Атака эсминца дональд кук. Боевой путь и опыт

  • 06.09.2019

Вооружение

Ракетно-торпедное вооружение

  • 90 (1x61+1x29) - ПУ Mk 41 ;
  • КР Tomahawk RGM-109 ;
  • ЗУР Standard SM-2MR ;
  • ПЛУР ASROC RUM-139 ;
  • 2x4 - ПУ ПКР Harpoon RGM-84 ;
  • 2x3 - 324-мм ТА Mk 32 .

Артиллерийское вооружение

  • 1x1 - 127-мм/54 АУ Mk 45 ;
  • 2x1 - 25-мм/75 АУ Mk 38 ;
  • 2x6 - 20-мм/76 АУ Mk 15 ;
  • 4 (2x2) - 12,7-мм пулемёта.

Однотипные корабли

Arleigh Burke, Barry и др. - всего 62 ед.

Общие сведения

К числу основных боевых задач, поставленных перед эскадренным миноносцем УРО «Donald Cook», относятся:

  • Защита собственных авианосных и корабельных ударных групп от массированных ракетных атак противника, который использует противокорабельные ракеты, запускаемые как с надводных кораблей, так и с атомных подводных лодок с ракетными комплексами.
  • Противовоздушная оборона собственных сил (флотских соединений, конвоев или отдельных кораблей) от авиации противника.

Второстепенными задачами корабля являются:

  • Борьба с ПЛ и надводными кораблями противника;
  • Обеспечение морской блокады тех или иных районов;
  • Артиллерийская поддержка десантных операций;
  • Слежение за кораблями противника;
  • Участие в поисково-спасательных операциях.

Благодаря боевым возможностям системы «Иджис», эскадренный миноносец «Donald Cook» способен вести скоротечный трёхмерный бой (с одновременным обеспечением противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны) в условиях высокой степени угрозы со стороны противника.

По сравнению с крейсерами «Тикондерога», эсминцы типа «Арли Бёрк» имеют меньшие габаритные размеры, лучшие параметры остойчивости и боевую живучесть, а также оснащены преимущественно более поздними и более совершенными модификациями систем радиоэлектронного, зенитно-ракетного и артиллерийского вооружения.

При проектировании, а затем и строительстве эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк», конструкторы проекта попытались реализовать выдвинутое флотом обоснование этого типа: создать корабль, имеющий 3/4 возможностей ракетных крейсеров типа «Тикондерога» за 2/3 цены последних.

История создания

Ракетный эсминец USS «Donald Cook» (DDG-75) - эсминец УРО типа «Арли Бёрк» («Arleigh Burke»). Построен на верфи судостроительной компании Bath Iron Works, расположенной на реке Кеннебек в Бате, штат Мэн.

Закладка киля состоялась 09 июля 1996 года, 03 мая 1997 года спущен на воду, введен в эксплуатацию 21 августа 1998 года, введен в состав 04 декабря 1998 года. Был приписан к военно-морской базе Норфолк, штат Виргиния. Входит в состав 22-й эскадры Атлантического флота США.

Особенности конструкции

Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» - типичные однокорпусные корабли с коэффициентом удлинения корпуса (по ватерлинии) = 7,1 длиннополубачной конструкции. Корпуса кораблей серии впервые за многие годы в американской судостроительной практике стали изготавливаться практически целиком из высокопрочной стали, с применением лишь отдельных узлов и секций из алюминия, в частности, труб газотурбинных установок и грот-мачты.

К возврату к использованию стали в строительстве кораблей американских конструкторов подтолкнул опыт Фолклендской войны, выявившей слабую защищённость британских кораблей с алюминиевыми корпусами, а также ряд пожаров на собственных кораблях (в частности, пожар на ракетном крейсере «Белкнап», возникший 22 ноября 1975 года при столкновении крейсера с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» полностью уничтожил надстройку крейсера и унёс жизни 7 человек).

Разработанный для эсминцев данного проекта новый корпус имеет полные обводы в носовой части и малый развал надводных ветвей носовых шпангоутов, чем заметно отличается от своего предшественника - проекта эсминцев типа «Спрюэнс». Как считают разработчики проекта эсминцев «Арли Бёрк», несмотря на некоторый рост сопротивления воды, эта форма корпуса имеет лучшие мореходные качества. Положительные качества эсминцев «Арли Бёрк» заключаются в большей плавности и малости размахов качки, умеренности заливания и забрызгивания, малых углах крена корабля на циркуляции. Корпус эсминца выполнен низкосидящим.

Корпуса кораблей разделены с учётом рациональности водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 13 отсеков и имеют двойное дно на всём своём протяжении. Через весь корабль проходят две непрерывные палубы, не считая верхней. В нижних палубах имеется сквозной проход, позволяющий экипажу занимать боевые посты, не выходя для этого на верхнюю палубу. Развал бортов имеет значение более 8° на значительной протяжённости длины корпуса. Высота твиндеков для ВМС США стандартная - 2,9 м.

Корабли строятся по модульному принципу, то есть корпус корабля при строительстве формируется из предварительно собранных модулей (блоков). Это облегчает и ускоряет процесс строительства. Полный процесс строительства корабля (от закладки до спуска на воду) занимает от 10 до 17 месяцев, причём большинство кораблей было построено за период менее, чем 15 месяцев. Определённое отставание от графиков строительства наблюдалось после урагана «Катрина», затормозившего срок сдачи нескольких эсминцев верфью компании Bath Iron Works в Паскагуле.

Эсминцы УРО типа «Арли Бёрк» стали первыми после фрегатов типа «Лафайет» кораблями, при строительстве которых используется технология Стелс. Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» - первые корабли в ВМС США, у которых в результате создания архитектуры надстроек, выполненных по технологии Стелс (с острыми рёбрами, для бо́льшего рассеяния радиоволн) и применения поглощающих энергию радиоизлучения покрытий существенно снижена эффективная площадь рассеяния. В целях уменьшения теплового поля дымовые трубы эсминцев оснащены специальными смесительными камерами, в которых выхлопные газы смешиваются с холодным воздухом. Уменьшение теплового поля кораблей достигнуто способом изоляции горячих участков благодаря использованию системы воздушного охлаждения отработавших газов.

Недостатки

Одним из недостатков эсминцев типа «Арли Берк» является его слабость в противокорабельной борьбе. Противокорабельных средств у него явно недостаточно. Только на более старых версиях корабля имеется 8 устаревших противокорабельных ракет Harpoon. Это проектная особенность, поскольку серьезных надводных угроз для эсминца не существует, а ВМС сосредоточены на выполнении задач в рамках глобальной войны с террором. Сейчас ведется разработка ракеты Naval Strike Missile (Норвегия) и противокорабельной ракеты большой дальности компании Lockheed Martin, на которые возлагается немало надежд в противокорабельной борьбе будущего.

Энергетическая установка

Новым явлением для американского судостроения стала установленная на эсминцt «Дональд Кук» двухвальная главная энергетическая установка, состоящая из 4 газотурбинных двигателей General Electric LM2500 с теплоутилизационным контуром, дающим дополнительную 25-ти процентную экономию топлива. Главная энергетическая установка корабля монтируется на звукоизолирующих фундаментах и амортизирующих опорах. ГЭУ (газовая турбина, компрессор, трубопроводы) и звукоизолирующий кожух выполнены в виде единого блока (модуля). Двигательная установка корабля позволяет ему развивать полную скорость хода не менее 30 узлов при любом волнении моря. На корабле имеются 3 резервных газотурбинных двигателя «Allison 2500» (мощность каждого - 2,5 МВт), на котором корабль способен передвигаться при выходе ГЭУ из строя. Движение эсминца «Дональд Кук» обеспечивают 2 пятилопастных винта регулируемого шага марки KaMeWa.

Максимальная дальность плавания эскадренного миноносца «Дональд Кук» ,на оперативно-экономическом ходу (20 узлов) достигает 4400 морских миль (8148,8 км), за счёт повышения топливной эффективности корабля, достигнутого благодаря усовершенствованию конструкций носовой части корпуса и размещению дополнительных топливных цистерн, дальность плавания корабля была повышена до 4890 миль (9056 км). Дальность плавания миноносца на экономической скорости (18 узлов) по некоторым данным достигает 6000 морских миль (11 112 км). Дальность плавания эсминца «Дональд Кук» оценивается как сравнительно небольшая, тем более, что для предыдущего типа эсминцев ВМС США - эскадренных миноносцев типа «Спрюэнс» она составляла 6000 миль на 20 узлах и 3300 миль 30-узловым ходом.

Модернизации и переоборудования

Метацентрическая высота кораблей 2-й серии повышена за счёт снижения веса надстройки. На трёх четвертях длины корпуса эсминцев 2-й серии была увеличена толщина металлической обшивки, была улучшена эффективность расходования топлива за счёт внесения изменений в конструкцию носовой части судна.

Конструкция гребных винтов также была улучшена для снижения уровня кавитационного шума. Кроме того, были расширены жилые помещения эсминцев серии для размещения личного состава авиагруппы, а также женщин-военнослужащих. С целью увеличения боевой живучести в корпусе корабля были дополнительно установлены пять бронированных переборок.

История службы

Участвовали в нанесении ракетных ударов по Ираку с первого дня операции,операция «Свобода Ираку» 2003 году. В настоящее время эсминец «Дональд Кук» активно эксплуатируются в ходе дальних океанских походов и ежегодных учений ВМС США, а также в службе в Персидском заливе.

08 апреля 2014 года «Donald Cook» был направлен в Черное море. Как было сообщено, чтобы продемонстрировать поддержку союзникам Восточной Европы из-за событий на Украине, которые обеспокоены тем, что Россия наращивает свои войска на границах с Украиной.

10 апреля 2014 года, пройдя через турецкие проливы, эсминец вошел в Черное море. 12 апреля 2014 года над ракетным эсминцем 12 раз пролетел российский бомбардировщик СУ-24, который не был вооружен. 14 апреля 2014 года ракетный эсминец зашел в порт Констанца, Румыния, где его посетил президент Румынии Траян Бэсеску.

17 апреля 2014 года ракетный эсминец закончил визит в Румынию и покинул румынский порт. В настоящее время он находится в международных водах Черного моря. 24 апреля 2014 года покинул Черное море и взял курс на Средиземное море.

26 июня 2014 года прибыл в Дуррес, Албания. 07 декабря прибыл с визитом в порт Хайфа, Израиль.

26 декабря 2014 года во второй раз вошел в акваторию Черного моря. 28 декабря «Donald Cook» принял участие в совместных упражнениях с военно-морскими силами Турции, в которых принял участие фрегат TCG «Fatih» (F-242) класса «Yavuv» ВМС Турции. 30 декабря ракетный эсминец прибыл с визитом в порт Констанца, Румыния.

Согласно полученным данным, 12 апреля 2014 года, в водах Черного моря произошло следующее. Российский пролетел 12 раз над находящимся в море американским эсминцем Дональд Кук, имитируя боевую атаку. Несмотря на то, что по некоторым данным, бомбардировщик не был вооружен, он применил средства радиоэлектронной борьбы, полностью отключив всю ПВО эсминца. Что не только не позволило привести все в боевую готовность, но и полностью деморализовало весь морской экипаж.

Что произошло

Дональд Кук – эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием, основой которого являются крылатые ракеты Томагавк , способные нести не только обычные, но и ядерные заряды и поражать свою цель на расстоянии вплоть до 2500 километров.

Су-24 — российский фронтовой бомбардировщик, служащий для нанесения ракетно-бомбовых ударов в любых метеоусловиях с точным поражением наземных и воздушных целей. Между прочим, во время парада победы в Екатеринбурге были задействованы одна из модификации такого бомбардировщика.

Дональд Кук вышел в черное море для поддержания мира и стабильности в регионе, как заявил представитель США. Двигался корабль вдоль морской границы России, из-за чего российские военные сочли эти действия провокационными и выслали бомбардировщики навстречу. Основной целью было дать понять американским морякам, что пересекать нашу морскую границу не стоит.

Во время простого пролета 12 апреля 2014 года СУ-24 в Черном море над Дональд Куком летчики применили средства радиоэлектронной борьбы, полностью погасив всю аппаратуру эсминца и имитировали атаку. Совершив данные действия целых 12 раз, летчики развернулись на базу и лишь после того, как они скрылись на горизонте, аппаратура корабля заработала. Эсминцу же, все это время, оставалось только стоять и бездействовать.

Последствия и комментарии

Такое действие, совершенное Русскими летчиками 12 апреля 2014 года, полностью деморализовало находившийся в море экипаж Дональд Кука. Ведь сам по себе эсминец – корабль достаточно мощный, и такая цель, как рядовой бомбардировщик СУ-24, для него не представляет опасности. Однако в нашем случае американцы оказались бессильны, хоть и действовали согласно уставу. Моряки были полностью деморализованы, ведь их боевой корабль, рассчитанный на борьбу с подобными целями, был полностью лишен боеспособности. Именно этот факт и повлек за собой увольнение 27 человек экипажа, находившегося в тот момент в море, эсминца Дональд Кук. В качестве основной причины для увольнения все они указали нежелание подвергать свою жизнь опасности.

Что касается комментариев со стороны правительства РФ, то, как позже выяснилось, В. В. Путин не давал приказа на применение средств подавления и радиоэлектронной борьбы. Все это произошло по инициативе самих летчиков РФ. Но, показав тем самым превосходство над силами США, никакие серьезные меры, в отношении пилотов, приняты не были. Но и комментировать произошедшее событие в министерстве обороны никак не стали.

Новый ритуал встречи непрошеных гостей - многократный облет боевым самолетом ВВС России. Вежливое напоминание о том, кто хозяин на Чёрном море. В следующий раз прилетит другой вежливый самолет с вежливыми ракетами. Чёрное море - русское море. На века!

"Бомбардировщик Су-24 несколько раз пролетел в непосредственной близости от эсминца ВМС США «Дональд Кук», вошедшего в воды Черного моря 12 апреля. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона полковника Стива Уоррена. По его словам, самолет на низкой высоте сделал 12 заходов над «Дональдом Куком» в то время, когда тот находился в северной части Черного моря".

В связи с живым интересом общественности к теме ВМФ и, в частности, к инциденту с облетом американского эсминца, предлагаю подробный обзор сложившейся ситуации с описанием возможностей обеих сторон. Какую угрозу могли представлять бомбардировщик и эсминец друг для друга? На что вообще способен этот «Кук» и чем опасно его появление у самых берегов России?

USS Donald Cook (DDG-75)

Иджис-эсминец с управляемым ракетный - 25-й по счету корабль типа «Орли Берк». Принадлежит к устаревшей «подсерии II». Дата закладки - 1996 год, спуск на воду - 1997, принятие в состав флота - 1998. В настоящий момент приписан к военно-морской базе Рота (средиземноморское побережье Испании).

Кораблик невелик - 154 метра в длину, полное водоизмещение около 9000 тонн. Штатный экипаж - 280 человек. Стоимость эсминца - миллиард долларов в ценах 1996 года.


«Кук» славен тем, что мартовской ночью 2003 года первым запустил ракету по Ираку.


Ракет у него и вправду много. 90 подпалубных ячеек УВП Mk.41, в каждой из которых может находиться тактическая КР «Томагавк», противолодочная ракетоторпеда ASROC-VL, зенитная УР большой дальности «Стендерд-2», ЗУР малой дальности ESSM (по 4 в одной ячейке) либо заатмосферный перехватчик SM-3 системы американской ПРО. Возможно использование устаревших ЗУР самообороны «СиСперроу». К концу этого десятилетия в пусковых ячейках обещают появиться противокорабельные боеприпасы LRASM.

Таким образом, скромный эсминец способен нести весь спектр ракетного оружия, стоящего на вооружении ВМС США (за исключением баллистических ракет подводного базирования). Число и тип ракет может варьироваться в любой пропорции, увеличивая количество ударного или оборонительного вооружения. Состав боекомплекта определяется текущей задачей.

Это чрезвычайно мощный и универсальный корабль, чьи ударные возможности превосходят возможности любых крейсеров и эсминцев других стран. Даже тех, кто по размерам гораздо больше «Кука». Аналогов этому кораблю в составе ВМФ России пока нет.

Однако не стоит слишком переоценивать американский эсминец. Его ударные возможности велики, но ограничены единственным форматом ведения боевых действий «флот против берега». Высокоточные КРМБ «Томагавк» хороши для нанесения ударов по важнейшим объектам военной и гражданской инфраструктуры в глубине территории противника, но ничем не могут помочь эсминцу в морском бою (противокорабельная версия «Томагавка» BGM-109B TASM снята с вооружения 10 лет назад). До появления перспективных LRASM, единственным противокорабельным оружием эсминца «Кук» к настоящему времени остаются 4 малогабаритные дозвуковые ПКР «Гарпун», размещенные в кормовой части корабля.


"Дональд Кук" и британский корабль комплексного снабжения RFA Wave Ruler

И все же суперэсминцы типа «Орли Берк» создавались не для того, чтобы запускать «Томагавки» по несогласным с политикой Белого дома. Главной «фишкой» этих кораблей всегда был «Иджис» («Эгида») - боевая информационно-управляющая система, связавшая в единое информационное пространство все средства обнаружения, связи, управления огнем и борьбы за живучесть корабля. Фактически эсминец «Дональд Кук» является морским боевым роботом, способным принимать решения и обмениваться информацией с другими подобными ему кораблями без всякого участия живых людей.

Столь интеллектуальная и быстродействующая система была создана для решения одной, самой важной и ответственной задачи - обеспечения эффективной противовоздушной обороны соединений. Могучие ПВО-платформы для охраны авианосцев и эскортирования конвоев в открытом море.

В комплекте с «Иджисом» непременно идет многофункциональный радар AN/SPY-1. Шедевр радиоэлектронной промышленности США, способный обнаруживать летящие над самой водой ракеты и наблюдать спутники на околоземных орбитах. В этом и заключается проблема SPY-1 - эффективно решать столь разные задачи с помощью одного радара оказалось невозможным. И если с обнаружением космических аппаратов проблем нет, то возможности Иджис-эсминцев по отражению атак противокорабельных ракет выглядят откровенно сомнительными.

Связка «Иджис» + SPY-1 выглядела весьма инновационным решением для 1983 года, но к настоящему времени эта система полностью устарела. Можно назвать как минимум пять современных морских систем, которые превосходят «Иджис» в области решения задач ПВО.

В итоге суперэсминец «Кук» (как и любой из его 62 близнецов) оказался не способен выполнять первейшую из своих задач.

А единственным ужасным трофеем системы «Иджис» за все 30 лет её эксплуатации стал пассажирский авиалайнер компании IranAir, которого БИУС ошибочно идентифицировала как истребитель F-14.

Имея столь «выдающуюся» систему ПВО, американским Иджис-эсминцам вряд ли вообще стоит заходить в Черное море. Где вся акватория простреливается береговыми ракетными комплексами и береговой авиацией, способной «прихлопнуть» американскую жестянку одним ударом. Одинокий американский корабль - это несерьезно.


Крупным недостатком эсминца «Кук», как и всех представителей подсерий I-II, является отсутствие возможности для постоянного базирования вертолета. На корабле имеется лишь кормовая посадочная площадка и ограниченный запас авиационного топлива. Отсутствие вертолета снижает противолодочные возможности эсминца и ограничивает его функциональность.


Неужели взрыв на борту эсминца?
Увы, всего лишь пуск ракеты из кормовой УВП


Мотористы


"Кук" проходит Босфор

Наверняка многие пожалели о том, что облет эсминца производил не белоснежный ракетоносец Ту-22М и не новейший бомбардировщик Су-34, а всего лишь скромный 24-ый «Сухарик». Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, принятый на вооружение в далекие 70-е годы. Однако даже этого хватило с избытком. Пресс-служба Пентагона разразилась гневными обвинениями в провокации и «непрофессиональных действиях» российских летчиков. Российская общественность также прореагировала шквалом насмешливых и шутливых отзывов в стиле «Янки, гоу хоум!»

В субботу истребитель подлетал к эсминцу на расстояние в тысячу ярдов (примерно километр) на высоте примерно в 500 футов (150 метров). Истребитель не имел вооружений. Командир корабля сделал несколько предупреждений по радиосвязи. Маневры завершились без каких-либо инцидентов.

В целом, стоит признать, что данный эпизод с военной точки зрения смысла не имеет. Су-24 - не немецкий пикировщик «Штука». Ему незачем сближаться с целью на расстояние тысячу ярдов. За окном ХХI век. Эпоха высокоточного оружия. Основным способом ведения войны стал дистанционный, при котором оператор вооружений не видит противника в лицо.

Сближение с боевым кораблем оппонента в МИРНОЕ время также не дает каких-либо поводов для обсуждения сложившейся ситуации. Инцидент произошел в нейтральных водах, где каждый волен находиться там, где ему заблагорассудится. Другое дело, что американский эсминец прибыл в Черное море - сферу исконных интересов России, где появление чужаков не приветствуется и даже специально ограничено конвенцией Монтрё.

Российский бомбардировщик «прошел» мимо американского корабля на бреющем 12 раз. И это тоже знак.

Единственный способ противодействия, который мог быть применен Иджис-эсминцем, - это сбить самолет. Как упомянутый иранский авиалайнер в 1988 году. Разумеется, сделать подобное в данной ситуации было категорически невозможно - пришлось стерпеть насмешку и, как ни в чем не бывало, укрыться в территориальных водах Румынии.

Бесполезно искать какой-либо смысл в действиях экипажа Су-24 с военной точки зрения. «Боевой вылет», «репетиция атаки», «Су-24 вскрыл положение вражеского корабля» - это не про него. Боевые вылеты совершаются по другой схеме - обнаружение с наибольшей дальности, запуск ракет и немедленный уход на малую высоту, за радиогоризонт корабля. Туда, где его не увидит радар SPY-1. В боевых условиях «идти грудью» на ракеты системы «Иджис» - красивый, но не самый благоразумный поступок

Двенадцатикратный облет «Дональда Кука» имел чисто демонстративное значение. Чтобы умерить воинственный пыл Пентагона, направившего в регион уже пятый боевой корабль за год, очевидно полагая, что Черное море имеет право называться Афроамериканским. Российской стороне было необходимо продемонстрировать свою решительность. Показать всему миру, что мы пристально следим за развитием ситуации в Черном море и при необходимости... Впрочем, наши "партнеры" все поняли и ретировались.


В случае необходимости даже не слишком приспособленный для нанесения ударов по кораблям Су-24 имеет массу достойных «ответов» для супостата. Особый интерес представляют телеуправляемые УР «воздух-поверхность» Х-59 и ракеты Х-58А, наводящиеся на излучение корабельных радаров (скорость полета - 3,6 Маха).

Новый ритуал встречи непрошеных гостей - многократный облет боевым самолетом ВВС России. Вежливое напоминание о том, кто хозяин на Чёрном море. В следующий раз прилетит другой вежливый самолет с вежливыми ракетами. Чёрное море - русское море. На века!

"Бомбардировщик Су-24 несколько раз пролетел в непосредственной близости от эсминца ВМС США «Дональд Кук», вошедшего в воды Черного моря 12 апреля. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона полковника Стива Уоррена. По его словам, самолет на низкой высоте сделал 12 заходов над «Дональдом Куком» в то время, когда тот находился в северной части Черного моря".

В связи с живым интересом общественности к теме ВМФ и, в частности, к инциденту с облетом американского эсминца, предлагаю подробный обзор сложившейся ситуации с описанием возможностей обеих сторон. Какую угрозу могли представлять бомбардировщик и эсминец друг для друга? На что вообще способен этот «Кук» и чем опасно его появление у самых берегов России?

USS Donald Cook (DDG-75)

Иджис-эсминец с управляемым ракетный - 25-й по счету корабль типа «Орли Берк». Принадлежит к устаревшей «подсерии II». Дата закладки - 1996 год, спуск на воду - 1997, принятие в состав флота - 1998. В настоящий момент приписан к военно-морской базе Рота (средиземноморское побережье Испании).

Кораблик невелик - 154 метра в длину, полное водоизмещение около 9000 тонн. Штатный экипаж - 280 человек. Стоимость эсминца - миллиард долларов в ценах 1996 года.


«Кук» славен тем, что мартовской ночью 2003 года первым запустил ракету по Ираку.


Ракет у него и вправду много. 90 подпалубных ячеек УВП Mk.41, в каждой из которых может находиться тактическая КР «Томагавк», противолодочная ракетоторпеда ASROC-VL, зенитная УР большой дальности «Стендерд-2», ЗУР малой дальности ESSM (по 4 в одной ячейке) либо заатмосферный перехватчик SM-3 системы американской ПРО. Возможно использование устаревших ЗУР самообороны «СиСперроу». К концу этого десятилетия в пусковых ячейках обещают появиться противокорабельные боеприпасы LRASM.

Таким образом, скромный эсминец способен нести весь спектр ракетного оружия, стоящего на вооружении ВМС США (за исключением баллистических ракет подводного базирования). Число и тип ракет может варьироваться в любой пропорции, увеличивая количество ударного или оборонительного вооружения. Состав боекомплекта определяется текущей задачей.

Это чрезвычайно мощный и универсальный корабль, чьи ударные возможности превосходят возможности любых крейсеров и эсминцев других стран. Даже тех, кто по размерам гораздо больше «Кука». Аналогов этому кораблю в составе ВМФ России пока нет.

Однако не стоит слишком переоценивать американский эсминец. Его ударные возможности велики, но ограничены единственным форматом ведения боевых действий «флот против берега». Высокоточные КРМБ «Томагавк» хороши для нанесения ударов по важнейшим объектам военной и гражданской инфраструктуры в глубине территории противника, но ничем не могут помочь эсминцу в морском бою (противокорабельная версия «Томагавка» BGM-109B TASM снята с вооружения 10 лет назад). До появления перспективных LRASM, единственным противокорабельным оружием эсминца «Кук» к настоящему времени остаются 4 малогабаритные дозвуковые ПКР «Гарпун», размещенные в кормовой части корабля.


"Дональд Кук" и британский корабль комплексного снабжения RFA Wave Ruler

И все же суперэсминцы типа «Орли Берк» создавались не для того, чтобы запускать «Томагавки» по несогласным с политикой Белого дома. Главной «фишкой» этих кораблей всегда был «Иджис» («Эгида») - боевая информационно-управляющая система, связавшая в единое информационное пространство все средства обнаружения, связи, управления огнем и борьбы за живучесть корабля. Фактически эсминец «Дональд Кук» является морским боевым роботом, способным принимать решения и обмениваться информацией с другими подобными ему кораблями без всякого участия живых людей.

Столь интеллектуальная и быстродействующая система была создана для решения одной, самой важной и ответственной задачи - обеспечения эффективной противовоздушной обороны соединений. Могучие ПВО-платформы для охраны авианосцев и эскортирования конвоев в открытом море.

В комплекте с «Иджисом» непременно идет многофункциональный радар AN/SPY-1. Шедевр радиоэлектронной промышленности США, способный обнаруживать летящие над самой водой ракеты и наблюдать спутники на околоземных орбитах. В этом и заключается проблема SPY-1 - эффективно решать столь разные задачи с помощью одного радара оказалось невозможным. И если с обнаружением космических аппаратов проблем нет, то возможности Иджис-эсминцев по отражению атак противокорабельных ракет выглядят откровенно сомнительными.

Связка «Иджис» + SPY-1 выглядела весьма инновационным решением для 1983 года, но к настоящему времени эта система полностью устарела. Можно назвать как минимум пять современных морских систем, которые превосходят «Иджис» в области решения задач ПВО.

В итоге суперэсминец «Кук» (как и любой из его 62 близнецов) оказался не способен выполнять первейшую из своих задач.

А единственным ужасным трофеем системы «Иджис» за все 30 лет её эксплуатации стал пассажирский авиалайнер компании IranAir, которого БИУС ошибочно идентифицировала как истребитель F-14.

Имея столь «выдающуюся» систему ПВО, американским Иджис-эсминцам вряд ли вообще стоит заходить в Черное море. Где вся акватория простреливается береговыми ракетными комплексами и береговой авиацией, способной «прихлопнуть» американскую жестянку одним ударом. Одинокий американский корабль - это несерьезно.


Крупным недостатком эсминца «Кук», как и всех представителей подсерий I-II, является отсутствие возможности для постоянного базирования вертолета. На корабле имеется лишь кормовая посадочная площадка и ограниченный запас авиационного топлива. Отсутствие вертолета снижает противолодочные возможности эсминца и ограничивает его функциональность.


Неужели взрыв на борту эсминца?
Увы, всего лишь пуск ракеты из кормовой УВП


Мотористы


"Кук" проходит Босфор

Наверняка многие пожалели о том, что облет эсминца производил не белоснежный ракетоносец Ту-22М и не новейший бомбардировщик Су-34, а всего лишь скромный 24-ый «Сухарик». Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, принятый на вооружение в далекие 70-е годы. Однако даже этого хватило с избытком. Пресс-служба Пентагона разразилась гневными обвинениями в провокации и «непрофессиональных действиях» российских летчиков. Российская общественность также прореагировала шквалом насмешливых и шутливых отзывов в стиле «Янки, гоу хоум!»

В субботу истребитель подлетал к эсминцу на расстояние в тысячу ярдов (примерно километр) на высоте примерно в 500 футов (150 метров). Истребитель не имел вооружений. Командир корабля сделал несколько предупреждений по радиосвязи. Маневры завершились без каких-либо инцидентов.

В целом, стоит признать, что данный эпизод с военной точки зрения смысла не имеет. Су-24 - не немецкий пикировщик «Штука». Ему незачем сближаться с целью на расстояние тысячу ярдов. За окном ХХI век. Эпоха высокоточного оружия. Основным способом ведения войны стал дистанционный, при котором оператор вооружений не видит противника в лицо.

Сближение с боевым кораблем оппонента в МИРНОЕ время также не дает каких-либо поводов для обсуждения сложившейся ситуации. Инцидент произошел в нейтральных водах, где каждый волен находиться там, где ему заблагорассудится. Другое дело, что американский эсминец прибыл в Черное море - сферу исконных интересов России, где появление чужаков не приветствуется и даже специально ограничено конвенцией Монтрё.

Российский бомбардировщик «прошел» мимо американского корабля на бреющем 12 раз. И это тоже знак.

Единственный способ противодействия, который мог быть применен Иджис-эсминцем, - это сбить самолет. Как упомянутый иранский авиалайнер в 1988 году. Разумеется, сделать подобное в данной ситуации было категорически невозможно - пришлось стерпеть насмешку и, как ни в чем не бывало, укрыться в территориальных водах Румынии.

Бесполезно искать какой-либо смысл в действиях экипажа Су-24 с военной точки зрения. «Боевой вылет», «репетиция атаки», «Су-24 вскрыл положение вражеского корабля» - это не про него. Боевые вылеты совершаются по другой схеме - обнаружение с наибольшей дальности, запуск ракет и немедленный уход на малую высоту, за радиогоризонт корабля. Туда, где его не увидит радар SPY-1. В боевых условиях «идти грудью» на ракеты системы «Иджис» - красивый, но не самый благоразумный поступок

Двенадцатикратный облет «Дональда Кука» имел чисто демонстративное значение. Чтобы умерить воинственный пыл Пентагона, направившего в регион уже пятый боевой корабль за год, очевидно полагая, что Черное море имеет право называться Афроамериканским. Российской стороне было необходимо продемонстрировать свою решительность. Показать всему миру, что мы пристально следим за развитием ситуации в Черном море и при необходимости... Впрочем, наши "партнеры" все поняли и ретировались.


В случае необходимости даже не слишком приспособленный для нанесения ударов по кораблям Су-24 имеет массу достойных «ответов» для супостата. Особый интерес представляют телеуправляемые УР «воздух-поверхность» Х-59 и ракеты Х-58А, наводящиеся на излучение корабельных радаров (скорость полета - 3,6 Маха).

С момента своего возникновения в небе Европы во время Второй мировой войны радиоэлектронная борьба всегда была игрой в кошки-мышки. Теперь, похоже, Россия добавляет к ней еще один ключевой элемент: Dezinformatsiya.


Лаборатория цифровых криминалистических исследований (Digital Forensic Research Lab), являющаяся подразделением Атлантического совета в Вашингтоне, разоблачила очевидную фальшивку распространенную в рамках российской кампании информационной войны.


В дни после инцидента на Черном море, в российских печатных изданиях и социальных сетях были распространены ничем не обоснованные утверждения о том, что самолет Су-24, «оборудованный новейшим комплексом радиоэлектронной борьбы “Хибины”», сумел подавить и отключить радары и другие электронные системы эсминца “Дональд Кук”.

Исследователи, сотрудники лаборатории выяснили, среди всего прочего, что комплекс “Хибины” не устанавливается на самолетах Су-24.

По словам не кого иного, как производителя российских систем РЭБ, известного как «Концерн радиоэлектронных технологий», входящего в состав государственного предприятия «Ростех», этот комплекс устанавливается только на самолетах Су-30, Су-34 и Су-35.

«Изготовитель «Хибин» сам уже разоблачил эту историю» - сделали заключение исследователи из США. «Это была либо катастрофическая ошибка, сделанная от большого усердия, либо преднамеренный обман». Большинство экспертов согласны с тем что, вероятнее всего, это было второе.

Действительно, военные аналитики США ранее уже ставили под сомнение утверждения о том, что российская система РЭБ подавила радар и электронику корабля США.

Высказывая скептицизм по поводу инцидента с облетом российским самолетом эсминца “Дональд Кук”, Отдел по изучению иностранных армий (Army"s Foreign Military Studies Office) отметил, что Россия «действительно обладает растущим потенциалом РЭБ, и политическое и военное руководство понимает важность технического прогресса в этом типе военных действий».

Однако аналитики Отдела также полагают, что инцидент в Черном море был частью более крупной операции в ведущейся Россией информационной войне. Их аналитический отчет называется: "Russian EW or IW? " («Русское оружие - электронное или информационное?»)

Основываясь на последних данных о том, что российская РЭБ-атака была информационным вбросом, большая часть западных военных аналитиков указывает на информационное оружие. Более того, откровенная российская фальшивка насчет “электронной бомбы” может быть даже более точно охарактеризована как “маскировка”, или военный обман - другая российская специальность.

Исследователи во главе с Бен Ниммо, старшим научным сотрудником по информационной защите Лаборатории цифровых криминалистических исследований , подчеркнули, что изощренный обман под названием «электронная бомба» подчеркивает тот факт, что российские государственные СМИ «сознательно сообщали сфабрикованную информацию в целях прославления России (и ее специалистов по радиоэлектронной борьбе) И [продолжали] насмехаться над Соединенными Штатами» даже после того, как фальшивка была разоблачена.

Иллюстрируя всё возрастающий объем применения приемов информационной войны, исследователи отметили , что эта сфальсифицированная новость также «наводит на мысль, что Кремль, вероятно, вовсе не так уверен в своих высокотехнологичных вооруженных силах, как он об этом часто с гордостью заявляет» - добавляют исследователи.

Инцидент также подчеркивает роль западных СМИ в распространении фейковых новостей, которые служат целям информационной войны Москвы.


Сообщения британских таблоидов, заключили они, были «основным фактором проникновения запущенных в оборот фальшивок на Запад».

(В нашем отчете об инциденте в Черном море 2014 года отмечалось, что первоначальные сообщения о нем были опубликованы в финансируемой Кремлем газете и что Отдел по изучению иностранных армий с большим скептицизмом рассматривал эти и западные сообщения).


статью прочитали: 21481 человек

теги: Информационные войны
Комментарии
Opozdavshiy , 14.05.2017 21:20:49

Так я не понял, "хибины" там или не "хибины" - не важно. Электроника эсминца вышла из строя? Или нет?
Иджис скис при пролете СУ-24 или нет?
Френк Горенк делал цитированное заявление или нет?
Ни одного опровержения не по этим вопросам нет ни в статье, ни в мировой прессе. Или я чего-то не знаю?
Единственное, что я узнал из статьи, что по утверждению российских разработчиков "Хибин" на Су-24 нет. Собственно, ну и что? Какая разница для Иджиса, как называется то, от чего он скис?

Игорь Львович , 14.05.2017 22:36:52

Так ведь в этом-то и самый смак!!!))) НИ ОДНОГО аргумента или свидетельства против того что электронные системы "Кука" были подавлены НЕ ПРИВЕДЕНО)))

Opozdavshiy , 15.05.2017 00:13:48

Насколько я понимаю, мы являемся свидетелями отработки еще одного алгоритма промывания мозгов.
Действительно постыдная ситуация с Дональдом Куком сразу же не могла быть замаринована. Прошло какое-то время и вот сейчас используется ресурс СМИ просто чтобы впарить в мозги обывателю - мол не было и все тут!
Не ясно, зачем это. Нам без разницы, что там метут ребята.
От коллег я слышал, что в Черном море натовцы из всех сил пытаются спровоцировать наших на повторную РЭБ атаку. Это разумно, им нужны хоть какие-то данные для защиты. Возможно именно этим вызвана такая глупая публикация. Наши Кука поимели во всех позах и позициях, поматросили и бросили. Амеры тогда даже записи частотного спектра воздействия не сумели сделать, не говоря уже о режимах...

михаил анохин , 15.05.2017 04:32:29

Сделать запись работы наших РЭБ - важно!
Но если они работают, то в чем же проблема?