Социально-значимый проект для детей с нарушением слуха "театр и дети". Глухие - игра (конкурс) для взрослых

  • 04.08.2019

Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. - М.: Советский спорт, 2002.

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослаб-ленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.

При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» — играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» — играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» — выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны — «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» — играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» — играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

«Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков — 6—8.

Инвентарь: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).

2. Собрать треугольники красного цвета.

3. Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указания

Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

«Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков — 10—12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание — «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

«Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 10—14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания

Игра повторяется несколько раз.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

«Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты

1. Собираются палочки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

2. Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру (елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

3. Командное исполнение заданного самостоятельно придуманного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

«Часы»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

Играющие рассчитываются на 1—12, что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например 11 часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши. Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим цифр — заданий.

Варианты игры

«Месяц»

Играющие рассчитываются на 1—12 (соответственно количеству месяцев в году):

а) если ведущий называет, например, — цифру «пять» — игрок или игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят название месяца;

б) если ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки, соответствующие номеру «6», хлопают в ладоши.

«Дни недели»

Играющие рассчитываются на 1—7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т.д.

«Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа — левую руку, игрок слева — правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

«В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств — ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Варианты

1. Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.

2. Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют физические упражнения вслед за ведущим.

«Поймать Бармалея» — сюжетная игра

Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

Количество участников произвольно.

Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки), горизонтально закрепленные канаты.

Инструкция. В зале устанавливаются скамейки в наклон-пом положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит». Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие) всей командой, найти Бармалея и поймать его (роль Бармалея выполняет второй ведущий).

Методические указания. Обеспечить страховку.

“Мышеловка”

Дети распределяются на две группы. Одна образует круг - мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети изображающие мышеловку берутся за руки, идут по кругу влево (вправо) приговаривая:

Ах, как мыши надоели

Развелось их просто страсть,

Все погрызли и поели,

Всюду лезут - вот напасть.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас

Вот поставим мышеловки.

Переловим всех за раз!

По мере произнесения слов дети-мыши вбегают в круг, подлезая под сцепленные руки детей, идущих по кругу, выбегают из круга. По окончании слов мышеловка закрывается - дети опускают руки, кто остался в кругу считается пойманным. Они встают в круг - мышеловка увеличивается. Игра повторяется.

“Цветные автомобили”

Дети располагаются на одной стороне площадки (зала), они автомобили. Каждому дают цветной круг - руль (обруч). В руках у водящего (педагог) два цветных флажка. Он поднимает флажок зеленого цвета - и дети, имеющие кружок соответствующего цвета разбегаются по всей площадке в любом направлении.

Они гуляют, подражая автомобилю. Педагог поднимает флажок другого цвета, например синего, - и дети второй группы также разбегаются. Через некоторое время флажки опускаются вниз и играющие останавливаются. Игра повторяется. Предварительно педагог дает указания - бегать в разных направлениях и, не наталкиваясь друг на друга, иначе будет авария.

“Большой мяч”

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Играющие не берут мяч в руки в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

“Поезда”

Организуется две команды по 5-7 человек. Взяв друг друга за пояс, по сигналу воспитателя игроки обеих команд начинают движение от стартовой черты. Ведущие каждой команды перед выполнением нового вида движения изображают гудки поезда.

1. Ходьба по рельсам - по двум параллельным извилистым линиям, след в след.

2. Бег за ведущим со сменой направления между препятствиями (кеглями, флажками, мячами).

3.Ходьба по лежащему на полу мосту-бревну высотой 10-15 см.

Побеждает команда, первой прибывшая к финишу.

“Хитрая лиса”

Дети идут по кругу, произнося:

Ходит, бродит вдоль села

Плутовка - рыжая лиса.

Как ее нам увидать?

Лап плутовки избежать?

Воспитатель незаметно дотрагиваются до ребенка, который становиться Хитрой лисой.

Дети хором произносят: “Хитрая лиса, где ты?”

Хитрая лиса выбегает в центр с возгласом: “Я здесь!”. Все играющие разбегаются по площадке врассыпную, лиса их ловит, дотрагиваясь до убегающего рукой. Пойманные лисой игроки становятся лисятами. И тоже ловят убегающих, но, не дотрагиваясь до них, а крепко обхватывая двумя руками. Победителем оказывается последний пойманный ребенок. В повторной игре победитель становится хитрой лисой.

Социальный проект

«Театр и дети»

    Аналитическое обоснование проекта

Цель проекта:

Формирование опыта нравственного поведения обучающихся, повышение уровня общей культуры школьников, социализация в обществе слышащих.

Человек не бывает более искренним и непосредственным, чем в детстве. Хорошая фантазия - признак развитого интеллекта, существует множество способов развивать её у детей и подростков. Один из самых ярких и чудодейственных способов развить в детях творческое начало - познакомить их с театром . Многие знают, как любят дети, когда взрослый, чуть изменяет голос и начинает разговаривать с ребенком от имени игрушки. Интересно наблюдать, как малыш смотрит нам в рот, и при этом верит, что говорит, конечно, кукла. Выраженная куклой просьба выполняется быстрее и с большим энтузиазмом, чем та же просьба мамы. Рассказанная куклой история намного интереснее, шутки смешнее, замечания и советы запоминаются, принимаются близко к сердцу. Именно такие простые манипуляции с игрушками открывают для ребенка мир преображения, театра. И мир этот его завораживает.

Но глухим детям услышать это не дано. Это сказывается на их внутреннем мире. Детям с нарушением слуха трудно научиться свободно выражать себя, быть самостоятельными и интересными внешнему миру. В этом нам поможет театр. В мире глухих, где восприятие мира визуально и невербальный способ общения является главенствующим, театр в более доступной форме позволяет подростку нравственно и эстетически совершенствоваться, помогает познавать окружающий мир, приобщаться к искусству. Актерская игра для неслышащих детей – это, в первую очередь, форма образования и социальной адаптации.

Мы обратились к деятельности театральной студии «Мельпомена», организованной при клубе им.Меньшикова г.Тихорецка. Будем смотреть движения, красоту танца, сказки с участием ростовых кукол, понимать смысл спектакля через пластику движений и мир звуков. Планируем посетить спектакль по сказке Е.Шварца «Два клена», кукольный спектакль «Заячья избушка», театрализованную постановку «Колея» на основе документальных материалов по книге Ю.Сальникова «Человек, помоги себе сам!».

Театрализованные представления пользуются у детей и подростков неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных представлений на личность позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ученик во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно. Воспитательное значение театрализованных представлений состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма.

В театрализованных представлениях есть сюжетный замысел и ролевые действия. Детям становится интересно. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом. Движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения неслышащих детей могут сопровождаться репликами, стихами, а главное передать образ героя мимикой, пантомимой, движениями тела, танцем. У некоторых развивается творческая самостоятельность в передаче образа, а некоторые нуждаются в помощи педагога. Дети начинают чувствовать ответственность за успех. Педагог остаётся активным её участником. Своими пояснениями он направляет детей на тот образ, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

Проект рассчитан на 3 месяца.

Задачи проекта:

    расширять знания детей об окружающем мире;

    развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулировать мыслительные операции;

    развивать различные анализаторы: зрительные, слуховые, речедвигательные, кинестетические, двигательные;

    активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи;

    развивать чувство коллективизма, ответственность друг за друга;

    стимулировать развитие творческой поисковой активности, самостоятельность;

    Механизм реализации проекта.

Участниками проекта будет группа обучающихся 8-11 классов. Реализация проекта будет осуществляться на базе ГБОУ школы-интерната г.Тихорека, с посещением клуба им.Меньшикова г.Тихорецка. Координацию проекта будет осуществлять учитель Черковская Н.В. Организационная и методическая помощь будет оказана администрацией школы и педагогами дополнительного образования.

Финансовая поддержка реализация проекта будет частично обеспечена за счет добровольных благотворительных пожертвований родителей обучающихся.

Участники проекта:

    администрация;

Сорокина Наталья

Крылова Виктория

Кравцов Сергей

Болдырев Андрей

Кошевец Андрей

Описание проекта:

Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении, направленный на формирование опыта нравственного поведения и творческого потенциала обучающихся

Этапы реализации проекта:

1.Изучение мнения родителей и учащихся 8в, 9б, 11 классов о необходимости данного социального проекта.

2.Формулировка социальной проблемы.

3. Определение целей и задач социальной проблемы.

4. Изучение реальных возможностей проектной группы.

5. Составление детального плана работы.

6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.

9. Составления бюджета проекта.

10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

Реализация проекта.

1. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

2. Проведение плановых мероприятий.

3. Контроль и оценка выполнения плана.

4. Корректировка реализации проекта.

Подведение итогов работы:

1. Анализ результатов работы по проекту.

2. Информирование администрации о результатах реализации проекта.

3. Выступление учащихся в школе

Ведущие методы:

    метод сотрудничества;

    метод самовоспитания;

    личный пример педагога;

    метод упражнений.

3. Ожидаемые результаты:

1. Участие обучающихся с театральными постановками в общешкольных мероприятиях.

2. Формирование у обучающихся опыта нравственного и эстетического поведения в театре.

3. Социальная активность учеников, их готовность принять личное практическое участие в реализации проекта.

4. Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников, социализация в обществе слышащих.

Выступление с театрализованными мероприятиями на общешкольных мероприятиях.

Отчет о реализации социального проекта

для глухих и слабослышащих обучающихся

«Театр и дети»

Социально-значимая проблема: Детям с нарушением слуха трудно научиться свободно выражать себя, быть самостоятельными и интересными внешнему миру. В этом нам поможет театр. В мире глухих, где восприятие мира визуально и невербальный способ общения является главенствующим, театр в более доступной форме позволяет подростку нравственно и эстетически совершенствоваться, помогает познавать окружающий мир, приобщаться к искусству. Актерская игра для неслышащих детей – это, в первую очередь, форма образования и социальной адаптации.

Цель проекта: формирование опыта нравственного поведения обучающихся, повышение уровня общей культуры школьников, социализация в обществе слышащих.

Место реализации проекта: ГБОУ школы-интернат г.Тихорека, клуб им.Меньшикова г.Тихорецка.

Участники проекта:

    учителя, педагоги дополнительного образования

    родители 8в, 10б, 11 классов;

    администрация;

    учащиеся 8в, 10б, 11 классов:

Сорокина Наталья

Крылова Виктория

Кравцов Сергей

Болдырев Андрей

Кошевец Андрей

Описание реализации проекта:

Проект «Театр и дети» реализовывался с января 2016 года по март 2016 года. Участниками проекта были учителя, педагоги дополнительного образования и группа учащихся из 8в, 10б, 11 классов. Был составлен план работы по направлениям:

1. Изучение театра, как вида искусства.

2. Посещение театрализованных представлений.

3. Работа над произносительной стороной речи.

4. Участие обучающихся в театральных постановках.

По каждому направлению в течение 3-х месяцев велась работа учителем слуховой работы, педагогами дополнительного образования, воспитателями:

Сроки

Содержание исследовательской,

поисковой, творческой деятельности обучающихся

Результат

Изучение театра, как вида искусства

январь

Сбор информации о театре: просмотр презентаций, фильмов, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций.

Рефераты на тему «Театр, как вид искусства»

Самостоятельно созданные презентации «Я люблю театр»

Посещение театрализованных представлений

Февраль-март

Беседа с презентацией «Как вести себя в театре», «Правила посещения театра».

Посещение спектаклей театральной студии «Мельпомена» в клубе им.Меньшикова г.Тихорецка: -спектакль по сказке Е.Шварца «Два клена»;

Кукольный спектакль «Заячья избушка»;

Театрализованная постановка «Колея» по книге Ю.Сальникова «Человек, помоги себе сам»

Преодоление глухим ребенком своего одиночества. По моим наблюдениям, любой ребенок-инвалид, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром своих сверстников и жизненного опыта, оставаясь наедине с самим собой, начинает испытывать чувство одиночества.

Реабилитация подростков с нарушением слуха через общение и творчество. Взаимоотношения глухих подростков со слышащими людьми – мощнейший фактор социальной адаптации.

Улучшение психологического климата в семье, в детском коллективе, развитие коммуникативных навыков.

Дети научились быть добрыми, сочувствовать, сострадать, помогать слабому.

Воспитанники осознали, что труд, знания, умения, смекалка, находчивость помогает людям не отчаиваться и идти к своей цели до конца.

Учащиеся приобрели опыт нравственного и эстетического поведения в театре.

Работа над произносительной стороной речи

Февраль-март

Работа на индивидуальных занятиях по отработке произносительных навыков, использование диалогов и драматизации для развития выразительности и эмоциональности речи, работы над ритмико-интонационной стороной речи.

Повысился процент внятности речи у детей, осмысленное общение фразами друг с другом. Познавательная активность повысилась, так как детям интересны ролевые действия, они также пытаются имитировать ролевые движения, наблюдая друг за другом.

Речь слабослышащих школьников стала более эмоциональной, обучающиеся научились воспроизводить фразы с определенной интонацией, передавать свои чувства в речи.

Участие обучающихся в театральных постановках.

Февраль-март

Выступления обучающихся на общешкольных праздниках:

«Город красивой речи»,

«Моя мама лучше всех»,

праздничный концерт ко дню 8 марта, краевой смотр художественной самодеятельности среди школ глухих.

Обучающиеся научились не просто исполнять свою художественною роль, но и передавать образ героя мимикой, пантомимой, движением тела, танцем.

Движения детей сопровождались репликами, стихами, диалогами.

Повысилась творческая самостоятельность в передаче образа.

Творческая деятельность позволила избежать монотонности, однообразия в осуществлении соответствующих реабилитационных упражнений. Подростки с нарушением слуха с помощью занятий творчеством как бы "приблизились" к нам, более здоровым людям. Это - вполне приемлемый путь, ведущий к реабилитации и социальной адаптации.

В ходе реализации были достигнуты следующие результаты:

Обучающиеся с удовольствием участвовали в общешкольных праздниках.

У них сформировался опыт нравственного и эстетического поведения в театре.

На высоком уровне была социальная активность детей, их готовность принять личное практическое участие в реализации проекта.

Повысился уровень общей культуры школьников.

Развитие коммуникативных навыков позволило социализироваться в обществе слышащих.

Инна Долгих
Развитие остаточного слуха глухих и слабослышащих детей раннего возраста в игре

Развитие остаточного слуха глухих и слабослышащих детей раннего возраста в игре .

Решающим периодом для развития слуха ребёнка является период первых 18месяцев. Поэтому необходимо уже в этот период открыть для ребёнка с нарушением слуха мир звуков . Общеизвестно, что у ребёнка, достигшего необходимой зрелости, тот или иной навык вырабатывается тем легче, чем раньше стали его этому обучать. Это вполне справедливо и по отношению к развитию слухового восприятия . Предпосылкой для быстрого формирования понимания речи в раннем возрасте , при условии, что интеллект у ребёнка нормален, является наличие двух каналов восприятия речи : зрительное восприятие речи и слуховое восприятие речи . Если один из этих каналов закрыт, речевое развитие ребёнка в той или иной степени ограничивается. Многие маленькие с недостатком слуха в возрасте до года и позже обладают выраженной способностью к зрительному восприятию с лица, однако позже они утрачивают эту способность, если взрослые не развивают эту способность дальше. То же самое можно сказать и об остаточном слухе ребёнка , когда готовность к слуховому восприятию без специального воспитания и обучения утрачивается. Ребёнок нормально слышащий или с нарушением слуха , лишь тогда научается понимать речь, когда он постоянно её слышит. Малыш с недостатком слуха , имея слуховой аппарат , готов в любое время к восприятию речи. Даже тогда, когда у ребёнка установлена полная глухота и он не проявляет хотя бы каких-нибудь реакций на звук, тем не менее ему необходимо дать шанс развития остаточного слуха . Проводя с ним работу по развитию слухового восприятия достаточно продолжительное время.

Планомерное развитие остаточного слуха менее всего в своей начальной стадии должно пониматься как развитие речи . Оно начинается в свободном по отношению к речи режиме на материале простых упражнений и игр, суть которых - научить ребёнка отличать речь от шумов, вызывают интерес и желание заниматься.

Игра «Мы слушаем будильник» .

Цель : Помочь детям в различении понятий «звенит» и «не звенит» ,

Учить обращать внимание на звуки окружающего мира. Оборудование : будильник, кукла.

Ход игры.

Педагог говорит ребёнку, что он будет слушать будильник. Это кукла Оля. Она спит. Затем педагог заводит будильник, кладёт кончики пальцев ребёнка на будильник. Педагог говорит : Будильник звенит. Я слышу будильник. Кукла просыпается и встаёт. Кончики пальцев ребёнка вновь располагаются на будильнике. В то время, как ребёнок напряжённо ждёт звонка, педагог говорит ему : «Будильник не звенит» . После этого включить будильник. Игра продолжается до тех пор, пока ребёнку не удастся самостоятельно реагировать на звук будильника. После этого ребёнок не должен дотрагиваться до будильника и воспринимать звук вне поля своего зрения. Если это для ребёнка пока трудно, ребёнок кладёт руки на столешницу, педагог включает будильник незаметно, ребёнок почувствует вибрацию крышки стола (будильник стоит на столе) .

Игра «Мы слушаем телефон» .

Цели : Научить обращать внимание на телефонный звонок.

Помочь ребёнку усвоить понятие «телефон» и его функцию.

Оборудование : телефон, фото человека, который должен позвонить.

Ход игры.

Педагог ставит игрушечный телефон на стол. Всякий раз, когда звучит магнитофонная запись телефонного звонка, ребёнок берёт телефонную трубку телефона и говорит «Алло!» . Затем педагог уменьшает громкость звучания магнитофонной записи. Увеличивает расстояние ребёнка от телефона.

Игра «Мы замечаем кашель» .

Цели : Учить различать неартикуляционные звуки издаваемые человеком.

Познакомить с основами культурного поведения.

Оборудование : кукла, которая может сидеть.

Ход игры.

Педагог кашляет, ребёнок подносит платочек ко рту куклы, поворачивает голову куклы в сторону, сам подражает кашлю и прикладывает ладонь к своему рту. В дальнейшем при проведении игры педагог закрывает рот экраном, чтобы ребёнок мог слышать только кашель.

Игра «Быстро и медленно»

Цели : Научить различать быстрый и медленный темп.

Оборудование : барабан, кукла, которая может стоять.

Ход игры

Педагог ударяет один раз по барабану и продвигает стоящую куклу вперёд. Затем ударяет три раза, каждый удар сопровождает небольшой паузой. После ударов по барабану говорит ребёнку : «Я ударяла медленно. Кукла идёт медленно. Потом повторяет удары по барабану и предоставляет ребёнку возможность передвигать куклу, при этом ему помогать.

После того, как ребёнок научится уверенно выполнять первую часть этого упражнения, педагог вводит быстрые удары по барабану. Методика работы аналогична. Педагог изменяет свои высказывания : «Я ударяла быстро» . «Кукла идёт медленно» .

Когда ребёнок научится правильно реагировать на быстрый темп ударов, педагог предлагает ему быстрый и медленный темп в чередовании. Когда ребёнок научится правильно выполнять это задание на слухо-зрительной основе , педагог предлагает ему воспринимать звук ударов по барабану на слух . Педагог ударяет по барабану за экраном, может встать сзади ребёнка. В трудных случаях можно разрешить ребёнку положить руку на барабан в то время, когда мы по нему стучим.

Игра «Мы машем флажком» .

Цель : Привлечь внимание ребёнка к музыке, а также научить узнавать, когда она включена, когда выключена.

Оборудование : кассета с записью марша, флажок.

Ход игры:

Педагог сидит с ребёнком за столом, включает магнитофон, показывает на свои уши и говорит : «Вот музыка» . Поднимает флажок и машет в такт музыке. Потом выключает магнитофон и говорит : «Музыки нет» . Кладёт флажок на стол.

Затем даёт флажок ребёнку, говорит ему, что он должен подождать, когда будет включена музыка. Когда это происходит, говорит : «Вот музыка» . Если ребёнок сам не начнёт махать флажком, педагог ему помогает. Потом выключает музыку и говорит : «Музыки нет» . Если ребёнок продолжает махать флажком, педагог ему помогает положить флажок на место. Как только ребёнок приобретёт уверенность в своих реакциях, он уже не должен смотреть, как педагог включает и выключает магнитофон. Он должен теперь только слушать.

Публикации по теме:

«Развитие двигательного творчества у детей дошкольного возраста в подвижной игре». Сообщение для педагогов В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Ребенок, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н. К. Крупской, «или.

Тема НОД: Игра-драматизация русской народной сказки «Курочка Ряба». Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русского народного.

Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений Мастер класс музыкального руководителя МБДОУ детского сада № 136 Васюковой О. А. Тема: «Развитие ритмического слуха у детей дошкольного.

Презентация «Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Презентация на тему: "Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста". Основное назначение презентации.

Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в системе подготовки к школьному обучению Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, а между тем наше ухо – очень хрупкий орган. Статистика.

Сценарий утренника «Прощальный бал выпускников» (для глухих и слабослышащих детей) Дети старшей и младшей групп сидят на стульчиках. В середину зала выходят глашатаи - два мальчика старшей группы, имитируют звуки трубы.

Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушениями слуха Сенсорное развития детей раннего возраста с нарушениями слуха. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений.

Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с ЗРР Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Формирование.

Усвоение устной речи у глухих и слабослышащих детей Речевое общение - существенный компонент окружающей среды и обязательное условие развития слышащего ребенка. Если ребенок лишен слуха, речь.

Библиотека изображений:

Количество игроков: любое
Дополнительно: бананы
Участвуют две команды. По одному участнику из команд отходят на расстояние 5-7 м от команды и держат между колен очищенные бананы. Участники команды по очереди подбегают к участнику с «бананом» и откусывают кусочек. И так по очереди пока банан не кончится.
Побеждает та команда, у которой будет больше кусочков бананов.

Защита - спортивная игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: булава, мяч
В центре маленького круга, очерченного на земле или на полу, ставят булаву. Около круга становится защитник, в руках у него мяч. Остальные участники игры, взявшись за руки, окружают защитника широким кольцом. Потом они опускают руки, один из играющих получает от защитника мяч. Стоящие в кругу перебрасывают мяч между собой; улучив удобный момент, каждый игрок может кинуть мяч в булаву, чтобы сбить ее. Защитник прикрывает собой булаву и отбивает мяч любым способом, не ударяя, однако, по нему ногой.

Прыжки в длину - спортивная игра

Количество игроков: четное
Дополнительно: нет
Первый участник команды встает на линию старта и совершает прыжок с места в длину. После приземления он не двигается с места, пока место посадки не будет зафиксировано судьями (с помощью черты, проведенной по носкам обуви прыгуна). Следующий участник ставит ноги прямо перед чертой, не заступая за нее, и тоже совершает прыжок. Таким образом, вся команда совершает один коллективный прыжок в длину. Прыгать надо аккуратно и при посадке не падать - иначе аннулируется результат прыжка.

Упражнения на бревне - спортивная игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: бревно длиной не более 1 метра
Участник становится на бревно и, перебирая ногами, катит его вместе с собой от старта до финиша и обратно. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

Ножной волейбол - напольная игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: веревка, воздушный шар
Количество человек зависит от размеров комнаты.
Участники делятся на две команды. Поперек комнаты натягивается веревка на высоте 0,5-1 м. По обе стороны веревки определяется "поле". Игроки садятся (ложатся) ногами вперед. Вместо мяча используется воздушный шарик.
Правила игры такие же, как в обычном волейболе.

Монетка-2 - игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: газета, монета, вода
Игра проводится на свежем воздухе летом. Из газеты скатывается трубочка и вставляется игрокам в штаны спереди, а на лоб кладется монетка.
Ведущий объясняет игрокам:
- Игра заключается в том, чтобы попасть со лба монеткой в трубочку. И в зависимости от того, в какую штанину попадет монетка, дальше будет развиваться игра.
Игрокам дается несколько тренировочных попыток (в это время кто-то из зрителей незаметно приносит кастрюлю воды).
Ведущий объявляет:
- Все, игра начинается.

Цимбалы - игра-загадка

Количество игроков: любое
Дополнительно: монеты

Участнику завязывают глаза и садят на стул. Ведущий воском приклеивает две монеты на большой и указательный палец и начинает постукивать справа и слева от головы участника. Участник угадывает, откуда идет звук. Это легко, но вот когда постучат прямо перед лицом, то угадать это очень сложно, даже если вы знаете суть прикола.

Лезь под стол - игра (конкурс) для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Когда под ногами мягкая травка, одно удовольствие по ней ползать. Все участники сидят за столом, строго положили локти и не подглядывают вниз! Один лезет под стол и снимает с участников обувь, меняет и т.п.
Участники тем временем наблюдают за строгими лицами друг друга. Кто первый засмеётся, тот выполняет желание, заранее придуманное всеми. Здесь у вас простор для фантазии: подходить к незнакомым людям и предлагать им купить кефир по сниженной цене (при этом самозабвенно тараторя что сегодня международный день кефира), залезать на стол и во всю глотку кричать марсианам чтобы они забрали вас домой, бежать по всей базе отдыха (естественно, при незнакомых отдыхающих) и орать "Грабят! караул!"...