Как поминать на радоницу в церкви. Радоница — день особого поминовения усопших

  • 24.09.2019

Слово «Радоница» произошло от слов «род» и «радость» – радость о том, что родные люди обрели вечную жизнь. Это праздник, и он обязывает христиан радоваться, а не впадать в переживания по поводу смерти близких.

В преддверии Радоницы «БГ» пообщалась с клириком храма Святителя Николая Чудотворца в Бресте священником Димитрием Нагнибедой о том, как правильно отмечать этот праздник.

– Какой смысл православные христиане вкладывают в праздник Радоницы?

– Как правильно поминать усопших на Радоницу?

– Можно ли приносить еду, пасхальные яйца и оставлять их на могилах? Можно ли на кладбище в этот день распивать спиртное?

– С церковной позиции поминовение алкоголем неприемлемо. Да и еда на кладбище – это какое-то язычество. Введено это было в советское время, когда надо было заменить религию какой-то идеологией. Тогда начали приносить покойнику рюмку и хлебушек, как будто он разделяет с вами трапезу. Но для верующего человека самая главная трапеза – это евхаристия (причащение – прим. авт. ), а не рюмка и так далее.

– Если я приду к вам на день рождения, я принесу вам живые цветы. Если я принесу искусственные, вы на меня обидитесь. Для верующего человека жизнь не заканчивается гробом. Мы верим в то, что усопший живет в другом мире. Как мы к нему пойдем с искусственными цветами?! Конечно же, мы пойдем к нему с живыми цветами. Живые цветы – это символ того, что я верю, что иду к живому человеку, а не к мертвому.

– Как правильно пригласить священника для поминовения? Что делать, если родственники похоронены на нескольких кладбищах?

– В Бресте несколько кладбищ. Есть три дня, которые отведены для освящения могил – воскресенье, понедельник и вторник. Организовано дежурство священников. В полдень на кладбищах все священники вместе сначала служат заупокойную литию, а затем расходятся по секторам. Люди, которые стоят у могилы, видят священника и могут пригласить его освятить могилу. При этом надо не забывать об уважении к ближним – как живым, так и мертвым. Священник подойдет ко всем желающим по очереди, нужно только набраться терпения. Священники находятся на кладбище до тех пор, пока есть люди.

– За то, что священник читает молитву на кладбище, нужно платить. Если у человека нет такой возможности, согласится ли священник сделать это без денег?

– Церковь существует на пожертвования. И касается это не только Радоницы. Да, есть рекомендованный размер пожертвований, который висит на иконной лавке. Из чего он рассчитывается? Церковь платит коммунальные услуги, имеется штат работников, которым тоже надо платить зарплату. Обычный светский бухгалтер сидит и на калькуляторе высчитывает, сколько было бы желательно получить пожертвований за записки, свечи и так далее, чтобы хватило на нужды церкви. Если у человека нет денег, у него все равно возьмут записку, никто вас не выгонит. То же самое касается и жертвы на освящение могилы. Каждый жертвует по своим возможностям!

– Можно ли на Радоницу убирать могилу?

– Радоница – это дни по празднеству. Мы должны праздновать и радоваться, а не работать. Мы учим тому, чтобы в дни праздника люди не работали. К праздникам мы готовимся заранее, точно так же и могилы надо убирать заранее.

– Почему не принято ездить на кладбище на Пасху?

– Во-первых, поездка на кладбище накладывает какой-то отпечаток: возникают скорбные мысли. Чтобы их не допускать в этот день (на Пасху – прим. авт. ), церковью и установлено поминовение усопших. Во-вторых, во время Светлой Седмицы не совершаются заупокойные богослужения, поэтому не случайно праздник Радоницы отмечается во вторник после Светлой Седмицы.

Радоница, или Радуница - вторник после Фоминого воскресенья. В этот связанный с Фоминым воскресеньем день вспоминается событие сошествия Господа нашего Иисуса Христа во ад и победы Его над смертию, то, как Он «воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», как поется в праздничном пасхальном тропаре. Также теперь снова совершается обычное поминовение усопших, разрешенное церковным уставом после Страстной и Светлой седмиц.

Радоница… Это чудесное название происходит от слова радость - общая пасхальная радость о Воскресении Христовом, которая наполняет всех членов Церкви. На Радоницу, как в и Троицкую субботу, после посещения церковного богослужения ездят на кладбища - возвестить о радостной вести Воскресения Сына Божия, помолиться о том рядом с усопшими, привести после зимы в порядок место погребения родных и близких. Цветы на могилах в этот день - символ возрождения жизни во всем. Это главные дни поминовения в церковном году.

Происхождение и значение дня поминовения


фрагмент многообразной иконы,
иконописец Юрий Кузнецов
Первое свидетельство об особом дне поминовения усопших историки Церкви находят у Иоанна Златоуста, жившего в IV веке. Об отношении к поминовению предков святитель пишет так: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом получить и им, и нам обетованные блага».

Но это празднование позже не закрепилось ни в византийском христианском обычае, ни в греческом православии, а в славянском мире - устоялось. Оно легло, как и многие христианские праздники, на дохристианский обычай поминать предков по весне, убирая место их погребения после того, как сойдет снег долгой зимы и на Красную горку покажется земля. Название Радоница (Навий день, Тризна - названий много, но окончательно закрепилось одно), несмотря на то что этот день посвящен поминовению усопших, происходит от одного корня со словом «радость». В церковном годичном круге этот день приходится на первый вторник после Антипасхи и, продолжая череду дней, следующих после Светлой седмицы, призывает христиан не переживать в печалях разлуку с ушедшими близкими, а напротив - радоваться их перерождению и обновлению в новой жизни у престола Господня.

Этот поминальный день напоминает нам о сошествии Христа в ад и воскресении его. С девятого дня Церковный устав разрешает творить обычное поминовение усопших, но, в отличие от Родительской субботы накануне Троицы - праздника сугубо церковного, берущего начало от новозаветного события сошествия Святого Духа на апостолов, Радоница, поскольку продолжает дохристианский обычай, скорее, светский праздник. Хотя сохранилось и такое воспоминание: в Киево-Печерской лавре на второй день Фоминой недели один старец пришел с диаконом покадить пещеры, где покоились усопшие члены братии. Когда же они закончили каждение и возгласили: «Христос воскресе, отцы и братия!», то в ответ услышали громкий ответ: «Воистину воскресе!»

На Радоницу все собираются, едут на кладбище к усопшим, остающимся членами Церкви и после ухода из жизни земной, что утверждает евангельское: Бог наш «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32). Они вновь сообщают им своим приходом после пасхальной недели о радости Воскресения Господня, ибо как Он сказал: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25), и потому в Церкви их называют не умершими, а усопшими, определяя их состояние не как смерть, а как временный уход в долгий сон перед окончательным переходом в Царство Божие, в жизнь вечную.

Каким должно быть место упокоения?


Если Вы хотите правильно помянуть православного усопшего, то начнем с того, что кладбище - это место не такое уж страшное и печальное. Это временный приют, где покоятся - от слова «покой» - наши близкие и где, когда придет час, они восстанут во плоти. Даже в язычестве, как известно, все гробницы и захоронения считались и считаются местами священными и неприкосновенными. Обычай устраивать на месте погребения небольшую горку тоже повелся с древних времен. Сегодня холмик с цветами и крестом, устроенный по христианскому обычаю, символизирует будущее восстание к жизни вечной и Святой Животворящий Крест.
Поскольку место упокоения когда-то станет местом будущего воскресения, за ним надо ухаживать тщательно и с любовью. Крест - свидетельство того, что душа уже находится на небе, но тело здесь, и крест указывает ей место будущего, обновленного воссоединения после пришествия Царства Божия.
Считается, что чистый, ухоженный, не покосившийся крест на месте упокоения православного христианина намного уместней, чем роскошные валуны надгробий из дорогих пород - мрамора, гранита и пр. Иногда кажется, что на кладбищах идет соревнование между родственниками - чья могила богаче, но лучше помнить о том, что она - временна, нашим родным нужно другое - чистое и светлое место восстания. Крест стоит в изножии, чтобы лицо дорогого нам человека было всегда обращено к нему.

Фотографии на кресте - это «новодел». Конечно, не возбраняется, но зачем? Фотографии родных пусть хранятся в семейных альбомах. Своих близких мы в лицо знаем, им это также ни к чему, ибо восстанут все измененными, обновленными - ведь и ученики не сразу узнали Христа. А другим, посторонним - тем более ни к чему. Поахать - ах какой (или какая) был (или была)? Строгая любовь и спокойное молитвенное почитание, уход за временным земным пристанищем - вот что угодно Богу, душам наших родных и полезно нам для напоминания, что и мы когда-то придем к своему временному пристанищу, и нам понадобятся и память, и цветущий холм над нами, и Святой Животворящий Крест перед лицом.

Что делать в Радоницу?

Перед посещением кладбища стоит пойти в церковь и подать записку об упокоении, а на кладбище принести церковную свечу, зажечь и помолиться - произнести следующую молитву:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем помолчать, почтив память усопших, и заняться убранством могилы. Однако оставлять на кладбище еду, иногда черный хлеб и водку, устраивать возлияния, порой становящиеся избыточными, - это также пережиток советского времени, когда отсутствие возможности посетить церковь, заказать заупокойную панихиду, просто помолиться приводило к подпольным суевериям. Это языческий пережиток. Кое-где льют водку прямо на холмик - это также недопустимо. Не распивание спиртного под закуску на их могиле нужно нашим близким, а сердечная молитва о них в церкви и поминание в домашней молитве, милостыня в их память и ухоженное место упокоения. И если усопший был человеком православным и церковным, и его близкие - православная семья, это не благословляется. Помянуть можно и дома.

Народные обычаи на Радоницу

Остались некоторые сведения об обычаях, которые бывали на Радоницу, уже не связанных с поминанием. Например, окликание дождя детворой. Дети с утра следили за облачками на небе. Говорят, что на Радоницу непременно бывает хоть самый маленький дождичек. Увидев облачко, дети кричали в небо:


«Дождик, дождик! Снаряжайся на показ.

Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять.

Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лен поливай ведром.

Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!»

Если после таких «закличек» шел дождик, то все дети умывались «небесной водицей», старики говорили, что это - на счастье. Если в тот день случался первый гром, то девушки и молодые замужние женщины умывались грозовым дождичком через кольцо. Было поверье, что так сохранялись молодость и красота. Так что на Радоницу - ждем дождя!

Народные и православные традиции едины в одном, Радоница - это светлый день, в нем нет скорби и горести. Пусть для Вас он будет наполнен добрыми воспоминаниями и согрет радостью такой же солнечной, как в день Христова Воскресения.

).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога. В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши » (). «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира » ().
Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере Таинство Святого Причащения, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
«Я вас избрал и поставил вас , – говорит Спаситель Своим Апостолам, – чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам » ().
Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ().
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним » ().

Как часто следует подавать записки для поминания

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.
Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного ().
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг .
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь – в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Памятка для желающего подать записку о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва .
3. Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
Первыми указываются имена архиереев и иереев (священников), причем указывается их сан – например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
То же относится и к запискам «о упокоении» – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Иулии, а не Юлии) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
7. Ребенка до 7 лет в записке можно указывать как младенца – младенца Иоанна.
8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
9. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).

Можно ли написать в записках «За здравие» и «За упокой» людей, в отношении которых неизвестно, крещены ли они?

В записках, которые подаются в алтарь на проскомидию, перечисляются люди, за которых Святая Церковь на литургии приносит Бескровную Жертву. Поэтому подразумевается, что все эти люди не только крещены, но и осознают себя членами Церкви.
Если же люди крещены, но не живут церковной жизнью (), то уместнее подавать за них записки на поминовение при чтении Псалтири.

Как писать в записках имена людей, имён которых нет в святцах?

Традиция крестить с именем «из церковного календаря», т.е. по святцам — это лишь хорошая русская традиция, не исключающая поминовения тех христиан, чьи имена ей не соответствуют. Существует даже специальный циркуляр на эту тему:

«В Московскую Патриархию поступают письма, в которых обращается внимание на случаи отказа в литургическом поминовении и участии в Таинствах по отношению к тем православным верующим, которые крещены в других Поместных Православных Церквах (например, в Болгарской, Грузинской, Румынской, Сербской, Финляндской и т. д.) с наречением имен, отсутствующих в месяцеслове Русской Православной Церкви.
В традициях некоторых Поместных Церквей допускается при крещении нарекать младенцев национальными именами, отсутствующими в церковных месяцесловах.
В связи с вышеизложенным по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла напоминаю о том, что не следует допускать каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к Таинствам Церкви для верующих, носящих национальные имена и крещенных в других Поместных Православных Церквах.
Прошу донести данную информацию до настоятелей монастырей и приходов вверенной Вам епархии».

Нередко приходится слышать вопросы, особенно от молодёжи: «Радоница - что это за праздник и когда она отмечается? И если его название происходит от слова «радость», то по какому она поводу?» Сейчас, когда православная культура возвращается в быт и сознание народа, очень уместно будет поговорить об этом.

Радоница: что это за праздник

Православная церковь на второй неделе после Пасхи, во вторник, установила день особого ― Радоницу. В его названии действительно звучит слово «радость». Во-первых, потому, что продолжается самый радостный ― Пасха. Во-вторых, потому, что близкие наши, закончив бренный земной путь и оставив труды и невзгоды, не умерли, а перешли в тот мир, куда своею смертью и воскрешением уготовил нам путь Иисус Христос. Сознание того, что разлука с ними лишь временная и в какой-то день мы снова соединимся, не может не вселять радость в сердце верующего человека.

В этот день в церквях после вечернего богослужения, а иногда после литургии, совершается особая панихида. В отличие от обычной, она сопровождается пасхальными песнопениями, несущими в себе радость дарования вечной жизни. Кроме того, совершаются на кладбищах, во время посещения могил близких людей.

Подмена настоящих традиций мнимыми

Печальный факт, но за длительный период богоборчества, когда православная культура вытеснялась из сознания людей, был забыт и день поминовения усопших ― Радоница. Что это за праздник, помнили лишь немногие. Благочестивые христианские традиции были подменены чисто языческими обычаями. И это неудивительно, ведь всегда на месте гонимой истинной веры возникают дикие суеверия.

Прежде всего это относится к сложившейся в наше время традиции распивать на могилах спиртное. Поминать усопших водкой или вином - это исключительно советское нововведение. Церковь учит, что душам наших близких нужна молитва о них и добрые дела, сделанные нами от их имени. Пьянка же, устроенная на кладбищах, только оскорбляет их память.

Также среди обычаев, отвергаемых церковью, существует обыкновение оставлять на могилах еду и Что касается якобы благочестивой традиции ставить стопку водки, чёрный хлеб и фотографию ― это уж совершенный абсурд.

В настоящее время церковь проводит большую работу по возрождению забытых традиций и праздников. Даются ответы на вопросы, связанные с праздником под названием "Радоница" ― что за праздник, как отмечать? Приметы нового отношения к национальной традиции становятся всё более заметны.

Правильное содержание могилы

У всех народов мира территории, на которых покоится прах усопших, считаются священными местами. Даже языческие законы гарантировали их неприкосновенность. Тем более на христианском кладбище могилы людей, ушедших из жизни, но ожидающих будущего воскресения, должны содержаться в надлежащем порядке.

Ещё наши отдалённые предки, жившие в язычестве, отмечали места погребений холмами. Они и сейчас лежат в основе устройства современных могил, трансформировавшись в различные формы и композиции. Общим среди них является установленный на могиле символ нашего будущего спасения ― Святой Животворящий Крест. Он может быть изображён на могильной плите или установлен над надгробием.

Радоница ― что за праздник, как отмечать?

Согласно православной традиции, прежде чем отправиться на кладбище, следует посетить храм, подать записку о поминании усопшего в алтаре, а после литургии отслужить панихиду. Рекомендуется также причаститься Тела и Крови Христовой. Придя на могилу, прежде всего следует зажечь свечу и совершить установленную церковью литию. Желательно пригласить для этого священника, но если нет возможности, можно ограничиться её кратким вариантом, текст которого легко найти в молитвослове. После этого положено привести могилу в порядок и просто некоторое время побыть рядом с ней в молчании, вспоминая усопшего.

Всегда, кроме души усопшего, большую пользу приносят ему добрые дела, сделанные нами от его имени. Особенно удобным временем для этого является Радоница. Что это за праздник, если после него не останется чувство радости? Именно её и создаст сознание пользы, принесённой нами и усопшему, и живым. Радоница ― праздник радости и за ушедших из земной жизни, но вселившихся в жизнь вечную, и за живых, получивших надежду бессмертия.

Не все люди знакомы с церковными предписаниями. Те, кто не посещает церковь постоянно, интересуются, что и как нужно делать на Радоницу. Оказывается, помимо ухода за могилами близких есть другие, не менее важные дела.

На Радоницу все знают, что нужно идти на кладбище. Однако не всем известно, что начать свой день нужно с молитвы в церкви. В этот вторник в храмах служат панихиды. Можно принести с собой продукты для освящения. После службы можно заняться уборкой на кладбище. Традиционно на месте захоронения облагораживают цветники, приводят в порядок кресты и стелы. Можно посадить живые цветы. Искусственные лучше вообще на кладбище не приносить. До Радоницы ходить на кладбище не принято. Исключение составляет понедельник после Фомина воскресенья.

Что нужно делать на Радоницу?

Несмотря на то, что родительский день после Фомина воскресенья появился в православном календаре давно, не все знают, что нужно делать на Радоницу. Если прихожанам церквей и храмов знакомы церковные предписания, то остальные люди не всегда всё делают правильно.

Традиции, касающиеся Радоницы, появились до христианства и почитались во времена язычества. В старые времена народ нёс на кладбище угощения и другие дары, чтобы задобрить богов, которые, согласно поверью, охраняли покой усопших. Божества носили имена Радовалки и Могилки.

После кладбища было принято угощаться. По дороге с кладбища домой люди делились едой с незнакомыми встречными людьми. Сегодня эта традиция тоже не забыта. В нашей стране принято раздавать конфеты и другие сласти, чтобы души знали - они не забыты.

Что делают на кладбище?

Традиционно на кладбище приводили могилы близких в порядок. После зимы всегда остаётся грязь и сухие растения. Мусор убирают, расчищают дорожки, сажают траву и цветы. Кресты и надгробия, которые накренились от ветхости, поправляют, приводят в порядок или меняют на новые. Выгоревшие от солнца фотографии закапывают здесь же, у памятника, а на их место прикручивают новые.

Большой выбор православных памятников предлагает наша компания. Мы работаем с карельским гранитом, который не разрушается с течением времени и всегда выглядит благородно.

На могиле также допускается поминальная трапеза. Но превращать её в пиршество с распитием спиртных напитков категорически запрещено. Оставлять еду и стопку тоже не нужно. Лучше угостить нуждающихся. Это будет правильнее.

Уборка на кладбище занимает достаточно много времени. Удовлетворённые и уставшие люди едут домой, забыв о самом важном - молитве. Церковь говорит о том, что не так важно, привели Вы в порядок место захоронения или нет, сколько - помолились ли вы в храме, отстояли ли литургию.

Чтобы всё сделать по христианским канонам, с утра нужно начать свой путь с храма и только потом можно ехать на кладбище.

Можно ли ходить на кладбище до Радоницы?

До Радоницы посещать кладбище не рекомендуется. Особенно важно не делать этого в Пасхальное воскресенье. Этот день предназначен для радости и встреч с живыми близкими, а не для скорби. Не рекомендуется посещать кладбище и в Фомино воскресенье. Будет правильнее дождаться канонической даты. Если в силу занятости во вторник на Радоницу убраться на могилках возможности нет, допускается приехать на место захоронения в понедельник. Во вторник же нужно накрыть стол и совершить поминальную трапезу. На столе должны быть угощения, которые любил усопший при жизни.

Можно ли поминать самоубийц на Радоницу?

Несмотря на то, что на Радоницу принято поминать усопших, на поминовение самоубийц это не распространяется. Церковь однозначно выступает против устроения поминок самоубиенных. Для этого существует Троицкая родительская суббота. Тем не менее, из данного запрета есть исключения. Например, когда человек пожертвовал собой, спасая других, если гибель произошла случайно, если убиенный покончил с собой под давлением со стороны третьего лица. Во всех этих случаях не возбраняется поминать родственников в любые дни, в том числе и на 9 день после Пасхи.

Мы познакомили Вас с канонами этого родительского дня. Если же Вам нужен памятник, который заменит старое ветхое надгробие, изготовим его из гранита в срок от 30 дней. Большой выбор моделей и вариантов оформления. Низкие цены, возможность покупки в рассрочку.