Схема церковная организация на руси. §9

  • 02.09.2019

Конспект урока по истории России в 6 классе по теме:

« Общественный строй и церковная организация на Руси».

Антоненкова А.В.,

Учитель МОУ Будинской ООШ

Бельский район Тверской области

Цели и задачи: познакомиться с изменениями в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности; с системой управления государством, основными слоями населениями; оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси;

Планируемые результаты:

предметные:

    применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

    овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования летописных сведений и археологических данных

    соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей;

метапредметные: (коммуникативные)

    организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся,

    воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи,

    находить в тексте информацию, необходимую для её решения

( регулятивные )

    формулировать новые задачи учебной деятельности,

    определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата,

    составлять план действий, оценивать правильность решений.

    Оценивать правильность решения учебной задачи;

( познавательные )

    работать с различными источниками информации,

    устанавливать причинно- следственные связи,

    строить логическое рассуждение,

    анализировать материал учебника и дополнительную литературу

личностные:

    формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России,

    развивать творческие способности через активные формы деятельности

    формировать российскую гражданскую идентичность;

    расширять опыт оценочной деятельности;

    осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предыдущих эпох

Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, мультимедийный экран, дополнительная информация

Основные вопросы урока:

1) Формирование древнерусской народности

2) Основные слои населения Древней Руси.

3) Земельные отношения

4) Церковная организация. Храмы и богослужение.

5) Монастыри.

6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы урока: учебник, схемы

Основные понятия и термины: вотчина, бояре, закупы, рядовичи, смерды, древнерусская народность, ценности, благочестие, мораль, епископ, митрополит, монастырь, игумен, миссионеры.

Персоналии : Алипий Печерский, Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Ефросинья Потоцкая, Иларион

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Рабочая тетрадь – задания 1,2, 5

Проверим:

Задание 1: 1. Русь , 2. княжеские междоусобицы , 3. Наместник , 4. династической

5. "Русская Правда"

Задание 2 . Имена князей и их прозвища

Святополк Окаянный, Владимир Красное Солнышко, Олег Вещий, Владимир II Мономах, Мстислав Великий, Ярослав Мудрый

Задание 4.

Задание 5.

3. Мотивационно - целевой этап.

До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях. Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы :

В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

4. Ориентационный этап.

1. Формирование древнерусской народности.

Задание № 1. Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

Давайте проверим, что у вас получилось

Формированию древнерусской народности способствовало:

подчинение власти киевского князя;

участие племен в общегосударственных делах;

совместные военные походы;

сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

принятие христианства, вера в единого Бога;

отождествление себя с русским народом.

2. Основные слои населения Древней Руси.

Давайте вспомним, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?

Всего в Средневековье было три социальных слоя:

1) Рыцари (те, кто воюют»их основной обязанностью было служить своему сеньору и защищать его (сеньором знатных рыцарей был король).

2) Крестьяне -(те, кто работают) - рабочий класс.Их существование сводилось к тому, чтобы вырастить урожай, накормить семью, продать товар и заплатить налоги в казну сеньора.

3) Духовенство (те, кто молятся) - они занимали особое место в обществе, так как считалось, что они были приближёнными к Богу.

Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в древнерусском государстве стали составлять единое общество. Как и в других странах, подразделялось на определённые слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Правящую верхушку общества составляли князья. Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода (удельные князья) получали в княжение малые города и превращались в феодалов.

Князь опирался на дружину . Она делилась на старшую - бояр и младшую .

С принятием христианства появляется особый слой населения – духовенство .

Основная масса населения были свободные земледельцы – люди, которые объединялись в общины. ПО мере роста городов них появляются ремесленники и купцы.

Но в обществе были и люди, которые не были свободными.

Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него.

Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда.

Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи.

Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Холоп – раб.

Обратите внимание на составленную нами схему. Основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

3. «Земельные отношения».

Давайте вспомним, что такое родовая и соседская община?

Есть ли что-то общее и чем различаются?

Родовая община соседская община

Главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Земля считалась совместной собственностью общины. А как были использованы остальные земли? Пашни? Луга? Таким образом постепенно государство утверждало своё право собственности на землю.

Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю. Историки полагают, что в Х в. и в первой половине ХI в. среди множества крестьянских общинных земель лишь изредка встречались отдельные княжеские села. Так, в главном законодательном документе того времени - «Русской Правде» - нет ни слова о княжеской пашне. Некоторые ученые высказывают предположение, что княжеское хозяйство было первоначально скотоводческим или коневодческим. Кони требовались князьям для военных целей.

Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, « сажали» на них пленных и превращали их в своих работников НА землях строили хоромы, хозяйственные постройки, сады и огороды, конюшни, охотничьи угодья.

Князья стали жаловать земли своим дружинникам, а так же церкви. Появляются первые вотчины (отчины) – наследственные земли, переходившие от отца к сыну

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

4. Церковная организация. Храмы и богослужения.

Прочитайте самостоятельно и заполните схему:


5. Монастыри.

Особую роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям.

Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

(распространял христианские идеи, медицинскую помощь и защиту, занимались благотворительностью, оказывали милостыню нуждающимся)

Как вы понимаете, что такое монастырь((это религиозная община монахов, а так же специальное место, где они живут)

Правила проживания монахов могут быть разными, но все они объединяются под руководством наставника – игумена .

Прочитайте материал на стр. 74 (со слов « Одним из первых…) до стр. 75 и заполните таблицу

Кто такие миссионеры? (просветители населения, незнакомого с христианством)

6. Духовные ценности. Древнерусские сподвижники.

Давайте познакомимся с этими ценностями и составим таблицу.


5. Первичное закрепление.

Рабочая тетрадь.


Задание1 .

Задание 2.

1) "Русская правда" - свод законов на Руси

2) За убийство человека из разных слоев требовалась разная сумма: за рядовича - 5 гривен, а за княжеского - 80.

3) Понятия из текста.

Вира - судебная пошлина, штраф.

Гривна - денежная единица в Древней Руси.

Рядович - человек, заключивший договор на выполнение работы.

Закуп - человек, получивший заем у господина.

Холоп - раб.

Людина - простой свободный житель Руси.

4) Человек мог стать рабом, если он не вернул заем. То есть рабом мог стать закуп.

Задание 3.

Определение понятий

Вотчина - крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.

Бояре - высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Задание 4.


Задание 5.

Роль монастырей в жизни стран Западной Европы в Средних веках и в жизни Древней Руси.

Линии сравнения

Монастыри в Западной Европе

Монастыри на Руси

Роль в религиозной жизни

Распространение христианства, вероучения.

Роль в развитии культуры

Писали книги, часто обучали грамоте мирян, собирались сведения по медицине, создавались библиотеки, занимались наукой.

Писали иконы, создавались и переписывались книги, вели летописи.

Задание 6.

    Митрополит, епископ, архиепископ - высшая церковная иерархия.

    Монахи, игумен, кельи - то, что есть в монастырях.

    Антоний и Феодосий Печерские, князья Борис и Глеб, Ефросиния Полоцкая - монахи.

Задание 8

1.Резиденция - место нахождения митрополита в Киеве.

2.Игумен - Кто стоял во главе монастыря?

3.Архиепископ - Духовный чин между епископом и митрополитом.

4.Митрополит - Кто был во главе Русской православной церкви?

5.Евангелие - часть Библии, содержащая описание земной жизни Иисуса Христа.

6.Поучение - наставление, назидание, добрый совет.

7.Десятинная - первая каменная церковь Древнерусского государства в Киеве.

8.Монастырь - место, где живут монахи.

9.Христианство - религия, в которой поклоняются Иисусу Христу как Сыну Божию и Спасителю мира.

10.Православие - одно из направлений христианства.

11. Миссионеры - люди, распространяющие христианство в других странах и землях.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание:

Параграф 9, вопросы, термины,

Вопрос к I пункту. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Изменения:

Все племена вошли в единое государство;

Совершало походы ополчение всех племён;

В дружину князя попадали воины из всех племён;

В едином государстве были единые законы (Русская правда);

Племена сплотила также единая православная вера;

Племена связывала торговля и друг с другом, и с иностранными купцами.

Вопрос ко II пункту. Из каких слоёв состояло население Западной Европы в Средние века?

В Западной Европе выделялись монархи, высшая знать (герцоги, маркизы, графы, бароны и т. д.), рыцарство и простой народ. Простой народ делился на горожан и крестьян. Кроме того, существовало духовенство, которое также делилось по рангам.

Вопрос к IV пункту. Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века? Какова была организация католической церкви?

В то время у людей было религиозное мировоззрение, они видели мир и свою жизнь через призму религии, а церковь объясняла нормы религии.

Католическую церковь возглавлял папа римский. Большие церковные области находились под управлением архиепископов, эти области делились на территории епископов. В церковных приходах проповедовали верующим священники. В монастырях монахи жили под управлением аббатов.

Вопрос к V пункту. Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

На монастыри люди возлагали основные надежды в спасении своих душ. Монахи были нужны затем, чтобы молить Господа за всех людей.

Кроме того, монастыри играли большую роль в экономике: им принадлежали большие земли. Эти владения постоянно увеличивались. Например, многие богатые и знатные люди завещали часть своих имений монахам, чтобы те молились за их души. Благодаря знакомству с книгами часто именно монастыри внедряли передовые технологии: строили водяные мельницы, осушали болота и т. д.

Монастыри также были культурными центрами, одно время главными, хотя потом стали уступать эту роль университетам. Здесь переписывались книги, часто писались новые. По заказу именно монастырей работали многие архитекторы, скульпторы, ювелиры и другие мастера, которые создавали истинные шедевры Средневековья.

Крупные монастыри порой влияли на политику. Вернее, на неё влияли аббаты при поддержке своих монастырей. Причём имеется в виду политика как светская, так и церковная. Например, монастыри клюнийского движения несколько раз добивались того, чтобы папой римским стал их человек. Нельзя забывать, что монастыри часто объединялись в ордена и в таком случае действовали сообща.

Наконец, нужно помнить, что инквизиция также находилась в руках монахов (доминиканцев), а инквизиция вершила судьбы людей, многих отправляя на костёр.

Вопрос к параграфу №1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

В Древнерусском государстве была монархия: им управлял великий князь. Однако при этом князь вынужден был советоваться со своей дружиной, особенно старшей (боярами) и не мог сделать чего-то против её воли. Таким образом, власть великого князя была ограничена.

Вопрос к параграфу №2. Используя компьютер, составьте и заполните таблицу в тетради «Категории населения Руси и их характеристика».

Вопрос к параграфу №3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина».

Изначально вся земля принадлежала общинам. Но верховным её собственником был князь. Изначально князь строил свои дворы и сажал холопов лишь на пустовавшие земли, которые становились княжескими владениями. Но постепенно он стал награждать своих бояр землёй, которую те передавали своим потомкам. Так появились вотчины (то есть владения отцов) – земля стала переходить в частные руки. Порой князь как верховный хозяин всей земли передавал боярам и владения общин. Однако возмущения это не вызывало. В то время в Древнерусском государстве было много свободной земли, крестьяне всегда могли перейти на новый участок. Главным богатством были работники.

Вопрос к параграфу №4. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов».

На торговом пути «из варяг в греки», а также на пути в Волгу (откуда купцы направлялись в Каспийское море) возникло много городов. Кроме того, страной городов (Гардарики) русские земли называли в скандинавских сагах, а Скандинавия была совсем не самым развитым регионом Европы, там городов было действительно мало.

Вопрос к параграфу №5. Нарисуйте в тетради схему «Церковная организация на Руси».

Вопрос к параграфу №6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

Монастыри были культурными центрами. Именно здесь переписывались книги, здесь они переводились с других языков, а также создавались новые. Например, именно там писались и летописи, и жития святых – это главная часть литературы того времени. Церкви монастырей и их украшения также играли важную роль в развитии культуры.

Большой вклад монастыри внесли в хозяйственную жизнь. Им принадлежали обширные земли, а князья и бояре постоянно жертвовали новые.

Монастыри также помогали при обороне государства: стены вокруг них строились для защиты не только от мирской суеты, но и на случай войны. Из захороненных в пещерах Киево-Печорской лавры монахов видно, что некоторые были убиты именно в битвах.

Наконец, большие монастыри в крупных городах влияли и на политику. Их игумены давали настоятельные советы князьям, и те вынуждены были прислушиваться к этому или из страха наказания от Господа, или из страха перед восстанием, потому что народ в то время также верил духовенству.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре» (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе).

Жизнь в Киево-Печорской лавре:

Общий план монастыря;

Жилища монахов – их кельи;

Пища монахов, ограничения в этой области;

Молитвы монахов, истории о святых из их среды;

Работа монахов;

Книжная работа монахов, создание «Повести временных лет и т.д.»;

Проповеди, влияние монастыря в народе.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Предложите название статьи для научного журнала по одной из тем данного параграфа. Обязательно используйте в названии слово «проблема».

Проблема влияния монастырей на княжескую политику

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.

Все жители Древнерусского государства сталкивались с бедами, которые их объединяли. Нападавшие враги убивали и грабили как богатых, так и бедных. Неурожаи сулили беды всем. Правда, для бедняков это часто была голодная смерть, знатные люди умирали по такой причине реже.

Но при этом у земледельцев и землевладельцев были разные интересы. Князья и бояре хотели получить людей для работы на своих полях, желательно зависимых, то есть таких, которые не могли уйти по собственному желанию и начать обрабатывать новый участок. Простые земледельцы наоборот стремились сохранить свою свободу и работать только на себя.

Место и роль Руси в Европе

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности)

Вопрос к I пункту. Какие государства существовали в Западной Европе в IX-XI вв.? Как называли правителей этих государств?

В те века в Европе уже существовали такие государства как Норвегия, Дания, Франция, Англия Шотландия, Великая Моравия, Польша, Чехия, Папское государство, Священная Римская империя и другие. Большинство правителей этих государств звались королями, некоторые – герцогами. Существовали также государства архиепископов. На весь католический мир существовал один император (Священной Римской империи) и один папа римский (который также возглавлял собственное государство).

Вопрос к параграфу №1. Какие виды транспорта использовались в IX-XII вв. для перевозки товаров?

Прежде всего, торговали по рекам и озёрам на ладьях. Сухопутные дороги в то время оставались слишком плохими.

Вопрос к параграфу №2. С какими из европейских стран торговала Русь?

Торговали по Балтийском морю со Швецией, Норвегией, Данией, Польшей, славянами и немцами на балтийском побережье современной Германии.

Вопрос к параграфу №3. Какие степные народы являлись противниками Руси?

Вначале русские дружины боролись с печенегами, позже место печенегов заняли половцы. Также одно время Киеву угрожали хазары и волжские булгары; хотя эти народы нельзя считать полностью степными: их государства включали крупные торговые города на судоходных реках.

Вопрос к параграфу №4. Выберите из текста параграфа цитаты, говорящие о равноправном характере отношений Руси с другими государствами.

«Особые отношения Руси и Византии находили выражение в династических браках … Многие дочери русских князей выходили замуж за представителей византийского императорского дома». При этом в учебнике перечисляются жёны русских князей из Византии.

«Постоянные отношения существовали у Руси с Германией, Норвегией, Швецией, с далёкими Англией и Францией».

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Докажите, что в IX-XII вв. Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства.

Доказательства:

Династические браки русского княжеского дома;

Участие европейцев (поляков) в войнах между русскими князьями;

Торговые связи с европейскими странами;

Принятие единой с Европой христианской веры (тогда ещё не было разделения на католичество и православие).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Выясните, какое влияние оказывала Византия на развитие Руси.

Именно из Восточной Римской империи (Византии) в Древнерусское государство после крещения пришла культура, заменившая собою прежнюю языческую. Потому Константинополь стал для Киева и других русских городов образцом архитектуры, живописи, книжности и других достижений цивилизации. Вся православная культура Киевской державы берёт своё начало в греческой земле, чаще всего греками были и мастера, приносившие её на русские земли и только здесь обучавших местных учеников. Потому влияние Византии можно назвать определяющим.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Напишите в тетради короткое эссе на тему «Роль Руси в международной торговле IX-XII вв.».

Предлагаемый план эссе:

Уровень развития мировой торговли в IX-XII веках, Великий шёлковый и другие торговые пути;

Торговый путь «из варяг в греки», его значение;

Торговля древнерусских купцов в Балтийском море;

Торговля купцов других стран с Новгородом;

Торговый путь по Волге и Каспийскому морю, другие государства на этом пути, такие как Волжская Булгария;

Активнейшая торговля с арабами (больше всего в слоях того времени археологи находят именно арабских монет);

Отношение славян того времени к торговым операциям и деньгам (в частности, нужно вспомнить про резаны: арабские монеты резали и расплачивались ими просто как кусочками серебра, по весу, таким образом показывая полное не понимание сути монеты как изделия).

Задание 1. Заполните схему. Фактами из пункта 1 § 9 подтвердите формирование древнерусской народности.

Задание 2. Прочитайте фрагмент из Русской Правды и выполните задания.

1) Дайте определение понятия «Русская Правда».
«Русская Правда» - свод законов на Руси.
2) Подтвердите выдержками из документа существование социального неравенства в Древней Руси.
За убийство человека из разных слоев требовалась разная сумма: за рядовича – 5 гривен, а за княжеского мужа – 80!
3) Выпишите выделенные в тексте понятия. Дайте им определения.
Вира – судебная пошлина, штраф. Гривна – денежная единица древней Руси. Рядович – человека, заключивший договор на выполнение работы. Закуп – человек, получивший заем у господина. Холоп – раб. Людина – простой, свободный житель Руси.
Подчеркните понятия, обозначающие категории зависимости населения.
4) Укажите, каким образом человек мог стать рабом.
Закуп, не вернувший заем господину.

Задание 3. Дайте определение следующих понятий.
Вотчина – крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.
Бояре – высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.
Нарисуйте план – схему вотчины.
Рядом поместите условные обозначения, использованные на плане-схеме.

Задание 4. Заполните схему.

Задание 5. Заполните таблицу. Сравните роль монастырей в жизни стран Западной Европы в Средние века и в жизни Древней Руси. Подчеркните общее.

Задание 6. По какому признаку образованы ряды?
Митрополит, епископ, архиепископ – высшая церковная иерархия.
Монахи, игумены, келья – монастырь.
Антоний и Феодосий Печерские, князья Борис и Глеб, Евфросинья Полоцкая – святые монахи и монахини.

Задание 7. Прочитайте фрагмент из Жития Преподобной Евфросиньи Полоцкой и ответьте на вопросы.

Прочитайте пункт 6 § 9. Сравните содержание пункта параграфа с документом.
1) Какие духовные идеалы нашли воплощение в жизни и деяниях Евфросиньи Полоцкой?
Работоспособность, бескорыстность, помощь бедным и нищим.
2) Объясните, какие моменты в поведении и деяниях людей (Бориса и Глеба, Антония и Феодосия Печерских, Евфросиньи Полоцкой) верующие могут отнести к проявлению святости.
Жертвенная любовь во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни.
3) С какой уелью, по вашему мнению, Евфросинья совершила на склоне лет трудное путешествие в Иерусалим?
Евфросинья на старости лет решила посмотреть на землю, по которой когда- то ходил Бог и Спаситель мира.

Задание 8. Решите кроссворд «наоборот», то есть составьте к нему вопросы по горизонтали (11) и вертикали (1). Используйте пункты 4 и 5 § 9, а также иллюстрации к параграфу.

Тест по истории Общественный строй и церковная организация на Руси для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 11 заданий.

1 вариант

1. Выберите из списка три положения, которые способствовали возникновению древнерусской народности. Запишите цифры. под которыми они указаны.

1) принятие христианства
2) развитие торговли
3) сохранение племенных обычаев
4) сохранение различий в языке
5) собирание народного ополчения со всех земель
6) утверждение кровной мести

2.

Основная часть населения Древней Руси, свободные зем­левладельцы. которые выплачивали налоги в пользу власти, — это __________.

3.

А) князь
Б) смерд
В) рядович выполнение работы
Г) вотчина

Значения

1) наследственное земельное владение
2) человек, заключивший договор на выполнение работы
3) правитель в Древнерусском государ­стве
4) свободный крестьянин в Древней Руси, позднее несший повинности и плативший дань

4. Выберите из списка три категории населения, относя­щиеся к правящей части общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) крестьяне
2) ремесленники
3) дружина
4) бояре
5) князь
6) смерды

5. В общине земля находилась

1) в совместной собственности общинников
2) в личной собственности главы общины
3) в собственности церкви
4) в частной собственности наиболее богатых членов об­щины

6. Расположите церковных служителей в порядке служеб­ной иерархии (начиная с верхней ступени).

1) монах
2) митрополит
3) патриарх
4) епископ

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

Глава церкви в Новгороде в ХП в. получил особый титул — __________.

8. Выберите из списка три термина, относящихся к церков­ной организации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приход
2) прибыль
3) собор
4) игумен
5) челядин
6) дружинник

9. Основателем Киево-Печерского монастыря считается

1) князь Владимир
2) преподобный Антоний
3) Феодосий Курский
4) святой Дмитрий Солунский

10. Запишите термин, о котором идёт речь.

Часть духовенства, которая проживала в монастырях и давала монашеские обеты, называлась __________.

11. Как называется наиболее известное сочинение митрополита Илариона?

2 вариант

1. Выберите из списка три положения, которые способствовали возникновению древнерусской народности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение языческих верований
2) развитие ремесла и торговли
3) участие племенной знати в решении общегосударственных вопросов
4) поддержание племенных конфликтов
5) принятие христианства
6) деление земель в результате княжеских усобиц

2. Запишите термин, о котором идёт речь. Служители религиозного культа, исповедующие веру в единого Бога, — это __________.

3. Установите соответствие между термином и его значением.

А) закупы
Б) бояре дельцы
В) рядовичи
Г) холопы

Значение

1) высший слой населения, землевла­дельцы
2) полностью зависимое население
3) люди, взявшие заём и обязанные отработать его
4) люди, заключившие договор на выполнение работы

4. Выберите из списка три категории населения, которые жили в городах Древней Руси. Запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

1) ремесленники
2) крестьяне
3) дружинники
4) общинники
5) купцы
6) смерды

5. Князь передавал землю дружинникам при условии

6. Митрополит Русской православной церкви до середины XV в. подчинялся

1) церковному совету
2) синоду
3) патриарху Константинополя
4) епископам

7. Запишите пропущенное слово.

До конца XIII в. резиденцией митрополита Русской православной церкви был город __________.

8. На каком языке велась служба в церквях Древней Руси?

1) греческом
2) латинском
3) старославянском
4) английском

9. Выберите из списка три самых влиятельных и известных монастыря в Древней Руси. Запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Александро-Невская лавра
2) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
3) Юрьев монастырь в Новгороде
4) Елецкий монастырь в Чернигове
5) храм Василия Блаженного
6) Богородице-Рождественский монастырь во Владимире­-на-Клязьме

10. Запишите термин, о котором идёт речь.

Часть духовенства, которая служила в соборах и церквях и не давала монашеских обетов, называлась __________.

11. Назовите митрополита Русской православной церкви XI в., автора сочинения «Слово о Законе и Благодати».

Ответы на тест по истории Общественный строй и церковная организация на Руси
1 вариант
1-125
2. люди
3-3421
4-345
5-1
6-3241
7. архиепископ
8-134
9-2
10. черное
11. Слово о Законе и Благодати
2 вариант
1-235
2. духовенство
3-3142
4-135
5-3
6-3
7. Киев
8-3
9-346
10. белое
11-Иларион