилась, что сие... - "ЛИПА"!
Да, похоже как бы на Правду, но не ПРАВДА!!! СФАБРИКОВАННАЯ ловушка для тех, кто ещё слишком доверчив - и не вдаётся в тонкости ОБМАНА. Я тоже сначала была в "эйфории" от прочтения. Но, когда мне стали приходить комментарии, где люди сомневались в ПОДЛИННОСТИ оного Обращения, я засомневалась тоже. Перечитав несколько раз Обращение, я пришла к выводу, что над нами кто-то здорово посмеялся. А поскольку "ЛИПУ" нельзя ни в коем разе распространять, то я ПРОШУ это моё письмо отправить "вдогонку" тому "Обращению", которое уже успело уйти и с Вашей "подачи". Я ПРИНОШУ СВОИ ГЛУБОЧАЙШИЕ ИЗВИНЕНИЯ ВСЕМ, КТО ПОВЕРИЛ, КАК И Я, ЭТОМУ "ЛИПОВОМУ" ОБРАЩЕНИЮ К СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ!!!
С ЛЮБОВЬЮ И ИСКРЕННИМ СОЖАЛЕНИЕМ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО, Любовь Гаммер.
P.S. В Откровениях Господь Призывает всех нас быть БДИТЕЛЬНЫМИ. В качестве УРОКА для себя я ещё могу принять свою оплошность, а вот простите ли Вы меня?..

Современная психология интенсивно осваивает наследие религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа, расширяет опыт работы с сознанием человека.

В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюка, Т.А. Флоренской закладываются основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни. Что же такое духовность, духовное начало в человеке?

В традиционной психологии духовное начало связывают с творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры.

Четырехтомный словарь русского языка трактует дух как психические способности, мышление, сознание, а духовность как интеллектуальную сущность в противовес его телесной сущности.

Однако духовность это не идеальный комплекс ценностей и норм, и не только новая ступень усложнения индивидуальных психических функций и способностей, и не предельная утонченная душевность.

Душа дискретна, разделена на чувства, понятия, она определяется внутренними и внешними условиями, телесными и социальными.

Дух - начало безусловное, вне времени и пространства. Он не принадлежит человеку, он дается ему "свыше". Это то, что отличает человека от животных и объединяет с Богом. Дух есть преодоление тварности, получение Божественного образа бытия.

Душа стремится к духу, жаждет с ним встречи и лишь в слиянии с духом находит полноту и радость жизни. Когда дух покидает душу, она томится, страдает и, всеми силами преодолевая трудности и препятствия, устремляется к нему. Дух же не может подчиниться душе, если он ее оставляет, она становится рабой тела, служит его необузданным желаниям и похотям. На душевной стадии человек живет предметами внешнего опыта, возводит относительные ценности в абсолютные и поклоняется им. Через дух человек поднимается до высших сфер, через дух он проявляет себя как образ и подобие Бога.

Б.В. Ничипоров в понятии духовного возрождения выделяет три компонента:

1. Понимание и освоение новых смыслов и духовых пространств.

Прежде всего, это связано с тем, что человек начинает задумываться о своей временности. Смерть человека всегда неожиданна, но то, что она когда-нибудь, так или иначе, наступит всякий знает твердо. Изгнание сознания смертности из человеческого мышления означает, что человек перестает чувствовать остроту собственного существования, перестает быть решительным, перестает быть свободным, перестает быть ответственным, теряет смысл жизни. О возрождении личности имеет смысл говорить, когда личность переживает экзистенциальный конфликт с собой, с миром, когда мучительно ищет путь, выход, истину, расширяет смысловое пространство.

Мир Богом устроен так, что в каждой ситуации есть смысл, какая-то цель. Человек устроен так, что он может найти этот смысл и должен осуществить его. Хотение найти смысл - универсально. В. Франкл пытается как-то типизировать возможные способы придания осмысленности. Ценности бывают трех видов. Во-первых, это придание смысла с помощью того, что мы что-то даем жизни. Это ценности творчества (и, в первую очередь, труд). Во-вторых, это придание смысла с помощью того, что мы что-то берем от жизни. Это ценности переживания. Одной из главных ценностей переживания является любовь.

Преподобный авва Дорофей, подвижник 6-7 вв., пишет: "Представьте себе круг, середину его - центр и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собой. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая середина круга - Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру; суть пути жизни людей. И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе к Богу и друг другу... Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога... в той же мере удаляются друг от друга, сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то,сколько приближаемся к Богу любовию к Нему, столько соединяемся любовию и с ближними, и сколько соединяемся с ближними столько соединяемся и с Богом. То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу, и 2) чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей".

В-третьих, мы можем придать смысл посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Это ценности отношения. Прежде всего, это мужество, терпение, достоинство, которые проявляются в том, что всякую скорбь человек начинает встречать признанием, что он достоин ее.

После того, как человек находит все возможные смыслы, он свободен выбирать тот из них, который он будет осуществлять. То, что человек вообще свободен, не нуждается в доказательствах.

Франкл, проводя сравнение человека с животным, показывает, что именно функционирование животного определяется влечениями, тогда как человеческое поведение опосредствуется сознанием: человек может сказать "да" своим влечениям, а может сказать "нет". Что касается наследственности, то здесь Франкл приводит в пример эксперименты с близнецами. Одна и та же наследственность при разных судьбах (один хитрый брат-близнец стал вором, другой хитрый брат-близнец стал криминалистом) доказывает, что у человека есть нравственный выбор. Что касается среды, то она, по Франклу, вообще в большей степени продукт деятельности человека, нежели человек продукт среды.

Свобода означает, что человек несет ответственность за осуществление выбранного смысла. И сразу же логично возникает вопрос: перед кем человек несет ответственность? Таких инстанций две: совесть и Бог. В состоянии бездуховности человек становится глухим к голосу совести, и она замолкает. Но совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных ему состояниях тревоги, тоски, апатии и депрессии.

2. Углубление личного покаяния. Страдая, человек ищет причины своих страданий во внешних условиях: он думает, что его страдание связано с рядом живущим, близким человеком, он искренне верит, что если бы близкий поменялся, все бы изменилось к лучшему, Зачастую и, не подозревая, что причина находится в нем самом, а близкий только указывает ему на темные стороны его же души. Митрополит Антоний Сурожский в этой связи указывает на переписку оптинского старца Макария. В ней есть письма к петербургскому купцу, который пишет: "От меня ушла прислуга, и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?" Старец отвечает: "Конечно, брать". Через некоторое время купец снова пишет: "Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость, и потерял всякое самообладание". И старец отвечает: "И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность... Вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое - это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться".

Когда человек начинает осознавать, что он сам является причиной своего несчастья, и что бороться нужно уже с самим собой, со своими страстями преодолевая определенные стереотипы мышления, недостаток образования, совершенствуя самого себя, осознавая свое духовное бессилие - человек встает на путь изменения, покаяния. Только, о-со-знав свои грехи, и раскаявшись (измененное сознание, в переводе с греческого ("метанойя") - это покаяние), по словам Святителя Иоанна Златоуста, человек приходит к смирению, к сердечному сокрушению, к милосердию, прощению обид и любви.

Покаяние - это признание своей вины, способность увидеть свое падение и искреннее отречение от зла. "Ужасная жестокость к себе - отвержение покаяния! - говорит Игнатий Брянчанинов - Ужасная холодность, нелюбовь к себе... Жестокий к себе не может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся к себе приятием покаяния, вместе делается милостивым и к ближним".

От недостатка благодатной радости, от неосознанного внутреннего страха, обусловленных нераскаянными грехами, одни ищут, чем бы заглушить эту душевную боль - отсюда алкоголь, наркомания, жажда развлечений, наслаждения любыми способами, другие (мнящие себя достаточно образованными) прибегают к не менее опасной по своим последствиям "суггестивной терапии". У тех и других круг душевных терзаний замыкается и больные души, не имея сил к покаянию, надеются найти помощь из вне.

3. Исправление своей жизни, стремление к личному благочестию. При условии покаяния и обращения к добру душа открывается к принятию Божественной энергии, благодаря которой очищается и пробуждается совесть. (Корень этого слова - "весть" от "ведать, "знать" - указывает на то, что совесть дает нам знать о правильности или неправильности поступка, слова или мысли) Совесть - голос Божий в душе человека, высшая мера сознания.

Субъективно присутствие Духа ощущается человеком как наличие в собственном "Я" высшего замысла, чувство предстояния, божественного призвания и ответственности. Предстояние позволяет человеку измерять себя тем, чему он предстоит. Предстояние вызывает в нем новые мысли, новое понимание себя, других людей и всей вселенной. Именно это следует иметь ввиду, читая Евангельские слова: "Будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный" (Мтф. 5.48).

Предстоящий судит себя высшим, доступным человеку критерием. Святые отцы в своей жизни руководствовались Евангелием, сравнивая свое исполнение заповедей с их возвышенностью и чистотою и недосягаемостью. Именно поэтому Святые причисляют себя к первым среди грешников, и лишь грешники причисляют себя первыми среди духовных и верующих, не видя своего падения. Духовность святости не рефлексивна.

Духовное пробуждение человека выражается состоянием изумления, трепетного поклонения, чувством своего несовершенства и недостоинства перед открывающейся благодатью. Радость открывшегося духовного пути связана со стремлением изменить себя, научиться каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех.

Проявлением духовности является способность к самопожертвованию, к неэгоистичной любви, которая является основой благополучия человека (благополучие - благо человек получает). "Лишь в той степени, в какой я сам отступаю на задний план, предаю забвению мое собственное существование, я приобретаю возможность увидеть нечто большее, чем я сам. Такое самоотречение является ценой, которую я должен заплатить за познание мира, ценой, которой я должен приобрести познание бытия, большего, чем просто проявление моего собственного бытия".

Литература

1. Добротолюбие Т.1, !896, С.458
2. Б.В. Ничипоров Введение в христианскую психологию. М., 1998.
3. Святитель Игнатий Брянчанинов О прелести. СПб.,1998.
4. Франкл В. Потенциализм и калейдоскопизм. // Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990 г.,
5. Т.А. Флоренская Диалог в практической психологии.М., Владос, 2001

Добротолюбие,Т.1, !896, С.458

Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб.,1998. с. 74-75

Франкл В. Потенциализм и калейдоскопизм. // Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990 г.

Http://www.ioannp.ru/publications/29391

В преддверии праздника Богоявления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы корреспондента «Российской газеты» (Федеральный выпуск, N4273 от 19 января 2007 года).

Слава сквозь боль

- Ваше Святейшество, мы сейчас между двумя большими праздниками и . Скажите, как вы отмечаете эти дни, какое празднование Рождества в вашей жизни вам больше всего запомнилось?

Весь христианский мир вновь воспевает вместе с Ангелами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Мы празднуем - событие, которое возвратило людям усыновление Небесному Отцу, вернуло им надежду, даровало Божию благодать, незримо, но явственно помогающую во всяком добром деле.

И - одни из самых светлых и радостных праздников, и главной их составляющей является богослужение. Поэтому многие люди стремятся посетить в эти святые дни храм, прославить родившегося младенца Христа или почерпнуть Иорданскую благодать.

Вспоминая минувшие годы, могу особо выделить 2000 год, когда проходило празднование 2000-летия Рождества Христова. Никогда не забуду богослужение в Вифлееме, на том самом месте, где родился Спаситель мира, и все мы - большинство Предстоятелей Поместных Православных Церквей - собрались там, чтобы вознести Ему хвалу, как некогда пастухи по зову Ангела. По возвращении в Москву нас ждала еще одна, несравнимая ни с чем радость - первое богослужение в возрожденном храме Христа Спасителя, который вновь восстал в своем былом величии в самом сердце нашего Отечества.

- Два этих замечательных праздника омрачены двумя трагедиями - в Свердловской области и в Тверской области. Первый социальный диагноз, который прозвучал, - невероятная нравственная деградация и виновных в гибели священников, и самого общества. Как Предстоятель Русской Православной Церкви, что вы можете сказать о нравственном состоянии современного российского общества - что у вас вызывает беспокойство, что внушает надежды?

Секулярная идеология современного общества, претендующая сегодня на господство и универсальность, стремится сделать мораль и этику уделом исключительно частной жизни человека, до предела сужая ее общественное измерение. Но даже теоретики этой идеологии начинают с ужасом взирать на чрезвычайно низкий уровень нравственности в обществе. Особенно нас беспокоит распад института семьи. Такие явления, как супружеская неверность, внебрачные связи, вообще развращенность и распущенность, пропаганда насилия, наркомания и алкоголизм в общественном сознании постепенно получают некое одобрение или, по крайней мере, право на существование. Педагогика ограничивается передачей нашим детям определенных знаний, тогда как воспитательные функции школы выхолащиваются.

Молодое поколение вырастает неподготовленным к столкновению с темными сторонами взрослой жизни. Вот почему большинство родителей ратует за введение в школы Основ православной культуры. Наша страна за века своего существования накопила глубокий разносторонний опыт. Достижения российской культуры и мировоззрения изучаются во всем мире, зачем же лишать этого опыта наших детей? Другая проблема, вытекающая из первой, это демографический кризис. Демографическая проблема состоит из разных аспектов, но помимо экономических задач, за решения которых сейчас взялось государство, перед нами стоит задача духовная - помочь разрушить культ наслаждения и наживы, самодостаточности и самодовольства, вернуть в сознание людей стремление к добру и любви, жертвенности и правде, сделать так, чтобы само общество поощряло целомудрие, честность, скромность, терпение, благонамеренность, великодушие.

Но в то же время нельзя не заметить, что последние полтора-два десятилетия стали для временем обретения духовных ориентиров. Отрадно, что и сегодня в душах людей вновь просыпается вера, возрождаются моральные устои и стремление к вечным ценностям, к идеальной полноте бытия. И все глубже мы осознаем, что это бытие неотделимо от религии, от живой связи с Творцом.

Жизнь приносит всем нам новые испытания, преодолеть которые можно, лишь укрепившись нравственной чистотой и облекшись в правду. Часто людские души, по мысли святого праведного Иоанна Кронштадтского, «разбиты, сломаны по нашей неосторожности, нерадению, легкомыслию - надо их восстановить и сделать целыми; они помрачены, надо их сделать светлыми чрез покаяние, смирение, добрые дела».

Городская и деревенская религия

- Два трагических события, попавших в первые новости, касаются деревенских приходов. Но довольно часто можно услышать от священников, что современная вера в России перемещается в города. Городские храмы переполнены, сюда люди чаще приходят с вопросами, открывают душу. Каково положение в глубинке, как духовно окормляется деревня?

Действительно, в последнее десятилетие социологи отмечают, что Православие становится все более «городской» религией, что в городские храмы ходит все больше молодежи, что среди православных заметно увеличилось число мужчин. В городах, районных центрах помимо богослужений священнослужители имеют возможность выполнять самые разные миссионерские задачи: одни храмы занимаются просветительской деятельностью, другие - работой с молодежью, третьи - помогают больным, престарелым, детским приютам и так далее.

В деревенских условиях священник - это и учитель, и врач, и социальный работник, и прораб, а иногда и милиционер. У сельского священника больше, чем у городских, попечений о своей семье. Многие деревни в центральной и северной частях России сегодня катастрофически бедны, лишены социальной структуры, культурно обделены, живущие там люди материально не защищены. Все эти невзгоды нынешней деревни разделяют и сельские священнослужители. Для некоторых из них это поистине подвижническое служение.

Но я заметил, что в тех поселках, небольших городках, районных центрах, где храмы не закрывались в годы богоборческой власти, там и нравственные устои сохранились, и пьянство не в чести, и есть многодетные семьи, и людям живется лучше.

В селах, где пастырю все надо начинать с нуля, стоит нелегкая задача восстановления духовной жизни, обращения людей к вере, дарования им надежды в тех условиях, когда жизнь представляется порой бесперспективной. Сельские священники являются, таким образом, теми очагами любви Христовой, которые привлекают людей своим ревностным горением, светом и теплом.

Хотя я бы не стал проводить столь резкое разделение между городским и сельским духовенством. Население наших городов, прихожане городских храмов испытывают те же трудности - житейские, духовные, что и жители деревни, может быть, только в иных формах. И поддерживать, укреплять и наставлять верующих на пути обретения ими религиозного опыта - задача, стоящая перед каждым служителем Церкви. Задача непростая как для деревни, так и для города.

Священник как учитель

- Священник в русской культуре - фигура «учительная»: священника всегда слушали как учителя, авторитетного человека. Соцопросы показывают, что Русская Православная Церковь - один из институтов нашего общества, который пользуется наибольшим доверием населения. Как вы считаете, достаточно ли предоставлена сегодня трибуна священникам для того, чтобы они говорили о самых актуальных проблемах современного общества, в первую очередь - духовных и нравственных? На телевидении, радио, в газетах, в обычной жизни воспринимают ли священника как учителя?

Интересно, что вы употребили слово «учительный». Именно так Церковь называет тех подвижников, которые обладали даром разъяснения тайн веры, даром проповеди. А самых выдающихся проповедников - святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - церковное предание именует «вселенскими великими учителями». Да, действительно, священнослужитель издревле являлся фигурой, на которую были устремлены взгляды окружающих, в прямом и переносном смысле. И эти взгляды всегда выражали внутреннее ожидание - ожидание паствы услышать от своего пастыря слова, которые возвещали бы людям не какие-то политические идеи или научные откровения, но - «глаголы жизни вечной».

Между прочим, среди многочисленных обязанностей священнослужителя - священника и особенно епископа - долг непрестанной проповеди считается одним из главных. Вспомните слова Христа Спасителя, произнесенные Им при Вознесении апостолам: «Идите, научите все народы…» То есть Спаситель заповедал своим ученикам прежде всего проповедь Евангелия, которая затем приводит человека в церковь: священнослужители крестят уверовавших «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

В последние годы, когда Церковь получила возможность восстанавливать порушенные в прошлом святыни и свободно совершать богослужения в наших храмах и монастырях, необходимость проповедовать истины Евангелия ощущается нами особенно остро. Десятилетия безбожной идеологии сделали свое дело: подавляющее большинство наших сограждан, даже пришедших в храм и сердцем принявших православие, знают о нем очень мало.

Это заставляет православное духовенство всеми доступными средствами пытаться донести до своей паствы и тех, кто еще только подходит к церковной ограде, евангельские истины. И поскольку мы живем в XXI веке и пользуемся колоссальными возможностями, которые предоставляет нам современная техника, мы стараемся распространять нашу проповедь с привлечением и печатного слова, и Интернета, и радио, и, разумеется, телевидения.

Церковь развивает и поддерживает свои собственные информационные ресурсы - газеты, журналы, радиокомпании и телевизионные каналы. Однако мы прекрасно осознаем, что их удельный вес в современном информационном пространстве нашей страны невелик. И в этом смысле мы, конечно, рассчитываем на взаимодействие с федеральными телеканалами, общероссийскими газетами, радиокомпаниями, в сюжетах, статьях и передачах которых недостает православно ориентированных материалов.

Церковь - против цензуры

- А как может развиваться это взаимодействие?

Здесь я обращусь к той части вашего вопроса, которая касалась возможности для священнослужителей доносить до массовой аудитории духовно-нравственную оценку происходящих событий. Эта оценка, этот взгляд на мир с точки зрения вечных религиозных истин и формируют общественный интерес к Церкви. Я считаю, что в настоящее время есть возможность и, главное, необходимость расширить религиозную тематику, увеличить долю передач, программ и статей духовно-нравственного содержания и на телевидении, и на радио, и в печати. Ведь опыт нашего сотрудничества последних лет показал, что среди сотрудников светских СМИ появилось немало прекрасных мирян-журналистов, вполне грамотно и взвешенно освещающих религиозную тематику и жизнь Церкви, в частности. Вот этот путь, по-моему, может принести большую пользу всем - и светским, и церковным журналистам, и, разумеется, аудитории этих СМИ.

Прошедший год показал, что существует огромный пласт отечественной истории, который представляет собой неисчерпаемый материал для творческого осмысления. Я имею в виду историю Русской Православной Церкви. Отчасти интерес к этой теме проявился в том, что силами православной кинотелекомпании «Православная энциклопедия» в сотрудничестве с различными федеральными телеканалами был создан целый ряд документальных фильмов, получивших высокую оценку - как зрительской аудитории, так и профессионалов. Кроме того, как стало известно, в минувшем году на историческом факультете МГУ открылась кафедра церковной истории. Это все весьма показательные факты.

Однако мы далеки от прекраснодушия. Несмотря на множество положительных примеров, по-прежнему у Церкви вызывает озабоченность характер деятельности многих светских СМИ - прежде всего из-за того, что в них пропагандируются (именно пропагандируются, другое слово здесь подобрать трудно) культ потребительства, поверхностное и бездумное отношение к жизни, безнравственность и вседозволенность.

Это особенно беспокоит Церковь потому, что огромное количество ориентировано, прежде всего, на молодежную аудиторию. А сегодняшние молодые люди завтра будут призваны встать у руководства государственными, политическими и общественными организациями, им предстоит определять пути развития нашего общества.

К сожалению, многие СМИ ставят во главу угла не общественную пользу и даже не достоверность информации, а извлечение прибылей и дешевую популярность своих изданий. При этом утверждается новое понимание постулата о свободе слова - как неприкасаемость даже самых нечистоплотных дельцов от журналистики, как капитуляция перед их откровенно провокационными нападками, оскорбляющими религиозные чувства верующих. Такое положение дел свидетельствует о том, что нравственные ориентиры, моральный долг еще не стали обязательным и неотъемлемым атрибутом отечественной журналистики. Церковь не имеет ни возможности, ни желания создавать что-либо похожее на цензурирующий орган. Однако мы призываем и будем призывать всех, кому небезразлично будущее нашей страны, к совместным действиям по созданию механизмов воздействия на те СМИ, которые своей деятельностью наносят вред нравственному здоровью наших сограждан.

«Остров» как новая глубина

- Тема церковной жизни актуализирована выходом на экраны и показом по ТВ фильма Павла Лунгина «Остров». Вы встречались с его создателями. Скажите, почему вам понравился фильм? Я слышала от верующих, что замечательные актеры не в состоянии постичь и передать духовный феномен монашества. Почему вы приняли фильм, что оказалось решающим для вас?

Я не согласен с тем, что актеры не могут постичь феномен монашества. Недаром к монашеству приходят самые разные люди, в том числе и актеры. Монашество как сугубое покаяние способен понять любой верующий человек. «Нет человека, который жив будет и не согрешит», сказано в Библии. Но Господь говорит: «Просите - и обрящете, стучите - и откроется вам». Путь покаяния как особое состояние души есть цель и смысл христианского подвига, и в этом смысле нет большой разницы между мирянином и монахом.

Ценность фильма в том, что его создатели сумели показать глубокое, искреннее покаяние человека. Мне трудно судить, что сыграло решающую роль в том, что картина получилась такой достоверной и внутренне убедительной. Думаю, чистые и искренние побуждения авторов фильма и актеров были необходимым условием, которое повлияло на результат. Здесь проблемы духовной жизни и спасения выдвинуты на первый план, и зрители, которые, может быть, впервые соприкоснулись с этими проблемами, глубоко задумались. Зритель, благодаря создателям фильма, верит правде характеров, а потом уже в то, во что верят эти характеры.

Древний церковный учитель Тертуллиан сказал в свое время: «Душа человека по природе христианка». Я думаю, фильм «Остров» - еще одно подтверждение этой истины. Не случайно картина получила такой широкий резонанс, она заставила даже неверующих людей задуматься о религии и Боге, о грехе и покаянии. Это большое достижение авторов картины. Кроме того, фильм интересен еще и тем, что показал самим кинематографистам: создавать картины на церковные сюжеты возможно, если только подходить к этому с серьезностью и стараться отобразить не только внешнюю сторону церковной жизни, но и внутреннее ее содержание. Хотелось бы, чтобы фильм «Остров» привнес в отечественный кинематограф новую глубину религиозного взгляда на мир и таких картин становилось бы все больше.

Сугубое зло

- Сегодня общество потрясено трагическими событиями - гибелью и убийством священников…

Трагическая гибель священника Андрея Николаева и его семьи в Тверской епархии болью отозвалась в сердцах многих людей. Телеграммы и письма с соболезнованиями до сих пор приходят в наш адрес, получает их и архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Мне уже приходилось говорить на Московском Епархиальном собрании о случившемся - сразу после того, как эта трагедия совершилась. Но и сейчас точка в официальном расследовании еще не поставлена. Смерть невинных людей еще раз нас толкает на размышления о смысле жизни, о назначении человека, о вечности, о свободе выбора каждого из нас - по какой идти дороге в мире, где бесчинствует зло. У нас есть свидетельства того, что отец Андрей был добрым пастырем, болеющим душой за Церковь, которой он служил, за храм, который был ему поручен Богом, и за народ, среди которого он жил.

Злодейское убийство отца Олега из Екатеринбургской епархии в говорит о том, что насильственная смерть священнослужителей становится страшной, предупреждающей всех нас закономерностью. Невинная смерть любого человека - это трагедия, убийство священника - это сугубое злодеяние. А что можно сказать об убийстве, совершенном в радостный для всех людей праздник Рождества Христова?! Это свидетельствует о нравственной деградации общества. Само общество должно осознать, что индифферентное отношение к проблемам нравственности, к воспитанию молодого поколения оплачивается дорогой ценой для нации.

Возрастание совести

- Когда церковная жизнь перестанет пониматься большинством комментаторов, любящих подчеркивать, что Церковь отделена от государства, как духовная экзотика? Когда она действительно станет осью нашей общей жизни? Что для этого нужно и можно сделать?

С одной стороны, ответ на ваш вопрос прост. Поверхностный взгляд на Церковь уйдет тогда, когда религиозное мировоззрение станет органичной частью жизни каждого из нас. С другой стороны, мне сложно сказать, когда именно это произойдет.

Экзотикой церковную жизнь могут считать только те, кто судит о ней извне, кто не имеет опыта общения с Богом, кто не интересуется историей и культурой нашей страны. Для них действительно основным аргументом в рассуждениях о церковной жизни является тот факт, что Церковь в нашей стране отделена от государства. Но они то ли не могут, то ли не хотят понять, что Церковь как некий целостный организм, частью которого все мы, верующие люди, являемся, невозможно отделить от народа, оградить, загнать в рамки гетто - в прямом и переносном смысле. Самое яркое тому свидетельство - история Русской Церкви в XX столетии. Это была история страшных гонений и преследований за веру - с одной стороны, но в то же время - история величайшего подвига исповедничества тысяч и тысяч новомучеников.

Для того чтобы духовные истины заняли свое место в нашей жизни, каждому из нас нужно приложить усилия к этому. А самым верным путеводителем в этом духовном возрастании является совесть, которую Отцы Церкви называли голосом Божиим в душе человека. Если мы сможем согласовать все наши поступки и мысли с голосом совести, если мы не дадим этому голосу замолчать у нас в душе, но будем прислушиваться к нему, то, я уверен, богатейшие духовные традиции нашего народа возродятся. А вместе с ними духовно возродимся и мы сами, и наше Отечество.

Мы вместе

- Что бы вы могли пожелать читателям в праздник Крещения?

Радость и мир, ниспосланные Господом нашим Иисусом Христом, переполняют наши сердца в эти дни. И я от всей души поздравляю вас, дорогие мои, с радостным праздником Крещения Господня, равно как и с прошедшим Рождеством Христовым.

Еще недавно, каких-нибудь пятнадцать лет назад, подобная радость в душе православного человека была бы немыслима. Но сегодня мы - вместе: Церковь и общество - государственное руководство, военачальники и деятели культуры, врачи и учителя, промышленники и предприниматели, политики и журналисты. Дай Бог, чтобы эта общность не ограничивалась праздниками. Ведь духовное возрождение России, служение благу людей конкретными делами - это задача и Церкви, и власти, и всего народа.

Обращение - это отклик человека на Божье предложение спасения, на призыв Бога к человеку. Духовное возрождение - другая сторона обращения. Это то, что делает Бог. Это производимое Богом преображение личности верующего, придание его жизни, новой духовной жизненной силы и нового направления после принятия Христа.

В основе учения о духовном возрождении лежит определенное допущение, касающееся человеческой природы. Человеческая природа нуждается в преобразовании. Человек духовно мертв и потому нуждается во втором рождении или духовном рождении 1434 . Мы уже отмечали ранее, что человек в своем естественном состоянии не осознает духовных воздействий и стимулов я не реагирует на них (с. 519 и 785). Рисуемый в Библии образ невозрожденного человека как слепого, глухого и мертвого указывает на отсутствие у него духовной восприимчивости, чувствительности. Неверующие не только не способны воспринимать духовные истины; они также не способны ничего сделать для изменения своего состояния слепоты и естественной склонности к греху. Из описания греховного человека в Рим. 3:9-20 становится очевидным, что человек нуждается в радикальном изменении или преобразовании, а не просто в корректировке или исправлении. Некоторым кажется, что это очень пессимистический взгляд на человеческую природу, и это действительно так, если говорить о естественных возможностях человека; но наша точка зрения не сводит все надежды и ожидания лишь к естественным, природным возможностям.

Библия содержит многочисленные яркие и разнообразные описания второго рождения. Даже в Ветхом Завете мы встречаем поразительное указание на деятельность Бога по духовному возрождению. Бог обещает: "И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом" (Иез. 11:19-20). Хотя термины и образы отличаются от новозаветных, здесь мы тоже видим основную идею преобразования жизни и духа.

Идею духовного возрождения в Новом Завете наиболее буквально передает термин paliggenesia. В Новом Завете он появляется всего дважды. Первый раз - в Мф. 19:28, где он относится к "пакибытию", новому миру, который станет частью эсхатона. Второй раз - в Тит. 3:5, где речь идет о спасении: Бог, Спаситель наш, "спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом". Здесь мы видим идею второго рождения. Хотя термин paliggenesia в других местах Нового Завета не встречается, сама идея, несомненно, занимает в нем видное место.

Наиболее известное и самое пространное изложение концепции второго рождения дается в беседе Иисуса с Никодимом в Ин. 3. Иисус говорит Никодиму: "Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин. 3:3). Далее в разговоре Он замечает: "Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (Ин. 3:7). Использованное здесь греческое слово anwqen можно перевести как "свыше". Однако правильный перевод - "заново" или "вновь", что явствует из ответа Никодима: "Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?" (Ин. 3:4). Никодим понял слова Иисуса так, что человек должен родиться еще раз.

Идея эта встречается и в других местах Нового Завета, хотя для ее выражения используется разная терминология. В той же беседе с Никодимом Иисус говорил о "рождении от Духа" (Ин. 3:5-8). Он имел в виду божественную работу, преображающую жизнь человека. Эта работа, необходимая для вхождения человека в царство Божье, не может быть выполнена человеческими усилиями или по планам и замыслам человека. Об этом говорится также Как о "рождении от Бога", "рождении от слова Божия" (Ин. 1:12-13; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:3, 23; 1 Ин. 2:29; 5:1, 4). Всякий, кто пережил это, становится новым созданием: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17). Павел говорит о возрождении и обновлении Святым Духом (Тит. 3:5), об оживотворении (Еф. 2:1, 5), о воскрешении из мертвых (Еф. 2:6). Та же самая идея подразумевается в заявлении Иисуса о том, что Он пришел дать жизнь (Ин. 6:63; 10:10, 28).

Очень легко перечислить случаи, где встречается идея второго рождения, но не столь просто установить ее смысл. Однако нас не должно удивлять, что второе рождение трудно для понимания 1435 . Никодиму, которому было очень трудно уяснить смысл сказанного, Иисус указал на то, что идея эта действительно трудна для понимания. Она подобна ветру: человек слышит его звук ("голос"), хотя и не знает, откуда он приходит и куда уходит (Ин. 3:8). Поскольку второе рождение связано с вещами, которые не воспринимаются чувствами, его нельзя исследовать так, как исследуют большинство объектов. Существует также и естественное сопротивление идее второго рождения, затрудняющее объективное рассмотрение этой концепции. Необходимость второго рождения - обвинительный акт в отношении всех нас, ибо она показывает, что ни у кого из нас нет достаточной праведности в своем естественном состоянии; все мы должны подвергнуться радикальному преобразованию, чтобы стать угодными Богу.

Несмотря на проблемы, связанные с пониманием этой идеи, по поводу духовного возрождения можно все же высказать некоторые соображения. Прежде всего, оно предполагает нечто новое - разворот на 180 градусов от естественных склонностей человека. Это не просто усиление каких-то уже имеющихся качеств. Ибо один из аспектов духовного возрождения связан с преданием смерти или распятием существующих свойств человека. Противопоставляя жизнь в Духе жизни по плоти, Павел пишет: "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал. 5:24-25). Другие указания на необходимость смерти ветхого человека или некоторых его качеств даются, в частности, в Рим. 6:1-11 и Гал. 2:20; 6:14. Идея, что человек умерщвляется для плоти (для естественного способа действий и образа жизни) и оживляется в Духе, доказывает, что духовное возрождение производит совершенно новую тварь (как точно выразился Павел), а не просто усиливает или возвышает то, что уже составляет основное направление жизни человека.

Предавая плоть смерти, второе рождение обеспечивает нейтрализацию последствий греха. Яснее всего это, пожалуй, сформулировано Павлом в Еф. 2:1-10. Состояние смерти, требующее преобразования, - результат греха, в котором мы живем, подчиняясь воле князя, господствующего в воздухе. Хотя духовное возрождение связано с чем-то для нас совершенно новым, оно не приводит к чему-либо такому, что чуждо человеческой природе. Напротив, второе рождение - это возвращение человеческой природы к тому состоянию, для которого она изначально предназначалась и в каком она фактически была до того, как в момент грехопадения в жизнь человеческого рода вошел грех. Это одновременно начало новой жизни и возврат к прежнему состоянию.

Далее, второе рождение происходит мгновенно. В описаниях второго рождения нигде не встречается никаких указаний на то, что это процесс, а не одноразовое действие. Нигде оно не описывается и не характеризуется как незавершенное. В Писании верующие называются "возрожденными", а не "возрождающимися" - Ин. 1:12-13; 2 Кор. 5:17; Еф. 2:1, 5-6; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:3, 23; 1 Ин. 2:29; 5:1, 4 (во всех этих текстах Писания соответствующие греческие глаголы стоят либо в аористе, который указывает на разовое, моментальное, а не на продолжающееся действие, либо в перфекте, который указывает на состояние завершенности). Хотя, быть может, нельзя определить точное время второго рождения и возможно, что оно предполагает целый ряд предшествующих событий, тем не менее само второе рождение происходит мгновенно 1436 .

Духовное возрождение завершается моментально, но само по себе оно не представляет конечную цель. Будучи изменением духовных побуждений, духовное возрождение становится началом процесса развития, который продолжается в течение всей жизни человека. Этот процесс духовного созревания и есть освящение. Отметив, что его читатели раньше были мертвы, а теперь живы, Павел добавляет: "Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф. 2:10). В Флп. 1:6 Павел говорит о продолжении и завершении того, что было начато: "Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа". Духовное возрождение - это начало, но за ним должно произойти еще очень многое. Проявления этого духовного созревания называются "плодом духа". Они прямо противоположны делам старой природы, делам плоти (Гал. 5:19-23).

Далее, второе рождение представляет собой сверхъестественное событие. Оно не может совершиться человеческими силами. Иисус совершенно ясно сказал об этом в Ин. 3:6: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух". Он отвечал на вопрос Ннкодима, не происходит ли второе рождение через возвращение в утробу матери. Важно также иметь в виду, что духовное возрождение - это в первую очередь дело Святого Духа. Хотя замысел спасения принадлежит Отцу, Который есть источник спасения, а реально выполняет замысел спасения Сын, именно Святой Дух прилагает замысленное и исполненное к жизни верующего, приводя тем самым к полному осуществлению божественный замысел в отношении людей.

В прошлом были времена, когда духовное возрождение считалось изменением субстанции души 1437 . Эта идея не имеет для нас большого смысла, отчасти потому, что значение слова субстанция не очень понятно. Лучше просто думать о духовном возрождении как об изменении склонностей и побуждений человека, а не теоретизировать о том, какова именно природа происходящего изменения.

Учение о духовном возрождении ставит христианское учение в необычное положение. С одной стороны, христиане отвергают распространенное сейчас мирское убеждение в том, что человек по природе добр, а также вытекающие из этого убеждения оптимистические ожидания. Твердая уверенность в необходимости духовного возрождения сама по себе равносильна заявлению о том, что без внешней помощи и без полного преобразования человека совершенно невозможно, чтобы человеческая природа произвела в сколько-нибудь существенном масштабе что-то подлинно доброе. С другой стороны, несмотря на пессимистическую оценку естественных возможностей человека, христианство весьма оптимистично: с помощью свыше люди могут подвергнуться преобразованию и возвратиться к своему первоначальному совершенству. Именно об этой способности Бога изменить сердце человека, чтобы дать ему возможность войти в Его Царство, Иисус сказал: "Человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф. 19:26).

Краткие выводы по особому призванию, обращению и духовному возрождению

1. Человеческую природу невозможно изменить с помощью социальных реформ или образования. Она должна быть преобразована сверхъестественной работой Триединого Бога.

2. Никто не может предсказать, кто испытает второе рождение, и никто не может управлять этим процессом. В конечном счете, это дело Бога, даже обращение зависит от Его особого призвания.

3. Начало христианской жизни требует осознания и признания человеком своей греховности, а также решимости отказаться от эгоистического образа жизни.

4. Спасительная вера требует наличия правильных взглядов на природу Бога и на то, что Он совершил. Но правильных взглядов недостаточно. Требуется также активная преданность и верность Христу.

5. Обращение одного человека может коренным образом отличаться от обращения другого. Что важно, так это искреннее покаяние и вера.

6. Второе рождение не ощущается в момент, когда оно происходит. Но оно проявляется и доказывает свое существование тем, что производит в человеке новую восприимчивость ко всему духовному, новое направление жизни и возрастающую способность повиноваться Богу.