Профессиональные и этические стандарты, мониторинг и дисциплинарное производство (Луков Т.). Укрепляют высокие этические стандарты

  • 22.09.2019

СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
ИНСТИТУТ

психологии

ФАКУЛЬТЕТ

психология

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

РЕФЕРАТ

по дисциплине

Этические проблемы в работе психолога

Тема:

Этические стандарты и практическая этика психолога.

СГУ, 2001 г.

План

Введение

1. Общие принципы.

2. О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами.

3. О вмешательстве.

4. О исследовательских работах и образовании.

5. О получении и использовании информации.

7. О гонорарах и оплате труда.

8. Законодательные гарантии.

9. Практическая этика.

Заключение

Введение……………………………………………………………………………..4

1.Общие принципы…………………………………………………………………5

2.О профессиональной компетенции и отношениях

с другими профессионалами……………………………………………………7

3.О вмешательстве………………………………………………………………….8

4.О исследовательских работах и образовании…………………………………9

5.О получении и использовании информации………………………………….11

7.О гонорарах и оплате труда……………………………………………………..13

8.Законодательные гарантии……………………………………………………..14

9.Практическая этика……………………………………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………………24

Используемая литература………………………………………………………..25

Введение

Настоящие этические стандарты предназначены для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах. Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оценивать работу всех своих членов.

Деятельность психологов определяется прежде всего принципами взаимной терпимости и законности. В своей профессиональной деятельности психологи должны учитывать имплицитные и эксплицитные правила, действующие в том социальном окружении, где они работают, рассматривая их как элементы существующей ситуации и оценивая последствия соблюдения или отклонения от них для профессиональной деятельности психолога. Психологи могут отвергнуть любой вид ограничений или помех своей профессиональной независимости и законному осуществлению своих профессиональных функций в соответствии с правами и обязанностями, устанавливаемыми настоящим кодексом.

1. Общие принципы

Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренности по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научные основы.

Психологи не должны принимать участие или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того, что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психолога. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация не могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдания таких действий.

Все психологи должны как минимум информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.

Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

Психологи не должны использовать власти или превосходство по отношению к клиенту, которая дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержаны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный – абнормальный, адаптированный – неадаптированный, интеллигентный – умственно отсталый.

Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а так же действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области. Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.

Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречия с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступить как его защитник по отношению к администрации учреждения.

2. О профессиональной компетенции

и отношениях с другими профессионалами

Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовлен и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.

Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.

Психологические методы не должны смешиваться – как в применении, так и в их представлении общественности – с методами, чуждыми научным основам психологии.

Не отказываясь от научной критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.

Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

3. О вмешательстве

Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.

Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.

Психолог должен стремиться к завершению вмешательства и не продлевать его методами сокрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители других областей знания могут продолжить вмешательство.

Ни в коем случае свобода клиента – как в отношении прекращения вмешательства, так и в отношении консультаций у другого психолога или иного специалиста – не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решение на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжить вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом.

Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.

Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны. Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.

В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.

Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они в последствии окажутся профессионально не способны.

4. О исследовательских работах

и образовании

Все психологи, в какой бы области они не работали, должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности, осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавать свои знания студентам и другим профессионалам.

При выполнении исследований психологи должны категорически отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов.

Если психологическое исследование сопровождается каким-либо временным ущербом или дискомфортом, как, например, электический шок или сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент. Если условия эксперимента требуют дезинформации или обмана испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты и при окончании экспериментальной программы.

Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности и целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т.е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую драму.

При экспериментах над животными страдания, вред или дискомфорт, не являющиеся абсолютно необходимыми для достижения поставленной исследовательской цели и оправданными с точки зрения науки и интересов человека, должны быть исключены или сведены до минимума. При хирургических операциях на животных должно применяться обезболивание и приниматься необходимые меры по предотвращению осложнений. Персонал, непосредственно занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эйтаназии руководствоваться международными стандартами.

5. О получении и использовании информации

Психологи при осуществлении своих профессиональных функций должны тщательно оберегать право клиента на конфиденциальность. Лишь строго необходимая для выполнения требуемых действий информация должна быть получена психологом и всегда только с согласия клиента.

Вся информация, полученная психологами о клиенте, как из его сообщений, так и в результате профессиональных наблюдений, является их профессиональной тайной, сохранение которой – их профессиональной право и обязанность. Разглашение такого рода сведений возможно только по специальному разрешению клиента. Психологи должны следить за тем, чтобы их сотрудники соблюдали те же правила относительно информации.

При осуществлении вмешательства по просьбе самого клиента и на основании полученных от него сведений, информация о клиенте может быть сообщена третьему лицу только по специальному разрешению клиента и в определенных им пределах.

Если обследование или вмешательство осуществляется по инициативе другого лица (судьи, представителя органов просвещения, родителей, нанимателя и т.д.), а не самого обследуемого, то он или его родители и опекуны должны быть уведомлены об обследовании или вмешательстве, а также о том, кому будет направлен отчет психолога. Обследуемый вправе знать содержание отчета при условии, что это не создаст серьезной опасности для него или психолога.

На результаты психологического обследования, проведенного по запросу учреждения или организации, распространяются все требования предыдущего пункта. Как психолог, так и обратившаяся к нему организация обязаны сохранять тайну и придерживаться в своих действиях границ, определяемых целью исследования. В случае затребования соответствующих данных другими инстанциями в целях планирования, оценки трудовых ресурсов и т.д., имена и другие позволяющие опознать клиента сведения должны быть опущены) за исключением тех случаев, когда они абсолютно необходимы)

Информация, полученная психологом в процессе его профессиональной деятельности, не должны быть использована им в своих интересах или в интересах третьих лиц, а также для создания предубеждения у клиента.

Устная, печатная, аудиовизуальная и другая публикация клинических случаев с иллюстративными, образовательными или научными целями должна осуществляться так, чтобы было невозможно идентифицировать описываемое лицо, группу или организацию. Если вероятность такого опознания существует, необходимо получение согласия клиента.

Хранение письменных или находящихся в электронном банке информации психологических данных (результатов опросов, тестирования и т.д.) осуществляется под личную ответственность психолога, в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц.

В случае присутствия третьих лиц, не нужных для совершаемых психологом профессиональных действий, таких, как студенты или практиканты, на него требуется предварительное согласие клиента.

Отчет психолога должен быть ясным, точным, четким и понятным для адресата. Должны быть указаны границы предпринятых действий, степень достоверности полученной информации, постоянный или временный характер выявленных явлений, примененные методики и сведения о выполнившим работу профессионале.

Смерть или исчезновение клиента не освобождает психолога, выступает ли он в частном качестве или как представитель общественной организации, от хранения профессиональной тайны.

6. О рекламе

Реклама услуг психолога должна осуществляться в сдержанной форме, с указанием профессиональной квалификации, ученой степени, членского номера в ОПП и, когда это уместно, области психологии и применяемых методов. Ни в коем случае не должна сообщаться сумма гонорара, даваться какие-либо гарантии, превозноситься профессиональные достижения и перечисляться успешные случаи. Обязательно следует сообщать точные сведения о профессионале, составившем рекламный текст.

Сообщение о себе каким-либо образом (в рекламе, на табличке, визитных карточках, в программах) неверных сведений: не присужденной научной степени, двусмысленной титулатуры, которая не являясь должной, может привести к ошибочному пониманию, помимо того, что является уголовно наказуемым действием, является также грубым нарушением профессиональной этики. Таковым же является использование доверия общественности, когда речь идет о процедурах сомнительной эффективности.

Психолог не должен допускать использование своего имени и профессионального престижа для рекламы потребительских товаров и тем более для сомнительной пропаганды.

Психологи, однако, могут принимать профессиональное участие в образовательных программах для населения, преследующих социально полезные цели: просвещение в области культуры, здорового образа жизни, профессиональной ориентации.

Психологи, прибегающие в своей профессиональной деятельности к псевдонимам, должны зарегистрировать их п ООП.

7. О гонорарах и оплате труда

Психологи должны отказываться от работы в таких условиях, когда оплата их труда означала бы принижении их профессии или вела к недобросовестной конкуренции.

Однако, в виде исключения, психологи могут оказывать профессиональные услуги бесплатно тем клиентам, которые остро в них нуждаются, но не в состоянии оплатить.

Психологи, занимающиеся частной практикой, должны заранее уведомить клиента о размере своего гонорара.

ООП может устанавливать минимальный размер оплаты определенных профессиональных действий в соответствии с их характером, деятельностью и другими факторами.

Взимание платы за услуги психолога не зависит от успешности вмешательства или от определенного исхода действий психолога. Психологи ни в коем случае не должны взимать платы за направление клиентов к другим профессионалам.

8. Законодательные гарантии

ООП утверждает Комитет по этике для наблюдения за интерпретацией и соблюдением настоящих стандартов. ООП берет на себя распространение их среди всех психологов-профессионалов, а также общественных организаций. ООП также обязывается обеспечить изучение их студентами-психологами всех университетов.

Нарушение правил, устанавливаемых настоящими стандартами, должны доводиться до сведения Комитета по этике.

После того, как обе стороны будут выслушаны, событие обсуждено и Комитетом по этике рекомендовано решение, Управляющий комитет ООП должен принять резолюцию о соответствующих дисциплинарных санкциях.

ООП гарантирует защиту своим членам, если в осуществлении своих профессиональных функций они подвергнутся нападкам или угрозам, особенно защиту в соблюдении профессиональной тайны, достоинства и независимости психолога.

В случае, если психолог окажется перед противоречием в различных требованиях настоящих стандартов или законов, он должен подойти к разрешению противоречия ответственно, уведомив заинтересованные стороны и Комитет по этике.

9. Практическая этика

Вот здесь и начинается практическая этика, о которой уже давно надо бы начинать говорить. Она является тем содержанием, где реальность фактов, с которым работает психолог, и реальность теории, в которой он осмысливает его, получают личностно-оценочную окраску, ту «пристрастность», ту эмоциональную, ценностную наполненность, без которой нет жизни человека. Через эту ценностную эмоциональность практическая этика становится видимой как самому психологу, так и другим людям, с которыми он имеет дело. Она является как бы тем зеркало, в котором отражается разрешающая для психолога возможность силы воздействия на другого человека, меры этого воздействия.

Психолог несет человеку знание о нем, именно об этом человеке, используя обобщенное представление о людях вообще.

Психолог сам обладает собственной психической реальностью, которая проявляется в присутствии другого человека. Этика предполагает установление и сохранение дистанции с «Я» другого для сохранения этого Я. Этические нормы правильности-неправильности, плохости-хорошести и т.п. всегда предельно обобщены и могут быть при необходимости конкретизированы во множестве вариантов.

Думается, что психологом практическая этика осознается при установлении дистанции с другим человеком и наполнении ее содержанием, рождающимся из усилий другого человека, при проявлении свойств его психической реальности.

Если психолог делает это отрефлексированно и целенаправленно, то представители других профессий, ориентирующиеся на свойства психической реальности (учителя, юристы, врачи, журналисты, социологи и др.), могут использовать (даже случайно) ее фрагменты с целью воздействия на них. Профессионалы – это люди, которые своими действиями создают или разрушают психическую реальность конкретного человека, на которого они оказывают воздействие. В принципе это происходит во всех вариантах взаимодействия людей, но, как уже отмечалось, для профессиональной деятельности характерно направленная рефлексивность, структуирующая предмет приложения усилий.

В этом смысле этические нормы глубины воздействия на другого человека приобретают характер средств, задающих и создающих условия для проявления автономности, индивидуальности Я человека, в конечном счете, выявление тех образований, которые определяют степень внутренней свободы – одного из высших достижений, в котором сможем увидеть развитие психической реальности современного человека.

Практическая этика опирается на обобщенное представление о психической реальности, о ее строении и возможном развитии, она включает также эмоциональное отношение к жизни – жизнеутверждение или жизнеотрицание, которое позволяет определять вектор воздействия на само течение индивидуальной жизни. Практическая этика использует и понятие о сущности человека для построения прогностических моделей его поведения и развития. Все выше изложенное позволяет говорить о том, что практическая этика содержит парадигму жизни как исходную, базисную форму мышления о ней. Парадигма жизни в деятельности профессионала, работающего со свойствами психической реальности, не только определяет систему его личных жизненных ценностей, но одновременно является тем основанием, на котором строится выбор вектора и глубины воздействия на другого человека.

Иначе говоря, парадигма жизни является обоснованием самого факта существования практической этики как сферы жизни, направленной на сохранение индивидуальности, автономности человека на бытовом уровне осуществления. Практическая этика не является законом, в обществе нет институтов, специально созданных для ее сохранения. Она опирается, как уже говорилось на отношение к проявлениям человеческой автономности, индивидуальности. Соотношение практической этики и юридической практики выступает в использовании понятий «честь», «достоинство», «моральный ущерб», «право», «обязанность» и др., обозначающих для юристов меру сохранения или разрушения индивидуальности в ситуациях, описываемых в законодательстве.

При этом обоснование основных социальных прав и обязанностей человека осознается в парадигме жизни, доступной для рефлексии создателям конкретных законов и постановлений. По существу, они также являются носителем практической этики, воплощая в своих законах представления о ценности человека, его жизни во всех многообразных ее проявлениях.

Парадигма жизни осознается каждым человеком в виде своеобразной формулы, фиксирующей его переживания (силу, ее вектор, включенность в жизнь и т.п.) в конкретный момент времени «жизнь – это борьба», «жизнь – это игра» и т.п. Формула парадигмы жизни воплощаются в конкретные действия, оценки, поступки человека. Она является той основой жизнеощущения, которая констатирует образ другого человека и свой собственный тоже.

В приведенной ниже схеме строения психической реальности в каждый момент времени парадигма жизни представляет собой целостное содержание отношения «Я» – «Другой», удерживая и сохраняя в нем динамические тенденции.

Хотелось бы данным рассуждением показать, что отношение к другому человеку является содержанием постоянно присутствующим в психической реальности каждого человека как ее составляющая и естественным образом входит во все виды активности.

В известном смысле можно сказать, что каждый из нас занимается практической этикой, осуществляя воздействие на другого человека и себя.

Те люди, для кого это является профессией, рефлексируют на это содержание, обеспечивая таким образом условия для социальной презентации важнейшего образования психической реальности – парадигмы жизни.

Таким образом, практическая этика является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности, предполагающей непосредственное воздействие на психическую реальность человека. Современная жизнь человека в обществе протекает так, что по существу любая сфера общественной жизни оказывает в той или иной мере на него такое воздействие. Похоже на то, что психической становится вся жизненная среда человека, так как она несет в явной или превращенной форме следы воздействия человека на человека (через предметы потребления, орудия и средства производства, через измененный ландшафт, через меняющий свой состав природные воды и воздух и т.п.).

Практическая же психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и, по-моему, требует внимательного к себе отношения с той точки зрения, что именно она социально обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого. В конечном счете проблему жизни проживаемой как своей или чужой, жизни проживаемой чужим умом. Что для человека, для людей? Хотелось бы думать, что современное общество, да и каждый человек хотя бы мгновение в жизни переживали два полярных чувства: чувство полной собственной беспомощности перед жизненными проблемами, желание отдать кому-то все свои оставшиеся силы, только чтобы больше не мучиться неопределенностью, бессмысленностью, и чувство ликующей радости от осуществленного – вдохновляющее чувство хозяина жизни. Какое из этих чувств продуктивнее? Наверное, недаром уныние считается смертным грехом уже многие столетия. Оно лишает психическую реальность одного из главных качеств – качества глубины, разнообразия, динамики. Уныние, штиль, тишина, смерть, психологическая и физическая. Однако возможно ли через воздействие другого, других людей вернуть глубину и разнообразие жизни человеку, уже погруженному(или погружающемуся) в небытие уныния, апатии, конформизма и прочих форм отказа от собственного Я? Это вопрос о том, идти ли психологу к тем (к тому), кто зовет на помощь, вяло увлекаемый потоком собственной индивидуальной судьбы к ее естественному концу. Думаю, что ответ на него весьма непрост.

Лезть в чужую душу без проса не только опасно, но и неэтично. А если она, чужая душа, погружается в мрак потери собственного «Я», если она в ужасе от него, своего «Я», спасается знаменитым фроммовским бегством от свободы в невроз, в болезнь, в инфантилизм, в никуда… и ты, психолог, это видишь, понимаешь, и…

Какое решение, профессиональное решение, принимаешь (примешь) и будет ли оно правильным? Признаюсь честно, я не знаю ответа на эти вопросы. Но твердо уверена в том, что профессия практического психолога появилась не случайно – может быть, я преувеличиваю, но это одна из попыток человечества спасти (именно спасти, как живое явление) индивидуальное сознание от наступления сознания массового человека.

Индивидуальное, живое сознание обладает уникальными свойствами, многие из них подробно описаны в философской и психологической литературе. Среди всех этих свойств внимание, в свете задач этого текста, привлекает свойство целостности. Живое сознание – оно единое, целое, поэтому оно обладает определенным (но не бесконечным!) запасом прочности к воздействию.

Если этот запас прочности исчерпывается под влиянием воздействующей силы, сознание исчезает, или, разрушенное, уже не восстанавливается в прежнем виде, т.е. перестает быть живым. Такое сознание уже называется фантомным.

Психолог, оказывая воздействие на другого человека, сам является носителем индивидуального сознания (живого или фантомного) и при этом имеет дело тоже с живым или фантомным сознанием. Нетрудно представить, какие возможны логические варианты при взаимодействии с одним человеком и как многократно они усложняются при взаимодействии с группой людей.

Варианты воздействия живого и фантомного сознания многократно переживаются в течение жизни каждым человеком как непосредственным участником или наблюдателем таких ситуаций. Основные общие ее признаки – это усталость и чувство опустошенности ее участников, переживающих взаимное сопротивление как невозможность изменения, невозможность достижения согласия.

Варианты воздействия фантомного сознания на фантомное порождает взаимную неудовлетворенность, которая может перерасти в открытую конфронтацию по принципу взаимного несоответствия.

Воздействие живого сознания на живое сознание связано с появлением воодушевления, переживается как обновление, как прилив сил, как расширение горизонтов жизни, как появление (пусть на время) чувства общности, единения.

При этом абсолютно однозначно представляются непродуктивными ситуации воздействия на фантомное сознание с точки зрения изменения в них сознания в сторону появления признаков психической жизни. Это, по сути дела, варианты возможной профессиональной неудачи психолога как человека, ставящего задачу сохранения или восстановления живого индивидуального сознания. Ситуации эти становятся более вероятными при работе со взрослыми людьми. Фантомное сознание воспроизводит само себя – оно неизменно, время жизни для него не принести изменения. Скука – основное качество жизни фантомного сознания.

Жизнь людей показывает, что преодоление скуки чаще всего происходит внешними воздействиями на сознание – путешествия, алкоголь, смена сексуального партнера, смена места работы, риск и т.п. Но эти внешние воздействия бывают достаточно кратковременными, скука возрождается снова. Психолог, сам обладая живым сознанием, при работе с фантомным сознанием встречает огромное сопротивление, преодолеть которое можно только причиняя Другому человеку боль. Боль психическую, как говорят, душевную.

Какое право имеет психолог на эту боль?

Будет ли она, эта боль, тем началом, которое откроет живые качества индивидуального, но уже фантомного сознания или приведет к появлению еще одного фантома – теперь уже фантома боли?

Это вопросы из области практической этики. Это вопросы из области психологии развития, из тех сфер знания, где обсуждается сущность человека, воплощение сущности в ее конкретные проявления.

Если психолог сам обладает фантомизированным сознанием, что, к сожалению, бывает как следствие шизоидной интоксикации психологической информации, и при этом берется работать с фантомным сознанием другого человека? Вот тут и создается ситуация машинообразного действия, когда программа одной машины не соответствует программе другой. Как следствие, вполне вероятно, видятся горы обломков этих машин.

Люди переживают глубокое чувство неудовлетворенности жизнью – несоответствие своих фантомов чужой (чуждой) реальности.

Обсуждая только логически возможные варианты, приходится констатировать, что живое индивидуальное сознание, жизнеутверждающее переживание собственной индивидуальности, как ценности себя подобного другим, во второй половине 20 века претерпело сильные изменения как в социальном, так и индивидуальном проявлении. Попробуем выделить общекультурные факторы, способствующие его становлению, и факторы, препятствующие этому:


Развитие индивидуального сознания Разрушение индивидуального сознания

повышение социальной роли лиц, отчуждения в отношениях между людьми;

принимающих ответственные решения;

доступность источников информации; экологические катастрофы;

возможность коммуникации с другими средства массового уничтожения;

народами;

далекие путешествия; ограничение внутрисемейных коммуникаций

появление новых мировых религий; массовое стандартное обучение;

увеличение свободного времени; стереотипы общения и деятельности;

возможность выбора индивидуального «готовые» знания о мире;

стиля жизни;

возможность выживания в экстре- статистические критерии истины;

мальных условиях;

личное участие в общепланетарных кровопролитие, войны;

Действиях, чувствах, мыслях.

Появление электронной техники (дистанци-

онное управление разрушением);

урбанизация и высокие темпы жизни;

дегуманизация образования;

обесценивание поиска истины (научного

мышления).


Психолог не может не считаться с этими факторами. Естественно, среди перечисленных есть только те, которые в большей степени задевают сознание каждого человека, обостряя переживания собственной сущности как принадлежащей себе самому или другим.

Для психолога идеи о сущности человека имеют самое конкретное, ситуативно выраженное оформление в виде жалоб на скуку жизни, неудачливость, вялость, отсутствие способности к сосредоточению, потерю сексуальной привлекательности и потенции и т.п.

За ними стоят нарушения в строении психической реальности, которые делают ее жесткой структурой с фиксированной функцией. Хорошо об этом сказала К. Хорни: «Подчиняет ли невротик себя другому миру или судьбе и каково бы ни было то страдание, которому он позволяет захватить себя, - независимо от этого удовлетворение, которого он ищет, состоит, по-видимому, в ослаблении или стирании собственного индивидуального Я. Тогда он прекращает быть активным действующим лицом и превращается в объект, лишенный собственной воли».

Невротическая личность – это яркое выражение тех фантомных образований в сознании, которые дают основание говорить о превращении живого сознания в его противоположность – сознание неживое. Фактически когда речь идет о фантомизации сознания, это уже описание одного из симптомов в синдроме психической смерти, - явление, которое в условиях массовой культуры, как кажется, приобретает значительно выраженный характер и находит свои конкретные формы в вариантах отказа от психического развития (страх перед изменениями своего личного стиля жизни, уход от ответственности за свою жизнь, отказ от усилий по преодолению житейских трудностей, социальная пассивность, ожидание чудо-лидера, поиск кумира и т.п.).

Думается, что эти феномены индивидуального сознания – фантомизация и психологическая смерть – с необходимостью ставят вопросы о границе профессиональных возможностей психолога в осуществлении им профессиональной деятельности. Этот вопрос похож по своим операциональным проявлениям (по усилиям и их направленности) на принятие решения об оказании реанимационной медицинской помощи. Когда уже очевидно, что усилия тщетны, стоит ли тратить силы на борьбу за жизнь, которая все равно погаснет?

Наверное, это та грань, где вопросы профессиональной этики и вопросы практической этики смыкаются в осуществлении профессионального долга.

Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на Другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия. Попробуем выразить эту же мысль в возможной рефлексивной формуле психолога: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами». Противоречие в переживании – «я – психолог, я же не психолог» – это не только мощное воздействие на собственный внутренний мир, но и необходимость транслировать это для другого человека в адекватной ля этого форме.

Готов ли к этому психолог? Как подготовиться к возможному появлению такого противоречия? Это вопросы из области владения психологом практической этикой как нормой собственной личной жизни, которая, как составная часть его Я-концепции, структуирует психическую реальность его собственной жизни.

Говоря по-другому, если люди для психолога – средство для самоутверждения и наслаждения властью, которую дает ореол профессии, то для него, по сути дела, нет переживания профессионального дела и его возможного несоответствия с уровнем собственного профессионального развития («Я прав, потому что я прав»).

Заключение

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на Другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на Другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ Другого для тех людей, с которыми он работает.

Психолог, как профессионал, выполняет важнейшую социальную задачу – задачу сознания обобщенного, персонифицированного (в своем лице и в лице конкретного участника или участников его профессиональной деятельности) образа Другого человека.

Вполне вероятно, что эта профессиональная деятельность психолога – один из способов, создаваемых в современной культуре, для сохранения психической реальности как особой характеристики жизни.

Используемая литература

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. – 3 изд. Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г.

2. Этические стандарты для психолога // Вопросы психологии. 1990 г. № 5

Рассмотрим определение этики. С точки зрения философии этика - это философская наука, объектом изучения которой является религиозная и светская мораль о принципах социально-нормативного общения. Термин “Этика” ввёл в научный оборот древнегреческий философ Аристотель. Согласно учению Аристотеля, этика - такая наука, которая изучает человеческие характеры, нравы, мотивы поведения людей, человеческие пороки и добродетели. Со времён Аристотеля и до наших дней нравственная философия является теоретическим фундаментом для развития рациональных этических знаний, умений и навыков. Предметом изучения этики является мораль, история социально- этнических нравов, право, обычаи, традиции в их светском (бытовом, научном) и конфессиональном (религиозном) проявлении. Так как мораль является неотъемлемой частью этики, выделим ее основные функции:

Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы - важнейший элемент нравственного поведения личности.

Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда - служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку

Таким образом, мы видим, что мораль занимает важное место в жизни человека и является неотъемлемой частью его жизни, выполняя важные функции в формировании ценностных ориентиров, и взаимодействия человека с социумом.

Дельнейшим важным этапом в нашей работе будет рассмотрение структуры морали, что в ней является объектом и субъектом. И так объектом изучения этики является многообразие форм светской и конфессиональной морали в истории эволюции человечества.

Субъектом изучения этики является человек разумный: лидеры философско-этических учений от древнейших времён до наших дней. Признание норм этики в обществе делает общество цивилизованным и способствует прогрессу социальных отношений. Востребованность в этике (в определённых нормах социальных отношений) обнаружились на заре человеческой цивилизации. Первобытные истоки представлений о «нормах» поведения обнаруживаются в стаде, в стае, в первой человеческой семье, роде, общине, племени. Более широко разнообразно своеобразие этических учений развивается национальном, далее народном фольклоре. Первобытные люди для позитивного стадного, а позже коллективного общения и проживания вынуждены были принять и узаконить нормы коммуникативной морали: не воруй, не навреди ближнему, помоги ближнему, слабому и др. Но в силу сложности и противоречивости социально- экономической эволюции одни нормы морали принимались, другие отрицались.

Этика является особым способом познания исторических причин избирательной эволюции морали светского и этнорелигиозного характера. Видно, что религия очень сильно повлияла на формирование этических стандартов. Языческая мифология - носитель и хранитель языческой этики и ритуалов древних народов мира. В языческие (дохристианские) времена люди развивают нормы морали с позиции авторитета божественных идолов и кумиров, которые накладывают табу (запреты) на определённые деяния. Например, нельзя (табу) собирать грибов в священном лесу волхвов, шаманов, колдунов, нельзя посягать на собственность «святых» мест, нельзя украшать своё тело так же, как это дозволено вождям и жрецам племён и т.д. Языческие табу, включая этические заповеди семи греческих мудрецов, способствовали выработке этических заповедей Библии. Этика Библии на основе морально-нравственных заповедей Моисея (в Ветхом Завете) и Иисуса Христа (в Новом Завете) обязывает человека очищать себя от скверны грехов языческих. Принципиальные отличия десяти заповедей Моисея от учения Иисуса Христа. Моисей, физически спасая свой народ от египетского плена лишь подготовил почву для спасения души от скверны языческой. Иисус Христос более глубоко формирует основы и принципы спасения души человеческой от грехов языческих. (Пятикнижие Моисея) и Нагорной проповеди Иисуса Христа. (Евангелие от Матфея). Отрицая моральные нормы языческих учений (Книга Мертвых, Книга Пирамид, Велесова книга, Заратуштра, Веды, Ригведы, Аюрведы и др.), христианство подарило человечеству десять нравственно-этических заповедей от имени Моисея - основателя иудаизма, суть которого изложена в Торе, Талмуде, в священных книгах Ветхого завета.

Важно изучить историю развития этики, для того что бы рассмотреть как менялись этические стандарты с течением времени. В соответствии с тремя классовыми общественно-экономическими формациями в истории этики, также как и в истории философии в целом, выделяются три периода: античность, средневековье и Новое время. Они отличаются подходом к решению основной этической проблематики, в первую очередь о соотношении сущего и должного.

Первый этап это античная этика, рассмотрим его более подробно. Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродеятельной личности. Согласно такому пониманию, посредствующим звеном между нравственной эмпирией и моральным долженствованием и их реальным синтезом является моральная личность. Эта этика оптимистична, в ней утверждается нравственная самоценность и суверенность человека. В понимании древних философов, человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Специфика его в том, что он есть существо разумное и общественное; по мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан, совершенного обнаружения ими свойств разумной сущности. Так, например, два определения человека, которые дает Аристотель, - человек, есть существо разумное и человек есть политическое существо - взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Такое понимание морали - результат рефлексии над характером отношений свободных граждан в античном городе-государстве. С переходом от полисной организации к крупным военно-бюрократическим объединениям это понимание обнаружило свою узость, односторонность.

Дальнейший этап, который нам предстоит рассмотреть это средневековье. Средневековая этика является отрицанием античной. Мораль в средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями бога. Мыслится, что цель и норма поведения человека заключены не в нем самом, а в его творце - боге. Для средневековой религиозной этики характерны стремления подчинить конкретного человека абстрактному человеку, фактическая дискредитация всех предметных целей человеческой деятельности. Как мы видим, в частности, на примере этики Августина, идея божественного происхождения моральных норм фактически приводит к отрицанию возможности их существования, а тем более действительности. В средневековой этике органически сочетаются два на первый взгляд противоположных, но, в сущности, глубоко взаимосвязанных воззрения: с одной стороны, моралистический взгляд на мир, согласно которому мораль предшествует бытию, с другой - отрицание нравственной свободы человеческой личности. Наиболее последовательные теоретики христианской морали склоняются к выводу, что мораль - есть простое, не выразимое самотождество, которое достигается тогда, когда человек отрешается от всего земного, в том числе и прежде всего от самого себя как единичного, особенного существа, когда родовая сущность - богоподобие - становится его единственной, всепоглощающей характеристикой. Если античная этика до такой степени была увлечена идеей нравственной суверенности личности, что в итоге пришла к отрицанию всеобщего содержания морали, то средневековая этика, напротив, до такой степени подчеркивает всеобщее содержание морали, что игнорирует историческую и личностную определенность ее проявлений.

И последний третий этап, который мы рассмотрим это этика Нового времени. В этике Нового времени заметно стремление преодолеть односторонности определений морали в античности и средневековье, понять мораль одновременно и как имманентное свойство человеческого индивида, и как надындивидуальное общественное явление. Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют наивной веры античности во всесилие нравственных возможностей личности, они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Коренная нравственная проблема принимает такой вид: каким образом масса эгоистичных индивидов буржуазного общества может стать ассоциацией, члены которой солидарны между собой? В этике Нового времени (особенно ярко у Канта) проблема сущего и должного приобретает форму трагического, неустранимого разрыва, что было признанием, хотя и неадекватным, нравственной бесперспективности классового общества. Обоснование невозможности реального синтеза, опосредствований между общественными нравами и абстрактными моральными принципами явилось той высшей точкой домарксистской этики, с которой началось (в системах Гегеля и Фейербаха) непосредственное формирование предпосылок историко-материалистического понимания морали. Домарксистская этика рассматривала нравственность либо с точки зрения должного, либо с точки зрения сущного. В первом случае основой суждений становится абстрактная мораль. Этика пытается обосновать превращенную логику, иллюзию эмансипировавшегося от мира морального сознания: от должного к сущему; можешь, потому что должен. Она истолковывало нравственное совершенствование личности как ее духовное само-принуждение, само-обуздание, результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека. Свою основную задачу представители этого направления этики видят в том, чтобы философски обосновать необходимость, разумность отпущений моральных норм и наметить эффективные социально-воспитательные процедуры для их освоения индивидами. Данное представление конкретизируется в различных нормативных моделях, среди которых наиболее известными являются этика внутренней стойкости, религиозная этика любви, рационалистическая этика долга.

Второе направление в этике рассматривает мораль как конкретное свойство конкретных индивидов. Моральные нормы лишаются изначального, внеэмпирического статуса, а соответственно и абсолютной власти над личностью. Не мир подводится под моральные принципы, а, напротив, моральные принципы выводятся из мира. Этика отрицает необходимость подавления живых склонностей во имя абстрактных норм, видит в морали выражение и продолжение природных и социальных характеристик человека, придает нормативный смысл его стремлениям, потребностям и интересам. Эта ориентация этической мысли воплотилась по преимуществу в концепциях гедонизма, евдонизма, утилитаризма, разумного эгоизма. Различие указанных подходов к пониманию морали было своеобразным проявлением на этической почве спора основных философских партий. То, что в гносеологии предстает как борьба материализма и идеализма, в домарксистской этике обнаруживается как противостояние евдонизма и самоотречения, эпикурейской и стоической традиции в понимании целей и смысла человеческой жизнедеятельности. Основную суть, разделяющую эти понятия можно передать формулой: мораль для человека и человек для морали. Материализм стремится «низвести» мораль до одного из способов самоутверждения конкретного человека, а идеализм, напротив, «поднять» реального человека до уровня моральных абстракций; материализм имеет дело с моральным человеком, а идеализм с человеком морали. Моральное сознание может не только выражать действительную степень гуманности, достигнутую обществом, но и искажать, камуфлировать ее. Это и происходит в классовом обществе: по мере дегуманизации общественных отношений, в основе которых лежит эксплуатация человека человеком, мораль приобретает форму абстрактных требований, находящихся в принципиальной конфронтации с сущим, мораль эмансипируется от мира, начинает воображать, будто она выше действительности, может исправить действительность и т.д. Обособление морали от общественной практики в качестве самостоятельной формы общественного сознания и становление этики как науки совпадают - по времени, и по существу. Это наглядно обнаруживается в самих истоках (Гомер, Гесиод, ранние философы). Но и в последующей истории этика и мораль расходятся не столь сильно, как обычно принято думать. Этика не остается бесстрастной, нейтральной по отношению к реальной борьбе нравственных ценностей, позиций в обществе. Она не только объясняет нравственность, но и учит нравственности. В той мере, в какой этика учит морали, она, оставаясь наукой, становится одновременно элементом морального сознания класса общества.

В настоящее время возрастает значение этики в регулировании различных видов деятельности человека в обществе. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями. Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.

Развитие механизмов мониторинга и контроля в Болгарии и важность профессиональных и этических стандартов

Профессия частного судебного исполнителя (пристава) в Болгарии была приватизирована в форме лицензируемых представителей свободной профессии в 2005 г. с принятием Закона о частных судебных исполнителях (Государственная газета от 20 мая 2005 г. N 43). В 2006 г. в ежегодном отчете Всемирного банка введение института частных судебных приставов было отмечено как одна из 10 наиболее успешных реформ в мире. Реформа является фундаментальной для Болгарии как постсоветской страны и представляет собой часть законодательных инициатив, предшествующих членству Болгарии в Европейском союзе. Целью реформы является оптимизация эффективности и доступности правосудия.

Хотя в рамках данной статьи не планируется выяснять, какая из форм принудительного исполнения - частная или государственная (в рамках органов государственной власти) - является более эффективной или справедливой, в ней рассматриваются этические и профессиональные стандарты как инструменты для выравнивания определенных недостатков частных систем, которые приводят к потенциальной уязвимости подобных систем, в особенности в странах без устоявшихся традиций и истории свободных профессий, к которым относится Болгария. В настоящее время мы видим успешные примеры как государственных, так и свободных (частных) форм принудительного исполнения судебных решений во многих развитых странах и "Востока", и "Запада" (данные термины употребляются как красноречивая метафора, а не как геополитические маркеры). Так, в таких странах, как Германия, Швеция и Италия, судебные приставы являются государственными служащими. В США функцию принудительного исполнения судебного решения с помощью FiFa (fieri facias , исполнительный лист) исполняют представители избираемого должностного лица - шерифа или, в отдельных случаях, служба Маршалов США. с другой стороны, в странах с различными и характерными правовыми системами, таких как Франция и Великобритания, функции судебного пристава осуществляют лицензированные частные лица.

В начале 90-х годов XX в. государственная система принудительного исполнения судебных решений в Болгарии была очень неэффективна. В практическом смысле процедуры были настолько медленные и бюрократизированные, что их можно было считать ограничением доступа к правосудию. В 2004 г. в Очередном отчете по процессу присоединения Болгарии к Европейскому союзу Комиссия указала: "Система принудительного исполнения судебных решений требует коренного пересмотра, так как собирается только 1/8 штрафов. Неисполнение судебных решений подрывает верховенство права и может влиять на гражданские дела, связанные с реализацией свода законов. Должна быть введена в действие надлежащая система мониторинга".

Общая ситуация с исполнением Гражданского кодекса в период, предшествующий реформе, была также неудовлетворительной и неадекватной с экономической точки зрения. В соответствии с анализом общее количество неоконченных исполнительных производств по гражданским делам составляло 375 тыс., а объем невзысканных средств - 1,7 млрд болгарских лев (0,85 млрд евро) (в эту сумму не включены государственные сборы и подавляющее число случаев больших задолженностей между юридическими лицами). В то же время, по данным Болгарской промышленной ассоциации (крупный официальный союз предпринимателей Болгарии), общий объем задолженностей между юридическими лицами составляет 7 млрд болгарских лев (3,5 млрд евро). В качестве крайних мер как физические, так и юридические лица стали обращаться к альтернативным методам взыскания долгов, некоторые из которых граничат с преступной деятельностью.

В свете вышеизложенного свободная профессия частного судебного исполнителя (далее - ЧСИ) предоставила ответ на насущные как экономические, так и социальные вопросы.

В историческом и философском смыслах правоприменение в обеих формах - как уголовной, так и гражданской - такое же древнее и присущее человеческой цивилизации, как и само верховенство права. В современных государствах верховенство права осуществляется в судах, поэтому судебные решения исполняются определенной категорией профессионалов. Эти служители закона несут и исполняют послание судебной власти по отношению к населению. Поэтому сами манеры и профессиональное поведение посланника свидетельствуют о качестве государства и органов власти, а также устанавливают презумпцию уважения власти государства. В связи с этим особенно важно для верховенства закона как с точки зрения тех, кто создает и применяет право, так и со стороны тех, кто должен ему подчиняться, чтобы посланник вне зависимости от его титула (шериф, пристав, судебный служащий и т.д.) являлся хорошим профессионалом, а также уважаемым гражданином, который исполняет свои обязанности в соответствии со строгими этическими стандартами. Важность, как социальная, так и экономическая, адекватной системы принудительного исполнения по гражданским спорам создает жизненную необходимость наличия профессиональных стандартов и морального кодекса, а также эффективной системы мониторинга и контроля, гарантирующих их соблюдение. В то время как профессиональные стандарты являются "телом" профессии, этические стандарты - это ее "душа".

Здесь мы подходим к потенциальной уязвимости свободной профессии судебного исполнителя. В то время как в сложной структуре государственной службы судебных приставов сотрудник будет находиться под прямым контролем своего руководства, реализацией имущества должника будет заниматься отдельный отдел и сотрудники будут получать фиксированную заработную плату, частные судебные приставы единолично принимают решение в отношении методов принудительного исполнения, руководят обращением денежных средств и их выплатой. И хотя во всех системах частного принудительного исполнения действия ЧСИ являются объектом как внутреннего (со стороны профессиональных организаций), так и внешнего (со стороны инспектирующих государственных органов или аудиторов) контроля, такой контроль в большинстве случаев осуществляется постфактум. Все вышесказанное требует четкой и функциональной системы профессиональных и этических стандартов, которые потенциально могут сбалансировать концентрацию полномочий по принудительному исполнению в руках частного лица.

Профессиональные стандарты

Профессиональные стандарты установлены в Законе о частных судебных исполнителях от 10 мая 2005 г. (далее - ЗЧСИ). ЧСИ является лицом, которое государство уполномочило исполнять решения по гражданским делам. Государство также может передать ЧСИ полномочия по взысканию задолженностей перед государством, таких как налоги, таможенные и (или) товарные пошлины, штрафы и т.д.

Набор специальных профессиональных требований установлен в ст. ст. 5 и 6 ЗЧСИ. Статус ЧСИ требует дееспособности, гражданства Болгарии и соблюдения следующих требований:

1) высшее юридическое образование на уровне магистратуры;

2) наличие лицензии на ведение юридической деятельности, выданной в соответствии с Законом о судебной системе;

3) минимум три года юридической практики;

4) отсутствие судимости вне зависимости от погашения;

5) ранее у лица не отзывалась лицензия ЧСИ;

6) лицо не лишено права осуществлять коммерческую деятельность;

7) лицо не является банкротом или не обвинено в банкротстве;

8) пройдено вступительное тестирование на ЧСИ.

Должность ЧСИ несовместима с:

1) должностью члена парламента, министра, мэра или муниципального советника;

2) должностью государственного или муниципального служащего;

3) занятостью на оплачиваемых позициях;

4) юридической практикой;

5) нотариальной практикой;

6) позицией арбитражного управляющего;

7) осуществлением иной коммерческой деятельности, заниманием управленческой или руководящей должности в правлении корпорации.

Этические стандарты

Они установлены в Кодексе профессиональной этики. Кодекс является "внутренним" актом, т.е. внутренним регламентом, Палаты частных судебных исполнителей Республики Болгария (далее - Палата), принятым ее Генеральной ассамблеей.

В соответствии со ст. 7 ЗЧСИ Совет Палаты высказывает свое мнение по уровню общественного доверия, которым пользуется каждый из кандидатов. И хотя позитивное формальное мнение Палаты является обязательным требованием для получения профессиональной лицензии, не существует законодательного определения понятия "общественное доверие". Эта проблема является ярким примером "импортированного законодательства". Болгарский ЗЧСИ был, по сути, смоделирован по образу голландского законодательства под руководством нескольких европейских и американских экспертов. В то время как в США, Великобритании, Франции и других западноевропейских странах категории "общественное доверие" или "хорошие моральные качества" понимаются по умолчанию ввиду тысячелетий моральных традиций, в случае Болгарии это не так. Вероятно, этот феномен связан со степенью быстрого и неожиданного перехода от высокоцентрализованного коммунистического правления к демократическому государству гражданских свобод и частного предпринимательства. Это недостаток, который продемонстрировал свое влияние снова и снова в течение многих лет. Это не значит, что болгарское общество и (или) правовое сообщество в особенности отличаются по уровню моральных стандартов от остального мира, но когда мы говорим о формальном критерии получения профессиональной лицензии или ее отзыва, этот вопрос означает определенный недостаток подобных критериев. Яркой иллюстрацией будет являться кандидат, который может соответствовать всем формальным критериям, и тем не менее могут существовать определенные признаки того, что лицо не может по своим моральным или этическим характеристикам адекватно исполнять свои обязанности. Некоторые достоверные примеры из нашего опыта показывают, что, несмотря на отсутствие судимостей и формально безупречное профессиональное прошлое, бывший государственный судебный служащий может быть азартным игроком, о чем хорошо известно кругу его друзей и коллег. Пока он не имел возможности распределять средства, а только лишь применять процедуры, он считался хорошим служащим. Когда же он получил фидуциарный счет и на него были перечислены средства от реализации имущества должников, он поддался своей слабости и потратил значительные средства со своего депозитного счета. Таким образом, настоятельно рекомендуется в подробностях раскрыть критерий хороших моральных качеств (или общественного доверия) в терминах профессиональных стандартов, а также разработать процедуру проверки "на входе" в профессию, чтобы тщательно изучать и проверять, существует ли в случае с конкретным кандидатом высокий уровень риска присвоения им средств.

К счастью, подобные примеры в Болгарии являются исключительно редкими в сравнении со значительным потоком денег, который проходит через счета ЧСИ. Не стоит и говорить, что подобные случаи являются основанием не только для дисциплинарного производства, но и для уголовного преследования. Палата гордится своим строгим и бескомпромиссным подходом к любым таким профессиональным проступкам.

В соответствии со ст. 29.1 ЗЧСИ: "Частные судебные исполнители должны придерживаться профессиональной этики и сохранять престиж профессии". Статья 6.2 Устава Палаты указывает, что каждый ЧСИ должен "соблюдать законы, Устав и Кодекс профессиональной этики".

Генеральная ассамблея Палаты приняла Кодекс профессиональной этики, который устанавливает стандарты профессиональной этики ЧСИ. Статья 3 Кодекса указывает, что его правила являются обязательными для любого ЧСИ и его (ее) помощников.

Сам по себе Кодекс является детализованной системой правил и этических указаний, которые не установлены законом и являются полностью моральными по своей сущности, причем они сформулированы, чтобы подчеркнуть их важность, как и соответствующих качеств, присущих ЧСИ.

Основными областями профессиональной деятельности, которые регулирует Кодекс, являются:

1) независимость и беспристрастность ЧСИ;

2) взаимоотношения со сторонами и участниками процесса;

3) отношения с взыскателями;

5) доступ к информации и обработка информации;

6) получение информации и контроль за ней;

7) конфликт интересов;

8) публичное поведение ЧСИ;

9) отношения с третьими сторонами и органами;

10) отношения со СМИ и появление в прессе;

11) недопустимые методы;

12) профессиональная солидарность, отношения с другими ЧСИ;

13) помощники ЧСИ и другие подчиненные ЧСИ;

14) отношения и сотрудничество с аудиторскими органами и государственными органами;

15) недобросовестная конкуренция;

16) добросовестное ведение дел и жалоб;

17) финансовая прозрачность и подотчетность; добросовестное управление счетами.

Мониторинг и контроль

Мониторинг и контроль за соблюдением законодательства и процедуры. В соответствии с законодательством Болгарии существует двойная система мониторинга и контроля ЧСИ - со стороны Правления Палаты и со стороны инспекторов Министерства юстиции (далее - МЮ). Хотя обе системы действуют независимо друг от друга, у них существуют обязательства по представлению информации о результатах проверки или аудита и совместным действиям в случае возбуждения дисциплинарного производства по результатам мониторинга. Обе системы имеют право подачи прошения на возбуждение дисциплинарных производств. В соответствии со ст. 59.6 ЗЧСИ Совет Палаты контролирует исполнение обязательств ЧСИ, принимает решения о возбуждении дисциплинарных производств и участвует в них через своих представителей. Совет Палаты уведомляет МЮ о результатах проверки.

Мониторинг и контроль со стороны Палаты. Палата осуществляет мониторинг и контроль как за соблюдением законодательства и процедур, так и за соблюдением правил управления финансами и бухгалтерского учета. Основной функцией процесса осуществления мониторинга Палатой являются ранняя оценка и превенция профессиональных проступков и неправильного использования процедур. С практической точки зрения Палата осуществляет два полных аудита в год, т.е. каждый из 193 (на основании отчета Палаты за 2015 г.) ЧСИ проверяется каждый год. В область мониторинга попадают все процедуры, финансовые и бухгалтерские аспекты ежедневной работы. Обычно по результату таких аудитов должен издаваться отчет о рекомендациях по оптимизации определенных процедур или избеганию определенных практик. В некоторых случаях подается запрос о возбуждении дисциплинарного производства. За весь период с 2006 г. по конец 2015 г. было возбуждено 251 дисциплинарное дело. На протяжении вышеуказанного периода Дисциплинарный комитет Палаты (далее - ДК) наложил следующие дисциплинарные санкции: 13 выговоров, 100 штрафов в различных объемах до 5 тыс. евро, пять предупреждений о временном отзыве лицензии и 10 отзывов лицензии.

Мониторинг и контроль со стороны МЮ. Прерогатива МЮ по осуществлению контроля за ЧСИ через институт инспекторов установлена в ст. ст. 75 и 76 ЗЧСИ. Инспекция назначается приказом МЮ согласно жалобе заинтересованной стороны или же предложению Палаты. Инспектор имеет право свободного доступа к офису и официальному архиву ЧСИ, а также может делать копии документов, когда он определяет нарушения. Кроме того, инспектор имеет право доступа к фидуциарным банковским счетам в соответствии со ст. 24.1 ЗЧСИ. В зависимости от серьезности проступка или нарушений правил и норм инспектор может либо подать запрос на официальное представление министра юстиции конкретному ЧСИ о соблюдении законодательства, либо подать запрос на возбуждение дисциплинарного производства.

Каждый ЧСИ должен подавать в МЮ ежегодный отчет о деятельности (ст. 77 ЗЧСИ) в течение первых трех месяцев каждого года. Требования к ежегодному отчету установлены постановлением МЮ от 6 февраля 2006 г. N 5.

Важное и достаточно новое Постановление (вступившее в силу в 2015 г.) - Постановление от 20 февраля 2015 г. N Н-1 о правилах финансового аудита ЧСИ. Несмотря на то что с 2007 г. ст. 75а ЗЧСИ предоставляет право мониторинга правильности оценки и начисления сборов (расходов на принудительное исполнение) специализированному органу финансовых инспекторов в составе МЮ, названное Постановление вносит необходимую детализацию финансового контроля.

Сложность вопроса частично происходит из определенной двойственности положения ЧСИ. С одной стороны, ЧСИ руководит процедурой исполнения решений по гражданским делам в отношении собственности и других активов должника, что в сущности делает и государственный судебный пристав. С другой стороны, ЧСИ лично управляет многогранными и комплексными финансовыми потоками, которые формируются из активов должников, сборов и вычетов по НДС. Другую часть администрируемых средств составляет доход самого ЧСИ от предварительных сборов и сборов по итогам исполнения, а также связанные с этим налог на доходы, НДС и отчисления социального страхования. Чтобы еще более усложнить ситуацию, в отличие от государственного судебного пристава (который является государственным служащим) ЧСИ иногда является работодателем для десятков или даже сотен работников, которые неизбежно "приносят" за собой проблемы управления их доходом и всех связанных с этим налогов и социальных отчислений. Такая сложность профессии в ретроспективе была едва ли предсказуемой в ходе создания изначального законодательства. Таким образом, настоятельно рекомендуем серьезно рассмотреть все вышеуказанные вопросы странам, где вводится новое законодательство в сфере ЧСИ или планируется его введение.

Аудиты инспекторов МЮ происходят либо по ежегодному графику, установленному министром, либо они могут быть внеочередными как следствие оценки рисков или в ответ на жалобу. Объем аудита может варьироваться. Это может быть полный аудит всей деятельности ЧСИ или же конкретных сфер, таких как отдельные процедурные акты, практика бухгалтерского учета или исследование одного или нескольких производств.

Организация дисциплинарного производства в Болгарии. Дисциплинарные производства в отношении ЧСИ в Болгарии проводятся ДК, который состоит не менее чем из восьми членов. Дисциплинарный комитет назначается на три года. Министр юстиции назначает половину членов ДК. С практической точки зрения представители МЮ - это инспектора. В отношении членов Палаты членство в ДК требует не менее пяти лет практической работы. При этом можно быть назначенным не более чем на два срока подряд.

В соответствии со ст. 67 ЗЧСИ ЧСИ должен нести дисциплинарную ответственность за виновное неисполнение своих обязанностей, установленных Уставом и актами Палаты. Болгарский законодатель не выбрал подход, в соответствии с которым определенный набор действий (бездействие) должен считаться дисциплинарными проступками. Хотя Дисциплинарный кодекс находится в разработке на протяжении многих лет, все еще существует множество противоречивых мнений среди представителей юридической профессии и научного сообщества, является ли это правильным подходом. На настоящий момент основными принципами эффективного дисциплинарного процесса являются формулирование стороной, возбудившей его (инспектором МЮ или проверяющим Палаты), нарушений и предоставление достаточных доказательств для наложения взыскания. В противном случае, если ДК не найдет достаточных доказательств нарушения закона, он откажется от наложения санкций.

Статья 68.1 ЗЧСИ перечисляет следующие дисциплинарные санкции:

1) выговор;

2) штраф от 100 до 10 тыс. болгарских лев (от 50 до 5 тыс. евро);

3) предупреждение о временном отзыве лицензии;

4) отзыв лицензии на срок от одного до пяти лет.

Статья 69 ЗЧСИ устанавливает срок давности для дисциплинарной ответственности, который составляет шесть месяцев с момента обнаружения нарушения, но не более двух лет с момента его совершения. Дисциплинарное нарушение считается обнаруженным с момента, когда орган, указанный в ч. 1 ст. 70 ЗЧСИ, узнает о нарушении. С практической точки зрения данные сроки оказались слишком короткими для того, чтобы была проведена хорошая защита с учетом законодательных тонкостей от имени обвиняемого сотрудника. Поэтому на ранних этапах развития профессии несколько значимых дисциплинарных дел не были доведены до конца из-за истечения шести месяцев или двух лет. Причиной этого являлось то, что санкции, наложенные ДК, не вступали в силу до прохождения процедуры апелляции в Верховном суде.

Часто из-за серьезной загруженности разрешение дела в Верховном суде могло занимать больше двух лет. Только недавно Верховный суд вынес обязательное решение (N 2/2013), в соответствии с которым течение срока давности приостанавливалось на время обжалования.

На практике дисциплинарное производство возбуждается по запросу МЮ или решению Совета Палаты. Вместе с запросом (или позже) может быть подан запрос на временное приостановление деятельности, который может быть удовлетворен Комитетом. ЧСИ может подать возражение на обвинение в течение семи дней с момента уведомления. В ходе самого дисциплинарного слушания коллегия состоит из двух представителей ДК и одного по квоте МЮ, назначенного Председателем ДК.

В ходе слушания обвиняемый ЧСИ может обращаться за помощью к адвокату. Решение о временном приостановлении деятельности может быть обжаловано в Верховный кассационный суд в течение семи дней с момента уведомления. В ходе дисциплинарного слушания все материалы и доказательства, а также показания свидетелей заслушиваются и рассматриваются. По общему принципу, когда в ЗЧСИ не установлены процедурные правила, используются нормы Гражданского процессуального кодекса.

Дисциплинарное производство не может быть возбуждено, а возбужденное прекращается, если:

1) истекает срок давности;

2) ЧСИ признается мертвым;

3) в отношении ЧСИ за то же нарушение уже ведется производство, решение в соответствии со ст. 72 вступило в силу или принято решение о прекращении производства.

Решение ДК может быть обжаловано в Верховный кассационный суд на основании ничтожности или неподсудности, нарушения правовых норм, нарушения процедуры, а также явной несправедливости примененных дисциплинарных санкций. Имеют право на обжалование как ЧСИ, так и министр юстиции (даже в случаях, когда производство возбуждено советом Палаты). Верховный кассационный суд рассматривает апелляционную жалобу по существу коллегией из трех судей. Суд может признать решение недействительным, аннулировать или приостановить дисциплинарное производство, оставить решение в силе или изменить санкцию. Решение Верховного кассационного суда является окончательным.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В соответствии с вышеперечисленными принципами работы практического психолога были приняты этические стандарты психолога, которые используются во всем мире.

1. Общие принципы.

1.1. деятельность психолога направлена таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

1.2. Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.

1.3. Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких действий.

1.4. Все психологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известном в их профессиональной практике.

1.5. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

1.6. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

1.7. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает им профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

1.8. В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный - абнормальный, адаптированный - неадаптированный, интеллигентный - умственно отсталый.

1.9. Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области. Психологи работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.

1.10. Психолог не должен допускать использовать своего имени или подписи лицам, не имеющим должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

1.11. В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с учреждением, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступить как его защитник по отношению к администрации учреждения.

Профессиональная этика и стандарты данного направления в развитых демократических государствах Европы рассматриваются как ключевая составляющая управления компанией и человеческими ресурсами. Если этические правила установлены, то они становятся нормой ежедневной деятельности.

Рисунок 1. Направления профессиональной этики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Стандарты профессиональной этики не являются результатом неравенства в плане моральности разнотипных социальных групп. Но к некоторым видам трудовой и интеллектуальной деятельности общество предъявляет повышенные этические требования. Есть такие сферы в профессиональной практике, в которых сам процесс труда базируется на высокой упорядоченности действий его участников, обостряя необходимость в единогласии и солидарности.

В процессе разработки стандартов профессиональной этики особое внимание уделяется моральным и личным качествам представителей тех профессий, которые непосредственно связаны с правом распоряжаться жизнями других людей или крупными материальными ценностями, а также со сферой услуг, здравоохранения, управления, воспитания и так далее. Здесь, в первую очередь, должны быть прописаны принципы моральности и долженствования, которые помогают выполнять профессиональные функции.

Профессиональная этика - это прагматический инструмент, цель применения которого заключается в том, чтобы методами убеждения способствовать увеличению уровня ответственности специалистов перед гражданами.

Достижение указанной цели требует не только формирования новых обязанностей или изменений внутреннего устройства организации с применением административно-правовых методов, но и создание государственным служащим необходимых трудовых условий.

Суть стандартов профессиональной этики

Замечание 1

Суть нормативов в сфере профессиональной этики состоит в комплексном обеспечении безупречного исполнения специалистами своей роли согласно принятым в обществе этическими традициям и принципам.

Стандарты в исследуемой области влияют на процесс принятия стратегических решений в чрезвычайных ситуациях, однако и здесь результат должен согласовываться с общепринятыми правилами и нормами.

В реальности нравственный выбор подразумевает определенную независимость в принятии решения, при которой наблюдается градация неправоты и правоты, так как практически невозможно найти оптимальный вариант, подходящий ко всем жизненным случаям. Некоторые современные этические принципы кодифицируются в российском законодательстве, в этом случае правительство начинает требовать от граждан следовать определенному правилу в процессе профессиональной деятельности.

Таким образом, любые специальности, где есть огромное количество стандартизированных приемов, но практически нет абсолютных требований, имеют право на использование возможных решений. При наличии жестких этнических правил и принципов взаимодействия сотрудников и руководителей носят уже менее регламентированный характер, а нормы поведения устанавливаются строго для конкретной ситуации.

Бесспорным и значимым достижением нынешних этических стандартов стало определение слабостей утилитарной гипотезы, формулирование понятия о том, что некоторые основные права индивидуума необходимо понимать именно в прямом смысле как культурные ценности, не связанные с вопросом о благе всего общества. По этой причине нормативы профессиональной этики должны соблюдаться и реализоваться в каждой компании.

Особенности нормативов профессиональной этики

На сегодняшний день выделяют такие виды профессиональных стандартов:

  • кодекс этической деятельности, который включает указания культурного характера;
  • кодекс квалификационных регламентов, содержащий требования относительно уровня образования и опыта работы;
  • кодекс документов профессиональной работы, состоящий их конкретных инструкций по выполнению профессиональной деятельности.

Стоит отметить, что профессиональные стандарты этики были учреждены пятью актуарными структурами США, начиная с 1 февраля 2003 года. С позиций онтологического учения, то есть нравственности правил, которые важны сами по себе, независимо от возможных негативных последствий, принятие профессионалом решения в конфликтной ситуации выглядит приблизительно следующим образом: принятие проблемы - формирование списка альтернативных действий - сравнение полученного перечня альтернатив с этическими правилами - выбор того решения, который соответствует требованию. Если одному решению отвечают сразу несколько правильных действий, то возможно выбирать из них, исходя из договоренностей и предпочтений. Если же альтернатива согласовывается с одним правилом, но опровергает другое, то необходимо обращаться к принципам более высокого уровня.

Кодекс профессиональной этики

Правила, которых обязаны придерживаться представители профессий, установлены в стандартах профессиональной этики. Предполагается, что кодексы в данной сфере контролируют и упорядочивают трудовую деятельность служащих, как практикующих независимо, так и работающих по договору.

Замечание 2

Нормативы профессиональной этики формируют достаточно строгие нормы и правила поведения специалистов той или иной профессии.

Однако, на практике эти документы призваны решать самые различные задачи. Некоторые стандарты просто применяются для того, чтобы показать, какую группу можно считать профессией. Другие кодексы или их части носят исправительный характер, устанавливая минимум условий, которые необходимо соблюдать представителям определенных специальностей.

Если профессиональный норматив призван служить базой, помогающей конкретной профессии претендовать на самостоятельность от непрофессионального социального контроля (например, юристы и врачи), такая документация должен обладать такими характеристиками:

  1. Стандарт должен быть целенаправленным и комплексным. Определение в нем идеалов не возбраняется, однако желательно точно определить, какие разделы представляют собой карательный характер, а какие являются эталонами.
  2. Стандарт профессиональной этики должен защищать культурные интересы общества и интересы тех, кого данная профессия обслуживает. Если люди не извлекают пользы от предоставления специальности автономии, они должно лишить ее такого преимущества. Кодекс не выступает инструментом самообслуживания.
  3. Стандарты в указанной сфере необходимо формулировать честно и понятно. Самостоятельность предоставляется специальности, так как известны вероятные специфические недостатки и ошибки - ее негативные стороны и противозаконные способы. Если такие приемы в нормативе точно не установлены, профессия практически не контролирует собственную трудовую деятельность.
  4. Стандарт должен быть не только контролирующим, но и контролируем. Если кодекс профессиональной этики не содержит разделов о предъявлении обвинений и об использовании наказаний, он является обычной декларацией об идеалах.

Сегодня общество игнорирует проблемы, с которыми сталкиваются некоторые представители профессий, поэтому стандарты профессиональной этики уточняют обязанности по отношению к специалистам, предпринимателям, населению и самой специальности.