Реформа мвд. Дальнейшие изменения законодательной базы

  • 26.07.2019

Налоговая полиция

Основная статья: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации

20 мая 1993 года принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым как правопреемник Главного управления налоговых расследований учреждён Департамент налоговой полиции России. Федеральным законом от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ в закон были внесены поправки, в соответствии с которыми департамент был переименован в Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП). Основной задачей самого молодого на тот момент правоохранительного органа, наделённого правом ведения оперативно-розыскной, экспертной и следственной деятельности, устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах.

С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 11 марта 2003 года № 306 Федеральная служба налоговой полиции упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы МВД. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.

Военная полиция

Основная статья: Военная полиция России

Идея создания военной полиции появилась в 1989 году и приобрела особую актуальность к середине 90-х годов ХХ века, когда стало окончательно ясно, что контроль за соблюдением воинской дисциплины со стороны военных комендатур недостаточен и требуется профессиональная полицейская служба. В 1996 году в Госдуму был внесен проект закона, однако принят он не был. В 2005 году идею поддержал Президент Российской Федерации Владимир Путин, однако и в тот раз дальше слов дело не пошло. О военной полиции вновь вспомнили осенью 2009 года и уже через год министр обороны РФ подписал соответствующую директиву . Военная полиция находится в стадии формирования, по планам её численность в будущем составит 20 тыс. человек. В настоящее время военной полиции в России фактически еще не существует, а её будущие полномочия не определены.

Наркополиция

Основная статья: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Федеральная полиция (несостоявшаяся реформа МВД)

Впервые о реформе заговорили осенью 2002 года . В соответствии с планами, милиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию. Таким образом, по мнению тогдашнего заместителя руководителя кремлевской администрации Дмитрия Козака, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД . Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД, ФСБ и налоговой полиции - Федеральная служба расследований . Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его ещё более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции , включающей в себя криминальную полицию , полицию общественной безопасности , миграционную полицию и спецуправления , но ничего из этого выполнено не было.

Реорганизация милиции в полицию (Реформа МВД 2011 года)

Основная статья: О полиции

Основная статья: Реформа МВД России

21 января 2010 на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД Р. Нургалиева С. Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: «Милиции общественной безопасности, насколько я знаю - её больше не будет. И, наверное, создание профессиональной полиции - это решение абсолютно правильное».

На этот раз власти дали понять, что всерьёз намерены довести реформу до конца, а также приняли решение приобщить к составлению закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД предложил уже на следующий день предоставить законопроект «О полиции» для всеобщего обсуждения в Интернете .

Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию :

Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя - полиция .

Таким образом, 7 августа 2010 года был предложен новый законопроект «О полиции» (тот же законопроект с изменёнными названиями «милиция» на «полиция»)

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14-15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему.

В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта «О полиции» приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику «презумпция законности» полиции («требования сотрудника полиции, обращённые к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное») ] , хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена

Несмотря на критику со стороны определенных слоев общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума в пятницу, 28 января 2011 г. приняла законопроект «О полиции» в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только единороссы. 315 депутатов поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было .

Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.

Подписал закон о полиции. Спасибо всем, кто участвовал в обсуждении этого важного документа. Закон - первый шаг к обновлению МВД.

1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.

Закон Украины «О мерах законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы» от 08.07.2011 № 3668-VI (далее – Закон), который вносит существенные изменения в пенсионную систему Украины, вступит в силу 01.10.2011г. (за исключением положений, которые касаются учета средней заработной платы за три последних года для определения скорректированной заработной платы при назначении пенсии (абз. 11 пп.11 и абз. 138 пп.17 п.6 раздела II), которые вступят в силу с 01.01.2012г.).


Главные изменения, которые вносятся этим Законом, касаются повышения пенсионного возраста и страхового стажа, необходимого для назначения пенсии. Так, предусматривается повышение пенсионного возраста :

  • для женщин – до 60 лет;
  • для мужчин, работающих на государственной службе, – до 62 лет с возможностью занимать должность до 65 лет;

повышение страхового стажа :

  • с 20 до 30 лет – для женщин;
  • с 25 до 35 лет – для мужчин;
  • с 5 до 15 лет – для инвалидов.

При этом указанное повышение пенсионного возраста будет происходить постепенно путем ежегодного увеличения на 6 месяцев ежегодно:

  • для женщин, начиная с 01.01.2012г.;
  • для мужчин, работающих на государственной службе, – с 01.01.2013г.

Так, для женщин, родившихся до 01.10.1956 г. сохраняется пенсионный возраст 55 лет, женщины, родившиеся после 01.04.1961г. смогут уйти на пенсию уже не в 55, а в 60 лет, а для тех, кто родился в период с 01.10.1956г. по 01.04.1961г. повышение пенсионного возраста будет поэтапным. Например, для лиц, рожденных с 01.10.1956г. по 31.03.1957г., пенсионный возраст будет повышен до 55,5 лет и т.д.

Аналогично будет проводиться повышение пенсионного возраста для мужчин – государственных служащих. Так, для лиц, родившихся до 31.12.1952г. – пенсионный возраст все еще будет равен 60 годам, а для лиц, родившихся после 31.12.1955г. пенсионный возраст будет составлять 62 года. Для всех, кто родился в периоде с 01.01.1953г. по 01.01.1956г., – повешение пенсионного возраста будет проводиться постепенно, как и для женщин.

Минимальный размер пенсии по возрасту при наличии требуемого страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Максимальный ее размер не может превышать десяти прожиточных минимумов , установленных для лиц, утративших трудоспособность. Позитивным моментом этого нововведения является то, что ограничения максимального размера пенсии не распространяется на пенсионеров, которым была назначена пенсия до вступления в силу норм этого Закона. Однако, для лиц, которые только собираются выйти на пенсию и уровень заработной платы которых значительно превышает максимальный уровень, установленное ограничение является отнюдь не благоприятным. На наш взгляд, скрасить негативные последствия таких нововведений сможет лишь открытие частного пенсионного вклада в одном из банков, который сможет обеспечить хотя бы частичную компенсацию потерь уровня доходов.

Отметим, что указанные выше ограничения не коснулись государственных служащих, а это значит, что для них размер пенсии по-прежнему «привязан» к уровню заработной платы. Однако, Закон все же внес незначительные «корректировки» в размер пенсии и для них. Так, пенсия будет назначаться в размере 80% (а не 90%, как это было ранее) суммы заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011г. – страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Еще одним нововведением Закона является возможность повышения размера пенсии для лиц, достигших пенсионного возраста. Так, в случае, если лицо после достижения такого возраста выразило желание продолжать работать и получать пенсию с более позднего возраста, пенсионное пособие будет рассчитываться с учетом страхового стажа на день обращения для его назначения с учетом повышения размера на следующий процент :

  • на 0,5% – за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию сроком до 60 месяцев;
  • на 0,75% – за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок свыше 60 месяцев.

Таким образом, возможность повышения размера пенсии предусмотрено только для тех лиц, которые продолжают вести трудовую деятельность и не оформляют пенсионное пособие по возрасту. Поступать таким образом, на наш взгляд, целесообразно тем лицам, у которых размер указанного пособия на моментдостижения пенсионного возраста не превышает максимально допустимого размера и, продолжая работать, они смогут повысить уровень пенсии.

Следует также отметить, что в Законе нет четких норм относительно получения работающими пенсионерами и пенсии, и заработной платы одновременно. На сегодняшний день, остается лишь ожидать урегулирования данного вопроса путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Реформа МВД стала одним из самых нашумевших событий уходящего 2011 года, официально ее принято считать успешной, но под самый занавес года ведомство Рашида Нургалиева обнародовало на своем сайте "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" на 2012-2020 годы. Этот документ дает серьезные основания сомневаться в том, что проведенные преобразования пошли во благо системе внутренних дел.

Госпрограмма изобилует полярными сценариями развития правоохранительной структуры в среднесрочной перспективе — от "существенногоулучшения значений показателей" до негативных результатов в "функционировании системы МВД". Такая лексика беспрецедентна для документов, которые исходили до сих пор из недр министерства, и отличались казенным оптимизмом.

Из проекта госпрограммы следует, что "повышение качества функционирования системы МВД России" может быть сорвано или оказаться нерезультативным в силу различных внутренних и внешних рисков. К внутренним рискам министерство отнесло, в частности, ситуации, связанные с недостаточным финансированием, неэффективным расходованием или неосвоением денежных средств. Само ведомство, согласно проекту, в ближайшие девять лет готово расходовать 9,83 трлн руб., что сопоставимо с запланированными доходами бюджета РФ в 2011 году. В том числе 5,27 трлн руб. — на "повышение качества и результативности деятельности полиции".

При этом МВД прогнозирует на ближайшие 3-5 лет увеличение "массива преступлений, совершаемых в общественных местах, рост отдельных видов преступлений как против собственности, так и против личности, криминальную алкоголизацию и наркотизацию населения, разрастание коррупции". Идеологи документа объясняют это "влиянием на криминальную ситуацию социально-экономических проблем, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом", которое "не только не исчерпало своего потенциала, но и вообще не проявило себя в полной мере".

Апокалиптические предсказания министерства имеют определенный подтекст. Исходя из весьма спорной предпосылки, что "криминальная ситуация в настоящий момент определяется преступностью предыдущего периода, а усилия, предпринимаемые государством, окажут свое влияние с запозданием на несколько лет", ведомство на первом этапе планирует реализовать меры, направленные на преодоление "инерционности преступности" и "стабилизацию" криминальной обстановки в стране. Возврат ситуации к "прежним показателям" и "стабильному функционированию" правоохранительной системы в МВД ожидают не ранее, чем к 2015 году.

Но и здесь МВД прибегает к многозначительной оговорке: этот прогноз может быть "действителен при отсутствии проявления новых рисков". По мнению министерства, негативное влияние на конечные результаты будут оказывать принципиальные изменения, происходящие в процессе реформирование ведомства. Упразднение "важных структурных элементов системы МВД России", 20-процентное сокращение штатной численности органов внутренних дел и повышение квалификационных требований к сотрудникам полиции, "с высокой степенью вероятности в течение трех лет повлекут за собой снижение эффективности в установленной сфере деятельности". Согласно проекту госпрограммы, в течение этого времени усилия ведомства буду направлены на минимизацию неблагоприятных последствий "проводимых в настоящее время преобразований системы МВД России".

Существенного "улучшения значений показателей" МВД предполагает добиться только на следующем этапе - в 2016-2020 годах. Однако авторы документа и в этом случае не исключают влияния пресловутых рисков, на этот раз внешних. Основным из них в МВД считают возможность изменения взглядов руководства страны на структуру и задачи системы министерства. В связи с этим целесообразно напомнить, что председатель Правительства РФ Владимир Путин, отвечая в ходе прямой линии на вопрос, не считает ли он, что реформа МВД была проведена поверхностно и формально, заявил, что практически не участвовал в реформе МВД , а самое главное ее достижение видит в повышении заработной платы для сотрудников полиции. Нельзя исключить, что после марта 2012 года Путин, уже в ранге главы государства, может вернуться к проблеме реформирования МВД.

Итак, тема очередного опроса "Право.Ru" — насколько эффективно проведена очередная реформа правоохранительных органов. Если предложенные варианты ответов не отражает вашей позиции, изложите ее в комментариях.

Как известно, в законах, регулирующих земельные отношения, имеются значительные пробелы и нестыковки. Эти нестыковки планируется устранить в законодательном порядке в самое ближайшее время.

С 1 июля 2011 г. началась реализация глобальной земельной реформы в Российской Федерации. Цель проводимой реформы заключается в том, что граждане смогут получать в собственность и распоряжаться по своему усмотрению земельными участками, а муниципальные поселения получат право распоряжения землей и смогут получать дополнительные доходы.

Уже сейчас претерпели значительные изменения законы, касающиеся оборота земель сельскохозяйственного назначения. На данный момент процедура оформления документов на земельные паи существенно упростилась. И эта процедура для муниципальных образований стала стоить значительно дешевле, так как органы кадастрового учета будут бесплатно предоставлять сведения, касающиеся земли (выписку из кадастра, план территории, кадастровой паспорт объектов недвижимого имущества). Администрация муниципальных образований также должна бесплатно предоставлять гражданам информацию и документы, которые нужны для подготовки к межеванию земельных участков. Также должны быть предусмотрены меры, которые ограничат участие посредников в решении земельных вопросов. Все процедуры, связанные с межеванием земель и проведением кадастровых работ, должны выполняться четко в самые кратчайшие сроки на местах, так, чтобы граждане не тратили время на дорогу.

Законом будут предусмотрены меры, которые не позволят при передаче в собственность россиянам земли сельскохозяйственного назначения, заниматься спекуляцией. Участки земли могут быть попросту изъяты у собственников, в случае если земли не будут в течение трех лет использоваться по назначению. Правительство Российской Федерации уже готовит постановление, определяющее признаки неиспользования земель для сельскохозяйственных нужд.

Те же земли, которые пока считаются невостребованными, могут быть отданы в распоряжение муниципалитетов. Сами муниципальные образования смогут передавать такие земли фермерам, работающим на земле. Органы местного самоуправления уже сейчас могут отстаивать свои права на невостребованные земли в судебном порядке. Приоритетное право оформления таких участков в собственность будет предоставлено сельхозпроизводителям, то есть тем предприятиям и гражданам, которые непосредственно работают на земле. Выкуп таких земельных участков будет производиться по сниженным ценам (15% вместо прежних 20% от кадастровой стоимости), а половина расходов фермерских и крестьянских хозяйств будет оплачиваться из федерального бюджета РФ. Перед местными властями также поставлена задача - найти резервы для финансирования оставшихся затрат.

В будущем планируется в законодательном порядке закрепить нормы передачи земельных участков в безвозмездное пользование тем гражданам, которые работают или планируют работать в сельской местности. В первую очередь воспользоваться этим правом смогут работники бюджетной сферы - учителя, врачи, социальные работники и библиотекари. Возможно, безвозмездно будут выдавать земельные участки и переселенцам, тем которые хотят жить и работать на земле и производить сельскохозяйственную продукцию.

Многодетные семьи (имеющие трех и более детей) смогут бесплатно, без конкурсов и торгов, получить в собственность земельные участки для строительства жилья. Порядок предоставления и размер участков будут определяться на региональном уровне органами местного самоуправления.

Сейчас правительство Российской Федерации разрабатывает Федеральную целевую программу, касающуюся совершенствования инфраструктуры села. Эта программа будет способствовать совершенствованию инженерных коммуникаций и жилищно-коммунальной сферы на селе. Федеральная программа будет работать до 2020 г. Работающую сейчас (уже восемь лет) Федеральную программу «Социальное развитие села» решено продлить до 2013 г. В рамках этой программы на социальное развитие сел было выделено более сорока миллиардов рублей из федерального бюджета, а свыше ста девяноста миллиардов было выделено из региональных бюджетов и внебюджетных фондов. В рамках этой программы были проведены газопроводы и водопроводы во многие селах нашей страны, было построено свыше четырнадцати миллионов кв. метров жилья для сельчан. Также во многие дома провели телефонные линии и значительно улучшили электроснабжение в селах.

Также необходимо разрешить вопросы, связанные с землями, которые используются Министерством обороны и специализированные учреждения. На данный момент эти ведомства платят льготный налог, который составляет всего лишь 0,3 процента от кадастровой стоимости объектов. Это льготу вполне можно убрать, но делать это нужно внимательно. Сначала нужно провести тщательный анализ всех объектов недвижимости и проследить то, как они используют вверенные им земельные участки.