Елена петровна блаватская - биография, информация, личная жизнь. Творчество и проповедническая деятельность

  • 10.08.2019

Елену Блаватскую можно назвать одной из самых влиятельных женщин в мировой истории. Ее называли «русским сфинком»; она открыла миру Тибет и «соблазнила» западную интеллигенцию оккультными науками и восточной философией.

Дворянка из Рюриковичей

Девичья фамилия Блаватской - фон Ган. Её отец принадлежал к роду наследных макленбургских принцев Ган фон Ротенштерн-Ган. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей.

Мать Блаватской, романистку Елену Андреевну Ган, Виссарион Белинский называл «русской Жорж Санд»

Родилась будущая «современная Изида» в ночь с 30 на 31 июля 1831 года (по старому стилю) в Екатеринославе (Днепропетровск). В своих воспоминаниях о детстве она писала скупо: «Моё детство? В нём баловство и проказы с одной стороны, наказания и ожесточения с другой. Бесконечные болезни до семи-восьми лет… Две гувернантки - француженка мадам Пенье и мисс Августа София Джефрис, старая дева из Йоркшира. Несколько нянек… Солдаты отца заботились обо мне. Мать умерла, когда я была ребёнком».

Блаватская получила великолепное домашнее образование, ещё в детстве выучила несколько языков, училась музыке в Лондоне и Париже, была хорошей наездницей, хорошо рисовала.

Все эти умения позже пригодились ей во время странствий: она давала фортепианные концерты, работала в цирке, изготовляла краски и делала искусственные цветы.

Блаватская и призраки

Блаватская ещё в детстве отличалась от своих сверстников. Она часто говорила домочадцам о том, что видит разных странных существ, слышит звуки загадочных колокольчиков. Особое впечатление на неё производил величественный индус, которого не замечали другие. Он же, по её словам, являлся ей во снах. Она называла его Хранителем и говорила, что он спасает её от всех бед.

Как позже напишет Елена Петровна, это был Махатма Мориа, один из ее духовных учителей. Она встретила его «вживую» в 1852 году в лондонском Гайд-парке. Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Блаватской передала подробности того разговора, в котором Учитель сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи».

Путешественница

Привычка к переездам у Елены Блаватской была сформирована ещё в годы её детства. Из-за служебного положения отца семье приходилось часто менять место жительства. После смерти матери в 1842 году от чахотки воспитание Елены и её сестер взяли на себя бабушка и дедушка.

В возрасте 18 лет Елена Петровна была помолвлена с 40-летним вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским, однако через 3 месяца после свадьбы Блаватская от мужа сбежала.

Дед отправил её к отцу с двумя сопровождающими, но Елене удалсь бежать и от них. Из Одессы на английском паруснике «Коммодор» Блаватская уплыла в Керчь, а затем в Константинополь.

О своем браке Блаватская позже написала: «Я обручилась, чтобы отомстить моей гувернантке, не думая о том, что не смогу расторгнуть обручение, ну а карма последовала за моей ошибкой».

После бегства от мужа началась история странствий Елены Блаватской. Хронология их трудно восстановима, поскольку сама она дневников не вела и никого из близких с ней рядом не было.

Всего за годы своей жизни Блаватская дважды совершила кругосветное путешествие, была и в Египте, и в Европе, и в Тибете, и в Индии, и в Южной Америке. В 1873 году она, первой из русских женщин, получила американское гражданство.

Теософское общество

17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской и полковником Генри Олкоттом было основано «Теософское общество». Блаватская уже вернулась из Тибета, где, как она утверждала, получила от махатм и лам благословение на передачу духовных знаний миру.

Задачи при его создании были заявлены следующие: 1.Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи. 2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки. 3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке.

Блаватская в тот день в своем дневнике записала: «Дитя родилось. Осанна!».

Елена Петровна писала, что «члены Общества сохраняют полную свободу религиозных убеждений и, вступая в общество, обещают такую же терпимость по отношению ко всякому иному убеждению и верованию. Связь их состоит не в общих верованиях, а в общем стремлении к Истине».

В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W. Bouton"a вышел в свет первый монументальный труд Елены Блаватской «Разоблаченная Исида», и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней.

Мнения о книге Блаватской были полярны. В The Republican работа Блаватской была названа «большим блюдом объедков», в The Sun - «выброшенным мусором», а рецензент New York Tribune писал: «Знания Блаватской грубы и не переварены, её невразумительный пересказ брахманизма и буддизма скорее основан на предположениях, чем на информированности автора».

Однако Теософское общество продолжало расширяться, в 1882 году его штаб-квартира была перенесена в Индию.

В 1879 году в Индии вышел первый номер журнала The Theosophist. В 1887 году в Лондоне начал издаваться журнал Lucifer, через 10 лет переименованный в The Theosophical Review.

На момент смерти Блаватской в Теософском обществе состояло больше 60 тысяч членов. Эта организация оказывала большое влияние на общественную мысль, в нем состояли выдающиеся люди своего времени, от изобретателя Томаса Эдисона до поэта Уильяма Йейтса.

Несмотря на неоднозначность идей Блаватской, в 1975 году правительством Индии была выпущена памятная марка, посвященная 100-летию основания Теософского Общества. На марке изображена печать Общества и его девиз: «Нет религии выше истины».

Блаватская и теория рас

Одной из спорных и противоречивых идей в творчестве Блаватской является концепция об эволюционном цикле рас, часть которой изложена во втором томе «Тайной доктрины».

Некоторые исследователи считают, что теория рас «от Блаватской» была взята за основу идеологами Третьего рейха.

Об этом писали американские историки Джексон Спейлвогел и Дэвид Редлс в работе «Расовая идеология Гитлера: содержание и оккультные корни».

Во втором томе «Тайной доктрины» Блаватская писала: «Человечество ясно делится на Богом-вдохновлённых людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами. <…> «Священная Искра» отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью, - благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении - они быстро вымирают».

Сами теософы, впрочем, утверждают, что Блаватская в своих работах имела в виду не антропологические типы, а ступени развития, через которые проходят все человеческие души.

Блаватская, шарлатанство и плагиат

Чтобы привлечь к своей работе внимание, Елена Блаватская демонстрировала свои сверхспособности: с потолка ее комнаты падали письма от друзей и учителя Кута Хуми; предметы, которые она держала в руке, исчезали, а потом оказывались в тех местах, где она не была вовсе.

Для проверки её способностей к ней была направлена комиссия. В опубликованном в 1885 году отчете Лондонского общества психических исследования было сказано, что Блаватская - «самая образованная, остроумная и интересная обманщица, которую только знает история». После разоблачения популярность Блаватской стала идти на убыль, многие из теософических обществ распались.

Двоюродный брат Елены Блаватской, Сергей Витте, писал о ней в своих воспоминаниях:

«Рассказывая небывалые вещи и неправду, она, по-видимому, сама была уверена в том, что то, что она говорила, действительно было, что это правда, - поэтому я не могу не сказать, что в ней было что-то демоническое, что было в ней, сказав попросту, что то чертовское, хотя, в сущности, она была очень незлобивый, добрый человек».

Романист Всеволод Соловьев в 1892-1893 годах в журнале «Русский вестник» опубликовал серию очерков о встречах с Блаватской под общим названием «Современная жрица Изиды». «Чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать, - советовала ему Елена Петровна. - Я уже давным-давно поняла этих душек людей, и глупость их доставляет мне громадное иногда удовольствие… Чем проще, глупее и грубее феномен, тем он вернее удается».
Соловьев назвал эту женщину «ловцом душ» и безжалостно разоблачил ее в своей книге. В результате его усилий перестал существовать парижский филиал Теософского общества.

Елена Петровна Блаватская умерла 8 мая 1891 года. На её здоровье негативное влияние оказало постоянное курение - она выкуривала до 200 сигарет в день. После смерти ее было сожжено, а пепел разделили на три части: одна его часть осталась в Лондоне, другая - в Нью-Йорке, а третья в Адьяре. День поминовения Блаватской называется Днем Белого Лотоса.

Сергей / 8.09.2018 Блаватская Е.П. в комментариях не нуждается. Большое спасибо за книги

Заира / 1.07.2018 Она не раскрыла своих учителей и я не расскрою.Но она прошла всех курс обучения у Вознесенных.Она была и в инном измерении и училась там один день,но по нашему один год.Уникальная женщина.Была мила,и жемткая.но справедливая.Не терпела лжи в любом проявлении.Будь вечна Е.П.Блаватсая.Мира тебе ставшая Богинией!

Гость / 17.01.2018 Все гениальное в простом!!!Всем поклонникам Блаватской желаю истинного прозрения,духовного благополучия!Не забирайте головы ерундой!!!Есть много людей,который принесли настоящую пользу для нас,их жизнь стала подвигом,читайте их,интересуетесь живым,а не бредом!

Октопус / 25.10.2017 Люблю Блаватскую, никто даже близко не смог приблизиться к глубине ее мысли. Даниил Андреев упоминает, что Блаватская была титаном, также как и Лермонтов. Вот почему она так монументально отличается от большинства оккультистов. Это совершенной иной уровень. Титаны очень редко воплощаются в телах людей, так как давно уже прошли свой путь эволюции. Смешно читать критику Блаватской от невежд.

Владимир / 4.10.2017 Учиться отдавать главная задача человека и эта тонкая духовная мысль протекает во всех произведениях Блаватской Е П

azira / 28.07.2017 Почитайте " Две жизни" Антаровой можно встретить там Блаватскую, только имена другие.

Бугимен / 20.03.2017 Тетку подняли и ее же опустили... Новая религия не проконала... Рекомендую всем у кого много времени и длинная жизнь.

Айзере / 12.10.2016 Благодарю авторов этого сайта за возможность познакомиться с произведениями этой незаурядной женщины. ОГРОМНОЕ спасибо.

путник / 7.12.2015 Книги Е.П.Блаватской феномен для расширения сознания, труд плодами которого пользуются и долго будут еще для якобы своих собственных разработок, но лишь бы на пользу.

Элимир / 6.12.2015 Практика нужна, а так читать о том что, я чмо, мне не приятно... Спасибо за книги и низкий поклон Е. П. Блаватской.

ольга / 18.10.2015 лучше начинать с "Разоблаченной Изиды" далее "Ключ к Теософии" далее "Тайная Доктрина" говорю сразу тайная доктрина требует тишины и сосредоточения и не уставшей головы, если в метро или в дороге можно почитать "Письма из пещер и дебрей Индостана" и "Таинственные племена на голубых горах" из Рерихов обязательно Агни Йогу но ее все таки лучше начинать после Изиды. статьи Н.К.Рериха воспринимаются легко их хорошо читать когда мало времени или уставшая голова например в зале ожидания или в поезде или в шумном месте. так и материал усваивается и время используется

Гость / 11.08.2015 Великие книги! Благодарю авторов этого сайта за возможность познакомиться с произведениями этой незаурядной женщины.Отклики,подобные " Мара" выМАРАет время...

Андрей / 29.03.2015 Эти материалы могут быть несвоевременны для многих людей. Поверьте, это очень практичная информация. Но для возможности ею пользоваться нужно пройти подготовку. В Европе нет открытых школ для этого. Не читайте, если не идет. Пустое дело. Как описание работы сложных приборов для тех, кто ими не пользуется. Придет время для этой информации.

Денис Зверев / 8.03.2015 Бредятина!
Патологическая психопродукция - все опусы Блаватской!

Роза Осинцева / 7.03.2015 Снйчас очень много книг о духовных знаниях и нелегко разобраться, что тебе нужно, т.к. нет не все свободного времени.Но читатю и всегда буду читать Библию и книги Блаватской,т.к. именно они написаны не от человеческого ума, а от Духа, а значит истинны.

Также Г. Тиллетт писал, что концепция Учителей, или махатм, представленная Блаватской, «является сплавом западных и восточных идей; по её словам, местонахождение большинства из них было связано с Индией или Тибетом. И она, и полковник Олкотт утверждали, что видели махатм и общались с ними. В западном же оккультизме идея „сверхчеловека“ была связана, в частности, с братствами, основанными Мартинесом де Паскуалли и Луи-Клодом де Сен-Мартеном ».

  • «To form a nucleus of the Universal Brotherhood of Humanity without distinction of race, creed, sex, caste, or color».
  • «Значительная часть книг досталась бабушке Елене Павловне в наследство от её отца князя Павла Васильевича Долгорукова и деда по матери Адольфа Францевича Бандре дю Плесси».
  • «В библиотеку входила большая коллекция книг (несколько сотен) по алхимии, магии и другим оккультным наукам. Эти книги составляли обязательный круг чтения мало-мальски образованного русского масона… Можно себе представить, какое это было увлекательное чтение для девочки, свободно и непринуждённо общавшейся с представителями потустороннего мира. Сама Блаватская признавалась, что она перечитала все эти книги с острейшим интересом до пятнадцати лет».
  • «Согласие Лёли на брак с Блаватским было импульсивным решением».
  • С. Ю. Витте писал, что семейство Фадеевых узнало из газет, что Блаватская «даёт в Лондоне и Париже концерты на фортепиано».
  • «Судя по самым ранним её воспоминаниям, она иногда видела около себя своего покровителя. С раннего детства этот образ господствовал в её воображении. Он был всегда одним и тем же, его черты никогда не менялись; настало время, когда она повстречала его в облике живого человека и мгновенно узнала его, словно при нём выросла».
  • «С этого времени жизнь Блаватской приобрела новый смысл и значение. Если прежде она была в одиночестве, то теперь её брал под опеку человек, достигший высочайшего уровня духовности. И не просто помогал ей, а делал своим доверенным лицом, местоблюстительницей Гималайского братства в так называемом цивилизованном обществе».
  • А. Н. Сенкевич писал, что индийские путевые очерки, в которых Блаватская «демонстрирует завидную эрудицию и живость ума», имели в России ошеломительный успех: «В определённом смысле её книга - страноведческая энциклопедия, и по сей день не потерявшая своего научного значения. Вместе с тем стремление раскрыть Индию „изнутри“, через людей, с которыми судьба свела Блаватскую, придаёт книге по сравнению с обычными путевыми очерками особенный, совершенно новый характер психологического документа, отражающего многие грани индийского духовного мира, специфику жизни традиционного индийского общества».
  • «To most Theosophists the existence of the Masters and the contents of their teaching form the very corner-stone of their systematic faith. And ultimately they point to the wisdom and spirituality displayed in the Letters themselves as being sufficient vindication of that faith».
  • «The originals of the Mahatma letters are deposited in the Manuscripts Department of the British Library in London. A.P. Sinnett had based his books The Occult World (1881) and Esoteric Buddhism (1883) on the letters he had received».
  • «A. Trevor Barker had published the collection of The Mahatma Letters to A.P. Sinnett in 1923, much to the horror of Theosophists who, as anxious as they were to have access to these documents, considered them too sacred to be made available to the public at large».
  • С другой стороны, Вл. Соловьёв нисколько не сомневался в реальном существовании тибетских махатм: «Как могла г-жа Блаватская выдумать тибетское братство, или духовный орден келанов, когда о существовании и характере этого братства можно найти положительные и достоверные известия в книге французского миссионера Гюка , бывшего в Тибете в начале сороковых годов, значит за тридцать с лишком лет до основания теософического общества». - Соловьёв Вл. С. Рецензия на книгу Е. П. Блаватской «The Key to Theosophy» , 1890.
  • «Amongst the kinds of unusual experiences noted in the early life of Helena Petrovna von Hahn were phenomena that would appear to largely derive from spontaneous creative and imaginative activities. There are a number of anecdotes and recollections dealing with her story telling, hypersensitivity to objects and environment, conviction that there was a fluidic continuum between the worlds of the living and the dead, and that nature in its entirety was dynamically alive and active. For instance, there are recollections about her picking up stones, fossils, stuffed animals, and creating elaborate spellbinding narratives about their origins, histories, destinies, spanning millennia and successive incarnations. She also was found apparently conducting hypnotic experiments on pigeons during this time, as well as claiming to experience a variety of visions and unusual occurrences».
  • «She wrote in a letter to a relative: "The last vestige of my psycho-physical weakness is gone, to return no more. I am cleansed and purified of that dreadful attraction to myself of stray spooks and ethereal affinities. I am free, free, thanks to Those whom I now bless at every hour of my life." (Her Guardians in Tibet).
    Madame Jelihowsky writes too:
    "After her extraordinary and protracted illness at Tiflis she seemed to defy and subject the manifestations entirely to her will. In short, it is the firm belief of all that there where a less strong nature would have been surely wrecked in the struggle, her indomitable will found somehow or other the means of subjecting the world of the invisibles – to the denizens of which she had ever refused the name of "spirits" and souls – to her own control."».
  • «Eventually, the seemingly spontaneous and random manifestations of psychic energies diminished. Instead, Blavatsky now appeared to be more in control, or, at least, cognizant of, the forces of her own psyche».
  • «Блаватская не относила себя к спиритам, которых считала слепцами, принуждёнными пользоваться глазами других, чтобы познать недоступные им вещи».
  • «Разоблачённая Изида» создавалась также необычно: «Иногда же Учитель завладевал её телом и писал её рукой. Спору нет, эта помощь была очень актуальна, поскольку речь идёт о книге объёмом в полмиллиона слов. В таких случаях Олкотт наблюдал поразительные изменения в почерке Блаватской».
  • Тиллетт описал два случая доставки оккультным способом писем из Тибета: в Лондоне (в доме одного из теософов) и в вагоне идущего поезда.
  • А. Н. Сенкевич писал, что книга Соловьёва представляла собой «уничижительный памфлет, направленный против Блаватской и надолго определивший неприязненное отношение к ней в России. В этой книге Соловьёв совершенно не верит Блаватской и не понимает, для чего ей понадобилось морочить людям голову… На защиту доброго имени Елены Петровны после её смерти встала сестра, Вера Петровна Желиховская».
  • Блаватская Е.П. - об авторе

    Блаватская появилась на свет в 1831 году в семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду. Её родословная по материнской линии восходит к князю Рюрику, прямым предком Елены считается Сергей Долгорукий. Елена получила классическое домашнее образование, в совершенстве знала английский и немецкий, много читала, но особый интерес у неё вызывали книги по средневековому оккультизму. Заключив фиктивный брак, чтобы освободиться от влияния родственников, будущая писательница отправилась в длительное путешествие по миру. С 1848 по 1875 годы она трижды объехала земной шар, некоторое время жила на Тибете и в Лондоне. В 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Генри Стилом Олкоттом Блаватская основала Теософское общество.

    Первая книга Елены Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» представляла собой серию очерков об Индии, где она провела семь лет. Главы произведения публиковались в газете «Московские ведомости» под псевдонимом Радда-Бай. Позже Блаватская выпустила несколько эзотерических трудов, ставших плодом её философских размышлений — «Голос безмолвия», «Тайная доктрина» и «Ключ к теософии». Последнюю книгу Елена написала за два года до смерти.

    Из основных достижений Блаватской можно перечислить следующие:

    • она дала популярное объяснение понятий кармы и реинкарнации (перевоплощения);
    • в своих работах она стремилась показать, что все основные религии происходят из одного первоначального источника, имеют общий корень;
    • она объясняла важность Морали и Братства для эволюции и развития человека и человечества и доказывала их необходимость.

    Созданное ей Теософское общество набрало во многих странах (в первую очередь в Англии, Франции, США, Индии) десятки тысяч сторонников. Общество проповедовало идеи всечеловеческого братства и терпимости ко всем религиям, в каждой из которых скрыта единая божественная сущность, стремление создать на этой основе универсальную религию.

    Деятельность Теософского общества привела к повышению интереса к индуизму и буддизму, возникновению впоследствии серьёзных научных исследований и распространению буддизма в западных странах.

    Работы писательницы переведены на многие языки и по сей день переиздаются большими тиражами. Среди тысяч сторонников учения Елены Петровны немало известных личностей, таких как Махатма Ганди, Далай-лама XIV, Николай Рерих, Василий Кандинский и Александр Скрябин.

    Она умерла от гриппа 8 мая 1891 года. Согласно завещанию, её прах был разделен на три части и развеян в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре. В знак памяти теософы всего мира ежегодно отмечают дату кончины Блаватской как День Белого Лотоса.

    Блаватская Е.П. - книги бесплатно:

    Большинство статей настоящего сборника являются репликами или комментариями на отклики читателей, посвященные опубликованным ранее ее произведениям. И каждая из этих реплик или комментариев — словно высверк клинка тысячелетней Мудрости...,

    Письмо и ответ...

    "Автор письма в ноябрьском номере лондонского "Спиритуалиста", который называет "Фрагменты оккультной истины" спекуляциями, вряд ли прилагает это определение к Фрагменту N 3, в котором столь осторожно выдвигается гипотеза...

    СОВРЕМЕННАЯ НАУКА настаивает на Доктрине Эволюции так же, как делает это человеческий разум и Тайная Доктрина, и мысль эта подтверждается древними легендами и мифами и даже самой Библией, если уметь читать между строк. Мы видим, как цветок...

    «Тайная доктрина» - масштабнейшее и таинственнейшее из произведений Елены Блаватской, одного из величайших теософов, философов и мистиков второй половины XIX - начала XX в., женщины, долгие годы изучавшей эзотерические учения самых...

    «Разоблаченная Изида» - занимает центральное место в творчестве Елены Петровны Блаватской. Эту книгу по праву можно назвать энциклопедией оккультных наук. Среди затронутых в ней тем Восточная Каббала и утерянные магические искусства...,

    «Разоблаченная Изида» – занимает центральное место в творчестве Елены Петровны Блаватской. Эту книгу по праву можно назвать энциклопедией оккультных наук. Среди затронутых в ней тем Восточная Каббала и утерянные магические искусства, влияние...

    Храните звено неразрывным | Судьба Е.П.Блаватской | Три основные цели Теософского общества |

    "Ни одному из рожденных смертной женщиной нашей расы нельзя передать полную и окончательную истину извне, ибо каждому надлежит найти это конечное (для себя) знание в себе самом.

    Коль скоро невозможно найти на свете двух абсолютно одинаковых людей с одинаковым разумом, каждый должен обрести наивысшее просветление внутри себя, рассчитывая только на собственные способности..."

    Е.П.Блаватская "Напутствие бессмертным"

    Тайная Доктрина том.I pdf Тайная Доктрина том.II pdf

    Эзотерическая философия, оккультная гигиена разума и тела, отказ от ложных верований и приобретение навыков истинного мышления - этого более чем достаточно для ученика.

    Е.П.Блаватская. Небольшие заметки.

    Елена Петровна Блаватская

    1831-1891

    Елена Петровна Блаватская родилась 12 августа 1831 г. в г. Екатеринославе

    (ныне г. Днепропетровск). С детства была одарена особыми психическими силами.

    «Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете особым даром, данным вам… мало ли неизведанных сил в природе? Всех их не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и, со временем, может употребить их на пользу всего человечества… Бог да благословит вас на все хорошее и доброе»

    (из разговора преосвященного Исидора, бывшего Экзарха Грузии, впоследствии митрополита С.-Петербургского с Е.П.Б, записанного В.П. Желиховской, 1860)

    В 1849-1873 гг. предпринимает путешествия в страны Европы, Канаду, Мексику, Центральную и Южную Америку, Цейлон, Индию, Тибет, Египет, Сирию, Ливан, Персию, Грецию… Некоторое время живет в Петербурге и на Кавказе.

    Е. П. Блаватская (около 1868) перед отъездом в Тибет

    «Ее внешность действительно поражала некоторой внушительностью, но она ни в коем случае не была грубой, неуклюжей или простоватой. С другой стороны, она проявляла свое знание культуры и осведомленность в плане манер самого изысканного общества и самую искреннюю вежливость. Свои мнения она высказывала прямо и решительно, но без всякого навязывания. Легко было заметить, что ее не держали в рамках предписанных ограничений стандартного женского воспитания; она обладала знаниями по очень широкому кругу вопросов и могла свободно поддерживать дискуссию на любую тему».

    (Александр Уилдер, американский врач, писатель и ученый, 1877, Нью-Йорк )

    «Столкнувшись с умственной или физической проблемой, вы обращались к ней инстинктивно, так как чувствовали ее бесстрашие, ее незаурядность, ее великую мудрость, огромный опыт и доброе сердце – ее сочувствие тому, кто страдает»

    (Элизабет Г.К. Хольт, лето 1873, Нью-Йорк)

    1874 г ., будучи в США, встречает полковника Генри Стил Олькотта в доме братьев Эдди в Читтендене (штат Вермонт). Примерно через год (7 сентября 1875 г.) вместе с Г. С. Олькоттом, У.К. Джаджем и др. основывает Теософское общество. 17 ноября о создании общества было объявлено официально.

    Е. П. Блаватская. 1875-1876. Фото выполнено неким Сарони в Нью-Йорке

    «Общество не имеет никаких навязываемых догм или распространяемого вероучения… Его единственной аксиомой является всемогущество Истины, его единственным вероучением является провозглашение неизменной преданности ее открытию и провозглашению…»

    (Генри С. Олькотт)

    «Типично русский тип: широкий лоб, короткий, толстый нос, выступающие скулы,… русые, довольно кудрявые… волосы,… и – пара глаз, подобных которым я не видела нигде – светло-голубые, почти серые, как поверхность воды, но обладавшие настолько глубоким, настолько пронизывающим, настолько уверенным взглядом, что казалось, они смотрят в самую сущность вещей,… огромные, продолговатые чудесные глаза, которые озаряли собой все ее совершенно удивительное лицо…»

    (графиня Елена Раковицкая, 1878, Нью-Йорк)

    Е. П. Блаватская. 1876-1878. Фотография выполнена в Нью-Йорке, в фотостудии Эдсела

    «Все свое время она проводила за письменным столом, писала, писала, писала – большую часть дня, часто далека за полночь, поддерживая широкую переписку посредством длинных писем. Здесь она начала писать «Разоблаченную Изиду», примерно по двадцать плотно исписанных страниц в день…»

    (Юджин Роллин Корсон,доктор медицины, осень 1875, Итака, США)

    «…Выше феномена появления такого сочинения из-под пера женщины – и быть не может…»

    (архиепископ армян преосвященный Айвазовский о труде «Разоблаченная Изида»)

    «Это… был внушительный документ, и в нем содержались исследования, охватывавшие весьма обширные области… эта рукопись – результат огромных исследований и.. в отношении современного мышления в нем содержалась настоящая революция…»

    (Александр Уилдер, 1877, Нью-Йорк)

    С 1879 по 1884 гг. вместе с Г. С. Олькоттом и другими теософами живет и трудится в Индии. Начинает издавать ежемесячный журнал «Теософ».

    Е. П. Блаватская. Сентябрь 1875. Нью-Йорк.

    «Описание жизни госпожи Блаватской в Индии, конечно же, неразрывно связано с историей Теософского общества, на которое она тратила прямо или косвенно всю свою энергию, и косвенно лишь в том виде, что в этот период ей приходилось выполнять кое-какую литературную работу для русских журналов, чтобы заработать на жизнь себе и пополнить те скудные ресурсы, на которые содержалась штаб-квартира Общества».

    (А.П. Синнет, редактор газеты «The Pioneer», Аллахабад, Индия)

    «…Всю жизнь она, какой была горячей патриоткой, такой и осталась. Приняв гражданство, она еще долго продолжала, как и во все время войны, присылать деньги на русских раненых, и даже первые выручки, полученные за «Изиду», пошли на ту же цель. Все, что получила она в то время за статьи в русских газетах, все шло целиком на Красный Крест и на бараки кавказских раненых»

    (В.П. Желиховская, младшая сестра Е.П.Б.)

    В 1884 г. отбывает в Европу (Франция, Англия, Германия). Работает в это время над своим главным научным трудом «Тайная Доктрина». В 1885 г. тяжело и опасно болеет, не оставляя свою работу даже во время болезни.

    Е. П. Блаватская. Первая половина 1887, дом Мэйбл Коллинз, Мэйкот, Кроунхилл, Норвуд

    «Никто из тех, кто был с ней знаком, в действительности ее не понимал. Даже для меня, проведшей с ней наедине так много месяцев, она была загадкой, со своими странными способностями, чудесными знаниями, неординарным всеведением относительно человеческой природы…»

    (графиня Констанция Вахтмайстер, 1887, Остенде, Бельгия)

    «Утешительно, что хвалы ее уму и деятельности опираются на сочинения ее и факты, тогда как брань ее врагов – бездоказательна»

    (В.П. Желиховская)

    «Мир незаслуженно облил ее грязью, более чем кого-либо другого в те времена. Она стала объектом для подозрений и не только со стороны отдельных людей, но и правительств, и на ее защиту вставали те, кто считал за особое счастье погибнуть за нее»

    (Лора С. Холлоуэй, американская писательница и журналист, 1884, Германия)

    В 1888 г. выходит первый, а затем и второй тома «Тайной Доктрины».

    «О ценности этой работы окончательное суждение предстоит вынести будущим поколениям. Я лишь могу выразить свое глубокое убеждение в том, что если кропотливо изучить «Тайную Доктрину», не относясь к ней как к откровению, если понять и усвоить то, о чем там говорится, не превращая текст в догму, то этот труд Е.П.Б. принесет неоценимую пользу и послужит толчком для рождения гипотез, предположений и логических построений в плане изучения природы и человека, равного которому не сможет дать ни одна другая книга»

    (Бертрам Кейтли, 1888, Лондон)

    «Что касается той великой работы, которую проделала госпожа Блаватская в литературе, дав миру «Разоблаченную Изиду», «Тайную Доктрину», «Ключ к теософии» и «Голос безмолвия»… то именно по этим произведениям и их постепенному признанию как свежего притока духовности в то время, когда мир постепенно сползает к материализму, потомки будут судить о Е.П. Блаватской, а вовсе не по докладу ОПИ… Учение и литературные произведения, которые она дала миру… и это совершенно неизбежно, поставят ее имя в один ряд среди имен величайших просветителей мира»

    (Уильям Кингсланд, 1888, Лондон)

    В 1889 г. публикуются работы Е.П.Б. «Ключ к теософии» и «Голос Молчания»

    Е. П. Блаватская - "Сфинкс 19 столетия". Фото Энрико Реста. Лондон, 8 января 1889. Архив ТО в Англии.

    «…Каждый ее день был посвящен бескорыстному труду, вся ее жизнь была чистой и простой, как жизнь ребенка, … она никогда не считалась с тем, сколько боли и тяжелого труда необходимо потратить на то, чтобы добиться успеха в том великом деле, на алтарь которого она отдавала всю свою энергию. Открытая, как день, она была воплощением самой доброты; молчаливая, как смерть, если это требовалось, - она становилась воплощением строгости при малейшем признаке неверности той работе, на которую она положила всю свою жизнь. Благодарная, безмерно благодарная в ответ на любое преданное внимание, самоотверженная, безмерно самоотверженная во всем, что касалось ее самой, она привлекала нас к себе не только как мудрый учитель, но и как любящий друг»

    (Герберт Берроуз, 1889, Лондон)

    «Одно ненавидела госпожа Блаватская – ханжество, притворство и лицемерие. В отношении к этому она была безжалостна; но в отношении искренних усилий, даже если те приводили к ошибкам, - она не жалела сил, чтобы приободрить и помочь советом. Во всех своих делах она была искренна…»

    (Арчибальд Кейтли, 1889, Лондон)

    В 1890 г. в Лондоне основана европейская штаб-квартира Теософского общества.

    Вероятно, последняя прижизненная фотография Е. П. Блаватской. 1890-1891. На ней ее белая шаль, и она держит в руке номер журнала У. К. Джаджа "Путь". Фото Эллиот-и-Фри, 55 Бейкер Стрит, Лондон

    «Что было в ней наиболее примечательно и никогда ее не покидало – это предчувствие существования большей Вселенной, более глубокой силы, невидимой мощи; для тех, кто находился в гармонии с ее неисчерпаемым гением, это становилось откровением и побудительной силой к движению по тому пути, который указывала она. Для тех, кто не мог смотреть на все ее глазами, кто не мог в какой-то степени приблизиться к высоте ее ви´дения, это качество превращалось в вызов, в непереносимую, яростную и необузданную силу, что в конце концов рождало в них злобную враждебность и стремление бороться с этим.
    И когда уже произнесены все слова, она все же предстает гораздо более великой, чем любой из ее трудов, более наполненной живой силой, чем даже ее чудесные книги…»


    (Чарльз Джонстон, ирландский теософ, известный санскритолог и востоковед, 1887, Лондон)

    Е.П.Б. окончила земной путь 8 мая 1891 г. В этот день теософы всего мира отмечают день ее памяти, который, по предложению Г. Олькотта назван Днем Белого Лотоса. По ее собственному завещанию в этот день читают главы из книги Э.Арнольда «Свет Азии» и из Бхагават Гиты.

    Н.К. Рерих. ВЕСТНИК. 1922 г.
    Картина, на которой изображена женщина в буддийском храме, отворяющая двери Вестнику, посвящена Е.П. Блаватской.
    Передана автором в дар Теософскому обществу в Адьяре (Индия).

    «Нижеподписавшийся рекомендует всем Секциям и Отделениям по всему миру отныне ежегодно собираться в день годовщины, и, в простой, несектантской, но при этом достойной манере, избегая рабских восхвалений и пустых комплиментов, выразить общее чувство любви и уважения к той, кто принесла нам карту восходящего Пути, ведущего к вершинам ЗНАНИЯ»

    (Г.С. Олькотт, президент Теософского Общества. Из текста Исполнительного Приказа ТО, Адьяр 17 апреля 1892 г.)