На чем основан лунный календарь. Что такое Лунный календарь? Лунный календарь что это

  • 24.07.2019

Луна сопровождает нас каждую ночь – то освещает нам путь во мраке с загадочной улыбкой Джоконды, то серпом месяца рассекает темные тучи. Под луной гуляют влюбленные, её воспевают поэты. Она – самое близкое к Земле небесное тело, но все равно остается таинственной. И главной тайной Луны является её ощутимое, не до конца объяснимое, ежедневное влияние на нашу жизнь, настроение, состояние нас, землян.

Текст: Маргарита Царик

Из глубины веков

Сейчас мы пользуемся «солнечным» календарем - он отражает движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси: каждый виток вокруг себя – день, каждый виток вокруг Солнца – год. Но, оказывается, в привычном для нас виде календарь был не всегда: изначально, в древнем мире, он был другим – лунным, то есть основывался на сменах лунных фаз. Древним людям нужно было на что-то ориентироваться в исчислении дней и лет. Луна была им в подмогу – смена её состояний заметна, понятна, довольно легко без специальных устройств установить алгоритм и придерживаться его. Древние народы – греки, евреи, китайцы – пользовались системой лунного календаря веками. Но когда земледелие стало вытеснять кочевой образ жизни, человеку стало важно ориентироваться еще и на смену сезонов, от которых зависит жизнь растений, а значит – на Солнце и сезонную активность. Так на смену лунному календарю пришел лунно-солнечный, а затем солнечный – такой, каким мы его знаем. Лунный календарь остался незыблемым по сей день лишь в мусульманской культуре.

«Лунные» характеристики

Лунный календарь подвижен – в лунном цикле четыре фазы, каждая из них продолжается 7,4 «солнечных» суток, и вместе они могут составлять 29 или 30 «солнечных» дней, в среднем – 29,5, от предыдущего до следующего новолуния. Лунный цикл, который составляет 29 суток, считается менее благополучным для жизнедеятельности человека, чем 30-дневный. За этот период Луна возвращается на своё «космическое место» относительно нашего главного светила – Солнца.

Что такое лунный день? – это время от одного восхода до следующего восхода Луны. Каждый лунный день имеет свои характеристики – он может быть благоприятным или неблагоприятным для разных сфер человеческой жизни: для работы, для бытовых дел, для отношений между детьми и родителями, между мужчиной и женщиной.

Лунный день по дате рождения может задать более объемную «программу» новорожденному, чем целый знак Зодиака. Каждый момент нашей жизни «под Луной» практически индивидуален, если учитывать протяженность данного лунного цикла, влияние зодиакально-лунной совместимости , а также то, какой по счету сегодня день от новолуния и в какой фазе находится Луна. Мы обязательно поговорим на тему «лунной совместимости» более подробно в одном из наших следующих материалов.

От Новолуния до убывания

Все мы можем наблюдать лунные фазы из окна квартиры – их четыре: Новолуние – это период, когда лучше всего можно собраться с мыслями, сосредоточиться на планировании последующих событий. Активных действий и кульминационных моментов на этом этапе лучше избегать, чтобы подкопить энергию для будущего.

Растущая Луна – активность нарастает, можно переходить от планов к действиям. Это благодатный период для решения рутинных вопросов – энергия аккумулирована и ещё не растрачена, человек полон сил, он чувствует себя на подъеме.

Полнолуние – это пик мобилизации сил, человек максимально выкладывается физически, духовно, сексуально, эмоционально – а значит, могут быть не только успехи и победы, но и нервные срывы, если организм не справляется с физической и психологической нагрузкой.

Убывающая Луна – время подводить итоги, анализировать результаты, энергический спад в этот период закономерен, дела требуют завершения, чтобы накопить новых сил для новых дел, самое время сделать передышку и дать отдых организму.

Более подробно о влиянии фаз Луны на нашу жизнь мы обязательно поговорим с вами в наших следующих материалах.

Содержание статьи

КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendae или kalendae, «календы» – название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени. Например, в задачу (а) входит регистрация дат природных явлений, как периодических – равноденствий, затмений, приливов, – так и непериодических, таких, как землетрясения. Календарь позволяет регистрировать исторические и общественные события в их хронологической последовательности. Одна из важных задач календаря – определение моментов церковных событий и «дрейфующих» праздников (например, Пасхи). Функция (б) календаря используется в общественной сфере и в быту, где процентные платежи, заработная плата и прочие деловые отношения основаны на определенных интервалах времени. Многие статистические и научные исследования также используют временные интервалы.

Существует три основных типа календарей: 1) лунный, 2) солнечный и 3) лунно-солнечный.

Лунный календарь

основан на продолжительности синодического, или лунного месяца (29,53059 сут), определяемого периодом смены лунных фаз; при этом не принимается во внимание продолжительность солнечного года. Примером лунного календаря служит мусульманский календарь. Большинство народов, использующих лунный календарь, считает месяцы поочередно состоящими из 29 или 30 сут, поэтому средняя длина месяца равна 29,5 сут. Длина лунного года в таком календаре составляет 12ґ29,5 = 354 сут. Истинный лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев, содержит 354,3671 сут. Календарь не учитывает эту дробную часть; таким образом за 30 лет набирается расхождение в 11,012 сут. Добавление этих 11 сут каждые 30 лет восстанавливает соответствие календаря лунным фазам. Основной недостаток лунного календаря в том, что его год короче солнечного года на 11 сут; поэтому начало определенных сезонов по лунному календарю приходится год от года на все более поздние даты, что вызывает определенные трудности в общественной жизни.

Солнечный календарь

согласован с длительностью солнечного года; в нем начало и продолжительность календарных месяцев не связаны со сменой лунных фаз. Солнечные календари были у древних египтян и майя; в наше время большинство стран также пользуется солнечным календарем. Истинный солнечный год содержит 365,2422 сут; но гражданский календарь, чтобы быть удобным, должен содержать целое число суток, поэтому в солнечном календаре обычный год содержит 365 сут, а учет дробной части суток (0,2422) происходит раз в несколько лет путем добавления одного дня к так называемому високосному году. Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты – два равноденствия и два солнцестояния. Точность календаря определяется по тому, насколько точно равноденствие приходится на один и тот же день каждого года.

Лунно-солнечный календарь

– это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Эта уловка требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты. Пример лунно-солнечного календаря дает еврейский календарь, официально принятый в Израиле.

ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ

В календарях используются единицы счета времени, основанные на периодических движениях астрономических объектов. Вращение Земли вокруг своей оси определяет длительность суток, обращение Луны вокруг Земли дает продолжительность лунного месяца, а обращение Земли вокруг Солнца задает солнечный год.

Солнечные сутки.

Видимое движение Солнца по небу задает истинные солнечные сутки как интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через меридиан в нижней кульминации. Если бы это движение отражало только вращение Земли вокруг своей оси, то оно происходило бы очень равномерно. Но оно связано также с неравномерным движением Земли вокруг Солнца и с наклоном земной оси; поэтому истинные солнечные сутки переменны. Для измерения времени в быту и в науке используются математически вычисленное положение «среднего солнца» и, соответственно, средние солнечные сутки, которые имеют постоянную длительность. В большинстве стран начало суток приходится на 0 ч, т.е. на полночь. Но это не всегда было так: в библейские времена, в Древней Греции и Иудее, а также в некоторые другие эпохи начало дня приходилось на вечернее время. У римлян в различные периоды их истории день начинался в разное время суток.

Лунный месяц.

Первоначально продолжительность месяца определялась периодом обращения Луны вокруг Земли, точнее – синодическим лунным периодом, равным промежутку времени между двумя последовательными наступлениями одинаковых фаз Луны, например, новолуний или полнолуний. Средний синодический лунный месяц (так называемая «лунация») длится 29 сут 12 ч 44 мин 2,8 с. В библейские времена лунацию считали равной 30 сут, но римляне, греки и некоторые другие народы приняли как стандарт измеренную астрономами величину 29,5 сут. Лунный месяц – удобная в общественной жизни единица времени, поскольку она длиннее суток, но короче года. В древности Луна привлекала всеобщий интерес как инструмент для измерения времени, ибо весьма несложно наблюдать выразительную смену ее фаз. Кроме того, лунный месяц был связан с различными религиозными потребностями и поэтому играл важную роль при составлении календаря.

Год.

В обыденной жизни, в том числе и при составлении календаря, под словом «год» понимают тропический год («год сезонов»), равный интервалу времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия. Сейчас его продолжительность составлет 365 сут 5 ч 48 мин 45,6 с, причем каждые 100 лет она уменьшается на 0,5 с. Еще древние цивилизации использовали этот сезонный год; по записям египтян, китайцев и других древних народов видно, что длина года вначале принималась равной 360 сут. Но уже довольно давно длину тропического года уточнили до 365 сут. Позже египтяне приняли его продолжительность равной 365,25 сут, а великий астроном древности Гиппарх уменьшил эту четверть суток на несколько минут. Гражданский год не всегда начинался с 1 января. Многие древние народы (как и некоторые современные) начинали год с момента весеннего равноденствия, а в Древнем Египте год начинался в день осеннего равноденствия.

ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЕЙ

Греческий календарь.

В древнегреческом календаре обычный год состоял из 354 сут. Но поскольку ему нехватало 11,25 сут для согласования с солнечным годом, то каждые 8 лет к году добавляли 90 сут (11,25ґ8), разделенные на три одинаковых месяца; этот 8-годичный цикл назывался октаэтеридой. После примерно 432 до н.э. греческий календарь основывался на цикле Метона, а затем на цикле Каллиппа (см. ниже раздел о циклах и эрах).

Римский календарь.

Согласно древним историкам, вначале (ок. 8 в. до н.э.) латинский календарь состоял из 10 месяцев и содержал 304 сут: пять месяцев по 31 сут в каждом, четыре месяца по 30 и один месяц с 29 сут. Год начинался 1 марта; отсюда сохранились названия некоторых месяцев – сентябрь («седьмой»), октябрь («восьмой»), ноябрь («девятый») и декабрь («десятый»). Новые сутки начинались в полночь. Впоследствии римский календарь претерпел немалые изменения. Перед 700 до н.э. император Нума Помпилий добавил два месяца – январь и февраль. Календарь Нумы содержал 7 месяцев по 29 сут, 4 месяца по 31 сут и февраль с 28 сут, что составляло 355 сут. Около 451 до н.э. группа из 10 высших римских чиновников (децемвиров) привела последовательность месяцев к нынешнему виду, перенеся начало года с 1 марта на 1 января. Позже была учреждена коллегия понтификов, которая провела реформу календаря.

Юлианский календарь.

К 46 до н.э., когда верховным понтификом стал Юлий Цезарь , календарные даты явно расходились с природными сезонными явлениями. Поступало столько жалоб, что возникла необходимость радикальной реформы. Чтобы восстановить прежнюю связь календаря с сезонами, Цезарь по совету александрийского астронома Созигена продлил 46-й год до н.э., добавив месяц из 23 сут после февраля и два месяца из 34 и 33 сут между ноябрем и декабрем. Таким образом, в том году было 445 сут и его прозвали «годом путаницы». Затем Цезарь закрепил длительность обычного года в 365 сут с введением раз в четыре года одного добавочного дня после 24 февраля. Это позволило приблизить среднюю продолжительность года (365,25 сут) к длительности тропического года. Цезарь умышленно отказался от лунного года и выбрал солнечный год, поскольку при этом все вставки, кроме високосного года, стали ненужными. Таким образом Цезарь установил продолжительность года в точности равной 365 сут и 6 ч; с тех пор повсеместно используется именно это значение: после трех обычных лет следует один високосный год. Цезарь изменил продолжительность месяцев (табл. 1), положив в обычном году февраль из 29 сут, а високосном – из 30. Этот Юлианский календарь, который сейчас часто называют «старым стилем», был введен 1 января 45 до н.э. Тогда же месяц квинтилис был переименован в июль в честь Юлия Цезаря, а весеннее равноденствие было сдвинуто к своей исходной дате 25 марта.

Августианский календарь.

После смерти Цезаря понтифики, видимо, неправильно поняв инструкцию о високосных годах, в течение 36 лет добавляли високосный год не раз в четыре, а раз в три года. император Август исправил эту ошибку, пропустив три високосных года в период с 8 до н.э. до 8 н.э. Начиная с этого момента, високосными считались только года с номером, кратным 4. В честь императора месяц секстилис был переименован в август. Кроме того, количество дней в этом месяце было увеличено с 30 до 31. Эти сутки были взяты из февраля. Сентябрь и ноябрь были сокращены с 31 до 30 сут, а октябрь и декабрь увеличены с 30 до 31 сут, что сохраняло общее количество суток в календаре (табл. 1). Таким образом сложилась современная система месяцев. Некоторые авторы считают не Августа, а все же Юлия Цезаря основателем современного календаря.

Таблица 1. Продолжительность месяцев трех римских календарей
Таблица 1. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МЕСЯЦЕВ
ТРЕХ РИМСКИХ КАЛЕНДАРЕЙ (в сутках)
Название месяца Календарь децемвиров
(ок. 414 до н.э.)
Календарь Юлия
(45 до н.э.)
Календарь Августа
(8 до н.э.)
Януариус 29 31 31
Фебруариус 28 29–30 28–29
Мартиус 31 31 31
Априлис 29 30 30
Майус 31 31 31
Юниус 29 30 30
Квинтилис 1) 31 31 31
Секстилис 2) 29 30 31
Септембер 29 31 30
Октобер 31 30 31
Новембер 29 31 30
Децембер 29 30 31
1) Юлиус в календарях Юлия и Августа.
2) Август в календаре Августа.

Календы, иды и ноны.

Эти слова римляне использовали только во множественном числе, называя так особые дни месяцев. Календами, как упоминалось выше, называли первый день каждого месяца. Иды были 15-м днем марта, мая, июля (квинтилиса), октября и 13-м днем остальных (коротких) месяцев. При современных расчетах нонами называют 8-й день перед идами. Но римляне учитывали сами иды, поэтому ноны у них были 9-м днем (отсюда их название «nonus», девять). Мартовскими идами было 15 марта или, менее определенно, какой-либо из семи предшествующих дней: с 8 до 15 марта включительно. Ноны марта, мая, июля и октября приходились на 7-й день месяца, а в прочие, короткие месяцы – на 5-й день. Дни месяца отсчитывались назад: в первую половину месяца говорили, что столько-то дней осталось до нон или ид, а во вторую половину – до календ следующего месяца.

Григорианский календарь.

Юлианский год продолжительностью 365 сут 6 ч длиннее истинного солнечного на 11 мин 14 с, поэтому с течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 н.э. Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви. В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Наконец, предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием ХIII. Он издал 24 февраля 1582 буллу, вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 сут – после 4 октября следовало 15 октября. Это позволяло сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия, каковой она была, вероятно, в 325 н.э. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, считать високосными. Таким образом, 1582 стал первым годом григорианского календаря, часто называемого «новым стилем». Франция перешла на новый стиль в том же году. Некоторые другие католические страны приняли его в 1583. Прочие страны переходили на новый стиль в разные годы: например, Великобритания приняла григорианский календарь с 1752; к 1700 високосному году по юлианскому календарю различие между ним и григорианским календарем составляло уже 11 сут, поэтому в Великобритании после 2 сентября 1752 наступило 14 сентября. В том же году в Англии начало года было перенесено на 1 января (до этого новый год начинался со дня Благовещения – 25 марта). Ретроспективное исправление дат стало причиной большой путаницы на многие годы, поскольку папа Григорий XIII распорядился внести поправки во все прошлые даты, вплоть до Никейского собора. Григорианский календарь используется сегодня во многих странах, включая США и Россию, которая отказалась от восточного (юлианского) календаря лишь после Октябрьской (в действительности – ноябрьской) большевистской революции 1917. Григорианский календарь не абсолютно точен: он на 26 с длинее тропического года. Разница достигает одних суток за 3323 года. Для их компенсации вместо исключения трех високосных лет из каждых 400 нужно было бы исключать один високосный год из каждых 128 лет; это поправило бы календарь настолько, что лишь за 100 000 лет разница между календарным и тропическим годами достигла бы 1 сут.


Еврейский календарь.

Этот типичный лунно-солнечный календарь имеет очень древнее происхождение. Его месяцы содержат попеременно 29 и 30 сут, а раз в 3 года добавляют 13-й месяц Веадар; его вставляют перед месяцем Нисан каждый 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й год 19-летнего цикла. Нисан – первый месяц еврейского календаря, хотя отсчет годов ведется от седьмого месяца Тишри. Вставка Веадара приводит к тому, что весеннее равноденствие всегда приходится на лунацию в месяце Нисан. В григорианском календаре два вида годов – обычный и високосный, а в еврейском – обычный (12-месячный) год и эмболисмический (13-месячный). В эмболисмическом году из 30 сут, вставленных перед Нисаном, 1 сут относятся к шестому месяцу Адару (который обычно содержит 29 сут), а 29 сут составляют Веадар. На самом деле еврейский лунно-солнечный календарь еще сложнее, чем описано здесь. Хотя он и годится для исчисления времени, но из-за использования лунного месяца его нельзя считать эффективным современным инструментом этого рода.

Мусульманский календарь.

До Мухаммеда, умершего в 632, у арабов был лунно-солнечный календарь со вставными месяцами, похожий на еврейский. Считается, что ошибки старого календаря заставили Мухаммеда отказаться от дополнительных месяцев и ввести лунный календарь, первым годом которого стал 622. В нем за единицу отсчета приняты сутки и синодический лунный месяц, а сезоны вообще не принимаются во внимание. Лунный месяц считается равным 29,5 сут, а год состоит из 12 мес, содержащих попеременно 29 или 30 сут. В 30-летнем цикле последний месяц года в течение 19 лет содержит 29 сут, а остальные 11 лет – 30 сут. Средняя продолжительность года в таком календаре 354,37 сут. Мусульманский календарь широко распространен на Ближнем и Среднем Востоке, хотя Турция в 1925 отказалась от него в пользу григорианского календаря.

Египетский календарь.

Ранний египетский календарь был лунным, о чем свидетельствует иероглиф «месяц» в виде лунного серпа. Позже жизнь египтян оказалась тесно связана с ежегодными разливами Нила, которые и стали для них точками отсчета времени, стимулируя создание солнечного календаря. Согласно Дж.Брестеду, этот календарь был введен в 4236 до н.э., и эта дата считается самой древней исторической датой. Солнечный год в Египте содержал 12 мес по 30 сут, а по окончании последнего месяца шло еще пять дополнительных суток (эпагомены), что в сумме давало 365 сут. Поскольку календарный год был на 1/4 сут короче солнечного, со временем он все больше и больше расходился с сезонами. Наблюдая гелиакические восходы Сириуса (первое появление звезды в лучах утренней зари после ее невидимости в период соединения с Солнцем), египтяне определили, что 1461 египетский год по 365 сут равен 1460 солнечным годам по 365,25 сут. Этот интервал известен как период Сотис. Длительное время жрецы препятствовали любому изменению календаря. Наконец в 238 до н.э. Птолемей III издал декрет о добавлении одного дня к каждому четвертому году, т.е. ввел подобие високосного года. Так родился современный солнечный календарь. День у египтян начинался с восходом Солнца, их неделя состояла из 10 сут, а месяц – из трех недель.

Китайский календарь.

Доисторический китайский календарь был лунным. Около 2357 до н.э. император Яо, недовольный существующим лунным календарем, повелел своим астрономам определить даты равноденствий и с помощью вставных месяцев создать сезонный календарь, удобный для сельского хозяйства. Чтобы согласовать 354-суточный лунный календарь с 365-суточным астрономическим годом, каждые 19 лет добавляли 7 вставных месяцев, следуя подробной инструкции. Хотя солнечный и лунный годы в целом были согласованы, лунно-солнечные различия оставались; их исправляли по достижении ими заметной величины. Тем не менее календарь все еще был несовершенен: годы имели неодинаковую продолжительность, а равноденствия приходились на разные даты. В китайском календаре год состоял из 24 полумесяцев. Китайский календарь имеет 60-летний цикл, началом которого считается 2637 до н.э. (по другим данным – 2397 до н.э.) с несколькими внутренними периодами, причем каждый год имеет довольно забавное название, например, «год коровы» в 1997, «год тигра» в 1998, «зайца» в 1999, «дракона» в 2000 и т.п., которые повторяются с периодом в 12 лет. После западного проникновения в Китай в 19 в. в коммерции стали использовать григорианский календарь, а в 1911 он официально был принят в новой Китайской республике. Однако крестьяне еще продолжали пользоваться древним лунным календарем, но с 1930 он был запрещен.

Календари майя и ацтеков.

Древняя цивилизация племени майя обладала весьма высоким искусством счета времени. Их календарь содержал 365 сут и состоял из 18 мес по 20 сут (каждый месяц и каждый его день имели свое название) плюс 5 добавочных суток, не относящихся ни к одному месяцу. Календарь состоял из 28 недель по 13 пронумерованных дней в каждой, что составляло всего 364 сут; одни сутки оставались лишними. Почти таким же календарем пользовались и соседи майя – ацтеки. Большой интерес представляет календарный камень ацтеков. Лицо в центре изображает Солнце. В четырех примыкающих к нему больших прямоугольниках изображены головы, символизирующие даты четырех предшествующих мировых эпох. Головы и условные знаки в прямоугольниках следующего круга символизируют 20 сут месяца. Большие треугольные фигуры изображают солнечные лучи, а в основании внешнего круга два огненных змея представляют жар небес. Календарь ацтеков похож на календарь майя, но названия месяцев иные.



ЦИКЛЫ И ЭРЫ

Воскресные буквы

это схема, показывающая связь между числом месяца и днем недели в течение любого года. Например, она позволяет определять воскресные дни, а исходя из этого составить календарь на весь год. Таблицу недельных букв можно записать так:

Каждый день года, кроме 29 февраля високосных лет, обозначается буквой. Определенный день недели всегда обозначается одной и той же буквой в течение всего года, за исключением високосных лет; поэтому та буква, которая обозначает первое воскресенье, соответствует и всем остальным воскресеньям этого года. Зная воскресные буквы любого года (от A до G) можно полностью восстановить порядок дней недели в этом году. Полезна следующая таблица:

Чтобы определить порядок дней недели и составить календарь любого года, нужно иметь таблицу воскресных букв для каждого года (табл. 2) и таблицу строения календаря любого года с известными воскресными буквами (табл. 3). Например, найдем день недели для 10 августа 1908. В табл. 2 на пересечении столбца столетий со строкой, содержащей две последние цифры года, указаны воскресные буквы. Високосные годы имеют две буквы, а для полных столетий, таких как 1900, буквы указаны в верхнем ряду. Для високосного 1908 года воскресными буквами будут ED. Из части для високосного года табл. 3 по буквам ED находим строку дней недели, а пересечение с ней даты «10 августа» дает понедельник. Таким же образом находим, что 30 марта 1945 было пятницей, 1 апреля 1953 – средой, 27 ноября 1983 – воскресеньем, и т.д.

Таблица 2. Воскресные буквы для любого года от 1700 до 2800
Таблица 2. ВОСКРЕСНЫЕ БУКВЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ГОДА
ОТ 1700 ДО 2800 (по А. Филипу)
Последние две цифры года Вековые годы
1700
2100
2500
1800
2200
2600
1900
2300
2700
2000
2400
2800
00 C E G BA
01
02
03
04
29
30
31
32
57
58
59
60
85
86
87
88
B
A
G
FE
D
C
B
AG
F
E
D
CB
G
F
E
DC
05
06
07
08
33
34
35
36
61
62
63
64
89
90
91
92
D
C
B
AG
F
E
D
CB
A
G
F
ED
B
A
G
FE
09
10
11
12
37
38
39
40
65
66
67
68
93
94
95
96
F
E
D
CB
A
G
F
ED
C
B
A
GF
D
C
B
AG
13
14
15
16
41
42
43
44
69
70
71
72
97
98
99
. .
A
G
F
ED
C
B
A
GF
E
D
C
BA
F
E
D
CB
17
18
19
20
45
46
47
48
73
74
75
76
. .
. .
. .
. .
C
B
A
GF
E
D
C
BA
G
F
E
DC
A
G
F
ED
21
22
23
24
49
50
51
52
77
78
79
80
. .
. .
. .
. .
E
D
C
BA
G
F
E
DC
B
A
G
FE
C
B
A
GF
25
26
27
28
53
54
55
56
81
82
83
84
. .
. .
. .
. .
G
F
E
DC
B
A
G
FE
D
C
B
AG
E
D
C
BA
Таблица 3. Календарь на любой год
Таблица 3. КАЛЕНДАРЬ НА ЛЮБОЙ ГОД (по А. Филипу)
Обычный год
Воскресные буквы и начальные дни недели A
G
F
E
D
C
B
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пн
Сб
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Месяц Дней в месяце
Январь
Октябрь
31
31
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
Февраль
Март
Ноябрь
28
31
30
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25

Апрель
Июль

2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26

Сентябрь
Декабрь

3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
Високосный год
Воскресные буквы и начальные дни недели AG
GF
FE
ED
DC
CB
BA
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пн
Сб
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Месяц Дней в месяце
Январь
Апрель
Июль
31
30
31
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
Февраль
Август
29
31
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
Март
Ноябрь
31
30
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
3
10
17
24
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30

Сентябрь
Декабрь

2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27

Цикл Метона

показывает соотношение лунного месяца и солнечного года; поэтому он стал основой для греческого, еврейского и некоторых других календарей. Этот цикл состоит из 19 лет по 12 месяцев плюс 7 добавочных месяцев. Назван он по имени греческого астронома Метона, открывшего его в 432 до н.э., не подозревая, что в Китае о нем знали с 2260 до н.э. Метон определил, что период в 19 солнечных лет содержит 235 синодических месяцев (лунаций). Он считал длину года равной 365,25 сут, поэтому 19 лет у него составляли 6939 сут 18 ч, а 235 лунаций равняются 6939 сут 16 ч 31 мин. В этот цикл он вставлял 7 добавочных месяцев, поскольку 19 лет по 12 мес дают в сумме 228 мес. Считается, что Метон вставлял добавочные месяцы в 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й и 19-й годы цикла. Все годы, помимо указанных, содержат по 12 мес, состоящих попеременно из 29 или 30 сут, 6 лет среди упомянутых выше семи содержат по дополнительному месяцу из 30 сут, а седьмой – 29 сут. Вероятно, первый Метонов цикл начался в июле 432 до н.э. Фазы Луны повторяются в те же дни цикла с точностью до нескольких часов. Таким образом, если даты новолуний определены в течение одного цикла, то они легко определяются для последующих циклов. Положение каждого года в цикле Метона указывает его номер, принимающий значения от 1 до 19 и называемый золотым числом (поскольку в античную эпоху фазы Луны начертывались золотом на общественных памятниках). Определить золотое число года можно по специальным таблицам; им пользуются для вычисления даты Пасхи.

Цикл Каллиппа.

Другой греческий астроном – Каллипп – в 330 до н.э. развил идею Метона, введя 76-летний цикл (= 19ґ4). Циклы Каллиппа содержат постоянное число високосных лет, тогда как в цикле Метона их число переменно.

Солнечный цикл.

Этот цикл состоит из 28 лет и помогает установить связь между днем недели и порядковым днем месяца. Если бы не было високосных лет, то соответствие дней недели и чисел месяца регулярно повторялось бы с 7-летним циклом, поскольку в неделе 7 дней, и год может начинаться с любого из них; а также потому, что обычный год на 1 сутки длинее 52 полных недель. Но введение раз в 4 года високосных лет делает цикл повторения всех возможных календарей в прежнем порядке 28-летним. Интервал между годами с одинаковым календарем изменяется от 6 до 28 лет.

Цикл Дионисия (пасхальный). Этот цикл из 532 лет имеет компоненты лунного 19-летнего и солнечного 28-летнего циклов. Считается, что он был введен Дионисием Малым в 532. Согласно его расчетам, как раз в том году начинался лунный цикл, первый в новом Пасхальном цикле, что и указывало дату рождения Христа в 1 н.э. (эта дата часто является предметом спора; некоторые авторы называют датой рождения Христа 4 до н.э.). Цикл Дионисия содержит полную последовательность пасхальных дат.

Эпакт.

Эпактом называют возраст Луны от новолуния в сутках на 1 января любого года. Эпакт был предложен А. Лилием и введен К. Клавием в период подготовки новых таблиц для определения дней Пасхи и других праздников. Каждый год имеет свой эпакт. Вообще для определения даты Пасхи требуется лунный календарь, но эпакт позволяет определить дату новолуния и далее вычислить дату первого полнолуния после весеннего равноденствия. Следующее после этой даты воскресенье и есть Пасха. Эпакт совершеннее золотого числа: он позволяет определять даты новолуний и полнолуний по возрасту Луны на 1 января, не рассчитывая лунные фазы на весь год. Полная таблица эпактов вычислена на 7000 лет, после чего вся серия повторяется. Эпакты пробегают циклически серию из 19 чисел. Для определения эпакта текущего года нужно к эпакту предыдущего года прибавить 11. Если сумма превышает 30, то нужно вычесть 30. Это не очень точное правило: число 30 приблизительное, так что вычисленные по этому правилу даты астрономических явлений могут отличаться от истинных на сутки. До введения григорианского календаря эпакты не использовали. Считается, что цикл эпактов начался в 1 до н.э. с эпактом 11. Инструкции для расчета эпактов кажутся очень сложными, пока не вникнешь в детали.

Римские индикты.

Это цикл, введенный последним римским императором Константином; им пользовались для ведения коммерческих дел и сбора податей. Непрерывную последовательность лет делили на 15-летние интервалы – индикты. Цикл начался 1 января 313. Следовательно, 1 н.э. был четвертым годом индикта. Правило определения номера года в текущем индикте такое: прибавить 3 к григорианскому номеру года и разделить это число на 15, остаток и является искомым числом. Так, в системе римских индиктов 2000 год имеет номер 8.

Юлианский период.

Это универсальный период, используемый в астрономии и хронологии; введен французским историком Ж.Скалигером в 1583. «Юлианским» Скалигер назвал его в честь своего отца, известного ученого Юлия Цезаря Скалигера. Юлианский период содержит 7980 лет – произведение солнечного цикла (28 лет, по прошествии которых даты юлианского календаря приходятся на те же дни недели), цикла Метона (19 лет, по прошествии которых все фазы Луны приходятся на те же дни года) и цикла римских индиктов (15 лет). Началом юлианского периода Скалигер выбрал 1 января 4713 до н.э. по продолженному в прошлое юлианскому календарю, поскольку все три перечисленных выше цикла сходятся в этой дате (точнее, 0,5 января, поскольку за начало юлианских суток принят средний гринвичский полдень; поэтому к полуночи, с которой начинается 1 января, уже проходит 0,5 юлианских суток). Текущий юлианский период завершится в конце 3267 н.э. (23 января 3268 по григорианскому календарю). Для того чтобы определить номер года в юлианском периоде, нужно прибавить к нему число 4713; сумма и будет искомым номером. Например, 1998 имел номер 6711 в юлианском периоде. Каждый день этого периода имеет свой юлианский номер JD (Julian Day), равный количеству суток, прошедших с начала периода до полудня этого дня. Так, 1 января 1993 имел номер JD 2 448 989, т.е. к гринвичскому полдню этой даты от начала периода прошло именно столько полных суток. Дата 1 января 2000 имеет номер JD 2 451 545. Юлианский номер каждой календарной даты приводится в астрономических ежегодниках. Разность юлианских номеров двух дат указывает количество суток, прошедших между ними, что весьма важно знать при астрономических расчетах.

Римская эра.

Годы этой эры отсчитывались от момента основания Рима, которым считается 753 до н.э. Перед номером года ставили аббревиатуру A.U.C. (anno urbis conditae – год основания города). Например, 2000 год григорианского календаря соответствует 2753 году римской эры.

Олимпийская эра.

Олимпиады – это 4-летние интервалы между греческими спортивными состязаниями, проводившимися в Олимпии; их использовали в хронологии Древней Греции. Олимпийские игры устраивали в дни первого полнолуния после летнего солнцестояния, в месяце гекатомбейоне, что соответствует современному июлю. Вычисления показывают, что первые Олимпийские игры были проведены 17 июля 776 до н.э. В то время использовали лунный календарь с добавочными месяцами цикла Метона. В 4 в. христианской эры император Феодосий отменил Олимпийские игры, и в 392 Олимпиады были заменены Римскими индиктами. Термин «Олимпийская эра» часто встречается в хронологии.

Эра Набонассара.

Введена одной из первых и названа в честь вавилонского царя Набонассара. Эра Набонассара представляет особый интерес для астрономов, поскольку использовалась для указания дат Гиппархом и александрийским астрономом Птолемеем в его «Альмагесте». По-видимому, в Вавилоне в эту эру начались детальные астрономические исследования. Началом эры считают 26 февраля 747 до н.э. (по юлианскому календарю), первый год правления Набонассара. Птолемей начинал счет суток со среднего полдня на меридиане Александрии, а год у него египетский, содержащий ровно 365 сут. Неизвестно, пользовались ли в Вавилоне эрой Набонассара в эпоху ее формального начала, но в более поздние времена ею, по-видимому, пользовались. Помня о «египетской» длине года, легко вычислить, что 2000 год по григорианскому календарю является 2749 годом эры Набонассара.

Еврейская эра.

Начало еврейской эры – это мифическая дата сотворения мира, 3761 до н.э. Еврейский гражданский год начинается около дня осеннего равноденствия. Например, 11 сентября 1999 по григорианскому календарю был первым днем 5760 года по еврейскому календарю.

Мусульманская эра,

или эра хиджры, начинается 16 июля 622, т.е. с даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. Например, 6 апреля 2000 по григорианскому календарю начинается 1421 год мусульманского календаря.

Христианская эра.

Началась 1 января 1 н.э. Считают, что христианскую эру ввел Дионисий Малый в 532; время течет в ней в согласии с циклом Дионисия, описанным выше. Дионисий принял за начало 1-го года «нашей» (или «новой») эры 25 марта, поэтому день 25 декабря 1 н.э. (т.е. 9 мес спустя) был назван днем рождения Христа. Папа Григорий XIII перенес начало года на 1 января. Но историки и хронологи давно уже считали днем Рождества Христова 25 декабря 1 до н.э. По поводу этой важнейшей даты было много споров, и только современные исследования показали, что скорее всего Рождество приходится на 25 декабря 4 до н.э. Путаницу в установление подобных дат вносит то обстоятельство, что астрономы часто называют год рождения Христа нулевым годом (0 н.э.), которому предшествовал 1 до н.э. Но другие астрономы, а также историки и хронологи считают, что нулевого года не было и сразу за 1 до н.э. следует 1 н.э. Нет согласия и в том, считать ли такие годы, как 1800 и 1900, концом столетия или началом следующего. Если принять существование нулевого года, то 1900 будет началом столетия, а 2000 – еще и началом нового тысячелетия. Но если нулевой год отсутствовал, то 20-й век истекает лишь в конце 2000. Многие астрономы считают вековые годы, заканчивающиеся на "00, началом нового столетия.

Как известно, дата Пасхи постоянно меняется: она может прийтись на любой день с 22 марта по 25 апреля включительно. По правилу Пасха (католическая) должна быть в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием (21 марта). К тому же, согласно Английскому требнику, «... если полнолуние наступает в воскресенье, то Пасхой будет следующее воскресенье». Эта дата, имеющая большое историческое значение, служила предметом многих споров и дискуссий. Поправки папы Григория XIII приняты многими церквами, но поскольку расчет даты Пасхи основан на лунных фазах, она не может иметь определенную дату в солнечном календаре.

РЕФОРМА КАЛЕНДАРЯ

Хотя григорианский календарь очень точен и вполне согласуется с природными явлениями, его современная структура не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Уже давно ведутся разговоры об усовершенствовании календаря и даже возникают различные ассоциации по проведению такой реформы.

Недостатки григорианского календаря.

Этот календарь имеет около дюжины дефектов. Главным среди них является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях. Например, кварталы содержат 90, 91 или 92 дня. Существуют четыре основные проблемы:

1) Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов – обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает 7 типов обычных и 7 типов високосных лет, т.е. всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

2) Продолжительноть месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.

3) Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель.

4) От недели к неделе, от месяца к месяцу и даже от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий. Например, день Благодарения всегда приходится на четверг, но число месяца при этом меняется. Рождество всегда приходится на 25 декабря, но на разные дни недели.

Предлагаемые усовершенствования.

Существует множество предложений по реформе календаря, из которых перечисленные ниже обсуждаются чаще других:

Международный фиксированный календарь

(International Fixed Calendar). Это улучшенная версия 13-месячного календаря, предложенного в 1849 французским философом, основоположником позитивизма О.Контом (1798–1857). Разработал ее английский статистик М.Котсворт (1859–1943), основавший в 1942 Лигу фиксированного календаря. Этот календарь содержит 13 мес по 28 дней в каждом; все месяцы одинаковые и начинаются с воскресенья. Оставив первым шести месяцам из двенадцати их привычные имена, Котсворт вставил между ними 7-й месяц «Соль» (Sol). Один лишний день (365 – 13ґ28), названный Днем года, следует после 28 декабря. Если год високосный, то вставляют еще Високосный день после 28 июня. Эти «уравновешивающие» сутки в счете дней недели не учитываются. Котсворт предлагал упразднить названия месяцев и использовать для их обозначения римские цифры. 13-месячный календарь весьма равномерен и удобен в употреблении: год легко делится на месяцы и недели, а месяц делится на недели. Если бы в экономической статистике вместо полугодий и кварталов использовался месяц, то такой календарь имел бы успех; но 13 мес трудно поделить на полугодия и кварталы. Проблемы вызывает и резкое отличие этого календаря от ныне действующего. Для его введения потребуются большие усилия, чтобы получить согласие влиятельных групп, приверженных традиции.

Всемирный календарь

(World Calendar). Этот 12-месячный календарь разрабатывался по решению Международного коммерческого конгресса 1914 и усиленно пропагандировался многими сторонниками. В 1930 Э.Ахелис организовала Ассоциацию всемирного календаря, издающую с 1931 «Журнал реформы календаря». Основной единицей Всемирного календаря служит квартал года. Каждые неделя и год начинаются с воскресенья. Первые три месяца содежат 31, 30 и 30 сут соответственно. Каждый следующий квартал такой же, как первый. Названия месяцев сохраняются нынешними. День високосного года (июнь W) вставляется после 30 июня, а День окончания года (День мира) – после 30 декабря. Противники Всемирного календаря считают его недостатком то, что каждый месяц состоит из нецелого числа недель и поэтому начинается с произвольного дня недели. Защитники же этого календаря считают его преимуществом подобие ныне действующему календарю.

Вечный календарь

(Perpetual Calendar). Этот 12-месячный календарь предлагает У.Эдвардс из Гонолулу (Гавайи). Вечный календарь Эдвардса разбит на четыре 3-месячных квартала. Каждая неделя и каждый квартал начинаются с понедельника, что весьма выгодно для бизнеса. Первые два месяца каждого квартала содержат по 30 дней, а последний – 31. Между 31 декабря и 1 января располагается праздник – День нового года, а раз в 4 года между 31 июня и 1 июля появляется День високосного года. Приятной особенностью Вечного календаря является то, что пятница в нем никогда не попадает на 13-е число. Несколько раз в Палату представителей США даже вносили законопроект об официальном переходе на этот календарь.

Литература:

Бикерман Э. Хронология древнего мира . М., 1975
Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Вечные календари . М., 1984
Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее . М., 1987
Климишин И.А. Календарь и хронология . М., 1990
Куликов С. Нить времен: малая энциклопедия календаря . М., 1991



Управляет морскими приливами и отливами, влияет на наше самочувствие и настроение, помогает в различных начинаниях и предостерегает от опрометчивого шага. Но почему же именно луна так сильно влияет на нашу жизнь?

Луна – спутник Земли, происхождение которого до сих пор остается загадкой. И в наши дни ученые спорят, является ли луна природным объектом или искусственно созданным механизмом, с неизвестной целью помещенным рядом с нами. Наши предки использовали лунный календарь, как универсальное средство для подсчета времени, так как именно луна нагляднее всего представляла смену относительно равномерных периодов.

Так, в году мы наблюдаем 12 лунных месяцев, каждый из которых длится 29 или 30 дней. При составлении лунного календаря обязательно учитываются степени освещенности луны, или, как их еще называют, фазы: первая фаза (или новолуние), вторая (или растущая луна), третья (или полнолуние), и четвертая (убывающая луна).

Тысячелетия наблюдений позволили выявить определенные закономерности в фазах луны и поведении людей, что позволило составить множество универсальных рекомендаций: когда начинать новые дела, как строить личные отношения и даже когда нужно делать стрижку!

Живем по лунному календарю

Лунный бизнес календарь. Конечно же, подробный лунный календарь с учетом вашего дня рождения даст вам полную картину ведения бизнеса, однако попробуйте придерживаться основных правил и вы увидите – ваши дела пойдут в гору!

  • Первая фаза луны – время собраться с мыслями, просчитать, какими ресурсами вы обладаете и распределить их равномерно. В этот период хорошо заводить новые бизнес-контакты, но не ждите от них быстрой отдачи. Они пригодятся вам в будущем.
  • Во второй фазе луны вы будете готовы для начала новых проектов, ваши силы придут в наивысшее состояние готовности, все будет получаться легко и просто. Наилучшее время для начала – конец второй фазы и начало третьей.
  • Третья фаза луны – продолжайте работать над начатым проектом, это время, когда вы полностью можете погрузиться в рутинные дела, требующие скрупулезного внимания.
  • И, наконец, в четвертой фазе подведите итоги, сделайте работу над ошибками и начните намечать новые стратегии развития.

Лунный календарь взаимоотношений. Женщины, как существа эмоциональные, больше подвержены влиянию луны, когда речь идет о взаимоотношениях. Для того, чтобы ваши отношения были более гармоничными, узнайте, как луна участвует в ваших отношениях.

  • В первой фазе луны вы спокойны и расслаблены. Вам хочется ощущать заботу, быть любимым или любимой. Тянет посидеть дома вместе с вашим партнером или сходить в кино. Ваши отношения полны заботы и нежности.
  • Во второй фазе луны вы более активны. Этой же активности вам хочется от вашего партнера – пускай он удивит вас неожиданным подарком или предложением прокатиться на воздушном шаре! Вы с радостью примите его предложение и будете готовы к различным экспериментам.
  • Третья фаза луны – время, которое необходимо разделить между вашим партнером и любым другим интересом, будь то ваша работа, хобби, друзья и т.д. Это период, когда энергии, наполняющей вас, настолько много, что объект вашего внимания, получив ее в полном объеме, может захлебнуться. Перенаправьте часть ее в другое русло или прыгните вместе с парашютом – и вы увидите, что ваши отношения укрепятся.
  • В четвертой фазе луны вы способны к анализу того, что происходит между вами – именно в это время очень продуктивно проходят разговоры «по душам» или походы к семейному психологу. В этот период вы будете готовы к обсуждению накопившихся вопросов и к рациональному их решению.

И, конечно же, все мы хотим быть красивыми. В этом нам поможет календарь стрижек и ухода за волосами.

  • В первой фазе луны ваши волосы особенно нуждаются в уходе и заботе – порадуйте их экзотическими масками, сделайте массаж головы.
  • Если вы любите эксперименты и хотите, чтобы ваши волосы отрастали как можно быстрее, стригите их во второй фазе луны.
  • Третья фаза – для того, чтобы испытать различные цветовые гаммы или сделать химическую завивку, в этот период волосы наиболее сильны.
  • Стрижка в четвертой фазе позволит вам укрепить корни и сделать ваши волосы здоровее, хотя отрастать они будут, увы, дольше.

Живите по лунному календарю и пусть ваша жизнь будет гармонична!

Еще до наступления нашей эры люди знали, что Луна оказывает воздействие на все живое на планете, ее влиянию подвластны процессы растительного и животного мира, а следовательно человек подвластен этой силе тоже.

В середине третьего тысячелетия до нашей эры Шумерами , населявшими Месопотамию, что располагалась в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат, был составлен первый лунный календарь . Стоит обратить внимание на то, что первым из календарей был именно лунный, а не солнечный, как считают большинство среднестатистических обывателей.

Известно, что лунный месяц длится - 29,5 суток , таким образом, лунный год включает в себя 354 полных дня . Важно учитывать то, что лунные сутки, как правило, имеют разную продолжительность, иногда могут длиться лишь несколько часов.

Лунный календарь на 2019 год и его значимость

Для удобного использования знаний о влиянии Луны все они были сгруппированы в лунный календарь на год . Данный календарь включает в себя все месяцы года, содержащие подробные описания влияния Луны в каждый календарный день.

Если вы хотите спланировать наиболее эффективно все важные для вас дела и осуществить задуманное, добившись максимальных результатов, рекомендуем вам использовать полный лунный календарь на 2019 год. Применить его можно в различных сферах от личной жизни до бизнеса и карьеры.

Лунный календарь на месяцы и сезоны

Чтобы предоставить сведения о лунных днях наиболее лаконично, лунный календарь на год поделен на сезоны и месяцы . Такое деление позволяет наиболее удобным образом находить нужные сведения на несколько месяцев вперед, а значит и более эффективно прогнозировать развитие событий будущего.

Кроме того, календарь на каждый месяц включает в себя сведения о движении Луны по зодиакальному кругу, а так же точное время восхода и заката Луны на каждый день.

Что такое лунные фазы и какое они имеют значение?

Почему первым был именно лунный календарь? Ответ прост, дело в том, что именно состояние Луны проще всего наглядно оценить и вычислить периодическую закономерность. Таким образом, древние Шумеры смогли выделить шесть основных этапов, которые проходит Луна в течение месяца. Эти этапы принято называть лунными фазами .

Важно отметить тот факт, что два из этих этапов являются критическими точками лунной активности, речь идет о Новолунии и Полнолунии . В эти дни влияние Луны становится особенно сильным. Тогда как остальные четыре фазы отражают периоды, каждый из которых в среднем составляет чуть более семи суток . Все из этих четырех периодов имеют свою собственную энергетическую окраску, потому при пользовании лунным календарем нужно обязательно учитывать текущую фазу Луны.

Дни первой фазы Луны

Когда Луна проходит стадию роста , обстоятельства благоприятны для того, чтобы заложить фундамент будущих свершений. В это время лучше повременить с активными действиями, для них будет подходящее время чуть позже. Помните о том, что именно в этот период вы можете наиболее эффективно накапливать силы.

Дни второй фазы Луны

Вторая фаза роста Луны способна дать вам силы для осуществления задуманного, вам предстоит лишь решить в каком именно направлении действовать. Однако, такая энергичность данного периода может сыграть с вами злую шутку, так как учащаются ситуации приводящие к нервным срывам и стрессу в целом.

Дни третьей фазы Луны

С началом убывания Луны ситуация начинает меняться. Период действий завершен и пришло время подвести итог всем принятым решениям. Во время этой лунной фазы вы можете отказаться от всего, что изжило себя и насладиться. В целом течение этого периода ваши силы будут идти на спад, и вы все меньше буде идти на решительные шаги.

Дни четвертой фазы Луны

В данный период вы едва ли сможете пойти на решительные действия, потому как вся ваша прежняя энергия уже иссякла и все, что вам осталось это отдыхать и наслаждаться плодами своих прошлых успехов. Однако, ничто не мешает вам на убывающую Луну завершать все то, за что вы принялись прежде.

Влияние Луны при нахождении в различных знаках зодиака

При оценке советов, которые дает лунный календарь на 2019 год, стоит опираться не только на рекомендации для текущего дня и фазы, но и обращать внимание на то, в каком знаке зодиака находится Луна сегодня.

В течение 27,3 суток планета полностью проходит зодиакальный круг. Разумеется, такое движение самым различным образом оказывает воздействие на все процессы в природе и жизни людей. Потому, если вы решили всерьез следовать рекомендациям лунного календаря, обратите внимание на то, в каком знаке зодиака находится Луна в анализируемый вами момент.

Какой лунный календарь выбрать?

В разные периоды жизни нас интересует успех в различных сферах, общими рекомендациями в таких ситуациях не обойтись. Именно поэтому лунный календарь на год со временем стал включать в себя наряду с общими рекомендациями советы, которые можно применить в различных сферах жизни, таких как бизнес, садоводство и личная жизнь. С течением времени такой подход вылился в создание отдельных тематических календарей , каждый из которых имел более узкую направленность и был актуален для отдельных сфер жизни.

Ниже вашему вниманию представлены семь наиболее популярных тематических календарей.

Как правильно пользоваться лунным календарем?

Если вы станете прислушиваться к советам, которые дает лунный календарь на 2019 год, то очень скоро научитесь использовать мощное влияние Луны исключительно себе во благо. В частности, с помощью советов лунного календаря вы сможете добиться успехов в работе, так как будете знать, когда стоит проявить деловую активность, лучше всего взаимодействовать с партнерами, проводить модернизацию или запускать новые проекты. Помимо этого, в соответствии с лунными фазами можно более эффективно принимать важные жизненные решения, например, о смене места жительства, создании семьи, рождении ребенка или кардинальной смене вида деятельности, чтобы все ваши перемены были только к лучшему.

В предыдущем материале мы вкратце рассмотрели историю летоисчисления в западном мире. Обратившись к мусульманскому средневековью, мы увидим, что мусульманские ученые раньше, чем их европейские коллеги, разработали более совершенную и точную систему исчисления времени. Однако системы летоисчисления хотя и превосходили европейские календари по точности, но при этом требовали высоких научных знаний, проведения сложных расчетов и использования астрономического инструментария и приборов для наблюдений. В общем, точные календари для исчисления времени и выдающиеся достижения мусульманских ученых в области астрономии и морской навигации были результатом большого научного труда.

Однако уже упоминавшийся хадис:

«Мы – неграмотная община: мы не пишем и не считаем» подразумевает, что в основе календаря, предлагаемого для всеобщего пользования в исламском мире, должна лежать очень простая и ясная метода, которая не нуждается в записи и счете. Летосчисление, используемое для повседневных религиозных нужд населения, должно представлять собой систему счета, основанную на простых вещах, видных и понятных, как говорится «невооруженным глазом».

Именно по этой причине в том, что касается поклонения и других религиозных вопросов исламский шариат взял на вооружение не солнечный, а лунный календарь. При этом необходимо помнить, что это нисколько не умаляет достижения мусульманских ученых-естествоиспытателей в деле создания точного солнечного календаря. Предпочтение шариатом учета времени по фазам луны не означает отказ от использования солнечного календаря.

Рассмотрим подробнее основы лунного летоисчисления .

Луна совершает полный оборот по своей орбите в течение отрезка времени, равного двадцати семи дням, семи часам, сорока трем минутам и четырем целым семи десятым секунды. Этот отрезок времени называется лунными сутками. Если остаток, превышающий 27 дней, перевести в десятичные дроби, получится 0,321582 дня.

Таким образом, лунные сутки равны 27,321582 земных дней.

Время, которое проходит между двумя новолуниями равно двадцати девяти земным дням, двенадцати часам, сорока четырем минутам и двум целым девяти десятым секундам. Если остаток, превышающий целые дни, перевести в десятичные дроби, то получится 0,530589 дня.

Таким образом, один лунный месяц равен 29,530589 дням. Поэтому лунный год, состоящий из двенадцати месяцев, оказывается равным: 12×29,530589 = 354,327068 дням.

Иными словами, один лунный год равен тремстам пятидесяти четырем целым и тремстам двадцати семи тысячам шестидесяти восьми миллионным дня.

Если принять, что месяцы равны попеременно 30 и 29 дням, то окажется, что в каждом месяце имеется неточность, равная приблизительно 0,030589 дня. В течение одного года это искажение достигает 0,367068 дня.

В течение тридцати лет неточность достигает 30×0,367068 = 11, 012204 дней. Иными словами, за каждые тридцать лет накапливается искажение, едва превышающее одиннадцать дней.

Если бы мы считали, что в каждом лунном году имеется 354 дня, то в этом случае (относительно солнечного календаря) каждые тридцать лет накапливалось бы одиннадцать «лишних» дней, а каждые девяносто лет – тридцать три дня. То есть после первых девяноста лет начало месяца мухаррам приходилось бы на 27-й день месяца зу-л-каада, начало рамадана на 27-й день месяца раджаб. Это привело бы к полному аннулированию таких религиозных актов, как пост , хадж и Курбан-байрам . Это привело бы к восстановлению отвратительной практики «насий’», запрещенной Кораном, и к потере почтения к Священным месяцам.

Для того, чтобы лунные месяцы, сдвигающиеся вперед на одиннадцать дней в течение каждых тридцати лет, вернулись на свои изначальные места, понадобилось бы около 965-ти лет.

Во избежание столь больших искажений мусульманские ученые решили добавлять одиннадцать дней к каждому тридцатилетнему циклу. Иными словами, они постановили, что в одиннадцати из каждых тридцати лет , имеется не 354, а 355 дней, т.е. одиннадцать лет являются високосными.

Согласно этому установлению мусульманских ученых високосными годами в каждом тридцатилетнем цикле являются: 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й и 29-й годы.

Позволяет ли такой способ установления високосных лет полностью избежать искажения летоисчисления?

Если бы один месяц равнялся только 29 дням, 12 часам, 44 минутам, то подобный способ определения високосных лет мог бы полностью решить проблему искажений. Ибо 44 «лишние» минуты каждого месяца в течение года превращались бы в: 12×44 = 528 минут. Каждые тридцать лет: 30×528 = 15840 минут. Иными словами, накапливалось бы ровно одиннадцать дней искажения без остатка. Таким образом, одиннадцать високосных лет, по которым распределялись бы эти одиннадцать дней, полностью снимали бы проблему неточности лунного календаря относительно солнечного.

Но один месяц не равен только 29 дням, 12 часам и 44 минутам. Есть еще две целых, девять десятых (2,9) секунды излишка.
Поэтому в каждом году накапливается: 12×2,9 = 34,8, а в каждом тридцатилетнем цикле: 30×34,8 = 1044 секунды излишка. В течение трехсот лет эта величина достигает 10440, за три тысячи лет – 104400 секунд. Последнее число равно полновесным двадцати четырем неучтенным часам. А это – целые сутки! В течение тридцати тысяч лет количество неучтенных суток превысит двенадцать дней.

Если выразить сказанное в десятичных дробях, то получится следующее:

Каждые 30 лет остаток составит 11,01204 дня.

Одиннадцать целых данного остатка вводятся в оборот посредством добавления одиннадцати високосных лет. Но остается еще 0,01204 «неприкаянного» излишка. Этот излишек в течение трех тысяч лет достигает 1,204 дня, а в течение тридцати тысяч лет – 12,04 дней. То есть 12 суток и около одного часа сверх того.

Столь значительная ошибка в лунном летосчислении, хоть и растянута на колоссальный временной отрезок, тем не менее, указывает на несовершенство такого метода, как добавление високосных лет.

По этой причине, наш исламский шариат нуждается в точных расчетах. Но он не принимает во внимание календарные годы, по причине того, что, сколько бы тщательно не велся их учет, ошибок при этом избежать не удается. Можно выразить эту мысль еще лучше: шариат не предписал людям следовать неверной в своей основе, а потому нуждающейся в точных расчетах системе летоисчисления, но привязал исполнение актов религиозного характера к астрономическим годам . Поскольку календарные годы никогда не совпадают с астрономическими годами, будучи либо дольше, либо короче их, исламский шариат никогда не привязывал поклонение и другие религиозные акты к календарным годам.

В продолжении материала мы рассмотрим причину, по которой шариат предпочел лунное летоисчисление.

Айдар Хайрутдинов