Велосипед с лежачим положением. Что такое лигерад

  • 15.03.2019

Лежачий велосипед, который ещё называют лигерад или рикамбент, представляет собой велосипед , на котором ездят полулёжа или совсем лежа. В процессе катания спина плотно прижата к лежаку, что существенно сказывается на динамике разгона. Педали, а соответственно и ноги велосипедиста, расположены на том же уровне, что и седло. Вариантов расположения руля несколько. Так он может быть установлен под седлом или в более привычном положении, проходя при этом между ногами велосипедиста. Диаметр и размер колёс также варьируется. Всего существует четыре классификации лежачих велосипедов: первая - с управлением, расположенным ниже уровня седла, вторая - с управлением выше седла, третья - с короткими колесными базами, четвёртая - с длинными колесными базами. При этом есть модели с конструкцией смешанного типа и их дизайн зависит от фантазии и конструкторов лигерадов, которые не стесняются вносить свои коррективы в стандартные модели.

В лигераде с короткой колесной базой педали расположены между седлом и передним колесом. В варианте с длинной колесной базой педали обычно находятся выше переднего колеса. В стандартной конструкции заднее колесо обычно расположено за спиной велосипедиста и колесо имеет классический или меньший размер. Если модель рассчитана на двух человек (тандем), вид конструкции будет другим. Переднее колесо лигерада практически всегда имеет меньший диаметр, нежели колеса обычного велосипеда.

Лежачие велосипеды принято считать более манёвренными, поскольку при езде спина велосипедиста прижата к опоре-лежаку, а его низкое расположение улучшает аэродинамические характеристики велосипеда. Многие владельцы лигерадов предпочитают именно эту модель за лёгкость в управлении, удобство в плане посадки, высокую динамичность по сравнению с классическими велосипедами и их манёвренность. Недостатком лежачего велосипеда является то, что позиция велосипедиста не позволяет долго поддерживать высокую скорость вращения педалей на затяжных подъёмах. В этом плане обычный велосипед намного удобнее и практичнее. При этом поклонники лигерадов считают высокую аэродинамику своих байков достаточной компенсацией этого недостатка. Также любители велоезды в лежачем положении считают, что более низкую скорость также не стоит считать серьёзной проблемой. Ведь в удобном положении лёжа можно проехать гораздо больше, чем сидя. Не испытывая при этом усталости и дискомфорта.

Поскольку конструкция лежачего велосипеда достаточно низкая, он плохо заметен на дороге. Чтобы компенсировать это, велосипедисты крепят к лежаку или заднему краю лигерада специальный флажок. Это делает их двухколёсный транспорт видимым для водителей автомобилей и других участников дорожного движения.

Термин веломобиль, обобщающий все колёсные транспортные средства на мускульной тяге, употребляется в нашей стране с середины 1970-х гг. О веломобиле «Вита» харьковчанина Ю. Стебченко, как о первой ласточке нарождающегося вида транспортных средств, «М-К» рассказал ещё в № 7 за 1976 год. В остальном мире так называют только практичные конструкции, предназначенные для грузо-пассажирских перевозок и снабжённые корпусом-кузовом.

При этом для всех двух-трёх-четы-рёхколёсных велотранспортных средств с посадкой пилота «по-автомобильному» (не верхом на седле, а на сиденье со спинкой) за рубежом прижился общий термин «горизонтальные», или рикамбенты, что в переводе с английского (recumbent) означает «лежачий» велосипед. Двухколёсные велосипеды такой схемы зачастую именуют ещё лигерады, что дословно в переводе с немецкого -«лёжа на колесе».

Схемы лигерадов тоже различаются:

а)по компоновке: короткобазные -если каретка расположена перед рулевой колонкой, среднебазные - каретка расположена вблизи рулевой колонки и длиннобазные - каретка находится между рулевой колонкой и спинкой сиденья пилота;

б)по посадке пилота: высокая -основание сиденья примерно на уровне колеса или выше (хайрейсеры), средняя - примерно на уровне или выше оси колеса (мидлрейсеры) и низкая - ниже уровня оси колеса (лоурейсеры).

Молодой спортсмен Евгений Нестюрин из города Зеленограда Московской области - мастер спорта по маунтин-байку. Он почти десять лет конструирует и создаёт в домашней мастерской скоростные лигерады, которые вполне могут стать основой (шасси) для стрим-лайнера, но разговор об этой категории высокоскоростных педальных машин пойдёт ниже.

На одном из своих лигерадов под названием «Индикатор-2» - короткобазном переднеприводном лоурейсере с неподвижной кареткой (жёстко закреплённой на раме) - Евгений стал победителем соревнований по скоростным заездам. На нём же он принял участие в традиционном тест-туре веломобилей «Золотое кольцо России-2009» Московского клуба энтузиастов биотранспорта. Нестюрин проехал по обычным автомагистралям и просёлочным дорогам от столицы до вологодской глубинки - древнего города Тотьмы - около 800 км, завоевав главный приз за лучшую конструкцию.

Для изготовления лёгкого скоростного лигерада очень важен правильный выбор материалов. Первый вариант «Индикатора» Евгений изготовил из алюминиевых сплавов, но некоторые швы не выдержали вибрационных нагрузок - кое-где появились трещины. В «Индикаторе-2» для изготовления рамы им применены титановые трубы, а для некоторых деталей - алюминиевые сплавы. Самодель-щики, не имеющие опыта сварки таких материалов, вполне могут заменить их. Например, титан - высококачественными тонкостенными (1 - 1,2 мм) трубами из стали марки 30ХГСА, причём меньших, чем указано на чертежах, диаметров. Масса конструкции увеличится при этом на 2 - 3 кг, что не критично для начинающих конструкторов.

В «Индикаторе-2» переднее колесо является управляемым и ведущим. В основе такого совмещения лежит способность современных велосипедных цепей скручиваться на значительный угол без потери работоспособности.

Для обеспечения динамической устойчивости и хорошей управляемости важно правильно подобрать соотношение трёх параметров; а - угла наклона рулевой колонки, В - вылета передней вилки, Т - расстояния между воображаемыми точками касания радиуса переднего колеса с поверхностью дороги и пересечения с ней же оси поворота передней вилки - так называемого трейла. Эти параметры зависят от многих факторов (колёсной базы, диаметров колёс, положения центра тяжести, диапазона скоростей движения лигерада и т.д.) и подбираются в основном опытным путём. В «Индикаторе-2» они равны соответственно; 80°, 30 мм и 35 мм.


1 - рама; 2 - передняя вилка (от горного велосипеда, доработанная); 3 - звёздочка с шатунами; 4 - узел крепления каретки; 5 - цепь; 6 - натяжной ролик с успокоителем цепи; 7 - опорный ролик; 8 - ведущее колесо; 9 - опорное колесо; 10 - переключатель передач; 11 - диск переднего тормоза; 12 - диск заднего тормоза; 13 - лежак; 14 - подложка; 15 - подкос лежака; 16 - подголовник; 17 - световозвращатель; 18 - руль; 19 - передний вынос руля; 20 - задний вынос руля; 21 - рычаг руля; 22 - ручка тормоза (2 шт.); 23 - велокомпьютер; 24 - машинка переднего тормоза; 25 - машинка заднего тормоза

1 - корпус подшипников; 2 - подшипник № 0902 (15x28x7,2 шт.); 3 - чашка; 4 - звёздочка (z=26); 5 - шека ролика (капролон, 2 шт.); 6 - накладка; 7 - заклёпки d4, 6 шт.); 8 - ось (болт М8х40); 9 - распорная шайба d20x4


1 - натяжной ролик; 2 - подшипник № 0902; 3 - чашка; 4 - болт М8х40; 5 - успокоитель цепи; 6 - накладка, 7 - заклёпка d3 (2 шт.); 8 - держатель ролика (труба d18x1); 9 - втулка; 10 - заклёпка d4; 11 - распорная шайба d20x4; 12 - фиксатор успокоителя цепи; 13 - рама

В переднеприводных лигерадах передняя вилка подвергается значительным нагрузкам и должна быть достаточно жёсткой. В «Индикаторе» использована стальная вилка от горного велосипеда с переваренным штоком. Чтобы в ней поместилось заднее колесо от обычного велосипеда (девятискоростная втулка с кассетой звёздочек), правое перо вилки немного отогнуто.

Оба ролика (опорный и натяжной) закреплены на раме с помощью болтов-осей с внутренним шестигранником. Для этого в держатель каждого ролика запрессована втулка с резьбовым отверстием.

Опорный ролик - сложной конструкции. Состоит из стального точёного корпуса, в который запрессованы два подшипника. К корпусу приварена стандартная звёздочка (z = 26), к ней с двух сторон приклёпаны одинаковые щёки, выточенные из капролона, а с внешней стороны - накладка, фиксирующая подшипники в корпусе. Внутрь подшипников запрессована чашка с отверстием под болт-ось.

Натяжной ролик также выточен из капролона. В него запрессованы подшипники, а внутрь них - такая же чашка, как и на опорном ролике. Перед установкой роликов на раму на болты надеваются распорные шайбы, исключающие касание роликами элементов рамы.

Такой материал ролика и щёк выбран для обеспечения малошумной работы привода. С этой же целью на общей с натяжным роликом оси смонтирован успокоитель цепи. Его положение на раме определяет фиксатор, к которому он прикреплён заклёпкой. К обеим полочкам успокоителя, предохраняющим цепь от спадания с ролика, для гашения шумов от цепи приклёпаны накладки из листового полипропилена.

Основа конструкции «Индикатора-2» -цельносварная рама. При её сварке очень важно не допустить поводок, поэтому целесообразно производить эту работу в два этапа.

Главный элемент рамы - составная сварная хребтовая труба диаметром 51x1,2 мм. Её сварку лучше вести на простейшем стапеле: 16-мм листе ДСП, на котором с помощью закреплённых саморезами брусков обозначен контур будущей рамы. Разметка рамы выполняется от строительной оси «0 - 0». Пока хребтовая труба рамы находится на плоском стапеле, следует приварить к ней усилитель (подкос) и косынку.

Для выполнения дальнейших сварочных работ необходимо подготовить второе приспособление (например, из отрезка швеллера или трубы прямоугольного сечения), на котором монтируются имитаторы осей колёс. После этого хребтовая труба в сборе с передней вилкой и стаканом рулевой колонки фиксируется на стапеле вместе с перьями задней вилки и дропаутами, затем все элементы привариваются прихватками. При окончательной сварке следует постоянно контролировать геометрию рамы. Затем производится приварка остальных элементов. В завершение операции по изготовлению рамы открытые торцы хребтовой трубы и перьев задней вилки завариваются заглушками из листового металла.

Поверх левого дропаута приваривается накладка для крепления адаптера тормозной машинки. Приварка распорных втулок между ушками крепления подкоса требует аккуратности и осуществляется точками.

Материал деталей узла каретки -алюминиевый сплав АМГ-6. Стакан каретки и втулки клеммового зажима - точёные детали. При изготовлении узла из стали вместо втулок можно использовать стандартные удлинённые гайки («М-К» № 11 за 2011 г.).

Опора стакана - коробчатого типа; состоит из одинаковых пар щёчек и накладок, сваренных между собой и с трубой-зажимом.

Лигерад рассчитан и построен для пилота ростом 175 - 185 см. Перемещением узла каретки по носовой консольной трубе рамы (выносу) можно производить более тонкую настройку под рост гонщика.

Лежак лигерада - особо важный элемент конструкции - изготавливается под конкретного пилота. Зачастую в период обкатки лежак подвергается серьёзным доработкам, поскольку сразу сделать его комфортным удаётся редко.

Веломобилист, вернее его позвоночник, при практически горизонтальной посадке, испытывает неблагоприятные знакопеременные нагрузки в направлении спина - грудь при движении по неровностям дороги. Поэтому профиль лежака должен точно соответствовать контурам спины пилота. Есть немало оригинальных методов снятия мерки. Конструктор поступил следующим образом: смакетировал на ровном полу основные элементы лигерада и подложил под спину обыкновенную подушку. Отпечаток, оставленный на ней, сохраняется несколько минут, что достаточно для снятия размеров.

Успокоитель цепи (натяжной ролик условно снят):

1 - рама; 2 - успокоитель цепи; 3 - фиксатор успокоителя цепи; 4 - заклёпка d4; 5 - накладка (2 шт.)


Узел крепления каретки (*размер для справки):

1 - стакан каретки; 2 - опора стакана каретки; 3 - клеммовый зажим (труба d55x2); 4 - втулка (3 шт.); 4 - гайка (3 шт.)

1- вынос каретки рамы (труба d51х1,2); 2 - наклонная стойка (труба d51х1,2); 3 - хребет лежака (труба d51x1,2); 4-косынка; 5-держатель натяжного ролика (труба d18,1); 6- держатель опорного ролика (труба d18,1); 7 - передняя опора лежака (труба d20x1); 8 - задняя опора лежака (труба d20x1); 9 - вынос задней опоры (труба d20x1); 10 - перо задней вилки (труба d30x1, 2 шт.); 11- дропаут-наконечник пера задней вилки (полоса s4, 2 шт.); 12 - ушко подкоса (полоса s3,2 шт.); 13 - фиксатор успокоителя цепи (полоса s3); 14 - стакан рулевой колонки (труба d36x2); 15 - подкос (труба d30x1)

Основания лежака и подголовника выполнены из дюралюминиевого листа толщиной 2 мм и перфорированы для облегчения. Из такого же материала, но толщиной 3 мм выполнены и боковины.

Соединяются боковины с основаниями с помощью заклёпок и уголков в виде круглых шайб, согнутых по диаметру. Причём в качестве шайб автором остроумно и практично использованы старые монеты.

Формообразование передней и задней частей лежака тоже зависит только от телосложения пилота. Например, в передней части его закруглённые края в области ягодиц иногда отгибают вниз примерно на угол 15° - 30°, с тем чтобы исключить потёртости и одновременно сохранить контакт пилота с лежаком при силовом педалировании. В «Индикаторе-2» это оказалось излишним. Задняя часть основания лежака загнута вперёд для образования заплечиков, которые удерживают пилота от смещения назад, в ней же выполнен фигурный вырез для разгрузки шейного отдела позвоночника.

В основании лежака напротив крестца спины пилота вырезано отверстие 100x290 мм и образована ниша. Для этого с нижней стороны лежака к нему прикреплено с помощью заклёпок и жёсткой прокладки дно. Основание лежака покрыто приклеенной к нему подложкой из туристского коврика-«пенки» толщиной 10 мм, при этом в нишу предварительно уложена дополнительная подушка переменной высоты.

Подголовник - отдельный элемент лежака - крепится к нему четырьмя потайными винтами с гайками. К основанию подголовника приклеена фигурная подушка из нескольких слоёв той же «пенки», обтянутая мягким тканевым чехлом.

Лежак съёмный, крепится к раме в трёх точках: к передней опоре на горизонтальной части хребтовой трубы -с помощью двух кронштейнов, изготовленных из пар уголков, склёпанных между собой, и эксцентрикового зажима седла велосипеда; к средней опоре - с помощью двух потайных винтов М5х20 и резьбовых втулок, запрессованных в торцы опоры; к перьям задней вилки -с помощью подкосов.

Руль лигерада сварен из отрезков трубы диаметром 22x1 мм. Для изготовления выноса руля использованы два стандартных: с кпеммовым зажимом, устанавливаемым на шток передней вилки, и разрезной - с накладкой для крепления собственно руля с помощью двух болтов. Оба эти выноса объединены: приварены к удлинителю из трубы диаметром 25 мм. В открытые торцы труб руля вставлены декоративные резиновые заглушки.

В остальном лоурейсер укомплектован стандартными велосипедными деталями и узлами.

В кареточный узел установлен картридж: капсула, объединяющая вал каретки и стандартные шариковые подшипники качения. Длина шатунов -170 мм. Ведущая звёздочка имеет 82 зуба. Колёса диаметром 22 дюйма (510 мм) снабжены узкой (19 мм) резиновой покрышкой, рассчитанной на высокое, до 8 атм, давление. Ведущее колесо имеет 36 спиц, а опорное - 32. Диаметр роторов дисковых колёс - 160 мм. Обе тормозные машинки смонтированы на кронштейнах перьев вилок с помощью адаптеров, обеспечивающих настройку тормозов. На руле находятся ручки переднего и заднего дисковых тормозов, 9-позиционный шифтер переключения скоростей и велокомпьютер. Грязевым щитком снабжено только заднее колесо - пилота защищают от брызг с переднего колеса широкая хребтовая труба рамы и лежак. Установлены и световозвращатели: сзади - красный на кронштейне крепления грязевого щитка; спереди - белый на заглушке хребтовой трубы. Здесь же удобное место и для фары - при необходимости она легко монтируется с помощью пластмассовых электротехнических хомутов-зажимов.

На создание одного лигерада у Е. Нестюрина уходит почти год - автор очень тщательно прорабатывает каждую деталь конструкции, поэтому и смотрятся его машины как заводские.

Поскольку практически весь «Индикатор» изготовлен из коррозионностойких материалов, лакокрасочное покрытие не наносилось, за исключением выноса руля.

Общая масса конструкции - 17,3 кг.

Не каждый с первого раза освоит лигерад и научится уверенно на нём ездить, тем более, со столь низкой посадкой. Даже велосипедисты со стажем, «вросшие» в седло традиционного велосипеда, порой тушуются, располагаясь на низком лежаке. А кому-то достаточно и нескольких минут, чтобы почувствовать эту удивительную машину, стать с ней одним целым. И мчится такой смельчак на зависть окружающим, буквально летит над дорогой...

На этом можно было бы и закончить рассказ о скоростном велосипеде. Но знаете ли вы, о чём мечтает в душе пилот лоурейсера, особенно молодой? Мечтает превратить его в стримлайнер и, конечно же, с самым-самым лучшим в мире обтекателем. А затем - бороться за рекорды! Не верите - тогда попробуйте сделать свой лоурейсер. Вдруг это станет вашим первым шагом к победе?

Столь выдающиеся результаты были получены в основном за счёт совершенной аэродинамической формы кузова-обтекателя. При достижении скорости около 30 км/ч почти 85 - 90% энергии веломобилиста расходуется на преодоление сопротивления встречного воздушного потока, а при более высоких скоростях - до 95%. К стримлайнерам, по терминологии, принятой Всемирной ассоциацией создателей мускульных транспортных средств (WHPVA), относятся конструкции, снабжённые обтекателями с высокими аэродинамическими характеристиками и предназначенные для установления спортивных достижений. При этом пилот столь плотно «упакован» в болид, что для осуществления старта и финиша, и даже для посадки и выхода из аппарата, спортсмену требуется сторонняя помощь членов команды.

Старт и финиш скоростного заезда на стримлайнере обычно происходят следующим образом. Пилот размещается в нижней части обтекателя, которая стоит на ложементе. После этого вытягивает руки вперёд на руль, вследствие чего размах плеч сужается. Далее помощники надевают верхнюю часть обтекателя и зазор между обеими частями заклеивают скотчем. Помощник, будучи на роликовых коньках, охватывает ногами стримлайнер, освобождает его от ложемента и в таком положении дуэт «пилот - помощник» трогается с места. После небольшого ускорения пилот стримлайнера начинает самостоятельное движение. Закончивший прохождение дистанции стримлайнер в конце тормозного участка ловят члены команды и освобождают пилота из обтекателя.

Создание скоростных веломобилей с лёгкими аэродинамическими обтекателями из композитных материалов (в основном из углепластиков) - сложная и высокозатратная инженерная задача.

Вспоминая историю, хочется отметить, что веломобиль «Вектор», впервые преодолевший в 1980 году планку в 100 км/ч, был трехколёсным. Но начиная с 1986 года все абсолютные рекорды скорости веломобилей устанавливались только на двухколёсных стримлайнерах.

В большинстве современных веломобилей (претендентов на рекорды) шасси интегрировано в общую конструкцию. Тем не менее, есть стримлайнеры, в которых в качестве ходовой части используются двухколёсные рикамбенты, их можно извлечь из оболочки и использовать для соревнований в самостоятельных классах (согласно тем же международным регламентам) - без обтекателя.

Как правило, по схеме - это лоурейсеры, имеющие низкий центр тяжести, на которых пилот располагается практически горизонтально. В стримлайнерах такой схемы сиденье пилота называется лежаком.

Для снижения силы аэродинамического сопротивления конструкторы всячески стремятся уменьшить мидель стримлайнера - площадь наибольшего поперечного сечения обтекателя. Мидель определяется в основном антропометрическими параметрами пилота. Зазор между спортсменом и капсулой измеряется буквально миллиметрами. При проектировании и вычерчивании миделя важны два основных параметра: площадь проекции ометания ступнями пилота и ширина его плеч (максимальная ширина обтекателей лучших стрим-лайнеров составляет всего-навсего 380 - 420 мм).

При компоновке лоурейсера следует пользоваться двухмерным макетом пилота. Для этого удобен эргоном, разработанный и успешно применявшийся десятилетиями чешскими конструкторами автомобилей «Татра»: вычерчивается с помощью только прямых линий и окружностей. Его пропорции хорошо соответствует пилотам ростом в 160 - 180 см. Элементы макета можно изготовить из твёрдой прозрачной обложки блокнота или папки и скрепить их в шарнирах заклёпками, например, из мелких гвоздиков.

Изначально необходимо определиться с положением (размер «b») оси каретки. Для этого нужно задать конструктивные параметры: размер «а» - минимальное (обычно 80 - 120 мм) расстояние от пятки пилота до дороги и «с!» - длину шатунов (обычно 150 - 170 мм). Затем задать величину превышения каретки над основанием лежака (обычно 120 -180 мм). После чего вычертить несколько вариантов компоновки положения пилота. Они и определят оптимальные контуры миделя стримлайнера. Окончательно продольные и поперечные сечения обтекателя уточняются при натурном макетировании.

Созданием стримлайнеров занимаются и индивидуальные конструкторы, и профессионалы - фирмы-производители велотехники. В битве за рекорды скорости используются наиболее современные материалы, компьютерные технологии и моделирование. Но, что удивительно, самые быстрые на сегодня веломобили «Варна» созданы не инженером, а явились плодом опыта и таланта Георгия Георгиева - скульптора по образованию.

В. УЛЬЯНОВСКИЙ

От редакции

12.09.2012 г. гонщик Сергей Дашевский из г. Краснодара на стримлайнере «Тетива» конструкции москвича Вениамина Ульяновского на спецтрассе в штате Невада (США) установил новый рекорд России - развил скорость 106,45 км/ч.

Я уже давно с интересом заглядывался на лежачие велосипеды, но в наших краях это полнейшая экзотика. В реальности всего два или три раза имел счастье наблюдать это странное создание инженерной мысли.

Но как говорится, на ловца и зверь бежит — из переписки с моим читателем Александром Самородовым я узнал, что он уже много лет катается на лигерадах.. Начнем!

Виктор Котовский . Саша, для начала расскажи — как ты дошел до лигерада. Простой велосипед тебя уже не устраивал или просто душа желала странного?

Александр Самородов . Если вспомнить еще 2004 г., когда катал недельные походы, все было хорошо, но вот запястья на второй день начинали так болеть, что портилось все впечатление о походе. Вот и стал я думать, что бы такое предпринять. Ставил разные рули и прочее, но эффекта должного все равно не было на длинных дистанциях, руки болели. Пятая точка привыкла, но руки нет.

Потом как-то увидел в интернете сообщение, что существуют вот такие лежачие велосипеды, называемые рекамбентами (англ.) или лигерадами (нем.). В принципе, я о них и раньше знал, но только считал их скорее веломобилями самодельными, имеющими обычно от 3 колес. Надо сказать, что еще в школе в 80-е годы я собирал 3-колесный веломобиль, аж двухместный, но затея не слишком удалась по разным причинам.

Но вот загорелся я конкретно лигерад приобрести, и думал о лигерадах года два, ну и деньги копил, конечно. Хотелось купить, поэкспериментировать. Не только, конечно, боль в запястьях хотел победить, но и душа просила чего-то другого.

Только в 2007 г. моя мечта сбылась и я купил полноподвесный короткобазный лигерад (SWB). Привез его из-за границы, предварительно сделав заказ. Сейчас идет 6-й сезон катания на лигераде. Должен сказать, что на наших дорогах без заднего амортизатора пришлось бы туго, всю спину можно отбить.

Амортизирование передней вилки не столь необходимым оказалось, хотя тоже желательно. Это надо учитывать, поскольку если, например, заблокировать задний амортизатор, удары заднего колеса реально сильно и неприятно будут воздействовать на спину при езде на лигераде.

Вообще существуют еще длиннобазные (LWB) и компактные длиннобазные (CLWB). В Европе в основном ездит на SWB (ось каретки дальше оси переднего колеса), иногда на CLWB (оси примерно рядом), на LWB (ось переднего колеса дальше оси каретки) редко.

В Америке LWB пользуются большей популярностью, так как, наверное, у американцев больше места, где их можно хранить. Для поездок на работу и вообще для городской езды, пожалуй, больше подходит CLWB, а для скорости за городом, пожалуй, SWB.

ВК . Если обычный велосипед можно почти называть практичной вещью: помимо катания, его можно использовать как транспорт, то что с лигерадом? Это лишь забава, хобби?

АС . Возможно, лигерад менее практичен, чем обычный велосипед (вертикальный велосипед или велосипед с «алмазной» рамой, как называют его на Западе). В целом лигерад больше подходит для передвижений за пределами города на большие расстояния. В путешествие – милое дело.

Я и по лесным дорогам катаю. Проезжаю в целом везде, где я бы проехал и на горном. Хотя для конкретного бездорожья лучше все-таки использовать «нормальный» горный велосипед.

Для поездок в магазин – явно лучше использовать складной велосипед. Хранить и транспортировать лигерад несколько сложнее, особенно с длинной базой. Но лигерад с короткой базой приближается по удобству хранения к обычному велосипеду.

Езжу на нем и по проспектам, особых проблем нет, но стараюсь скорее вырваться за город, что впрочем, делал бы я и на обычном велосипеде.

Некоторые научились перевозить лигерад в плацкартном вагоне почти не разбирая (сняв только переднее колесо). Я пока возил только в багажном вагоне целиком.
Следует также заметить, что существуют и складные лигерады.

ВК . Продолжая тему практичности — как обстоят дела с хранением, транспортировкой? Для многих людей даже с обычным велосипедом бывают сложности, а ведь лигерад больше и тяжелее.

АС . Лично я храню лигерад в гараже, но если бы не было, можно и в квартире. Кстати, гараж у меня в двух километрах от дома, которые я на складном велосипеде проезжаю, а дальше пересаживаюсь на лигерад.


ВК . Сколько весит типичный лигерад? Есть ли разница с обычным великом, ведь для тех, кому тащить байк в квартиру без лифта это очень важно.

АС. Разница не очень велика, если имеем дело с SWB или даже с CLWB. Есть люди, которые затаскивают его по лестнице на 5-й этаж. Лигерад в среднем несколько тяжелее вертикального велосипеда, хотя есть очень легкие.

Вес больше из-за длинной цепи (в 2,5 раза длиннее), из-за наличия сидения, возможно из-за более металлоемкой рамы (хотя бывает по-разному). Типичный полноподвесный лигерад SWB с небольшим количеством аксессуаров весит около 17 кг.

ВК. Есть обывательское мнение, что лигерады значительно быстрее даже шоссейников, это правда?

АС. Не вполне. Если лигерад имеет не вполне аэродинамичную посадку с упором на лучший обзор (кстати, на лигерадах ямы видны хуже), то прироста скорости можно не ощутить. Для по-настоящему аэродинамичной посадки ось каретки делают выше нижней точки сидения на 20-25 см.

Это прилично и может показаться не всем комфортным. У меня это расстояние около 10 см, поэтому прирост скорости есть, но не очень большой, у меня скорее туристический вариант, но все же не «матрасный».

Вообще, по прошествии 6 лет хотел бы приобрести более спортивный и легкий лигерад, чтобы действительно обгонять шоссейников, пока это редко получается. Но моя крейсерская скорость существенно возросла.


При безветренной погоде на горизонтальной дороге я могу, по крайней мере, в течение часа держать скорость около 28 км/час при пульсе где-то в фитнесс зоне, если чуть поднапрячься, можно 32 держать. В общем, эффект есть, но хотелось бы большего.

ВК . Другое обывательское мнение — на велосипедах этого типа очень трудно ехать в гору, вплоть до того, что затяжные подъемы практически недоступны. Где здесь правда, а где ложь?

АС . По физике средний лигерад должен в гору ехать чуть медленнее среднего велосипеда из-за большего веса. Кроме того, на лигераде не поедешь танцовщицей, оторвав пятую точку от сидения. Хотя что-то подобное можно попытаться предпринять. 🙂

Однако на лигераде можно упираться в спинку сидения. Лично я почти не замечаю снижения скорости подъема, так как езду танцовщицей почти не практиковал на обычном веле. В спинку сидения лигерада тоже особо не упираюсь, так как колени дороже. Но горки стараюсь по возможности тренировать, край мой не горный, но на тренажерах зимой тренирую.


Стоит также отметить, что переход на лигерад происходит в три стадии: в самом начале катание на лигераде вызывает восторг у 95% покатавшихся; далее идет период тренировки новых групп мышц, в это период мотивация может снизиться, но надо поездить километров 500; приходит период, когда лигерад становится для вас нормальным и эффективным средством … (подставьте свое слово 🙂) вызывающим может быть уже не столь бурную, но радость.

ВК . Что лучше — двухколесный или трехколесный лигерад?

АС. Лично мне представляется, что на наших дорогах надо ездить только на двухколесных велосипедах. Хотя трехколесные лигерады, называемые трайками, а по-нашему, веломобили (ну, у нас все веломобилем называют, если это отличается от обычного велосипеда, даже лигерад-двухколесник до сих пор часто у нас называют «веломобиль») становятся все более популярными в других странах.

Трайк, конечно, более устойчив, но посадка у него очень низкая, а места на дороге он требует больше, скорость несколько ниже из-за третьего колеса, вес больше, хранить неудобно. Посадка низкая для того, чтобы он был устойчивым и на поворотах тоже.

ВК . Что с удобством на дальних дистанциях? Говорим о ста и больше километрах за раз.

АС. Ехать удобно и 100 и более километров. Возможно, каждый 50 км желательно останавливаться и немного разминать тело. После часа-полтора непрерывной езды может появиться эффект кинотеатра, когда хочется пометь положение тела на сидении. Это вполне естественно. Пятиминутная остановка – достаточная мера. Отчасти это можно делать и в движении.

Еще ямки на дороге способствуют профилактике. 🙂 Желательно также, чтобы посадка была действительно полулежачей, чтобы значительная часть веса приходилась на спину. «Полусидячие» лигерады, обычно с низкой кареткой, вряд ли хорошо приспособлены для дальних путешествий (могу ошибаться). Но о боли речи в любом случае не идет.

Может пригодится подголовник, только он должен быть правильным, упираться в основание черепа. Тот, что был у меня, я не нашел удобным, лучше ездить без него, шея почти не устает, но легкая разминка после каждых несколько десятков км также не помешает.

ВК . Есть ли смысл путешествовать на лежачем байке? Или всё-таки практичнее обычный велосипед?

АС. Смысл однозначно есть, путешествовать на лежачем байке очень хорошо. Перевозить его тоже можно и в поездах и в самолетах, хотя чуть сложнее. В гостиницы пускают.


ВК. Из-за низкой посадки, лигерад очень плохо виден водителям, часто голова велосипедиста ниже капота. Это реальная проблема?

АС . Необычное транспортное средство привлекает повышенное внимание водителей, многие из них стараются ехать внимательней, многим интересно, что же это такое. Я несчетное количество раз отвечал на вопросы водителей и пассажиров (не говоря о пешеходах) о своем лигераде.

Но вообще проблема есть, могут лигерад и не заметить. Особенно, если он очень низкий, так называемый лоурэйсер. Но если хайрэйсер, то видеть его должны лучше. Рекомендуется устанавливать яркий высокий флаг, но он, как мне показалось, заметно тормозит лигерад.

В дополнение могу сказать, что залогом безопасности перемещения на лигераде является наличие контактных педалей и зеркал заднего вида.

ВК . Как обстоят дела у лежачего байка на пересеченной местности? Речь не о грунтовках с хорошим грунтом, а о тропках с корнями, спусках и тд.

АС. Если лигерад оснащен соответствующими компонентами, покрышками, то очень даже можно везде проехать, причем с бОльшим удовольствием. Но если трасса уж очень специфическая, то ехать лучше на вертикальном горном велосипеде соответствующей специализации (кросс-кантри, даунхил и т.д.)


ВК . Дорогое ли это удовольствие? Где можно купить в России (или за границей).

АС . Лигерады стоят дороже обычных велосипедов из ближайшего веломагазина, так как производятся мелкосерийными партиями, часто на заказ. В России есть умельцы, предлагающие услуги по изготовлению лигерадов. См. сайт velomobile.org

За границей немало небольших компаний, занимающихся изготовлением лигерадов. В России есть шанс сделать лигерад дешевле. О качестве российских изделий ничего сказать не могу, не испытывал.

Одним из наиболее популярных международных сайтов по лигерадам является bentrideronline.com . Чтобы купить за границей приличный фрэймсет (рама+сиденье+специф. узлы) придется потратить порядка 1500 евро плюс перевозка/пересылка.

ВК . Почему лигерады не получают широкой признательности, если у них столько плюсов?

АС. В свое время лигерады были запрещены для использования в официальных спортивных велосипедных соревнованиях. Как известно, товар становится популярным, если он массово используется в спорте. С лигерадом так не вышло. Это одна из причин.

Другая – все-таки меньшая его практичность по сравнению с вертикальным велосипедом. Высокая цена на лигерады из-за малых объемов производства тоже является причиной их малой распространенности.


Необычный вид лигерадов многих отталкивает от приобретения. Не все могут согласиться быть белой вороной (у меня тоже был такой барьер, но я его преодолел, и сейчас с этим легко, я даже рад, что необычен среди других велосипедистов).

Но объемы продаж и популярность лигерадов растут! Если еще лет 5 назад мало кто знал в России это слово, сейчас уже хотя бы продвинутые велосипедисты не удивляются.

Виктор Котовский . Большое спасибо Александру за такой подробный рассказ о предмете его увлечения! На мой взгляд, лигерады — это именно та ветвь велосипедизма, которая должна развиваться. Со временем цена на такие байки будет снижаться, а количество их владельцев — расти.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое., пожалуйста.

Далеко не все современные велосипедисты могли вживую видеть на улицах города лигерад. Эта конструкция представляет собой необыкновенный велосипед, на котором можно передвигаться в положении лёжа. Владелец такого оригинального транспортного средства может удобно расположиться в кресле, вытянуть ноги и с комфортом колесить по улицам города. Главное отличие лигерада от классического велосипеда кроется в особенностях конструкции первого устройства, а также в наличии ковшового сидения или мягкого кресла, которое заменяет привычное узкое сиденье обыкновенного велосипеда. Весьма интересная конструкторская особенность лигерада - его кареточный узел с педалями - располагается в передней части устройства, за рулевым агрегатом. Несмотря на все нововведения, лежачий велосипед прост в управлении. Это устройство приобрело широкое распространение у европейцев, например, немцы именуют его лигерадом, в то время как в остальных странах его называют рикамбентом.

Достоинства лежачего велосипеда

Лигерад — необыкновенный лежачий велосипед, обладающий массой достоинств

Главным преимуществом, что обладает лигерад, считается наличие более удобного кресла, в котором едущий может не просто сидеть, а лежать. Большинство профессиональных велосипедистов часто жалуются на боль в запястьях рук, плечах и спине, а во время езды на лигераде все эти части тела расслаблены и не задействованы.

Лежачий велосипед помогает сохранить здоровье. Как доказали проведённые врачами опыты, езда на лигераде полезнее прогулок на обыкновенном велосипеде. Дело в том, что из-за удобного положения человек расслабляет позвоночник, ввиду чего восстанавливаются межпозвоночные диски. Кроме того, не передавливаются кровеносные сосуды, не возникает неприятного трения в нижней части ягодиц, не возникает раздражение периферийных нервов.

Третьим плюсом, которым обладает лежачий велосипед, является минимальное сопротивление воздушного потока. Этот показатель на 30% ниже того, который есть при движении на велосипеде с вертикальным сиденьем. В полулежачем положении проще и быстрее можно развить более высокую скорость.

Лигерад обеспечивает безопасность едущего в момент непредвиденного дорожного происшествия. Удлинённая рама «берёт» на себя все удары, которые приходятся на переднюю часть конструкции. В лежачем положении проще избежать травм головы и спинного мозга.

Лежачий велосипед за счёт удобного положения своего пассажира помогает максимально передать энергию. Полная поддержка таза и верхней части тела обеспечивает хорошее давление на педали.

Существенные недостатки лигерада

Наверное, главным недостатком, из-за которого лигерад менее популярен среди велосипедистов, считается его высокая стоимость. Такие агрегаты обычно выпускаются в ограниченном количестве, их конструкторские особенности требуют наличия нестандартных комплектующих (специального кресла, длинной цепной передачи и багажника). Самая бюджетная модель стоит порядка 1100 евро, в то время как самая дорогая - около 10000 евро.

Отсутствие изоляции от снега и дождя может сильно досаждать обладателю лигерада, так как капли воды и хлопья снега будут оседать на всё тело. Однако эту проблему можно решить посредством специального чехла, который фиксируется на передней рейке.


Как правило, лигерад весит значительно больше простого двухколёсного велосипеда. Из-за огромной трубной рамы, удлинённой цепи и сидения вес конструкции достигает 17 кг. Правда, некоторые спортивные модели обладают минимальным весом (7,5 кг). На рынке также можно выбрать более простые модели без подвески, которые будут весить 10–12 кг.

Из-за того, что владелец лигерада не может во время движения телом управлять своим транспортом, нарушается баланс. Вместе с этим слишком длинная колёсная база влияет на «клины» руля в момент вхождения в поворот.

Лигерад считается не самым безопасным транспортом для езды в пробках. Низкая посадка пассажира вкупе с невысоким агрегатом не всегда видна водителям габаритных автомобилей.

Во время движения на лежачем велосипеде весьма затруднительно перескочить через бордюр. Ввиду того, что поднять переднее колесо при езде не получится, подобные преграды лучше проходить на низкой скорости или вовсе избегать неровностей дорожного покрытия.

Лигерад из-за своей неустойчивости становится ещё более неуправляемым при езде по льду, снегу или грязи. Владелец необычного транспортного средства может упасть, не удержав баланса телом. Предпочтительнее выбирать трёхколёсные конструкции, которые значительно безопаснее двухколёсных аналогов.

Катающийся на лежачем велосипеде находится очень близко к дорожному покрытию, его глаза чаще всего напрямую могут смотреть на фары встречных автомобилей, ввиду чего в вечернее и ночное время хозяева лигерадов сильно страдают от ослепления включённым ближним и дальним светом.

Лежачий велосипед требует повышенной внимательности - оставленные в карманах брюк ключи или деньги могут выпасть после нескольких пройденных метров. Предпочтительно личные вещи класть в карманы с молнией или в специальную сумку.

Пошаговая инструкция, позволяющая собрать лигерад своими руками


Нижеприведённый перечень действий помогает собрать уникальный лигерад, который сможет стать достойной работой мастера, заслуживающей уважения окружающих. Сделанное своими руками устройство обладает несколькими характерными отличиями от стандартных конструкций. Во-первых, у него будет удобное дистанционное управление, что расположится непосредственно под сидением, а во-вторых, он будет обладать промежуточным приводом, у которого есть впереди ведущая эллиптическая звезда. Немаловажным достоинством собранного устройства станет сборка из классических материалов и компонентов, которые есть практически у каждого велосипедиста. Подручные средства помогут облегчить последующие усовершенствования и необходимый ремонт агрегата .

Этап первый. Список необходимых материалов

Чтобы собрать красивый, а главное, многофункциональный лежачий велосипед, потребуется два классических двухколёсных велосипеда, которые отвечали бы ряду требований. Предпочтительнее брать устройства, одно из которых представляло бы собой горный велосипед, обладающий 26-дюймовыми колёсами. Этот агрегат отдаст новому транспортному средству практически всю заднюю часть (в частности, треугольник, каретку, шатуны и переключатели передач). Понадобится также рулевое основание, вынос, рулевой стакан и труба вилки. Не будет лишней дискретное устройство для переключения передач .

Вторым донорным транспортным средством должен стать такой же горный велосипед, единственное отличие которого должно состоять в 20- дюймовых колёсах. Для новой конструкции понадобятся все элементы передней части, а также каретка с шатунами. Оптимальными расходниками должны стать велосипеды с тройными ведущими звёздами, не зависящими от шатунов.

Кроме всего вышеперечисленного, лежачий велосипед нуждается в нескольких дополнительных конструктивных элементах:

  • труба из стали прямоугольной формы длиной 3 м;
  • ДСП для основания кресла;
  • мягкий материал, позволяющий сделать сиденье более удобным;
  • стальная пластина;
  • стержень с резьбой (длина около 1 м);
  • наконечник для стержня;
  • несколько пластиковых труб.

Среди прочего необходимого инструментария пригодится сварочный аппарат и стандартные отвёртки для классического велосипеда.

Этап второй. Сбор рамы

Собирая лигерад своими руками, будущий владелец должен проектировать раму под свой рост, однако если транспортным средством впоследствии будут пользоваться несколько человек, устройство нужно оснащать перемещаемым креслом с регулируемой длиной рамы. Сиденье должно опускаться/подниматься примерно на 10 см.

Первыми действиями должно стать объединение заднего треугольника, подседельной трубки и каретки от велосипеда с большими колёсами. Для этого необходимо будет посредством сварного аппарата прикрепить 1,3 м трубы к подседельной конструкции под прямым углом. Это основание станет верхней частью для лежачего агрегата.

Второй шаг заключается в вырезании каретки с меньшей рамой. Эта часть прежнего велосипеда должна превратиться в переднюю каретку новой рамы. После этого нужно присоединить нижнюю трубу, приварив каретку к трубе метровой длины.

Рама большего размера станет донором, отдав рулевой стакан самодельному лигераду. Несколькими манипуляциями будущий владелец лежачего велосипеда должен просверлить и отшлифовать в трубе отверстие, посредством которого рулевой стакан станет частью новой конструкции.

Приваренные трубы разного размера нужно объединить, предварительно сделав гнездо диаметром 2,5 см в центральной части передней каретки. Главная задача создателя - вставить верхнюю трубку в гнездо и затем нижнюю трубу приварить к раме лигерада.

Следующий этап заключается в создании задней опоры для кресла. Часть трубы прямоугольной формы должна быть соединена с верхней трубой таким образом, чтобы она в самом начале подседельной трубы могла держать верхние перья заднего треугольника. Проверить правильность конструкции лежачего велосипеда можно, подставив колесо, которое поможет убедиться в согласовании железной части лигерада с новой задней опорой.

Результирующим штрихом в сборке рамы должно стать добавление нового рулевого стакана, который будет снят с велосипеда с меньшей рамой и приварен к верхней части большей трубы. Соединить элементы необходимо под углом, труба должна располагаться параллельно второму рулевому стакану.


Этап третий. Новая трансмиссия

Собираемый своими руками лигерад может иметь как обычную трансмиссию, так и устройство с несколькими нестандартными особенностями, которые подарят лежачему велосипеду ряд важных достоинств (речь идёт про промежуточный привод). Организованная таким образом трансмиссия позволит избавиться от свободной области рядом с шатунами и убрать лишнее провисание цепи. Создаваемый промежуточный привод собрать непросто, для этого будет необходим отполированный шатун, который можно изъять из тройной ведущей звезды.

Первый шатун, расположенный впереди, необходимо оснастить самой меньшей ведущей звездой. Собрать действительно качественную трансмиссию непросто, на неё может уйти не один час свободного времени, однако очень важно добиться от этого элемента стабильной работы.

Лежачий велосипед в момент создания необходимо регулировать, натягивать переднюю цепь, убирая возникающее провисание. Помочь справиться с задачей может холостой стальной ролик и звёздочка, изъятая с заднего переключателя скоростей.

Этап четвёртый. Сбор рулевого управления

Лигерад должен иметь качественное управление, предпочтительнее, создавая подобную конструкцию своими руками, располагать руль немного ниже кресла. Так как собираемый велосипед сильно отличается от классического варианта, его длинная колёсная база нуждается в удалённом рулевом управлении.

Расположенная в головной части велосипеда часть рулевого рычага может быть собрана из выносов и стальной пластины, которая станет плечом рычага. Вынос должен располагаться на трубе передней вилки.

Находящаяся сзади лигерада, вторая часть рулевого элемента потребует больше времени. Для её создания понадобится кусок трубы, отрезанный от передней вилки второго велосипеда, новое крепление (пригодится для обоймы подшипника) и вынос. Последний элемент конструкции следует постараться сделать максимально длинным.

Создающий своими руками специфический велосипед, человек должен расположить вынос непосредственно в самом рулевом стакане. Верхняя часть этого элемента должна располагаться в нижнем отсеке верхней трубки. Вместе с тем нужно следить за высотой конструкции и составляющих её частей, рулевой агрегат нежелательно располагать в самом низу велосипеда, что может сильно затруднить управление.


Сделать рулевую тягу предпочтительно из стержня, резьба которого не превысит диаметра в 10 мм. Эта часть агрегата должна оснащаться наконечниками с обеих сторон. Отрегулированный по длине элемент велосипеда впоследствии необходимо будет «спрятать» в пластиковую трубу для образования более ровного верхнего слоя. Рулевую тягу нужно расположить посредине между шатуном и рамой, над кареткой.

Этап пятый. Создание комфортабельного кресла

Как было сказано выше, лигерад отличается от классического велосипеда наличием глубокого кресла, в котором можно расположиться с удобством. Создаваемый своими руками лежачий велосипед необходимо комплектовать сиденьем из ДСП, поверх уплотнять поролоном или иным мягким материалом, обладающим высокой плотностью. Выпиленная по размерам основа кресла должна быть со всех сторон прикреплена к верхней трубе. Важно следить за тем, чтобы рулевое устройство совпадало по высоте с местом расположения велосипедиста.

Собранное своими руками сиденье лигерада должно с лёгкостью перемещаться во всех направлениях, в частности вперёд и назад. Таким образом, каждый, кто захочет покататься, сможет отрегулировать кресло по длине. Самыми последними действиями, касающимися сборки конструкции, должны стать крепления, помогающие собрать в единое целое заднюю часть комфортабельного кресла и расположенные вверху транспортного средства перья заднего треугольника. После того как будут просверлены отверстия в первой, более высокой трубке, сиденье можно будет прикрепить посредством всего нескольких болтов.

Заключение

Собрать лежачий велосипед своими руками, естественно, достаточно трудно, для этого понадобятся хотя бы минимальные познания, касающиеся принципа работы конструкции и её деталей. Однако самостоятельно собранное необычное транспортное средство впоследствии может стать достойным похвалы устройством, которое будет радовать владельца лёгкой ездой и простым управлением. Как показывает практика, самодельные лигерады, даже независимо от удлинённой колёсной базы, характеризуются как весьма динамичные устройства с высоко расположенным удобным креслом, обеспечивающим отличный обзор в потоке транспорта.

Лигерад - лежачий велосипед, который позволяет ехать сидя, полулежа и лежа.

Плюсы и минусы

Разговор на тему плюсов и минусов всегда субъективный. Могу сказать только о том, что знаю сам и что пробовал. Раньше был один велосипед для всего, а сегодня для каждого вида катания свой. Хочешь гонять по шоссе? Покупай карбоновый шоссер. Хочешь лазать по горам, лесам? Тогда - кросскантрийный двухподвес. Хочешь ездить далеко и с комфортом - лигерад (проверено мной).

Плюсы



Минусы

  • Вес

    AZUB max на 26" колесах весит 17кг . Среди лежачих велосипедов это хорошо. AZUB весит столько из-за полной подвески и рама из трубы диаметром 60мм . TroyTec , самый тяжелый весит 11,2 кг . Но у него другая цена.

  • Цена

    Фреймсет - рама, сидение и все типичное для лигерада будет стоить 1500 EURO . Плюс все остальное. Полная цена перевалит за 2000 EURO . Это справедливо в случае чехов. А немцы стоят намного дороже. Только фреймсет обойдется в 2500 EURO .

  • Труднее держать равновесие

    Нужно заново учиться ездить на велосипеде. Самое сложное на малой скорости до 5км/ч . У меня получилось тронуться с 3 раза, но это уже позади. Часто приходиться ездить по песку. Тут сноровка появилась не сразу. На лежачем велосипеде невозможно сместить центр тяжести, поэтому запрыгивать на тротуар надо осторожно. Если вилка хорошая и правильно настроена, то это упрощает задачу. Да и еще в горку труднее забираться, невозможно встать на педали и вкручивать. Чтобы избежать проблем с горками приходиться менять технику педалирования и использовать контактные педали.

Выводы

У каждого велосипеда свое предназначение. Походы, бреветы, марафоны легче проходить на лежачем велосипеде. Аэродинамика в сочетании с правильными покрышками и давлением в них могут много добавить к скорости. Полная подвеска сделает езду комфортней. Для наших дорог и лесов конечно нужна полная подвеска. Обратно на обычный велосипед пока не хочется.

TroyTec

Ребята из Мюнхена (их всего двое) собрались и начали делать карбоновые лежачие велосипеды. Все заточено под скорость. С весом тоже все в порядке, от 8,2 до 11,3 кг . Для лигерадов это очень хорошо, наверно, лучший весовой показатель. Грустная только цена. Цены - 4990 , 5190 , 5690 и не рублей а EURO . Производство начали совсем недавно в 2013 году. Сейчас можно купить одежду с их символикой, аэробагажник и прочие аксессуары. Сам на таких аппаратах еще не катался. В России таких пока нет. Ниже есть несколько моделей, чтобы представить, что это такое.

Фото



Видео

AZUB



Azub - чешская фирма. Работает давно. Модельный ряд самый широкий. Есть трайки, обычные двухколесные велики и даже есть лежачий тандем. Они не увлекаются карбоном и прочими hi-end примочками. Может поэтому и цена самая демократичная. Вот их флагман AZUB MAX на 26" колесах. Предприятие семейного характера, сборка ручная. В сети можно найти видео о производстве рам, там все хорошо видно. Плюсы ручной сборки видны сразу.

Вот пример: после покупки любого велосипеда для себя или знакомых приходилось готовить колеса. Нужно было "обхрустеть",т.е. снять колесо, взять колесо двумя руками и упереться осью в пол надавить на колесо, при этом ниппеля спиц начинают хрустеть. Перехватить и повторить процедуру. Затем исправить восьмерки и опять "обхрустеть". Так до тех пор, пока ниппеля спиц не перестанут хрустеть. Подготовленное таким образом колесо не ведет вообще. Это процедура, как обкатка. Так с чехами такой процедуры не было. Взял колесо, начал "хрустеть" и тишина, колесо идеальное, собрано вручную качественно. Втулки чехи используют NOVATEC