«Портрет» Уинстона Черчилля до большой политики.

  • 19.08.2019

Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль IV (1874-1965) - 12-й герцог Мальборо пэр Англии, лорд Адмиралтейства, премьер-министр Великобритании, военный в чине полковника занимался журналистикой, писал литературные труды. А в сорок лет, впервые, взяв в руки кисти и краски, стал художником-живописцем, оставившим после себя огромное творческое наследие.



Еще будучи командиром батальона шотландских стрелков в 1915 году Черчилль написал четыре живописных полотна с натуры, практически на линии фронта. Это непоколебимое спокойствие производило на его подчиненных солдат и офицеров невероятное впечатление. Черчилль с невозмутимым видом делал наброски, не реагируя на вражеские обстрелы.

Увлеченность живописью вывело Уинстона из глубокого приступа депрессии и после отставки с поста первого лорда Адмиралтейства. Он вывел для себя закономерность, что полностью отдаваясь написанию картин, он напрочь забывает обо всем - даже о неприятностях "большой политики". Своей кузине как-то он признавался: "Иногда я готов бросить почти все ради занятия живописью" .


Новое хобби для Уинстона было намного больше нежели увлечение. Его походы на пленэр представляли собой целую процессию: впереди шли садовники с мольбертом, холстом на подрамнике, палитрой кистями и красками, за ними - Черчилль в сюртуке, широкополой шляпе и с сигарой во рту. Найдя место, с которого просматривался интересующий его пейзаж в нужном ракурсе, он отдавал распоряжение установить мольберт и зонт от солнца. Затем отпускал работников и приступал к живописи.


Все атрибуты художника-живописца всегда были при нем, во всех его бесконечных поездках по разным странам. Во всех домах, где жила чета Черчиллей, устраивались художественные студии. Уинстон рисовал везде и всегда мог выделить пару часов любимому увлечению.

«Я не знаю какого-либо другого занятия, которое, абсолютно не изматывая тело, настолько полно поглощает ум. Какие бы заботы ни принес день, какие бы угрозы ни таило в себе будущее, едва картина начинает рождаться, все тревоги отступают, для них больше нет места в голове. Они уходят в тень и исчезают во мраке».


Если в политических делах и литературном творчестве Черчилль был уверен в себе на все сто, то в живописи он очень скромно оценивал свой талант. Будучи открыт для критики, с подозрением относился к похвалам, так как понимал, что хвалят его не только за картины.
Он часто говорил: «Мои картины слишком плохи, чтобы их продавать, и слишком дороги, чтобы дарить их кому-то другому, кроме близких друзей».


Тем не менее в 1921 году Черчилль все же отправил несколько своих картин на Международную выставку в Париже, поставив на них подпись выдуманного им художника Чарльза Морина. К его удивлению, жюри одобрило шесть картин и выставило на аукцион. А в 1925 году Черчилль-живописец имел еще больший успех: на экспозиции художественных работ в лондонской галерее его полотно было удостоено первого места среди работ художников-непрофессионалов. Авторы были представлены на суд жюри анонимно.


Профессиональное жюри достаточно высоко оценило работу Уинстона, утверждая: «Кто бы ни был их автор, он явно не художник воскресного дня» . А политик то как раз и писал свои творения только по выходным дням да и совсем малые часы и минуты, свободные от государственных дел.


Во время Второй мировой войны Черчилль не писал картин. А вернулся к любимому делу уже после войны еще с большим рвением.

Уинстон был премьер-министром Британии 2 избирательных срока: с 1940-1945 и с 1951-1955. И когда консерваторы во главе с Черчиллем в 1945 году потерпели поражение на выборах, его снова из подавленного душевного состояния снова выводила живопись. Он, как и 30 лет назад с головой ушел в творческое состояние.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/cherchil-0003.jpg" alt="Вид на ипподром в Ницце. Автор: Уинстон Черчилль. | Фото: liveinternet.ru." title="Вид на ипподром в Ницце.

Как то своему другу он признался: «Мне как-то неловко выставлять свои картины публично, ведь они для меня, как дети: даже если ведут себя плохо, то все равно остаются любимыми».
И все-таки выставка состоялась. В Канзас-Сити (Миссури) в 1958 году была организована первая персональная экспозиция тридцати пяти работ Уинстона Черчилля, которые имели ошеломляющий успех. Далее картины отправились в турне по городам США, где были по достоинству оценены. Более полумиллиона зрителей увидело работы отставного британского премьера.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/cherchil-0014.jpg" alt="Вилла на Ривьере. Автор: Уинстон Черчилль. | Фото: liveinternet.ru." title="Вилла на Ривьере.

А фельдмаршал Алексендер, анализируя живопись Черчилля, сказал: «Он очень любит краски и берет их слишком много, отчего его картины так резки. Он не может устоять, чтобы не использовать всю палитру красок. В живописи, как и во всем остальном, начиная от большой политики и заканчивая едой, Черчилль был максималистом."

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/cherchil-0016.jpg" alt="Бухта Камара де Лобос. Мадейра. Автор: Уинстон Черчилль. | Фото: liveinternet.ru." title="Бухта Камара де Лобос. Мадейра.

Это всего лишь набор любопытных фактов из его жизни и жизни его семьи.

Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль (1874-1965) был одним из самых выдающихся политических деятелей Великобритании. Он происходил из семьи герцогов Мальборо, но его отец, лорд Рэндолф Черчилль (1850-1895), был всего лишь третьим сыном 7-го герцога Мальборо, Джона Уинстона Спенсера-Черчилля (1822-1883), так что титул нашему Уинстону не светил.

К тому же, Мальборо никогда не считались состоятельными, и все прекрасно об этом знали. В своё время премьер-министр Бенджамин Дизраэли (1804-1881) даже с иронией заметил об этом семействе:
"Они недостаточно богаты, чтобы быть герцогами".

Седьмой герцог Мальборо сделал довольно успешную политическую карьеру, успев побывать и лордом-председателем Тайного совета, и вице-королем Ирландии.

Рэндолф Черчилль прослывёт в обществе "веселым и обаятельным проказником", хотя в Итоне у него было прозвище Скаг, что по-русски можно приблизительно перевести как своенравный, самоуверенный, ленивый, нахальный и надменный человек. И всё это в одном слове.
Лорд Рэндолф станет в 1885 году государственным секретарем по делам Индии, а в 1886 году - канцлером казначейства.

Рэндолф Черчилль считал, что он непременно станет премьер-министром, а вскоре после этого умрёт. Один из друзей спросил его, как долго он собирается руководить палатой общин, на что получил ответ:

"О, что-нибудь около шести месяцев".
Друг поинтересовался:
"А что же будет потом?"
И получил быстрый ответ:
"Потом? Вестминстерское аббатство".
Но премьер-министром Рэндолф Черчилль так и не стал.

Некоторые историки сумели обнаружить отдаленное родство между Уинстоном Черчиллем и четырьмя президентами США: Франклином Рузвельтом, Улиссом Грантом и двумя Джорджами Бушами, а также Аланом Шепардом, первым американцем, совершившим суборбитальный космический полет, но я не буду углубляться в эти дебри генеалогий.


По семейной легенде мать Уинстона Черчилля, американка Дженни Джером (1854-1921), имела в своих жилах кровь индейского племени ирокезов. У неё была смуглая кожа и иссиня чёрные волосы. Считается, что бабушка Дженни, Кларисса Уилкокс, появилась на свет после изнасилования её матери индейцем из племени ирокезов.
Никаких документов об этом событии не сохранилось, но Уинстон Черчилль так гордился своим экзотическим происхождением, что даже на закате своей жизни заявил Эдлаю Стивесону (1900-1965), кандидату на пост президента США:
"Я сам - союз англоязычных стран".

Мать Уинстона была дочерью миллионера и очень красива собой. Один из знакомых Черчиллей так высказался о ней:
"Дженни смело можно отнести к такому типу женщин, для которых иметь меньше сорока пар туфель означает прозябать в нищете".

Уинстон Черчилль появился на свет 30 ноября 1874 года во дворце Бленхейм, который был построен ещё первым герцогом Мальборо. Этот дворец является огромным сооружением, настолько большим, что первый герцог Мальборо на вопрос о том, сколько во дворце комнат, мог беззаботно ответить:
"Точно не знаю, но недавно я подписал счёт на покраску тысячи оконных рам!"

Уинстон Черчилль очень любил дворец, в котором он появился на свет, и, вспоминая о нём, писал:
"Это итальянский дворец в английском парке. Сочетание столь разных, но в отдельности привлекательных стилей производит потрясающий эффект. Дворец строг в своей симметричности и завершенности, здесь нет насильственно навязанного контраста, нет неожиданной разделяющей линии между первозданностью и свежестью парка, с одной стороны, и помпезностью архитектуры - с другой".
Другим же людям дворец казался слишком громоздким и помпезным, недаром Вольтер назвал его "грудой камней".

Появившийся на свет Уинстон Черчилль сразу же огласил мир неистовым криком. Шокированная герцогиня Френсис, мать Рэндалфа, даже воскликнула:
"Я сама произвела на свет немало детей, и все они имели прекрасные голосовые данные. Но такого ужасающего крика, как у этого новорожденного, я ещё никогда не слышала".

Сам Уинстон Черчилль в возрасте 80 лет сказал как-то своему лечащему врачу:
"Что бы ни говорили, но дети рождаются слишком странным способом. Не знаю, и как только Бог смог до этого додуматься


Отцы и дети

В конце 1930-х годов во время одного из семейных ужинов Уинстон Черчилль с грустью в голосе признается своему сыну Рэндальфу:
"Сегодня вечером у нас с тобой состоялся продолжительный и живой разговор, длившийся значительно дольше, чем мое общение с отцом на протяжении всей нашей совместной жизни".
В этом не было ничего удивительного, ведь даже историк Ральф Мартин писал о том, что
"в большинстве аристократических британских семей между поколениями лежала пропасть сдержанности, охраняемая рамками благопристойности".
Журнал "The World" в 1874 году рекомендовал английским великосветским дамам
"держаться подальше от детской, успокаивая себя тем, что у вас есть малыш. Пусть гувернантка приведёт детей пару раз в гостиную, чтобы с ними можно было поиграть, как с милыми котятами".
В царствование королевы Виктории один из аристократов признавался в том, что за всю свою жизнь лишь один раз беседовал с собственным отцом.
Другой его современник однажды похвалил няню за то, что у неё такие ухоженные детки, и был сильно удивлён, узнав, что это его собственные дети.

Литератор

В 1953 году Шведская академия отметит заслуги Черчилля в области литературы Нобелевской премией, предпочтя его кандидатуру Эрнесту Хемингуэю. Вы можете, уважаемые читатели, сами оценить достоинства Черчилля-литератора, ознакомившись с его версией Второй мировой войны или "Историей народов, говорящих на английском языке".

Учите английский язык!

Уинстон Черчилль однажды сказал:
"Я убеждён в том, что все молодые люди должны изучать английский язык. Особенно умные могут продолжить совершенствоваться в латинском для почёта и в греческом для удовольствия. Но единственное, за что бы я их порол, так это за незнание английского языка. Причем здорово порол бы".

Страхи и сомнения

Брендан Брекен (1901-1958), много лет хорошо знавший нашего героя, так отзывался о молодом Черчилле:
"Он так безукоризненно управлял своим страхом, что многие верили в его бесстрашие. На самом деле он всегда был полон сомнений и фобий. Но, в отличие от других, он умел их контролировать".

Багаж на войну

Отправляясь на юг Африки, на англо-бурскую войну, Черчилль среди прочего багажа захватил с собой восемнадцать бутылок виски, двадцать четыре бутылки вина, по шесть бутылок портвейна, вермута, коньяка и двенадцать бутылок лимонного сока.

Портрет молодого Черчилля

Корреспондент газеты "Manchester Guardian" так описывал молодого Черчилля во время его пребывания в Южной Африке:
"Уинстон просто удивительный человек. Он не питает никакого почтения к старшим по званию и положению, разговаривая с ними, словно со своими сверстниками. Он держится одиноко и с излишней самоуверенностью, недоступной другим. Я ещё ни разу не встречал столь амбициозного, храброго и откровенно эгоистичного типа".

Психологический портрет Черчилля

Сэр Исайя Берлин (1909-1997) так написал о Черчилле:
"Уинстон живет в своём собственном пёстром мире, при этом совершенно неясно, насколько он осведомлён о том, что происходит в душах других людей. Он совершенно не реагирует на их чувства, он действует самостоятельно. Уинстон сам воздействует на других, изменяя их соответственно с собственными желаниями".

Опасность реформ

Став министром, Черчилль предупреждал о том, что любая реформа, осуществляемая в виде репрессий, представляют собой
"опасные методы регулирования, ведущие, как правило, к ответным действиям".

Достоинства и недостатки

Памела Плоуден (1892?-1947) оставила такой отзыв о Черчилле:
"Первый раз, когда вы встречаете Черчилля, вы видите все его недостатки, и только в течение всей оставшейся жизни вы начинаете

Уинстон Черчилль (1874-1965) – выдающийся британский государственный деятель, один из политических лидеров XX века. Его фраза «Никогда не сдавайтесь!» стала жизненным девизом для многих людей.

Биография Черчилля кратко

(полное имя Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль) родился 30 ноября 1874 года и принадлежал к древнейшему аристократическому роду Великобритании – герцогам Мальборо, ветви Спенсеров.

Нельзя сказать, что родители баловали Уинстона. Его отец, лорд Рандолф Черчилль, не видел в сыне каких-либо особых талантов, а мать, красавица Дженни Джером, была слишком занята своей светской жизнью.

Только тогда, когда Уинстон вырос, мать и сын стали крепкими друзьями и верными союзниками. Уинстон рос самостоятельным и упрямым ребенком, и учеба не слишком увлекала его. Гораздо больше ему нравилось устраивать баталии с участием сотен оловянных солдатиков.

Уинстон Черчилль сам выбрал себе военное поприще, но только с третьей попытки поступил в 1893 году в Королевское военное училище, которое закончил через два года в звании младшего лейтенанта. Честолюбивый юноша принял участие в кампаниях в Индии и Судане, попробовал себя в качестве военного корреспондента и все больше понимал, что военная служба не для него.

В 1899 году Черчилль подал в отставку, получив к этому времени известность, как автор талантливой книги «Война на реке». Теперь его прельщает политическая деятельность. В том же году Черчилль в качестве военного корреспондента отправился на англо-бурскую войну, где попал в плен. Дерзкий побег из лагеря для военнопленных сделал Черчилля знаменитым.

Вскоре началась его стремительная политическая карьера. Нет возможности перечислить все политические и правительственные должности Уинстона Черчилля. Самая значительная из них – должность премьер-министра в 1940-1945 и 1951-1955 годах. Скончался выдающийся политик, «величайший британец в истории» (по данным опроса 2002 года) 24 января 1965 года.

Основные направления деятельности Черчилля

Внутренняя политика:

  • укрепление экономики Великобритании;
  • создание правительства национального согласия.

Внешняя политика:

  • создание антигитлеровской коалиции; участие в международных конференциях с руководителями США и СССР;
  • Фултонская речь, ознаменовавшая начало «холодной войны».

Итоги деятельности Черчилля

  • Разгром совместно с СССР и США нацистской Германии;
  • начало «холодной войны»;
  • историко-мемуарные сочинения.

В сегодняшней статье мы хотим рассказать о пяти картинах, которые постигла печальная участь, и они, к великому сожалению, были уничтожены по неизвестным причинам.

1. В 1954 году, британский художник Грэхем Сазерленд получил заказ на написание портрета Уинстона Черчилля, который позже был подарен политику на 80-летие. Но, увы, подарок имениннику не пришелся по душе. Картина была увезена семейством Черчиллей сразу после торжества в их загородный дом и с того момента эту работу больше никто не видел. Бытует мнение, что портрет был уничтожен супругой Уинстона Клементиной Черчилль.

Также следует заметить, что портрет Черчилля практически никому не понравился, хоть и хвалили его только из вежливости.

Грэхем Вивиан Сазерленд: портрет Уинстона Черчилля

2. Фреска под названием “Иеремией II “, написанная неизвестным художником в 1934 году, тогда же и была представлена публике в Вестчестерском институте изящных искусств . На работе была изображена злобная карикатура на политику “нового курса” и Франклина и Элеонору Рузвельт, а также были нарисованы страдающие рабочие.

Самое интересное, что данная работа вызвала больше всего возмущения у самого обычного маляра Джона Смюске, работающего в соседнем доме возле музея, в котором выставлялась фреска. В один из выходных дней, мужчина, как и все, купил билет и на глазах у посетителей облил “Кошмар 1934-го” пятновыводителем. За этот поступок он был приговорен к лишению свободы сроком на 6 месяцев.

3. К сожалению, в сороковых годах многие произведения искусства были уничтожены из-за военных действий. Такая судьба не минула и полотна Густава Климта . Картины, которые он писал специально для выставки в Венском университете, заказчики сочли порнографическими, поскольку климтовские дамы символизировали философию, юриспруденцию и медицину, которые считались чересчур жеманными и несовместимыми с тогдашним духом строгой науки. В 45-м году нацисты сожгли замок, в котором находились картины Климта, дабы те не попали в руки к врагам.

Густав Климт. Юриспруденция 1899–1907. Уничтожена в 1945

Густав Климт. Медицина 1899–1907. Уничтожена в 1945

Густав Климт. Философия 1899–1907. Уничтожена в 1945

4. “Человек на распутье ” – эту фреску выполнил мексиканский художник Диего Ривере , которую ему заказал Рокфеллеровский центр в Нью-Йорке. Изначально Риверу не хотели приглашать, ведь он славился своими “левыми” взглядами, а вместо него хотели заказать Анри Матисса или Пабло Пикассо .

В результате, одним из главных персонажей произведения оказался Владимир Ильич Ленин, а под его началом руки рабочих соединялись. Также на фреске изображена демонстрация рабочих на Красной площади. Однако в 1934 году, фреска была уничтожена работниками центра. Они объяснили это тем, что художник не пожелал поменять Ленина на более “известное лицо”. После этого инцидента стену расписал художник Хосе Мария Серт , который решил выбрать главным героем Авраама Линкольна.

Диего Ривера.Человек на распутье. Уничтожена в 1934 году

Диего Ривера.Человек на распутье. (фрагмент)

5. “Жнец ” – огромная пятиметровая фреска, написанная в 1937 году для испанского павильона, участвовавшего во Всемирной выставке в Париже, художником Жоаном Миро . Данная работа никому не понравилась, потому что у изображенного крестьянина в руках красовался серп, который на тот момент считался коммунистическим символом. После завершения выставки Жоан Миро пожертвовал фреску испанскому правительству, однако при транспортировке работа исчезла. Эксперты полагают, что она была просто уничтожена.

Жоан Миро. “Жнец”

Скандальная история пропавшего портрета Уинстона Черчилля кисти Сазерленда

В последнее время в мире возобновился интерес к истории Великобритании – это связано с недавними Юбилейными торжествами Британского королевского дома, Олимпиадой в Лондоне 2012 года и выходом сразу нескольких художественных фильмов и сериалов, посвященных нынешней королевской семье и их окружению.

До этого об Уинстоне Черчилле мы знали что-то в общих чертах и весьма поверхностно: большой политик, великий человек, знаменитость, сложный характер, не любил коммунистов и Советский Союз. И, уж конечно, никто особо не интересовался его семьей и увлечениями. Естественно, мало кому было известно, что британский Премьер обладал нерядовым литературным талантом и очень неплохо рисовал. Причем картины писать он начал уже после 40 и успел создать их более 500!

При всем его честолюбии и врожденном артистизме, он решил ограничиться политической карьерой, оставляя для себя живопись в качестве хобби «не для широкого зрителя». Ему хватило такта и здравомыслия не навязывать широкой публике скромные плоды своего врожденного художественного дара, хотя многие его работы очень недурны. Он несколько раз отправлял свои работы на разные конкурсы и выставки, и всегда – под вымышленным именем, и при этом довольно часто жури поощряло его картины, на выставке художников-любителей в 1925 году его работа даже заняла первое место! Большая часть его работ – пейзажи, но и портреты он тоже писал.


Черчилль был выходцем из древнейшего аристократического рода, который подарил Англии не одного влиятельного политика и государственного деятеля. Художественное чутье и артистизм Уинстону достались от матери – она была утонченной женщиной; настоящая светская львица и законодательница мод, окружавшая себя антиквариатом и изящными безделушками. Так что Уинстон, конечно же, разбирался в искусстве и считал себя знатоком живописи, тем более, что сам рисовал.


В 1954 году Черчилль праздновал свой 80-летний юбилей. Не смотря на преклонный возраст и целый «букет» болезней, он не собирался оставлять карьеру, считая, что это будет губительным для Англии и юной королевы, которая взошла на престол всего два года назад. Возраст был уязвимым местом Премьера. Не смотря на его огромную популярность в народе, политические враги его неоднократно повторяли, что «Черчилль уже не тот, ему давно пора на покой». Правда, перед празднованием юбилея даже недруги смолкли: заслуги Черчилля перед родиной были неоспоримый, чествование должно было пройти на высоте.

Популярному в то время английскому художнику Грэхему Сазерленду был заказан портрет премьера в полный рост. Это был подарок от Палаты общин и Палаты Лордов, пожертвование от них в качестве гонорара составило 1000 гиней (примерно 35 000 долларов). Грэхем Вивиан Сазерленд был разноплановым художником, портреты он писал на заказ, сам же предпочитал абстрактную живопись и сюрреализм. Как портретист он прославился, сделав очень удачный портрет писателя Сомерсета Моэма в 1949 году (удивительно, но это была первая работа художника в этом жанре!). Изображая людей, Сазерленд удивительно точно и даже беспощадно изображал характерные черты личности, его работы были правдивее, чем сама природа.

В недавнем британском сериале «Корона» показана работа над портретом, так, как она происходила по мнению создателей сериала, однако эти события не совсем соответствуют действительности. Многочасового позирования, задушевных разговоров и чуть ли не дружбы между художником и моделью, скорее всего не было, хотя их обоих, действительно, как показано в сериале, объединяла смерь дочерей.

Сазерленд сделал очень быстрые угольные наброски портрета во время позирований в поместье Черчилля Чартвелл в августе 1954 года. Также для работы над портретом он использовал фотографии Черчилля, но делал их не сам, как показано в сериале, а взял фото-портреты фотографа Эльсбет Джуды. Над самим портретом он работал у себя в студии. Он попытался отразить в облике то, что сам о себе говорил Черчилль: «Я – скала». Поза портретируемого повторяла позу Авраама Линкольна в его знаменитой скульптуре в кресле.

О том, чего сам Черчилль ожидал от портрета, красноречиво свидетельствует его желание быть изображенным в облике Рыцаря Подвязки. Одеяние рыцарей весьма роскошное, вычурное (и слегка нелепое, надо сказать), то есть, честолюбивый и довольно сентиментальный Черчилль хотел видеть величие и торжество. Заказчики портрета уговорили его позировать в обычном парламентском одеянии – черном костюме и галстуке.

Черчилль до конца исполнения работы не видел портрета, лишь некоторые наброски были показаны его жене, которая нашла много сходства, она признала, что портрет «действительно тревожно похож на него».

Также в сериале показан эпизод вручения портрета, когда Черчилль на сцене от возмущения и неожиданности чуть ли не падает со сцены. Этого тоже не было. Портрет был показан Премьеру до вручения, так что никаких громов и молний на широкой публике не было. Сазерленд настолько метко и правдиво изобразил Черчилля, что тот был просто шокирован, заглянув в глаза истине. На зрителя смотрел пожилой, дряхлеющий и очень уставший человек. Взгляд его печален и разочарован, это совсем не тот мощный и величавый политик, каким себя представлял Черчилль.


Портретируемый был в ярости. Он назвал картину «грязной» и «злобной»; известно его высказывание о том, что на портрете изображен «старик в состоянии депрессии, думающий о ядерной бомбе». Надо сказать, что мнения о портрете очевидцев были очень противоречивы: некоторые считали, что это шедевр изобразительной меткости и правдивости, другие (а таких было большинство) были о нем невысокого мнения. Поначалу Черчилль даже хотел отказаться от участия в церемонии вручения, но затем его отговорили от этого, чтобы не обижать заказчиков.

Сазерленда удивила реакция Черчилля, он сказал: «Я просто показал то, что увидел!».

После вручения картина была доставлена в поместье Чартвелл, где ее немедленно убрали с глаз долой на чердак или в чулан. После этого портрет бесследно исчез. Считается, что его уничтожила жена Черчилля Клементина, чтобы вид картины не мучил ее супруга. Надо добавить, что еще одним достоинством Премьера было то, что он до конца жизни обожал жену и был отличным семьянином, у них с Клементиной был крепкий брак, в котором родилось пятеро детей.

По всей видимости ненавистный портрет все-таки произвел на Премьера сильное впечатление, показав ему то, что он так долго и упорно не хотел видеть. Через полгода Черчилль подал в отставку по возрасту и состоянию здоровья. Правда, несгибаемый Уинстон прожил после этого еще 10 лет.

Сейчас портрет, известный нам только по эскизам и репродукциям, признается специалистами настоящим шедевром современного искусства. Так что современники поспешили давать ему нелестные оценки – Сазерленд просто немного опередил свое время.