Марат Александрович Гельман. Биографическая справка

  • 26.08.2019

Имя при рождении: Марат Александрович Гельман
Род деятельности: галерист, коллекционер, публицист, политтехнолог
Дата рождения: 24 декабря 1960
Место рождения: Кишинёв, Молдавская ССР, СССР
Гражданство: СССР Россия
Отец: А. И. Гельман


Марат Александрович Гельман (род. 24 декабря 1960, Кишинёв, СССР) - публицист, политик/политтехнолог, коллекционер произведений современного искусства, галерист, основатель «Галереи Марата Гельмана», директор «Центра современного искусства», директор Пермского музея современного искусства «PERMM», директор Пермского центра развития дизайна, владелец дизайн-бюро «GuelmanGraphic», проекта GiF.Ru - «Информагентства Культура», издательства «ГИФ», проекта Guelman.ru - «Современное искусство в сети». Постоянно включается в Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».

Марат Гельман - сын драматурга и писателя Александра Исааковича Гельмана . В 1983 году окончил Московский институт связи. До 1990 года работал в Кишинёве заведующим лабораторией, инженером, директором «Центра научно-технического творчества молодежи». С 1988 коллекционирует произведения современного искусства, начинает организовывать выставки.

В 1990 году Марат Гельман переезжает в Москву и основывает одну из первых частных галерей России - «Галерею Марата Гельман а». В галерее, в частности, проходили выставки таких художников XX века, как Йозеф Бойс и Энди Уорхол, а также широкомасштабные некоммерческие проекты «Седьмому съезду народных депутатов посвящается…», «Конверсия», «Выбор народа», «Телесное пространство», «Новые деньги».

C 1991 года Марат Гельман занимается политикой . На выборах 1995 года в Государственную думу входил в список кандидатов от блока молодежных организаций «Поколения рубежа». На выборах 1999 года в Государственную думу - руководитель избирательного штаба блока «Союз правых сил», а на выборах мэра Москвы - руководитель избирательного штаба Сергея Кириенко. C 1997 года является соиздателем журнала «Пушкин» (совместно с Глебом Павловским).

В апреле 2002 года Марат Гельман уходит из созданного им и в 1995 году АОЗТ «Фонд эффективной политики» (ФЭП). По его словам, ФЭП «превратился практически в департамент по информационному обеспечению администрации президента». С июня 2002 по февраль 2004 года был заместителем генерального директора ОАО «Первый канал», руководителем аналитической дирекции. 16 февраля 2004 подал в отставку, заявив, что «Первый канал» и нынешняя власть больше не нуждаются в его «интеллектуальном обслуживании».

Цитата Марата Гельмана : "Умение мыслить, прогнозировать теперь не будет иметь особого значения. Аналитиками станут те, кому будет доступна банальная информация: кто, с кем, когда. А это добывается в первую очередь прослушкой (Коммерсантъ, 17 февраля 2004).
С весны по октябрь 2003 года Марат Гельман работал в штабе избирательного блока Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина (название изменялось с «Товарищ» на «Товарищи», затем на «Родина»). Участвовал в президентских выборах на Украине в 2004 году - был политтехнологом в кампании за Виктора Януковича и против Виктора Ющенко. Марат Гельман сказал по этому поводу: «За власть в стране борются бывший заключенный и политик, который не является общенациональным лидером. Для России такая ситуация выглядит как в блокбастере „Чужой против Хищника“. Безусловно, Ющенко для Москвы - Чужой, а Янукович - Хищник».
С 2005 года Марат Гельман - член Социал-демократической партии России (СДПР).

В октябре 2006 года было совершено нападение на Галерею Гельмана , в ходе которого был избит сам Марат Гельман , и уничтожены 20 работ грузинского художника Александра Джикии. Марат Гельман заявил по этому поводу: «Думаю, это те же националисты, которых не устраивает деятельность галереи. Как вы знаете, были и раньше случаи нападения. Хотя в этот раз не звучало никаких заявлений и угроз. Внешний вид этих молодчиков наводил на мысль о неофашистской группировке, но, с другой стороны, замаскироваться можно под кого угодно».

Также в августе 2008 года Марат Гельман сообщил в своём ЖЖ, что ему по телефону угрожала «смертью» «героиня одного из постов»: комментаторы установили, что это была бывшая глава риелторской фирмы RIGroup Жанна Буллок, жена бывшего министра финансов и вице-премьера Московской области Алексея Кузнецова, о которой Гельман накануне негативно отозвался в том же ЖЖ.

В марте 2009 года М. Гельман продал 50 % своей галереи известному коллекционеру Александру Смузикову в связи с назначением директором Пермского музея современного искусства.

В 2009-2010 годах в Пермском Законодательном собрании активно обсуждался приказ о присуждении Гельману премии Пермского края «За достижения в сфере культуры и искусства за 2008 года». Депутаты несколько раз откладывали принятие решение по этому вопросу (с декабря 2009 был перенесён на февраль 2010, когда было отказано принимать), пока в июне 2010 года всё-таки не решили наградить всех остальных номинантов в списке, исключая Марата Гельмана .

На заседании Общественной палаты РФ 9 апреля 2010 года, посвященном обсуждению Генплана развития Москвы до 2025 года, Марат Гельман выступил с резкой критикой как самого Генплана, так и мэра Москвы Юрия Лужкова. Впоследствии Марат Гельман был исключён из Общественной палаты.
С июня 2010 года - Марат Гельман руководитель проекта партии Единая Россия «Культурный альянс». 7 октября 2010 года участвовал в телепрограмме Владимира Соловьёва «Поединок»

Искусствовед, публицист, политтехнолог, галерист Марат Александрович Гельман родился 24 декабря 1960 года в Кишиневе в семье известного советского драматурга и сценариста Александра Гельмана.

В 1977 г. Марат Гельман поступил в Московский электротехнический институт связи. Во время учебы он некоторое время работал машинистом и рабочим сцены в столичных театрах - МХАТе, "Современнике" и театре имени Маяковского.

После окончания вуза (1983 г.) Гельман до 1985 г. работал заведующим лабораторией нестандартного оборудования кишиневского телевизионного завода "Альфа", а в 1985 г. - инженером кишиневского Наyчно-исследовательского института по разработке методов и средств неразрушающего контроля материалов и изделий (НИИНК).

В 1985-1990 гг. Марат Гельман занимал должность генерального директора "Центра научно-технического творчества молодежи" в Кишиневе.

С 1988 г. он коллекционирует произведения современного искусства и организует выставки.
В 1990 г. Гельман переехал в Москву и в том же году основал одну из первых частных галерей современного искусства в России - "Галерею Марата Гельмана", где проходили выставки культовых художников ХХ века Йозефа Бойса и Энди Уорхола. Известность галерее принесли широкомасштабные некоммерческие проекты "Седьмому съезду народных депутатов посвящается...", "Конверсия", "Выбор народа", "Телесное пространство", патриотический проект "Новые деньги" и др.

C 1991 г. Марат Гельман занимается политическими технологиями, сотрудничает с имиджмейкерской фирмой Ефима Островского.

В 1995 г. баллотировался на выборах в Государственную Думу РФ второго созыва по федеральному списку избирательного молодежного блока "Поколения рубежа" (блок не преодолел 5-процентный барьер); на выборах в Государственную Думу РФ третьего созыва в 1999 г. был помощником Сергея Кириенко, руководителем предвыборного штаба "Союза правых сил".

Позже как политтехнолог он принимал участие в целом ряде крупных избирательных кампаний, среди которых выборы мэра города Москвы (1999), губернатора Нижегородской области (2001), депутатов Верховной Рады Украины (2002), депутатов Государственной Думы РФ (2003).

В 1995 г. в сотрудничестве с Глебом Павловским Гельман создал АОЗТ "Фонд эффективной политики" (ФЭП), совладельцем которого он был до 2002 г. (в апреле 2002 года официально объявил о своем выходе из ФЭП и обмене принадлежащих ему акций фонда на акции Lenta.Ru.).

В 1997 г. совместно с Павловским Гельман издавал ежемесячный публицистический журнал "Пушкин".

Известность Марату Гельману принес инициированный им в 1997 г. референдум по поводу сноса установленной в Москве статуи Петра I работы скульптора Зураба Церетели.

Он пытался организовать сбор подписей за референдум в Москве, а затем объявил об отмене сбора подписей (в связи с террористическими актами против памятников Николаю II и Петру I, устроенными террористами-комсомольцами из группы "Революционный военный совет РСФСР").

С конца 2000 г. он участвовал в организации "Медиасоюза", созданного Александром Любимовым в противовес Союзу журналистов России, вошел в правление "Медиасоюза". В 2001 г. стал председателем гильдии интернет-журналистики творческого союза работников СМИ "Медиасоюз".

С июня 2002 года по февраль 2004 года занимал должность заместителя генерального директора телекомпании ОРТ (с июля 2002 года - "Первый канал"), возглавлял аналитическую дирекцию ОРТ.

В 2003 г. параллельно с работой на ОРТ Гельман сотрудничал с Сергеем Глазьевым, выступая консультантом создаваемого экономистом избирательного блока левых и национал-патриотических партий и организаций под рабочим названием "Товарищ" (блок "Родина").

В марте 2005 г., после раскола "Родины" на сторонников Глазьева и Рогозина, поддерживавшие последнего депутаты парламентской фракции "Родина" сочли оскорбительными и кощунственными экспонаты организованной Гельманом выставки "Россия-2" и обратились в Генеральную прокуратуру с требованием привлечь к ответу ее организаторов за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни.

Летом 2005 г. Марат Гельман вступил в Социал-демократическую партию России (СДПР).

Весной 2006 г. СДПР объявила о создании движения "Интернационал", эта инициатива, по данным СМИ, принадлежала Гельману. Главной задачей нового движения называлось противостояние неофашизму и ксенофобии. Осенью 2006 г. Гельман вышел из СДПГ.

В октябре 2008 года Марат Гельман был назначен директором Пермского государственного музея современного искусства PERMM. В должность Гельман официально вступил в декабре 2008 г. Чтобы сосредоточиться на создании музея современного искусства в Перми, он в марте 2009 г. продал 50% своей московской галереи бизнесмену-коллекционеру Александру Смузикову.

В сентябре 2009 г., в соответствии указом президента РФ Дмитрия Медведева, Марат Гельман стал членом Общественной палаты России созыва 2010-2012 гг.

В апреле 2010 г. Гельман возглавил Пермский центр развития дизайна, созданного по инициативе губернатора Олега Чиркунова, по просьбе которого арт-директором центра стал Артемий Лебедев.
Тогда же стало известно, что Гельман является членом рабочей группы проекта создания инновационного центра в Сколково и занимается созданием концепции культурной жизни наукограда.

В мае 2010 г. Гельман объявил о том, что в сентябре покинет пост директора музея современного искусства PERMM. Свое решение он объяснил тем, что "музей на полтора года входит в ремонтную стадию". Однако совсем отказываться от сотрудничества с музеем Гельман не собирается - галерист заявил о намерении стать председателем попечительского совета PERMM.

В июне 2010 г. новый проект Гельмана "Культурный альянс (региональный аспект)" получил поддержку партии "Единая Россия".

Марат Гельман упоминается в СМИ как владелец, обозреватель и идеолог проектов "Современное искусство в сети" (Guelman.ru), информагентства "Культура" (Gif.ru) и дизайн-бюро "GuelmanGraphic", а также как председатель созданной им самим Ассоциации Независимых Кураторов, и. о. председателя Интернет Академии.

Он удостоен медали Российской Академии художеств (2008).

Марат Гельман женат, имеет двоих сыновей и дочь.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Создатель первой частной галереи в России, куратор самых известных и скандальных выставок современного русского искусства Марат Гельман родился в семье известного драматурга Александра Гельмана. И долгое время всеми силами пытался выйти из тени отца. Закончив Московский электротехнический институт связи, попал в круговорот начала 90-х, заработал первые серьезные деньги, начал коллекционировать искусство и открыл собственную галерею. С тех пор Гельман успешно доказывает символическую и коммерческую ценность современного искусства. В середине 90-х вместе с Глебом Павловским создал «Фонд эффективной политики» и внедрил на российской почве профессию политолога; руководил аналитической дирекцией ОРТ, пока в 2004-м не вернулся к чистому искусству. Ныне Гельман ведет дела собственной галереи, дизайн-центра и издательства; как и прежде, много путешествует и читает стихи. Гельман уже застолбил себе место не только в истории русского искусства, но и в истории русской литературы — скажем, в последних романах Владимира Сорокина и Виктора Пелевина он фигурирует на правах полноценного персонажа. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Псевдоним

галерист — хотя теперь уже и не галерист вовсе

Город, в котором я живу

Москва

«...У меня было четкое видение, что за искусством надо ехать в Москву. ...Когда в 87-м году прописка стала не слишком жесткой и появилась возможность свободно перемещаться, я фактически сразу же переехал в Москву».

День рождения

Где родился

Кишинев

У кого родился

Отец — Александр Гельман, драматург.

Где и чему учился

Окончил школу в Кишиневе.

«Я школу ненавидел, особенно последние два года. Доучивался через силу. Мне казалось, что это так унизительно: я уже взрослый человек, а вынужден еще ходить в школу...»

В 1982 году окончил факультет АЭС Московского электротехнического института связи (МЭИС).

«Точные науки мне давались легко. Плюс военная кафедра — сразу офицерское звание, без службы в армии. Учился я без особых усилий».

«Все пять лет, пока учился, я работал в театре. Рабочим сцены... во МХАТе, в Маяковке. С одной стороны, это была подработка. С другой стороны — еще одно образование».

Где и как работал

Что такого сделал

Передал в дар Русскому музею 59 картин российского актуального искусства — впервые с дореволюционных времен Русский музей получил столь большое пополнение своей коллекции со стороны соотечественника.

Вместе с телеведущим Леонидом Парфеновым провел широкомасштабную акцию "Новые деньги": был разработан дизайн купюр от 1 до 100 рублей с изображениями Льва Яшина, Юрия Гагарина, Ильи Репина, Льва Толстого, Александра Пушкина и др. Проект был представлен в Третьяковской галерее.

«Проект "новых денег" был нашей ироничной реакцией на призыв Ельцина "создать новую русскую идею"... Решили русскую идею воплотить в купюрах».

Достижения

Своим главным достижением как политтехнолога на парламентских выборах 2003 года считает «исчезновение коммунистов как политической силы».

Галерея Гельмана — участник крупнейших международных ярмарок современного искусства: FIAC, Art Cologne, Art Basel.

Дела общественные

Председатель Ассоциации независимых кураторов, инициатор ее создания.

«...просто несколько человек — Бондаренко Митя, Александр Смузиков и я, то есть фактически три коллекционера — решили сконцентрировать свои усилия на поддержке десяти художников и таким образом обеспечить как можно большую энергию толчка этих художников на мировую художественную сцену. Почему актуальное искусство? Для инвестора это очевидно, потому что если ты делаешь правильный выбор, то эффективность инвестиций становится огромной».

Председатель Гильдии интернет-журналистики общероссийской организации работников СМИ "Медиасоюз".

В 2009 году вошел в состав Общественной палаты РФ в комиссию по культуре.

Открыл в Перми музей современного искусства PERMM.

Впервые создал и придумал

Одну из первых частных художественных галерей в постсоветской России.

Неудачные проекты

Руководил предвыборным штабом губернатора Нижегородской области Ивана Склярова на губернаторских выборах в 2001 году. И. Скляров проиграл коммунисту Г. Ходыреву, набрав почти вдвое меньше голосов.

«Победа — это же не всегда цель. Вот, например, нижегородская кампания — там самым важным было этого прыща Клементьева посадить. А кто победит — не особенно-то и интересно».

Начинал работу в избирательной кампании Виктора Януковича на президентских выборах в Украине, но за несколько месяцев до выборов покинул эту страну.

«У меня там был конфликт, я не участвовал в кампании».

Известен тем, что…

Организовал множество крупномасштабных выставок современного искусства. В Галерее Гельмана проходили выставки таких культовых художников ХХ века, как Йозеф Бойс и Энди Уорхол, а также широкомасштабные некоммерческие проекты "Седьмому съезду народных депутатов посвящается...", "Конверсия", "Выбор народа", "Телесное пространство", патриотический проект "Новые деньги" и др.

Участвовал в скандалах

В декабре 1995 года журналист «Независимой газеты» Григорий Нехорошев обвинил художников Галереи Гельмана в связи с Конгрессом русских общин (КРО).

«...Художники, сотрудничающие с галереей, в той или иной степени принимают участие в предвыборных кампаниях "Яблока", НДР, Блока Ивана Рыбкина, ДВР, КРО. Не имея возможности влиять на их деятельность вне галереи, тем не менее, я рад, что никто из них не работает на Жириновского, КПРФ и другие деструктивные и реваншистские силы».

В Замоскворецком суде Москвы прошло рассмотрение иска девяти московских художников против Галереи Гельмана и Центрального дома художников (ЦДХ). По заявлению истцов, прошедшая в ЦДХ выставка "Новейшее искусство постсоветского пространства" в рамках проекта "Россия-2" оскорбила их религиозные чувства и нанесла моральный вред на общую сумму 5 млн рублей. Суд отклонил иск к организаторам выставки.

«"Россия-2" — это был проект, в каком-то смысле манифестация по отношению к политике, к государству. Манифестация не враждебная, а требующая равного отношения профессии, частной жизни, с одной стороны и политики, бизнеса — с другой стороны. В ней был просто дух свободы, какой-то критический взгляд на происходящее вокруг, то, что происходит в стране, и в ней было манифестировано то, что для нас важно, — то, что искусство важнее всего остального... Реакцию вызвали какие-то работы, которые мы даже угадать бы не смогли, что они вызовут такую реакцию».

В здании галереи на Малой Полянке подвергся нападению со стороны националистов, сорвавших со стен полотна грузинского художника Александра Джикии. По факту нападения было возбуждено уголовное дело.

«Наши националисты выбрали современное искусство в качестве своего врага. То есть у них много других врагов, но... до них не добраться, а до современного искусства можно спокойно дотянуться и даже пощупать».

Мне интересно

вести сетевой дневник в ЖЖ

«актуальное искусство» и искусство вообще

«...Чем бы ты ни занимался, ты должен отвечать на вопрос: зачем ты это делаешь? Только искусство освобождает тебя от этого вопроса. ...Оно самоценно... Чем бы я ни занимался, это для меня очень важная часть жизни».

Люблю

«Много путешествую. В свободное время, как и все мы, общаюсь, выпиваю с друзьями. Веду свой дневник в Интернете. Правда, хочу еще раз что-то поменять в жизни. Пока не очень получается».

Свою квартиру на Остоженке, спроектированную известным московским архитектором Александром Бродским.

Семья

Жена — Юлия Радошовецкая, по образованию архитектор. Двое сыновей, дочь Ева.

И вообще…

«Себя я все-таки осознаю адекватным человеком. Который в свое время понял, что сам не обладает талантами, но при этом умеет восхищаться другими талантами и готов продвигать чужое "я". ...Так получилось, что фигура Гельмана вдруг оказалась в фокусе внимания».

«Главную роль в моей жизни играет случай. При том что я по роду деятельности всегда занимаюсь каким-то проектированием, я свою жизнь не проектировал никогда. Я старался использовать все случайные возможности... Шел навстречу любому предложению».

«Искусство — это единственная сфера деятельности, занимаясь которой можно не задавать проклятых вопросов "зачем?" и "какой смысл?"».

Марат Александрович Гельман (род. 24 декабря 1960 года, Кишинёв, СССР) - российский коллекционер, галерист и публицист, арт-менеджер. Бывший директор пермского музея современного искусства PERMM. С июня 2002 по февраль 2004 года - заместитель генерального директора ОАО «Первый канал». Политтехнолог, один из создателей «Фонда эффективной политики», член Общественной палаты созыва 2010-2012 годов.

С 2014 года живёт в Черногории.

Биография

Марат Александрович Гельман родился 24 декабря 1960 года в Кишинёве. Его отец - писатель и драматург Александр Исаакович Гельман. В 1977 году окончил школу № 34 Кишинёва, в 1983 году - Московский институт связи по специальности инженер, одновременно работал машинистом и рабочим сцены во МХАТе, «Современнике» и театре имени Маяковского.

До 1986 года работал инженером в Кишинёве. После отмены статьи о тунеядстве (1 марта 1986 года) уволился с работы, чтобы написать роман и открыть своё дело.

В 1987 году Гельман, который с юности интересовался искусством, прежде всего современным, сделал первую выставку в своей жизни, показав московских художников в Кишинёве. Она имела большой успех, в том числе и коммерческий, и, приехав в Москву отдавать художникам картины и вырученные от продажи работ деньги, Гельман принял решение остаться в российской столице.

Профессиональную жизнь в искусстве начинал как коллекционер, но, по неопытности собрав неудачную первую коллекцию, был вынужден овладеть навыками продажи произведений искусства и стал фактически первым арт-дилером в СССР. В 1990 году, получив зарубежное образование в области современного искусства, собрал коллекцию украинского искусства, которая легла в основу выставки «Южнорусская волна», показанной в 1992 году и имевшей широкий резонанс. Свой путь в искусство и в искусстве сам Гельман описывает как череду случайностей, но именно эта пластичность и открытость случайному, по мнению галериста, является едва ли не более важным залогом успеха, чем целеустремленность.

В 2014 году переехал в Черногорию для осуществления культурных проектов. С этого года здесь существует арт-резиденция Dukley European Art Community (сокращенно DEAC), учрежденная тремя людьми: Нэйлом Эмильфарбом, Петаром Чуковичем и Маратом Гельманом. Первое время резиденция работала только по приглашениям; сейчас заявку может подать любой желающий. По результатам работы художников в резиденции регулярно проводятся выставки, которые постепенно меняют культурный статус не только Котора, но и всей Черногории. Марат Гельман здесь развивает свою концепцию пост-экономического общества и гуманитарной инженерии.

Галерея Гельмана

В 1990 году по совету Леонида Бажанова Гельман открыл одну из первых в России частных галерей современного искусства. Она просуществовала до 2012 года, и за 20 лет сменила несколько названий (Gallery Guelman, M. Guelman Gallery, «Галерея М. и Ю. Гельман») и три адреса (1992-1995 годы - Центр современного искусства на Якиманке; 1995-2007 годы - ул. Малая Полянка, д. 7/7, стр. 5; 2007-2012 годы - центр современного искусства Винзавод), но все это время была широко известна как галерея Гельмана.

История галереи Гельмана - это фактически история современного искусства постсоветской России. В разные годы с галерей сотрудничали практически все важнейшие художники этой эпохи - от классиков московского концептуализма (Юрий Альберт, Игорь Макаревич, Вадим Захаров, Дмитрий Александрович Пригов), соц-арта (В. Комар & А. Меламид, Борис Орлов, Леонид Соков) и постмодернизма (П. Пепперштейн, Г. Острецов) до художников петербургской «Новой академии» (Т. Новиков), культовых «Митьков», московского акционизма (О. Кулик, А. Осмоловский, А. Бренер, О. Мавромати, А. Тер-Оганьян, Общество РАДЕК), южнорусской волны (А. Сигутин, А. Савадов, А. Ройтбурд, О. Голосий) и пионеров медиарта («Синий суп», АЕС+Ф, Ольга Чернышева, Владислав Ефимов & Аристарх Чернышев); от живописцев (Ю. Шабельников, В. Кошляков, А. Виноградов & В. Дубосарский, Д. Врубель) до фотографов (Б. Михайлов, В. Мамышев-Монро), архитекторов (А. Бродский, А. Беляев-Гинтовт), скульпторов (Д. Гутов, Г. Брускин, Мартынчики) и художников, работающих с инсталляциями и новыми медиа (И. Нахова, В. Архипов, арт-группа «Синие носы» и другие).

Российский коллекционер, галерист и публицист, арт-менеджер. Бывший директор пермского музея современного искусства PERMM. С июня 2002 по февраль 2004 года - заместитель генерального директора ОАО «Первый канал». Политтехнолог, один из создателей «Фонда эффективной политики», член Общественной палаты созыва 2010-2012 годов.
С 2014 года живёт в Черногории

«Связи / Партнеры»

«Темы»

«Новости»

Марат Гельман: Если власть в России возьмется за коррупцию, то сама себя съест

Галерист Марат Гельман рассказал Жанне Немцовой, почему русские в Черногории за вступление страны в НАТО, об испорченных отношениях с РФ и принципах айкидо в борьбе с Путиным.

Гость программы «Немцова.Интервью» — галерист и в прошлом политтехнолог Марат Гельман. В 2013 году его вынудили уволиться с поста директора государственного музея современного искусства PERMM в Перьми, созданного по его инициативе. В 2015-м по формальным причинам центр современного искусства «Винзавод» в Москве расторг договор аренды с его галереей «Культурный альянс». С 2014 года Марат Гельман живет и работает в Черногории. В Которе он развивает собственный арт-проект Dukley European Art Community.

Эхо культурной революции: Александру Протасевичу предложили кресло замминистра культуры Прикамья

Член комиссии по увековечению памяти жертв политических репрессий Александр Протасевич может вернуться в Пермь. Он принял предложение краевых властей, пишет «Новый компаньон».

В пятницу, 5 мая, был подписан трудовой договор с Александром Протасевичем, бывшим министром культуры Пермского края, сообщает «Новый компаньон». Г-н Протасевич вернется в Пермский край в должности замминистра культуры. Портал 59.ru попытался с вязаться с Александром Протасевичем, однако ни по одному из известных телефонов он не отвечает.

Туроператорам настойчиво предлагают не отправлять россиян в Черногорию. Почему?

20 апреля официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова заявила, что в Черногории началась «антироссийская истерия», и призвала россиян «учитывать эти обстоятельства». В это же время российские СМИ начали публиковать материалы с критикой турагентств, продающих путевки в Черногорию, а 26 апреля Роспотребнадзор запретил ввозить в Россию вино от крупнейшего черногорского производителя. «Медуза» рассказывает о том, как и почему российские власти пытаются ослабить черногорскую экономику.

Как Ткачи Гельману помогали

Уже 10 лет знакомые мне «защитники Москвы» жена и муж Лена и Рома Ткачи (официальные помощники Марата Гельмана - пожалуй, самого грязного и одиозного деятеля современной России) в последнее время навешали журналистам столько «лапши на уши», что уже почти невозможно становится молчать о том, что на самом деле из себя представляет из себя эта парочка, помпезно именующая себя «Общественной коалицией в защиту Москвы».

Галерею Гельмана выгоняют с «Винзавода»

ООО «МВК «Эстейт», владелец помещения в столичном Центре современного искусства «Винзавод», расторгает договор об аренде с галереей «Культурный альянс. Проект Марата Гельмана».

М.Гельман: Задержан директор музея, откуда изъяли «Радужного Милонова»

27 августа музей посетили сотрудники правоохранительных органов, которые изъяли по подозрению в экстремизме работы художника Константина Алтунина «Радужный Милонов», портрет спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко «Сосули», а также изображения президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева в женском белье.

М.Гельман: Режим рухнет, когда в плеерах будет запрещенная музыка

Искусство сегодня на острие политики. Леди Гага на днях сделала заявление. Она сказала, что ее не арестовали в России только потому, что боялись международного скандала, В.Путин — злодей, надо переставать пить русскую водку, ездить на Олимпиаду. И уже сто ресторанов в Нью-Йорке официально отказались от русской водки. Это же только марка «русская водка», а производят ее те же самые американцы. Символический шаг.

Стало известно, кто продолжит дело М.Гельмана в Перми

Ранее Е.Олейникова являлась арт-директором Пермской арт-резиденции – комплекса творческих студий и мастерских. На эту должность она была рекомендована М.Гельманом, который отзывался о ней, как о человеке обладающим «большим количество связей в культурных сообществах России и зарубежья». Е.Олейникова лауреат премии имени Сергея Курехина за лучший кураторский проект.

В кабинет Марата Гельмана пришли с обыском

В кабинете бывшего директора Музея современного искусства в Перми Марата Гельмана, который лишился своего поста в минувшую среду, проведены обыски. Об этом галерист сообщил в своем Twitter.

Марат Гельман: Меня уволили из-за цензуры

Известный галерист Марат Гельман, уволенный сегодня с поста директора Музея современного искусства в Перми, не слишком расстроен потерей своей должности. Однако его беспокоит будущее музея. По мнению галериста, его преемнику будет нелегко сохранить существующую коллекцию, об этом М.Гельман рассказал РБК.

Власти Перми уволили скандального галериста Марата Гельмана

Скандально известный галерист Марат Гельман уволен с поста директора Музея современного искусства в Перми. Как сообщает радиостанция «Эхо Москвы», такое решение принял исполняющий обязанности министра культуры Пермского края Игорь Гладнев.

М.Гельман открыл скандальную выставку Welcome! Sochi-2014

Известный российский галерист Марат Гельман все же открыл в Перми несколько скандальных выставок, проходивших в рамках фестиваля искусств «Белые ночи» и закрытых местными чиновниками. Среди них — выставка красноярского художника Василия Слонова Welcome! Sochi-2014, посвященная грядущей зимней Олимпиаде в Сочи, выставка израильского коллектива «Новый Барбизон», а также экспозиция Сергея Каменного «Российское барокко».

В Москве ограбили Марата Гельмана

В Москве подвергся ограблению известный галерист Марат Гельман. Злоумышленники вырвали у него из рук сумку в самом центре города.

Якеменко выставил Гельмана на 100 тысяч

Галерист Марат Гельман заплатит 100 тыс. рублей экс-главе Росмолодежи Василию Якеменко за то, что выдвигал предположение о его причастности к нападению на журналиста «Ъ» Олега Кашина. Мосгорсуд оставил в силе решение Симоновского суда. Защита Гельмана пока не знает, будет ли обжаловать решение.

Гельман, Марат Александрович

Гельман перепрофилирует свои галереи из-за социальных изменений в стране

Известный галерист Марат Гельман подтвердил, что коммерческие галереи на «Винзаводе» поменяют профиль своей деятельности и прекратят продавать современное искусство из-за массового оттока коллекционеров из России. В частности, «Гельман Галерея» на «Винзаводе» прекратит свое существование, а вместо нее появится продюсерский центр «Культурный альянс». Гельман пояснил, что такое решение связано со слабостью российского рынка современного искусства.

Марата Гельмана исключили из Общественной палаты

Галерист Марат Гельман не войдет в новый состав Общественной палаты РФ, который будет сформирован в 2012 году. Об этом директор Пермского музея современного искусства PERMM написал в своем блоге, отметив, что «медвед» его «тоже уволил».

«Большое правительство» соберется в ближайшие дни

Нас попросили не занимать один из ближайших дней, — рассказал Life News директор Центра современного искусства Марат Гельман, — будет первая встреча в рамках «большого правительства», надеюсь, в таком рабочем режиме. По словам Гельмана, он готов работать в «большом правительстве», реализуя свои идеи в культуре и искусстве.

Марат Гельман: планы Большого правительства

Какие инициативы уже начали развиваться в рамках предложенного президентом «Большого правительства»? Как будут создаваться в нём посты министров и других ответственных лиц? Рассказывает галерист Марат Гельман.

Гельман: в «большом правительстве» Медведева будет четыре кабинета

В «большом правительстве», которое в середине октября предложил создать президент Дмитрий Медведев, рассчитывающий занять пост премьера в новом кабинете министров, будет четыре кабинета, а к работе оно планирует приступить в конце ноября. Об этом во вторник вечером сообщил в своем блоге галерист Марат Гельман, участвующий, по его словам, в работе новой структуры.

По словам Гельмана, «большое правительство» будет состоять из отраслевого кабинета, кабинета целевых программ, лоббистского и кабинета «за стеклом». Первый будет практически повторять структуру правительства, но без силовиков. Его основными задачами будут подготовка экспертных докладов по работе ведомств, поиск и обсуждение кандидатур министров и ключевых замов в будущем правительстве и анализ работы ныне существующих советов и других консультационных органов.

Кто войдет в большое правительство?

Итак, Сергей Минаев, не умея скрыть восторг от своей новой миссии (он тоже комитетчик), представляет коллег - Андрей Макаров, Марат Гельман, Михаил Абызов. Тема программы: «Кто войдет в большое правительство?» Коллеги напряжены, зажаты. Их можно понять: трудно найти смысл там, где его, похоже, нет. Сюжет вязнет. Минаев и в мирное время - творец не первых сил, как сказал бы Баратынский. А тут, на передовой, и вовсе всё смешалось: причины и следствия, мотивы и задачи, амбиции и долг.

Если Гельман с Макаровым еще пытаются как-то объяснить свое участие в будущих премьерских структурах, то Абызов идет по тропе, проторенной Кожевниковой. «Чем отличается большое правительство от Общественной палаты»? - задает он сам себе волнующий многих вопрос и сам же себе на него не отвечает. Абызов только на днях появился на публичной политической авансцене, но уже сейчас видно, что он далеко пойдет, так как обладает бесценным даром - утопить любую идею в псевдоактуальном словоблудии. Вообще-то сей господин - координатор общественного комитета сторонников Медведева, но печется он исключительно о нас, простых людях. Ему очень хочется, чтобы каждый человек мог сказать: «Правительство - это я». Абызов как выразитель народных чаяний будет стараться изо всех сил сократить дистанцию между властью и народом. Как именно она будет сокращаться, он пока не знает. Зато знает Минаев: «Понятно, что у меня, Гельмана, Абызова, Макарова есть определенное влияние в обществе. Если даже сорок таких людей соберутся, уже будет толк». А если набрать четыреста Минаевых и Абызовых, то небо в алмазах нам точно гарантировано.

Марат Гельман: «Люди найдут нового героя, а Юля превратится в Ходорковского»

Я давно не слежу за украинскими событиями, — признается Марат Гельман, российский галерист и общественный деятель, в прошлом известный политтехнолог, в эксклюзивном интервью корреспонденту «Сегодня Мультимедиа» в Москве, — но мне кажется, что люди могут найти нового героя, а Юля превратится во что-то вроде нашего Ходорковского.

Зампред ОРТ по провокациям

Получив это письмо, я насторожился. Дело в том, что мне доводилось писать о Марате Гельмане, и одна из статей называлась «Московский провокатор». Речь в ней шла о том, как в начале 1997 г. владелец модной галереи современного искусства Марат Гельман начал шумную кампанию против памятника Петру I работы Зураба Церетели. Художники, близкие к его галерее, идею бурно поддержали, поскольку им откровенно не нравилось довольно своеобразное творение приближенного к мэру Москвы скульптора. После митингов протеста, эмоциональных заявлений в прессе Гельман пригрозил Лужкову референдумом. И мэр дрогнул и лично принял Гельмана. После этой беседы неожиданно для всех Гельман заявил, что из кампании «по борьбе с памятником» он выходит, поскольку москвичи еще не созрели для цивилизованного решения таких вопросов, — пример тому взорванный 1 апреля памятник Николаю II работы Вячеслава Клыкова. Как выяснилось чуть позже, Марат Гельман получил в качестве отступного заказ московского правительства с бюджетом почти в миллион долларов на «организацию пространства» Гостиного двора, который в тот момент решили реставрировать. Но Лужков обыграл Гельмана. Через некоторое время представители московского правительства заявили, что у них нет денег на слишком дорогие архитектурные фантазии «актуальных» художников. Хотя, может быть, советники мэра испугались грядущей дурной славы близкого к Кремлю объекта. Ведь одним из авторов, привлеченных к работе в Гостином дворе, был один из лучших художников Галереи М. Гельмана небезызвестный Олег Кулик.

Гельман из галереи

В художественной среде отношение к тоталитарно ориентированному генералу Лебедю всегда было, мягко сказать, настороженным. Поэтому многие не верили или не хотели верить появившимся слухам, что Марат Гельман тайно работает на КРО. Известный художник Богдан Мамонов с неприязнью рассказал мне, как Гельман предлагал ему поработать на раскрутку генерала Лебедя: «Когда Гельман предложил мне конкретный проект, я не поверил своим ушам. Это предложение было за пределами добра и зла. Я хотел просто трахнуть его стоявшим рядом факсом».

О сути предложения г-н Мамонов долго отказывался говорить, поскольку «Гельман все-таки немало сделал для современного искусства и это может бросить на него тень». Но все же рассказал, как, предложив ему 5 тыс. долл., г-н галерист попросил устроить выставку «Дети рисуют Лебедю». Причем можно было «соорганизовать или нарисовать самому в детском стиле».

Продукт Пятого управления КГБ

Это цитата из статьи галериста Марата Гельмана «Компромат как литературный жанр». Она опубликована во втором номере журнала «Пушкин». Гельман будто предвидел: авторы очередного компромата не поскупились на «специфические средства», самое изощренное из которых — приписывание авторства умершему человеку. Провокация сработала.

Марат Гельман издает журнал вместе с Глебом Павловским, известным практиком-компроматчиком. «Версия номер один», напечатанная в «Общей газете» в 1994 году, была его первой пробой в жанре политической провокации. В своем авторстве он лично признался. Правда, это была не первая провокация спецслужб. Они в этом, естественно, не признались, но их рука проступала весьма отчетливо.

Путину на следующих выборах не понадобятся евреи, декаденты и понтовщики

Если он [Гельман] говорит, что ему надоело и он уходит, значит, конец просто ему как политлоббисту и полтехнологу. И ему, и таким как он, и Павловским, и многим другим. Просто время стремительно меняется, и УЖЕ ОНИ САМИ не вписываются в это общество. Но Гельману и иже с ними не убудет — они свои деньги успели сделать — пора и на Средиземноморье позагорать. А В.В.Путину не понадобятся не только технологии, но и сами выборы. Не нужны уже ни Гельман, ни другие. Поле деятельности их снизилось, зарабатывать не на чем

Бизнес-план Гельмана

Собственно, эти вполне политические цели – разрушить, расчистить культурное пространство, подмять художественное сообщество, ликвидировать художественное образование, они в начале 90-х открыто декларировались тем же Куликом, Гельманом. Гельман даже программный манифест опубликовал в 95-м. Потом, правда, прилагал усилия, чтобы этот текст не просочился. Я специально искал в Интернете, только ссылки есть на так называемый «список Гельмана», а самого текста нет. Но есть анализ текста в книжке у Чегодаевой.

Гельмониада: ставки растут

Как сообщают наши источники в СДПР Кишенина, у Марата Гельмана 20 мая заканчивается контракт на «работу социал-демократом». Ради подписания этого контракта вечно беспартийный Гельман даже пожертвовал своей парт-невинностью и летом 2005 года вступил в партию Кишенина. Согласно этому контракту Гельман должен был поднять партию никому не известного Кишенина до невиданных высот всероссийской известности и популярности. В реальности же Гельман занимался не столько реальной раскруткой СДПР, сколько созданием видимости такой раскрутки в глазах заказчика. Так, все пресс-конференции Кишенина Гельман организовывал явку множества журналистов и телекамер, из которых потом почти никто ничего не писал и не показывал – напрашивается вывод о том, что Марат Александрович созывал их за небольшие деньги (или просто обещание денег) поприсутствовать, и журналисты, увидев, что за публикации уже не платят, в ответ ничего не писали и не показывали.

Галерея интеллектуальных провокаций

Марат Гельман — владелец галереи авангардного искусства. Впрочем, к живописи в традиционном ее понимании деятельность художников гельмановского круга имеет весьма отдаленное отношение — примерно такое же, как «творчество» неизвестных, начертавших на заборе сакраментальное русское слово из трех букв. Например, Александр Бренер сидит ныне в голландской тюрьме за то, что, придя на выставку работ Малевича, достал аэрозольный баллончик и… пририсовал к картине мэтра американский доллар.