Познавательная игра, посвященная дню защитника отечества. Методическая разработка на тему: Игры с детьми к Дню защитника Отечества

  • 13.08.2019

Игры для детей ко Дню защитника Отечества

Игра «Моряки»

Участники должны привести палубу в порядок: собрать за одну минуту мусор с закрытыми глазами.

Подсчитывается количество собранного мусора (кубики, шашки и т.д).

Врач

Участникам дается размотанный бинт, его нужно скрутить. Побеждает тот, кто быстрее это сделает

Игра «Пройди по трапу»

На полу веревка, нужно пройти с завязанными глазами и не оступиться.

«Кто быстрей оденется»

На стульях висят пиджаки (куртки, матросские рубашки) вывернутые на

изнанку. Кто быстрее вывернет пиджак, оденет его и скажет «Солдат (моряк)

готов». Тот и победил.

«Меткий стрелок»

Попасть мячиком в ведро (корзину).

«Разминировать поле»

На полу два круга, в них разбросаны шашки (киндер- сюрпризы).

Предложить детям «разминировать поле», с завязанными глазами собрать

шашки, желательно что - бы не наступить на них.

Конкурс «Санитары»

Оказать первую помощь при ранении в руку.

Вызываются два участника, побеждает тот, кто быстрее перебинтует руку

Игра «Моряки»

Моряки народ веселый, хорошо живут

И в свободные минуты пляшут и поют.

Все участники танцуют под музыку «Морячка». Водящий имитирует мытье палубы. Когда музыка заканчивается, играющие встают в пары, оставшийся без пары становится водящим.

«Пограничник»

Выбирается водящий. Он будет называться «незадачливый пограничник». На полу проводятся две черты. За первой линией будут стоять дети, которые должны перейти границу, на средней черте «незадачливый пограничник», Который вместо того, чтобы отмечать День Защитника Отечества, ловит детей на границе. А третья линия, это черта, за которую дети должны пройти не пойманными. Кого пограничник поймает, тот займет его место.

Игра-эстафета «Доставь пакет».

Мальчики делятся на 2 команды. По сигналу первые проходят под дугой, по досточкам, между кеглями, берут флажок - дают знак следующему.

Пакет находится в руках у последнего мальчика. Побеждает та команда, кто быстрее доставит пакет.

Быстрая лодка

На пол кладутся 2 половинки альбомного листа. Участники должны встать на четвереньки и дуть, чтобы эти листы переместились от "буйка" до "буйка м без помощи рук.

Бомбардировщики

Вам потребуется 20-30 надутых воздушных шариков, разбросанных в хаотичном порядке по залу. Включается песня «Бомбардировщики». Задача участников, пока звучит музыка, бегать по залу и изображать самолет. Как только музыка выключается, тут же наши бомбардировщики должны будут взорвать бомбы, то есть сесть на шарик и лопнуть. Побеждает тот, кто взорвал самое большое количество бомб.

Эстафета «Боевая тревога»

По сигналу «Боевая тревога» участники команд по сигналу бегут по одному к назначенному месту, надевают морскую форму пилотки и бескозырки и возвращаются обратно.

Эстафета «Поднять якорь» (для капитанов)

В эстафете принимают участие по одному участнику от каждой команды. Каждому участнику дается палочка, на которой привязан якорь из картона. Нужно как можно быстрее накрутить веревку (ленточку) на палочку до столкновения якоря с палкою.

Эстафета «Взлетная полоса»

Первый участник команды кладет на вытянутую руку с расправленной ладонью альбомный лист бумаги. В таком положении он должен пройти до условленного места и там оставить свой лист. Двигаться нужно осторожно, потому что лист легкий и все время стремиться слететь с руки. Следующий игрок положит свой лист рядом с первым листом. И так далее. Из листов выкладывается «взлетная полоса».

Эстафета «Склад боеприпасов»

Каждая команда должна перенести кегли из обруча в коробки, стоящие на финише. Кеглей должно быть в обруче столько, сколько игроков в командах.

Игра «По окопу - огонь»

Игроки каждой команды берут в руки по два мягких мяча и начинают перебрасывать на территорию противника. После сигнала подсчитывается, сколько мячей осталось на территории. Чем меньше мячей - тем лучше и больше очков заработала команда.

Соревнование «Перетягивание каната».

ИГРЫ к Дню эащитника Отечества

Игра «Стой! Кто идет?» Выбираются два пограничника, им завязывают глаза, третий – нарушитель старается тихо пройти между ними. Если пограничник услышал, он должен сказать «Стой! Кто идет?»

Разобрать снаряды. В корзине вместе лежат предметы круглой и квадратной формы (из блоков Дьенеша). Ребенку закрывают глаза, и он должен, не глядя в правую корзину положить круглые предметы, в левую - квадратной формы. Вариант. Класть левой рукой. Вариант: правой рукой искать предметы круглой формы, левой – квадратной.

Собери вещмешок. Сложить быстро в вещмешок предметы и завязать его. (кружка, ложка, мыло, хлеб…)

Переправа Лодка – обруч. В нее сажать одного человека и перебегать вдвоем в обруче на другую сторону, «спасенного» оставляют там. Кто быстрее

Спасти боевую подругу. Девочки лежа на полу, спрятались в засаде. Надо подбежать, взявшись за руки, и прикрыв собой девочку, бежать вдвоем, наклонившись., перебравшись на другую сторону.

Будь ловким! (под музыку) По большому кругу стоят стулья, спинками наружу. За каждым стулом встает ребенок. В центре – водящий, он приседает на корточки.

Такт 1. Все дети приседают за стульями, как бы прячась, а водящий встает, стараясь, не сходя со своего места, заглянуть за спинки стульев.

Такт 2. Дети встают, водящий приседает на корточки, как бы прячась.

Такт3-4. Движения повторяются.

Такт 5-12. Все играющие бегут в одном направлении по кругу (за стульями). Водящий бежит со всеми вместе в общем кругу. С окончанием музыка все садятся на любой стул. Оставшийся без места становится водящим. Игра повторяется.

Найди место. В ряд ставят стулья, сиденьями через один в разные стороны. Водящий берет палку и обходит, сидящих на стульях. Если он около кого-то стукнет палкой по полу, этот играющий должен встать со стула и пойти следом за водящим. Так водящий ходит вокруг стульев, стучит то тут, то там, и вот за ним следует уже целая свита. Водящий начинает удаляться от стульев, ходит кругами, змейкой; остальные повторяют его движения. Неожиданно водящий дважды стучит по полу. То сигнал к тому, чтобы все немедленно заняли свои места. А сделать это не так-то просто, поскольку стулья смотрят в разные стороны. Сам водящий старается занять место одним из первых. Теперь водит тот, кому не досталось места.

Уничтожь мину (Попади в цель.) Для игры нужны разноцветные мячики или шарики и четыре большие картонные коробки (корзины, тазы). В игре принимают участи е четыре команды с равным количеством участников. У каждой команды мячики одного цвета. Все участники образуют четыре круга, и каждый получает по одному мячику. В середине каждого круга короба (корзина, таз). По сигналу дети одновременно бросают мячи в коробку. Выигрывает команда, у которой все мячи попали в цель.

Пехота – воздух – танки.

Игра на внимание. Ведущий говорит команды. По команде: идти (пехота) , лечь на пол воздух), ползти (танки).

Штурман. Один ребенок идет с завязанными глазами, другой руководит им, говорит, куда идти (налево, направо, прямо),обходя препятствия – кегли, надо стараться не сбить кегли.

Разведчики . Найти пакет с донесением (по карте, по схеме, по плану…)

Спасательный круг . Обруч набросить на человека и вместе в одном обруче бегут, «спасаясь». Вариант: увеличивать количество детей в обруче.

Водолазы . Играют две команды. Дети стоят друг за другом, широко раздвинув ноги. Ребенок проползает между ног и встает перед первым, после этого последний начинает ползти и тоже встает перед первым и так до конца, пока не доползут до черты – берега. Кто быстрей приползет первым к черте. Вариант: стоят, согнувшись, опершись на руги и ноги.

Поднять парус. Играют две команды . Взрослый (папа) лежит на спине, держа один конец каната. За другой – держатся дети и стараются «приподнять» папу с пола, перетягивая канат. Какая команда быстрей поднимет парус (папу с пола), та и выиграла.

Спасатели. Дети стоят спиной к ведущему. Ведущий бросает звучащий снаряд. Дети должны ползти в ту сторону, где упал снаряд, кто первый до него доберется, тот относит его в корзину, а остальные ползут на исходную позицию. Вариант. Играют две команды. Чья команда «обезвредит» больше снарядов (доползет и отнесет в корзину).

Передать азбукой Морзе. Ведущий показывает ребенку-радисту из команды ритмический рисунок. Тот должен отхлопать тот ритм, передавая его другой команде на корабль, схему которого увидел на карточке. Ребенок-радист из команды второго корабля запоминает и старается в точности повторить этот ритм. Вариант . Ребенок должен повторить и отхлопать тот ритм, образец которого отхлопал взрослый. Вариант . Ребенок-радист запоминает ритм и выбирает среди карточек-схем тот вариант рисунка, который соответствует услышанному ритму. Вариан т. Ребенок рисует схему ритма сам. Вариант . Образец ритма демонстрируется за спиной ребенка. Варианты ритмических схем: 1) - - 2) - - - 3) - - - 4) - -- 5) - - - - 6) - - - - 7) - - - - -

Саперы . Играют две команды. Сначала один ребенок «минирует» - раскладывает маленькие обручи на места, обозначенные крестиком (мелом). Второй «разминирует»– собирает обручи и передает их третьему ребенку и т.д. выигрывает та команда, которая быстрей выполнит задание.

Шпион на стуле.

Попробовать встать со стула, не поднимая ступни ног от пола и ни на что не опираясь.

Пройти по трапу.

Играют две команды. Узкая дорожка, выложенная веревками. Пройти, не оступившись.

Одень папаху.

На скамейке сидит человек – новобранец. Другой играющий поворачивается спиной, делает шесть шагов с закрытыми глазами, разворачивается, идет вперед шесть шагов и пытается надеть папаху на того, кто сидит.

Вариант: может сидеть не один человек, а несколько .

Конкурс кашеваров » . Ведро с водой, на другой стороне – кастрюля.

(донеси воду для каши через препятствия)

«Конкурс силачей »

Парный конкурс, сидя на полу, упираясь ступнями друг в друга, перетягивать партнера на свою сторону.

«Моряки».

Все участники танцуют под музыку « Морячка».

Водящий имитирует мытье палубы.

Когда музыка заканчивается, играющие встают в пары, оставшийся без пары становится водящим.

Загони рыбку в сеть».

Соревнуются две команды. В каждой есть Рыбак и Повар.

Рыбаки загоняют рыбу в сеть - «рыба» лежит на полу, её нужно передвигать порывом воздуха, создаваемым от энергичных взмахов большим картонным листом. Так «рыбки доплывают» к Поварам. Повара кладут рыбу в камбуз, чистят картошку, режут её и кладут туда же. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием.

« Взвод стройся». Все участники выстраиваются в шеренгу по черте. Под музыку по команде «разойдись!» дети бегают врассыпную. По команде «взвод стройся»! Все должны найти свои места в строю.

Кто быстрее поднимет якорь».

Намотать ленты с якорем на палочку.

Пехотинцы”

Дети встают радом друг с другом на вытянутые руки и ноги. Последний ребенок проползает на четвереньках под ними до конца и встает в строй.

Минеры”

Всем играющим завязывают глаза и дают в руки корзинки . На полу рассыпаны пробки (или рассыпаны в обруче) . По сигналу участники начинают на ощупь собирать пробки в корзины.

Полоса препятствий”

Необходимо преодолеть препятствие – перейти болото по кочкам (коврики), проползти через “тоннель”, добыть снаряд (кеглю) и вернуться бегом к команде.

Корабли с моряками (ср гр)

Держатся друг за друга, руки на поясе. Медленно плывут, поднялся шторм, быстрей. Главное, не расцепиться

Самолеты

Заводят мотор, летят – руки в стороны, приземлились (сели на колено)

«Тоннель». Все участники выстраиваются парами лицом друг к другу, берутся за руки и приседают. Последняя пара пролезает в тоннель на животе (как разведчики) и выбираются на свободу. Дети, образующие тоннель задевают разведчиков руками по спине, щекочут, слегка постукивают. И так в тоннель пролезают по очереди все участники игры.

«Богатыри ». В обруч становятся два игрока, ноги широко расставить, наклонив туловище вперед, игроки упираются ладонями и лбами друг в друга. Противники должны противостоять друг другу, не двигаясь с места. Кто сдвинулся- проиграл.

Наведи порядок в части. На полу разбросаны кубики и шарики. Одна команда собирает кубики в корзину, другая – шарики. Кто быстрей.

Минное поле . Разминировать. (Собрать «пули» - металлические с помощью магнита). Кто быстрей.


Русский солдат умом и силой богат

(Познавательная игра, посвященная Дню защитника Отечества)

Цель:

    Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;

    Эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщении к воинским традициям;

    Развитие у учащихся умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

    Ватман с перечнем дней воинской славы России.

    Плакат с эпиграфом:

«О Россы! Нет вам, нет примеру,

И смерть сама вам лавр дает..»

Г. Державин «На взятие Измаила».

    Красочно оформленные листы с рисунками и названием тем игры.

    В зале расположен стол для жюри, стол для ведущего, столы для команд. На столах у команд цифры с номерами команд.

    Жетоны за правильный ответ.

Условия игры:

    Победит команда набравшая большое количество жетонов.

Ход игры:

    Организационный момент:

    Начало игры:

Ведущий 1:

Мы с вами собрались на игру, посвященную Дню защитника Отечества. Сегодня мы вспомним тех, кто защищал нашу Родину от кочевников, шведов, немцев в годы воин и нашествий.

В одной древней легенде чужеземный князь завещал своим сыновьям: «И я детям и внукам наказываю – не ходите войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется»

Древнейшие наши былины, легенды, летописи хранят память о тех, кто стоял на защите родной земли.

« Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;

Не уважать оной есть постыдное малодушие. Это слова А.С. Пушкина. Так давайте и мы вспомним о днях былых.

Лист истории № 1 «ДАТЫ»

Ведущий 2:

Победа русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков.

Возрождая эту традицию, 10 февраля 1995 года Государственная дума Российской Федерации приняла Закон «О днях воинской славы России», который был, 13 марта того же года подписал Президентом Российской Федерации.

Законом установлены 15 дней воинской славы России. Коротко вспомним о них. Итак задание для первого тура: вам предлагаются в календарном порядке события военной истории России. Выберите из предложенных вариантов правильное число и год, когда эти события произошли

ЯНВАРЬ

Снятие блокады города Ленинграда.

ФЕВРАЛЬ

Победа Красной Амии над кайзеровскими войсками Германии. День защитника Отечества.

Разгром советскими войсками немецко- фашистских войск в Сталинградской битве.

АПРЕЛЬ

Победа русских войск Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (ледовое побоище)

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

ИЮЛЬ

Победа русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении.

АВГУСТ

Первая в российской истории морская победа русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут

Разгром советскими войсками немецко – фашистских войск на Курской дуге.

СЕНТЯБРЬ

Победа русских полков во главе с князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.

Победа русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

День сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией на Бородинском поле.

НОЯБРЬ

Освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов.

ДЕКАБРЬ

Взятие турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием

А.В. Суворова.

Начало контрнаступления советских войск в битве под Москвой.

Лист истории № 2 «ПОЭЗИЯ»

Ведущий:

Определите, о каком событии идет речь в произведениях поэтов

В субботу, пятого апреля,

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев темный строй…

Был первый натиск немцев

В пехоту русскую углом

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом

К. Симонов. Ледовое побоище. 1242 г.

В этот памятный год

москвичи неспроста

Дали прозвище князю:

Иван Калита.

« Калита» - это значит мешок для монет,

И точнее для князя прозвание

И вот с этой поры

Хан за данью баскаков не слал на места –

Посылал своих дьяков Иван Калита.

И везли все добро не татарам, не в стан,

А в Москву, прямо в Кремль, чтоб решил

князь Иван –

что татарам пойдет, что ему самому,

что в уплату пойдет тем, кто нужен ему…

так в Москву повели все дороги земли.

Враждовать с Калитой уж князья не могли.

Нынче спорить с Москвою князьям не с руки

Ведь чуть что – князь Иван собирает

чем тяжелее ярмо поднимает народ,

тем скорее, сильнее хозяйство растет.

Н. Кончаловская (Первое упоминание о Москве. 1147г.)

Как мне о битве на Дону

Рассказ продолжить мой?

Читатель, я не обману,

Сказав о битве той,

Что не было еще такой.

И, хоть кого спроси, -

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!..

Стоял такой великий

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен

Дон до самого низовья…

А князя Дмитрия Донским

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших дней живет.

Н. Кончаловская (Куликовская битва 1380.)

В тургеневских охотничьих местах

Воронки, груды мертвого металла,

Здесь за день по двадцати атак

Отчаянная рота отбивала

А как бомбили нас! Не говори

Такого в Сталинграде не видали.

Всю ночь качались в небе фонари,

Кровавым светом, озаряли дали.

Е. Долматовский. Курская битва. (Курская битва 1943г)

Лист истории № 3 «ШИФРОВКА»

Ведущий:

Во время войны многие материалы шифруются, чтобы противник не мог догадаться, о чем или о ком идет речь. В армии служат специальные люди – шифровальщики. Сейчас вы получите шифровку и ключ к ней. Ваша задача – догадаться, как пользоваться ключом и расшифровать запись.

КЛЮЧ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш

14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

27 28 29 30 31 32 33

ШИФРОВКА № 1

4 10 20 1 18 29 (Гитары)

Ведущий:

Из фронтового письма политрука В.Г. Клочкова жене. 1941год.

« Особенно, Нина, «гитары» наводят ужас на фашистов. «Гитары» - это такое мощное оружие, что ты и представить не можешь. Черт знает, что за русские изобретатели! Когда бьют «гитары», немцы рвут на себе волосы, а пленные немцы говорят: «Покажите вашу «гитару», а потом расстреливайте». На самом деле и мы близко наблюдали: где разрывались снаряды «гитары», все уничтожалось к черту, и мокрого места не оставалось».

«Гитары», «Катюши», БМ – 13 – это все об одном, о реактивной установке. Вначале эта установка была настолько засекречена, что ее называли «новое оружие».

Фашисты прилагали немало усилий, чтобы захватить или хотя бы сфотографировать «рус катуш», как они говорили, но это им долго не удавалось сделать.

ШИФРОВКА № 2

13 6 20 1 32 27 10 6 20 1 15 12 10 (Летающие танки)

Ведущий:

«Черная смерть» - так называли фашисты Ил - 2. Их автор – конструктор Сергей Владимирович Илюшин. Ил – 2 – это бронированный штурмовик, все жизненные части у него забронированы. Даже в том случае, если снаряд пробивал топливный бак, самолет не горел, не терял горючее и возвращался на базу. Во время Великой Отечественной войны выпускалось более тысячи Ил – 2 в месяц.

ШИФРОВКА № 3

20 18 10 5 24 1 20 30 25 6 20 3 7 18 12 1 (Тридцатьчетверка)

Ведущий:

Танк Т – 34. этот танк прошел всю войну. Фашисты, начиная войну, даже не подозревали о существовании у русских танка Т – 34. первым главным конструктором Т – 34 был Михаил Ильич Кошкин. К работе над танком он приступил в 1937 году. Первое испытание танк прошел 5 марта 1940 года. За время Великой Отечественной войны выпущено 35 тысяч танков Т – 34. вес танка – 32 тонны.

Лист истории № 4 «ГЕРОИ»

Ведущий:

Города – герои, воины герои. Эта высшая степень отличия,

Присваивавшаяся Президиумом Верховного Совета СССР за героизм и мужество, проявленное в годы Великой Отечественной войны.

За мужество и отвагу на фронтах свыше 11 тысяч человек удостоены высшего почетного звания Героя Советского Союза

    В нашем районе этого почетного звания удостоено 3 воина. Назовите их.

    В приказе Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года первыми городами – героями были названы … Назовите эти 4 города. (Ленинград, Сталинград, Севастополь, Одесса)

    В 1965 г. было присвоено звание героя укрепленному форпосту у западных границ России, находящемуся в 2 км. от города Бреста на правом берегу Буга. Этот форпост играл важную оборонительную роль в во время Первой мировой войны и прославился в годы Великой Отечественной войны. О чем идет речь ( О Брестской крепости)

    Через 40 лет после Великой Отечественной войны 1985 году еще двум городам было присвоено звание героя. Каким? (Мурманску, Смоленску).

    А сколько сейчас городов героев в стране?

Лист истории № 5 «ПОЧЕМУ ТАК?..»

Ведущий: Откуда пошли обычаи делать так, а не иначе? Кто первым вел тот или иной обычай? Мы этого, как правило, не знаем. Но это очень интересно.

    Почему моряки носят брюки клеш? (Это ускоряет надевание и шнурование ботинок и защищает ботинки от брызг; расширенные брючины легче закатать вверх; тонущему моряку легче скинуть такие брюки)

    Петр I издал указ: «Нашивать на обшлаги солдатских и офицерских мундиров оловянные пуговицы». Зачем? (Чтобы отучить их от дурной привычки вытирать нос рукавом).

    Почему на одежде мужчин пуговицы расположены справа, а на женской - слева?

(В прежние времена у мужчин оружие располагалось слева)

    Император Павел I решил перестроить российскую армию на немецкий манер. В связи с этим он приказал солдатам… Что? (Носить длинные косы, на виски наклеивать букли, пудрить мукой волосы)

Когда это же было приказано сделать Суворову, он сказал: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, а я не немец, Ваше величество, а природный русак». За что был отправлен в ссылку в село Кончанское.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ БОЛЕЛЬЩИКАМ

(Пока команды думают над сложными вопросами. Ведущий предлагает болельщикам заработать для своей команды жетоны, ответив на вопросы)

    Вспомните слова на букву «П», которые имеют отношения к армии.

    назовите города – герои, которым это звание было присвоено в мирное время. (1965 – Москва, Киев, Брестская крепость; 1973 – Керчь, Новороссийск; 1974 – Минск; 1976 – Тула; 1985 – Мурманск, Смоленск.)

    Он всегда соблюдал правила истинно рыцарской чести – никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы» (то есть «начинаю сражение»). Кто он? (Князь Святослав)

    Вспомните самые популярные песни о войне.

ЛИТЕРАТУРА:

Горшкова, Л.В. «Гордиться славою своих предков.. должно»: Сценарий познавательной игры на тему русской военной истории. / Л.В. Горшкова – Читаем, учимся, играем, 2005., № 12. – С. 4-10.

Ершова, В. Непобедимая, родная армия: Литературно-музыкальная композиция к Дню защитника отечества / В. Ершова. – Сценарий и репертуар., 2008, № 2.- С.26-33.

Маленькие герои большой войны: Сценарий праздника, посвященного Дню Победы.- Сценарий и репертуар., 2007, № 6.- С.48-51.

Москвина, Л.Навеки -семнадцатилетние: (Литературно-музыкальная композиция ко Дню защитника Отечества) / Л. Москвина.- Воспитание школьников, 2008, № 10. – С.73-76.

Шаверская, О. «Нам дороги эти позабыть нельзя»: Публикация по вашей просьбе ко Дню Победы.- Воспитание школьников, 2002, № 2.- С.66-69.

Автор: Луценко Лариса Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Зимёнковская средняя общеобразовательная школа» п. Зимёнки Муромского района Владимирской области
Описание материала: Вашему вниманию предложен материал для проведения совместного мероприятия младших школьников и их родителей, где папы выступают в роли игроков, а мама в роли болельщиков. Данная конкурсная программа (полностью или выборочно) может быть проведена как в преддверии 23 февраля, так и использована для спортивных мероприятий, мероприятий по формированию здорового образа жизни и др., как совместно с родителями, итак и без них. Все участники смогут показать не только свою ловкость, силу, ум, быстроту, смекалку, но и получить заряд бодрости и массу положительных эмоций.Цель: способствовать эмоциональному сближению родителей и детей.
Задачи:
- дать детям начальные представления о значении армии для страны, о родах войск, об особенностях службы в армии;
- развивать заинтересованность родителей к совместным мероприятиям с детьми;
- формировать у взрослых и детей потребность к здоровому образу жизни.
Предварительная работа: изготовление приглашений для пап, планирование проведения мероприятия с девочками и мамами (награждение, подарки, сюрпризы)
Учитель: Приветствуем участников и гостей нашего праздника!
Собрались мы сегодня вместе,
Чтоб отметить праздник мужчин.
Смелым, умным, отважным и добрым –
Вот таким хочет видеть вас сын.
Всем покажете ваши знанья,
Силу, ловкость, сноровку в борьбе.
Вы дерзайте,наши мужчины,
И уверены будьте в себе.
Команда мальчиков соревнуется с командой пап.1.Разминка
-Каждый будущий солдат должен знать военные слова, название военных объектов и предметов. Вот это мы сейчас и проверим. А папы в это время напишут нам названия видов и родов войск в российской армии.
Информация для учителя:
Сухопутные войска: мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска противовоздушной обороны, армейская авиация.
Военно-воздушные силы (ВВС) включают в себя рода авиации: бомбардировочную, истребительно - бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную и транспортную, а также Войска ПВО.
Военно-морской флот (ВМФ) состоит из родов сил: подводных, надводных, морской авиации, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты.
Ракетные войска стратегического назначения
Космические войска
Воздушно - Десантные Войска (ВДВ)
Инженерные войска
Войска радиационной, химической и биологической защиты
Для мальчиков:
1.Как называется деревянная часть винтовки? (приклад)
2.Кто добывает сведения о противнике, о его расположении, численности, вооружении? (разведчик)

3.Как называется летний головной убор матроса? (бескозырка)
4.Зимняя верхняя одежда солдат? (шинель)
5.С помощью чего передвигается танк по земле? (колес и гусениц)
6.Как называется праздничный проход всех групп и родов войск по Красной площади? (парад)
7.Полосатая майка у моряков? (тельняшка)
8.Что заменяет солдатам носки? (портянки)
9.Как называется конец солдатской службы? (демобилизация или дембель)
10.Сколько звездочек на погонах у рядового? (ни одной)
2.Конкурс «Бомбардировка»
С помощью скакалки прокладывается граница. Под музыку каждая команда перекидывает на половину противника «гранаты» (газетные шарики). После остановки музыки, гранаты подсчитывается. Побеждает тот, у кого гранат меньше.
3.«Центрифуга»
Центрифуга – это аппарат для подготовки космонавтов и лётчиков. В него помещают человека и вращают этот аппарат в разных направлениях. А мы будем вращать мяч вокруг себя, перекладывая из одной руки в другую и считать до10, затем передаем мяч следующему игроку в команде.
4.«Армейская кухня»
Получите солдатское меню на обед.
Меню для мальчиков:
Щи
Картофель отварной с рыбой
Компот
Меню для пап:
Борщ
Каша гречневая с котлетой
Кисель
Ваша задача: из предложенных продуктов питания выбрать всё необходимое для приготовления указанных блюд (продукты питания напечатаны на карточках)
Морковь, хлеб, соль, сахар, картофель, капуста, крупа гречневая, вода, свекла, мясо, лук, сухофрукты, чай, морс, крахмал, помидор, огурец, укроп, рыба, курица, яблоко и др.)
5.«Солдатские жмурки»
В армии есть такое понятие как уставные взаимоотношения. Это отношения по воинскому уставу, вежливое обращение, солдаты низшего звания подчиняются высшему званию и т.д. Давайте сыграем в солдатские жмурки. Команда пап выбирает водящего, а все остальные образуют круг. Внутрь круга запускается команда мальчиков. Всем завязываются глаза.
Фраза водящего: Рядовой, вы где?
Ответ всех играющих: Здесь я, товарищ прапорщик!
После того как водящий поймает игрока, он должен опознать его. Затем команды меняются.
Игра с болельщиками «Музыкальное ассорти из солдатских песен»
(болельщики напевают по нескольку строк из песен солдатской тематики)
У солдата выходной..
Три танкиста..
Первым делом самолеты..
Комбат, батяня…
На границе тучи ходят хмуро..
Солдатушки, бравы ребятушки…
Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты..
Наша Армия самая, самая,..
Забрали куда-то прямо из военкомата…
Русский парень от пуль не бежит….
Солдаты, в путь, в путь, в путь…
Расплескалась синева, расплескалась,
По тельняшкам разлилась, по беретам….
И др.
6.«Разведчики»
Разведчиков посылали в тыл врага за тем, чтобы он разведал нужную информацию, захватил пленного и др.Не зря про разведчиков говорят «Пошёл в разведку – бери всё на заметку». Обычно, чтобы не быть замеченным, разведчиков выполняли свое задание ночью. Выберите разведчика. Сделаем ему ночь (завязать глаза). Тыл врага это парта, на ней множество разных предметов. Задача разведчика отыскать среди всех этих предметов нужный (например, кнопку, скрепку). Искать нужно тихо, аккуратно, если уронишь какой-то предмет, это провал, тебя заметили, операция не удалась.
7.«Военная тревога»
На стуле для каждой команды готовы пиджак (китель), ремень, фуражка, ружьё. По команде «Тревога!» игроки бегут к стулу, одеваются, прикладывают руку к козырьку и говорят «Служу Отечеству!». Затем раздеваются, складывая одежду на стул, возвращаются назад и передают эстафету следующему.
8.«Газовая атака»
Папам, как бывшим солдатам, можно напомнить первые дни военной службы, когда кроме марафонских забегов и выматывающих отжиманий-подтягиваний, они учились пользоваться противогазом. Для проведения конкурса выбираются по одному человеку из команды, которые выходят за дверь. В классе в это время надевают противогаз одному члену из команды пап, одному – из команды детей. Они садятся на стул и всё их тело покрывают тканью (простынь), кроме головы, так что их трудно узнать. Возвращают игроков из-за двери и они должны по «голове» определить того, кто надел противогаз: папа узнаёт мальчика, а игрок команды мальчиков- чьего-то папу. (Получается довольно весело для всех!)
9.«Отважные лётчики»
Запуск бумажных самолетиков. Все члены команд запускают по одному самолётику. Девочки (мамы) измеряют расстояние каждого пролетевшего самолёта рулеткой. Затем все расстояния складываются и получается одно общее. Побеждает тот, у кого расстояние длиннее. (Можно использовать другой вариант: когда игроки обеих команд запустят самолеты, побеждает та команда, у которой самолёт улетел дальше)
10.«Меткий стрелок»
На доске нарисована мишень: центральный круг -50 очков, круг побольше -40 очков, круг еще крупнее -30. И т.д. 20 и 10 очков. Бросают в мишень мокрую тряпочку (на мишени остается сырой след). Очки складываются, определяется команда-победитель.
11.«Солдатский привал»
В солдатской службе важное место отводится отдыху, а он там бывает тоже активный и коллективный. Предлагаем на привале сыграть в футбол. Выберите вратаря и сделайте по одному броску в его ворота (вратарей можно менять)
12. Перетягивание каната - традиционный любимый конкурс детей и взрослых. Участвуют все желающие.
Подведение итогов. Награждение. Подарки.
Учитель:
И будет так всегда, пока планета вертится!
И по-другому нам действительно нельзя!
Вас поздравляем с Днем Защитников Отечества!
Желаем доблести и славы вам, друзья!

Для организации игры потребуется большая комната, в которой устраивают полосу препятствий. По комнате протягивают веревку, раскладывают мячи, на стену вешают мишень для метания дротиков. Все выстраиваются в колонну, по сигналу ведущего первый игрок проползает под веревкой, огибает мячи и метает дротик в мишень. За каждое выполненное задание игрок получает 1 балл. Ведущий учитывает все пройденные препятствия: мячи не должны быть сбиты, а стулья — сдвинуты. Выигрывает тот игрок, который набрал большее количество баллов.
После игры все получают сладкие призы. А победителю вручают нагрудный значок «Лучший десантник».

Игра "Бывалый моряк"

Для этого конкурса заранее необходимо заготовить некоторое количество якорей из фольги или золотистой плотной бумаги.
1-этап: детям раздают веревки и предлагают за 30 с завязать их морским узлом. Тот, у кого получится самый крепкий узел, получает 1 золотой якорь.
2-этап: всем участникам предлагают ответить на вопросы; за каждый правильный ответ выдается 1 золотой якорь.

  1. Как пожелать моряку счастливого плавания? («Семь футов под килем!»)
  2. Любимое блюдо моряков. (Макароны по- флотски.)
  3. Любимый танец моряков. («Яблочко».)
  4. Какого моря нет на карте: красного, белого, синего, желтого или черного? (Синего.)
  5. Кто был капитаном яхты «Беда» ? (Капитан Врунгель.)

Победителем игры становится тот, кто набрал больше всего золотых якорей, и ему присуждают звание «Бывалый моряк».

Игра "Перетягивание каната"

Для игры потребуется веревка. Участники делятся на две команды, каждая берется за свой конец веревки. На полу отмечается линия, и обе команды встают на равном расстоянии от нее. По сигналу ведущего игроки тянут веревку, каждая команда — в свою сторону. Побеждает та, которая перетянула противника на свою половину. Проигравшие должны исполнить песню или танец.

Игра "Знаток военной техники"

Ведущий называет вид военной техники, а игрок должен сказать, кто ею управляет, или озвучить ее часть. Например: танк — танкист или гусеницы, ракета — космонавт, пушка — артиллерист или дуло, самолет — летчик или крыло, крейсер — моряк. За каждый правильный ответ игроки получают звезды. Победителем становится тот, кто наберет большее количество звезд.

Игра "Солдаты"

В эту игру могут сыграть как взрослые, так и дети. Для нее необходимо надеть на себя как можно больше одежды. В центр комнаты ставят спинками друг к другу стулья — столько, сколько игроков принимают участие в игре. По сигналу ведущего игроки начинают бегать вокруг стульев. Затем ведущий делает хлопок руками, а игроки останавливаются, снимают любой предмет одежды и кладут на тот стул, возле которого остановились. Далее ведущий опять хлопает в ладоши, и игроки снова бегают вокруг стульев. Хлопок — игроки останавливаются и кладут предмет одежды на тот стул, возле которого остановились. Когда игроки снимут по три предмета своей одежды, ведущий кричит: «Солдаты, подъем!» «Солдаты» в суматохе должны найти каждый свою одежду (она лежит на разных стульях) и быстро одеться. Кто быстрее оденется, тот получает звание «Бравый солдат».

Игра "Петушиные бои"

Каждый игрок встает на левую ногу, а правую сгибает и держит правой рукой за голень. Правая рука выдвигается вперед. Прыгая на левой ноге, необходимо сразиться с противником. Для этого нужно допрыгать на одной ноге до любого соперника и хлопнуть в ладоши. Из игры выбывает тот, кто встал на обе ноги. Побеждает тот, кто ни разу не оступился, ему и присуждается звание «Боец».

Игра "Найди лишнее"

Игра в слова развеселит компанию. Ведущий называет несколько слов, игроки должны выделить лишнее из них. Например: танк, гусеница, солдат, улитка, пушка. Улитка — лишнее слово, так как все остальные слова относятся к военной теме.

Игра "Назови на одну букву"

Каждый из игроков предлагает любую букву, а остальные должны по очереди назвать слово на нее. Для усложнения игры можно выбрать определенную тему, например связанную с военной техникой.
Буква «П» — пулемет, пистолет, пушка, партизан, пилот и т. д.
Выигрывает тот, кто назвал последнее слово, ему теперь загадывать и новую букву.
В паузах между называемыми словами тот, кто предложил букву, громко считает до трех. Если слово не названо, то объявляется победитель.

Танцевальный марафон

Танцевальный марафон пройдет интереснее, если предложить гостям под быструю музыку перебрасывать из рук в руки надувной танк (или шарик с нарисованным на нем танком, самолетиком, корабликом). Ведущий праздника может остановить музыку в любой момент, и тогда тот, у кого в руках оказался надувной танк, говорит слова поздравления с Днем защитника Отечества или произносит тост. Марафон можно устраивать в перерывах между застольем.