Киево-Печерская лавра приготовилась к обороне: «Сами не уйдем. Бдения в Киево-Печерской Лавре – рассказы очевидцев

  • 30.08.2019

КИЕВ, 14 окт — РИА Новости. Обстановка возле Киево-Печерской Лавры в центре Киева днем в воскресенье спокойная, заявил представитель Украинской православной церкви Николай Данилевич.

Ранее наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел говорил, что опасается попыток ее захвата радикалами на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечают 14 октября. Митрополит призывал верующих целый день находиться в главной украинской святыне. В воскресенье в Киеве проходит марш националистов.

"Вокруг Лавры есть полиция, достаточно много. Людей в Лавре тоже много. Много транспорта вокруг Лавры. Только что я закончил венчание в Академическом храме Лавры. После венчания благословил солдата, который уезжает на Восток. Доступ в храмы свободный. Все спокойно и празднично",- написал Данилевич на своей странице в соцсети Facebook.

Как передает корреспондент РИА Новости, охрана общественного порядка возле лавры усилена. Неподалеку от лавры стоят несколько полицейских автобусов, а также машин скорой помощи, около 10 автомобилей Национальной гвардии, среди которых бронеавтомобиль "Козак". Правоохранители выборочно проверяли припаркованные неподалеку автомобили на наличие опасных предметов. Также полиция взяла в окружение группу молодых людей, которые не называют себя и не говорят, для чего пришли к лавре. Вход на территорию монастыря открыт, все желающие могут попасть внутрь.

Константинопольский патриархат принял решение приступить к предоставлению автокефалии церкви на Украине, а также немедленно восстановить ставропигию (представительство, непосредственно подчиненное Константинопольскому патриарху) в Киеве. Константинополь также решил отменить анафему и все запреты, наложенные РПЦ на главу самопровозглашенного "Киевского патриархата" Филарета, и восстановить его, а также лидера еще одной неканонической структуры — Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария и их последователей в церковных правах и сане. А их паству — "восстановить к общению с Церковью". Таким образом, Константинополь впервые признал легитимными раскольнические церковные структуры на Украине. Кроме того, Константинопольский патриархат фактически заявил о своих правах на Украину, отозвав правовые обязательства исторического письма 1686 года о передаче Московскому патриарху права назначать митрополита Киевского, избранного собором его епархии.

В РПЦ назвали решения Синода легализацией раскола и заявили, что они нанесут катастрофический вред, коснувшись судеб миллионов людей не только на Украине, но и во всем православном мире. Общение Константинополя с раскольниками разрушает каноническое православие, абсурдность снятия анафемы с Филарета совершенно очевидна, заявил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

УПЦ в свою очередь не исключила разрыва общения с Константинополем и наложения анафемы на константинопольского патриарха Варфоломея, отметив, что считает решение Константинополя по украинской церкви неканоническим, глубоко враждебным актом и вмешательством в дела поместной церкви.

«Киевский патриархат» призвал сторонников автокефалии приступить к подготовке чрезвычайного объединительного собора иерархов Украинской православной церкви для принятия решения о церковном единстве и избрания предстоятеля поместной церкви

Об этом говорится в распространённом в пятницу, 12 октября, заявлении пресс-центра патриархата. Указывается, что путь к этому открывают решения Константинопольского синода.

В четверг, 11 октября, стало известно о решении Синода Константинопольского патриархата. В нем говорится о восстановлении в иерархическом чине «патриарха УПЦ КП Филарета» (Денисенко) и «митрополита УАПЦ Макария», о восстановлении Киевской митрополии Константинопольской патриархией и начале процесса предоставления автокефалии украинскому православию.

Судя по всему, мирным этот процесс не будет.

«Правовой церковный беспредел»

Русская православная церковь (РПЦ) даст оценку действиям Константинополя на ближайшем заседании Синода, которое состоится 15 октября в Минске. Об этом сообщил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда . Филарет: В ближайшее время мы получим томос

По его словам, «Константинопольским патриархатом совершено беспрецедентное антиканоническое действие, являющееся попыткой разрушения основ православного канонического строя».

«Иначе нельзя оценить заявление Константинополя о вступлении в каноническое общение с раскольниками и с лицом, отлученным от Церкви», — подчеркнул Легойда, чьи слова приводит официальный сайт РПЦ.

В канонической Украинской православной церкви (УПЦ) решения Синода в Стамбуле определили как «правовой церковный беспредел» и «разрушение православия изнутри». Об этом заявил руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов .

«Очевидно, что будут очень плохие последствия. Сейчас начнётся раскол мирового православия. Очевидно, что греки будут поддерживать греков, славяне — славян, и понесётся… Как бы ни было тяжело, надо держаться правды и закона. Потому что один раз ступишь на путь беззакония и уже не остановишься. Мне кажется, что сейчас Константинополь на этот путь и встал», — сказал Анисимов в изданию Украина.ру.

Атака на православный сайт

Возможно, эти очень плохие последствия мы уже наблюдаем. Утром в пятницу в результате хакерской атаки оказался недоступным для читателей сайт отстаивающего церковное единство издания «Союз православных журналистов» (СПЖ). Об этом журналисты сообщили в обращении к читателям, обнародованном на странице издания в Facebook. Митрополит Иларион: Мировое православие выступает против авантюры Константинополя

«Уважаемые читатели, братья и сестры!

Сайт СПЖ атакуют хакеры — за последний час ресурс несколько раз становился недоступным. Наша техподдержка делает все, чтобы сайт заработал как можно скорее. Мы уверены, что такое внимание к СПЖ именно сейчас, когда решается судьба мирового православия, не случайно — кто-то очень хочет, чтобы мы замолчали.

Пока сайт не заработает, мы будем постить новости в соцсетях. Оставайтесь с нами! Спаси Господи!» — говорится в обращении .

Зачем в Киев едут 40 тысяч боевиков

После решений Константинополя на Украине ожидают резкого обострения ситуации и новой волны захвата православных храмов. Все основания для подобных опасений есть.

Глава «Союза левых сил» Василий Волга отметил, что «на 14 октября «Укрзализныця» (украинские железные дороги. — Ред.) увеличили количество поездов, которые едут в Киев».

«Заявлено, что штурмовиков разных радикальных структур будет около 40 тысяч. Тем, кому приходилось сталкиваться с боевиками, с радикалами, знают, что эти, с позволения будет сказать, люди на подобные сборища без оружия не являются», — заявил политик в ролике , размещенном на его странице в Facebook.

В сложившейся после решений Синода в Стамбуле обстановке от национал-радикалов можно ожидать чего угодно.

Волга подчеркнул, что Константинополь своим решением фактически объявил, что глава УПЦ «блаженнейший Онуфрий является незаконным, неканоническим иерархом», чем «внес сегодня хаос, да не только в Украину, во весь православный мир».

По его мнению, атака на православие, на церковное единство продолжается и «будет набирать обороты».

«Молитвенно поддержать обитель»

Хотя украинская власть уверяет, что после решений Константинополя никаких провокаций правоохранители , многие вспоминают о том, что и без всяких грамот и решений Константинополя украинские националисты регулярно нападали на православные храмы. Поэтому к предупреждениям относительно возможных провокаций 14 октября (когда националисты проводят марш в честь Дня основания УПА*) следует относиться серьёзно.

Так, публицист Мирослава Бердник напомнила, что 22-23 февраля 2014 года уже была попытка захвата Киево-Печерской лавры.

«Тогда на протяжении суток новые хозяева государства и майдан пытались принудить священноначалие УПЦ объединиться с непризнанным т.н. «Киевским патриархатом». В течение ночи осуществлялось давление «самообороны майдана» на Киево-Печерскую лавру, где находится митрополия УПЦ. Тогда священноначалие УПЦ, выступающее за единство церкви, призвало верующих немедленно прибывать в лавру для поддержки. Колокольня лавры била в набат. Лавру удалось отстоять», — написала Бердник на своей

– один из центров православной духовной жизни России. Но, даже совершая паломничество в эту святую обитель, нам не всегда удается прикоснуться к тайно совершаемому подвигу насельников монастыря. О том, чем живет Лавра сегодня, рассказал порталу “Православие.Ru” благочинный Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Кривоногов) .

– Отец Павел, многие наши читатели знакомы с Троице-Сергиевой Лаврой, бывали здесь на богослужениях, читали или слышали о ее славной истории. А как живет Лавра Преподобного Сергия сегодня?

Лавра Преподобного Сергия живет Преподобным Сергием, и все, кто пришли сюда – братия, студенты, паломники, сотрудники – пришли, чтобы поклониться и попросить помощи .

Преподобный Сергий – игумен Земли Русской и игумен Лавры: он управляет Лаврой. Он тихо, спокойно правит. И всякий, внимающий его правлению, видит его руководство. А не внимающий – не видит этого. Человек, живущий по своей воле, по своему норову, не может увидеть тихую, но твердую руку Преподобного Сергия.

Лавра представляет собой ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, размещенный почти что в центре Центральной России. И этот монастырь, как и вся Россия, находится под покровом Аввы Сергия. Мы являемся свидетелями этого чудного покрова над братией, над монастырем, над всеми, кто приходит к Преподобному за помощью, и над всей Русской Церковью. Игумен Земли Русской покрывает, помогает и поддерживает каждого, обращающегося к нему за помощью человека.

Мы имеем немало свидетельств исцелений по молитвам Преподобного Сергия, имеем и наблюдаем опыт духовной жизни подвижников благочестия, которые жили и живут в Лавре и в окрестностях монастыря, приходящих к Преподобному, приезжающих – часто или редко – в Лавру Преподобного. И примеров этих немало.

Благодарение Богу, мы застали сонм подвижников, которые жили под покровом Преподобного и жили Преподобным: в радости, благодушии и терпении.

Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца.

Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца. Преподобный каждого наделяет по мере возможности восприятия этого дара, этого его благословения.

Дай Бог, чтобы каждому Господь через Преподобного давал сил, давал поддержку и помощь в несении креста, в радости и благодушии: не унывая, не печалясь, но с молитвой, с терпением исполнять свое служение, данное каждому Богом.

Совсем недавно мы праздновали 700-летие Преподобного Сергия, в связи с чем Лавра очень сильно обновилась. Многие здания отремонтированы, наведен образцовый порядок. Остались ли еще какие-то нереализованные планы по реставрации и ремонту – в Лавре или же в близлежащих скитах или храмах?

Проблемы всегда есть. Сказать о том, что сделано все, просто невозможно. В Лавре расположен Патриарший Архитектурно-реставрационный центр, который занимается как раз проблемами реставрации, контролем зданий, сооружений, памятников архитектуры и контролем над ними, а также есть реставрационно-иконописная мастерская, которая специализируется на реставрации икон. В том числе икон, расположенных в иконостасе Троицкого собора. Эта работа никогда не прерывается, в настоящее время тоже.

Троицкий собор – это в определенном смысле сердце и Лавры, и Сергиева Посада. Сюда ежедневно притекает множество паломников, среди которых множество туристов. В Лавре в настоящее время, особенно по выходным, просто засилье иностранных туристов, в последнее время преимущественно китайских. Это громадное нашествие в Сергиев Посад и в Лавру – оно с чем-то связано, как Вы думаете, отец Павел?

Как мне думается, это устроил Господь Своим : желая помочь и дать возможность китайцу увидеть Христа, увидеть жизнь христианскую, увидеть людей, старающихся жить по Христу и со Христом, увидеть жизнь людей, поставивших во главу угла христианский идеал. Ведь у себя на родине они этого не могут увидеть, они оторваны от этой традиции, традиции веры.

Поэтому, думаю, что для них – это момент «духовной экскурсии», чтобы они смогли это все увидеть. И Преподобный сам дает определенное «послание» каждому из приезжающих сюда китайцев – в его сердце, в его ум, чтобы он что-то почувствовал, о чем-то задумался, что-то увидел, что-то услышал, что-то понял и переоценил свою жизнь.

А придут ли они ко Христу все или же почти никто из них не обратится в Православие? Господь призывает всех, но «много званых, а мало избранных».

Чтобы потом никто не сказал: «китайцев много, а их никто не звал»… Господь зовет всех, Он зовет и китайцев…

Сегодня в Лавре много молодой братии, но, конечно же, жизнь монастыря тесно связана с его старыми насельниками. Течет время, умирают люди, многие уже «переселились» на братское кладбище в Деулино: там уже множество могилок, причем некоторые – совсем свежие.

Как совершается в Лавре память о покойной братии? Вспоминают ли ушедших в их памятные дни? Что с этим связано?

– К сожалению, кладбище в Деулино, где хоронят братию Лавры очень быстро – особенно в последнее время – увеличивается. Многие братья уходят, особенно старцы. Каждого брата, который скончался, мы помним. В день его кончины мы совершаем поминовение, здесь на братской трапезе служим панихиду. Служим панихиду, может быть, и на кладбище, на его могиле. На каждой Божественной Литургии поминаем почившую братию.

Кроме того, на сайте Лавры есть раздел, посвященный жизни старой почившей братии Лавры. Это «Братский помянник», который рассказывает о жизни того или иного, особенно недавно почившего, старца.

– В Лавре постоянно происходят чудеса. И, несмотря на то, что наши современники активно ищут явных чудес, Вы уже сказали, что Преподобный Сергий творит чудеса незаметно, в тихости, каждому открывая свое. Фиксируются ли сегодня какие-то яркие случаи?

– В настоящее время, как правило, люди, получившие помощь (и даже исцеление), чаще всего скрывают это. Потому что помощь бывает разная. Но исцеления происходят, и случаи такие у мощей Преподобного мы регулярно наблюдаем.

Для кого-то, может быть, это мелочь, но когда студент Академии подходит к мощам Преподобного и просит помощи на предстоящем экзамене, зная только один билет, а потом вытягивает именно его – это ведь настоящее чудо! А обоснованием такой его «нерадивости» было лишь то, что он помогал старцу и был занят уходом за умиравшим старцем. И вот, он идет сдавать экзамен и получает пять баллов за тот билет, который – единственный – он подготовил!

– Да, действительно, это очень яркий случай…

– Можно, конечно, спорить: чудо это или не чудо, но такие случаи происходят. Один студент помогал престарелому монаху, тот был немощный, и он ходил к нему каждый день. Студент делал ему разные процедуры, но к урокам и экзаменам готовился плохо. Готовился, но на бегу, на ходу, на переменах… И вот, год кончился, он идет в канцелярию Академии, чтобы получить табель об успеваемости, и видит, что там стоят только одни пятерки! Он был очень удивлен: целый год-то вроде бы и не учился, все бегал между старцем и учебой… Но когда старец почил, а студент этот, по старой памяти, стал несколько лениться и прохладно относиться к занятиям (дескать, он ведь отличник!), то в конце года картина изменилась!

И он стал ходить помогать другому старцу, стал просить помощи Преподобного Сергия, чтобы тот помог ему усвоить материал, и прекрасно сдал экзамены! С помощью Преподобного Сергия…

Именно поэтому существует у нас традиция, когда все студенты идут к раке мощей Преподобного, прося его помощи и благословения на свою учебу. Не только для того, чтобы отлично сдать экзамен, а для того именно, чтобы усвоить материал. А сделать – это уже дело другое…

– Троице-Сергиева Лавра неразрывно уже связана с именем нашего Главного регента монастыря, легендарного . Записи лаврского хора уже разошлись, наверное, по всему миру – не только в России. Троице-Сергиеву Лавру уже практически не отделяют от звучания этого хора. Люди слушают, молятся, вспоминают… А что сегодня происходит с лаврской певческой традицией?

– Конечно, отца Матфея нам недостает. Конечно, то значение, которое имел отец Матфей, сейчас все более и более становится очевидным. Его значение все больше и больше увеличивается и осознается. Но, к сожалению, его реальное участие в жизни хора все более и более отдаляется, потому что отца Матфея с нами нет уже почти десять лет.

А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.

Время идет, вырастает молодое поколение, приходят молодые ребята, которые уже не помнят отца Матфея. Да, видели на фотографии или на видео. Да, слышали его хор. Но реально они не переживали того, как он управлял. Это чувство хора, которое имел отец Матфей, монолит певческого коллектива, его видение музыкального произведения, этот мощный звук, который исходил от хора и катился, как огромный шар, по всему храму, заполняя собой все пространство… Редко, кому из регентов удается добиться такого звучания хора… А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.

Помню такой случай, когда отец Матфей управлял хором в последний раз: регентует Херувимской, а сам плачет, сидя на своей колясочке (он в последние годы не ходил). И хор пел просто непередаваемо! Несмотря на то, что хор был смешанным, но он был настолько сплочен, настолько слит, что непонятно даже, где какие звучали голоса – мужские или женские… Это был единый молитвенный звук… Вопль молитвенный, торжество молитвы – забыть это невозможно!

И сегодня говорить о том, что это «было и ушло», нельзя. Это было, оно есть и сейчас. Есть, потому что мы помним отца Матфея.

Один из наших духовников рассказывал такой случай. Где-то в 80-е годы группа людей из Архангельской области, живших долгое время в церковном расколе, приехали в Троице-Сергиеву Лавру. Они не признавали Патриарха, не признавали Церковь. Считали, что Церковь уже не сохранилась… И вот, они попадают в Успенский собор на Литургию. Пел отец Матфей. Они пережили эту волну благодатного духовного и музыкального пения, после чего признались сами себе, что Церковь – жива. Они поисповедовались в Лавре, покаялись, причастились Святых Таин и радовались, что Церковь – жива. Это было свидетельство жизни Церкви.

И дай Бог, чтобы в Лавре не прекращалась такая певческая традиция, чтобы Преподобный Сергий воздвигал подвижников церковного пения. Чтобы пение церковное проповедовало, назидало, укрепляло людей на их пути ко Христу.

– Когда мы поднимались к Вам в келию, отец Павел, я обратил внимание на дверцу братской келии с номером 16, на которой висит надпись: «Архимандрит Кирилл». Мне посчастливилось несколько раз бывать в этой келии: Батюшка встречал у себя, молился, отвечал на многие и многие житейские вопросы…

Несмотря на то, что отца Кирилла сегодня с нами нет, но он жив, и братия иногда его посещает. Он болеет, он в коме, он тяжело переживает, наверное, свое состояние, молится (о чем многие свидетельствуют). Как сегодня в Лавре вспоминают нашего духовника, который, вероятно, известен сегодня так же, как и отец Матфей, на весь мир?

– Мы говорим сейчас о воспоминаниях, но Батюшка жив. И каждый раз, приходя к Батюшке, мы обращаемся к живому Батюшке. Да, может быть, мы не получаем такого полного ответа. Но мы получаем поддержку, какие-то сигналы получаем от Батюшки, которые он нам может подать.

Да, он сейчас почти что не говорит, но Господь дает ему силы, и он, вопреки всем законам физиологии, продолжает поддерживать приходящую братию. Кого-то – пытаясь ему что-то сказать, кому-то просто потрясет руку или задержит ее в своей. И человек тут же ощущает какую-то помощь в решении того или иного своего вопроса или проблемы.

Мы благодарим Бога, что Батюшка с нами, и за его молитвы мы еще живем в мире и тишине. А это много.

– Молодая братия всегда научается от старой братии. Есть сегодня еще старцы в монастыре?

– Слава Богу, что в Лавре еще есть старшая братия, которая живет, подвизается. Вспоминаю отца архимандрита Пимена (ныне покойного). Помню, иду по братскому коридору около полуночи в умывальную комнату, а мне навстречу – отец Пимен. И говорит мне: «Доброе утро!» И так было несколько раз. Сначала я подумал, что старец шутит со мной: полночь почти, а он говорит мне «Доброе утро!» А, может быть, перепутал старец по старости своей (ему уже 80 лет было). А потом я заметил: нет, старец уже проснулся. Это у него утро началось. Он проснулся и шел, умывшись, на молитвенное правило

У нас сейчас есть старая братия, к которым молодые приходят прочитывать им правило. К кому-то в три часа ночи приходят читать правило… Это очень поучительно и очень поддерживает всех.

Один молодой монах как-то сказал: «Бывает, не хочется идти, но надо старцу помочь. Если я не приду, он же не сможет прочитать сам!» И вот, он идет в три часа ночи и читает ему правило. Это очень поучительно.

Но, конечно, у современного человека много проблем. В основном, проблема своего «я». Такой человек все пропускает через свое сознание, через свой ум, анализирует, а с этим анализом, чаще всего, он может потерять понятие послушания и не увидеть его.

И вот здесь послушнику (или монаху) нужно задуматься: зачем он пришел в монастырь? Творить свою волю, делать все по-своему, или же делать, как ему благословят?

В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле.

В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле. И если человек внимательно живет в Лавре, он видит, что управляет всем Преподобный Сергий. Не администрация, не какое-то начальство, а сам Преподобный тихо, спокойно правит монастырем! Братия, ведущая настоящую духовную жизнь, видит это, знает, замечает и в терпении ждет, – если имеет какое-то искушение – что Преподобный сам все расставит на свои места и все решит.

– В Лавре есть большая библиотека, может ли монах сегодня повысить свой образовательный уровень, находясь в стенах обители?

– Есть библиотека с хорошим читальным залом. А кроме тех книг, которые там имеются, усилиями братии была переснята на электронные носители вся прежняя лаврская библиотека, сохранившаяся после Смутных времен в Москве, будучи вывезенной в РГБ. Там она и сейчас хранится, а братия все полностью пересняла, большая часть материалов сейчас размещена на сайте Лавры. Переснят и дореволюционный архив Лавры. Это очень помогает человеку, имеющему желание изучать историю, быт Лавры, ее духовную, богослужебную жизнь. Можно придти, воспользоваться компьютером, и братия с успехом этим пользуется.

– Первое, что обращает на себя внимание паломника, попадающего в Троицкий собор Лавры – это, конечно, удивительные росписи наших святых иконописцев – преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного, а также их учеников. В Троицком соборе действительно сохранились их подлинники?

– Иконостас Троицкого собора написан и его учениками, в частности, Даниилом Черным. Пятый (верхний) ярус иконостаса относится к XVII веку. Царские врата – это дар Михаила Федоровича Романова, первого из династии Романовых. В первом ряду иконостаса – иконы XV-XVI веков. Там же была и рублевская Троица, на месте которой сейчас размещена копия иконописца Баранова, который исполнил ее в 1927 году.

Да, Андрей Рублев расписал весь собор, но, к сожалению, его фрески не сохранились. В XVII веке они были срублены и заменены новыми фресками. Мы сейчас имеем остатки фресок XVII века. Они отреставрированы, поновлены частью, но это остатки фресок XVII века.

– Известно паломникам, что в Серапионовой палате – место бывшей келии Преподобного Сергия. Это действительно то самое место?

– В исторических повествованиях мы читаем, что келия его была около храма. Прежний храм Живоначальной Троицы стоял на месте Троицкого собора. А поскольку он был деревянным, меньшим по размеру, то и получается, что «келия у храма» попадает как раз на место, где сейчас Серапионова палата.

Есть предположение, что келия Преподобного отчасти находилась даже под нынешней территорией Троицкого собора.

Момент явления Матери Божией Преподобному Сергию – это один из важнейших моментов в жизни как Преподобного Сергия, так и в жизни Лавры. Память об этом сохраняется в Лавре, и каждую пятницу совершается акафистное пение в честь Матери Божией, потому что, как мы помним, явление это было в ночь с пятницы на субботу, во время молитвы Преподобного с его учеником, преподобным Михеем.

– «Большой келией Преподобного Сергия» называют Московские духовные школы, которые уже давно исторически обосновались в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня жизнь Академии и семинарии неразрывно связана с жизнью обители. Как происходит общение братии монастыря и преподавателей и студентов Московских духовных школ?

– Во-первых, студенты участвуют в Лаврских богослужениях. Они поют на клиросах во время воскресных богослужений, на большие праздники церковные. Происходит и исповедь студентов в особо установленные дни: например, перед Рождеством, перед Пасхой, перед Успением, перед Преображением. Есть специальные дни, когда администрация Академии считает нужным, духовники Лавры приходят и совершают исповедь студентов Академии и преподавателей. Студенты и самостоятельно регулярно посещают лаврских духовников: приходят на исповедь, открывают помыслы, получают духовные советы – такая нормальная, живая христианская жизнь, это очень хорошо.

Молитвами Преподобного Сергия да пребудет над всеми нами покров Игумена Земли русской – в благословение каждому из нас, в радость, утешение и терпение своего жизненного креста!

Пока весь православный мир отмечал большой праздник, Покров Пресвятой Богородицы, Киев наблюдал за факельным шествием националистов, отмечающих День образования УПА, а также попытками захвата Лавры. Об этом и самых абсурдных обвинениях в адрес церкви далее.

1.Опасения Лавры и отклик прихожан

Сообщения о предстоящем возможном захвате Лавры появились заранее. Националисты не особо скрывали своих намерений. Лидер раскольников Филарет вовсе обещал, что после предоставления храмы УПЦ МП будут захвачены.

При этом, по сообщению Управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония, нацгруппы получили указание 14 октября осуществить провокации в Киево–Печерской и Почаевской лаврах. Заранее прийти и помолиться за киевскую Святую Успенскую Киево-Печерскую Лавру пригласил верующих её наместник митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел.

Тысячи верующих откликнулись на данный призыв (см. ВИДЕО в конце статьи).

К слову, президент Украины Петр Порошенко призывал верующих помолиться за автокефалию.

О чем говорили в Лавре, пока националисты шли маршем по Киеву?

"Я понимаю, что сегодняшнее факельное шествие традиционное событие, однако маршрут пролегает возле Лавры. Считаю, что это неправильно. Власть должна была это скорректировать, понимая, что есть напряжение в обществе", - сказал отец Петр.
"Последние события свидетельствуют, что происходят захваты. Наше государство правовое. И если закон - за нами, то для чего захваты. Не нужно отступать от истины. Это моя позиция. Считаю, что Томос - политическое решение. Пытаться что-то навязывать - это чистая политика", - приводит слова православных Страна.ua.

2."Бандера - наш герой, Покрова - наше свято". Праздник УПА, факельное шествие, погромы

14 октября с недавних пор для некоторых жителей Украины стал настоящим праздничным днем. В этом году националисты и военнослужащие отмечали День украинского казачества, День защитника Украины, 76-ую годовщину образования Украинской повстанческой армии.

Шествие националистов началось из парка им. Т. Шевченко.

"Бандера - наш герой, Покрова - наше свято", - скандировало шествие.
"Герої не вмирають, вмирають москалі", - кричали марширующие.

По сообщению издания "Новое время", марширующие, из которых многие приезжие, направляясь к Европейской площади с флагами и фаерами в руках, обсуждали свое довольство "90%-ным Томосом", хвастались своими прицелами, осуждали власть и безделье.

"Бандера, Шухевич - герої України!" - выкрикивали даже дети.

ВИДЕО с места событий ниже.

Радикалы также отправились к общественной организации "Украинский выбор - право народа", где они били стекла, пытались поджечь здание, кидали дымовые шашки. Обошлось без пострадавших.

Гимн украинских националистов на площади исполнили 8368 человек.

3.Лавра: националисты на территории

Вчера, 14 октября, в полицию все-таки поступил звонок из лавры, в котором служители церкви рассказали о прибывшей на территорию храма большой группе людей спортивной внешности.

Прибывшие на место происшествия полицейские задержали нарушителей, которые были отправлены в отделение для проверки документов и проведения бесед. Остальных полиция выдворила за пределы лавры и заблокировала перед входом.

"Возле Киево-Печерской лавры обнаружено около сотни человек, которых доставили в управление полиции для установления их личных данных и проведения профилактической беседы", - говорится в сообщении столичной полиции.

Киево-Печерская лавра не первый раз становится целью националистов и раскольников. .

4.Позиция украинских властей

"Сами здания церквей, преимущественно, принадлежат общинам, которые находятся рядом с этой церковью. А что касается Почаевской или Киево-Печерской Лавры, то они вообще принадлежат государству Украина, и они на основании закона об охране исторических и архитектурных памятников в данное время просто сданы в аренду, в эксплуатацию, можно сказать, Московскому Патриархату. Потому тут нет никаких споров", – заявил Иван Винник, депутат Верховной Рады из "Блока Петра Порошенко", в эфире ток-шоу "Право на власть".

Стоит подчеркнуть, что украинский режим начал проталкивать через Верховную Раду Украины закон, определяющий принадлежность храмов на основании решения общины. Согласно такому законопроекту, храм может быть опечатан и передан раскольникам на основании решения, принятого по результатам сборов "активистов". Любопытно, что фиктивность сборов, как и непринадлежность "активистов" к общине, доказать будет невозможно.

5.Украина сходит с ума

Тем временем бывший вице премьер-министр Украины Роман Бессмертный заявил в эфире ZIK, что Почаевская Лавра - "фабрика", насыщающая украинский рынок контрабандным молдовским вином, а церковнослужителей он назвал "агентами в рясах".

Митрополит Павел: «Вокруг Церкви собираются люди, которые создают свои политические партии»

27 июля в Киеве будут праздновать 1025-летие Крещения Руси, ожидается приезд Патриарха РПЦ Кирилла, украинские власти рассчитывают и на визит президента России Владимира Путина. Наместник Киево-Печерской лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел рассказал Янине Соколовской о том, что происходит сейчас в Церкви и власти Украины.

— Ваше Высокопреосвященство, как Вы чувствуете себя после отравления, о котором в июле раньше писала наша газета?

Божиею милостью, — все, можно сказать, пришло в норму. И, несмотря на ситуацию с отравлением, за меня можно не опасаться, потому, что, как говорят в народе, — Бог не выдаст, свинья не съест. Все в руках Господних, а я уповаю на Господа. Бывают разные моменты, но в общем все хорошо: возраст уже 52года, но работы так много, что не успеваю об этом думать.

– В эти месяцы у нас много праздников: 25-летие возрождения Киево-Печерской Лавры, 1025-летие Крещения Киевской Руси. Готовитесь к ним?

– Действительно, 25 лет назад, после долгих лет атеистического запустения, Лавра была возвращена в исконное свое состояние – монастыря. В нее возвратилась духовная жизнь, молитва, служение Богу и людям. Когда Лавре возвратили ее статус, люди молились на улице, возле Дальних пещер – храмы не были приспособлены к ведению Богослужений, да и не везде даже нам, священнослужителям, дозволено было входить.

Из этих 25 лет 20 лет я в монастыре, отвечаю перед Богом и перед людьми за жизнь и служение этой славной обители. И вам лучше видно, какие есть изменения. Но могу сказать, что у нас есть все необходимое. Сначала мы довольствовались малым, делали все по минимуму – только чтобы можно было войти в храм, сделать его возможным для молитвы, вызволить из состояния музейного объекта, доказывавшего, что Бога нет. Теперь же подходим к вопросу течения монастырской жизни серьезно: реставрируем храмы, которые с годами удалось возвратить Лавре, делаем необходимые ремонты, накопившиеся за советское время, расписываем храмы. Смотрите, какими стали храм Рождества Богородицы, Аннозачатиевская церковь, Крестовоздвиженский храм, храм Всех Преподобных Печерских, Церковь преподобного Сергия Радонежского. Сейчас идет ремонт Трапезной палаты храма преподобных Антония и Феодосия Печерских, который в народе называется Трапезным храмом. Расписываем Успенский Собор, восстановленный из руин несколько лет назад. Ну, и конечно же, за эти годы привели в надлежащий порядок келейные корпуса, в которых прежде были жилые коммунальные квартиры, так называемые коммуналки. Можете представить себе, в каком они были состоянии – убито всё. Пришлось заново создавать сантехнические службы во всей Лавре. Можно рассказать и еще многое, но достаточно и этого.

Но самое главное – Божественные службы в наших храмах. Благолепие во всем. Когда я пришел, мы рады были иметь достаточное количество облачений для службы хотя бы из подкладочной ткани. Сегодня мы смогли прийти к такому благолепию, что, надеюсь, становятся всякому понятны слова посланцев князя Владимира – крестителя Киевской Руси, сказавших ему о православной Литургии: «не знаем, где мы были – на земле или же на небе». Хоры наши поют хвалу Господу прославленным Киево-Печерским распевом, и дальше развивается в недрах Лавры церковная духовная музыка.

Господь послал нам действительно чудную братию. Когда я пришел, было что-то около 30 человек, теперь нас уже около 180. Но все равно не хватает. Все заняты, все несут свои послушания, а их много и они разные.

За эти годы чудес в Лавре было много, они совершаются, можно сказать, каждый день, но мы не умеем видеть их, как бы привыкли к ним как к обыденной жизни. Люди теперь спешат в паломнические поездки по святым местам, и часто это превращается просто в паломнический туризм. Да, конечно и Иерусалим, и православные святыни всего мира – это святое. Но ведь и наша Лавра – место спасения. Здесь почивают мощи более 100 Преподобных Печерских – молитвенников о нас грешных. Недавно были обретены мощи святых угодников Божиих: святителя Павла Тобольского, святителя Филарета Амфитеатрова, прославлены и другие угодники. 25 лет назад когда открыли Лавру и начали проходить первые Богослужения, замироточили главы святых в Дальних пещерах, и мы обнаружили, что сосуды полны мира. Постоянно служатся молебны возле святых глав, читаются Акафисты – и люди получают исцеления. После помазания святым миром прозрела 17-летняя девушка, об этом писали в газетах. Люди приходят к нам и рассказывают, как по этим молитвам облегчаются их болезни, настают исцеления.

– В Лавре находятся духовные школы – Семинария и Академия, много молодых лиц. Пополняют ли они ряды монашества?

– К сожалению, сегодняшнее время со всеми его соблазнами не очень подвигает молодежь на приход в монастырь. Жизнь монастыря с его обетами безбрачия (что мы называем целомудрием), нестяжания, послушания и другими многими ограничениями не часто привлекает молодых людей. Монастырь – это труд и постоянная молитва. Они говорят, что в монастыре тяжело, за стенами обители легче. Но они забывают, что истинная монастырская, монашеская жизнь – это корабль спасения. Решение быть в монастыре – это, в основном, решение зрелых людей.

– В прессе писали о том, что внутри Украинской Православной Церкви происходят некие противоречивые течения.

– Церковь, согласно Деяниям Апостольским, по Заветам Христа, свята и непорочна. Но люди – всюду люди. И то, что происходит в кругу церковных людей – это другое дело. Этого не скроешь, да и скрывать не надо. Это присутствует не только в Православии, но и в католическом, мусульманском, иудейском мире, однако о ситуациях там никто не пишет.

Сейчас вокруг Церкви собираются люди, которые создают свои политические партии и борются за сферы влияния. А Церковь должна быть единая, соборная, святая. События, которые происходят сейчас, свидетельствуют об уровне людей, которые не смогли понести благодать и решили заработать на кресте церковном. Иуда ведь тоже 30 сребренников взял. Они – те же самые христопродавцы. Приходя к служению в Церкви, надо иметь душу в состоянии любви к Богу и глубокого раскаяния, а не чувствовать себя в Церкви хозяином.

Я читаю иногда «откровения» в интернете, где пишут: мол, попы такие, попы сякие. Какой только грязью не поливают там Церковь и священников! И в результате – священник сегодня – это настолько унизительно, что иногда опускаются руки, диву даешься, откуда берутся после всего силы для подвижнической жизни у наших священников? Служение священника – это не только служба в храме, но и разные требы: исповеди и причащения больных и умирающих, отпевание и погребение умерших, духовная опека прихожан, которые не могут прийти в церковь. И бывает, что это разные, далеко отстоящие расстояния в течение одного дня. А епископам, архиепископам, митрополитам, управляющим жизнью Церкви, приходится ехать за многие сотни километров. И для этого необходима машина, потому что часто на груди у священника находятся Святые Дары – великая Святыня, которую нельзя подвергать никакому риску в общественном транспорте. И вот здесь «ревнители из интернета» кричат в один голос: «у попа машина!». А почему он не может иметь машину? А когда говорят: «пусть священник продаст машину и поделится с нуждающимися», то я спрашиваю: а вы почему не делаете этого, почему не даете им? «Проповедник» Сандей имеет массу имущества, но никто не возмущается. А священников бьют, потому что надо посеять недоверие к Церкви. Поливают и филаретовских раскольников, потому что война идет против Православной Церкви.

Мы живем в последние времена, когда нас приносят в жертву, думая, что делают богоугодное. Люди, только что пришедшие в Церковь, не постигшие даже азов вероучения, не проникшись словом Божиим, начинают сомневаться, видеть врагов в священниках. Так бывало и прежде. Вспомните, что делали с пророками книжники и фарисеи. И сейчас я удивляюсь, а судьи кто? Откуда они знают, сколько я даю на больницы? А сколько они принесли на Церковь, чтобы она могла нуждающихся поддерживать? Вот я сам из Ровенской области. Там тоже такие умники есть. Когда собирают деньги на церковь, они кладут гривну, потому что мелочи, видно, нет. И при этом хотят, чтобы в храме было светло, тепло, чтобы купол не тек, чтоб было убрано, чтобы были регент, батюшка и староста. А как они, читают Священное Писание? Десятину он должен дать, чтобы и мы могли дальше дать людям.

Мы, Церковь, арендуем свои монастыри и храмы у государства, хотя мы их и строим, и реставрируем. Мы платим все налоги. Коммунальные платежи у нас по промышленным тарифам. Все хотят видеть все в благолепии и красоте. А откуда все это берется? Само собой не делается. И при этом еще и судят нас.

Я смотрю на этих писак и думаю: какая скудость ума. Ты сам бесчинствуешь, пьешь, ешь и не думаешь о последствиях. Господь стоит и смотрит на это. А ведь об этом сказано: в чем застану, в том и сужу. И суд будет нелицеприятным. Киев большой город, а храмы иногда стоят пустыми. А если объявляют, что приехал какой-то «целитель-проповедник», к нему толпы бегут. Вынужден напомнить вам, люди: надо подумать о своей жизни; если вы ходите во тьме, зачем вы вините свет?

– Вас не смущает, что вход в Лавру стоит сейчас больше 10 долларов и эти деньги взимает музей, а люди винят в этом монахов. Не добавляет и авторитета история с моделью Владой Прокаевой, назначенной руководить музеем, а потом заявившей, что получила эту должность за взятку.

– К великому сожалению, люди, так называемые обыватели, не умеют, а часто и не хотят, провести черту между заповедником «Киево-Печерская Лавра» и монастырем Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Поэтому события заповедника ложатся пятном и на монастырь. Вход к нам бесплатный с 5 часов утра до 22 часов. К кадровым вопросам заповедника мы не имеем никакого отношения. Прихожане жаловались, что в верхнюю Лавру плата за вход все растет и растет. Знаю, что последняя цена была 50 грн. Сейчас, после возмущения людей, плату, говорят, понизили. Да, Верхняя Лавра – это все-таки монастырь, там и Трапезный храм, и Успенский Собор, и еще четыре храма, которыми распоряжается музей.

Но убрать музей из Лавры нереально. Мы не в силах это сделать. Я сейчас в Успенском Соборе начну войну, потому что мы его сами реставрируем, а музей туда пускает экскурсантов за деньги. Все же расходы несем мы.

Если кому кажется, что монахи наживаются, пусть поживет с нами один день. Со мной побудет и увидит, сколько надо людей в день накормить, скольким помочь. Сколько людей обращаются ко мне с просьбой о помощи. Я никому не отказываю. Деньги, полученные при венчании или крестинах — отдаю потом нуждающимся и это не рекламирую. Помогать – миссия Церкви. Церковь выделяет пожертвования на больницы, детские дома, дома престарелых, но делает это, не афишируя. Я в 52 года хожу и прошу не для себя, а для того, чтобы отремонтировали дорогу и отреставрировали Успенский храм. Я и там не попал и здесь не угодил. Меня такая логика человеческого мышления поражает. Может, я родился не в то время.

Как-то включил украинское телевидение и увидел, как можно клеветать на истину. Выступает один профессор-теолог и рассказывает, что греко-католическая церковь было гонима, а Московский Патриархат был продажным и сдавал КГБ верующих людей. Но ни один православный священник после ареста не попал в Америку. В Сибирь попадали, в Лукьяновскую тюрьму, на тот свет попадали. А иерархи греко-католиков благополучно оказались за границей. Я сам священник советского времени, я все это знаю. Люди боялись обращаться за требами в церковь, и я их понимал, потому что приходили люди в погонах и снимали данные из церковных книг. Но я писал, когда и кто крещен и венчан, не указывая адреса. Говорил, что я не ЗАГС. Потому на меня и были гонения в то время. Но так поступали многие.

Мы хулим советскую власть, но и нынешняя не намного лучше. Нам не выделяют земли для строительства церквей, требуют взятки. Все дают и мы должны – за каждую справку, за введение каждого объекта в эксплуатацию.

– Но братия же радовалась, что в Украине избран православный Президент, который ходит в Лавру.

– Он очень хороший человек. Но служивые – это другое. Мы дожились до того, что охрана в храм заходит с собаками. Якобы так они обеспечивают безопасность. Сколько я наслушался от народа по этому поводу! Мы совершаем Таинство Причащения, а собака – возле Престола. Это ж осквернение, после такого надо читать чин освящения храма. А служивые этого не понимают. Президент стоит спокойно, молится, а вокруг него бесконечные разговоры по рациям, когда молчать должна «всякая плоть человеча».

– Патриарх Алексий II крайне редко посещал Киев, Патриарх Кирилл у нас частый гость. Это укрепляет позиции Украинской Православной Церкви?

– Трудно сказать, как нам это помогает. Просто Святейший должен навещать свою паству, должен приезжать и молиться вместе с народом. Ни Патриарх Алексий ІІ, ни Патриарх Кирилл ничего плохого не несли Украине и не несут. Не они закрывали наши церкви и разделяли православный люд. Патриарх Алексий II в свое время вручил нашей Церкви Томос об автономии. Не стоит кого-то обвинять в наших бедах. Патриарх наш имеет титул Московский и всея Руси. Да, мы – Украинская Православная Церковь. У Блаженнейшего митрополита Владимира всегда было особое положение. И у нашей Церкви особое положение. Сегодня мы действительно Автономная Церковь со всеми ее правами, только бы была она в мудрых управляющих руках.

Интервью газете «Известия»