Игра драматизация является. Консультация для педагогов "Игры-драматизации и ее виды"

  • 29.07.2019

Нина Солдатенко
«Игра - драматизация в воспитании дошкольника».

Поговорим об играх драматизациях

Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей , сколько руководство играми детей . Они возникают иногда из-за одностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей . Это относится к играм- драматизациям

В отдельных дошкольных учреждениях игры- драматизации похожи на подготовительные инсценировки с разученными заранее ролями или отсутствуют совсем. При отборе конкретного содержания, приемы педагогического руководства воспитатели не всегда помнят , что творчество дошкольника имеет свои , специфические, связанные с возрастом особенности, что детское творчество носит особый игровой характер, который сохраняется даже в том, случае, если дети разыгрывают спектакль на литературный сюжет.

Драматизировать - значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов. Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей , чем подражание тому, что они видят в жизни : требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте .

При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет участниками широкий простор для проявления инициативы и

творчества, так как игровые действия следует создать, воплотить у каких-то движениях, мимике, интонациях - ведь они не даны в произведении в готовом виде. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц в сочетании с поисками событий, действующих лиц приемов передачи образа выбывает чувство сопереживания, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир, учить различать добро и зло в человеческих отношениях, т. е. активно способствует становлению личности, формированию у ребенка высоких нравственных критериев и оценок.

Руководство воспитателя играми детей должно быть направлено на развитие у них способностей, на обучение их умениям и навыкам, необходимым для этой деятельности.

При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста , прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.

Особенно любят дошкольники народные сказки . Для них характерны драматический конфликт , острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки , как «Лиса, заяц и петух» , «Лисичка со скалочкой» , «Волк и семерок озлят» «Теремок» и др.

Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например «Цыпленок и утенок» , «Кто сказал «мяу» , «Мышонок и карандаш» ,.

Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения , требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потекши, например, «Кисонька-мурысенька» , «Где мой пальчик?» и др. Переживания, несложные действия этих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает произведение игры на первых порах.

Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.

Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его записи на пластинке. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не стоит заучивать тест, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).

Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т. д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.

Однако при наблюдении за детьми в процессе игры выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают его внешние признаки. В исполнении же дети не могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.

Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживается по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки : отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.

Речевые и двигательные умения у детей развиваются на разных занятиях и направлены на выполнение «Программы воспитания в детском саду » . В процессе самостоятельной деятельности, в часы досуга они углубляются и совершенствуют свои знания, упражняются в освоении выразительных средств исполнения.

Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской работе, деятельности.

Формирование выразительных средств, для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирования чувства партнерства.

передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например, детям можно дать такие задания : передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалков «Три поросенка» , исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» .

Помогает и следующие упражнение : одни ребенок произносит слова разных персонажей.

Воспитатель придумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.

Детям можно предложить игры-упражнения такого типа : представьте, а за тем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь, после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная хитрая лиса и т. д.

В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер, например, самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении. Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравиться коллективное обсуждение в разыгрываемых сценах, где происходит подробный анализ поведения героев.

Практика показала, что совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников , при этом у них нарушается согласованность действий. Помощь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания; представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например; «Я медвежонок, хожу, переваливаясь (показать, я маленький неуклюжий (показать, люблю, есть малину и очень люблю мед». Представить рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился и т. д.

Эти задания помогут детям предать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, передать образу индивидуальные, неповторимые черты.

Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста , когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст, своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.

Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их , но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают

сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.

Игра- драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует

делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Как показала практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними.

Как уже было отмечено выше, знакомство с текстом, обыгрывание отдельных сценок диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов, атрибутов - все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности : на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию , изобразительной деятельности вне занятий.

При подготовке к спектаклю на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольники под руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.

В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку, распределять между собой обязанности, решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждать, какие атрибуты и декорации необходимы для той или иной игры-драматизации , и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах, они

начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки.

Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.

Таким образом, игра- драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей , развития их художественных способностей.

Драматизация - инсценирование, разыгрывание по ролям литературных произведений, с сохранением последовательности эпизодов. Игра-драматизация - игра, которая строится с опорой на сюжетную схему литературного произведения или сказки.

На страницах этого тематического раздела собраны готовые планы-конспекты и сценарии таких мероприятий, полезные советы по их организации, иллюстрированные фотографиями отчёты об их проведении. Инсценирование сказок с детьми имеет смысл проводить регулярно. Чтобы эта игровая деятельность была разнообразной, обращайтесь к позитивному опыту коллег в области драматизации.

Здесь - всё для успешной работы «детского театра драмы».

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 876 .
Все разделы | Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации

Автономная некоммерческая организация Дошкольная образовательная организация «Акварель» «ДВА КОЗЛИКА» Игра-драматизация по произведению К .Ушинского для детей старшей группы Разработала : воспитатель Балашова Ю.С. г.Котельники 2018г. Конспект игры- драматизация по произведению «Два...


Драматизация сказки «Муха-Цокотуха» в средней группе. Цель : формирование интереса к театральной деятельности; развитие у детей выразительности речи, диалогической речи; формирование желания творчески передавать образы героев сказки через художественное слово, музыку,...

Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации - Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей дошкольного возраста «Теремок на новый лад»

Публикация «Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей...» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №1 компенсирующего вида» Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей дошкольного возраста Теремок на новый лад Музыкальный...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


«Путешествие в музыкальную сказку» конспект ООД с элементами драматизации по художественно-эстетическому развитию (раздел музыка) в подготовительной к школе группе Цель: Развитие творческого воображения и творческой активности у старших дошкольников. Продолжать знакомить...


Танцевальные эскизы. Дорогие, мои коллеги! Сегодня, как и всегда, я опять возвращаюсь к своему любимому направлению в творческой деятельности - эскизы в танце. Чем, казалось бы, для меня они особенно интересны? Своими маленькими надуманными фантазийными сюжетными историями, где...

Игра-драматизация по сказке «Репка» Тема: Игра драматизация по сказке «Репка» Цель: 1. Совершенствовать диалогическую речь детей: развивать умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы. 2. Закрепить правильное произношение согласных звуков «Ж», «З», «Ш». 3. Развивать умение детей имитировать...

Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации - Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

Ход деятельности: Воспитатель: Ребята вот загадка интересная Что за сказочка известная? Жили-были семь ребят – Белых маленьких. (козлят. Мама их любила, Молочком. (поила. Тут зубами щёлк да щёлк, Появился серый. (волк. Шкуру белую надел, Нежным голосом. (запел. Как коза...


«Использование игры – драматизации для личностного развития ребенка 4-5 лет» Слайд: Добрый день, я работаю воспитателем средней группы. И так дети наши выросли на год. Какой стал малыш в 4 года? Уважаемые коллеги, у вас на столах лежать лучики, я попрошу вас написать качества...

Поговорим об играх драматизациях

Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей, сколько руководство играми детей. Они возникают иногда из-за одностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей. Это относится к играм-драматизациям

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра - драматизация в воспитании дошкольника».

Поговорим об играх драматизациях

Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей, сколько руководство играми детей. Они возникают иногда из-за одностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей. Это относится к играм-драматизациям

В отдельных дошкольных учреждениях игры-драматизации похожи на подготовительные инсценировки с разученными заранее ролями или отсутствуют совсем. При отборе конкретного содержания, приемы педагогического руководства воспитатели не всегда помнят, что творчество дошкольника имеет свои, специфические, связанные с возрастом особенности, что детское творчество носит особый игровой характер, который сохраняется даже в том, случае, если дети разыгрывают спектакль на литературный сюжет.

Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте.

При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет участниками широкий простор для проявления инициативы и творчества, так как игровые действия следует создать, воплотить у каких-то движениях, мимике, интонациях - ведь они не даны в произведении в готовом виде. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц в сочетании с поисками событий, действующих лиц приемов передачи образа выбывает чувство сопереживания, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир, учить различать добро и зло в человеческих отношениях, т. е. активно способствует становлению личности, формированию у ребенка высоких нравственных критериев и оценок.

Руководство воспитателя играми детей должно быть направлено на развитие у них способностей, на обучение их умениям и навыкам, необходимым для этой деятельности.

При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.

Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки, как «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семерок озлят» «Теремок» и др.

Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу», «Мышонок и карандаш»,.

Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения, требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потекши, например, «Кисонька-мурысенька», «Где мой пальчик? » и др. Переживания, несложные действия этих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает произведение игры на первых порах.

Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.

Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его записи на пластинке. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не стоит заучивать тест, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).

Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т. д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.

Однако при наблюдении за детьми в процессе игры выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают его внешние признаки. В исполнении же дети не могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.

Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживается по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.

Речевые и двигательные умения у детей развиваются на разных занятиях и направлены на выполнение «Программы воспитания в детском саду». В процессе самостоятельной деятельности, в часы досуга они углубляются и совершенствуют свои знания, упражняются в освоении выразительных средств исполнения.

Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской работе, деятельности.

Формирование выразительных средств, для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирования чувства партнерства.

Учим детей, модулируя голосом, говорить громко, тихо, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например, детям можно дать такие задания: передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалков «Три поросенка», исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят».

Помогает и следующие упражнение: одни ребенок произносит слова разных персонажей.

Воспитатель придумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.

Детям можно предложить игры-упражнения такого типа: представьте, а за тем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь, после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная хитрая лиса и т. д.

В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер, например, самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении. Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравиться коллективное обсуждение в разыгрываемых сценах, где происходит подробный анализ поведения героев.

Практика показала, что совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников, при этом у них нарушается согласованность действий. Помощь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания; представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например; «Я медвежонок, хожу, переваливаясь (показать, я маленький неуклюжий (показать, люблю, есть малину и очень люблю мед». Представить рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился и т. д.

Эти задания помогут детям предать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, передать образу индивидуальные, неповторимые черты.

Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста, когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст, своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.

Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их, но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают

Сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.

Игра-драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует

Делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Как показала практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними.

Как уже было отмечено выше, знакомство с текстом, обыгрывание отдельных сценок диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов, атрибутов - все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности: на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности вне занятий.

При подготовке к спектаклю на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольники под руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.

В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку, распределять между собой обязанности, решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждать, какие атрибуты и декорации необходимы для той или иной игры-драматизации, и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах, они

Начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки.

Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.

Таким образом, игра-драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, развития их художественных способностей.


Игры - драматизации необходимы и полезны детям на разных этапах их развития.
Игры драматизации - это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения. Малыш разговаривает голосами своих героев, переживает за них. Он как бы перевоплощается в образ, живет его жизнью.

Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, так же способность управлять собой, учится мыслить самостоятельно и логично. Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка и в дальнейшем, на учебной деятельности.

Для этих игр необходимы особые игрушки-артисты:

Пока ваш Малыш еще маленький, ему около 6 месяцев, вы можете сами устраивать представление для него. Это может быть веселая зеленая лягушка, он больше всех игрушек любит ее. Она будет говорить с Малышом голосом его мамы, петь ему песенки и рассказывать простые стишки. Но будте уверены, Малыш не останется равнодушным!

После одного года, когда он уже хорошо понимает речь, можно «ставить» спектакль с двумя игрушками - Кошечка и Лошадка или Кукла Маша. Они могут в руках мамы петь, танцевать друг с другом, рассказывать стишки, бегать. Правда, Малыш не будет видеть маминых рук, он видит только артистов - КУКОЛ.


После двух лет, можно устраивать маленькие классические спектакли вместе с ребенком. Например, это может быть сказка «колобок». Нужно, только подобрать соответствующие игрушки: волк, лиса, заяц, медведь. А колобка можно сделать из маленького мячика - нарисовать на нем личико. Вначале ребенок видит вашу игру, она очень выразительна, вы постоянно обращаетесь к нему, включая его в игру, и ему тоже захочется быть одним из героев сказки и говорить его голосом.
К трем годам дети уже сами играют игрушками, устраивая маленькие спектакли, развивая свою фантазию и импровизацию.

Очень популярны ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ - это куколки, изготовленные из дерева, ткани или других материалов, которые одеваются на пальчик. Их можно купить в магазине, они продаются наборами, а можно сделать самим. Куклы могут быть из картона, из пробок, желудей, вязанные, сшитые, комбинированные.
У Деревянных куколок находится углубление внутри, она должна плотно облегать пальчик, чтобы не соскакивать, но и не сдавливать пальчики. У кукол нарисованы выразительные лица, а у животных - характерные для них черты. Все герои могут поместиться на одной или двух руках. Малыши с удовольствием будут играть с такими куколками, проговаривать текст, танцевать и петь с игрушкой на одном пальце, а затем на нескольких.
Пальчиковый театр хорош, когда одновременно надо показать несколько персонажей. Вначале можно разыграть простой сюжет по сказке «Колобок», «Курочка Ряба», затем взять сюжеты сложнее: «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Гуси-Лебеди» «Три поросенка». Для игры можно использовать ширму, они продаются в магазинах, а можно ее сделать самим.
Театр пальчиковых кукол очень полезен для развития мелкой моторики, что благотворно сказывается в подготовке кисти к письму.

Малыши любят играть картонными или фанерными силуэтами на подставках, окрашенные с двух сторон, которые передвигаются по столу - НАСТОЛЬНО-ПЛОСКОСТНОЙ театр. Такие наборы всегда посвящены какой-нибудь сказке. В комплекте всегда много декораций: это могут быть домики, деревья, кустики, ручейки. Ребенок с удовольствием озвучивает роли персонажей сказки, при этом он может быть единственным «сказочником», меняя интонацию голоса. Он может озвучить даже голос ветра, грома, шум деревьев.
Такая игра подойдет детям с четырех лет. Она хорошо развивает речь, воображение, координацию движений, голосовой диапазон.

Дети постарше, чаще в детских садах, играю в КОНУСНЫЙ театр. Его можно купить в магазине - это альбом, в котором все детали вырезаются и склеиваются. Все до одной детали являются геометрическими фигурами: туловище и руки - конусы, голова - круг, ушки - треугольники и т.д. Их можно разукрасить. Куклы получаются объемными. А можно самим придумать и сделать такие фигурки. Здесь у ребенка много возможностей - сделать самому игрушку, воплотить свои фантазии и творчество в инсценировку мини спектаклей - сказок, потешек, песен. Игрушки объемные, сделаные из бумаги, требуют осторожности, чаще это игра только для одного сюжета.

Самые большие возможности для игры - драматизации дают ПЕРЧАТОЧНЫЕ куклы или куклы «БИ-БА-БО». Это настоящий театр, который можно устроить дома. Эти куклы сделаны из твердой головы и костюма из ткани, у которого нет ног, но есть две руки. Ребенок одевает на указательный палец голову, а средний и большой пальцы в руки, тело куклы - это рука артиста.

Для «Би-Ба-Бошек» характерны разнообразные движения, жесты. В руках актеров они могут смеяться и плакать, петь и танцевать, принимать различные позы. В общем, они могут выразить все, что испытывает ребенок, играя этой куклой. Он воспринимает куклу, как человека, переживает за нее. Он отождествляет себя с куклой.
Так в спектакле «Три поросенка», Малыш будет переживать за каждого брата. Он может быть единственным актером-кукловодом, говорить разными голосами, разными интонациями - и за волка, и за поросят, но все равно, будет переживать за каждого поросеночка.
Такие перчаточные театры можно купить набором в магазине, «Кукольный театр -Красная шапочка, Три Медведя, Козлята и волк, Курочка Ряба, Волк и Лиса». А можно сделать «Би-Ба-Бошек» самостоятельно из подручного материала.

Дети очень любят играть с куклами-МАРИОНЕТКАМИ - куклами, которыми актер управляет, дергая за ниточки. Голова, руки, ноги крепятся петлями и подвешиваются на нити к деревянной основе, которая и управляет движениями кукол. Они особенно необходимы гиперактивным детям. Малыши сами того не замечают, как постепенно контролируют свои движения, действуют осторожно и произвольно.


Дети дошкольного и младшего возраста относятся очень серьезно к игре - драматизации. Вначале идет выбор сказки (сюжета игры), затем обсуждение ее, пересказ, далее распределяются роли, обустраивается игровое пространство и непосредственная игра детей.
Для исполнения роли, необходим атрибут - признак персонажа, который наиболее типичен для него. Если у ребенка нет настоящего костюма, не надо отчаиваться. Пусть сами дети скажут, какой признак наиболее типичен для данного персонажа. Основываясь на этом, можно изготовить самим этот атрибут. Например, маска зверя, вырезанная из бумаги, фартучек, шапочка, венок, кокошник и т.д. Нужно убедить детей, что самое главное - это образ, который они должны исполнить с помощью жестов, движений, интонации, мимики. Так же не стоит требовать от детей точности исполнения, опыт придет постепенно.

Драматизировать - это значит, разыграть какое-либо литературное произведение, при этом сохранить последовательность в нем эпизодов и передать характеры его персонажей. Они требует от детей умений, навыков, компетенции в литературе, театральной, изобразительной и музыкальной деятельности. Литературное произведение подсказывает ребенку - актеру, какие действия нужно выполнять, но там нет указаний об их способах воплощения: движениях, интонации, мимике.

Игра-драматизация будет возможна, если ребенок воспринимает, осмысливает и переживает, при чтении литературного произведения; а также уже знает о театре, о спектаклях, которые там разыгрываются; с готовностью включается в игру, учитывая свои возможности и способности.

Исходя из индивидуальных способностей детей, в игре-драматизации различают:
Ребенок-«РЕЖИССЕР» - это ребенок - эрудит. Он имеет хорошее воображение и память. Он быстро «схватывает» литературный текст и тут же переводит его в постановочный спектакль. Он целеустремлен, обладает организаторскими способностями: распределяет роли, текст, руководит игрой, ее дальнейшим развитием, определяет место, где будет проходить спектакль, доводит игру до конца. Он может комбинировать: включать стихи, песни, танцы, импровизацию в ход спектакля.
Ребенок - «АКТЕР» - Он коммуникабельный, в коллективные игры легко вступает, хорошо может передать образ героя, легко импровизирует, может быстро найти необходимые атрибуты, чтобы образ был точнее, очень эмоциональный, точно следует сюжету и свою роль играет до конца.
Ребенок - «ЗРИТЕЛЬ» - В игре он как бы участвует со стороны. Этот ребенок внимательный, наблюдательный, сопереживает игре актеров, очень любит анализировать и обсуждать игру актеров, то как развертывается сюжетная линия, передает свои впечатления через слово, рисунок, игру.
Ребенок - «ДЕКОРАТОР» - он обладает способностями передать образ героев и в целом произведение, через создание декораций, реквизитов, костюмов. Он хорошо чувствует цвет, форму.

Игры-драматизации могут быть разнообразны по содержанию, по формам и задачам.
Это могут быть игры - ХОРОВОДЫ, сопровождающиеся пением. Например, русская народная песня: «Во поле березонька стояла» - дети в костюмах «березок», русских девушек (в кокошниках или платочках, русских цветных сарафанах), поют, танцуют, движения соответствуют словам песни.
Это могут быть игры - драматизации стихотворений; настольный театр; кукольный театр; творческие игры; проза.

При всех играх-драматизации присутствует атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и открытости, самореализации. Расширяются знания детей об окружающем мире. Ребенок учится передавать свое эмоциональное состояние в движениях, мимике, жестах, умении сопереживать. Он учится понимать особенности поведения животных, пробует воспроизводить их, учится звукоподражанию.

У детей развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованности, сообразительности, развивается чувство коллективизма, налаживаются взаимоотношения и взаимопонимания между сверстниками и взрослыми. Все это влияет на дальнейший жизненный потенциал ребенка.

Особенности использования игры-драматизации при работе над сказкой

Игры-драматизации значительно отличаются от остальных игр. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться. Подлинным общением игра-драматизация может стать лишь в том случае, если содержание будет не только понято ребенком, но и эмоционально воспринято.

Для умственно отсталого ребенка необходимо адаптировать произведения, которые используются для игр-драматизаций, в то же время следует подготовить самих детей к изображению персонажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого материала, создать у них эмоциональное отношение к происходящему. Таким образом, проведению игр-драматизаций должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр.

Рассмотрим проведение игры-драматизации с умственно отсталыми дошкольниками на примере использования адаптированной сказки «Колобок». Для проведения игры-драматизации можно взять три эпизода: «колобок встретил зайку», «колобок встретил мишку» и «колобок встретил лису».

Первый подготовительный этап - знакомство с персонажами сказки.

Цель: Уточнить представления детей о зайце, медведе, лисе; вызывать эмоционально положительное отношение; учить изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль).

1. Знакомство с зайкой.

Оборудование. Игрушка зайка, шапочки для зайцев по числу детей, барабан, миска с морковью.

Ход игры. Педагог приносит в группу новую игрушку зайку, рассматривает его с детьми, рассказывает о том, что он добрый, веселый, хорошо прыгает, умеет играть на барабане. Педагог выполняет с игрушкой соответствующие действия. Затем спрашивает, что любит есть зайка (морковку, капусту). Педагог говорит, что зайка никого не обижает. После этого достает шапочки с ушками и предлагает детям попрыгать, как зайки. Дети надевают шапочки, бегают по комнате, прыгают, Педагог говорит, что зайки, наверное, проголодались, и вносит миску с морковью и угощает ею детей.

2. Знакомство с мишкой.

Оборудование. Игрушка мишка, шапочки для мишек.

Ход игры. Педагог показывает игрушку мишку, рассматривает его с детьми, говорит о его походке, что он любит ягоды, мед. Педагог предлагает поиграть: все дети надевают шапочки и изображают медведей.

3. Знакомство с лисой.

Оборудование. Игрушка лиса, шапочка с лисьей мордочкой или ушками для одного из детей, шапочки, изображающие птичек, цыплят, зайчиков,- для всех детей.

Ход игры. Педагог вносит в группу новую игрушку лису. Рассматривает ее с детьми, обращая внимание на то, какая она красивая, рыжая, хвост пушистый, большой, ушки маленькие, ходит тихо, она хитрая, может утащить к себе в нору маленьких зайцев, мышек, цыплят и курочек, петушков. Педагог предлагает детям поиграть, назначает одного ребенка лисой (надевает ему шапочку, показывает, как ходит лиса). Остальным детям раздает другие шапочки. Лиса уходит в уголок и засыпает, а птички и зайки веселятся, прыгают на лужайке. Педагог ударяет в бубен, лиса просыпается и тихо крадется к детям. Они замечают лису и разбегаются, стараясь успеть сесть на стул (спрятаться в домики). Опоздавших лиса ловит и уводит к себе в уголок. Игра повторяется.

4. Знакомство с колобком.

Цель: Познакомить с игрушкой колобком; вызвать эмоционально положительное отношение к колобку; обратить внимание на внешний вид колобка (круглый, быстро катится, веселый, улыбающийся, поет радостную песенку).

Оборудование. Игрушка колобок, игрушечные кошка, собака, ежик.

Ход игры. Игра проводится в виде кукольного театра. На столе педагога появляется Колобок.

Колобок (катится и поет). Я колобок, колобок...

(С другой стороны стола появляется заяц.)

Зайка (к Колобку). Здравствуй.

Колобок . Здравствуй.

Заяц. Кто ты?

Колобок. Я Колобок.

Заяц (рассматривает). Какой ты круглый, румяный. Что ты умеешь делать?

Колобок. Я умею петь песенку и быстро бегать.

Зайка (удивленно). Как это ты бегаешь, если у тебя ног нет?

Колобок. Я умею катиться. (Показывает).

Зайка. Спой мне свою песенку.

Колобок (поет).

Я Колобок, Колобок,

На сметане мешон,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от бабушки ушел.

Я от дедушки ушел

И от тебя уйду! (Катится.)

Заяц. Ты куда?

Колобок (протяжно). В лес.

Зайка тоже уходит. Колобок появляется снова, но с другой стороны. Теперь навстречу ему выходит Мишка.)

Проводится аналогичная сценка встречи. При повторении игры колобок появляется с другой стороны и говорит, что теперь он пришел к детям. Они подходят к столу воспитателя, берут колобок в руки, рассматривают его. Дети поют песенку колобка вместе с ним. Колобок прощается с детьми и уходит.

Второй этап - знакомство со сказкой «Колобок».

Цель. Продолжать формировать эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки; обратить внимание на то, как разные звери общаются с Колобком; в эмоциональной форме повторить текст диалогов между Колобком и Зайкой, Колобком и Мишкой, Колобком и Лисой.

Ход занятия.

1-й вариант.

Педагог (рассказывает эпизоды из сказки и включает в свой рассказ действия с игрушками). Бабушка испекла колобок и положила его на окошко. Колобок лежал, лежал, ему стало скучно, и он убежал в лес. (Появляется Колобок, он катится по столу.) Катится Колобок, катится, а навстречу ему Зайка. (Появляется Зайка, останавливается напротив Колобка.)

Зайка.

Колобок. Не ешь меня, Зайка! Лучше послушай, какую я тебе песенку спою. (Поет.)

Я Колобок, Колобок, Я от дедушки ушел,

На сметане мешон, Я от бабушки ушел,

В печку сажен, От тебя, Зайка, не хитро уйти!

На окошке стужен.

Зайка. Ушел! Укатился! (Уходит.)

Педагог. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Медведь. (Появляется Медведь, останавливается напротив Колобка.)

Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Я Колобок, Колобок, Я от Зайца ушел.

Я от бабушки ушел, От тебя, Медведь, не хитро уйти!

Я от дедушки ушел,

(Колобок катится и исчезает. Медведь уходит.)

Лиса. Здравствуй, Колобок! Какой ты хорошенький да пригоженький.

Колобок. Здравствуй, Лиса! Хочешь, я спою тебе песенку?

Лиса. Спой, дружок!

Колобок (Поет).

Я Колобок, Колобок, Я от Зайца ушел,

Я от бабушки ушел, От Медведя ушел.

Я от дедушки ушел. От тебя, Лиса, не хитро уйти!

Лиса . Какая славная песенка! Только я к старости плохо слышать стала. Сядь ко мне на носок и пропой еще разок!

Колобок (садится лисе на нос и снова запевает свою песенку).

Я Колобок, Колобок...

Лиса. Ам! (Колобок быстро спрыгивает с носа Лисы и убегает.)

Педагог. Лиса хотела съесть Колобка, но он успел спрыгнуть и убежать, и Лиса его не поймала.

2-й вариант.

Игра проводится повторно по такому же принципу, как и в первом варианте, но игрушками-персонажами сказки действуют дети. Вначале они выполняют это с помощью педагога: он показывает каждому ребенку, как двигается его персонаж, а ребенок подражает. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка. Педагог помогает каждому ребенку и при усвоении речевого материала в процессе общения от имени своего персонажа.

Воспитатель заранее вызывает детей к своему столу и раздает им игрушки: одному - колобка, другому - зайку, третьему - мишку, четвертому - лису, Педагог рассказывает сказку, а дети должны внимательно слушать и вовремя начать двигать свои игрушки, а затем и вступать в разговор за своих персонажей. Если ребенок затрудняется в произнесении нужного текста, воспитатель помогает ему. Не следует требовать дословного повторения текста в тех случаях, когда ребенок соблюдает смысловую сторону диалога.

Третий этап - игра-драматизация.

Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения; стремиться к тому, чтобы дети, произнося готовый текст, вступали в подлинное общение, т. е. не формально произносили слова, а действовали эмоционально.

Оборудование. Шапочки Колобка, зайки, мишки и лисы.

Ход игры. Воспитатель распределяет между детьми роли (колобка, зайки, мишки, лисы) и раздает им шапочки. Затем педагог рассказывает сказку, а дети ее изображают, действуя примерно так, как действовали игрушки в кукольном театре, и вступая в разговор по тексту сказки. Диалог должен быть эмоциональным, передавать взаимоотношения колобка с разными зверями. Так­же не следует стремиться к дословному повторению текста.

После окончания игры воспитатель еще раз рассказывает сказку и уточняет текст диалогов. Игру можно повторить несколько раз, при этом дети меняются ролями.