Толкование библии святыми отцами православие. Интервью иером

  • 22.08.2019

Святитель Игнатий Брянчининов, так говорит:
«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа . Как же не безумно истолковывать его произвольно?

Святой Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие и толкование его - дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!
Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание.
И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, вонею в смерть, мечем обоюдоострым, которыми они закалают сами себя в вечную погибель . Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики, впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство.»
Библия произвольно не толкуется.

Библия — толкование совершает Церковь

Из этого можно отметить что всё Писание Богодухновенно (2 Тим. 3-16 ) и особенно неправильно для начинающего христианина пытаться своим умом толковать Библию. Человек который пришёл к вере не стяжал Святого Духа и было бы опрометчиво, что не имея опыта в христианской жизни он стал бы толковать Священное Писание. Только те христиане. которые прошли определённый путь покаяния стяжая Святый Дух, могли реально толковать Священное Писание. Только кто имел долгие годы покаяния и очищал на протяжении своей жизни сердце покаянием, мог прибегнуть к толкованию Библии. Но и этого не достаточно. толковать священное Писание может только Церковь сообща и если толкование даже самого святого не соответствовало мнению Церкви, то такой толкователь отвергался.

Произвольное толкование производит разногласию и множеству еретическим учениям и сектам

Далее Игнатий Брянчанинов напоминает об еретиках, которые превратно толковали Библию и это привело к разногласию и отлучению еретиков от Церкви. Сегодня в наше время не мало существует сект, которые произвольно толкуют Священное Писание и это происходит от их самоволия. Они в результате придумывают множество учений, которые совершенно не совпадают с символом веры и даже противоречат символу веры. Это происходит от их самоволия и заблуждений.

Библия как начинающему читать?

Рекомендации простые вам надо для начала ознакомиться со всем текстом Священного Писания. Читать одну или две главы в день, без всякого толкования.
Библия состоит из множества разнообразных книг. Эти книги иногда взаимосвязанные между собой. практически дублируются, а иногда независимы друг от друга.
Как начинающему христианину вам надо начать чтение Библии — с Евангелия и с Псалтыря. Просто прочтите эти книги, но без произвольного толкования, а для знакомства с текстом.

Библия как толковать?

При чтении Священного Писания, иногда возникают реальные вопросы. на которые вы желаете найти ответы. Это хорошо, так и должно быть со временем.
Библия это очень сложная книга, мы можем совершать толкование только опираясь на то, что говорит Церковь, а для этого надо посещать богослужения и слушать проповеди.
Кроме этого, чтение Святоотеческой литературы, также помогает в толковании. Библия на протяжении сотни лет толковалась Святыми Отцами Церкви и они признанны Церковью, например, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феофан Затворник, Феофилакт Болгарский и многие другие.
Для толкования можно брать несколько признанных православных авторитетных источников и сравнивая их вы многое поймёте. Но, ни в коем случае Библия не должна быть источником ваших фантазий, толковать своим умом не надо это приводит к заблуждению и отлучению от Церкви.
Если у вас вдруг возникли вопросы можете их задать в комментариях. Потому что здесь информация довольно обобщённая.

Группа вконтакте

Святые отцы и учители Церкви Христовой оставили не мало своих трудов среди которых есть толкование Библии. Анализирую контекст Священного писания они выразили правильное понимание трудных мест для восприятия человеком при чтении.
Библия как Богодухновенная книга делится на 2 периода истории человечества до Рождения Иисуса Христа и после. Или по другому Ветхий и Новый завет. Евангелие это Новый завет с людьми между Богом и значит благую весть. Эту весть о Воскресении Христа и Его искупительной жертве несли апостолы, которые оставили различные послания. Апостол Лука даже написал книгу Деяния апостолов про их жизнь после Вознесения Иисуса Христа на Небо. Иоанн Богослов видел сон про конец света. Все это значимо для каждого человека. Святитель Иоанн Златоуст более всех отцов и учителей Церкви оставил трудов по поводу толкования Библии - Священного Писания.

Толкование Ветхого завета

Толкование Нового завета

Толкование Иоанна Златоуста

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

ПОМОГИТЕ ХРАМУ!

Сегодня Православная Церковь чтит память Преподобных Старцев Оптиной пустыни - одного из самых известных монастырей в России, да и во всем мире тоже. Сонм богоносных светочей, которых взрастила обитель, является для нас примером подражания в вере и благочестии.


Однако, как бы удивились преподобные Старцы Оптинские, если бы узнали, что из их родной обители сегодня в народ исходит не истинное Учение Церкви, а взгляды еретиков и раскольников!


Группа добровольцев отрапортовала на страницах официального сайта монастыря, что в Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина Пустынь завершилась работа над созданием рубрики «Толкования Священного Писания» (bible.optina.ru), которое сегодня доступно также и в виде мобильного приложения для iOS в режиме оффлайн.


Затея собрать все известные толкования Священного Писания в одном месте начала воплощаться в 2010 году. Вроде бы, как кажется с первого взгляда, создатели сайта задумали благое дело. Однако в реальности вышло так, что, читатели, наравне с трудами святых отцов, обнаружили среди толкователей еретиков и раскольников, чьи учения были осуждены Вселенскими Соборами.



Севира Антиохийского , основоположника ереси севирианства, являющегося промежуточной формой между классическим миафизитством и халкидонизмом. Миафизитская доктрина севириан учит не только о различии свойств божеских и человеческих во Христе при единой природе, но и как и халкидонское диофизитство учит о тленности Тела Христова. Это учение до сих пор поддерживается, например, коптами.


Феодора Мопсуестийского , епископа Мопсуестийского, который некогда был другом святителя Иоанна Златоуста. Осужден посмертно на V Вселенском соборе за взгляды, созвучные несторианству. При резком различении Божества и человечества, Феодор рассматривал Иисуса Христа во время Его земной жизни как простого человека, как сына Божия по благодати. Он учил о двух сынах Божиих: один Сын единосущен с Богом Отцом, другой - рожденный от Девы Марии, постепенно через борьбу и искушения шел вперед по пути нравственного совершенствования, пока, наконец, через воскресение не сделался совершенно непорочным и не удостоился соединения с истинным Сыном Божиим. Таким образом Феодор Мопсуестийский учил о двух лицах в Иисусе Христе. Он решительно отвергал ипостасное соединение в Нем Божества и человечества, потому что не мог мыслить Божества и человечества совершенными без самостоятельных ипостасей. Иисус сын, Пресвятой Девы Марии, и Бог Слово были для него двумя отдельными, нравственно соединенными друг с другом лицами.


Аполлинария Лаодикийского который в 370-х гг. стал выражать взгляды, вызвавшие осуждение. Аполлинарий пришел к заключению, что человеческий разум Христа Спасителя был замещен Разумом Божественным. «Если бы Господь, - писал Аполлинарий, - принял все, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху». Тем самым Аполлинарий посягал на учение о Богочеловечестве Спасителя, склоняясь в сторону монофизитства.


Оригена , известного своей ересью о «конечности адовых мук». Он был сторонником идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасис). В 543 году император Юстиниан Великий выпустил эдикт, в котором Ориген был объявлен еретиком, а поместный собор Константинопольской церкви в 553 году соборно осудил Оригена и распространил осуждение оригенизма на Эвагрия и Дидима. На Пятом Вселенском соборе Ориген и все, кто не желает его анафематствовать, преданы анафеме:

Сами же мы, имея заповедь назидать народ здравым учением (Тит. 2, 1) и глаголать в сердце Иерусалиму (Исаии 40, 2), то есть Церкви Божией, спешим сеять достойно в правде (Осии 2, 23), собирая плод жизни и возжигая себе самим свет знания из божественнаго Писания и учения святых отцев. Мы почли необходимым изложить кратко по пунктам и проповедание истины и осуждение еретиков и их нечестия. […] 11. Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафематствованы святою кафолическою и апостольскою Церковию и святыми четырьмя помянутыми соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своем нечестии до смерти: тот да будет анафема.

Осуждение Оригена было подтверждено Шестым Вселенским собором. На Латеранском соборе 649 года все сочинения Оригена были преданы анафеме, также были анафематствованы те, кто не желает анафематствовать и отвергнуть работы в защиту Оригена:

Если кто не отвергает и, в согласии со Святыми Отцами, с нами и с верой, не анафематствует душой и устами всех тех, кого святая, кафолическая и апостольская Божия Церковь (то есть пять Вселенских Соборов и все единодушные им признанные Отцы Церкви) отвергла и анафематствовала вместе с их писаниями, до самой последней строки, как нечестивых еретиков, а именно: […] Оригена, Дидима, Евагрия и всех остальных еретиков вместе взятых […]. Так вот, если кто не отвергает и не анафематствует нечестивое учение их ереси и то, что было нечестиво написано кем бы то ни было в их пользу или в их защиту, равно как и самих упомянутых еретиков […]: таковому человеку да будет анафема.

Пелагия , основоположника ереси пелагианства - учения о соотношении благодати и свободной воли в деле спасения человека, одна из самых влиятельных ересей Запада. Осуждена на III Вселенском соборе (431). Пелагий утверждал, что свободная воля есть природное достояние человека, которое не было уничтожена грехоподением Адама, а роль благодати заключается только в божественной помощи человеку в его добрых делах. «И вообще не было бы никакой добродетели у того, кто пребывает в добре, если бы он не имел возможности перейти на сторону зла... иначе не по собственному побуждению сотворит он добро, если не может избрать также и зло» . Суть утверждений Пелагия заключается в том, что человек в состоянии сам заслужить свое спасение, которое дается достойным, а иначе получилось бы, что он не играет никакой роли в собственном спасении.


Донатиста Тихония - зачинщика церковного раскол в Карфагенской церкви, начавшийся в первом десятилетии IV века. Донатисты создали собственную экклезиологию. огласно их учению, главным признаком истинной церкви является святость, и что действительны только те таинства, которые совершаются праведным епископом.


и прочих...


Следует отметить, что раздел bible.optina.ru ежедневно пополняется новыми толкованиями, в числе которых не только тексты святых отцов Православной Церкви, но и других, как древних, так и современных авторов.


В ближайшем будущем планируется создание аналогичного приложения и для Android.


Толкование Библии, уяснение ее смысла называется экзегезой (греч.). У православной экзегезы есть свои правила герменевтики (от греч. эрменеуен – объяснять) и методы:

2. Толкование должно быть согласно с догматами и учением Церкви.

3. Ветхий Завет необходимо оценивать в свете Нового.

4. Необходимо руководствоваться толкованиями, которые давали к священному Писанию св. Отцы. Они имеют огромную ценность для православного толкователя, который, однако, должен учитывать и различия толкования Отцов. Православные библеисты обращаются и к церковно-богослужебному (литургическому, иконографическому) истолкованию Священного Писания, выясняя общецерковное экзегетическое предание

5. Экзегеза соединена с критикой текста. Слово "критика" в данном случае означает научное и литературное исследование.

  • Документы Нового Завета: Достоверны ли они? - Фредерик Брюс
  • "И пойдут сии в κόλασιν (отсечение) αἰώνιον (вечное)" (Мф. 25:46) . Об участи тех, кто не живет по христианским законам и окажется по левую сторону на Страшном суде. - Виталий Мигузов
  • Гипотеза ессеев - Питер Брант
  • Миф о "благообразии" языка Нового Завета - Павел Бегичев
  • Почему еврейская Библия отличается от греческой? - Михаил Селезнев
  • Дидахе - раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи - Александр Ткаченко
  • Талант и лепта, а не мина и евроцент (толковый словарь библейских слов) - Юрий Пущаев
  • Священная игра слов. На каких языках заговорили апостолы - диакон Михаил Асмус
  • Предательство Иуды (ответ священника на вопрос) - игумен Феодор Прокопов
  • Пророки и пророчества Библии - Виталий Каплан, Алексей Соколов
  • Религия хананеев - игумен Арсений Соколов
  • Отчего так мелочен Ветхий Завет? - Андрей Десницкий
  • День Святой Троицы. Пятидесятница . Толкование Евангелия - протоиерей Александр Шаргунов
  • Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест - Антон Поспелов
  • Зачем христианам "псалмы проклятия"? - протоиерей Сергий Архипов
  • Правду ли говорит Библия? - Андрей Десницкий
  • Библейские родословия и всемирная история - иерей Шелепов Андрей
  • Грех Иеровоама - игумен Арсений Соколов
  • "И пошел Исаак поглумитися на поле": немного ликбеза - Агафья Логофетова
  • Нападки оголтелых феминисток на Библию беспочвенны - Дэвид Эшфоpд
  • Что такое "богодухновенность". Писали ли евангелисты под диктовку? - Андрей Десницкий
  • Зачем христианину Ветхий Завет? - Андрей Десницкий
  • "Пусть наши дети примут дар веры". Беседы из цикла "Семейная жизнь ветхозаветных патриархов" - протоиерей Олег Стеняев
  • "Салафииль родил Зоровавеля..." Зачем Христу нужны родословия? - Андрей Десницкий
  • Размышления над трудными местами Евангелия - игумен Петр Мещеринов
  • Женщины Ветхого Завета - Григорий Прутцков
  • Книга Бытия и некоторые данные лингвистики, генетики и этнографии - Евгений Круглов, Александр Кляшев

Греческое Четвероевангелие, XII–XIII века, пергамент. Константинополь

Пять основных методов экзегезы

Благодаря трудам Отцов и Учителей Церкви и позднейших экзегетов смысл Св. Писания от эпохи к эпохе раскрывается все более полно в своей духовной неисчерпаемости и глубине. Существует пять основных методов экзегезы, или толкования, Ветхого Завета, которые не исключают, а дополняют друг друга. "Иное в Писании, – замечает свт. Иоанн Златоуст, – должно понимать так, как говорится, а иное в смысле переносном; иное же в двояком смысле: чувственном и духовном" (Беседа на Пс 46). Точно также преп. Иоанн Кассиан Римлянин указывал, что толкование Библии "разделяется на две части, т.е. на историческое (буквальное) толкование Св. Писания и духовное (таинственное) разумение.

Метод аллегорического толковани я зародился у иудеев Александрии и был развит известным религиозным мыслителем Филоном († ок. 40 г. н.э.). Филон и его предшественники заимствовали этот метод у античных писателей. Аллегорическая экзегеза была воспринята христианской школой Александрии – Климентом и Оригеном (II-III вв.), а затем свт. Григорием Нисским (332-389). Все они исходили из мысли, что Ветхий Завет содержит гораздо больше, чем можно обнаружить при его буквальном понимании. Поэтому экзегеты стремились путем расшифровки аллегорий изъяснить сокровенный , духовный смысл Писания. Однако, при всей его плодотворности, александрийскому методу недоставало надежных критериев для точного понимания древневосточной символики, которая использовалась в Ветхом Завете, а это нередко приводило к произвольным догадкам. Большой заслугой александрийской школы явилась попытка изложить учение Библии на богословском языке.

Метод буквального толкован ия сводился к тому, чтобы по возможности связно и ясно представить себе ход библейских событий и прямой смысл учения, изложенного в Ветхом Завете. Этот метод был разработан в III и IV веках сирийскими Отцами Церкви (Антиохийская и Эдесская школы), из которых наиболее известен прп. Ефрем Сирин (306-379). Сирийцы были близко знакомы с обычаями Востока, что позволяло им лучше, чем эллинистическим авторам, реконструировать картину библейского мира. Но факт многозначного смысла Писания зачастую оставался вне поля зрения этих экзегетов.

Методы двух вышеназванных школ сочетали Отцы Церкви, предлагавшие нравственно-гомилетическое толкование Ветхого Завета. Оно преследовало прежде всего цели назидания, проповеди, делая ударение на нравственном и догматическом аспектах Писания. Высочайшим образцом такого толкования являются труды свт. Иоанна Златоуста (380-407).

Типологический, или прообразовательный, метод толковани я. Этот метод строится на том, что Библия содержит многозначные прообразы (греч. типос – образ, прообраз) истории спасения, которые могут быть отнесены не к одному, а к различным ее этапам . Так, например, в исходе из Египта видели прообраз возвращения из плена, а позднее – прообраз исхода из рабства греху (воды моря – символ вод крещения). Этот метод применяется уже в Евангелии (Ин. 3:14), у ап. Павла (Гал. 4:22-25) и присутствует почти во всей святоотеческой письменности, начиная от свт. Климента Римского (ок. 90 г.). С прообразами тесно связаны и пророчества о Мессии, в явной или прикровенной форме рассеянные по всему Ветхому Завету. Типологический метод играет большую роль в понимании духовной целостности Библии, которая говорит о деяниях единого Бога в единой истории спасения.

Православная Церковь чтит память Преподобных Старцев Оптиной пустыни - одного из самых известных монастырей в России, да и во всем мире тоже. Сонм богоносных светочей, которых взрастила обитель, является для нас примером подражания в вере и благочестии. Однако, как бы удивились преподобные Старцы Оптинские, если бы узнали, что из их родной обители сегодня в народ исходит не истинное Учение Церкви, а взгляды еретиков и раскольников!

Группа добровольцев отрапортовала на страницах официального сайта монастыря, что в Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина Пустынь завершилась работа над созданием рубрики «Толкования Священного Писания» , которое сегодня доступно также и в виде мобильного приложения для iOS в режиме оффлайн.

Затея собрать все известные толкования Священного Писания в одном месте начала воплощаться в 2010 году. Вроде бы, как кажется с первого взгляда, создатели сайта задумали благое дело. Однако в реальности вышло так, что, читатели, наравне с трудами святых отцов, обнаружили среди толкователей еретиков и раскольников, чьи учения были осуждены Вселенскими Соборами.

Севира Антиохийского , основоположника ереси севирианства, являющегося промежуточной формой между классическим миафизитством и халкидонизмом. Миафизитская доктрина севириан учит не только о различии свойств божеских и человеческих во Христе при единой природе, но и как и халкидонское диофизитство учит о тленности Тела Христова. Это учение до сих пор поддерживается, например, коптами.

Феодора Мопсуестийского , епископа Мопсуестийского, который некогда был другом святителя Иоанна Златоуста. Осужден посмертно на V Вселенском соборе за взгляды, созвучные несторианству. При резком различении Божества и человечества, Феодор рассматривал Иисуса Христа во время Его земной жизни как простого человека, как сына Божия по благодати. Он учил о двух сынах Божиих: один Сын единосущен с Богом Отцом, другой - рожденный от Девы Марии, постепенно через борьбу и искушения шел вперед по пути нравственного совершенствования, пока, наконец, через воскресение не сделался совершенно непорочным и не удостоился соединения с истинным Сыном Божиим. Таким образом Феодор Мопсуестийский учил о двух лицах в Иисусе Христе. Он решительно отвергал ипостасное соединение в Нем Божества и человечества, потому что не мог мыслить Божества и человечества совершенными без самостоятельных ипостасей. Иисус сын, Пресвятой Девы Марии, и Бог Слово были для него двумя отдельными, нравственно соединенными друг с другом лицами.

Аполлинария Лаодикийского который в 370-х гг. стал выражать взгляды, вызвавшие осуждение. Аполлинарий пришел к заключению, что человеческий разум Христа Спасителя был замещен Разумом Божественным. «Если бы Господь, - писал Аполлинарий, - принял все, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху». Тем самым Аполлинарий посягал на учение о Богочеловечестве Спасителя, склоняясь в сторону монофизитства.

Оригена , известного своей ересью о «конечности адовых мук». Он был сторонником идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасис). В 543 году император Юстиниан Великий выпустил эдикт, в котором Ориген был объявлен еретиком, а поместный собор Константинопольской церкви в 553 году соборно осудил Оригена и распространил осуждение оригенизма на Эвагрия и Дидима. На Пятом Вселенском соборе Ориген и все, кто не желает его анафематствовать, преданы анафеме:

Сами же мы, имея заповедь назидать народ здравым учением (Тит. 2, 1) и глаголать в сердце Иерусалиму (Исаии 40, 2), то есть Церкви Божией, спешим сеять достойно в правде (Осии 2, 23), собирая плод жизни и возжигая себе самим свет знания из божественнаго Писания и учения святых отцев. Мы почли необходимым изложить кратко по пунктам и проповедание истины и осуждение еретиков и их нечестия. […] 11. Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафематствованы святою кафолическою и апостольскою Церковию и святыми четырьмя помянутыми соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своем нечестии до смерти: тот да будет анафема.

Осуждение Оригена было подтверждено Шестым Вселенским собором. На Латеранском соборе 649 года все сочинения Оригена были преданы анафеме, также были анафематствованы те, кто не желает анафематствовать и отвергнуть работы в защиту Оригена:

Если кто не отвергает и, в согласии со Святыми Отцами, с нами и с верой, не анафематствует душой и устами всех тех, кого святая, кафолическая и апостольская Божия Церковь (то есть пять Вселенских Соборов и все единодушные им признанные Отцы Церкви) отвергла и анафематствовала вместе с их писаниями, до самой последней строки, как нечестивых еретиков, а именно: […] Оригена, Дидима, Евагрия и всех остальных еретиков вместе взятых […]. Так вот, если кто не отвергает и не анафематствует нечестивое учение их ереси и то, что было нечестиво написано кем бы то ни было в их пользу или в их защиту, равно как и самих упомянутых еретиков […]: таковому человеку да будет анафема.

Пелагия , основоположника ереси пелагианства - учения о соотношении благодати и свободной воли в деле спасения человека, одна из самых влиятельных ересей Запада. Осуждена на III Вселенском соборе (431). Пелагий утверждал, что свободная воля есть природное достояние человека, которое не было уничтожена грехоподением Адама, а роль благодати заключается только в божественной помощи человеку в его добрых делах. «И вообще не было бы никакой добродетели у того, кто пребывает в добре, если бы он не имел возможности перейти на сторону зла... иначе не по собственному побуждению сотворит он добро, если не может избрать также и зло» . Суть утверждений Пелагия заключается в том, что человек в состоянии сам заслужить свое спасение, которое дается достойным, а иначе получилось бы, что он не играет никакой роли в собственном спасении.

Донатиста Тихония - зачинщика церковного раскол в Карфагенской церкви, начавшийся в первом десятилетии IV века. Донатисты создали собственную экклезиологию. огласно их учению, главным признаком истинной церкви является святость, и что действительны только те таинства, которые совершаются праведным епископом.

И прочих...

Следует отметить, что раздел bible.optina.ru ежедневно пополняется новыми толкованиями, в числе которых не только тексты святых отцов Православной Церкви, но и других, как древних, так и современных авторов. В ближайшем будущем планируется создание аналогичного приложения и для Android.